СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Особенности социальной адаптации в подростковом возрасте - Курсовая работа №39059

«Особенности социальной адаптации в подростковом возрасте» - Курсовая работа

  • 45 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

Введение

Глава I. Теоретическое исследование социальной адаптации в подростковом возрасте

1.1. Определение, виды и факторы социальной адаптации.

1.2.Психологические особенности социальной адаптации в подростковом возрасте.

1.3. Факторы, влияющие на особенности социальной адаптации.

Выводы по I главе

Глава II. Эмпирическое исследование социальной адаптации в подростковом возрасте.

2.1. Характеристика испытуемых и методов исследования.

2.2. Описание результатов исследования.

2.3. Математический анализ результатов диагностики.

Выводы по II главе

Список литературы

Заключение


Введение

Актуальность исследования. С первых мгновений жизни ребёнок развивается как социальное существо, ведь перед ним раскрывается мир человеческих предметов, преображённый общественной деятельностью всех поколений. Перед ним его родители, его семья - первое зеркало человеческого общения, первая ступенька коллективизма, условие и источник развития будущей личности. Семейное воспитание - самая гуманная и творческая из всех видов человеческой деятельности. Именно в семье человек впервые получает социальный опыт взаимодействия с окружающим миром. В течение жизни у человека нередко возникают вопросы: как войти в новый коллектив? как приспособиться? как стать если не своим, то хотя бы не отверженным? Впервые такие вопросы осознанно встают перед человеком в период подросткового возраста, когда порой невольно приходится пересмотреть свои взгляды на окружающий мир, на соотношение в нем значимого, принять новые ценности, частично или полностью расставшись со старыми.

Проблема социально-психологической адаптации личности к социальной действительности издавна привлекала внимание психологов, социологов, других специалистов по поведению человека. Проблему когнитивного диссонанса изучал американский социолог Л.Фестингер. У человека возникает потребность в адаптации, направленной на ликвидацию конфликта, несоответствие внутреннего и внешнего. Не менее интересную модель типов адаптации мы находим у американского психолога Ч.Мориса, который рассматривает адаптацию как средство разрешения конфликта между импульсами и конвенциональными нормами [25;с. 67]. Г.Селье ввел понятие «адаптационный синдром», в котором выделил три стадии: стадия тревоги; стадия сопротивляемости характеризуется повышением уровня устойчивости организма к различным воздействиям; далее наступает либо стабилизация состояния и выздоровление, либо стадия истощения, которая может окончиться гибелью организма [1; с. 70]. Для описания типов поведения людей в дезадаптивных ситуациях К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерны акцент на защите собственных интересов [23;с. 128].

Социально-психологическое развитие - это процесс усвоения человеком доступного ему на данный момент социального опыта; творческая переработка последнего в личный опыт, во внутренние социальные ценности и установки. Определение громоздкое, но оно отражает суть этого процесса [14;с. 46]. Находясь в некоторой среде - семье, образовательном учреждении, компании сверстников - ребенок как бы «заглатывает» те нормы и ценности, которые в этой среде главенствуют, а затем постепенно перерабатывает их, изменяя и приспосабливая к своим индивидуальным особенностям и жизненным целям. Но все очень непросто. Процессы «поглощения» и переработки социального опыта разнесены во времени. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом, то есть живет чужим умом. В другие периоды жизни идет бурный процесс переработки, осмысления опыта: в это время главное - жить не как все, быть непохожим на других. Сложная спираль социально-психологического развития должна привести к социальной зрелости личности - состоянию гармонии типического и индивидуального в человеке. Но случается это не быстро и не всегда [2;с. 101].

Цель исследования – изучение особенностей социальной адаптации в подростковом возрасте.

Предмет исследования – процесс протекания адаптации.

Объект исследования – факторы, влияющие на процесс социально-психической адаптации в подростковом возрасте.

Гипотеза: основными факторами адаптации подростков к социальной действительности являются: уровень тревожности (личностной и реактивной), состояние здоровья, статус подростка в семье.

Задачи:

1. Теоретический анализ особенностей социальной адаптации подростков в отечественной и зарубежной психологической науке.

2. Эмпирическое исследование факторов социальной адаптации в подростковом возрасте.

3.Математический анализ данных исследования.

С целью доказательства выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

1.Исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность) определялось по «Шкале самооценки» Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина.

2. При изучении социально-психологической адаптации подростков была использована «Методика изучения социально-психологической адаптации» К.Роджерса и Р.Даймонда.

3. С целью получения данных о том, что подросток чувствует, думает о своих семейных отношениях, о состоянии своего здоровья, об отношении к своим друзьям и знакомым был использован «Опросник приспособленности» Х.Белла.

4. Статус подростка в семье и особенности родительского отношения имеют большое значение при вхождении подростка в социальную действительность. Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения.

Базой эмпирического исследования был определён лицей № 126. В качестве испытуемых выступили подростки в возрасте 14-15 лет из полных и неполных семей.


Выдержка из текста работы

Глава I. Теоретическое исследование социальной адаптации в подростковом возрасте

1.1. Определение, виды и факторы социальной адаптации

В последнее время определенный интерес к проблеме психологической адаптации личности наблюдается в работах отечественных психологов (Н.Д.Левитов, Г.М.Андреева, Ф.В.Бассин, В.В.Столин, Ф.Е.Василюк и др.) [23;с. 78].

Тот смысл, в котором термин «адаптация» используется в современной психологии, восходит к общеупотребительному латинскому значению этого слова. Однако в психологии предложены различные определения адаптации, которые требуют специального рассмотрения. Следует также выработать такое определение социально-психической адаптации личности, которое стало бы основой для рассмотрения различных аспектов процесса адаптации и его результата – адаптированности личности к определенным социальным ситуациям или устойчивым структурам.

1. Необихевиористское определение адаптации. В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется в работах Г.Айзенка и его последователей. Адаптацию (adjustment) они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой полностью удовлетворены; это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически – групповом поведении, социальных отношениях или культуре. Следует отметить также, что в бихевиористском определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивидов.

2. Интеракционистское определение адаптации. Согласно данной концепции, которую развивает, в частности, Л.Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами. Согласно Л.Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды: а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом (например, посещение школы и овладение учебными предметами, установление дружеских отношений со сверстниками, а позднее – более интимные отношения и вступление в брак); в более специфическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей и стремлений. Такая адаптированность может наблюдаться в любой области деятельности. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

3. Психоаналитическая концепция адаптации личности специально разработана немецким психоаналитиком Г.Гартманном, хотя вопросы адаптации широко обсуждаются во многих работах З.Фрейда, а механизмы и процессы защитной адаптации рассмотрены в работе Анны Фрейд. Адаптация, согласно Г.Гартманну, включает такие процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я. В целом психоаналитическая теория адаптации человека является в настоящее время самой разработанной. Психоаналитики создали широкую систему понятий и открыли ряд тонких процессов, с помощью которых человек адаптируется к социальной среде.

Бихевиористская, интеракционистская и особенно психоаналитическая интерепретации психической адаптации в настоящее время являются наиболее разработанными и распространенными, содержат много полезных идей, удачных формулировок проблем и указания путей дальнейших эмпирических и теоретических исследований. Однако приведенные определения только частично отражают существенные особенности социально-психологической адаптации личности. Выработка полноценного научного определения социально-психологической адаптации личности возможна только на основе идеи онтогенетической социализации, если определение этого понятия правильно отражает тот реальный и чрезвычайно сложный процесс, благодаря которому индивид превращается в личность, обладающую основными чертами социально-психологической зрелости.

Онтогенетическую социализацию можно определить как такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психологической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутрипсихических процессов. Адаптивные механизмы личности с успехом выполняют свои функции, если приводят к ее адаптированности в социальной ситуации или среде.

Социально-психологическую адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет ей эталонная группа. Адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.

Одним из важнейших принципов теории социально-психологической адаптации личности считается следующее утверждение: в сложных проблемных ситуациях адаптивные процессы личности протекают с участием не отдельных, изолированных механизмов, а их комплексов. Эти адаптивные комплексы, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. Изучение устойчивых адаптивных комплексов является одним из путей развития научной характерологии

На основе анализа и обобщения теоретических данных, можно предложить следующую наиболее общую классификацию разновидностей социально-психологической адаптации личности: нормальная адаптация; девиантная или неконформистская адаптация; патологическая адаптация [21;с. 167].

1. Нормальной можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. Нормальная адаптация личности, в свою очередь, бывает двух видов: защитная и незащитная. Нормальной защитной адаптацией называются действия личности, которые осуществляются с помощью известных защитных механизмов (агрессии, рационализации, проекции, регрессии, формирования обратной реакции, сублимации и т.д.), если эти механизмы не стали патологическими. Незащитные адаптивные процессы отличаются тем, что начинаются в нефрустрирующих проблемных ситуациях, требующих от личности принятия рациональных решений. Они осуществляются без участия известных защитных механизмов, то есть с помощью незащитных адаптивных комплексов (познавательные процессы личности, процессы целеполагания, групповые социально-психологические механизмы, различные формы социальной уступчивости, процессы общения и обмена информацией, интеллектуализации жизненного опыта и т.д.).

2. Девиантная адаптация. Девиантными или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением. Данное определение не следует понимать в том смысле, что если в данной ситуации поведение личности отклоняется от принятых норм, то оно всегда будет девиантным. Оно может быть нормально адаптивным или продуктивным для той организации или целого общества, в состав которых входит эта малая группа. Девиантная адаптация может быть условно подразделена на два основных подвида: а) неконформистская адаптация – это такой процесс социально-психической адаптации личности, благодаря которому она преодолевает внутригрупповую проблемную ситуацию необычными для членов этой группы способами и путями и, вследствие этого, оказывается в конфликтных отношениях с нормами группы и их носителями; б) новаторская (творческая) адаптация – разновидность человеческой деятельности или исполнения роли, в ходе и результате которой личность создает новые ценности, осуществляет нововведения в определенной сфере. Однако нередко можно наблюдать такую ситуацию: продукты творческой деятельности весьма полезны для общества, но малая группа, членом которой является личность, всячески ограничивают ее активность. И в этом случае активность личности с позиций всего общества является адаптивной и плодотворной, но с позиций малой группы – девиантной.

3. Патологическая адаптация – это такой социально-психологический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических синдромов. Поскольку процесс адаптации должен удовлетворять как потребности личности, так и ожидания и требования социальной группы, то вполне понятно, что патологизированное поведение индивида с точки зрения группы может считаться адаптивным лишь в том случае, когда для успеха групповой деятельности от личности ожидается именно такое поведение. А такие случаи встречаются только тогда, когда нормы, принятые в группе и организации, тоже являются патологическими.

Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, данное свойство присуще и человеку. Однако человек — это не просто живой организм, а прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, при этом говорят о физиологической, психической и социальной адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию. Более того, существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях.

Выделенные уровни адаптации взаимосвязаны между собой самым тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Эта интегральная характеристика представляет собой весьма динамичное образование, которое принято называть функциональным состоянием организма. Данное понятие, одно из центральных в современной физиологии и психологии человека, непосредственно связано с проблемой адаптации[4;с. 42].

Таким образом, под словом «адаптация» понимается приспособление организма к внешним условиям.

Выделяют следующие виды адаптации.

Адаптация личности путем преобразования или полного преодоления проблемной ситуации, в том числе различных конфликтов: это активная, преимущественно незащитная адаптация. В этом случае ресурсы и механизмы адаптации личности мобилизуются для реконструкции реальной социальной ситуации, а в самой личности происходят сравнительно небольшие и в основном положительные изменения (приобретение новых знаний и навыков, социальной компетентности).

Адаптация личности путем ухода от проблемной ситуации: Это «пассивная» адаптация, поиск новых, более благоприятных для безопасности и удовлетворения потребностей стратегий. В этом случае личность претерпевает более глубокие изменения, однако некоторые из них чаще всего не способствуют ее самоактуализации и самосовершенствованию.

Адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособлением к ней: Такая адаптивная стратегия может осуществляться либо путём преобразования восприятия и истолкования ситуации, т.е. создания ее непроблемного субъективного образа, либо путем более глубокого изменения самой личности, в первую очередь ее Я-концепции [3;с. 98].

Конечно, есть много случаев адаптации с частичным сохранением проблемной ситуации или же, в результате её преобразования, возникновением иной проблемной ситуации, требующей новых процессов адаптации.

Многие процессы адаптации могут иметь несколько направлений, в связи с этим выделяются ещё две разновидности адаптации: внешняя и внутренняя. Внешняя адаптация – это процесс адаптации, с помощью которого личность приспосабливается к внешним объективным проблемным ситуациям (может быть с сохранением проблемной ситуации или с ее устранением и т.д.). Внутренняя адаптация имеет такие разновидности:

-адаптация, направленная на разрешение внутренних конфликтов и других внутренних проблем личности;

- структурная адаптация в узком смысле – процесс координирования какого-либо механизма с теми уже образованными механизмами, с которыми он составляет комплекс;

-структурная адаптация в широком смысле – приспособление ее механизма или комплекса ко всей структуре личности.


Заключение

Традиционно считается, что основной составляющей и механизмом процесса социализации является адаптация, под влиянием которой человек обретает черты социальности, становится полноправным членом общества. Нельзя стать существом социальным, не имея для этого внутренних предпосылок, под влиянием одних только внешних условий. Да и степень социальности подростка далека от полного стопроцентного слияния с социумом, иначе не существовало бы проблем дезадаптации, проблем корректировки асоциальных форм поведения, человек не переживал бы свою инородность в мире себе подобных, не мучился бы от того, что его не понимают другие. Социальная адаптация не всегда полезна, а сохранение своей индивидуальности, действия в угоду собственному «Я» не всегда возможны и посильны индивиду. Так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны для этого возрастного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими людьми, значительно расширяется сфера его деятельности. Данный период отличается выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, подростки осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. Внешние проявления коммуникативного поведения весьма противоречивы. С одной стороны, стремление стать такими же, как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны стремление заслужить авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь близкого верного друга сосуществует у подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях «на всю жизнь».

В процессе формирования личности человека участвуют многие общественные институты. Однако семье принадлежит по праву одна из ведущих ролей в этой сложной и длительной работе. Подростковый возраст - это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. И тем не менее, как никогда нужно беречь контакт со своими взрослеющими детьми. Им нужен друг-учитель, а не просто моралист, нужен человек, который может понять все переживания юной души и не осудить, а помочь разобраться в сложной жизненной ситуации. В этом возрасте человек как бы объединяет весь свой детский эмоциональный опыт общения с другими людьми и пытается понять, кто он такой, зачем он живёт, чего ему ждать от жизни, от других людей.

В нашем быстро меняющемся мире семья продолжает оставаться незаменимой ценностью, отказываться от которой человечество пока не собирается. Поэтому надо что-то менять в самой семье и в отношении общества к ней, обратив особое внимание - на формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, на создание в семье атмосферы сопричастности друг к другу. Только тогда семья станет для ребенка не только источником и основой психологического благополучия, но и эталоном создания своей собственной в будущем.

В ходе исследования были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:

1.Изложены основные теоретические положения по проблемам социально-психической адаптации личности в частности подростков.

2.Установленная положительная корреляционная связь между шкалами «адаптация» и «самоприятие», «приятие других», «здоровье» констатирует тот факт, что на процесс успешной адаптации влияют многие факторы, и формируются они преимущественно в семье, поскольку семья является первом микросоциумом для ребенка.

3. Установленные корреляционные связи позволяют выделить факторы, которые влияют на процесс социально-психологической адаптации испытуемых: положительно влияет на безболезненную адаптацию самоприятие и приятие других; отрицательно – уход от проблем, проявление реактивной и личностной тревожности. На восприятие испытуемыми семейных отношений как неблагоприятных влияет слабое здоровье испытуемого, проявление враждебности со стороны родителей и отношение к подростку как к неудачнику.

Таким образом, мы можем утверждать, что выдвинутая в данной работе гипотеза подтвердилась.

Социализация личности - противоречивый процесс. С одной стороны, он предполагает адаптацию человека к обществу, а с другой - обособление (отчуждение) человека от общества. В условиях всеохватывающих перемен, происходящих в настоящее время в нашем обществе, равновесие между адаптацией и обособлением (отчуждением), которое предполагает успешная социализация, нарушается. Кардинальные перемены в различных сферах жизни привели к изменению функций и удельного веса различных институтов социализации, исчезновению некоторых из них (не стало, например, всесоюзных детских и юношеских организаций) и появлению новых (например организаций бойскаутов). Адаптация личности особенно подростка в обществе постоянных перемен затруднена, так как он не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Подростки вынуждены ориентироваться на отдельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности. Процесс социализации реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействие каких-то факторов. В связи с утратой старых социальных институтов необходима выработка новых технологий социализации, внедрение которых способствовало бы, во-первых, удовлетворению потребностей личности, группы, общества в целом; во-вторых, обучению человека осмысленно «обрабатывать» механизм реализации своего поведения, адекватного общим социальным условиям или конкретной социальной ситуации, в которой человек находится. Представляется, что наиболее эффективно применение этих технологий к такому институту социализации как школа.


Список литературы

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам/ Под ред. Хрипковой А.Г., Антроповой М.В. – М.,1982.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы. – М., 1993.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980.

4. Андреева Т.В. Семейная психология. – М., 2004.

5. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996.

6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001.

7. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М., 1988.

8. Варга А.Я. Система семейной психотерапии. – Самара, 1996.

9. Васильева А.К. Структура семьи. – М., 1988.

10. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители. – М., 1982.

11. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И.Рожкова. – М., 2001.

12. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., 1984.

13. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М., 2003.

14. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.

15. Желдак И.М. Искусство быть семьёй. Практическое руководство. – Минск, 1998.

16. Желдак И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. – М., 2001.

17. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М., 1982.

18. Иванова Н.В., Кузнецова М.П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт//Журнал практического психолога. – 1997.-№ 2.

19. Каган В.Е. Родителям о половом воспитании. – М., 1990.

20. Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания. – Минск, 1980.

21. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М., 2002.

22. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М., 2001.

23. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. –Саратов,1991.

24. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.

25. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. –Ереван,1988.

26. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. –М., 2003.

27. Психология личности в трудах зарубежных психологов/Сост. А.А.Реан. – Спб., 2000.

28. Психология подростка. Хрестоматия./ Сост. Ю.И.Фролов. –М., 1997.

29. Психология самосознания. Хрестоматия. / Сост. Райгородский Д.Я., Самара, 2003.

30. Райгородский Д.Я. Психология семьи. – Самара, 2002.

31. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 2003.

32. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

33. Самосознание и защитные механизмы личности/Сост. Райгородский Д.Я., – Самара, 2003.

34. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.,2002.

35. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

36. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2001.


Тема: «Особенности социальной адаптации в подростковом возрасте»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 45
Цена: 1400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Курсовая работа:

    Особенности мотивационно-волевой сферы в подростковом возрасте

    85 страниц(ы) 

    ВВEДEНИE….….3
    ГЛAВA I. ТEOPEТИЧECКИE ACПEКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
    1.1. Мотивационно-волевая сфера, основные мотивационные теории и классификация мотивов .6
    1.2. Психологические особенности подросткового возраста ….…20
    Вывoды пo I глaвe.….….29
    ГЛAВA II. ЭМПИPИЧECКOE ИCCЛEДOВAНИE ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
    2.1. Oбщaя хapaктepиcтикa выбopки и мeтoдoв иccлeдoвaния….30
    2.2. Aнaлиз и oбoбщeниe peзультaтoв эмпиpичecкoгo иccлeдoвaния….33
    Вывoды пo II глaвe….….….….42
    Зaключeниe….…44
    Cпиcoк литepaтуpы….….….….46
    ПPИЛOЖEНИE
  • Курсовая работа:

    Конфликтность в подростковом возрасте

    46 страниц(ы) 


    Введение 11
    Глава 1. Теоретические основы конфликтности в подростковом возрасте 14
    1.1 Личностные особенности подростка 14
    1.2 По‭‬нятие, сущно‭‬сть и причины ко‭‬нфликто‭‬в 22
    1.3 Конфликты подросткового возраста 34
    Выводы по первой главе 38
    Глава 2. Эмпирическое исследование конфликтности в подростковом возрасте 40
    2.1 Организация и методы исследования….40
    2.2 Анализ результатов исследования 42
    Выводы по второй главе 49
    Заключение 50
    Литература 52
  • Курсовая работа:

    Особенности работы с подростками на основе учета особенностей характера

    45 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. Особенности развития личности в подростковом возрасте 5
    2. Акцентуации характера и их характеристики 9
    3. Особенности проявлений акцентуаций характера в подростковом возрасте и их учет в коррекционной работе 33
    4. Эмпирическое исследование специфики подростковой акцентуации в зависимости от типов семейного воспитания 37
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
  • Курсовая работа:

    Конфликты в подростковом возрасте

    41 страниц(ы) 

    Введение….….3
    1. Теоретические основы изучения конфликтов в подростковом возрасте….5
    1.1. Понятие конфликта….5
    1.2 Типы конфликтов в подростковом возрасте….6
    1.3 Проблема конфликта в подростковом возрасте….9
    2. Исследование особенностей межличностных конфликтов
    среди подростков….….18
    2.1. Методическое обеспечение и организация исследования….….18
    2.2 Анализ результатов исследования особенностей
    межличностных конфликтов подростков…19
    Заключение….….25
    Список использованной литературы….….28
    Приложение….30
  • Дипломная работа:

    Исследование коммуникативных способностей личности в подростковом возрасте

    72 страниц(ы) 

    Введение….
    Глава I. Теоретическое исследование коммуникативных способностей в подростковом возрасте….
    1.1. Понятие коммуникации и коммуникативных способностей….
    1.2. Подростковый период как этап развития личности в онтогенезе…
    1.3. Межличностное общение подростков со сверстниками…
    Выводы по первой главе…
    Глава II. Эмпирическое исследование коммуникативных способностей подростков….
    2.1. Организация, цели, задачи и участники исследования….
    2.2. Методы исследования…
    2.3. Анализ результатов исследования….
    Выводы по второй главе…
    Рекомендации….
    Заключение….
    Список литературы…
    Приложения….

  • Дипломная работа:

    Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте

    65 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДИКО-ТЕРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ
    1.1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности
    1.2.Содержание и структура ценностных ориентаций
    ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
    2.1. Психологические особенности подросткового возраста
    2.2. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков
    ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ
    3.1. Процедура проведения исследования
    3.2. Результаты исследования
    ВЫВОДЫ
    ЛИТЕРАТУРА

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Особенности организационного поведения предприятий

    16 страниц(ы) 

    Введение….3
    1. Факторы, влияющие на покупательское поведение организации. Критерии выбора поставщика предприятием…4
    2. Структура отдела снабжения. Процесс принятия решения в организации.8
    Заключение….14
    Список использованной литературы….15
  • Дипломная работа:

    Концепт «путь» в языковой картине мира М. Ю. Лермонтова

    108 страниц(ы) 


    ВВЕДЕНИЕ 6
    Положения, выносимые на защиту 14
    Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
    1. Типология концепта в языковой картине мира 16
    2. Особенности репрезентации концепта путь в языковой картине мира 41
    3. Мотив дороги в языковой картине мира 46
    4. Выводы по главе 55
    Глава II. АНАЛИЗ КОНЦЕПТА ПУТЬ В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ 57
    МИРА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА 57
    1. Слова путь, дорога в русской языковой картине мира 57
    2. Структура и семантика концепта «путь» в языковой картине мира 62
    романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 62
    Таблица №1 63
    1. Группа слов «перемещение в пространстве». 66
    2. Существительные со значением перемещения в пространстве. 72
    3. Группа слов «характеристика пути». 74
    1. Группа слов «способ перемещения». 76
    2. Группа слов «во время движения». 77
    3. Концепт путь в поэзии М.Ю. Лермонтова 77
    Структура и семантика концепта «путь» в поэзии Лермонтова 78
    I. Ядро концепта «путь». 79
    1). Группа слов «путь и его синонимы». 79
    2). Группа слов «путь/дорога – жизнь». 80
    3). Группа слов «путь/дорога – судьба». 80
    II. Приядерная зона концепта «путь». 81
    1) Глаголы со значением перемещения в пространстве. 81
    2) Существительные со значением перемещения в пространстве. 85
    III. Периферия концепта путь. 86
    1. Группа слов «названия лиц с семой путь». 86
    2. Группа слов «характеристика пути». 87
    4. Выводы по главе 89
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
    НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 95
    СЛОВАРИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 100
    Приложение 101
    Тема урока: Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение (урок для 9 класса). 101
  • Дипломная работа:

    Организация самостоятельной работы на уроке английского языка

    77 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава I Теоретические основы организации самостоятельной работы
    в организации…7
    1.1 Сущность и дидактические принципы организации самостоятельной
    работы учащихся….7
    1.2 Классификация видов самостоятельной работы учащихся по
    дидактической цели….15
    1.3 Формирование самостоятельности и методы самостоятельной работы
    на уроке английского языка….30
    Выводы к главе I ….
    Глава II Организация самостоятельной работы учащихся на уроке
    Английского языка…41
    2.1 Система самостоятельной работы с текстом на уроке английского
    языка….41
    2.2 Игровые упражнения для самостоятельной работы с лексическим
    и грамматическим материалом на уроке английского языка….52
    2.3 Самостоятельное чтение на уроке английского языка….60
    Выводы к главе II …71
    Заключение…72
    Литература….75
  • ВКР:

    Проблемы дистанционного обучения школьников английскому языку и способы их решения

    65 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛЬНИКОВ 7
    1.1. Понятие дистанционного обучения 7
    1.2. Принципы дистанционного обучения 9
    1.3. Преимущества дистанционного обучения 11
    1.4. Проблемы дистанционного обучения школьников английскому языку .
    1.5. Методическая система дистанционного обучения английскому языку. 16
    1.6. Дистанционное обучение в условиях реализации требований ФГОС ООО 22
    Выводы по главе 1 23
    Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛЬНИКОВ 26
    2.1. Констатирующий этап эксперимента 26
    2.2. Модели дистанционного обучения с точки зрения организации учебного процесса 29
    2.3. Формирующий этап эксперимента 35
    2.4. Контрольный этап эксперимента 44
    2.5. Методические рекомендации для учителя по проведению урока английского языка дистанционно 47
    Выводы по главе 2 54
    Заключение 56
    Список литературы 58
    Приложение
  • Курсовая работа:

    Переиздание книги по всем техническим правилам набора

    54 страниц(ы) 

    Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Спецификация полиграфического исполнения издания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Раздел I. Художественно-техническое оформление издания . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    1. Особенности оформления изданий художественной литературы . . . . . . .
    2. Оформление обложки издания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    3. Оформление титульных страниц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    3.1. Титульный лист . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    3.2. Оборот титула . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    3.3. Выходные сведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    4. Оформление справочно-вспомогательных элементов издания . . . . . . . . .
    4.1 Колонцифра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    5. Технические правила набора и верстки издания . . . . . . . . . . . . . . . .
    5.1. Технические правила набора стихотворного текста . . . . . . . . . . . .
    5.2. Технические правила набора рубрик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    5.3. Технические правила набора сносок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    5.4. Технические правила набора драматических произведений. . . . . . . .
    5.5. Технические правила набора текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Раздел II. Безопасные приемы работы. Организация труда на рабочем месте . . . . . . . .
    1. Охрана труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    2. Безопасные приемы труда, инструменты приспособления . . . . . . . . . . .
    3. Рациональная организация рабочего места . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    4. Требования научной организации труда к производственным условиям . .
    Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  • Курсовая работа:

    Тактическая подготовка баскетболистов

    35 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста 4
    2. Характеристика тактической подготовки юных баскетболистов 8
    3.Классификация тактики игры…18
    3.1. Связь технической и тактической подготовок 22
    4. Психологическая подготовка баскетболистов 28
    5. Способы повышения уровня технико-тактической подготовленности баскетболистов 30
    ВЫВОД 34
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
  • Дипломная работа:

    Оценка экспрессии hif-зависимых генов для поиска соединений, обладающих противогипоксическим действием

    61 страниц(ы) 

    ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4
    ВВЕДЕНИЕ 5
    ГЛАВА 1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
    1.1. Роль транскрипционного фактора HIF1 в адаптации клеток к гипоксическим условиям 7
    1.2. Структура гена HIF1 8
    1.3. Препараты, обладающие ноотропным действием ГВС-111 (Ноопепт) и ЦПГ 11
    1.3.1. ГВС-111 12
    1.3.2. ЦПГ 13
    1.4. Гены, регулируемые транскрипционным фактором HIF и их биологическое значение 5
    1.4.1. Фактор роста эндотелия сосудов А 18
    1.4.2. Матриксная металлопротеиназа 2 21
    1.4.3. Киназа пируватдегидрогеназы 1 24
    1.4.4.BCL-2 взаимодействующий белок 3 26
    1.4.5.Белок 3, связывающий инсулиноподобные факторы роста 28
    ГЛАВА 2.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
    2.1. Материалы исследования 31
    2.2. Методы исследования 32
    2.2.1. Компьютерный анализ нуклеотидных последовательностей 32
    2.2.2. Клеточные линии и культивирование клеток 33
    2.2.3. Моделирование условий гипоксии для клеток 33
    2.2.4. Выделение РНК 34
    2.2.5. Синтез кДНК с помощью РНК-зависимой ДНК-полимеразы 35
    2.2.6. Аналитический гель-электрофорез РНК 36
    2.2.7. Количественная полимеразная цепная реакция в режиме реального времени (Real-Time PCR) 37
    2.2.8. Анализ результатов 38
    ГЛАВА З.РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 40
    3.1.Оценка количества мРНК гена HIF1 а под действием Ноопепта и ЦПГ 40
    3.2.Исследование влияния Ноопепта на экспрессию HIF-зависимых генов 41
    З.З.Оценка влияния ЦПГ на экспрессию HIF-зависимых генов 45
    3.4.Обсуждение результатов 49
    ГЛАВА 4.Методические рекомендации по использованию результатов выпускной квалификационной работы в программе высшего учебного заведения 50
    4.1. Роль биологического образования в университете 50
    4.2. Содержание занятия «Определение количества гемоглобина в крови» в курсе дисциплины «Физиология человека и животных» 51
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
    ВЫВОДЫ 61
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
    ПРИЛОЖЕНИЯ 70
  • Дипломная работа:

    Методическое обеспечение дисциплины «информационные технологии в образовании»

    40 страниц(ы) 

    Введение …. 3
    Теоретическая часть… 5
    Использование информационных технологий в обучении и образовательном процессе (начальная школа)… 8
    Целесообразность компьютеризации образовательных учреждений заботы о детях … 11
    Образование информационной культуры в условиях образовательного учреждения …. 20
    Информатика, информационные технологии, информационная культура … …. 22
    Информация и образовательная деятельность библиотеки …. 23
    Информационные коммуникационные технологии в образовании: развитие творческой идентичности личности ученика школы в обучении и образовательном процессе… 24
    Заключение…. 34
    Литература… 38
  • Дипломная работа:

    Изучение текстовых задач на уроках математики в начальных классах

    87 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ…. 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
    1.1.Роль и место текстовых задач в содержании в курсе математики в начальной школе…7
    1.2. Подходы к изучению текстовых задач в различных методических системах…. 17
    1.3. Методическая система изучения текстовых задач в учебно-методическом комплексе «Школа России»….23
    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
    2.1. Инновационный проект по изучению текстовых задач в 4 классе основанное на УМК «Школа России»…40
    2.2. Этапы и содержания опытно-экспериментальной работы по использованию современных подходов к изучению текстовых задач…. ….46
    2.3. Подведение итогов опытной работы и разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов…72
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….78
    ЛИТЕРАТУРА ….81
  • Дипломная работа:

    Современная утопическая проза: поэтика и проблематика произведения л. петрушевской «номер один, или в садах других возможностей»

    58 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ УТОПИЧЕСКАЯ ПРОЗА.6
    1.1 Модификация жанра утопия….6
    1.2 Утопические традиции в русской литературе ХХ века….16
    Выводы по главе 1….26
    ГЛАВА 2 СВОЕОБРАЗИЕ УТОПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ…28
    2.1 Проблематика утопических произведений Л. Петрушевской ….28
    2.2 Поэтика произведения Л. Петрушевской «Номер Один, или В садах других возможностей»….….35
    Выводы по главе 2….53
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….55
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….59