У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Исследование коммуникативных способностей личности в подростковом возрасте» - Дипломная работа
- 72 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
Введение….
Глава I. Теоретическое исследование коммуникативных способностей в подростковом возрасте….
1.1. Понятие коммуникации и коммуникативных способностей….
1.2. Подростковый период как этап развития личности в онтогенезе…
1.3. Межличностное общение подростков со сверстниками…
Выводы по первой главе…
Глава II. Эмпирическое исследование коммуникативных способностей подростков….
2.1. Организация, цели, задачи и участники исследования….
2.2. Методы исследования…
2.3. Анализ результатов исследования….
Выводы по второй главе…
Рекомендации….
Заключение….
Список литературы…
Приложения….
Введение
Актуальность исследования. В современном мире развитая коммуникативность имеет большое значение, так как при сегодняшнем темпе жизни человек вынужден взаимодействовать в своей жизни со множеством людей и найти с ними контакт. Повышенный уровень стрессогенности, различный уровень жизни людей – расслоение общества, повышенная занятость ведет к упадку культуры общения и соответственно развития коммуникативности, в воспитании и развитии подрастающего поколения этому нужно уделять большое внимание.
Данные проблемы особенно актуальны для современных российских подростков. К. Холл назвал подростковый возраст периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Главная особенность подростка - личностная нестабильность. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны. У подростка основные переживания связаны с отношением к себе, к собственной личности. Многочисленные исследования неоспоримо свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания подростка, самоопределения, самоутверждения, невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи [48]. Межличностные отношения подростков имеют большое количество конфликтов, носят характер группового стихийного характера.
В формирование коммуникативности вносит свой вклад целый ряд факторов. Одним из них является самооценка. Самооценка оказывает значительное влияние на формирование коммуникативности, так как самоуважение называют «условием выживания души»; оно является ком-понентой человеческого существования, придающей ему чувство собственного достоинства. Самооценка растет в процессе взаимодействия с людьми, когда Я оказывается для кого-то значимым. Эго растет за счет мелких достижений, похвал и успехов. Иногда подростки со слабой идентичностью и с низкой самооценкой могут создать обманчивый образ, некую видимость и показывать миру именно ее. Срабатывает компенсационный механизм, задача которого – помочь индивиду преодолеть чувство собственной малозначимости, убедив других в своей важности: «Я играю роль, чтобы произвести впечатление на людей». Но притворство ведет к напряжению. Изображать уверенного в себе, друже-любного и веселого человека, испытывая при этом противоположные чув-ства, – это значит постоянно бороться с собой. Человек испытывает сильное напряжение из-за того, что боится сделать неверный шаг и сбросить защитную маску.
Развитие коммуникативности детей является необходимым для формирования общей культуры личности и профилактики деструктивных проявлений: драк, скандалов, изолированности некоторых подростков. Недостаток внимания к данному вопросу, неграмотная диагностика коммуникативных способностей и современный культурный уровень общества обуславливают актуальность данной проблемы.
Недостаточная разработанность выбранной темы исследования также определяет актуальность ее дальнейшего изучения.
Сфера общения подростков получила свое рассмотрение у зарубежных (Д. Майерс, Т. Ньюком, М.А. Робер и Ф. Тильман, Я. Яноушек) и отечественных (В.И. Курбатов, К.М. Левитан, М.С. Каган, Б.Д. Парыгин) психологов и социологов. Влиянию различных факторов и в частности самооценки на коммуникативность в отрочестве посвящены исследования Л.С. Выготского, Л.И. Божовича, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна.
Цель исследования изучение коммуникативных способностей подростков.
Объектом исследования являются особенности коммуникативных способностей подростков.
Предмет исследования: уровень коммуникативности, конфликтности, потребности в общении в подростковом возрасте.
Гипотеза состоит в том, что уровень коммуникативных способностей подростков взаимосвязан с социальным статусом в коллективе сверстников.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятий коммуникативности коммуникативные способности в психологии.
2. Выделить психологические особенности общения в подростковом возрасте.
3. Подобрать методы исследования и провести эмпирическое исследование коммуникативных способностей подростков.
4. Выработать психолого-педагогические рекомендации по развитию коммуникативных способностей подростков.
Теоретико-методологическим обоснованием исследования служили исследования подросткового возраста И.С.Кона, Д.И.Фельдшейна, а также исследования влиянию различных факторов на коммуникативность в отрочестве посвящены исследования Л.С. Выготского, Л.И. Божовича.
Методы исследования: Основными методами сбора эмпирической информации являлись личностные методики: методика определения уровня коммуникабельности В.Д. Ряховского, методика исследования уровня коммуникативности Рогова Е.И., методика исследования потребности в общении Н.В.Мажниковой, В.Б.Сысенко. методика Социометрия Д.Морено, метод ранговой корреляции Спирмена.
Эмпирические исследования были проведены на базе МОУ СОШ с 50 подростками 14-15 лет: 26 мальчиков и 24 девочки.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения особенностей общения, коммуникативности и развития личности в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования состоит в том, что ее выводы могут позволить педагогам и психологам лучше ориентироваться в выборе мер преодоления проблем, связанных с коммуникативностью подростков.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы, приложений.
Выдержка из текста работы
Глава I. Теоретическое исследование коммуникативных способностей в подростковом возрасте
1.1. Понятие коммуникация и межличностное общение
Коммуникация – это процесс передачи информации от отправителя к получателю.
Роббер М.А., Тильман Ф. выделяют следующие составные части коммуникации [30]. Отправитель, цель которого заключается в том, чтобы оказать на получателя определенное воздействие, передает то или иное сообщение с помощью определенного кода. Получатель, чтобы понять это сообщение, должен его декодировать. Когда профессор читает вам лекцию, он является отправителем, а студенты получателями. Его цель – раскрыть ту или иную тему.
«Составные части» коммуникации. В некоторых случаях в роли отправителя выступает один человек, в роли получателя - несколько. Бывает и наоборот. Цели отправителя могут быть самыми разнообразными:
- сообщить информацию
-объяснить
- дать приказ или указание
- отчитать получателя, сделать ему внушение
- поделиться своим настроением
- высказать свою точку зрения на тот или иной вопрос.
Не следует смешивать цель коммуникации с ее побудительной причиной. В то время как цель – это ясное и четкое, сознательное и нередко рациональное намерение, побудительная причина представляет собой скрытое, реальное и социальное неодобряемое намерение. Люди часто склонны обнародовать только социально одобряемое мнение. Очень часто в разговоре мы скрываем свою истинную цель, побудительную причину, зная, что она не одобряется обществом. Мы передаем информацию с помощью устной и письменной речи, а также жеста. Мы передаем также с помощью нашего общего отношения, с помощь мимики. Поэтому не случайно говорят о красноречивых улыбках и о поступках, стоящих длинных речей. Невозможно передать сообщение без кода, т.е. без знаков, выражающих содержание. Спонтанный прием сигналов неполон и избирателен Получатель применят свой собственный код , свою собственную систему интерпретации. Главным моментом здесь является система координат получателя, которая представляет собой склад, где хранится его личный социальный опыт, и, исходя из которого, он оценивает каждую новою ситуацию.
Слов, которыми можно было бы обозначить процесс общения двух людей, не так уж много – беседа, разговор, диадическое общение.
В наиболее общем виде средства общения можно разделить на две большие группы – вербальные и невербальные. В первую группу попадает все то, что связано с речью, во вторую же группу войдут мимика и жесты, позы, взгляды и т. д.
Главную роль в общении играет речь. Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все - глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что оказывает влияние на собеседника, помогает сформулировать свои мысли, раскрыться. Рассеянность, безучастность, равнодушное выражение лица могут привести к обратному результату.
Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. выделяют следующую типологию общения: деловое общение, 2) воспитательное воздействие, 3) диагностическое беседа, 4) интимно-личностное общение [2].
Деловое общение – это ситуации, когда целью взаимодействия становится достижение какого – либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всего подобное взаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностных отношениях (между коллегами, двумя коммерсантами, начальником и подчиненным и т. п.) и статус каждого из партнеров по отношению к другому четко определен, то есть существуют общепризнанные нормы и представления, характеризующие то, что каждый из них может требовать и ждать от другого, и нарушение таких правил будет рассматриваться как нечто необычное и скорее всего мешающее общению. В такого рода ситуациях важен предмет или повод, приведший к общению, без которого деловая беседа вообще состояться не может.
Воспитательное общение – это когда один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представляя результат Такого рода бесед возможны, когда один из партнеров по общению (обучающий) обладает ситуационно (как пропагандист) или постоянно (как учитель а школе) большим авторитетом и знаниями, чем другой.
Диагностическое общение – это общение, где цель – сформировать определенное представление о собеседнике или получить у него какую-либо информацию.
Интимно-личностное общение – уникально и специфично. Оно возможно тогда, когда партеры внутри возникшей ситуации чувствуют себя на равных, одинаково заинтересованы в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений. Для общения характерно такое взаимодействие собеседников друг с другом, когда каждый из них находится в поле зрения другого и поэтому любая реакция – поза, взгляд, жест, могут быть легко замечены и учтены собеседником. В ситуации групповой дискуссии, и в публичном выступлении успешность взаимодействия не столь значительно зависит от того, насколько обе стороны готовы и настроены на взаимодействие друг с другом, как в случае двух людей. В большой аудитории всегда есть вероятность, сто какая-то группа людей будет готова выслушать не очень интересную или уже знакомую информацию , когда же перед тобой только один человек, приходится учитывать его взгляды и вкусы, иначе общение не получиться. Поэтому в ситуациях диадического общения особенно важно проявления взаимного интереса, дружелюбия и доверия.
В процессе межличностного общения, деятельности члены группы обычно выступают в двух качествах: как исполнители социальных ролей (отца, учителя, актера, врача, и т.п.) и как участника группового взаимодействия.
Ранее было показано, что способности к общению в наибольшей степени социально обусловлены. Они проявляются в уровне реализации у индивида всех трех сторон общения: коммуникативной – в средствах передачи информации (речи письменной и устной, жестах, мимике и т. п.); интерактивной - в способах и приемах психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности; перцептивной - в межличностном восприятии, оценивании и взаимопонимании людей. Способность к коммуникации предполагает и развитую степень социально-психологической адаптации, т. е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.
Социальная перцепция проявляется в умении воспринимать людей, адекватно оценивать, сопереживать и понимать их. На этой основе строится эффективное взаимодействие с людьми, обмен информацией, соответствующее социальным нормам поведение, развиваются организаторские и коммуникативные качества личности. Такие качества нужны педагогу, психологу, психотерапевту, социальному работнику. Такие качества не в меньшей степени нужны предпринимателю, менеджеру, руководителю предприятия, фирмы, всем тем, кто работает с персоналом и руководит им.
Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О. проведено психологическое исследование по определению индивидуально-психологических особенностей людей, работающих в предпринимательских сферах [18]. Выявлено, что предприниматель, менеджер - обладатели следующих свойств личности: 1) преобладание мотивации «достижения успеха»; 2) чутье, самостоятельность, ответственность; 3) смелость, адекватная самооценка, развитое чувство собственного достоинства; 4) быстрота реакции, способность анализировать ситуацию и извлекать нужную информацию; 5) способность к умеренному, взвешенному риску, способность переносить неудачу; 6) эвристический стиль мышления, склонность предугадывать события; 7) компетенция в области экономики, технологии, юридических прав; 8) отсутствие морально сдерживающих стереотипов. Таким образом, человека в предпринимательской сфере от-личают мотивы, цели, ценности, свой стиль мышления и т. д.
Организаторские и коммуникативные качества являются важнейшими составляющими эффективности предпринимательской деятельности.
Выводы по второй главе
После анализа результатов исследования межличностного общения подростков выявлено, что :
После анализа результатов исследования выявлено, что высокий уровень развития общительности имеет 25%. Дети бесконфликтно общаются, коммуникативные навыки у данных детей развиты, подбирают средства общения адекватные.
Также выявлен процент детей со средним уровнем развития коммуникативных навыков – 40%.
Кроме этого мы выделили процент детей с низким уровнем развития коммуникативных способностей – 35%. Данные дети не умеют полноценно общаться и проявлять во взаимодействии свои коммуникативные способности: часто служат источником ссор, конфликтов, также характеризуются как малообщительные или про них говорят «с ним не интересно»
После анализа и обобщения результатов исследования нами также выявлены 3 группы детей:
высокий уровень развития коммуникативных способностей имеет – 50% юношей. Данные испытуемые общаются со сверстниками без конфликтов и ссор, подростки стремятся к общению с данными подростками. В коллективе сверстников занимают лидирующее положение.
Вторая группа - испытуемые, имеющие средний уровень развития коммуникативных способностей – 40%.
Третья группа – испытуемые, имеющие низкий уровень развития коммуникативных способностей – 10%. Данные испытуемые малообщительны, в коллективе сверстников являются либо изолированными, либо вообще не хотят с ними общаться.
После анализа результатов исследования социального статуса подростков выявлено, что статус «лидер» имеет 25%. С данными испытуемыми стремятся общаться почти все сверстники.
«Предпочитаемых» выявлено 45%. Данные испытуемые общаются со сверстниками, имеют свой круг общения, контактов с ними не избегают.
«Изолированных» - 15%. Данные подростки являются не выбранными. Они зачастую молчаливы и замкнуты. В коллективе сверстников не имеют друзей и подруг, живут в своем мире.
«Отверженных» – 15%. Данная категория является выбранной по отрицательной характеристике, то есть с данными подростками вообще не хотят общаться, характеризуя их как несостоятельных партнеров по общению, конфликтных и скучных.
Таким образом, после проведенного исследования можно сделать следующие выводы, что: уровень развития коммуникативных способностей у достаточно большого процента подростков низкий и данным испытуемым требуется коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков; социальная структура коллектива подростков достаточно разрозненная и в группе присутствуют «изолированные», «отверженные», поэтому необходимо вести работу по нормализации и оптимизации отношений подростков, развитию навыков
Нами выявлено, что подростки с высоким уровнем коммуникативных способностей имеют высокий социальный статус. Также выявлено, что подростки отличающиеся общительностью имеют высокий социальный статус и являются популярными в коллективе сверстников. Подростки с высокой степенью удовлетворенности потребности в общении имеют высокий социальный статус. Подростки с высоким уровнем коммуникативной деятельности отличаются высокой популярностью среди ровесников.
Таким образом, нами выявлено, что коммуникативные способности и социальный статус в коллективе сверстников у подростков взаимосвязаны, следовательно цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Заключение
Коммуникативные способности развиваются и формируются в процессе активного взаимодействия личности с окружающей средой : в обучении, в профессиональной деятельности, и прежде всего в общении и межличностном взаимодействии с людьми.
С раннего возраста ребенок активно общается и пытается связаться с окружающим, активно изучает, доверяется ей. Много известных случаев детей, так называемых Маугли, которые были лишены какого-либо общения в детстве, так и не смогли стать полноценными людьми.
Коммуникативные способности включают в себя не только культуру красивой речи, но и умение слушать, умение пантомимикой и мимикой отражать эмоции, желание общаться и обязательно учет интересов и потребностей партнеров по общению и взаимодействию.
В нашем исследовании мы предположили, что коммуникативные навыки и общительность влияют на социальный статус и желание сверстников общаться. Проведя исследование, мы выявили, что уровень развития коммуникативных навыков не влияет на социальный статус.
Выработанные нами рекомендации позволили подросткам сформировать бесконфликтное общение, сплотить коллектив сверстников и повысить уровень развития коммуникативных навыков.
В полученных результатах мы обнаружили, что присутствует небольшой процент подростков, которые имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей, социальная структура коллектива подростков разрозненная. Для данных подростков была предложена работа в качестве упражнений, которые позволяют получить результаты наилучшего характера.
Коммуникативные способности – это один из основных видов способностей, имеющих решающее значение на формирование личности.
Проведенную работу считаем успешной и полученные результаты удовлетворительными, коррекционная работа предложена эфффективная.
Поставленная гипотеза не подтвердилась, нами была проведена диагностика и выявлены особенности межличностного общения подростков:
1. уровень развития коммуникативных способностей у достаточно большого процента низкий и данным подросткам требуется коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков;
2. социальная структура коллектива подростков достаточно разрозненная и в группе присутствуют «изолированные», «отверженные», поэтому необходимо вести работу по нормализации и оптимизации отношений подростков, развитию навыков бесконфликтного поведения.
Нами были выработаны рекомендации по повышению коммуникативных способностей подростков.
Также было выявлено, что подростки с высоким уровнем коммуникативных способностей имеют высокий социальный статус. Также выявлено, что подростки отличающиеся общительностью имеют высокий социальный статус и являются популярными в коллективе сверстников. Подростки с высокой степенью удовлетворенности потребности в общении имеют высокий социальный статус. Подростки с высоким уровнем коммуникативной деятельности отличаются высокой популярностью среди ровесников.
Таким образом, нами выявлено, что коммуникативные способности и социальный статус в коллективе сверстников у подростков взаимосвязаны, следовательно цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Список литературы
1. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001.
2. Андреев А.С. Динамика феноменов личностного эгоцентризма в подростковом возрасте // Культурно-историческая психология. 2011. №3. – C. 36-41
3. Асеев В. Г. Феномен неоднозначности воздействий: мотивационные механизмы // Мотивация в современном мире. – М.: МГПУ, 2011.
4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Божо-вич Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008.
5. Борисова Д.П., Дворянчиков Н.В. Гендерные факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. №3. URL: h**t://psyjournals.r*/psyandlaw/2013/n3/63776.shtml.
6. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2001-2007. - 464 с.
7. Волков Б.С. Психология подростка. М., Педагогическое общество России, 2001, с.160
8. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И.Рожкова. М., ВЛАДОС, 2001, с.240
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., Педагогика, 1984. Т.4, с.243
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., ЧеРо, с участием ООО «Творческий центр Мфера», 2000, с.240
11. Достовалов С.Г. Доверие к социальному миру как фактор формирования правосознания у подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. №1. URL: h**t://psyjournals.r*/psyandlaw/2013/n1/58316.shtml
12. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.
13. Дубровина И.В. Идеи Л.С. Выготского о содержании детской практической психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.r*. 2013. №3. URL: h**t://psyedu.r*/journal/2013/3/3432.phtml
14. Дубровина И.В. Возрастной подход к воспитанию психологической культуры школьников //Мир психологии. 2012. № 2. С. 194–209.
15. Зверева Н.В. I Межрегиональная научно-практическая конференция «Психосоматические и пограничные нервно-психические расстройства в детском и подростковом возрасте» // Культурно-историческая психология. 2008. №3. – C. 113-114
16. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 2003. 452 с.
17. Кондратьев М. Ю. Социальная психология в образовании. – М.: ПЕР СЭ, 2008.
18. Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе // Психологическая наука и образование. 2012. № 4.
19. Краснова О.В. Cовременные методы исследования психологических особенностей подростков // Психологическая наука и образование. 2006. №2. – C. 31-38
20. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М., 2009.
21. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д, 2000.
22. Леонова О.И. Исследование эмоционально-аффективной сферы личности подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.r*. 2012. №3. URL: h**t://psyjournals.r*/psyedu_ru/2012/n3/55569.shtml
23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. –Л.:Медицина, 1983
24. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1979
25. Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под ред. Л.А.Регуш. СПб., 2003.
26. Новгородцева А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста // Культурно-историческая психология. 2006. №3. – C. 38-50
27. Новгородцева А.М. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. 2006. № 2.
28. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 480 с.
29. Польская Н.А. Взаимосвязь показателей школьного буллинга и самоповреждающего поведения в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. 2013. №1. – C. 39-49
30. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
31. Родина О.В. К проблеме суицидального поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии. URL: h**t://psyjournals.r*/icjp_2011/issue/41810.shtml
32. Сайко Э.В., Фельдштейн Д.И. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения // Мир психологии. 2007. №4. – C. 3-10
33. Свистунова Е.В. Характерологические особенности личности подростков с эндокринопатиями // Психологическая наука и образование. 2012. №4. – C. 61-69
34. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте и профилактика его аддиктивного варианта // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация. – М., 2011. - C. 40-45
35. Схопчик О.Э. Формирование правосознания подростка в процессе индивидуальных бесед [Текст]/ О.Э. Схопчик //Психологический Журнал. – 2009. - №4. - С. 131-136.
36. Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития // Психологическая наука и образование. 2010. №5. – C. 43-51
37. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. Вестник практической психологии образования №4/2011
38. 39.
40. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология, М., 2002. – с.25
41. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности в 2-х тт. М., 2005 г.
42. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вестник практической психологии образования. 2010. №2. – C. 12-18
43. Фельдштейн Д.И. Психология взаимодействия Взрослого Мира и Мира Детства., М., 2006 г., с.6
44. Фельдштейн Д.И. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей [Текст] / Д.И. Фельдштейн //Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. – Москва-Воронеж, 2002. – С. 249-265.
45. Фельдштейн Д.И. Человек как созидатель и носитель социального.,М., 2007, с.15
46. Фокина А.В. Социальный эгоцентризм как компонент подростковой девиантности // Психологическая наука и образование. 2004. №2.
47. Харламенкова Н. Е. Самоутверждение подростка. М.: Изд. «Институт психологии РАН». 2007.
48. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. М.: Психотерапия, 2008
49. Шафикова Г.Р. Мотивация нравственного поведения подростков: психосемантическое исследование [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.r*. 2011. №4. URL: h**t://psyjournals.r*/psyedu_ru/2011/n4/48753.shtml
50. Юрцевич С.В. Связь аддиктивного поведения и агрессивности в подростковом возрасте // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация. – М., 2011. - C. 251-256
51. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии.-М., 1994
Тема: | «Исследование коммуникативных способностей личности в подростковом возрасте» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 72 | |
Цена: | 1900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Магистерская работа:
72 страниц(ы)
Глава 1. Теоретические основы художественно-творческой деятельности в условиях дополнительного образования. Теоретические основы понятия коммуникативных способностей и арт-тимбилдинга 101.1. Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования. Коммуникативные способности личности и арт-тимбилдинг как ключевые понятия .10РазвернутьСвернуть
1.2. Психологический аспект развития коммуникативных способностей личности в процессе художественно-творческой деятельности 20
1.3. Педагогические условия развития коммуникативных способностей личности в процессе ХТД в системе ДО 27
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование по развитию коммуникативных способностей личности в процессе художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования 36
2.1. Экспериментальная работа по изучению начального уровня развития коммуникативных способностей личности 36
2.2. Описание и результаты экспериментальной проверки метода развития коммуникативных способностей личности в процессе художественно-творческой деятельности 44
2.3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных способностей личности в процессе художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования 49
Заключение 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Приложение № 1 69
Приложение № 2 71
Приложение № 3 72
-
Дипломная работа:
Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте
65 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДИКО-ТЕРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ1.1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личностиРазвернутьСвернуть
1.2.Содержание и структура ценностных ориентаций
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ
3.1. Процедура проведения исследования
3.2. Результаты исследования
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
-
Курсовая работа:
Конфликтность в подростковом возрасте
46 страниц(ы)
Введение 11
Глава 1. Теоретические основы конфликтности в подростковом возрасте 14
1.1 Личностные особенности подростка 141.2 Понятие, сущность и причины конфликтов 22РазвернутьСвернуть
1.3 Конфликты подросткового возраста 34
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Эмпирическое исследование конфликтности в подростковом возрасте 40
2.1 Организация и методы исследования….40
2.2 Анализ результатов исследования 42
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Литература 52
-
Курсовая работа:
Особенности социальной адаптации в подростковом возрасте
45 страниц(ы)
Введение
Глава I. Теоретическое исследование социальной адаптации в подростковом возрасте
1.1. Определение, виды и факторы социальной адаптации.1.2.Психологические особенности социальной адаптации в подростковом возрасте.РазвернутьСвернуть
1.3. Факторы, влияющие на особенности социальной адаптации.
Выводы по I главе
Глава II. Эмпирическое исследование социальной адаптации в подростковом возрасте.
2.1. Характеристика испытуемых и методов исследования.
2.2. Описание результатов исследования.
2.3. Математический анализ результатов диагностики.
Выводы по II главе
Список литературы
Заключение
-
Курсовая работа:
Особенности мотивационно-волевой сферы в подростковом возрасте
85 страниц(ы)
ВВEДEНИE….….3
ГЛAВA I. ТEOPEТИЧECКИE ACПEКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Мотивационно-волевая сфера, основные мотивационные теории и классификация мотивов .61.2. Психологические особенности подросткового возраста ….…20РазвернутьСвернуть
Вывoды пo I глaвe.….….29
ГЛAВA II. ЭМПИPИЧECКOE ИCCЛEДOВAНИE ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Oбщaя хapaктepиcтикa выбopки и мeтoдoв иccлeдoвaния….30
2.2. Aнaлиз и oбoбщeниe peзультaтoв эмпиpичecкoгo иccлeдoвaния….33
Вывoды пo II глaвe….….….….42
Зaключeниe….…44
Cпиcoк литepaтуpы….….….….46
ПPИЛOЖEНИE
-
Курсовая работа:
Развитие коммуникативных способностей у студентов в процессе образования
50 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. Развитие коммуникативных способностей студентов как педагогическая проблема 5
1.1.Определение категории способности, коммуникативные способности 51.2. Пути развития коммуникативных способностей 14РазвернутьСвернуть
1.3. Средства и формы развития коммуникативных способностей в учебном процессе 19
Глава 2. Выявление педагогических условий эффективного развития коммуникативных способностей студентов в процессе образования в ВУЗе 25
2.1. Ориентация учебного процесса на развитие коммуникативных способностей студентов 25
2.2. Использование тренинговых и практических занятий, развивающих коммуникативные способности студентов 26
2.3. Виды тренинговых занятий 44
Заключение 47
Список литературы 49
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Следующая работа
Электронный каталог в вузовской библиотеке




-
Курсовая работа:
Обучение лексике младших школьников на основе использования игры как средства повышения мотивации
44 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ 61. 1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 6РазвернутьСвернуть
1.2. Лексика как один из компонентов коммуникативной компетенции 8
1.3. Повышения мотивации на основе использования игр 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Диагностирование уровня лексических навыков 23
2.2. Формирование лексических навыков с использованием игровых приемов 27
2.3. Определение эффективности применения дидактических игр при формировании лексических навыков 30
Выводы по главе 2 33
Заключение 34
Список литературы 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 44
-
Дипломная работа:
70 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ 7
1.1. Понятие мнемотехники и ее использование для развития памяти 71.2. Особенности детей с расстройствами аутистического спектра 14РазвернутьСвернуть
1.3. Применение мнемотехники в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии 20
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 24
2.1. Организация и методы исследования памяти у дошкольников с расстройствами аутистического спектра 24
2.2. Результаты исследования памяти у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 29
Выводы по главе II 32
ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 34
3.1. Коррекционно-развивающая программа с применением мнемотехники 34
3.2. Оценка эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы 47
Выводы по главе III 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
Список литературы 53
Приложение 59
-
Курсовая работа:
Словообразовательные особенности терминов рыболовства в татарском языке
32 страниц(ы)
Кереш….3
Төп өлөш
Беренче бүлек
Татар телендә балыкчылык лексикасының
ясалыш - төзелеш структурасы.11§1. Исем структурасы….11РазвернутьСвернуть
§2. Балыкчылык лексикасында кушма сүзләр ысулы.11
§3. Атамаларның кушымча ярдәмендә барлыкка килүе. .12
§4. Атамаларның кушма сүзләр ярдәмендә барлыкка килүе.15
§5. Лексик - синтаксик ысул.19
§6. Конверсия .21
§7. Лексик-семантик ысул.21
§8. Күп компонентлы атама.21
Икенче бүлек
Татар халык авыз иҗатында балыкчылык лексикасы. .25
Йомгак….29
Библиография….30
-
Дипломная работа:
Технологии организации арт-мероприятий в пространстве региона
95 страниц(ы)
Введение….….….….….3
Глава 1. Теоретические основы организации арт-мероприятий…9
1.1.Арт-мероприятие как основа культурной жизни региона….….….…91.2.Виды и формы арт-мероприятий в пространстве региона….12РазвернутьСвернуть
Выводы по первой главе….….….19
Глава 2.Практико-ориентировнные технологии организации арт-мероприятий….21
2.1. Организационные аспекты технологии проведения мероприятия….30
2.2. Дорожная карта организации арт-мероприятия…33
Выводы по второй главе….….….34
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование по апробации технологий организации арт-мероприятий пространстве региона….35
3.1. Описание эксперимента по апробации технологии организации арт-мероприятий в регионе….….….47
3.2. Результаты апробации….….57
Выводы по третьей главе….…82
Заключение….….….….84
Список литературы….….….86
-
Дипломная работа:
Русский народный танец как средство нравственно-эстетическое воспитание детей
54 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.91.1. Психолого-педагогические проблемы нравственно-эстетического воспитания детей в процессе художественного образования.9РазвернутьСвернуть
1.2. История становления и развития русского народного танца как предмета обучения.15
1.3. Русские народные танцы и их специфика.22
Выводы по первой главе.31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.32
2.1. Содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца .32
2.2 Педагогический эксперимент и его результаты.36
Выводы по второй главе.41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.44
ПРИЛОЖЕНИЕ.50
-
Дипломная работа:
Развитие интереса к изучению этнических мотивов
78 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ДИЗАЙН 10
1.1 Особенности профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в системе высшего образования 101.2 Формирование интереса у студентов-дизайнеров в процессе изучения декоративно-прикладного искусства 18РазвернутьСвернуть
1.3 Педагогические условия развитие интереса к изучению этнических мотивов у студентов-дизайнеров 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ К ЭТНИЧЕСКИМ МОТИВАМ 37
2.1 Организация исследования и методика диагностики сформированности интереса у студентов-дизайнеров 37
2.2 Проектно-деятельный подход к формированию профессиональных компетенций у дизайнеров в процессе изучения декоративно-прикладного искусства 44
2.3 Методические рекомендации по развитию интереса к изучению этнических мотивов у студентов-дизайнеров, на занятиях по декоративно-прикладному искусству 54
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
-
Дипломная работа:
Антропонимы в татарских народных дастанах
70 страниц(ы)
КЕРЕШ 3
ТӨП ӨЛЕШ
БЕРЕНЧЕ БҮЛЕК
ОНОМАСТИКА ФӘНЕ ҺӘМ АНЫҢ БЕР ТАРМАГЫ БУЛАРАК ӘДӘБИ ОНОМАСТИКА§ 1. Фән буларак ономастика 6РазвернутьСвернуть
§ 2. Әдәби ономастика 14
ИКЕНЧЕ БҮЛЕК
ДАСТАННАРДА АНТРОПОНИМНАР
§ 1. Жанр буларак дастаннар һәм татар дастаннарының үзенчәлекләренә кыскача күзәтү 19
§ 2. Татар халык дастаннарында антропонимнар 24
ӨЧЕНЧЕ БҮЛЕК
УРТА МӘКТӘПТӘ ТУГАН ТЕЛ ҺӘМ ӘДӘБИЯТ УКЫТУДА ӘДӘБИ ОНОМАСТИКА МАТЕРИАЛЫН ФАЙДАЛАНУ
§ 1. Урта мәктәптә туган тел һәм әдәбият укытуда әдәби ономастика материалын файдалану методикасы 46
§ 2. Урта мәктәптә туган тел һәм әдәбият укытуда әдәби ономастика материалын күнегү үрнәкләрендә файдалану 53
ЙОМГАКЛАУ 64
БИБЛИОГРАФИЯ 66
-
Дипломная работа:
Развитие речи учащихся в поликультурном пространсве
72 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
§ 1.Психолингвистические, лингвистические основы развития речи 61.1 Психолингвистические основы развития речи 6РазвернутьСвернуть
1.2 Лингвистические основы развития речи 11
§ 2. Развитие речи как особая отрасль методики русского языка 16
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
§ 1. Анализ учебных программ по русскому языку 26
§ 2. Система упражнений по развитию речи на уроках русского в 6 классе. 34
§ 3. Конспекты уроков по развитию речи 46
Выводы по второй главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
-
Дипломная работа:
Методика проведения уроков по волейболу в общеобразовательной школе
56 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
ВОЛЕЙБОЛУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Организация и содержание учебной работы по волейболув общеобразовательной школе…7РазвернутьСвернуть
1.2. Учет особенности детского организма при составлении
занятий по волейболу….9
1.3. Особенности обучения школьников техническим приемам
и тактическим действиям….12
ГЛАВА II. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ
ПО ВОЛЕЙБОЛУ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Методика обучения волейболу на уроках физической культуры
в школе…20
2.2. Методика исследования….35
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО ВОЛЕЙБОЛУ В ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР
3.1. Результаты исследования….47
3.2. Анализ результатов исследования….49
ВЫВОДЫ….51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….53
ПРИЛОЖЕНИЯ….57
-
Дипломная работа:
Факторный анализ психолого-педагогических данных компьютерного тестирования
81 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА 9
1.1. Теория компьютерного тестирования 9Введение в теорию тестирования 9РазвернутьСвернуть
Компьютер как инструмент психолого-педагогического тестирования 13
Экспериментальные методы в прикладной психологии на основе компьютерных технологий 22
1.2. Теория факторного анализа 28
Применение факторного анализа 28
Методология факторного анализа. Процесс факторизации 44
Методика факторного и компонентного анализов 47
1.3. Психолого-педагогические данные учебного процесса 55
Дидактические единицы 55
Суть тестовой традиции в психологии. Основные идеи факторного анализа 56
Многофакторный анализ интеллектуальных способностей 59
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА В КОМПЬЮТЕРНОМ ТЕСТИРОВАНИ 63
1.1. Методики экспериментального применения факторного анализа в компьютерном тестировании 63
1.2. Эксперимент по изучению знаний студентов по информационным наукам посредствам факторного анализа 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ЛИТЕРАТУРА 68