СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинских работников - Дипломная работа №36485

«Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинских работников» - Дипломная работа

  • 70 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

Введение….…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

1.1. Проблема эмоционального выгорания личности …6

1.2. Особенности эмоционального выгорания медицинских работников…19

Выводы по I главе…27

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

2.1. Организация и методики исследования….….….29

2.2. Результаты исследования особенностей синдрома эмоционального выгорания медицинских работников ….…31

Выводы по II главе….42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….44

ЛИТЕРАТУРА….47

ПРИЛОЖЕНИЕ…


Введение

Актуальность. Одной наиболее актуальной в современной психологии является проблема психологического благополучия медицинского работника. Профессиональный долг обязывает медика принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение. Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вызывают у медицинских работников стресс двойного рода: информационный стресс и эмоциональный стресс. Поведение современных медиков характеризуется повышенной напряженностью, следствием которой являются грубость, несдержанность, окрики, оскорбления пациентов и т.д.

Учеными установлено, что все эти признаки в конечном итоге приводят к эмоциональному выгоранию профессионала. Исходя из этого, можно сформулировать основную задачу работы психолога с медицинскими работниками: содействовать сохранению психологического здоровья медицинских работников. Эта задача является приоритетной, поскольку основной формой медицинской деятельности является взаимодействие между медицинским работником и пациентом. Специалист с выраженными эмоциональными проблемами может содействовать закреплению нарушений психологического здоровья у пациента и препятствовать прогрессии болезни.

В этой связи большое значение приобретает изучение феномена эмоционального выгорания.

Обзор литературы по тематике исследования позволяет выделить противоречие между значимостью роли медицинского работника в выздоровлении пациентов и наличием феномена эмоционального выгорания, оказывающего существенное влияние на профессиональную деятельность.

Цель исследования: выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.

Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.

Предмет исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.

Гипотеза исследования: предполагается, что на возникновение синдрома эмоционального выгорания оказывает влияние стаж в профессиональной деятельности, а также пол медицинского работника.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме профессионального выгорания личности.

2. Определить факторы эмоционального выгорания медицинских работников.

3. Установить особенности эмоционального выгорания медицинских работников.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции эмоционального выгорания (К. Маслач,1987; В.В. Бойко, 1999; В.А. Бодров, 2001; Н.Е. Водопьянова, 2001; Ю.В. Щербатых, 2013).

Методы и методики исследования:

I. Теоретические методы: анализ, синтез и обобщение исследований по проблеме.

II. Эмпирические: психодиагностический метод.

Для проверки гипотезы в работе использовались следующие методики:

 «Шкала профессионального стресса» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация О.М. Радюк);

 диагностика эмоционального выгорания (В.В. Бойко);

 опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (Н. Водопьянова, Е. Старченкова).

III. Интерпретационные методы: объяснение и описание материалов.

IV. Методы математической обработки данных: U – критерий Манна-Уитни.

Экспериментальная выборка исследования. В исследовании приняли участие 25 медицинских работников со стажем работы от 2 – 5 лет и 22 медицинских работники со стажем работы от 10 – 15 лет, из них 17 мужчин и 30 женщин.

База исследования. МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №2» г. Уфы, РБ.

Практическая значимость. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы создают предпосылки для социально-психологического обеспечения деятельности медицинских работников. Основные положения и работы могут найти свое применение в деятельности по подготовке и повышению эффективности функционирования медицинских работников.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, 50 основных источников, периодического характера, приложения.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

2.1. Организация и методики исследования

Цель исследования: выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.

Экспериментальная выборка исследования. В исследовании приняли участие 25 медицинских работников со стажем работы от 2 – 5 лет и 22 медицинских работники со стажем работы от 10 – 15 лет, из них 17 мужчин и 30 женщин.

Этапы экспериментального исследования:

1. Разработка программы экспериментального исследования, подбор методик, соответствующих целям и задачам исследования.

2. Диагностика синдрома эмоционального выгорания медицинских работников.

3. Обработка и анализ результатов исследования работы, формулирование выводов исследования.

База исследования. МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №2» г. Уфы, РБ. В исследовании приняли участие 25 медицинских работников со стажем работы от 2-5 лет и 22 медицинских работники со стажем работы от 10-15 лет, из них 17 мужчин и 30 женщин.

В исследовании были использованы следующие методики.

«Шкала профессионального стресса»

(Ч.Д. Спилбергер, адаптация О.М. Радюк)

Цель: диагностика уровня стресса, получаемого на рабочем месте.

Методика включает в себя 30 ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью, которые большинство людей считают стрессогенными. Проходя опросник вначале необходимо оценить уровень стресса, который связан с каждым событием. После этого надо оценить, как часто на протяжении 6 месяцев встречалось данное событие.

По методике возможна диагностика несколько уровней стресса: низкого, умеренного, высокого, очень высокого.

Диагностика эмоционального выгорания (В.В. Бойко)

Цель методики: позволяет выявить уровень эмоционального выгорания: складывающееся выгорание, сложившееся и его отсутствие. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: не сложившийся симптом, складывающийся симптом, сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, необходимо обратить внимание на отдельно взятые симптомы.

.Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (Н.Водопьянова, Е.Старченкова)

Методика была разработана на основе трехфакторной модели К. Маслач С. Джексона и адаптирован Н. Водопьяновой и Е. Старченковой.

Цель методики – диагностика эмоционального истощения, деперсонализации и профессиональных достижений.

Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.

О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность»

Существуют различные варианты теста – для педагогов, учителей, руководителей среднего звена, медицинских работников и др.


Заключение

С целью исследования особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников нами было проведено теоретическое и эмпирическое исследование.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что, что на возникновение синдрома эмоционального выгорания оказывает влияние стаж в профессиональной деятельности, а также пол медицинского работника.

В качестве методов исследования были использованы теоретические методы (анализ специальной литературы по исследуемой проблеме); эмпирические методы стандартизированные психодиагностические методики: «Шкала профессионального стресса» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация О.М. Радюк); диагностика эмоционального выгорания (В.В. Бойко); опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (Н. Водопьянова, Е. Старченкова); математико-статистические методы обработки результатов (U – критерий Манна-Уитни).

Практика врачебной деятельности уже давно установила ряд норм, касающихся соотношения между свойствами медицинского работника и требованиями медицинской деятельности. Однако комплекс индивидуальных личностных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям, какого-либо вида труда. Расхождение между необходимыми для профессиональной деятельности качествами и наличными индивидуально-личностными особенностями приводит к необходимости их компенсации для эффективного выполнения трудовых функций.

Профессиональным и личностным факторам эмоционального «выгорания» способствует эмоциогенная ситуация. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.

Принято выделять следующие стадии профессионального выгорания: первая стадия – напряжение, вторая стадия – эмоциональная сопротивляемость, третья стадия – истощение.

Профессиональному выгоранию наиболее подвержены «социальные» или «коммуникативные» профессии, для которых характерны ежедневное многообразие эмоционально сложных ситуаций общения, высокая ответственность за результат коммуникации, частое отсутствие положительного результата или мотивационного подкрепления (положительной обратной связи).

Медицинские работники, как социальная группа, относящаяся к категории профессий «человек – человек», наиболее подвержены эмоциональному выгоранию. Труд большинства медицинских работников осуществляется в таких условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности. К числу психологических стресс-факторов, эффект которых сказывается па медицинском персонале, относятся: большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию; повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче; ответственность за жизнь и здоровье других людей; производственная среда с новыми факторами социального риска, такими как преступность, наркомания, бездомность и др.

В исследовании приняли участие 25 медицинских работников со стажем работы от 2 – 5 лет и 22 медицинских работники со стажем работы от 10 – 15 лет, из них 17 мужчин и 30 женщин.

Базой исследования выступила МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №2» г. Уфы, РБ.

После подсчета результатов тестирования и математической обработки данных, нами было выяснено, что наша гипотеза подтвердилась, по шкале эмоциональное истощение.

Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут создать предпосылки для социально-психологического обеспечения деятельности медицинских работников, результаты могут быть использованы для своевременной профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Ведь наилучшим способом является предотвращение, профилактика возникновения этого состояния, использование внутренних и социальных ресурсов для самовосстановления. Так же основные положения и работы могут найти свое применение в деятельности по подготовке и повышению эффективности функционирования медицинских работников.


Список литературы

1. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991.

2. Анастази А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2001.

3. Богачева Е.В. Психологическая структура профессиональной деятельности медицинской сестры [Текст] / Е.В. Богачева // Педагогика и психология. – М., 2011.

4. Бодров В.А. Информационный стресс [Текст] / В.А. Бодров. – М.: Педагогика, 2000.

5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности [Текст] / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. 2-е изд. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997.

7. Бойко В.В. Диагностика эмоционального выгорания личности [Текст] / В.В. Бойко, Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Институт Психотерапии, 2002.

8. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] /В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999.

9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко. – М.: Информац. Изд. Дом Филин, 1996.

10. Бойко И.В., Наумова Т.М., Герасимова Л.Б. Данные о профессиональных заболеваниях работников здравоохранения и медицинской промышленности в Санкт-Петербурге [Текст] / Л.Б. Герасимова, И.В. Бойко, Т.М. Наумова // Медицина труда и промышленная экология. – 1998. – № 2.

11. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

12. Борневассер М. Стресс в условиях труда [Текст] / М. Борневассер // Иностранная психология. – 1994. – Т. 2. – № 1(3).

13. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни [Текст] / Под ред. Л. А. Коростылевой // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Речь, 2002.

14. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек человек»: практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности [Текст] / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Питер, 2001.

15. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях [Текст] / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Птер, 2000.

16. Водопьянова Н.Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е.С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности [Текст] / Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова, Е.С. Старченкова // Вестник СПбГУ. – Сер. 6. – 1997. – Вып. 2 (№ 13).

17. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2005.

18. Гринберг Дж. Управление стрессом [Текст] / Дж. Гринберг. – М.: Наука, 2002.

19. Демина А. Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения [Текст] / А.Д. Демина. – М.: Просвещение, 2006.

20. Дружилов С.А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход [Текст] / С.А. Дружилов. – Харьков: Издательский дом «Гуманитарный центр», 2011.

21. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя [Текст] / И.В. Зборовский // Прикладная психология. – 2001. – № 6.

22. Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002.

23. Козлов В.Н. Физиология и психология труда [Текст] / В.Н. Козлов. – М.: Просвещение, 2004.

24. Коростылева Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений [Текст] / Под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. – СПб.: Питер, 2001.

25. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М.: Высш. Шк., 1990.

26. Куликов Л.В. Психология настроения [Текст] / Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 1997.

27. Куликов Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности [Текст] / Л.В. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – Вып. 1. - Ч. 1. – 1995.

28. Куликов Л.В., Михайлова О.А. Виды трудового стресса [Текст] / Под ред. А. О. Прохорова // Психология психических состояний. – Вып. 3. – Казань. – 2001.

29. Курек Н.С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь [Текст] / Н.С. Курек. – М.: МГУ, 1996.

30. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: [Текст] / Н.В. Кухарев. – М.: Просвещение, 1990.

31. Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стаматологов [Текст] / Л.И. Ларенцева // Клиническая стоматология. – 2003. – №4.

32. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. леонтьев. – М.: Смысл, 2001.

33. Макаревич Р.А. Влияние психологической напряженности на процесс общения учителя с учащимися [Текст] / Р.А. Макаревич. – СПб.: Питер, 2007.

34. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1996.

35. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Текст] / К. Маслач. – М.: Просвещение, 1987.

36. Мельник Ю. Управление стрессами (или 6 типов личностей, реагирующих на стресс) [Текст] / Ю. Мельник // Управление персоналом. – 2000. – № 3.

37. Моцкин, Ю.В. Психологические основы профилактики перенапряжения [Текст] / Ю. В. Моцкин. – СПБ.: Алетейя, 2006.

38. Мюнстерберг Г. Психология и учитель [Текст] / Пер. с англ.- 3-е изд., испр. – М.: Совершенство, 1997.

39. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования [Текст] / В. Е. Орел. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2006.

40. Психология профессионального здоровья: учебное пособие / под ред. проф. Г. С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006.

41. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000.

42. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 3.

43. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] /Г. Селье. – Рига: Виеда, 1992.

44. Старченкова Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» (на примере деятельности торгового агента) [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2002.

45. Теплинских М.В. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы [Текст] / М.В. Теплинских. // Сибирский психологический журнал. – 2007. – №25.

46. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме [Текст] / Д.Г. Трунов // Журнал практического психолога. – 1998. – № 8.

47. Фолкэн Чак Т. Психология – это просто [Текст] / Пер. с англ. Р. Муртазина. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

48. Холмогорова А.Б. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни [Текст] / А. Б. Холмагорова. – СПБ.: Алетейя, 2005.

49. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2013.

50. Юровская М.А. Психологический профиль врача [Текст] / М.А. Юровская // Изучение профессий интеллектуального труда. – 2003. –№2.


Тема: «Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинских работников»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Синдром эмоционального выгорания у медицинских сестер

    94 страниц(ы) 

    Введение ….3
    Глава I. Теоретические основы исследования синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер …. 8
    1.1. Психологическая сущность синдрома эмоционального
    выгорания ….8
    1.2. Синдром эмоционального выгорания как показатель профессиональной деформации …. 20
    1.3. Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания …. 28
    Выводы по главе I ….…. 41
    Глава II. Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер ….…. 43
    2.1. Организация и методики исследования …. 43
    2.2. Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер ….…. 47
    2.3. Сравнительный анализ выраженности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным стажем профессиональной деятельности …. 53
    Выводы по главе II ….…. 59
    Заключение ….…. 61
    Литература … 64
    Приложения ….… 70
  • Дипломная работа:

    Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его психологическая профилактика

    117 страниц(ы) 


    Введение…3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….….7
    1.1. История исследования феномена эмоционального выгорания.7
    1.2. Факторы, способствующие возникновению синдрома эмоцио-нального выгорания….….….…12
    1.3. Стадии, симптомы и следствия профессионального выгорания.19
    1.4. Особенности профессионального выгорания у педагогов ….23
    1.5. Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости педагога в условиях преподавательской деятельности…30
    1.6. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педаго-гов…40
    Выводы по главе I….47
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ….…49
    2.1. Организация и методы исследования….49
    2.2. Анализ результатов исследования….…54
    2.3. Программа профилактики эмоционального выгорания у педаго-гов… 66
    Выводы ….…68
    Заключение….71
    Список литературы…75
    Приложение….…
  • Дипломная работа:

    Особенности эмоционального выгорания консультантов по работе с химически зависимыми людьми

    67 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ» 8
    1.1. Теоретические взгляды зарубежных и отечественных авторов на явление эмоционального выгорания личности 8
    1.2. Факторы эмоционального выгорания 12
    1.3. Психологические особенности синдрома эмоционального выгорания 18
    Выводы по первой главе 25
    Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ ПО РАБОТЕ С ХИМИЧЕСКИ ЗАВИСИМЫМИ ЛЮДЬМИ 26
    2.1. Организация исследования: выборка, методы, структура исследования 31
    2.2. Анализ результатов исследования 32
    2.3. Программа профилактики эмоционального выгорания консультантов по работе с химически зависимыми людьми 40
    Выводы по второй главе 44
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
    ПРИЛОЖЕНИЕ 52
  • Дипломная работа:

    Профессиональное выгорание педагогов

    90 страниц(ы) 

    Введение….…3
    ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ …. 7
    1.1. Определение и сущность понятия «профессиональное выгорание» лично-сти….….7
    1.2. Стадии и симптомы профессионального выгора-ния…15
    1.3. Факторы профессионального выгорания личности …. 22
    Выводы по первой главе…28
    ГЛАВА II. СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В РАЗ-ЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЯХ …30
    2.1. Специфика профессионального выгорания в профессиях разного типа ….30
    2.2. Особенности профессионального выгорания педагогов …. 35
    Выводы по второй главе…45
    ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ… 47
    3.1. Организация и методы исследова-ния….…47
    3.2. Анализ и интерпретация результатов исследова-ния….…51
    Выводы по третьей главе…64
    Заключение…66
    Список литературы…70
    Приложение …. 77
  • Дипломная работа:

    Исследование стратегий совладающего поведения у сотрудников с различным уровнем эмоционального выгорания

    162 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    1.1. Стресс и профессиональная деятельность 11
    1.2. Синдром эмоционального выгорания: причины, симптомы, профилактика 27
    1.3. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и профессионального стресса 33
    ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ
    2.1. Совладающее поведение личности: понятие, специфика, подходы 45
    2.2. Совладающее поведение при эмоциональном выгорании и профессиональном стрессе 50
    ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У РАБОТНИКОВ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТРЕССОМ
    3.1. Организация и методы исследования 58
    3.2. Анализ результатов исследования уровня эмоционального выгорания .61
    3.3. Анализ результатов исследования копинг-стратегий работников с различным уровнем подверженности эмоциональному выгоранию и профессиональному стрессу 75
    3.4. Программа профилактики эмоционального выгорания 87
    ВЫВОДЫ 107
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 113
    ПРИЛОЖЕНИЯ 118
  • Дипломная работа:

    Особенности профессионального выгорания и мотивации у медицинского персонала социальной сферы

    81 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Теоретический анализ проблемы выгорания и мотивации медицинских работников 10
    1.1 Проблема профессионального выгорания: причины и факторы 10
    1.2 Подходы к изучению мотивации личности в контексте трудовой деятельности 22
    1.3 Особенности профессионального выгорания и мотивации медицинских работников 33
    2 Эмпирическое исследование особенностей профессионального выгорания и мотивации у медицинских работников социальной сферы 40
    2.1 Организация исследования 40
    2.2 Обсуждение результатов 46
    2.3 Программа преодоления и профилактики профессионального выгорания медицинских работников 56
    Заключение 63
    Список литературы 67
    Приложения 72

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Шпаргалка:

    Ответы по Математике для менеджеров СПбГУ 2012/2013

    65 страниц(ы) 

    Линейная алгебра. Аналитическая геометрия.
    1. Определение вектора. Операции с векторами. Геометрическая интерпретация. Понятие линейной зависимости и независимости системы векторов.
    2. Понятие системы координат. Декартова система координат. Примеры. Размерность и базис арифметического пространства. Метрика.
    3. Координатные представления операций скалярного, векторного и смешанного произведений векторов. Вывод условий коллинеарности и компланарности векторов.
    4. Матрицы. Определение. Числовые характеристики. Алгебраические операции. Транспонирование.
    5. Квадратные матрицы. Миноры и алгебраические дополнения. Понятие определителя. Вычисление определителя квадратной матрицы любой размерности.
    6. Операция обращения квадратных матриц. Необходимые и достаточные условия ее выполнения. Алгоритм вычисления элементов обратной матрицы.
    7. Системы линейных уравнений. Матричная форма записи. Понятие решения.
    8. Метод Крамера решения систем линейных уравнений. Необходимые и достаточные условия его применения.
    9. Решение систем линейных уравнений методом обратной матрицы. Условия применимости.
    10. Ранг матрицы произвольной размерности. Элементарные операции, не приводящие к изменению ранга.
    11. Теорема Кронекера-Капелли о совместности системы линейных уравнений.(Формулировка).
    12. Теорема о решениях совместной системы линейных уравнений. (Формулировка).
    13. Метод Гаусса исследования систем линейных уравнений. (Алгоритм. Прямой и обратный ходы).
    14. Однородные системы линейных уравнений. Построение фундаментальной системы решений.
    15. Собственные числа и собственные векторы квадратной матрицы. Алгоритм вычисления.
    Пределы числовой последовательности и функции.
    16. Понятие функции. Определение. Область определения, область допустимых значений функции. Способы задания. Суперпозиция функций. Понятие обратной функции. Примеры.
    17. Свойства функций (четность, нечетность, периодичность, монотонность, выпуклость, вогнутость, экстремумы). Элементарные функции.
    18. Понятие числовой последовательности. Определение. Предел последовательности. Единственность предела числовой последовательности (доказательство).
    19. Арифметические операции с последовательностями, имеющими пределы (доказательство).
    20. Понятия бесконечно малой, бесконечно большой и ограниченной последовательностей. Свойства. Теорема о связи бесконечно малой и бесконечно большой (доказательство).
    21. Монотонные последовательности. Достаточные условия существования предела.
    22. Предельный переход в равенствах и неравенствах. Теорема о пределе сжатой последовательности (доказательство).
    23. Понятие предела функции в точке. Определения на языке последовательностей и на языке έ – δ.
    24. Односторонние пределы. Теорема о необходимом и достаточном условии существования предела функции в точке (доказательство).
    25. Теоремы об арифметических операциях с функциями, имеющими пределы (доказательства).
    26. Связь понятий предела функции в точке и бесконечно малой функции (доказательство).
    27. Пределы монотонных ограниченных функций.
    28. Определение непрерывности функции в точке и в области. Классификация разрывов функций.
    29. Теорема об обращении непрерывной функции в нуль на замкнутом интервале (Больцано-Коши) (доказательство).
    30. Теорема о промежуточном значении непрерывной функции на замкнутом интервале (Больцано-Коши).
    31. Теорема о необходимых и достаточных условиях существования обратной функции.
    32. Теоремы об области значений и о наибольшем и наименьшем значениях функции, непрерывной на замкнутом интервале (Вейерштрасс).
    Дифференциальное исчисление функций одной переменной.
    33. Определение производной функции. Геометрический и физический смысл производной.
    34. Односторонние производные функций. Теорема о существовании производной в точке. (доказательство).
    35. Правила вычисления производной суммы, произведения и частного функций (доказательства).
    36. Вывод формул вычисления производной сложной функции и обратной функции (доказательства).
    37. Дифференциал функции. Геометрический смысл дифференциала. Инвариантность формы дифференциала первого порядка (доказательство)
    38. Теорема о связи дифференцируемости функции и существовании производной (доказательство).
    39. Теорема Ферма (об обращении производной в нуль). Графическая интерпретация.
    40. Теорема Лагранжа (о конечных приращениях). Геометрическая интерпретация.
    41. Вывод формулы Маклорена для полинома.
    42. Формула Тейлора для гладкой функции. Представления остаточного члена.
    43. Необходимые и достаточные условия возрастания (убывания) функции (доказательство с использованием формулы Лагранжа или двучленной формулы Тейлора).
    44. Необходимые и достаточные условия локального экстремума непрерывной функции (доказательства для максимума и минимума с использованием трехчленной формулы Тейлора).
    45. Теоремы о выпуклости (вогнутости) графика непрерывной функции. Точки перегиба. (доказательство с использованием трехчленной формулы Тейлора).
    Функции многих переменных.
    47. Понятие функции многих независимых переменных. Область ее определения.
    Связные и несвязные области. Метрика n-мерного пространства. Определения.
    48. Окрестность точки в n-мерном пространстве. Понятие предела функции в
    точке и области. Определения.
    49. Частные и повторные пределы. Теорема о повторных пределах для функции двух
    независимых переменных. Определения и формулировка.
    50. Определение непрерывности функции многих переменных в точке и области.
    Формулировки теорем Вейерштрасса для замкнутой односвязной области.
    51. Частные производные функций многих переменных. Формула для вычисления
    полного дифференциала n-го порядка.
    52. Необходимые и достаточные условия максимума и минимума для функции
    двух независимых переменных.
    53. Понятие условного экстремума функций многих переменных. Метод Лагранжа
    отыскания стационарных точек.
    Неопределенный интеграл.
    54. Определение первообразной функции. Теорема о числе первообразных.
    Доказательство.
    55. Неопределенный интеграл. Определение и свойства.
    56. Вычисление площади области под графиком функции. Вывод формулы
    Ньютона- Лейбница.
    57. Вывод основных правил интегрирования.
    58. Вывод формул замены переменной и интегрирования по частям в
    неопределенном интеграле.
    Числовые и функциональные ряды.
    59. Понятие числового ряда. Частичные суммы. Определение сходимости ряда.
    60. Арифметические свойства сходящихся рядов. Формулировка и доказательство
    Необходимого условия сходимости числового ряда.
    61. Теоремы сравнения для положительных рядов. Доказательство одной из них.
    62. Признаки Д'Аламбера и Коши сходимости положительных рядов. Доказать
    теорему Коши.
    63. Интегральный признак Коши. Формулировка. Вывод условий сходимости
    гармонических рядов.
    64. Определение абсолютной сходимости любого числового ряда. Теорема о связи
    абсолютной сходимости и сходимости в обычном смысле.Доказательство.
    65. Знакопеременные ряды. Теорема Лейбница о сходимости таких рядов.
    Доказательство.
    66.Степенные ряды. Вывод формулы для радиуса сходимости степенного ряда
    . Область сходимости и поведение ряда на ее границах.

    Определенный интеграл.
    67. Площадь фигуры под графиком функции. Интегральные суммы. Понятие
    определенного интеграла.
    68. Интегральные суммы Дарбу. Теорема о существовании определенного интеграла.
    Доказательство для непрерывной подынтегральной функции.
    69. Свойства определенного интеграла. Доказательство аддитивности определенного
    интеграла по промежутку интегрирования.
    70. Теорема о среднем значении определенного интеграла от непрерывной
    функции. Доказательство.
    71. Определенный интеграл от непрерывной функции с переменным верхним
    пределом. Теорема о непрерывности. Доказательство.
    72. Определенный интеграл от непрерывной функции с переменным верхним
    пределом. Производная. Доказательство. Вывод формулы Ньютона-Лейбница.
    73. Замена переменной и интегрирование по частям в определенном интеграле. Вывод
    формул.
    74. Несобственные интегралы. Классификация и способы вычисления.

    Дифференциальные уравнения.
    75. Понятия дифференциального уравнения и его решения. Порядок
    дифференциального уравнения. Общее, особое, частное решения.
    76. Задача Коши для дифференциального уравнения первого порядка. Теорема
    существования и единственности. (Формулировка).
    77. Поле направлений. Изоклины. Семейство интегральных кривых уравнения
    первого порядка.
    78. Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными. Построение
    общего решения.
    79. Однородные дифференциальные уравнения. Построение общего решения.
    80. Линейные уравнения и уравнение Бернулли. Построение общего решения.
    81. Уравнения в полных дифференциалах. Построение общего решения.
    82. Понятие о дифференциальных уравнениях высших порядков. Теорема
    существования и единственности решения задачи Коши. (Формулировка).
    83. Линейные дифференциальные уравнения высших порядков. Однородные
    уравнения. Фундаментальная система решений и структура общего решения
    однородного уравнения. Вид общего решения неоднородного уравнения.
    84. Линейные однородные уравнения с постоянными коэффициентами.
    Характеристическое уравнение. Метод Эйлера. Представление общего
    решения.
    85. Вид общего решения линейного однородного дифференциального уравнения
    для вещественных, комплексных и кратных корней характеристического
    уравнения.
    86. Линейные неоднородные дифференциальные уравнения. Метод Лагранжа
    вариации произвольных постоянных.
    87. Метод неопределенных коэффициентов для построения частных решений
    неоднородных уравнений с постоянными коэффициентами и правой частью
    специального вида.
    88. Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными
    коэффициентами. Задача Коши. Теорема существования и единственности
    решения.
    89. Подстановка и матричный методы построения общего решения нормальной
    системы линейных дифференциальных уравнений первого порядка с
    постоянными коэффициентами.
  • Курсовая работа:

    Оптимальное распределение неоднородных ресурсов

    19 страниц(ы) 

    Введение 3
    Постановка задач 5
    Выявление основных особенностей, взаимосвязей и количественных закономерностей 6
    Решение задачи традиционными методами 8
    Решение задачи с использованием системы Mathcad 12
    Заключение 18
    Литература 19
  • Дипломная работа:

    Изучение и развитие навыков употребления предлогов у дошкольников с общим недоразвитием речи

    68 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ
    1.1. Развитие речи дошкольника в онтогенезе 7
    1.2. Пространственные предлоги как грамматическая конструкция. Значение и особенности развития пространственных предлогов у дошкольников 12
    1.3. Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи 15
    Вывод по I главе 23
    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДЛОГОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
    2.1. Цели, задачи, организация экспериментального исследования 25
    2.2. Анализ результатов исследования 32
    2.3. Методические рекомендации по развитию навыков употребления предлогов у дошкольников с ОНР 39
    Вывод по II главе 48
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
    ПРИЛОЖЕНИЕ 56
  • Контрольная работа:

    Решения задач на Pascal Множества

    15 страниц(ы) 

    3.4. Лабораторная работа 3
    Тема: Множества
    Вариант Задания
    1 1. Заданы имена девочек. Определить, какие из этих имен встречаются во всех классах данной параллели, которые есть только в некоторых классах и какие из этих имен не встречаются ни в одном классе.
    2 1. Задан некоторый набор товаров. Определить для каждого из товаров, какие из них имеются в каждом магазине и каких товаров нет ни в одном магазине.
    2. Дан текст, за которым следует точка. В алфавитном порядке напечатать все строчные русские гласные буквы (а, е, и, о, у, ы, э, ю, я), входящие в этот текст.
    1.
    4 1. Имеется множество, содержащее натуральные числа из некоторого диапазона . Сформировать два множества, первые из которых содержит все простые числа из данного множества, а второе – все составные.
    2. Известны марки машин, изготовляемых в данной стране и импортируемых за рубеж. Даны некоторые К стран. Определить для каждой из марок, какие из них были:1) доставлены во все страны; 2) доставлены в некоторые из стран; 3) не доставлены ни в одну страну.
    1.
    6 1. В озере водится несколько видов рыб. Три рыбака поймали рыб, представляющих некоторые из имеющихся видов. Определить: какие рыбы есть в озере, но нет ни у одного их рыбаков.
    2. Дан текст из строчных латинских букв и цифр. Определить чего – букв или цифр – больше в этом тексте.
    7 1. В N колхозах выращивают некоторые сельскохозяйственные культуры из имеющегося перечня. Определить культуры: возделываемые во всех колхозах; возделываемые только в некоторых колхозах.
    2. Подсчитать количество различных цифр в десятичной записи натурального числа.
    8 1. Есть список игрушек, некоторые из которых имеются в n детских садах. Определить игрушки из списка: которых нет ни в одном из детсадов; которые есть в каждом из детсадов.
    2. Напечатать в порядке убывания все цифры , входящие в запись данного натурального числа.
    9 1. Составить программу, которая вычисляет сумму тех элементов двумерного массива, номера строк и столбцов которых принадлежат соответственно непустым множествам S1иS2
    2. Задан год рождения. Определить, сколько человек в списке жильцов студенческого общежития родились в этот год.
    10 1. Задано некоторое множество М и множество Т того же типа. Подсчитать, сколько элементов из множеств Т и М совпадает.
    2.
  • Дипломная работа:

    Повышение физической подготовленности юных футболистов на этапе начальной подготовки

    44 страниц(ы) 

    Введение….….….….….…. 3
    ГЛАВА I. Теоретико-методическое обоснование проблемы улучшения физической подготовленности юных спортсменов….….….….….… 6
    1.1. Особенности спортивной подготовки юных футболистов на этапе начальной подготовки….….….…. 6
    1.2. Дидактическое обеспечение учебно-тренировочного процесса юных футболистов….… 18
    1.3. Возрастные особенности юных футболистов…. 25
    ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное обоснование методики повышения физической подготовленности юных футболистов…. 28
    2.1. Организация и методы исследования….….….…. 28
    2.2. Содержание методики повышения физической подготовленности в группе начальной подготовки….… 30
    2.3. Анализ результатов исследования и их обсуждение… 33
    Выводы….….….….….…. 37
    Библиография….…. 38
    Приложения….….…. 41
  • Курсовая работа:

    Тактическая подготовка баскетболистов

    35 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста 4
    2. Характеристика тактической подготовки юных баскетболистов 8
    3.Классификация тактики игры…18
    3.1. Связь технической и тактической подготовок 22
    4. Психологическая подготовка баскетболистов 28
    5. Способы повышения уровня технико-тактической подготовленности баскетболистов 30
    ВЫВОД 34
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
  • Курсовая работа:

    Рынок экологических услуг Республики Башкортостан проблемы и перспективы его развития

    51 страниц(ы) 

    Введение
    Глава 1. Рынок экологических услуг в современном мире
    1.1. Понятие рынка экологических услуг
    1.2. Виды экологических услуг
    1.3. Перечень работ и услуг природоохранного назначения
    Глава 2. Рынок экологических товаров и услуг Республики Башкортостан
    2.1. Обзор рынка экологических товаров и услуг в Республике Башкортостан
    2.2. Меры поддержки малого экологического предпринимательства
    2.3. Методы, предложенные в целях стимуляции развития рынка экологических товаров и услуг в Республике Башкортостан
    Глава 3. Проблемы и перспективы развития экологических товаров и услуг в Республике Башкортостан
    Заключение
    Список использованной литературы
  • Дипломная работа:

    Лингво-стилистические особенности немецкого молодежного жаргона: языковой и педагогический аспект

    68 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….….….….3
    Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ЖАРГОН.6
    1.1. История развития молодежного языка….….….….6
    1.2. Этимология и определение понятий «жаргон», «арго», «сленг .11
    Выводы по главе 1 .….….20
    ГЛАВА 2. ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОГО МОЛОДЕЖНОГО ЖАРГОНА….….22
    2.1. Социальные разновидности «молодежного языка»….22
    2.2. Механизмы пополнения молодежной лексики….…28
    2.3. Возможности использования изученного материала в учебном процессе….36
    ВЫВОДЫ….….….….49
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….….….….….50
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….53
    ПРИЛОЖЕНИЯ….….57
  • Дипломная работа:

    Навыкы интонирования в хоре

    95 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ….7
    1.1 Хор как субъект художественно-исполнительского процесса в системе дополнительного образования….7
    1.2 Специфика процесса интонирования в хоровой деятельности учащихся…. 16
    Выводы по первой главе….30
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ИНТОНИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ДМШ В ПРОЦЕССЕ ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…33
    2.1 Содержание, формы и методы формирования интонационных навыков у детей младшего школьного возраста в процессе хоровой деятельности….33
    2.2 Педагогический эксперимент и его результаты….43
    Выводы по второй главе….53
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….55
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….57
    ПРИЛОЖЕНИЯ….62
  • Курсовая работа:

    Переиздание книги по всем техническим правилам набора

    54 страниц(ы) 

    Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Спецификация полиграфического исполнения издания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Раздел I. Художественно-техническое оформление издания . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    1. Особенности оформления изданий художественной литературы . . . . . . .
    2. Оформление обложки издания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    3. Оформление титульных страниц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    3.1. Титульный лист . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    3.2. Оборот титула . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    3.3. Выходные сведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    4. Оформление справочно-вспомогательных элементов издания . . . . . . . . .
    4.1 Колонцифра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    5. Технические правила набора и верстки издания . . . . . . . . . . . . . . . .
    5.1. Технические правила набора стихотворного текста . . . . . . . . . . . .
    5.2. Технические правила набора рубрик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    5.3. Технические правила набора сносок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    5.4. Технические правила набора драматических произведений. . . . . . . .
    5.5. Технические правила набора текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Раздел II. Безопасные приемы работы. Организация труда на рабочем месте . . . . . . . .
    1. Охрана труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    2. Безопасные приемы труда, инструменты приспособления . . . . . . . . . . .
    3. Рациональная организация рабочего места . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    4. Требования научной организации труда к производственным условиям . .
    Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .