СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Моделирование лесного пожара - Курсовая работа №19208

«Моделирование лесного пожара» - Курсовая работа

  • 30 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: navip

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы моделирования лесного пожара 7

1.1. Теория нечётких множеств 7

1.2. Перколяционая теория 10

1.3. Основы моделирования лесного пожара 13

Глава 2. Поэтапное компьютерное моделирование лесного пожара 17

2.1. Создание реалистичного природного, лесного массива 17

2.2. Создание анимационной модели лесного пожара 18

2.3. Моделирование направлений пожара 22

2.4. Программирование модели лесного пожара 25

Заключение 28

Список используемой литературы 29


Введение

Актуальность проблемы. Ежегодно в России возникают десятки тысяч лесных пожаров, в результате которых сгорает более 1 млн. га леса. Еще большее количество леса при этом повреждается, а затем гибнет. Например, тепловое излучение от фронта пожара непосредственно воздействует на камбиальный слой дерева, а это приводит к его гибели. Кроме того, за счет теплопередачи тепла в почву изменяется её химический состав и структура, микрофлора и фауна почвы, повреждаются поверхностные корни деревьев. Ущерб от лесных пожаров не ограничивается стоимостью уничтоженной древесины, которая не превышает 10% от всех полезных свойств леса (почвозащитных, водоохранных, кислородопроизводящих, санитарно-гигиенических и др.). Различные виды лесных пожаров (низовые, верховые, почвенные и др.) представляют собой опасные стихийные бедствия, приносящие огромный ущерб и создающие угрозу для людей и материальных ресурсов, находящихся вблизи районов их возникновения и развития.

Так в июле и начале августа 2010 года лесные пожары в Европейской части России и на Урале охватили огромную площадь. Согласно данным Федерального агентства лесного хозяйства, общая площадь, пройденная огнем с начала года по 3 августа включительно существенно превысила миллион гектаров. По данным МЧС, представленным в Интернете, от 4 августа, при лесных пожарах погибли 50 человек. Полностью или частично сгорело не менее 130 населенных пунктов. Сгорела крупная военная база в Московской области. Ущерб от пожаров примерно сравнялся с годовым финансированием всего лесного хозяйства страны. Пожар проник на территорию Федерального ядерного центра в Сарове Нижегородской области, и с большим трудом был потушен. Многие крупные города и целые регионы Европейской России неделями существовали в условиях опасного для жизни людей задымления, местами видимость составляла лишь несколько десятков метров. Это вызвало частичную отмену авиасообщения и затрудняло автодорожное движение. По данным Национального аэрокосмического агентства США (NASA), облако дыма от лесных пожаров в Европейской части России по состоянию на 4 августа 2010 года достигло ширины в три тысячи километров. Дым от лесных пожаров проник в стратосферу на высоту около двенадцати километров. На такой высоте он может переноситься на очень большие расстояния.

Возникновение и распространение лесных пожаров зависят от различных условий (климатических: скорости ветра, температуры окружающей среды, состояния атмосферы и т.д.) рельефа местности и других факторов. Одной из наиболее опасных форм лесных пожаров являются верховые, на долю которых приходится 70% выгоревшей площади и наибольшие убытки.

Повышенное внимание к данной проблеме обусловлено также воздействием крупных лесных пожаров на приземный слой атмосферы, что вызывает климатические (понижение температуры среды за счет задымленности территорий приводит к гибели или более позднему вызреванию сельскохозяйственных культур) и экологические последствия. При определенных условиях (метеорологических, рельеф местности и др.) могут возникнуть массовые пожары («огненный шторм», огненные смерчи), в результате которых имеет место штормовая скорость ветра, реализуются высокие температуры, а газообразные продукты горения поднимаются на большую высоту и переносятся на значительные расстояния. Экспериментальные исследования лесных пожаров являются, как правило, дорогостоящими, а в некоторых случаях просто невозможными. В связи с этим большое значение имеет математическое моделирование возникновения и развития лесных пожаров.

Лесные пожары наносят огромный, и часто невосполнимый, ущерб природным и материальным ресурсам Российской Федерации. Причиной этого является отсутствие полноценной научной основы (базовой методики) качественного, и количественного анализа возможности возникновения, распространения и тушения лесных пожаров, что сдерживает не только создание высокоэффективной системы для борьбы с ними, но и затрудняет задачу оперативного определения оптимальных направлений для использования современных организационных способов и технических средств их тушения.

Попытки построения подобной методики (точнее, её основных элементов) уже предпринимались. При этом в качестве предполагаемой научной основы, как правило, рассматривались сложные математические модели газовой динамики реагирующих сред, дающих общую математическую модель как низовых, так и верховых пожаров. Но в нашей работе были объединены две более простые, но не менее действенные теории, а именно перколяционная теория и теория нечётких множеств.

Цели и задачи данной работы заключаются в создании модели для комплексного решения следующих задач в прогнозировании поведения лесного пожара: прогнозирование распространения трёхуровневого пожара, нахождение периметра контура лесного пожара.

Достоверность результатов

Достоверность результатов нашей работы базируется на использовании общепризнанных теоретических аппаратов исследования, апробированных ранее большим числом авторов. Все основные допущения, принятые в работе, также являются традиционными и общепринятыми в использованных теориях.

Объект исследования – процесс создания компьютерной модели лесного пожара.

Предмет исследования – компьютерное моделирование с учетом влияния ветра на распространение лесного верхового пожара.

Данный проект состоит из двух частей.

Целью аналитической части является рассмотрение существующего состояния предметной области, характеристики объекта и системы управления.

Проектная часть курсового проекта является описанием решений, принятых по всей вертикали проектирования. Глава основана на информации, представленной в аналитической части, обобщает ее. По сути, проектная часть является решением проблематики, изложенной в аналитической части, на языке информационных технологий.

В заключении сделаны выводы по проекту.


Выдержка из текста работы

Глава 1. Теоретические основы моделирования лесного пожара

1.1. Теория нечётких множеств

Характер распространения лесного пожара в направлениях фронта, тыла и флангов в достаточной степени изучен, и соответствующие скорости распространения огня можно получить из различных источников информации. Эти скорости определяются исходя из статистических данных лесных хозяйств России, полученных на основе анализа реальных лесных пожаров, а также экспериментальных данных.

Математическая модель распространения лесного пожара заключается в анализе каждой точки контура горения с помощью нечетких множеств.

Нечеткие числа – это не обычные числа. Называются они так потому, что они представляют события, объекты недостаточно хорошо известные или определенные. Нечеткие числа отличаются от обычных тем, что их значения могут находиться в некотором диапазоне, при этом указывается так называемая функция принадлежности, с помощью которой задается субъективная оценка степени возможности нахождения этого числа в этом диапазоне (рис. 1).

Рис. 1. Нечеткое представление числа 2

Из рисунка 2 видно, что точка контура горения относится к фронту пожара, если мера угла между направлением ветра и линией, соединяющей данную точку с центром масс контура горения (далее угол отклонения точки), составляет нуль (0). Если этот угол составляет 90(π/2), 180(π) или 270(3π/2), то точка контура горения отнесется к «правому флангу», «тылу» и «левому флангу» пожара, соответственно.

Рис. 2. Угол отклонения точки контура горения

Для того чтобы определить скорости распространения огня в точках отличных от фронта, тыла и флангов, будем считать соответствующие углы отклонения нечеткими числами и зададим для них функции принадлежности (рис. 3.).Будем использовать нормальные функции принадлежности треугольного вида.

Рис. 3. Представление нечетких переменных фронт, правый фланг, тыл, левый фланг

Функция принадлежности А(u) – это функция, областью определения которой является носитель U, u  U, а областью значений – единичный интервал [0,1]. Чем выше А(u), тем выше оценивается степень принадлежности элемента носителя u нечеткому множеству А.

Носитель U – это универсальное множество, к которому относятся все результаты наблюдений в рамках оцениваемой квазистатистики.

После проведения анализа на принадлежность каждой точки контура горения, к фронту, тылу, тому или иному флангу в зависимости от угла отклонения этой точки, получим 4 значения – степени принадлежности к фронту, тылу, тому или иному флангу этой конкретной точки контура горения. Полученные с помощью этой функции значения использовались для расчета скоростей. После определения коэффициентов принадлежности для каждой точки кромки пожара учитываются и все его свойства, а также погодные условия. Эти значения играют роль коэффициентов в формуле скорости распространения пожара, используемой для определения местоположения кромки пожара на следующем временном шаге и которая выглядит следующим образом:

υ = αυфр. + β υпр.фл. + γ υт. + δυл.ф.,

где: α, β, γ, δ– коэффициенты, характеризующие степень принадлежности;

υфр., υпр.фл., υт., υл.фл. – скорости перемещения фронта, правого фланга, тыла и левого фланга соответственно.

Достоинством этого метода является то, что он позволяет анализировать каждую точку не только в отношении принадлежности к тому или иному множеству (фронт, тыл, правый и левый фланги), но и учитывает все характеристики погодные и лесные в каждой конкретной точке.

1.2. Перколяционая теория

Явление перколяции (или протекания среды) определяется:

Средой, в которой наблюдается это явление;

Внешним источником, который обеспечивает протекание в этой среде;

Способом протекания среды, который зависит от внешнего источника.

В качестве простейшего примера можно рассмотреть модель протекания (например электрического пробоя) в двумерной квадратной решетке, состоящей из узлов, которые могут быть проводящими или непроводящими. В начальный момент времени все узлы сетки являются непроводящими. Со временем источник заменяет непроводящие узлы на проводящие, и число проводящих узлов постепенно растет. При этом узлы замещаются случайным образом, то есть выбор любого из узлов для замещения является равновероятным для всей поверхности решетки.

Перколяцией называют момент появления такого состояния решетки, при котором существует хотя бы один непрерывный путь через соседние проводящие узлы от одного до противоположного края. Очевидно, что с ростом числа проводящих узлов, этот момент наступит раньше, чем вся поверхность решетки будет состоять исключительно из проводящих узлов.

Обозначим непроводящее и проводящее состояние узлов нулями и единицами соответственно. В двумерном случае среде будет соответствовать бинарная матрица. Последовательность замены нулей матрицы на единицы будет соответствовать источнику протекания.

В начальный момент времени матрица состоит полностью из непроводящих элементов:

0 0 0 0

0 0 0 0

0 0 0 0

0 0 0 0

При воздействии внешнего источника в матрице начинают добавляться проводящие элементы, однако поначалу их недостаточно для перколяции:

0 0 0 1

1 0 0 0

0 0 1 0

0 0 1 0

По мере увеличения числа проводящих узлов наступает такой критический момент, когда происходит перколяция, как показано ниже:

0 0 0 1

1 1 0 0

0 1 1 0

0 0 1 0

Видно, что от левой к правой границе последней матрицы имеется цепочка элементов, которая обеспечивает протекание тока по проводящим узлам (единицам), непрерывно следующим друг за другом.

Перколяция может наблюдаться как в решетках, так и других геометрических конструкциях, в том числе непрерывных, состоящих из большого числа подобных элементов или непрерывных областей соответственно, которые могут находиться в одном из двух состояний. Соответствующие математические модели называются решеточными или континуальными.

Индуктивно, понятие перколяции переносится на любые конструкции или материалы, которые называются перколяционной средой, для которой должен быть определен внешний источник протекания, способ протекания и элементы (фрагменты) которой могут находиться в разных состояниях, одно из которых (первичное) не удовлетворяет данному способу прохождения, а другое удовлетворяет. Способ протекания также подразумевает собой определенную последовательность возникновения элементов или изменение фрагментов среды в нужное для протекания состояние, которое обеспечивается источником. Источник же переводит постепенно элементы или фрагменты образца из одного состояния к другому, пока не наступит момент перколяции.

Совокупность элементов, по которым происходит протекание, называется перколяционным кластером. Будучи по своей природе связным случайным графом, в зависимости от конкретной реализации он может иметь различную форму. Поэтому принято характеризовать его общий размер. Порогом протекания называется количество элементов перколяционного кластера, отнесенное к общему количеству элементов рассматриваемой среды.

В бесконечной системе справедливо представление о четко определённом пороге протекания, не зависящем от того, какая последовательность случайных значений использовалась в эксперименте. В конечной системе чётко определённого порога не существует, а имеется так называемая критическая область с шириной порядка , в которую попадают значения порогов протекания, полученные в большинстве экспериментов с различными случайными последовательностями.

Порог протекания xc в бесконечной системе равен:

где N-количество элементов.

1.3. Основы моделирования лесного пожара

Глава 2. Поэтапное компьютерное моделирование лесного пожара


Заключение

Мы представили результаты компьютерного моделирования

развития лесных пожаров.

Новизной рассматриваемой математической модели является:

1) Трехслойность рассматриваемой модели

2) Нечеткая модель направления ветра

3) Было рассмотрено по 8 соседей для каждого дерево (во всех предыдущих моделей их было 4)


Список литературы

1. Macromedia Flash 8 (+ CD-ROM): Джеймс Инглиш — Москва, Эком, 2007.- 448 с.

2. Macromedia Flash 8 для профессионалов: Шон Пакнелл, Брайан Хогг, Крейг Суонн — Москва, Вильямс, 2006.- 672 с.

3. Macromedia Flash MX 2004 ActionScript. Библия пользователя (+ CD-ROM): Роберт Рейнхардт, Джой Лотт — Москва, Вильямс, 2006 г.- 960 с.

4. Macromedia Flash MX 2004. Экспресс-курс.: Владимир Дронов — Москва, БХВ-Петербург, 2003.- 344 с.

5. Macromedia Flash Professional 8. Графика и анимация: Владимир Дронов — Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2006.- 656 с.

6. Macromedia Studio 8 (+ CD-ROM): Шаоэн Бардзелл и Джеффри Бардзелл — Москва, Эком, 2006.- 592 с.

7. Голованов О.В., Перминов В.А. Визуализация распространения плоского фронта верхового лесного пожара // Информационные недра Кузбасса. Труды конференции. Часть 2, Кемерово: Изд.-во Полиграф, 2001. C.264–271.

8. Гришин А.М. Математическое моделирование лесных пожаров и новые способы борьбы с ними. Новосибирск: – Наука. 1992. – 407 с.

9. Гришин А.М., Перминов В.А., Шипулина О.В., Porterie B. (Франция). Общая математическая модель и некоторые результаты математического моделирования // VIII Всероссийский съезд по теоретической и прикладной механике, 23–29 августа 2001, Пермь. С.633.

10. Доррер Г.А. Математические модели динамики лесных пожаров. М.: – Лесная промышленность. 1979. – 160 с.

11. Китинг Дж. Flash MX. [пер. с англ.] / Джоди Китинг - М. и др. : DiaSoft, 2008. - 900 с.

12. Маров М. «Энциклопедия 3D Studio MAX 3», издательство «Питер», 2000.

13. Мартыновская А.Ю., Перминов В.А. Математическая модель распространения двумерного фронта верхового лесного пожара в осредненной постановке // Наука и образование: Материалы 7-ой международной конференции. Белово, 2008. С.199-207.

14. Перминов В.А. Математическое моделирование возникновения и распространения лесных пожаров // Материалы Всероссийской конференции «Наука и образование», 20-21 февраля 2003, Белово, 2003. C.505-507.

15. Перминов В.А. О возникновении и распространении лесных пожаров // Информационные технологии и математическое моделирование: Материалы V Международной научно-практической конференции. Ч.2. Томск: Изд-во Томского госуниверситета, 2006. С.45-47.

16. Перминов В.А. О численном решении задачи зажигания полога леса от очага низового лесного пожара в трехмерной постановке // Сопряженные задачи механики реагирующих сред, информатики и экологии: Избранные доклады 7-й Международной научной конференции. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2007. С.172-179.

17. Работа в среде Macromedia Flash 5: Н. Г. Никифорова, Р. А. Федоровская, А. В. Никифоров — Москва, ИВЭСЭП, 2008.- 72 с.

18. Самоучитель Macromedia Flash MX: Михаил Бурлаков — Москва, БХВ-Петербург, 2003.- 656 с.

19. Шахраманьян М.А., Нигметов Г.М. Методика оперативной оценки последствий лесных пожаров. М.: – ВНИИ ГОиЧС. 2001. – 32 с.


Примечания

К работе прилагается презентация.

Есть приложения. Авторская работа.

К работе прилагается все необходимое для сдачи.

К работе прилагается рабочая программа на языке программирования.

Тема: «Моделирование лесного пожара»
Раздел: Компьютерная графика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 1800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Разработка модели распростронения лесных пожаров

    72 страниц(ы) 

    Введение 4
    Глава 1. Применение аппарата математической логики для разработки имитационной модели распростронения пожаров в лесных массивах 9
    1.1. Анализ проблемы 9
    1.2. Состояние работ в области моделирования распространения лесных пожаров 9
    1.3. Геометрическая структура зоны пожара 11
    1.4. Требования к логическому исчислению 13
    1.5. Возможности использования известных логических исчислений 14
    1.6. Логическое описание динамики предметной области 18
    1.7. Прогноз развития ландшафтного пожара 30
    1.8. Модель распространения пылегазового облака 31
    Глава 2. Теоретические основы моделирования лесного пожара 33
    2.1. Теория нечётких множеств 33
    2.2. Перколяционая теория 36
    2.3. Двухмерная модель лесных пожаров 39
    2.4. Схема численного решения. Метод расщепления 41
    2.5. Разностная схема для решения уравнений переноса газовой фазы 43
    2.6. Основы моделирования лесного пожара 46
    Глава 3. Поэтапное компьютерное моделирование лесного пожара 51
    3.1. Создание реалистичного природного, лесного массива 51
    2.2. Создание анимационной модели лесного пожара 52
    3.3. Моделирование направлений пожара 56
    3.4. Программирование модели лесного пожара 58
    Заключение 67
    Список используемой литературы 69
  • Дипломная работа:

    Природные и природно–антропогенные стихийные явления

    49 страниц(ы) 

    ГЛАВА 1. ПРИРОДНЫЕ И ПРИРОДНО–АНТРОПОГЕННЫЕ СТИХИЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ….
    1.1. Общая характеристика природных стихийных явлений…
    1.2. Землетрясения…
    Вулканизм…
    1.4. Оползни и карст….
    1.5. Снежные лавины…
    1.6. Наводнения…
    1.7. Метеорологические природные явления…
    1.8. Природные пожары…
    ГЛАВА 2. СТИХИЙНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН…
    2.1. Общая характеристика природных стихийных явления на территории Республики Башкортостан…
    2.2. Землетрясения…
    2.3. Наводнения…
    2.4. Оползни и карст…
    2.5. Снежные лавины…
    2.6. Метеорологические природные явления…
    2.7. Природные пожары…
    ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ…
    3.1. Конспект урока на тему «Стихийные природные явления»…
    3.2. Разработка внеурочного мероприятия «По следам стихий»…
  • Контрольная работа:

    Природные пожары

    18 страниц(ы) 

    Введение…
    1. Понятие «пожар» и виды природных пожаров….
    2. Причины возникновения пожаров….
    3. Ликвидация последствий пожаров….
    4. Влияние пожаров на людей….
    5. Организация пожарной охраны….
    Заключение….….
    Список литературы….
  • Дипломная работа:

    Антропогенная динамика лесной растительности как тема научно-исследовательской работы школьников

    83 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА 1. Изменение состава и структуры лесных фитоценозов под влиянием рекреационного фактора (литературный обзор) 7
    1.1 Рекреационные сукцессии как объект экологических исследований 7
    1.2 Общие закономерности изменения видового состава лесных фитоценозов под влиянием рекреации 16
    1.3 Изменение древесного и кустарникового ярусов и подстилки в ходе рекреационной сукцессии 26
    1.4 Характеристика устойчивости видов напочвенного покрова к фактору рекреации 32
    1.5 Устойчивость доминантов древесного яруса к фактору рекреации 38
    1.6 Роль экологического воспитания для снижения негативного влияния человека на лесные фитоценозы 44
    ГЛАВА 2. Методика исследования 48
    2.1 Место, объект и методы исследования 48
    ГЛАВА 3. Анализ влияния рекреационного фактора на напочвенный покров широколиственного леса 54
    2.2 Характеристика изученных лесных растительных сообществ 54
    2.2.1 Сообщество, испытывающее слабое влияние рекреационного фактора 54
    2.2.2 Сообщество, испытывающее существенно влияние рекреационного фактора 55
    2.3 Ландшафтно-лесоводственная характеристика лесного фонда 58
    Глава 3. Возможность использования результатов исследования в экологическом образовании 62
    3.1 История и современное состояние школьного экологического образования 62
    3.2 Основные формы школьного экологического образования 64
    3.3 Методическое руководство по выполнению научно-исследовательского проекта на тему «Влияние рекреационного фактора на лесные фитоценозы» 67
    Выводы 76
    Литература 77
    Приложения 81
  • Контрольная работа:

    Несущая способность конструкций во время пожара

    20 страниц(ы) 

    Введение….….…3
    1.Огнестойкость строительных конструкций….….4
    2.Несущая способность конструкций во время пожара….….9
    3.Огнезащита стальных несущих конструкций….13
    Заключение….…19
    Список использованных источников….23
  • Дипломная работа:

    Уровни моделирования содержания текстовых задач на движение при изучении курса математики начальной школы

    73 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
    1.1. Философский смысл понятий "модель" и "моделирование" 8
    1.2. Роль и место действия моделирования в стандарте нового поколения для начальной школы 17
    1.3. Уровни моделирования содержания текстовых задач на движение в начальной школе 23
    Выводы по главе I 31
    ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 33
    2.1. Программа по обучению учащихся моделированию содержания текстовых задач на движение 33
    2.2. Этапы и содержание экспериментальной работы по осуществлению программы 39
    2.3. Подведение итогов опытной работы и разработка методических рекомендаций для учителей по моделированию текстовых задач 43
    Выводы по главе II 46
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
    ЛИТЕРАТУРА 50
    ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ 54
    ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ 55
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Изучение народной вышивки

    59 страниц(ы) 

    Актуальность темы исследования. Тема дипломной работы, связанной с разработкой методики проведения занятий по народной вышивке, выбрана не случайно. Прикосновение к исконно народным традициям дарит живительный импульс многим современным видам декоративно-прикладного искусства, воспитать чувство гармонии и цвета.
    Как-то известная собирательница народного прикладного искусства С. А. Нуриджанов справедливо отметила: «Пока есть народ – есть и его духовное богатство. Именно материальное воплощение народного духа мы можем увидеть в прикладном искусстве. Оно всегда дарит сильную и глубокую радость».
    Народное искусство в настоящее время не только фундамент для художественной промышленности. Но и самое верное начало понимания красоты в окружающем мире, в искусстве. В современном мире хаотического нагромождения телевидения и Интернета, дающих переизбыток часто агрессивной информации, человеку необходима эмоциональная защита от подобной окружающей среды. Живые, одухотворённые ритмы и краски национальной вышивки способны внести гармонию в душу человека 21 века. Изделия, созданные народными умельцами, гармонизируют мир вокруг и в каждом из нас.
    Тема, связанная с народной башкирской вышивкой, представляется чрезвычайно интересной, потому что даёт возможность не только рассмотреть вышивку как уникальное явление художественной культуры, известное всем народам мира, но и найти в ней богатые и древние традиции, в которых ярко и своеобразно отразились поэтические идеалы башкирского народа, его миропонимание. В то же время любое вышитое изделие уникально: в нём отразились умения, убеждения, настроения и, наконец, душа мастерицы. Вышивальщица создавала свою работу подобно фольклорному произведению (из уст в уста): переданные от поколения поколению навыки мастерства накладывались на человеческую индивидуальность, разные судьбы, на мысли, которые приходят человеку наедине с собой в процессе работы, на особые задумки и фантазии, которые, возможно, вынашивались годами.
    Работая над данной дипломной работой, мы убедились: как всякий язык, художественный язык башкирских вышивок требует немалых знаний. Это и понимание расположения составляющих частей вышивки, наименование их, то есть, прежде всего, композиция узора, соотношение величин различных фигур. Почти одновременно наши глаза схватывают цветовое содержание узора, и теперь уже не только умом, но и чувствами постигаешь обаяние шедевров декоративно-прикладного искусства.
    Не претендуя на исчерпывающее решение всех проблем темы дипломной работы, связанных с народной башкирской вышивкой, опираясь на различные источники, мы попытались наметить лишь некоторые ориентиры в исследовании данного вида народного творчества как вида искусства, выявить особенности башкирской народной вышивки, её художественную ценность и закономерности развития. И на основе анализа существующего материала по данной теме создать своё авторское оригинальное произведение.
    Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью народных мастеров и профессиональных художников. Башкирское народное искусство явилось ярким воплощением эстетических идеалов народа, его отношения к природе и жизни общества. Оригинальный, самобытный художественный стиль народного искусства нашёл отражение в художественно-декортивной обработке дерева и металла, в оформлении национального костюма и организации интерьера, в кошмоделии, в ткацком и, конечно, в вышивальном ремесле.
    Именно вышивке, одному из излюбленных занятий башкир, отводилась первостепенная роль среди других видов творчества по популярности: искусством вышивания должна была владеть каждая башкирская женщина.
    Башкирская женщина – неустанная труженица и искусная рукодельница, сочетала работу по ведению домашнего хозяйства с прядением шерсти, изготовлением тканых и вышитых изделий для украшения жилища, шила одежды, выделывала войлоки, была хранительница не только домашнего очага и семьи, но рукотворного искусства своего народа. Популярности народного искусства способствовала его насущная востребованность и широкая сфера применения (одежда, предметы домашнего обихода, обрядовые изделия), большое разнообразие швов, множество приёмов узорного шитья и богатство орнамента.
    По нашему представлению, изучать культуру любого народа нужно именно с ДПИ, только тогда можно понять её своеобразие и неповторимость. И самое яркое материальное воплощение духовной культуры содержится, без сомнения, в женских ремёслах, в частности, в искусстве вышивания. Поэтому выбранная тема дипломной работы «Народная вышивка».
    Не претендуя на исчерпывающий анализ всех видов и приёмов башкирской вышивки, на полное осмысление орнамента как явления национальной башкирской культуры. Это, вероятно, работа не для одного поколения исследователей. Тем не менее, целью данной работы является попытка внести свое понимание доступных письменных и иллюстративных источников по теме «Народная вышивка» и на их основе создать своего оригинального произведения.
    Объект исследования – башкирская народная вышивка, история её развития и особенности.
    Предмет исследования – процесс обучения учащихся в системе дополнительного образования основам народной вышивки
    Гипотеза исследования: процесс обучения детей народной вышивке в системе дополнительного образования будет более эффективным:
    - если будут использованы методические пособия, наглядный материал, зрительный ряд, раскрывающие основные задачи работы.
    - если будет разработан ряд упражнений, направленных на поэтапное овладение приёмами вышивки.
    С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
    1.Собрать и проанализировать существующий материал по данной теме.
    2. Создать свою оригинальную композицию и выполнить её в материале.
    3. Написать методическую рекомендацию для использования в системе дополнительного образования.
    Для решения вышеназванных задач были использованы следующие методы исследования: изучение методической и специальной литературы, анализ и синтез собранного материала, обобщение, моделирование.
    Практическая ценность работы заключается в том, что разработка методических рекомендаций по изучению приемам народной вышивки может быть использована в практике преподавания в детской художественной школе. Практическая часть – декоративное панно с элементами вышивки и аппликации может использоваться как наглядное пособие, экспонироваться на выставках декоративно-прикладного искусства.
    Структура работы. Работа состоит из: введения, трех глав, заключения. Во введении обоснована актуальность работы, цель, указаны предмет, объект и задачи исследования с помощью которых достигается цель работы, выдвигается гипотеза, обозначены основные подходы к исследованию материала. В первой главе непосредственно раскрывается тема дипломной работы, приведена характеристика основных приемов народной вышивки, дано описание положения вышивки в современном мире. Во второй главе описывается мотивация выбора темы, рассматривается работа над эскизами, технологический процесс выполнения изделия в материале. В третьей главе представлены методы и приемы обучения вышивке в ДХШ, также представлено разработанное для ДХШ занятие по этой теме. В заключении подводятся результаты работы над проектом. Список включает в себя все источники использованные по теме исследования.
  • ВКР:

    Лексико-сементическое развитие этимологического корня ял в татарском языке (в сравнительно-историческом плане с другими тюркскими языками)

    64 страниц(ы) 

    ЭЧТӘЛЕК
    Кереш.3
    Төп өлеш
    Беренче бүлек
    *Jal этимологик тамырының структур-семантик үзенчәлеге .7
    1.1. Төрки телләрдә этимологик тамыр турында төшенчә.7
    1.2. *jal этимологик тамырының фоно-морфо-семантик төзелеше.16
    Икенче бүлек
    Этимиологик *jal тамырының татар телендә лексик-сематик үсеше.28
    Өченче бүлек
    *Jal тамырының лексик-семантик үсеше буенча материалларны татар теле дәресләрендә куллану методикасы һәм күнегүләр системасы.40
    3.1. JAL тамырының лексик-семантик үсеше буенча материалны татар теле дәресләрендә куллану методикасы.40
    3.2. Jal тамырының лексик-семантик үсеше буенча материалны татар теле дәресләрендә куллану өчен күнегү үрнәкләре.47
    Йомгак.57
    Файдаланылган әдәбият исемлеге.59
  • Дипломная работа:

    Анализ ассоциации генов ферментов цитохрома р 450 1а1 и 1а2 с развитием профессионального хронического бронхита

    63 страниц(ы) 

    СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
    1.1. Профессиональный хронический бронхит - общая характеристика и эпидемиология 6
    1.2. Факторы риска развития профессионального хронического бронхита 9
    1.3. Патогенез профессионального хронического бронхита 16
    1.4. Генетические факторы профессионального хронического бронхита 20
    ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
    1.1.1. Объект исследования 27
    1.1.2. Молекулярно-генетические методы исследования 30
    1.1.3. Выделение ДНК 30
    2.2.2. Проведение полимеразной цепной реакции синтеза ДНК и рестрикционного анализа 31
    2.2.3. Проведение электрофореза и визуализация результатов 34
    2.2.4. Статистический анализ 34
    2.2.5. Моделирование белок-белковых взаимодействий генов цитохрома P450 35
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 37
    3.1. Анализ полиморфных локусов A2455G и Т3801С гена CYP1A1 37
    3.2. Анализ полиморфных локусов С-163А и T-2467delT гена CYP1A2 45
    ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ 51
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
    ВЫВОДЫ 63
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
  • Дипломная работа:

    Особенности регулирования труда педагогических работников в образовательных организациях среднего профессионального образования

    80 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
    1.1 Субъекты, имеющие право на занятие педагогической деятельности 9
    1.2 Порядок и цель проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования 19
    1.3 Особенности прекращения трудового договора с педагогическими работниками системе среднего профессионального образования.32
    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 36
    2.1. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха 36
    2.2. Особенности регулирования оплаты труда педагогическим работникам среднего профессионального образования 43
    ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «ПРОГРАММА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 49
    3.1. Описание проекта 50
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
  • ВКР:

    Кейс-технология на уроках информатики как средство развития познавательного интереса

    52 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
    1.1. Понятие познавательного интереса обучающихся 6
    1.2. Кейс-технология: история разработки и реализация в образовательном процессе 13
    1.3. Применение кейс-технологии на уроках информатики для развития познавательного интереса обучающихся 20
    Выводы по первой главе 26
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ 28
    2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса на уроках информатики 28
    2.2. Реализация кейс-технологии на уроках информатики для развития познавательного интереса обучающихся 34
    2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса обучающихся 43
    Выводы по второй главе 47
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Дипломная работа:

    Владимир даль и музыка

    114 страниц(ы) 

    Введение.3
    Глава I. Музыка в жизни В. Даля
    1.1. Музыкальные впечатления В. Даля в детские годы
    и годы учения (Луганск, Николаев, Санкт-Петербург, Дерпт).9
    1.2. В музыкальных салонах Петербурга….15
    1.3. На Южном Урале (Оренбург).19
    1.4. Далевские четверги (Петербург)….27
    1.5. На Волге (Нижний Новгород).30
    1.6. Музицирование в кругу семьи, последние годы (Москва).36
    Глава II. Музыка в произведениях В. Даля. В. Даль в музыке
    2.1. Музыкальные традиции народов Оренбургского края
    в рассказах и повестях….39
    2.2. Повесть о музыканте («Похождения Христиана
    Христиановича Виольдамура и его Аршета»).53
    2.2.1. История создания. Даль – Соллогуб….53
    2.2.2. Музыкальный быт в повести Даля….58
    2.3. Литературные произведения В. Даля в музыке….65
    Заключение.81
    Список литературы.83
    Приложение….98
    Нотные примеры….99
  • Дипломная работа:

    Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинских работников

    70 страниц(ы) 

    Введение….…3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
    1.1. Проблема эмоционального выгорания личности …6
    1.2. Особенности эмоционального выгорания медицинских работников…19
    Выводы по I главе…27
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
    2.1. Организация и методики исследования….….….29
    2.2. Результаты исследования особенностей синдрома эмоционального выгорания медицинских работников ….…31
    Выводы по II главе….42
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….44
    ЛИТЕРАТУРА….47
    ПРИЛОЖЕНИЕ…
  • Дипломная работа:

    Педагогические условия организации занятий ритмики с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья

    60 страниц(ы) 

    Введение….3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ РИТМИКИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ….….….7
    1.1 Организация занятий ритмики с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья как психолого-педагогическая проблема….…7
    1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ограниченными возможностями здоровья….….…17
    Выводы по главе 1….31
    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ РИТМИКИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ….….33
    2.1 Педагогические условия организации занятий ритмики с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья….….33
    2.2 Организацияпедагогического эксперимента и качественно-количественный анализ его результатов….….…35
    2.3 Рекомендации по организации занятий ритмики с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья….…52
    Выводы по главе 2….….53
    Заключение….55
    Список использованной литературы….57
  • :

    Национально-культурные традиции башкирского танца в воспитании нравственности у подростков

    107 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА1. Теоретические основы нравственного воспитания личности на основе национальных и культурных традиций башкирского танца 11
    1.1. Национальные и культурные традиции башкирского танца 11
    1.2. Основные источники нравственного воспитания личности 40
    1.3. Особенности воспитания нравственности у подростков в процессе занятий танцами 52
    Выводы по 1 главе 60
    ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по организации процесса воспитания нравственности у подростков на основе изучения национально-культурных традиции башкирского танца 62
    2.1. Содержание, формы и методы использования национальнокультурных традиций башкирского танца в процессе воспитания нравственности у подростков 62
    2.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 80
    Выводы по 2 главе 97
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 103
  • Дипломная работа:

    Особенности английских газетных заголовков в сравнении с русскими и обучение чтению газет на английском языке

    66 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1 Особенности газетных заголовков в английском и русском языках 6
    1.2 Типы газетных заголовков 12
    1.3 Способы перевода газетных заголовков 20
    Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ГАЗЕТ НА АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ 27
    2.1 Обучение английскому языку: особенности и практика 27
    2.2 Основные направления в обучении чтению на английском языке в школе 31
    Глава 3 СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ГАЗЕТ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ГАЗЕТНОГО ДИСКУРСА) 38
    3.1 Анализ газетного дискурса на предмет газетных заголовков и их перевода 38
    3.2 Применение результатов и разработка системы обучения чтению и переводу газет на английском языке 45
    3.3 План-конспект урока по обучению чтению и переводу газет на английском языке 54
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60