СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Исследование стратегий совладающего поведения у сотрудников с различным уровнем эмоционального выгорания - Дипломная работа №43048

«Исследование стратегий совладающего поведения у сотрудников с различным уровнем эмоционального выгорания» - Дипломная работа

  • 162 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Стресс и профессиональная деятельность 11

1.2. Синдром эмоционального выгорания: причины, симптомы, профилактика 27

1.3. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и профессионального стресса 33

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ

2.1. Совладающее поведение личности: понятие, специфика, подходы 45

2.2. Совладающее поведение при эмоциональном выгорании и профессиональном стрессе 50

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У РАБОТНИКОВ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТРЕССОМ

3.1. Организация и методы исследования 58

3.2. Анализ результатов исследования уровня эмоционального выгорания .61

3.3. Анализ результатов исследования копинг-стратегий работников с различным уровнем подверженности эмоциональному выгоранию и профессиональному стрессу 75

3.4. Программа профилактики эмоционального выгорания 87

ВЫВОДЫ 107

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 113

ПРИЛОЖЕНИЯ 118


Введение

Актуальность проблемы исследования. В современную эпоху, когда личность человека и его психологический комфорт вышли на новый, доселе небывалый, уровень изучения и, что не менее важно, стали объектами пристального внимания специалистов в области психологии, наметилась большая необходимость в работе над проблемами трудящихся людей, так как труд является важной составляющей жизни любого человека, и соответственно, профессия оказывает значительное влияние на иные сферы жизни людей. Профессиональная деятельность - самый длительный этап социализации человека, ведь среднестатистический человек отдает работе всю свою сознательную часть жизни. Именно поэтому необходимо всячески изучать проблемы трудящихся людей, будь то вопросы экономического содержания, психологического или любого другого профиля [17]. Мы, конечно, займемся изучением психологического аспекта проблем, а именно проблемами профессионального стресса и эмоционального выгорания, так как, на наш взгляд, вопросы управления стрессом на работе приобретают все более актуальный характер в условиях быстро сменяющихся социальных, экономических, политических, а также правовых тенденций. Дело в том, что с каждой новой эпохой в технологическом оснащении общества, ежегодном увеличении информационной нагрузки на работающих людей, обострении борьбы на рынках труда, беспрецедентном росте конкуренции, растет нервно-психическое давление на работающих людей.

Мы в своих взглядах на психологию личности соглашаемся с представителями гуманистического направления в персонологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) и считаем, что необходимо уделять большое внимание психологическому здоровью личности. Ведь, кто такой психологически здоровый человек? В нашем понимании - это личность, которая принимает себя, принимает других, комфортно себя ощущает в условиях своего пребывания, не испытывает дискомфорта в межличностных отношениях, любит свою работу, обладает объективной самооценкой, живет полноценной жизнью, умеет критически оценивать свои возможности, чувства, эмоции, безболезненно адаптируется к изменяющимся условиям, способен на рефлексию, осознает свои потребности, способен к конструктивному поведению. Основными показателями наличия психического здоровья у личности являются ее внутренняя целостность и согласованность структурных компонентов, гармоничная включенность в социум и стремление к самоактуализации [6]. Важнейшей составляющей здоровья человека является психологическое здоровье, которое служит основой эффективности, как профессиональной деятельности, так и общего благополучия человека и, по мнению М. Ф. Секача, должно рассматриваться как «непременное условие социальной стабильности и прогнозируемых процессов, происходящих в обществе» [4]. Г. Олпорт, описывая психологически здоровую личность, назвал среди прочих критериев также активное участие в трудовых отношениях [21]. По убеждению представителя отечественной психологии, профессора СПбГМА имени Мечникова, Снедкова Е. В. одну из важнейших частей психического здоровья личности составляет продуктивность труда [34].

Проблематика эмпирического исследования, связанная с эмоциональным выгоранием на работе и использованием неадекватных копинг-стратегий, представляется актуальной, так как на сегодняшний день является малоизученной в отечественной психологии, а опыт зарубежных психологов не в полной мере применим к российским реалиям в связи с разностью мышления людей в России и за рубежом, иной ментальности народов России, принципиально другой ситуацией в системе управления и кадрового мониторинга. Тем не менее, проблема эмоционального выгорания в профессиональной среде существует в России, игнорирование ее считаем непродуктивным, так как последствия выгорания накладывают весьма ощутимый негативный отпечаток как на психологическое здоровье самих работников, так и на эффективность работы всего предприятия.

В разные годы над изучением эмоционального выгорания и связанных с ним негативных последствий занимались Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Л.А. Александрова, В.В. Бойко, И. Слободчиков, Н.В. Вараева. О выгорании как феномене в зарубежной психологии рассуждал В.Е. Орел. Применительно к социальным профессиям синдром выгорания изучала Т.И. Ронгинская. Довольно интересным научным трудом нам представляется диссертация М.В. Агаповой, посвященная социально-психологическим аспектам выгорания. Над психологическим содержанием синдрома эмоционального выгорания работала М.В. Барабанова. В зарубежной психологической науке проблеме выгорания внимание уделяли К. Маслач, С. Джексон, К. Чернис, А. Купер, Т. Кокс, Э. Нагоски.

Организационный стресс изучали и исследовали такие зарубежные представители как У. Кэннон, Г. Селье, Р. Лазарус, Мак-Лин, М. Фридман, Дж. Гринберг. Не менее серьезный вклад в развитие теории профессионального стресса внесли отечественные ученые: Л.А. Китаев-Смык, Т. Иванченко, Н. Водопьянова, Ю. Александровский, Ю. Щербатых.

Над изучением совладающего поведения работали Ф.Б. Березин, Ф.Е. Василюк, Н.П. Фетискин, К. Муздыбаев, Е. И. Рассказова, С.К. Нартова- Бочавер, Д. Амирхан, С. Норман, Д. Либин.

Объектом исследования выступает совладающее поведение работающих людей.

Предметом исследования являются копинговые стратегии работников с различным уровнем подверженности эмоциональному выгоранию и профессиональному стрессу.

Целью исследования было выявление особенностей совладающего поведения сотрудников в зависимости от сформированности эмоционального выгорания.

Гипотезы исследования:

1) Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности и имеет половые различия.

2) Совладающее поведение у сотрудников с различным уровнем эмоционального выгорания будет отличаться: выраженное эмоциональное выгорание обусловливает выбор неадаптивных копинг-стратегий.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) Проанализировать теоретические аспекты синдрома

эмоционального выгорания в организационной среде.

2) Показать взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и профессионального стресса;

3) Охарактеризовать феномен совладающего поведения личности;

4) Рассмотреть особенности совладающего поведения при эмоциональном выгорании и профессиональном стрессе;

5) Организовать и провести исследование совладающего поведения у работников с синдромом эмоционального выгорания;

6) Проанализировать результаты эмпирического исследования;

7) Разработать программу профилактики эмоционального выгорания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Синдромом эмоционального выгорания принято называть особое состояние человека, характеризующееся эмоциональным, интеллектуальным истощением, общей физической усталостью, вызванными систематическим стрессом в трудовой деятельности. Это многофакторный процесс, включающий взаимодействие стресса, особенностей центральной нервной системы и личности, а также социальной среды, ведущим из которых является стресс. Игнорирование синдрома выгорания среди персонала неминуемо приводит к существенным убыткам компании вследствие снижения производительности труда коллектива, ведет к вероятности «заражения» упадническим настроением других работников. Вовремя распознать начавшееся выгорание удается, если регулярно подвергать мониторингу мотивацию кадров, грамотно планировать работу с персоналом, своевременно диагностировать выгорание сотрудников и оперативно устранять его причины.

2. Синдром эмоционального выгорания и профессиональный стресс - явления тождественные, за исключением нескольких несущественных различий. У этих двух категорий совпадают определения, уровни проявления, признаки, этиология и стадии развития. Единственным значимым различием данных явлений выступает то, что профессиональный стресс - категория физиологическая, которая рассматривается в медицинских рамках, а эмоциональное выгорание относится к категории психологической. Степень подверженности эмоциональному выгоранию обуславливается стажем профессиональной деятельности и половой принадлежностью.

3. Эмоциональное выгорание обусловливает склонность к выбору неадаптивных копинг-стратегий. Копинг-стратегии - это те действия и бездействия, которые предпринимаются человеком в попытке справиться со стрессом. Основными причинами неадекватного совладания в профессиональной среде являются особенности специфики отечественного подхода к управлению персоналом, имеющей множество недостатков; отсутствие адекватной политики мотивации персонала на предприятии, авторитарный стиль управления; отсутствие возможности обратной связи; ограниченность знаний в сфере психологии управления менеджерами любого звена; использование исключительно штрафных методов в мотивации персонала.

4. Коррекционные и психопрофилактические работы самих сотрудников и работодателей способны не допустить профессиональный стресс и эмоциональное выгорание, уменьшить воздействие отрицательных психологических детерминант или вовсе исключить их формирование. Один из путей помощи - своевременная превенция выгорания, поэтому нами разработана программа профилактики эмоционального выгорания, направленная на формирование навыков саморегуляции психоэмоциональных состояний, обучение эффективным методам релаксации и снижение уровня эмоционального выгорания, развитие навыков адаптивного копинга.

Методологическая база и методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались:

1. Теоретические методы: методы анализа, обобщения, сравнения и сопоставления, позволившие выявить характерные стороны исследуемого явления;

2. Эмпирические методы: методы тестирования и опроса. Для сбора эмпирических материалов применялись стандартизированные методики:

- «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко),

- «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан),

- «Шкала организационного стресса» (Мак-Лин);

- «Диагностика копинг-стратегий» (Э. Хейм).

Также в ходе исследовательской работы мы использовали самостоятельно разработанную анкету «Как вы преодолеваете стресс и психологическое напряжение, связанное с работой».

3. Методы статистической обработки результатов исследования: описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Пирсона.

Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в филиале ООО «РН-Транспорт» в г. Уфа, являющемся специализированным транспортным предприятием внутреннего сервиса ПАО «НК «Роснефть». В исследовании принимали участие пятьдесят человек в возрасте от 23 до 60 лет, из них 25 мужчин и 25 женщин со стажем деятельности от года до сорока двух лет.

Этапы исследования: для реализации целей исследования была разработана программа исследования, состоящая из трех этапов.

Первый этап (2018 - 2019 гг.) - сбор и анализ теоретического материала по исследуемой теме, была изучена практика западных и отечественных психологов. Также были определены теоретико-методологические аспекты исследовательской работы, сформулирована гипотеза, цели, задачи исследования.

Второй этап (2019 - 2020 гг.) - эмпирический. Проведение исследования уровня эмоционального выгорания, профессионального стресса и совладающего поведения в исследовательской базе.

Третий этап (2020 - 2021 гг.) - обобщение и анализ результатов, полученных эмпирическим путем, формулировка выводов.

Практическая значимость. По результатам проведенного исследования разработана программа профилактики эмоционального выгорания, рассчитанная на восемь групповых занятий, целью которых является выработка навыков адаптивного совладающего поведения персонала, навыков самостоятельной работы с выгоранием без ущерба для рабочего процесса, снятия мышечного и нервного напряжения, а также актуализация внешних и внутренних ресурсов участников занятий.

Новизна исследования и научные результаты. Выявлена специфика проявления эмоционального выгорания у работающих людей, выражающаяся в преобладании такого симптома как неадекватное эмоциональное реагирование на некоторые жизненные ситуации.

Определена зависимость выбора стратегии совладающего поведения от подверженности эмоциональному выгоранию: лица с диагностированным синдромом эмоционального выгорания не ориентированы на конструктивный механизм совладания с трудными жизненными ситуациями, в то время как лицам без выгорания свойственно использование преимущественно адаптивной стратегии.

Апробация результатов исследования. Публикация материалов статей в сборниках и участие в следующих конференциях: Международная научно-практическая конференция «Перспективы науки и общества в условиях инновационного развития» 26 марта 2019 года, г. Волгоград; XIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы науки и практики» 5 октября 2019 года г.-к. Анапа; XVI Международная научно-практическая конференция «Научная парадигма - 2020» 3 ноября 2020 года, г.-к. Анапа.

По теме выпускной квалификационной работы опубликовано 3 статьи.

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, выводов, заключения, списка литературы, приложений. Текстовая часть проиллюстрирована 10 таблицами, 15 рисунками. Список литературы включает нормативно-правовые документы, наименования научной и специальной литературы, интернет-источники общим объемом 58 источников, в том числе 11 источников на иностранном языке.


Выдержка из текста работы

Глава I. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Стресс и профессиональная деятельность

Термин «стресс» был введен Уолтером Кэнноном в его классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response).

До введения в научный оборот термина «стресс», стрессовые состояния считались «нарушением профессиональной адаптации» и расценивались как синдромы невроза.

Ганс Селье в первой половине XX столетия продолжил изучение стресса в своей научной статье в журнале «Природа» (англ. «Nature»). Селье, по мнению многих, является основоположником теории стресса. Первое его определение звучало следующим образом: «Стресс - это общий адаптационный синдром, который вызывается повреждающими агентами» [18].

По Селье стресс является научной концепцией (гипотезой), суть которой состоит в том, что повреждающие агенты вызывают общий адаптационный синдром - стресс [32]. Селье считал, что человеческий организм способен испытывать две разновидности общего адаптационного синдрома: напряжение в психике (так называемый «стресс души») и физиологическое напряжение («стресс тела»). Стресс, по мнению вышеназванного ученого, никак не связанная с заболеваниями категория, адаптационная реакция, являющаяся следствием болезни [18]. На сегодняшний день научное сообщество склонно считать стресс не научной концепцией, а состоянием человеческого организма.

Выше мы говорили об адаптационной теории Селье, состоящей из трех стадий (тревоги, резистентности и истощения). Горизонты научного поиска не ограничились исследованиями Селье, а привели к развертыванию полномасштабной работы в этой области. Позднее некоторые ученые сочли теорию общего адаптационного синдрома слишком упрощенной, отдавая предпочтение подходу взаимодействия в более детальном рассмотрении личности. Если адаптационная теория говорит об автоматической реакции, то современные исследования показывают, что человек умеет уравновешивать выдвигаемые требования с учетом различных факторов. Такой подход приводит к иному определению стресса: стресс - это дисбаланс. На стрессовую реакцию человека оказывают влияние различные факторы, к числу которых отнесли:

1. когнитивную оценку - восприятие человеком ситуации или события;

2. опыт - знакомства, релевантные знания, подготовка, подкрепление или адаптация;

3. требование - воспринимаемое требование, реальная способность удовлетворять требования;

4. межличностные воздействия - происхождение и влияющие факторы;

5. состояние стрессового дисбаланса - дисбаланс между реальными и воспринимаемыми требованиями и способностью справиться с ними [44].

Вопросами профессиональной психологии всерьез стали интересоваться только в начале прошлого столетия. Небезызвестный психолог и философ, преподававший в Гарварде, Гуго Мюнстенберг, был одним из первых, кто посчитал необходимым развивать профессиональную психологию, и внес немалый вклад в ее формирование. В частности, он занимал ключевые позиции в деятельности «Совета по изучению усталости на производстве» в Англии. Основная сфера интересов Мюнстернберга в этом Совете - неэффективная работа, усталость, утомляемость трудящихся. По его убеждению, психологические трудности на работе возникают преимущественно у работников, занятых на предприятиях с использованием ручного труда. Конечно, на сегодняшний день подобная позиция неактуальна, ведь мы знаем, что стресс испытывают работники абсолютно любой сферы, к тому же сейчас, в эпоху информационной эпохи, ручная работа - скорее исключение, ее крайне мало на рынке труда в сравнении с интеллектуальным трудом. И мы не разделяем стресс производственных работников от стресса работников, чья работа связана с мыслительной деятельностью.

Еще одним ученым, работавшим со стрессом, был Ричард Лазарус. Он разработал так называемую «Когнитивную теорию стресса». Как отмечает Лазарус, за качество эмоциональных реакций ответственны когнитивные процессы, потому что эмоции согласовывают адаптацию к окружающей среде. В этом ключе Лазарус рассматривал стресс и как реакцию, и как процесс.


Заключение

Психического равновесия можно достичь только при условии, что все сферы жизни человека, в том числе профессиональная, будут удовлетворять критерию психологической комфортности. Личность характеризуется в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды [58]. Здоровье личности невозможно представить без профессионального благополучия. Нельзя сказать, что российское общество на данном этапе своего развития способно обеспечить стопроцентный уровень комфортности профессиональных условий для каждого человека труда. На сегодняшний день нам доступно сделать рабочие условия максимально благоустроенными для большинства людей и унифицировать их. Но и это большой прорыв, учитывая, что каких-то пятьдесят-сто лет назад не было и этого. Возможно, спустя много лет мы придем к тому, что трудовые условия станет доступно подгонять под каждого конкретного работника. И подобное вовсе не утопия. Так, в особо развитых странах уже делаются кое-какие шаги в этом направлении. Но пока что такое положение вещей скорее исключение из правил. Например, в ряде стран существуют компании, которые экспериментируют с индивидуальным режимом работы в зависимости от того, к какому типу бодрствования относится работник. То есть, совам предоставляют возможность ходить на работу в ночное время суток и создают для этого все необходимые условия. Существуют корпорации, руководство которых заботится о своих кадрах и создает для них зоны отдыха, где работникам в перерывах дается возможность отдохнуть, расслабиться, поспать и снять напряжение [35].

Многочисленные исследования о воздействии стресса и эмоционального выгорания на человеческий организм показали, что они неминуемо несут на себе негативный отпечаток в части функционирования физиологических, а также психических систем организма, что в свою очередь обусловливает профессиональные затруднения.

Игнорирование проявлений стресса и выгорания может приводить к серьезным патологиям со здоровьем, как физическим, так и психологическим. Знания в данной области, к счастью, послужили толчком к пересмотру проблем, связанных с трудовым стрессом и выгоранием. Современные менеджеры становятся все более заинтересованными в снижении негативного воздействия выгорания и стресса на организм человека, ведь речь идет не только о вреде здоровью отдельного работника, но и значительном ограничении продуктивности и эффективности этих людей, от чего страдает результативность работы всей организации. Действительно, здоровый кадровый ресурс является едва ли не ключевым фактором способности предприятия успешно и плодотворно функционировать. Поэтому мы говорим о том, что проблема выгорания и стресса на работе обусловлена социальной ориентацией последствий. Интересно также то, что основной причиной увольнений все чаще становится именно повышенная стрессовая обстановка на работе, что способствует потере руководством ценных кадров.

Проанализировав обширную теоретическую базу, мы пришли к выводу, что для достижения максимальной стрессоустойчивости сотрудников необходимо принимать меры, направленные на комплексную диагностику проявлений выгорания и организационного стресса в режиме мониторинга и организацию коррекционных мероприятий.

Мы всесторонне изучили синдром эмоционального выгорания и профессиональный стресс как многофакторные процессы во взаимосвязи с особенностями совладающего поведения не только в теоретическом ключе, но и эмпирически. Считаем, что разработанная нами программа исследования, реализована успешно.

В процессе тестирования сопротивления со стороны респондентов не последовало, испытуемые легко шли на контакт, с энтузиазмом отнеслись к выполнению предложенных методик.

В ходе исследовательской работы были реализованы все поставленные цели, а именно выявлены особенности совладающих механизмов у работников предприятия в зависимости от сформированности эмоционального выгорания, а также доказательство того, что категории «эмоциональное выгорание» и «профессиональный стресс» тождественны. Перечнь задач исследования выполнен в полной мере: проанализированы теоретические аспекты синдрома эмоционального выгорания в организационной среде; показана взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и профессионального стресса; охарактеризован феномен совладающего поведения личности; рассмотрены особенности совладающего поведения при эмоциональном выгорании и профессиональном стрессе; организовано и проведено исследование совладающего поведения у работников с синдромом эмоционального выгорания; проанализированы результаты эмпирического исследования; разработана программа профилактики эмоционального выгорания.


Список литературы

1. МР 2.2.9.2311-07. 2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности. Методические рекомендации (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 18.12.2007) (вместе с «Методикой психической саморегуляции») [Электронный ресурс]. - URL: http://www.con**ltant.ru

2. Аткинсон Р. С. Введение в психологию / Р.С.Аткинсон. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2007. - 874 с.

3. Бахарев А. Как бороться с синдромом выгорания у персонала // Генеральный директор. - 2006. - №8. - С.54-61.

4. Баякина, О. А. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности // Известия самарского научного центра академии наук. - 2009. - № 11. - С. 119-123.

5. Большая медицинская энциклопедия: в 30-ти томах АМН СССР 1989 [Электронный ресурс]. - М.: Советская энциклопедия, 1989.

+ еще 53 источника


Тема: «Исследование стратегий совладающего поведения у сотрудников с различным уровнем эмоционального выгорания»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 162
Цена: 3500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Особенности эмоционального отношения к ребёнку у матерей с различным уровнем протекции в воспитании

    128 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЁНКУ У МАТЕРЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРОТЕКЦИИ В ВОСПИТАНИИ 8
    1.1. Понятие стилей семейного воспитания в психологии и их характеристика 8
    1.2. Психологические особенности эмоционального отношения матери к ребёнку 18
    1.3. Уровень протекции в воспитании как фактор эмоционального развития ребёнка 25
    Выводы по первой главе 35
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЁНКУ У МАТЕРЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРОТЕКЦИИ В ВОСПИТАНИИ 36
    2.1. Методы и этапы исследования 36
    2.2. Анализ результатов исследования 38
    2.3. Программа психологического тренинга для мам «Я и мой ребенок» 52
    Выводы по второй главе 55
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
    ПРИЛОЖЕНИЕ 67
  • Дипломная работа:

    Особенности интегральной гармоничности личности женщин с различным уровнем удовлетворенности браком

    138 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ГАРМОНИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ 8
    1.1. Теоретический анализ понятия «гармоничность личности» в отечественной и зарубежной литературе 8
    1.2. Основные аспекты интегральной гармоничности личности 17
    1.3. Проблема удовлетворенности браком у женщин 24
    1.4. Основные подходы и методы развития интегральной гармоничности личности женщин 33
    Выводы по I главе 40
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ГАРМОНИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ 42
    2.1. Организация и методы исследования 42
    2.2. Анализ результатов исследования 45
    2.3. Программа развития интегральной гармоничности личности женщин с низким уровнем удовлетворённости браком 67
    Выводы по II главе 71
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
    ПРИЛОЖЕНИЕ 81
  • Курсовая работа:

    Стили совладающего поведения в конфликте

    42 страниц(ы) 

    Введение
    Глава 1. Теоретические основы совладающего поведения подростков и его связь с личностной успешностью
    1.1 Общая характеристика стратегий совладающего поведения субъекта
    1.2 Сравнительные особенности совладеющего поведения и защитных механизмов личности
    1.3 Основные стратегии совладающего поведения подростков
    Глава 2. Исследование особенностей совладающего поведения подростков
    2.1 Организация и методики исследования
    2.2 Анализ результатов исследования стратегий совладающего поведения студентов
    Заключение
    Литература
  • ВКР:

    Особенности совладающего поведения женщин с разным семейным статусом

    148 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЖЕНЩИН С РАЗНЫМ СЕМЕЙНЫМ СТАТУСОМ 7
    1.1. Теоретический обзор понятия «совладающее поведение» в отечественной и зарубежной литературе 7
    1.2. Психологическая структура и особенности совладающего поведения 19
    1.3. Психологические особенности женщин в молодом возрасте 22
    1.4. Психологические особенности совладающего поведения молодых женщин с разным семейным статусом 26
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29
    Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЖЕНЩИН С РАЗНЫМ СЕМЕЙНЫМ СТАТУСОМ 30
    2.1. Организация и методы исследования 30
    2.2. Анализ результатов исследования совладающего поведения молодых женщин с разным семейным статусом 35
    2.3. Программа тренинга навыков совладающего поведения для женщин 54
    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 58
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
    ПРИЛОЖЕНИЕ 68
  • Дипломная работа:

    Особенности совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

    131 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИИ 9
    1.1. Основные подходы к изучению совладающего поведения в психологии 9
    1.2. Изучение эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии 15
    1.3. Особенности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 23
    Выводы по первой главе 30
    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАТЕРЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И МАТЕРЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ 32
    2.1. Организация и методы исследования 32
    2.2. Анализ результатов исследования 36
    2.3. Программа тренинга по развитию эмоционального интеллекта матерей 53
    Выводы по второй главе 58
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
    ПРИЛОЖЕНИЯ 74
  • Курсовая работа:

    Саморегуляция у подростков-интровертов с различным уровнем самооценки

    80 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Теоретические основы исследования саморегуляции у подростков-интровертов с различным уровнем самооценки 8
    1.1 Специфика самосознания в подростковом возрасте 8
    1.2 Понятие психической саморегуляции и подходы к её изучению 20
    1.3 Особенности интровентированной личности подростка 31
    Глава 2. Организация эмпирического исследования особенностей саморегуляции у подростков-интровертов с различным уровнем самооценки 37
    2.1 Характеристика выборки и направления исследования 37
    2.2 Методологические основы исследования саморегуляции у подростков-интровертов с различным уровнем самооценки 39
    2.3 Методики изучения саморегуляции у подростков-интровертов с различным уровнем самооценки 40
    2.4 Математические методы обработки эмпирических данных 44
    Глава 3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования особенностей саморегуляции у подростков-интровертов с различным уровнем самооценки 46
    3.1 Результаты изучения интровентированной личности подростка 46
    3.2 Результаты исследования самооценки у подростков с экстра- и интровертированной направленностью 48
    3.3 Результаты соотношения саморегуляции и самооценки у подростков с экстра- и интровертированной направленностью 51
    Заключение 61
    Список литературы 65
    Приложения 68

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Коммуникативные способы воздейсвия на потребителя туристической рекламы

    61 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I Теоретическое освещение понятия туристического дискурса и языковых способов воздействия 6
    1.1 Понятие туристического дискурса 6
    1.2 Язык туристической рекламы 12
    1.3 Механизмы воздействия в свете теории речевых актов 15
    Выводы по главе 1 18
    Глава II Лингво-коммуникативный анализ способов воздействия на потребителя туристической рекламы на материале текстов туристических компаний 19
    2.1 Своеобразие туристического дискурса в рекламных туристических текстах официальных сайтов турагентств 19
    2.2 Особенности речевого воздействия в туристических рекламных текстах 20
    Выводы по главе II 36
    Заключение 37
    Список литературы 38
    Приложения 43
  • Дипломная работа:

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения русскому языку

    70 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
    1.1. Требования ФГОС к формированию УУД …6
    1.2. Как формировать коммуникативные УУД….11
    Выводы по I главе …25
    ГЛАВА II. СПОСОБЫ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
    2.1. Средства формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка ….26
    2.2. Виды работ на уроках русского языка по развитию коммуникативных УУД….48
    Выводы по II главе ….….55
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….56
    ЛИТЕРАТУРА….58
    ПРИЛОЖЕНИЕ… 61
  • Дипломная работа:

    Социально-педагогические условия формирования образа жизни студентов

    92 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ…
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ.…
    1.1. Проблема становления ценностного отношения к здоровому образу жизни в обществе и образовательном процессе.….
    1.2. Формирование здорового образа жизни студентов как педагогическая проблема ….
    1.3. Основные направления формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в образовательном процессе вуза ….…
    ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ….….
    ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ….…
    3.1. Результаты и анализ исследования ценностных ориентаций и места здоровья в системе ценностей студенческой молодежи….….
    3.2. Результаты и анализ исследования уровня сформированности представлений студентов о здоровом образе жизни и необходимости соблюдения основных принципов здорового образа жизни.…
    ВЫВОДЫ….
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
    ЛИТЕРАТУРА….
    ПРИЛОЖЕНИЕ…
  • Курсовая работа:

    Дифференциальные уравнения в биологии

    40 страниц(ы) 

    1. Дифференциальные уравнения 4
    1.1. Введение 4
    1.2. Модель сезонного роста 6
    1.3. Модель межвидовой конкуренции. 16
    1.5. Метод вариации постоянных для дифференциальных уравнений второго порядка 22
    1.4 Взаимодействие хищник – жертва 26
    Глава 2. Математические модели в биологии 29
    Построение моделей 29
    Выживание и вымирание видов 31
    Генетика и закон Харди — Вайнберга 36
    Литература 39
  • Дипломная работа:

    Сокращение как интегральный элемент современного английского языка

    62 страниц(ы) 

    Введение….….3
    Глава 1 Аббревиатура и сокращение как языковое явление
    1.1. Причины и особенности возникновения сокращений….6
    1.2. Перевод сокращений и аббревиатур. Место аббревиатур и сокращений в современном английском языке….….12
    Выводы по первой главе….….….17
    Глава 2 Виды сокращений в современном английском языке
    2.1. Типы аббревиатур….…19
    2.2. Сокращения как способ словообразования. Виды сокращений .24
    Выводы по второй главе….….28
    Глава 3 Аббревиатуры и сокращения в текстах СМИ современного английского языка
    3.1. Теоретические предпосылки исследования сокращений и усечений в современной англоязычной прессе….….….29
    3.2 Лексико-семантический анализ аббревиаций, сокращений и усечений в прессе ….35
    3.3 Функционально-прагматическая специфика усечений в текстах периодических изданий….…44
    Выводы по третьей главе….….53
    Заключение….….54
    Список литературы…57
  • Дипломная работа:

    Развитие художественно-творческих способностей младших школьников на уроках музыки

    80 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Теория и практика развития художественно-творческих способностей школьников в образовательном процессе 8
    1.1 Определение понятия способность 8
    1.2.Историко-теоретические основы проблемы развития художественно-творческих способностей младших школьников средствами музыкального искусства 11
    1.3.Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в педагогической практике 21
    Выводы по первой главе 28
    Глава II. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей младших школьников на уроках музыки 30
    2.1.Содержание, формы и методы развития художественно-творческих способностей младших школьников на уроках музыки 30
    2.2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты 48
    Выводы по второй главе 62
    Заключение 63
    Список использованной литературы 67
    Приложение 71
  • Дипломная работа:

    Формирование языковых компетенций младших школьников

    93 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ …9
    1.1.Термин «компетенция» в различных аспектах изучения….9
    1.2.Виды компетенций и их особенности….13
    1.3.Требования ФГОС НОО к формированию языковой компетенции младших школьников…23
    1.4. Особенности грамматических норм в русском языке….26
    Выводы по первой главе….33
    ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ….….36
    2.1. Поисково- теоретический этап исследования вопроса формирования языковой компетенции….….36
    2.2. Опытно- экспериментальный этап выявления уровня сформированности языковой компетенции у обучающихся вторых классов….43
    2.3.Заключительно- обобщающий этап выявления сформированности языковой компетенции обучающихся в области морфологии….….52
    Выводы по второй главе….57
    ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ….59
    3.1. Значение методических рекомендаций в организации учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка….…59
    3.2. Этапы формирования языковой компетенции у младших школьников в области морфологии ….67
    3.3. Урочная деятельность по формированию языковой компетенции у младших школьников…80
    Вывод по третьей главе …87
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ …89
  • Магистерская работа:

    Управление проектной деятельностью учащихся в общеобразовательных организациях (на примере мбоу «аксаковская гимназия №11» кировского района го г. уфа)

    148 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 13
    1.1.Проектная деятельность учащихся общеобразовательного учреждения как предмет научного познания 13
    1.2.Особенности проектной деятельности учащихся в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной организации 29
    1.3.Педагогические условия проектной деятельности учащихся в общеобразовательной организации 40
    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ МБОУ «АКСАКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №11» ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. УФА 57
    2.1. Планирование педагогического исследования проектной деятельности учащихся МБОУ «Аксаковская гимназия №11» 57
    2.2. Диагностика готовности учащихся к проектной деятельности в МБОУ «Аксаковская гимназия №11» 61
    2.3. Методическое обеспечение проектной деятельности учащихся в МБОУ «Аксаковская гимназия №11» 68
    2.4. Результаты экспериментального исследования проектной деятельности учащихся МБОУ «Аксаковская гимназия №11» 77
    ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 88
    3.1. Пояснительная записка 88
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 95
    ПРИЛОЖЕНИЯ 102
  • Дипломная работа:

    Особенности изучения личных неимущественных отношений в курсе обществознания

    69 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ 8
    1.1. История развития и становления института личных неимущественных отношений в российском законодательстве 8
    1.2. Личные неимущественные отношения: понятие, особенности, виды 23
    ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ . 33
    2.1. Сравнительный анализ содержания темы «Личные неимущественные отношения» в различных УМК по обществознанию 33
    2.2. Особенности применения проблемных методов обучения при изучении личных неимущественных отношений в курсе обществознания 39
    ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» 55
    3.1. Описание проекта 55
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 64
  • Дипломная работа:

    Методика решения олимпиадных задач

    46 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.3
    ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ.4
    1.1. Динамическое программирование.4
    1.2. Перебор с возвратом.5
    1.3. Алгоритмы на графах.7
    1.4. Вычислительная геометрия.10
    1.5. Комбинаторные алгоритмы.14
    ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ .16
    ГЛАВА III. БИБЛИОТЕКА ОЛИМПИАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ.24
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.29
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.30
    ПРИЛОЖЕНИЕ.34