СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Уфа и городская жизнь башкортостана в 20-30-е годы      xx века - Курсовая работа №39329

«Уфа и городская жизнь башкортостана в 20-30-е годы xx века» - Курсовая работа

  • 29 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

Введение….3

Глава 1. Социально-демографическая характеристика и облик города Уфы в 1920-е гг.

1.1. Социально-экономическая жизнь города…7

1.2. Общественная активность населения Уфы….12

Глава 2. Изменения социально-экономического облика Уфы в решающие годы индустриализации

1.1.Ускоренное развитие промышленности города….16

2.2. Образование и социальное развитие города….19

Заключение….…23

Список использованной литературы и источников…25


Введение

Актуальность исследования. Во все времена крупные поселения были местами собирания и консолидации населения. Большие города – это центры консолидация населения с ближайших и дальних территорий, хозяйства и экономики, культуры и образования, промышленности и торговли, административного управления и центры государств. Большие города – это центры жизни всех развитых государств, а региональные и локальные города – это места жизни отдельных регионов России.

На 2014 год в России имеется по численности населения свыше 1 миллиона человек 15 городов–миллионеров. Город Уфа один из них.

Развитие каждого города в последние десятилетия занимает большой интерес и практическую работу в этом плане. В развитие города Уфы вносятся большие финансовые вложения по различным сторонам и сферам экономики.

За последние два десятилетия произошли большие политические перемены, экономические сдвиги и смена культурно-национальных приоритетов не только по России в целом, но и в крупных регионах страны, а также в Республике Башкортостан. Это отражается также в жизни и облике крупных городов. В нашем случае мы рассматриваем город Уфу.

Любое развитие в чем-либо привносит свои новые изменения и перемены на строе. Традиции и устоявшийся мир за десятилетия и столетия, которые есть в конкретный момент, после реформ и перемен, подвергаются изменениям и новому развитию.

В городе Уфе в настоящее время идут свои перемены, новые тенденции в развитии и строительстве. Область и круг перемен затрагивает различные стороны и направления жизни города. Среди них проблема нехватки и строительства жилья, проблема сохранения архитектуры Уфы и исторического прошлого, исторического облика города и планировка улиц. Сюда относятся проблемы архитектуры и культуры, экономики и быта, досуга и отдыха населения, образования и промышленности, экологии и бизнеса. Это очень широкий круг проблем для работы, исследования и изучения для специалистов и ученых различной направленности и тематики в своей компетенции.

Углубляясь в эту тему, мы должны понимать и делать акцент на то, что в основе и центре этих событий не стоит забывать и исключать человеческий фактор. Ведь развитие человечества – это борьба самого человека, как и всего человечества, с вызовами природы и окружающего мира, а также борьба и труд на пути улучшения качества жизни самого человека, его потребностей и нужд. Таким образом, тема нашей курсовой работы актуальна и своевременна.

На протяжении столетий главное значение и место в истории местного края играет и выполняет город Уфа. Уфа выполняет функцию и роль столицы, притяжения многонационального и поликультурного населения, административного центра, центр экономики, производства, политики, культурной жизни и т.д.

Вместе с тем, население города в его разнообразной повседневной жизни и истории Уфы в различные периоды времени, и особенно в начале ХХ века как отдельная тема еще слабо представлена, но разрабатывается и изучается.

Для того чтобы четко и ясно представлять картину исследования темы о специфики повседневности уфимского населения в 1920 - 1930 гг., нам нужны ориентиры по которым надо двигаться и работать.

Чтобы представить картину исторического прошлого и дух повседневной жизни городского населения Уфы нужно рассмотреть следующие аспекты жизни населения: состояние города, состав городского населения, занятость, а также социально-экономическое положение население (доходы, расходы, зарплата, цены на товары и услуги, медицина, продовольствие и жилищный вопрос) и массовый культурный досуг (образование, досуг, отдых, культурные потребности населения и возможности города).

Особенным моментом в изучении повседневности населения города Уфы в 1920-1930 гг., является тот момент, что комплексного исследования до настоящего не проводилось до нашего времени и нет отдельных работ посвященной этой теме. Таким образом, можно сказать, что тема о «воздействии модернизационных процессов на повседневную жизнь городского населения» и «человек в меняющихся условиях и переменах» еще предстоит развивать и изучать.

Также стоит отметить, что этот хронологический отрезок в период 1920 – 1930 гг., еще не представлен широко в исследованиях и работах современных исследователей и краеведов Башкортостана. Есть множество отрывочных, разрозненных и отдельных тем (из книг, статей, заметок, публикаций) которые еще предстоит собирать, соединять и задействовать в эту комплексную работу.

К основным работам, из которых можно подчеркнуть первичные данные, относящиеся к 1920 – 1930 гг., можно отнести работу «История Уфы: Краткий очерк» (Уфа, 1981). В этой работе есть главы о промышленном и городском коммунальном хозяйстве Уфы, индустриализации, пятилетках, общественно-политической жизни города, о материальных данных благосостояния уфимцев, о культурном строительстве (просвещение и наука, литература и искусство, культурно-просветительская работа, печать и книгоиздательство).

Плюсом работы является то, что она содержательная, там перечислены важные факты, и описательные моменты которые требуют своего тщательного анализа, обобщения и синтеза.

Сюда также стоит включить такие работы как «Уфа – столица БАССР за 40 лет» (Уфа, 1957), «Уфа за годы Советской власти (статистический справочник)» (Уфа, 1969), «Уфе – 400 лет» (Уфа, 1975), статьи и книги Букановой Р.Г. «Первый Российский город в Башкортостане» (в журнале «Ватандаш», 1999. № 2), и «Города и городское население Башкирии в XVI–XVII вв.» (Уфа, 1993), статью Гвоздиковой И.М. «История города Уфы» (в журнале Ватандаш, (1999. № 1), книгу Зайцева М. А. «Уфа сегодня и завтра» (Уфа, 1987).

Из современных работ нужно привести многочисленные работы уфимского исследователя и краеведа Синенко С. Г., а также пособие «Уфа: страницы истории / сост. М. В. Агеева» (Уфа, 2006).

Конечно, можно еще привести множество источников и литературы, статей и публикаций, но не все работы дают возможность представить четкое и полное представление о повседневной жизни уфимского населения в 1920 – 1930 гг.

А сюда надо добавит еще и вопросы социальных изменений в уфимском обществе за 1920 -1930 гг., социальную структуру общества, рабочих, служащих, уфимскую интеллигенцию, которая кардинально сменилась со времени революционных событий 1917 года, гражданской войны и разрухи. Стоит добавить, как политические изменения на протяжении всего 1920 - 1930 гг. влияли и касались уфимского населения, как многонациональный, конвенциональный и многоукладный характер структуры населения формировал характер населения 1920 – 1930 гг.

Нет подробных исследований и работ, которые бы воедино и вместе обобщали тему. Необходимо собирать различные данные, материалы и документы из большого множества других источников, литературы, газет, документов того времени, а также анализировать и прорабатывать их.

Таким образом, тема повседневности городского населения за период 1920 -1930 гг. не является еще предметом особого и детального изучения, кроме уфимской дореволюционной губернской жизни Уфы, военной 1941 – 1945 гг. и послевоенного периода.

Можно подвести итог, что историография самой проблемы и как сама историография показывает, что самому изучению подвергались лишь отдельные стороны и направления развития города Уфы в 1920- 1930 гг.

Как и сейчас работа не идет в масштабном плане изучения проблематики повседневной жизни населения Уфы в советские годы, так как на этом пути еще предстоит искать новые направления, сферы и пункты исследования. Исследователями был собран, собирается и предстоит еще собирать новые материалы для изучения и развития уфаведения.

Стоит добавить, что само социокультурное пространство города Уфы и вопрос о повседневной жизни населения городов, как и других поволжских и уральских городов ХХ века еще не стало самостоятельным предметом исследования и на этом пути у исследователей большие возможности и перспективы для самостоятельной работы.

Все это позволяет говорить, что данная тема для краеведения Уфы и региональной исторической науки Башкортостана актуальна и важна. А также эта тема актуальна и полезна в виду современных процессов урбанизации, развития и расширения города Уфы. Современное время со своими проблемами, уровнем жизни и состоянием города, также влияет на жителей Уфы.

Целью нашей работы является исследование социально-экономического развития города Уфы в 1920-1930-е гг. Основными задачами курсовой работы являются:

1. проанализировать социально-демографическую характеристику города Уфы в 1920-30-е гг.,

2. раскрыть особенности повседневной жизни горожан, деятельность общественных организаций,

3. проследить основные черты в развитии народного образования и социальной жизни горожан.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1920-1930-х гг., т.е., с окончания событий гражданской войны, налаживания мирной жизни, до конца 1930-х гг., когда, в связи с начавшейся Второй мировой войной, началась милитаризация жизни и принципиальным образом изменились социально-экономические условия как рассматриваемого города, так и страны в целом.

Территориальные рамки исследования охватывают Уфу в административных границах того времени.

Основными источниками курсовой работы послужили для нас правительственные документы 1920-1930-х гг., включая материалы партийно-государственных структур, документы местных властей (тексты постановлений, распоряжений, приказов, циркуляров и т.п.), материалы периодической печати (как центральной, так и местной), а также произведения мемуарной литературы.


Выдержка из текста работы

Глава Ι. Социально-демографическая характеристика и облик города Уфы в 1920-е гг.

1. Социально-экономическая жизнь города.

В марте 1921 г. состоялся X съезд РКП (б), который подвел итог профсоюзной дискуссии. Он принял решение о переходе от прежней до этого момента политики военного коммунизма к новой экономической политике, рассчитанной на усиление союза рабочего класса и крестьян-ства, на ликвидацию капиталистических элементов, построение социализма в молодом СССР. С этим решением также еще было тесно связано поста-новление съезда по национальному вопросу, в котором намечалась широкая программа ликвидации фактического неравенства в виде хозяйственной и культурной отсталости нерусских народов.

Партийные и советские организации города развернули широкую работу по разъяснению массам сущности и задач нэпа. Они проводили собрания, митинги, выезды в села.

За короткое время только в Уфе и Уфимском уезде состоялось около 300 докладов и лекций, но вопросам замены продразверстки продналогом. Решения X съезда партии были единодушно одобрены трудящимися Уфы и губернии.

Так, городская конференция фабрично-заводских комитетов отмечала: «Уфимский организованный пролетариат признает продовольственную политику Советской власти вполне правильной, а замену разверстки продналогом не только правильной, но и целесообразной».

Осуществление новой экономической политики требовало от партии большой идейной и организационной сплоченности. В соответствии с директивой X съезда в 1921 г. в Уфе, как и по всей стране, была проведена чистка партийных рядов. В результате улучшился качественный состав организаций, окрепла партийная дисциплина, возросло влияние коммунистов. В городе, как и прежде, остались две районные партийные организации. I городской райком РКП (б) объединял в основном ячейки административных учреждений и учебных заведений: губисполкома, губпрофсовета, губвоенкомата, губземуправления, партшколы, рабфака и другие, а II городской райком — ячейки железнодорожных мастерских, депо, различных железнодорожных служб, водного транспорта и ряда мелких предприятий.

Жизнь самого советского общества 1920-х годов в основном идентифицируют с НЭПом, т.е. с новой экономической политикой, которую начали в своей политике внедрять руководство партии и сами большевики после конца периода гражданской воины. В годы НЭПа происходили значительные перемены сильно в хозяйственной жизни, в социальной сфере и политической сферах.

Это стало временем, когда в политической и самой общественной жизни искала себя и находила след и место борьба значительных тенденций. Одни к своему моменту были обусловлены объективными предпосылками и обстоятельствами, в которых была молодая Советская республика, остальные исходили из мышления революционных реформ и перемен, другие достались из трудных тенденций времени самой политики и практики обстоятельств военного коммунизма. Сама экономика как инструмент была лишь моментом, вокруг которой собирались события.

Одним из самых главных факторов, имевших влияние роль на повседневную жизнь городского населения, была новая социально-экономическая политика большевиков молодой советской власти. После прекращения гражданской войны сама страна оказалась в большом социальном, экономическом и политическом кризисе. В итоге почти семи лет войны Россия потеряла более четверти своего национального богатства и достояния копившегося столетия. Более чем на половину по сравнению с довоенным временем уменьшилось производство, выпуск и выход сельскохозяйственной продукции.

Произошел резкий спад прожиточного уровня населения и условий труда рабочих. Крупный урон понесла промышленность. Огромный урон и ущерб были нанесены транспорту. Тяжелое социально - экономическое положение усугублялось еще и голодом по все стране. На всей территории страны не было территории, который не был задет последствиями социального упадка, демографического и экономического упадка. Не составлял собой исключение и город Уфа.

Но, несмотря на все выпавшие трудности, уже в 1921 году появились первые прогрессивные достижения в восстановлении народного хозяйства. Большую роль в этом оказало постановление Совнаркомом 9 августа 1921 года «Наказ о проведении в жизнь основ новой экономической политики».

Многие предприятия включились в рыночные отношения, порожденные новой экономической политикой, вводился хозрасчет, большое внимание уделялось материальной поддержки трудовой деятельности, разрешалось на определенных рамках и под вниманием самого государства использование частного капитала, арендных отношений. Все это положительно оказало хорошее влияние на восстановление новой советской промышленности.

Очевидный подъем самих объемов выпускаемых товаров и изделий, их количество не удовлетворяло потребности и запросы населения, а качество было очень на низком уровне, что было связано с самой низкой квалификацией рабочих кадров, нарушениями технологического производства, технологических процессов, снижением качества сырья и оборудования. Однако рост выпуска этой промышленной продукции оказывало и определенный положительный социальный и экономически эффективный результат - это увеличение количества рабочих мест и покрытие занятости населения, вовлечение людей в производство.

Партийная организация сосредоточила все силы на переводе экономики города на рельсы нэпа. Это был сложный и многогранный процесс. Он включал в себя не только замену разверстки продналогом, но и постепенное введение хозрасчета на социалистических предприятиях, свободу местного оборота, повышение роли денежного обращения, широкое привлечение трудящихся к государственному и хозяйственному управлению.

Переход к новой экономической политике вызвал перестройку сложившейся в условиях военного коммунизма практики хозяйствования. Система главков с ее излишней регламентацией была упразднена. Вместо нее создавались тресты, которые объединяли наиболее важные предприятия, с лучшим оборудованием, более обеспеченные сырьем и топливом. В начале 1922 г. был организован трест Уфим.пром - Уфимское объединение промышленных предприятий. В него вошло 19 предприятий, из них 11 городских: фанерная фабрика, объединенные лесозаводы №№ 2 и 13, типографии № 3, 4, 5, канатно-веревочный завод, пошивочная ма-стерская № 1, кирпичный завод Л. 2, № 1 (бывший Гутмана), обувная шорная и экипажная мастерские.

Перевод предприятий на хозрасчет развязывал инициативу местных органов в деле восстановления промышленности и внедрял принцип личной и коллективной материальной заинтересованности. Отбор и концентрация производства сосредоточили в руках государственных органов наиболее крупные и жизнеспособные предприятия. Мелкие же сдавались в аренду частным лицам и кооперативным учреждениям. Уфимский губернский совет народного хозяйства опубликовал списки предприятий, подлежащих сдаче в аренду, разработал ее условия.

Эта мера имела целью восстановление и приведение в порядок предприятий, расширение производства промышленных изделий. Поэтому каждый арендный договор обязывал арендатора провести тот или иной ремонт, определяя минимальный объем производства. Срок аренды устанавливался от 3 до 0 лет. Арендатор должен был соблюдать общие законы и постановления о найме и увольнении, об охране труда. На февраль 1022 г. по Уфе в аренду было сдано около 20 предприятий. Большинство из них составляли мелкие кожевенные, кирпичные, мыловаренные заводы, хлебопекарни с числом рабочих. Значительную часть предприятий арендовали кооперативные учреждения.

Введение нэпа предполагало на первых порах развитие частной инициативы. Декрет ВЦИК от 7 июля 1921 г. «О кустарной и мелкой промышленности разрешал частным лицам открывать собственные предприятия (промышленные, торговые и т. д.). С опубликованием декрета в Уфимский горсовет стали поступать заявления граждан, желающих открыть мастерские, лавки, рестораны, гостиницы и другие заведения. Губернский совет народного хозяйства в 1921 г. провел учет мелкой и кустарной промышленности в Уфе, создал специальный фонд для ее поддержания. Субсидировались в первую очередь кустари, объединенные в артели и выполняющие государственные заказы. Поощрительные меры вызвали оживление мелкой промышленности города.


Заключение

Двадцатые и Тридцатые годы XX века были временем мощного индустриального развития, что имело свое отражение социальной сфере, в экономической области, культуре, политике, социальной сфере, но и в самой повседневной жизни населения Советского Союза. К началу 1920-х гг. вниманием государственной, общественной и партийной активности в стране стала зона промышленности, где разрабатывался план индустриализации и модернизации. Символом в первой половине 1920-х гг. стал город Уфа.

В повседневной жизни города Уфы нашло место совокупность социальных, экономических и культурных отношений 1920-х гг. в городах-новостройках. Использованный материал и источники, показывают черты и особенности жизни промышленных и индустриальных центров в годы первых сталинских преобразований в масштабе целой страны, республики нашей и Уфы. Изучение повседневности жизни населения и людей по городу Уфе позволяет судить о социальных и культурных чертах жизни населения индустриальных центров, находящихся в похожих условиях развития.

Развитие индустриального потенциала трудно представить без простых, людей, кем возводились металлургические гиганты и города. В этой ситуации исследование демографических тенденций, произошедших в городе, является важным. Демографические процессы, проходившие в Уфе, в отличались от общероссийской картины в области населения.

Рост смертности в СССР и на Урале оказывало влияние фактора форсированной индустриализации, коллективизации и голода, в Уфе частой причиной смертности была неустроенность жизни населения, отсутствие достаточного жилищного фонда, не качественного медицинского обслуживания и доставки продуктами питания.

Это было типично для многочисленных новых построек новых городов, появлявшихся при строительстве промышленных гигантов.

Если по Уралу и СССР рождаемость в рассматриваемые периоды 1920-1930 гг. неуклонно понижалась, то в Уфе данный показатель стал расти за счет нормализации быта населения, притока из других регионов семей рабочих и большой рождаемости. Преобладание молодых над средним и пожилым возрастами было существенным. На высокой степени была смертность, в том числе и сама.

Основной причиной в городе неблагоприятные антисанитарные условиях новостроек. Среди жителей Уфы было много рабочих, что типично и характерно для нового индустриального центра.

Изменения социальных, экономических, политических и духовных обстоятельств жизни населения в рассматриваемый период влияли на вопросы повседневности. Очень тяжелые условия жизни рождали многие способы приспособлений среди населения Уфы от жесткого самоограничения и экономии до грабительства соседей по квартире.

употребление спиртного, было одной из проблем истории региона, получило в Уфе широкое распространение. пьянство имело наиболее большие масштабы в критические периоды истории.

Пьянство переходит в бытовую преступность – это частое явление для переходящих эпох. мелкое по быту воровство, трудно с которым было бороться. нарушение закона стало общественным явлением. Этому поощрял набор причин: отсутствие правоохранительных служб, недостаток количества милиционеров; дефицит товара широкого потребления; преступные элементы в городе; алкоголизация; психологический нажим и злоба горожан. Особенностью жизни Уфы в 1920 – 1930 гг. стала незащищенность общества. Массовая молодая преступность усложняла картину жизни. Бороться стало сложно. Нищенство - это уже средство спасения для слабых, не имеющих заработка хлеба доступными способами. В тяжелых условиях, уфимцы вырабатывали массу стратегий выживания.

Материальный и имущественный достаток – это одно из важных элементов социального положения. Главнейшим фактором, влиявшим на жизненный уровень быта и состояния, была степень возможности доступа к распределительной структуре. В стране, население было структурировано на различные категории, соц. статус человека.


Список литературы

1. Аминов Т.М. Дореволюционная Уфа как центр профессионального образования. – Уфа, 2004.

2. Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа, 1996.

3. Еникеев А.А. Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии. – Уфа, 2006.

4. История Башкортостана во второй половине XIX – начале ХХ века. В 2 т.: Т. II. – Уфа, 2007.

5. Уфа: прошлое, настоящее будущее: Материалы республиканской научно-практической конференции. – Уфа, 2000.

6. История Уфы. Краткий очерк. Под ред. Ганеева Р.Г., Болтушкина В.В., Кузеева Р.Г. – Уфа. 1981.

7. Живая память. Краеведческий сборник / Сост. М.Г.Рахимкулов, В.А.Скачилов. – Уфа. 1997.

8. Нигматуллина И.В. Старая Уфа. Историко-краеведческий очерк. – Уфа. 2007.

9. Синенко С.Г. Город над Белой рекой. Краткая история Уфы в очерках и зарисовках. 1574-2000. – Уфа. 2002.

10. Синенко С.Г. Следы во времени. Очерки о знаменитых уфимцах – деятелях культуры, искусства и науки. – Уфа. 2004.

11. Обухов М.И. Мектебы Уфимской губернии. Народное образование в Уфимской губернии в 1917 г./ Сост. С.В.Вахитов, Ю.В.Ергин. – Уфа. 2006.

12. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90-е годы XIX в.- М., 1994.

13. Социально-экономическое и политическое развитие Башкирии в конце XVI – начале ХХ в.: Сб. статей. Уфа. 1992.

14. Узиков Ю.А. Исторические памятники Уфы. – Уфа. 1999.

15. Уфа: страницы истории / Сост. М.В.Агеева. – Уфа. 2006.

16. Развитие школьного образования Республики Башкортостан в ХХ веке. – Уфа, 2001.

17. 500 вопросов и ответов об Уфе. – Уфа, 2008.

18. Уфаведение. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. – Уфа, 2011.

19. Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть первая. Документы и материалы с древнейших времен до 1917 года // Учебное пособие /Сост. Ф.Х. Гумеров. - Уфа, 1996

20. Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть вторая 1917-2000 гг.// Учебное пособие /Сост. Ф.Х. Гумеров. – Уфа, 2001

21. Экономика Башкортостана: Учебник для вузов и ссузов/ Под общ. ред. Х.А. Барлыбаева. - Уфа, 1998

22. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. – Уфа, 1972.


Тема: «Уфа и городская жизнь башкортостана в 20-30-е годы xx века»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
Цена: 1300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Мәгърифәтче Г.Исхакый повестьларында хатын-кыз язмышын чагылдыру үзенчәлекләре

    70 страниц(ы) 

    КЕРЕШ….….
    ТӨП ӨЛЕШ
    I бүлек.
    Мәгърифәтче Г.Исхакый повестьларында хатын-кыз язмышын чагылдыру үзенчәлекләре.
    1.1. «Кәләпүшче кыз» (1900) повестенда Камәр язмышының бирелеше.
    1.2. «Очрашу яки Гөлгыйзар» (1903) әсәрендә хатын-кыз язмышы….

    II бүлек. Г.Исхакыйның унынчы еллардагы иҗатында хатын-кыз язмышын яктырту үзенчәлекләре….….
    2.1. «Остазбикә» (1910) әсәрендә Сәгыйдә язмышы.

    III бүлек. Мөһаҗирлек чорында язылган «Көз» (1923) повестенда хатын-кыз язмышының бирелеше….….

    IV бүлек. Гаяз Исхакый иҗатын мәктәптә өйрәнү буенча методик күрсәтмәләр.

    ЙОМГАК ….
    ФАЙДАЛАНЫЛГАН ӘДӘБИЯТ ИСЕМЛЕГЕ….….…
  • Дипломная работа:

    Изучение линейчатых поверхностей

    53 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава 1.Развертывающиеся поверхности….6
    1.1.Огибающая семейства поверхностей….6
    1.2.Характеристика семейства поверхностей….10
    1.3.Ребро возврата….12
    1.4.Развертывающиеся поверхности…14
    1.5.Полярная поверхность…18
    1.6.Характеристическая точка полярной поверхности….21
    1.7.Соприкасающаяся сфера….23
    1.8.Огибающая касательных плоскостей…26
    Глава 2…28
    2.1. Линейчатые поверхности….28
    2.2. Развертывающиеся поверхности как линейчатые….34
    2.3. Присоединенные точки и точки стрикции. ….42
    2.4. Параметр распределения….45
    2.5. Асимптотические линии линейчатой поверхности….48
    Список литературы…50
  • Дипломная работа:

    Пунктуaция в башкирском языке

    55 страниц(ы) 

    Инеш.3
    I Бүлек. Ғилми әҙәбиәттә пунктуaция мәсьәләләренең өйрәнелеү торошо.
    1.1 Пунктуaцияғa өйрәтеү проблемahының тикшерелеү кимәленә aнaлиз.
    1.2 Тыныш билдәләренең функциялaры hәм төрҙәре.
    1.3 Тыныш билдәләренең ҡуйылыу осрaҡтaры.
    II Бүлек. Мәктәптә уҡыусылaрҙың пунктуaцион грaмaтикahын формaлaштыру.
    2.1 Уҡыусылaрҙың яҙмa телмәрендә осрaғaн пунктуaцион хaтaлaр.
    2.2 Бaшҡорт теле дәрестәрендә пунктуaцион грaмотaлыҡты үҫтереү күнегеүҙәре.

  • Дипломная работа:

    Взaимocвязь трeвoжнocти и шкoльнoй aдaптaции дeтeй млaдшeгo шкoльнoгo вoзрacтa

    74 страниц(ы) 

    ВВEДEНИE… 3
    ГЛAВA I. ТEOРEТИЧECКИE OCНOВЫ ИCCЛEДOВAНИЯ ВЗAИМOCВЯЗИ ТРEВOЖНOCТИ И ШКOЛЬНOЙ AДAПТAЦИИ ПEРВOКЛACCНИКOВ…. 7
    1.1. Ocнoвныe тeoрeтичecкиe пoдхoды к иccлeдoвaнию шкoльнoй aдaптaции…. 7
    1.2. Ocoбeннocти шкoльнoй трeвoжнocти у дeтeй млaдшeгo шкoльнoгo вoзрacтa…. 19
    1.3. Тeoрeтичecкиe acпeкты иccлeдoвaния взaимocвязи трeвoжнocти и шкoльнoй aдaптaции пeрвoклaccникoв….….…. 32
    Вывoды….…. 43
    ГЛAВA II. ЭМПИРИЧECКOE ИCCЛEДOВAНИE ВЗAИМOCВЯЗИ ТРEВOЖНOCТИ И ШКOЛЬНOЙ AДAПТAЦИИ
    ПEРВOКЛACCНИКOВ….…45
    2.1. Oргaнизaция эмпиричecкoгo иccлeдoвaния взaимocвязи трeвoжнocти и шкoльнoй aдaптaции пeрвoклaccникoв….….…45
    2.2. Aнaлиз и интeрпрeтaция пoлучeнных дaнных взaимocвязи трeвoжнocти и шкoльнoй aдaптaции пeрвoклaccникoв….…. 50
    Вывoды….….… 62
    ЗAКЛЮЧEНИE….….….….…. 64
    CПИCOК ЛИТEРAТУРЫ .….….… 66
  • ВКР:

    Изучение фразеологизмов с цветочным компонентом на материале текстов для чтения по английскому языку в старших классах в средней общеобразовательной школе

    66 страниц(ы) 

    Введение 3
    ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИКИ 5
    1.1. Понятие фразеологизма 5
    1.2. Проблема определения границ фразеологии 9
    1.3. Классификация фразеологических единиц 11
    1.4. Способы образования фразеологических единиц в английском языке 21
    Выводы по I главе 24
    ГЛАВА II. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ С ЦВЕТОЧНЫМ КОМПОНЕНТОМ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 26
    2.1. Цветочная символика 26
    2.2. Интерпретация цветочных символов в различных культурах 28
    2.3. Реализация цветочных образов в английской фразеологии 32
    Выводы по II главе 39
    ГЛАВА III. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ С ЦВЕТОЧНЫМ КОМПОНЕНТОМ В ТЕКСТАХ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ 41
    3.1 . Место ФЕ в процессе обучения английскому языку 41
    3.2 Система упражнений, направленных на изучение ФЕ с цветочным компонентом 44
    Выводы по III главе 55
    Заключение 57
    Список литературы: 59
    Приложение 65
  • Дипломная работа:

    Формы и методы работы социального педагога общеобразовательной школы с опекунской семьей

    76 страниц(ы) 


    Введение.3
    Глава I. Теоретические основы деятельности социального педагога с опекунской семьей.9
    1.1. Замещающая семья как форма устройства ребенка оставшегося без попечения родителей.9
    1.2. Общая характеристика основных проблем опекунской семьи.26
    1.3. Социально-педагогическая деятельность с опекунской семьей.34
    Выводы по первой главе.45
    Глава II. Опыт работы социального педагога МБОУ СОШ с.Уфимское Хайбуллиского района с опекунской семьей.43
    2.1 Характеристика социально-педагогической деятельности в МБОУ СОШ с.Уфимское.43
    2.2 Формы и методы работы социального педагога школы с.Уфимское с опекунской семьей.56
    Выводы по второй главе.68
    Заключение.70
    Литература.72
  • Дипломная работа:

    Методика преподавания элементов математического анализа в курсе средней школы

    142 страниц(ы) 


    Введение 3
    Глава I. Методика обучения математики в средней школе 6
    1. Цели и содержание обучения математике в средней школе 6
    2 Содержание математического образования 9
    3. Формирования понятий 11
    3.1 Типы определений 11
    3.2 Классификация понятий 12
    3.3 Методика формирования понятий 13
    Глава II. Изучение функции в средней школе 19
    2.1. Постоянные и переменные величины 19
    2.2. Понятие функции 20
    2.3 Геометрическое изображение функций 24
    2.4.Различные способы задания функции. 25
    2.5.Изучение функции у = кх + m 34
    2.6. Изучение функции у = x2 37
    2.7. Изучение функции 40
    2.8. Изучение функции 43
    2.9. Изучение тригонометрических функций 44
    2.10. Изучение показательной и логарифмической функции 47
    Глава III Изучение предела и непрерывности функции в средней школе. 53
    1.1. Понятие числовой последовательности. 53
    1.2. Понятие о пределе числовой последовательности 54
    1.3. Определение геометрической и арифметической прогрессии 55
    1.4. Предел функции 59
    1.5. Приращение аргумента и функции 60
    1.6. Понятие непрерывности функции 61
    Глава IV Изучение производной и его применение к исследованию функции в средней школе. 67
    4.1. Задача о скорости прямолинейного движения. 67
    4.2. Задача о касательной 68
    4.3. Понятие производной функции 71
    4.4. Непосредственное дифференцирование функций 72
    4.5 Механическое истолкование понятия производной 74
    4.6. Геометрическое истолкование понятия производной 75
    4.7. Касательная к кривой линии. 75
    4.8. Скорость изменения функции. 76
    Глава V . Организация и результаты опытно-экспериментальной работы 83
    5.1 Организация обучения основам математического анализа в общеобразовательной школе 83
    5.2 Анализ результатов исследования 86
    Заключение 90
    Литература 93
    Приложения 96
  • Дипломная работа:

    Трудовой договор: актуальные вопросы теории и практики

    67 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА 6
    1.1. Понятие, стороны и содержание трудового договора 6
    1.2. Отличия трудового договора от гражданско-правовых договоров о труде 14
    ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА 19
    2.1. Условия заключения и изменения трудового договора 19
    2.2. Основания и порядок прекращения трудового договора 32
    ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА. АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 39
    3.1. Судебная практика по вопросам заключения и изменения условий трудового договора 39
    3.2. Правовые вопросы расторжения трудового договора в судебной практике 50
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
  • Дипломная работа:

    Языковые процессы сетевой лексики

    60 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-СОЦИУМА РУНЕТА 6
    1.1. Перспективные направления в развитии интернет-языка 6
    1.2. Отрицательные проявления интернет-языка 12
    1.3. Распространение интернет-языка 14
    1.4. Интернет как способ организации межкультурной коммуникации 15
    1.5. Источники интернет-неологизмов 17
    1.6. Способы образования слов в сетевой лексике 21
    1.6.1. Полное заимствование 21
    1.6.2. Заимствование основы 23
    1.6.3. Перевод 25
    1.7. Некоторые изменения и процессы, наблюдаемые винтернет-сленге. 27
    Выводы по первой главе 30
    ГЛАВА II. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 33
    2.1. Сетевая лексика как отдельный пласт лексики в целом 33
    2.2. Словообразовательные процессы в сетевой лексике 35
    2.3. Мини-словарь наиболее часто встречающихся в интернете жаргонизмов и их анализ 36
    2.4. План-конспект внеклассного мероприятия для учащихся 8-11 классов 48
    Выводы по второй главе 52
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
  • Контрольная работа:

    ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ВНУТРИУТРОБНОГО ПЛОДА Тестовые задания (+ответы) Ситуационные задачи(+решения)

    16 страниц(ы) 

    Тестовые задания
    1. Основная цель проведения антенатальной кардиотокографии – это:
    2. Максимальная концентрация хорионического гонадотропина в крови регистрируется в сроке:
    3. К осложнениям амниоцентеза не относятся:
    4. Диагностика маточной беременности при трансвагинальном ультразвуковом сканировании возможна с:
    5. К прямым (плодным) методам диагностики врожденных аномалий развития плода относят все перечисленные ниже, кроме:
    6. Правый косой размер плоскости входа в малый таз равен:
    7. При оценке состояния новорожденного по шкале Апгар не учитывается:
    8. Внематочная беременность не локализуется:
    9. Поперечный размер плоскости узкой части полости малого таза равен:
    10. Правильное членорасположение - это:
    Ситуационные задачи
    задача №1
    Задача №2
    Задача № 3
    Задача №4
    Задача № 5