У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Формирование ИКТ компетенций у младших школьников в образовательном процессе» - Дипломная работа
- 66 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение

Автор: navip
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
ИКТ компетенции: понятие и сущность 7
Использование ИКТ технологий при формировании ИКТ компетенций у младших школьников 18
1.3. Формирования ИКТ-компетенций у младших школьников при обучении по УМК «Школа 2100» 28
Вывод по первой главе 39
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИКТ КОМПЕТЕНЦИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 42
2.1. Диагностика уровня сформированности ИКТ компетенций у младших школьников 42
2.2. Реализация программы формирования ИКТ компетенций у младших школьников во внеурочной деятельности 48
2.3. Анализ опытно-педагогической работы по формированию ИКТ компетенций у младших школьников и требования, предъявляемые к учителям начальных классов 53
Вывод по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Введение
Актуальность данного исследования заключается в том, что на данном этапе развития образования, обществу необходимы развитые, любознательные, владеющие и умеющие на высоком уровне пользоваться ИКТ технологиями люди. Доказано, что формирование различных умений и их развитие идет более активно в школьном возрасте. И чем раньше мы начнем формировать необходимые умения, тем более эффективно будет усваиваться эта информация и более эффективно будет проходить развитие ИКТ-компетенций.
Необходимость формирования ИКТ компетенций у младших школьников связана с освоением ими метапредметных универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться. Конкретными результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС НОО, является активное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры.
Формирование у младших школьников умений использования средств ИКТ в образовательном процессе не происходит само собой, оно возможно только в результате целенаправленной педагогической деятельности в рамках школьных предметов, кружковой деятельности и внеурочных мероприятий и занятий.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте расписаны пути формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь включают метапредметные универсальные учебные действия, основные планируемые результаты начального общего образования, в которых формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные умения. Все эти умения непосредственно связаны с формированием ИКТ компетенций. Отсюда можно сделать вывод, что формирование ИКТ компетенций для развития младших школьников является не только необходимым в современном обществе, но и является одной из задач учителя.
Исходя из этого можно выделить следующие противоречия.
1) Между необходимостью формирования у детей умений пользоваться и применять в различных сферах деятельности ИКТ технологии и недостаточным развитием этих умений в образовательном процессе.
2) Между необходимостью применения эффективных средств для формирования ИКТ компетенций в образовательном процессе и недостатком разработанных методик их использования в практической деятельности педагогов.
Проблема: как организовать внеурочную деятельность по формированию ИКТ-компетенций?
Тема исследования: Формирование ИКТ компетенций у младших школьников в образовательном процессе.
Цель исследования: разработать программу внеурочной деятельности, позволяющую формировать ИКТ компетенции у младших школьников.
Объект исследования: формирование ИКТ компетенций у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования ИКТ компетенций у младших школьников во внеурочное время.
Гипотеза исследования: формирование ИКТ компетенций у младших школьников будет проходить более эффективно:
1) Если информационно-коммуникационные технологии применяются с учетом возрастных особенностей младших школьников;
2) Если выявлен и учитывается в образовательном процессе уровень сформированности ИКТ компетенций у младших школьников;
3) Если разработана и реализована программа внеурочной деятельности по формированию ИКТ компетенций у учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятия и сущность ИКТ компетенций с точки зрения психолого-педагогической литературы;
2) Выявить эффективные педагогические условия, способствующие формированию ИКТ компетенций в процессе становления младшего школьника как субъекта внеурочной деятельности;
3) Разработать программу внеурочной деятельности по формированию ИКТ компетенций младших школьников с использованием ИКТ-технологий.
Методологическая основа исследования: системно-деятельностный подход - это подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев); концепция развивающего обучения направленая прежде всего на развитие творчества как основы личности (В.В. Давыдов,Д.Б. Эльконин); компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате обучения, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.(И.А.Зимняя, А.В.Хуторской).
Методы исследования:
1) методы теоретического исследования(теоретический анализ, изучение литературы)
2) эмпирические методы(анкетирование, изучение продуктов деятельности)
3) математические методы(регистрация, ранжирование, шкалирование)
База исследования: Лицей № 21 Кировского района г.Уфы, 4В класс Этапы исследования:
1) Подготовительно-поисковый – изучение и анализ литературы по проблеме формирования ИКТ компетенций у младших школьников, разработка методики исследования, обобщение и анализ педагогического опыта по проблеме исследования
2) Опытно-экспериментальный – проведение опытно педагогической работы, включающей констатирующий, формирующий, контрольный варианты эксперимента.
3) Аналитический – анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов и рекомендаций, литературное оформление результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами были выявлены эффективные педагогические условия, способствующие формированию ИКТ компетенций
Практическая значимость исследования состоит в том, что в соответствии с ФГОС разработана программа внеурочной деятельности, способствующая формированию ИКТ компетенций у младших школьников.
Апробация исследования: очное участие во Второй Всероссийской научной конференции молодых ученых «Теория и практика начального образования», прошедшей на базе факультета психологии БашГУ и Института педагогики БГПУ им. М. Акмуллы(30 марта 2012г.). Статья «Формирование ИКТ-компетентности в образовательном процессе у младших школьников».
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария по категориальному аппарату и по персоналиям, списка использованной литературы(60 наименований).
Выдержка из текста работы
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИКТ КОМПЕТЕНЦИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика уровня сформированности ИКТ компетенций у младших школьников
Нами было проведена опытно-педагогическая работа по формированию ИКТ-компетенций во внеурочной деятельности.
Нами был организован кружок, направленный на формирование ИКТ-компетенций. Перед началом проведения кружковых занятий была проведена диагностика направленная на выявление сформированности ИКТ компетенций у младших школьников.
В анкете содержались вопросы различных направленностей:
- вопросы, направленные на выявление созданных условий для формирования ИКТ компетенций в школе или других образовательных учреждений:
1. Используется ли на уроках ИКТ технологии(проектор, интерактивная доска и т.д.)?
2. Посещаете ли вы кружки связанные с ИКТ технологиями(кружки в которых идет непосредственная работа с компьютером и компьютерными программами)?
- вопросы, направленные на выявление созданных условий для формирования ИКТ компетенций дома:
1. Дома есть компьютер?
2. Если дома есть компьютер, подключен ли он к сети Интернет?
- вопросы направленные на субъективное оценивание собственных знаний младшим школьником:
1. В совершенстве умеете использовать возможность компьютера?
2. Умеете пользоваться текстовым редактором Word(можете напечатать текст, нарисовать график, таблицу, вставить картинку)?
3. Умеете пользоваться графическим редактором Power Point(программа для создания презентаций)?
4. Умеете работать с электронной таблицей Excel?
5. Сможете выйти в Интернет и найти нужную информацию?
6. Умеете пользоваться цифровым фотоаппаратом и цифровой видеокамерой?
7. Умеете перенести информацию с цифрового фотоаппарата и цифровой видеокамеры на компьютер?
- вопросы, направленные на диагностику сформированных ИКТ компетенций. Сформированность ИКТ компетенций проверяется наличием знаний в различных разделах, таких как Windows – общие знания о пользовании компьютером, Word – знания о текстовом редакторе и умения использовать эти знания на практике, Excel – знания о электронной таблице и умения использовать эти знания на практике , Power Point - знания о создании электронных презентаций и умения использовать эти знания на практике, Internet - знания о сети интернет и умения использовать эти знания на практике. На вопросы предлагается 4 варианта ответа:
A – конечно знаю, могу научить/показать – 3 балла
B – сяду за компьютер – вспомню – 2 балла
C – представляю в общих чертах – 1 балл
D – ничего не могу сказать – 0 баллов
По итогам первоначального диагностирования были получены следующие результаты:
Среднее значение по сформированности ИКТ-компетенций в 4В классе 21 лицея города Уфы равно 38%. В свою очередь ИКТ-компетентность подразделяется на следующие разделы: Windows, Word, Excel Power, Point Internet. Наибольшие знания ученики показали в разделе Internet, который набрал 61%, затем идет Windows(общие знания о компьютере) – 55%, Word – 50%. Наименьшие знания и умения у учащихся имеются по программе Excel набравшей всего 2 % и программа Power Point набравшая 7%.
Ниже приведена диаграмма в которой содержаться результаты диагностики учащихся, которая показывает сколько процентов учащихся умеют пользоваться данными программами и интернет ресурсами.
Ниже приведена диаграмма, в которой отражены результаты диагностики на сформированность ИКТ компетенций всех учеников 4В класса. Наибольший процент сформированности ИКТ компетенций был
выявлен у Сибагатуллина Арсена, который набрал 67%. Наименьший процент сформированности ИКТ-компетенций был выявлен у Кошулько Максима – 0%.
Если говорить об общих результатах, которые показал класс, то нужно заметить что средний уровень сформированности ИКТ –компетенций показали всего 4 человека, низкий уровень – 21 человек, высокий уровень сформированности ИКТ-компетенций – 0 человек.
Критерии сформированности ИКТ-компетенций:
70% - 100% - высокий уровень;
50% - 69% - средний уровень;
0% - 49% - низкий уровень.
После проведения диагностики была проведена практическая работа, направленная на выявление существующих знаний у младших школьников. Практическая работа содержала задания, которые соответствовали диагностическим вопросам, присутствующим в анкете.
Практическая работа
1. Открой папку «4В класс» на рабочем столе.
2. Создай в этой папке еще одну папку со своим именем и фамилией.
3. Зайди в браузер Internet Explorer.
4. Зайди на сайт w*w.yandex.r* .
5.Найди в поисковике информацию про свое домашнее животное(кошку, собаку, хомячка, попугая и т.д. и т.п.).
6. Скопируй найденную информацию и вставь эту информацию в документ Microsoft Word.
7. Сохрани документ Microsoft Word под названием «Мое домашнее животное» в своей папке.
8. Найди картинку выбранного животного в интернете и сохрани ее в своей папке.
9.Сфотографируй себя и скинь свою фотографию с фотоаппарата в свою папку на компьютере.
10. Зайди на сайт w*w.mail.r*.
11. Зарегистрируй свой почтовый ящик.
12. Напиши письмо, приложив к нему: свою фотографию, картинку животного и документ Microsoft Wordс информацией о выбранном животном.
13. Отправь письмо на почтовый ящик с адресом yulka.08@inbox.r*.
Результаты практической работы подтвердили результаты диагностики. Всего 5 человека смогли справиться с заданием при небольшой помощи учителя. У 10 человек возникли трудности при выполнении определенных заданий. Остальные 10 человек не смогли справиться с поставленными заданиями.
На основе результатов диагностики и практической работы, возрастных особенностей младших школьников и гигиенических требований была разработана программа формирования ИКТ компетенций у младших школьников во внеурочной деятельности. Работа в кружке по формированию ИКТ-компетенций разработана по следующим направлениям:
• Знакомство со средствами ИКТ.
• Запись, фиксация информации. Непосредственный ввод информации в компьютер с камеры, микрофона, цифровых датчиков. Сканирование изображений и текстов. Запись (сохранение) вводимой информации. Распознавание текста, введенного как изображение.
• Создание текстов с помощью компьютера. Составление текста целыми словами, вставкой пропущенных слов из предложенных, с использованием картинок, путем восстановления деформированного текста. Клавиатурное письмо. Работа в простом текстовом редакторе: ввод и сохранение текста, выбор шрифта, начертания, размера, цвета текста; правила расстановки пробелов перед и после знаков препинания, использование абзацного отступа.
• Редактирование сообщений. Редактирование текста (удаление, замена и вставка буквы, слова, фрагмента текста; перенесение части текста; повторение части текста и пр.). Редактирование цепочек изображений (слайд-шоу). Редактирование видео- и аудио- записей (вставка, удаление, замена фрагмента и другие простые виды редактирования). Редактирование фотоизображений (вставка, удаление, замена фрагмента, изменение контрастности).
• Создание новых сообщений путем комбинирования имеющихся. Создание сообщения в виде цепочки экранов. Добавление на экран изображения, звука, текста. Презентация как письменное и устное сообщение.
• Поиск информации. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, в том числе в Интернет-изданиях. Поиск информации в контролируемом Интернете, формулирование запроса, интерпретация результатов поиска. Сохранение найденного объекта. Составление списка используемых информационных источников. Использование ссылок для указания использованных информационных источников. Поиск информации в компьютере. Использование систем поиска внутри компьютера.
• Работа с программой Macromedia Flash MX. Создание мультипликационных, анимационных фильмов и использование полученных знаний при обработки графических, звуковых и текстовых данных.
На основе результатов диагностики и выполнения практических заданий можно сделать вывод то что младшие школьники плохо знакомы с ИКТ технологиями, следовательно ИКТ-компетентность развита плохо. В целях повышения уровня сформированности ИКТ-компетенций нами был организован кружок, направленный на формирование ИКТ-компетенций.
2.2. Реализация программы формирования ИКТ компетенций у младших школьников во внеурочной деятельности
Нами была составлена программа формирования ИКТ компетенций у младших школьников во внеурочной деятельности для 4 В класса, так как в учебном процессе отсутствуют уроки непосредственно направленные на формирование ИКТ – компетенций(уроки Информатики), то вся важность формирования этих компетенций в полной мере зависит от внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность обучающихся 1-4 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.
Внеурочная деятельность организуются по различным направлениям, видам и формам. Формой внеурочной деятельности был выбран кружок, по общеинтеллектуальному направлению и познавательному виду деятельности.
Программа кружка была разработана с учетом результатов диагностирования, выполненными практическими заданиями, так же при составлении программы учитывались возрастные особенности детей и гигиенические требования, предъявляемые к организации образовательного процесса в целом.
Целью формирующего педагогического эксперимента было апробировать разработанную программу формирования ИКТ компетенций у обучающихся во внеурочной деятельности. Объектом формирующего эксперимента является процесс формирования ИКТ компетенций у младших школьников. Предметом формирующего педагогического эксперимента является формирование ИКТ компетенций во внеурочной деятельности.
Работа проводилась по следующим этапам:
1. Мотивационный (учитель: объясняет общий замысел, создает положительный настрой на работу; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
2. Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели работы, вырабатывается план действий, согласовываются способы совместной деятельности).
3. Информационно – операционный (ученики: непосредственно выполняют работу; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).
4. Рефлексивно – оценочный (ученики: представляют свою общую работу-проект и защищают ее, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективно оценочной деятельности).
Работа по программе “Формирование ИКТ-компетенций у младших школьников ” проводилась с учениками 4–го класса. Курс был пройден с января по апрель. В процессе занятий дети знакомились с новыми программами и основными свойствами этих программ. Учились создавать и редактировать новые документы. В рамках кружка дети познакомились с программами: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point и Macromedia Flash MX. Знакомство с каждой программой сопровождалось заданиями направленными на закрепление темы.
Основными, характерными формами при реализации данной программы являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, кроме того, работа программы рассчитана, так что учащиеся занимаются дома самостоятельно, то есть им дается домашнее задание, которое они демонстрируют и объясняют ход его выполнения в классе.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
• демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
• фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
• самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или выполняют задание самостоятельно дома.
Программа построена на принципах:
• Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
• Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
• Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Программа кружка направленная на формирование ИКТ-компетенций представлена в Приложении№3.
Данная образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
• принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
• методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов и др.).
Во время проведения кружка было замечено, как стали меняться сами дети. Первоначально при объявлении кружка у детей просто появился интерес к данному виду деятельности. Многие учащиеся говорили, что хотят научиться создавать анимационные фильмы сами, но не умеют пользоваться ПК. Заинтересованность детей очень помогла при проведении занятий. Все учащиеся вели себя активно: внимательно слушали, задавали и отвечали на вопросы, руководили процессом создания проектов в классе, выдвигали идеи для создания новых проектов.
Заключение
В современном мире в связи с развитием различных областей жизни предъявляются все большие требования к образованию. Появляются новые технологии, методы, подходы, используемые в учебном процессе, а как следствие предъявляются и новые требования к уровню образования школьников, умениям и к компетенциям которыми должны обладать как младшие школьники, так и учителя.
Нужно отметить, что компетенции и умения должны формироваться непосредственно в образовательном процессе в целом, не только в процессе обучения, но и во внеурочной деятельности. Для того что понять что влияет на формирование ИКТ компетенций у младших школьников и как можно организовать работу учителя чтоб формирование этих компетенций шло эффективнее, нами была выбрана для рассмотрения эта тема.
Следует отметить, что понятие компетентность более широкое, чем понятие компетенция. Компетентность это не просто умения, навыки и знания, это способность применять полученные знания на практике. Компетентность мы не можем сформировать за какое либо определенное время, она формируется постепенно, на протяжении всей жизни, так как человек в современном мире получает различные знания на протяжении всей жизни и использует полученные знания и умения в определенных ситуациях. ИКТ технологии в данном случае не являются исключением. В современном мире они занимают достаточно твердую позицию, используются во всех сферах жизни человека и в первую очередь в сфере образования. В образовательном процессе мы можем лишь начать формировать компетенции у младших школьников и создавать условия для применения этих компетенций, а насколько эффективно будут применяться эти компетенции на практике зависит во многом от желания и заинтересованности ученика.
Особое внимание нужно уделить тому, что ИКТ технологии при правильном использование в образовательном процессе способствуют формированию у обучающихся ИКТ-компетенций. Но следует заметить, что при использование этих технологий необходимо учитывать возрастные особенности учеников и планировать образовательный процесс так чтобы ИКТ технологии являлись средством способным улучшить усвоение учебного материала и в то же время не наносили вред здоровью младших школьников. Это можно осуществить лишь в том случае если информационно-коммуникационные технологии будут применяться систематически, как в учебном, так и во внеучебном процессе с учетом психолого-педагогических и гигиенических требований и особенностей младших школьников.
На основе изучения данной проблемы нами были выделены эффективные педагогические условия использования ИКТ технологий в образовательном процессе:
1. Материально-техническая оснащенность школы и кабинета необходимыми ИКТ технологиями.
2. Соблюдение правил безопасности при нахождении в кабинете и использовании ИКТ технологий.
3. Применение гимнастики для глаз на занятиях.
4. Соблюдение правил гигиены и норм СанПиНа.
5. Учитывание возрастных особенностей младших школьников.
6. Заинтересованность учащихся на протяжении всего занятия
7. Авторитетность педагога в глазах учеников.
8. Доброжелательная обстановка в классе.
9. Осознание целей и задач получаемых знаний.
10. Понимание возможности применения полученных знаний на практике.
11. Наличие домашнего компьютера у учащихся.
12. Сформированность умений у учащихся работать индивидуально и в группах.
13. ИКТ компетентность педагога.
14. Наличие необходимой методической литературы.
Для того чтобы узнать как проходит формирование ИКТ компетенций в учебном процессе, было проанализировано «УМК Школа 2100». При рассмотрении учебников по этой системе по предметам окружающий мир, литературное чтение, русский язык и математика мы не обнаружили не одного задания непосредственно непосредственного на формирование ИКТ-компетенции и требует от учеников непосредственного взаимодействия с компьютером. В предметной области математика и информатика по предмету информатика непосредственное формирование ИКТ компетенций с помощью заданий на компьютере начинается с 3-го класса, но выполнение заданий на компьютере не является обязательным. Учебное пособие «Информатика и ИКТ» является дополнительным, и рассчитана на школы, в которые материально технические условия для проведения таких занятий.
Нами было проведена опытно-педагогическая работу по формированию ИКТ-компетенций во внеурочной деятельности. Была проведена диагностика уровня сформированности ИКТ компетенций у младших школьников.
По результатам диагностики всего 4 человека в классе имеют средний уровень сформированности ИКТ – компетенций, низкий уровень – 21 человек, высокий уровень сформированности ИКТ - компетенций – 0 человек.
После проведения диагностики была проведена практическая работа, направленная на выявление сформированных ИКТ компетенций у младших школьников. Практическая работа содержала задания, которые соответствовали диагностическим вопросам, присутствующим в анкете.
На основе результатов диагностики и практической работы, возрастных особенностей младших школьников и гигиенических требований была разработана и реализована программа формирования ИКТ компетенций у младших школьников во внеурочной деятельности в форме кружка.
Формой внеурочной деятельности был выбран кружок, по общеинтеллектуальному направлению и познавательному виду деятельности.
Программа кружка была разработана с учетом результатов диагностирования, выполненными практическими заданиями, так же при составлении программы учитывались возрастные особенности детей и гигиенические требования, предъявляемые к организации образовательного процесса в целом.
После реализации разработанной программы по формированию ИКТ компетенций у младших школьников во внеурочной деятельности, нами была проведена повторная диагностика сформированности ИКТ компетенций младших школьников. Диагностика проходила по тем же анкетам, которые применялись при первой диагностики сформированности ИКТ компетенций учащихся.
Повторная диагностика сформированности ИКТ-компетенций показала показала следующие результаты:
70% - 100% - высокий уровень – 20 учащихся
40% - 69% - средний уровень – 5 учащихся
0% - 49% - низкий уровень – 0 учащихся
Исходя из анализа диаграмм можно заметить, что уровень сформированности ИКТ-компетенций у младших школьников значительно повысился. После проведения внеурочной деятельности направленной на формирование ИКТ-компетенций у большинства учащихся был обнаружен высокий уровень сформированности ИКТ – компетенций, хотя при первом анкетировании у большинства учащихся был низкий уровень сформированности ИКТ-компетенций.
Исходя из этого, мы можем предполагать, что на изменение уровня сформированных ИКТ компетенций повлияли занятия, проводимые в рамках кружка.
Чтобы формирование ИКТ-компетенций у младших школьников проходило более эффективно нужно учитывать, что большое влияние на процесс формирования ИКТ компетенций младших школьников имеет учитель. В связи с этим к учителям предъявляются квалификационные требования и требования к ИКТ компетентности учителя.
Для того чтобы узнать насколько развита ИКТ компетентность у учителей начальных классов, их отношение к использованию ИКТ технологий и оснащенность кабинетов необходимыми ИКТ-технологиями, нами было проведено анкетирование с учителями начальных глассаов лицея №21 города Уфы.
Большинство учителей уже владеют ИКТ технологиями, понимают их значимость в образовательном процессе и стараются использовать их на своих уроках. К сожалению не все учителя могут изготавливать весь нужный наглядный материал сами, так как большинство из учителей владеют только программой Microsoft Word, они прибегают к помощи интернета и специализированных дисков, где нужная им информация предоставляется уже в готовом и доступном для младших школьников виде.
Тема: | «Формирование ИКТ компетенций у младших школьников в образовательном процессе» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 66 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
Формирование у младших школьников метапредметных компетенций на уроках математики
70 страниц(ы)
Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 71.1. «Метапредметные компетенции»: понятие, сущность 7РазвернутьСвернуть
1.2. Формирование метапредметных компетенций у младших школьников на уроках математики по УМК «Школа - 2100» 16
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 29
2.1. Диагностика уровня сформированности метапредметных компетенций у младших школьников 29
2.2. Контрольный эксперимент по формированию метапредметных компетенций у младших школьников на уроках математики и рекомендации учителям начальных классов 49
Рекомендации учителям начальных классов по формированию метапредметных компетенций у младших школьников 59
Вывод по второй главе 60
Заключение 61
ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ 65
ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ 67
-
Дипломная работа:
57 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В РАМКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 101.1.Сущность понятия регулятивные универсальные учебные действия на ступени НОО 10РазвернутьСвернуть
1.2. Возрастные особенности развития регулятивных УУД у младшего школьника 14
1.3. Исследовательская деятельность, как средство формирования регулятивных УУД у младшего школьника в рамках курса «Окружающий мир» 21
Вывод по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В РАМКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 30
2.1. Определение уровня сформированности регулятивных УУД у младшего школьника 30
2.2.Организация урока по окружающему миру по формированию регулятивных УУД 37
2.3. Анализ проведенной опытно-педагогической работы 42
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Литература 53
-
Дипломная работа:
Формирование языковых компетенций младших школьников
93 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ …91.1.Термин «компетенция» в различных аспектах изучения….9РазвернутьСвернуть
1.2.Виды компетенций и их особенности….13
1.3.Требования ФГОС НОО к формированию языковой компетенции младших школьников…23
1.4. Особенности грамматических норм в русском языке….26
Выводы по первой главе….33
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ….….36
2.1. Поисково- теоретический этап исследования вопроса формирования языковой компетенции….….36
2.2. Опытно- экспериментальный этап выявления уровня сформированности языковой компетенции у обучающихся вторых классов….43
2.3.Заключительно- обобщающий этап выявления сформированности языковой компетенции обучающихся в области морфологии….….52
Выводы по второй главе….57
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ….59
3.1. Значение методических рекомендаций в организации учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка….…59
3.2. Этапы формирования языковой компетенции у младших школьников в области морфологии ….67
3.3. Урочная деятельность по формированию языковой компетенции у младших школьников…80
Вывод по третьей главе …87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …89
-
Дипломная работа:
72 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ…. 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…. 81.1.Особенности универсальных учебных действий в системе начального образования ….8РазвернутьСвернуть
1.2.Коммуникативные универсальные учебные действия….10
1.3.Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках математики….26
Выводы по первой главе . ….37
ГЛАВА 2 . ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ….38
2.1. Диагностический инструментарий по формированию коммуникативных компетенций у младших школьников на уроках математики ….38 2.2. Результаты экспериментальной работы.….53 2.3. Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий ….55
Выводы по второй главе .…58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….59
ЛИТЕРАТУРА….….61
ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ…67
ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ ….70 -
Дипломная работа:
61 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 91.1. Основы понятия коммуникативные универсальные учебные действия в свете реализации ФГОС 9РазвернутьСвернуть
1.2. Возрастные особенности младших школьников по формированию коммуникативных универсальных учебных действий 12
1.3. Коммуникативные универсальные учебные действия в рамках курса «Окружающий мир» 16
Вывод по первой главе 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 24
2.1. Особенности диагностических методик по выявлению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 24
2.2. Организация и проведение уроков по окружающему миру с формированием коммуникативных универсальных учебных действий 37
2.3. Анализ проведения опытно-педагогической работы 40
Вывод по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 56
-
Курсовая работа:
Формирование исследовательских умений у младших школьников
57 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Сущность понятия «исследовательские умения» 51.2. Характеристика и специфика исследовательских умений у младших школьников 12РазвернутьСвернуть
1.3. Методы формирования исследовательских умений у младших школьников 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Организация констатирующего этапа исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 37
2.3. Реализация проекта по формированию исследовательских умений у младших школьников 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
Дипломная работа:
Web-сайт «конфликты в коллективе»
78 страниц(ы)
Введение 4
Глава 1. Обзор проблематики конфликтов в коллективе 7
1.1. Понятие и сущность конфликта 7
1.2. Основные подходы к изучению конфликта 91.3. Характерные черты системы управления конфликтами в организации 11РазвернутьСвернуть
1.4. Описание методик для выявления возможного конфликта 16
1.4.1. Тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика акцентуации характера и темперамента личности 17
1.4.2. Тест-опросник Томаса на поведение в конфликте 17
1.4.3. Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского) 18
1.4.4. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера 19
1.5. Результаты психодиагностического исследования 22
Выводы 26
Глава 2. Проектирование, структура web-сайта 28
2.1. Выбор программных средств для создания web-сайта 28
2.1.1. AdobeDreamweaver CC 28
2.1.2. Текстовый редактор Notepad ++ 30
2.1.3. Denwer 30
2.2. Выбор аппаратных средств 33
2.3. Структура сайта 34
Выводы 35
Глава 3. Разработка, тестирование и внедрение сайта на организацию 36
3.1. Разработка сайта 36
3.2. Разработка базы данных 38
3.3. Тестирование сайта 39
3.4. Размещение сайта на хостинге 41
Выводы 45
Заключение 46
Список использованной литературы 47
Приложения 49
-
Дипломная работа:
Художественно-творческий потенциал школьников на уроках музыки
78 страниц(ы)
Ведение….3
Глава I.Теория и практика развития творческого мышления детей младшего школьного возраста
1.1.Художественно-творческий потенциал ребёнка и развитие личности….….81.2.Творческая деятельность учащихся в практике музыкального воспитания….20РазвернутьСвернуть
Глава II.Педагогические условия развития творческого потенциала на уроках музыки
2.1.Содержание, формы и методы художественно-творческого развития младших школьников на уроках музыки….32
2.2.Опытно-экспериментальная работа….47
Заключение….…63
Список используемой литературы….64
Приложение…67
-
Курсовая работа:
28 страниц(ы)
Кереш . 3
Төп өлеш. М. Акмулла исемендәге Башкорт дәүләт педагогик университетында татар теле белеме үсеше.5Беренче бүлек. Филология фәннәре кандидаты, татар теле һәм әдәбияты кафедрасы доценты Ф.А. Абдуллинаның татар теле һәм әдәбияты кафедрасында гыйльми эшчәнлеге.5РазвернутьСвернуть
1.1. Ф.А. Абдуллинаның тормыш юлы турында кыскача мәгълүмат.6
1.2. Ф.А. Абдуллина – педагог.8
1.3. Ф.А. Абдулинаның татар теле белеме өлкәсендә.11
1.4. Ф.А. Абдулинаның басма хезмәтләре исемлеге.15
Икенче бүлек. Филология фәннәре кандидаты, татар теле һәм әдәбияты кафедрасының доценты Д.З. Мәхмүтшинаның татар теле һәм әдәбияты кафедрасында гыйльми эшчәнлеге.17
2.1. Д.З. Мәхмүтшинаның тормыш юлы турында кыскача мәгълүмат.18
2.2. Д.З. Мәхмүтшина – педагог.20
2.3. Д.З. Мәхмүтшинаның татар теле белеме өлкәсендә хезмәте.22
2.4. Д.З. Мәхмүтшинаның басма хезмәтләре исемлеге.26
Йомгак.28
Кулланылган әдәбият исемлеге.30
-
ВКР:
Татар дөнья тел картинасында ут концепты
70 страниц(ы)
КЕРЕШ _ 3-6
Бүлек I
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯНЕҢ ТӨП ТӨШЕНЧӘЛӘРЕ
1.1 Лингвокультурологиядә “дөнья тел картинасы” төшенчәсе_ 7-121.2 Лингвокультурологиядә «концепт» төшенчәсе_ 12-18РазвернутьСвернуть
1.3 Беренче бүлек буенча нәтиҗәләр_ 18-19
Бүлек II
“УТ” ТӨШЕНЧӘСЕН БЕЛДЕРҮЧЕ ЛЕКСИК БЕРӘМЛЕКЛӘР
2.1 Борынгы төрки телердә ут «огонь» төшенчәсен белдерүче лексик берәмлекләр _ 20-29
2.2 Татар телендә ут “огонь” сүзенең концептосферасы _ 30-50
2.3 “Ут” концептының лексик-семантик кыры _ 50-59
ЙОМГАКЛАУ _ 60-63
КУЛЛАНЫЛГАН ӘДӘБИЯТ ИСЕМЛЕГЕ _ 64-66
КУШЫМТА_ 67-69
-
Дипломная работа:
Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами в условиях Реабилитацион-ного центра
84 страниц(ы)
Введение 3
Глава I. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов как проблема 8
1.1.Характеристика детей с ограниченными возможностями и причины их инвалидности 81.2. Реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями: отечественный и зарубежный опыт 23РазвернутьСвернуть
1.3. Направления социально-педагогической реабилитации
в условиях реабилитационных центров 33
Выводы к главе I 37
Глава II. Изучение и обобщение опыта социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами в реабилитационном центре 38
2.1. Содержание деятельности реабилитационного центра города Нефтекамска 38
2.2. Работа в группах 48
2.3 Характеристика программы деятельности реабилитационного центра города Нефтекамска «Дуэт» 54
2.4. Сотрудничество Центра и семьи в реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности 61
Выводы к главе II
Заключение
Список литературы
Приложения
-
Дипломная работа:
62 страниц(ы)
Введение….….3
Глава 1 Аббревиатура и сокращение как языковое явление
1.1. Причины и особенности возникновения сокращений….61.2. Перевод сокращений и аббревиатур. Место аббревиатур и сокращений в современном английском языке….….12РазвернутьСвернуть
Выводы по первой главе….….….17
Глава 2 Виды сокращений в современном английском языке
2.1. Типы аббревиатур….…19
2.2. Сокращения как способ словообразования. Виды сокращений .24
Выводы по второй главе….….28
Глава 3 Аббревиатуры и сокращения в текстах СМИ современного английского языка
3.1. Теоретические предпосылки исследования сокращений и усечений в современной англоязычной прессе….….….29
3.2 Лексико-семантический анализ аббревиаций, сокращений и усечений в прессе ….35
3.3 Функционально-прагматическая специфика усечений в текстах периодических изданий….…44
Выводы по третьей главе….….53
Заключение….….54Список литературы…57
-
ВКР:
Молодежное арго как средство развития коммуникативной компетенции учащихся соо
53 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ВИДЫ СОЦИОЛЕКТОВ И ИХ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 6
1.1 Понятие термина «сленг» в современной лингвистике 61.2 Жаргон и сферы его употребления 9РазвернутьСвернуть
1.3 Термин «арго» и арготизмы в английской языковой системе 13
Выводы по Главе I. 18
ГЛАВА II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖНОГО АРГО В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 21
2.1 Социокультурные и языковые источники происхождения и эволюции арго 21
2.2 Молодежное арго и способы его образования 29
2.3 Молодёжное арго как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся 41
Выводы по Главе II. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 50 -
Курсовая работа:
Психологическое здоровье у больных сердечнососудистыми заболеваниями
41 страниц(ы)
Введение 5
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1 Структурно-функциональные характеристики и динамические показатели, критерии психологического здоровья личности 81.2 Психологическая хараткеристка лиц, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями 17РазвернутьСвернуть
1.3 Профилактика и способы сохранения психологического здоровья 23
ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Программа эмпирического исследования психологического здоровья больных сердечно – сосудистыми заболеваниями 27
Программа исследования психологического здоровья состоит из следующих этапов: 28
2.1 Проведение эксперимента и его интерпритация. 32
Заключение. 38
Список литературы 40
-
Курсовая работа:
Работа в структуре ценностно-смысловых отношений в личности
38 страниц(ы)
Введение….
Глава I. Значимость работы в жизни современного человека: обзор зарубежных и отечественных исследователей1.1 Ценностно-смысловая структура самосознания человека: основные подходы …РазвернутьСвернуть
Заключение….
1.2 Работа в структуре ценностно-смысловых образований личности …
Заключение….
1.3 Потеря работы и ее последствия для человека …
Заключение….
Список литературы…
-
Дипломная работа:
Подтекст как особенность поэтики а.п. чехова
76 страниц(ы)
Введение_3
Глава I. Подтекст: термин и понятие
1.1 Понятие подтекста в лингвистике и литературоведении_6
1.2 Символ как средство формирования подтекста_ 19Глава II. Подтекст как особенность поэтики А.П. ЧеховаРазвернутьСвернуть
2.1 Функции подтекста в поздних рассказах писателя _28
2.2 Аспекты изучения и интерпретации произведений А.П. Чехова в современной школе_49
2.3 Программа элективного курса «А.П. Чехов и «подводное течение» подтекста_ 54
Заключение_ 59
Список использованной литературы_61
Приложение_66