СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Особенности совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья - Дипломная работа №43058

«Особенности совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья» - Дипломная работа

  • 131 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИИ 9

1.1. Основные подходы к изучению совладающего поведения в психологии 9

1.2. Изучение эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии 15

1.3. Особенности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 23

Выводы по первой главе 30

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАТЕРЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И МАТЕРЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ 32

2.1. Организация и методы исследования 32

2.2. Анализ результатов исследования 36

2.3. Программа тренинга по развитию эмоционального интеллекта матерей 53

Выводы по второй главе 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62

ПРИЛОЖЕНИЯ 74


Введение

Актуальность проблемы. Проблема воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье для современной специальной педагогики и психологии является центральной проблемой, требующей разрешения, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Воспитание ребенка - трудный и ответственный процесс, требующий много времени и терпения. Воспитание детей с ОВЗ сопровождается еще большими сложностями и проблемами. Однако при правильном подходе можно добиться значительного прогресса.

Главной проблемой в воспитании детей с ОВЗ могут стать сами родители, в основном матери. Многие не могут принять проблемы ребенка, стыдятся их, некоторые считают себя виноватыми, а другие стараются совсем их игнорировать. Нарушение психоэмоциональной сферы матерей ведет к ухудшению психологического состояния детей. В таких случаях ребенок не только не получает необходимой материнской помощи и внимания, но еще больше замыкается в себе, чувствуя свою ущербность. Все это приводит к аномальному стилю воспитания - гипер- и гипоопеке, эмоциональному отвержению ребенка, гиперсоциализации и так далее, что может привести к еще большему усугублению проблем ребенка [26].

Анализ психологической литературы показывает, что чаще проблема истощения ресурсов личности встречается в контексте профессиональной деятельности, где истощение рассматривается как следствие эмоционального выгорания на рабочем месте. Мы же в своем исследовании обращаемся к проблеме истощения личностных ресурсов в ситуации пролонгированного (хронического) стресса, на примере родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [40].

Когда в семье рождается ребенок-инвалид, родители пребывают в состоянии шока, так как переживают крушение всех надежд, связанных с рождением ребенка. Членам семьи особого ребенка приходится сталкиваться со множеством трудностей, которые иногда превращаются в серьезные 3

проблемы. И как следствие, происходит эмоциональное выгорание, которое также определяется как стресс-ситуация - значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающее стресс, усталость, депрессию и прочие реактивные неспецифические реакции организма [36].

На сегодняшний момент можно сказать, что полноценное развитие способна дать «особому» ребенку только та семья, где мать знает особенности заболевания своего ребенка, уверенна в себе, целеустремленна, настойчива, добрая, но не добренькая, без «слепой» материнской любви, способная держать под контролем свои эмоции и потребности ребенка, а отец не только обеспечивает материально, но и принимает своего «особого» ребенка и покрывает его потребности в дружбе и любви. Если этого в семье нет, то родители в зоне риска эмоциональных и психологических проблем.

В данном аспекте исследование эмоционального интеллекта является необходимым этапом решения проблемы его значения для самооценки личности родителя, мотивационной сферы, анализа эмоциональных переживаний, а также устойчивости в стрессовых условиях деятельности.

При своевременной помощи родителям возможно избежать многих отрицательных последствий, которые могут отразиться на всех членах семьи, преимущественно на ребенке. Равным образом важно показать ребенку, что они верят в его потенциал и силы и любят его, независимо ни от чего. Все силы должны быть вложены в развитие самостоятельности ребенка [13].

На данный момент не существует единой системы психологической помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ. Именно по этой причине вопрос исследования целостного подхода психологической помощи родителям остается актуальным по сей день.

Таким образом, существует противоречие между важностью проблемы, ее психотравмирующей значимостью и отсутствием разработанных технологий психологической помощи матерям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель исследования: изучение особенностей совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: совладающее поведение и эмоциональный интеллект матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и матерей, имеющих здоровых детей.

Предмет исследования: особенности совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ОВЗ и матерей, имеющих здоровых детей.

Гипотезы исследования:

1. Существуют особенности совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей с детьми с ОВЗ и матерей, имеющих здоровых детей, проявляющиеся в количественной выраженности шкал.

2. Имеется специфика факторной структуры совладающего поведения и эмоционального интеллекта у матерей с детьми с ОВЗ и матерей, имеющих здоровых детей.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие совладающего поведения, определить его сущность и структуру в отечественной и зарубежной психологии.

2. Изучить подходы к изучению эмоционального интеллекта в психологии.

3. Выделить структуру и эмпирически исследовать особенности эмоционального интеллекта и совладающего поведения матерей, их взаимосвязи.

4. Разработать программу тренинга по развитию эмоционального интеллекта матерей.

Методы исследования:

I. Методы теоретического исследования проблемы: теоретико-методологический анализ, обобщение, синтез, интерпретация научной литературы по теме исследования.

II. Методы эмпирического исследования: тестирование. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методики:

1. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса.

2. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля».

3. Методика оценки эмоционального интеллекта (Н. Холл).

4. Методика диагностики эмоционального интеллекта (М.А. Манойлова).

111. Математическая обработка результатов исследования производилась с помощью U- критерия Манна-Уитни и факторного анализа.

Теоретико-методологическая основа исследования:

- исследования совладающего поведения семей с детьми с ОВЗ (В.А. Ташлыков, Л.И. Анциферова, В.М. Ялтонский, С.К. Нартова-Бочавер, Н.Ф. Михайлова, Р.М. Грановская, И.М.

Никольская, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская);

- исследования по проблеме воспитания детей с нарушениями в развитии (Е.А. Стребелева, И.И. Черепанова, О.О. Шацкая, Н.Д. Шматко, Мастюкова, О.С. Назаревич, Л.С. Печникова, , В.В. Ткачева, Е.В. Хлыстова, А.Ю. Хохлова);

- исследования эмоционального интеллекта (Андреевой И. Н., Батурина Н. А., Выготского Л. С, Карпова А. В., Люсина Д. В., Бар-Она Р., Гарднера Г., Гоулмана Д., Сэловейя П., Мэйера Дж, Карузо Д. М.А. Манойловой).

Эмпирической базой исследования является частный коррекционно-развивающий центр «Семья» в г. Нефтекамск. Совокупная выборка исследования составила 80 человек: 40 матерей, имеющих детей с ОВЗ и 40 матерей, имеющих здоровых детей, средний возраст 38 лет.

Этапы исследования.

I этап: изучение теоретических аспектов проблемы, операционализация понятий, подбор методов и методик исследования, составление программы эмпирического исследования (сентябрь 2018 - май 2019 г).

II этап: эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей с детьми с ОВЗ и матерей, имеющих здоровых детей. (сентябрь 2019 - март 2020 г.).

III этап: качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики, интерпретация результатов, разработка программы тренинга по развитию эмоционального интеллекта матерей, оформление работы (март 2020 - сентябрь 2020).

Научная новизна исследования: в исследовании впервые была выявлена специфика совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ОВЗ и матерей, имеющий здоровых детей и их взаимосвязь.

Теоретическая значимость исследования: в работе конкретизированы и дополнены существующие в научной литературе подходы к изучению эмоционального интеллекта и совладающего поведения, изучены особенности семей, имеющих детей с ОВЗ, рассмотрены особенности совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ОВЗ и матерей, имеющих здоровых детей.

Практическая значимость исследования: полученные результаты, а также программа тренинга могут быть использованы в профессиональной деятельности специалистов, работающих с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Достоверность результатов исследования обеспечена ясностью его теоретико-методологических основ, репрезентативностью выборки, применением надежных и валидных методов исследования, разнообразием взаимодополняющих методик.

Положения, выносимые на защиту:

- матери, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей мере стремятся к самоконтролю, поиску социальной поддержки, более ответственны;

- матери с детьми с инвалидностью чаще используют психологические защиты «отрицание» и «рационализация»;

- матери, имеющие здоровых детей, лучше управляют своими эмоциями и легче отпускают негативные переживания;

- для матерей, имеющих здоровых детей, более привычна психологическая защита «регрессия»;

- Специфика факторной структуры у матерей первой группы характеризуется наличием связей межличностного аспекта эмоционального интеллекта с планированием решения проблемы, поиском социальной поддержки и механизмом психологической защиты «Отрицание» («фактор социальных копинг-стратегий»), тогда как во второй группе матерей увеличение показателей межличностного аспекта

эмоционального интеллекта происходит при снижении частоты использования механизмов психологической защиты «Дистанцирование» и «Проекция».

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования обсуждались на заседании кафедры возрастной и социальной психологии, были опубликованы в сборнике научных статей «Человек в условиях социальных изменений» (Уфа - 2019), в рецензируемом научно-исследовательском журнале «Психолого-педагогический поиск» (Рязань- 2020).

Структура и объем работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает 86 источника, из них 4 на иностранном языке. Общий объем магистерской диссертации составляет 74 страницы. В работе содержится 10 таблиц, 4 рисунка.


Выдержка из текста работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Основные подходы к изучению совладающего поведения в психологии

Слово «совладание» происходит от старорусского «сладить» и означает «справиться», «привести в порядок», «подчинить себе обстоятельства». Совладающее поведение позволяет людям осознанно справляться с внутренним напряжением и дискомфортом. В зарубежной психологической литературе вместо термина «совладание» используется термин «копинг», а «стратегии совладания» именуются «копинг-стратегиями» [1].

Копинг, копинговые стратегии (от английского coping, copingstrategy) - то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии.

Психологическая защита включается неосознанно, автоматически. Человек - существо социальное, обладающее сознанием, поэтому он способен разрешать внутренние и внешние конфликты, бороться с тревогой и напряжением, руководствуясь сознательно поставленной программой. Для обозначения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы, используется понятие копинг-поведение (copyng), или осознанные стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. В работах немецких авторов используется термин «bewaltigung», что переводится как «преодоление» [1;12].

Совладающее поведение - способ взаимодействия со стрессовой ситуацией в соответствии с ее значимостью в жизни человека и его копинг- ресурсами. Предназначение совладающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему ослабить или смягчить их, избежать или привыкнуть к ним, уменьшить стрессовое действие ситуации. Главная задача копинга - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья.

Существуют несколько определений «совладающего поведения».

R.S. Lazarus обусловливает совладание - как непрерывно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внешними или внутренними запросами.

B.N. Carpenter определяет суждение «совладание с жизненными тяжестями» как ответ индивида на стресс.

T.A. Wills, S. Shiffman считают, что это постоянно изменяющийся процесс, в котором есть три стадии:

- первая- предупреждающая;

- вторая- непосредственное совладание с проблемой;

- третья - восстанавливающая [14].

Впервые термин «совладание» был применен Л.Мерфи(1962г.) при исследовании способов преодоления детьми требований, выдвигаемых в периоды кризисного развития. Р.Лазарус описывает копинг в контексте осознанных стратегий совладания со стрессом и другими порождающими тревогу событиями [38]. Как показано Р. Лазарусом, стресс - это дискомфорт, испытываемый в случае отсутствия равновесия между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Индивид определяет ситуацию как имеющую стрессовую составляющую или нет. По Р. Лазарусу, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляют запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми владеют, чтобы справиться с этими запросами [11].

Р. Лазарус выделил три стратегии совладания с психотравмирующей ситуацией:

1. Механизмы защиты Эго

2. Прямое действие

3. Совладение без аффекта, когда угроза существует лишь потенциально.

По мнению Р. Лазаруса и С. Фолькман, копинг выполняет две основные функции:

а) регулирует эмоции (копинг, нацеленный на эмоции)

б) управление проблемами, вызывающими стресс (копинг, нацеленный на проблему).

Обе функции осуществляются в большинстве стрессовых ситуаций. Их соотношение зависит от того, как оцениваются стрессовые ситуации самим человеком [15].

Авторы подчеркивают динамичность самого явления, что копинг- это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют непрерывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние. Однако Р. Лазарус и С. Фолькман разделяют активную форму копинг- поведения, являющуюся целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовый ситуации, и пассивную форму копинг- поведения, при которой используются различного рода механизмы психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.

Существуют различные классификации копинг-стратегий.

В некоторых теориях копинг-поведения выделяют следующие базисные стратегии:

1. Разрешение проблем;

2. Поиск социальной поддержки;

3. Избегание [15;16].

Конфликтологи выделяют три плоскости, в которых происходит реализация копинг-стратегий поведения: поведенческая сфера; когнитивная сфера; эмоциональная сфера. Виды копинг-стратегий поведения разделяются и с учетом степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные, неадаптивные.

А.В. Либин в рамках дифференциальной психологии рассматривает психологические защиты и совладание как два различных стиля реагирования. Под стилем реагирования понимается параметр индивидуального поведения, характеризующий способы взаимодействия человека с различными сложными ситуациями, проявляющиеся либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы. Стили реагирования являются промежуточным звеном между случившимися стрессовыми событиями и их последствиями в виде, например, тревожности, психологического дискомфорта, соматических расстройств, сопутствующих защитному поведению, или же характерных для совладающего поведения душевного подъема и радости от успешного решения проблем [42].

Л.И. Анцыферова исследует динамику сознания и действия личности в трудных обстоятельствах жизни, которые являются результатом психической переработки индивидом жизненных невзгод с позиций своей, лишь частично осознаваемой «теории» мира. При этом, рассматривая жизненные трудности, необходимо учитывать главное - ценность, которая в определенных условиях может быть потеряна или уничтожена. Это обстоятельство и делает ситуацию стрессовой [11].

Для того чтобы сохранить, защитить, утвердить данную ценность, субъект прибегает к различным приемам изменения ситуации. Так, чем более значимое место в смысловой сфере личности занимает находящийся в опасности объект и чем более интенсивной воспринимается личностью «угроза», тем выше мотивационный потенциал совладания с возникшей трудностью.

В настоящее время, по мнению С.К. Нартова-Бочавер, выделяют три подхода к толкованию понятия «coping». Первый подход трактует его в терминах динамики Эго как один из способов психологической защиты, 12

используемой для ослабления напряжения. Этот подход нельзя назвать распространенным прежде всего потому, что есть сторонники склонны отождествлять копинг с его результатом. Второй же определяет копинг в терминах черт личности - как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом. Однако, поскольку стабильность рассматриваемых способов очень редко подтверждается эмпирическими данными, это понимание также не обрело большой поддержки среди исследователей. И наконец, согласно третьему подходу, копинг должен пониматься как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром [56].

Понятие «копинг» интерпретируется по-разному в разных психологических школах.


Заключение

В первой части работы была рассмотрена проблема совладающего поведения в психологической науке в целом также изучены проявления эмоционального интеллекта, матерей с детьми с ОВЗ и матерей, имеющих здоровых детей. Описаны особенности матерей, воспитывающих «особых» детей. Изучены индивидуально-психологические особенности и копинг- механизмы матерей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Эмоциональный интеллект - это интегративное понятие, состоящее из эмоций, интеллекта и воли, определяемое как способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств.

Совладающее поведение - это ответ на стрессовую ситуацию в соответствии с ее значимостью в жизни человека и его копинг- ресурсами. Роль совладающего поведения заключается в том, чтобы наилучшим образом приспособить человека к условиям ситуации, позволяя ему уменьшить или смягчить их, избежать или приспособиться к ним, снизить стрессовое воздействие ситуации.

Рождение ребенка с инвалидностью может быть деструктивным и положительным фактором, который полностью меняет, привычное для всех членов, функционирование семьи и в конечном результате модифицирующим ее структуру.

Весьма немаловажно, чтобы родители, с детьми с инвалидностью, четко осознавали, какие модификации совершаются в психоэмоциональной области. Чтоб имели возможность наблюдать за наличием проблемы, и также на уровень их воздействия. Также имеет важное значение, чтобы матери не опасались походов к специалистам за помощью.

Особенности эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с нормой в развитии, проявляются в способности эффективнее управлять своими эмоциями и характеризуются эмоциональной отходчивостью и эмоциональной гибкостью.

Матери, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, значительно в большей мере стремятся к самоконтролю, поиску социальной поддержки, более ответственны, чаще используют такие психологические защиты как отрицание и рационализация, лучше осведомлены о своих эмоциях, эмпатичны, а также лучше разбираются в межличностных отношениях. Матери же, имеющие здоровых детей, лучше управляют своими эмоциями и легче отпускают негативные переживания, то есть у них значительно лучше развито понимание того, как можно повлиять на свой внутренний мир, при этом у них в большей мере выражена такая психологическая защита как регрессия.

Специфика факторной структуры у матерей первой группы характеризуется наличием связей межличностного аспекта эмоционального интеллекта с планированием решения проблемы, поиском социальной поддержки и механизмом психологической защиты «Отрицание» («фактор социальных копинг-стратегий»), тогда как во второй группе матерей увеличение показателей межличностного аспекта эмоционального интеллекта происходит при снижении частоты использования механизмов психологической защиты «Дистанцирование» и «Проекция».

Таким образом, гипотезы о существовании особенностей совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ОВЗ и матерей, имеющих здоровых детей подтвердилась.

По результатам эмпирического исследования разработана коррекционная программа для матерей, имеющих детей с ОВЗ, направленная на развитие навыков саморегуляции эмоционального состояния. Программа рекомендована к использованию в профессиональной деятельности специалистов, оказывающим помощь семьям детей с ограниченными возможностями здоровья


Список литературы

1. Абабков, В.А., Вассерман, Л.И., Трифонова, Е.В. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика [Текст] / В.А. Абабков, Л.И. Вассерман, Е.В. Трифонова.- СПб.: Речь, - 2010.-С. 223-226.

2. Алешина, А. В. Эмоциональный интеллект для достижения успеха [Текст] / А. В. Алешина, С.Т. Шабанов. - Санкт-Петербург : Речь, -2012. -С. 228-231.

3. Алешина, А. В. Эмоциональный интеллект. Российская практика [Текст] / А. В. Алешина, С.Т. Шабанов. - Москва : «Манн, Иванов и Фербер». - 2014.-С. 135-140.

4. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Текст] / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, - 2011. - С. 139-140.

5. Андреева, И.Н. Гендерные стратегии контроля деструктивных эмоций и буддистская психология [Текст] / И.Н. Андреева // Гендер и проблемы коммуникативного поведения: Сборник материалов второй междунар. научной конференции 20—21 сентября 2005. — Полоцк: ПГУ, 2005. — С. 115—118.

+ еще 81 источник


Тема: «Особенности совладающего поведения и эмоционального интеллекта матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 131
Цена: 3100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Взаимосвязь родительского отношения и социально-коммуникативных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья

    154 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 10
    1.1. Подходы к изучению личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья 10
    1.2. Особенности семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями 18
    1.3. Особенности развития и формирования коммуникативных особенностей детей с ОВЗ 23
    ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 39
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ 41
    2.1. Организация и методы исследования 41
    2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 50
    2.3. Программа развития коммуникативных навыков для детей с ограниченными возможностями здоровья 60
    ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 70
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
    ПРИЛОЖЕНИЕ 79
  • Дипломная работа:

    Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях регионального ресурсного центра

    110 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 3
    1.1. Нормативно-правовые основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья 13
    1.2. Основные понятия и принципы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 19
    Выводы по главе I 30
    ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА 31
    2.1. Психолого-медико-педагогическая комиссия как стартовый механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 31
    2.2. Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в Республике Коми 46
    Выводы по главе II 64
    ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА 66
    3.1. Организация психолого-педагогической диагностики в условиях регионального ресурсного центра 66
    3.2. Результаты комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья 67
    Выводы по главе III 104
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
    ЛИТЕРАТУРА 107
    ПРИЛОЖЕНИЕ 112
  • Дипломная работа:

    Управленческие подходы по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области

    91 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 8
    1.1 Теоретические и нормативно-правовые аспекты привлечения к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья 8
    1.2 Особенности управления по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья 24
    Выводы по первой главе 39
    ГЛАВА 2 КОМПЛЕКС МЕР ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 41
    2.1 Характеристика комплекса мер по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области 41
    2.2 Подходы применения комплекса мер по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области 53
    Выводы по второй главе 70
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
    ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
    ПРИЛОЖЕНИЕ Б 2
    ПРИЛОЖЕНИЕ В 86
    ПРИЛОЖЕНИЕ Г 87
  • Дипломная работа:

    Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в школе

    85 страниц(ы) 

    СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
    ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 7
    1.1. Психологические особенности детей с ОВЗ 7
    1.2. Влияние физических упражнений на организм учащихся с ОВЗ 12
    1.3. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми
    ограниченными возможностями здоровья 20
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
    ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
    2.1. Организация исследования 29
    2.2. Методы исследования 29
    2.3. Теоретическое обоснование содержания физкультурно-оздоровительных
    занятий 42
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    3.1. Анализ внутригрупповых результатов исследования
    3.2. Межгрупповой анализ результатов исследования 62
    ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 700
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
  • Дипломная работа:

    Реализация права детей с ограниченными возможностями на образование

    75 страниц(ы) 

    Введение.3
    Глава I. Теоретические основы изучения проблемы реализации права детей с ограниченными возможностями на образование
    1.1. Дети с ограниченными возможностями как социально-педагогическая проблема….…7
    1.2. Возможности реализации права на образование детей с ограниченными возможностями в современных условиях….20
    1.3. Зарубежный опыт по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями…. .31
    Выводы по первой главе….36
    Глава 2. Деятельность образовательных учреждений по реализации права ребенка с ограниченными возможностями на образование.
    2.1. Образовательное учреждение и его роль в реализации права на образование детей с ограниченными возможностями….38
    2.2. Деятельность социального педагога в реализации права на образование ребенка с ограниченными возможностями и анализ результатов опытной работы (на базе МОУ СОШ с. Старобаширово Чекмагушевского района РБ)….….46
    Выводы по второй главе….….….63
    Заключение….65
    Список литературы….….68

  • Дипломная работа:

    Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    79 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 9
    1.1. Характеристика детей, с ограниченными возможностями здоровья 9
    1.2. Факторы, предрасполагающие к развитию эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья 13
    1.3. Арт-терапия в психокоррекции нарушений эмоциональных состояний у детей, с ограниченными возможностями здоровья 15
    ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
    ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 19
    2.1. Методы исследования эмоционального нарушения младших школьников ограниченными возможностями здоровья 19
    2.2. Арт-терапевтическая программа коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья 31
    2.3. Анализ результатов коррекции нарушений эмоциональной сферы младших школьников 51
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
    ПРИЛОЖЕНИЕ 74

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Справочная система на Турбо Паскале

    23 страниц(ы) 

    Обшие сведения 4
    Описание логической структуры. Блок-схема 11
    Функциональное назначение 12
    Используемые технические средства. Текст программы 14
    Входные и выходные данные 21
    Литература 23
  • Дипломная работа:

    Коннотативные особенности фразеологических единиц английского языка, относящихся к фсп «удача-победа-успех»

    56 страниц(ы) 

    Введение….3
    I. Фразеологический оборот как лингвистическая единица. ….6
    1.1 Понятие фразеологической единицы….….….….6
    1.2 Способы классификации фразеологических единиц в лингвистике.….10
    1.3 Фразеологическое значение и его компоненты….….18
    1.3.1 Денотативно-сигнификативый компонент фразеологического значения….….20
    1.3.2 Грамматический компонент фразеологического значения….….21
    1.3.3 Коннотативный компонент фразеологического значения ….22
    Выводы по главе I….….35
    II. Анализ фразеологических единиц относящихся к ФСП
    «Удача-Победа-Успех»… ….….36
    2.1 Семантический анализ фразеологических единиц с компонентом ‘успех’….….….37
    2.2 Семантический анализ фразеологических единиц с компонентом ‘победа’ ….….42
    2.3 Семантический анализ фразеологических единиц с компонентом ‘удача’…44
    Выводы по главе II
    Заключение….….…. 49
    Список литературы ….….….52
    Приложение.….….….56
  • ВКР:

    Метафора в англоязычных загадках и ее потенциал развития когнитивных способностей обучающихся в средней общеобразовательной школе

    76 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Метафора и загадка как объекты лингвистических исследований . 5
    1.1. Определение метафоры, признаки и подходы к классификации . 5
    1.1.1. Определение метафоры и её характерные признаки 5
    1.1.2. Классификации метафор 8
    1.2. Загадка, её определение, виды и функции 17
    1.2.1. Определение жанра загадки 17
    1.2.2. Структурно-семантические особенности загадки 19
    1.2.3. Классификации загадок 23
    1.2.4. Функции загадок 27
    Выводы по главе I 31
    Глава II. Метафора в англоязычных загадках 33
    2.1. Структурные типы метафорических загадок 33
    2.2. Анализ метафоры в английских загадках 35
    Выводы по главе II 50
    Глава III. Использование загадок на уроках английского языка с целью развития когнитивных способностей учащихся 52
    3.1. Методические основы использования загадок на уроке английского языка 52
    3.2. Виды упражнений с использованием загадок на уроках английского языка 55
    Выводы по главе III 61
    Заключение 62
    Список литературы 65
    Приложение 71
  • Дипломная работа:

    Организация учебной деятельности по изучению раздела «морфология» в начальных классах

    70 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ ….3
    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «МОРФОЛОГИЯ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ….7
    1.1 Предмет морфологии и ее место в грамматике….7
    1.2 Методика обучения морфологии в начальных классах….11
    Выводы по первой главе….22
    2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «МОРФОЛОГИЯ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ….23
    2.1 Цели, задачи и этапы проведения экспериментальной работы….23
    2.2 Организация учебной деятельности в начальной школе на уроках русского языка в русле ФГОС НОО….24
    2.3 Изучение морфологии в 1-4 классах по УМК «Начальная школа ХХI века» и по УМК «Перспектива»….28
    Выводы по второй главе….48
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….49
    ЛИТЕРАТУРА….51
    ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ….59
    ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ….63
  • Дипломная работа:

    Воспитание физических качеств борцов с применением подвижных игр

    43 страниц(ы) 


    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 6
    1.1. Характеристика этапов подготовки борцов 6
    1.2. Специализированные подвижные игры в подготовке юных борцов вольного стиля 11
    1.3. Методика применения специализированных подвижных игр в начальной подготовке юных борцов 17
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21
    ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 23
    2.1. Организация исследования 23
    2.2. Методы исследования 24
    ГЛАВА III. ОБОСНОВАНИЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БОРЦОВ 10-12 ЛЕТ 26
    3.1. Обоснование применения усовершенствованной методики воспитания физических качеств юных борцов с использованием подвижных игр 26
    ГЛАВА IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 29
    4.1. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
    ВЫВОДЫ 36
    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 37
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
  • Дипломная работа:

    Лингвострановедческий метод обучению английскому языку

    48 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА 6
    1.2. Лингвострановедение в преподавании английского языка в старших классах 9
    1.3. Формирование лингвострановедческой компетенции при обучении английскому языку 12
    II глава Технология использования современных публицистических текстов при обучении английскому языку 19
    1.2 Публицистический текст и его характеристики при обучении английскому языку 19
    2.1 Этапы работы над газетным текстом 29
    2.2 Приемы и формы работы с публицистической статьей. 32
    Заключение 43
    Список литературы 47
  • Дипломная работа:

    Эколого-биологическая характеристика популяции овсяницы луговой в сообществе остепненного луга

    53 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА FESTUCA PRATENSIS HUDS. КАК ТИПИЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЛУГОВЫХ СООБЩЕСТВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    1.1. Понятие о луге как типе растительности
    1.2. Разнообразие лугов Республики Башкортостан
    1.3. Популяционный подход к изучению видов луговых трав
    1.4. Особенности биологии, экологии и фитоценологии Festuca
    pratensis
    1.5. Хозяйственное значение Festuca pratensis
    ГЛАВА 2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ
    2.1. Климат
    2.2. Рельеф
    2.3. Гидрология
    2.4. Почвы
    2.5. Растительность
    2.6. Влияние человека
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    3.1. Объект и методы исследования
    3.1.1. Методы анализа видового состава сообщества
    3.1.2. Методы популяционного анализа
    3.2. Анализ видового состава исследованного сообщества с
    Festuca pratensis
    3.2.1. Геоботаническое описание
    3.2.2. Спектр систематического состава
    3.2.3. Спектр жизненных форм
    3.2.4. Фитосоциологический спектр
    3.2.5. Характеристика хозяйственной ценности
    3.3. Популяционный анализ сообщества с Festuca pratensis
    3.3.1. Биоморфологическая характеристика популяции
    3.3.2. Анализ виталитетного спектра популяции
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Дипломная работа:

    Разработка корпоративного сайта страховой компании

    100 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. КОРПОРАТИВНЫЙ САЙТ КАК ОСНОВА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ КОМПАНИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 8
    1.1. Виды и функции сайтов 8
    1.2. Понятие и характеристики термина «корпоративный сайт» 13
    1.3. Функции и задачи корпоративного сайта 20
    Глава II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ ГРУППЫ «КОМПАНЬОН» 27
    2.1. Общая характеристика страховой группы «Компаньон» 27
    2.2 Деятельность страховой группы «Компаньон» 28
    Глава III. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА КОРПОРАТИВНОГО САЙТА СТРАХОВОЙ ГРУППЫ «КОМПАНЬОН» 53
    3.1. Присутствие страховой группы «Компаньон» в сети Интернет. Преимущества и недостатки 53
    3.2. Разработка технического задания и проектирование корпоративного сайта страховой группы «Компаньон» 55
    3.2.1. Техническое задание на разработку корпоративного сайта страховой группы «Компаньон» 56
    3.2.2. Проектирование корпоративного сайта страховой группы «Компаньон» 59
    3.3. Разработка корпоративного сайта страховой группы «Компаньон» 68
    Заключение 74
    Список литературы 75
    Приложение 1 78
    Приложение 2 79
    Приложение 3 80
    Приложение 4 81
    Приложение 5 83
    Приложение 6 84
    Приложение 7 93
    Приложение 8 95
    Приложение 9 98
    Приложение 10 100
  • Дипломная работа:

    Фабула любовного «треугольника» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: литературоведческий и методический аспекты изучения

    82 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАБУЛЫ
    ЛЮБОВНОГО «ТРЕУГОЛЬНИКА» В РОМАНЕ «ИДИОТ» 5
    Фабула в литературном произведении 5
    История изучения романа «Идиот» 11
    Выводы по I главе 16
    ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ФАБУЛЫ ЛЮБОВНОГО «ТРЕУГОЛЬНИКА» В РОМАНЕ 17
    2.1. Система любовных «треугольников» в романе 17
    2.2. Любовные сцены в романе 24
    2.3. Герои романа в ситуации испытания любовью 29
    Выводы по II главе 37
    ГЛАВА III. РОМАН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ» В ШКОЛЕ 39
    3.1. Обзор современных программ и учебников 39
    3.2. Методические рекомендации по изучению романа «Идиот» 47
    Выводы по III главе 57
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
    ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ 67
    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 68
  • Дипломная работа:

    БашҠорт теленеҢ диалектарында туҒан-ҠӘрҘӘшлек терминдары ҺӘм уларҘы мӘктӘптӘ ӨйрӘнеҮ методттары

    85 страниц(ы) 

    ИНЕШ 3
    I БҮЛЕК. БАШҠОРТ ДИАЛЕКТОЛОГИЯҺЫ ҺӘМ УНЫ ӨЙРӘНЕҮ ТАРИХЫ
    1.1. Башҡорт диалектологияһы фәне тураһында дөйөм төшөнсә 6
    1.2. Башҡорт теленең диалекттар системаһын өйрәнеү этаптары 12
    1.2.1. Революцияға тиклемге осорҙа башҡорт теленең диалекттар системаһын өйрәнеү
    1.2.2. Революциянан һуңғы осор һәм башҡорт ғалимдарының диалекттарҙы өйрәнеүгә индергән өлөшө 15
    1.3. Башҡорт һөйләштәрен һәм диалекттарын монографик планда өйрәнеү
    II БҮЛЕК. Башҡорт теленең диалектарында туғанлыҡ-ҡәрҙәшлек терминдары
    2.1 .Көнсығыш (төньяҡ- көнсығыш) диалект, унда ҡәрҙәшлек терминдары
    2.2 .Көньяҡ диалектта туғанлыҡ мөнәсәбәттәре терминдарының бирелеше
    2.3. Төньяҡ-көнбайыш диалектта туғанлыҡ-ҡәрҙәшлек һүҙҙәре 52
    III БҮЛЕК. Туғанлыҡ-ҡәрҙәшлек термендарын мәктәптә өйрәнеү 56
    3.1. Башҡорт теле диалекттарын уҡытыуҙың педагогик (методик)-психологик нигеҙҙәре
    3.2. Диалект шарттарында туғанлыҡ-ҡәрҙәшлек терминдарын өйрәнеү алымдары
    ЙОМҒАҠЛАУ 70
    ӘҘӘБИӘТ 72
    ҠУШЫМТА №1 75
    ҠУШЫМТА №2 78