СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Исследование взаимосвязи полиморфизмов генов дофаминергической системы с индивидуальными чертами личности - Дипломная работа №42639

«Исследование взаимосвязи полиморфизмов генов дофаминергической системы с индивидуальными чертами личности» - Дипломная работа

  • 66 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: navip

Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4

ВВЕДЕНИЕ 5

Глава 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И ИХ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) 8

1.1. Характеристика признака «депрессивность» 8

1.2. Характеристика признака «агрессивность» 12

1.3. Характеристика признака «тревожность» 16

1.4. Дофаминергическая нейромедиаторная система 20

1.5. Полиморфизмы генов, регулирующих деятельность дофаминергической системы 22

1.5.1. Структура и локализация гена переносчика дофамина (SLC6A3) 23

1.5.2. Структура и локализация гена рецептора дофамина (DRD4) 25

1.5.3. Структура и локализация гена катехол-О-метилтрансфераза (СОМТ) 27

1.5.4. Структура и локализация гена моноаминооксидазы (MAOA) 28

Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31

2.1. Материалы исследования 31

2.2. Методы исследования 31

2.2.1. Молекулярные методы 31

2.2.2. Статистические методы 37

2.2.3. Биоинформатические методы 40

2.2.4. Психометрические методы 41

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 46

3.1. Анализ показателей индивидуальных черт личности у студентов 46

3.2. Анализ ассоциаций показателей депрессии с аллельными вариантами генов дофаминергической системы 50

3.3. Анализ ассоциаций показателей агрессивности с аллельными вариантами генов дофаминергической системы 54

3.4. Анализ ассоциаций показателей тревожности с аллельными вариантами генов дофаминергической системы 56

3.5. Моделирование пространственных белковых структур и конформационных изменений продукта гена катехол-О- метилтрансферазы 59

Глава 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ 64 РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В КУРСЕ БИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

4.1. Применение материала выпускной квалификационной работы в курсе биологии высших учебных заведений 64

4.2. Разработка лабораторного занятия по физиологическим и экологическим факторам здоровья на тему «Определение уровня депрессии у студентов» 65

4.3. Применение логико-смысловых моделей в учебном процессе 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

ВЫВОДЫ 74

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75

ПРИЛОЖЕНИЕ 84


Введение

Индивидуальные черты личности - это своеобразные психологические особенности, которые проявляются в характере, темпераменте, способностях и вовлечены в функционирование поведения человека, а также различные виды его деятельности. Развитие особенностей личности может происходить в процессе освоения профессиональных видов деятельности, усвоения новой роли в социуме и приобретения профессионального опыта. Во время обучения в высших учебных заведениях, на личность могут воздействовать внешние и внутренние факторы, препятствующие ее профессиональному становлению. Наиболее значительными из них являются тревожность, агрессивность и депрессия, которые мешают продуктивной учебной деятельности студента.

Депрессия, агрессивность и тревожность часто взаимосвязаны. Большинство современных исследований демонстрирует тенденцию к росту тревожных и депрессивных расстройств, а также агрессивного состояния у населения. Эксперты прогнозируют, что к 2020 году депрессия может выйти на первое место среди всех психических заболеваний (Kupfer, 1999). Актуальность и важность выявления депрессивных и тревожных настроений, а также агрессивных состояний у студентов обусловлена темпом и напряженностью учебы, нарушением сна, усвоение большого объема информации в сжатые сроки и высоким уровнем психических и физических нагрузок. Безусловно, эти требования не могут не сказаться на психоэмоциональном и психофизическом состоянии студентов, снижая их работоспособность и мотивацию к учебной деятельности.

В последнее время в результате молекулярно-генетических исследований были выявлены локусы, ассоциированные с различными чертами личности (Куликова, 2009). Значительная роль в формировании индивидуальных черт личности человека отводится нейромедиаторным системам мозга, среди которых одно из ключевых мест занимает дофаминергическая система. Генетический контроль синтеза дофамина осуществляется путем регуляции пептидных элементов медиаторной системы. Таковыми являются ферменты метаболизма, переносчики медиатора и его рецепторы. К ним относятся ген рецептора дофамина D4 (DRD4), переносчика дофамина (SLC6A3), и такие ферменты, как катехол-О-метилтрансфераза (COMT) и моноаминоксидаза А (MAO A).

Целью данной работы явилось исследование взаимосвязи полиморфных вариантов генов дофаминергической системы (DRD4, SLC6A3, COMT, MAOA) с индивидуальными чертами личности у студентов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Генотипирование полиморфных локусов генов дофаминергической системы: рецептора дофамина D4 (DRD4, rs4646984), переносчика дофамина (SLC6A3, rs28363170), катехол-О-метилтрансферазы (COMT, rs4680) и моноаминоксидазы А (MAOA, rs1137070) в исследуемой выборке.

2. Тестирование показателей депрессии, агрессивности и тревожности в исследуемой выборке и их сравнительный анализ у студентов в зависимости от года обучения.

3. Анализ взаимосвязи аллельных вариантов генов DRD4, SLC6A3, COMT и MAOA с показателями депрессии, агрессивности и тревожности.

4. Проведение биоинформатического анализа влияния полиморфизма rs4680 в гене COMT на пространственную структуру белка.

5. Разработка методических рекомендаций по внедрению результатов исследования в программу курса биологии высшей школы.

Научная новизна работы. Впервые проведен статистический анализ полиморфных вариантов генов дофаминергической системы DRD4, (rs4646984), SLC6A3 (rs28363170), СОМТ (rs4680) и MAO A (rs1137070) с индивидуальными чертами личности в выборке студентов с помощью программного обеспечения «PLINK v.1.07» и «SNPStats».

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования экспериментальных и теоретических данных педагогами, психологами и другими специалистами при разработке индивидуальных методик и технологий обучения, а также проведение методической и коррекционной работы с учащимися, имеющими разную успеваемость. Также результаты исследования внесут вклад в изучение проблемы молекулярно-генетических основ поведения человека.

Апробация. Результаты исследования были представлены на научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «День ДНК» (г.Уфа, 2018, 2019) и ежегодных научных конференциях «Вавиловские чтения» (г.Уфа, 2017, 2018), в Международной научно-практической конференции «Форум молодых ученых» (г.Саратов, 2017, 2018), а также в LXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (г.Новосибирск, 2017).

По материалам выпускной квалификационной работы опубликовано 4 статьи, 3 из них индексированы в журналах, в системе РИНЦ.

Работа выполнена в Центре молекулярно-генетических и инновационных исследований при кафедре генетики Естественно-географического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы.


Выдержка из текста работы

Глава 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И ИХ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Личность (англ. personality; от лат. persona — маска) - особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения, также единство и индивидуальность всех жизненных и психологических проявлений человека (Андреева, 2008).

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и психологических особенностей человека, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность черт личности систематически проявляется в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях, в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных и психических процессов (восприятие, чувства, память, воля). Депрессия, агрессивность и тревожность являются следствием социальных воздействий и присущими человеку определенных личностных особенностей, но также значимую роль в их формировании играют наследственные факторы, влияние которых остается малоизученным.

1.1. Характеристика признака «депрессия»

Депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение) — это психическое состояние, которое описывается у людей сниженным настроением и потерей способности переживать, а также с отрицательной, негативной оценкой себя. Определение "депрессия" употребляется для изучения главных физиологических основ эмоций и чувств человека. Изменения, происходящие при депрессии в организме человека, например, изменение настроения или когнитивных процессов (мышление, память, ощущение, восприятие, воображение), что в итоге приводит к моторным торможениям, снижение побуждений к деятельности, нарушениям соматических и психического симптомов (Смулевич, 2001).

С нейрофизиологической точки зрения, депрессия эмоциональное состояние человека, состоящее из отрицательных чувств, когнитивных нарушений и соматовегетативных расстройств (Изард, 1999). На психологическом уровне депрессия характеризуется пониженным фоном настроения (гипотимией), заторможенностью психических и двигательных процессов, снижением инстинктивных побуждений, пессимистической самооценкой, уничижительным отношением к своему прошлому и будущему.

Психологические основы депрессии

Люди, склонные к депрессии, характеризуются пониженной самооценкой, пессимистическим взглядом на себя и на окружающую действительность, которые быстро и легко поддаются стрессу. Исследователи также выяснили, что любые физиологические изменения в организме сопровождаются психическими заболеваниями. В список этих заболеваний входит: инфаркт, инсульт, злокачественная опухоль, болезнь Паркинсона и нарушение работы гормонов, приводящий к депрессивным расстройствам.

Также симптомы депрессии у разных людей могут проявиться по- разному. У некоторых людей может проявиться только один симптом, а у некоторых - сочетаются несколько симптомов.

Различные медицинские классификаторы выдвигают разные диагностические критерии депрессии. Международная классификация болезней (МКБ-10, 1994) выделяет 10 симптомов депрессии. Основными симптомами являются плохое настроение, ангедония и упадок сил. К вторичным симптомам депрессии считаются психомоторная заторможенность или возбуждение, чувство собственной бесполезности, чувство вины, мысли о самоубийстве, снижение способности сконцентрироваться, снижение половой мотивации, также нарушение сна и аппетита.

Депрессия может появиться при тяжелых потерях, сложных взаимоотношениях в семье, финансовых проблемах и при стрессовом изменении образа жизни. Часто началом возникновения депрессивного состояния является сочетание генетических, психологических факторов и факторов окружающей среды.

Большинство исследований показало, что депрессивные расстройства, возникшие у студентов, оказывают непосредственное влияние на учебную и общественную жизнь студентов (Вертоградова, 1987). В 2003 году Г. Клерман с соавторами назвал депрессию, возникшую в юношеском возрасте - «веком молодежной меланхолии».


Заключение

Данная работа посвящена исследованию взаимосвязи полиморфных вариантов генов дофаминергической системы с индивидуальными чертами личности.

В выборке студентов различного года обучения было проанализировано распределение показателей агрессивности, депрессии, личностной и ситуативной тревожности. Установлено, что у большей части исследованной группы (69,5%) депрессия отсутствовала, средний бал по этому признаку составил 42,2. По показателям агрессивности, ситуативной и личностной тревожности средние баллы в группе соответствовали умеренному уровню (19,2 балла, 39,8 и 41,6 соответственно). При анализе показателей в зависимости от года обучения показано, что самый высокий средний балл по всем характеристикам наблюдался у студентов 4-го курса.

Также в исследованной выборке был проведен молекулярно-генетический анализ аллельных вариантов генов, вовлеченные в обмен дофамина - рецептора дофамина D4 (DRD4), переносчика дофамина (SLC6A3), ферментов катехол-О-метилтрансферазы (COMT) и

моноаминоксидазы А (MAO A).

Статистический анализ полученных данных методом линейной регрессии с помощью программного обеспечения PLINK позволил выявить ассоциациию полиморфного варианта rs1137070 гена МАО А с уровнем депрессии. Показано, что наличие минорного аллеля rs1137070*456 гена MAO A достоверно коррелирует с пониженными показателями депрессивности (p 0.0080). Также была установлена ассоциация полиморфных локусов rs28363170 гена SLC6A3 и rs4680 гена COMT с уровнем ситуативной тревожности: аллели rs28363170*480 гена SLC6A3 (p= 0.04517) и rs4680*L гена COMT (p 0.04729) коррелируют с пониженными показателями ситуативной тревожности.

С помощью программного обеспечения SNPstats установлено, что во всех вышеперечисленных случаях имеет место лог-аддитивная модель

наследования признака, при которой каждый вариантный аллель изменят риск в аддитивной мере, т.е. два вариантных аллеля увеличивают риск в два раза по сравнению с одним.

Таким образом, в ходе данного исследования установлена взаимосвязь аллельных вариантов гена фермента моноаминоксидаза А (MAO A) с показателями депрессии, генов переносчика дофамина (SLC6A3) и фермента катехол-О-метилтрансфераза (COMT) с показателями ситуативной тревожности и не найдено ассоциаций между изученными генами и такими личностными характеристиками как агрессивность и личностная тревожность.


Список литературы

1. Anderson S.W., Bechara A., Damasio H. et al. Impairment of social and moral behavior related to early damage in human prefrontal cortex // Nature neuroscience. - 1999. - Т.2. - № 11. - С.1032-1037.

2. Asherson P. Deficit Hyperactivity Disorder in the post-genomic era // European child adolescent psychiatry. - 2004.-Т.13.-№ 1.-P.50-70.

3. Bass B.M., Bass R. Concern for the environment: Implication for industrial and organizational psychology // American Psychologist. -1976.-Т. 31.- С.158166.

4. в E.F., McCloskey M.S., Fitzgerald D.A. et al. Amygdala and orbitofrontal reactivity to social threat in individuals with impulsive aggression // Biological psychiatry. - 2007. - Т. 62. - № 2. - С.168-178.

5. Ducci F., Enoch M.A., Hodgkinson C., Xu K.et al. Interaction between a functional MAOA locus and childhood sexual abuse predicts alcoholism and antisocial personality disorder in adult women [Text] // Mol. Psychiatry. - 2008. - V.13. -P.344-347

+ еще 86 источников


Примечания

Оригинал в pdf

Тема: «Исследование взаимосвязи полиморфизмов генов дофаминергической системы с индивидуальными чертами личности»
Раздел: Биология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 66
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Взаимосвязь уровня депрессии с индивидуальными особенностями личности в пожилом возрасте

    83 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ 8
    1.1. Личностные особенности пожилого возраста 8
    1.2. Тревожные и депрессивные состояния в пожилом возрасте. Причины, признаки, анализ 12
    1.3. Индивидуально-личностные особенности лиц пожилого возраста при депрессивных состояниях
    Выводы по первой главе
    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
    2.1. Организация и методы исследования 44
    2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
    2.3. Программа тренинга эмоциональной саморегуляции для лиц пожилого возраста 53
    Выводы по второй главе 56
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
    ПРИЛОЖЕНИЯ 69
  • Дипломная работа:

    Исследование взаимосвязи социального интеллекта и успешности в общении

    111 страниц(ы) 

    Введение ….3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УСПЕШНОСТИ В ОБЩЕНИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…7
    1.1 Исследование социального интеллекта отечественными и зарубежными учеными…7
    1.2. Понятие успешность в общении….12
    1.3. Психологические особенности юношеского возраста…26
    1.4. Взаимосвязь социального интеллекта и успешности в общении….30
    Выводы по первой главе….34
    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УСПЕШНОСТИ В ОБЩЕНИИ….35
    2.1.Описание хода эксперимента и обоснование его методов….35
    2.2 Анализ результатов исследования….43
    Выводы по второй главе….58
    Заключение….60
    Список литературы…62
    Приложения….…66
  • Дипломная работа:

    Изучение полиморфизма генов регуляции клеточного цикла p21 и сdk2 в норме и при онкопатологии

    82 страниц(ы) 

    СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ….5
    ВВЕДЕНИЕ….….6
    ГЛАВА 1. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ РЕГУЛЯЦИИ КЛЕТОЧНОГО ЦИКЛА (обзор научной литературы)….….….8
    1.1. Структура и локализация генов р21, CDK2 и АТМ….…12
    1.1.1. Структура и локализация гена р21….….12
    1.1.2. Структура и локализация гена СDK2….….13
    1.1.3. Структура и локализация гена АТМ….….13
    1.2. Полиморфизм генов р21, CDK2 и АТМ….….13
    1.3. Структура и функции белков р21, СDK2 и ATM….….15
    1.3.1. Структура и функции белка p21….15
    1.3.2. Структура и функции белка СDK2…19
    1.3.3. Структура и функции белка АТМ….….20
    ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ….24
    2.1. Материалы исследования….….….24
    2.2. Методы исследования….….…24
    2.2.1. Генетические методы. Семейный анализ….…24
    2.2.2. Молекулярные методы…26
    2.2.2.1. Выделение ДНК методом фенольно-хлороформной экстракции…26
    2.2.2.2. Полимеразная цепная реакция (ПЦР).….…27
    2.2.2.3. Электрофорез в полиакриламидном геле….….…28
    2.2.2.4. ПДРФ-анализ…29
    2.2.3.Статистическая обработка полученных результатов…30
    2.2.4. Методы моделирования белков с использованием компьютерных технологий….32
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ….….….33
    3.1. Анализ соответствия распределений частот генотипов и аллелей в исследованных выборках закону Харди-Вайнберга….33
    3.2. Сравнительный анализ генетической структуры исследуемых групп….38
    3.2.1. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта гена р21 (rs1801270,C/A) у здоровых индивидов и в группе с онкопатологией….38
    3.2.2. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта гена CDK2 (rs3087335,А/С) у здоровых индивидов и в группе с онкопатологией….39
    3.2.3. Анализ распределения частот генотипов и аллелей полиморфного варианта гена АТМ (rs1801516, G/A) у здоровых индивидов и в группе с онкопатологией….40
    3.3. Анализ сочетаний генотипов полиморфных локусов генов р21 (rs1801270), СDK2 (rs3087335), ATM (rs1801516) и исследование роли межгенных взаимодействий у здоровых индивидов и больных с онкопатологией….41
    3.3.1. Анализ распределения частот сочетаний генотипов изученных генов у здоровых индивидов и больных c онкопатологией…41
    3.3.2. Исследование роли межгенных взаимодействий в формировании предрасположенности к онкозаболеваниям…46
    3.4. Генеалогический анализ…49
    3.5. Моделирование структуры изученных белков с использованием компьютерных технологий….51
    ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ….….53
    4.1. Роль биологии в системе школьного образования….53
    4.2. Использование содержания дипломной работы в программе по биологии для изучения в школе…54
    4.3. Конспект урока по биологии в 10 классе на тему: «Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз» ….59
    4.4. Использование логико-смыслового моделирования в образовательном процессе….66
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….70
    ВЫВОДЫ….….71
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….72
    ПРИЛОЖЕНИЕ….79
  • Курсовая работа:

    Взаимосвязь локуса контроля и стрессоустойчивости личности у студентов

    81 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ…. 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТИ…6
    1.1. Основные теоретические подходы к изучению локуса контроля… 6
    1.2. Методы эффективного самоконтроля поведения…. 11
    Выводы по I главе… 17
    ГЛАВА II. СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ…. 18
    2.1. Основные теоретические подходы к изучению стресса… 18
    2.2. Методы управления и профилактики стресса… 21
    Выводы по II главе… 30
    ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ …31
    3.1. Характеристика методик и процедуры исследования …. 31
    3.2. Анализ результатов исследования…. 34
    Выводы по III главе…. 49
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 50
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 53
    ПРИЛОЖЕНИЯ
  • Курсовая работа:

    Исследование взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков

    70 страниц(ы) 

    Введение….….….3
    Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков
    1.1. Анализ исследований отечественных и зарубежных психологов по проблеме тревожности….6
    1.2. Психологическая характеристика современного подростка…13
    1.3. Психологические особенности учебной деятельности подростков….….20
    Выводы по первой главе . 27
    Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков
    2.1. Организация и методы исследования .30
    2.2. Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков….….32
    Выводы по второй главе….…43
    Заключение .45
    Список использованной литературы .48
    Приложение
  • Дипломная работа:

    Индивидуальные различия в интеллектуальном развитии старшеклассников

    70 страниц(ы) 

    Введение.3
    Глава 1. Проблема изучения индивидуальных различий структуры интеллектуальных способностей в психологии.6
    1.1. Теоретические основы проблемы ….6
    1.1.1. Интеллект и его диагностика….…6
    1.1.2. Вопрос определения индивидуальных различий личности…10
    1.2. Психофизиологические предпосылки индивидуальных различий интеллектуальных способностей….….12
    1.3. Основные подходы в изучении индивидуальных различий интеллектуальных способностей….19
    Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуальных различий интеллектуальных способностей старшеклассников. 31
    2.1. Организация и методы исследования….…31
    2.2. Анализ результатов исследования.32
    Заключение.62
    Список литературы.64
    Приложения

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Тест:

    Ответы на тест Turbo Pascal

    30 страниц(ы) 

    Контрольные тесты….….
    • Программирование алгоритмов линейной структуры
    • Программирование алгоритмов циклической структуры
    • Записи
    • Регулярные типы (массивы)
    • Множества
    • Файлы
    • Графика
    Ответы….….
  • Дипломная работа:

    Повторные и двойные ряды

    33 страниц(ы) 

    Введение …. 3
    1. Повторные ряды….4
    2. Двойные ряды….10
    3. Примеры….19
    Литература….32
  • Дипломная работа:

    Семантика и прагматика американской прессы в электоральном дискурсе в учебном аспекте

    65 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ДИСКУРСА В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
    1.1. Понятие дискурса. Семантика и прагматика в дискурсе 3
    1.2. Электоральный дискурс и его специфика 15
    ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 24
    ГЛАВА II. СЕМАНТИКА И ПРАГМАТИКА В ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ОСВЕЩЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ 2016 Г. АМЕРИКАНСКИМИ СМИ) 3
    2.1. Оценки в американских СМИ 3
    2.1.1. Эпитеты 3
    2.1.2. Метафоры 3
    2.1.3. Слова-ярлыки 3
    2.1.4. Сниженная лексика 34
    2.2. Система средств воздействия на электорат 36
    2.2.1 Явные и скрытые цели высказывания журналиста (навязывание своего мнения, совет, обещание и т.д.) 3
    2.2.2 Речевая тактика и типы речевого поведения СМИ 41
    2.3 Неологизмы 45
    ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.….….….47
    ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ: "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ В СМИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-2 КУРСОВ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 48
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
    Список литературы 56
    Приложение 61
  • Дипломная работа:

    Математическое обеспечение курса « высшая математика» для студентов 1 курса

    43 страниц(ы) 

    Введение 14
    Раздел I. Элементы аналитической геометрии и высшей алгебры
    Глава 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ НА ПЛОСКОСТИ 14
    §1. Метод координат на плоскости 14
    1.1. Декартовы прямоуголные коориднаты 14
    1.2. Полярные координаты 15
    1.3. Основные задачи, решаемые методом координат 17
    1.4. Уравнение линии на плоскости 18
    §2. Прямая линия 19
    2.1. Уравнение прямой с угловым коэффициентом 19
    2.2. Общее уравнение прямой 20
    2.3. Уравнение прямой с данным угловым коэффициентом,
    проходящей через данную точку 21
    2.4. Уравнение прямой в отрезках 22
    2.5. Угол между двумя прямыми 23
    2.6. Взаимное расположение двух прямых на плоскости 24
    2.7. Расстояние от точки до прямой 27
    §3. Основные задачи на прямую 28
    3.1. Уравнение произвольной прямой, проходящей через точку 28
    3.2. Уравнение прямой, проходящей через две данные (различные) точки 28
    §4. Кривые второго порядка 29
    4.1. Уравнение окружности 31
    4.2. Каноническое уравнение эллипса 31
    4.3. Каноническое уравнение гиперболы 34
    4.4. Каноническое уравнение параболы 36
    Глава 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ 39
    §5. Плоскость 39
    5.1. Геометрическое истолкование уравнения между координатами в пространстве 39
    5.2. Уравнение плоскости, проходящей через данную точку перпендикулярно к данному вектору 39
    5.3.Общее уравнение плоскости 40
    5.4. Неполные уравнения плоскости 41
    5.5. Уравнение плоскости в отрезках 42
    5.6. Угол между плоскостями. Условия параллельности и перпендикулярности плоскостей 42
    §6. Прямая в пространстве 43
    6.1. Геометрическое истолкование двух уравнений между координатами в пространстве 43
    6.2. Обще уравнения прямой 44
    6.3. Канонические уравнения прямой 45
    6.4. Параметрические уравнения прямой в пространстве 45
    6.5. Угол между прямыми 45
    6.6. Условие параллельности и перпендикулярности прямой и плоскости 47
    §7. Основные задачи на плоскость и прямую в пространстве 48
    7.1. Уравнение произвольной плоскости, проходящей через точку 48
    7.2. Уравнение произвольной прямой, проходящей через точку 49
    7.3. Уравнение прямой, проходящей через различные данные точки 49
    7.4. Уравнение плоскости, проходящей через три точки, не лежащие на одной прямой 49
    §8. Изучение поверхностей второго порядка по их каноническим уравнениям 50
    8.1. Эллипсоид и гиперболоиды 50
    8.2. Параболоиды 53
    8.3. Цилиндры второго порядка 54
    8.4. Конус второго порядка 55
    Глава 3. ЭЛЕМЕНТЫ ЛИНЕЙНОЙ АЛГЕБРЫ 57
    §9. Матрица и действия над ними 58
    9.1. Понятие о матрице 58
    9.2. Сложение матриц 58
    9.3. Вычитание матриц 58
    9.4. Умножение матрицы на число 59
    9.5. Умножение матриц
    §10. Определители
    10.1. Определители второго порядка
    10.2. Определители третьего порядка
    10.3. Понятие определителя n-го порядка
    10.4. Обратная матрица
    §11. Системы линейных уравнений
    11.1. Матричная запись и матричное решение системы уравнений первой степени
    11.2. Формулы Крамера
    11.3. Линейная однородная система n уравнений с n неизвестными
    Глава 3. ЭЛЕМЕНТЫ ВЕКТОРНОЙ АЛГЕБРЫ
    §12. Понятие вектора и линейные операции над векторами
    12.1. Понятие вектора
    12.2.Линейные операции над векторами
    12.3. Понятие линейной зависимости векторов
    12.4. Линейная зависимость векторов на плоскости
    12.5. Линейная зависимость векторов в пространстве
    12.6. Базис на плоскости и в пространстве
    12.7. Проекция вектора на ось и ее свойства
    12.8. Декартова прямоугольная система координат в пространстве
    12.9. Цилиндрические и сферические координаты
    §13. Нелинейные операции над векторами
    13.1. Скалярное произведение двух векторов
    13.2. Скалярное произведение векторов в координатной форме
    13.3. Направляющие косинусы вектора
    13.4. Векторное произведение двух векторов
    13.5. Смешанное произведение трех векторов
    §14. Выражение векторного и смешанного произведений векторов через координаты сомножителей
    14.1. Выражение векторного произведения через координаты перемножаемых векторов
    14.2. Выражение смешанного произведения через координаты перемножаемых векторов
    Заключение
    Литература
  • Курсовая работа:

    Психологическое развитие навыков взаимопонимания партнеров

    33 страниц(ы) 

    Введение
    Теоретическая часть
    Особенности восприятия и понимания в общении
    Об общении в семье
    О Семейных тренингах
    Практическая часть
    Программа тренинга
    Приложение
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Курсовая работа:

    КӨньяк урал буе татар халык сӨйлӘшлӘрендӘ ярдӘмлек сҮз тӨркемнӘре

    42 страниц(ы) 

    Кереш.3
    Төп өлеш
    Беренче бүлек.
    Хәзерге татар әдәби телендә ярдәмлек
    сүз төркемнәре.8
    1.1. Теркәгечләр.8
    1.2. Бәйлек һәм бәйлек сүзләр.12
    1.3. Кисәкчәләр.15
    Икенче бүлек.
    Көньяк Урал буе татар халык сөйләшләрендә
    ярдәмлек сүз төркемнәре.18
    2.1. Урта диалект сөйләшләре. 18
    2.1.1. Минзәлә сөйләше.19
    2.1.2. Бөре сөйләше.23
    2.1.3. Златоуст сөйләше.24
    2.1.4. Тепекәй сөйләше.25
    2.1.5. Учалы сөйләше.27
    2.1.6.Түбән кама керәшеннәре сөйләше.28
    2.1.7. Турбаслы сөйләше.29
    2.2. Мишәр диалект сөйләшләре.29
    2.2.1. Стәрлетамак сөйләше.31
    2.2.2. Байкыбаш сөйләше.34
    Йомгак.36
    Файдаланылган әдәбият исемлеге.38
  • Дипломная работа:

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки

    92 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ ….3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ …8
    1.1 . Духовно-нравственное воспитание как ведущее направление в развитии подрастающего поколения…8
    1.2. Роль духовной музыки в духовно-нравственном воспитании младших школьников ….20
    Выводы по первой главе….…27
    ГЛАВА II. МЕТОДИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ….29
    2.1.Передовой педагогический опыт духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках музыки ….29
    2.2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты …45
    Выводы по второй главе ….64
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….66
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….69
    ПРИЛОЖЕНИЕ….
  • Курсовая работа:

    Категория модальности в английском и русском языках

    43 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ…. 3
    ГЛАВА 1. Теоретические аспекты модальности в английском языке. 5
    1.1 Общее понятие модальности. 5
    1.2. Категории модальности в английском языке. 6
    ГЛАВА 2. Категории модальности в русском языке. 15
    2.1.Средства выражения модальности. 15
    Глава 3. Практические аспекты модальности в русском и английском языках.
    20
    3.1.Метод сопоставления категорий модальности. 20
    3.2 Модальные слова. 30
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 36
  • Дипломная работа:

    Современная русскоязычная драматургия башкортостана (на материале пьес С.Р. Чураевой): историко-литературный и методический аспекты изучения

    85 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕС С.Р. ЧУРАЕВОЙ 9
    1.1. История создания пьесы С.Р. Чураевой «Прежде прежнего», отзывы российской и республиканской прессы 9
    1.2. Жанровая характеристика пьесы С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 16
    1.3. Черты «современной мистерии» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 19
    ГЛАВА II. ТРАДИЦИИ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В «СОВРЕМЕННОЙ МИСТЕРИИ» С.Р. ЧУРАЕВОЙ «ПРЕЖДЕ ПРЕЖНЕГО» 27
    2.1. Мотив «борьбы со смертью и бессмертия» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 27
    2.2. Мотив «героя и героизма» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 34
    2.3. Мотив «младенчества» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 38
    ГЛАВА III. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ПЬЕСЕ С.Р. ЧУРАЕВОЙ «ПРЕЖДЕ ПРЕЖНЕГО» 46
    3.1. Антитеза «мир цивилизации - естественно-природный мир» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 46
    3.2. Приём параллелизма «родства человека и природы» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 49
    3.3. Методические рекомендации по изучению современной русскоязычной драматургии Башкортостана в 11 кассе (на материале пьесы С.Р. Чураевой «Прежде прежнего») 53
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
  • Магистерская работа:

    Правовое регулирование и практика внедрения профессиональных стандартов в образовательной организации

    83 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 11
    1.1. Понятие, виды, правовое регулирование и структура профессионального стандарта 11
    1.2. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования 26
    ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 36
    2.1. Практика внедрения профессиональных стандартов на примере колледжа БГПУ им. М. Акмуллы 36
    2.2. Методика и проблемы внедрения профессиональных стандартов педагогических работников в образовательных организациях 53
    ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 69
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
    ПРИЛОЖЕНИЯ 84