СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

ВЗГЛЯД НА ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ В РОССИИ (1918-1920 гг.) - Дипломная работа №31005

«ВЗГЛЯД НА ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ В РОССИИ (1918-1920 гг.)» - Дипломная работа

  • 82 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

Введение…3

Глава I. Политика Правительство Юга России (март-ноябрь 1920 г.)….…10

1.1. Политика Правительство Юга России в мемуарах П.Н. Врангеля….10

1.2. Политика Правительство Юга России в мемуарах Я.А. Слащёва-Крымского….20

Глава II. Роль иностранных держав в Гражданской войне в России….28

2.1. Роль иностранных держав в Гражданской войне в России в мемуарах П.Н. Врангеля….28

2.2. Роль иностранных держав в Гражданской войне в России в мемуарах Я.А. Слащёва-Крымского….37

Глава III. Причины поражения Белого движения в мемуарах П.Н. Врангеля и Я.А. Слащёва-Крымского….43

3.1.Причины поражения Белого движения в мемуарах П.Н. Врангеля….43

3.2.Причины поражения Белого движения в мемуарах Я.А. Слащёва-Крымского….47

Заключение….55

Список использованной литературы и источников…59

Приложение….63


Введение

Актуальность темы. Минул почти век с тех пор, как произошел трагический разлом российского общества, который унес миллионы жизней, уничтожил накопленные веками материальные и культурные ценности, разделил Россию, общество, семьи на «белых» и «красных».

С тех пор в нашей стране изданы десятки тысяч художественных, автобиографических и документальных трудов и произведений, посвященных революционным событиям 1917 г. и Гражданской войне. К сожалению, в силу целого ряда причин изучался, главным образом советский, «красный» лагерь. Несравненно меньше внимания уделялось освещению антибольшевистского движения и главной его составляющей - военной среде. Идеализированный и односторонний подход к событиям тех лет привел к искажению исторической действительности и извращенному представлению об этой драме российской истории XX века.

В 1990-е годы публицистическом книжном мире России появились издания мемуаров участников Белого движения, так или иначе боровшейся с властью Советов. Это расширила возможности исторических исследований по истории Гражданской войны и белой эмиграции. К тому же в научный оборот введено огромное количество новых, ранее недоступных документов, которые позволяют рассмотреть и раскрыть значительное число проблем Гражданской войны, ранее выпадавших из поля зрения исследователей. В числе таких проблем – взгляды участников Белого движения на Гражданскую войну. Все это со всей очевидностью показывает актуальность темы исследования.

Объектомисследования в данной работе является мемуары генералов П.Н. Врангеля и Я.А. Слащёва-Крымского.

Предметисследования – взгляды П.Н.Врангеля и Я.А.Слащёва-Крымского на гражданскую войну.

Цельюисследования является анализ и сопоставлениевзглядов П.Н. Врангеля и Я.А. Слащёва-Крымского на Гражданскую войну в России. Для достижения вышеизложенной цели ставились следующие конкретные исследовательские задачи:

- рассмотреть взгляды П.Н. Врангеля и Я.А. Слащёва-Крымского на политику Правительство Юга России;

- проанализировать роль иностранных держав в Гражданской войне в России на основе мемуаров П.Н. Врангеля и Я.А. Слащёва-Крымского;

- выявить какие причины поражения белого движения выделяют П.Н. Врангель и Я.А. Слащёв-Крымский.

Степень изученности темы. Исследования по данной теме представлены в трех направлениях: отечественной, зарубежной и эмигрантской.

Мемуары П.Н.Врангеля и Я.А.Слащёва-Крымского в Отечественной историографии.

Первые исследования по Гражданской войне в России появились уже в середине 1920-х гг. В советской историографии тема Белого движения в целом и, в частности, взгляды барона П.Н.Врангеля и генерала Я.А. Слащёва-Крымского освещалась, главным образом в комплексе с изучением истории революции и Гражданской войны в России.

В 20 годы деятельность советских историков была направлена на написание рецензии на белоэмигрантскую литературу по Гражданской войне, в том числе и на мемуары.

Среди исследователей, изучавшие мемуары Я.А.Слащёва-Крымского, можно выделить рецензии Л.Д.Троцкого и Д.А.Фурманова.

Д.А. Фурманов написал предисловие к вышедшей в 1924 г. книге Я. А.Слащёва-Крымского «Белый Крым. 1920 г.». Фурмановсчитает, что книга «Слащёва-палача» являются важным источником изучения Гражданской войны, так как в них отражён конфликт, назревший между лидерами Белого движения на Юге России Деникиным и Врангелем. Особое внимание акцентирует на том, что правительство П.Н.Врангеля проводило реформы в Крыму не в интересах жителей Крыма, а иностранных интервентов.

Л.Д.Троцкий написал свою рецензию на первую книгу Слащёва-Крымского «Требую суда общества и гласности». По мнению Троцкого, в книге показана картина политических спекуляций генерала Слащёва, и неумелое руководство генерала Врангеля.

Л.Д.Троцкий и Д.А.Фурманов видят в мемуарах Слащёва-Крымского лишь авантюризм, интриги и «преданность» Антанте правительства Врангеля. А сам Слащёв-Крымский представлен как политический спекулянт и олицетворяет собой генеральскую затхлость, разложение и смерть.

В целом же рецензии решали, прежде всего, идейно-политическую, а не научную задачу — идеологическое обеспечение Советской власти и политики большевистской партии.

Однако, несмотря на обличительно-критическую направленность, рецензии советских авторов 1920 годов отличались ещё относительной свободой обсуждения поднимавшихся вопросов.Параллельно набрасывались и небольшие историографические эскизы проблем о Белом движении.

С началом 1930 годов продуктивная в большинстве своем отечественная историографическая практика вскоре стала быстро искореняться, а многочисленные материалы по истории антибольшевистского движения попадают в закрытые хранилища, практически недоступные для исследователей.

Партийно-государственное вмешательство привело к серьёзной деформации историографического процесса. Проблема антибольшевистского движения вводилась в предмет исследования лишь постольку, поскольку призвана была свидетельствовать о «прогрессивности» и «неизбежности» победы большевизма, соответственно — об «исторической обречённости» его противников.

Взгляды вождей антибольшевистских движений в этот период исследовались только в контексте изучения истории партии большевиков, противостояния пролетариата и буржуазии, для обоснования антинародной сущности антибольшевистских движений.

Начавшаяся в середине 1980 годов «перестройка» всего общественного и государственного устройства, и последовавший затем распад СССР, обусловили возникновение новой историографической ситуации. Просматривается тенденция зарождения новых подходов в советской исторической науке, попыток переосмысления исторических реалий Гражданской войны. Данный процесс постепенно выходит за рамки методологии догматизированного марксизма-ленинизма. Но это происходит на фоне жесткой борьбы старого и нового.

Белое движение в историографии перестройки становится и объектом, и предметом исторических исследований. Здесь появляются приоритетные аспекты, многие из которых имели дискуссионный характер: истоки и идеологические основы Белого движения, его социальная опора; причины поражения; соотношение красного и белого террора; внутренняя политика государственных образований белых.

Взгляды П.Н. Врангеля освещены в работах С.В.Карпенко. Исследователь уделяет особое внимание конфликтумежду Врангелем и Деникиным, и их борьбе за власть в Крыму. По мнению Карпенко,барон Врангель, в своих мемуарах не до конца честен, в особенности политической обстановки в Крымском полуострове весной 1920 года.

В постсоветской историографии восторжествовал плюрализм мнений в условиях творческой свободы историков, аналогов которой до того времени не имелось.

В исследовании антибольшевистских сил появилось стремление к исследованию исторических персоналий вождей Белого движения.

Б.В.Соколов и В.Г.Краснов в своих работах, достаточно подробно, описали жизнь П.Н.Врангеля. Соколов показывает Врангеля как человека, который возглавил своих соратников в их трудную минуту. О.С.Смыслов в своей книге рассказывает о непростой судьбе генерала Якова Александровича Слащёва-Крымского.

С.В.Волков использует мемуары барона Врангеля для описания и анализа боев на Кубани и Северной Таврии. По мнения автора на посту главнокомандующего ВСЮР Врангель правильно оценил, сложившуюся политическую и военную обстановку в Крыму. Акции Петра Николаевича способствовали поднятию духа армии и позволили белым достойно завершить Гражданскую войну.

Иного мнения придерживается А.Б.Широкорад. В своей работе «Упущенный шанс Врангеля» он доказывает, что из-за ошибочных взглядов и действий П.Н. Врангеля белые не смогли удержать Крым. Взгляды Слащёва

Тема сотрудничества с иностранными государствами в мемуарах П.Н.Врангеля и Я.А.Слащёва-Крымского отражена в работе Бабинцева «Французская республика и правительство генерала П. Н. Врангеля в 1920 г.». По мнению автора, барон Врангель разочаровался в союзниках, а для Слащёва-Крымского их присутствие противоречило идее «отечества».

Мемуары П.Н.Врангеля и Я.А.Слащёва-Крымского в эмигрантской историографии.

Эмигрантский историк Н.Росс, изучив «Записки» П.Н.Врангеля, приходит к выводу, что по своим взглядам Петр Николаевич был убежденным монархистом, но это не помешало ему проводить политику в Крыму «правыми руками».

Позиция германской историографии представлена взглядами профессора Э.Нольте. Белых, по его мнению, не было конкретной программы, прежде всего, в земельном вопросе, которая подменялась идеологией непредрешения будущего России, определяемой им цитатой из Врангеля: «Мы стремимся теперь прийти к минимуму порядка, при котором народ будет в состоянии, свободно собраться и свободно выразить свои желания».

Взгляды французских историков на большевизм и гражданскую войну в России, через позиции вождей различных российских антибольшевистских организаций, нашли отражение в «Чёрной книге коммунизма».

Источниковая базаработы определена его названием и включает в себя мемуары П.Н. Врангеля и Я.А. Слащёва-Крымского, содержащих ценные сведения по проблемам истории Белого движения. Но, так как мемуары носят субъективный характер автора, то для более объективного анализа, широко использовалась ранние исследования по данной теме.

Хронологические рамки исследованияопределены периодом Гражданской войны с января 1918 г. по ноябрь 1920 г., на который приходится не только организационное и идейно-политическое оформление белого движения, но и перерастание его в государственно-правовую форму антибольшевистских режимов с их последующим крушением.

Методы исследования. Методами исследования являются сравнительно-исторический метод. Сравнительно-исторический метод заключается в сравнительном изучении взглядов П.Н.Врангеля и Я.А.Слащёва-Крымского на отдельные аспекты Гражданской войны как: политика Правительство Юга России, роль иностранных держав в Гражданской войне и причины поражения белого движения. Выявляются общие черты и различия во взглядах на данные аспекты Гражданской войны.

Методологическим принципом исследования является принцип опоры на исторические источники. Извлечение информации о Гражданской войне из мемуаров П.Н.Врангеля и Я.А.Слащёва-Крымского, подвергая их критическому анализу.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования определена попыткой рассмотреть ещё не изученные аспекты Гражданской войны во взглядах П.Н.Врангеля и Я.А.Слащёва-Крымского. Такими аспектами, по нашему мнению, являются: во-первых, освещение в мемуарах двух генералов политики Правительство Юга России; во-вторых, их отношение к вмешательству в Гражданскую войну в России других государств; в-третьих, оценка причин поражения белого движения в их мемуарах.

Практическая значимость. Практическая значимость данной ВКР определено постановкой исследовательской проблемы. Содержащийся в данной работе, материал может быть использован для разработки уроков и внеклассных мероприятий по истории России в 9 – 11 классах (См. Приложение 1).

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.


Выдержка из текста работы

Глава I.Политическая программа правительства Врангеля в Крыму (март-ноябрь 1920 г.)в мемуарах П.Н.Врангеля и Я.А.Слащёва-Крымского.

1.1. Политика Правительство Юга России в мемуарах П.Н.Врангеля.

22 марта (4 апреля) 1920 года Антоном Ивановичем Деникиным был издан последний приказ, передававший полномочия главнокомандующего Вооруженных сил Юга России (ВСЮР) генерал-лейтенанту барону Петру Николаевичу Врангелю, кандидатура которого была предложена Деникину Военным Советом ВСЮР.

С этого дня начинается новый этап борьбы белого движения. «Последняя пядь русской земли», как окрестили Крымский полуостров белая пресса, а в советской историографии период с марта по ноябрь 1920 года – «Врангелевщина».

Новому Главнокомандующему предстояла тяжелая работа по разрешению огромного количества проблем, доставшихся ему по наследству от генерала Деникина.

С 11 мая 1920 года ВСЮР именуются «Русская Армия», Врангель переформировал добровольческие части, суровыми мерами укрепил в войсках дисциплину и поднял боевой дух. Когда-то деморализованная и потерявшая боеспособность армия, уже к маю, по утверждению генерала Врангеля, представляла серьезную силу: «Мы не только могли быть временно спокойно за участь Крыма, но способны вновь помериться с врагом силами».

Но генерал П.Н.Врангель прекрасно понимал, чтобы отстоять, а в дальнейшем и удержать Крым одних только войск недостаточно, ещё необходима хорошо продуманная политика.

Вскоре, после назначения, Врангель, приказом объединил в своих руках гражданскую и военную власть, тем самым утвердив в Крыму принцип единоличной диктатуры. «Мы в осажденной крепости, - пишет Пётр Николаевич, - и только единая твердая власть может спасти положение».

При Главнокомандующем был создан Совет, который, в дальнейшем получил наименование «Правительство Юга России». Его, по приглашению Врангеля, возглавил А.В.Кривошеин, в прошлом один из ведущих участников проведения Столыпинской реформы. В состав правительства входили видные ученые и государственные деятели, такие как: известный экономист П.Б.Струве (министр иностранных дел), начальник переселенческого управления Г.В.Глинка (министр земледелия и землеустройства), ученый-экономист М.В.Бернацкий (министр финансов), депутат III и IV созыва Государственной Думы Н.В.Савич (государственный контроль) и др.

В беседе с журналистами генерал Врангель четко определил причины политических и военных неудач своих предшественников: «Стратегия была принесена в жертву политике, а политика никуда не годилась. Вместо того чтобы объединить все силы, поставившие себе целью борьбу с большевизмом и коммуной, и проводить одну политику «русскую» вне всяких партий, проводилась политика «добровольческая», какая-то частная политика. В итоге, провозгласив единую, великую и неделимую Россию, пришли к тому, что разъединили все антибольшевистские русские силы и разделяли всю Россию на целый ряд враждующих между собой образований».

Целью, возглавляемого им правительства, Врангель определил таким образом: «Не триумфальным шествием из Крыма к Москве можно освободить Россию, а созданием хотя бы на клочке русской земли такого порядка и таких условий жизни, которые потянули бы к себе все помыслы и силы стонущего под красным игом народа».

Тем самым Пётр Николаевич Врангель, на начальном этапе своего руководства, отказался от главной цели своих предшественников – разгрома большевиков, а заявил о создании из Крымского полуострова страны, своего рода «модели Белой России», альтернативной «большевистской».

С учётом цели Врангель наметил первоочередные задачи:

• проведение аграрной реформы;

• преодоление раскола среди «антибольшевистских сил»;

• восстановление экономики;

Главным вопросом, во внутренней политике правительства генерала Врангеля, был аграрный вопрос. Решение земельного вопроса, по мнению Врангеля, имело политическое значение, поскольку отношения большевиков с крестьянством базировались на земельных проблемах: передав крестьянам земли помещиков, большевики обеспечили себе их поддержку. На встрече с журналистами Врангель заявил: «мелкому крестьянину-собственнику принадлежит сельскохозяйственная будущность России, крупное землевладение отжило свой век».

Была создана комиссия по разработке земельного вопроса, но она не оправдала ожидания Главнокомандующего: «комиссия не указала общего решения земельного вопроса, недостаточно широко пошла навстречу сложившимся в крестьянской среде представлениям о действительных потребностях земельного устройства».

Заявив, что крестьянам нужно «твердое слово о земле, причем слово, отвечающая желаниям крестьянства, его чаяниям, мечтам, слово закрепленное и делом». Врангель поручил начальнику комиссии Глинке приготовить в кратчайший срок законопроект, дав ему определенные указания, на каких основаниях этот законопроект должен быть составлен.

И на основании нового проекта комиссии 25 мая 1920 г. был издан «Приказ о земле» (См. Приложение 2). По ней вся земля закреплялась за крестьянами, в том числе захваченная у помещиков в 1917-1918 годах. Но за захваченные земли крестьяне должны были платить в течение 25 лет ежегодно 1/5 часть урожая. Лишь тогда крестьянин становился полноправным собственником всех своих земель. За помещиками Крыма и Северной Таврии могли оставаться земли только в размерах, не превышавших установленные уездными и волостными крестьянскими советами. На недовольство помещиков такой политикой, Пётр Врангель ответил, что он сам помещик и у него первого будут делить землю. Кроме того, помещикам, особым распоряжением, было запрещено возвращаться в свои имения, занимать любые административные должности, чтобы «…пересечь там имевшие место случае сведения личных счетов администраторов из помещиков с крестьянством».

Земельная реформа была рассчитана на привлечение на сторону белого движения зажиточного и среднего крестьянства, способного снабжать армию и тыл, производящую продукцию для торговли, поддерживающего политику белого правительства. Эта «опора на крестьян», по мнению Врангеля, обеспечила бы «построение новой России на началах законности и уважения права собственности».

С аграрной реформой была тесно связана реформа местного самоуправления. 28 июля был издан приказ «По гражданскому управлению» (См. Приложение 3), который закрепил ранее обнародованное «Временное положение о земстве» (См. Приложение 4). Согласно ему на территориях, контролируемых ВСЮР, учреждались волостные и уездные земельные управления, состоящие из выбранных представителей крестьянства. По замыслу Врангеля эти учреждения получали широкие полномочия по разрешению земельных вопросов.


Заключение

Гражданская война в представлении двух белых генералов П.Н. Врангеля и Я.А. Слащёва-Крымского, прежде всего братоубийственная война русского народа, волей судьбы оказавшегося на разных сторонах «баррикад».

Инициатором в этой братоубийственной войне, по мнению двух генералов, стала Германия, именно она «натравила» большевиков на Россию.

Но позже перешедший, уже после окончания Гражданской войны, на сторону Советов Яков Александрович Слащёв-Крымский, пересмотрел свои взгляды, в духе классовой борьбы.

Политика Правительство Юга России в Крыму в мемуарах двух генералов представлена противоположно, как и следовало ожидать от руководителя этого правительства – генерала П.Н. Врангеля, и генерала в опале – Я.А. Слащёва-Крымского.

Пётр Николаевич Врангель политику своего правительства, считает самой удачной за все время белой борьбы. По его мнению, за короткий срок в тяжелых условиях была проделана огромная работа, результатом которой стало признание Правительство Юга Россиитакой страной как Франция. Это, по мнению Врангеля, был «первый шаг к возвращению России в семью культурных европейских держав» . Свою политическую программу генерал Врангель представлял как основу государственного строя новой России. Основой, которой будут преданные Родине, умелые и стойкие люди, во всех ступенях государственной власти. Подводя итог работы Правительства Юга России, генерал Врангель считает, что работы в области земельного вопроса, обеспечения правопорядка и социальной поддержки населения проведены успешно, за короткий срок воссоздано гражданское управление, в армии восстановлена дисциплина и боевой дух, положены основы государственного строя новой России. Но, как отмечает сам Врангель, еще оставались не решенные вопросы, прежде всего в области финансов.

Пётр Николаевич Врангель, на наш взгляд, адекватно оценил сложившуюся на тот момент ситуацию, он прекрасно понимал, что без изменения политических ориентиров белые не способны дальше вести какую-либо борьбу. Приступая к своей работе Главнокомандующего, Врангель стремился, прежде всего, покончить с тем внутренним раздором, который присутствовал при Деникине. Но, этого он так и не смог добиться. Данное обстоятельство и не позволило генералу Врангелю полностью осуществить задуманное. Также было упущено драгоценное время, за весь период Гражданской войны белые в глазах населения лишь дискредитировали себя, шесть месяцев преобразований не могли вернуть доверие народа.

Я.А. Слащёв в политикеПравительства Юга России увидел лишь попытку демократических преобразований. Действия правительства он назвал нерешительными и двойственными. Принятые полумеры, по важным вопросам, по мнению Слащёва, не дали никаких результатов. И все это на фоне интриг и попытках обесчестить его имя. В армии, ка считает Слащёв, не было порядка, кроме как в его корпусе.

На наш взгляд, такая позиция Слащёва обусловлено тем, что его самого отстранили от какого-либо управления делами Крыма. Слащёва это, как человека, который уберег Крым, ни как не устраивала. Но это не характеризует Слащёва как властолюбивого человека, у него были свои планы по спасению белого дело, которые противоречили планам Врангеля.

Тогда в 1920 году между Слащёвым и Врангелем повторилась такая же ситуация как и в 1919 году между Врангелем и Деникиным, конфликт двух наиболее сильных и влиятельных генералов. В основе разногласия двух наиболее важных фигур в лагере белых лежало расхождение во взглядах, прежде всего, в вопросах стратегического планирования военных операций. Для Врангеля приоритетным было направление на Кубань, где были территории кубанских казаков. Он рассчитывал на их поддержку. Слащёв направлением главного удара считал территорию Украины, где, по его мнению, население поддержало бы Русскую армию.

Взгляды двух генералов на участие иностранных держав в Гражданской войне в России противоположны, но все-таки имеют схожие позиции.

В ходе самой Гражданской войны, для Петра Николаевича Врангеля страны Антанты стали, главными союзниками в борьбе против большевиков.

В представлении Врангеля все цивилизованные страны мира должны были помочь «истинным» русским воинам» в борьбе с красным интернационализмом, для освобождения России, и её народа от тирании и предотвращения распространения «красного ига» на весь остальной мир. Но недостаточная помощь Антанты привели к тому, что Русской армии в 1920 году пришлось оставить Крым.

Для П.Н.Врангеля страны Антанты были главными союзниками, поэтому свою политику он ориентировал на них. Пытаясь стимулировать их к более активной поддержке, барон Врангель убеждал их, что только белые силы являются тем препятствием на пути «красного интернационализма», который представляет угрозу всему цивилизованному миру. Но убедившись в том, что за поддержкой иностранных держав стоят их личные интересы Врангель разочаровался в своих союзниках: «В политике Европы тщетно было искать высшие моральные побуждения. Этой политикой руководит исключительно нажива» . По мнению генерала Врангеля, страны Антанты не желали восстановления старой России, видя в этом угрозу своим колониям. Стремясь взять под свой контроль природные богатства России, они поддерживали и укрепляли национальные государства на окраине России, тем самым настраивая их против белых правительств, которые никак не признавали эти окраины. Такая политика белых, по мнению Врангеля, послужила их поражению во всех фронтах Гражданской войны. Став во главе последнего очага белого движения, генерал Врангель пытался искать компромиссы во взаимоотношениях со странами Антанты и образовавшимися национальными государствами. Но к 1920 году для тех и других белые уже были не нужны, а их борьбу считали проигранной.

Для Я.А.Слащёва-Крымского участие иностранцев противоречило идее «отечества», которым руководствовался он. Став наёмником иностранного капитала Добровольческая армия, по мнению Слащёва, превратилась в то, против чего она боролась. Позже вернувшись из эмиграции Слащёв-Крымский, участие стран Антанты в Гражданской войне рассматривает через призму классовой борьбы. Гражданская война для него становиться не как борьба двух сил внутри одной страны, а как борьба иностранного капитализма с помощью белых против первого пролетарского государства.

Рассматривая, поражения белого движения П.Н. Врангель и Я.А. Слащёв-Крымский видят их, прежде всего в неумелых руководствах определенных лиц. Так, генерал Врангель таковыми считает действия его предшественника генерала Деникина, вся политика которого, по утверждению Врангеля, никуда не годилась. Принцип «единой и неделимой России», на котором строилась вся политика Деникина, в новых условиях, оказался губительным для белого движения.

Слащёв обвиняет Врангеля в том, что он так легко отдал Крым. По мнению Якова Александровича, Врангель не дорос до звания Главнокомандующего, из-за его стратегических просчетов войскам не удалось удержать Крым. Нерешительная внутренняя политика Врангеля способствовала разложению армии и тыла. Его верное служение своему «хозяину» французам не дали возможность захватить новые районы.

Таким образом, взгляды двух генералов, на выбранные аспекты Гражданской войны противоположные. Предпосылками, в расхождении взглядов двух генералов, послужили их видения дальнейшего стратегического планирования военных операций Русской Армии.


Список литературы

Источники

1. Врангель П.Н. Записки. Ноябрь 1916 г. – ноябрь 1920 г. – Минск: Харвест, 2003. – Т.1. – 480 с.

2. Врангель П.Н. Записки. Ноябрь 1916 г. – ноябрь 1920 г. – Минск: Харвест, 2003. – Т.2. – 384 с.

3. Слащёв-Крымский Я.А. Белый Крым. 1920 г.: Мемуары и документы – М.: Наука, 1990. – 272 с.

Литература

1. Аверьянов П.Н. Генерал Слащёв-Крымский. – М.: Наука, 1993. – 143 с.

2. Белые генералы (Корнилов, Краснов, Деникин, Врангель, Юденич). – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 437 с.

3. Венков А. В. Врангель и казаки. – М.: Наука, 2004. – 156 с.

4. Волков Е.В. Лики белого движения в мемуарах его участников из советской России // Серия «Социально-гуманитарные науки» выпуск №4. 2006.

5. Волков С.В. Трагедия русского офицерства. – М.: Наука, 1993. – 382 с.

6. Волков С.В. Энциклопедия Гражданской войны. Белое движение. – Спб.: Проспект, 2003. – 672 с.

7. Врангель А.П. Генерал Врангель: Доверие воспоминаний. – Минск: Арт-Фекс, 1999. – 156 с.

8. Голинков Д. Л. Крушение антисоветского подполья в СССР. В 2-х кн. М.: Наука, 1986. – 737 с.

9. Гражданская война в России: перекрёсток мнений. – М.: Наука, 1994. – 158 с.

10. Гражданская война в России (1917- 1922 гг.). /Авт.-сост. C.B. Карпенко. — М.: Ипполитов, 2002. – 245 с.

11. Гражданская война как феномен мировой истории(Материалы научной конференции). – Екатеринбург, 2008. – 117 с.

12. Гражданов Ю. Д., Зимин В. Д. Союз орлов: Белое дело России и германскаяинтервенция в 1917-1920 гг. Волгоград, 1997. – 435 с.

13. Искахов С.М. Крым. Врангель. 1920. – Ялта, 2006. – 156 с.

14. Кавтарадзе А.Г. Военспецы на службе Республики Советов. – М.: Наука, 1988. – 198 с.

15. Калягин А.В. Гражданская война в России 1917-19120. – Самара, 2007. – 119 с.

16. Карпенко C.B. Крах последнего белого диктатора. – М.: Знание, 1990. – 64 с.

17. Карпенко C.B. Врангель в Крыму: «левая политика правыми руками».//Свободная мысль. 1993. -№15. - С. 93-109.

18. Карпенко С.В. Очерки истории Белого движения на Юге России (1917 - 1920 гг.). – М.: Издательство Ипполитова, 2003. – 352 с.

19. Керсновский А.А. История русской армии. М.: Наука, 1994. – 234 с.

20. Клавинг В.А. Гражданская война в России: Белые армии. – М.: Наука, 2003. – 326 с.

21. Короткое И.С. Разгром Врангеля. – М.: Воениздат, 1955. – 136 с.

22. Краснов В. Г. Трагический триумф барона. – М.: Наука, 2006. – 510 с.

23. Кручинин А.С. Белое движение. Исторические портреты. – М.: Наука, 2006. – 657 с.

24. Кулаков В.В., Каширина Е.И. Белый режим юга России. (1917-1920 гг.). – Краснодар, 2007. – 165 с.

25. Кушер Ю.Л. Русская армия генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля // Военно-исторический журнал. 2005. №11; 2006. №1.

26. Лубков A.B., Цветков В.Ж. Белое движение в России – его программа и вожди. Учебно-методическое пособие. – М.: Прометей, 2003. – 237 с.

27. Новикова Л. «Ллойд Джордж нас предал…» // Родина. 2008. №3. – С. 99-102.

28. Мельник Д.В. В стане белых и в Советской России он оказался не ко двору // Родина. 2007. №3. – С. 32-43.

29. Паламарчук П. Крестный путь русской армии генерала Врангеля // Кубань. 1992. № 10–12. – С. 49–54.

30. Поляков Ю.А. Гражданская война в России: причины, сущность, значение. – М.: АПН, 1981. – 126 с.

31. Поляков Ю.А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация. //Отечественная история. 1992. - №6. - С. 32-41.

32. Поляков Ю.А. Гражданская война: взгляд сквозь годы. – Уфа, 1994. – 312 с.

33. Пронин А. Бег генерала Слащёва-Крымского // Столетие. 2011. №4. –С. 34-41.

34. РазиньковМ.Е. Типология и характеристика военных руководителей белого движения // Вестник ВГУ. 2009. №1. – С. 20-28.

35. Романишина В. Белые: кто они? // Родина. 2008. №3. – С. 19-22.

36. Росс Н. Врангель в Крыму. – Франкфурт-на-Майне, 1982. – 362 с.

37. Рутыч. Н.Н. Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных сил юга России. – М.: Наука, 2002. – 384 с.

38. Самарин А. Кто вы, генерал Слащёв-Крымский? / А. Самарин // Родина. – 2004. – №.1. – С.17-23.

39. Соколов Б.В. Врангель. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 502 с.

40. Тинченко Я.Ю. Голгофа русского офицерства в СССР. – М.: Наука, 2000. – 237 с.

41. Ушаков А.И., Федюк В.П. Белый Юг. Ноябрь 1919 ноябрь 1920. – М.: АИРО-ХХ, 1997. – 345 с.

42. Хайрулин М. Черный барон против «красных пиратов» // Родина. 2008. №3. – С. 45-48.

43. Цветков В.Ж. Петр Николаевич Врангель // Вопросы истории. 1997. № 7. С. 54–80.

44. Черкасов-Георгиевский В.Г. Генерал барон П.Н. Врангель – последний рыцарь Российской империи. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 569 с.

45. Широкорад А.Б. Упущенный шанс Врангеля. – М.: Наука, 2009. – 352 с.

46. Штейфон Б.А. Кризис добровольчества. – Белград, 1928. – 306 с.


Тема: «ВЗГЛЯД НА ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ В РОССИИ (1918-1920 гг.)»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 82
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Воспитание силовых качеств скалолазов 13-14 лет

    57 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1.1. Скалолазание как вид спорта 7
    1.2. Общие понятия о силовых качествах и их характеристика 9
    1.3. Основы силовой подготовки скалолаза 13
    Выводы по первой главе 33
    ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
    2.1. Организация исследования 35
    2.2. Методы исследования 35
    2.3. Обоснование разработанного комплекса упражнений направленного на воспитание силовых качеств скалолазов 37
    2.4. Усовершенствованный комплекс упражнений для воспитания силовых качеств скалолазов 13-14 лет 38
    ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40
    4.1. Внутригрупповой анализ показателей уровня проявления силовых качеств скалолазов 13-14 лет 40
    3.2. Межгрупповой анализ показателей уровня проявления силовых качеств скалолазов 13-14 лет 41
    ВЫВОДЫ 52
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
  • Отчет по практике:

    Отчет по производственной практике магазинов сети супермаркетов «матрица»

    25 страниц(ы) 


    1. ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНОВ СЕТИ СУПЕРМАРКЕТОВ «МАТРИЦА» 3
    2. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ {ПРЕДПРИЯТИЯ) 6
    3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЕМ. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ 15
    4. ЛОГИСТИКА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ 19
    5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
  • Курсовая работа:

    Словообразовательные особенности терминов рыболовства в татарском языке

    32 страниц(ы) 

    Кереш….3
    Төп өлөш
    Беренче бүлек
    Татар телендә балыкчылык лексикасының
    ясалыш - төзелеш структурасы.11
    §1. Исем структурасы….11
    §2. Балыкчылык лексикасында кушма сүзләр ысулы.11
    §3. Атамаларның кушымча ярдәмендә барлыкка килүе. .12
    §4. Атамаларның кушма сүзләр ярдәмендә барлыкка килүе.15
    §5. Лексик - синтаксик ысул.19
    §6. Конверсия .21
    §7. Лексик-семантик ысул.21
    §8. Күп компонентлы атама.21
    Икенче бүлек
    Татар халык авыз иҗатында балыкчылык лексикасы. .25
    Йомгак….29
    Библиография….30
  • Дипломная работа:

    БашҠорт телендӘ орнитологик атамалар ҺӘм дӘрестӘ ҺҮҘлек ӨҪтӨндӘ эш

    104 страниц(ы) 

    ИНЕШ….….3
    БЕРЕНСЕ БҮЛЕК. Орнитологик лексиканы өйрәнеүҙең теоретик нигеҙҙәре….6
    1. 1. Орнитологик лексиканы өйрәнеүҙең әһәмиәте….6
    1. 2. Башҡорт телендә ҡош атамаларына дөйөм күҙәтеү.….9
    ИКЕНСЕ БҮЛЕК. Башҡорт телендә орнитологик лексика…23
    2.1. Этимологик классификация….23
    2.2. Һүҙьяһалыш классификацияһы….….35
    ӨСӨНСӨ БҮЛЕК. Һүҙлек эше – башҡорт теле дәрестәрендә телмәр үҫтереүҙең төп ысулдарының береһе….….39
    3.1. Телмәр үҫтереүгә ҡыҙыҡһыныу тыуҙырыу юлдары….39
    3.2. Уҡыусыларҙың һүҙлек байлығын формалаштырыуҙа һүҙлек менән эшләү….43
    Йомғаҡлау….48
    Ҡулланылған әҙәбиәт исемлеге….50
    Ҡушымта…55
    Дәрес өлгөләре….….66
  • Дипломная работа:

    Мeтoдичecкoe oбecпeчeниe пpaктичecких зaнятий пo куpcу «Мaтeмaтичecкий aнaлиз и диффepeнциaльныe уpaвнeния» для cтудeнтoв нaпpaвлeния «Пeдaгoгичecкoe oбpaзoвaниe»

    93 страниц(ы) 

    Ввeдeниe….4
    Глaвa I. ФУНКЦИИ И ПРЕДЕЛЫ…5
    1.1.Пoнятиe функции….5
    1.1.1.Cпocoбы зaдaния функций….6
    1.1.2. Oбpaтнaя функция….7
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….8
    1.2 Пpeдeл функции….9
    1.2.1.Пpeдeл чиcлoвoй пocлeдoвaтeльнocти….9
    1.2.2. Пpeдeл функции….11
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….13
    Глaвa 2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ….16
    2.1 Oбщиe пpaвилa диффepeнциpoвaния…16
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….18
    2.2Пpoизвoдныe выcших пopядкoв….19
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….21
    2.3 Вoзpacтaниe и убывaниe функций….22
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….24
    2.4Мaкcимумы и минимумы функций…24
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния ….26
    2.5Acимптoты и пocтpoeниe гpaфикoв функций….26
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….30
    Глaвa 3. ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ….32
    3.1 Пoнятиe пepвooбpaзнoй функции и нeoпpeдeлeннoгo интeгpaлa….32
    3.1.1. Cвoйcтвa нeoпpeдeлeннoгo интeгpaлa….33
    3.1.2.Тaблицa ocнoвных интeгpaлoв….33
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….34
    3.2. Мeтoд нeпocpeдcтвeннoгo интeгpиpoвaния….35
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….36
    3.3. Зaмeнa пepeмeннoй интeгpиpoвaния…37
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….37
    3.4. Интeгpиpoвaния пo чacтям…38
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….39
    3.5. Интeгpиpoвaниe дpoбнo-paциoнaльных функций и тpигoнoмeтpичecких выpaжeний…40
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….43
    3.6. Пoнятиe oпpeдeлeннoгo интeгpaлa….44
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….47
    3.7. Зaмeнa пepeмeннoй в oпpeдeлeннoм интeгpaлe…48
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….49
    3.8. Интeгpиpoвaниe пo чacтям в oпpeдeлeннoм интeгpaлe….50
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….51
    3.9. Гeoмeтpичecкoe пpилoжeниe oпpeдeлeннoгo интeгpaлa…52
    3.9.1.Вычиcлeниe плoщaдeй плоских фигур….52
    3.9.2. Вычиcлeниe oбъeмa….54
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….56
    Глaвa 4. ФУНКЦИИ НЕСКОЛЬКИХ ПЕРЕМЕННЫХ….59
    4.1.Oпpeдeлeниe функции нecкoльких пepeмeнных….59
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….59
    4.2.Чacтныe пpoизвoдныe выcших пopядкoв….61
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….62
    Глaвa 5. PЯДЫ….64
    5.1. Чиcлoвыe pяды. Ocнoвныe пoнятия. Пpocтeйшиe cвoйcтвa. Нeoбхoдимый пpизнaк cхoдимocти….64
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния.66
    5.2. Пoлoжитeльныe pяды….68
    5.2.1.Пpизнaк cpaвнeния….68
    5.2.2.Пpизнaк Дaлaмбepa….….69
    5.2.3. Пpизнaк Кoши(paдикaльный)….…69
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….70
    5.3 Знaкoпepeмeнныe pяды….….72
    5.3.1. Пpизнaк Лeйбницa…72
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….…74
    Глaвa 6. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ…76
    6.1.Диффepeнциaльныe уpaвнeния. Oбщиe пoнятия….76
    6.2.Уpaвнeния c paздeляющимиcя пepeмeнными….78
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….…80
    6.3.Oднopoдныe диффepeнциaльныe уpaвнeния пepвoгo пopядкa….81
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….84
    6.4. Линeйныe уpaвнeния второго порядка ….85
    6.4.1.Линeйныe oднopoдныe диффepeнциaльныe уpaвнeния c пocтoянными кoэффициeнтaми. ….85
    6.4.2.Линeйныe не oднopoдныe диффepeнциaльныe уpaвнeния c пocтoянными кoэффициeнтaми….87
    Зaдaчи для caмocтoятeльнoгo peшeния….…90
    Cпиcoк литepaтуpы…92
  • :

    Формирование этнической толерантности младших школьников средствами фольклора

    140 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА 14
    1.1. Этническая толерантность. К анализу основных понятий 14
    1.2. Социально-педагогический потенциал музыкального фольклора 31
    1.3. Передовой педагогический опыт по проблеме использования фольклора в учебно-воспитательном процессе 60
    Выводы по первой главе 71
    ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА 73
    2.1. Структура этнической толерантности младших школьников 73
    2.2. Модель формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора 77
    Выводы по второй главе 81
    ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА 82
    3.1. Педагогические условия формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора 82
    3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 94
    Выводы по третьей главе 104
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
    ЛИТЕРАТУРА 109
  • Дипломная работа:

    Электронные тренажеры как средство повышения уровня мотивации на уроках информатики

    51 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ
    МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ…9
    1.1. Мотив и мотивация. Развитие мотивации учебной деятельности.9
    1.2. Электронные средства обучения как способ развития положительной мотивации учебной деятельности по информатике…15
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
    ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ….22
    2.1. Методические особенности применения электронных тренажеров…22
    2.2. Фрагменты использования электронных тренажеров на уроках информатики в МБОУ СОШ с. Старокиргизово Илишевского района Республики Башкортостан…31
    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ …
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ….
  • ВКР:

    Концепт «русские» в английском лингвистическом сознании как тема проведения внеклассного мероприятия по английскому языку в средней общеобразовательной школе

    69 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СОВРЕМЕННОЙ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ 6
    1.1. Понятие концепта 6
    1.2. Понятие концептосферы 11
    Выводы по главе 1 22
    ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА «ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ» 23
    2.1 Понятие лингвистического сознания 23
    2.2 Основные методы исследования лингвистического сознания 35
    Выводы по главе 2 38
    ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КОНЦЕПТА «РУССКИЕ» В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ АМЕРИКАНЦЕВ 40
    3.1 Исследование концепта «русские» в лингвистическом сознании американцев на основе публицистических текстов 40
    3.2 Исследование концепта «русские» в лингвистическом сознании американцев на основе данных проведенного ассоциативного эксперимента 49
    3.3 Методические рекомендации по изучению концепта «русские» в английском лингвистическом сознании для формирования иноязычной компетенции у школьников 54
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
    Список использованной литературы 63
  • Дипломная работа:

    Пути достижения метапредметных результатов освоения ООП во внеурочной деятельности

    71 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ…2
    ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    1.1. Общая характеристика метапредметных результатов начального общего образования…10
    1.2. Возможности внеурочной деятельности в формировании метапредметных результатов….28
    1.3. Программа внеурочной деятельности по достижению метапредметных результатов….36
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…41
    ГЛАВА II ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДОСТИЖЕНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    2.1.Диагностика уровня сформированности метапредметных результатов у младших школьников…43
    2.2. Опытно-экспериментальная работа по организации достижения метапредметных результатов…49
    2.3. Анализ достижения метапредметных результатов во внеурочной деятельности….66
    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…71
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…73
  • ВКР:

    Обучение семантическим и прагматическим особенностям английских и немецких рекламных слоганов

    63 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕКЛАМНЫХ СЛОГАНОВ 7
    1.1 Понятие и функции рекламы 7
    1.2 Слоган как элемент рекламы и его прагматические особенности 10
    1.4 Семантика рекламного слогана 17
    1.5 Выводы по 1 главе 22
    ГЛАВА II. АНАЛИЗ АНГЛИЙСКИХ И НЕМЕЦКИХ РЕКЛАМНЫХ СЛОГАНОВ 23
    2.1 Общая характеристика немецких и английских рекламных слоганов 23
    2.2 Семантико-прагматический анализ английских слоганов 28
    2.2.1 Фонетический уровень 28
    2.2.2 Синтаксический уровень 28
    2.2.3 Лексический уровень 30
    2.2.4 Средства выразительности 32
    2.3 Семантико-прагматический анализ немецких слоганов 34
    2.3.1 Фонетический уровень 34
    2.3.3 Синтаксический уровень 35
    2.3.5 Средства выразительности 42
    2.4 Вывод по 2 главе 43
    ГЛАВА III. ОБУЧЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИМ И ПРАГМАТИЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ АНГЛИЙСКИХ И НЕМЕЦКИХ РЕКЛАМНЫХ СЛОГАНОВ
    3.1 Методическая ценность рекламного слогана
    3.2 Методические рекомендации
    3.3 Вывод по 3 главе 49
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
    ЛИТЕРАТУРА
    ПРИЛОЖЕНИЕ 57
    П.1. Корпус английских рекламных слоганов 57
    П. 2. Корпус немецких рекламных слоганов 61
    П. 3. Типовые упражнения 65