У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Изучение полиморфизма генов регуляции клеточного цикла p21 и сdk2 в норме и при онкопатологии» - Дипломная работа
- 82 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ….5
ВВЕДЕНИЕ….….6
ГЛАВА 1. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ РЕГУЛЯЦИИ КЛЕТОЧНОГО ЦИКЛА (обзор научной литературы)….….….8
1.1. Структура и локализация генов р21, CDK2 и АТМ….…12
1.1.1. Структура и локализация гена р21….….12
1.1.2. Структура и локализация гена СDK2….….13
1.1.3. Структура и локализация гена АТМ….….13
1.2. Полиморфизм генов р21, CDK2 и АТМ….….13
1.3. Структура и функции белков р21, СDK2 и ATM….….15
1.3.1. Структура и функции белка p21….15
1.3.2. Структура и функции белка СDK2…19
1.3.3. Структура и функции белка АТМ….….20
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ….24
2.1. Материалы исследования….….….24
2.2. Методы исследования….….…24
2.2.1. Генетические методы. Семейный анализ….…24
2.2.2. Молекулярные методы…26
2.2.2.1. Выделение ДНК методом фенольно-хлороформной экстракции…26
2.2.2.2. Полимеразная цепная реакция (ПЦР).….…27
2.2.2.3. Электрофорез в полиакриламидном геле….….…28
2.2.2.4. ПДРФ-анализ…29
2.2.3.Статистическая обработка полученных результатов…30
2.2.4. Методы моделирования белков с использованием компьютерных технологий….32
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ….….….33
3.1. Анализ соответствия распределений частот генотипов и аллелей в исследованных выборках закону Харди-Вайнберга….33
3.2. Сравнительный анализ генетической структуры исследуемых групп….38
3.2.1. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта гена р21 (rs1801270,C/A) у здоровых индивидов и в группе с онкопатологией….38
3.2.2. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта гена CDK2 (rs3087335,А/С) у здоровых индивидов и в группе с онкопатологией….39
3.2.3. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта гена АТМ (rs1801516, G/A) у здоровых индивидов и в группе с онкопатологией….40
3.3. Анализ сочетаний генотипов полиморфных локусов генов р21 (rs1801270), СDK2 (rs3087335), ATM (rs1801516) и исследование роли межгенных взаимодействий у здоровых индивидов и больных с онкопатологией….41
3.3.1. Анализ распределения частот сочетаний генотипов изученных генов у здоровых индивидов и больных c онкопатологией…41
3.3.2. Исследование роли межгенных взаимодействий в формировании предрасположенности к онкозаболеваниям…46
3.4. Генеалогический анализ…49
3.5. Моделирование структуры изученных белков с использованием компьютерных технологий….51
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ….….53
4.1. Роль биологии в системе школьного образования….53
4.2. Использование содержания дипломной работы в программе по биологии для изучения в школе…54
4.3. Конспект урока по биологии в 10 классе на тему: «Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз» ….59
4.4. Использование логико-смыслового моделирования в образовательном процессе….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….70
ВЫВОДЫ….….71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….72
ПРИЛОЖЕНИЕ….79
Введение
Актуальность проблемы. В результате неограниченной пролиферации клеток возникают злокачественные новообразования. Одной из причин возникновения пролиферации является нарушение регуляции клеточного цикла. Самим двигателем клеточного цикла является активация циклинзависимых киназ, которые последовательно сменяют друг друга (Заридзе с соавт., 2004).
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что генетические нарушения ведут к образованию канцерогенеза. Одним из ключевых генов контроля клеточного цикла является ген p53, его основным эффекторным геном является ген р21. Продукты гена р21 являются сильными ингибиторами циклинзависимых киназ (El-Deiry, 1998). Переход из G1 фазы в S фазу связан с образованием комплексов циклина Е с CDK2. Представители семейства Cip/Kip (р21, р27, р57) ингибируют различные комплексы CDK2, которые ответственны за вступление и перемещение по фазе S (Заридзе с соавт., 2004). р 21 является одним из основных мишеней трансактивационного действия р53, а отсюда следует, что и супрессоров, которые участвуют в регуляции стабильности/активности р53 (р19, АТМ,WT1) или его транскрипционной активности (BRCA1и p33) (Abelev, Eraiser, 1999).
Таким образом, при исследовании механизмов злокачественной трансформации клеток наиболее значимым является изучение генов регуляции клеточного цикла, таких как р21 и CDK2 ввиду их многофункциональности.
Цель настоящего исследования заключается в анализе аллельных состояний генов клеточного цикла р21 и CDK2 в норме и при онкопатологии.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести генотипирование по полиморфным локусам rs1801270 (C/A) гена р21 и rs3087335 (А/С) гена CDK2 в группе здоровых индивидов и онкобольных с различной локализацией опухоли;
2. Провести анализ генетической структуры популяции по полиморфным локусам генов p21 и CDK2 у здоровых индивидов и онкобольных
3. Оценить роль межгенных взаимодействий трех полиморфных локусов генов p21, CDK2 и ATM в развитии онкопатологии;
4. Провести анализ наследования аллелей изучаемых генов в семье с онкологическим анамнезом;
5. Смоделировать структуры белков p21, CDK2 и ATM с использованием компьютерных программ;
6. Разработать методические рекомендаций по применению теоретического и экспериментального материала выпускной квалификационной работы в школьном курсе биологии.
Научная новизна исследования: было установлено, что рисковыми сочетаниями генотипов являются: СС/АА/GA, СС/АА/AА; по полиморфным локусам rs1801270 (C/A) гена р21, rs3087335 (А/С) гена CDK2 и по полиморфному локусу rs1801516 (G/A) гена АТМ соответственно, имеющие прогностическую значимость. Определены межгенные взаимодействия полиморфных локусов в генах р21 rs1801270 (C/A), CDK2 rs3087335 (А/С) и АТМ rs1801516 (G/A). Впервые проведен семейный анализ по генам р21, CDK2 и АТМ семьей с различным онкологическим анамнезом. Смоделированы пространственные структуры белков p21, CDK2 и ATM с использованием компьютерных программ.
Практическая значимость. Полученные данные вносят вклад в понимание роли мутаций в генах клеточного цикла, определяющих онкогенез, и играют важную роль в практической деятельности для определения генетической предрасположенности к развитию онкопатологии. Материалы работы могут быть использованы при изучении студентами особенностей регуляции клеточного цикла.
Выдержка из текста работы
ГЛАВА 1. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ РЕГУЛЯЦИИ
КЛЕТОЧНОГО ЦИКЛА
(Обзор научной литературы)
Согласно по последним статистическим данным, в России в течении нескольких лет отмечается рост заболеваний раком шести основных органов (желудка, легких, молочной железы, прямой кишки, шейки матки и простаты) в 1,5 раза, а также увеличивается рост смертности от рака (половина погибает), одной из причин которых является позднее выявление онкологических заболеваний (Аксель, 2012).
Сейчас нам известно более 100 белков и их генов (молекулярные маркеры опухоли), генетические нарушения которых приводят к росту злокачественных новообразований. Все они участвуют в генетической регуляции клеточного цикла (Кузнецова c cоавт., 2012).
В процессе подготовки клетки к делению и образования в дальнейшем из нее двух новых клеток отмечается несколько фаз: G1 фаза, в которой происходит подготовка к синтезу ДНК; S фаза - это период репликации ДНК; G2 фаза – подготовка к митозу; и митоз – процесс разделения клетки на 2 новые. Образовавшиеся дочерние клетки могут сразу же войти в новый цикл митоза, или на некоторое время выйти из него в стадию покоя – G0 фазу. Двигателем клеточного цикла является активация последовательно сменяющих друг друга циклинзависимых киназ (рис.1). Каждая из циклинзависмых киназ представляет собой небелковый компонент связанный с белком. Этот холоферментный комплекс состоит из каталитической субъединицы (сdk) и регуляторной субединицы (циклин). Связывание с циклином увеличивает киназную активность сdk и определяет их расположение и субстратную специфичность. Уровень экспрессии каждого из циклинов и в меньшей степени сdk нацелено изменяется в определенные фазы клеточного цикла. Итак, выход клетки из состояния покоя G0 фаза и вход в фазу G1 определяется образованием комплексов циклинов D (D1-D3) с CDK4 или CDK6 (в соответствии от типа клеток). Переход из G1 фазы в фазу S связан с образованием комплексов циклина Е CDK2 (Заридзе с соавт., 2004).
Рис. 1: Общие принципы регуляции клеточного цикла в нормальной клетке
(Заридзе с соавт., 2004).
Помимо связывания с циклинами, активность сdk регулируется изменениями фосфорилирования их установленных аминокислотных остатков и связыванием с ингибиторами сdk (Заридзе с соавт., 2004). В Таблице 1 представлены основные циклин/ циклин-зависимый киназный комплексы позвоночных, специфичные для той или иной фазы (Мушкамбаров, 2007).
Таблица 1
Регуляция клеточного цикла
G1 период Циклин D/CDK4/6
переход из G1 в S период Циклин E/CDK2
S период Циклин A/CDK2
переход из S в G2 период Циклин А/CDK1
переход из G2 периода в митоз (М период) Циклин B/CDK1
Циклин H + CDK7 необходим для фосфорилирования и активациии
Циклин B/CDK1 + Циклин D/CDK4
Белки второго семейства CKI - важные регуляторы активности CDK. Они необходимы для нормального хода клеточного цикла. Это семейство состоит из трех членов - p21, p27 и p57, данные белки связывают и ингибируют уже полностью сформированные комплексы циклин D/CDK 4/6, циклин E/CDK2 и циклин А/CDK2 (Golias, 2004). Кроме того, p21 блокирует и комплекс циклин B/CDK1, ответственный за прохождение по G2-фазе и вход в митоз (рис.2). И p21, и p27 опосредуют влияние других супрессорных белков. Так же, p21 является одной из мишеней трансактивационного действия р53, а следовательно, и супрессоров, участвующих в регуляции стабильности или активности р53 (Hirao, 2000) или же его транскрипционной активности (Lee,2000;Bell,1999).
Рис. 2: Эндогенные регуляторы клеточного цикла (Heuvel, 2005).
В нормальных клетках р21 входит в состав комплекса, который состоит из циклина, циклин-зависимой киназы и ядерного антигена пролиферирующих клеток (PCNA). Возможно, что р21 нужен для сборки активного киназного комплекса. Отсюда следует, что повышение уровня р21 под действием р53 приводит к ингибированию cdk-комплекса. (Zhang et al.,1994). Кроме того, p21 обеспечивает защиту клетки от апоптоза, то есть в зависимости от условий р21 может выступать в роли антионкогена или онкогена. Ген р21 обычно не инактивируется полностью в злокачественных новообразованиях. Точная роль p21 в онкогенезе до конца пока не обнаружена. Однако, известны ситуации, когда повышенная концентрация белка р21 в клетках положительно коррелирует с агрессивностью опухоли и её способностью к метастазированию. Это особенно относится к тем случаям, когда p21 накапливается в цитоплазме, а не в ядре клетки (Warfel N.A., El-Deiry W.S., 2013).
Активированная форма ATM фосфорилирует ряд своих мишеней, в частности р53, BRCA1, Mre11, CHK1, CHK2 и NBS1(рис.3). АТМ принимает участие в инициации механизмов, необходимых для поддержания целостности генома клетки, что делает его одним из важнейших белков-регуляторов клеточного цикла (Jameson et al, 2003).
Рис.3: Схема сигнальных путей, регулирующих реакции клетки на повреждения ДНК (Копнин, 2005).
1.1. Структура и локализация генов р21,СDK2 и ATM
1.1.3. Структура и локализация гена р21
Ген р21 или известный также как дикий тип активированного фрагмента – WAF1 (wild-type activated factor), или ингибитор циклинзависимой киназы 1А CDKN1A (cyclin-dependent kinase inhibitor 1A) или CIP1 (CDK- interacting protein) локализован на коротком плече 6 хромосомы (6p21.2), состоит из 10880 пар оснований (рис.4). Данный ген содержит 5 экзонов (рис.5); первый экзон кодирует нетранслируемую область (www.genecards.org ).
Рис.4: Локализация гена р21 на хромосоме ( www.genecards.org ).
Рис.5: Структура гена р21 ( www.ncbi.nlm.nih.gov ).
1.1.2. Структура и локализация гена СDK2
Ген циклинзависимой кинзы 2, cyclin-dependent kinase 2 (СDK2) расположен на длинном плече 12 хромосомы, (рис.6), содержит 7 экзонов (рис. 7). Ген состоит из 6016 пар оснований.
Заключение
Зачастую причиной онкологических заболеваний является злокачественная трансформация клеток, связанная с нарушением регуляторных механизмов клеточного цикла.
В исследовании изучена роль генов регуляции клеточного цикла (р21 и CDK2) в формировании риска злокачественной трансформации клетки. Продукты этих генов непосредственно участвуют в регуляции клеточного цикла. И нарушения в них приводит либо к нарушению нормального хода клеточного цикла, либо к его остановке.
Носительство трёх и более рисковых аллелей по генам р21, СDK2 и ATM является фактором повышенного риска в отношении предрасположенности к развитию онкопатологии. Семейный анализ по изученным генам в семье с онкологическим анамнезом подтверждает то, что носительство рисковых аллелей по генам р21, СDK2 и ATM является фактором повышенного риска.
Исследования механизмов регуляции клеточного цикла онкогенами позволят глубже понять взаимодействие систем стимуляции пролиферации и защитных систем клетки, что необходимо для понимания механизмов канцерогенеза, поскольку нарушение этих взаимодействий является важнейшим этапом опухолевой прогрессии.
Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о ключевой роли аллельных состояний генов клеточного цикла, таких как р21, СDK2 и ATM, в формировании риска развития онкопатологии.
ВЫВОДЫ
1. В группе здоровых индивидов выявлено достоверное повышение частоты генотипа СС и аллеля *С по полиморфному локусу rs1801270 (C/А) гена р21; генотипов АА и аллеля *А по полиморфному локусу rs3087335 (А/С) гена CDK21 по сравнению с группой онкобольных; генотипов GG и аллеля *G по полиморфному локусу rs1801516 (G/А) гена ATM;
2. В группе онкобольных выявлено достоверное повышение частоты генотипа АА и аллеля *А по полиморфному локусу rs1801270 (C/А) гена р21; генотипов СС и аллеля *С по полиморфному локусу rs3087335 (А/С) гена CDK2 по сравнению с группой здоровых индивидов; генотипов АА и аллеля *А по полиморфному локусу rs1801516 (G/А) гена ATM;
3. Рисковыми сочетаниями генотипов являются: СС/АА/GA, СС/АА/AА; по полиморфным локусам генов р21, CDK2 и АТМ соответственно, сочетающие не более двух рисковых аллелей и имеющие прогностическую значимость;
4. Установлена достоверная трехлокусная модель межгенных взаимодействий, детерминирующая развитие онкологических заболеваний. Причем гены р21, CDK2 и АТМ вносят независимый друг от друга вклад на формирование риска развития онкопатологии;
5. Проведен генеалогический анализ наследования аллелей генов р21, CDK2 и АТМ в семьях с различным онкологическим анамнезом;
6. С использованием компьютерных программ смоделированы белковые молекулы (р21, CDK2 и АТМ);
7. Разработаны методические рекомендации по применению теоретического и экспериментального материала выпускной квалификационной работы в школьном курсе биологии.
Список литературы
1) Бочков Н.П. Клиническая генетика // М.: Медицина. 1997. 480c.
2) Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели – дидактическая многомерная технология // Директор школы – 2009. – № 1 – C. 49.
3) Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студ. пед. институтов. 4-е изд. М., 1983.
4) Горбунова В. Н., Имянитов Е. Н. Генетика и канцерогенез//Методическое пособие для студентов медицинских вузов. СПбГПМА, 2007. 24 с.
5) Животовский Л.А. Популяционная биометрия // М.: Наука. 1991. 267 с.
6) Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. М., 1985.
7) Измайлов А.А. Факторы риска развития, прогноза и выбор тактики лечения рака мочевого пузыря // Автореферат на соискание ученой степени доктора медицинских наук. БГМУ, Уфа, 2014.
8) Клаг У., Каммингс М. Контроль клеточного цикла// Основы генетики - М: Техносфера, 2009 - С.58-59.
9) Колесов Д.В., Маш Р.Д.,Беляев И.Н Биология. Человек 8 класс: учебник- М: Дрофа,2007
10) Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология// Учебник для студентов педагогических вузов, 2 издание, Москва, 2005.
11) Копнин Б.П. Мишени действия онкогенов и опухолевых супрессоров: ключ к пониманию базовых механизмов канцерогенеза// Биохимия, 2000.
12) Копнин Б.П. Опухолевые супрессоры и мутаторные гены// Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН, Москва, 2005.
13) Курчанов Н.А. Генетика человека с основами общей генетики // СпецЛит. 2009.
14) Михайлова В.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика биологического образования», Стерлитамак, 2008.
15) Суханова М.В., Лаврик О.И., Ходырева С.Н. Поли(ADP-рибозо) полимераза 1 – регулятор белково-нуклеиновых взаимодействий в процессах, возникающих при генотоксическом воздействии // Молекулярная биология. – 2004. – Т.38, №5. С.834-847.
16) Сытенкова К.В., Н.И. Поспехова, И.В. Поддубная, Л.Н. Клинические особенности различных генотипических вариантов при наследственном и спорадическом раке молочной железы// Российский биотерапевтический журнал, 2011.
17) Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа,
18) Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник. — М.: Дрофа,
19) Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс: учебник. — М.: Дрофа,
20) Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: учебник. — М.: Дрофа,
21) Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учебник. — М.: Дрофа
22) Татосян А.Г., Онкогены // Сборник обзорных статей «Канцерогенез», под ред. Д.Г. Заридзе. - М: Научн. Мир, 2000. - С. 57-74.
23) Финкельштейн А.В. Птицын О.Б. Физика белка // Курс лекций светными и стереоскопическими иллюстрациями, 2 издание, Москва, 2002.
24) Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию - ИКЦ «Академкнига»,2005.
25) Чумаков П.М. Белок Р53 и его универсальные функции в многоклеточном организме// Успехи биологической химии. Т.47. 2007
26) Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика. – Москва: Народное образование, 2002.
27) Abbas T, Dutta A. p21 in cancer: intricate networks and multiple activities. Nature Reviews of Cancer 2009;9(6) 400-414.
28) Abelev G.I and Eraiser T.L(1999)Semin.cancer Biol.9,95-107.
29) Blana J., Altman D. The odds ratio // British Medical Journal. 2000. V.320.
30) Balomenos D, Martìn-Caballero J, Garcìa MI, Prieto I, Flores JM, Serrano M, Martinez-AC. The cell cycle inhibitor p21 controls T-cell proliferation and sex-linked lupus development. Nature Medicine 2000;6(2) 171-176.
31) Baynes C., Healey C.S., Pooley K.A., Scollen S., Luben R.N. Common variants in the ATM, BRCA1, BRCA2, CHEK2 and TP53 cancer susceptibility genes are unlikely to increase breast cancer risk, 2007.
32) Bohgaki Toshiyuki, Bohgaki Miyuki, Razqallah Hakem. DNA double-strand break signaling and human disorders. Genome Integrity, 5 November, 2010.
33) Cazzalini O, Scovassi AI, Savio M, Stivala LA, Prosperi E. Multiple roles of the cell cycle inhibitor p21CDKN1A in the DNA damage response. Mutation Research/Reviews in Mutation Research 2010;704(1-3) 12-20.
34) Chopin V, Toillon RA, Jouy N, Le Bourhis X. P21(WAF1/CIP1) is dispensable for G1 arrest, but indispensable for apoptosis induced by sodium butyrate in MCF-7 breast cancer cells. Oncogene 2004;23(1) 21-29.
35) Deng G, Zhang P, Harper JW, Elledge SJ, Leder P. Mice lacking p21CIP1/WAF1 undergo normal development, but are defective in G1 checkpoint control. Cell 1995;82(4) 675-684.
36) Devgan V, Mammucari C, Millar SE, Brisken C, Dotto GP. p21WAF1/Cip1 is a negative transcriptional regulator of Wnt4 expression downstream of Notch1 activation. Genes & Development 2005;19(12) 1485-1495.
37) E Cavaciuti,A K d'Almeida M-G Dondon,A Laugé,N Janin, D Stoppa-Lyonnet, and N Andrieu.Br J Cancer. Sep 19, 2005; 93(6): 730–732.
38) Gartel AL, Tyner AL. The role of the cyclin-dependent kinase inhibitor p21 in apoptosis.Molecular Cancer Therapeutics 2002;1(8) 639-649.
39) Gervais JL, Seth P, Zhang H. Cleavage of CDK inhibitor p21(Cip1/Waf1) by caspases is an early event during DNA damage-induced apoptosis. The Journal of Biological Chemistry 1998;273(30) 19207-19212.
40) Gibbs,P.E.Wilke,W.F. and Dugaiczyk,A(1998) J.Mol.Evol.,46,5762-5768.
41) Harper JW1, Adami GR, Wei N, Keyomarsi K, Elledge SJ.The p21 Cdk-interacting protein Cip1 is a potent inhibitor of G1 cyclin-dependent kinases. Cell. 1993 Nov 19;75(4):805-16.
42) Jameson C.W., Ruth M. Lunn, Shawn Jeter, AnnaLee Sabella «Report on Carcinogens Background Document for X Radiation & Gamma Radiation and Neutrons» June 18, 2003.
43) Kitaura H, Shinshi M, Uchikoshi Y, Ono T, Iguchi-Ariga SM, Ariga H. Reciprocal regulation via protein–protein interaction between c-Myc and p21(cip1/waf1/ sdi1) in DNA replication and transcription. The Journal of Biological Chemistry 2000;275(14) 10477-10483.
44) Kitaura H, Shinshi M, Uchikoshi Y, Ono T, Iguchi-Ariga SM, Ariga H. Reciprocal regulation via protein–protein interaction between c-Myc and p21(cip1/waf1/ sdi1) in DNA replication and transcription. The Journal of Biological Chemistry 2000;275(14) 10477-10483.
45) Lavin, M.F. and Shiloh, Y. Lavin, M.F. and (1997) The genetic defect in ataxia-telangiectasia. Annu. Rev. Immunol., 15, 177–202.
46) Lea M Starita and Jeffrey D Parvin. The multiple nuclear functions of BRCA1: transcription, ubiquitination and DNA repair// Current Opinion in Cell Biology 2003.
47) Liu S, Bishop WR, Liu M. Differential effects of cell cycle regulatory protein p21(WAF1/Cip1) on apoptosis and sensitivity to cancer chemotherapy. Drug Resistance Updates 2003;6(4) 183-195.
48) Maillet P, Vaudan G, Chappuis P, Sappino AP. PCR-mediated detection of a polymorphism in the ATM gene. Moll Cell Probes 1999; 13:67–9.
49) Maillet P, Vaudan G, Chappuis P, Sappino AP. PCR-mediated detection of a polymorphism in the ATM gene. Moll Cell Probes 1999; 13:67–9.
50) Mammalian G1- and S-phase checkpoints in response to DNA damage.Curr Opin Cell Biol. 2001 Dec;13(6):738-47.
51) Martin-Caballero J, Flores JM, Garcìa-Palencia P, Serrano M. Tumour susceptibility of p21waf1/cip1-deficient mice. Cancer Research 2001;61(16) 6234-6238.
52) Morgan, D.O. (1997) Annu.Rev.Cell Dev. Biol., 13, 261-291.
53) Mousses S, Ozcelik H, Lee PD, Malkin D, Bull SB, Andrulis IL. Two variants of the CIP1/WAF1 gene occur together and are associated with human cancer. Hum Mol Genet. 1995; 4: 1089 – 1092.
54) Perkins ND. Not just a CDK inhibitor: regulation of transcription by p21(WAF1/ CIP1/SDI1). Cell Cycle 2002;1(1) 39-41.
55) Rastinejad F, Blau HM. Genetic complementation reveals a novel regulatory role for 3’ untranslated regions in growth and differentiation. Cell. 1993; 72: 903 – 917.
56) Redeuilh G, Attia A, Mester J, Sabbah M. Transcriptional activation by the estrogen receptor alpha is modulated through inhibition of cyclin-dependent kinases. Oncogene 2002;21(37) 5773-5782.
57) Rodríguez-Vilarrupla A, Díaz C, Canela N, Rahn HP, Bachs O, Agell N. Identification of the nuclear localization signal of p21(cip1) and consequences of its mutation on cell proliferation. FEBSLetters 2002;531(2) 319-323.
58) Rubbi CP, Milner J. p53 is a chromatin accessibility factor for nucleotide excision repair of DNA damage. The EMBO Journal 2003;22(4) 975-986.
59) Savinsky K, Bar-Shira A, Gilad S, et al. A single ataxia-telangiectasia gene with a product similar to PI-3 kinase. Science 1995; 268:1749–53.
60) Sherr, C.J. (1998) Genes Dev., 12, 2984-2991.
61) Smits VA, Klompmaker R, Vallenius T, Rijksen G, Makela TP, Medema RH. p21 inhibits Thr161 phosphorylation of Cdc2 to enforce the G2 DNA damage checkpoint. The Journal of Biological Chemistry 2000;275(39) 30638-30643.
62) Sohn D, Essmann F, Schulze-Osthoff K, Janicke RU. p21 blocks irradiation induced apoptosis downstream of mitochondria by inhibition of cyclin-dependent kinase-mediated caspase-9 activation. Cancer Research 2006;66(23) 11254-11262.
63) Soussi T (2011) TP53 Mutations in Human Cancer: Database Reassessment and Prospects for the Next Decade. Adv Cancer Res 110: 107-139.
64) Teraoka SN, Telatar M, Becker-Catania S, et al. Splicing defects in the ataxiatelangiectasia gene, ATM: Underlying mutations and consequences. Am J HumGenet 1999; 64:1617–31.
65) Thomas R., Philip G. G., Sharon M. K. et al. A polymorphism at codon 31 of gene p21 is not associated with primary open angle glaucoma in Caucasians // Exp. EyeRes. - 2005. - Vol.22. - P. 8493-8500.
66) Tichý A, Vávrová J, Pejchal J, Řezáčová M. Ataxia-telangiectasia mutated kinase(ATM) as a central regulator of radiation-induced DNA damage response. ActaMedica 2010; 53:13–7.
67) Viale A, De Franco F, Orleth A, Cambiaghi V, Giuliani V, Bossi D, Ronchini C, Ronzoni S, Muradore I, Monestiroli S, Gobbi A, Alcalay M, Minucci S, Pelicci PG. Cell-cycle restriction limits DNA damage and maintains self-renewal of leukaemia stem cells. Nature 2009;45(7225) 751-756.
68) Zhang, H., Somasundaram, K., Peng, Y., Tian, H., Zhang, H., Bi, D., Weber, B.L., and El-Deiry, W.S. (1998) Oncogene, 16, 1713-1721.
69) Биоинформатическая база данных The National Center for Biotechnology Information (NCBI) [Электронный ресурс] / Режим доступа: h**p://ww**cbi.nlm.nih.gov/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
70) Генетическая база данных GeneCards [Электронный ресурс] / Режим доступа: h**p://ww**necards.org/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
71) База данных по белкам «Universal Protein Resource» (UniProt) [Электронный ресурс] / Режим доступа: h**p://un**ot.org/, свободный. — Загл.с экрана. — Яз. англ.
72) База данных по белкам «Protein Data Bank» (PDB) [Электронный ресурс] / Режим доступа: ; h**p://p**rg/ , свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
73) Онлайн программа для моделирования 3D струтур белков «SWISS-MODEL» [Электронный ресурс] / Режим доступа: h**p://swi***del.expasy.org/, свободный. — Загл.с экрана. — Яз. англ.
Тема: | «Изучение полиморфизма генов регуляции клеточного цикла p21 и сdk2 в норме и при онкопатологии» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 82 | |
Цена: | 2300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
58 страниц(ы)
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. МОЛЕКУЛЯРНЫЙ МЕХАНИЗМ КАНЦЕРОГЕНЕЗА ПРИ РАКЕ МОЛОЧНЫХ ЖЕЛЕЗ (ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) 81.1. Роль жировой ткани в опухолевой трансформации 10РазвернутьСвернуть
1.2. Генетическая регуляция клеточного цикла при канцерогенезе молочных желез 12
1.3. Сигнальные пути и взаимодействие белков Leptin, Notch1 и Cdk4 при канцерогенезе молочных желез 15
1.4. Ген LEP и его продукт 17
1.4.1. Полиморфизм rs7799039 гена LEP 19
1.5. Ген NOTCH1 и его продукт 19
1.5.1. Полиморфизм rs6563 гена NOTCH1 20
1.6. Ген CDK4 и его продукт 21
1.6.1. Полиморфизм rs373619077 гена CDK4 22
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Материалы исследования 24
2.2. Методы исследования 25
2.2.1. Биохимические методы 25
2.2.1.1. Выделение ДНК методом фенольно-хлороформной экстракции 25
2.2.2. Молекулярные методы 26
2.2.2.1. RealTime PCR (ПЦР в реальном времени) 26
2.2.2.2. Полимеразная цепная реакция 28
2.2.2.3. Полиморфизм длин рестрикционных фрагменов (ПДРФ) 29
2.2.2.4. Электрофорез в полиакриламидном геле 30
2.2.3. Статистические методы обработки данных 31
2.2.3.1. Программа SNPstats 31
2.2.3.2. Таблица сопряженности 2х2 33
2.2.4. Биоинформатические методы 34
2.2.4.1. Национальная база данных биотехнологической информации NCBI 34
2.2.4.2. Анализ межгенных взаимодействий 34
2.2.5. Метод дидактической многомерной технологии (логико-смысловое моделирование) 35
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 37
3.1. Анализ распределения частот генотипов и аллелей по полиморфному варианту rs6563 гена NOTCH1 37
3.1.1. SNP-анализ полиморфизма rs6563 гена NOTCH1 с помощью программы «SNPstats» 38
3.2. Анализ распределения частот генотипов и аллелей по полиморфному варианту rs7799039 гена LEP 39
3.2.1. SNP-анализ полиморфного варианта rs7799039 гена LEP 40
3.3. Анализ распределения генотипов и аллелей по полиморфному варианту rs373619077 гена CDK4 41
3.3.1. SNP-анализ полиморфного варианта rs373619077 гена CDK4 42
3.4. Анализ сочетаний генотипов полиморфных вариантов генов NOTCH1, LEP и CDK4 43
3.5. Биоинформатический анализ взаимодействия аллелей генов NOTCH1,
LEP и CDK4 50
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «БИОЛОГИЯ» 52
4.1. Применение материалов выпускной квалификационной работы в программе предмета «Биология» в средней школе 53
4.2. Разработка урока биологии в 9 классе на тему «Деление клетки. Митоз» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ВЫВОДЫ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
-
Дипломная работа:
106 страниц(ы)
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ….
ВВЕДЕНИЕ….…
ГЛАВА 1. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ РЕГУЛЯЦИИ КЛЕТОЧНОГО ЦИКЛА (обзор научной литературы).….1.1. Структура и локализация генов СDK2, CDK4, RB1, ING1 и Myc-L….РазвернутьСвернуть
1.1.1. Структура и локализация гена СDK2 ….….
1.1.2. Структура и локализация гена СDK4….…
1.1.3. Структура и локализация гена RB1 ….….
1.1.4. Структура и локализация гена ING1 ….….
1.1.5. Структура и локализация гена Myc-L ….…
1.2. Полиморфизмы генов CDK2, CDK4, RB1, ING1 и Myc-L …
1.2.1. Полиморфный вариант гена CDK2….
1.2.2. Полиморфный вариант гена CDK4….….
1.2.3. Полиморфный вариант гена RB1….….
1.2.4. Полиморфный вариант гена ING1….….
1.2.5. Полиморфный вариант гена Myc-L ….
1.3. Структура и функции белков СDK2, CDK4, RB1, ING1, Myc-L….…
1.3.1. Структура и функции белка CDK4….….
1.3.2. Структура и функции белка СDK2…
1.3.3. Структура и функции белка RB1….….
1.3.4. Структура и функции белка ING1….
1.3.5. Структура и функции белка Myc-L….….
1.4. Заключение ….….
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ….
2.1. Материалы исследования….….….
2.2. Методы исследования….….…
2.2.1. Генетические методы. Семейный анализ….…
2.2.2. Молекулярные методы…
2.2.2.1. Выделение ДНК методом фенольно-хлороформной экстракции…
2.2.2.2. Полимеразная цепная реакция (ПЦР).….….
2.2.2.3. Электрофорез в полиакриламидном геле….….…
2.2.2.4. ПДРФ-анализ…
2.3. Методы статистической обработки данных…
2.4. Анализ межгенных взаимодействий….
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ….….….
3.1. Сравнительный анализ генетической структуры исследуемых групп ….
3.1.1. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта rs2072052 гена CDK4 в группах здоровых индивидов и онкобольных….
3.1.2. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта rs3087335 гена CDK2 у здоровых индивидов и в группе с онкопатологией….
3.1.3. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта rs137853294 гена Rb1 в группах здоровых индивидов и онкобольных….….
3.1.4. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта rs121909250 гена ING1 в группах здоровых индивидов и онкобольных….
3.1.5. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта rs3134613 гена Myc-L в группах здоровых индивидов и онкобольных….
3.2. Анализ сочетаний генотипов полиморфных локусов генов Rb1 (rs137853294), CDK2 (rs3087335), ING1 (rs121909250), Myc-L (rs3134613) и CDK4 (rs2072052) и исследование роли межгенных взаимодействий у здоровых индивидов и больных с онкопатологией….
3.2.1. Анализ распределения частот сочетаний генотипов изученных генов у здоровых индивидов и больных c онкопатологией…
3.2.2. Исследование роли межгенных взаимодействий в формировании предрасположенности к онкозаболеваниям….
3.3. Генеалогический анализ…
3.4. Моделирование и анализ генных сетей….
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ….….
4.1. Роль биологии в системе школьного образования….
4.2. Использование содержания дипломной работы в программе по биологии для изучения в школе…
4.3. Конспект урока по биологии в 9 классе на тему: «Деление клетки. Митоз» ….….
4.4. Применение логико-смысловых моделей в образовательном пространстве….…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….
ВЫВОДЫ….….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….
ПРИЛОЖЕНИЕ….
-
Дипломная работа:
55 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. РОЛЬ ГЕНА eNOS В РАЗВИТИИ ОНКОПАТОЛОГИЙ 8
1.1 Генетическая предрасположенность к онкопатологиям 81.2 Роль NO в канцерогенезе 10РазвернутьСвернуть
1.3 . Структура, локализация и функции гена eNOS 12
1.3.1. Характеристика полиморфного локуса rs2070744 в гене eNOS 15
1.3.2. Характеристика полиморфного локуса rs1799983 в гене eNOS 16
1.3.3. Характеристика VNTR Intron4 в гене eNOS 18
1.4. Заключение 19
Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Материалы исследования 20
2.2. Методы исследования 20
2.2.1. Молекулярно-генетические методы 20
2.2.1.1. Выделение ДНК из венозной крови методом фенольно-хлороформной экстракции 20
2.2.1.2. Полимеразная цепная реакция (ПЦР) 22
2.2.1.3. ПДРФ-анализ 25
2.2.1.4. Электрофорез в полиакриламидном геле (ПААГ) 25
2.2.1.5. Real-time ПЦР 26
2.3. Методы статистической обработки данных 28
2.3.1. Применение программы SNPStats для статистической обработки данных 28
2.3.2. Определение взаимного влияния генотипов на признак с помощью
редукционного анализа 29
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ 30
3.1. Сравнительный анализ генетической структуры исследуемых групп
3.1.1. Анализ распределения частот аллелей и генотипов полиморфного варианта rs2070744 в гене eNOS в группе больных РМЖ и среди индивидов без патологии
3.1.2. Анализ распределения частот аллелей и генотипов полиморфного варианта rs1799983 в гене eNOS в исследуемых выборках
3.1.3. Анализ распределения частот аллелей и генотипов полиморфного варианта VNTR Intron4 в гене eNOS в исследуемых выборках
3.1.4. SNP-анализ модели наследования генотипов полиморфных локусов rs2070744, rs1799983, VNTR Intron4 в гене eNOS в группе онкобольных и среди индивидов без патологии
3.1.5. Анализ сочетания генотипов полиморфных вариантов rs1799983, rs2070744 и VNTR Intron4 в гене eNOS
3.1.6. Определение взаимного влияния полиморфных вариантов rs2070744, rs1799983 и VNTR Intron4 в гене eNOS на риск РМЖ с помощью редукционного анализа
Глава 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ 30
4.1. Место биологии в школьном образовании 30
4.2. Применение материала выпускной квалификационной работы в
школьном курсе «Биология» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ВЫВОДЫ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
-
Дипломная работа:
42 страниц(ы)
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования словообразования и словоизменения
1.1 Грамматические системы словообразования и словоизменения1.2 Особенности овладения словообразованием и словоизменением в онтогенезе и при дизонтогенезеРазвернутьСвернуть
1.3 Основные направления формирования словообразования и словоизменения у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и формированию словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.1 Состояние грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.2 Логопедическая работа по преодолению нарушений словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
2.3 Анализ результатов логопедической работы
Заключение
Библиографический список
-
Реферат:
Показания и методы избирательного пришлифовывания зубов
18 страниц(ы)
Введение…. 3
1.Показания для проведения избирательного пришлифовывания зубов…5
2.Методы избирательной пришлифовки зубов…. 93. Значение избирательной пришлифовки протезирования зубов в профилактике их функциональной перегрузки…14РазвернутьСвернуть
Заключение…. 16
Список литературы… 18
-
Дипломная работа:
58 страниц(ы)
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. РОЛЬ ИНГИБИТОРА NF-kB В РАЗВИТИИ ОНКОПАТОЛОГИИ (обзор литературы) 101.1. Семейство транскрипционного фактора NF -кВ 11РазвернутьСвернуть
1.2. Характеристика гена NF-kB IA 14
1.2.1. Свойства и функции NF-kBIA 15
1.2.2. Локализация и строение гена NF-kBIA 16
1.3. Характеристика полиморфизмов гена NF-kBIA 17
1.3.1. Полиморфизм rs696 гена NF-kBIA (3' UTR A>G) 17
1.3.2. Полиморфизм rs2233408 гена NF-kBIA (519 C / T) 18
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Материалы исследования 20
2.2. Генетические методы. Семейный анализ 20
2.3. Молекулярно-генетические методы 22
2.3.1. Выделение геномной ДНК методом фенольно-хлорофомной экстракции 22
2.3.2 Полимеразная цепная реакция синтеза ДНК 25
2.3.3. ПДРФ-анализ 27
2.3.4. Электрофорез в полиакриламидном геле 27
2.4. Методы статистической обработки данных 28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1. Сравнительный анализ генетической структуры исследуемых групп 30
3.1.1. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта rs696 гена NF-kBIA у здоровых индивидов и в группе с онкопатологией 32
3.1.2. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта rs2233408 гена NF-kBIA у здоровых индивидов и в группе с онкопатологией 34
3.1.3 Анализ распределения сочетаний генотипов полиморфных вариантов rs2233408 и rs696 гена NF-kBIA у здоровых индивидов и в группе с онкопатологией 36
3.2. Генеалогический анализ 37
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ 47
4.1. Место биологии в школьном образование 47
4.2. Применение материала выпускной квалификационной работы в школьном курсе «Биология» 48
4.3. Разработка урока по биологии на тему «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета» для 8 класса 55
4.4. Применение логико-смысловой модели в образовательном процессе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ВЫВОДЫ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
Дипломная работа:
Пути обогащения представлений об эмоциях и чувствах посредством музыки у младших школьников
75 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ1.1 Эмоции и чувства в структуре личности школьникаРазвернутьСвернуть
1.2 Урок музыки как форма обогащения представлений об эмоциях и чувствах
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Содержание, формы и методы обогащения представлений об эмоциях и чувствах
2.2 Педагогический эксперимент и его результаты
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
-
Дипломная работа:
169 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОРА ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 81.1. Понятие эмоционального интеллекта: основные подходы 8РазвернутьСвернуть
1.2. Структура и компоненты эмоционального интеллекта 11
1.3. Возрастные особенности развития эмоционального интеллекта подростков и риски девиаций 15
1.4. Методы развития эмоционального интеллекта 20
1.5. Развитие эмоционального интеллекта как способ профилактики отклоняющегося поведения в подростковом возрасте 23
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОРА ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ОТРОЧЕСТВЕ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Программа развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте 32
2.3. Анализ результатов исследования 41
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
-
Дипломная работа:
66 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН 7
1.1. Психолого-педагогические аспекты преподавания правовых дисциплин 71.2. Личность педагога в преподавании правовых дисциплин 14РазвернутьСвернуть
1.3. Требования к построению учебных занятий по юридическим дисциплинам и методы их проведения 20
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН 26
2.1. Методы преподавания правовых дисциплин в условиях СПО 26
2.2. Развитие правовой культуры личности посредством преподавания правовых дисциплин 41
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ (МЕТОДИЧЕСКАЯ) ЧАСТЬ 48
3.1. Организация научно-исследовательской деятельности студентов ГАПОУ Туймазинский государственный юридический колледж 48
3.2. Разработка методических рекомендаций по формированию правомерного поведения у обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
-
Дипломная работа:
Изучение книжной графики на уроках изобразительного искусства в 5-7 классах
56 страниц(ы)
Введение
Глава 1. История книжной графики;
Глава 2. Виды книжной графики и способы ее выполнения. Описаниетехнического процесса выполнения книжной иллюстрации;РазвернутьСвернуть
Глава 3. Процесс создания творческого проекта;
Глава 4. Методика изучения книжной графики на уроках
изобразительного искусства;
4.1 Иллюстрация как вид тематического рисования;
4.2 Работа над иллюстрацией;
Заключение
Литература
Приложения
-
Дипломная работа:
Стилистика в политическом дискурсе
69 страниц(ы)
Введение….….….….3
Глава I. Особенности вербальной политической коммуникации….7
1.1. Понятие политического дискурса….71.2. Риторическая природа политической речи: стилистические фигуры….10РазвернутьСвернуть
1.3. Классификация стилистических фигур….….…14
Глава II. Стилистические фигуры как средство речевого воздействия в российском политическом дискурсе….….….19
2.1. Общая характеристика материала исследования и методики анализа…19
2.2. Фигуры речи, построенные на основе повтора.25
2.3. Фигуры речи, основанные на изменении объема высказывания….29
2.4. Риторические фигуры….….31
2.5. Фигуры речи, связанные с изменениями в расположении частей синтаксических конструкций….….33
2.6. Экспериментальное изучение эффективности использования стилистических фигур в политической речи….….36
Заключение….….45
Список использованной литературы….….49
Приложение….….56
Методическое приложение….…1
-
Дипломная работа:
Лексические поля времени и пространства в языковой художественной картине мира И. С. Тургенева
123 страниц(ы)
Введение…
Глава I. Теоретические основы исследования времени и пространства
§1. Классификация картин мира….§2. Пространство в языкознании и философии….РазвернутьСвернуть
§3.Время в языкознании и философии….
Выводы….
Глава II. Лексическое поле пространства в языковой художественной картине мира И.С. Тургенева (на материале повестей «Ася», «Первая любовь»)…
§1. Центр лексического поля пространства….
§2. Периферия лексического поля пространства
Выводы….
Глава III. Лексическое поле времени в языковой художественной картине мира И.С.Тургенева (на материале повестей «Ася», «Первая любовь»)…
§1. Лексический портрет времени в языковой художественной картине мира И.С.Тургенева….
§2. Центр лексического поля времени…
§ 3. Пограничная зона лексического поля времени….
§ 4. Периферия лексического поля времени….
Выводы….
Заключение….
Список использованной литературы…
Список сокращений….
Приложение….
-
Курс лекций:
Основы искусственного интеллекта
73 страниц(ы)
2.1. Конспекты лекций
Лекция 1. Искусственный интеллект. Современное состояние и тенденции развития. 3
Лекция 2. Инженерия знаний и представление знаний. 13Лекция 3. Языки представления знаний и основные модели. 22РазвернутьСвернуть
Лекция 4. Теория экспертных систем. Инструментальные средства разработки экспертных систем. 32
Лекция 5. Логическое программирование на языке Prolog. 39
Лекция 6. Функциональное программирование на языке Lisp. 51
Определение рекурсивных функций 62
2.2. Методические указания и рекомендации
2.2.1. Методические указания и рекомендации к проведению семинарских занятий,
2.2.2. Методические указания и рекомендации к выполнению лабораторных и практических работ,
2.2.3. Методические указания и рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине
2.2.4. Методические указания и рекомендации к организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине
-
Дипломная работа:
Языковая личность как феномен лингвокультурологии
42 страниц(ы)
Введение
Глава I. Словарный состав русского языка
1.1. Исконно-русские слова.
1.2. Заимствованные слова.
1.3. Слова-реалии.ВыводыРазвернутьСвернуть
Глава II. Языковая личность как феномен лингвокультурологии
2.1. Лингвокультурология как одно из направлений лингвистики.
2.2. Сущность понятия «языковая личность».
Выводы
Литература
-
ВКР:
99 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА1.1 Понятие чтения и виды чтения 5РазвернутьСвернуть
1.2 Английская художественная литература: понятие, развитие, значение 25
1.3 Методика использования художественной английской литературы на уроках английского языка 29
Выводы по 1 главе 33
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ
2.1. Планирование опытно-экспериментальной работы 35
2.2. Определение методов и субъектов исследования 35
2.3. Констатирующий этап эксперимента 37
2.4. Формирующий этап эксперимента 43
2.5. Контрольный этап эксперимента 53
Выводы по 2 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 74 -
Дипломная работа:
Развитие хореографической культуры подростков на основе освоения народных танцев
55 страниц(ы)
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития хореографической культуры подростков на основе освоения народных танцев 61.1. Развитие хореографической культуры подростков как психолого-педагогическая проблема 6РазвернутьСвернуть
1.2. Народные танцы как основа развития хореографической культуры подростка 11
Выводы по первой главе 17
Глава II. Педагогические условия развития хореографической культуры подростков 19
2.1. Взаимодействие сюжета и рисунка в народных танцах 19
2.2. Формы и методы развития хореографической культуры 21
2.3. Педагогический эксперимент и его результаты 25
Выводы по второй главе 44
Заключение 46
Список используемой литературы 50
Приложение 55