У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Глагол вспоминать и специфика его функционирования в речи» - Дипломная работа
- 72 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ГЛАГОЛ И АСПЕКТЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РУСИСТИКЕ 7
1.1. Понятие и особенности глагола в современном русском языке 7
1.2. Глаголы памяти / воспоминания в современном русском языке….11
1.3. Изучение глаголов со значением памяти / воспоминания на материале художественной прозы. 16
Выводы 19
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГЛАГОЛА ВСПОМИНАТЬ В НАЦИОНАЛЬНОМ КОРПУСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 21
2.1. Статистика глагола вспоминать 21
2.2. Семантика глагола вспоминать 26
2.3. Грамматические формы глагола вспоминать 33
2.4. Синтаксические функции глагола вспоминать 42
2.5. Методическая разработка урока по подготовке к написанию сжатого изложения «Где же мы с вами встречались (о технике припоминания)» в рамках ОГЭ по русскому языку 47
Выводы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 65
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ:….71
Введение
Глагол – основная конструктивная единица языка, поэтому в современной русистике исследование глагольной лексики ведётся достаточно интенсивно. Глаголы являются носителями самой разной семантики, в том числе семантики представления.
Под представлением понимается наглядно-чувственный образ, возникающий в сознании человека в результате воспоминания или воображения. Прежний чувственный опыт либо непосредственно воспроизводится в памяти, либо становится основой для конструирования новых наглядно-чувственных картин: фантазий, мечтаний, сновидений и т. п.
Морфологические особенности лексем со значением представления очень важны для характеристики последнего как когнитивного процесса.
Самым частотным в речи является глагол вспоминать, который отражает особенности воспоминания как процесса восстановления прошлого, совмещающего взаимообусловленные, взаимодополняющие, иногда «противоположные» свойства: предметно-чувственную природу, как у восприятия, и большую, чем у восприятия, степень отвлечённости, приближающую к понятию; отнесённость к прошлому, но фактическое существование в настоящем и проецирование в будущее, отсюда способность объединять все временные планы и поколения людей; способность активно воздействовать на настоящее, детальность и обобщённость; долговременность сохранения и быстрое вытеснение из памяти другими впечатлениями; непроизвольный и произвольный характер; неожиданность возникновения и повторяемость; эмоционально-оценочную окрашенность; значимость для человека.
Актуальность исследования обусловливается тем, что глагол вспоминать, называя процесс воспоминания, выступает номинацией важнейшей когнитивной функции человеческого сознания, определяющей жизнедеятельность и развитие личности, – накопление, актуализацию и творческое преобразование прошлого опыта индивидуума. Специальное изучение глагола вспоминать позволит расширить представления и углубить знания о средствах отражения в русском языке мыслительных операций человека, в частности способности запоминать, помнить, вспоминать.
Объектом исследования является глагол вспоминать как ключевой носитель процессуальной семантики воспоминания в современном русском языке; предметом – особенности функционирования глагола вспоминать в речи.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении и описании функциональных характеристик глагола вспоминать в современном русском языке.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать общеязыковую и речевую семантику глагола вспоминать;
- охарактеризовать грамматическую специфику глагола вспоминать;
- рассмотреть сочетаемостные особенности глагола вспоминать в речи.
Материалом исследования служит Национальный корпус русского языка. В НКРЯ содержится 19463 документа, фиксирующего употребление глагола вспоминать. Обращение к НКРЯ и очень большой объем речевого материала определяют объективный характер результатов исследования.
Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы: наблюдение за речевым материалом; компонентный и контекстуальный анализ; описательный метод и метод статистической обработки данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что нами предпринята попытка комплексного, многоаспектного описания функциональных характеристик глагола вспоминать в русском языке как ключевой лексемы с процессуальной семантикой воспоминания.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды следующих лингвистов: В.В. Бабайцевой «О выражении в языке взаимодействия между чувственной и абстрактной ступенями познания действительности»; В.В Бабайцевой «Явления переходности в грамматике русского языка»; А.В Бондарко «Вид и время русского глагола (значение и употребление)»; Л.М Васильева «Семантика русского глагола»; Л.Н. Голайденко «Глаголы и девербативы с семантикой представления в современном русском языке».
Практическая значимость исследования: материалы и результаты исследования могут быть полезны для подготовки аналитических сообщений, докладов и лекционных курсов по когнитивной лингвистике, лексикологии и морфологии современного русского языка, лингвистике текста, спецкурсов по комбинаторной лексикологии и глагольной лексике в вузе, при составлении словарей, а также в школьной практике преподавания русского языка: на уроках и занятиях специальных, элективных и факультативных курсов.
Структура и содержание работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении излагаются цели и задачи исследования, обосновываются его актуальность, обозначаются объект и предмет, раскрывается теоретико-методологическая база исследования, характеризуется речевой материал, описываются основные методы использованной работы, а также определяется её новизна и практическая значимость.
В первой главе «Глагол и аспекты его изучения в современной русистике» описывается отражение исследуемой проблемы в научной литературе, рассматриваются понятие и особенности глагола в современном русском языке, характеризуются глаголы со значением представления, а также опыт изучения глаголов со значением памяти / воспоминания на материале художественной прозы.
Во второй главе «Специфика функционирования глагола вспоминать в Национальном корпусе русского языка» рассматриваются статистика, семантика, грамматические формы, синтаксические функции глагола вспоминать, а также содержится методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения «Где же мы с вами встречались? (о технике припоминания) » в рамках ОГЭ по русскому языку».
Заключение содержит основные выводы по теме исследования.
Список использованной литературы включает 65 источников.
Апробация результатов исследования: 1) доклад «Глагол вспоминать и специфика его функционирования в речи» на XVI региональной научно-практической конференции «Система непрерывного образования: школа – педколледж – вуз» (г. Уфа, 20 апреля 2016 г.); 2) подготовка к печати статьи «Особенности употребления в речи инфинитива вспомнить» в сборнике материалов XVI региональной научно-практической конференции «Система непрерывного образования: школа – педколледж – вуз» (г. Уфа, 20 апреля 2016 г.).
Объем выпускной квалификационной работы –71 страница.
Выдержка из текста работы
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГЛАГОЛА ВСПОМИНАТЬ В НАЦИОНАЛЬНОМ КОРПУСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. Статистика глагола вспоминать
В Национальном корпусе русского языка глагол вспоминать представлен в следующих подкорпусах НКРЯ:
1) основной корпус, в который входят прозаические (включая драматургию) письменные тексты XVIII — начала XXI века;
2) cинтаксический (глубоко аннотированный) корпус, в котором для каждого предложения построена полная морфологическая и синтаксическая структура (дерево зависимостей);
3) газетный корпус (корпус современных СМИ), в котором представлены статьи из средств массовой информации 1990–2000-х годов;
4) параллельные корпуса, в которых можно найти все переводы для определенного слова или словосочетания на русский язык или с русского языка;
5) корпус диалектных текстов, включающий запись диалектной речи различных регионов России с сохранением их грамматической специфики; предусмотрен специальный поиск с учётом диалектной морфологии;
6) корпус поэтических текстов, в котором возможен поиск не только по лексическим и грамматическим, но и по специфическим для стиха признакам (поиск определённого сочетания в сонетах, в эпиграммах, в стихотворениях, написанных амфибрахием, с определённым типом рифмовки и т. п.);
7) обучающий корпус русского языка — корпус со снятой омонимией, разметка которого ориентирована на школьную программу русского языка;
8) корпус устной речи, включающий расшифровки магнитофонных записей публичной и частной устной речи, а также транскрипты кинофильмов;
9) акцентологический корпус (корпус истории русского ударения) — тексты, несущие информацию об истории русского ударения (все тексты поэтического корпуса и акцентуированные записи устной речи, в том числе кинофильмов); эти тексты доступны для поиска по месту ударения и просодической структуре слова;
10) мультимедийный корпус, куда входят снабжённые видео- и аудиорядом фрагменты кинофильмов 1930—2000-х годов. Возможен поиск не только по произносимому тексту, но и по жестам (кивание головой, похлопывание по плечу и т. п.) и типу речевого действия (согласие, ирония и т. п.).
2.5. Методическая разработка урока по подготовке к написанию сжатого изложения «Где же мы с вами встречались? (о технике припоминания)» в рамках ОГЭ по русскому языку
Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом. Каждый девятиклассник РФ пишет сжатое изложение, которое является необходимым при выполнении заданий ОГЭ.
Сжатое изложение представляет собой не простой пересказ, а новый, созданный текст на основе звучащего. Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию, оно должно передавать информацию первичного текста кратко и обобщённо. Однако, сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения авторской мысли. И самым главным критерием является правильное сжатие текста. Недостаточно просто пересказать всё, что говорит автор; необходимо представить информацию в сжатом виде, использовав специальные приёмы сжатия текста. Далее мы рассмотрели алгоритм написания сжатого изложения на основе конспекта урока, проведенного мною в средней образовательной школе.
Уместно будет написать о психологических рекомендациях по написанию сжатого изложения в 9 классе части, так как экзамены – это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными. Психолог может помочь созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов.
1. Придерживайся основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.
2. Используй время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учить в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
3. Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Составь план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.
5. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
6. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.
7. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала.
8. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботься о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте – сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!
9. Ежедневно выполняй упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Конспект урока
по русскому языку в 9 классе
МОБУ СОШ им. Р. Шарипова, РБ Буздякского района с. Сабаево
Тема урока: «Подготовка к написанию сжатого изложения «Где же мы с вами встречались? (о технике припоминания)» в рамках к ОГЭ по русскому языку».
Тип урока: развития речи.
Цель урока:
- подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения (на материале выпускной квалификационной работы).
Задачи:
- образовательные: обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;
- развивающие: развивать правильную монологическую и диалогическую устную и письменную речь учащихся;
- воспитательные: формировать ценностное отношение и интерес к родному языку, воспитывать культуру поведения на уроке.
Форма проведения урока: традиционная.
Заключение
Глагол – «живая» часть речи. «В глаголе струится самая алая кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие», как отмечал А. Югов. Действительно это так. Специфику изучения глагола рассматривали многие отечественные и зарубежные лингвисты. Значение глагола для русского языка очень велико.
Прагматика воспоминания как мыслительной способности определяет интерес лингвистики к данному понятию, в частности к глаголу вспоминать, номинирующему процесс актуализации в памяти прошлого жизненного опыта индивидуума.
В настоящее время актуальны две концепции роли глагола в языке и речетворчестве: предметноцентрическая и вербоцентрическая.
Самым частотным в речи является глагол вспоминать, который отражает особенности воспоминания как процесса восстановления прошлого, совмещающего взаимообусловленные, взаимодополняющие, иногда «противоположные» свойства: предметно-чувственную природу, как у восприятия, и большую, чем у восприятия, степень отвлечённости, приближающую к понятию; отнесённость к прошлому, но фактическое существование в настоящем и проецирование в будущее, отсюда способность объединять все временные планы и поколения людей; способность активно воздействовать на настоящее; детальность и обобщённость; долговременность сохранения и быстрое вытеснение из памяти другими впечатлениями; непроизвольный и произвольный характер; неожиданность возникновения и повторяемость; эмоционально-оценочную окрашенность; значимость для человека.
В художественной прозе частотны повторы глагола вспоминать, который формирует такие фигуры речи, как анафора, эпифора, стык, хиазм, синтаксический параллелизм. Глагольные повторы характеризуются полифункциональностью в художественной прозаической речи.
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и в «Толковом словаре русского языка» С.А. Кузнецова фиксируется 2 значения глагола вспоминать. Чаще всего реализуется первое значение, реже – второе значение, и причём только в сочетании с наречием быстро (вспомнить).
С семантической точки зрения глаголы вспомнить / вспоминать с аспектуальной точки зрения имеют 3 аспектуальных значения: 1) процесс воссоздания информации; 2) процесс говорения; 3) упрек.
Объём всего контекстов в Национальном корпусе русского языка содержится 19463 документа с исследуемым глаголом в 10 подкорпусах: синтаксического, газетного, параллельном, подкорпусе диалектных текстов, подкорпусе поэтических текстов, обучающем подкорпусе, корпусе устной речи, акцентологическом, мультимедийном. Самым пассивным является мультимедийный, так как глагол вспоминать отсутствует в виде документа в данном подкорпусе. Более активными являются акцентологический, синтаксический, корпус диалектных текстов, подкорпус поэтических текстов, обучающий подкорпус. Самым активным является газетный подкорпус: в нем наибольшее количество документов с глаголом вспоминать во всех грамматических формах, поэтому в нашем исследовании чаще всего мы приводим примеры из газетного подкорпуса. К историческому подкорпусу мы не обращаемся, так как он содержит тексты церковнославянские, древнерусские, среднерусские, а мы исследуем функционирование глагола вспоминать в современном русском языке.
Высочайшая частотность глагола вспоминать в контекстах, зафиксированных в НКРЯ, свидетельствует об актуальности процессуальной семантики воспоминания для носителей русского языка
Глагол вспоминать выступает во всех грамматических формах:
- образует видовую пару совершенного – несовершенного вида;
- является переходными;
- имеет категорию возвратности и относится к общевозвратным глаголам;
- может выступать и в действительном, а также в страдательном залоге;
- имеет все формы наклонения: изъявительного, условного, побудительного;
- имеет все формы времени: настоящего, прошедшего, будущего;
- изменяется по лицам, числам в настоящем и будущем времени,по родам в прошедшем времени, единственном числе;
- глагол вспоминать в личных формах имеет функцию простого глагольного сказуемого. Инфинитив же, как и инфинитивы других глаголов, выполняет 5 синтаксических функций: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство.
Глагол вспоминать во всех его семантических проявлениях и грамматических формах может служить дидактической основой урока по подготовке к написанию сжатого изложения в рамках ОГЭ по русскому языку.
Таким образом, подробное изучение структурно-семантических особенностей глагола воспоминания, а также его средств выражения позволит показать богатый потенциал русского языка.
Материалы и результаты исследования могут быть полезны для подготовки аналитических сообщений, докладов и лекционных курсов по лексикологии, лингвистике текста, спецкурсов по комбинаторной лексикологии и глагольной лексике в вузе, при составлении словарей, а также в школьной практике.
Список литературы
1. Авдевнина О.Ю. Категория восприятия и средства её выражения в современном русском языке: Автореф. дисс. … д. филол. н. – М., 2014. – 48 с.
2. Авдевнина О.Ю. Перцептивная семантика: закономерности формирования и потенциал художественной реализации: Монография. –Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2013. – 340 с.
3. Алиева Н.Ф. Выражение объектных отношений как универсальное свойство языков // Языковые универсалии и лингвистическая типология. – М.: «Наука», 1969. – С. 129–134.
4. Андреева В.К. Типы семантических составляющих и типы глагольных ЛСВ // Семантико-системные отношения в лексике романских и германских языков. – Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1979. – 124 с.
5. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. – М.: «Просвещение», 1966. – 301 с.
6. Апресян Ю.Д. Конверсивы как средство синонимического преобразования языковой информации // Проблемы прикладной лингвистики. Тезисы межвузовской конференции 16–19 декабря 1969 года. – М.: Изд-во МГУ, 1969. Ч. 1. – С. 16–22.
7. Апресян Ю.Д. К построению языка для описания синтаксических свойств // Проблемы структурной лингвистики. – М.: «Наука», 1973. – С. 279–326.
8. Апресян Ю.Д. Современные методы изучения значений и некоторые проблемы структурной лингвистики // Проблемы структурной лингвистики. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – С. 102–149.
9. Арутюнова Н.Д. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. – М.: Изд-во «Наука», 1972. – 189 с.
10. Арутюнова Н.Д. Семантическое согласование слов и интерпретация предложения // Грамматическое описание славянских языков. – М.: Изд-во «Наука», 1974. – С. 158–171.
11. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. –М.: Наука, 1988. – 341 с.
12. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Языки русск. культ., 1999. – 896 с.
13. Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистическая прагматика. – М.: Прогресс, 1985. – Вып. 16. – С. 5–42.
14. Ахманова О.С. Лингвистическое значение и его разновидности // Проблема значения в лингвистике и логике. – М.: Изд-во МГУ, 1969 – С. 8–10.
15. Ахманова О.С. О понятии «изоморфизма» лингвистических категорий // Вопросы языкознания. – 1955. – № 3. – С. 82–96.
16. Бабайцева В.В. О выражении в языке взаимодействия между чувственной и абстрактной ступенями познания действительности // Бабайцева В.В. Избранное. 1955–2005: Сб. науч. и науч.-методич. ст. – М. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2015. – С. 141–149.
17. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка.: Монография. – М.: Изд-во «Дрофа», 2000.– 246 с.
18. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. – М.: Изд-во ин. литер., 1955. – 416 с.
19. Баранов А.Н. и др. Путеводитель по дискурсивным словам русского языка / А.Н. Баранов, В.А. Плунгян, Е.В. Рахилина. – М.: Просвещение, 1993. – 270 с.
20. Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция: Монография / ЮО РАО. – Ростов н/Д, 2003. – 272 с.
21. Бойко А.А. Сочетания с инфинитивом несовершенного вида в современном русском языке. – Л.: Сельхозиздат, 1973. – 268 с.
22. Бондарко A.B. Вид и время русского глагола (значение и употребление). – М.: «Просвещение», 1971. – 239 с.
23. Борн М. Физика в жизни моего поколения. – М.: Изд-во иностр. лит., 1963. – 535 с.
24. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Ментальные предикаты в аспекте аспектологии // Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). – М.: «Дрофа», 1997. – С. 151–166.
25. Бураихи Ф.К. Глаголы деструктивного воздействия в современном русском языке: системные и функциональные характеристики: Дисс . канд. филол. наук: 10.02.01 / Бураихи Фирдевс Карим [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. – Воронеж, 2011. – 138 с.
26. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 280 с.
27. Васильев Л.М. Семантика русского глагола: Учебное пособие для факультетов повышения квалификации. – М.: Изд-во «Дрофа», 1981. – 288 с.
28. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. – М.: Высшая школа, 1990. – 175 с.
29. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Изд-во «Дрофа», 1977. – 278 с.
30. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М.-Л.: Учпедгиз, 1947. – 765 с.
31. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения (на материале русского языка) // Вопросы грамматического строя. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – С. 402–440.
32. Гак В.Г. Пространство мысли (опыт систематизации слов ментального поля) // Логический анализ языка: Ментальные действия. – М.: Изд-во «Дрофа», 1993 – С. 22–40.
33. Гехтляр С.Я. Русский инфинитив: категориальная характеристика, функционирование. – Брянск: Изд-во БГУ, 1996. – 197 с.
34. Голайденко Л.Н. Глаголы и девербативы с семантикой представления в современном русском языке (на материале художественной прозы): Монография. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. – 286 с.
35. Голайденко Л.Н. Категория представления как структурно-семантическая (на материале художественной прозы) // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – Томск: ТГПУ, 2013. – № 3 (131). – С. 140–145.
36. Голайденко Л.Н. Лексика со значением представления в современном русском языке (на материале художественной прозы): Монография. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – 142 с.
37. Грамматика русского языка: Синтаксис. – М.: Изд-во «Дрофа», 1954. – Т. 2. – Ч. 1. – 237 с.
38. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984. – 397 с.
39. Жаркова А.В. Отражение глагольно-именной природы инфинитива в его синтаксических функциях // Русский язык в школе. – 1981. – № 4. – 189 с.
40. Золотова Г.А. О синтаксической природе русского инфинитива // Филологической науки. – 1979. – № 5. – 289 с.
41. Кадоло Т.А. Пропозициональные основы семантики ментальных глаголов (Фациенты как факторообразующий компонент) // Вестник БГПУ. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. – 269 с.
42. Карцевский С.О. Повторительный курс русского языка. – М. – Л.: Госиздат, 1928. – 112 с.
43. Кацнельсон С.Д. К понятию типов валентности // Вопросы языкознания. – 1987. – № 3. – С. 20–32.
44. Кацнельсон С.Д. О грамматической категории // Вестник ЛГУ. – 1948. – № 2. – С. 114–134.
45. Кацнельсон С.Д. О грамматической семантике // Всесоюзная научная конференция по теоретическим вопросам языкознания: Тез. докл. и сообщений пленарных заседаний. – М.: ИЯ АН СССР, 1974. – С. 66–76.
46. Копыленко М.М. Сочетаемость лексем в русском языке. – М.: «Просвещение», 1973. – 120 с.
47. Кравченко A.B. Феноменология значения и значение феноменологии в языке // Категоризация мира: пространство и время: Мат-лы науч. конф. – М.: МГУ, 1997. – С. 61–198.
48. Кубрякова Е.С. Глаголы действия через их когнитивные характеристики // Логический анализ языка. Модели действия. – М.: Наука, 1992. – С. 84–90.
49. Кубрякова Е.С. Лексикализация грамматики: пути и последствия // Язык система. Язык – текст. Язык – способность. – М.: Наука, 1995. – С. 16–24.
50. Кубрякова Е.С. О номинативном компоненте речевой деятельности // Вопросы языкознани. – 1984. – № 4. – С. 13–22.
51. Кубрякова Е.С., Соболева П.А. О понятии парадигмы в формообразовании и словообразовании // Лингвистика и поэтика. – М.: МГУ, 1979. – 799 с. Кульбеков С.А. Некоторые лексико-семантические и грамматические особенности функциональных разрядов слов с аффиксом -о в современном русском языке: Автореф. дис. . канд. филол. наук. — Алма-Ата, 1972. – 20 с.
52. Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективное исследование динамики семантических систем // Семантическая структура слова. – М.: Наука, 1971. – С. 27–77.
53. Луценко H.A. Грамматические категории в системе и узусе (русский глагол и имя): Автореф. дис… докт. филол. наук. – Днепропетровск, 1990. – 36 с.
54. Петрухина Е.В. Проблемы изучения номинативной функции и семантической структуры славянского глагола // Языковая категоризация (части речи, словообразоване, теория номинации). – М.: Наука, 1997. – С. 70–72.
55. Пименова М.В. Семантика языковой ментальности и импликации // Филологические науки. – 1999. – № 4. – С. 80–86.
56. Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка. Внутренняя организация, категориальный аппарат и приёмы описания. – М.: Едиториал, 2011. – 176 с.
57. Руденко Д.И. Когнитивная наука, лингвофилософские парадигмы и границы культуры // Вопросы языкознания. – 1992. – № 6. – С. 19–35.
58. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для студ. вузов. В 2 ч. Ч. 2. Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Академия, 2002. – 704 с.
59. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. – М.: Наука, 1985. – 335 с.
60. Степанова В.В. К определению типовой лексической сочетаемости класса имен // Исследования по русскому языку. – Л.: Наука, 1971. – 320 с.
61. Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. – М.: Прогресс, 1988. – 653 с.
62. Уфимцева A.A. Лексика // Общее языкознание. – М.: Наука, 1972. – С. 344–455.
63. Чарыкова О.Н. Глагол как средство речевого воздействия // Речевое воздействие: Сб. научн. тр. – Воронеж – Москва: Центрально-Черноземн. книж. изд-во, 2000. – С. 12–14.
64. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. – Режим
65. доступа: h**t://w*w.r*scorpora.r*.
Тема: | «Глагол вспоминать и специфика его функционирования в речи» | |
Раздел: | Языковедение | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 72 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Курсовая работа:
Народный суверенитет и формы его выражения в Российской Федерации
33 страниц(ы)
Введение….
1. Концепции суверенитета….…
1.1 Государственный суверенитет….….
1.2 Народный суверенитет….…1.3 Национальный суверенитет….РазвернутьСвернуть
1.4 Взаимосвязь категорий суверенитета….
2. Народный суверенитет и формы его выражения в России….
2.1 Сущность и признаки народного суверенитета….
2.2 Формы выражения народного суверенитета в России….….
3. Обеспечение народного суверенитета в России….….
Заключение….
Список литературы….….….
-
Дипломная работа:
Существительные фантастика, фантазерство и фантасмагория и особенности их употребления в речи
74 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ…3
ГЛАВА . СЕМАНТИКА ВООБРАЖЕНИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ….7
1.1. Понятие о воображении: философский, психологический и лингвокогнитивный аспекты исследования….…71.2. Лексика со значением воображения в современном русском языке….…11РазвернутьСвернуть
1.3. Дефиниции «фантастика», «фантазерство» и «фантасмагория»: общее и специфическое….27
Выводы ….30
ГЛАВА . СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ФАНТАСТИКА, ФАНТАЗЕРСТВО И ФАНТАСМАГОРИЯ В РЕЧИ….32
2.1. Прямое и переносное употребление существительных фантастика, фантазерство и фантасмагория в речи….32
2.2. Грамматические особенности существительных фантастика, фантазерство и антасмагория….38
2.3. Сочетаемость существительных фантастика, фантазерство и фантасмагория в речи….43
2.4. Сферы употребления существительных фантастика, фантазерство и фантасмагория в речи….47
2.5. Методическая разработка урока по подготовке к сжатому изложению «Удивительный мир фантастики» в 9 классе общеобразовательной школы.…51
Выводы ….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….69
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ….73
-
Курсовая работа:
Денежный рынок в России и механизм его функционирования
33 страниц(ы)
Введение.3
Глава 1 Теоретические аспекты денежного рынка и механизм его функционирования.6
1.1 Понятие и сущность денежного рынка.61.2 Деньги и их функции.12РазвернутьСвернуть
1.3 Инструменты денежного рынка.17
Глава 2 Проблемы и перспективы развития денежного рынка и механизма его функционирования РФ.20
2.1 Денежный рынок РФ и этапы его становления.20
2.2 Проблемы развития денежного рынка России.22
2.3 Тенденции в развитии денежного рынка РФ. 26
Заключение.30
Библиографический список.33
-
Контрольная работа:
Бюрократизм и пути его ограничения в органах государственного управления
12 страниц(ы)
Введение…3
1.Бюрократизм и пути его ограничения в государственном управлении….5
Заключение….….10
Список используемых источников…12
-
Магистерская работа:
Мониторинг рынка труда в сфере образования республики башкортостан
88 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА РЫНКА ТРУДА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 91.1. Значение и специфика рынка труда в сфере образования 9РазвернутьСвернуть
1.2. Особенности организации мониторинга рынка труда 18
1.3. Место и роль мониторинга в сфере образования 25
ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ РЫНКА ТРУДА ВСФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 36
2.1. Сбалансированность регионального рынка труда в сфере образования. 36
2.2. Механизм взаимодействия рынка труда со сферой образования 46
2.3. Организация мониторинга рынка труда в сфере образования РБ 56
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЮ МОНИТОРИНГА РЫНКА ТРУДА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 63
3.1. Описание проекта 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
-
Дипломная работа:
Ценовая политика предприятия в курсе экономики СПО
57 страниц(ы)
Введение….…3
Глава I. Ценовая политика предприятия. Анализ ценовой политики предприятия и пути его совершенствования в курсе экономики СПО….71.1 Понятие и сущность ценовой политики предприятия….7РазвернутьСвернуть
1.2 Организация и методы ведения ценовой политики пути совершенствования….15
1.3 Актуальность преподавания ценовой политики в курсе СПО…23
Глава II. Практика - аналитическая работа по программе преподавания экономики в курсе СПО
2.1 Анализ программы преподавания экономики в курсе СПО….27
2.2 Рекомендации по совершенствованию преподавания экономики СПО на примере раздела «Ценовая политика предприятия».33
Заключение….43
Список использованной литературы и источников ….46
Глоссарии….51
Приложение….53
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
Дипломная работа:
Особенности перевода культурно-специфической лексики англоязычных текстов туристических сайтов
68 страниц(ы)
Введение 3
Глава I. Язык и культура 7
1.1. Проблема взаимосвязи языка и культуры 7
1.2. Определение культурно-специфической лексики и проблема выделения её состава 101.2.1. Понятие «культуронимы» и их типология 18РазвернутьСвернуть
1.2.2. Понятие «реалии» и их классификации 20
1.3. Культурно-специфическая лексика в туристическом дискурсе 25
1.4. Переводческие трансформации, используемые для передачи культурно-специфической лексики 27
Вывод по главе I 33
Глава II. Культурно-специфическая лексика туристических сайтов и особенности её перевода с английского языка на русский 35
2.1. Культурно-специфическая лексика на туристических сайтах 36
2.2. Способы перевода культурно-специфической лексики на туристических сайтах 40
2.3. Трудности перевода культурно-специфической лексики на туристических сайтах 43
Вывод по главе II 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 61
-
Курсовая работа:
APPLIED MATHEMATICS Прикладная математика
12 страниц(ы)
Аннотация / Summary .….….3 Ключевые слова / Key Words ….….….4
Applied mathematics….….….5
Прикладная математика….7
Словарь терминов / Glossary .…9Иcпользованная литература / References ….….11РазвернутьСвернуть
-
Дипломная работа:
70 страниц(ы)
Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 Современный модельный бизнес России 5
1.2 Подиумы в модельном бизнесе 71.3 Специфика создания коллекции одежды 12РазвернутьСвернуть
2 Практическая часть 16
2.1 Описание создаваемой коллекции одежды Anges et Démons 16
2.2 Типовые конструкции подиумов 21
2.3 Планирование подиума 26
2.4 Эргономические расчеты при проектировании подиума 32
2.5 Нормативная документация,
использованная при изготовлении подиума 34
2.6 Выбор программного обеспечения 46
2.7 Этапы создания подиума 52
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения 64
-
ВКР:
Кейс-технология на уроках информатики как средство развития познавательного интереса
52 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ 61.1. Понятие познавательного интереса обучающихся 6РазвернутьСвернуть
1.2. Кейс-технология: история разработки и реализация в образовательном процессе 13
1.3. Применение кейс-технологии на уроках информатики для развития познавательного интереса обучающихся 20
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ 28
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса на уроках информатики 28
2.2. Реализация кейс-технологии на уроках информатики для развития познавательного интереса обучающихся 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса обучающихся 43
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
-
Дипломная работа:
Развитие младшего школьника на уроках литературного чтения
69 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ….
1.1. Проблема развития младшего школьника….81.2.Возрастные особенности развития младшего школьника….….13РазвернутьСвернуть
1.3. Анализ учебников литературного чтения….19
Вывод по первой главе ….29
ГЛАВА II.ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ младшего ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 30
2.1. Диагностика развития младшего школьника…. 30
2.2. Содержание формирующего эксперимента…39
Вывод по второй главе ….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….71
ЛИТЕРАТУРА ….73
ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ.80
ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ .83
-
Дипломная работа:
Использование экспрессивных средств в газетных заголовках и особенности их перевода
88 страниц(ы)
Введение….3
Глава I. Теоретический аспект анализа английских газетных заголовков
1.1. Газетно-публицистический стиль в современной лингвистике….….61.2. Классификации газетных заголовков….…15РазвернутьСвернуть
1.3. Лексико-грамматические особенности английских газетных заголовков…22
1.4. Особенности применения экспрессивных средств в английских газетных заголовках….31
1.5. Особенности перевода английских газетных заголовков….40
Вывод к Главе I….61
Глава II. Анализ перевода экспрессивных средств, использованных в английских газетных заголовках
2.1. Фонетические экспрессивные средства….63
2.2. Графические экспрессивные средства….…64
2.3. Морфологические экспрессивные средства….66
2.4. Лексико-фразеологические экспрессивные средства….….66
2.5. Синтаксические экспрессивные средства…73
Вывод к Главе II….76
Заключение….77
Список использованной литературы….…81
-
Дипломная работа:
64 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ…3
Глава I Понятия дискурса и речевого акта
1.1. Понятие дискурса и его типология….5
1.2. Директивные речевые акты в диалогическом дискурсе1.2.1 Место директивных речевых актов в диалогическом дискурсе и их прагматическая типология….9РазвернутьСвернуть
1.2.2 Способы выражения директивных речевых актов в англоязычном диалогическом дискурсе….….15
1.3. Речевые реакции на директивные речевые акты в англоязычном диалогическом дискурсе….20
Выводы по Главе I….24
Глава II Особенности проявления речевых реакций на директивные высказывания в англоязычном диалогическом дискурсе
2.1. Роль прагматических факторов в выборе речевых реакций на директивные высказывания….….27
2.2. Лингвистический и прагматический анализ речевых реакций на примере британских и американских ситкомов….31
2.2.1. Речевые реакции на прескриптивные высказывания….32
2.2.2. Речевые реакции на суггестивные высказывания….35
2.2.3. Речевые реакции на реквестивные высказывания….37
Выводы по Главе II….38
Глава III Обучение диалогической речи
3.1. Понятие диалогической единицы. Развитие умений диалогической речи в средней школе….40
3.2. Комплекс упражнений для отработки речевых ситуаций на материале англоязычных ситкомов….43
Выводы по Главе III….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….58
ПРИЛОЖЕНИЕ….63
-
Дипломная работа:
Методика преподавания игры на курае
67 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА I.ОБРАЗ КУРАЯ В БАШКИРСКОЙ КУЛЬТУРЕ….6
1.1 Образ курая в башкирском устно-поэтическом творчестве….61.2 Образ курая в профессиональном творчестве башкирского народа…10РазвернутьСвернуть
1.3.Особенности строения курая…17
ГЛАВА II.МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА КУРАЕ Н.М.КАЕКБЕРДИНА….23
2.1 Постановка исполнительского аппарата и выработка техники…23
2.2.Работа над музыкальным произведением…39
2.3Репертуар современного кураиста….…47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….63
-
Дипломная работа:
Требования к современному кабинету иностранного языка
65 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
Глава I. ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО КАБИНЕТА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.6
1.1. Оборудование и планировка кабинета иностранного языка.61.2. Оснащение и оборудование рабочего места учителя и обучающегося .10РазвернутьСвернуть
1.3. Размещение и способы хранения средств обучения в кабинете иностранного языка….13
Выводы по I главе….17
Глава II. РОЛЬ И ФУНКЦИИ КАБИНЕТА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ….…18
2.1. Создание языковой среды.18
2.2. Реализация индивидуально-личностного подхода в обучении иностранным языкам….….24
2.3 Роль кабинета иностранных языков в организации самостоятельной работы обучающихся….…28
Выводы по II главе…34
Глава III. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА КАБИНЕТА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА….….35
Выводы по III главе….…43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…46
ПРИЛОЖЕНИЕ….…53
-
Дипломная работа:
56 страниц(ы)
Введение…. 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста через обогащённую предметно-развивающую среду1.1.Проблема формирования ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста в современной науке…7РазвернутьСвернуть
1.2.Организация предметно-развивающей среды как эффективного условия ориентирования в пространстве у детей старшего дошкольного возраста…13
1.3.Педагогические условия формирования ориентирования в пространстве у детей старшего дошкольного возраста через предметно-развивающую среду.18
Вывод по I главе…. 23
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста в обогащенной предметно-развивающей среде
2.1.Выявление уровня сформированости ориентации в пространстве у детей 5-6 лет на констатирующем этапе исследования…25
2.2.Разработка и реализация комплекса мероприятий по формированию ориентации в пространстве у детей 5-6 лет в обогащенной предметно-пространственной среде на формирующем этапе исследования… 32
2.3.Анализ результатов исследования сформированности ориентации в пространстве у детей 5-6 лет через обогащенную предметно-пространственную среду на контрольном исследовании…41
Выводы по II главе… 44
Заключение…. 46
Литература….…. 49