У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Особенности совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья» - Дипломная работа
- 131 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИИ 9
1.1. Основные подходы к изучению совладающего поведения в психологии 9
1.2. Изучение эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии 15
1.3. Особенности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 23
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАТЕРЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И МАТЕРЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Программа тренинга по развитию эмоционального интеллекта матерей 53
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Введение
Актуальность проблемы. Проблема воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье для современной специальной педагогики и психологии является центральной проблемой, требующей разрешения, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Воспитание ребенка - трудный и ответственный процесс, требующий много времени и терпения. Воспитание детей с ОВЗ сопровождается еще большими сложностями и проблемами. Однако при правильном подходе можно добиться значительного прогресса.
Главной проблемой в воспитании детей с ОВЗ могут стать сами родители, в основном матери. Многие не могут принять проблемы ребенка, стыдятся их, некоторые считают себя виноватыми, а другие стараются совсем их игнорировать. Нарушение психоэмоциональной сферы матерей ведет к ухудшению психологического состояния детей. В таких случаях ребенок не только не получает необходимой материнской помощи и внимания, но еще больше замыкается в себе, чувствуя свою ущербность. Все это приводит к аномальному стилю воспитания - гипер- и гипоопеке, эмоциональному отвержению ребенка, гиперсоциализации и так далее, что может привести к еще большему усугублению проблем ребенка [26].
Анализ психологической литературы показывает, что чаще проблема истощения ресурсов личности встречается в контексте профессиональной деятельности, где истощение рассматривается как следствие эмоционального выгорания на рабочем месте. Мы же в своем исследовании обращаемся к проблеме истощения личностных ресурсов в ситуации пролонгированного (хронического) стресса, на примере родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [40].
Когда в семье рождается ребенок-инвалид, родители пребывают в состоянии шока, так как переживают крушение всех надежд, связанных с рождением ребенка. Членам семьи особого ребенка приходится сталкиваться со множеством трудностей, которые иногда превращаются в серьезные 3
проблемы. И как следствие, происходит эмоциональное выгорание, которое также определяется как стресс-ситуация - значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающее стресс, усталость, депрессию и прочие реактивные неспецифические реакции организма [36].
На сегодняшний момент можно сказать, что полноценное развитие способна дать «особому» ребенку только та семья, где мать знает особенности заболевания своего ребенка, уверенна в себе, целеустремленна, настойчива, добрая, но не добренькая, без «слепой» материнской любви, способная держать под контролем свои эмоции и потребности ребенка, а отец не только обеспечивает материально, но и принимает своего «особого» ребенка и покрывает его потребности в дружбе и любви. Если этого в семье нет, то родители в зоне риска эмоциональных и психологических проблем.
В данном аспекте исследование эмоционального интеллекта является необходимым этапом решения проблемы его значения для самооценки личности родителя, мотивационной сферы, анализа эмоциональных переживаний, а также устойчивости в стрессовых условиях деятельности.
При своевременной помощи родителям возможно избежать многих отрицательных последствий, которые могут отразиться на всех членах семьи, преимущественно на ребенке. Равным образом важно показать ребенку, что они верят в его потенциал и силы и любят его, независимо ни от чего. Все силы должны быть вложены в развитие самостоятельности ребенка [13].
На данный момент не существует единой системы психологической помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ. Именно по этой причине вопрос исследования целостного подхода психологической помощи родителям остается актуальным по сей день.
Таким образом, существует противоречие между важностью проблемы, ее психотравмирующей значимостью и отсутствием разработанных технологий психологической помощи матерям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: изучение особенностей совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: совладающее поведение и эмоциональный интеллект матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и матерей, имеющих здоровых детей.
Предмет исследования: особенности совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ОВЗ и матерей, имеющих здоровых детей.
Гипотезы исследования:
1. Существуют особенности совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей с детьми с ОВЗ и матерей, имеющих здоровых детей, проявляющиеся в количественной выраженности шкал.
2. Имеется специфика факторной структуры совладающего поведения и эмоционального интеллекта у матерей с детьми с ОВЗ и матерей, имеющих здоровых детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие совладающего поведения, определить его сущность и структуру в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить подходы к изучению эмоционального интеллекта в психологии.
3. Выделить структуру и эмпирически исследовать особенности эмоционального интеллекта и совладающего поведения матерей, их взаимосвязи.
4. Разработать программу тренинга по развитию эмоционального интеллекта матерей.
Методы исследования:
I. Методы теоретического исследования проблемы: теоретико-методологический анализ, обобщение, синтез, интерпретация научной литературы по теме исследования.
II. Методы эмпирического исследования: тестирование. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методики:
1. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса.
2. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля».
3. Методика оценки эмоционального интеллекта (Н. Холл).
4. Методика диагностики эмоционального интеллекта (М.А. Манойлова).
111. Математическая обработка результатов исследования производилась с помощью U- критерия Манна-Уитни и факторного анализа.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- исследования совладающего поведения семей с детьми с ОВЗ (В.А. Ташлыков, Л.И. Анциферова, В.М. Ялтонский, С.К. Нартова-Бочавер, Н.Ф. Михайлова, Р.М. Грановская, И.М.
Никольская, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская);
- исследования по проблеме воспитания детей с нарушениями в развитии (Е.А. Стребелева, И.И. Черепанова, О.О. Шацкая, Н.Д. Шматко, Мастюкова, О.С. Назаревич, Л.С. Печникова, , В.В. Ткачева, Е.В. Хлыстова, А.Ю. Хохлова);
- исследования эмоционального интеллекта (Андреевой И. Н., Батурина Н. А., Выготского Л. С, Карпова А. В., Люсина Д. В., Бар-Она Р., Гарднера Г., Гоулмана Д., Сэловейя П., Мэйера Дж, Карузо Д. М.А. Манойловой).
Эмпирической базой исследования является частный коррекционно-развивающий центр «Семья» в г. Нефтекамск. Совокупная выборка исследования составила 80 человек: 40 матерей, имеющих детей с ОВЗ и 40 матерей, имеющих здоровых детей, средний возраст 38 лет.
Этапы исследования.
I этап: изучение теоретических аспектов проблемы, операционализация понятий, подбор методов и методик исследования, составление программы эмпирического исследования (сентябрь 2018 - май 2019 г).
II этап: эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей с детьми с ОВЗ и матерей, имеющих здоровых детей. (сентябрь 2019 - март 2020 г.).
III этап: качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики, интерпретация результатов, разработка программы тренинга по развитию эмоционального интеллекта матерей, оформление работы (март 2020 - сентябрь 2020).
Научная новизна исследования: в исследовании впервые была выявлена специфика совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ОВЗ и матерей, имеющий здоровых детей и их взаимосвязь.
Теоретическая значимость исследования: в работе конкретизированы и дополнены существующие в научной литературе подходы к изучению эмоционального интеллекта и совладающего поведения, изучены особенности семей, имеющих детей с ОВЗ, рассмотрены особенности совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ОВЗ и матерей, имеющих здоровых детей.
Практическая значимость исследования: полученные результаты, а также программа тренинга могут быть использованы в профессиональной деятельности специалистов, работающих с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Достоверность результатов исследования обеспечена ясностью его теоретико-методологических основ, репрезентативностью выборки, применением надежных и валидных методов исследования, разнообразием взаимодополняющих методик.
Положения, выносимые на защиту:
- матери, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей мере стремятся к самоконтролю, поиску социальной поддержки, более ответственны;
- матери с детьми с инвалидностью чаще используют психологические защиты «отрицание» и «рационализация»;
- матери, имеющие здоровых детей, лучше управляют своими эмоциями и легче отпускают негативные переживания;
- для матерей, имеющих здоровых детей, более привычна психологическая защита «регрессия»;
- Специфика факторной структуры у матерей первой группы характеризуется наличием связей межличностного аспекта эмоционального интеллекта с планированием решения проблемы, поиском социальной поддержки и механизмом психологической защиты «Отрицание» («фактор социальных копинг-стратегий»), тогда как во второй группе матерей увеличение показателей межличностного аспекта
эмоционального интеллекта происходит при снижении частоты использования механизмов психологической защиты «Дистанцирование» и «Проекция».
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования обсуждались на заседании кафедры возрастной и социальной психологии, были опубликованы в сборнике научных статей «Человек в условиях социальных изменений» (Уфа - 2019), в рецензируемом научно-исследовательском журнале «Психолого-педагогический поиск» (Рязань- 2020).
Структура и объем работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает 86 источника, из них 4 на иностранном языке. Общий объем магистерской диссертации составляет 74 страницы. В работе содержится 10 таблиц, 4 рисунка.
Выдержка из текста работы
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Основные подходы к изучению совладающего поведения в психологии
Слово «совладание» происходит от старорусского «сладить» и означает «справиться», «привести в порядок», «подчинить себе обстоятельства». Совладающее поведение позволяет людям осознанно справляться с внутренним напряжением и дискомфортом. В зарубежной психологической литературе вместо термина «совладание» используется термин «копинг», а «стратегии совладания» именуются «копинг-стратегиями» [1].
Копинг, копинговые стратегии (от английского coping, copingstrategy) - то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии.
Психологическая защита включается неосознанно, автоматически. Человек - существо социальное, обладающее сознанием, поэтому он способен разрешать внутренние и внешние конфликты, бороться с тревогой и напряжением, руководствуясь сознательно поставленной программой. Для обозначения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы, используется понятие копинг-поведение (copyng), или осознанные стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. В работах немецких авторов используется термин «bewaltigung», что переводится как «преодоление» [1;12].
Совладающее поведение - способ взаимодействия со стрессовой ситуацией в соответствии с ее значимостью в жизни человека и его копинг- ресурсами. Предназначение совладающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему ослабить или смягчить их, избежать или привыкнуть к ним, уменьшить стрессовое действие ситуации. Главная задача копинга - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья.
Существуют несколько определений «совладающего поведения».
R.S. Lazarus обусловливает совладание - как непрерывно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внешними или внутренними запросами.
B.N. Carpenter определяет суждение «совладание с жизненными тяжестями» как ответ индивида на стресс.
T.A. Wills, S. Shiffman считают, что это постоянно изменяющийся процесс, в котором есть три стадии:
- первая- предупреждающая;
- вторая- непосредственное совладание с проблемой;
- третья - восстанавливающая [14].
Впервые термин «совладание» был применен Л.Мерфи(1962г.) при исследовании способов преодоления детьми требований, выдвигаемых в периоды кризисного развития. Р.Лазарус описывает копинг в контексте осознанных стратегий совладания со стрессом и другими порождающими тревогу событиями [38]. Как показано Р. Лазарусом, стресс - это дискомфорт, испытываемый в случае отсутствия равновесия между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Индивид определяет ситуацию как имеющую стрессовую составляющую или нет. По Р. Лазарусу, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляют запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми владеют, чтобы справиться с этими запросами [11].
Р. Лазарус выделил три стратегии совладания с психотравмирующей ситуацией:
1. Механизмы защиты Эго
2. Прямое действие
3. Совладение без аффекта, когда угроза существует лишь потенциально.
По мнению Р. Лазаруса и С. Фолькман, копинг выполняет две основные функции:
а) регулирует эмоции (копинг, нацеленный на эмоции)
б) управление проблемами, вызывающими стресс (копинг, нацеленный на проблему).
Обе функции осуществляются в большинстве стрессовых ситуаций. Их соотношение зависит от того, как оцениваются стрессовые ситуации самим человеком [15].
Авторы подчеркивают динамичность самого явления, что копинг- это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют непрерывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние. Однако Р. Лазарус и С. Фолькман разделяют активную форму копинг- поведения, являющуюся целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовый ситуации, и пассивную форму копинг- поведения, при которой используются различного рода механизмы психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.
Существуют различные классификации копинг-стратегий.
В некоторых теориях копинг-поведения выделяют следующие базисные стратегии:
1. Разрешение проблем;
2. Поиск социальной поддержки;
3. Избегание [15;16].
Конфликтологи выделяют три плоскости, в которых происходит реализация копинг-стратегий поведения: поведенческая сфера; когнитивная сфера; эмоциональная сфера. Виды копинг-стратегий поведения разделяются и с учетом степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные, неадаптивные.
А.В. Либин в рамках дифференциальной психологии рассматривает психологические защиты и совладание как два различных стиля реагирования. Под стилем реагирования понимается параметр индивидуального поведения, характеризующий способы взаимодействия человека с различными сложными ситуациями, проявляющиеся либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы. Стили реагирования являются промежуточным звеном между случившимися стрессовыми событиями и их последствиями в виде, например, тревожности, психологического дискомфорта, соматических расстройств, сопутствующих защитному поведению, или же характерных для совладающего поведения душевного подъема и радости от успешного решения проблем [42].
Л.И. Анцыферова исследует динамику сознания и действия личности в трудных обстоятельствах жизни, которые являются результатом психической переработки индивидом жизненных невзгод с позиций своей, лишь частично осознаваемой «теории» мира. При этом, рассматривая жизненные трудности, необходимо учитывать главное - ценность, которая в определенных условиях может быть потеряна или уничтожена. Это обстоятельство и делает ситуацию стрессовой [11].
Для того чтобы сохранить, защитить, утвердить данную ценность, субъект прибегает к различным приемам изменения ситуации. Так, чем более значимое место в смысловой сфере личности занимает находящийся в опасности объект и чем более интенсивной воспринимается личностью «угроза», тем выше мотивационный потенциал совладания с возникшей трудностью.
В настоящее время, по мнению С.К. Нартова-Бочавер, выделяют три подхода к толкованию понятия «coping». Первый подход трактует его в терминах динамики Эго как один из способов психологической защиты, 12
используемой для ослабления напряжения. Этот подход нельзя назвать распространенным прежде всего потому, что есть сторонники склонны отождествлять копинг с его результатом. Второй же определяет копинг в терминах черт личности - как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом. Однако, поскольку стабильность рассматриваемых способов очень редко подтверждается эмпирическими данными, это понимание также не обрело большой поддержки среди исследователей. И наконец, согласно третьему подходу, копинг должен пониматься как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром [56].
Понятие «копинг» интерпретируется по-разному в разных психологических школах.
Заключение
В первой части работы была рассмотрена проблема совладающего поведения в психологической науке в целом также изучены проявления эмоционального интеллекта, матерей с детьми с ОВЗ и матерей, имеющих здоровых детей. Описаны особенности матерей, воспитывающих «особых» детей. Изучены индивидуально-психологические особенности и копинг- механизмы матерей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
Эмоциональный интеллект - это интегративное понятие, состоящее из эмоций, интеллекта и воли, определяемое как способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств.
Совладающее поведение - это ответ на стрессовую ситуацию в соответствии с ее значимостью в жизни человека и его копинг- ресурсами. Роль совладающего поведения заключается в том, чтобы наилучшим образом приспособить человека к условиям ситуации, позволяя ему уменьшить или смягчить их, избежать или приспособиться к ним, снизить стрессовое воздействие ситуации.
Рождение ребенка с инвалидностью может быть деструктивным и положительным фактором, который полностью меняет, привычное для всех членов, функционирование семьи и в конечном результате модифицирующим ее структуру.
Весьма немаловажно, чтобы родители, с детьми с инвалидностью, четко осознавали, какие модификации совершаются в психоэмоциональной области. Чтоб имели возможность наблюдать за наличием проблемы, и также на уровень их воздействия. Также имеет важное значение, чтобы матери не опасались походов к специалистам за помощью.
Особенности эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с нормой в развитии, проявляются в способности эффективнее управлять своими эмоциями и характеризуются эмоциональной отходчивостью и эмоциональной гибкостью.
Матери, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, значительно в большей мере стремятся к самоконтролю, поиску социальной поддержки, более ответственны, чаще используют такие психологические защиты как отрицание и рационализация, лучше осведомлены о своих эмоциях, эмпатичны, а также лучше разбираются в межличностных отношениях. Матери же, имеющие здоровых детей, лучше управляют своими эмоциями и легче отпускают негативные переживания, то есть у них значительно лучше развито понимание того, как можно повлиять на свой внутренний мир, при этом у них в большей мере выражена такая психологическая защита как регрессия.
Специфика факторной структуры у матерей первой группы характеризуется наличием связей межличностного аспекта эмоционального интеллекта с планированием решения проблемы, поиском социальной поддержки и механизмом психологической защиты «Отрицание» («фактор социальных копинг-стратегий»), тогда как во второй группе матерей увеличение показателей межличностного аспекта эмоционального интеллекта происходит при снижении частоты использования механизмов психологической защиты «Дистанцирование» и «Проекция».
Таким образом, гипотезы о существовании особенностей совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ОВЗ и матерей, имеющих здоровых детей подтвердилась.
По результатам эмпирического исследования разработана коррекционная программа для матерей, имеющих детей с ОВЗ, направленная на развитие навыков саморегуляции эмоционального состояния. Программа рекомендована к использованию в профессиональной деятельности специалистов, оказывающим помощь семьям детей с ограниченными возможностями здоровья
Список литературы
1. Абабков, В.А., Вассерман, Л.И., Трифонова, Е.В. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика [Текст] / В.А. Абабков, Л.И. Вассерман, Е.В. Трифонова.- СПб.: Речь, - 2010.-С. 223-226.
2. Алешина, А. В. Эмоциональный интеллект для достижения успеха [Текст] / А. В. Алешина, С.Т. Шабанов. - Санкт-Петербург : Речь, -2012. -С. 228-231.
3. Алешина, А. В. Эмоциональный интеллект. Российская практика [Текст] / А. В. Алешина, С.Т. Шабанов. - Москва : «Манн, Иванов и Фербер». - 2014.-С. 135-140.
4. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Текст] / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, - 2011. - С. 139-140.
5. Андреева, И.Н. Гендерные стратегии контроля деструктивных эмоций и буддистская психология [Текст] / И.Н. Андреева // Гендер и проблемы коммуникативного поведения: Сборник материалов второй междунар. научной конференции 20—21 сентября 2005. — Полоцк: ПГУ, 2005. — С. 115—118.
+ еще 81 источник
Тема: | «Особенности совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 131 | |
Цена: | 3100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
154 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 10
1.1. Подходы к изучению личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья 101.2. Особенности семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями 18РазвернутьСвернуть
1.3. Особенности развития и формирования коммуникативных особенностей детей с ОВЗ 23
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 39
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ 41
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 50
2.3. Программа развития коммуникативных навыков для детей с ограниченными возможностями здоровья 60
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
-
Дипломная работа:
110 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 31.1. Нормативно-правовые основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья 13РазвернутьСвернуть
1.2. Основные понятия и принципы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 19
Выводы по главе I 30
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА 31
2.1. Психолого-медико-педагогическая комиссия как стартовый механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 31
2.2. Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в Республике Коми 46
Выводы по главе II 64
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА 66
3.1. Организация психолого-педагогической диагностики в условиях регионального ресурсного центра 66
3.2. Результаты комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья 67
Выводы по главе III 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
ЛИТЕРАТУРА 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 112
-
Дипломная работа:
91 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 81.1 Теоретические и нормативно-правовые аспекты привлечения к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья 8РазвернутьСвернуть
1.2 Особенности управления по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья 24
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2 КОМПЛЕКС МЕР ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 41
2.1 Характеристика комплекса мер по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области 41
2.2 Подходы применения комплекса мер по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области 53
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 2
ПРИЛОЖЕНИЕ В 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 87
-
Дипломная работа:
85 страниц(ы)
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 7
1.1. Психологические особенности детей с ОВЗ 71.2. Влияние физических упражнений на организм учащихся с ОВЗ 12РазвернутьСвернуть
1.3. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми
ограниченными возможностями здоровья 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Методы исследования 29
2.3. Теоретическое обоснование содержания физкультурно-оздоровительных
занятий 42
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Анализ внутригрупповых результатов исследования
3.2. Межгрупповой анализ результатов исследования 62
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 700
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
-
Дипломная работа:
Реализация права детей с ограниченными возможностями на образование
75 страниц(ы)
Введение.3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы реализации права детей с ограниченными возможностями на образование1.1. Дети с ограниченными возможностями как социально-педагогическая проблема….…7РазвернутьСвернуть
1.2. Возможности реализации права на образование детей с ограниченными возможностями в современных условиях….20
1.3. Зарубежный опыт по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями…. .31
Выводы по первой главе….36
Глава 2. Деятельность образовательных учреждений по реализации права ребенка с ограниченными возможностями на образование.
2.1. Образовательное учреждение и его роль в реализации права на образование детей с ограниченными возможностями….38
2.2. Деятельность социального педагога в реализации права на образование ребенка с ограниченными возможностями и анализ результатов опытной работы (на базе МОУ СОШ с. Старобаширово Чекмагушевского района РБ)….….46
Выводы по второй главе….….….63
Заключение….65
Список литературы….….68
-
Дипломная работа:
79 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 91.1. Характеристика детей, с ограниченными возможностями здоровья 9РазвернутьСвернуть
1.2. Факторы, предрасполагающие к развитию эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья 13
1.3. Арт-терапия в психокоррекции нарушений эмоциональных состояний у детей, с ограниченными возможностями здоровья 15
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 19
2.1. Методы исследования эмоционального нарушения младших школьников ограниченными возможностями здоровья 19
2.2. Арт-терапевтическая программа коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья 31
2.3. Анализ результатов коррекции нарушений эмоциональной сферы младших школьников 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
Дипломная работа:
Социально-педагогические условия формирования образа жизни студентов
92 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ…
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ.…
1.1. Проблема становления ценностного отношения к здоровому образу жизни в обществе и образовательном процессе.….1.2. Формирование здорового образа жизни студентов как педагогическая проблема ….РазвернутьСвернуть
1.3. Основные направления формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в образовательном процессе вуза ….…
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ….….
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ….…
3.1. Результаты и анализ исследования ценностных ориентаций и места здоровья в системе ценностей студенческой молодежи….….
3.2. Результаты и анализ исследования уровня сформированности представлений студентов о здоровом образе жизни и необходимости соблюдения основных принципов здорового образа жизни.…
ВЫВОДЫ….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
ЛИТЕРАТУРА….
ПРИЛОЖЕНИЕ…
-
Курсовая работа:
Разработка маркетингового обеспечения товара
43 страниц(ы)
Введение….….3
1 Методика исследования рынка….…4
2 Товарная политика предприятия….….10
3 Разработка каналов распределения и товародвижения….….164 Оценка конкурентоспособности….….19РазвернутьСвернуть
5 СТИС и рекламная деятельность….….27
Заключение….….…35
Список использованных источников….38
Приложения….39
-
Дипломная работа:
63 страниц(ы)
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Профессиональный хронический бронхит - общая характеристика и эпидемиология 61.2. Факторы риска развития профессионального хронического бронхита 9РазвернутьСвернуть
1.3. Патогенез профессионального хронического бронхита 16
1.4. Генетические факторы профессионального хронического бронхита 20
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
1.1.1. Объект исследования 27
1.1.2. Молекулярно-генетические методы исследования 30
1.1.3. Выделение ДНК 30
2.2.2. Проведение полимеразной цепной реакции синтеза ДНК и рестрикционного анализа 31
2.2.3. Проведение электрофореза и визуализация результатов 34
2.2.4. Статистический анализ 34
2.2.5. Моделирование белок-белковых взаимодействий генов цитохрома P450 35
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 37
3.1. Анализ полиморфных локусов A2455G и Т3801С гена CYP1A1 37
3.2. Анализ полиморфных локусов С-163А и T-2467delT гена CYP1A2 45
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ВЫВОДЫ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
-
Тест:
Ответы Тесты История и культура г. Уфы
12 страниц(ы)
1. Что изучает краеведение?
2. Как называется туристская услуга, представляющая собой процесс наглядного по-знания окружающего мира, достопримечательностей региона или города заранее из-бранных объектов, изучаемых на месте их расположения?4. Когда происходит знакомство экскурсовода с группой?РазвернутьСвернуть
6. Наиболее удобное расположение группы у объекта -
9. Из каких частей состоит текст экскурсии?
12. Как называются многоплановые экскурсии, строящиеся на показе самых различных объектов?
18. B каком году крепость Уфа получила статyс гоpода?
19. Кого принято считать первыми строителями города?
20. Возникновение г. Уфы способствовало…
21. Как называлась первая улица Уфы, никогда не менявшая своего названия?
22. Bпеpвые куница как симвoл города появилась на …
23. Какое событие в Уфе в 1759 г. послужило толчком к активному строительству горoдa?
24. Что такое ратуша
25. Где во время следствия содержали Салавата Юлаева и его отца Юлая Азналина?
26. Кто автор памятника С. Юлаеву в Уфе?
27. Когда был установлен памятник С. Юлаеву в Уфе?
28. К каким памятникам относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием обще-ства и государства, а также с развитием науки и техники, культуры и бытом народа?
29. К каким памятникам относятся архитектурные ансамбли и комплексы, историче-ские центры, кварталы, площади, улицы, остатки планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, куль-товой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения мо-нументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искус-ства, природные ландшафты?
30. К каким памятникам относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства?
31. К каким памятникам относятся памятники, отражающие этнические и культурно-бытовые процессы народов, населяющих нашу страну, как в далеком прошлом, так и в наши дни?
32. Как сейчас называется ул. Бекетовская?
33. Где находились дома А. Ногарева?
34. Какое событие в 30-х годах XVIII в. стало причиной значительного сокращения населения г. Уфы?
35. Кто являлся автором планомерной застройки г. Уфы в XIX в.?
36. С чем связан дальнейший рост г. Уфы в XIX в.?
37. Как называется научное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры и естественнонаучных коллекций, являющихся первоисточниками зна-ний о развитии природы и человеческого общества?
38.Что находилось в помещении государственного театра оперы и балета до 1917 г.?
39. Назовите год пребывания Ф. И. Шаляпина в г. Уфе
40. Как назывался сад С.Юлаева в XIX в.?
41. В каком году установилось регулярное пароходное сообщение по р. Белой?
42. Когда великий русский певец Ф.И. Шаляпин посетил Уфу?
43. В честь какого события было решено построить Народный дом С.Т. Аксакова?
44. В каком году началось строительство Аксаковского народного дома?
45. Кому был установлен первый скульптурный памятник на территории Башкирии?
46. В каком году был основан художественный музей им. М.В. Нестерова?
47. Детство и первые годы творчества какого выдающегося pусского худoжника были связаны с Уфой?
48. Где установлен памятник А. Матросову и М. Губайдуллину?
49. В каком году произошло объединение городов Уфа и Черниковск?
50. Когда открылся Театр юного зрителя (Национальный Молодежный театр Респуб-лики Башкортостан)?
51. Из какой мечети ведутся трансляции праздничных богослужений из Уфы на Россию и страны ближнего зарубежья?
52. В честь какого события в 1965 г. был воздвигнут монумент Дружбы?
53. В каком году Уфа стала столицей Башкирии?
54. В каком году был запущен в эксплуатацию автодорожный мост через р. Белую?
-
Курсовая работа:
Инновационная деятельность строительной организации.
27 страниц(ы)
Введение 3
1. Инновационная деятельность строительной организации 5
1.1. Содержание инновационной деятельности предприятия 51.2 Показатели технического уровня предприятия строительной индустрии. 8РазвернутьСвернуть
1.3 Показатели эффективности новой техники и технологии 11
2.Расчет основных показателей строительной организации 13
2.1 Расчет бюджета рабочего времени 13
2.2. Расчет стоимости материальных ресурсов и потреблённого оборудования в текущих ценах 16
2.3 Расчет ФОТ работников строительного предприятия, и распределение заработной платы между членами бригады 18
2.4 Расчет сметной стоимости кладки перегородок толщиной 120 мм из керамического кирпича (ресурсная смета) 20
3. Анализ деятельности предприятия 23
3.1 Расчет технико-экономических показателей 23
3.2 Определение обязательных налоговых платежей и их влияние на результаты деятельности предприятия 24
Литература 25
Обязательное приложение А 26
Таблица ГЭСН 08-02-009 Кладка перегородок толщиной 120 мм из камней керамических или силикатных кладочных 26
Обязательное приложение Б 27
Исходные данные 27
-
Курсовая работа:
10 страниц(ы)
Аннотация / Summary .….….2 Ключевые слова / Key Words ….….….2
Norbert Wiener ….….….3-4
Ноберт Винер ….4-5
Словарь терминов / Glossary .….6
Использованная литература / References ….7
-
Дипломная работа:
Воспитание физических качеств у детей 5-6 лет
77 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анатомо-физиологические особенности развития детей 5-6 лет1.1 Характерестика и методика развития физических качеств и двигательных навыков детей дошкольного возрастаРазвернутьСвернуть
1.2 Методические особенности развития физических качеств у дошкольников посредством подвижных игр 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1 Организация исследования 35
2.2 Методы исследования 36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 41
3.1. Разработанный комплекс упражнений 41
3.2. Результаты исследования 57
3.3. Обсуждение результатов исследования 64
ВЫВОДЫ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
-
Дипломная работа:
63 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 6
1.1. Влияние современных гаджетов на организм пользователей 6
1.2. Влияние современных гаджетов на зрительную систему . 111.3. Эргономические и гигиенические правила пользования гаджетами 15РазвернутьСвернуть
1.4. Нехимические формы зависимостей и их распространённость среди учащейся молодёжи 18
Глава 2. Объект и методы исследования 24
2.1. Характеристика объекта исследования 24
2.2. Характеристика методов исследования 24
Глава 3. Результаты собственных исследований и их обсуждение 32
3.1. Результаты оценки компьютерной зависимости 32
3.2. Результаты оценки игровой зависимости 34
3.3. Результаты оценки мобильной зависимости 35
3.4. Результаты оценки субъективных компонентов зрительного утомления 37
3.5. Разработка тренинг-интенсива 47
Заключение 53
Выводы 55
Литература 57
-
Дипломная работа:
77 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ.2
ГЛАВА I. Творчество С.В. Маджара
1.1. Творчество С.В. Маджара в контексте изобразительного искусства РБ 1980-1990 г.г. Ранний период.101.2. Средний (зрелый) период творчества.25РазвернутьСвернуть
1.3.Работы настоящего времени .44
ГЛАВА II. Методические рекомендации и разработки
2.1. Методические рекомендации по проведению уроков по истории изобразительного искусства в учреждении среднего
профессионального образования .63
2.2. Методические разработки занятий по истории искусства для
средне-специального учебного заведения.66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.74
ЛИТЕРАТУРА.78
-
Дипломная работа:
Обучение чтению на основе использования прямого метода на старшем этапе
76 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЯМОГО МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 61.1. Особенности организации обучения ИЯ старших школьников в соответствии с ФГОС 6РазвернутьСвернуть
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности обучаемых 10
1.3. Разновидности чтения как одного из видов речевой деятельности 16
1.4. Положения прямого метода при обучении иноязычному чтению 26
Выводы по первой главе 27
Глава 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ИНОЯЗЫЧНЫХ ТЕКСТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЯМОГО МЕТОДА И ЕЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА 29
2.1. Основные положения прямого метода (на примере метода М. Уэста) 29
2.2. Возможности применения прямого метода при обучении старшеклассников чтению на английском языке 35
2.3. Экспериментальная проверка эффективности предлагаемого комплекса упражнений для обучения чтению 40
Выводы по второй главе 62
Заключение 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75