СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Биологическое и социальное в психическом развитии человека - Реферат №33190

«Биологическое и социальное в психическом развитии человека» - Реферат

  • 21 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: ЮЛИ_Я

Содержание

Введение

1. Биологическое в психическом развитии человека

2. Социальное в психическом развитии человека

3. Взаимосвязь биологического и социального в психическом развитии

4. Влияние состояния здоровья и физиологических особенностей на психическое состояние

Заключение

Список литературы


Введение

Один из ключевых вопросов психологии — что делает нас людьми, чего больше в человеке — биологического или социального? Новорожденный ребенок — он «чистая доска» ( Tabula rasa лат. ) или уже является индивидуальностью?

Несомненно, что психические качества имеют под собой материальную основу — мозг, чье развитие детерминировано генетически. Экологическая и техногенная атмосфера в настоящее время оказывают довольно существенное влияние на биологическое, а вместе с ним и психическое состояние человека. Кроме того, огрехи воспитания, допущенные элементарным незнанием или халатностью, влияние сформированной в обществе культуры, политическая обстановка и другие социальные факторы также могут усугублять как физиологические проблемы — через стрессовое состояние, так и пагубно влиять на социальное развитие личности.

Актуальность данной работы достаточно высока, решение этого вопроса позволит выяснить роль наследственности в формировании личности, а также возможность корректировать нежелательные качества и развивать социально желаемые.

Наследственность или среда? Что оказывает решающее воздействие на человека? Это один из основных вопросов психологии, и окончательный ответ на него не найден до сих пор. Если спросить генетика или биолога, они будут склоняться к биологической основе. Если спросить представителя гуманистического подхода или социолога, они отдадут первенство социальной составляющей. Попробуем выделить эти два составляющих фактора и рассмотреть их по отдельности и вместе.


Выдержка из текста работы

Итак, что в человеке, в частности, в его психическом развитии обусловлено биологическими факторами?

Новорожденному ребенку только предстоит стать человеком, он еще не человек в психологическом смысле слова, а только кандидат в человека. Биологической основой формирования человека является его неповторимый набор ДНК — генов, на основе которых формируется мозг. Из всех представителей животного мира, человек рождается с самым незрелым мозгом, следовательно — самым беспомощным. Мозг ребенка на протяжении всего первого года жизни увеличивается на 1 грамм за сутки, а размеров мозга взрослого человека достигает примерно к 7 годам.

В биологической природе человека генетически заложены следующие параметры:

рефлексы и инстинкты, как биологическая основа поведения — они являются видоспецифическими, то есть общими для всех людей. Инстинкты и рефлексы — это готовые нервные связи, находящиеся главным образом в подкорковых ядрах головного мозга. Человеческие инстинкты являются сложным образованием, для их реализации необходима социальная надстройка.

физические данные: группа крови, цвет глаз, пол и т. д. На психику в данном случае влияет половая принадлежность, а также гормональный статус человека.

общее состояние здоровья и продолжительность жизни. Наличие либо отсутствие наследственных и приобретенных патологий, генетических и хромосомных аномалий, состояние иммунитета, энергетический статус, конституция — тесно связаны с социализацией человека, с дальнейшим развитием его личностных черт.

темперамент: холерический, сангвинический, меланхолический или флегматический (сила и уравновешенность нервных процессов) — врожденная основа формирования характера, играющая роль в дальнейшем выборе профессиональной деятельности, в успешности адаптации.

задатки, способности, таланты. Например, уровень развития общих и специальных способностей заложены генетически.

Наследственная основа человеческого организма определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически неповторимый индивид. Подсчитано, что людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых генетически идентичными можно считать только монозиготных близнецов.

По биологическим показателям человек существенно уступает большинству представителей животного мира. Фактически, единственным превосходством вида, можно считать наличие высокоразвитой коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества [6].

В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития. Большинство наследственных задатков многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания. Однако возможности воспитания связаны и с наследственными особенностями индивида. В семьях ,где растет несколько детей, родители часто удивляются: воспитывали одинаково, почему же дети выросли такими разными? Воспитывали одинаково, дети изначально были разными.


Заключение

Таким образом, к биологическим факторам развития человека можно отнести все то, что задано генетически: пол, состояние здоровья, силу и динамику психических процессов, рефлексы и инстинкты, конституцию, задатки, способности, таланты. Кроме того, биологическими будут и разнообразные факторы, имеющие ненаследственную природу: приобретенные болезни и патологии.

Социальные факторы — это, прежде всего, культурные и воспитательные воздействия. В ходе своего развития личность проходит несколько стадий социализации — от пассивного усвоения культурных норм и правил, через осознанный поиск своей индивидуальности, избирательность социального воздействия, к нахождению своего места в обществе, полноправное вступление в его ряды.

Взаимосвязь психологического и социального осуществляется на каждой стадии социализации. Для формирования человеческой личности необходимо взаимное влияние обеих составляющих — и природной, и социальной. В настоящее время господствующей является концепция генотипического-средового взаимодействия, утверждающая, что наследуется не сам признак, а норма реакции — то есть то, насколько он разовьется. Степень развития признака зависит от действий среды. В некоторых случаях, когда необходимо скорректировать развитие, действия средовых факторов должны быть четко спланированными и интенсивными. Если же развитие является нормальным, то воспитание только сопровождает развертывающуюся биологическую программу.


Список литературы

1. Александров А. А. Психогенетика: Учебное пособие — СПб.: Питер, 2007

2. Еникеев М И Общая и социальная психология — М.: Норма, 2005

3. Зейгарник Б.В. Патопсихология — М.: Норма, 2000г.

4. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс - СПб.: Питер, 2010

5. Леонтьев А.Н Проблемы развития психики — М.: Академия, 2005г

6. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2004

7. Мухина В. С. Таинство детства. В 2-х т. - Екатеринбург: Баско, 2004

8. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. - Новосибирск: ЮКЗА, 2001

9. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика, М.: Аспект Пресс 2000

10. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. М., 2000

11. Столяренко Л.Д. Основы психологии — РнД.: Феникс, 2006

12. Хомутов А. Е., Кульба С. Н. Антропология — РнД.: Феникс, 2007


Примечания

Оригинальность работы по системе Антиплагиат 71.23%

Тема: «Биологическое и социальное в психическом развитии человека»
Раздел: Психология
Тип: Реферат
Страниц: 21
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Реферат:

    Биологическое и социальное в личности

    17 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    1. Концепции соотношения биологического и социального в личности человека
    2. Уровни организации человека
    3. Биосоциальная работа человека и процессы обучения и воспитания
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    ЛИТЕРАТУРА
  • Курсовая работа:

    Проблема наследственности и среды в развитии ребенка (критический анализ)

    32 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Факторы развития: наследственность и среда 5
    1.1. Факторы развития. Наследственность 5
    1.2. Среда 12
    Глава 2. Наследственность и среда в индивидуальном и психическом развитии 16
    2.1. Наследственность и среда в индивидуальном развитии 16
    2.2. Роль наследственности и среды в психическом развитии 22
    Заключение 27
    Список используемой литературы 32
  • Контрольная работа:

    Личность человека

    20 страниц(ы) 

    1. Биологическое и социальное в человеке, их взаимосвязь в развитии личности. Личность как продукт социализации.
    2. Понятие «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Личность как субъект общественного развития.
    3. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека.
    Список использованной литературы
  • Дипломная работа:

    Психологическая диагностика познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

    90 страниц(ы) 

    Введение…3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ….6
    1.1. Исследование проблемы задержки психического развития у детей в отечественной и зарубежной психологии….6
    1.2. Психологические особенности детей с задержкой психического развития….15
    1.2.1. Особенности внимания детей с задержкой психического развития…20
    1.2.2. Особенности памяти у детей с задержкой психического развития….20
    1.2.3. Особенности мышления у детей с задержкой психического развития….27
    Выводы….….45
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ….47
    2.1. Характеристика выборки и методов исследования….47
    2.2. Анализ результатов исследования….48
    Выводы…61
    Заключение….63
    Список использованной литературы…65
    Приложение…70
  • Курсовая работа:

    Психологические особенности первоклассников с задержкой психического развития

    55 страниц(ы) 

    Введение….3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРВОКЛАСНИКОВ С ЗПР.….6
    1. 1.Основные подходы к изучению психологии особенностей задержки психического развития….6
    1.2 Причины, проявления и классификация задержки психического развития у первоклассников….11
    1.3. Психологические особенности первоклассников с задержкой психического развития….18
    Выводы по первой.
    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРВОКЛАСНИКОВ С ЗПР .….24
    2.1 Организация и методы исследования .….…24
    2.2. Анализ и интерпретация психологических особенностей первоклассников с ЗПР.
    Выводы по второй главе.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…35
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…37
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Дипломная работа:

    Нейропсихологическая коррекция познавательной сферы детей дошкольного возраста в задержкой психического развития

    65 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
    1.1. Научные представления о природе и проявлениях задержки психического развития 8
    1.2. Психологическая характеристика познавательных процессов и их физиологическая основа 17
    1.3. Особенности познавательной сферы и причины возникновения задержки психического развития у детей дошкольного возраста 23
    Выводы по первой главе 33
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 35
    2.1. Организация и методы исследования 35
    2.2. Познавательная сфера детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 41
    2.3. Программа нейропсихологической коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 42
    2.4. Познавательная сфера детей дошкольного возраста с задержкой психического развития при нейропсихологической коррекции 46
    Выводы по второй главе 50
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
    ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Реферат:

    Методологические основы организационного консультирования

    20 страниц(ы) 

    Введение
    1. Основные представления о методологии в психологическом знании
    1.1. Понятия методологического анализа, уровни методологических законов
    1.2. Методы организационного консультирования
    2. Организационная психология и организационное консультирование
    2.1. Организационный психолог, его функции, внешнее и внутреннее консультирование.
    2.2. Виды и модели организационного консультирования.
    2.3. Этапы организационного консультирования
    2.4. Принципы организационного консультирования
    Заключение
    Литература
  • Реферат:

    Методы изучения травматизма и аварийности

    13 страниц(ы) 

    Введение
    1. Общее представление о производственном травматизме и аварийности
    2. Методы изучение и анализа травматизма и аварийности на производстве
    3. Предупреждение производственного травматизма
    Заключение
    Литература
  • Реферат:

    Нарушения пищевого поведения. Нервная булимия и нервная анорексия.

    17 страниц(ы) 

    Введение
    1. Нарушение пищевого поведения — общее представление
    2. Симптоматика расстройств пищевого поведения
    3. Нервная анорексия — понятие и лечение
    4. Нервная булимия — понятие и лечение
    Заключение
    Литература
  • Реферат:

    Врожденная деятельность организма

    17 страниц(ы) 

    Введение
    1. Понятие безусловного рефлекса
    1.2. Нейронная организация простейшего рефлекса
    1.3. Классификация безусловных рефлексов
    2. Особенности организации безусловных рефлексов и инстинктов
    2.1. Познавательная функция инстинкта
    3. Концепция драйва и драйв-рефлекса
    3.1. Актуализированная потребность как основа драйва
    3.2. Драйв и антидрайв
    Заключение
  • Реферат:

    Теория Д.Б. Эльконина о развитии ребенка в онтогенезе

    25 страниц(ы) 

    Введение
    1. Предпосылки возникновения теории Эльконина Д.Б.
    1.1. Эльконин Даниил Борисович
    1.2. Основные понятия возрастной психологии
    2. Теория Эльконина
    2.1. Основные принципы теории Эльконина
    2.2. Понятие возраста по Эльконину
    2.3. Периодизация психического развития
    Заключение
  • Реферат:

    НЛП как коммуникативный феномен

    15 страниц(ы) 

    Введение
    1. Феноменология общения, коммуникативный процесс
    2. Устная речь, как средство коммуникации
    3. Невербальные средства коммуникации
    4. Феноменология НЛП, раппорт
    5. Установление и поддержание раппорта
    6. Для чего нужен раппорт
    Заключение
    Литература
  • Реферат:

    Спор как метод убеждения

    18 страниц(ы) 

    Введение
    1. Убеждение, как метод влияния
    1.1. Этапы процесса убеждения
    1.2. Техники убеждения
    1.3. Успешность убеждения
    2. Понятие о споре
    2.1. Методы аргументации в споре
    2.2. Виды и цели спора
    2.3. Принципы и правила ведения спора
    Заключение
    Список литературы
  • Реферат:

    Сравнительный анализ истории вопроса сигнальных систем действительности

    15 страниц(ы) 

    Введение
    1. Высшая нервная деятельность
    2. Первая и вторая сигнальные система действительности
    3. Взаимодействие сигнальных систем
    4. Мышление и речь как результат взаимодействия сигнальных систем
    Заключение
    Литература
  • Реферат:

    Основные теории памяти

    14 страниц(ы) 

    Введение
    1. Психологические теории памяти
    1.1. Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза
    1.2. Концепция памяти А. Бине и К. Бюлера
    1.3. Деятельностная теория памяти
    1.4. Память с точки зрения гештальт-теории
    2. Биохимические теории памяти
    3. Нейронные и физико-химические теории памяти
    Заключение