СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Исследование взаимосвязи полиморфизмов генов дофаминергической системы с индивидуальными чертами личности - Дипломная работа №42639

«Исследование взаимосвязи полиморфизмов генов дофаминергической системы с индивидуальными чертами личности» - Дипломная работа

  • 66 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: navip

Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4

ВВЕДЕНИЕ 5

Глава 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И ИХ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) 8

1.1. Характеристика признака «депрессивность» 8

1.2. Характеристика признака «агрессивность» 12

1.3. Характеристика признака «тревожность» 16

1.4. Дофаминергическая нейромедиаторная система 20

1.5. Полиморфизмы генов, регулирующих деятельность дофаминергической системы 22

1.5.1. Структура и локализация гена переносчика дофамина (SLC6A3) 23

1.5.2. Структура и локализация гена рецептора дофамина (DRD4) 25

1.5.3. Структура и локализация гена катехол-О-метилтрансфераза (СОМТ) 27

1.5.4. Структура и локализация гена моноаминооксидазы (MAOA) 28

Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31

2.1. Материалы исследования 31

2.2. Методы исследования 31

2.2.1. Молекулярные методы 31

2.2.2. Статистические методы 37

2.2.3. Биоинформатические методы 40

2.2.4. Психометрические методы 41

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 46

3.1. Анализ показателей индивидуальных черт личности у студентов 46

3.2. Анализ ассоциаций показателей депрессии с аллельными вариантами генов дофаминергической системы 50

3.3. Анализ ассоциаций показателей агрессивности с аллельными вариантами генов дофаминергической системы 54

3.4. Анализ ассоциаций показателей тревожности с аллельными вариантами генов дофаминергической системы 56

3.5. Моделирование пространственных белковых структур и конформационных изменений продукта гена катехол-О- метилтрансферазы 59

Глава 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ 64 РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В КУРСЕ БИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

4.1. Применение материала выпускной квалификационной работы в курсе биологии высших учебных заведений 64

4.2. Разработка лабораторного занятия по физиологическим и экологическим факторам здоровья на тему «Определение уровня депрессии у студентов» 65

4.3. Применение логико-смысловых моделей в учебном процессе 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

ВЫВОДЫ 74

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75

ПРИЛОЖЕНИЕ 84


Введение

Индивидуальные черты личности - это своеобразные психологические особенности, которые проявляются в характере, темпераменте, способностях и вовлечены в функционирование поведения человека, а также различные виды его деятельности. Развитие особенностей личности может происходить в процессе освоения профессиональных видов деятельности, усвоения новой роли в социуме и приобретения профессионального опыта. Во время обучения в высших учебных заведениях, на личность могут воздействовать внешние и внутренние факторы, препятствующие ее профессиональному становлению. Наиболее значительными из них являются тревожность, агрессивность и депрессия, которые мешают продуктивной учебной деятельности студента.

Депрессия, агрессивность и тревожность часто взаимосвязаны. Большинство современных исследований демонстрирует тенденцию к росту тревожных и депрессивных расстройств, а также агрессивного состояния у населения. Эксперты прогнозируют, что к 2020 году депрессия может выйти на первое место среди всех психических заболеваний (Kupfer, 1999). Актуальность и важность выявления депрессивных и тревожных настроений, а также агрессивных состояний у студентов обусловлена темпом и напряженностью учебы, нарушением сна, усвоение большого объема информации в сжатые сроки и высоким уровнем психических и физических нагрузок. Безусловно, эти требования не могут не сказаться на психоэмоциональном и психофизическом состоянии студентов, снижая их работоспособность и мотивацию к учебной деятельности.

В последнее время в результате молекулярно-генетических исследований были выявлены локусы, ассоциированные с различными чертами личности (Куликова, 2009). Значительная роль в формировании индивидуальных черт личности человека отводится нейромедиаторным системам мозга, среди которых одно из ключевых мест занимает дофаминергическая система. Генетический контроль синтеза дофамина осуществляется путем регуляции пептидных элементов медиаторной системы. Таковыми являются ферменты метаболизма, переносчики медиатора и его рецепторы. К ним относятся ген рецептора дофамина D4 (DRD4), переносчика дофамина (SLC6A3), и такие ферменты, как катехол-О-метилтрансфераза (COMT) и моноаминоксидаза А (MAO A).

Целью данной работы явилось исследование взаимосвязи полиморфных вариантов генов дофаминергической системы (DRD4, SLC6A3, COMT, MAOA) с индивидуальными чертами личности у студентов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Генотипирование полиморфных локусов генов дофаминергической системы: рецептора дофамина D4 (DRD4, rs4646984), переносчика дофамина (SLC6A3, rs28363170), катехол-О-метилтрансферазы (COMT, rs4680) и моноаминоксидазы А (MAOA, rs1137070) в исследуемой выборке.

2. Тестирование показателей депрессии, агрессивности и тревожности в исследуемой выборке и их сравнительный анализ у студентов в зависимости от года обучения.

3. Анализ взаимосвязи аллельных вариантов генов DRD4, SLC6A3, COMT и MAOA с показателями депрессии, агрессивности и тревожности.

4. Проведение биоинформатического анализа влияния полиморфизма rs4680 в гене COMT на пространственную структуру белка.

5. Разработка методических рекомендаций по внедрению результатов исследования в программу курса биологии высшей школы.

Научная новизна работы. Впервые проведен статистический анализ полиморфных вариантов генов дофаминергической системы DRD4, (rs4646984), SLC6A3 (rs28363170), СОМТ (rs4680) и MAO A (rs1137070) с индивидуальными чертами личности в выборке студентов с помощью программного обеспечения «PLINK v.1.07» и «SNPStats».

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования экспериментальных и теоретических данных педагогами, психологами и другими специалистами при разработке индивидуальных методик и технологий обучения, а также проведение методической и коррекционной работы с учащимися, имеющими разную успеваемость. Также результаты исследования внесут вклад в изучение проблемы молекулярно-генетических основ поведения человека.

Апробация. Результаты исследования были представлены на научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «День ДНК» (г.Уфа, 2018, 2019) и ежегодных научных конференциях «Вавиловские чтения» (г.Уфа, 2017, 2018), в Международной научно-практической конференции «Форум молодых ученых» (г.Саратов, 2017, 2018), а также в LXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (г.Новосибирск, 2017).

По материалам выпускной квалификационной работы опубликовано 4 статьи, 3 из них индексированы в журналах, в системе РИНЦ.

Работа выполнена в Центре молекулярно-генетических и инновационных исследований при кафедре генетики Естественно-географического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы.


Выдержка из текста работы

Глава 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И ИХ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Личность (англ. personality; от лат. persona — маска) - особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения, также единство и индивидуальность всех жизненных и психологических проявлений человека (Андреева, 2008).

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и психологических особенностей человека, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность черт личности систематически проявляется в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях, в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных и психических процессов (восприятие, чувства, память, воля). Депрессия, агрессивность и тревожность являются следствием социальных воздействий и присущими человеку определенных личностных особенностей, но также значимую роль в их формировании играют наследственные факторы, влияние которых остается малоизученным.

1.1. Характеристика признака «депрессия»

Депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение) — это психическое состояние, которое описывается у людей сниженным настроением и потерей способности переживать, а также с отрицательной, негативной оценкой себя. Определение "депрессия" употребляется для изучения главных физиологических основ эмоций и чувств человека. Изменения, происходящие при депрессии в организме человека, например, изменение настроения или когнитивных процессов (мышление, память, ощущение, восприятие, воображение), что в итоге приводит к моторным торможениям, снижение побуждений к деятельности, нарушениям соматических и психического симптомов (Смулевич, 2001).

С нейрофизиологической точки зрения, депрессия эмоциональное состояние человека, состоящее из отрицательных чувств, когнитивных нарушений и соматовегетативных расстройств (Изард, 1999). На психологическом уровне депрессия характеризуется пониженным фоном настроения (гипотимией), заторможенностью психических и двигательных процессов, снижением инстинктивных побуждений, пессимистической самооценкой, уничижительным отношением к своему прошлому и будущему.

Психологические основы депрессии

Люди, склонные к депрессии, характеризуются пониженной самооценкой, пессимистическим взглядом на себя и на окружающую действительность, которые быстро и легко поддаются стрессу. Исследователи также выяснили, что любые физиологические изменения в организме сопровождаются психическими заболеваниями. В список этих заболеваний входит: инфаркт, инсульт, злокачественная опухоль, болезнь Паркинсона и нарушение работы гормонов, приводящий к депрессивным расстройствам.

Также симптомы депрессии у разных людей могут проявиться по- разному. У некоторых людей может проявиться только один симптом, а у некоторых - сочетаются несколько симптомов.

Различные медицинские классификаторы выдвигают разные диагностические критерии депрессии. Международная классификация болезней (МКБ-10, 1994) выделяет 10 симптомов депрессии. Основными симптомами являются плохое настроение, ангедония и упадок сил. К вторичным симптомам депрессии считаются психомоторная заторможенность или возбуждение, чувство собственной бесполезности, чувство вины, мысли о самоубийстве, снижение способности сконцентрироваться, снижение половой мотивации, также нарушение сна и аппетита.

Депрессия может появиться при тяжелых потерях, сложных взаимоотношениях в семье, финансовых проблемах и при стрессовом изменении образа жизни. Часто началом возникновения депрессивного состояния является сочетание генетических, психологических факторов и факторов окружающей среды.

Большинство исследований показало, что депрессивные расстройства, возникшие у студентов, оказывают непосредственное влияние на учебную и общественную жизнь студентов (Вертоградова, 1987). В 2003 году Г. Клерман с соавторами назвал депрессию, возникшую в юношеском возрасте - «веком молодежной меланхолии».


Заключение

Данная работа посвящена исследованию взаимосвязи полиморфных вариантов генов дофаминергической системы с индивидуальными чертами личности.

В выборке студентов различного года обучения было проанализировано распределение показателей агрессивности, депрессии, личностной и ситуативной тревожности. Установлено, что у большей части исследованной группы (69,5%) депрессия отсутствовала, средний бал по этому признаку составил 42,2. По показателям агрессивности, ситуативной и личностной тревожности средние баллы в группе соответствовали умеренному уровню (19,2 балла, 39,8 и 41,6 соответственно). При анализе показателей в зависимости от года обучения показано, что самый высокий средний балл по всем характеристикам наблюдался у студентов 4-го курса.

Также в исследованной выборке был проведен молекулярно-генетический анализ аллельных вариантов генов, вовлеченные в обмен дофамина - рецептора дофамина D4 (DRD4), переносчика дофамина (SLC6A3), ферментов катехол-О-метилтрансферазы (COMT) и

моноаминоксидазы А (MAO A).

Статистический анализ полученных данных методом линейной регрессии с помощью программного обеспечения PLINK позволил выявить ассоциациию полиморфного варианта rs1137070 гена МАО А с уровнем депрессии. Показано, что наличие минорного аллеля rs1137070*456 гена MAO A достоверно коррелирует с пониженными показателями депрессивности (p 0.0080). Также была установлена ассоциация полиморфных локусов rs28363170 гена SLC6A3 и rs4680 гена COMT с уровнем ситуативной тревожности: аллели rs28363170*480 гена SLC6A3 (p= 0.04517) и rs4680*L гена COMT (p 0.04729) коррелируют с пониженными показателями ситуативной тревожности.

С помощью программного обеспечения SNPstats установлено, что во всех вышеперечисленных случаях имеет место лог-аддитивная модель

наследования признака, при которой каждый вариантный аллель изменят риск в аддитивной мере, т.е. два вариантных аллеля увеличивают риск в два раза по сравнению с одним.

Таким образом, в ходе данного исследования установлена взаимосвязь аллельных вариантов гена фермента моноаминоксидаза А (MAO A) с показателями депрессии, генов переносчика дофамина (SLC6A3) и фермента катехол-О-метилтрансфераза (COMT) с показателями ситуативной тревожности и не найдено ассоциаций между изученными генами и такими личностными характеристиками как агрессивность и личностная тревожность.


Список литературы

1. Anderson S.W., Bechara A., Damasio H. et al. Impairment of social and moral behavior related to early damage in human prefrontal cortex // Nature neuroscience. - 1999. - Т.2. - № 11. - С.1032-1037.

2. Asherson P. Deficit Hyperactivity Disorder in the post-genomic era // European child adolescent psychiatry. - 2004.-Т.13.-№ 1.-P.50-70.

3. Bass B.M., Bass R. Concern for the environment: Implication for industrial and organizational psychology // American Psychologist. -1976.-Т. 31.- С.158166.

4. в E.F., McCloskey M.S., Fitzgerald D.A. et al. Amygdala and orbitofrontal reactivity to social threat in individuals with impulsive aggression // Biological psychiatry. - 2007. - Т. 62. - № 2. - С.168-178.

5. Ducci F., Enoch M.A., Hodgkinson C., Xu K.et al. Interaction between a functional MAOA locus and childhood sexual abuse predicts alcoholism and antisocial personality disorder in adult women [Text] // Mol. Psychiatry. - 2008. - V.13. -P.344-347

+ еще 86 источников


Примечания

Оригинал в pdf

Тема: «Исследование взаимосвязи полиморфизмов генов дофаминергической системы с индивидуальными чертами личности»
Раздел: Биология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 66
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Взаимосвязь уровня депрессии с индивидуальными особенностями личности в пожилом возрасте

    83 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ 8
    1.1. Личностные особенности пожилого возраста 8
    1.2. Тревожные и депрессивные состояния в пожилом возрасте. Причины, признаки, анализ 12
    1.3. Индивидуально-личностные особенности лиц пожилого возраста при депрессивных состояниях
    Выводы по первой главе
    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
    2.1. Организация и методы исследования 44
    2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
    2.3. Программа тренинга эмоциональной саморегуляции для лиц пожилого возраста 53
    Выводы по второй главе 56
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
    ПРИЛОЖЕНИЯ 69
  • Дипломная работа:

    Исследование взаимосвязи социального интеллекта и успешности в общении

    111 страниц(ы) 

    Введение ….3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УСПЕШНОСТИ В ОБЩЕНИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…7
    1.1 Исследование социального интеллекта отечественными и зарубежными учеными…7
    1.2. Понятие успешность в общении….12
    1.3. Психологические особенности юношеского возраста…26
    1.4. Взаимосвязь социального интеллекта и успешности в общении….30
    Выводы по первой главе….34
    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УСПЕШНОСТИ В ОБЩЕНИИ….35
    2.1.Описание хода эксперимента и обоснование его методов….35
    2.2 Анализ результатов исследования….43
    Выводы по второй главе….58
    Заключение….60
    Список литературы…62
    Приложения….…66
  • Дипломная работа:

    Изучение полиморфизма генов регуляции клеточного цикла p21 и сdk2 в норме и при онкопатологии

    82 страниц(ы) 

    СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ….5
    ВВЕДЕНИЕ….….6
    ГЛАВА 1. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ РЕГУЛЯЦИИ КЛЕТОЧНОГО ЦИКЛА (обзор научной литературы)….….….8
    1.1. Структура и локализация генов р21, CDK2 и АТМ….…12
    1.1.1. Структура и локализация гена р21….….12
    1.1.2. Структура и локализация гена СDK2….….13
    1.1.3. Структура и локализация гена АТМ….….13
    1.2. Полиморфизм генов р21, CDK2 и АТМ….….13
    1.3. Структура и функции белков р21, СDK2 и ATM….….15
    1.3.1. Структура и функции белка p21….15
    1.3.2. Структура и функции белка СDK2…19
    1.3.3. Структура и функции белка АТМ….….20
    ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ….24
    2.1. Материалы исследования….….….24
    2.2. Методы исследования….….…24
    2.2.1. Генетические методы. Семейный анализ….…24
    2.2.2. Молекулярные методы…26
    2.2.2.1. Выделение ДНК методом фенольно-хлороформной экстракции…26
    2.2.2.2. Полимеразная цепная реакция (ПЦР).….…27
    2.2.2.3. Электрофорез в полиакриламидном геле….….…28
    2.2.2.4. ПДРФ-анализ…29
    2.2.3.Статистическая обработка полученных результатов…30
    2.2.4. Методы моделирования белков с использованием компьютерных технологий….32
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ….….….33
    3.1. Анализ соответствия распределений частот генотипов и аллелей в исследованных выборках закону Харди-Вайнберга….33
    3.2. Сравнительный анализ генетической структуры исследуемых групп….38
    3.2.1. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта гена р21 (rs1801270,C/A) у здоровых индивидов и в группе с онкопатологией….38
    3.2.2. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта гена CDK2 (rs3087335,А/С) у здоровых индивидов и в группе с онкопатологией….39
    3.2.3. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта гена АТМ (rs1801516, G/A) у здоровых индивидов и в группе с онкопатологией….40
    3.3. Анализ сочетаний генотипов полиморфных локусов генов р21 (rs1801270), СDK2 (rs3087335), ATM (rs1801516) и исследование роли межгенных взаимодействий у здоровых индивидов и больных с онкопатологией….41
    3.3.1. Анализ распределения частот сочетаний генотипов изученных генов у здоровых индивидов и больных c онкопатологией…41
    3.3.2. Исследование роли межгенных взаимодействий в формировании предрасположенности к онкозаболеваниям…46
    3.4. Генеалогический анализ…49
    3.5. Моделирование структуры изученных белков с использованием компьютерных технологий….51
    ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ….….53
    4.1. Роль биологии в системе школьного образования….53
    4.2. Использование содержания дипломной работы в программе по биологии для изучения в школе…54
    4.3. Конспект урока по биологии в 10 классе на тему: «Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз» ….59
    4.4. Использование логико-смыслового моделирования в образовательном процессе….66
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….70
    ВЫВОДЫ….….71
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….72
    ПРИЛОЖЕНИЕ….79
  • Курсовая работа:

    Взаимосвязь локуса контроля и стрессоустойчивости личности у студентов

    81 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ…. 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТИ…6
    1.1. Основные теоретические подходы к изучению локуса контроля… 6
    1.2. Методы эффективного самоконтроля поведения…. 11
    Выводы по I главе… 17
    ГЛАВА II. СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ…. 18
    2.1. Основные теоретические подходы к изучению стресса… 18
    2.2. Методы управления и профилактики стресса… 21
    Выводы по II главе… 30
    ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ …31
    3.1. Характеристика методик и процедуры исследования …. 31
    3.2. Анализ результатов исследования…. 34
    Выводы по III главе…. 49
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 50
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 53
    ПРИЛОЖЕНИЯ
  • Курсовая работа:

    Исследование взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков

    70 страниц(ы) 

    Введение….….….3
    Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков
    1.1. Анализ исследований отечественных и зарубежных психологов по проблеме тревожности….6
    1.2. Психологическая характеристика современного подростка…13
    1.3. Психологические особенности учебной деятельности подростков….….20
    Выводы по первой главе . 27
    Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков
    2.1. Организация и методы исследования .30
    2.2. Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков….….32
    Выводы по второй главе….…43
    Заключение .45
    Список использованной литературы .48
    Приложение
  • Дипломная работа:

    Индивидуальные различия в интеллектуальном развитии старшеклассников

    70 страниц(ы) 

    Введение.3
    Глава 1. Проблема изучения индивидуальных различий структуры интеллектуальных способностей в психологии.6
    1.1. Теоретические основы проблемы ….6
    1.1.1. Интеллект и его диагностика….…6
    1.1.2. Вопрос определения индивидуальных различий личности…10
    1.2. Психофизиологические предпосылки индивидуальных различий интеллектуальных способностей….….12
    1.3. Основные подходы в изучении индивидуальных различий интеллектуальных способностей….19
    Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуальных различий интеллектуальных способностей старшеклассников. 31
    2.1. Организация и методы исследования….…31
    2.2. Анализ результатов исследования.32
    Заключение.62
    Список литературы.64
    Приложения

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Реализация права детей с ограниченными возможностями на образование

    75 страниц(ы) 

    Введение.3
    Глава I. Теоретические основы изучения проблемы реализации права детей с ограниченными возможностями на образование
    1.1. Дети с ограниченными возможностями как социально-педагогическая проблема….…7
    1.2. Возможности реализации права на образование детей с ограниченными возможностями в современных условиях….20
    1.3. Зарубежный опыт по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями…. .31
    Выводы по первой главе….36
    Глава 2. Деятельность образовательных учреждений по реализации права ребенка с ограниченными возможностями на образование.
    2.1. Образовательное учреждение и его роль в реализации права на образование детей с ограниченными возможностями….38
    2.2. Деятельность социального педагога в реализации права на образование ребенка с ограниченными возможностями и анализ результатов опытной работы (на базе МОУ СОШ с. Старобаширово Чекмагушевского района РБ)….….46
    Выводы по второй главе….….….63
    Заключение….65
    Список литературы….….68

  • Дипломная работа:

    Утопическая проза в современной русской литературе

    50 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. УТОПИЧЕСКАЯ ПРОЗА В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ….7
    1.1 Традиции русской утопической прозы в литературе ХХ века….7
    1.2 Современное состояние отечественной утопической прозы….16
    Выводы по 1 главе ….28
    ГЛАВА II. ПРОИЗВЕДЕНИЕ Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ «НОМЕР ОДИН, ИЛИ В САДАХ ДРУГИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» КАК ПРИМЕР УТОПИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ….….…30
    2.1 Поэтика романа …30
    2.2 Проблематика романа….….43
    Выводы по 2главе ….55
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….57
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….….61
  • Дипломная работа:

    Особенности методики проведения урока лекой атлетики в общеобразовательной школе

    46 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.….
    ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…
    1.1.Система физического воспитания школьников….…
    1.2. Легкая атлетика в системе физического воспитания….….
    1.3. Основные методические требования к содержанию урока по легкой атлетике в общеобразовательной школе ….
    ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…
    2.1. Методы исследования….
    2.2. Организация исследования….….
    ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…
    3.1. Результаты исследования….….
    3.2. Обсуждение результатов исследования….…
  • Курсовая работа:

    Семантика и структура производных этимологического гнезда с вершиной gordgerd в русском языке

    23 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….….3
    ГЛАВА I. ЭТИМОЛОГИЯ И КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ….…5
    1.1. Этимология и ее определения….…5
    1.2. Синкретизм значений первых слов. Взгляды А.А. Потебни и Б.А. Ларина….7
    1.3. Словообразовательное гнездо и его признаки….….9
    1.4. Этимологическое гнездо…13
    ГЛАВА II. СЕМАНТИКА И СТРУКТУРА ПРОИЗВОДНЫХ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО ГНЕЗДА С ВЕРШИНОЙ *GORD\GERD В РУССКОМ ЯЗЫКЕ….17
    2.1. Фонетические и семантические процессы, связанные с судьбой слов анализируемой корневой вершины в славянских языках и их диалектах.17
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….22
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….23

  • Дипломная работа:

    Названия орудий труда на башкирском языке башҠорт телендӘ эш Ҡоралдары атамалары ҺӘм уларҘы мӘктӘптӘ башҠорт теле дӘрестӘрендӘ Ҡулланыу

    130 страниц(ы) 

    Инеш…3
    I БҮЛЕК. Башҡорт телендә эш ҡоралдары атамаларының лексик-семантик үҙенсәлектәре….…7
    1.1. Ер эшкәртеү шөғөлө менән бәйле эш ҡоралдары атамалары….7
    1.2. Ағас эшкәртеүҙә ҡулланылған эш ҡоралдары….18
    1.3. Ҡортсолоҡ кәсебе менән бәйле эш ҡоралдары….26
    1.4. Тормош-көнкүрештә файҙаланылған эш ҡоралдары….30
    II БҮЛЕК. Эш ҡоралдары лексикаһының һүҙьяһалыш ысулдары.33
    2.1. Башҡорт теленең эш ҡоралдары лексикаһының яһалыу юлдары….….33
    2.1.1. Лексик-семантик һүҙьяһалыш ысулы.33
    2.1.2.Морфологик һүҙьяһалыш ысулы.37
    2.1.3. Лексик-морфологик һүҙьяһалыш ысулы.40
    2.1.4. Лексик-синтаксик һүҙьяһалыш ысулы.42
    2.2. Эш ҡоралдары лексикаһының килеп сығышы….45
    2.2.1. Төп башҡорт һүҙҙәре….45
    2.2.2. Үҙләштерелгән һүҙҙәр.…49
    III БҮЛЕК. Башҡорт теле дәрестәрендә лексика бүлеген уҡытыу юлдары….….58
    3.1. Башҡорт теле дәрестәрендә компьютер технологияларын ҡулланыу….58
    3.2. Башҡорт теле дәрестәрендә эш ҡоралдары лексикаһын өйрәнеү….66
    3.3. Эш ҡоралдары атамаларын һүҙьяһалышты өйрәнгәндә ҡулланыу алымдары….…71
    Йомғаҡлау….95
    Ҡулланылған әҙәбиәт….99
    Ҡушымта….105
  • Доклад:

    По Уфе на велосипеде

    25 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЕЛОСИПЕДЕ….4
    1.1. История изобретения велосипеда….4
    1.2. Польза велосипеда для организма…5
    ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЕЗДЫ НА ВЕЛОСИПЕДЕ….7
    2.1. Результаты анкетирования ….7
    2.2. Правила путешествия на велосипеде….8
    2.3. Правила дорожного движения для велосипедистов….10
    ГЛАВА 3. ВЕЛОДВИЖЕНИЕ В Г.УФЕ….13
    3.1. Велодорожки г. Уфы…13
    3.2. Веломероприятия в г. Уфе….16
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….18
    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ….19
    ПРИЛОЖЕНИЯ….20
  • Дипломная работа:

    Организация музыкально-игровой деятельности детей дошкольного возраста

    82 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ…7
    1.1. Организация игровой деятельности детей как педагогическая проблема….7
    1.2. Типология и особенности детской игры….12
    1.3. Специфика музыкально-игровой деятельности дошкольников….24
    Выводы по первой главе….36
    ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.37
    2.1. Педагогические условия организации музыкально-игровой деятельности детей…. ….37
    2.2. Педагогический эксперимент и его результаты….47
    Выводы по второй главе….52
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….54
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….56
    ПРИЛОЖЕНИЕ….63
  • Дипломная работа:

    Приложения координатно-векторного метода к решению школьных задач

    80 страниц(ы) 

    Введение….….3
    Глава I. Координатный метод решение задач….5
    § 1.1. Ортонормированный репер на плоскости. Простейшие задачи в координатах….….6
    § 1.2. Общее уравнение прямой. Уравнение окружности….12
    § 1.3. Примеры решения задач координатным методом….….…19
    Глава II. Векторный метод решения задач….….25
    § 2.1. Координаты вектора на плоскости….25
    § 2.2. Координаты вектора в пространстве….26
    § 2.3. Примеры решения задач векторным методом….31
    Глава III. Координатно-векторный метод решения задач….42
    § 3.1. Нахождение угла между прямыми в пространстве….42
    § 3.2. Нахождение угла между плоскостями….….51
    § 3.3. Нахождение угла между прямой и плоскостью….57
    § 3.4. Нахождение расстояния от точки до плоскости….72
    § 3.5. Нахождение расстояния между скрещивающимися прямыми.….75
    Заключение….….79
    Литература….….….80
  • Курсовая работа:

    Особенности организационного поведения предприятий

    16 страниц(ы) 

    Введение….3
    1. Факторы, влияющие на покупательское поведение организации. Критерии выбора поставщика предприятием…4
    2. Структура отдела снабжения. Процесс принятия решения в организации.8
    Заключение….14
    Список использованной литературы….15
  • Курсовая работа:

    Психологические особенности сформированности правовых знаний в юношеском возрасте

    41 страниц(ы) 

    Введение….….….3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
    1.1 Понятие правовых знаний в науке.….7
    1.2 Психологические особенности юношеского возраста….12
    Выводы по первой главе . 22
    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
    2.1. Организация и методы исследования .24
    2.2. Анализ результатов эмпирического исследования психологических особенностей сформированности правовых знаний в юношеском возрасте.29
    Выводы по второй главе….35
    Заключение .37
    Список использованной литературы .39