СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Нур Даутов: Жизнь и творчество композитора Башкортостана - Дипломная работа №29142

«Нур Даутов: Жизнь и творчество композитора Башкортостана» - Дипломная работа

  • 107 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

Введение….3

Очерк 1. Родом из страны озёр (детство и юность)….7

Очерк 2. «Дорогу осилит идущий» (годы учёбы)…15

Очерк 3. Верность себе, верность призванию (Н. Даутов – педагог музыкальный просветитель, композитор, организатор)….25

Очерк 4. Мелодии души (творчество)….….35

Вокальная музыка….35

Театральная музыка.…. ….….45

Хоровая музыка….….69

Камерно-инструментальная и оркестровая музыка….79

Заключение….93

Список использованной литературы….95

Приложение….102


Введение

Почти вековой путь башкирской композиторской школы вывел искусство одного из древнейших народов Урала на профессиональный уровень. Музыкальные произведения, созданные авторами Республики Башкортостан, представляют собой масштабное, многоплановое, национально-самобытное явление, неразрывно связанное с музыкальным контекстом многонациональной культуры нашей родины. Смены поколений, фаз развития башкирской профессиональной музыки привносят новые грани, тенденции в единую художественную систему, стержнем которой служит «национальный образ мира».

Среди композиторов-«семидесятников» (по характеристике Е. Р. Скурко), внесших значительный вклад в развитие башкирской профессиональной музыки, видное место занимает заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан и Российской Федерации Нур Асгатович Даутов, известный композитор, педагог, член Правления Региональной общественной организации «Союз композиторов Республики Башкортостан», член Общественной организации «Союз композиторов России», председатель президиума Музыкального общества Республики Башкортостан, профессор отделения музыкального воспитания Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, преподаватель Уфимского училища искусств.

Н. Даутов вносит весомую лепту в развитие и расширение культурных горизонтов родной республики. Помимо создания большого количества произведений в разных жанрах – от песен до опер и мюзиклов, от фортепианных миниатюр до симфонических опусов, он трудится на ниве музыкального просвещения и участвует во многих культурных акциях Башкортостана.

Творчество Н. Даутова до последнего времени не было предметом самостоятельного изучения. Если композиторская составляющая его деятельности представлена в сборнике «Композиторы и музыковеды Республики Башкортостан: очерки жизни и творчества» Г. Галиной [34], то такие стороны, как общественная, организаторская работа, преподавание в учебных заведениях не становились предметом исследования.

Небольшие статьи о композиторе, интервью Н. Даутова в периодической печати нашей республики издавались в журналах «Тамаша», «Ватандаш» и газетах «Башкортостан», «Истоки», «Неделя», в основном, на башкирском языке. Между тем композиторское наследие Н. Даутова, общественно-пропагандистская работа, педагогическая деятельность заслуживают особого внимания и изучения.

Настоящая работа — одна из первых попыток раскрыть жизненный путь и творчество композитора, музыканта, педагога и общественного деятеля.

Цель дипломной работы – создание популярных очерков о жизни и творчестве Н. А. Даутова.

Сообразно цели в работе поставлены следующие задачи:

– изучить жизненный путь музыканта и основные этапы его творческого развития;

– проанализировать и охарактеризовать музыкально-педагогическую работу и просветительский аспект деятельности;

– рассмотреть наиболее показательные для Н. Даутова произведения, представленные в разных жанрах.

Ориентиром выступили исследования историко-биографического характера Л. Данилевича [20], Д. Житомирского [24], С. Хентовой [70], популярные монографии Э. Волынского [10], В. Смирнова[63], Л. Энтелиса [81], а также исследования музыковедов Л. Атановой [1], Г. Ахмадеевой [3], Е. Скурко [58, 59, 60], Т. Угрюмовой [66], многосторонне освещавших жанрово-стилевые взаимодействия в творчестве различных композиторов. Большинство из этих работ имеет обобщённую тематику, связанную с проблемами становления жанров профессионального музыкального искусства Башкортостана и в основном касаются творчества башкирских композиторов первой и второй стадий – основоположников профессиональной музыки Башкортостана. На этом фоне реже встречаются работы, посвященные творчеству композиторов-«семидесятников».

В качестве методологической базы выступили основные принципы исторического и теоретического музыкознания, почерпнутые в трудах В. Васиной-Гроссман [9], Л. Мазеля [39, 40], М. Михайлова [45, 46], В. Холоповой [74, 75], В. Цуккермана [78] и др.

Беседы с автором, интервью и комментарии к собственным сочинениям, отзывы современников Н. Даутова, позволяют провести комплексный анализ сторон жизни и творчества музыканта. Изучались клавиры, партитуры (изданные и рукописные). Были использованы рукописи произведений, хранящиеся в личном архиве композитора, в библиотеках Уфимской академии искусств им. З. Исмагилова.

Обширное и разнообразное по жанрам, темам творчество Н. Даутова отличается новизной и самобытностью музыкальных решений и захватывающей силой воздействия на слушателя. Работа музыканта направлена на нравственное воспитание, на расширение кругозора слушателя, пробуждение всего хорошего, что есть в человеческой душе, ведь главной целью для него всегда была и остается просветительская деятельность и пропаганда музыкальной культуры.

Очерки предназначены для широкого круга читателей, интересующихся творчеством Н. Даутова и современной башкирской музыкой в целом, что обусловило структуру и стиль изложения.

Работа состоит из Введения, основной части, включающей четыре очерка, Заключения, Списка использованной литературы, Приложения.

В первом очерке описываются история рода, семьи, детские годы композитора Нура Даутова.

Второй очерк включает рассказ о годах учебы и о первых шагах как композитора.

Третий очерк посвящен музыкально-просветительской, организаторской и педагогической деятельности композитора Н. Даутова.

В четвертом очерке раскрывается зрелый этап жизни автора и характеризуется ряд произведений в разных жанрах. Критерием для выбора образцов для музыковедческого анализа стали, в первую очередь, рекомендации самого автора, основанные на сложившейся концертной практике.

В Заключении дается общая характеристика творчества, оценивается вклад Н. Даутова в музыкальное искусство Башкортостана и России.

В Приложение включен составленный автором дипломной работы список произведений композитора.


Выдержка из текста работы

Очерк 4.

Мелодии души

(творчество)

Этот очерк мог бы носить совершенно другое название, если бы не одно обстоятельство – композитор Н. Даутов известен именно как прекрасный мелодист. В каком бы жанре он не работал (а жанровый диапазон его творчества широк), на первом месте всегда была красота и ясность мелодии. «У композиторов, одержимых чувством мелоса, для которых мелодия – это всё: и мелодия в обыденном смысле, и мелодия – сила, делающая каждый элемент музыки очагом сердца, у таких композиторов – да еще исполнителей – всегда музыка вызывает состояние душевной приподнятости, праздничности, она в них неотделима от восторженно-внутреннего пения…», – писал Б. В. Асафьев. В интервью Нур Асгатович сказал «Я очень люблю мелодию, считаю ее самым важным элементом в музыке».

Фото 19. Композитор Н. Даутов. Творческий процесс

Вокальная музыка. Талант Нура Даутова как мелодиста наиболее полно и ярко проявился в области вокальной музыки, сначала в камерной — песне, романсе, а позже также и в вокально-симфонических жанрах — оратории, кантате и др.

Помимо мелодии композитор придает большое значение тексту и харизме исполнителя: «Тогда получится хорошая песня. А когда нет проникновения, когда хорош только текст и неудачна музыка (или наоборот), песня не получается. Ведь музыка и текст равнозначны. «Сегодня многие «звездочки» поют одну-единственную, обычно посредственную композицию и считают себя гениальными. Многие непонятные мелодии выдаются за «шедевры будущего», в то время как это дилетантство или бесталанность. Нужно ведь работать до седьмого пота. Для меня эталон певца – Муслим Магомаев. И, как бы неоднозначно ни относились к А. Пугачевой, В. Леонтьеву, И. Кобзону, И. Крутому, И. Николаеву и Ф. Киркорову, я считаю, они тщательно работают над материалом, над образом. Видимо, наше время перемешало такие понятия в музыке как «эстрада» и «попса». Эстрада – это качество. Уверен, время покажет качественные и оригинальные песни в нашей культуре. Как, например, советские песни. Не зря же передачу придумали – «Старые песни о главном». Потому что эти «старые песни» до сих пор молоды. А также потому, что их авторы – Пахмутова и Добронравов, Дербенев и Зацепин, отец и сын Дунаевские…».

Песен и романсов написано Даутовым более 300. Среди них наибольшую популярность приобрели песни «Дикие гуси» на стихи Д. Булгаковой, написанная ещё в студенческие годы, «Спасибо, родная земля» (стихи К. Киньябулатовой), «Миляш» (стихи З. Биишевой), «Мандолина» (стихи Ш. Бабича), «Идут снега» (стихи Н. Гаетбаева), «Песня любви», романсы «О любви», «Мгновения счастья», «Грёзы любви» (стихи Н. Даутова) и др.

Обратимся к одной из наиболее часто исполняемых песен автора – «Миляш» («Рябина») на стихи З. Биишевой . С писательницей Зайнаб Абдулловной Биишевой молодого композитора Нура Даутова ещё в студенческие годы познакомил З. Г. Исмагилов. Вот как вспоминает композитор о личном общении с писательницей:

«С Зайнаб Абдулловной мы были очень дружны. Прошло много лет с тех пор, как я написал оперу «Гульямал», но при очередной нашей встрече с автором текста, она с лукавством в голосе поинтересовалась: “Нур, вот оперу на мою стихотворную повесть ты написал, а песни на мои стихи почему-то никак не напишешь…?”

В сборнике стихов З. Биишевой среди всех прочих мне больше пришлось по душе стихотворение «Миляш» («Рябина»). Произведение привлекло меня тем, что автор сопоставляет наши чувства с природой, что всегда было мне близко».

Миляш (Рябина)

Без үстергән миләш

Һаман бөзрә, көләс,

Япрак яра, япрак —hин киткәс.

Аңламайым һис, һис —

Япрак яра нисек,

Нисек япрак яра hин киткәc?

Без үстергән миләш

Мәрйендәргә тиндэш,

Сәскә ата, сәскә, яз еткәс.

Аңламайы һис, һис —

Сәскә ата ата нисек,

Нисек сәскә ата hин киткәc?

Без үстергән миләш

Һаман hылыу, йэп-йэш,

Кызарып тэлгэшлэнә hин киткәc

Аңламайым һис, һис —

Тэлгәшләнэ нисек,

Нисек тәлгэшләнә hин киткәc?

Рябина, которую посадили с тобой, вырастили,

Всё ещё кудрявая, улыбчивая.

Зелёной листвой покрывается весной.

Не пойму я никак,

Цветёт она как,

Как она цветёт без тебя?

Рябинушка наша

Всё еще красива, молода,

Летом зацвела.

Не пойму я никак,

Цветёт она как,

Как она цветёт без тебя?

Рябинушка наша

Всё еще красива, молода,

Уже плодоносит, а тебя всё нет…

Не пойму я никак,

Цветёт она как,

Как она цветёт без тебя?

В стихотворении З. Биишевой образ рябины – это символ любви и верности. Героиня обращается к дереву в своей тоске по ушедшей любви. В этом прослеживается глубокая традиция, идущая от народной песни. Чувства героини остаются неизменными и вечными, поэтесса сравнивает их с круговоротом времён года в природе, которая несмотря ни на что «цветёт и плодоносит». В песне «Миляш» раскрывается внутренний мир героя, его любовные переживания. В сущности это описание чувства грусти, охватывающей человека после утраты. Личная драма на фоне жизни природы предстаёт в песне в философском осмыслении. Лирическая мелодия, звукоподражание соответствуют целостному восприятию поэтического образа, заложенного в поэзии З. Биишевой.

Песня написана для голоса и оркестра башкирских народных инструментов. Она начинается со вступления (4 такта), в умеренном темпе, в тональности e-moll. Мелодия в исполнении флейты и курая строится на теме припева.

Пример 1 Песня «Миляш» на ст. З. Биишевой

Вступление

Остинатный ритм в партии альтовой думбыры сохраняется на протяжении всего произведения, усиливая его напряжённость, связанную с неизменностью воспоминаний. Основная мелодия, помимо вокальной партии, проводится в партии первого курая, второй курай дублирует мелодию в терцию, имитируя диалог-дуэт.

Пример 2

Moderato

Вокальная мелодия кантиленна, её ядро представляет собой покачивающуюся квинтовую интонацию, родственную жанру колыбельной. Образ рябины как константы в лирических переживаниях героя передаётся и в обращении к тембровому «портрету», через соло башкирских инструментов (думбыра и курай). Ладовая основа опирается на пентатонику, использование мелизматики также придаёт песне национальный колорит. В гармоническом плане преобладают плагальные сочетания (T S; T VI).

Форма песни представляет собой три куплета, каждый из которых - однотональный период из трёх предложений с повторением второго (по типу a b b). Внутри периода предложения строятся по волновому принципу, который прослеживается на всех уровнях формообразования в данной песне. Начиная с первого предложения, где повторность интонации сменяется небольшой мелодической кульминацией в третьем такте, и, заканчивая построением всей песни, где третий куплет модуляцией в f-moll переходит в тональность на полтона выше, композитор сохраняет эту фазовую волновую схему.

Таким образом, идея стихотворения «Миляш» находит гармоничное преломление и в тембровой окраске инструментального сопровождения оркестра народных инструментов, и в ладовой основе (пентатоника), и в принципах формообразования (от предложения до формы в целом). Особенность же мелодического развития напрямую связана с эмоциональным строем стиха. Автор тонко передал чувства героя – неоднократно повторяющийся мелодический оборот, словно человеческая речь, скандирует вопрос без ответа: «Не пойму я никак, цветёт она как, как она цветёт без тебя?». Благодаря такому композиторскому приёму стало возможным глубоко лично прочувствовать горькую долю рассказчика и сопереживать вместе с ним.


Заключение

Творческая деятельность Нура Даутова вписана в музыкальную культуру Башкортостана фактами: он является одним из ярких композиторов республики, автором произведений разных жанров.

В краткие очерки трудно вместить богатую творческую жизнь Н. А. Даутова. Настоящая работа — одна из первых попыток раскрыть жизненный путь и творчество композитора, музыканта, педагога и общественного деятеля.

Интерес к личности этого человека постоянен и разносторонен благодаря востребованности и ширине диапазона его творчества. Об этом, помимо произведений Н. Даутова, можно судить по всегда многочисленной и активной аудитории на вечерах, посвященных творчеству композитора и музыканта.

Секрет собственного успеха Н. Даутов видит в личной ответственности перед слушателем. А в написании музыки, по словам автора, важны две вещи: способность отдавать свои эмоции творчеству и постоянный труд. В совершенстве зная оркестр и вокальную природу голоса, еще до рождения сочинения он внутренним слухом может определить, как оно будет звучать при исполнении.

Создание музыки является для Н. Даутова частью одной большой цели, которой он служит всю жизнь. Увеличивать пространство любви, доброты, бережного отношения к наследию прошлого и родной земле – природная и человеческая потребность. Именно поэтому автор пропагандирует вечные ценности в своей музыке, в воспитании будущих педагогов, в поисках талантов в народной среде.

Н. Даутова можно назвать и театральным деятелем, ибо в течение многих лет он сотрудничает с драматическими театрами Уфы, Стерлитамака, Салавата, Сибая как музыкальный оформитель спектаклей и автор оригинальной музыки для театра; его песни звучат в концертных программах ведущих солистов Башкортостана И. Газиева, В. Хызырова и других; произведения композитора составляют основу репертуара НОНИ РБ; на его пьесах растут новые поколения музыкантов; его хоровые гимны украшают фестивали и солидные мероприятия.

И наконец, Н. Даутов очень часто выступает в роли эксперта, члена жюри композиторских и исполнительских конкурсов, а также – в роли обозревателя музыкальной жизни города, привлекая внимание общественности к наиболее интересным художественным событиям.

Класс Уфимского училища искусств, музыкальная студия академического театра драмы, комната заседаний Союза композиторов, аудитория Башкирского государственного педагогического университета, концертные залы Уфы – здесь, на этих площадках, протекает каждодневная работа, реализуются творческие замыслы, переживаются подъемы и разочарования, множатся опыт и мастерство Нура Асгатовича Даутова.

Композитор получил высокое общественное признание не только в области музыкального искусства, но и на ниве эстетического воспитания молодежи, что было неоднократно отмечено высокими наградами. Он – лауреат Государственной премии Республики Башкортостан имени Галимова Саляма, лауреат премии имени Фатиха Карима. Без сомнения, он один из тех, с чьим именем связаны дальнейшие пути развития башкирской профессиональной музыки.

Преданный искусству человек, горячо любящий своё дело, Н. Даутов – честный музыкант, отражающий в творчестве чувствования своего народа. Есть восточная пословица: «У щедрого богатство неисчерпаемо». Щедро делится с людьми своими душевными сокровищами Нур Асгатович. Это его назначение и призвание.


Список литературы

1. Атанова, Л. П. Композиторы Башкирии: краткий биограф. справочник. / Л. П. Атанова. – Уфа: БКИ, 1982. – 124 с.

2. Ахатова, Ф. Г. Народная музыкальная культура башкир / Ф. Г. Ахатова. – Уфа: Гилем, 2007. – 90 с.

3. Ахмадеева, Г. Н. Сабитов Нариман. Сабитов Рустэм. Сальманов Салават. Камаев Фарит // Композиторы и музыковеды Башкортостана: очерки жизни и творества. – Уфа: Китап, 2002.

4. Ахмадиев, Р. Трагикомедия – жанр Ф. Булякова [Электронный ресурс]. – URL: h**t://belsk.r*spole.info/node/2219

5. Ахметова, Г. Х. Нариман Сабитов (камерно-вокальное творчество) / Г. Х. Ахметова. – Уфа: Баш. кн. изд-во, 1982. – 96 с.

6. Ахметжанова, Н. В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие / Н. В. Ахметжанова. – Уфа: БКИ, 1996. – 102 с.

7. Башкирская профессиональная музыка: справочное издание / сост. А. Рашитова, Г. Байбурина. – Уфа: Гилем, 1994. – 168 с.

8. Башкорт халык йырзары, йыр-риуэйэттэре. – Уфа, 1997. – 305 с.

9. Васина-Гроссман, В. А. Музыкальные формы и жанры. Вокальные формы. – М.: Музыка, 1960. – 39 с.

10. Волынский, Э. И. Джордж Гершвин (1898 – 1937): популярная монография. – М: Музыка, 1980. – 80 с.

11. Вопросы истории музыкального искусства Башкортостана: сб. тр. – Уфа, 1984. – 112 с.

12. Галимуллина, Р. Т. Башкирская протяжная песня (юго-восточная традиция): автореф. дис. .канд.иск. – Магнитогорск, 2002. – 27 с.

13. Галина, Г. С. Башкирская народная музыка: учеб. пособие / Г. С. Галина. – Уфа: БИРО, 2008. – 96 с.

14. Галина, Г. С. Загир Исмагилов / Г. С. Галина. – Уфа: Китап, 1997. – 212 с.

15. Галина, Г. С. Хусаин Ахметов. Жизнь, творчество, время / Г. С. Галина. – Уфа: Китап, 1994. – 126 с.

16. Гарипова, Н. Ф. Башкирская фортепианная музыка (к проблеме воплощения национального). автореф. дис. .канд.иск. – Магнитогорск, 2000. – 174 с.

17. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. – М.: Наука, 1995. – 101 с.

18. Головинский, Г. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров XIX-XX веков / Г. Головинский. – М.: Сов. композитор, 1981. – 280 с.

19. Даль, В.И. Башкирская русалка / В.И. Даль // Повести и рассказы. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1981. – С. 14-31. – (Золотые родники).

20. Даль, В. И. Толковый словарь живого Великорусского языка: в 4 т. – Репринт. изд. / В.И. Даль. – СПб.: Диамант, 1998. – Т. 1: А – З. – 800 с.

21. Данилевич, Л. Д. Д. Шостакович / Л. Данилевич. – М.: Сов. композитор, 1958. – 301 с.

22. Даутов, Нур. Наши знаменитости. Музыканты, актёры [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.bashkortostan450. ru /celebrities / music-person / dautov/

23. Дельфийские игры—спустя тысячелетия [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.teleport2001.r*/news/2009/05/27/2794/

24. Еловская, Н. А. Истоки и основные этапы развития башкирской симфонической музыки / Н. А. Еловская // Научно-методические записки. – Уфа, 1973. Вып. 1. – С. 56-66.

25. Житомирский, Д. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества / Д. Житомирский. – М.: Музыка, 1964 – 880 с.

26. Зелинский, Р. Ф. Башкирская народная инструментальная музыка (проблемы формирования традиционного стиля). автореф. дис. .д-ра. иск. – СПб., 2006. – 87 с.

27. Земцовский, И. Фольклор и композитор / И. Земцовский. – Л.; М.: Сов. композитор, 1978. – 178 с.

28. Исламгулова, Р. Х. Хоровое творчество башкирских композиторов / Р. Х. Исламгулова. – Уфа: УГИИ, 2002. – 60 с.

29. Ихтисамов, Х. С. К вопросу о формообразующей роли ритма башкирской протяжной песни озон-кюй: о цикличности ритмического развития //Науч.-метод. записки. Уфа, 1973. Вып. I. – 109 с.

30. Каримова, С. Ю. Камерная вокальная музыка композиторов Башкирии / С. Ю. Каримова. – Уфа: Баш. кн. изд-во, 1990 – 22с.

31. Каримова, С. Ю. Камерный вокальный цикл в творчестве башкирских композиторов/ С. Ю. Каримова. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2010. – 136 с.

32. Келдыш, Ю. В. Рахманинов и его время / Ю. В. Келдыш. – М.: Музыка, 1973. – 470 с.

33. Ковалева, О. Мелодии родного края (фестиваль башкирской музыки) [Электронный ресурс]. – URL: music.ufanet.r*

34. Композиторы и музыковеды советской Башкирии. / сост. С. Г. Синенко – Уфа, 1987. – 210 с.

35. Композиторы и музыковеды Башкортостана: очерки жизни и творчества. – Уфа: Вагант, 2002. – 236 с.

36. Композиторы и музыковеды Республики Башкортостан: очерки жизни и творчества. – Уфа, 2011. – 406 с.

37. Кондратьев, М. Г. Степан Максимов: Музыкант-просветитель / М. Г. Кондратьев. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во., ил., нот., 2010.

38. Лебединский, Л. Композиторы Башкирии / Л. Лебединский. – М.: Музыка, 1955.

39. Мазель, Л. А. Исследования о Шопене / Л. А. Мазель. – М.: Советский композитор, 1971. – 247 с.

40. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений / Л. А. Мазель. – М.: Музгиз., 1960. – 466 с.

41. Мазель, Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. – М.: Музыка, 1967. – 152 с.

42. Мартынова, И. И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество / И. И. Мартынова. – М.: Музыка, 1974. – 588 с.

43. Марш первогвардейцев-руссияновцев / Волгоградский государственный технический университет [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.stu.r*/

44. Махней, С. И. Русские композиторы и Башкирия (к проблеме взаимодействия двух культур). автореф. дис. .канд.иск. – Магнитогорск, 1997.

45. Михайлов, М. А. К. Лядов / М. Михайлов. – Л.: Музыка, 1985. – 208 с.

46. Михайлов, М. К. Стиль в музыке: исследование / М. К. Михайлов. – Л.: Музыка, 1981. – 264 с.

47. Музыкальное искусство Башкирской АССР в период развитого социализма: библиогр. указатель. – Уфа, 1985.

48. О филармонии. Страницы истории [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.bashgf.r*/about/

49. От добра мы добрыми растем. Оренбургское время // Выпуск 15. 10 апреля 2002 года [Электронный ресурс]. — URL: h**t://orenxor.narod.r*/publik.htm

50. Очерки по истории башкирской музыки / ред. – сост. Т. С. Угрюмова. – Уфа, 2006 – Вып. 1.

51. Очерки по истории башкирской музыки: учебное пособие. – Вып. 3. – Уфа: РИС УГАИ, 2012. – 268 с.

52. Писатели земли башкирской: справочник / сост. Р. Н. Баимов, Г. Н. Гареева, Р. Х. Тимергалина. – Уфа, 2006. – 496 с.

53. Рахимов, Р. Г. Башкирская народная инструментальная культура (Этноорганологическое исследование) / Р. Г. Рахимов. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006.

54. Сагитова, С. А. Режиссерские искания в башкирском театре в 60-е – 90-е годы XX века [Электронный ресурс]. – URL: h**t://cyberleninka.r*/article/n/rezhisserskie-iskaniya-v-bashkirskom-teatre-v-60-e-90-e-gody-hh-veka

55. Сальманова, Л. Х. Башкирские народные протяжные песни / Л. Х. Сальманова. – Уфа, 2007.

56. Сафаргулова, Ф. И. Творчество современных композиторов Башкортостана и традиции национальной культуры: автореф. дис. … канд. иск. – М., 2006. – 26 с.

57. Серёгина, О. Святая к музыке любовь… / О. Серёгина // БАШвестЪ. [Электронный ресурс]. – URL: http/w*w. оld. bashvest.r*

58. Сессия «Номер двенадцать»: Молодежный симфонический оркестр Поволжья в Уфе [Электронный ресурс]. – URL: h**t://ufaart.r*/old/news10.htm

59. Скурко, Е. Р. Башкирская академическая музыка: пути становления: автореф. дис… д-ра искусствоведения. – М., 2004 – 472 с.

60. Скурко, Е. Р. Башкирская академическая музыка: Традиции и современность / Е. Р. Скурко. – Уфа: Гилем, 2005.

61. Скурко, Е. Р. Очерки современной музыкальной культуры Башкортостана / Е. Р. Скурко. – Уфа: Узорица, 1997. – С. 97-111.

62. Словарь музыкальных терминов на русском и башкирском языках. – Уфа, 1997 – 292 с.

63. Смирнов, В. В. Морис Равель и его творчество: Монография. – Л.: Музыка, 1981. – 224 с.

64. Сохор, А. Н. Воспитательная роль музыки. – Л.: Музыка, 1975. – 62 с.

65. Сохор, А. Н. Музыка как вид искусства // Вопросы эстетики. Вып. 2. М.: Музыка, 1970. – 192 с.

66. Сулейманов, Р. С. Башкирское народное музыкальное искусство / Р. С. Сулейманов. – Уфа: Гилем, 1997. Т. 1 – 169 с.

67. Сулейманов, Р. С. Жемчужины народного творчества Урала / Р. С. Сулейманов. – Уфа: Китап, 1995 – 248 с.

68. Творческие портреты композиторов: популярный справочник / ред. О. Гусева. – М.: Музыка, 1990. – 108 с.

69. Угрюмова, Т. С. Башкирская опера / Т. С. Угрюмова // Очерки по истории башкирской музыки. – Уфа: Китап, 2006. – Вып. 2. – С. 5-24.

70. Физико-географическое расположение Белебея и Белебеевского района [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.belebey.r*/article/index.php?SECTION_ID=109

71. Фоменков, М. П. Очерки истории развития хорового искусства в Башкирии. – Уфа: Китап, 2001 – 192 с.

72. Фрадкин, В. Особенности содержания формы и драматургии русского эпического симфонизма // Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. М.: Сов. композитор, 1979. – 218 с.

73. Хентова, С. Д. Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. в 2 кн. / С. Д. Хентова. – Л.: Сов. композитор, 1985.

74. Холопова, В. Н. Мелодика: научно-метод. очерк. – М.: Музыка, 1984.

75. Холопова, В. Н. Музыкальный тематизм: научно-методический очерк / В. Н. Холопова. – М.: Музыка, 1983. – 88 с.

76. Исламгулова, Р. Х. Хоровое творчество башкирских композиторов. – Уфа, 2002 – 59 с.

77. Хужин, Р. О цветах черёмухи — радостные звуки // Республика Башкортостан, 2010. № 178.

78. Цуккерман, В. Анализ музыкальных произведений: общие принципы развития и формообразования. Простые формы. – М.: Музыка, 1980. – 296 с.

79. Шахназарова, Н. Г. О национальном в музыке / Н. Г. Шахназарова. – М.: Музгиз, 1963. – 92 с.

80. Шостакович, Д. Знать и любить музыку / Д. Шостакович. – М.: Молодая гвардия, 1958.

81. Энтелис, Л. А. Силуэты композиторов XX века. – Л.: Музыка, 1975. – 215 с.

82. Яковлев, Ю. Программа фестиваля в Еманжелинске [Электронный ресурс]. – URL: h**t://show-rmu.ucoz.r*/news/2008-10-17-11


Тема: «Нур Даутов: Жизнь и творчество композитора Башкортостана»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 107
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Реферат:

    История жизни и творчества Марии Тальони

    9 страниц(ы) 

    Введение ….….3
    1. История жизни и творчества Марии Тальони ….4
    Заключение ….….9
    Список литературы ….….10
  • Дипломная работа:

    «мысль семейная» в осмыслении л.н. толстого и с.а. толстой

    77 страниц(ы) 


    Введение 3
    Глава I. Л. Н. Толстой - писатель и семьянин 6
    1.1. Отражение поиска идеала семейного счастья в творчестве Л.Н.Толстого 6
    1.2. Жизнь и творчество С. А. Толстой 14
    Глава II. «Мысль семейная» в произведениях ( «Детство», «Анна Каренина», «Крейцерова соната) и Дневниках Л. Толстого 23
    2.1. Мысль семейная в произведениях Л. А. Толстого 23
    2.2. Дневники писателя как картина мировоззренческой эволюции 28
    2.3. «Мысль семейная» в произведениях Л.Н. Толстого: нравственные уроки, которые мы извлекли 38
    Глава III. Дневники С. А. Толстой 53
    3.1. Записи первых десятилетий семейной жизни 53
    3.2. Доминанта мироощущения С. Толстой в последние годы жизни с писателем 60
    Заключение 70
    Список использованной литературы 74
  • Дипломная работа:

    Жизнь и творчество народной артистки россии флюры кильдияровой

    35 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.….3
    ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ФЛЮРЫ КИЛЬДИЯРОВОЙ
    1.1. Детские годы ….….7
    1.2. Годы учебы.….8
    1.3. Солистка Башкирского государственного театра оперы и балета и Башкирской государственной филармонии.…10
    1.4. Педагогическая деятельность.….13
    ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО ФЛЮРЫ КИЛЬДИЯРОВОЙ
    2.1. Исполнитель, собиратель и популяризатор башкирских народных песен….….14
    2.2. Основные оперные партии, исполненные Ф.Кильдияровой.….19
    2.3.Издания о творчестве Ф.Кильдияровой.….22
    2.4. Многогранная деятельность певицы….25
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.….30
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.….32
  • Дипломная работа:

    Эпистолярное наследие Сергея Есенина: литературоведческий и методический аспекты изучения

    89 страниц(ы) 

    ГЛАВА 1. ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОГО ПОЭТА XX ВЕКА С.А. ЕСЕНИНА 7
    1.1. Эпистолярный жанр в русской литературе XX в.: теоретический аспект исследования 7
    1.2. Письма в творческом наследии С.А. Есенина 15
    1.3. Эпистолярий С.А. Есенина: степень изученности вопроса 24
    Выводы по первой главе 30
    ГЛАВА 2. ЭПИСТОЛЯРНОЕ И ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ С.А. ЕСЕНИНА: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ 32
    2.1. Жанр письма-послания в лирике С.А. Есенина 32
    2.2. Эпистолярное и поэтическое творчество С.А. Есенина: поэтика и проблематика 36
    2.3. Методические аспекты изучения творчества С. Есенина в школе 56
    Выводы по второй главе 76
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
  • Дипломная работа:

    «подражания корану» а.с. пушкина: история создания и изучения

    111 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. Коран в жизни и творчестве А.С. Пушкина
    1.1. Место религии в жизни и творчестве А.С. Пушкина….5
    1.2. История знакомства Пушкина с Кораном….17
    1.3. История изучения «Подражаний Корану»….39
    Выводы по I главе…48
    ГЛАВА II. Подражания Корану А.С. Пушкина как канон
    художественного постижения мусульманского памятника
    2.1. История создания «Подражаний Корану»…50
    2.2. Комплексный анализ и интерпретация цикла ….69
    Выводы по II главе….87
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
    ПРИЛОЖЕНИЯ…102
  • Дипломная работа:

    Музыковед э. м. давыдова

    176 страниц(ы) 

    Введение….4
    Глава I. Жизненный и творческий путь музыковеда Э.М. Давыдовой…11
    Глава II. Научная деятельность музыковеда Э.М. Давыдовой ….29
    2.1. Освещение деятельности Союза композиторов Республики
    Башкортостан …30
    2.2. Творческие портреты деятелей культуры и искусства Республики
    Башкортостан ….…32
    2.3. Статьи музыковеда Э.М. Давыдовой, посвященные изучению истории развития башкирской оперы и проявления в ней народно-песеных истоков на примере творчества композитора З.Г. Исмагилова ….….46
    2.4. Составление, редактирование сборников статей и научных
    справочных изданий, альбомов ….….63
    Глава III. Культурно-просветительская деятельность музыковеда Э.М. Давыдовой … ….68
    3.1. Газетные статьи….….68
    3.1.1. Башкирский государственный театр оперы и балета….69
    3.1.2. Композиторы…84
    3.1.3. Фестивали, конкурсы ….94
    3.2. Лекторская работа….104 3.3. Выступления на телевидении и радио….109
    3.3.1. Теле-, радиопередачи….109
    3.3.2. Киносценарии….114
    Заключение….122
    Список основных сокращений…126
    Список литературы …. 132
    Приложение. Справочник. Основные работы музыковеда Э.М. Давыдовой….145 1. Опубликованные научные работы….…. … ….145
    а) статьи….145
    б) буклеты….152
    2. Редакторско-составительская работа ….….153
    3. Культурно-просветительская деятельность: перечень газетных статей…156
    4. Список лекций, прочитанных музыковедом Э.М. Давыдовой….169
    5. Названия текстов радио, телепередач и киносценариев ….171
    а) радиопередачи….171
    б) телепередачи….171
    в) киносценарии….174
    6. Участие в работе жюри республиканских, региональных конкурсов…175

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Лексика природоописания в языковой художественной картине мира

    158 страниц(ы) 

    Введение….3 - 9
    Глава I. Теоретические основы исследования
    § 1. Содержание понятий «картина мира», «языковая картина мира», «языковая художественная картина мира»….10 - 30
    § 2. Изучение лексики природоописания в лингвистике…30 - 41
    Выводы по главе I…42-
    Глава 2. Особенности функционирования лексики природоописания в языковой художественной картине мира И. Бунина и Т. Толстой
    § 1. Лексика природоописания в языковой художественной картине мира И. Бунина….
    § 2. Лексика природоописания в языковой художественной картине мира Т. Толстой…
    Выводы по главе II
    Заключение….
    Список использованной литературы…
    Приложение №1. ….
  • Дипломная работа:

    Использование интерактивных методов и приемов в обучении обществознанию и праву

    65 страниц(ы) 


    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАКТИВНОГО 7ОБУЧЕНИЯ
    1.1. Понятие «интерактивное обучение» 7
    1.2. Концепция и технологииинтерактивного обучения 13
    1.3. Значение интерактивного обучения в освоении правового содержания 18
    ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ И ПРАВУ 23
    2.1. Интерактивный урок по обществознанию и праву: требования к организации 23
    2.2. Использование интерактивных методов и приемов в формировании критического мышления школьников 28
    2.3. Интерактивные методы и приемы в организации внеурочной деятельности по праву41
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 56
    ПРИЛОЖЕНИЕ 60
  • Дипломная работа:

    Развитие младшего школьника на уроках литературного чтения

    69 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ….
    1.1. Проблема развития младшего школьника….8
    1.2.Возрастные особенности развития младшего школьника….….13
    1.3. Анализ учебников литературного чтения….19
    Вывод по первой главе ….29
    ГЛАВА II.ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ младшего ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 30
    2.1. Диагностика развития младшего школьника…. 30
    2.2. Содержание формирующего эксперимента…39
    Вывод по второй главе ….56
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….71
    ЛИТЕРАТУРА ….73
    ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ.80
    ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ .83
  • Курсовая работа:

    КӨньяк урал буе татар халык сӨйлӘшлӘрендӘ ярдӘмлек сҮз тӨркемнӘре

    42 страниц(ы) 

    Кереш.3
    Төп өлеш
    Беренче бүлек.
    Хәзерге татар әдәби телендә ярдәмлек
    сүз төркемнәре.8
    1.1. Теркәгечләр.8
    1.2. Бәйлек һәм бәйлек сүзләр.12
    1.3. Кисәкчәләр.15
    Икенче бүлек.
    Көньяк Урал буе татар халык сөйләшләрендә
    ярдәмлек сүз төркемнәре.18
    2.1. Урта диалект сөйләшләре. 18
    2.1.1. Минзәлә сөйләше.19
    2.1.2. Бөре сөйләше.23
    2.1.3. Златоуст сөйләше.24
    2.1.4. Тепекәй сөйләше.25
    2.1.5. Учалы сөйләше.27
    2.1.6.Түбән кама керәшеннәре сөйләше.28
    2.1.7. Турбаслы сөйләше.29
    2.2. Мишәр диалект сөйләшләре.29
    2.2.1. Стәрлетамак сөйләше.31
    2.2.2. Байкыбаш сөйләше.34
    Йомгак.36
    Файдаланылган әдәбият исемлеге.38
  • Дипломная работа:

    Развитие памяти и внимания младших школьников на уроках музыки

    78 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    1.1. Развитие памяти и внимания у учащихся как психолого-педагогическая проблема
    1.2. Виды деятельности на уроках музыки в процессе развития 14 памяти и внимания учащихся
    Выводы по первой главе
    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ 20 ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
    2.1. Содержание, формы и методы развития памяти и внимания у 20 младших школьников на уроках музыки
    2.2. Педагогический эксперимент и его результаты
    Выводы по второй главе
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Дипломная работа:

    Урта мәктәпләрдә туган теле дәреслекләрендә татар җир эшкәртү атамаларын файдалану

    72 страниц(ы) 


    Кереш. 3
    I бүлек
    Җир эшкәртү атамаларының генетик катламнары
    §1. Җир эшкәртү атамаларын өйрәнү тарихы. 7
    §2. Җир эшкәртү атамаларына чагыштырма-тарихи анализ 10
    §3. Гомумалтай катламына караган эшкәртү атамалары 14
    §4. Гомумтөрки катламга караган җир эшкәртү атамалары 26
    §5. Татар теленең үз җирлегендә барлыкка килгән җир эшкәртү атамалары 36
    §6. Алынма җир эшкәртү атамалары 40
    II бүлек
    Урта мәктәпләрдә туган теле дәреслекләрендә татар җир эшкәртү атамаларын файдалану
    §1. Урта мәктәпләрдә татар теле лексикасын өйрәнү методикасы.44
    §2. Урта мәктәпләрдә туган теле дәреслекләрендә татар җир эшкәртү атамаларын файдалану өчен күнегүләр.58
    Йомгак….63
    Кулланылган әдәбият. 65
    Кыскартылмалар исемлеге.70
  • Дипломная работа:

    Дизайн-проект жилого интерьера в смешанном стиле (конструктивизм, минимализм, функционализм)

    59 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I.
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОФОРМЛЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА 7
    1.1. Привязка к стилю интерьера 7
    1.1.1.Конструктивизм в интерьере 8
    1.1.2. Минимализм в интерьере 11
    1.1.3. Функционализм в интерьере 19
    1.1.4. Оформление кухни 23
    1.2. Композиционное решение 25
    1.2.1. Колометрическое решение 25
    1.2.2. Пространственная композиция интерьера 27
    ГЛАВА II.
    ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ 30
    2.1. Замеры и фотографирование 30
    2.2. Среда создания интерьера 34
    2.2.1. Моделирование 41
    2.2.2. Raytrace 42
    2.3. Придание реализма 44
    2.4. Результат визуализации 47
    2.5. Расчет стоимости ремонта 49
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
    ПРИЛОЖЕНИЯ 52
  • Дипломная работа:

    Особенности перевода молодежного сленга в сериале «Pretty little liars» («Милые обманщицы»)

    47 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава I. СЛЕНГ КАК ЯЗЫКОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 6
    1.1 Трудности определения понятия «сленг» 6
    1.2 История развития сленга 12
    1.3 Современные подходы к изучению молодежного сленга 15
    1.4 Типы сленгизмов 16
    Выводы по главе I 22
    Глава II. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА МОЛОДЕЖНОГО СЛЕНГА . 23
    2.1 Проблема перевода молодежного сленга 23
    2.2 Способы перевода молодежного сленга 25
    Выводы по главе II 33
    Глава III. Особенности перевода сленгизмов в сериале «Pretty Little Liars» («Милые обманщицы») 34
    3.1 Типы сленгизмов в сериале «Pretty Little Liars» («Милые обманщицы») 34
    3.2 Способы перевода сленгизмов в сериале «Pretty Little Liars» («Милые обманщицы») 35
    Выводы по главе III 42
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
  • Магистерская работа:

    МЕМУАРНОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕРЫ СЕРГЕЕВНЫ АКСАКОВОЙ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

    116 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. МЕМУАРНАЯ ПРОЗА КАК ОСОБЫЙ ЖАНР ЭГО-ЛИТЕРАТУРЫ
    1.1. Мемуары и эго-литература: теоретический аспект исследования 9
    1.2. Специфика жанра дневника 15
    1.3. Особенности женского дневника 23
    Выводы по первой главе 28
    ГЛАВА II. ДНЕВНИК В.С. АКСАКОВОЙ 1854-1855 ГГ. КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА
    2.1. Дневник В.С. Аксаковой 1854-1855 гг. как исповедь о России 30
    2.2. Религиозно-философские размышления В.С. Аксаковой 39
    2.3. В.С. Аксакова как литературный критик 48
    2.4. Семья глазами В.С. Аксаковой 53
    Выводы по второй главе 62
    ГЛАВА III. МЕМУАРНОЕ И ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ В.С. АКСАКОВОЙ (1860 Г.)
    3.1. Дневник 1860 года как семейная хроника 64
    3.2. Письма В.С. Аксаковой к Ю.Ф. Самарину 76
    3.3. Методические аспекты изучения аксаковского наследия в школе 79
    Выводы по третьей главе 101
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 107
    ПРИЛОЖЕНИЕ 114
  • Дипломная работа:

    Содержание проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании обучающихся на ступени начального общего образовании

    56 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
    1.1. Сущность основных категорий проблемы исследования…8
    1.2. Проектная деятельность обучающегося в современной педагогической науке…15
    1.3. Проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании: практические подходы и проблемы в общем и начальном общем образовании…23
    Вывод по первой главе….30
    ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ: СОДЕРЖАНИЕ И ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.
    2.1. Содержание проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании в начальном общем образовании…. …31
    2.2. Результаты педагогического эксперимента….37
    Выводы по второй главе….38
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….40
    ЛИТЕРАТУРА….41
    ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ….
    ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ….
    ПРИЛОЖЕНИЯ….45