СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Психокоррекция нарушений морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности - Контрольная работа №44321

«Психокоррекция нарушений морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности» - Контрольная работа

  • 18 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: admin

Содержание

Введение 3

Анализ источников 5

Разработка коррекционной программы 8

Заключение 14

Список используемой литературы 15

Приложение 17


Введение

Психологическая коррекция личностных особенностей больных с психическими нарушениями, совершившими общественно опасные деяния, является одной из актуальных проблем современной клинической психологии. Среди прочих внутриличностных структур, взаимосвязанных с риском повторного совершения правонарушения и потому рассматривающихся в качестве мишеней в процессе психотерапии, специалисты (З.О. Георгазде [6], А.А. Ткаченко [14], А.С. Дмитриев, Т.В. Клименко [16]) указывают морально-нравственные установки. В норме данные образования являются регуляторами поведения личности, определяя ее направленность на социально одобряемые поступки и сдерживая деструктивные импульсы. Однако, как отмечают указанные выше специалисты, у младших подростков, морально-нравственные установки характеризуются либо низким уровнем развития, либо серьезным искажением. В связи с этим именно морально-нравственные установки представляются важным параметром для психологической коррекции нарушений морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности.

Одним из методов коррекции морально-нравственных установок личности является арт-терапия (И.А. Бариляк [2], К.В. Беззубик, Е.В. Ефанов, С.Н. Образцов [3]). Такое направление арт-терапии, как мульттерапия, также активно применяется для коррекции морально-нравственных установок (М.К. Магомедова [9], Н.В. Новоторцева [11], М.С. Попова [12]).

Данное исследование организовано для того, чтобы разработать программу психологической коррекции нарушений морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности, с применением метода арт-терапии.

Таким образом, целью исследования является разработка программы психологической коррекции нарушений морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности.

Объектом исследования являются морально-нравственные установки личности пациентов, находящихся под активным диспансерным наблюдением.

В качестве предмета исследования выступает динамика морально-нравственных установок личности, в процессе направленной психологической коррекции с применением метода арт-терапии.

Для достижения цели исследования и проверки гипотез были сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ современных научных публикаций по проблеме нарушений морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности.

2. Разработать программу психологической коррекции нарушений морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности, с применением метода арт-терапии.


Выдержка из текста работы

Анализ источников

Для формулировки определения морально-нравственных установок необходимо рассмотреть понятия морали и нравственности. В соответствии с философским словарем С.С. Гогоцкого, под моралью понимают нормы отношений между людьми, включающие основополагающие ориентации и жизненные принципы, регулирующие цели и мотивы совершаемых поступков [7].

В словаре Д.Н. Ушакова нравственностью названа система норм, регулирующих поведение человека в обществе [17]. В энциклопедическом словаре И.Е. Андриевского нравственность рассматривается как качество, воплощающее душевные свойства человека, базирующиеся на идеалах добра, справедливости, чести и реализующиеся в его отношении к другим людям и миру природы [1]. По указанию большого психологического словаря, фундаментнравственности составляет гуманное отношение к окружающим [4].

Таким образом, на основании рассмотренных выше определений под морально-нравственными установками мы будем понимать систему взглядов и представлений человека о должном поведении и отношении к другим людям и миру, обладающую относительной устойчивостью и стабильностью и формируемую под влиянием жизненного опыта и знаний субъекта. Морально-нравственные установки регулируют поведение личности в ситуациях, где затрагиваются категории добра и зла, справедливости и несправедливости, чести и бесчестности, определяя, в том числе, приверженность гуманизму или эгоцентризму.

Что касается нарушений морально-нравственной сферы личности, то О.А. Макушкина, В.Б. Голланд и Л.А. Муганцева указывают на свойственное представителям данного контингента игнорирование социальных, моральных и правовых норм. Зачастую представители описываемой категории лиц отличаются отсутствием духовных интересов, эгоистичностью, конфликтностью, а также низким уровнем развития высших нравственных чувств [10].

Одним из методов коррекционной работы с морально-нравственными установками является арт-терапия. А.И. Копытин предлагает рассматривать ее как отдельную областьп сихотерапевтической деятельности, в которой для выражения внутреннего мира клиента используются разнообразные изобразительные материалы и создаются особые условия, предполагающие присутствие психотерапевта, что позволяет клиенту осознать связь продуктов своего творчества с содержанием внутреннего мира [9].

В русле данной работы нас интересует такое направление арт-терапии, как мульт-терапия. Н.А. Сакович определяет мульт-терапию следующим образом: это психокоррекционный процесс созерцания и раскрытия внутреннего и внешнего мира, осмысления прошлого опыта и моделирования желаемого будущего при помощи такого жанра кино, как мультипликация, и при условии индивидуального подбора мультфильмов в соответствии с проблемой клиента [13].

Как указывает М.С. Попова, мульт-терапия представляет собой эффективный инструмент для работы с морально-нравственной сферой личности[12], что Р.А. Самофал объясняет действием механизма идентификации [15]. Н.В. Новоторцева отмечает, что мульт-терапия дает высокие результаты в работе с пациентами, имеющими нарушения интеллектуального развития [11]. О.А. Макушкина и др. утверждают, что мульт-терапия позволяет сформировать ценностно-смысловые компетенции и моральные установки, способы ненасильственного взаимодействия с окружающими людьми, а также способствует развитию сострадания и сопереживания, пониманию возникающих у зрителя эмоций и их разделению на положительные, отрицательные и нейтральные [10].

Мы считаем, что применение данного метода будет оправданным и в отношении лиц с нарушениями морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности не было обнаружено эмпирических исследований, посвященных данной проблеме. С целью проверки выдвинутого предположения о возможности коррекции морально-нравственных установок лиц с нарушениями морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности, путем мульт-терапии нами будет проведено самостоятельное исследование. В итоге будет разработана программа психологической коррекции морально-нравственных установок лиц с нарушениями морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности, с применением метода арт-терапии.


Заключение

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Основная задача при работе с подростками, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения, - это содействие их адаптации в окружающем мире, подведение к осознанию зеркальности мира и выбора безопасных моделей взаимодействия с ним.

В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арттерапия - относительно новый метод психотерапии, развивающийся со второй половины 40-х годов прошлого столетия.

Для коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков применяется арттерапия как метод невербальной, в том числе изобразительной экспрессии, выражения чувств и эмоций. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л. С. Выготский называл детское рисование графической речью.

Специалисты подчеркивают роль арттерапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей человека. Коррекционные возможности арттерапии по отношению к подросткам с эмоциональными нарушениями имеют огромный потенциал.

В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира; через рисунок, игру, музыку, сказку мы можем помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций, поэтому арттерапия является наиболее доступ-ным методом решения данных проблем.


Список литературы

2. Андриевский И.Е. Энциклопедический словарь. – М.: Книга по требованию, 2019. – 511 с.

3. Бариляк И. А. Арт-терапия и изо-деятельность в условиях дошкольного образовательного пространства // Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография / Под ред. Т. А. Жалагиной, Л. Ж. Каравановой, Е. Д. Короткиной. - Тверь: ТГУ, 2014. – С. 49-59.

4. Беззубик К.В., Ефанов Е.В., Образцов С.Н.Арт-терапия в комплексном лечении наркозависимых людей // Сервис plus. 2009. № 2. – С. 14-21.

5. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 672 с.

6. Гогоцкий С.С. Философский словарь. СПб.: Тропа Троянова, Издательское товарищество «Роща Академии», 2009. 296 с.

7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Сказкотерапия как воспитательная система: Мир органичный внутренней природе человека/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева// Детский сад со всех сторон. – 2001. – №6.

8. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002. – 368 с:

9. Новоторцева Н.В. Анимационная деятельность в коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими нарушения интеллектуального развития // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 2. – С. 34-37.

10. Попова М.С. Развитие нравственных качеств младших школьников с использованием мульт-терапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://u**ok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/640476/

11. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2004. – 224 с.

12. Самофал Р.А. Использование мульттерапии в коррекции вербальной агрессии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 1. – С. 94-97.

13. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. – М.: Хит-книга, 2017. – 960 с.


Тема: «Психокоррекция нарушений морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности»
Раздел: Психология
Тип: Контрольная работа
Страниц: 18
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Морально-нравственное воспитание школьников на уроках музыки

    105 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ …3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА….….7
    1.1. Морально-нравственные качества школьника и их развитие ….…7
    1.2. Урок музыки как форма морально-нравственного воспитания школьника….…25
    Выводы по первой главе….….37
    ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА….….38
    2.1. Формы и методы морально-нравственного воспитания школьника
    на уроках музыки.….….….….….38
    2.2. Педагогический эксперимент и его результаты ….…49
    Выводы по второй главе….….62
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….….64
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….….….66
    ПРИЛОЖЕНИЕ….….71
  • Реферат:

    Морально-нравственный потенциал служебного коллектива

    17 страниц(ы) 


    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. Основные составляющие морально-нравственного потенциала служебного коллектива 4
    2. Формы выявления и способы улучшения морально-нравственного потенциала служебного коллектива 9
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
    ЛИТЕРАТУРА 17
  • Дипломная работа:

    Ценностные ориентации неженатых мужчин

    60 страниц(ы) 

    Введение…3
    Глава 1 Теоретические аспекты развития ценностных ориентаций.….6
    1.1 Понятие ценностей и ценностных ориентаций личности….6
    1.2 Структура и динамика ценностных ориентаций….13
    1.3 Ценностные ориентации и мотивационно-потребностная сфера личности…22
    Глава 2 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций мужчин….28
    2.1 Описание методов и выборки исследования….28
    2.2 Исследование терминальных и инструментальных ценностей
    Мужчин….33
    2.3 Исследования смысло-жизненных ориентаций мужчин…48
    Заключение….53
    Список литературы….56
    Приложение….60
  • Реферат:

    Народные средства нравственного воспитания

    13 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Основные понятия о нравственности и нравственном воспитании 4
    2. Механизм нравственного воспитания 7
    3. Народные средства нравственного воспитания 9
    Заключение 13
    Список использованной литературы 14
  • Курсовая работа:

    Влияние личностных особенностей и статуса ребенка на проявление отрицательных черт характера

    65 страниц(ы) 


    ВВЕДЕНИЕ ….3
    ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы исследования….7
    1.1. Характер как совокупность устойчивых черт личности в процессе обучения. Отрицательные черты характера. 7
    1.2. Взаимосвязь личностных качеств. Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста….20
    1.3. Статус и роль учащихся начальной школы в коллективе….28
    ГЛАВА II. Организация и методы исследования…. 40
    2.1. Организация ислледования 40
    2.2. Методы исследования…42
    ГЛАВА III. Описание и анализ результатов….46
    3.1. Результаты исследования правдивого – неправдивого поведения и частоты использования лжи и обмана в младшем школьном возрасте….46
    3.2. Результаты исследования самооценки младших школьников….48
    3.3. Результаты исследования статуса младшего школьника….50
    ВЫВОДЫ….56
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….57
    ЛИТЕРАТУРА….59
    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ….61
  • Дипломная работа:

    Особенности эмоциональной сферы дезадаптированных подростков

    90 страниц(ы) 

    Введение 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 9
    1.1. Эмоциональная сфера личности и ее значение в развитии 9
    1.2. Психологические особенности младшего подросткового возраста 14
    1.3. Влияние процессов адаптации на развитие эмоциональной сферы младших подростков 24
    Выводы 31
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 33
    2.1. Организация эмпирического исследования 33
    2.2. Анализ результатов исследования 35
    2.3. Психокоррекционная программа «Азбука моих эмоций» 56
    Выводы 59
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
    ПРИЛОЖЕНИЕ

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Реферат:

    Специфика жанра Божественной комедии Данте Алигьери

    14 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 История появления «Божественной комедии» Данте 4
    2 К вопросу о жанре «Божественной комедии» 7
    Заключение 13
    Список литературы 15
  • Отчет по практике:

    Практика в ООО «Шоу Техпроект»

    17 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Общая характеристика ООО «Шоу Техпроект» 4
    2 Основные финансовые показатели 7
    3 Особенности принятия управленческих решений в ООО «Шоу Тех Проект» 10
    Заключение 16
    Список литературы 17
  • Дипломная работа:

    Особенности учета и аудита расчетов с бюджетов на примере конкретного предприятия. СТПОБП Ремонтное локомотивное депо Ужур ОАО «РЖД»

    82 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Теоретические основы учета и аудита расчетов с бюджетом 5
    1.1 Экономическое значение расчетов с бюджетом 5
    1.2 Методика бухгалтерского учета налогов, подлежащих уплате в бюджет 11
    1.3 Методика анализа расчетов с бюджетом 18
    Глава 2 Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом СТПОБП Ремонтное локомотивное депо Ужур ОАО «РЖД» 26
    2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 26
    2.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с бюджетом 32
    2.3 Порядок формирования в бухгалтерском учете налогооблагаемой прибыли 42
    Глава 3 Аудит расчетов с бюджетом СТПОБП Ремонтное локомотивное депо Ужур ОАО «РЖД» 47
    3.1 Планирование аудита: подготовка рабочей документации и оценка рисков 47
    3.2 Этапы проведения аудита расчетов с бюджетом СТПОБП Ремонтное локомотивное депо Ужур ОАО «РЖД» 51
    3.3 Рекомендации по усовершенствованию учета расчетов с бюджетом СТПОБП Ремонтное локомотивное депо Ужур ОАО «РЖД» по результатам аудита 60
    Заключение 63
    Список используемых источников 68
    Приложения 75
  • Отчет по практике:

    ОТЧЕТ о производственной практике направление подготовки 38.03.01 - «ЭКОНОМИКА»

    39 страниц(ы) 

    Введение….3
    1 Краткая характеристика организации…4
    2 Анализ основных финансово-экономических показателей организации….6
    3 Анализ внешней среды компании….13
    4 Анализ внутренней среды компании…15
    5 Анализ основных направлений развития организации (структурного подразделения)….19
    6 Анализ основных методов (стилей) управления….27
    7 Разработка предложений по совершенствованию деятельности организации 31
    Заключение….38
    Список нормативных правовых актов и использованной литературы…39
  • Курсовая работа:

    Оценка деятельности организации в управлении информационными ресурсами

    40 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. УПРВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
    1.1.Понятие информации. Информация как ресурс. Классификация информации. 6
    1.2.Построение автоматизированной информационной системы 9
    1.3.Оценка эффективности информационных ресурсов 17
    ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «НОВАЯ ОКОННАЯ КОМПАНИЯ» В УПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ 21
    2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 21
    2.2.Оценка деятельности организации ООО «Новая оконная компания» в управлении информационными ресурсами 24
    2.2.1.Виды информационных ресурсов и информационные потоки на предприятии ООО «Новая оконная компания» 24
    2.2.2. Анализ эффективности в управлении информационными ресурсами предприятия ООО «Новая оконная компания» 25
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
    ПРИЛОЖЕНИЯ 1-5 41
  • Курсовая работа:

    Анализ финансового состояния предприятия ОДО «Пентатур

    33 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. ТУРИСТСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.
    1.1 Понятие и цели туристского предприятия….5
    1.2 Виды туристского предприятия….7

    ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    2.1 Характеристика нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую деятельность….11
    2.2 Хозяйственно-правовой формы туристского предприятия, их характеристика….16
    ГЛАВА 3. ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.
    3.1 Анализ хозяйственной деятельности ОДО «Пентатур»….21
    3.2. Анализ финансового состояния предприятия ОДО «Пентатур»…24
    3.3. Пути совершенствования хозяйственной деятельности ОДО «Пентатур»….29
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….31
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….33
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Курсовая работа:

    Таможенный перевозчик: Понятие и краткая характеристика деятельности

    27 страниц(ы) 

    Введение….…3
    1.Преимущества и статус таможенного перевозчика….5
    1.1.Понятие таможенного перевозчика….….5
    1.2. Статус таможенного перевозчика….9
    2.Деятельность, права и обязанности таможенных перевозчиков….14
    2.1.Условия включения в реестр таможенных перевозчиков….14
    2.2. Обязанности таможенного перевозчика….18
    2.3. Процедура таможенного оформления и перевозки груза….20
    Заключение….24
    Список используемых источников…26
  • Курсовая работа:

    Коммерческий подкуп. Отличия от взяточничества

    26 страниц(ы) 

    Введение
    Глава 1. Коммерческий подкуп: понятие, состав
    Глава 2. Понятие взяточничества в уголовном праве
    2.1 Характеристика объекта и предмета преступлений
    2.2 Квалифицированные, особо квалифицированные составы. Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности
    Глава 3. Отличие коммерческого подкупа от получения взятки
    Заключение
    Список литературы
    Приложение
  • Курсовая работа:

    Министерство финансов Российской Федерации, его роль в управлении современной финансовой системой России

    28 страниц(ы) 

    Введение….3
    1 Министерство финансов Российской Федерации, его структура и сущность….5
    1.1 История развития Министерства финансов России….5
    1.2 Структура, функции и задачи Министерства финансов Российской Федерации….9
    2 Значение Министерства финансов в развитии финансовой системы Российской Федерации….14
    2.1 Место Министерства финансов в современной финансовой системе России….14
    2.2 Функции Министерства финансов в управлении современной финансовой системой России…19
    2.3 Влияние Министерства финансов на экономику России…21
    Заключение …25
    Список литературы…27
  • Контрольная работа:

    Выберите самостоятельно объект статистического наблюдения (можно взять, например, совокупность предприятий, коммерческих банков)

    20 страниц(ы) 

    Задача 1.
    1. Выберите самостоятельно объект статистического наблюдения (можно взять, например, совокупность предприятий, коммерческих банков, фермерских хозяйств, студентов вузов, жителей страны или региона и т.д.
    2. Для избранного объекта:
    а) сформируйте цель наблюдения;
    б) определите единицу наблюдения и учетную единицу;
    в) разработайте программу наблюдения, т.е. перечислите наиболее существенные признаки, относящиеся к выбранным Вами единицам наблюдения;
    г) сформулируйте вопросы разработанной программе для включения их в формуляр и сделайте на их основе макет формуляра статистического наблюдения.

    Задача 2
    По данным таблицы N1 приложения выполнить следующее:
    1. Произвести группировку 30 предприятий табачной промышленности по стоимости промышленно-производственных основных фондов с равными или неравными интервалами. Число групп определите самостоятельно, но не менее 4-х (на основе анализа исходной информации). Для этого сделайте следующее:
    а) Каждую выделенную группу охарактеризовать всеми технико-экономическими показателями, имеющимися в таблице N1.
    б) Группировку произвести на основе разработочной (вспомогательной) таблице, изложив ее в тексте работы.
    2. Результаты изложить в сводной групповой таблице. Сделать анализ полученных данных.

    Задача 3.
    Постройте аналитическую группировку предприятий табачной промышленности, характеризующую зависимость: товарной продукции от влияния стоимости основных производственных фондов.
    Результаты изложите в табличной форме и проанализируйте их.

    Задача 4.
    На основании группировки, построенной в пункте 2 задачи 2 рассчитайте:
    а) относительные величины структуры (по двум любым показателям);
    б) средний размер товарной продукции на одного работающего по каждой выделенной группе;
    б) средний размер основных производственных фондов на одно предприятие по каждой выделенной группе;
    2. Результаты расчетов изложите в той же сводной групповой таблице, где и результаты группировки, дополнив ее соответствующими графами.
    Задача 5.
    1. По исходным данным, представленным в таблице N1 (Вашего варианта) постройте ряд распределения по численности промышленно-производственного персонала, образовав не более шести групп предприятий с равными интервалами. Результаты представьте в табличной форме.
    2. По данным ряда распределения (см. пункт 1) постройте гистограмму и полигон распределения и сформулируйте краткие выводы.
    3. По полученному ряду распределения определите размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсию, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации. Сделайте выводы.

    Задача 6.
    По данным любого статистического ежегодника органов госстатистики или по данным периодических изданий постройте диаграммы: столбиковую, круговую, секторную, фигур-знаков, линейную, радиальную и картограмму.

    Задача 7.
    По данным Вашего варианта выполните следующее:
    1. Изобразите графически динамику ряда с помощью статистической кривой.
    2. Вычислите по данным этого ряда аналитические показатели: абсолютные, относительные средние; результаты расчетов изложите в табличной форме.
    3. Произведите сглаживание ряда динамики с помощью скользящей средней и аналитического выравнивания. Полученные данные нанесите на график (см. пункт 1).
    4. Сформулируйте выводы относительно основной тенденции развития ряда динамики.

    Задача 8.
    По данным Вашего варианта выполните следующее:
    а) исчислите индивидуальные цепные индексы цен;
    б) исчислите сводные цепные индексы цен;
    в) исчислите сводные цепные индексы товарооборота и физического объема проданных товаров;
    г) исчислите сводный индекс цен в среднегармонической форме;
    д) проверьте правильность расчетов, используя взаимосвязи индексов;
    е) исчислите сводные базисные и цепные индексы цен с постоянными и переменными весами.

    Задача 9.
    На основе выборочного метода из 30 предприятий Вашего варианта произведите отбор 10 предприятий, укажите способ отбора и рассчитайте по отобранным предприятиям:
    1) среднюю стоимость промышленно-производственных основных фондов;
    2) предельную ошибку этой средней и пределы, в которых можно полагать генеральную среднюю с вероятностью 0,954;
    3) генеральную среднюю;
    4) сравните результаты расчетов, полученных в пункте 1,2,3 и сформулируйте выводы.