У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Подготовка дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием к обучению грамоте с использованием компьютерных технологий» - Дипломная работа
- 74 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
Введение … 3
Глава 1. Изучение вопроса подготовки детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте
1.1. Готовность ребенка к овладению грамотой: показатели, критерии готовности …. 8
1.2. Подготовка дошкольников к обучению грамоте в дошкольных образовательных учреждениях.…. 13
1.3. Особенности овладения элементами грамоты…. 21
Выводы по главе 1 …. 25
Глава 2. Изучение предпосылок к овладению грамотой у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.1. Методы исследования … 27
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования …31
2.3. Использование компьютерных технологий в обучении и развитии ребенка дошкольного возраста …. 38
2.4. Коррекционная программа по подготовке дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте с использованием компьютерных технологий…43
Выводы по главе 2 …52
Заключение …54
Список литературы …. 57
Приложения …. 60
Введение
Актуальность проблемы исследования. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - это дети, нарушение речи которых является незначительными, характеризуются нарушениями звукопроизношения и фонематического восприятия. Эти нарушения препятствуют успешному овладению детьми навыками письма и чтения. В связи с этим необходима логопедическая и педагогическая работа, направленная на преодоление нарушений звукопроизношения и несформированности фонематического восприятия и профилактику учебной неуспеваемости посредством целенаправленной работы по формированию предпосылок к усвоению грамоты.
Такое направление работы, как подготовка дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте, – достаточно разработанная область логопедической теории и практики. В специальной литературе проблема коррекционного обучения и воспитания дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обсуждается достаточно широко, особенно вопросы подготовки таких детей к обучению грамоте.
Исследования многих авторов (Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева) свидетельствуют о том, что исправление недостатков произношения не во всех случаях может обеспечить нужную фонематическую подготовку ребенка, и что дети, занятия с которыми ограничиваются коррекцией звукопроизношения и не содержат в себе специальные упражнения по звуковому анализу, при обучении грамоте часто испытывают значительные трудности.
Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.
Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).
В связи с этим дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи испытывают большие трудности в овладении грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова).
Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является обучение грамоте.
Дети с недостатками произношения, сопровождающимися фонематическим недоразвитием речи нуждаются в специальной логопедической помощи, направленной на исправление речевого дефекта и на предупреждение затруднений при овладении письмом и чтением.
Немалую роль в повышении эффективности и сокращении сроков логопедического воздействия оказывают компьютерные средства обучения. Психолого-педагогические аспекты применения компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи рассмотрены в работах Ю.Б. Зеленской, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной, Л.Р. Лизуновой, И.А. Филатовой и других.
На современном этапе используются разнообразные обучающие технологии подготовки ребенка к овладению грамотой, в том числе, и компьютерные технологии. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи Л.Р. Лизуновой: «Игры для тигры», «Букварик-Смешарик», «Баба Яга учится читать», «Почитай-ка», «Гарфилд малышам», «Учим буквы и слова».
Однако на сегодняшний день имеется мало рекомендаций по тому, как совмещать в педагогическом процессе общеобразовательные и опосредованные (компьютерные) формы логопедической работы в процессе подготовки ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте. В связи с этим проблема исследования является актуальной, что позволяет сформулировать следующую тему исследования: «Подготовка дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте с использованием компьютерных технологий».
Цель исследования: определить наличие специальных предпосылок к овладению грамотой у детей экспериментальной группы, разработать комплекс логопедических занятий по подготовке дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте с использованием компьютерных технологий.
Объект исследования: готовность дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте.
Предмет исследования: подготовка дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте с использованием компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: процесс подготовки дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте будет эффективным, если после групповых занятий, предусмотреть закрепление сформировавшихся навыков на индивидуальных занятиях с включением компьютерных технологий.
Задачи исследования:
1) Теоретический анализ литературы по проблеме подготовки ребенка к обучению грамоте в дошкольной педагогике и логопедии.
2) Провести диагностическое обследование предпосылок готовности дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой.
3) Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.
4) Разработать комплекс групповых и индивидуальных логопедических занятий по подготовке дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте с включением компьютерных технологий.
Теоретико-методологические основы исследования: учение Н.И. Жинкина, Р.Е. Левиной, А.А. Леонтьева о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становлении письма; подходы к использованию компьютерных технологий в обучении и коррекции, детей с отклонениями развития (О.И. Кукушкина, Л.Р. Лизунова).
Методы исследования:
1) метод теоретического обзора;
2) биографический метод (анализ логопедической документации);
3) диагностические методы (логопедическое обследование);
4) методы количественного и качественного анализа.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: проведен анализ литературы по проблеме подготовки ребенка к обучению грамоте в дошкольной педагогике и логопедии; рассмотрены особенности овладения элементами грамоты детей с фонетико - фонетическим недоразвитием речи; изучены данные использования компьютерных технологий в обучении и развитии ребенка дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса групповых и индивидуальных логопедических занятий по подготовке дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте с использованием компьютерных технологий. Данная работа представляет интерес для логопедов, студентов педагогических колледжей и дефектологических факультетов вузов, родителей детей для обучения грамоте.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новоникольский детский сад.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы, приложения.
Выдержка из текста работы
Глава 1. Изучение вопроса подготовки детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте
1.1. Готовность ребенка к овладению грамотой: показатели, критерии
готовности
Проблема готовности детей к обучению грамоте восходит своими корнями к трудам Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В последние годы она вошла в число актуальных проблем возрастной и педагогической психологии. Все исследователи дошкольного периода развития имеют свои противоположные, «критериально-ориентированные» представления о его сути и показателях готовности детей к грамоте. До настоящего времени данное понятие, несмотря на наличие большого количества публикаций, не определено в теоретическом аспекте и недостаточно изучено в диагностическом плане [3; 7; 14; 12].
Первые попытки обучения грамоте детей шестилетнего возраста были предприняты в 30-е годы Ю.И. Фаусек, Е.И. Тихеевой и другими. Снижение начального возраста обучения с 8 до 7 лет стимулировало обучение шестилетних детей как средства обеспечения преемственности между детским садом и школой [10; 26]. В специальных педагогических исследованиях в области логопедии, вопросами разработки проблемы формирования готовности к обучению грамоте у детей с недоразвитием речи занимались такие специалисты как Г.А. Каше, В.К. Орфинская, Л.Ф. Спирова Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева [16; 14; 24].
Как указывает Г.А. Каше, готовность к школьному обучению начинает формироваться задолго до поступления в школу и не завершается с приходом в первый класс. Понятие готовности к обучению, взятое в широком смысле, включает не только количественную характеристику запаса знаний и представлений ребенка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления, то есть способности обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира. Школьное обучение предъявляет новые требования к речи, вниманию, памяти детей. Усвоение знаний происходит в определенной системе, а не вслед за желаниями и интересами детей. Более узкое понимание готовности к усвоению грамоты включает целый ряд вопросов о становлении тех процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребенка, которые участвуют в формировании письменной речи [16].
Путь становления устной речи, по словам Р.Е. Левиной, «содержит в себе последовательно накапливаемый опыт познавательной работы как в сфере звуковых обобщений, так и в сфере морфологического анализа. Чем лучше обеспечены данные линии речевого развития, тем лучше ребенок оказывается подготовленным к письму» [23, с. 5].
Р.Д. Тригер отмечает, что специфику готовности ребенка к усвоению грамоты составляют сложные процессы, которые формируются в ходе самого обучения чтению и письму. К ассоциативному ряду, включающему слуховой, речедвигательный и зрительный образы слова, добавляются графические навыки, то есть мышечно-суставное восприятие речи. Для овладения письменной речью необходимы два основных условия: осознание своей речи (в то время как устная речь протекает неосознанно) и произвольное владение ею.
Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны. Он должен усвоить довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определенными словами и содержание (смысл), передаваемый словосочетаниями и фразами. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи [23].
Начальное школьное обучение русскому языку продолжает развивать и совершенствовать речевые навыки (диалогическую и монологическую речь), которые ребенок приобрел до школы, а так же предусматривает усвоение некоторых элементов грамматической теории и формирование нового для детей вида речевой деятельности – письменной речи.
Выдающийся психолог Л.С. Выготский указывал на необходимость начала обучения грамоте на определенном этапе развития ребенка, когда психические функции его находятся в стадии созревания [7].
Эффективности же в обучении грамоте, по мнению Выготского, можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: уровня его мышления, восприятия, речи, памяти.
У ребенка также должны быть достаточно развиты речевой слух и «особое зрение на буквы» (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда) [7]. Мозг человека, как утверждает Т. Г. Визель, включает в себя клетки, которые ведают «запоминанием и умением использовать буквы» [5, c. 16].
Таким образом, наиболее благоприятный возраст для начала обучения грамоте – 5 лет, а наиболее оптимальный для обучения чтению – 6 лет.
Д.Б. Эльконин считает, что основа обучения грамоте – работа не с буквами, а со звуками человеческой речи, и дает такое определение процесса чтения: «Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения» [22, с. 34].
Г.А. Каше отмечает, что к обучению грамоте следует приступать только после усвоения детьми определенного минимума правильно произносимых (то есть произносимых плавно, с правильным артикулированием каждого звука и с правильным ударением), понятных детям слов и предложений. Этот необходимый минимум слов и предложений усваивается детьми в первый период обучения. Во второй период обучения продолжается интенсивное накопление слов и предложений, часть из них не только усваивается в произношении, но закрепляется в чтении и письме.
Обучение грамоте в условиях несформированности звуковой стороны речи приводит к затруднениям в овладении, как чтением, так и письмом. Необходимо учитывать и то, что несформированным является и грамматический строй речи. Все это заставляет процесс овладения чтением и письмом не только растягивать во времени, но по-иному располагать материал, пользоваться иными методическими приемами, чем в массовой школе. Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: «Послушай, как поет синичка!». Ребенка учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. По звуковому анализу проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заменяется фишками – заместителями букв. Одновременно дети в практическом плане усваивают термины: звук, слог, слово, предложение, предлог, дифференцируют звуки по твердости – мягкости, глухости – звонкости. Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно [16].
По данным Т.Б. Филичевой, успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т. д. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Для успешного усвоения школьного курса родного языка у ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы как: звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и грамматика.
Начальное школьное обучение русскому языку, с одной стороны, продолжает развивать и совершенствовать речевые навыки (диалогическую и монологическую речь), которые ребенок приобрел до школы, а с другой, предусматривает усвоение некоторых элементов грамматической теории и формирование нового для детей вида речевой деятельности – письменной речи. Овладение элементарными навыками письма и чтения осуществляется в процессе обучения грамоте [18].
Д.Б. Эльконин установил, что на эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе [23]. Психологи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия подчеркивают, что вычленение ребенком новой для него области объективного мира не только имеет практическое значение, обеспечивая овладение грамотой, но и является важным этапом его умственного развития [6; 30].
Установлено, что обучение ребенка возможно при условии, если он стихийно, в процессе разнообразных видов деятельности, начинает осознавать элементы языка. Трудности выделения его элементов объясняются выступлением речи для дошкольника как средства общения. Л.С. Выготский писал: «Первоначально мы встречаем у ребенка неосознанность словесных форм и словесных значений и недифференцированность тех и других. Слово и его звуковое строение воспринимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств» [7, с. 218].
В исследованиях Д.Б. Эльконина, Г.А Каше и других показано, что успешность обучения грамоте во многом зависит именно от того, насколько для ребенка «разведены» звуковая и смысловая стороны слова. «Узловым образованием», связывающим разные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо, – является звуковой анализ. Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове, то есть вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове [16; 52].
Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова считают, что обучение элементарным навыкам чтения и письма составляет по специфическую и весьма сложную задачу в обучении детей с ФФН. Овладение первоначальным чтением и письмом предполагает определенный уровень речевой подготовки учащихся, который формируется в процессе их естественного развития. У детей, страдающих нарушением речи, этот уровень недостаточен. Отсюда большое значение придается подготовительному периоду обучения, благодаря которому формируются предпосылки к сознательному усвоению детьми первоначальных элементов грамоты [27; 8].
Заключение
Проблема подготовки дошкольников с ФФН к обучению грамоте занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос использования компьютерных технологий в коррекционном процессе является одним из актуальных.
Компьютерные средства обучения оказывают большую роль в повышении эффективности и сокращении сроков логопедического воздействия. Вопросы применения компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи рассмотрены в работах Ю.Б. Зеленской, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной, Л.Р. Лизуновой, И.А. Филатовой и др.
На современном этапе используются разнообразные обучающие технологии подготовки ребенка к овладению грамотой, в том числе, и компьютерные программы.
Дети с недостатками произношения, сопровождающимися фонематическим недоразвитием речи нуждаются в логопедической помощи, направленной на исправление речевого дефекта и на предупреждение затруднений при овладении письмом и чтением.
Мы предположили, что процесс подготовки дошкольников с ФФН к обучению грамоте будет эффективным, если после групповых занятий предусмотреть закрепление сформировавшихся навыков на индивидуальных занятиях с включением компьютерных технологий.
Нами был проведен констатирующий этап исследования, целью которого являлось определение наличия специальных предпосылок к овладению грамотой у детей с ФФН.
Выявление предпосылок формирования готовности дошкольников с ФФН к обучению грамоте у детей экспериментальной группы проводилось с использованием приемов, предложенных Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, по следующим направлениям:
1) обследование артикуляционного аппарата;
2) обследование звукопроизношения;
3) обследование фонематического слуха;
4) обследование форм звукового анализа;
5) обследование произношения слов сложной слоговой структур.
Анализ констатирующего этапа исследования показал, что у дошкольников с ФФН имеются отклонения в строении и подвижности речевого аппарата. Звукопроизношение у испытуемых нарушено, наблюдаются: замены, отсутствие, искажения звуков. У дошкольников нарушено фонематическое восприятие, нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи. Вследствие этого наблюдаются затруднения при анализе звукового состава речи, страдает звуковой анализ и синтез. Затруднено воспроизведение слов сложной слоговой структуры, наблюдаются перестановки, замены слогов. Данные особенности указывают на недостаточный уровень сформированности специальных предпосылок к успешному обучению грамоте.
По результатам констатирующего этапа исследования мы составили коррекционную программу с комплексом логопедических занятий по подготовке дошкольников с ФФН к обучению грамоте с использованием компьютерных технологий в процессе индивидуальной работы. За основу была взята программа обучения детей грамоте Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» и компьютерная игра «Баба-Яга учится читать».
Задачами подготовки дошкольников с ФФН к обучению грамоте являются следующие:
1) сформировать у дошкольника первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
2) познакомить дошкольников со звучанием и протяжённостью слова, способами интонационного выделения звука, соотнесенностью слова с заданным звуком, смыслоразличительной функцией звука, гласными и согласными звуками, со слоговой структурой слова.
Программа реализуется в следующих направлениях:
1) овладение звуковым анализом слов;
2) развитие фонематического слуха;
3) овладение учебными умениями для формирования навыков чтения, письма.
В планирование логопедических занятий были включены упражнения и задания по работе с буквами и звуками, по развитию буквенного гнозиса, анализу слов и предложений, по чтению, по звуковому анализу слов.
Результаты проведенного исследования показывают, что поставленная цель достигнута, задачи исследования выполнены, а гипотеза получила свое подтверждение.
Список литературы
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Балобанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения – СПб: Детство-Пресс, 2001.– 240 с.
3. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М. Знание, 1994. – 192 с.
4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 500 с.
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи – М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
6. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона. – М.: АРКТИ, 2001. – 64 с.
7. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
8. Колесникова Е.В. Программа « От звука к букве» по обучению грамоте детей 3-7 лет. –М.: Ювента, 2010. – 48 с.
9. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985. – 177 с.
10. Коган И. Д., Леонас В. В. Эта книга без затей про компьютер для детей. М.: Педагогика, 1989. – 68 с.
11. Кукушкина О.И. Компьютерные программы для детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2003. – № 6. – С.67-69.
12. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 2001. – 32 с.
13. Леонова Л. А., Макарова Л. В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. – М.: «Вентана-Граф», 2004. – 16 с.
14. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Лань, 2003. – 288 с.
15. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Пермь, 2009. – 260 с.
16. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений. / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 703 с.
17. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. / Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
18. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. / Под редакцией Г. А. Волковой. – М.: Детство-пресс, 2009. – 144 с.
19. Никитина М. Ребенок за компьютером. – М., Эксмо, 2006. – 288 с.
20. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общей ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2011.– 240 с.
21. Поваляева М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 445 с.
22. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи. – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 56 с.
23. Тихеева Е. И. Несколько слов о развитии речи детей // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. / Сост. П. А. Лебедев. – М.: Академия, 2001. – С. 360-362.
24. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 32 с.
25. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 32 с.
26. Тригер Р. Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. – 28 с.
27. Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов. / Под ред. Профессора Т.Б. Филичевой - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 48 с.
28. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Сфера, 2008 – 240 с.
29. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 80 с.
30. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М. – Воронеж. НПО «МОДЭК», 2001. – 417 с.
Тема: | «Подготовка дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием к обучению грамоте с использованием компьютерных технологий» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 74 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
72 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 6
1.1 Особенности развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 61.2 Анализ готовности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению грамоте 11РазвернутьСвернуть
1.3 Анализ подходов к формированию готовности детей к обучению грамоте при общем недоразвитии речи 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕМ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 22
2.1. Методы изучения уровня готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи 22
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 28
Выводы по главе 2 34
Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 35
3.1. Коррекционная программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 36
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) 52
Выводы по главе 3 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
-
Дипломная работа:
Изучение и развитие аналитико-синтетической деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи
90 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 61.1 Изучение данного вопроса в специальной литературе 6РазвернутьСвернуть
1.2 Онтогенетические закономерности аналитико-синтетической деятельности 11
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА II. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 29
2.1 Цели, задачи, содержание эксперимента 29
2.2 Анализ результатов экспериментальных данных 40
2.3 Методические рекомендации по развитию фонематического компонента речи у дошкольников старшего возраста 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
-
Дипломная работа:
Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (3 уровень) средствами моделирования
71 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Изучение связной речи в психолого-педагогической и лингвистической науке 6
1.1. Связная речь как объект психологического и лингвистического анализа 61.2. Развитие связной речи в онтогенезе 10РазвернутьСвернуть
1.3. Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи 15
1.4. Технологии развития связной речи в дошкольной педагогике и логопедии 18
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. Изучение связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 29
2.3. Программа логопедической работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) средствами моделирования 34
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
-
Дипломная работа:
Изучение и развитие навыков употребления предлогов у дошкольников с общим недоразвитием речи
68 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ1.1. Развитие речи дошкольника в онтогенезе 7РазвернутьСвернуть
1.2. Пространственные предлоги как грамматическая конструкция. Значение и особенности развития пространственных предлогов у дошкольников 12
1.3. Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи 15
Вывод по I главе 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДЛОГОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Цели, задачи, организация экспериментального исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 32
2.3. Методические рекомендации по развитию навыков употребления предлогов у дошкольников с ОНР 39
Вывод по II главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
-
Дипломная работа:
69 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 71.1. Анализ проблемы развития словарного запаса ребенка в отечественной науке 7РазвернутьСвернуть
1.2. Формирование словарного запаса в онтогенезе 10
1.3. Особенности словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи 16
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26
2.1. Организация исследования словарного запаса и навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 26
2.2. Результаты исследования словарного запаса и навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 31
2.3. Методические рекомендации по развитию словарного запаса посредством формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
-
Дипломная работа:
Изучение слухового восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
97 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ГЛАВА. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ 81.1 Формирование слухового восприятия у детей дошкольного возраста в онтогенезе 8РазвернутьСвернуть
1.2 Особенности формирования слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи 16
Выводы по I главе 18
II. ГЛАВА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 19
2.1 Организация и содержание исследования 19
2.2 Качественно-количественный анализ результатов исследования 25
2.3 Коррекционная работа по формированию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием 30
Выводы по II главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Предыдущая работа
Пейзаж в неоромантизме: проблема перевода и интерпретацииСледующая работа
Правовое государство понятие и признаки




-
Реферат:
18 страниц(ы)
Введение….3
§ 1. Методы научного познания.4
§2. Литературоведческий анализ как метод научного познания….
§3. Анализ контекста поэтики….§ 4.Проблема адекватности интерпретации….РазвернутьСвернуть
Заключение….
Использованная литература…
-
Дипломная работа:
Работа над развитием речи как основа формирования творческой личности учащихся
80 страниц(ы)
Введение…4
I Глава. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА….8
1.1 Психологические основы развития речи …81.2 Педагогические основы развития речи …12РазвернутьСвернуть
1.3 Лингводидактические основы развития речи ….19
Выводы по I главе ….…28
II Глава. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА …29
2.1 Развитие речи в формировании творческой личности….29
2.2 Словарная работа на уроках русского языка как неродного .34
2.3 Сочинение как одна из форм работы над развитием речи учащихся языка.….…41
Выводы по II главе…44
III Глава. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ….45
3.1 Анализ функционирующих учебников русского языка и уровень владения учащихся связной речью….…45
3.2 Условия организации развития речи учащихся на уроке русского языка….….56
3.3 Апробация ….…60
Выводы по III главе….69
Заключение….70
Использованная литература …73
-
ВКР:
Тaтap теле һәм әдәбияты дәpеcләpендә укучылapның тәнкыйди фикеp үcеше
63 страниц(ы)
КЕPЕШ 3
ТӨП ӨЛЕШ
БЕPЕНЧЕ БҮЛЕК. Тәнкыйди фикеpләү технологияcенең фәнни һәм гaмәли куллaнылыш acпектлapы
1.1. Тәнкыйди фикеpләү технологияcенең фәнни һәм гaмәли куллaнылыш acпектлapы 81.2.Кpитик фикеpләү технологияcендә дәpеc cтpуктуpacы 13РазвернутьСвернуть
1.3. Мәктәп cиcтемacындa ФДББC куйгaн тaләпләp 17
1.4. Дәpеc укыту эшенең төп фоpмacы 26
1.5.Укыту-тәpбия пpоцеccындa эшлекле якын килү методын куллaну 27
1.6. Педколлектив белән эш. 32
1.7. ФГДББCның методик тәэмин ителеше 32
ИКЕНЧЕ БҮЛЕК. Тaтap теле һәм әдәбияты дәpеcләpендә укучылapның
тәнкыйди фикеpен үcтеpү aлымнapы
2.1. Кpитик фикеpләү технологияcенең aлымнapы, aлapның тaтap теле һәм
әдәбияты дәpеcләpендә куллaнылышы 38
2.2. Тәнкыйди фикеpләү үcтеpү aлымнapын оештыpу һәм үткәpү
үзенчәлекләpе 52
ЙОМГAК 54
КУЛЛAНЫЛГAН ӘДӘБИЯТ ИCЕМЛЕГЕ 56
КУШЫМТA
Дәpеcләpдә укчылapның тәнкыйди фикеpләвен үcтеpү aлымнapы куллaнылгaн дәpеc эшкәpтмәләpе
-
Дипломная работа:
Когнитивный аспект семантики немецких глаголов, выражающих концепт „hören“ (слышать)
103 страниц(ы)
Введение….3
Глава 1. Когнитивный подход к исследованию языка
1.1. Когнитивная лингвистика. Этапы формирования когнитивной лингвистики….1.2. Когнитивная лингвистика с точки зрения зарубежных исследователей….….РазвернутьСвернуть
1.3. Основные понятия когнитивной лингвистики
1.3.1. Концептуализация и концептуальная картина мира
1.3.2. Категоризация и категории
1.3.3. Фрейм и фреймовая семантика
Выводы к первой главе
Глава 2. Семантика немецких глаголов „hören” в когнитивном аспекте
2.1. Характеристика слухового канала восприятия действительности
2.2. Языковое выражение концепта „hören”
2.3. Немецкие глаголы, реализующие концепт „hören” в рамках референтной, относительной и описательной характеризации
2.4. Фреймовый анализ семантики немецких глаголов behorchen, belauschen (как запланированный процесс), belauschen (незапланированный процесс)
Выводы ко второй главе
Заключение….…
Список литературы….….
-
Курсовая работа:
Изображение русского национального характера в произведениях н.в.гоголя и н.с.лескова
29 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА I. Понятие русского национального характера в литературе XIX века …. 5
1.1. Понятия «характер», «менталитет», «национальный характер». Особенности русского национального характера.…. …. 51.2. Исследования, посвященные русскому характеру в творчестве Н.В. Гоголя….… 7РазвернутьСвернуть
1.3. Русский национальный характер в произведениях Н.С. Лескова. … 9
II. ГЛАВА II. Изображение русского национального характера в произведениях Н.В. Гоголя и Н.С. Лескова… . 12
2.1. Русский национальный характер в повести Н.В. Гоголя «Шинель».….…. 12
2.2. Русский национальный характер в очерке Н.С. Лескова
«Леди Макбет Мценского уезда»…. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….…. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …. 27
-
Дипломная работа:
Изучение произведений французских композиторов
82 страниц(ы)
Введение….
Глава 1. Историко-теоретические основы использования музыки композиторов «Французской шестерки» в общеобразовательной школе….1.1. Основные эстетические тенденции в музыкальном искусстве начала ХХ века…РазвернутьСвернуть
1.2. Творчество композиторов группы «Шести»….
Глава 2. Педагогические условия использования музыки композиторов «Шестерки» в общеобразовательной школе….
2.1. Содержание, формы и методы использования музыки композиторов французской шестерки….
2.2. Педагогический эксперимент….
Заключение…
-
Дипломная работа:
Островные татарские говоры южного Приуралья: кугарчинский говор
115 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….2-8
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕННОСТИ ДИАЛЕКТОВ И ГОВОРОВ. В ЮЖНОМ АРЕАЛЕ БАШКОРТОСТАНА 8
1.1. К вопросу об ареалогических исследованиях в татарской диалектологии… 8-191.2. История формирования кугарчинского говора и его этнолингвистические особенности…РазвернутьСвернуть
1.3. Фонетические особенности кугарчинского говора
1.4.Лексические особенности кугарчинского говора
1.5.Морфологические особенности кугарчинского говора
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИАЛЕКТОВ И ГОВОРОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА….
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ….
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ….
-
Дипломная работа:
Повышение эффективности эксплуатации втулки несущего винта вертолета Ми-8
109 страниц(ы)
Введение….4
1 Анализ конструкций втулок несущих винтов вертолетов….…5
1.1 Актуальность проблем, связанных с обслуживанием трехшарнирной втулки несущего винта вертолета…51.2 Типы втулок несущего винта вертолета…7РазвернутьСвернуть
1.3 Особенности использования эластомерных подшипников….…11
1.4 Сравнение втулки с эластомерным подшипником со втулкой с шарнирным креплением лопастей….14
2 Расчет втулки НВ с металлофторопластовым подшипником и бесшарнирной втулки НВ….20
2.1 Физическая картина нагружения несущего винта….20
2.2 Эксплуатационные и расчетные нагрузки….23
2.3 Выбор и расчет втулки несущего винта ….…26
3 Разработка технологических карт обслуживания бесшарнирной втулки несущего винта вертолета Ми-8….49
3.1 Стратегии технического обслуживания и ремонта авиационной техники .49
3.2 Обслуживание шарнирной втулки несущего винта вертолета Ми-8….….55
3.3 Разработка технологии обслуживания бесшарнирной втулки несущего винта на основе анализа эксплуатации втулки несущего винта вертолета BK-117….75
4 Безопасность полетов в сложных географических и температурных условиях…80
4.1 Безопасность полетов вертолетов….….80
4.2 Влияние на безопасность полетов эксплуатации в условиях высоких и низких температур наружного воздуха….…81
4.3 Анализ характерных авиационных происшествий, связанных с ошибками и нарушениями экипажа при заходе на посадку в сложных метеорологических условиях…84
5 Расчет и сравнение экономических затрат от внедрения бесшарнирной втулки несущего винта…89
5.3 Расчет эксплуатационных затрат на обслуживание шарнирной втулки несущего винта вертолета Ми-8….…90
5.4 Расчет эксплуатационных затрат на обслуживание бесшарнирной втулки несущего винта вертолета Ми-8 и сравнение полученных затрат с затратами на обслуживание шарнирной втулки несущего винта ….….93
6 Обеспечение безопасности при замене втулки несущего винта на вертолете Ми-8….….…95
6.1 Введение….….….….95
6.2 Работы по замене втулки несущего винта….….…96
6.3 Анализ и оценка безопасности при замене втулки несущего винта на вертолете Ми-8….….98
6.4 Разработка необходимых мероприятий для обеспечения безопасности при замене втулки несущего винта на вертолете Ми-8….….101
Заключение….….105
Список литературы….….106
-
Дипломная работа:
124 страниц(ы)
Введение 3
ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 111.1. Профессиональное выгорание как психологическая проблема 11РазвернутьСвернуть
1.2. Организация деятельности, индивидуальный стиль саморегуляции преподавателей высшей школы 20
1.3. Профессиональное выгорание и психологические особенности педагогической деятельности преподавателей высшей школы 31
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ результатов исследования 48
2.3. Программа профилактики профессионального выгорания преподавателей высшего учебного заведения 60
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
-
Дипломная работа:
Изучение основ шоу-бизнеса в старших классах общеобразовательной школы
61 страниц(ы)
Введение….3
Глава 1.Теоретические основы и понятия музыкального бизнеса….….6
1.1.К определению понятия «шоу-бизнес»….61.2.Становление и развитие шоу-бизнеса….10РазвернутьСвернуть
1.3.Составляющие шоу-бизнеса…26
1.4. Формы организации внеклассной музыкальной деятельности в общеобразовательной школе….….….37
Глава 2.Условия организации внеклассной музыкальной деятельности детей на примере организации кружка «Основы шоу-бизнеса»….42
2.1.Описание кружка «Основы шоу-бизнеса»….42
2.2.Описание творческого проекта….….46
Заключение….….….57
Список литературы….58