У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Формирование стрессоустойчивости у сотрудников службы инкассации» - Дипломная работа
- 54 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
ВВЕДЕНИЕ….….….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ИНКАССАЦИИ ….….6
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости….….6
1.1.1. Мероприятия, направленные на борьбу со стрессом….10
1.2.Особенности производственной деятельности работников службы инкассации….…14
1.2.1. Экстремальные факторы в профессии инкассатора….16
1.2.2. Факторы, обуславливающие психологическое благополучие и здоровье инкассаторов….21
Выводы по первой главе….26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ИНКАССАТОРОВ ….27
2.1. Организация и описание методов исследования ….….27
2.2. Анализ и обработка результатов исследования ….….30
Вывод по второй главе….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ….….49
Введение
Актуальность. Должность инкассатора связана с риском для жизни и является физически тяжелой работой. Также работа сложна в психологическом плане, это связано с перевозкой крупных сумм наличных денег, использованием огнестрельного оружия, что создает большое эмоциональное напряжение. Все это вызывает развитие трудных состояний: переутомлений, депрессий, невротических состояний, а также стресса.
Опасность этой профессии связана с экстремальными ситуациями, возникающими вокруг нее, а также в неготовности специалиста к устранению этих ситуаций из-за его психофизиологических и индивидуально – личностных характеристик.
Долгое пребывание в ситуациях такого типа грозит опасностью жизни и здоровью, а также оказывает истощающее действие на организм, которое приводит к психологической дезадаптации личности.
Условия, которые возникают в экстремальной ситуации приносят не только вред здоровью и угрозу жизни работника, но и уменьшают качество и успешность выполняемой им работы, повышают уровень психофизиологической «цены» деятельности. Кроме того, наблюдается целая цепочка негативных социальных, экономических и психологических последствий, таких как, повышение текучести кадров, снижение эмоциональной удовлетворенности трудом, а также деформация адаптационных функций организма.
Актуальность данной работы состоит в необходимости улучшения адаптации к ситуациям связанным с риском для жизни инкассаторов, в связи с экономической значимостью данной профессии для страны, а также важности улучшения здоровья специалистов этой профессии.
Целью данного исследования является выявление эффективности разработанного тренинга стрессоустойчивости сотрудников службы инкассации.
Объект исследования: стрессоустойчивость сотрудников службы инкассации.
Предмет исследование: психологические и психофизиологические показатели стрессоустойчивости сотрудников службы инкассации.
Гипотеза: использование в производственном процессе разработанного тренинга, направленного на формирование стрессоустойчивости, позволит повысить эмоциональную стабильность, осознанность и контроль физиологических показателей организма, снизить тревожность, уровень активности в сопротивлении стрессам.
В соответствии с объектом, предметом, и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ производственной деятельности работников инкассации по данным научной литературы;
2. Выявить факторы, влияющие на психологическое благополучие и здоровье инкассаторов;
3. Разработать тренинг, направленный на формирование стрессоустойчивости;
4. Проверить эффективность разработанного тренинга, направленного на формирование стрессоустойчивости.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
I. Методы теоретического исследования проблемы: изучение, анализ научной литературы по исследуемой проблеме и ее обобщение.
II. Методы эмпирического исследования:
1. Тест «Тур-7» Моргунова В.В. (1995г.);
2. Пятифакторный личностный опросник (ипсаитивная версия), Шмелев А.Г. (2002 г.);
3. Тренинг «Повышение стрессоустойчивости» (Набиахметова А. А., Шаяхметова Э. Ш., 2014 г.).
III. Методы математической статистики:
1. U – критерия Манна – Уитни;
2. T – критерия Вилкоксона.
Теоретико-методологической основой исследования явились базовые положения концепции стресса Г. Селье, когнитивной теории психологического стресса Р. Лазаруса, а также работы Бойко В.В., Водопьяновой Н.Е., Щербатых Ю.В., Монина Г.Б., Раннала Н.В.
Практическая значимость исследования. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для составления программ психокоррекционной и консультационной работы как с инкассаторами, так и с представителями других профессий, для оптимизации трудового процесса и профилактики дезадаптации личности.
Эмпирической базой для проведения исследования явились 92 работника службы инкассации Башкирского отделения Сбербанка №8598 города Уфы. Все сотрудники службы инкассации прошли углубленное ежегодное медицинское обследование, были признаны здоровыми. Участие инкассаторов в эксперименте было добровольным.
Апробация результатов: основные результаты исследования представлены в материалах конференций «Актуальные вопросы физиологи, психофизиологии и психологии», Уфа, 2014; «Психология психических состояний», Казань, 2015.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Общий объём работы– 54 страниц.
Выдержка из текста работы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ИНКАССАЦИИ
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости
Впервые в психологию и физиологию термин стресс ввел американский психофизиолог Уолтер Кеннон. Он назвал стресс – реакцией битвы или бегства, что от англ. «fight or fly» значит сражайся или улетай [2].
В дальнейшем в 1936 году канадский врач Г. Селье сформулировал теорию стресса, которую описал в своей статье «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». Сначала в своих работах он использовал понятие общий адаптационный синдром, который он определял как ответную реакцию организма на действия раздражителей, направленных на работу в новых условиях. Уже позже он сформулировал понятие стресс, как неспецифическую реакцию организма, на всякое предъявляемое ему действие.
Селье выделили различные виды стресса, такие как дистресс и эустресс. Эустресс является положительным фактором, он стимулирует человека, дает толчок в преодолении трудностей, активизирует психические процессы. Дистресс в свою очередь, наступает при длительных периодах активности, не приносящих результаты, в связи с чрезмерными усилиями и непосильными действиями [34].
Селье выделил различные виды стресса, такие как дистресс и эустресс. Эустресс является положительным фактором, он стимулирует человека, дает толчок в преодолении трудностей, активизирует психические процессы. Дистресс в свою очередь, наступает при длительных периодах активности, не приносящих результаты, в связи с чрезмерными усилиями и непосильными действиями [34].
Также Г. Селье выделили три стадии развития стресса. Первая, стадия тревоги, характеризуется активизаций всех ресурсов организма. Вторая, стадия резистентности, организм активно борется с причиной стресса. И третья, стадия истощения, ресурсы организма снижаются, повышается риск к воздействию вредоносных факторов.
Существуют также определения, в которых не учитывается сущность различия негативных и позитивных факторов влияющих на организм. Например, В.А. Ганзен, определял стресс как свойство личности, как его реакция на стимул внешней среды [9].
Л.А. Китаев – Смык считает, что стресс – это неспецифическая реакция адаптации организма на сверхсильные значимые воздействия [16].
Экспериментальные исследования по проблеме стресса проводил Р. Лазарус. В 1966 в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания» он разделил понятие физиологического стресса и стресса психического. Первый связан с реально действующим на организм физическим раздражителем. Второй вид характеризуется субъективным фактором, то есть, оценкой человеком ситуации, как сложной и опасной для организма. Стоит заметить, что такое разделение весьма условно, ведь в любой ситуации присутствует элемент оценки, также как и изменение организма [17].
Также наблюдается трудность в разделении понятий «стресс» и «эмоциональное состояние». В.В. Суворова отмечает, что понятия стресс и эмоциональное состояние трудно различимы, в зарубежной психологии дифференциация эмоций и стресса практически несущественна [41].
В.В. Бойко определяет эмоциональное состояние как личностный механизм психологической защиты, характеризующийся полным или частичным устранением эмоций в ответ на избранные психотравмирующие влияния среды [6].
А.Б. Леонова отмечает, дифференциацию понятия стресс, не только на физиологический, психический и эмоциональный, но также и на посттравматический, операциональный, информационный, рабочий, производственный, трудовой, организационный и управленческий [20].
Помимо этого, А.М. Столяренко описал виды стресса, среди которых, оптимальный – положительный, определяющий активность человека. Интенсивный – возникающий в сложной ситуации, неоднозначно влияющий на психику человека. Предельно интенсивный – неблагоприятный, характеризует личность неэффективно использующую ресурсы. И сверхинтенсивный – то есть разрушительный, гиперстресс [38].
Можно выделить три основных подхода к пониманию стресса [44].
В рамках первого подхода стресс определяется как встречная реакция на мешающее или опасное воздействие, которое характеризуется состоянием нервно – психической напряженности, неприятных эмоциональных переживаниях. Самой известной в рамках этого подхода является концепция общего адаптационного синдрома Г. Селье.
Второй подход описывает и трактует стресс как условие окружающей среды, которые определяются как беспокоящие или разрушающие стимулы, то есть стресс – факторы. Это значит, что любые условия, по отношению к человеку рассматриваются как стрессогенные.
Третий подход существенно отличается от первых двух. Согласно ему стресс является ответной реакцией на несоблюдение баланса между компенсаторными возможностями личности и требованиями, которые предъявляет к ней среда. К данному направлению относится модель трансактного стресса Т. Кокса и Дж. Маккэй. То есть стресс является системным и динамичным взаимодействием личности и внешней среды. Это субъективно воспринимаемый и оцениваемый феномен, детерминированный индивидуальными характеристиками личности [29].
В психологической литературе также употребляется понятие стрессоустойчивость, как особо значимый фактор работоспособности, стабильности межличностных взаимоотношений и готовности человека к трудным, экстремальным условиям [37].
Термин «стрессоустойчивость» часто отождествляется с такими понятиями как эмоциональная, психофизиологическая, психологическая устойчивость личности.
Понятие «эмоциональная устойчивость» В.М. Писаренко определяет как умение организма на сложные ситуации изменять свое состояние на такое, которое приводит к улучшению работоспособности [31].
О.А. Черникова под эмоциональной устойчивостью понимает способность оптимизировать степень интенсивоности эмоциональных состояний [47].
Е.А. Милерян считает, что эмоциональная устойчивость это регуляция эмоционального состояния, иными словами незначительные сдвиги эмоциональных реакций в различных условиях деятельности [25].
С.М. Оя определяет эмоциональную устойчивость как умение преодолеть повышенное эмоциональное возбуждение при выполнении сложной двигательной активности [30].
Б.Х. Варданян определяет эмоциональную устойчивость как своеобразное взаимодействие элементов деятельности. Он считает, что это свойство личности, которое характеризует гармоничное отношение между всеми компонентами деятельности, а также гарантирующее его успешность [7].
А.А. Обознов и В.А. Бодров трактуют стрессоустойчивость, как интегративное свойство личности, характеризующиеся определенной степенью адаптации организма к действию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; она обуславливается уровнем активации ресурсов организма и психики индивида; проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности [5].
П.Б. Зильберман, говорит о том, что стрессоустойчивость может быть неэффективным явлением, которое показывает неадекватное отражения некогда изменившейся ситуации, показывающая недостаточную гибкость и приспособляемость организма. Также он предлагает такую трактовку стрессоустойчивости, а именно качество личности, в которой гармонично сбалансированы эмоциональные, интеллектуальные, волевые и мотивационные элементы деятельности индивида, обеспечивающие успешное целепологание и результативность деятельности в трудной ситуации [13].
Таким образом, в большинстве подходов стресс трактуется как реакция организма на различные по силе и содержанию раздражители, воздействие которых в большинстве своем зависит от личностных характеристик индивида.
Стрессоустойчивость определяется, как способность личности адаптироваться к неблагоприятным условиям среды, способность к быстрой и эффективной мобилизации ресурсов организма и с их помощью успешное выполнение требуемой деятельности.
1.1.1. Мероприятия, направленные на борьбу со стрессом
Существует множество методов борьбы со стрессом, главная проблема состоит в выборе таких, которые учитывали бы индивидуальные особенности личности и в то же время, подходили бы под определенную проблемную ситуацию человека.
К.В. Судаков выделил следующие способы борьбы со стрессом [40]:
1) аутогенная тренировка;
2) различные методы релаксации;
3) система биологической обратной связи;
4) дыхательная гимнастика;
5) включение в жизнь человека положительных эмоций;
6) музыка;
7) физические упражнения;
8) психотерапия;
9) физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон);
10) иглоукалывание и др.
Ю.В. Щербатых говорит о том, что большинство людей знакомы с методами уменьшения стресса, но они используются спонтанно и часто не обоснованно, то есть их эффективность резко снижается. Если использовать научную литературу по антистресовым мероприятиям, ситуация является схожей, имеется большой диапозон методов уменьшения стресса и проблемы их выбора.
Для подбора оптимальных методово коррекции стресса и формировании стресоустойчивости инкассаторов рассмотрим наиболее известные методы регуляции состояния во время стресса.
Одним из эффективных вариантов самовнушения является аутогенная тренировка. Результатом может стать влияние на процессы в организме, включая процессы не поддающиеся сознательной регуляции. Этот процесс до конца неясен, строится он на периферической теории эмоций Джеймса – Ланге, любое физиологическое состояние организма связано с состоянием сознания, и наоборот. То есть изменяя свое настороение мы можем изменить свое физическое самочувствие.
Сам метод создал Иоганн Шульц в 1930 году. Метод включает две ступени. Начальная ступень помогает научиться влиять на процессы в организме не поддающиеся контролю сознания и включает шесть упражнений, связанных с дыханием, вызыванием в теле ощущений тяжести, тепла, прохлады, а также нормализация ердечного ритма. Высшая ступень позволяет вызывать особые душевные сотояния, она доступна не многим пациентам [22].
Еще один метод саморегуляции вегетативных функций – метод биологической обратной связи (БОС). Главная особенность это, с помощью непостредственного наблюдения за своими физиологическими показателями, сознательное влияние и изменение их [35].
Дыхательные техники, один из самых известных методов уменьшения стресса и регуляции организма. Дыхание, это единствнная вегетативная функция подчиняющаяся контролю сознания. Во всех восточных телесных и духовных практиках упражнения на дыхание являются обязательным навыком. Наиболее легкий способо использование дыхания как метода уменьшения стресса, это концентрация внимания на нем [36].
Грудное и брюшное – основные способы дыхание. Если первое более привычно, то второе более физиологично, оказывает оздравливающий эффект на все системы и органы тела, а также эффективно при стабилизации эмоционального сотояния.
В 1930 году Эдмунд Якобсон показал, что психологические трудности и физиологическое состояние человека связаны. Беспокойство создает мышечное напряжение, которое усиливает неприятные эмоции. Эмоции создают мышечный панцирь, который формирует нервное напряжение. Что бы разорвать замкнутый круг необходимо научиться расслаблять тело и непосредственно мышцы [50].
Для эффективного избавления от стресса, необходимо фиксироваться на положительных эмоциях. Для начала следует создать словесную формулы, которая будет отражать будущую цель. Далее следует представить зрительный образ, ключающий в себя слуховые и телесные представления. Данный прием носит название метод позитивных образов или визуализация [43].
Физические упражнения существенный фактор снижения психологического стресса, это естесвенный, генетически заложенный ответ организма на стресс. Физическая активность отвлекает от проблемы и переключает на новые раздражители, снижают актуальность ситуации [21].
Часто общение является причиной стресса. Дейл Карнеги подробно сформулировал принципы бесконфликтного общения и борьбу с беспокойством. Одной из самых главных рекомендаций следует считать критику. Критика вызывает выброс в кровь гормонов гнева, всплеск эмоций. Для организма она равносильна нападению. При восприятии критики начинает работать симпатическая система: сердечный ритм учищается, напрягаются мышцы, бледнеют кожные покровы. Поэтому любая критика ведет к стрессу. Поэтому стоит отслеживать свое сосотояние и корректировать его [14].
Также источником стресса может случить субъективное ощущение неполноценности, неуверенность. Существует связь между неуверенностью, поведением и телесными реакциями организма. То есть если человек испытывает стресс из-за неуверенности в себе, он может изменить сосотояние тела и почувствовать себя более уверенно, а следовательно улучшится его самочувствие [8].
Ю.В. Щербатых считает, что одним из причин стресса является фрустрация, которая свзязана с неуспешной реализацией целей. Часто это связано с неправильной постановкой цели. Существует алгоритм постановки целей, который улучщит целепологание и избавит от стрессов связанных с ним [51].
В нашем коррекционном мероприятии мы использовали концепцию тренинга стрессоустойчивости Монина Г.Б., Раннала Н.В., а также теорию сохранения ресурсов С. Хобфолл, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Ю.В. Щербатых. Данная теория гласит, что каждый человек обладает разнообразным набором внешних и внутренних ресурсов.
В тренинге использованы методы визуализации стресса, биологической обратной связи, дыхательные техники, совершенствование техник коммуникации, уверенного поведения и целеполагание.
Таким образом, вследствии нехватки методов повышения стрессоустойчивости сотрудников службы инкассации нами был разработан тренинг, эффективность которого мы проверели в ходе данного исследования.
Заключение
Актуальность темы исследования состоит в необходимости улучшения адаптации к ситуациям связанным с риском для жизни инкассаторов, в связи с экономической значимостью данной профессии для страны, а также важности улучшения здоровья специалистов этой профессии.
В большинстве подходов стресс трактуется как реакция организма на различные по силе и содержанию раздражители, воздействие которых в большинстве своем зависит от личностных характеристик индивида.
Стрессоустойчивость определяется, как способность личности адаптироваться к неблагоприятным условиям среды, способность к быстрой и эффективной мобилизации ресурсов организма и с их помощью успешное выполнение требуемой деятельности.
Особенности производственной деятельности инкассаторов сложно структурированны и упорядоченны. Служебные обязанности и действия в нештатной ситуации прописаны в инструкциях, кодаксах и должностных обязанностях. Особенностью профессиональной деятельности инкассаторов является наличие экстремальных факторов и готовность личности к её преодолению.
Нами были выделены следующие структурные элементы стрессоустойчивости сотрудников службы инкассации: реакция, внимание, стабильность, интеллект, отрицание алкогольной зависимости, уровень экстравертивности, согласованности и новаторства.
Существует множество методов борьбы со стрессом, главная проблема состоит в выборе таких, которые учитывали бы индивидуальные особенности личности и в то же время, полходили бы под определенную проблемную ситуацию человека. Именно исходя из основной проблемы, для коррекционного мероприятия мы выбрали метод тренинга. Мы использовали концепцию тренинга стрессоустойчивости Монина Г. Б., Раннала Н. В., а также теорию сохранения ресурсов С. Хобфолл, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, Ю. В. Щербатых. Данная теория гласит, что каждый человек обладает разнообразным набором внешних и внутренних ресурсов. В тренинге использованы методы визуализации стресса, биологической обратной связи, дыхательные техники, совершенствование техник коммуникации, уверенного поведения и целеполагание.
В результате мы пришли в выводу, что тренинг «Повышения стресссоустойчивости» является эффективным, так как повышает уровень большинства показателей сопротивляемости стрессам у инкассаторов.
В соответствии с вышеизложенным мы можем судить о том, что, гипотеза нашего исследования, а именно использование в производственном процессе разработанного тренинга, направленного на формирование стрессоустойчивости, позволит повысить эмоциональную стабильность, осознанность и контроль физиологических показателей организма, снизить тревожность, уровень активности в сопротивлении стрессам, подтверждается.
Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для составления программ психокоррекционной и консультационной работы как с инкассаторами, так и с представителями других профессий, для оптимизации трудового процесса и профилактики дезадаптации личности.
Список литературы
1. Александровский Н. А. Адаптация и резервы организма [Текст] / Н. А. Александровский – М.: Медицина, 2003. – 272 с.
2. Алексеев Н. Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества [Текст] / Н. Г. Алексеев // Исследование проблем психологии творчества /под ред. Я. А. Пономарева. – М.: Наука, 2003. – 176 с.
3. Анохин П. К. Избранные труды [Текст] / П. К. Анохин – М.: Наука, 2008. – 270 с.
4. Банников В. В. Влияние социально – психологических компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации подхода [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук / Банников Владимир Владимирович – М., 2003. – 145 с.
5. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы [Текст] / В. А. Бодров – М.: Наука, 2005. – 164 с.
6. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении [Текст] / В. В. Бойко – М.: Филинъ, 2006. – 346 с.
7. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы [Текст] / Б. Х. Варданян – М.: Генезис, 2003. – 543 с.
8. Вильяме К. Тренинг по управлению стрессом [Текст] / К. Вильяме – М.: Эксмо, 2002. – 272 с.
9. Газен В. А. Восприятие целостных объектов. Системное описание в психологии [Текст] / В. А. Газен – СПб.: ЦИFRA, 2007. – 320 с.
10. Даровская Н. Д. К вопросу о психологических критериях изучения тревожных расстройств [Текст] / Н. Д. Даровская // Клинические и организационные вопросы пограничной психиатрии – М.: Наука, 2004. – 114 с.
11. Дасевич Л.М. Должностные инструкции [Текст] / Л.М. Дасевич – М.: Феникс, 2014. – 304 с.
12. Дворяшина М. Д. Особенности интеллектуального развития студентов в 1 процессе обучения [Текст] / М. Д. Дворяшина // Ученые записки. Л. – СПб.: СПбГУ, 2003. Вып. 13. – С. 97–105.
13. Зильберман П. Б. «Эмоциональная устойчивость оператора» [Текст] / П. Б. Зильберман – М: Феникс, 2004. – 172 с.
14. Карнеги Д. Как завоевывать друзей [Текст] / Д. Карнеги – М.: Попурри, 2012. – 192 с.
15. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. [Текст] / А. Н. Капустина – М.: Речь, 2007. – 104 с.
16. Китаев – Смык Л. А. Психология стресса [Текст] / Л. А. Китаев – Смык – М.: Наука, 2013. – 368 с.
17. Лазарус С. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс [Текст] / С. Лазарус – СПб.: Медицина, 2010. – 178 с.
18. Лаптев Л. Г. [Текст] / Воинский труд: наука, искусство, призвание [Текст] / Л. Г. Лаптев, С.П. Гатиолов, A. M. Кондаков и др. – М.: Совершенство, 2008. – 198 с.
19. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях [Текст] / В. И. Лебедев – М.: Политиздат, 2009. – 198 с.
20. Леонова А. Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции [Текст] / А. Б. Леонова // Психологический журнал. – 2004 – № 2. С. 75–85.
21. Леонова А. Б. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. [Текст] / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова – М.: Наука, 1987. – 245 с.
22. Марищюк В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. [Текст] / В. Л. Марищюк, В. И. Евдокимова – СПб.: Питер, 2001. – 187 с.
23. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов [Текст] / В. И. Медведев. – М.: Наука, 2012. – 103 с.
24. Методическое пособие по работе с тестом «Тур-7» – М.: Лаборатории «Гуманитарные Технологии», 2010. – 63 с.
25. Милерян Е. А. Обсуждение и теоретическое обобщение экспериментальных материалов [Текст] / Е. А. Милерян // Очерки психологии труда оператора: сб. научн. ст. – М.: Наука, 2004. – С. 98 – 118.
26. Набиахметова А. А. Психологическая готовность сотрудников службы инкассации к преодолению опасности [Текст] / А. А. Набиахметова, Р. Ф. Тагирова, Э. Ш. Шаяхметова // Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии: сб. науч. ст. Международной заочной научно – практической конференции. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2014. – С. 85 – 88.
27. Набиахметова А. А. Экстремальные факторы в деятельности лиц, осуществляющих инкассацию и перевозку ценностей [Текст] / А. А. Набиахметова, Р. Ф. Тагирова // Психология психических состояний: сборник материалов по итогам IX Международной зимней школы по психологии состояний, 26-27 февраля – Казань: Изд-во Казан.ун–та, 2015. – Вып.5. – С. 108–111.
28. Набиахметова А. А. Экстремальные факторы и психофизиологические состояния в трудовой деятельности инкассаторов [Текст] / А. А. Набиахметова, Р. Ф. Тагирова, Э. Ш. Шаяхметова // Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии: сб. науч. ст. Международной заочной научно – практической конференции. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2014. – С. 67 – 72.
29. Ольшанникова А.Е. Индивидуальные варианты эмоционального
реагирования в экстремальных условиях [Текст] / А. Е. Ольшанникова – М.: Просвещение, 2011. – 122 с.
30. Оя С. М. Особенности предстартовых сдвигов и эмоциональной стабильности у представителей различных видов спорта [Текст] / С. М. Оя // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – С. 63 – 67.
31. Писаренко В. М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований [Текст] / В. М. Писаренко // Пути достижения трудной цели в спорте – М.: Наука, 2004. – С. 51– 68.
32. Руководство по психологической работе в Вооруженных силах РФ – М.: Воениздат, 2007. – 102 с.
33. Русалов В. М., Дифферинциально – психофизиологический анализ интеллектуального поведения человека в вероятностной среде [Текст] / В. М. Русалов, С. А. Кошман // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности – М.: Наука, 2010. – С. 7 – 56.
34. Селье Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье – М.: Прогресс, 2012. – 112 с.
35. Скок А. Б. Биоуправление в психоневрологической практике [Текст] / А. Б. Скок, О. В. Филатова, М. Б. Штарк, // Бюллетень Сибирского отделения РАМН, 1999. № 1, С. 30-35.
36. Смит М. Тренинг уверенности в себе. [Текст] / М. Смит – СПб.: Питер, 2000. – 238 с.
37. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики [Текст] / Л. Н. Собчик – М.: Институт прикладной психологии, 2008. – 469 с.
38. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика [Текст] / А. М. Столяренко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 608 с.
39. Стрелков Ю. К. Психологическое содержание операторского труда [Текст] / Ю. К. Стрелков – М.: РПО факультет психологии МГУ, 2009. – 135 с.
40. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу [Текст] / К. В. Судаков –М.: Горизонт, 1998. – 267 с.
41. Суворова В. В. Психопрофилактика стресса [Текст] / В. В. Суворова – М.: Педагогика, 2005. – 183 с.
42. Трошин В. Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика [Текст] / В. Д. Трошин – М.: МИА, 2007. – 784 с.
43. Франкенхойзер М. Эмоциональный стресс [Текст] / М. Франкенхойзер – М.: Наука, 2010. – 217 с.
44. Фресс П. Экспериментальная психология. Выпуск 5. [Текст] / П. Фресс, Ж. Пиаже – М.: Прогресс, 2005. – 458 с.
45. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: учебно –методическое пособие [Текст] / А. Б. Хромов – Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. – 23 с.
46. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. [Текст] / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 272 с.
47. Черникова О. А. Исследование эмоциональной устойчивости, как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям [Текст] / О. А. Черникова // Психологические вопросы спортивной тренировки – М.: Физкультура и спорт, 1967. – С. 3 – 13.
48. Шкулов В. Л. Труд и условия труда [Текст] / В. Л. Шкулов – СПб.: Наука, 2004. – 144 с.
49. Шостак В. И. Человеческий фактор и боеспособность войск [Текст] / В. И. Шостак, В. А. Шабалин // Военно-мед. журнал. – 2004. – № 7, 2004. – С. 59 – 61.
50. Щербатых Ю. В. Психология стресса. [Текст] / Ю. В. Щербатых –М.: Эксмо, 2005. – 304 с.
51. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю. В. Щербатых – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
52. Юнг К. Психологические типы [Текст] / К. Юнг – М.: АСТ, 2005. – 720 с.
Тема: | «Формирование стрессоустойчивости у сотрудников службы инкассации» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 54 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Предыдущая работа
Психологизм портретных образов Серова-
Дипломная работа:
77 страниц(ы)
Введение….…3
Глава I. Теоретическое исследование взаимосвязи интеллектуального развития и формирования самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста1.1. Психологические особенности старшего дошкольного возраста….7РазвернутьСвернуть
1.2. Развитие самооценки у старших дошкольников ….….15
1.3. Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста ….….26
1.4. Взаимосвязь интеллектуального развития и формирования
самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста….41
Выводы по 1 главе….46
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи интеллектуального развития и формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования.47
2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи интеллектуального
развития и формирования самооценки старших дошкольников….….52
Выводы по 2 главе….….67
Заключение….69
Список литературы….….71
Приложение
-
Дипломная работа:
Взаимосвязь профессионального выгорания и особенностей ценностно-смысловой сферы сотрудников мчс
58 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СОТРУДНИКОВ МЧС 71.1. Психологические особенности личности сотрудников МЧС 7РазвернутьСвернуть
1.2. Профессиональное выгорание у сотрудников МЧС 14
1.3. Особенности ценностно-смысловой сферы сотрудников МЧС 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРОЙ СОТРУДНИКОВ МЧС 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 26
Выводы по главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 37
-
Курсовая работа:
Аспекты формирования позитивного образа сотрудника спецслужб
47 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛ.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА 5
1.1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 51.2. ОБЪЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА 20РазвернутьСвернуть
1.3. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА 22
ГЛ.2. АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА СОТРУДНИКА СПЕЦСЛУЖБ 26
2.1. ОБРАЗ СОТРУДНИКА СПЕЦСЛУЖБ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ 26
2.2. ЛИЧНОСТНЫЙ ИМИДЖ СОТРУДНИКА СПЕЦСЛУЖБ. САМОИМИДЖ. МАНЕРЫ. 35
2.3. ВОСПРИНИМАЕМЫЙ ОБРАЗ. ТРЕБУЕМЫЙ ОБРАЗ. 40
2.4. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА СОТРУДНИКА СПЕЦСЛУЖБ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
-
Дипломная работа:
Личностные факторы формирования карьеры
123 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ 10
1.1. Профессиональное развитие с позиции зарубежных и отечественных авторов 101.2. Понятие карьеры и карьерных ориентаций в психологии 19РазвернутьСвернуть
1.3. Факторы, определяющие построение карьеры современного специалиста в изменившихся условиях трудовой занятости 26
1.4. Методы и приемы формирования карьеры специалиста 32
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Результаты и интерпретация результатов исследования 47
2.3. Программа формирования профессиональной карьеры сотрудника организации в изменившихся условиях трудовой занятости 65
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
-
ВКР:
107 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА «СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ» В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ 101.1. Благополучие: понятие, подходы, механизмы формирования 10РазвернутьСвернуть
1.2. Виды и компоненты благополучия 16
1.3. Исследование субъективного благополучия в разных профессиональных группах 26
1.4. Влияние профессиональной деятельности на особенности формирования субъективного благополучия у сотрудников коррекционного детского дома 31
Выводы по главе 1 37
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДИКТОРОВ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ КОРРЕКЦИОННОГО ДЕТСКОГО ДОМА 38
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования 55
2.3. Корреляционный анализ субъективного благополучия и его предикторов 55
2.4. Факторный анализ субъективного благополучия 63
2.5. Программа тренинга по развитию субъективного благополучия у сотрудников детского дома 68
Выводы по главе 2 71
Заключение 73
Список литературы 75
Приложения 83
-
Дипломная работа:
Психологичееские детерминанты успехов и неудачи у сотрудников правоохранительных органов
59 страниц(ы)
Введение…. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕХОВ И НЕУДАЧ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХ-РАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ….1.1. Понятие успеха и неудачи в психологии…РазвернутьСвернуть
1.2. Когнитивные и эмоциональные составляющие успеха и неудачи .
1.3. Психологические детерминанты успехов и неудач личности …
1.3.1. Мотивация достижения и избегания неудач ….
1.3.2. Атрибутивный стиль ….
1.3.3. Жизнестойкость личности ….
1.3.4. Самооценка….…
1.3.5. Эмоциональные особенности личности….
1.4. Особенности профессиональной деятельности сотрудников правоохра-нительных органов ….….
Выводы по I главе….….
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕХОВ И НЕУДАЧ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХ-РАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ….….
2.1. Общая характеристика выборки и методов исследования …
2.2. Анализ результатов исследования ….
-
Дипломная работа:
Организация профилактической работы по проблеме детского дорожно-транспортного травматизма
60 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….….….….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА….….
1.1. Понятие детского дорожно-транспортного травматизма ….….1.2. Профилактическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях …РазвернутьСвернуть
1.3. Первая медицинская помощь детям при ДТП….
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ …. 28
2.1. Организация и методы исследования….
2.2. Результаты исследования….
2.3. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди школьников…
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….
-
Дипломная работа:
Выявление генов ферментативной инактивации ксенобиотиков у бактерий, выделенных из техногенных почв
70 страниц(ы)
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. УСТОЙЧИВОСТЬ МИКРООРГАНИЗМОВ К КСЕНОБИОТИКАМ 8
1.1. Устойчивость к ксенобиотикам в природе 81.2. Распространение устойчивости микроорганизмов к абиотическим веществам 10РазвернутьСвернуть
1.2.1. Антибиотики в окружающей среде 10
1.2.2. Распространение генов устойчивости к
антибиотикам 12
1.3. Ферментативная инактивация как средство защиты бактерий 16
1.4. Характеристика устойчивости к хлорамфениколу 17
1.5. Общность резистома почвенных бактерий и патогенов человека 19
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 23
2.1. Культивирование исследуемых штаммов бактерий 23
2.2. Приготовление препаратов нуклеиновых кислот для ПЦР- анализа 24
2.3. Подбор праймеров и условий для ПЦР-анализа 24
2.4. Электрофоретический анализ амплификатов ДНК 26
2.5. Моделирование структуры белков САТ 26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1. Молекулярно-генетический анализ генов устойчивости к антибиотикам у бактерий, выделенных из техногенных зон 27
3.2. Моделирование структуры белка САТ 33
3.3. Обсуждение результатов 34
Глава 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «БИОЛОГИЯ» 36
4.1. Место биологии в школьном образовании 36
4.2. Применение материала выпускной квалификационной работы в школьном курсе «Биология» 38
4.3. Разработка урока по биологии на тему «Роль бактерий в 46 природе и жизни человека» для 5 класса 56
4.4. Применение логико-смысловой модели в образовательном процессе (педагогические методы) 59
ВЫВОДЫ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ППРИЛОЖЕНИЕ
-
Контрольная работа:
Высшая математике (УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА)
51 страниц(ы)
Элементы векторной алгебры и аналитической геометрии
Элементы линейной алгебры
Введение в математический анализПроизводная и её приложенияРазвернутьСвернуть
Приложения дифференциального исчисления
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
Неопределённый и определённый интегралы
Теория вероятностей и математическая статистика
-
Курсовая работа:
Исследование коммуникативных способностей медицинских работников
57 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….….3
ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ БАЗОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ПРОФЕССИЙ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»1.1. Понятие коммуникативной компетентности и коммуникативных способностей….….7РазвернутьСвернуть
1.2. Коммуникативные способности у специалистов в сфере профессий «человек-человек»….…18
Выводы по 1 главе….25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1. Организация, методы исследования и характеристика выборки .….27
2.2. Анализ результатов исследования….….…31
Выводы по 2 главе….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….38
Список литературы….39
ПРИЛОЖЕНИЕ
-
Курсовая работа:
Конфликтность в подростковом возрасте
46 страниц(ы)
Введение 11
Глава 1. Теоретические основы конфликтности в подростковом возрасте 14
1.1 Личностные особенности подростка 141.2 Понятие, сущность и причины конфликтов 22РазвернутьСвернуть
1.3 Конфликты подросткового возраста 34
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Эмпирическое исследование конфликтности в подростковом возрасте 40
2.1 Организация и методы исследования….40
2.2 Анализ результатов исследования 42
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Литература 52
-
Творческая работа:
Культура и образование: Сб. статей. Вып.16. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. – 130 с.
130 страниц(ы)
Предисловие от составителя…
Бенин В.Л.
О МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ В ЭПОХУ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ ….
Василина Д.С.НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЕЕВ ….РазвернутьСвернуть
Габдракипова Э.И.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Гафарова Л.А.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «ФОКУС-ГРУПП» В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН….
Гильмиянова Р.А., Султангалеева А.В.
О ФОРМИРОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ….
Гильмиянова Р.А., Хоменко Е.М.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ AСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПAЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ…
Желтова О.В., Калеева О.В.
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…
Жукова Е.Д.
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ….
Исанбаева В.В.
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ…
Кабиров Р.Ф.
МИГРАЦИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РФ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) …
Нефедова В.Н.
ЗАНЯТОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ….
Руденко Ю.Ю.
ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК АЛЬТЕРНАТИВА ГЛОБАЛИЗАЦИИ….
Самигуллина Е.Е.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ «ДОБРАЯ ПАМЯТЬ»….
Сафина А.Ф.
О НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК СУБЪЕКТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….
Титова М.С.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ФИНАНСИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ…
Уразметов Т.З.
РЕЛИГИЯ КАК МАРКЕР КОНФЛИКТА….
Чукреева М.А.
АУДИОКНИГА: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ….
Чушкина С.Е.
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА»…
Шабаев А.Т.
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ РЕДСТВАМИ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ САМБО….
СТУДЕНТ И НАУКА
Капитонова В.В.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ…
Майбасова З.Т.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ…
Сабурова А.Р.
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
Файзуллина С.И.
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ….
Сведения об авторах….
-
Дипломная работа:
85 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД….1.1. Регулятивные УУД младшего школьника: понятие и сущность….РазвернутьСвернуть
1.2. Проблема формирования социальных компетенций младшего школьника….
1.3. Программа по формированию социальной компетенции младшего школьника «Я всё узнаю, я всё смогу»….
Выводы по первой главе ….
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ….
2.1. Диагностика уровня развития регулятивных УУД и сформированность социальной компетенции….
2.2. Реализация программы по формированию социальной компетенции младшего школьника «Я всё узнаю, я всё смогу»…
2.3. Анализ результатов опытно – экспериментальной работы по формированию социальной компетенции младшего школьника….
Выводы по второй главе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
ЛИТЕРАТУРА …
-
Курсовая работа:
Краткая история формирования татарских народных говоров южного урала
33 страниц(ы)
КЕРЕШ 4
БЕРЕНЧЕ БҮЛЕК 7
КӨНЬЯК УРАЛ БУЕ ТАТАР ХАЛЫК СӨЙЛӘШЛӘРЕ 7
ФОРМАЛАШУНЫҢ КЫСКАЧА ТАРИХЫ 7ИКЕНЧЕ БҮЛЕК 11РазвернутьСвернуть
КӨНЬЯК УРАЛ БУЕ ТАТАР ХАЛЫК СӨЙЛӘШЛӘРЕ ТУРЫНДА КЫСКАЧА ГОМУМИ МӘГЪЛҮМАТ 11
§ 1. УРТА ДИАЛЕКТНЫҢ МИНЗӘЛӘ СӨЙЛӘШЕ 11
ЙОМГАК 26
БИБЛИОГРАФИЯ 28
-
Задача/Задачи:
20 страниц(ы)
Задание 1. Из школьного курса химии хорошо известно, что близость химических свойств щелочных металлов обусловлена сходством электронного строения их атомов. Поэтому если в какой-нибудь химической реакции в качестве одного из реагентов требуется использовать, например, раствор щёлочи, мы обычно не задумываемся над тем, будет ли это гидроксид натрия или калия. Тем не менее, есть примеры реакций, направление которых существенным образом зависит от того, какой именно катион (натрий или калий) будет входить в состав исходного реагента. Одним из таких примеров является реакция Кольбе–Шмидта, широко используемая в промышленности для синтеза самых разных соединений. Ниже Вашему вниманию предлагается схема получения известного лекарственного препарата (соединение Х) и консерванта (соединение Y).
Дополнительно известно:
• Соединение B является неустойчивым промежуточным продуктом;
• C является ценным растворителем, используется для хранения и транспортировки ацетилена (в 1 л C растворяется до 250 л ацетилена), молекулярная масса C меньше, чем D;
• Соединения E и F являются изомерами, причём в молекуле E образуется внутримолекулярная водородная связь, а в молекуле F – нет.
Приведите структурные формулы соединений А–F, Х и Y.
Задание 2. Азотистая кислота – малоустойчивое соединение, однако её можно генерировать in situ (в реакционной колбе) добавлением сильной кислоты к нитриту натрия или другого щелочного металла. Неустойчивость азотистой кислоты во многом связана с тем, что в условиях её генерации она может протонироваться далее с образованием катиона H2NO2+, который реагирует с нуклеофильными частицами как источник катиона NO+. С другой стороны, именно эта способность является основой использований азотистой кислоты.
В трёх колбах находились водно-метанольные растворы триметиламина (колба А), диметиламина (колба В) и метиламина (колба С). В каждую добавили раствор нитрита натрия и соляную кислоту. Протекание реакции в одной колбе было видно невооружённым глазом, однако при исследовании её содержимого после окончания реакции никаких продуктов найти не удалось. Анализ содержимого другой колбы после проведения эксперимента показал наличие соединения D, содержащего, по данным элементного анализа, 37,8 % азота. В третьей колбы никаких следов протекания реакции поначалу обнаружено не было. Однако когда анализ повторили через несколько дней, в ней, наряду с исходным субстратом, было найдено некоторое количество соединения D, а также новое соединение Е.
1. Объясните полученные результаты. Напишите уравнения реакций, протекавших в каждой колбе.
Не все первичные амины ведут себя одинаково в реакциях с азотистой кислотой. Например, при обработке нитритом натрия и соляной кислотой этилового эфира глицина образуется соединение F, содержащее 42,1 % С.
Задание 3. Соединения, содержащие связь С=О, чрезвычайно важны как в крупнотоннажной химической промышленности, так и в тонком органическом синтезе, а также играют огромную роль в химии живого. Это обусловлено высокой реакционной способностью карбонильных соединений по отношению к различным нуклеофильным реагентам. Так, при взаимодействии альдегидов и многих кетонов с цианидом натрия или калия образуются так называемые циангидрины. Например, из уксусного альдегида с помощью этой реакции можно получить широкоиспользуемый полимер P и молочную кислоту М:
1. Напишите структурные формулы соединений А, В и М. Укажите мономерное звено полимера P.
Однако некоторые альдегиды при действии цианид-иона не образуют циангидрины. Так, при нагревании бензальдегида с NaCN образуется соединение С, содержащее 72,4 % углерода, 5,2 % водорода и 13,8 % кислорода по массе.
2. Напишите структурную формулу С, учитывая, что при действии на С периодата натрия образуется только исходный бензальдегид, а при обработке 1 г С гидридом натрия выделяется 96,6 мл водорода.
В 1850 г. Штрекер хотел получить молочную кислоту, проведя вышеупомянутую реакцию уксусного альдегида с цианид-ионом, используя в качестве источника последнего HCN и водный аммиак. Однако после гидролиза первичного продукта он, к своему удивлению, получил не молочную кислоту, а соединение D (C = 40,45 %), хорошо растворимое в воде и играющее важную роль в жизнедеятельности человека.
3. Напишите структурные формулы частиц, в виде которых соединение D присутствует в водных растворах при pH 0, рН 7 и рН 12.
Задание 4. Жили-были однажды муж с женой – молодые химики, и был у них сынишка Иванушка. Уехала однажды мама в командировку и оставила молодого папу на хозяйстве. Квартиру убери, поесть приготовь, в магазин сходи, да ещё студентам контрольную приготовить надо. Плачет брошенный Иванушка, надрывается. И тут осенило химика: соски-пустышки сыну не хватает! А из чего пустышки делают? Или из латекса натурального каучука, или из каучука синтетического.
1. Приведите структурную формулу мономерного звена натурального каучука. 2. Напишите схемы реакций, протекающих при вулканизации ди-трет-бутилпероксидом синтетического бутадиенстирольного каучука. 3. Приведите структуру мономерного звена силиконового каучука, если его брутто-формула (C2H6O3Si)n.
Изготовили Иванушке пустышку по спецзаказу, а он всё равно плачет. Осмотрел его папаша – ба, а пелёнки-то мокрые! Раз постирал, два постирал – надоело! Надо бы подгузник сынишке сделать. А из чего? 4. Для изготовления впитывающих материалов раньше использовались доступные природные материалы, такие как хлопок или высушенный мох. Из какого полимера построены эти материалы? К какому классу органических веществ он относится?
Задание 5. Определите, какие два вещества вступили в химические реакции, если в результате их протекания получены следующие продукты (указаны без коэффициентов):
А) ; Б) ;
В) ; Г) ;
Д) .
Напишите уравнения этих реакций.
Задание 6. При крекинге предельного углеводорода образовалась смесь двух углеводородов, содержащих одинаковое число атомов углерода. Плотность смеси по водороду равна 28,5.
1. Установите строение исходного углеводорода и продуктов крекинга.
2. Напишите уравнения крекинга алкана.
3. Ответьте на следующие вопросы:
• С какой целью в промышленности осуществляется крекинг высококипящих нефтяных фракций?
• Какие виды крекинга осуществляют в промышленности?
• Какой еще способ переработки нефти применяют в промышленности? Что лежит в основе этого метода?
Задание 7. При хлорировании алкана получена смесь двух монохлорпроизводных и трех дихлорпроизводных.
1.Установите возможное строение алкана и назовите его.
2.Напишите структурные формулы продуктов хлорирования.
3. Назовите продукты реакции.
4. Ответьте на следующие вопросы:
• К какому типу реакций относится реакция хлорирования алканов и в каких условиях проводят эту реакцию?
• Имеются ли различия в реакционной способности различных СН- связей данного алкана в реакции хлорирования?
Задание 8. К 1,12 л бесцветного газа (н.у.), полученного из карбида кальция и воды, присоединили хлороводород, образовавшийся при действии концентрированной серной кислоты на 2,93г поваренной соли. Продукт присоединения хлороводорода полимеризовался с образованием 2,2 г полимера. Написать уравнения протекающих реакций.
1. Какое соединение было получено из карбида кальция?
2. Какой полимер был получен и какие названия этого полимера вам известны?
3. Каков выход превращения мономера в полимер (в % от теоретического)?
4. Какими свойствами обладает и где находит применение данный полимер?
Задание 9. Органическое стекло представляет собой термопластичный полимер, полученный из метилового эфира метакриловой кислоты – простейшей непредельной карбоновой кислоты с разветвленным скелетом.
1. Напишите уравнение реакции образования оргстекла.
2. Дайте название полимера.
3. Может ли оргстекло использоваться повторно после его термической переработки?
4. Где используется оргстекло?
5. Какие свойства оргстекла обуславливают его широкое применение?
6. В чем отличие свойств оргстекла от свойств силикатного стекла?
Задание 10. Этиловый эфир n-аминобензойной кислоты применяется в медицине под названием анестезин.
1. Какими способами можно синтезировать это соединение, исходя из n-нитротолуола?
2. Обоснуйте последовательность стадий предложенных способов синтеза.
Дайте названия всех представленных реакций и продуктов этих реакций.
Задание 11. Сегодня нашу жизнь невозможно представить без пластмассовых изделий и синтетических волокон: корпус ручки, которой Вы сейчас пишете, яркая кофточка на симпатичной девушке, что Вы встретили вчера, жевательная резинка, которую усердно жует сосед слева, клавиатура ноутбука автора этой задачи – все это сделано из высокомолекулярных продуктов крупнотоннажной химической промышленности. Ниже приведена некоторая информация о пяти распространенных синтетических полимерах I V.
Поли-мер Название или аббревиатура Промышленная схема получения
I ПВХ
II ПС
III ПЭТ, лавсан
IV, V ?, ?
1. Приведите структурные формулы промежуточных продуктов А – З, а также структурные формулы элементарных звеньев полимеров I IV (без учета стереоизомеров).
2. Расшифруйте аббревиатуры названий полимеров I III. От каких слов образовано название "лавсан"? Укажите названия полимеров IV и V. Как называется процесс превращения IV в V под действием серы? Какой из полимеров I IV образовался в результате реакции поликонденсации?
Задание 12. Рассмотрите цепочку превращений:
1) А = Б + В
2) Б + С2Н5Cl = Г
3) Г + С2Н5Cl = Д + А
4) Б + TiCl4 = А + Е
5) Б + С4Н8Cl2 = А + Ж
6) Б + N2O4 = И + NO
1. Расшифруйте вещества А – И, если известно, что вещество А придает
горький вкус морской воде, Б, В, и Е являются простыми веществами. Реакции 1 и 4 проходят при высокой температуре. Реакция 1 идет под действием постоянного электрического тока. Реакцию 2 проводят в диэтиловом эфире.
1. Напишите уравнения реакций 1 – 6.
Что может представлять собой вещество Ж? Назовите его.
Задание 13. При исследовании присоединения бромистого водорода к соединению А (в соотношении 1 : 1) образуются 2 изомерных продукта В и С, содержащих 79,2% брома, а также углерод и водород, причем В содержит асимметрический атом углерода, а С имеет в спектре ПМР два сигнала от двух типов протонов. Реакция была исследована различными группами ученых, которые получили разное соотношение продуктов. Обнаружено, что в присутствии гидрохинона (1,4-дигидроксибензола) образуется преимущественно изомер В.
1. Установите структуру соединений А, В, С. Объясните однозначность вашего
выбора.
2. Объясните, почему различными группами ученых были получены разные
результаты. Какие условия необходимо соблюдать в данной реакции для преимущественного получения С ?
-
Контрольная работа:
32 страниц(ы)
Элементы векторной алгебры и аналитической геометрии
Элементы линейной алгебры
Введение в математический анализПроизводная и её приложенияРазвернутьСвернуть
Приложения дифференциального исчисления
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
Неопределённый и определённый интегралы
Теория вероятностей и математическая статистика