СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Взаимосвязь профессионального выгорания и особенностей  ценностно-смысловой сферы сотрудников мчс - Дипломная работа №36054

«Взаимосвязь профессионального выгорания и особенностей ценностно-смысловой сферы сотрудников мчс» - Дипломная работа

  • 58 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СОТРУДНИКОВ МЧС 7

1.1. Психологические особенности личности сотрудников МЧС 7

1.2. Профессиональное выгорание у сотрудников МЧС 14

1.3. Особенности ценностно-смысловой сферы сотрудников МЧС 19

Выводы по главе 1 24

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРОЙ СОТРУДНИКОВ МЧС 25

2.1. Организация и методы исследования 25

2.2. Анализ результатов исследования 26

Выводы по главе 2 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

ЛИТЕРАТУРА 37


Введение

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Далеко не каждый может справляться со стрессовыми ситуациями, адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, что и приводит к развитию неблагоприятных психических состояний.

Деятельность сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России протекает в экстремальных опасных для жизни и здоровья условиях, постоянным столкновением со стрессовыми факторами, связанных с ликвидацией пожаров, спасением людей, и характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов. Все эти факторы предъявляют высокие требования к психологическим качествам личности, среди которых одно из ведущих мест занимает профессиональная мотивация. И поэтому одной из важных задач психологии, социальной и возрастной психологии, психологии развития, медицинской психологии, и психологи труда является исследование социально-психологических явлений, к числу которых относится и профессиональное (эмоциональное) выгорание среди профессионалов разных областей труда, разработка программ по их предупреждению и коррекции.

Психологические исследования на современном этапе, касающиеся работников ГПС МЧС показывают подверженность их профессиональным деформациям (А.А. Реан, Б.Д. Новиков, С.Е. Борисова, А.К. Маркова, С.П. Безносов, Ю.А. Юдчиц, Е.Д. Юрченко, и др.). Представители данной профессии чаще всего сталкиваются с феноменом профессионального выгорания или по-другому синдром эмоционального сгорания. Этот синдром появляется при интенсивном профессиональном общении под влиянием множества различных факторов и проявляется как «увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, приглушение эмоций, равнодушие и отгороженность от переживаний других людей, потеря ценности жизни, утраты веры в себя и др.».

По данным исследований С.П. Безносова (2004), Н.Е. Водопьяновой (2005) сотрудники МЧС, профессиональная деятельность которых имеет ряд особенностей, оснащена множеством негативных факторов, которые приводят к существенным личностным деформациям. Успешность любой профессии определяется не только профессиональными знаниями, но и умениями реализовать их в своей деятельности за счет развития профессиональных важных и личностных качеств.

Учитывая наличие значительного количество работ, посвященных изучению отдельных форм профессиональной деформации у сотрудников экстремальных профессий исследований синдрома профессионального выгорания явно недостаточно, что говорит о дефиците научного знания о сущностях и механизмах данного явления и отсутствие надежных методик его профилактики и коррекции. Поэтому, актуальным представляется организация и проведение специального научного исследования, направленного на изучение «выгорания» у сотрудников экстремальных профессий, а также мер по предупреждению и устранению этого феномена.

Цель исследования – выявить взаимосвязь профессионального выгорания с особенностями ценностно-смысловой сферой сотрудников МЧС.

Задачи исследования:

1. По данным научной литературы исследовать индивидуально-психологические особенности личности и особенности профессионального выгорания сотрудников ГПС МЧС России.

2. Изучить особенности профессионального выгорания сотрудников МЧС

3. Определить особенности ценностно-смысловой сферы сотрудников МЧС.

4. Исследовать взаимосвязь профессионального выгорания с особенностями ценностно-смысловой сферы сотрудников ГПС МЧС.

Объект исследования – личностные особенности сотрудников ГПС МЧС России.

Предмет исследования – ценностно-смысловая сфера сотрудников МЧС и особенности их профессионального выгорания.

Гипотеза исследования. Между профессиональным выгоранием и ценностно-смысловой сферой сотрудников существует связь:

 чем выше уровень мотивации, тем выше уровень профессионального выгорания;

 чем выше уровень ценностных ориентаций, тем ниже предрасположенность к профессиональному выгоранию у сотрудников ГПС МЧС.

Методологическая основа исследования. Общенаучную методологию определили диалектические идеи о взаимосвязи развития теории и практики, системный подход к изучению личности сотрудника ГПС МЧС России. Конкретно-научная методология исследования включает базовые положения психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев), теории мотивации (Е.П. Ильин), теории «черт» (В.С. Мерлин), системно-стилевой концепции личности (Б.Б. Коссов), а также требования к психодиагностической модели личности руководителя (Ю.М. Забродин, М.И. Марьин и др.) и методологические принципы дифференциальной психодиагностики (К.М. Гуревич, В.Л. Марищук, В.А. Бодров, К.К. Платонов,). Положение о смысловой природе развития и функционирования личности в различных профессиональных контекстах: И.В. Абакумова, К.А. Абульханова-Славская, В.В. Налимов, А.А.Леонтьев, А.Г. Асмолов, Б.З. Басина, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, П.Н. Ермаков, В.В. Столин, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.Ф. Петренко, A.B. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков.

Теоретическую основу исследования составили идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению и принципы системного анализа психологических явлений, (А.А. Бодалев, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, В.А. Якунин, Е.Ф. Рыбалко, С.Д. Смирнов,).

В работе использованы две группы методов исследования:

I. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме.

II. Эмпирические методы: опрос и метод тестирования.

III. Методы математической обработки эмпирических данных: коэффициенту ранговой корреляции Спирмена.

В работе были использованы методики:

1) Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» (1992);

2) Методика К. Маслач - С. Джексон «Профессиональное выгорание» (2005);

3) Методика Т. Элерса «Мотивация на достижение успеха» (1999);

4) Методика Т. Элерса «Мотивация на избегание неудач» (1999).

5) Авторский опросник «Анкета».

Апробация работы: материалы по дипломной работе были опубликованы в сборнике научных статей «Психологический калейдоскоп», выпуск 2 (соавт. Садовникова О.В.)

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРОЙ СОТРУДНИКОВ МЧС

1.1. Психологические особенности личности сотрудников МЧС

Служебная работа сотрудников министерства чрезвычайных ситуаций – это одна из самых специфических сфер человеческой деятельности. Работа пожарного соединяет в себе такие аспекты как: труда (различные виды хозяйственных работ), обучения (профессиональная подготовка), спорта и непосредственно боевых действий в экстремальных условиях по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации их последствий, устранению аварий на промышленных предприятиях. Главной особенностью рабочего процесса сотрудника ГПС МЧС является очевидность социальной значимости и ценности работы. Данная профессия основывается на глубоких эмоциональных переживаниях, ведь пожарные регулярно сталкиваются со страданиями и гибелью людей [31].

Некоторые свойства темперамента также оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности. Лица с сильной центральной нервной системой со стороны возбуждения имеют большую склонность к напряженной деятельности, чем лица со слабой нервной системой, для которых характерна более высокая тревожность и более низкая самооценка. Зависимость эффективности деятельности от свойств нервной системы очевидна. Состояние стресса, возникающее у сотрудников ГПС МЧС в экстремальных условиях, резко ухудшает действия лиц со слабой нервной системой и не оказывает влияния на людей с сильной нервной системой. Сотрудники со слабой нервной системой достигают более высоких результатов в профилактической работе. Профессионально важными для сотрудников ГПС МЧС качествами являются также интроверсия и экстраверсия. Экстраверты в большей степени переживают монотонность, подвержены усталости по сравнению с интровертами во время работы, когда ограничены внешние контакты и в работе наступает однообразие. Лица с повышенной тревожностью более чувствительны к эмоциональному стрессу, с трудом выходят из этого состояния, у них часто отмечаются эмоциональные нарушения. Тревожность связана с риском заболевания неврозом. У лиц, менее подверженных тревоге выражена психологическая устойчивость. Они более рациональны и с меньшим эмоциональным напряжением способны преодолевать стрессовую ситуацию. Они характеризуются более высокой подвижностью психических процессов, и благодаря этому у них более широкие возможности адаптации. Для тревожных лиц характерны ригидность личностных качеств и психических функций, сложности в социальности, конфликтность, что препятствует реализации рациональной и адекватной программы психической адаптации [21].

Психологическая готовность сотрудника к работе характеризуется такими основными характеристиками как стрессоустойчивость, толерантность, спокойствие. Часто сотрудников МЧС сталкиваются с постоянным напряжением на работе, усталостью, быстрой истощаемостью, эмоциональным выгоранием. Но все эти отрицательные психологические качества не наблюдаются внешне, а переживаются сотрудниками изнутри, поэтому выявление и диагностика эмоционального выгорания сотрудников имеет важное значение в практике психологов. Сами же эти переживания могут также сказаться в семейной жизни сотрудника, создают напряжение, что приводит к еще более осложненным формам стресса. Эмоциональное выгорание у сотрудников МЧС характеризуется депрессивными состояниями психики. Все сотрудники проходят через это в кризисные моменты на работе или в семье, а если и семейные и рабочие обстановка будут в напряжении, то это может привезти к более серьезным последствиям в жизни. Ценностно-смысловая сфера сотрудников министерства чрезвычайных происшествий характеризуется по-разному, все зависит от того, чего добился в жизни человек, каковы у него предпочтения и цели на будущее. Самым важным показателем сотрудников данной профессии является эмоциональная устойчивость, которая помогает справляться с кризисными периодами деятельности.

Можно выделить такие основные моменты ценностно-смысловой сферы сотрудников МЧС, прежде всего боязнь потерять работу, важность работы и карьерного роста, семейные ценности конечно же выступают у сотрудников, психологические ценности, им часто бывает не хватает покоя и спокойствия, хочется остаться одному или чтоб побыстрее данное состояние закончилось, потому что любое даже малейшее тушение пожара вызывают сложные эмоциональные переживания у сотрудников МЧС.

Спасатели чаще всего обладают высоким уровнем интеллектуальной деятельности, эмоциональной стабильностью, организованностью, чаще высокой самооценкой, толерантностью к фрустрированным состояниям. Также они отличаются умеренно выраженным уровнем притязаний, низким уровнем тревожности, высоким самоконтролем над любыми ситуациями, хорошо развитой адаптацией в любой обстановке, все это способствует стрессоустойчивости ситуациях их деятельности. В незначительном количестве встречаются сотрудники с низкой самооценкой, интроверсией, эмоциональной нестабильностью, неустойчивой адаптацией, и средним уровнем тревожности.

Эмоциональная устойчивость помогает сотруднику благополучно пережить кризисы, позволяет эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, уверенно применять усвоенные навыки, быстро принимать адекватные решения в условиях ограниченного времени. Устойчивые к стрессу лица характеризуются как активные, настойчивые в преодолении жизненных и профессиональных трудностей. Эмоционально неустойчивые лица пессимистичны, эгоцентричны, раздражительны, воспринимают окружающую среду как враждебную и имеют склонность акцентироваться на раздражителях, связанных с опасностью. Эмоциональная неустойчивость крайне отрицательная характеристика, потому что с помощью нее могут развиваться отрицательные последствия не только для самого человека, но и для ситуации в целом, в которой люди оказываются в чрезвычайных ситуациях. Эмоциональная устойчивость может быть обусловлена мотивацией и уровнем притязаний на достижение высоких результатов, а также знаком эмоционального переживания, его длительностью, глубиной. Важную роль в любой профессии играет самооценка. Неадекватность самооценки уменьшает надежность работы в нестандартных условиях, при неожиданно возникших сложных ситуациях. Самооценка во многом определяет формирование других профессионально важных качеств. Так, склонность к риску часто порождается неадекватно завышенной самооценкой.

З. Кекелидзе (2000) писал, что спасателям присущи упорство, целеустремленность, настойчивость, внутреннее ощущение полезности того что они вкладывают, и опасения, что многие окружающие оценивают их ниже, чем они того заслуживают. Спасатели не стремятся произвести впечатление, они равнодушны к мнению окружения, часто преувеличивают свои трудности и неудачи опираясь на свои внутренние критерия. Они придерживаются типичному мужскому стилю поведения, с чертами агрессивности, грубости, жесткости, которые хорошо контролируется. Они могут пренебрегать некоторыми нормами и правилами поведения, при планировании действий не всегда учитывают негативный опыт. Спасатели отличаются повышенной чувствительностью к опасности, осторожностью, отсутствием склонности к риску. В какой бы ситуации они не находились, умеют сохранять спокойствие, по крайней мере на некоторое время, иногда это может отразиться в семейных отношениях, или в кошмарных снах[16].

Спасатели по успешности деятельности в чрезвычайных ситуациях имеют ряд существенных отличий: спасатели с высокой успешностью деятельности. Они характеризуются положительным фоном настроения, высокой активностью и общительностью. Достаточно гибкие и не обидчивы. Лучше контролируют свои эмоции и противостоят физическим опасностям. Их поведение более реалистичное и организованное. Они быстрее и точнее принимают решения в условиях дефицита времени. Спасатели с низкой успешностью деятельности. Среди этого типа выделяются два подтипа личности по длительности выполняемой работы.

Первый тип характеризуется повышенной тревожностью, мнительностью, низкой самооценкой, что говорит о неуверенности в себе. Активность таких спасателей снижена, они хуже понимают эмоциональное состояние партнера, с трудом общаются. Испытывают затруднения в принятии решений, часто прибывают в длительном состоянии сомнения, стараясь рассмотреть множество возможных вариантов. Легко дезорганизуются в сложных, непривычных ситуациях. Дефицит времени и информации является для них стрессовым фактором. Второй тип характеризуется высокой активностью, непоследовательностью, неорганизованностью, беспечностью. Такие спасатели импульсивны. Могут давать вспышки раздражения, гнева, агрессивного, неадекватного поведения. Способность контролировать свои эмоции, и рациональность поведения у них снижены [32].

Служебная работа сотрудников МЧС – это одна из самых специфических сфер человеческой деятельности. Работа пожарного соединяет в себе аспекты обучения, труда, спорта и непосредственно боевых действий в экстремальных условиях по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации их последствий, устранению аварий на промышленных предприятиях. Психологическая готовность к работе характеризуется такими основными характеристиками как устойчивость, спокойствие, терпение, рассудительность, адекватность поведения. Личностные особенности сотрудников МЧС характеризуются следующими особенностями: постоянным напряжением на работе, усталостью, быстрой истощаемостью, эмоциональным выгоранием. Но часто все эти отрицательные психологические качества не наблюдаются внешне, а переживаются сотрудниками изнутри, поэтому выявление и диагностика эмоционального выгорания сотрудников имеет важное значение в практике психологов. Эмоциональное выгорание у сотрудников МЧС характеризуется депрессивными и апатичными характеристиками психики. Все сотрудники проходят через это в кризисные моменты на работе или в семье, а если и семейные и рабочие обстановка будут в напряжении, то это может привезти к более серьезным последствиям в жизни, что в последствии несет за собой отсутствие желания развиваться в профессиональной деятельности, конфликтным ситуациям в семье. Ценностно-смысловая сфера сотрудников министерства чрезвычайных происшествий характеризуется по-разному, все зависит от того, чего добился в жизни человек, каковы у него предпочтения. Человек в более высокой должности имеет разные ценности, чем человек в менее высокой должности. Особенность рабочего процесса сотрудника ГПС МЧС выражается в очевидности социальной значимости и экологической ценности работы. Кроме того их профессия основывается на глубоких эмоциональных переживаниях, ведь пожарные регулярно сталкиваются с гибелью людей [9].

Во время выполнения работ по тушению и ликвидации последствий пожара, сотрудник МЧС сталкивается:

 с непрерывным нервно-психическим напряжением, которые вызвано систематической работой в необычной среде (например при высокой температуре, высокой плотности дыма, шуме, повышенной влажности воздуха, ограниченной видимости, токсичной среде и прочее). Из-за этого не только повышается напряжение, но и нарушается водно-солевой баланс организма, его терморегуляция;

 с постоянным напряжением с начальством, потому что от сотрудников МЧС много требуют и хотят видеть его положительные стороны, и бывают строгими, тем более, много времени нужно порой работать, чтобы достичь результатов, нужен постоянный личностный рост психологический и профессиональный;

 с постоянной угрозой жизни и здоровью (во время проведения боевых работ велика вероятность обрушения горящих конструкций, взрывы паров и газов, отравление ядовитыми веществами, выделяющимися в результате горения);

 с дискомфортным состоянием из-за непрерывного нахождения в боевой одежде, и с тяжелым снаряжением. Нередко личный состав при выполнении работ применяет средства индивидуальной защиты органов зрения и дыхания, вес которых достигает пятнадцати килограммов. А масса индивидуального снаряжения пожарного составляет около двадцати двух килограммов;

 с эмоциональными и стрессовыми расстройствами (вынос раненых и обожжённых во время чрезвычайных ситуаций, наблюдая страшные картины, сталкиваясь с погибшими);

 с ночными дежурствами и сменяющимися их днями отдыха, когда не знают чем себя занять. Хорошо, если пожарник живет в селе или в другое время занимается чем-нибудь, что приносит доход или удовольствие, тогда рисков меньше;

 столкновением с катастрофами, стихийными бедствиями, боевыми действиями, эти явления также способствуют появлению различных нервно-психических расстройств;

 с трудностями, которые связаны с проведения боевых работ в ограниченном пространстве (например в подземных галереях, тоннелях, газопроводных и кабельных коммуникациях), которые затрудняет действия, нарушает привычные способы передвижения, рабочие позы (работа в лежачем положении, продвижение ползком и другое).

Боевая готовность сотрудника экстремальной профессии, является благоприятным и необходимым психологическим состоянием пожарного перед выполнением боевых действий. Кроме того, боевая готовность положительно сказывается на действиях пожарного, позволяя ему максимально реализовать свои двигательные, волевые, интеллектуальные возможности, в связи с этим, работа спасателя становится намного качественнее и эффективнее [11].

Сотрудник Государственной противопожарной службы должен обладать способностями и качествами, необходимыми, во время проведения работ по тушению пожаров. К таким качествам относят: смелость, способность брать на себя ответственность, эмоциональную устойчивость, решительность, твердый характер, силу воли, крепкую нервную систему, физическую силу и ловкость, хорошую реакцию, сообразительность, дисциплину, способность к сопереживанию, и к взаимовыручке [7].

Эмоциональная устойчивость позволяет сотруднику данной профессии сохранять необходимую физическую и эмоциональную работоспособность во время чрезвычайных ситуаций, где им приходится сталкиваться со сложными задачами, которые требуют от них незамедлительного принятия решения в условиях дефицита времени. Помимо этого, эмоционально устойчивые пожарные более эффективно справляться со стрессом, уверенно применяют усвоенные навыки, как на работе, так и в жизни. Стрессоустойчивые люди характеризуются как неимпульсивные, активные, упорные, терпеливые, настойчивые в преодолении любых трудностей. Важнейшую роль в профессиональной деятельности сотрудника экстремальной профессии играет самооценка. Ее неадекватность уменьшает качество работы в нестандартных условиях, во внезапно возникшей сложной обстановке. Также для сотрудника ГПС МЧС немало важную роль играют особенности нейродинамики и некоторые свойства характера. Исследователи установили, что люди с сильной нервной системой со стороны возбуждения имеют большую склонность к напряженной деятельности, чем лица со слабой нервной системой, для которых характерна более высокая тревожность и соответственно более низкая самооценка. Состояние стресса, которое так часто встречается у пожарных в экстремальных условиях, резко ухудшает действия лиц со слабой нервной системой и не оказывает влияния на людей с сильной нервной системой. Таким образом, сотрудники ГПС МЧС, имеющие слабую нервную систему, достигают более высоких результатов в профилактической деятельности [18].

Не склонны к риску сотрудники, в чрезвычайных ситуациях испытывают высокий уровень психической напряженности. Такие люди, боевых усилий в экстремальных условиях не прилагают. Продолжительные затруднения в период выполнения боевого задания работы в условиях опасности и риска создают в них психическое состояние тревоги, неуверенности в своих возможностях. Они стремятся избежать воздействия стресс фактора, вплоть до отказа от выполнения задания. Людей склонных к риску, легко распознать на первых тренировочных занятиях в экстремальных условиях. Они хуже других адаптируются к действиям стресс-факторов (дыма, огня, плохой видимости, шума и пр.) в результате этого вегетативные показатели психической напряженности стремительно уменьшаются. Действия пожарных, склонных к риску, приобретают качество надежности, и возникает чувство удовлетворения в своих силах, активности в преодолении чувства страха перед действиями различных стресс-факторов [42].

Профессиональными и нужными психологическими качествами для сотрудников ГПС МЧС являются экстраверсия и интроверсия. Во время выполнения работ, когда ограничены внешние контакты и в работе наступает монотонность, однообразие, экстраверты в большей степени переживают, слабость, усталость в сравнении с интровертами. Больше подвержены одиночеству.

Важные качества личности формируются в процессе его профессиональной деятельности или же компенсируются другими свойствами под воздействием специальных приёмов и способов действия. В экстремальных и чрезвычайных условиях (пожары и аварии), требования к определенным психическим свойствам возрастает, в то же время многие механизмы компенсации не срабатывают. И если во время выполнения профессиональной деятельности, экстремальные ситуации возникают регулярно, то появляется необходимость в отсеве людей, которые не подходят по психологическим требованиям деятельности, или в перераспределении их по другим рабочим местам с учетом индивидуальных психологических характеристик [2].

Получается, что все сотрудники проходят через это в кризисные моменты на работе или в семье, а если и семейные и рабочие обстановка будут в напряжении, то это может привезти к более серьезным последствиям в жизни. Ценностно-смысловая сфера сотрудников министерства чрезвычайных происшествий характеризуется по разному, все зависит от того, чего добился в жизни человек, каковы у него предпочтения. Человек в более высокой должности имеет разные ценности, чем человек в менее высокой должности.


Заключение

Анализ научной литературы позволил сделать следующие выводы:

1. Профессиональное выгорание сотрудников МЧС вызвано рядом особенностей экстремальных профессий, таких как деятельность в постоянных условиях нервно-психической напряженности и опасной для здоровья и жизни среде, повышенная ответственность за жизнь людей, ограниченность времени, негативные воздействия на психику, условиями, требующие постоянной интенсивности, концентрации внимания, на все это организм реагирует во время выполнения заданий в данной деятельности.

2. Спасателям свойственны упорство, целеустремленность, настойчивость, терпение, смелость, сопереживание, внутреннее ощущение полезности их деятельности и сдержанные опасения, что окружающие оценивают их ниже, чем они заслуживают. Они могут пренебрегать некоторыми нормами, нарушать правилами поведения, при планировании действий не всегда в достаточной степени учитывают свой негативный опыт, с которым им часто приходится сталкиваться. Спасатели не стремятся произвести внешнее впечатление на окружающих, им безразлично их мнение. Они преувеличивают свои трудности и неудачи, под руководством своих внутренних критерий, придерживаются традиционного мужского стиля поведения, с чертами агрессивности, жесткости, грубости, и при это данный стиль хорошо контролируется. В мышлении, интересах и оценках отмечаются признаки, позволяющие принимать нетрадиционные решения и обуславливающие их неадекватность. Спасателей отличают повышенная чувствительность к опасности, осторожность, отсутствие склонности к риску. Они достаточно хорошо представляют стиль поведения, при котором можно добиться наибольшего успеха, заботятся о своей репутации. Личностные особенности сотрудников МЧС характеризуются следующими особенностями: постоянным напряжением на работе, усталостью, быстрой истощаемостью, эмоциональным выгоранием. Но часто все эти отрицательные психологические качества не наблюдаются внешне, а переживаются сотрудниками изнутри, поэтому выявление и диагностика эмоционального выгорания сотрудников имеет важное значение в практике психологов.

3. Эмоциональное выгорание у сотрудников МЧС характеризуется депрессивными и апатичными характеристиками психики. Все сотрудники проходят через это в кризисные моменты на работе или в семье, а если и семейные и рабочие обстановка будут в напряжении, то это может привезти к более серьезным последствиям в жизни.

4. Ценностно-смысловая сфера сотрудников министерства чрезвычайных происшествий характеризуется по-разному, все зависит от того, чего добился в жизни человек, каковы у него предпочтения. Человек в более высокой должности имеет разные ценности, чем человек в менее высокой должности.

Эмпирическое исследование проводилось в Пожарной части №8. В исследовании участвовало 45 работников МЧС 22 отряда.

Этапы исследования:

Первый этап – анализ литературных источников по проблеме исследования, постановка цели и задач, поиск и подбор методик для исследования профессионального выгорания и ценностно-смысловой сферы у сотрудников МЧС.

Второй этап – диагностика показателей ценностно-смысловой сферой у сотрудников МЧС.

Третий этап – обработка результатов исследования и проведение математической обработки по критерию Спирмена.

Для выявления ценностно-смысловой сферы у сотрудников МЧС были использованы методики:

1) Методика Милтона Рокича «Ценностные ориентации» (1992);

2) Методика Т. Элерса «Мотивация на достижение успеха» (1999);

3) Методика Т. Элерса «Мотивация на избегание неудач» (1999);

4) Для выявления профессонального выгорания использовали методику «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, 2005).

5) Авторский опросник «Анкета».

Анализ результатов исследования ценностных ориентаций показал нам, что у сотрудников МЧС среди терминальных ценностей:

 материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) – 30%

 счастливая семейная жизнь -20%

 здоровье (физическое и психическое) -30%

 продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) – 20%

Таким образом, терминальные ценностные ориентации направлены на материально обеспеченную и семейную жизнь.

У сотрудников МЧС инструментальные ценности расположились следующим образом:

 независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) – 20%;

 жизнерадостность (чувство юмора) – 34%;

 ответственность (чувство долга, умение держать слово) – 45%.

Значит, инструментальные ценности направлены на ответственность.

Таким образом, между профессиональным выгоранием и ценностно-смысловой сферой сотрудников существует связь. Корреляция между деперсонализацией и мотивацией достижения успеха достигает уровня статистической значимости, а именно чем выше уровень деперсонализации сотрудников МЧС, тем выше мотивация достижения успеха.

Корреляция между эмоциональным истощением и мотивацией избегания неудач достигает уровня статистической значимости. Значит, между эмоциональным истощением и мотивацией избегания неудач существует связь, а именно чем выше эмоциональное истощение сотрудников МЧС, тем выше мотивация избегания неудач.

Наша гипотеза доказана и уточнена. Цель достигнута, задачи выполнены.


Список литературы

1. Арутюнов В.В. Управление персоналом [Текст] /В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. – Ростов-на-Дону, 2009. – 448 с.

2. Блинов А.О. Особенности мотивации персонала в кризисной ситуации [Текст] / А.О. Блинов, В. Захаров // Экономист. – 2010. – №3. – С. 25-31.

3. Бойко В.В. Психоэнергетика [Текст] / В.В. Бойко. СПб.: Питер, 2008. – 416 с.

4. Бутенко Т.М. Современные методы диагностики трудовой мотивации : справочник по управлению персоналом [Текст] / Т.М. Бутенко, Т. Саблина. – 2010. – №4. – С. 57-60.

5. Варданян И.С. Зарубежный и российский опыт управления мотивацией персонала [Текст] / И.С. Варданян // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – №1. – С. 129-132.

6. Власова Е. Система мотивации: как привлечь и удержать [Текст] / Е. Власова, Т. Копачевская // Управление персоналом. – 2010. – № 8. – С. 19–25.

7. Веснин В.Р. Менеджмент [Текст] / В.Р. Веснин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – С. 13-17.

8. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» у менеджеров и его преодоление. Психология менеджмента [Текст] // Под ред. Г. С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2012. – 345 с.

9. Волков А.В. Аксиологический подход к формированию профессиональной компетенции курсантов вузов МЧС России [Текст] / А.В. Волков // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – Вып. 7. – С. 95–99.

10. Герчиков В.И. Мотивация и стимулирование труда в современных условиях [Текст] / В.И. Герчиков // ЭКО. – 2009. – № 6. – С. 103–112.

11. Головочев А.С. Организация и нормирование труда на предприятии [Текст] / А. С. Головачев. – Минск : Новое знание, 2009. – 606 с.

12. Дружилов С.А. Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход [Текст] / С.А. Дружилов. // Вестник Балтийской педагогической академии. – 2003. – Вып. 52.– С. 40–46.

13. Дятлов В.А. Управление персоналом [Текст] / В.А. Дятлов. – М.: ПРИОР, 2009. – 365 с.

14. Жданкин Н.А. Мотивация персонала. Измерение и анализ: учебно-практическое пособие [Текст] / Н. А. Жданкин. – М.: Финпресс, 2010. – 269 с.

15. Захарова Т.И. Мотивация трудовой деятельности: учебно-методический комплекс [Текст] / Т.И. Захарова, С.В. Гаврилова. – М.: ЕАОИ, 2010. – 263 с.

16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 508 с.

17. Катков В.М. Проблемы мотивации руководителей и специалистов на промышленных предприятиях [Текст] / В.М. Катков // Управление персоналом. – 2010. – № 10. – С. 6-13.

18. Караева Е. Ф. «Три кита» системы мотивации [Текст] / Е.Ф. Караева. // Справочник по управлению персоналом. – 2010. – №6. – С. 51-54.

19. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента [Текст] / Н. И. Кабушкин. – 3-е изд. – Минск: Новое знание, 2010. – 336 с.

20. Катульский, Е.Д. Мотивация на рынке труда [Текст] / Е.Д. Катульский // Вопросы экономики. – 2010. – № 2. – С. 92–101.

21. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования [Текст] / Г. Б. Казначевская. – Изд. 14-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 347 с.

22. Кекелидзе З.И., Чехонин В.П. Критические состояния в психиатрии [Текст] / З.И. Кекелидзе, В.П. Чехонин. М.: Издательство ГНЦССП им. В.П. Сербского, 1997. – 362 с.

23. Коблева А.Л. Мотивационный менеджмент как фактор повышения эффективности управления персоналом [Текст] / А.Л. Коблева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – №2. – С. 102-106.

24. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы [Текст] / Н. Комарова // Человек и труд. – 2010. – № 10. – С. 90–92.

25. Кожухарь Г.С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности. [Текст] / Г.С. Кожухарь. // Вопросы психологии – №2 – 2009. – С. 12-16.

26. Крупчак М.М. Специалистам МЧС – высокую морально-психологическую устойчивость (по результатам исследований, проведенных в ГПС МЧС России) [Текст] / М.М. Крупчак. // Гражданская защита. 2006. № 5. – С. 12-17.

27. Лавицкая М. Г. Разрабатываем карты трудовых мотиваторов [Текст] / М.Г. Лавицкая// Справочник по управлению персоналом. – 2010. – №3. – С. 60-63.

28. Лукашевич В. В. Основы управления персоналом [Текст] / В.В. Лукашевич. – 2-е изд., перераб. и доп. – КНОРУС, 2010. – 240 с.

29. Лобанова Т. Ю. Системы рыночной мотивации персонала [Текст] / Т.Ю. Лобанова // Справочник по управлению персоналом. – 2010. – №11. – С. 51-58.

30. Никифоров Г. С. Психология здоровья [Текст] / Г.С. Никифоров. СПб.: Питер, 2012. – 215 с.

31. Малова В.М. Современные стратегии и концепции системы мотивации и вознаграждения персонала на основе сбалансированной системы показателей [Текст] / В.М. Малова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – №4. – С. 108-117.

32. Мушастая Н.В. Синдром эмоционального выгорания сотрудников МЧС как показатель профессиональной дезадаптации [Текст] / Н.В. Мушастая // Росийский психологический журнал, 2007. Т.4., № 2. – С. 56-57.

33. Мушастая Н.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиях, связанных с экстремальными ситуациями [Текст] / Н.В. Мушастая. // Наука и знание. Выпуск 7: Материалы VII научной - методической конференции. Новороссийск, 2005. – С 54.

34. Мескон М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. . М.: Вильямс, 2009. – 200 с.

35. Молочников Н.Р. Организация и мотивация труда: зарубежный опыт [Текст] / Н.Р. Молочников // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 8. – С. 324-326.

36. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. –М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2004. – 400 с.

37. Остинский А.К. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления [Текст] / А.К. Остинский, Н.В. Бяков. // Вопросы психологии. – №1 – 2009. – С. 10-19.

38. Печников А.Н., Скляров А.А. Направления развития и задачи психологического обеспечения подготовки специалистов экстремального профиля [Текст] / А.Н. Печников, А.А. Скляров // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества – 2009. – № 2(3). С. 4–10.

39. Профессиональная и медицинская реабилитация спасателей [Текст] / С.Ф. Гончаров, И.Б. Ушаков, К.В. Лядов, В.Н. Преображенский. М.: Паритет Граф, 2009. – 320 с.

40. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России: метод. рекомендации. – М.: ВНИИПО, 2003. – 148 с.

41. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных [Текст] / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – 319 с.

42. Ричи Ш. Управление мотивацией [Текст] / Ш. Ричи, П. Мартин. М., ЮНИТИ, 2009. – С. 14-18.

43. Самоукина Н.В. Настольная книга директора по персоналу [Текст] / Н.В. Самоукина. – М.: ЭКСМО, 2009. – С. 8-12.

44. Самонов А.П. Психология для пожарных [Текст] / А.П. Самонов. – Пермь: Изд. «Звезда», 1999. – 599 с.

45. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах [Текст] / Н.В. Самоукина. Второе издание.– М.: ЭКСМО, 2010. – 340 с.

46. Самоукина Н.В. Как нематериальные факторы сделать материальными? Теория поколений и сила компании в условиях кризиса [Текст] / / Н.В. Самоукина // Я номер один. – № 11 (ноябрь). – 2009. – С. 4-9.

47. Самоукина Н.В. Нематериальная мотивация персонала в условиях кризиса [Текст] / Н.В. Самоукина // Мотивация и оплата труда – 2009. – №1. – С. 9.

48. Служба управления персоналом [Текст] / А.Я. Кибанов, В.Г. Коновалова, М.В. Ушакова / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: КНОРУС, 2010. – 416 с.

49. Снегова Е.В. Особенности стартового кризиса профессиональной карьеры. [Электронный ресурс]. URL: h**t://w*w.psychology.spb.r*/conf2008/atezis_sbornik.php (дата обращения: 01.12.2010).

50. Сопов В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению: метод. пособ. [Текст] / В.Ф. Сопов. – Самара: Изд-во СамИКП – СНЦ РАН, 2002. – 56 с.

51. Состояние заболеваемости и объемы боевой работы сотрудников ГПС МЧС России [Текст] / А.А. Порошин. – М.: ВНИИПО, 2005. – 50 с.

52. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. [Текст] / под. общ. ред. Л.Я. Гозмана. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

53. Хаммер Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты [Текст] / Я.С. Хаммер // Вопросы психологии. – 2009. – №4.– С. 5-8.


Тема: «Взаимосвязь профессионального выгорания и особенностей ценностно-смысловой сферы сотрудников мчс»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 58
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Особенности профессионального выгорания и мотивации у медицинского персонала социальной сферы

    81 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Теоретический анализ проблемы выгорания и мотивации медицинских работников 10
    1.1 Проблема профессионального выгорания: причины и факторы 10
    1.2 Подходы к изучению мотивации личности в контексте трудовой деятельности 22
    1.3 Особенности профессионального выгорания и мотивации медицинских работников 33
    2 Эмпирическое исследование особенностей профессионального выгорания и мотивации у медицинских работников социальной сферы 40
    2.1 Организация исследования 40
    2.2 Обсуждение результатов 46
    2.3 Программа преодоления и профилактики профессионального выгорания медицинских работников 56
    Заключение 63
    Список литературы 67
    Приложения 72
  • Дипломная работа:

    Взаимосвязь организации деятельности, стиля саморегуляции и профессионального выгорания преподавателей высшего учебного заведения

    124 страниц(ы) 

    Введение 3
    ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 11
    1.1. Профессиональное выгорание как психологическая проблема 11
    1.2. Организация деятельности, индивидуальный стиль саморегуляции преподавателей высшей школы 20
    1.3. Профессиональное выгорание и психологические особенности педагогической деятельности преподавателей высшей школы 31
    Выводы по первой главе 39
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 40
    2.1. Организация и методы исследования 40
    2.2. Анализ результатов исследования 48
    2.3. Программа профилактики профессионального выгорания преподавателей высшего учебного заведения 60
    Выводы по второй главе 66
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
    ПРИЛОЖЕНИЯ 77
  • Курсовая работа:

    Работа в структуре ценностно-смысловых отношений в личности

    38 страниц(ы) 

    Введение….
    Глава I. Значимость работы в жизни современного человека: обзор зарубежных и отечественных исследователей
    1.1 Ценностно-смысловая структура самосознания человека: основные подходы …
    Заключение….
    1.2 Работа в структуре ценностно-смысловых образований личности …
    Заключение….
    1.3 Потеря работы и ее последствия для человека …
    Заключение….
    Список литературы…
  • Дипломная работа:

    Взаимосвязь копинг-стратегий и синдрома профессионального «выгорания» у педагогов

    100 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ… 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПЕДАГОГОВ…. 9
    1.1. Феномен профессионального выгорания как психологическая проблема…. 9
    1.2. Особенности развития профессионального выгорания у педагогов…. 19
    1.3. Основные характеристики и теории копинг-стратегий… 26
    1.4. Специфика использования копинг-стратегий в деятельности педагогов… 38
    Выводы по I главе…. 43
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНГО ВЫГОРАНИЯ В ГРУППЕ ПЕДАГОГОВ… 45
    2.1. Организация и методы исследования копинг-стратегий и уровня профессионального выгорания у педагогов…. 45
    2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи копинг-стратегий и уровня профессионального выгорания у педагогов… 51
    2.3. Практические рекомендации использования копинг-стратегий с целью профилактики профессионального выгорания…. 62
    Выводы по II главе…. 66
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 69
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 72
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Дипломная работа:

    Профессиональное выгорание педагогов

    90 страниц(ы) 

    Введение….…3
    ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ …. 7
    1.1. Определение и сущность понятия «профессиональное выгорание» лично-сти….….7
    1.2. Стадии и симптомы профессионального выгора-ния…15
    1.3. Факторы профессионального выгорания личности …. 22
    Выводы по первой главе…28
    ГЛАВА II. СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В РАЗ-ЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЯХ …30
    2.1. Специфика профессионального выгорания в профессиях разного типа ….30
    2.2. Особенности профессионального выгорания педагогов …. 35
    Выводы по второй главе…45
    ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ… 47
    3.1. Организация и методы исследова-ния….…47
    3.2. Анализ и интерпретация результатов исследова-ния….…51
    Выводы по третьей главе…64
    Заключение…66
    Список литературы…70
    Приложение …. 77
  • Дипломная работа:

    Разработка мероприятий по совершенствованию профилактики профессиональной деформации и выгорания персонала

    75 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ… 8
    1 Теоретические основы изучения профессиональной деформации и профессионального выгорания персонала организации… 11
    1.1 Понятие профессиональной деформации и профессионального выгорания персонала 11
    1.2 Подходы к анализу профессиональной деформации и профессионального выгорания работников ….17
    1.3 Методы предупреждения профессионального выгорания персонала современной организации …20
    2 Анализ уровня профессиональной деформации и профессионального выгорания персонала ООО «Гоу!Ивент»….26
    2.1 Общая характеристика организации … 26
    2.2 Анализ кадровой ситуации в организации…. 28
    2.3 Анализ профессиональной деформации и профессионального выгорания работников ООО «Гоу!Ивент». 35
    3 Разработка мероприятий по профилактике профессиональной деформации и профессионального выгорания персонала в ООО «Гоу!Ивент»….43
    3.1 Проект мероприятий по профилактике профессиональной деформации и профессионального выгорания персонала… 43
    3.2 Экономическая оценка проекта внедрения мероприятий …. 51
    4 Безопасность жизнедеятельности… 55
    4.1 Лечебно-профилактические мероприятия по снижению профессионального выгорания…. 55
    4.2 Выводы по разделу…. 57
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
    ПРИЛОЖЕНИЯ 64

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Следующая работа

Волейбол
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Проектирование электронной системы визуального моделирования MvStudium

    49 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 2
    ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
    1.1 Анализ возможностей среды визуального программирования 4
    1.2 Технические требования 8
    1.3 Обоснование необходимости использования вычислительной техники и телекоммуникационных оборудований для решения задач 9
    1.4 Постановка и формализация задачи 13
    1.5 Патентная проработка исследования, поиск аналогов и прототипов. 13
    1.6 Обоснование проектных решений 17
    1.6.1 Основание выбора технического обеспечения 17
    1.6.2 Обоснование выбора программного обеспечения 18
    1.6.3 Обоснование выбора технологического обеспечения 19
    ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 20
    ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ ПО СИСТЕМЕ ВИЗУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ MVSTUDIUM 21
    1.2 Техническое задание 21
    2.2 Модель информационных потоков и ее описание 31
    2.3 Сопроводительные документы 33
    ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 44
    ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ 45
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
    ЛИТЕРАТУРА 48
  • Дипломная работа:

    Формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей

    61 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава I. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с детьми из разведенных семей 7
    1.1 Сущность понятий «семья», «разведенная семья» и их содержательная характеристика» 7
    1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей из разведенных семей 20
    1.3. Содержание деятельности социального педагога с детьми из разведенных семей 28
    Выводы по первой главе 31
    Глава II. Опытная работа социального-педагога общеобразовательной школы с детьми из разведенных семей 32
    2.1. Цель и задачи опытной работы социального педагога с детьми из разведенных семей 32
    2.2. Формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей 38
    2.3. Анализ результатов опытной работы 45
    Выводы по второй главе
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
    ПРИЛОЖЕНИЯ 59
  • Курсовая работа:

    Учет в риэлтерском агентстве

    59 страниц(ы) 

    Введение 2
    1. Разработка информационной модели предметной области 3
    1.1. Описание предметной области решаемой задачи 3
    1.2. Описание входных документов 5
    1.3. Описание содержания отчетных документов 7
    1.4. Описание функциональной схемы программного приложения 8
    2. Разработка инфологической модели предметной области 10
    2.1. Описание информационных объектов 10
    2.2. Нормализация информационных объектов 12
    2.3. Построение ИЛМ в виде диаграммы «Таблица-связь» 14
    3. Разработка даталогической модели 15
    3.1. Описание выбранной СУБД 15
    3.2. Представление концептуальной схемы в виде таблиц реляционной базы данных с данными контрольного примера и описанием логической структуры таблиц 16
    3.3. Описание запросов к базе данных 20
    3.4. Описание содержания и вида выходных документов 25
    4. Разработка физической модели в среде выбранной СУБД 30
    4.1. Описание технологии ведения базы данных 30
    4.2. Создание структуры базы данных в СУБД ACCESS 31
    4.2.1. Создание таблиц проектируемой БД 31
    4.2.2. Формирование схемы данных 33
    4.2.3. Создание форм для ведения проектируемой БД 34
    4.2.4. Создание запросов проектируемой БД 38
    4.2.5. Создание отчетов проектируемой БД 41
    5. Разработка информационной системы на основе созданной БД 45
    5.1. Схема функциональной структуры приложения 45
    5.2. Разработка формы заставки, главной и вторичных кнопочных форм 46
    5.3. Инструкция для пользователя для работы с ИС 48
    Заключение 51
    Список литературы 52
    Приложение 1. Типовой договор купли-продажи жилья
    Приложение 2. Типовой договор аренды жилья
  • ВКР:

    Особенности порядка слов в татарском языке

    82 страниц(ы) 

    Кереш.3
    Беренче бүлек. Җөмләдә сүз тәртибен билгеләүче факторлар.10
    1.1. Сүз тәртибен билгеләүче факторлар һәм стиль төрләре.10
    1.2. Гадәти тыныч сөйләмне чагылдырган прозада сүз тәртибе.22
    1.3. Эмоциональ прозада сүз тәртибе.24
    1.4. Шигъри сөйләмдә сүз тәртибе.24
    Икенче бүлек. Гадәти тыныч сөйләмдә сүз тәртибе.28
    2.1. Җөмләнең актуаль кисәкләргә бүленеше.28
    2.1.1. Сөйләм предметының белдерелүе.32
    2.1.2. Сөйләм яңалыгының белдерелүе.33
    2.1.3. Бары сөйләм яңалыгын гына белдерүче җөмләләр.34
    2.2. Җөмләдәге грамматик кисәкләрнең урнашу тәртибе.36
    2.2.1. Җөмләдә аергычларның урнашу тәртибе.36
    2.2.2. Урын һәм вакыт хәлләренең урыны.39
    2.2.3. Башка хәлләрнең урыны.41
    2.2.4. Тәмамлыкларның урыны.42
    2.2.5. Ия белән хәбәрнең җөмләдәге урыны.45
    2.2.6. Аныклагычларның урыны.48
    Өченче бүлек. Сүз тәртибенең функцияләре.49
    3.1. Төрле телләрдә сүз тәртибенең характеры.49
    3.2. Инверсия (сүзләрнең кире тәртибе).53
    3.3. Сөйләм телендә сүз тәртибе.56
    Дүртенче бүлек. Мәктәптә сүз тәртибен өйрәнү буенча тел дәресләрен оештыру һәм үткәрү методикасы.59
    4.1. Тел дәресләрендә сүз тәртибен өйрәнү буенча эш алымнары.59
    4.2. Ана теле дәресләрендә сүз тәртибен өйрәнүнең эш төрләре.63
    Йомгак.70
    Кулланылган әдәбият исемлеге.74
    Кушымта.80
  • Дипломная работа:

    Воспитание выносливости у юношей 15-16 лет в секции триатлона

    38 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
    1.1 . Виды выносливости и методы ее воспитания 5
    1.2 Методы развития выносливости 20
    1.3 Значение развития выносливости в секции триатлона 22
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
    ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
    2.1. Методы исследования 27
    2.2. Организация исследования 29
    ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
    3.1. Результаты исследования 30
    3.2. Результаты исследования 32
    3.3. Обсуждение результатов исследования 33
    ВЫВОДЫ 35
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
  • Дипломная работа:

    Применение игровых методов на занятиях ритмики для детей дошкольного возраста

    61 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
    1.1 Сущность применения игрового метода в работе с детьми дошкольного возраста 7
    1.2 Специфика занятий ритмики с детьми дошкольного возраста 16
    Выводы по первой главе 30
    ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
    2.1 Содержание, формы и методы применения игровых методов на занятиях ритмики для детей дошкольного возраста 33
    2.2 Педагогический эксперимент и его результаты 46
    Выводы по второй главе 52
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
    ПРИЛОЖЕНИЯ 61
  • Дипломная работа:

    Ценностные ориентации неженатых мужчин

    60 страниц(ы) 

    Введение…3
    Глава 1 Теоретические аспекты развития ценностных ориентаций.….6
    1.1 Понятие ценностей и ценностных ориентаций личности….6
    1.2 Структура и динамика ценностных ориентаций….13
    1.3 Ценностные ориентации и мотивационно-потребностная сфера личности…22
    Глава 2 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций мужчин….28
    2.1 Описание методов и выборки исследования….28
    2.2 Исследование терминальных и инструментальных ценностей
    Мужчин….33
    2.3 Исследования смысло-жизненных ориентаций мужчин…48
    Заключение….53
    Список литературы….56
    Приложение….60
  • Дипломная работа:

    Лексические особенности российского политического дискурса

    120 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Особенности вербальной политической коммуникации 7
    1.1. Особенности политического дискурса 7
    1.2. Лексика русского языка и ее особенности 27
    1.3. Фразеологизмы в политическом дискурсе 38
    1.4. Эффективность политического дискурса 41
    Глава II. Анализ лексики российского политического дискурса 45
    2.1. Лексические группы слов в политическом дискурсе 45
    2.2. Стилистические фигуры в политическом дискурсе 73
    Заключение 84
    Список литературы 86
    Приложение 98
    Методическое приложение 1
  • Дипломная работа:

    Психологическое тестирование аббитуриентов сузов с помощью информационных технологий

    53 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Теоретические основы проектирования информационного продукта 6
    1.1 Информационный продукт. История и понятие 6
    1.2 Психодиагностика. История и термин 8
    1.3 Достоинства и недостатки типов психодиагностики 11
    1.4 Виды и формы психодиагностических методик 13
    1.5 Методы психодиагностики подростков 17
    1.6 Преимущество конструктора сайтов UCOZ 28
    Выводы по первой главе 30
    Глава 2. Проектирование и создание информационного продукта по психодиагностике 32
    2.1 Создание сайта на uCoz 32
    2.2 Подготовка к исследованию группы подростков 33
    2.3 Психодиагностика группы подростков и результаты исследования 39
    2.4 Основные возможности uCoz 46
    2.5 Интерфейс CMS uCoz 47
    2.6 Модель системы 49
    Выводы по второй главе 50
    Заключение 51
    Литература 52
  • Творческая работа:

    Ценовая политика

    36 страниц(ы) 

    Роль цены в маркетинге – микс, в общей стратегии компании.
    Основные факторы ценообразования.
    Этапы процесса ценообразования.
    Цели и стратегии ценообразования.
    Инициативное и реактивное изменение цен.
    Методы установления цены.
    Адаптация цен.