У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Формирование профессиональных коммуникативных компетенций педагога в системе среднего профессионального образования» - Дипломная работа
- 76 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…. 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ…9
1.1. Компетентностный подход как основа реализации ФГОС СПО…. 9
1.2. Место и значимость коммуникативных компетенций в подготовке педагога….12
1.3. Структура и содержание коммуникативных компетенций педагога… 17
Выводы по первой главе…. 22
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ…24
2.1. Диагностический инструментарий изучения коммуникативных компетенций педагога…24
2.2. Опытно-педагогическое исследование сформированности коммуникативных компетенций студентов Месягутовского педагогического колледжа….28
2.3. Анализ результатов опытно-педагогического исследования…. 32
Выводы по второй главе…. 35
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ….38
3.1. Методы и приемы формирования коммуникативных компетенций в условиях педагогического колледжа….38
3.2. Программа коммуникативных тренингов…. 46
Выводы по третьей главе…. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. 53
ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ…. 59
ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ…. 61
ПРИЛОЖЕНИЯ…. 64
Введение
Актуальность исследования. К педагогу в XXI веке предъявляются большие требования. Современному развивающемуся обществу нужен образованный, высоконравственный, предприимчивый человек, который способен и сможет принимать ответственные решения в ситуациях выбора, способен к сотрудничеству, отличается мобильностью, динамизмом, обладает чувством ответственности. Именно поэтому в настоящее время так остро стоит вопрос о модернизации образования на компетентностной основе.
Компетентностный подход в образовании – это попытка привести образование в соответствие с потребностями рынка. С позиций такого подхода основным результатом деятельности педагогического колледжа становится формирование компетентного специалиста – педагога, владеющего определёнными компетенциями [4, с.19]. Компетентный педагог обладает готовностью (мотивированной способностью) успешно выполнять функциональные обязанности, для него характерны такие личностные свойства как ответственность, организованность, целеустремлённость, адекватность взаимодействия с учебной группой, педагогическим коллективом, социумом в целом.
В научной и педагогической литературе последних лет по проблемам среднего профессионального образования (Н.Н. Михайлова, М.С. Савина, О.Б. Читаева и др.) активно обсуждается проблема формирования в процессе профессионального образования ведущих навыков, ключевых квалификаций, ключевых компетенций, которые рассматриваются как «двигатели» обучения, как рычаги роста и развития личности. Е.А. Рыкова определяет «ключевые навыки» как надпрофессиональные навыки, формирование которых в процессе профессионального образования и профессиональной подготовки является важным условием профессиональной мобильности и адаптивности рабочих кадров и специалистов в условиях рынка труда [50, с. 34].
Вместе с тем, единых определений, дающих полное представление о сущности и структуре компетенций, в том числе коммуникативных, пока не выработано. Кроме того, недостаточно исследована их специфика и условия их формирования в сфере профессионального образования. Несмотря на все сложности выделения и описания компетенций и трудности их измерения, «существующие решения, сопоставления оценки компетентности с оценкой общей культуры человека, его воспитанности позволяют оптимистически решать эту проблему, связанную с повышением качества образования в общем контексте его гуманизации и определения новой парадигмы результата образования» [4, с.20]. Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы работы.
Объектом исследования являются профессиональные компетенции студентов в учреждениях среднего профессионального образования.
Предметом исследования выступает процесс развития коммуникативных компетенций студентов педагогического колледжа.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов профессионального обучения будет эффективным, если конкретизировать содержание и структуру данных компетенций в соответствии с условиями учебного заведения среднего профессионального образования, проводить систематическую диагностику уровня их сформированности, использовать систему специальных методов и приёмов их развития, в том числе коммуникативные тренинги.
Цель исследования: выявление наиболее эффективных методов и приёмов формирования коммуникативных компетенций будущих педагогов профессионального обучения.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1) осуществить теоретический анализ научной психолого-педагогической и методической литературы в области коммуникативной компетентности будущего педагога;
2) уточнить структуру и содержание понятий «компетенция», «коммуникативная компетенция» как важнейших составляющих профессиональной компетентности будущего педагога профессионального обучения;
3) выявить уровень сформированности коммуникативных компетенций студентов педагогического колледжа;
4) определить методы и приёмы формирования коммуникативных компетенций в системе среднего профессионального образования;
5) составить программу коммуникативных тренингов по формированию коммуникативных компетенций будущих педагогов профессионального обучения.
Материалом исследования послужили данные диагностики сформированности коммуникативных компетенций у студентов 3 курса ГБПОУ «Месягутовский педагогический колледж».
Теоретическую базу исследования составили работы в области: компетентностного подхода в образовании (А.А. Деркач, В.И. Байденко, С.Г. Воровщиков, Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Г.В Мухаметзянова, А.М. Новиков, Дж. Равен, С.Б. Серякова, Н.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.); системного подхода в образовании (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Э.Г. Юдин и др.); деятельностного подхода в педагогике и психологии (К.А. Абульханова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, А. Маслоу и др.); личностно-ориентированного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, Н.А. Алексеев, А.В. Вильвовская, И.А. Зимняя, К. Роджерс, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
Методы исследования: общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение); тестирование, приёмы статистического анализа.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Месягутовский педагогический колледж.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Коммуникативные компетенции представляют собой профессионально значимые для педагога знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам и ситуациям общения.
2. Коммуникативные компетенции будущих педагогов профессионального обучения – это сложные структурные образования, включающие следующие компоненты: теоретические знания в области коммуникативных дисциплин; коммуникативные и организаторские умения; коммуникативный самоконтроль; умение продуктивно выходить из конфликтной ситуации; коммуникативные качества речи; эмпатию.
3. Эффективно формировать коммуникативных компетенций будущих педагогов позволяют методы и приёмы активного обучения: дискуссионные, игровые, тренинговые.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нём выявлена специфика формирования коммуникативных компетенций в системе профессионального образования; предложена программа коммуникативных тренингов, направленная на формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов профессионального обучения.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней 1) уточнены представления о коммуникативных компетенциях, их структуре и содержании; 2) описаны оптимальные методы и приёмы, обеспечивающие развитие коммуникативных компетенций у студентов педагогического колледжа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нём наблюдения и выводы могут быть использованы в теории и практике высшего и среднего профессионального образования.
Апробация результатов исследования. Основные положения выпускной квалификационной работы были апробированы в докладах на научно-практических конференциях «Система непрерывного образования: Школа – педколледж – вуз» (БГПУ им. М. Акмуллы), а также на педагогическом совете ГБПОУ «Месягутовский педагогический колледж» с. Месягутово Республики Башкоротостан.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, глоссария по категориальному аппарату, глоссария по персоналиям и приложений.
Выдержка из текста работы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
1.1. Компетентностный подход как основа реализации ФГОС СПО
К педагогу в XXI веке предъявляются большие требования. Современному развивающемуся обществу нужен образованный, высоконравственный, предприимчивый человек, который способен и сможет принимать ответственные решения в ситуациях выбора, способен к сотрудничеству, отличается мобильностью, динамизмом, обладает чувством ответственности.
Именно поэтому в настоящее время так остро стоит вопрос о модернизации образования на компетентностной основе. Компетентностный подход в образовании – это попытка привести образование в соответствие с потребностями рынка. С позиций такого подхода основным результатом деятельности педагогического колледжа становится формирование компетентного специалиста – педагога, владеющего определенными компетенциями [60, с.13].
Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, его компетентность. Всё это обозначает, что каждому преподавателю предстоит решать задачи по формированию не только системы знаний, умений и навыков по конкретному предмету, но и личности студента. Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, иностранным языком, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту и мобильности. Как отмечается в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» 2013–2020 гг., современному обществу нужны образованные высоконравственные компетентные люди, обладающие высоким уровнем сформированности различных культур. В стандартах образования (ФГОС) последнего поколения, построенных на основе требований компетентностного подхода, решение данной проблемы видится через усиление ориентации на результаты образования как системообразующего компонента конструкции стандарта. В качестве результатов обучения выступают различные компетенции. Стандартами по всем направлениям подготовки специалистов среднего звена предусмотрено приобретение в процессе обучения коммуникативной компетенции, поскольку она является одной из важнейших характеристик, позволяющих развивающейся личности реализовать свои потребности в социальном признании и определить успешность процесса социализации.
Сущность введения компетентностного подхода в образование состоит в том, чтобы целенаправленно развивать в обучающихся такие компетенции, которые подготовят их к жизненным реалиям, в том числе к профессиональной деятельности.
Смыслообразующими понятиями компетентностного подхода выступают компетенции и компетентности, которые имеют многочисленные трактовки. Чаще всего эти понятия отождествляются, используются как синонимы [29, с.136], при этом главным выступает понятие компетенция, которое представляет собой сочетание знаний, навыков и способностей. Компетенции отражают современные тенденции в понимании качества результатов образовательного процесса и требований к профессиональной деятельности, и язык компетенций является наиболее адекватным для описания оценочных процессов качества обучения и обеспечения его повышения. Вместе с тем многие учёные разграничивают данные понятия, считая, что каждое из них имеет свою специфику и отражает конструктивное содержание [46, с.57]. Содержание данных понятий лучше всего, на наш взгляд, отражают следующие определения. Компетентность – это актуальное, формируемое личностное качество, основывающееся на знаниях; это интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека [52, с.142], компетенции есть внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые выявляются в компетентностях человека [59, с.33]. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [5, с.8]. Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области [10, с.43]. Таким образом, учёные, разграничивая данные понятия, под компетенцией понимают некоторое отчуждённое, специально заданное требование к образовательной подготовке обучаемого (ученика, студента) а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).
Наиболее приемлемым для нашего исследования мы считаем определение И.А. Зимней «компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [30].
Исследователи рассматривают и ключевые компетенции образования в России [59, с.39].
- ценностно-смысловые
- общекультурные
- учебно-познавательные компетенции
- информационные компетенции
- коммуникативные компетенции
- социально-трудовые компетенции
- компетенции личностного самосовершенствования.
Социально-психологические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны подготовки педагогов рассмотрены в исследованиях Б.Г. Ананьева, И.А. Зимней, A.B. Мудрика [40, с. 61].
Формирование коммуникативной компетенции у студентов происходит в учебном процессе, понимаемом и как педагогическая система, и как форма организации взаимодействия [38, с.58]. При этом на ступени среднего образования значимость формирования коммуникативной компетентности личности определяется переходом обучающихся в новый возрастной период, в котором осуществляются сложные процессы развития самосознания, самоутверждения, самоопределения, определяющий новый тип отношений с социумом [43, с.21].
Заключение
Исследование, проведенное по проблеме формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов среднего профессионального образования, является актуальным для профессиональной педагогики и психолингвистики и особенно значимым в современных условиях развития общества. В настоящее время от системы образования требуется подготовка качественно нового выпускника, профессиональные компетенции которого должны гармонично сочетаться с коммуникативной готовностью адекватного взаимодействия с учебной группой, педагогическим коллективом, социумом в целом.
Компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека [30].
Позиции компетентностного подхода позволяют определить коммуникативную компетентность как динамическое интегративное профессионально значимое для педагога профессионального обучения качество, дающее возможность осуществлять продуктивное межкультурное профессиональное взаимодействие при решении любых задач. Коммуникативные компетенции – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения [29, с. 42].
Коммуникативные компетенции будущих педагогов профессионального обучения – это сложные структурные образования, включающие следующие компоненты: теоретические знания в области коммуникативных дисциплин; коммуникативные и организаторские умения; коммуникативный самоконтроль; умение продуктивно выходить из конфликтной ситуации; коммуникативные качества речи; эмпатию [52, с. 140]
Теоретический анализ, обобщение и систематизация теоретического материала позволили выбрать диагностический инструментарий исследования уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа – методику Л. Михельсона в переводе и адаптации Ю.З. Гильбуха.
В ходе опытно-педагогическое исследования было выявлено, что у студентов педагогического колледжа наблюдаются довольно высокие показатели по всем структурным компонентам коммуникативных компетенций. Были также определены умения, недостаточно сформированные у будущих педагогов: умение ответить отказом и самому принимать сочувствие, умение реагировать на несправедливую критику и на провоцирующее поведение со стороны собеседника и др. В связи с этим был сделан вывод о необходимости использования системы специальных методов и приёмов формирования и развития коммуникативных компетенций студентов. Прежде всего, это касается активных методов и приёмов обучения: дискуссионные (круглый стол, групповые дискуссии, мозговой штурм), игровые (деловая игра), тренинговые (коммуникативные тренинги). Эффективны также такие формы работы, как консультирование будущих педагогов, семинары, работа с микрогруппами, учебно-исследовательская работа, самообразование.
Таким образом, теоретический анализ научных источников по проблеме исследования и опытно-педагогическая работа, осуществляемые в соответствии с поставленными целью и задачами, подтверждают выдвинутую гипотезу: формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов профессионального обучения будет эффективным, если конкретизировать содержание и структуру данных компетенций в соответствии с условиями учебного заведения среднего профессионального образования, проводить систематическую диагностику уровня их сформированности, использовать систему специальных методов и приёмов их развития, в том числе коммуникативные тренинги.
Проведенное исследование позволяет очертить продолжение поиска педагогических технологий, условий и способов коммуникативного взаимодействия, способствующих формированию коммуникативной компетенций студентов среднего профессионального образования.
Список литературы
1. Адольф, В.А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография [Текст] / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова. Красноярск, КГПУ, 2005. – 213 с.
2. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства [Текст] / Ю.П. Азаров. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004 - 432с.
3. Алешина, E.Г. Проблемы диагностики педагогических способностей [Текст] // Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности педагогического коллектива среднего профтехучилища. – Л: ВНИИ профте-хобр., 1988. – 150 с.
4. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [Текст] / А.Л. Андреев // Педагогика. –2005. -№ 4. - С. 19-27.
5. Андреев, A.JI. Знания или компетенции? [Текст] / А.Л. Андреев // Высш. образование в России. - 2005. № 2. - С. 3-11.
6. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Изд-во МГУ, 1988. - 429 с.
7. Арефьев, О.Н. Результативная система профессионального образования [Текст] / О.Н. Арефьев // Профессиональное образование. 2005. – № 12.–С. 11-12.
8. Бабанский, Ю.К. Об актуальных вопросах методики дидактики [Текст] / Ю.К. Бабанский // Сов. педагогика. 1978. – № 9. – С. 46-50.
9. Базелюк, В.В. Концептуальные механизмы подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов [Текст] / В.В. Базелюк // Педагогическое образование и наука. – 2005. – № 2. С. 36-39.
10. Байденко, В.Е. Компетенции в профессиональном образовании: к освоению компетентностного подхода [Текст] / В.Е. Байденко // Высш. образование в России. 2004. – № 11. – С. 41-48.
11. Барахович, И.И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педколледжа [Текст]: дис.канд.пед. наук / И.И. Барахович. –Красноярск, 2000. – 174 с.
12. Бориснёв, С.В. Социология коммуникации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bib.co**docs.org/ page=8 - 07.11.2017.
13. Беспалько, В.П. Педагогика, и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
14. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. -№10.–С. 10-17.
15. Бордовская, Н.В. Системная методология современных педагогических исследований [Текст] / Н.В. Бордовская // Педагогика. – 2005. – № 5. – С. 21-29.
16. Бочарова, JI.B. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущего учителя [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / JI.B. Бочарова. – Курск, 2006. – 23с.
17. Буртовая, Н.Б. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Н.Б. Буртовая. – Томск.: ТГПУ, 2014. – 247 с.
18. Быков, А.К. Методы активного социальнопсихологического обучения [Текст] / А.К. Быков. – М. : Сфера, 2005. – С. 23–46.
19. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] / В.Н. Введенский // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 51-55.
20. Веселовацкая, Т.П. Формирование коммуникативной компетентности педагогов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tvor**estvo.ucoz.ru/blog/2016-04-19-119 – 06.06.2018.
21. Вербицкая, Н.О. К вопросу о структурировании и стандартизации профессиональных компетенций [Текст] / Н.О. Вербицкая, Д.И. Котова, Г.М. Романцев, В.А. Федоров // Образование и наука. – 2007. – № 5 –С. 119-125.
22. Гимпель, H.JI. Формирование коммуникативной компетентности учителя средствами социально-психологического тренинга [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук / H.Л. Гимпель. – Калининград, 2003. – 24 с.
23. Головко, Е.А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. А. Головко. – Ставрополь, 2004. – 20 с.
24. Гостев, A.A. Тренинги по психологической саморегуляции и формированию профессионально важных качеств [Текст] / A.A. Гостев, В.Г. Зазыкин. – М.: ГКТР, 1988. – 61 с.
25. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики [Текст] / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – М.: Издательство Лабиринт. – 2001. – 304 с.
26. Ефремова, Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании [Текст]: монография / Н. Ф. Ефремова. – Ростов н/Д : Ар-кол, 2010. – 386 с.
27. Жуков, Ю.М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности [Текст]: дис. д-ра психол. наук / Ю. М. Жуков. – М., 2003.– 365 с.
28. Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование [Текст]: моногр. / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. 170 с.
29. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. – М., 2004. – 392 с.
30. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tvor**estvo.ucoz.ru/blog/2016-04-19-119 – 02.10.2017.
31. Ибрагимов, Г.И. Качество среднего профессионального образования в современных условиях [Текст] / Г.И. Ибрагимов // Педагогика. — 2006. – 6. – С. 75-82.
32. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / А.Е. Климов. – М.: Академия, 2004 – 304 с.
33. Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в образовании [Текст] / Д.А.Иванов. – М.: Чистые пруды, 2007. –32с.
34. Колегова, Е.Д. Педагогические технологии управления качеством« профессионального образования [Текст] / Е.Д. Колегова, В.А. Федоров. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208с.
35. Кондрух, В.И. Теоретические основы построения педагогической системы исследовательской подготовки преподавателей профессионально-педагогического колледжа [Текст]: дис. докт. пед. наук / В.И. Кондрух. – Магнитогорск, 2001. – 392 с.
36. Красных, К.Д. Феномен языковой личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stu**iles.ru/preview/3310250/page:10/ – 20.04.2017.
37. Леонтьев, A.A. Психология общения [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / A.A. Леонтьев. – Изд. 3-е/4-е. – М.: Академия, Смысл, 2007. – 368 с.
38. Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя [Текст] / А. К. Маркова // Педагогика. – 1995. – № 36. – С. 55-63.
39. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Л.М. Митина. – М.: Дело, 1994. - 216 с.
40. Мудрик, A.B. Учитель: мастерство и вдохновение [Текст] / A.B. Мудрик. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.
41. Мун, Л.Н. Инновационные интегрированные технологии в теории и практике подготовки учителей [Текст] / Л.Н. Мун // Дидактика. – 2003. — № 1. – С. 42-48.
42. Мухамедьярова, Н.А. Опыт формирования коммуникативной компетентности педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью [Текст] / Н. А. Мухамедьярова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 11. – С. 177–184.
43. Назарова, О.Л. Управление качеством образовательного процесса профессионально-педагогического колледжа [Текст]: учебно-метод. пособие / О.Л. Назарова. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 81 с.
44. Новиков, A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы [Текст] / A.M. Новиков. – М.: Изд-во АЛО РАО, 1996. –302 с.
45. Оганесян, Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры [Текст] / Н.Т. Оганесян. – М.: Ось-89, 2002. – 176 с.
46. Петровская, Л.А. Компетентность в общении [Текст] / Л.А. Петровская. –М., 1989.– 145 с.
47. Погребная, Е.Н. Психолого-педагогические основы активных методов обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://stud**oks.net – 09.06.18.
48. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов / И.П. Подласый. В 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
49. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. – М., 2002. - 291 с.
50. Рыкова, Е.А. Технология поиска работы [Текст]: учеб. пособие для учащихся учреждений НПО и общеобразовательных школ / Е. А. Рыкова – М.: ПрофОбрИздат, 2001. – 96 с.
51. Рындак, В.Г. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций) [Текст] / В.Г. Рындак, Л.В. Мещерякова. – М.: Педагогический вестник, 1998. 116 с.
52. Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г.К. Селевко // Народное образование. – 2004. – № 4 (№ 1337). – С. 138-142.
53. Скаткин, М.Н; Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1986. – 420 с.
54. Сластенин, В.А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога [Текст] / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. – 2006. – № 4. – С. 14-20.
55. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования [Текст]. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 10с.
56. Ткаченко, Е.В. Основы регионализации базового профессионального образования [Текст] / Е.В. Ткаченко. – М.: ИЦ АПО, 2001. - 183 с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 5 июня 2014 г. – Режим доступа: https://fgos.ru/- 26.05.2018.
58. Хорошавина Г.Д. Коммуникативная деятельность как детерминанта профессионального образования [Текст]: Дис. докт. пед. наук / Г.Д. Хорошавина. – Москва, 2004. - 412 с.
59. Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / A.B. Хуторской // Народное образование. - 2003. № 2. - С. 32-41.
60. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении [Текст]: Научно-методическое пособие. – М.: Эйдос, 2013–73 с.
61. Шайденко, H.A. Формирование профессиональных компетенций учителя в системе непрерывного педагогического образования [Текст] / H.A. Шайденко, А.Н. Сергеев // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 6; – С. 4-8.
62. Шамес, Л. Я. Культурно-педагогические поля и пространства в современном образовании [Текст] / Л. Я. Шамес. – СПб. : Астерион, 2006. – 528 с.
63. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности [Текст] / И.С. Якиманская – М.: Вузовская книга. 2001. – 131 с.
Тема: | «Формирование профессиональных коммуникативных компетенций педагога в системе среднего профессионального образования» | |
Раздел: | Языковедение | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 76 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Курсовая работа:
29 страниц(ы)
Введение 3
1. Формирование коммуникативной компетенции как педагогическая проблема 6
1.1. Понятие коммуникативная компетенция в педагогическом аспекте 61.2. Методы диагностики коммуникативной компетенции 11РазвернутьСвернуть
2. Процесс повышения профессиональной квалификации, как фактор формирования коммуникативной компетенции 12
2.1. Роль коммуникативной компетенции в профессиональной деятельности 12
2.2. Методы формирования коммуникативной компетенции в системе повышения профессиональной квалификации 21
Заключение 25
Список литературы 28
-
Курсовая работа:
36 страниц(ы)
Введение
1. Межличностное общение и его функции
2. Сущность и структура педагогического общения
3. Понятие педагогической коммуникативной компетентности4. Методы изучения коммуникативной компетентности педагога в системе повышения квалификацииРазвернутьСвернуть
5. Методы формирования коммуникативной компетентности педагога в системе повышения квалификации
Заключение
Список литературы 3
5
16
21
29
30
34
35
-
Дипломная работа:
Медиация в системе среднего профессионального образования
70 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕДИАЦИЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ 7
1.1. Понятие медиации 7
1.2. Принципы и классификация медиации 14ГЛАВА 2. МЕДИАЦИЯ КАК ФОРМА РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24РазвернутьСвернуть
2.1. Характеристика конфликтов в системе среднего профессионального образования 24
2.2. Сущность медиации как формы решения конфликтов в системе среднего профессионального образования 36
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 44
3.1. Правовое обеспечение медиации в системе среднего профессионального образования 44
3.2. Методические рекомендации по организации службы медиации в системе среднего профессионального образования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
-
Дипломная работа:
63 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ 7
1.1. Понятие и характеристика интерактивных методов преподавания 71.2. Виды интерактивных методов преподавания 18РазвернутьСвернуть
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 30
2.1. Уголовное право как учебная дисциплина изучаемая в системе среднего профессионального образования 30
2.2. Особенности применения интерактивных методов преподавания при изучении уголовного права в системе среднего профессионального 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
-
ВКР:
Информатизация математического образования в системе среднего профессионального образования
32 страниц(ы)
Введение 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Основные направления развития информатизации математического образования 61.2 Реализация прикладной направленности обучения математики с использованием ИКТ 14РазвернутьСвернуть
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА»
Создание электронного ресурса образовательного назначения при изучении дисциплины «Математика» .
Применения электронного ресурса образовательного назначения при изучении дисциплины «Математика» 25
Выводы по второй главе 26
Заключение 27
-
Дипломная работа:
Формирование этнохудожественной культуры будущего учителя
222 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….…. 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты формирования этнохудожествен- ной культуры будущего учителя изобразительного искусства всистеме высшего профессионального образования…14РазвернутьСвернуть
1.1. Предпосылки развития этнохудожественной культуры в
системе художественно-педагогического образования школы и вуза….….14
1.2. Педагогические основы формирования этнохудожественной культуры будущего учителя изобразительного искусства…. 34
1.3. Концепция диалога как основа модели формирования этнохудожественной культуры будущего учителя изобразительного
искусства….….…. 54
Выводы по первой главе….….…. 79
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальные основы формирования этнохудожественной культуры будущего учителя изобразительного искусства в образовательной практике вуза…. 83
2.1. Содержание и структура опытно-экспериментальной работы…. 83
2.2. Реализация педагогических условий формирования этнохудожественной культуры будущего учителя изобразительного
искусства….100
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования ….…. 117
Выводы по второй главе ….….… 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….136 ЛИТЕРАТУРА….… 141
ПРИЛОЖЕНИЯ….….….168
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
Дипломная работа:
Воспитание силовых способностей у юношей 16-17 лет в секции по пауэрлифтингу
55 страниц(ы)
Введение 3
Глава I. Обзор литературных источников по теме 6
1.1 Пауэрлифтинг как вид спорта 6
1.2 Формы проявления силовых способностей 111.3 Средства и методы воспитания силовых способностей 19РазвернутьСвернуть
1.4 Возрастные особенности юношей 15-17 лет 26
Выводы по первой главе 30
Глава II. Организация и методы исследования 32
2.1 Организация исследования 32
2.2 . Методы исследования 33
Глава III. Результаты исследования 36
3.1 Содержание разработанного комплекса упражнений, направленного на воспитание силовых способностей юношей 16-17 лет в секции по пауэрлифтингу 36
3.2 . Внутригрупповой и межгрупповой анализ показателей силовой подготовки пауэрлифтеров 16-17 лет 42
Выводы 46
Практические рекомендации 47
Список использованных источников 48
-
Курсовая работа:
Разработка проекта ЛВС. Предприятие размещается в здании
26 страниц(ы)
СОДЕРЖАНИЕ - 2 -
ЗАДАНИЕ - 3 -
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - 5 -
1. ПОДГОТОВКА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ - 5 -
2. РАСЧЕТ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ - 8 -3. ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ - 10 -РазвернутьСвернуть
4. ВЫБОР КОМПЬЮТЕРОВ СЕРВЕРОВ И КЛИЕНТСКИХ МАШИН - 15 -
5. СХЕМА СОЕДИНЕНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ АКТИВНОГО И ДРУГОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПО ЭТАЖАМ. - 18 -
6. ПОДКЛЮЧЕНИЕ К УДАЛЕННОЙ ЛВС И INTERNET. - 22 -
7. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ. - 24 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ - 26 -
-
ВКР:
Обучение семантическим и прагматическим особенностям английских и немецких рекламных слоганов
63 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕКЛАМНЫХ СЛОГАНОВ 7
1.1 Понятие и функции рекламы 7
1.2 Слоган как элемент рекламы и его прагматические особенности 101.4 Семантика рекламного слогана 17РазвернутьСвернуть
1.5 Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА II. АНАЛИЗ АНГЛИЙСКИХ И НЕМЕЦКИХ РЕКЛАМНЫХ СЛОГАНОВ 23
2.1 Общая характеристика немецких и английских рекламных слоганов 23
2.2 Семантико-прагматический анализ английских слоганов 28
2.2.1 Фонетический уровень 28
2.2.2 Синтаксический уровень 28
2.2.3 Лексический уровень 30
2.2.4 Средства выразительности 32
2.3 Семантико-прагматический анализ немецких слоганов 34
2.3.1 Фонетический уровень 34
2.3.3 Синтаксический уровень 35
2.3.5 Средства выразительности 42
2.4 Вывод по 2 главе 43
ГЛАВА III. ОБУЧЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИМ И ПРАГМАТИЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ АНГЛИЙСКИХ И НЕМЕЦКИХ РЕКЛАМНЫХ СЛОГАНОВ
3.1 Методическая ценность рекламного слогана
3.2 Методические рекомендации
3.3 Вывод по 3 главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
П.1. Корпус английских рекламных слоганов 57
П. 2. Корпус немецких рекламных слоганов 61
П. 3. Типовые упражнения 65
-
Дипломная работа:
65 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ…. 3
ГЛАВА I. МАЛАЯ ПРОЗА И. БУНИНА: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И
1.1. Поэтическая образность малой прозы раннего И. Бунина …. 91.2. Жанровое своеобразие и основные мотивы ранних рассказовРазвернутьСвернуть
И. Бунина….15
Выводы по первой главе…. 21
ГЛАВА II. ИДЕЙНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ И. БУНИНА 2
2.1. Традиции и новаторство малой прозы И. Бунина… 23
2.2. Проблема национального характера в малой прозе И. Бунина… 29
Выводы по второй главе… 36
ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА И. БУНИНА В ШКОЛЕ
3.1. Методические аспекты изучения творчества И. А. Бунина в школе (анализ программ)….39
3.2. Методические рекомендации по изучению малой прозы И. Бунина в школе…48
Выводы по третьей главе…. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 59 -
Курсовая работа:
63 страниц(ы)
Введение
1.История становления теории и практики поликультурного образования
2.Теоретико-методологические основы организации диалога культур в образовательной среде3.Современные проблемы и особенности конструирования практики поликультурного образования в общеобразовательной школеРазвернутьСвернуть
4.Показатели уровня поликультурной компетентности учащихся старших классов общеобразовательной школы
5.Методы формирования поликультурной компетентности у учащихся старших классов общеобразовательной школы
Заключение
Литература
Приложение
-
Курсовая работа:
Моделирование систем массового обслуживания
17 страниц(ы)
Постановка задачи 4
Разработка концептуальной модели 5
Описание имитационной модели 6
Перечень ссылок 7Приложение 1. Вид программы 8РазвернутьСвернуть
Приложение 2. Исходный код 9
-
Доклад:
16 страниц(ы)
1) Финансовая политика и социальная сфера, взаимодействие, задачи и требования их ведения.
2) Возникновение необходимости финансов.3) Характеристики современной финансовой политики.РазвернутьСвернуть
4) Часть финансовой политики: бюджетная политика. Ее задачи.
5) Часть финансовой политики: налоговая политика. Ее задачи.
6) Примеры.
7) Список использованных источников и литературы.
-
ВКР:
Создание электронного учебного пособия по разработке программ модульной структуры
61 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА 5
1.1. Понятие электронного учебного пособия, его отличительные признаки 51.2. Преимущества и недостатки электронных учебных пособий 7РазвернутьСвернуть
1.3. Требования при создании электронных учебников 9
ГЛАВА 2. МОДУЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ 15
1.4. Элементы структурного программирования 15
2.2. Программно-модульные структуры 18
2.3. Методы разработки программ модульной структуры 21
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ 28
3.1. Анализ содержания курса «Программы модульной структуры» 28
3.2. Структура, интерфейс и реализация обучающего пособия в среде Delphi 38
3.3. Опытно-экспериментальная работа и её результаты 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
-
Курсовая работа:
Трудовые ресурсы и пути улучшения их использования
32 страниц(ы)
Введение 2
1. Понятие о трудовых ресурсах предприятия и показатели их использования. 4
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 113. Современное состояние использования трудовых ресурсов наРазвернутьСвернуть
предприятии. 19
4. Основные направления эффективного использования трудовых ресурсов. 24
Вывод 28
Список использованной литературы 30
-
Дипломная работа:
Когнитив сфераларда татар һәм мари
68 страниц(ы)
Кереш . .6
Бүлек I. Когнитив сфераларда татар һәм мари
телләрендәге сүз мәгънәләренең абсолют туры килү очраклары .19I. “Табигать” когнитив группасына бәйле лексик берәмлеләр:РазвернутьСвернуть
1. Җансыз табигать төшенчәләре .19
2. Җанлы табигать төшенчәләре .20
II. “Кеше” когнитив группасына бәйле лексик берәмлекләр.22
1. Кешенең биологик үзенчәлекләр төшенчәсе.22
2. Кеше үсеше һәм тормышы төшенчәләре.22
3. Тышкы күренеш төшенчәләре.22
4. Кешенең эчке дөньясы төшенчәләре.22
III. “Җәмгыять” конгнитив группасына бәйле лексик берәмлекләр:
1. Кеше һәм җәмгыять төшенчәләре.23
2. Экономика (икъдисат) төшенчәләре.24
3. Социаль тәэминат төшенчәләре.30
4. Сәясәт (политика) төшенчәләре.31
5. Мәдәният һәм Сәнгать төшенчәләре.32
6. Җәмгыятнең рухи тормышындагы төшенчәләр.32
IV. “Танып белү” когнитив группасына бәйле лексик берәмлекләр:
1. Вакыт төшенчәләре.33
2. Сыйфат төшенчәләре.33
3. Үлчәм төшенчәләр.34
4. Урын төшенчәләре.34
5. Фикер йөртү төшенчәләре.34
6. Форма, рәвеш төшенчәләре.34
7. Сан төшенчәләре.35
Кыскача нәтиҗә.45
Бүлек II. Когнитив сфераларда татар һәм мари
телләрендәге сүз мәгънәләренең өлешчә туры килү очраклары.36
1. Когнитив сфераларда татар телендәге сүз мәгънәсенең
мари телендәге семантик сүзләргә караганда киңрәк булуы. .36
I. “Табигать”когнитив группасына бәйле лексик берәмлекләр.
1. Җансыз табигать төшенчәләре.36
2. Җанлы табигать төшенчәләре.36
II. “Кеше” когнитив группасына бәйле лексик берәмлекләр
1. Кешенең биологик үзенчәлекләре төшенчәсе.37
2. Тормыш һәм кешенең үсеше төшенчәләре.38
3. Тышкы күренеш төшенчәләре.38
4. Кешенең эчке дөньясы төшенчәләре.38
III. “Җәмгыять” конгнитив группасына бәйле лексик берәмлекләр
1. Кеше һәм җәмгыять төшенчәләре.39
2. Кеше җәмгыятенең асылы төшенчәләре.40
3. Экономика (икъдисат) төшенчәләре.41
4. Сәясәт (политика) төшенчәләре.43
5. Җәмгыятнең рухи тормышдагы төшенчәләр.43
6. Социаль тәэминат төшенчәләре.44
7. Мәдәният һәм сәнгать төшенчәләре.44
8. Мәгариф һәм мәктәп төшенчәләре.44
IV. “Танып белү” когнитив группасына бәйле лексик берәмлекләр:
1. Вакыт төшенчәләре.45
2. Үлчәү төшенчәләре.45
3. Сыйфат төшенчәләре.45
4. Пространство (аралык) төшенчәләре.45
5. Форма төшенчәләре.45
6. Төс төшенчәләре.45
Кыскача нәтиҗә.46
3. Когнитив сфераларда татар телендәге сүз мәгънәсенең
мари телендәге семантик сүзләргә караганда таррак булуы: .47
I. “Табигать”когнитив группасына бәйле лексик берәмлекләр
1. Җансыз табигать төшенчәләре.47
2. Җанлы табигатьтөшенчәләре.47
II. “Кеше” когнитив группасына бәйле лексик берәмлекләр
1. Кешенең биологик сыйфатлары төшенчәләре.48
2. Тышкы кыяфәт төшенчәләре.48
3. Кешенең эчке дөньясы төшенчәләре.48
III. “Җәмгыять” конгнитив группасына бәйле лексик берәмлекләр
1. Кеше һәм җәмгыять төшенчәләре.48
2. Экономика(икъдисат) төшенчәләре.49
3. Җәмгыятнең рухи тормышындагы төшенчәләр.49
4. Мәдәният һәм сәнгать төшенчәләре.49
5. Социаль тәэминат төшенчәләре.49
6. Сәясәт (политика) төшенчәләре.49
7. Финанс һәм исәпкә алу (учет) төшенчәләре.50
8. Мәгариф һәм мәктәп төшенчәләре.50
IV. “Танып белү” когнитив группасына бәйле лексик берәмлекләр
1. Вакыт төшенчәләре.50
2. Сыйфат төшенчәләре.50
3. Үлчәм төшенчәләре.50
4. Уй, фикер төшенчәләре.50
5. Аралык төшенчәләре.50
6. Төс төшенчәләре.51
Кыскача нәтиҗә.51
Бүлек III. Когнитив сфераларда татар һәм мари телләрендә булган бер үк төрле формадагы сүз мәгънәләрәнең түры килмәү очраклары
I. “Табигать”когнитив группасына бәйле лексик берәмлекләр
1. Җансыз табигать төшенчәләре.52
2. Кешенең эчке дөньясы төшенчәләре.53
3. Кешенең яшь үзенчәлекләре төшенчәсе.53
4. Кешеләр арасында мөнәсәбәт төшенчәләре.54
5. Характер сыйфатлары төшенчәләре.54
II. “Җәмгыять” конгнитив группасына бәйле лексик берәмлекләр
1. Кеше һәм җәмгыять төшенчәләре.54
2. Экономика (икъдисат) төшенчәләре.55
3. Социаль тәэминат төшенчәләре.55
4. Мәгариф һәм мәктәп төшенчәләре.55
III. “Танып белү” когнитив группасына бәйле лексик берәмлекләр
1. Вакыт төшенчәләре.56
2. Сыйфат төшенчәләре.56
3. Сан төшенчәләре.56
4. Төс төшенчәләре.56
Кыскача нәтиҗә.56
Йомгак.57
Библиография.62
Кушымта
Таблица I. Татар һәм мари телләренең “Табигать (җанлы-җансыз)”, “Кеше (физик-биологик берәмлек буларак)” үзенчәлекләрнең статистик чагылышы, “Җәмгыять (кеше җәмгыять берәмлеге буларк)” һәм “Танып белү (априори)” конитив сфералары кысасында анализлаган лексик-семантик.
Таблица II. Дүрт когнитв сфера (Табигать Кеше Җәмгыять Танып белү) кысаларында тикшерелгән лексик-семантик үзенчәлекләрнең абсолют тәңгәл, өлешчә тәңгәл һәм тәңгәл булмаган очракларының статистик чагылышы.