СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Советская философия: исторические этапы и дискуссии - Реферат №39899

«Советская философия: исторические этапы и дискуссии» - Реферат

  • 13 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: admin

Содержание

Введение 2

1. Становление советской философии 4

2. Сущность и направления советской философии 9

Заключение 12

Список использованных источников и литературы 13


Введение

Советская философия, или философия в СССР, несмотря на предельно возможную близость для основной массы активно действующих российских философов, превратилась в загадочный и трудноуловимый феномен истории философии, истории национальной культуры, истории вообще.

Среди выпускников философских факультетов очень часто можно встретить специалиста по Хайдеггеру или французской философии, знатока Соловьева или раннего Лосева, встречаются и антиковеды – специалисты по древним языкам. Не будет преувеличением заявить, что как заметное и значимое интеллектуальное явление советская философия исчезла; это произошло в историческом масштабе почти мгновенно, и – возможно, в силу шокового воздействия скорости этого исчезновения – «исчезла» и вся история философской и околофилософской (квазифилософской) мысли в СССР.

В 2010 году, спустя двадцать лет после распада Советского союза и отмены 6-й статьи его Конституции, лишивших КПСС монополии на власть, а значит и сделавших ненужным обязательное преподавание партийной философии, советская философии дальше от нас, чем философия многих других исторических эпох. Хотя советские курсы диалектического и исторического материализма в более или менее измененной форме воспроизводятся в университетах до сих пор.

Однако при таком заметном отсутствии интереса уже оформляются истории отдельных школ советской философии. Создается энциклопедический канон «лидеров советской философии», причем создается он, как правило, либо самими лидерами, либо их учениками; также существует ряд признанных фигур первой величины, таких как Бахтин, Выготский, Ильенков, Лосев.

Впрочем, как писал Н. Плотников, «суждение о наличии или отсутствии философии в СССР ставится в зависимость от возможности назвать достаточное количество лиц, обладающих бесспорным авторитетом в философии. Не удивительно, что большинство дискуссий заканчивается простым перечислением имен». Очевидно, что поскольку активные участники и лидеры философского процесса в СССР являются активными участниками и «постсоветской» философской жизни, историко-философская оценка этого периода является важной политической проблемой (понятно, что одним из этапов позиционной борьбы в поле отечественной философии является сам процесс формирования канонического списка «советских философов»).


Выдержка из текста работы

1. Становление советской философии

Развитие философской мысли в России после Октябрьской революции 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Многие представители религиозно философских течений, господствовавших в конце XIX – начале XX в., были высланы или эмигрировали из страны. Разработку идей всеединства, персонализма, интуитивизма, экзистенциализма они продолжали в зарубежных странах. Зато благоприятные возможности для своего развития получила материалистическая философия. Ее сторонники развернули фронтальное наступление на различные идеалистические школы, объявив их «буржуазными». Справедливости ради следует отметить, что сложившиеся еще в дооктябрьский период философские течения (неокантианство, неогегельянство, гуссерлианство, позитивизм и др.) продолжали развиваться не только в русской эмигрантской среде, но и в первые годы существования советской России, до конца 20 х гг. Однако эти направления неуклонно вытеснялись из философской жизни советского общества.

Впервые за всю свою историю марксистское мировоззрение получило широкую государственную поддержку. Были созданы учреждения, в задачу которых входили пропаганда марксизма, подготовка научных и преподавательских кадров. Важной предпосылкой становления советской философии явилось издание и переиздание основных произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, Ф. Меринга, П. Лафарга, А. Бебеля, а также Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Опубликованная в журнале «Под знаменем марксизма» работа Ленина «О значении воинствующего материализма» (1922) впоследствии была объявлена его философским завещанием.

Еще в конце XIX в. Г. В. Плеханов выступил как первый теоретик и пропагандист марксизма в России. Широкую известность получили его работы «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895) и «Очерки по истории материализма» (1893). Составными частями марксистской философии Плеханов считал диалектику как метод и универсальную теорию развития, философию природы и философию истории. Опираясь на принцип единства субъекта и объекта в духе материалистического монизма, он в основном интересовался воздействием объекта на субъект, недооценивая вопрос об активной роли познающего субъекта. В теории познания Плеханов фактически не принял принцип отражения, противопоставляя ему теорию иероглифов. Объяснение истории он искал в степени развития производительных сил, отдавая дань экономическому материализму, «стихийному ходу вещей». Он критиковал Ленина за «философский субъективизм».

Отношение В. И. Ленина к марксистской теории, и в частности к философии, претерпело эволюцию. Если в своих первых работах он считал, что марксизм – это наука об обществе, социология, то в межреволюционный период (1905–1917) выступал в защиту философского своеобразия марксизма и органической целостности его трех составных частей: философии, политэкономии, учения о социализме. К этому Ленина подвигли утверждения ряда лидеров реформистского крыла международного социал демократического движения, российских марксистов о том, что в марксизме нет своей философии, а потому его необходимо дополнить теорией познания неокантианства или эмпириокритицизма. Основоположниками последнего были Э. Мах и Р. Авенариус, их последователями в России выступили А. А. Богданов, В. А. Базаров и др.

В этот период Ленин написал собственно философские труды: «Материализм и эмпириокритицизм» (1909, 2 е изд. 1920) и «Философские тетради» (рукопись 1914–1916 гг., целиком опубликованы в 1929–1930 гг.).


Заключение

Советская философия - неодномерная, неоднозначная и обладающая достаточно высокой степенью внутренней противоречивости интеллектуальная традиция в СССР 30-х - 80-х г. 20 ст. Как самоосознающая система идей, теорий, гипотез, а также (преимущественно) идеологически-охранительных мифов сформировалась в результате:

• насильственного отторжения от российского обществоведения и человековедения мыслителей немарксистского толка (к концу первой четверти 20 в.);

• выхода на господствующие позиции в системе философских академических структур и теоретических органов в СССР в 30-х просталинской группировки Митина и др.;

• осуществления попыток определенной систематизации и придания респектабельности этой традиции на основе работы Сталина «О диалектическом и историческом материализме» (П. Федосеев, Ф. Константинов и др.).

Определенный диапазон возможных дискуссий был очерчен и санкционирован в советской философии только после Второй мировой войны (открытие журнала «Вопросы философии» в 1947). Наряду с идеологически ангажированным теоретизированием, безусловно доминировавшим в 40-80-е годы, в исследованиях ряда мыслителей СССР не только творчески развивались магистральные, авангардные проблемы философии 20 в., но и формировались новые научные направления, актуальные для интернационального философского знания (Бахтин, Лотман, Лосев, Аверинцев, Степин и др.). Благодаря усилиям последних в СССР были не только созданы авторитетные столичные и периферийные философские школы, но и подготовлена генерация профессиональных кадров, в целом отвечающая «планке» философии 3 тысячелетия.


Список литературы

1. Мареев С.Н. Из истории советской философии: Лукач-Выготский-Ильенков, M.: Культурная революция, 2008. - 447 с.

2. Толстых В.И. (ред.) Драма советской философии. Эвальд Васильевич Ильенков (книга - диалог). М.: ИФ РАН, 1997. - 239 с.

3. Философия и жизнь 1990 №04. Шевченко В.Н.Н. Бухарин как теоретик исторического материализма. — М.: Знание, 1990.— 64 с.

4. Губин В.Д. и др. Философия. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов. - М.: Тон - Остожье, 2009. - 704 с.

5. Фролов И.Т. Введение в философию. Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2011. — 623 с.

6. Евграфов В.Е. (ред.) История философии в СССР. М.: Наука, 1988. — 576 с.

7. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.


Тема: «Советская философия: исторические этапы и дискуссии»
Раздел: Философия
Тип: Реферат
Страниц: 13
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Реферат:

    Советская философия: исторические этапы и дискуссии

    17 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Этапы становления и развития советской философии 4
    2 Характерные черты советской философии 8
    3 Основные дискуссии советской философии 13
    Заключение 15
    Список литературы 17
  • Реферат:

    Советская философия: исторические этапы и дискуссии

    25 страниц(ы) 

    Введение….….3
    1. Становление советской философии….….5
    2. Основные направления отечественной философской мысли в советский период….9
    Заключение….…23
    Список использованной литературы…25
  • Магистерская работа:

    Историко-философская проза в. богданова: литературный и методический аспекты

    90 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….7
    ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА КАК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    § 1.1. Историческая проза: становление и развитие ….….
    § 1.2. Философская проза: историко-литературный анализ….
    § 1.3. Методическая разработка программы элективного курса «Историко-философская проза XX века»…
    ГЛАВА II. ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ВАДИМА БОГДАНОВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.
    § 2.1. Биография и творчество В.А. Богданова….
    § 2.2. Повесть «Гуси-лебеди»: историко-философский анализ…
    § 2.3. Исторические реалии и философские аспекты «Книги небытия» В. А. Богданова …
    2.3.1 «Книга небытия» Богданова как литературный вариант христианского артефакта…
    2.3.2. Отрывок «Орлан»: историко-философский аспект….…
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….
  • Контрольная работа:

    Философия, ее предмет и роль в обществе

    24 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1.ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. 6
    2.ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. РЕЛИГИОЗНАЯ, ФИЛОСОФСКАЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНЫ МИРА. 8
    3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ. 14
    4.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. 19
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
  • Реферат:

    Немецкая классическая философия И.Кант

    18 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века 4
    2. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии 5
    3. Проблема метода и построения науки в трудах Канта 7
    4. Автономия морали в этике Канта 11
    5. Социальная философия Канта 14
    Заключение 17
    Список использованной литературы 18
  • Дипломная работа:

    Методическое обеспечение обучению родному языку в условиях местных татарских народных говоров

    112 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    1. ТАТАРСКАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ КАК РАЗВИТАЯ ОТРАСЛЬ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ.
    1.1. Из истории формирования и развития татарской диалектологии…
    1.2. Классификация диалектов татарского языка и татарских народных говоров Урала….
    2. ПЕЧАТНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ТАТАРСКОЙ ДИАЛЕКТОЛОГИИ.
    2.1. Учебники татарской диалектологии…
    2.2. Учебные пособия татарской диалектологии…
    2.3. Учебные программы и учебно-методические материалы по татарской диалектологии…
    2.4. Словари татарского языка…
    2.5. Диалектологические атласы татарского языка…
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
    ПРИЛОЖЕНИЯ
    Приложение 1. Список основной учебной и учебно-методической литературы по татарской диалектологии
    Приложение 2.
    Приложение 3.

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Отчет по практике:

    ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ: ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРВИЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    32 страниц(ы) 

    ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса»

    Факультет подготовки бакалавров Кафедра Экономики
    Направление подготовки:
    38.03.01 Экономика Профиль: Финансы и кредит

    Введение
    1. Изучение инструкций по технике безопасности на рабочем месте. Ознакомление с инструментами работы (первичные документы, техника обработки, формирование деловых папок и другие организационные вопросы).
    2.Ознакомится с предприятием, изучить его организационно – правовую форму, производственную структуру и схему управления, систему сбора и обработки информации, состав и функции служб и подразделений системы управления.
    3.Ознакомится с особенностями и организацией основного и вспомогательного производства, системой оперативно – производственного планирования, структурой и методами организации и планирования вспомогательного производства.
    4.Исследовать систему организации труда на предприятии, формы и системы заработной платы, систему найма на работу; фонд оплаты труда, его структуру, порядок планирования, уровень оплаты и доходов по категориям работающих.
    5.Анализ источников финансового обеспечения на предприятии, результаты производственно – хозяйственной деятельности.
    Заключение
    Список использованных источников
    Приложения
  • Курсовая работа:

    Монтаж абсорбционной колонны

    150 страниц(ы) 

    Введение ….…3
    1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ
    1.1 Основные технические, монтажные характеристики и возможности транспортировки на монтажную площадку ….….8
    1.2 Подготовка к монтажу колонны ….….10
    1.2.1 Разборка ситуационного плана….….….10
    1.2.2 Транспортировка оборудования на монтажную площадку с погрузкой и разгрузкой оборудования….11
    1.2.3 Приемка оборудования и его складирование….17
    1.3 Монтаж колонны….…18
    1.3.1 Укрупнительная сборка перед монтажом….21
    1.3.2 Разработка этапов монтажа с указанием строповки….….24
    1.3.3 Контроль монтажных операций….….27
    1.3.4 Испытание ректификационной колонны….….29
    1.3.5 Сдача ректификационной колонны в эксплуатацию….30
    1.4 Разработка необходимых монтажных приспособлений….31
    1.5 Техника безопасности и противопожарные мероприятия при выполнении монтажных работ….….38
    1.6 Мероприятия по защите окружающей среды при выполнении монтажных работ….40
    2 РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ
    2.1 Расчет и выбор монтажного крана для предварительного подъема….….….….41
    2.2 Определение усилия в дотяжке графическим способом….….….…41
    2.3 Расчет полиспаста….….….41
    2.4 Расчет якоря….….…42
    2.5 Расчет шарнира….….….44
    2.6 Расчёт тормозной оттяжки….….….….….48
    2.7 Расчёт монтажных штуцеров ….50
    2.8 Расчёт стропов…. 50

    Литература….52
  • Контрольная работа:

    Организация и тактика осмотра места преступления

    13 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Общие положения тактики осмотра места происшествия 4
    2. Подготовка к осмотру места происшествия 7
    3. Наружный осмотр трупа 8
    4. Фиксация результатов осмотра 11
    Заключение 13
    Список литературы 14
  • Реферат:

    Содержание высшего образования

    18 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Понятие высшего образования 4
    2 Субъекты и объекты высшего образования 7
    3 Цели, функции и принципы высшего образования 9
    4 Факторы, определяющие современные требования к высшему образованию 13
    Заключение 17
    Список использованной литературы 18
  • Курсовая работа:

    Развитие особых экономических зон

    29 страниц(ы) 

    Введение….3
    1. Теоретические основы особых экономических зон…5
    1.1 Развитие особых экономических зон….….5
    1.2 Этапы формирования особых экономических зон…7
    1.3.Типы особых экономических зон ….11
    2. Анализ функционирования особых экономических зон Российской Федерации…16
    2.1.Анализ типов особых экономических зон Российской Федерации….16
    2.2. Оценка эффективности функционирования ОЭЗ….….21
    Заключение….27
    Список использованных источников….29
  • Доклад:

    Управление имиджем предприятия (слайды, презентация)

    10 страниц(ы) 

    Понятие имиджа
    Маркетинг организации
    Методы управления имиджем
    Создание имиджа
    Закладка фундамента
    Внешний имидж
    Внутренний имидж
    Неосязаемый имидж
    Создание положительного имиджа
  • Отчет по практике:

    Судебное представительство в гражданском процессе: понятие, виды, особенности

    17 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. Нормативные правовые источники, регулирующие третейское судопроизводство 4
    2. Научные источники по теме индивидуального задания 8
    3. Проблемы регулирования правоотношений по предмету исследуемой темы, и пути их решения 13
    4. Анализ и обобщение материалов судебной практики 15
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
  • Контрольная работа:

    Понятие об аномальном ребенке: закономерности аномального развития

    12 страниц(ы) 

    Введение…3
    Понятие об аномальном ребенке закономерности аномального развития.…4
    Заключение…11
    Список использованных источников….12
  • Курсовая работа:

    Органы государственной власти

    32 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Общая характеристика органов государственной власти 5
    1.1 Понятие органов государственной власти 5
    1.2 Принципы деятельности органов государственной власти 11
    2. Виды органов государственной власти 18
    2.1 Классификация органов государственной власти 18
    2.2 Контрольно-надзорные органы государственной власти 19
    Заключение 28
    Список использованной литературы 31
  • Контрольная работа:

    Общественный продукт и его структура. Производство, обмен, распределение и потребление.

    20 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Понятие общественного продукта, его структура 5
    2 Производство, обмен, распределение и потребление 15
    Заключение 19
    Список литературы 21