СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Профессиональное выгорание педагогов - Дипломная работа №36408

«Профессиональное выгорание педагогов» - Дипломная работа

  • 90 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

Введение….…3

ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ …. 7

1.1. Определение и сущность понятия «профессиональное выгорание» лично-сти….….7

1.2. Стадии и симптомы профессионального выгора-ния…15

1.3. Факторы профессионального выгорания личности …. 22

Выводы по первой главе…28

ГЛАВА II. СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В РАЗ-ЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЯХ …30

2.1. Специфика профессионального выгорания в профессиях разного типа ….30

2.2. Особенности профессионального выгорания педагогов …. 35

Выводы по второй главе…45

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ… 47

3.1. Организация и методы исследова-ния….…47

3.2. Анализ и интерпретация результатов исследова-ния….…51

Выводы по третьей главе…64

Заключение…66

Список литературы…70

Приложение …. 77


Введение

Актуальность проблемы. Изменения, которые произошли в обществе за последние несколько лет, показали, что учителя – одна из наименее защищенных категорий общества. И как правило речь в первую очередь о незащищенности психологической. Профессия учителя предполагает постоянное взаимодействие, непрерывное общение с учениками, родителями, коллегами. Общение – это не только самая большая роскошь, но и большая ответственность, труд, напряженная работа . Учителю необходимо уметь самоопределяться в быстро меняющемся мире, уметь сохранять душевное равновесие в различных ситуациях, получать радость от общения и просто жить полноценной жизнью.

Проблема психологического благополучия учителя является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В связи с этим большое значение приобретает изучение феномена профессионального выгорания – психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов занятых в социальной сфере.

Вековые исследования педагогической деятельности показали, что работа в социальной среде обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как потенциально эмоциогенную [6]. Высокая эмоциональная напряженность вызывается в следствии большого числа стрессовых факторов, постоянно присутствующих в работе учителя. Это такие особенности деятельности как высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределенность, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д. Эмоциогенные особенности педагогической деятельности могут способствовать возникновению и развитию профессионального (эмоционального) выгорания учителей.

Впервые термин «профессиональное (или эмоциональное) выгора-ние» был введен в 1974 году американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергом. Большой вклад в изучение эмоционального выгорания внесли К.Кондо, Дж.Фрейденбергер, Г.Селье, К.Маслач.

В наших же отечественных исследованиях понятие «профессиональ-ное выгорание» появилось относительно недавно. Его изучением занимались отечественные психологи В.Е. Орел, Т.В. Решетова, Т.И. Форманюк, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова и др.

Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты. «Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим истощением и проявляться различными симптомами: ухудшением или и вовсе потерей чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.

Работа с учителями традиционно входит в сферу деятельности школьного психолога, поскольку педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Необходимо отметить что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. профессионалов, непосредственно рабо-тающих с людьми. Условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, сложные, опасные.

Большинство исследователей подтверждают, что причины напряжен-ности педагогической деятельности обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. Под объективными факторами понимают внешние ситуации, ее сложность, т.е. сложные, напряженные условия деятельности (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми, трудными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т.д.) [10]. Субъективные факторы – это особенности личности, которые провоцируют чрезмерную чувствительность человека к определенным профессиональным трудностям, т.е. личностные (мотивационные, эмоциональные, социальные и др.) характеристики.

К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.) относят случаи взаимодействия педагога с детьми, ситуации, возникающие во взаимоотно-шениях с коллегами и администрацией учреждения, ситуации взаимодействия педагога с родителями детей [42, 50].

Цель исследования: изучить особенности профессионального выгорания у педагогов.

Объект исследования: синдром профессионального выгорания.

Предмет исследования особенности профессионального выгорания педагогов.

Гипотеза исследования: уровень эмоционального выгорания педагогов взаимосвязан со степенью их толерантности к органи-зационному стрессу, типом личности А и копинг-стратегиями.

Задачи исследования:

1. Проанализировать сущность синдрома профессионального выго-рания в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.

2. На основании теоретического анализа выявить факторы, способствующие возникновению синдрома профессионального выгорания, его симптомы и стадии.

3. Проанализировать специфику возникновения и особенности протека-ния синдрома профессионального выгорания у представителей различного типа профессий.

4. Эмпирически исследовать особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Теоретико-методологической основой исследования явились работы В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, К. Маслач, С. Джексон, Т.В. Форманюк, К.Чернис, Л.Д. Столяренко.

Методы и методики исследования:

I. Теоретические: анализ научной литературы.

II. Эмпирические: психодиагностический метод (тестирование, анкетирование).

Для проверки гипотезы в работе использовались следующие ме-тодики:

1. Опросник «Профессиональное выгорание» К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой.

2. Копинг-тест Р. Лазаруса.

3. Шкала организационного стресса Маклина в адаптации Н.Е. Водопьяновой.

4. Методика диагностики типов личности Н.Е. Водопьяновой.

III. Методы математической обработки данных: критерий ранговой корреляции rsСпирмена.

Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 25 педагогов из МБОУ гимназии №111и 25 педагогов из лицея № 52 Кали-нинского района г. Уфы со стажем профессиональной деятельности 3-25 лет.

Практическая значимость исследования: полученные в ходе иссле-дования результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций и системы психогигиенических, профилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья педагогов, а также профилактики синдрома профессионального выгорания.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы из 81 источника научного, научно-методического, периодического характера, 3 приложений. Общий объем работы составляет 76 страниц (без приложения).


Выдержка из текста работы

ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Определение и сущность понятия «профессиональное

выгорание» личности

Научный и практический интерес к синдрому выгорания овызван тем, что этот синдром – непосредственное проявление постоянно растущих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью делового ритма.

В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – сгорание, выгорание, затухание горения. Впервые этот термин предложил в 1974 году американский психиатрХ.Дж. Фрейденбергом. Данным термином он охарактеризовал психологическое состояние здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении c клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи [по 19]. Х.Дж.Фрейденберг под «профессиональным выгоранием» понимал состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

В 1976 г., вышла в свет первая статья К.Маслач по данной тематике и по ее собственному признанию, вызвала неожиданную реакцию, прежде всего среди непрофессионалов. Только спустя десять лет по вопросам син-дрома «выгорания» было опубликовано множество статей, созданы специ-альные методики диагностики синдрома «выгорания». И если первона-чально речь шла об описании проблем медицинских работников, то дальнейшие исследования позволили распространить выявленную феноменологию на более широкий круг профессионалов. В книге К.Маслач, опубликованной через несколько лет, речь идет уже и об учителях, воспитателях, полицейских и т.д. [по 17].

Понятия «профессиональное выгорание» и «эмоциональное выгора-ние» в дальнейшем стали использоваться как синонимы. В нашей работе мы следуем этой традиции.

Первоначальные исследования феномена «эмоционального выгора-ния» носили в основном эпизодический и описательный характер. Но в 1981 году К.Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению данного феномена, детализировала этот синдром как особое состояние, которое включает чувство эмоционального истощения, симптом дегуманизации, негативное самовосприятие, a в профессиональном плане утрату профессионального мастерства.

К.Кондо, же утверждал что синдром «профессионального сгорания» проявляется в результате дезадаптированности к рабочему месту из-за большой нагрузки и не всегда адекватных межличностных отношений [по 8]. Этому соответствует и данное им толкование понятия «выгорание», которому подвержены, в первую очередь, те, кто активно работает с людьми. Такая эмоционально тяжелая работа сопровождается огромной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости и эмоциональному истощению и как результат появляется беспокойство, гнев, повышается тревожность, раздражительность, понижается самооценка, возникают головные боли, нарушается сонна иногда и вовсе пропадает сон, что приводит к семейным проблемам.

Э.Moppoy в 1981 г. предложил запоминающийся эмоциональный образ, отражающий, внутреннее состояние сотрудника, который испытывает дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки» [по 8].

К 1982 г. в зарубежной литературе было опубликовано многочисленное число статей по «эмоциональному выгоранию». Представленные в них исследования носили, прежде всего, эпизодический и описательный характер. Первоначально число специалистов, относимых к подверженным эмоциональному сгоранию, было немного – это были сотрудники здравоохранения и различных благотворительных организаций. Позже Р.Шваб (1982 г.) расширил данную группу риска, это – учителя, полицейские, юристы, политики, менеджеры всех уровней.

В 1983 г. Е.Махер обобщил перечень симптомов «профессионального выгорания»:

 утомление, истощение, усталость;

 бессонница, недоброжелательное отношение к клиентам;

 негативное отношение к самой работе;

 злоупотребления табаком, кофе, алкоголем, наркотиками;

 отсутствие аппетита или, наоборот, чрезмерный аппетит;

 агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тре-вожность, беспокойство, взволнованность, буйство, гнев);

 упадническое настроение и связанные c ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмыс-ленности);

 переживание чувства вины [по 9].

Эти признаки синдрома отмечают большинство клиницистов, изучав-ших и наблюдавших его проявления.

Согласно современным данным, «профессиональное выгорание» – характеризует в себе состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое проявляется в профессиях «человек – человек». Данный феномен включает в себя три основных компонента, выделенные еще К.Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

После того как научными трудами были определены основные признаки данного синдрома, и феномен «эмоционального выгорания» стал общепризнанным, стал вопрос o выявлении и классификации факторов, тормозящих развитие этого феномена или способствующих ему.

При изучении личностного фактора П.Торнтон учитывал во внимание возраст, пол, семейное и социальное положение, уровень образования, стаж данной работы. Выяснилось, что они не связаны с уровнем «эмоционального сгорания» [по 16]. А.Пайнс же уделяла большое внимание взаимосвязи мотивации и «выгорания». Они изучали, к примеру, такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворенность зарплатой, чувство значимости на рабочем месте, самостоятельность и уровень контроля со стороны руководства и др. [по 28]. Ученые прямой связи синдрома «сгорания» с уровнем заработной платы не обнаружили. Оказалось, что больше влияет на развитие эмоционального выгорания неудовлетворенность профессиональным ростом и установкой на под-держку.

Существует мнение, что люди с определенным набором черт характера (беспокойность, чувствительность, эмпатичность, склонность к интроверсии, наличие гуманистической жизненной установки, склонность отождествляться c другими) больше подвержены этому синдрому [32].

Х.Дж. Фрейденбергер предполагал, что сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся идеалисты, ориентированные на помощь другим, и одновременно неустойчивые, интровертные, одержимые своими навязчивыми идеями (фанатичные), пламенные и легко солидаризирующиеся люди чаще подвержены синдрому «сгорания» [по 17]. Е.Махер же относит к этой категории людей c достаточно низким уровнем эмпатии и склонных к авторитаризму [по 9].

В настоящее время можно выделить более 100 симптомов, которые связанны с «выгоранием». Среди выделенных симптомов есть симптомы, связанные с мотивацией на работу (например, потеря энтузиазма, интереса к пациентам и клиентам). Б.Пелман и Е.Хартман, обобщили определения «выгорания» и выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация, сниженная рабочая продуктив-ность [по 9)К.Кондо особое значение придает способу разрешения стрессовых ситуаций. Он утверждал, что чаще подвержены синдрому эмоционального выгорания люди, агрессивно и несдержанно реагирующие на стрессовые ситуации, поддаваясь соперничеству. Стрессогенный фактор обычно вызывает у таких людей чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, чего хотелось достичь. К.Кондо считает что и «трудоголики» относятся к типу «сгорающих» [по 8].

Е.Махер, К.Кондо рассматривают синдром эмоционального «выгорания» как разновидность стресса, где пациенты и клиенты выступают в качестве стрессогенного фактора.

Представители отечественной психологии А.Г. Абрумова и В. Бойко считают «эмоциональное выгорание» следствием влияния разных стрессо-генных факторов. Эффекты, которые возникают под влиянием стресса, очень похожи с эффектами «выгорания» [9].

А.Г. Абрумова выделяет реакции на стресс, схожие c эффектами «вы-горания». Их можно подразделить на пять типов.

I. Реакция эмоционального дисбаланса. Данная реакция характеризуется доминированием отрицательных эмоций. Общее настроение упадническое. Человек находится в состоянии дискомфорта.

II. Пессимистическая ситуационная реакция. Реакция выражена в пер-вую очередь изменением мироощущения, суждений и оценок, переструкту-рированием системы ценностей. Мир воспринимается личностью преимущественно в темных тонах. Такое восприятие обычно вызывает стойкое снижение уровня положительных эмоции, что, в свою очередь, преграждает путь к продуктивному планированию деятельности в будущем.

III. Ситуационная реакция демобилизации отличается наиболее резкими изменениями в сфере контактов. Происходит полный отказ от привычных контактов или же значительное их ограничение, что вызывает устойчивые, длительные и мучительные переживания одиночества, беспомощности, безнадежности. Наблюдается и частичный отказ от работы. Человек старается избегать включения в какие бы то ни было сферы деятельности, кроме самых необходимых, социально контролируемых, к которым принуждают его установленные и принятые им самим правила и требования общества.

IV. Ситуационная реакция характеризуется повышением степени аг-рессивности, возрастанием негативных оценок окружающих и их деятельности.

V. Ситуационная реакция дезорганизации содержит в своей основе тревожный компонент. В результате этого наблюдаются в наиболее выра-женном виде соматовегетативные проявления (например, нарушение сна) [по 20].

Но, несмотря на схожесть эффектов выгорания и профессиональных стрессов, не стоит сливать их в единое. Синдром эмоционального выгорания скорее является не разновидностью стресса, а результатом влияния комплекса стрессовых факторов.

Выгорание очень быстро распространяется среди коллектива. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циничными, пессимистичными; взаимо-действуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, не редко могут быстро превратить целый коллектив в собрание «выгорающих».

Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивается во времени, характеризуется нарастанием степени выраженности его проявлений.

В современных исследованиях В.Бойко указывает на следующие лич-ностные факторы, которые способствуют развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию неблагоприятных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

По данным исследований В.В.Лебедева, С.Э.Тимошенко, Б.Д. Новикова, С.П. Безносова к категории сотрудников, подверженных риску «эмоционального выгорания», относятся и специалисты, профессиональная деятельность которых имеет ряд каких то особенностей. Её успешность определяется не только профессиональными знаниями, но и умениями реализовать их в своей деятельности за счёт развития профессионально важных и личностных качеств [5].

В.Е. Орел отмечает, что перерывы в работе вызывают положительный эффект и снижают степень выгорания. Но, данный эффект носит лишь временный характер. Уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [55].

Т.В. Решетова считает, что синдрому эмоционального выгорания больше всего подвержены люди неэмоциональные или не умеющие общаться, не умеющие высказывать словами свои ощущения, трудоголики (они чаще всего прикрывают темпом свою профессиональную несостоятельность), люди без ресурсов [по 66].

Профессор К. Чернисс в своей статье «Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет» упоминает о том, что большая ответственность за формирование выгорания в коллективе лежит на руководителе [76].

К. Чернисс говорил и писал про то , что «выгорают» не только люди, но и организации. Также как и у специалиста, страдающего от выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого феномена. Среди основных симптомов можно выделить высокую текучесть кадров, снижение вовлеченности сотрудников в работу, режим зависимости, который проявляется в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности, развитие критического отношения к сотрудникам, прогрессирующее падение инициативы, рост чувства неудовлетворенности от работы, проявление негативизма относительно роли или функции отделения [76].

Начиная с 2000 года, научные исследования данной проблемы делают акцент на факторах формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.

Исследования выходят на другой, более расширенный уровень, и высказывается научное мнение o синдроме эмоционального выгорания организаций. Несмотря на полезность профессии, предметом которой является человек, часто она стоит занимающимся ею специалистам довольно дорого. Воздействие не всегда можно увидеть co стороны, но его настоящую цену чувствует сам человек.

В настоящее время понятие «эмоциональное выгорание» широко ис-пользуется в научных текстах, в разговорах психиатров, медицинских и социальных работников, звучит c экранов телевизоров и мелькает на страницах периодичных изданий. Дело в том, что специалисты профессий сферы «человек – человек», подвержены симптомам постепенного эмоционального выгорания. В первую очередь, это относится к врачам, педагогам, воспитателям, работникам торговли и сферы обслуживания. Если к этому списку добавить руководителей, менеджеров, работников полиции, прокуратуры и судов, экскурсоводов и переводчиков, библиотекарей и артистов, то окажется, что каждый второй подвержен опасности данного феномена.

Таким образом, профессиональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [6]. Синдром профессионального выгорания – процесс достаточно коварный, поскольку специалист, подверженный данному син-дрому мало осознает его симптомы. Необходимо отметить, что в отечественной литературе синдром эмоционального выгорания исследован недостаточно.


Заключение

В выпускной квалификационной работе нами был рассмотрен феномен эмоционального выгорания в психологии, его история, факторы, способствующие возникновению, симптомы, стадии и следствия. Мы теоретически проанализировали и эмпирически исследовали особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов, а также разработали программу его психологической профилактики.

Профессия учителя, которая относится к сфере профессий типа «человек – человек» отличается интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния в процессе профессиональной деятельности. От педагогов требуется освоение нового содержания учебных предметов, новых методов и форм преподавания, им приходится искать эффективные пути воспитания, реализации гуманистической парадигмы, учитывать быстрые изменения, которые происходят в обществе и информационном поле преподаваемого предмета. Только психологически здоровый, профессионально компетентный педагог способен на это.

Различные эмоциогенные факторы вызывают у учителей чувство на-растающей неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Все это может привести к профессиональным кризи-сам, стрессам, истощению и в итоге к выгоранию. В результате педагогам сложно справляться со своими обязанностями, они теряют творческий под-ход по отношению к профессиональной деятельности, а профессиональные отношения деформируются.

В нашем исследовании мы изучили особенности профессионального выгорания педагогов и способы его профилактики, тем самым достигли поставленной цели.

С помощью выбранных нами методик, мы решили следующие задачи во время исследования: выявили уровень профессионального выгорания у педагогов, определили особенности преодоления педагогами организационного стресса, выявили тип личности педагогов, исследовали доминирующие копинг-стратегии педагогов, подобрали методы профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Было выявлено, что чем лучше развиты у педагога способность к самопознанию, гибкость поведения и активность, тем он менее подвержен редукции личностных достижений. То есть, педагог менее подвержен негативной оценке себя, занижению своих профессиональных достижений и успехов, если он обладает богатством духовной жизни, разносторонностью, способен видоизменять свое поведение, чтобы получать или обеспечивать какой-то ответ от другого человека, а также, если занимает активную жизненную позицию. Возможно развиваясь, будучи активным и разносторонним, педагог оценивает себя лучше. Но в то же время педагоги с высокой гибкостью поведения быстрее эмоционально истощаются. То есть, видоизменяя свое поведение, педагог способен испытывать снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное перенасыщение. Это можно связать с тем, что зачастую довольно сложно подстраивать свое поведение под поведение другого человека, а педагогам изо дня в день приходится быть гибкими при обще-нии со своими учениками.

Также мы выяснили, что педагоги с высоким принятием ценностей других и принятием себя менее подвержены деперсонализации. Деперсона-лизация, как показатель эмоционального выгорания, связана с деформацией отношений с другими людьми. Вполне объяснимо, что если педагог терпим к окружающим, то он не будет настроен негативно по отношению к ученикам, и не отнесется с цинизмом к их установкам и чувствам.

Педагоги, обладающие способностью к самопознанию, принятием ценностей других, гибкостью и активностью менее подвержены эмоциональному выгоранию. То есть, если педагог обладает богатством духовной жизни, разносторонностью, способен видоизменять свое поведение, чтобы получать или обеспечивать какой-то ответ от другого человека, а также занимает активную жизненную позицию, то у него, скорее всего не понизиться эмоциональный фон, не проявится равнодушие или эмоциональное перенасыщение. Возможно, это связано с тем, что благодаря имеющимся качествам его жизнь будет динамична, интересна, наполнена различными событиями, а здесь нет места равнодушию или понижению эмоционального фона.

Нами выявлено, что редукция личных достижений тем ниже, чем выше способность к планированию и выше способность к положительной переоценке ситуации. Таким образом, планируя решение проблемы, предпринимая попытки ее урегулирования, педагог не склонен негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, ведь он занимает активную позицию по изменению ситуации и фокусируясь на росте собственной личности, он скорее будет искать положительное в своем поведении.

Мы выяснили, что эмоциональное истощение быстрее наступает при дистанцировании и избегании проблем, и реже при их положительном переформулировании. То есть, при непосредственном или мысленном избегании субъективно сложных ситуаций, а также при когнитивных усилиях отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, педагоги эмоционально истощаются быстрее. Это может быть связано с тем, что при подобном поведении, скорее всего человек будет испытывать опустошенность и бессилие, ведь он старается избежать решения проблем.

Мы можем утверждать, что гипотеза о том, что уровень эмоционального выгорания педагогов взаимосвязан с их способностью к преодолению организационного стресса, типом личности А и копинг-стратегиями подтвердилась.

В данной работе не был учтен профессиональный стаж опрошенных педагогов. В последующих исследованиях следует учесть этот показатель, и тогда мы сможем определить, как влияет профессиональный стаж на формирование синдрома эмоционального выгорания.

Полученные нами результаты могут быть использованы в работе психологов образовательных учреждений для своевременной профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Ведь наилучшим способом является предотвращение, профилактика возникновения этого состояния, ориентация на осознание и конструктивное использование внутренних и социальных ресурсов, потенциалов личности педагога для самовосстановления и накопления как личностных, так и средовых ресурсов совладания.


Список литературы

1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. Серия Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2004.

2. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий // Психологический журнал. 2001. № 4.Том 17.

3. Алиев Х.М., Яковлев В.Ф., Петров В.Е. Психотехнологии оказания помощи и самопомощи в экстремальных ситуациях: Учебно-методическое пособие. – М.: Группа Абсолют, 2008.

4. Аминов Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопр. психол. 1995. №5.

5. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004.

6. Бикеева А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу / А. Бикеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

7. Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2000.

8. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональ-ном общении/ Бойко В.В.– СПб.: Питер, 2005.

9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – СПб.: Просвещение, 2006.

10. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоцио-нального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. №2. C. 96-105.

11. Борневассер М. Стресс в условиях труда // Иностранная психология. 1994. Т. 2. № 1(3).

12. Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб., 2001.

13. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

14. Водопьянова Н. Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1997. Вып. 2 (№ 13).

15. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации лич-ности / Под ред. Л. А. Коростылевой. – СПб., 2002.

16. Водопьянова Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления. – СПб.: Питер, 2003.

17. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуника-тивных профессиях. Психология здоровья. / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2000.

18. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Водопьянова Н.Е.– СПб.: Питер, 2005.

19. Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью. Монография. – Иркутск, 2009.

20. Гринберг Д. Управление стрессом.– СПб: Питер, 2002.

21. Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н., Кузнецова Т.Ю. Психология экстре-мальных ситуаций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. – М.: Смысл; Издательский центр Академия, 2009.

22. Демина А. Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения: учебное пособие / А. Д. Демина. – М.: Просвещение, 2006.

23. Демьянчук Р.В. Как не сгореть у учительского стола: Советы психолога / Под.ред. проф. Л.М. Шипициной. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006.

24. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6.

25. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство лично-сти/ Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2004.

26. Изард К. Эмоции человека. – СПб.: Питер, 2005.

27. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008.

28. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. – 221с.

29. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. – М.: Смысл, 2000. – 181с.

30. Козлов В.Н. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда. – Саратов: Научная книга, 2006.

31. Колесников Л.Ф. Эффективность образования / Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л. Г. – М.: Педагогика 1991.

32. Коростылева Л. А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. – СПб., 2001.

33. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990.

34. Куликов Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.1. / Ред. А.А. Крылов. Ч.1. СПб., 1995. – С.123–132.

35. Куликов Л. В., Михайлова О. А. Виды трудового стресса // Психология психических состояний. Вып.3 / Под ред. А.О. Прохорова. – Казань, 2001.

36. Курек Н.С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь. – М., 1996

37. Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов // Клиническая стоматология. 2003. №4. С.82-86.

38. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2001. №11. С.2-16.

39. Макаревич Р.А. Влияние психологической напряженности на процесс общения учителя с учащимися: учебное пособие / Р. А. Макаревич. – СПб.: Питер, 2007.

40. Мальцева Н.В. проявление синдрома психического выгорания в про-цессе профессионализации учителя: дис. … канд. псих. н. – Екатерин-бург, 2005.

41. Маркова А.К. Психология профессионализма. – Самара: АСВТ, 2004.

42. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.

43. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индиви-дуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5. C.11-17.

44. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://hr.qetu.net/pages/professional_noe_vygoranie_kak_lyudi_spravlyayutsya.html

45. Мельник Ю. Управление стрессами (или 6 типов личностей, реаги-рующих на стресс) // Управление персоналом. 2000. № 3.

46. Мерзлякова Д.Р. Влияние педагога с синдромом профессионального «выгорания» на учеников // Начальная школа + До и После. 2007. №8. С. 90-91.

47. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. №6. С. 47.

48. Митина Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика // Школа здоровья. 1995. Т.2. №1. С.25-43.

49. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: пси-хологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: Флинта, 2001.

50. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). [Текст]. – М.: «Дело», 1994.

51. Моцкин Ю. В. Психологические основы профилактики перенапряже-ния [Текст]: учебное пособие / Ю. В. Моцкин. – СПБ.: Алетейя, 2006с.

52. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М.,1986. – 225с.

53. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. – М.: «Совершенство», 1997.

54. Нартова-Бочавер. "Copingbehavior" .В системе понятий психологии личности. 1997. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://psychlib.r*/mgppu/periodica/PJ051997/NCB-020.HTM

55. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности: монография. – Ярославль: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.

56. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования: учебное пособие / В. Е. Орел. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2006.

57. Орлов А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус // Педагогика. 1999. №7. С.60-68.

58. Петров А.И. Зависимость от работы. «Выгорание»: меры совладания. Профилактика и коррекция // Педагогический родник. 2009. №2.

59. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.

60. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. №2. 2008. С.103

61. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2004.

62. Реан, А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей: учебное пособие / А.А. Реан. – СПб.: Мирт, 2006.

63. Резапкина Г.В., Резапкина З.В. Психологический портрет учителя // Психология в школе. 1999. №2. С.24-30.

64. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом – М.: Владос, 1998.

65. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С.85-95.

66. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004.

67. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе // Общая психология: сборник текстов /Айсмонтас Б.Б. – М.: Наука, 2003. – С.150-153.

68. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.,1982.

69. Старченкова Е. С. Психологические факторы профессионального «выгорания» (на примере деятельности торгового агента): Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2002.

70. Сыманюк Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии. 2005. № 1. С. 156-162.

71. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998. № 8. С.84-89.

72. Тумалев В.В. Учительство в ситуации социальных перемен (социоло-гический анализ). – СПб., 1995.

73. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. 2003. № 36. С. 45–50.

74. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. №6. С. 54-67.

75. Холмогорова А. Б. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни: учебное пособие / А. Б. Холмагорова. – СПБ.: Алетейя. – 2005.

76. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет: Статья. 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t:// w*w.edinorog.boom.r* 65.

77. Шкуринская Е.А. Профилактика эмоциональных нагрузок в педколлективах. – Волгоград, 2008.

78. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006.

79. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224с.

80. Юдина Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании // Психологическая наука и образование. 2001. №1. С.89-100.

81. Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя // Народное образование. 2009. №2. С.127-137.


Тема: «Профессиональное выгорание педагогов»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Разработка информационной системы исследования эмоционального выгорания педагогов сош с. октябрьский

    85 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Теоретические аспекты эмоционального выгорания 7
    1.1. Синдром эмоционального (профессионального) выгорания. Основные понятия и определения 7
    1.2. Симптомы и стадии эмоционального (профессионального) выгорания 13
    1.3. Факторы, инициирующие эмоциональное (профессиональное) выгорание 20
    Выводы по первой главе 26
    Глава 2. Проектирование информационной системы 28
    2.1. Разработка функциональной модели информационной системы исследования эмоционального выгорания педагогов 28
    2.2. Проектирование архитектуры информационной системы с помощью унифицированного языка моделирования UML 36
    Выводы по второй главе 41
    Глава 3. Программная реализация информационной системы исследования эмоционального выгорания педагогов 43
    3.1. Постановка задачи и описание информационной системы исследования эмоционального выгорания педагогов 43
    3.2. Тестирование информационной системы исследования эмоционального выгорания педагогов 50
    Выводы по третьей главе 55
    Глава 4. Исследование особенностей эмоционального выгорания 56
    4.1. Исследование педагогов и методики исследования 56
    4.2. Результаты и анализ исследования 58
    Выводы по четвертой главе 64
    Заключение 65
    Литература 67
    Приложения 71
  • Дипломная работа:

    Взаимосвязь копинг-стратегий и синдрома профессионального «выгорания» у педагогов

    100 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ… 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПЕДАГОГОВ…. 9
    1.1. Феномен профессионального выгорания как психологическая проблема…. 9
    1.2. Особенности развития профессионального выгорания у педагогов…. 19
    1.3. Основные характеристики и теории копинг-стратегий… 26
    1.4. Специфика использования копинг-стратегий в деятельности педагогов… 38
    Выводы по I главе…. 43
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНГО ВЫГОРАНИЯ В ГРУППЕ ПЕДАГОГОВ… 45
    2.1. Организация и методы исследования копинг-стратегий и уровня профессионального выгорания у педагогов…. 45
    2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи копинг-стратегий и уровня профессионального выгорания у педагогов… 51
    2.3. Практические рекомендации использования копинг-стратегий с целью профилактики профессионального выгорания…. 62
    Выводы по II главе…. 66
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 69
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 72
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Дипломная работа:

    Взаимосвязь организации деятельности, стиля саморегуляции и профессионального выгорания преподавателей высшего учебного заведения

    124 страниц(ы) 

    Введение 3
    ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 11
    1.1. Профессиональное выгорание как психологическая проблема 11
    1.2. Организация деятельности, индивидуальный стиль саморегуляции преподавателей высшей школы 20
    1.3. Профессиональное выгорание и психологические особенности педагогической деятельности преподавателей высшей школы 31
    Выводы по первой главе 39
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 40
    2.1. Организация и методы исследования 40
    2.2. Анализ результатов исследования 48
    2.3. Программа профилактики профессионального выгорания преподавателей высшего учебного заведения 60
    Выводы по второй главе 66
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
    ПРИЛОЖЕНИЯ 77
  • Дипломная работа:

    Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его психологическая профилактика

    117 страниц(ы) 


    Введение…3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….….7
    1.1. История исследования феномена эмоционального выгорания.7
    1.2. Факторы, способствующие возникновению синдрома эмоцио-нального выгорания….….….…12
    1.3. Стадии, симптомы и следствия профессионального выгорания.19
    1.4. Особенности профессионального выгорания у педагогов ….23
    1.5. Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости педагога в условиях преподавательской деятельности…30
    1.6. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педаго-гов…40
    Выводы по главе I….47
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ….…49
    2.1. Организация и методы исследования….49
    2.2. Анализ результатов исследования….…54
    2.3. Программа профилактики эмоционального выгорания у педаго-гов… 66
    Выводы ….…68
    Заключение….71
    Список литературы…75
    Приложение….…
  • Дипломная работа:

    Особенности профессионального выгорания и мотивации у медицинского персонала социальной сферы

    81 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Теоретический анализ проблемы выгорания и мотивации медицинских работников 10
    1.1 Проблема профессионального выгорания: причины и факторы 10
    1.2 Подходы к изучению мотивации личности в контексте трудовой деятельности 22
    1.3 Особенности профессионального выгорания и мотивации медицинских работников 33
    2 Эмпирическое исследование особенностей профессионального выгорания и мотивации у медицинских работников социальной сферы 40
    2.1 Организация исследования 40
    2.2 Обсуждение результатов 46
    2.3 Программа преодоления и профилактики профессионального выгорания медицинских работников 56
    Заключение 63
    Список литературы 67
    Приложения 72
  • Курсовая работа:

    Особенности профессионального выгорания у медицинских работников.

    39 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Теоретические аспекты профессионального выгорания 5
    1.1. Понятие синдрома профессионального выгорания. 5
    1.2. Фазы профессионального выгорания. 7
    1.3. Симптомы профессионального выгорания 10
    Глава 2. Эмпирическое исследование личностных факторов профессионального выгорания медицинских сестёр. 25
    2.1. Организация проведения исследования. 25
    2.2 Описание выборки. 25
    2.3. Описание методов и методики. 25
    2.4. Анализ полученных результатов. 26
    Заключение 34
    Список литературы 35
    Приложение
Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Формирование текстовых компетенций младших школьников

    83 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….….3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…8
    1.1 Понятие текста, его признаков….8
    1.2. Виды текстов (по типу, по стилю, по жанру)…11
    1.3. Особенности восприятия текста младшими школьниками ….23
    Вывод по первой главе….….…26
    ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА….28
    2.1. Программные требования к текстовым компетенциям учащихся 4-го класса ….28
    2.2. Формирование текстовых компетенции учащихся 4-го класса на уроках русского языка ….30
    2.3. Организация работы по формированию текстовых компетенции учащихся 4-го класса….45
    Вывод по второй главе….….57
    ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ….58
    3.1. Общий анализ результатов мониторинга письменных работ учащихся по русскому языку в четвертых классах, обучающихся по программе «Школа России» и «Школа 2100»….58
    3.2. Сравнительный анализ программ «Школа 2100» и «Школа России» по развитию речи на уроках русского языка в начальной школе….69
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….75
    ЛИТЕРАТУРА….76
    ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ….79
    ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ….80
  • Магистерская работа:

    Правовое регулирование внедрения федерального государственного образовательного стандарта в образовательные организации дошкольного образования

    61 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
    1.1. Нормативно-правовые основы образовательного процесса в дошкольной образовательной организации 7
    1.2. Теоретические основы создания основной образовательной программы дошкольного образования дошкольной образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 11
    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 22
    2.1. Практические вопросы финансового и материально-технического обеспечения реализации ФГОС 22
    2.2. Обеспечение основной образовательной программы кадровым составом, согласно ФГОС 28
    2.3. Основные факторы успешной реализации ФГОС в работе дошкольной организации 30
    ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 42
    3.1. Пояснительная записка к курсам «Правовое регулирование дошкольного образования» в условиях введения ФГОС дошкольного образования 42
    3.2. Программа «Правовое регулирование дошкольного образования» в условиях введения ФГОС дошкольного образования 44
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
    ПРИЛОЖЕНИЯ 54
  • Шпаргалка:

    Ответы по Математике для менеджеров СПбГУ 2012/2013

    65 страниц(ы) 

    Линейная алгебра. Аналитическая геометрия.
    1. Определение вектора. Операции с векторами. Геометрическая интерпретация. Понятие линейной зависимости и независимости системы векторов.
    2. Понятие системы координат. Декартова система координат. Примеры. Размерность и базис арифметического пространства. Метрика.
    3. Координатные представления операций скалярного, векторного и смешанного произведений векторов. Вывод условий коллинеарности и компланарности векторов.
    4. Матрицы. Определение. Числовые характеристики. Алгебраические операции. Транспонирование.
    5. Квадратные матрицы. Миноры и алгебраические дополнения. Понятие определителя. Вычисление определителя квадратной матрицы любой размерности.
    6. Операция обращения квадратных матриц. Необходимые и достаточные условия ее выполнения. Алгоритм вычисления элементов обратной матрицы.
    7. Системы линейных уравнений. Матричная форма записи. Понятие решения.
    8. Метод Крамера решения систем линейных уравнений. Необходимые и достаточные условия его применения.
    9. Решение систем линейных уравнений методом обратной матрицы. Условия применимости.
    10. Ранг матрицы произвольной размерности. Элементарные операции, не приводящие к изменению ранга.
    11. Теорема Кронекера-Капелли о совместности системы линейных уравнений.(Формулировка).
    12. Теорема о решениях совместной системы линейных уравнений. (Формулировка).
    13. Метод Гаусса исследования систем линейных уравнений. (Алгоритм. Прямой и обратный ходы).
    14. Однородные системы линейных уравнений. Построение фундаментальной системы решений.
    15. Собственные числа и собственные векторы квадратной матрицы. Алгоритм вычисления.
    Пределы числовой последовательности и функции.
    16. Понятие функции. Определение. Область определения, область допустимых значений функции. Способы задания. Суперпозиция функций. Понятие обратной функции. Примеры.
    17. Свойства функций (четность, нечетность, периодичность, монотонность, выпуклость, вогнутость, экстремумы). Элементарные функции.
    18. Понятие числовой последовательности. Определение. Предел последовательности. Единственность предела числовой последовательности (доказательство).
    19. Арифметические операции с последовательностями, имеющими пределы (доказательство).
    20. Понятия бесконечно малой, бесконечно большой и ограниченной последовательностей. Свойства. Теорема о связи бесконечно малой и бесконечно большой (доказательство).
    21. Монотонные последовательности. Достаточные условия существования предела.
    22. Предельный переход в равенствах и неравенствах. Теорема о пределе сжатой последовательности (доказательство).
    23. Понятие предела функции в точке. Определения на языке последовательностей и на языке έ – δ.
    24. Односторонние пределы. Теорема о необходимом и достаточном условии существования предела функции в точке (доказательство).
    25. Теоремы об арифметических операциях с функциями, имеющими пределы (доказательства).
    26. Связь понятий предела функции в точке и бесконечно малой функции (доказательство).
    27. Пределы монотонных ограниченных функций.
    28. Определение непрерывности функции в точке и в области. Классификация разрывов функций.
    29. Теорема об обращении непрерывной функции в нуль на замкнутом интервале (Больцано-Коши) (доказательство).
    30. Теорема о промежуточном значении непрерывной функции на замкнутом интервале (Больцано-Коши).
    31. Теорема о необходимых и достаточных условиях существования обратной функции.
    32. Теоремы об области значений и о наибольшем и наименьшем значениях функции, непрерывной на замкнутом интервале (Вейерштрасс).
    Дифференциальное исчисление функций одной переменной.
    33. Определение производной функции. Геометрический и физический смысл производной.
    34. Односторонние производные функций. Теорема о существовании производной в точке. (доказательство).
    35. Правила вычисления производной суммы, произведения и частного функций (доказательства).
    36. Вывод формул вычисления производной сложной функции и обратной функции (доказательства).
    37. Дифференциал функции. Геометрический смысл дифференциала. Инвариантность формы дифференциала первого порядка (доказательство)
    38. Теорема о связи дифференцируемости функции и существовании производной (доказательство).
    39. Теорема Ферма (об обращении производной в нуль). Графическая интерпретация.
    40. Теорема Лагранжа (о конечных приращениях). Геометрическая интерпретация.
    41. Вывод формулы Маклорена для полинома.
    42. Формула Тейлора для гладкой функции. Представления остаточного члена.
    43. Необходимые и достаточные условия возрастания (убывания) функции (доказательство с использованием формулы Лагранжа или двучленной формулы Тейлора).
    44. Необходимые и достаточные условия локального экстремума непрерывной функции (доказательства для максимума и минимума с использованием трехчленной формулы Тейлора).
    45. Теоремы о выпуклости (вогнутости) графика непрерывной функции. Точки перегиба. (доказательство с использованием трехчленной формулы Тейлора).
    Функции многих переменных.
    47. Понятие функции многих независимых переменных. Область ее определения.
    Связные и несвязные области. Метрика n-мерного пространства. Определения.
    48. Окрестность точки в n-мерном пространстве. Понятие предела функции в
    точке и области. Определения.
    49. Частные и повторные пределы. Теорема о повторных пределах для функции двух
    независимых переменных. Определения и формулировка.
    50. Определение непрерывности функции многих переменных в точке и области.
    Формулировки теорем Вейерштрасса для замкнутой односвязной области.
    51. Частные производные функций многих переменных. Формула для вычисления
    полного дифференциала n-го порядка.
    52. Необходимые и достаточные условия максимума и минимума для функции
    двух независимых переменных.
    53. Понятие условного экстремума функций многих переменных. Метод Лагранжа
    отыскания стационарных точек.
    Неопределенный интеграл.
    54. Определение первообразной функции. Теорема о числе первообразных.
    Доказательство.
    55. Неопределенный интеграл. Определение и свойства.
    56. Вычисление площади области под графиком функции. Вывод формулы
    Ньютона- Лейбница.
    57. Вывод основных правил интегрирования.
    58. Вывод формул замены переменной и интегрирования по частям в
    неопределенном интеграле.
    Числовые и функциональные ряды.
    59. Понятие числового ряда. Частичные суммы. Определение сходимости ряда.
    60. Арифметические свойства сходящихся рядов. Формулировка и доказательство
    Необходимого условия сходимости числового ряда.
    61. Теоремы сравнения для положительных рядов. Доказательство одной из них.
    62. Признаки Д'Аламбера и Коши сходимости положительных рядов. Доказать
    теорему Коши.
    63. Интегральный признак Коши. Формулировка. Вывод условий сходимости
    гармонических рядов.
    64. Определение абсолютной сходимости любого числового ряда. Теорема о связи
    абсолютной сходимости и сходимости в обычном смысле.Доказательство.
    65. Знакопеременные ряды. Теорема Лейбница о сходимости таких рядов.
    Доказательство.
    66.Степенные ряды. Вывод формулы для радиуса сходимости степенного ряда
    . Область сходимости и поведение ряда на ее границах.

    Определенный интеграл.
    67. Площадь фигуры под графиком функции. Интегральные суммы. Понятие
    определенного интеграла.
    68. Интегральные суммы Дарбу. Теорема о существовании определенного интеграла.
    Доказательство для непрерывной подынтегральной функции.
    69. Свойства определенного интеграла. Доказательство аддитивности определенного
    интеграла по промежутку интегрирования.
    70. Теорема о среднем значении определенного интеграла от непрерывной
    функции. Доказательство.
    71. Определенный интеграл от непрерывной функции с переменным верхним
    пределом. Теорема о непрерывности. Доказательство.
    72. Определенный интеграл от непрерывной функции с переменным верхним
    пределом. Производная. Доказательство. Вывод формулы Ньютона-Лейбница.
    73. Замена переменной и интегрирование по частям в определенном интеграле. Вывод
    формул.
    74. Несобственные интегралы. Классификация и способы вычисления.

    Дифференциальные уравнения.
    75. Понятия дифференциального уравнения и его решения. Порядок
    дифференциального уравнения. Общее, особое, частное решения.
    76. Задача Коши для дифференциального уравнения первого порядка. Теорема
    существования и единственности. (Формулировка).
    77. Поле направлений. Изоклины. Семейство интегральных кривых уравнения
    первого порядка.
    78. Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными. Построение
    общего решения.
    79. Однородные дифференциальные уравнения. Построение общего решения.
    80. Линейные уравнения и уравнение Бернулли. Построение общего решения.
    81. Уравнения в полных дифференциалах. Построение общего решения.
    82. Понятие о дифференциальных уравнениях высших порядков. Теорема
    существования и единственности решения задачи Коши. (Формулировка).
    83. Линейные дифференциальные уравнения высших порядков. Однородные
    уравнения. Фундаментальная система решений и структура общего решения
    однородного уравнения. Вид общего решения неоднородного уравнения.
    84. Линейные однородные уравнения с постоянными коэффициентами.
    Характеристическое уравнение. Метод Эйлера. Представление общего
    решения.
    85. Вид общего решения линейного однородного дифференциального уравнения
    для вещественных, комплексных и кратных корней характеристического
    уравнения.
    86. Линейные неоднородные дифференциальные уравнения. Метод Лагранжа
    вариации произвольных постоянных.
    87. Метод неопределенных коэффициентов для построения частных решений
    неоднородных уравнений с постоянными коэффициентами и правой частью
    специального вида.
    88. Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными
    коэффициентами. Задача Коши. Теорема существования и единственности
    решения.
    89. Подстановка и матричный методы построения общего решения нормальной
    системы линейных дифференциальных уравнений первого порядка с
    постоянными коэффициентами.
  • Дипломная работа:

    Формирование музыкального вкуса учащихся в процессе изучения музыки венских классиков

    91 страниц(ы) 


    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ….8
    1.1. Стилевые особенности музыки венских классиков….8
    1.2. Развитие музыкального вкуса как педагогическая проблема….21
    1.3. Особенности формирования музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста….28
    Выводы по первой главе….35
    Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ….37
    2.1. Педагогические условия формирования музыкального вкуса у учащихся младших классов….37
    2.2. Педагогический эксперимент и его результаты….44
    Выводы по второй главе….52
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….53
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….56
    ПРИЛОЖЕНИЯ….62
  • Дипломная работа:

    Обучение лексике английского языка на примере семантического анализа сленгизмов и жаргонизмов в масс-медийном дискурсе в средней общеобразовательной школе

    89 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ…. 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАСС-МЕДИЙНОГО ДИСКУРСА И СЛЕНГА….7
    1.1.Соотношение понятий дискурс и текст…. 7
    1.2.Типы и категории дискурса и текста…. 12
    1.3. Виды информации в тексте… 18
    1.4. Сущность понятия «Масс-медийный дискурс»…. 22
    1.5. Сленгизмы и жаргонизмы как предмет лингвистического исследования….26
    1.6. Коннотативное значение слова…. 33
    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…. 38
    ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛЕНГИЗМОВ И ЖАРГОНИЗМОВ В МАСС-МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ….39
    2.1.Этапы семантического анализа. Категоризация сленгизмов и жаргонизмов по сфере использования ….39
    2.2. Дефиниционный анализ….… 49
    2.3.Морфологический анализ…. 56
    2.4. Классификация единиц сленга по коннотативному значению…. 62
    2.5.Урок английского языка в старших классах «English slang in Mass-media» …65
    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II….… 71
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….… 72
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. 76
    ПРИЛОЖЕНИЕ…. 82
  • Дипломная работа:

    Методическое обеспечение курса «математический анализ»

    238 страниц(ы) 

    Введение 1
    Глава I. Введение в анализ. 2
    §1. Множества. Действительные числа 2
    1.1. Основные понятия 2
    1.2. Числовые множества. Множество действительных чисел 3
    1.3. Числовые промежутки. Окрестность точки 6
    §2. Функция 7
    2.1. Понятие функции 7
    2.2. Числовые функции. График функции.
    Способы задания функции 8
    2.3. Основные характеристики функции 9
    2.4. Обратная функция 11
    2.5. Сложная функция 13
    2.6. Основные элементарные функции и их графики 13
    §3. Последовательности. 16
    3.1. Числовая последовательность 16
    3.2. Предел числовой последовательности 17
    3.3. Предельный переход в неравенствах 19
    3.4. Предел монотонной ограниченной последовательности.
    Число . Натуральные логарифмы 20
    §4. Предел функции. 22
    4.1. Предел функции в точке 23
    4.2. Односторонние пределы 24
    4.3. Предел функции при 25
    4.4. Бесконечно большая функция (б. б. ф.) 26
    §5. Бесконечно малые функции (Б.М.Ф.) 27
    5.1. Определения и основные теоремы 27
    5.2. Связь между функцией, ее пределом и бесконечно
    малой функцией 31
    5.3. Основные теоремы о пределах 32
    5.4. Признаки существования пределов 34
    5.5. Первый замечательный предел 35
    5.6. Второй замечательный предел 37
    §6. Эквивалентные бесконечно малые функции. 38
    6.1. Сравнение бесконечно малых функций 38
    6.2. Эквивалентные бесконечно малые и основные теоремы о них 39
    6.3. Применение эквивалентных бесконечно малых функций 41
    §7. Непрерывность функций 41
    7.1. Непрерывность функции в точке 42
    7.2. Непрерывность функции в интервале и на отрезке 43
    7.3. Точки разрыва и их классификация 44
    7.4. Основные теоремы о непрерывных функциях. Непрерывность элементарных функций 46
    7.5. Свойства функций, непрерывных на отрезке 47
    §8. Производная функции 48
    8.1. Задачи, приводящие к понятию производной 48
    8.2. Определение производной; ее 52
    механический и геометрический смысл. Уравнение
    касательной и нормали к кривой. 53
    8.3. Связь между непрерывностью и дифференцируемостью
    функции 55
    8.4. Производная суммы, разности, произведения и
    частного функций 56
    8.5. Производная сложной и обратной функции 58
    8.6. Производные основных элементарных функций 61
    8.7. Гиперболические функции и их производные 67
    8.8. Таблица производных 68
    §9. Дифференцирование неявных и параметрически
    заданных функций. 71
    9.1. Неявно заданная функция 71
    9.2. Функция, заданная параметрически 72
    §10. Логарифмическое дифференцирование 73
    §11. Производные высших порядков. 74
    11.1. Производные высших порядков явно заданной функции 74
    11.2. Механический смысл производной второго порядка 75
    11.3. Производные высших порядков неявно заданной функции 76
    11.4. Производные высших порядков от функций, заданных
    параметрически 76
    §12. Дифференциал функции. 77
    12.1. Понятие дифференциала функции 77
    12.2. Геометрический смысл дифференциала функции 79
    12.3. Основные теоремы о дифференциалах 80
    12.4. Таблица дифференциалов 81
    12.5. Применение дифференциала к приближенным
    вычислениям 83
    12.6. Дифференциалы высших порядков 84
    §13. Исследование функций при помощи производных.
    Дифференциал функции. 86
    13.1. Некоторые теоремы о дифференцируемых функциях 86
    13.2. Правила Лопиталя 90
    13.3. Возрастание и убывание функций 93
    13.4. Максимум и минимум функций 95
    13.5. Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке 99
    13.6. Выпуклость графика функции. Точки перегиба 102
    13.7. Асимптоты графика функции 105
    13.8. Общая схема исследования функции и
    построения графика 108
    §14. Формула Тейлора. 110
    14.1. Формула Тейлора для многочлена 111
    14.2. Формула Тейлора для произвольной функции 113
    Глава II. Неопределенный интеграл. 116
    §15. Неопределенный интеграл. 116
    15.1. Понятие неопределенного интеграла 116
    15.2. Свойства неопределенного интеграла 117
    15.3. Таблица основных неопределенных интегралов 120
    §16. Основные методы интегрирования. 122
    16.1. Метод непосредственного интегрирования 122
    16.2. Метод интегрирования подстановкой (заменой переменной) 125
    16.3. Метод интегрирования по частям 127
    §17. Интегрирование рациональных функций. 129
    17.1. Понятие о рациональных функциях 129
    17.2. Интегрирование простейших рациональных дробей 135
    17.3. Интегрирование рациональных дробей 137
    §18. Интегрирование тригонометрических функций. 139
    18.1. Универсальная тригонометрическая подстановка 139
    18.2. Интегралы типа 141
    18.3. Использование тригонометрических преобразований 142
    §19. Интегрирование иррациональных функций. 142
    19.1. Квадратичные иррациональности 142
    19.2. Дробно – линейная подстановка 144
    19.3. Тригонометрическая подстановка 145
    19.4. Интегралы типа 146
    19.5. Интегрирование дифференциального бинома 147
    §20. «Берущиеся» и «неберущиеся» интегралы 148
    Глава III. Определенный интеграл. 150
    §21. Определенный интеграл как предел интегральной суммы. 150
    §22. Геометрический и физический смысл
    определенного интеграла 152
    §23. Формула Ньютона – Лейбница 154
    §24. Основные свойства определенного интеграла 156
    §25. Вычисления определенного интеграла 160
    25.1. Формула Ньютона – Лейбница 160
    25.2. Интегрирование подстановкой (заменой переменной) 160
    25.3. Интегрирование по частям 162
    25.4. Интегрирование четных и нечетных функций в симметричных пределах 163
    §26. Несобственные интегралы. 164
    26.1. Интеграл с бесконечным промежутком интегрирования (несобственный интеграл I рода) 164
    26.2. Интеграл от разрывной функции
    (несобственный интеграл II рода) 166
    §27. Геометрические и физические
    определенного интеграла 168

    Глава IV. Обыкновенные дифференциальные
    уравнения 180
    §28. Обыкновенные дифференциальные уравнения 180
    28.1. Дифференциальные уравнения первого порядка 180
    28.2. Основные понятия 180
    28.3. Уравнения с разделяющимися переменными 183
    28.4. Однородные дифференциальные уравнения 185
    28.5. Линейные уравнения. Уравнения Бернулли 188
    28.6. Уравнения в полных дифференциалах.
    Интегрирующий множитель 193
    28.7. Уравнения Лагранжа и Клеро 198
    §29. Дифференциальные уравнения высших порядков 200
    29.1. Дифференциальные уравнения первого порядка 200
    29.2. Основные понятия 203
    29.3. Дифференциальное уравнение вида 203
    29.4. Некоторые дифференциальные уравнения, допускающие
    понижение порядка 205
    29.5. Линейные дифференциальные уравнения n -го порядка 211
    29.6. Линейные однородные дифференциальные уравнения 212
    29.7. Линейные неоднородные уравнения n-го порядка 214
    29.8. Линейные дифференциальные уравнения -го порядка с
    постоянными коэффициентами 216
    29.9. Линейные неоднородные дифференциальные уравнения -го
    порядка с постоянными коэффициентами 221
    Заключение 227
    Литература 228
  • ВКР:

    Технология создания рекламного буклета хгф для абитуриентов

    36 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА МАТЕРИАЛА ДЛЯ РЕКЛАМНОГО 5 БУКЛЕТА
    1.1 Требование к разработке рекламной полиграфической продукции 5
    1.2 Особенности создания рекламного буклета 7
    1.3 История достижения Художественно-графического факультета БГПУ им М. Акмуллы 10
    ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ РЕКЛАМНОГО БУКЛЕТА ХГФ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ 17
    2.1 Изучение аналогов и отбор содержательного материала 17
    2.2 Эскизное проектирование 18
    2.3 Композиционное и цветовое решение буклета 18
    2.4 Компьютерная верстка буклета 20
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
    ПРИЛОЖЕНИЕ 26
  • Дипломная работа:

    Колоративная лексика в русском сказочном фольклоре

    98 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….4
    Глава 1. КОЛОРАТИВНАЯ ЛЕКСИКА КАК ПРЕДМЕТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ….10
    1.1. Теоретическое освещение колоративной лексики….10
    1.2. О цвете в исторической ленте событий….12
    1.3. История изучения цветообозначений в лингвистике….18
    1.4. Значение колоративной лексики….….22
    Выводы по 1 главе….….26
    Глава 2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК….28
    2.1. Особенности сказки. ….28
    2.2. Классификация сказок и их специфика ….37
    2.3. Основные методические положения изучения русских народных сказок в начальной школе…41
    2.4. Наиболее употребительные цвета в русских народных сказках…49
    Выводы по 2 главе….55
    Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА.
    ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ЦВЕТОПИСИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «СИВКА-БУРКА» ….….59
    3.1. Цели, задачи, этапы проведения опытно-экспериментальной работы….….….59
    3.2. Реализация педагогических условий для достижения усвоения учащихся колоративной лексики в сказке….….64
    3.3. Анализ результатов экспериментальной работы…66
    Методические рекомендации для учителей начальной школы…71
    Выводы по 3 главе….72
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….….74
    ЛИТЕРАТУРА….….76
    ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ….83
    ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ….89
  • Дипломная работа:

    Развитие навыков дифференцированного употребления предлогов пространственного значения у дошкольников с общим недоразвитием речи

    64 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей зрительно-пространственных представлений у детей с ОНР 7
    1.1 Пространственные представления как психический процесс 7
    1.2 Онтогенетические закономерности зрительно-пространственных представлений 11
    1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи 17
    1.4 Особенности зрительно-пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи 29
    Выводы по главе 1 33
    Глава 2. Изучение навыков дифференцированного употребления предлогов пространственного значения у дошкольников с ОНР 35
    2.1 Организация исследования 35
    2.2 Анализ полученных результатов 39
    2.3 Методические рекомендации по формированию навыков употребления предлогов пространственного значения 46
    Выводы по главе 2 54
    Заключение 55
    Список использованной литературы 58
    Приложения 62
  • Дипломная работа:

    Экзогенные факторы формирования рельефа и геологии горных областей

    47 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА 1. ЭНДОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЬЕФА И ГЕОЛОГИИ ГОРНЫХ ОБЛАСТЕЙ 8
    1.1. Основные источники энергии при рельефообразовании в горных областях 8
    1.2. Теория тектоники литосферных плит 9
    1.3. Землетрясения и вулканизм как рельефообразующие факторы горных областей 10
    ГЛАВА 2. ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЬЕФА И ГЕОЛОГИИ ГОРНЫХ ОБЛАСТЕЙ 14
    2.1. Выветривание горных пород 14
    2.2. Перемещение материала под действием силы тяжести (обвалы, оползни, осыпи на склонах) 14
    2.3. Перенос материала водой и ветром, ледником 15
    ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕОЛОГО-ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРНЫХ ОБЛАСТЕЙ СУШИ В ШКОЛЕ 18
    3.1. Методические особенности изучения геолого-геоморфологических ус-ловий формирования горных областей суши в школьном курсе географии 18
    3.2. План - конспект урока для 6 класса « Внутренние процессы, изменяю-щие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулка-низм » 19
    3.3. План - конспект урока для 6 класса «Основные формы рельефа суши: горы, их различие по высоте» 23
    3.4. План-конспект урока для 6 класса «Внешние силы, изменяющие по-верхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность под-земных вод, ветра, льда, деятельность человека» 28
    3.5. План-конспект урока для 8 класса «Как и почему изменяется рельеф России. Как внутренние и внешние процессы влияют на формирование рельефа России» 33
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43