СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Технология социальной работы с молодой семьей - Курсовая работа №9794

«Технология социальной работы с молодой семьей» - Курсовая работа

  • 59 страниц(ы)

Содержание

Введение

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: admin

Содержание

Введение…. 3

1. Теоретико-методологический аспект изучения проблем молодой семьи….6

1.1. Молодая семья как социальный институт….….6

1.2. Проблемы молодой семьи ….…13

1.3. Нормативно-правовая база социальной работы с молодой семьей….26

2. Особенность технологий социальной работы с молодой семьей …33

2.1. Сущность социально-психологической консультации молодых семей….….33

2.2. Опыт работы социальных служб с молодой семьей…. 43

2.3. Анализ опыта работы «Перинатального центра» г. Белгорода….…52

2.4. Исследование по проблемам молодой семьи и рекомендации по их решению….….…57

Заключение…62

Список литературы…65


Введение

Молодость - трудный возраст. Человек стоит на перекрестке. Еще нет полной самостоятельности, а есть зависимость от родителей, преподавателей, фортуны конкурсных экзаменов. Старшие учат, дают советы, но вместе с тем часто ограничивают самостоятельность, личную инициативу, поиск. Постоянна опека родных, близких, знакомых, преподавателей. Все не только делятся своим жизненным опытом, но и настойчиво навязывают его. Навязывают также свое решение, свое понимание, свои вкусы и пристрастия, свои взгляды и убеждения.

Однако, как оказывается, все стараются понять, но не все понимают. Нет определенного социального положения, зато есть раздумья о себе, о жизни, о людях. Есть сомнения в своей значимости, привлекательности. Постоянные вопросы, в чем найти свое признание? Как определить свой жизненный путь?

В молодости все находится в становлении, развитии, формировании, впервые встречается с любовью- новым, не всегда понятным и объяснимым чувством и многие важнейшие жизненные вопросы нужно решать одновре-менно.

Создание семьи – не только радостное событие, но и трудное испыта-ние: тяжело приспосабливаться к привычкам своего партнера, возникает желание его «переделать», «перевоспитать», заставить поступать в угоду нашим желаниям и влечениям. Мысль о том, что «перевоспитывать», «переделывать», «переламывать» придет позже - после размолвок с любимым человеком, после понимания того, что каждый человек имеет право на свою индивидуальность, самобытность.

Пройдет много лет, будет пройдено много дорог, пока появится жиз-ненный опыт, который подскажет ответы на волнующие вопросы. Самобытность дана человеку от природы, у каждого свой характер, и нет никакого смысла, например, меланхолика, перевоспитывать под свой собственный холерический темперамент.

Максимализм молодости подталкивает на радикальные действия. Ведь так хочется, чтобы милый (милая) был (была) идеальным человеком. Если он любимый, то обязательно должен быть «рыцарем без страха и упрека». Мы, как правило, непримиримы к чужим недостаткам, хотя часто прощаем их самим себе. В молодости мы часто ищем себе в спутники жизни идеального человека, хотя сами можем быть заурядными.

Правильные и гибкие взаимоотношения с другими людьми вырабатываются, к великому сожалению, после того, как мы наделаем немало ошибок и нам, в конце концов, придется признать, что поступали опрометчиво, нетактично. Такое осознание со временем приходит, но иногда слишком поздно, когда потерян любимый человек, брак разрушен.

Проблемы молодой семьи – это, на самом деле, целый комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и т.д.- все это общая направленность современной молодежи, в чем и заключается актуальность темы.

Говоря о психологической зрелости человека мы, так или иначе, подразумеваем при этом его умение и готовность преодолевать те или иные трудности, без которых немыслима жизнь вообще и семейная жизнь в частности. Умение преодолевать жизненные трудности - важный показатель психологической и социальной зрелости человека. Возмужание как психологический процесс- это постоянное приобретение жизненного опыта и знаний о реальных человеческих взаимоотношениях [15; 69].

Цель работы – рассмотреть молодую семью, проблемы возникающие в ней как объект социальной работы.

Основные задачи курсовой работы:

- рассмотреть молодую семью как социальный институт;

- охарактеризовать проблемы молодой семьи;

- анализ нормативно-правовой базы социальной работы с молодой семьей;

- выявить особенности социально-психологического консультирова-ния молодой семьи;

- проанализировать опыт работы «Перинатального центра» г. Белгорода;

- рассмотреть систему социальных служб работы с молодой семьей.

Объектом исследования является молодая семья.


Заключение

Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье опреде-ляется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом.

Критерием молодой семьи, прежде всего, является очередность брака – первый, продолжительность совместной жизни – до трех лет и границы возраста супругов – от 18 до 30 лет.

Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа.

Социальную службу обеспечивают предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица различных форм собственности, которые осуществляют социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Основные цели и задачи социальной работы с молодыми семьями включают в себя: разработку и осуществление мер по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы; адаптацию молодой семьи в условиях переходной рыночной экономики; улучшение материального, нравственного и духовного состояния молодой семьи; создание и развитие системы служб социально-психологической помощи молодой семьи; создание благоприятных условий для сочетания социальной и семейно-бытовой функции молодой семьи; стимулирование деловой активности молодежи; организацию семейного досуга и отдыха [17; 381].

Большая часть социальной работы с молодыми семьями проводится в основном через территориальные службы социальной помощи молодежи. Они используют следующие основные формы и методы социальной работы с молодыми семьями: в формах консультирования, информационной, методической, рекламно-пропагандистской, аналитико-прогностической, медико-социальной, социально-педагогической, социально реабилитационной и др. работ они используют разнообразные методы социальной работы с молодыми семьями включая сбор официальной статистики и оперативной информации о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; работу по обеспечению занятости членов молодых семей, изучению рынка труда и т.д., изучение тенденций и причин социального и семейного неблагополучия. Особенно острой остается проблема обеспечения молодых семей жильем. В существующей экономической ситуации в связи с резким сокращением строительства ком-мунального жилого фонда, ростом цен на строительные материалы, приватизацией жилья подавляющее большинство молодых семей практически лишаются всякой перспективы на улучшение жилищных условий.

Безусловно, и финансовое положение семьи, и уверенность в будущем детей, и состояние здоровья - все это влияет на уровень рождаемости.

Но одной из главных и острых проблем молодых семей является от-сутствие собственного жилья. Для молодой семейной пары благоустроенное жилье не только характеристика качества жизни, но и фактор социализации, условие развития ее духовных и физических сил. В нынешней экономической ситуации большинство молодых семей практически лишены перспективы на улучшение жилищных условий за счет предприятий. Молодая семья формирует новое поколение, и каким оно будет, зависит от социального благополучия. Мы полагаем, что социально-экономическая поддержка молодых семей предполагает создание необходимых условий для адаптации ее в условиях тяжелой экономической ситуации, и государству нужно больше создавать национальных проектов, которые способствовали решению проблем мо-лодых семей и молодежи в целом. Введение родовых сертификатов с очень малой интенсивностью будет влиять на демографическую ситуацию. Для молодых семей и молодежи в целом актуально стоит вопрос безработицы. Молодежи, окончившей высшие учебные заведения, очень сложно найти работу по квалификации. К сожалению, часто встречаются молодые семьи, где один из супругов безработный, и вряд ли в этой ситуации что-то изменит родовой сертификат. Государству нужно решение проблем молодежи, иначе мы рискуем остаться без будущего [14;140].


Список литературы

1. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе [Текст]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 203с.

2. Кузнецова Т.Н., Свищева И.К.: Введение в специальность «Социальная работа» [Текст]. – Учебно-методический комплекс. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 148с.

3. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющимся мире [Текст] // Семья в России. 1995. - №3.

4. Медков В.М. Социология семьи [Текст]. – М.: Изд-й центр «Акаде-мия», 1996. – 426с.

5. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы [Текст]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 276с.

6. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст]: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-й центр «Академия», 2004. - 224с.

7. Основы социальной работы [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288с.

8. Основы социальной работы [Текст]: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395с.

9. Социальная работа: теория и практика [Текст]: Учебное пособие / Отв. ред. д. и. н., проф. Е. И. Холостова., д. и. н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427с.

10. Социальная работа [Текст]: Учеб. пособие / Под общей ред. проф. В.Н. Курбатова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.

11. Социология семьи [Текст]: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / Под. ред. проф. А.И.Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.

12. Справочное пособие по социальной работе [Текст] / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М,1997.-168 с.

13. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения [Текст]: Учеб-ное пособие. Изд-е 2-е, доп. и перер. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 512с.

14. Тетерский С.В. Введение в социальную работу [Текст]: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 496с.

15. Технологии социальной работы: учебник для вузов [Текст] / Т.В.Шеляг, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова; ред. Е.И. Холостова; Моск. гос. ун-т соц.работы; Соц. технол. ин-т. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 399с.

16. Технология социальной работы [Текст]: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 400с.

17. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей [Текст]. – М., 1996. – 315с.

18. Философский словарь [Текст] / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719с.

19. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432с.

20.Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья[Текст]. – М.: Владос, 1999. – 386с.

21. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье [Текст]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 348с.

22. Холостова Е.И. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие. – 4-е изд-е. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 668с.

23. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей [Текст]: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 212с.


Тема: «Технология социальной работы с молодой семьей»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 59
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Курсовая работа:

    Технологии социальной работы в образовании

    41 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Специфика технологий социальной работы в общеобразовательной школе 5
    2. Классификация технологий социальной работы в сфере образования 8
    3. Технологии социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками 10
    4. Технологии социальной работы с подростками и старшими школьниками 28
    5. Технологии социальной работы в профессиональном образовании 28
    6. Технологии социальной работы с учителями и преподавателями 34
    Заключение 52
    Список используемой литературы 56
  • Курсовая работа:

    Технологии социальной работы с безработной молодежью

    57 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖЬЮ 6
    1.1 Службы занятости как форма социальной работы с безработной молодежью 6
    1.2 Формы социальной политики государства в области занятости безработной молодежи 20
    Выводы к главе I 25
    ГЛАВА II. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖЬЮ 27
    2.1 Консультирование как метод социальной работы с безработной молодежью 27
    2.2 Методы профориентационной работы с молодыми людьми для профилактики безработицы 30
    Выводы к главе II 37
    ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ» 40
    Выводы к главе III 49
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
  • Дипломная работа:

    Социальная работа с малообеспеченными семьями в учреждениях социальной защиты населения

    70 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМИ СЕМЬЯМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 7
    1.1 Малообеспеченная семья как объект социальной защиты. 7
    1.2 Проблемы малообеспеченных семей в Российской Федерации. 19
    1.3 Технологии социальной работы с малообеспеченными семьями в учреждениях социальной защиты населения 26
    ГЛАВА2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМИ СЕМЬЯМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 36
    2.1 Анализ опыта социальной работы с малообеспеченными семьями в ГУ КЦСОН Бежицкого района г. Брянска 36
    2.2 Программа изучения проблем малообеспеченных семей и применение технологий социальной защиты в их решении 47
    2.3 Оценка результатов опытно-экспериментального изучения социальной работы с малообеспеченными семьями в учреждениях социальной защиты населения 54
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
    ПРИЛОЖЕНИЯ 1-17 70
  • Курсовая работа:

    Социальная работа с неблагополучными семьями на примере БУ Омской области «Центр социальной помощи семье и детям Павлоградского района»

    63 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Особенности социальной работы с неблагополучными семьями 7
    1.1 Неблагополучная семья как объект социальной работы 7
    1.2 Классификация неблагополучных семей 13
    1.3. Понятие социальной работы с неблагополучными семьями 20
    Глава 2. Характеристика деятельности БУ Омской области «Центр социальной помощи семье и детям Павлоградского района» 29
    2.1. Описание БУ Омской области «Центр социальной помощи семье и детям Павлоградского района» 29
    2.2. Социальная работа БУ Омской области «Центр социальной помощи семье и детям Павлоградского района» с неблагополучными семьями 32
    Глава 3. Эмпирическое исследование неблагополучной семьи 39
    3.1. Цель и организация исследования 39
    3.2. Методы исследования 39
    3.3. Результаты исследования 40
    3.3.1. Результаты анализа частного случая 40
    3.3.2. Результаты наблюдения 42
    3.3.3. Результаты беседы 44
    3.4. Анализ результатов оказанной помощи неблагополучной семье 45
    Заключение …. 55
    Словарь терминов…. 58
    Список использованной литературы …. 60
    Приложения …. 62
  • Курсовая работа:

    Технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида

    34 страниц(ы) 

    Введение 4
    1. Семья, воспитывающая ребенка-инвалида как объект социальной работы 10
    1.1. Дети-инвалиды: общая характеристика с точки зрения социального подхода 10
    1.2. Социальная поддержка семьям, воспитывающим детей-инвалидов 14
    2 Технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида 19
    2.1. Проблемы социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида 19
    2.2 Формы и методы социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида 24
    Заключение 31
    Список использованных источников 33

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Контрольная работа:

    Роль и ролевые ожидания в общении

    14 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Основные понятия общения 4
    2. Социальная роль 7
    3. Ролевые ожидания в общении 10
    Заключение 13
    Список используемой литературы 14
  • Курсовая работа:

    Внешние эффекты в современной экономике россии и их государственное регулирование

    31 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Теоретические основы проблемы внешних эффектов в экономике 5
    1.1 Понятие внешних эффектов, их виды 5
    1.2 Проблема внешних эффектов в теореме Коуза 11
    2 Регулирование внешних эффектов 15
    2.1 Подходы к регулированию внешних эффектов в экономике 15
    2.2 Регулирование отрицательных внешних эффектов в России 20
    Заключение 26
    Список литературы 31
  • Контрольная работа:

    Понятие и виды реализации воздушного права. Организационно-правовые функции авиационных пред. Приватизация и разгосударствление. Трудовой договор (контракт) в гражданской авиации.

    23 страниц(ы) 

    Понятие и виды реализации воздушного права 3
    Организационно-правовые формы авиационных предприятий. Приватизация и разгосударствление 15
    Трудовой договор (контракт) в гражданской авиации 18
    Список литературы 23
  • Реферат:

    Формирование УУД при обучении физике

    21 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Понятие УУД их классификация 4
    2. Учебный предмет «физика» как средство формирования УУД 10
    3. Организация формирования УУД на уроках физики 14
    Заключение 21
    Список литературы 22
  • Курсовая работа:

    «Зеленые» финансы как фактор развития экономики

    43 страниц(ы) 

    Введение 4
    1 Теоретические аспекты проблемы изучения «зеленых финансов» 6
    1.1 Понятие и сущность «зеленых финансов» 6
    1.2 Финансово-правовое регулирование «зеленых» финансов 12
    1.3 Зеленая экономика как новая парадигма экономического развития 13
    2 Зеленые финансы и их роль в экономическом развитии России 18
    2.1 Нормативная и методологическая основа зеленой экономики в России 18
    2.2 Зеленые облигации как инструмент развития экономики России 22
    2.3 Итоги реализации зеленой политики в России за 2018-2022 30
  • Контрольная работа:

    Налоги и налоговая система

    16 страниц(ы) 

    1 Теоретическая часть….3
    1.17 Виды платы за землю в РФ. Земельный налог: порядок его исчисления и уплаты ….3
    1.35 Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество налогоплательщика.…8
    Тест….11
    Задача….14
    Список использованной литературы….16
  • Реферат:

    Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС воздушным транспортом

    29 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Теоретические аспекты проблемы совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС воздушным транспортом 6
    1.1 Понятие международных воздушных перевозок 6
    1.2 Понятие и сущность таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС воздушным транспортом 8
    При перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза, необходимо соблюдение законодательства стран участниц и Российской Федерации, в частности. Для этого применяются различные формы таможенного контроля, а также таможенные операции для их соблюдения. 8
    2 Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей таможенные операции в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС воздушным транспортом 13
    2.1 Нормативно-правовое регулирование перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС 13
    2.2 Анализ нормативно-правовой базы в области регулирования совершения таможенных операций 21
    Заключение 28
    Список литературы 29
  • Контрольная работа:

    Особенности рассмотрения корпоративных споров. Основания и порядок пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

    13 страниц(ы) 

    1. Особенности рассмотрения корпоративных споров 3
    2. Основания и порядок пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам 6
    3. Задача 10
    Список использованной литературы 13
  • Доклад:

    Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

    8 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Сущность экономического анализа 4
    2 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности 6
    Заключение 8
    Список литературы 9
  • Задача/Задачи:

    Ценовая политика

    2 страниц(ы) 

    Задача 1.
    Функция спроса на продукцию предприятия, действующего на рынке монополистической конкуренции: Q = 120 – Р, где Р – цена продукции, д.е.
    Функция предельных затрат предприятия: МC=20+3*Q, где Q – количество продукции, ед.;
    В точке оптимального объема производства предприятия скорость снижения предельного дохода выше скорости снижения спроса в два раза.
    Задание: определить стратегическую цену единицы продукции.

    Задача 2.
    В отрасли действует предприятие-лидер, который устанавливает цену для всех участников отрасли, а также ряд предприятий-последователей.
    Отраслевой спрос задан функцией Qd=100 – 0,5*P
    где: Р - цена ед. продукции.
    Спрос для предприятий-последователей определен функцией Qп=1,5*Р.
    Предельные издержки предприятия-лидера равны 30 д.е.
    Задание:
    1. определить стратегическую цену предприятия-лидера;
    2. определить оптимальное количество продукции предприятия-лидера и оптимальное количество продукции предприятий-последователей.
    Методическое указание:
    Решение основывается на принципе остаточного спроса, который остается на долю предприятия-лидера. Так как лидер не может регулировать спрос на продукцию предприятий-последователей, то на его долю приходится только остаточный спрос. В рамках остаточного спроса предприятие-лидер действует как монополист.