СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Популяция растений как дидактическая составляющая в школьном эколого-биологическом образовании - Дипломная работа №39307

«Популяция растений как дидактическая составляющая в школьном эколого-биологическом образовании» - Дипломная работа

  • 68 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОПУЛЯЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ РАСТЕНИЙ И ЕЁ ВКЛАД В ШКОЛЬНОЕ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1.1. Основные положения популяционной экологии растений

1.2. Общая характеристика экологического образования в школе

1.3. Место популяционной экологии в школьном эколого-биологическом образовании

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОПУЛЯЦИИ РАСТЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ FRAGARIA VIRIDIS DUCH.

2.1. Объект и методы исследования

2.2. Характеристика растительного сообщества с популяцией Fragaria viridis Duch.

2.3.Статистический анализ биоморфологических параметров популяции Fragaria viridis Duch.

2.4. Виталитетный анализ популяции Fragaria viridis Duch.

ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К УРОКАМ ПО ТЕМЕ «ПОПУЛЯЦИИ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ» В 10 КЛАССЕ

3.1. Общая характеристика популяций

3.2. Разнообразие и размер популяций

3.3. Изменение численности и структуры популяций

3.4. Антропогенные факторы, нарушающие стабильность популяций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

В настоящее время в средней школе ощущается острая потребность в совершенствовании подходов и методов экологического образования (Ермаков, 2016). Особенно важную роль играет вопрос изучения популяций организмов как основных компонентов экологических систем. Наиболее доступным объектом для изучения школьниками являются популяции растений как совокупностей особей на экологически однородном участке территории (Злобин, 2009). Удобство растений как объектов исследования школьников заключается в том, что растения неподвижны и легко учитываются. Это облегчает возможность мониторинга популяций растений, которые в той или иной степени испытывают влияние человека (загрязнение, уплотнение почвы, изъятие части биологической продукции и др.; Чернова, Былова, 2004).

Идеальным объектом для изучения экологии популяций растений школьниками является земляника зеленая (Fragaria viridis Duch.). Это ценное ресурсное растение, которое имеет пищевое, лекарственное и медоносное значение (Губанов и др., 2003). Этот вид широко распространен в окрестностях большинства населенных пунктов и потому доступен как объект исследования сельским и городским школьникам.

В наши дни экологическое образование осуществляется в глобальном масштабе во всех странах мира на уровнях от дошкольного до уровня переподготовки специалистов разного профиля. Причем, экологические вопросы должны находиться в центре всех учебных программ: от дошкольного возраста – через школу – вузы – управленческий и руководящий аппарат (Ермаков, 2016).

Создание «глобальной сети образования» рассматривается как главная стратегическая задача этого образования (Игумнова, 2010). Школьное образование всех стран должно включить знакомство с глобальными экологическими проблемами и теми опасностями, которые угрожают человечеству, что позволяет осознать взаимосвязь «человек – общество – природа» в масштабе всей планеты.

Центральным звеном в системе экологического образования является средняя школа (Игумнова, 2007). Несмотря на то, что этой проблеме посвящена огромная литература (Ермаков, 2009, 2016; Медведева, 2007, 2011; Дзятковская, 2010, и др.), ряд вопросов школьного экологического образования остается недостаточно разработанным, в том числе – рассмотрение вопросов экологии растений и влияние на их популяции хозяйственной деятельности человека.

Цель исследования: на примере популяции Fragaria viridis Duch. обосновать роль изучения популяций растений как базовой дидактическая составляющая в школьном эколого-биологическом образовании.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1) по материалам научной и методической литературы охарактеризовать биологические и экологические особенности, а также дать оценку ресурсного значения Fragaria viridis Duch.;

2) изучить популяцию Fragaria viridis Duch. в сообществе остепненного луга по результатам двухлетних наблюдений;

3) рассмотреть историю и современное состояние экологического образования в школе и сформулировать задачи его дальнейшего развития;

4) составить методические разработки уроков по теме «Популяции» в 10 классе средней школы.

Апробация работы. Результаты работы были представлены в двух статьях (Хазиева, Наумова, 2014, 2016).

Благодарности. Выражаю огромную благодарность научному руководителю Ленизе Гумеровне Наумовой.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы (54 наименований). Общий объем работы составил 67 страницы, в том числе 62 страницы основного текста, 6 таблиц, 8 рисунков.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОПУЛЯЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ РАСТЕНИЙ И ЕЁ ВКЛАД В ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В этой главе рассматриваются основные положения популяционной экологии растений, ее история и современное состояние.

1.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОПУЛЯЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ РАСТЕНИЙ

Популяционная экология растений дает информацию об особенностях популяций растений, формирующихся в разных условиях среды и разных фитоценозах.

Место популяционной экологии растений в междисциплинарном комплексе «наука о растительности»

Популяционная экология растений является важным разделом современной науки о растительности. Эта наука изучает экологию и биологию видов растений на популяционном уровне исследований, она связана со всеми другими науками междисциплинарного комплекса «наука о растительности» (рис. 1).

Как видно из рисунка 1, популяционная экология растений связана практически со всеми науками междисциплинарного комплекса НОР. Она связана с аутэкологий растений, так как отношения видов с условиями среды реализуются на популяционном уровне. Связь с синэкологией растений определяется тем, что взаимные отношения между видами растений и между растениями и гетеротрофными организмами осуществляется также на уровне популяций.

Тесная связь популяционной экологии растений с фитоценологией объясняется тем, что все существенные параметры, характеризующие фитоценоз (модели организации, видовое богатство, особенности структуры сообществ и их изменение во времени в ходе циклических изменений или экологических сукцессий), зависят от популяционного состава растительного сообщества.

Рис. 1. Связь популяционной экологии растений с другими науками междисциплинарного комплекса «Наука о растительности»

(по: Наумова, 2016)

Опосредованно популяционная экология растений через аутэкологию, синэкологию и фитоценологию связана с географией растений, так как ареал любого вида слагается из ареалов его популяций (Юрцев, 1987).

История развития популяционной экологии растений

Первые исследования популяций растений были связаны с изучением лесов. Лесоведы были заинтересованы в изучении возрастного состава популяций деревьев с целью прогноза динамики и устойчивости лесных растительных сообществ (Дыренков, 1984).

Начало активного изучения популяций растений связано с работами ученых, представляющих две научные школы:

– школа английского эколога растений Дж. Харпера. Экологи этой школы занимались изучением популяций многолетних и однолетних травяных растений и разработали теорию устойчивости популяций;

– школа выдающегося советского ученого Т.А. Работнова. Ученые этой школы исследовали закономерности возрастного состава популяций многолетних трав (Онипченко, 2013).

Идеи по изучению популяций растений, которые сформулировал Т.А. Работнов, были развиты А.А. Урановым, а также его многочисленными учениками – О.В. Смирновой, Л.Б. Заугольновой, Л.А. Жуковой и др. Эти ученые развивали онтогенетический подход к изучению популяций растений («Ценопопуляции растений .», 1988; Восточноевропейские…, 2004; и др.).

Учеником А.А.Уранова является крупный исследователь популяций растений Ю.А. Злобин (1989, 1996), который создал свою школу популяционных экологов растений (Г.А. Ким, Н.Г. Баштавой, В.М. Кохановский, Ю.Л. Скляр, С.М. Панченко, И.Н. Коваленко, Л.Н. Бондарева, Е.С. Кирильчук, и мн. др.). Ю.А. Злобин сформулировал концепцию виталитета популяций растений и показал возможности использования этого подхода для характеристики популяций разных видов растений (Злобин, 2009).

Оригинальный подход к изучению популяций растений связан с именем М.В. Маркова (1991, 2011). Основным объектом исследования этого ученого являются малолетние растения.

Активное развитие популяционной экологии растений отмечается во второй половине ХХ века. Это связано с тем, что решение многих прикладных вопросов рационального использования видов растений невозможно без изучения строения и функционирования их популяций. Особую роль играют популяционные исследования ресурсных видов растений, редких видов растений, заносных инвазивных видов растений, а также сегетальных сорных видов растений (Злобин, 2009).

Факторы формирования популяций растений

Формирование популяций растений происходит за счет взаимодействия генетических особенностей конкретного вида растения с условиями абиотической среды и биотическими факторами (конкуренция с популяциями других видов растений, реакции на воздействие гетеротрофных организмов – животных, грибов, бактерий и др.). В том случае, если в среде обитания. Особенно важную роль для формирования популяций растений играют лимитирующие факторы среды (ими могут быть: вода, свет, элементы минерального питания, конкуренция, гетеротрофные организмы), оказывающие как приямое действие на популяцию, так и косвенное (Работнов, 1992).

Начиная с ХХ столетия одним из самых важных факторов, влияющих на популяции растений, стало влияние – т.е. антропогенного фактора (Тишков, 2005; Марфенин, 2006). Это влияние проявляется и в локальном, и в глобальном масштабе. Так, антропогенное загрязнение среды часто не только угнетает популяции растений, но и приводит к их уничтожению (Сумина, Копцева, 2004). Конечным результатом этих негативных популяционных процессов может быть деградация целых экосистем (Наумова, Злобин, 2009).

Рассмотрим основные биотические факторы формирования популяций растений.

Фактор конкуренции. Это основной тип отношений между видами растений в растительном сообществе и между особями растений внутри популяций. Конкуренция – это соревнование растений за потребление ресурсов, которых недостаточно. Такими ресурсами могут оказываться вода, свет, элементы минерального питания.

Конкуренция может быть внутривидовой – происходит между особями одной популяции растений и межвидовой – конкуренция между особями популяций, которые представляют разные виды растений. Природа этих двух вариантов конкуренции особых различий не имеет. При благоприятных почвенных условиях среды (достаточное обеспечение влагой и элементами минерального питания) формируется растительное сообщество с сомкнутым покровом, и потому особи растений конкурируют за свет. В случае недостатка почвенных ресурсов формируется растительное сообщество из невысоких и разомкнутых в пространстве особей растений. Ресурсов света и виды в таких сообществах избыток, растения конкурируют за почвенные ресурсы.

На рис. 2 показан главный комплексный градиент конкуренции между растениями по Дэвиду Тилману (цит. по: Миркин, Наумова, 2012).

Рис. 2. Основной градиент конкуренции растений в растительных сообществах

В ходе конкуренции редко одна популяция побеждает другую. Это связано с тем, что в природе есть механизмы, которые смягчают конкуренцию и не допускают «конкурентного исключения» (в понимании Ф. Гаузе). Важнейший из этих механизмов – расхождение видов растений по разным экологическим нишам. Напомним, что под экологической нишей вида растения понимается вся совокупность экологических факторов, которые необходимы для существования этого вида в составе растительного сообщества (Миркин, Наумова, 2014).

Фактор средообразования. При этом варианте отношений растения не конкурируют между собой, а влияют друг на друга через изменения условий среды, в которых они обитают. Сильным растениям-средообразователям академик В.Н. Сукачев (1954) дал название «эдификаторы».

Процесс средообразования, как правило, имеет односторонний характер. Примером такого средообразования может служить влияние деревьев-доминантов на виды растений напочвенного покрова лесного фитоценоза. Такое влияние проявляется, прежде всего в том, что деревья затеняют травы и мхи напочвенного покрова. Кроме того, они могут влиять на виды напочвенного покрова фитоценоза за счет того, что при разложении опада дреревьев образуются кислоты, под влиянием которых происходит вымывание из верхнего слоя почвы гумуса и элементов минерального питания (Онипченко, 2013).

Фактор взаимопомощи. Отношения взаимопомощи между популяциями растений в фитоценозе играют менее важную роль, чем рассмотренные выше конкуренция и средообразование. Взаимопомощь чаще имеет односторонний характер: одни растения (их называют «растениями-«нянями»; Онипченко, 2013) помогают «подопечным растениям» тем, что улучшают условия жизни для них.

Примерами видов «растений-нянь» являются Alnus incana и Betula verrucosa. Под пологом этих деревьев находят защиту от ярких лучей солнца всходы тенелюбивого дерева Picea excelsa. В луговых растительных сообществах «растениями-нянями» для всходов видов разных растений могут быть взрослые растения этих луговых трав (Миркин, Наумова, 2012).

Положительное влияние «растений-нянь» на «подопечных растений» сохраняется лишь определенное время. Они заканчиваются после того, как «подопечные» подрастут и начнут конкурировать с своими «защитниками». Как правило, в ходе этой конкуренции «растения-няни» погибают.

Фактор влияния гетеротрофов. Популяции растений испытывают влияние многих видов гетеротрофных организмов, которые можно объединить в четыре группы: фитофаги, мутуалы, патогены, сапротрофы.

Фитофаги. Потребители фитомассы растений – это один из самых важных биотических факторов формирования популяций растений. Они влияют на исход конкуренции между растениями: растение с более высокой поедаемостью проигрывают в конкуренции растениям с меньшей поедаемостью. У растений имеются разнообразные приспособления, чтобы снизить поедаемость: они имеют горький вкус, жесткое опушение, колючки и др. (Онипченко, 2013).

В литературе (Работнов, 1992; Онипченко, 2013; и др.) подчеркивается, что особую роль играют крупные фитофаги в растительных сообществах саванн (среди них – зебра, жираф, слон, разные виды антилопы).

В естественных экосистемах между растениями и фитофагами складываются отношения экологического равновесия. Во многих случаях важным фактором поддержания этого равновесия являются животные-хищники, которые держат под контролем численность популяций фитофагов (Риклефс, 1979).

Фактор влияния мутуалов. Мутуалами называются организмы, которые сотрудничают друг с другом для взаимной пользы. Для растений основными группами мутуалов являются азотфиксирующие микроорганизмы, микоризные грибы, опылители, распространители диаспор.

1. Азотфиксирующие микроорганизмы. Азот – это один из тех важнейших элементов питания растений, без которых их жизнь невозможна (Чернова, Былова, 2004). Однако сами растения автономно не могут получать азот из воздушной среды. В ходе эволюции сформировались мутуалистические отношения растений с микроорганизмами, которые фиксируют атмосферный азот и переводят его в доступные для растений соединения. Основными микроорганизмами-фиксаторами атмосферного азота являются бактерии, актиномицеты и цианобактерии (Онипченко, 2013).

Выявлены два основных варианта мутуализма растений и микроорганизмов-азотфиксаторов (Горышина, 1979).

Первый вариант – ассоциативная азотфиксация. При этом варианте мутуализма азотфиксирующие микроорганизмы-мутуалы поселяются в ризосфере (прикорневой сфере): в слое почвы, который окружает корни. Этот вариант мутуализма широко распространен в природе и свойственен большинству видов растений естественных экосистем.

Второй вариант – симбиотическая азотфиксация. В отличие от первого варианта мутуализма она встречается у сравнительно небольшого числа видов растений. В этом случае микроорганизмы-азотфиксаторы живут на поверхности корней или листьев, внутри корней и в клубеньках (специальных образованиях, формирующихся на корнях). Примерами растений флоры Башкортостана, которые способны к симбиотической азотфиксации могут служить представители семейства Fabaceae (виды родов Tifolium, Lathyrus, Onobrychis, Vicia и др.), виды рода Alnus и некоторые интродуценты – Galega officinalis, Hyppophae rhamnoides.

2. Микоризные грибы. Эти мутуалы являются спутниками большинства видов растений разных систематических групп в самых разных фитоценозах. Роль грибов-мутуалов в жизни растений подчеркивается термином «растение-микотроф». Грибы-мутуалы повышают конкурентную способность растений за счет того, что у последних повышается интенсивность поглощения самых важных почвенных ресурсов – воды и элементов почвенного питания. Кроме того, микоризные грибы защищают растения от многих патогенных организмов (Онипченко, 2013), вызывающих разнообразные болезни растений (Работнов, 1992).

Небольшое число видов растений не имеют микоризы. В основном это обитатели местообитаний, богатых азотом. Примеры немикоризных растений: Urtica dioica, Aegopodium podagraria, Leonurus quinquelobatus и др.). Не образуют мутаалистических связей с грибами виды некоторых семейств, например Cyperaceae (многочисленные виды рода Carex) и Juncaceae (виды рода Juncus).

Большинство однолетних рудеральных растений из семейства Brassicaceae также не имеют связи с мутуалами-грибами. Популяции этих растений формируются в условиях нарушенных местообитаний, которые обычно богаты элементами минерального питания.

3. Опылители и распространители диаспор. Бόльшая часть цветковых растений являются насекомоопыляемыми, и лишь небольшая часть их опыляется ветром. Несмотря на это, ветроопыляемые растения часто являются доминантами растительных сообществ (например, виды семейства Poaceae). Представители голосеменных растений из семейства Pinaceae также опыляются ветром.

Важными распространителями диаспор (плодов и семян) растений являются животные разных систематических групп. Различаются два способа распространения диаспор животными:

– эндозоохория. Животные поедают плоды растений, и семена проходят без повреждения через их пищеварительную систему и разносятся по территории. Основными мутуалами-зоохорами являются птицы, бурый медведь, травоядные животные. Ю.А. Злобин (2009) отмечает, что всхожесть семян после прохождения через пищеварительную систему животных даже повышается.

Особая роль в распространении диаспор принадлежит муравьям. Этот зоохории вариант носит специальное название мирмекохории и хорошо изучен (Левина, 1979). Мирмекохорные семена снабжены специальными придатками – элайосомами, богатыми маслами, Элайосомы и служат приманкой для распространителей-муравьев. Особенно важна роль мирмекохории в лесных сообществах.

Некоторые лесные животные (птицы, белки и др.) разносят плоды и семена далеко от растения, создают запасы, которые часто остаются невостребованными. Все это способствует распространению разных видов растений.


Заключение

Популяционная экология растений является одним из основных разделов современной экологии, которому посвящено много публикаций.

Вид Fragaria viridis Duch. – это широко распространенное ресурсное растение, имеющее пищевое, лекарственное и медоносное значение. Этот вид является постоянным компонентом многих сообществ остепненных лугов Башкортостана. Сообщество, в котором изучалась популяция Fragaria viridis Duch., характеризуется умеренно высоким видовым богатством, связано с почвами переменного водного режима и испытывает умеренное антропогенное влияние (выпас, вытаптывание сборщиками плодов, а также прохождение личного транспорта).

Популяция Fragaria viridis Duch. была изучена в течение двух лет, причем во второй год исследования она подвергалась антропогенному влиянию (уплотнение почвы, вызванное проходами частного легкового автотранспорта). Популяция оказалась устойчивой к антропогенному влиянию – ее биоморфологические характеристики и виталитет изменились незначительно.

По данным литературы обсуждаются вопросы школьного экологического образования. Охарактеризована история развития экологического образования и показана его роль как важной составляющей концепции устойчивого развития человечества. Показано место популяционной экологии в современном школьном эколого-биологическом образовании. Приводятся разработки трех уроков по теме «Популяционная экология растений» (10 класс).

По результатам выполненного исследования могут быть сформулированы следующие выводы:

1) многоплановой характеристике Fragaria viridis Duch. посвящены многочисленные публикации научной и методической литературы, в которых охарактеризованы биологические и экологические характеристики вида и дана оценка его ресурсного значения, как пищевого, лекарственного и кормового;

2) растительное сообщество, в составе которого изучалась популяция Fragaria viridis Duch. является остепненным лугом с умеренно высоким видовым богатством, которое вследствие уплотнения почвы изменилось с 35 до 27 видов. Популяция характеризуется следующими значениями биоморфологических параметров: высота – 15,2 см, число дочерних розеток – 6,3 шт., число листьев во всех дочерних розетках – 26,9 шт. Тип виталитета – депрессивный. Под влиянием фактора уплотнения почвы все перечисленные параметры изменились несущественно;

3) школьное экологическое образование развивалось с середины прошлого столетия. Большое значение сыграла «Декада образования в целях устойчивого развития», прошедшая под эгидой ЮНЕСКО. В России и Башкортостане сформировалась развитая система экологического образования, в котором особый акцент сделан на региональном компоненте. Задачами дальнейшего развития являются гармоничное сочетание вопросов теоретической и прикладной экологии, а также привитие навыков природосберегающего поведения;

4) в диссертации приведены методические разработки трех уроков для 10 класса по темам: «Популяция: общая характеристика», «Разнообразие популяций», «Нарушение популяций под влиянием человека».


Список литературы

Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов С.А., Фомина П.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательские работы школьников. 2001. №1. С. 24-34.

Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества: В 2-х т. Пер. с англ. М.: Мир, 1989. Т. 1. 328 с. Т. 2 477 с.

Губанов И.А., Киселева К.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Иллюстрированный определитель растений Средней России. Т. 2. М.: Т-во науч. изд. КМК, 2003. 665 c.

Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения. М.: Образование и экология, 2011. 36 с.

Дыренков С.А. Структура и динамика таежных ельников. Л.: Наука, 1984. 174 с.

Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. М.: МИОО, 2009. 180 с.

Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. Серия: Педагогика дополнительного образования детей. М.: Центр «Школьная книга», 2001. 224 с.

Горышина Т.К. Экология растений. М.: Высш. школа, 1979. 364 с.

Григорьева Н.М. Земляника зеленая // Биол. флора Моск. обл. / под ред. В.Н. Павлова, В.Н. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ; Изд-во «Аргус», 1995. Вып.10. С. 119-134.

Дежникова Н.С. Экологическая культура: грани восприятия // Биология в школе. 1995. № 3. С. 20-23.

Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование. М.: Центр «Образование и экология», 2010. 146 с.

Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. М.: МИОО, 2009. 180 с.

Ермаков Д.С. Экологическая грамотность учащихся: теория и практика // Биология в школе. 2016. № 5. С. 52-59.

Жмылев П.Ю., Алексеев Ю.Е., Карпухина Е.А., Баландин С.А. Биоморфология растений: иллюстриованный словарь. М., 2005. 256 с.

Жукова Л.А. Популяционная жизнь луговых растений. Йошкар-Ола: Ланар, 1995. 224 с.

Зайцев Г.Н. Математическая статистика в экспериментальной ботанике. М.: Наука, 1984. 424 с.

Злобин Ю.А. Принципы и методы изучения ценотических популяций растений. Казань: Изд- во Казанск. гос. ун-та, 1989. 146 с.

Злобин Ю.А. Структура фитопопуляций // Успехи современной биологии. 1996. Т. 116. №2. С. 133–146.

Злобин Ю.А. Популяционная экология растений: современное состояние, точки роста. Сумы: ООО «ИТД «Университетская книга», 2009. 263 с.

Игумнова Е.А. Учиться знать, учиться делать, учиться жить. О воспитании экологической культуры учащихся в едином образовательном пространстве России // Экология и жизнь. 2010. № 11. С. 37-41.

Игумнова Е.А. Формирование у учащихся умения задавать вопросы, стимулирующие мышление // Биология в школе. 2011. № 3. С. 33-39.

Марков М.В. Жизненный цикл двулетних растений с общебиологических позиций //Бюл. МОИП. Отд. биол. 1991. Т. 96. № 4. С. 51-67.

Левина Р.Е. Репродуктивная биология семенных растений. М.: Наука, 1981. 96 с.

Марков М.В. Популяционная биология растений. М: Товарищество научных изданий КМК. 2011. 387 с.

Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. М.: Изд-во Моску. гос. ун-та, 2006. 624 с.

Медведева М.В. Состояние экологического образования и просвещения в регионах России // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. № 3. 2007. С. 53-59.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Изучение биологического разнообразия в сельской школе // Биология в школе. 2006. № 6. С. 70-74.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Современное состояние основных концепций науки о растительности. Уфа: АН РБ Гилем, 2012. 488 с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2009. 384 с.

Миронов А.В. Возможности школьной биологии в экологическом образовании школьников // Биология в школе. 2016, № 6. С. 66-71.

Миронова С.И. Развитие техногенных сукцессионных систем растительности в условиях криолитозоны: Автореф. дисс. …докт. биол. наук. Новосибирск, 1999. 32 с.

Мулдашев А.А. Природное районирование территории Республики Башкортостан //Реестр особо охраняемых территорий Республики Башкортостан. Изд. 2-е, перераб. Уфа: Издательский центр «Медиа-Принт», 2010. С. 24-32.

Мустафин С.К. Экология мегаполиса Уфа: состояние и перспективы. Уфа: Альфа-реклама, 2013. 272 с.

Наумова Л.Г. Синэкология растений. Учебное пособие. Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. 92 с.

Наумова Л.Г., Злобин Ю.А. Основы популяционной экологии растений. Учебное пособие. Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. 88 с.

Одум Ю. Экология. Т. 1-2. М.: Мир, 1986. 328 с., 376 с.

Работнов ТА. Фитоценология. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1992. 350 с.

Риклефс Р. Основы общей экологии. М.: Мир, 1979. 424 с.

Сукачев В.Н. Некоторые общие теоретические вопросы фитоценологии // Вопросы ботаники. М.; Л., 1954. Т. 1. С. 449-463.

Сумина О.И. Формирование растительности на техногенных местообитаниях Крайнего Севера России. Автреф. дисс. … докт. биол. наук. СПб., 2011. 32 с.

Сумина О.И., Копцева Е.М. Разнообразие и динамика растительности карьеров в лесотундре Западной Сибири (окрестности г. Лабытнанги, Ямало-Ненецкий АО) // Растительность России. СПб., 2004. № 6. С. 83-103.

Тишков А.А. Биосферные функции природных экосистем России. М.: Наука, 2005. 309 с.

Федоров Н.И., Жигунова С.Н., Михайленко О.И. Методологические основы оптимизации ресурсного использования лекарственной флоры Южного Урала. М.: Наука, 2013. 212 с.

Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2006. 384 с.

Хазиев Ф.Х. Почвы Республики Башкортостан и регулирование их плодородия. Уфа: Гилем, 2007. 285 с.

Хазиев Ф.Х. Экология почв Башкортостана. Уфа: АН РБ Гилем, 2012. 312 с.

Ценопопуляции растений: Очерки популяционной биологии. М.: Наука, 1988. 183 с.

Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. Учебник. М.: Дрофа, 2004. 416 с.

Экология водоемов Башкирии /Составитель: д-р биол. наук, проф. М.Г. Баянов. Уфа: Гилем, 1998. 209 с.

Юрцев Б.А. Флора как базовое понятие флористики: содержание понятия, подходы к изучению // Теор. и метод. пробл. в сравнительной флористике: Матер. II рабочего совещ. по сравнительной флористике. Неринга, 1983. Л.: Наука, 1987. С. 13-18.


Тема: «Популяция растений как дидактическая составляющая в школьном эколого-биологическом образовании»
Раздел: Экология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 68
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Методика обучения теории вероятностей и математической статистике в школьном курсе математики

    116 страниц(ы) 

    Введение….….4
    Глава I Основы вероятностно-статистической линии
    §1. Исторический обзор….….….…7
    §2. Вероятностно-статистическая линия в школьном курсе математики.
    2.1. Предпосылки включения вероятностно-статистической линии в школьный курс математики….9
    2.2. Место и значение вероятностно-статистической линии в школьном курсе математики…11
    2.3. Вероятностно-статистическая линия в учебниках «Математика 5-6» под ред. Г.В.Дорофеева и И.Ф.Шарыгина и «Математика 7-9» под ред. Г.В.Дорофеева…13
    Глава II Элементы теории вероятностей и математической статистики
    §1. Анализ данных.
    1.1. Способы систематизации и представления данных….…14
    1.2. Графическое представление данных….….…16
    §2. Вероятность и частота
    2.1. Вероятность как ожидаемая частота…20
    §3. Элементы теории вероятностей
    3.1. Вероятность случайного события….…26
    3.2. Вероятности независимость событий….…34
    3.3. Случайные величины….…38
    §4. Статистика – дизайн информации.
    4.1. Первичная обработка данных….….43
    4.2.Графическое изображение статистических данных…48
    4.3. Выборочные материалы….…55
    Глава III. Дополнительные занятия по теории вероятностей и математической статистике
    §1. Факультатив по теме «Теория вероятностей и математическая статистика».….60
    Заключение….…106
    Литература….….107
  • Творческая работа:

    АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-23 декабря 2014 года

    255 страниц(ы) 

    СОДЕРЖАНИЕ
    ПРЕДИСЛОВИЕ….3
    РАЗДЕЛ I.
    ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ
    Мустаев А.Ф. Научные школы как инновационные структуры современного университета…5
    Фатыхова Р.М. Опережая время. 80-летию профессора А.З. Рахимова посвящается….7
    Дубовицкая Т.Д. Педагогическая психология на службе национальной безопасности личности и общества….10
    Шафикова Г.Р. Проектирование образовательной среды, способствующей формированию нравственных отношений детей….14
    Кудашев А.Р. Личностно-ориентированный компетентностный подход при подготовке современных менеджеров….22
    Исламова З.И. Возможности совершенствования психологической подготовки педагога профессионального обучения в компетентностном формате….25
    Мухаметрахимова С.Д. Психодидактика как направление реализации требований новых стандартов образования…30
    Малолеткова А.В. К проблеме развития рефлексивной компетентности педагогов…34

    РАЗДЕЛ II.
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
    Алгушаева В.Р. Технологические подходы к развитию школьника как субъекта учебной деятельности….39
    Ангел Христов. Духовные связи между Дунайскими и Волгоуральскими болгарами….43
    Анохина С.А. Акмеологический подход в аксиологической адаптации бакалавров в вузовской среде….50
    Асадуллин Э.Ф. Виртуальный подход в формировании исторического сознания студентов педагогического вуза….…55
    Ахтамьянова И.И. Технология развития критического мышления как общедидактическая технология….60
    Бенин В.Л. Социально-когнитивный диссонанс и педагогические фрустрации….67
    Биктагирова А.Р. Социально-психологическая культура субъекта деятельности….72
    Ванесян А.С., Прудников П.Я., Иванов А.Н. Ранняя диагностика девиантного поведения подростков и пути его профилактики с использованием метода АМЭРСО…76
    Гайсина Г.И. К проблеме формирования социально зрелой личности…80
    Галяутдинова С.И., Галяутдинова Л.И. Понимание научного наследия выдающихся физиологов – когнитивная составляющая профессиональной компетентности клинического психолога….86
    Довлатов К.Н., Асадуллина С.Х. Методологические проблемы психологической практики и психологической науки в контексте подготовки будущих психологов….91
    Дьяконов Д.В. Диалогический подход в психодиагностике….96
    Емалетдинов Б.М. Элементы системной организации человека….104
    Зайнуллин А.М. Генотип-средовая обусловленность адаптированности и связанных с ней личностных характеристик…110
    Кушнир В.А. Основные черты учителя-личности….115
    Меньщикова А.Л. Парадоксальность в определении специфики предмета психологии как науки….124
    Моисеева Л.В. Экологическая психология: здоровье личности….131
    Нуриева А.А. Самоэффективность как личностный конструкт….136
    Рахимов А.З. Деятельностный подход в обучении как важнейший фактор творческого развития личности….141
    Сорокина А.И. Формирование правосознания как основа коррекции девиантного поведения подростков и молодежи….147
    Фатыхова Р.М. Актуальные проблемы современного педагогического образования….152
    Шабаев А.Т. Теоретические подходы к самореализации и мотивации спортивной деятельности в психологии…165
    РАЗДЕЛ III.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
    Анохин А.М. Инклюзия как возможность консолидации в обществе и ее проблемы в контексте современного образования….174
    Ахтамьянова И.И., Озерова Л.Е. Из опыта формирования профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода к ФГОС ОО…179
    Батурина С.М., Мухутдинова М.В. Современные образовательные технологии…185
    Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. Применение кейс-метода как условие понимания учебного материала….189
    Гильмиярова С.Г., Тайлакова Е.А. Формирование эколого-ориентированной личности учащегося основной школы в процессе изучения иностранного языка….193
    Дзарахохова И.В. Из опыта создания детского сада интегративного опыта.198
    Драгулина Т.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова….204
    Дубовицкая Т.Д., Никитина О.И. Вербальный интеллект в структуре коммуникативной компетентности психолога…211
    Мунирова Л.Р., Нуриханова Н.К. К вопросу реализации компетентностного подхода в современном начальном образовании…216
    Муфтахова Ф.С. Особенности профессиональной компетентности педагога…221
    Мухамадиярова Г.Ф. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников как метод предотвращения отклоняющегося поведения….223
    Нагимова (Миронова) Е.С., Шабаева Г.Ф. Разработка проекта психолого-педагогического сопровождения семьи и детства….226
    Нухова М.В. Исследование взаимосвязи образа отца и эмоционального благополучия подростка…231
    Рафиков А.А., Герасимова С.И., Акбашева О.А. Формирование личностных универсальных учебных действий в средней школе….238
    Ситдикова И.И. Инклюзивная образовательная среда как средство эффективного саморазвития….245
    Токарева Л.И. Формирование теоретических систем понятий по математике в развивающем обучении….250
    Халикова Л.Р. К вопросу о психологической компетентности педагога в современных условиях….253
    Янгирова В.М. Компетентность магистра образования в изучении развития младшего школьника….258
    РАЗДЕЛ IV.
    ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
    Валиуллина Э.С., Лебедева Т.А. Методы и приемы развития коммуникативных УУД, применение на практике….264
    Велчева К.Г., Хр. Христов. Символно-аналитичната култура в обучението на културно-образователната област «бит и технологии»….….268
    Гайнутдинова Р.Ф. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе….276
    Гаранькова И.Ю. Супервизия в практике психолога и психотерапевта как основное условие профессионального роста специалиста….284
    Герасимова С.И., Акбашева О.А. Использование приемов технологии развития критического мышления в начальных классах….291
    Гирфатова А.Р. Основные особенности профессиональной деятельности психолога школы….299
    Джабраилов А.Н. Влияние стиля педагогической деятельности на эмоциональное состояние учащихся….302
    Кузнецова Ю.Б., Пупонина О.С. Особенности организации работы с одаренными детьми. Опыт школ города Уфы….308
    Латыпова Н.Н. Роль современных образовательных технологий в преподавании биологии в школе….313
    Мухаметрахимов Х.Х. Развитие творчества на уроках технологии и изобразительного искусства….316
    Третьякова З.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в средней школе….320
    Шабаева А.В. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях учителей с разной мотивационной направленностью….325
    Шиляева И.Ф., Габитова Г.М. Профессиональный стресс в педагогической деятельности…329
    Шинкаренко С.Н., Максимова С.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий….333
    Юльметова Н.К. Электронные образовательные ресурсы на уроках башкирского языка и литературы….339
    Яковлева Р.Ф. Этнический ренессанс в деятельности практического психолога….343
    РАЗДЕЛ V.
    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ И ВУЗА
    Ахмедханова Р.А. Особенности развития одаренности в младшем школьном возрасте….349
    Ахтамьянова С.И. Развитие музыкального сознания в образовательной среде среднего специального музыкального колледжа….352
    Замалетдинова З. И. Система работы педагогического коллектива по воспитанию национального самосознания….359
    Иванов Г.Л. Детский университет как среда формирования личности…363
    Кадырбаева Н.Р. Особенности девиантного поведения подростков, диагностика, профилактика и коррекция….367
    Мингазова Д.В. Психолого-педагогические условия и механизмы коррекции деструктивного общения у подростков….372
    Митина Г.В., Галиуллина З.А. Половые различия познавательных процессов в дошкольном возрасте….376
    Михайлова Е.Н., Ададурова И.А., Шабаева Г.Ф. Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста…379
    Пузырная И.А. Проблемы развития нравственных отношений у детей дошкольного возраста….383
    Тюкина Н.Ю. Сенсорная комната как средство развития детей дошкольного возраста….387
    Фазлыева Л.Г. Факторы формирования нравственно-устойчивой и зрелой личности школьника….391
    Фаррахова А.Ю. Опыт совместной образовательной деятельности детей с различным состоянием физического здоровья….394
    Фархутдинова Э.М. Сотрудничество школы и семьи в развитии языковой личности ….399
    Штейнберг В.Э., Миронов А.В. Использование когнитивной инфографики в подготовке курсантов военного вуза…402
    РАЗДЕЛ VI.
    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ВПО
    Абдуллина Л.Б. Профессиональная подготовка будущего педагога в системе высшего профессионального образования….408
    Асадуллина Л.Ф. Использование инновационных методов обучения для повышения личностной зрелости будущего психолога….412
    Ахмедханов А.М. Учебная дискуссия на занятиях в вузе…417
    Ахунова Г.Р. Профессиональная мотивация молодых педагогов….420
    Биктимирова Н.А. Формирование профессиональных качеств студентов-менеджеров в педагогическом процессе….424
    Бондаренко Г.В. Актуальные проблемы совершенствования вузовской системы профессиональной подготовки психологов….428
    Гайнутдинов Р.З. Физическое воспитание и спорт как ценность и фактор формирования здоровьеориентированного мышления современной студенческой молодежи….430
    Галиева З.З., Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи….435
    Иванченко Т.П. Метафорические карты в работе школьного психолога….437
    Каленская В.П. Педагогическая технология развития системного мышления у студентов заочной формы обучения….444
    Карамова Э.И. Ответственность личности студента с разным локусом контроля….450
    Колпаков А.А., Мутагарова Э.М., Мухаметрахимова С.Д. Воспитанность как проявление уровня развития личности младшего школьника….455
    Плеханова Е.А. Особенности развития нравственных отношений у подростков 12-14 лет….460
    Плеханова Е.А., Галиуллина Г. Взаимосвязь учебной деятельности и творческих способностей студентов-первокурсников….….464
    Резяпова Р.А. Подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников…469
    Салимова Р.М. Взаимосвязь профессиональной направленности и личностных качеств студентов….….473
    Самигуллин Р.Р. Психологический взгляд на вопрос проектирования пользовательского интерфейса электронного учебного пособия….477
    Тулитбаева Г.Ф. Социальный интерес в структуре профессионально важных качеств психолога…482
    Халдеева Т.Ю. Формирование готовности студентов к активизации познавательной деятельности детей….487
    Хр. Христов, Пл. Дянков. Проектната работа в образователната институция като продуктивна стратегия при обучението на студентите….491
    Чуйкова Т.С. Оптимальный баланс между работой и личной жизнью как условие профессиональной успешности педагога….496
    Шиляева И.Ф. Культура общения как показатель и условие профессиональной подготовки будущего психолога….….502
  • Дипломная работа:

    Изучение экологии и биологии растительных популяций в научно-исследовательской деятельности учащихся

    58 страниц(ы) 

    Введение 2-4
    Глава I. Разнообразие и роль рудеральных видов и сообществ в природе 5-22
    1.1. Эколого-биологические особенности рудеральных видов растений 5-8
    1.2. Факторы формирования рудеральных сообществ и их разнообразие 9-11
    1.3. Факторы формирования флор населенных пунктов. Восстановительные сукцессии 11-12
    1.4. Типичные представители рудеральных видов растений 12-22
    Глава II. Материалы и методы изучения рудерального сообщества окрестностей г. Дюртюли 24-26
    2.1. Характеристика природного комплекса района исследований 24-25
    2.2. Методика сбора и анализа материала 25-26
    Глава III. Результаты и обсуждения 27-30
    3.1. Анализ систематического состава рудеральной растительности в г.Дюртюли 27-29
    3.2. Хозяйственная характеристика растительности изученной местности 29-30
    Глава IV. Использование материалов выпускной квалификационной работы в Уфимском колледже предпринимательства, экологии и дизайна 31-41
    4.1. Современное состояние эколого-биологического образования 31-32
    4.2. Собственная разработка программы факультативного курса для учащихся 32-41
    Заключение 42-44
    Список использованной литературы 45-51
    Приложение 52-56
  • Дипломная работа:

    Система оценки предметных результатов в области начального литературного образования

    59 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ….8
    1.1. Становление форм и методов оценки достижений обучающихся в педагогической науке и практике.8
    1.2. Особенности и содержание оценки предметных результатов по литературному чтению….18
    1.3. Особенности системы формирования и оценки предметных способов действий в рамках начального литературного образования в системе «Школа 2100».26
    Выводы по первой главе….….34
    ГЛАВА II. ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В КУРСЕ НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…35
    2.1. Программа опытно-экспериментальной работы….….35
    2.2. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы….40
    2.3. Методические рекомендации по организации системы оценки предметных результатов в курсе литературного чтения….52
    Выводы по второй главе….56
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….57
  • Дипломная работа:

    РОЛЬ ГЕНОВ ХЕМОКИНОВ В РАЗВИТИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА 2- го ТИПА У ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

    58 страниц(ы) 

    СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4
    ВВЕДЕНИЕ 5
    ГЛАВА 1. РОЛЬ ХЕМОКИНОВ В РАЗВИТИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА 2-го ТИПА (обзор научной литературы) 8
    1.1. Роль хемокинов в развитии сахарного диабета 2 типа
    1.1.1. Роль полиморфного маркера гена CC-хемокиновый лиганд (CCL2) в развитии сахарного диабета 2-го типа
    1.1.2. Роль полиморфного маркера гена CC-хемокиновый лиганд (CCL5) в развитии сахарного диабета 2-го типа
    1.1.3. Роль полиморфного маркера гена CC-хемокиновый лиганд (CCL11) в развитии сахарного диабета 2-го типа
    1.1.4. Роль полиморфного маркера гена CC-хемокиновый лиганд (CCL20) в развитии сахарного диабета 2-го типа
    1.2. Метаболический путь генов, участвующих в регуляции тонуса сосудов
    1.3. Заключение
    ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    2.1. Материалы исследования
    2.2. Методы исследования
    2.2.1 Биохимический метод
    2.2.1.1 Выделение ДНК методом фенольно-хлороформной экстракции
    2.2.2 Молекулярно-генетический метод
    2.2.2.1 Полимеразная цепная реакция (ПЦР)
    2.2.2.2 Проведение элекрофореза
    2.2.3 Статистические методы
    2.2.3.1 Закон Харди-Вайнберга
    2.2.3.2 Статистический характер расщепления (х2)
    2.2.3.3 Метод 2x2
    2.2.4 Биоинформатические методы
    2.2.5 Метод дидактической многомерной технологии (логикосмысловое моделирование)
    ГЛАВА 3. ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
    3.1. Анализ распределения частот генотипов и аллелей гена CCL2 rs1024611 у пациентов с СД2
    3.2. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта rs2107538 в гене CCL5 у пациентов с СД2
    3.3. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта rs16969415 в гене CCL11 у пациентов с СД2
    3.4. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта rs6749704 в гене CCL20 у пациентов с СД2
    3.5. Заключение
    ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОГРАММЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
    4.1. Значение, роль биологического образования в школе
    4.2. Разработка лабораторной работы на тему: «гигиеническая оценка рациона питания»
    4.3. Применение многомерных дидактических технологий в школьном курсе по биологии
    ВЫВОДЫ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Дипломная работа:

    Изучение фенотипической изменчивости окраски и рисунка синантропного сизого голубя в образовательной практике

    63 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. СИЗЫЙ голубь (columba livia) - Синантропный ВИД.
    1.1 История освоения видом современного ареала 6
    1.2 Эколого - биологическая характеристика сизого голубя (Columba 14 livia)
    1.3 Этологические адаптации сизого голубя (Columba livia) и его 20 значение в городских условиях
    1.4 . Выводы по первой главе 24
    ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ
    2.1. Методы учета численности птиц в антропогенном ландшафте 26
    2.2. Материалы исследования 27
    2.3. Характеристика районов исследования 30
    2.3.1. Город Уфа
    2.3.2. Город Сибай. 32
    2.3.3. Бурзянский район 33
    ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
    3.1. Типы морф исследования 37
    3.2. Результаты изучения популяции синантропного сизого голубя г. 38 Сибай
    3.3. Результаты изучения популяции синантропного сизого голубя г. 40 Уфы
    3.4. Результаты изучения популяции синантропного сизого голубя в 42 Бурзянском районе
    ГЛАВА 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ 45
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
    ЛИТЕРАТУРА 52
    ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Разработка тестирующей программы в среде Delphi

    36 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 5
    1 ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ 8
    2 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ, ИСКОМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМА ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 10
    3 АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ И ЕГО ОПИСАНИЕ 11
    4 ПРОГРАММА НА АЛГОРИТМИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ 12
    5 ПЛАН ОТЛАДКИ ПРОГРАММЫ 15
    6 ИНСТРУКЦИИ ПО РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ 17
    7 АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ 20
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 22
    ПРИЛОЖЕНИЯ 23
    1 Исходный код программы 23
    2 Программа и исходные коды на CD диске 37
  • Дипломная работа:

    Оптимизация методов количественной оценки антибиотической и антигрибной активности микробных хитиназ и хитозаназ

    68 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 8
    1.1. Современная классификация и структурно-функциональное разнообразие хитинолитических ферментов 8
    1.2. Функциональные характеристики и биологическая роль хитинолитических ферментов 17
    1.3. Аспекты биотехнологического применения хитиназ и хитозаназ 27
    ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 33
    2.1. Культуры микроорганизмов 33
    2.2. Условия поддержания и культивирования штаммов бактерий и микромицетов 33
    1.1. Оценка антагонистической активности хитинолитических культур бактерий 34
    1.2. Определение ферментативной активности хитинолитических штаммов бактерий 35
    2.5. Получение коллоидного хитина и хитозана 36
    2.6. Методы очистки хитинолитических ферментов 37
    2.6.1. Ультрафильтрация 37
    2.6.2. Аффинная сорбция на коллоидном хитине/хитозане 37
    2.6.3. Хроматографические методы 37
    2.7. Денатурирующий электрофорез в полиакриламидном геле 38
    2.8. Т онкослойная хроматография 38
    2.9. Характеристика хитиназ 39
    2.10. Анализ фунгицидной активности хитиназ 40
    2.11. Определение концентрации белка 41
    2.12. Световая микроскопия 41
    2.13. Статистическая обработка результатов 42
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 43
    3.1. Особенности продукции хитинолитических ферментов штаммами родов Bacillus и Paenibacillus 43
    3.2. Сравнительная оценка антагонистической активности штаммов бактерий, различающихся по способности и уровню синтеза хитинолитических ферментов 55
    3.3. Особенности очистки и свойства хитинолитических ферментов штаммов Bacillus и Paenibacillus 58
    3.4. Рост-ингибирующая активность очищенных хитиназ и способы ее оценки 64
    3.5. Микрообъемный спектрофотометрический анализ как подход для экспресс-оценки фунгцидной активности очищенных хитиназ/хитозаназ 68
    ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ
    БИОЛОГИИ 72
    4.1. Роль биологического образования в школе 72
    4.2. Анализ тематического планирования по разделам учебников биологии 73
    4.3. Разработка урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека», 7 класс 75
    4.4. Использование логико-смысловой модели в процессе биологического образования 77
    ВЫВОДЫ 79
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
  • Дипломная работа:

    Формирование у учащихся готовности к самообразованию

    94 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава І. Теоретические основы формирования у учащихся готовности к самообразованию 7
    1.1. Феноменологический анализ понятия «самообразование» 7
    1.2. Психолого-педагогическая характеристика студенческого возраста 23
    1.3. Педагогические условия формирования у учащихся готовности к самообразованию 30
    Выводы по первой главе 44
    Глава ІІ. Опытно-экспериментальная работа по формированию у учащихся готовности к самообразованию 46
    2.1 Организация экспериментальной работы по формированию у учащихся готовности к самообразованию 46
    2.2. Реализация педагогических условий по формированию у учащихся готовности к самообразованию 53
    2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 60
    Выводы по второй главе 67
    Заключение 68
    Список литературы 71
    Приложение 76
  • Курсовая работа:

    Обработка массивов данных

    13 страниц(ы) 

    Постановка задачи (задание 1-5) 3
    Блок-схема алгоритма (задание 1-5) 5
    Программа на языке Паскаль (задание 1-5) 6
    Результаты решения (задание 1-3) 11
    Результаты решения (задание 4-5) 12
    Список использованной литературы 13
  • Дипломная работа:

    Лексические и грамматические трансформации при переводе заголовков новостных материалов с английского на русский (на примере интернет-версий британских и американских СМИ)

    53 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Заголовок новостных материалов как объект перевода 7
    1.1. Понятие и основные характеристики новостного заголовка 7
    1.2. Особенности языкового оформления заголовка 9
    1.3. Классификация новостных заголовков 11
    1.4. Использование переводческих трансформаций при переводе англоязычных новостных заголовков на русский язык 14
    1.4.1. Лексические трансформации при переводе англоязычных новостных заголовков 16
    1.4.2. Грамматические трансформации при переводе англоязычных новостных заголовков 19
    Выводы по главе 1 22
    Глава II. Анализ языкового оформления англоязычных новостных заголовков
    и способы их перевода на русский язык 24
    2.1. Анализ особенностей языкового оформления и переводов заголовков англоязычных СМИ 26
    2.2. Анализ лексических трансформаций, используемых при переводе англоязычных новостных заголовков на русский язык 31
    2.3. Анализ грамматических трансформаций, используемых при переводе заголовков СМИ 36
    Выводы по главе II 44
    Заключение 45
    Список использованной литературы 48
    Приложение 52
  • Дипломная работа:

    ЯҘмыш ҺӘм мӨхӘббӘт проблемаҺы

    70 страниц(ы) 

    ИНЕШ 5
    I БҮЛЕК. ӘҘИБӘ ИЖАДЫНЫҢ ШИШМӘ БАШЫ 11
    1.1. “Ҡәҙриә” хикәйәһендә Ҡәҙриә образының художестволы эшләнелеше 14
    1.2. “Еҫлегөл” әҫәрендә әхлаҡ проблемаһы 19
    1.3. “Ҡыҙыл башмаҡтар” хикәйәһендә ҡатын-ҡыҙ яҙмышы 25
    БЕРЕНСЕ БҮЛЕККӘ ЙОМҒАҠЛАУ 30
    II БҮЛЕК. ЯҘМЫШ ҺӘМ МӨХӘББӘТ ПРОБЛЕМАҺЫ 32
    2.1. “Ялан сейәһе” хикәйәһендә түҙемлек, сабырлыҡ һәм яҙмыш проблемаһы 34
    2.2. “Айлы төн” әҫәрендә татыулыҡ, матурлыҡ һәм мөхәббәт проблемаһы 38
    2.3. “Күгәрсен йыр” хикәйәһендә ғаилә проблемаһы 45
    ИКЕНСЕ БҮЛЕККӘ ЙОМҒАҠЛАУ 55
    III БҮЛЕК Т. ҒАРИПОВА ӘҪӘРҘӘРЕНДӘ ТӘРБИӘ МӘСЬӘЛӘҺЕ 56
    3.1. Т. Ғарипова хикәйәләрен мәктәптә өйрәнеү методикаһы 56
    3.2. Т. Ғарипова ижады буйынса төрлө мәктәп саралары ойоштороу 60
    ЙОМҒАҠЛАУ 65
    БИБЛИОГРАФИЯ 69
  • Контрольная работа:

    Состояние проблем сиротства в россии / регионе / городе

    12 страниц(ы) 

    Введение…3
    Современное состояние детей сирот в России….3
    Проблемы сиротства в современной России…5
    Семейные формы устройства в РФ…7
    Состояние проблемы сиротства в республике Башкортостан…8
    Состояние проблемы сиротства в городе Уфа….9
    Список использованной литературы…10
  • Контрольная работа:

    Решения задач на Pascal Файловый тип данных

    15 страниц(ы) 

    5.6. Лабораторная работа 5
    Тема: Файловый тип данных.
    Вариант Задания

    2 1. Заполнить файл последовательного доступа N действительными числами, полученными с помощью датчика случайных чисел. Найти сумму максимального и минимального элементов этого файла.
    2. Дан файл bibl, содержащий сведения о книгах. Сведения о каждой из книг – это фамилия автора, название и год издания. Определить, имеется ли книга с названием «Информатика». Если да, то напечатать фамилию автора и год издания. Если таких книг несколько, то напечатать все имеющиеся о них сведения.
    3 1. Записать файл f последовательного доступа N натуральных чисел. Получить в другом файле последовательного доступа все компоненты файла f, кроме тех, которые кратны K. Вывести полученный файл на печать.
    2. Дан файл T, который содержит номера телефонов сотрудников учреждения: указываются фамилия, инициалы и номер телефона. Найти фамилию и инициалы сотрудника по его номеру телефона.
    4 1. Заполнить файл f целыми числами, полученными с помощью генератора случайных чисел. Найти количество удвоенных нечётных чисел среди компонентов файла.
    2. Багаж пассажира характеризуется количеством вещей и их общим весом. Дан файл bagazh, содержащий сведения о багаже нескольких пассажиров. Сведения о багаже каждого пассажира представляют собой запись с двумя полями: одно поле целого типа (количество вещей) и одно действительного (вес в килограммах). Выяснить, имеется ли пассажир, багаж которого состоитиз одной вещи весом менее М кг.

    6 1. Записать в файл прямого доступа N действительных чисел. Найти наибольшее из значений модулей компонентов с нечётными номерами.
    2. Дан файл tovar, содержащий сведения об экспортируемых товарах: указываются наименование товара, страна, импортирующая товар, и объем поставляемой партии в штуках. Составить список стран, в которые экспортируется данный товар, и указать общий объем его экспорта.

    8 1. Записать в файл последовательного доступа N действительных чисел. Найти разность первого и последнего компонентов файла.
    2. Дан файл, содержащий различные даты. Каждая дата – это число, месяц и год. Есть ли среди них дата вашего рождения?
    9 1. Записать в файл f N целых чисел, полученных с помощью
    генератора случайных чисел. Заполнить файл g целыми числами, которые являются произведениями соседних компонентов файла f.
    2. Дан файл assort, содержащий сведения об игрушках: указывается название игрушки, ее стоимость в рублях и возрастные границы ( например, игрушка может предназначаться для детей от 2 до 5 лет). Получить название 3-х самых дорогих игрушек. Есть ли среди них те, которые подходят для семилетнего ребенка?

    11 1. Дан файл bibl, содержащий сведения о книгах. Сведения о каждой из книг – это фамилия автора, название и год издания.
    Найти названия книг данного автора, изданных начиная с 1960 г.
    2. Записать в файл последовательного доступа N действительных чисел. Найти разность наибольшего из этих чисел со средним арифметическим всех положительных чисел файла.
    12 1. Дан файл T, который содержит номера телефонов сотрудников учреждения: указываются фамилия, инициалы и номер телефона. Найти номер телефона сотрудника по его фамилии и инициалам
    2. Записать в файл последовательного доступа N действительных чисел. Найти среднее геометрическое компонентов файла.
    13 1. Дан файл, содержащий различные даты. Каждая дата – это число, месяц и год. Найти год с наименьшим номером.
  • ВКР:

    Методика разработки фирменного стиля на примере свадебного дома anastasiya wedding

    48 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА I. ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ
    1.1. История возникновения фирменного стиля
    1.2. Элементы фирменного стиля
    ГЛАВА II. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ
    2.1. Основные этапы
    2.2. Технология разработки
    2.3. Методика разработки фирменного стиля на примере свадебного дома «ANASTASIYA WEDDING»
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Дипломная работа:

    БаймаҠ районы фольклорын мӘктӘптӘ ӨйрӘнеҮ

    81 страниц(ы) 

    ИНЕШ 3
    I БҮЛEК Баймаҡ районы фольклорына ҡыҫҡаса күҙәтеү 7
    1.1. Өйрәнелгән райндың этник составы һәм үҙенсәлектәре 11
    1.2.Традицион жанрҙарҙың бөгөнгө торошо тураhында ҡыҫҡаса күҙәтeү 16
    II БҮЛЕК Баймаҡ төбәгендә сәсәнлек сәнғәтенең үҫеш тарихы һәм бөгөнгө торошо 21
    2.1. Күсей, Төркмән һәм Иҫке Сибай ауылы сәсәндәре ижады 21
    2.2.Замана сәсәндәренең еңел жанрҙарҙы ижади үҙләштергәне 26
    2.3.Фольклор ғилемендә легенда, риүәйәт жанрының билдәләнеше проблемаһына ҡарата 38
    2.4.Баймаҡ ерендә таралған топонимик легендалар һәм риүәйәттәр 44
    III БҮЛEК. Әҙәбиәт дәрестәрендә һәм кластан тыш сараларҙа урындағы легенда, риүәйәттәрҙе файҙаланыу 59
    3.1. Әҙәбиәт дәрeстәрeндә халыҡ ижадын өйрәнeүҙeң әhәмиәтe 59
    3.2. Фольклор дәрестәрен ерле материалға бәйләп үткәреү 63
    3.3. Мәктәптәрҙә урындағы фольклорҙы йыйыу һәм системаға килтереүгә методик кәңәштәр 69
    ЙОМҒАҠЛАУ 75
    ӘҘӘБИӘТ 78