У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Исследование взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков» - Курсовая работа
- 70 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
Введение….….….3
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков
1.1. Анализ исследований отечественных и зарубежных психологов по проблеме тревожности….6
1.2. Психологическая характеристика современного подростка…13
1.3. Психологические особенности учебной деятельности подростков….….20
Выводы по первой главе . 27
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков
2.1. Организация и методы исследования .30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков….….32
Выводы по второй главе….…43
Заключение .45
Список использованной литературы .48
Приложение
Введение
Одна из наиболее острых проблем не только для родителей и психологов, но и для общества в целом на сегодняшний день – повышенная тревожность детей. Увеличение числа детей, склонных к тревожному поведению, ставят задачу изучения тех психологических условий, которые вызывают эти явления.
Актуальность темы. В современном обществе те или иные формы тревожности характерны для большинства детей. Но известно и то, что у определенной категории детей тревожность как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, превращаясь в устойчивое качество личности. В результате снижается продуктивность ребенка, уменьшаются возможности полноценного общения, страдает его личностное развитие. Ребенок с тревожным поведением приносит множество неудобств не только себе, но и окружающим его людям.
В отечественной психологии двадцатого века изучением возрастных особенностей и особенностей развития личности подростка занимались такие выдающиеся ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, П. Степанов, Э. Шпрангер и др.
Появилось много теоретических и экспериментальных работ по изучению возникновения природы и структуры тревожности. Эти теории были разработаны как отечественными учеными: Н.В. Имедадзе, В.Р. Кисловская, В.С. Мерлин, А.М. Прихожан; так и зарубежными учеными: В. Амен, М. Дорке,Р. Тэммла.
Проблема исследования заключается в необходимости исследования тревожности подростков, как фактора, который оказывается в непосредст-венной взаимосвязи с учебной деятельностью.
Цель исследования: изучить взаимосвязь уровня тревожности и учебной деятельности подростков.
Объект исследования: уровень тревожности и учебная деятельность подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня тревожности и учебной деятельности подростков.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами бы-ли определены следующие задачи исследования:
1) провести теоретической анализ исследований отечественных и зарубежных психологов по проблеме тревожности;
2) выявить психолого-педагогические особенности учебной деятельности школьника;
3) рассмотреть психологическую характеристику современного подростка;
4) представить психологические особенности учебной деятельности подростков;
5) провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимо-связь между уровнем тревожности и учебной деятельностью подростков.
Методологическая основа исследования:
Исследование опиралось на теоретические положения возрастных особенностей и особенностей развития личности подростка выдающихся ученых Выготского Л. С., Запорожца А. В., Макаренко А. С., Мухина В. С.,, на теоретические и экспериментальные исследования по изучению возникновения природы и структуры тревожности, разработанные: В. Амен, М. Дорке, Н.В. Имедадзе, В.Р. Кисловской, В.С. Мерлином, А.М. Прихожан, Р. Тэммл.
Методы исследования:
1. Теоретико–методологический анализ психолого-педагогической литературы;
2. Психодиагностические методики:
1) Тест школьной тревожности (Филлипс).
2) Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер).
3) Методика самооценки тревожности (Д. Моудсли).
4) Школьный тест умственного развития (К.М. Гуревич и др.)
3. Математические: коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs.
Выборка исследования: В исследовании примут участие 40 подростков. Средний возраст по выборке 14 лет.
Эмпирической базой исследования выбрано СОШ№5.
Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснован материал по специфике тревожности в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования: практический материал работы может быть полезен студентам и преподавателям при написании рефератов и конспектов занятий.
Структура исследования: работа состоит из введения, оглавления, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Выдержка из текста работы
Глава 1. Теоретическое исследование взаимосвязи
уровня тревожности и учебной деятельности подростков
1.1. Анализ исследований отечественных и зарубежных
психологов по проблеме тревожности
В отечественной психологии период активных исследований тревож-ности приходится на 1970-е начало 1990-х годов. Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771г. Один из авторов полагает, что слово тревожность обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности со стороны противника. В психологическом словаре тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают [19].
В отечественной литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях
В.С. Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темпера-мента. В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы (слабостью, инертностью). Ряд ученых рассматривают тревожность как социально – обусловленное свойство личности. Так, Н.В. Имедадзе называет тревожность, экспериментальные материалы показывают, что на проявление тревожности у детей большое влияние оказывает социализация. В этом же аспекте анализирует тревожность В.Р. Кисловская. На основании исследования, показывающего, что уровень тревожности надежно коррелирует с социометрическим статусом, во всех возрастах (дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский). Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу. А.М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожными детьми. Маргарита Ивановна Чистякова разработала упражнения и этюды на релаксацию, которые описала в своей книге «Психогимнастика» [14].
А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмо-ционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствие грозящей опасности [16]. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
По определению Р.С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуа-тивное проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [25].
По определению С.С. Степанова «тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи» [12]. Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Над проблемой «тревожности» у детей, работали многие психологи.
Раиса Викторовна Овчарова выделила способы преодоления тревожности у детей, где работа педагога по снятию тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы [25].
Прихожан А.М разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью, описал работу по психологическому просвещению родителей и учителей. Им были разработаны коррекционные программы. Программа для учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно- психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучие личности. Современные исследования тревожности, направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожностью, являющейся стабильным свойством личности [17].
Выделяют два основных вида тревожности. Ситуативная тревожность, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человеком в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания. Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуа-циях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма [25].
В зарубежной психологии понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители пси-хоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формыпроявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании «либидиозной энергии»,то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности [25].
В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на происхождение неврозов. По-мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться, то есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги. Чувство неполноценности может возникнуть от субъективного ощущения физической слабости или каких-либо недостатков организма, либо от тех психических свойств и качеств личности, которые мешают удовлетворить потребность в общении. Потребность в общении – это есть в то же время потребность принадлежать к группе. Чувство неполноценности, неспособности к чему-либо доставляет человеку определенные страдания, и он пытается избавиться от него либо путем компенсации, либокапитуляцией, отказом от желания [25].
Психологическая наука даёт различные толкования природы тревожности, т.к. вопрос о причинах тревожности как индивидуальной психологической особенности до настоящего времени не решен [17]. Большинство психологов считают, что тревожность, имея природную основу (свойства нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов.
В дошкольном и младшем школьном возрасте главной причиной тревожности психологи считают нарушения детско-родительских отношений, а в более взрослом возрасте, тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера [9].
Психологи выделяют устойчивую тревожность в какой-либо сфере: эта тревожность может быть или частной, “связанной” (например, школьная, экзаменационная, межличностная и т.д.) или общей, которая свободно меняет объекты тревожности в зависимости от изменения их значимости для человека.
Кроме того, психологи различают также адекватную тревожность, которая является отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы, и тревожность неадекватную, или собственно тревожность в благополучных для человека обстоятельствах [25].
Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития, и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же негативное воздействие на перспективу личностного развития оказывает и “возникающая вследствие тревожности нечувствительность к реальному неблагополучию, “защищенность”, возникающая под воздействием защитных механизмов (и, прежде всего, под влиянием механизмов вытеснения) [там же].
Это приводит к такому негативному явлению как отсутствие тревожности даже в потенциально опасных, угрожающих ситуациях.
Касаясь всей предыстории вопроса, следует отметить, что понятие тревога было введено в психологию в 1925 г. З. Фрейдом, который разводил конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх – тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер.
Если понятия «тревога» и «страх» могут использоваться (особенно в
быту, в обиходном разговоре) как синонимичные, взаимозаменяемые понятия, то термины ситуативная тревога (состояние субъекта в конкретный, определенный момент) и тревожность (как относительно устойчивое образование) разводятся уже в 30-50 гг. такими авторитетными психологами, как Р. Кеттел, Ч. Спилбергер и (несколько позже) Ю.Л. Ханин.
На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости и снижении порога чувствительности [25].
На психологическом уровне тревожность проявляется как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей неудачи, невозможность принять решение и т.д.
Оптимальный уровень тревожности необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревожность). Чрезмерно высокий уровень тревожности, как и чрезмерно низкий, называются дезадаптивной реакцией, которая проявляется в общей дезорганизованности поведения и деятельности [19].
Понятие тревожного ряда ввел в 1967г. психолог Ф.Б. Березин, кото-рый определил феномен явлений тревожного ряда как эмоциональные со-стояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастания состояния тревоги. К 1988 году Березиным были сформулированы основные градации и дана исчерпывающая их классификация, в которой психолог выделил 6 уровней [по 25].
Первый уровень явлений тревожного ряда составляет ощущение внутренней напряженности, которому свойственна наименьшая интенсивность тревоги и наибольшая адаптационная значимость. Ощущение внутренней напряженности выражается в переживаниях напряженности, настороженности и дискомфорта. Это ощущение не несет в себе признака угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений.
На втором уровне гиперстезические реакции сменяют ощущение внутренней напряженности или присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении – отрицательную эмоциональную окраску. На этом основывается появление у человека недифференцированного реагирования, определяемого как раздражительность.
Третий уровень – собственно тревожность – проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувстве неясной опасности.
Четвертый уровень – страх – возникает при нарастании тревожности и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревожности, действительную угрозу.
Пятый уровень – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – возникает в результате продолжающегося нарастания тревожности и выражается в переживании невозможности избежать опасности, неминуемой катастрофы, ужасе. При этом данное переживание связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревожностью. Подобные переживания может вызвать и неопределенная, но очень сильная тревожность.
Шестой уровень явлений тревожно–боязливое, возбуждение выражается в «потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности, вызываемая тревогой, достигает при этом своего максимума» [там же].
Тревога и тревожность могут быть ослаблены произвольно, например, с помощью активной деятельности по достижению цели или специальны приемов посредством релаксации, а также в результате действия неосознанных защитных механизмов.
Заключение
Одна из наиболее острых проблем не только для родителей и психологов, но и для общества в целом на сегодняшний день – повышенная тревожность детей. Увеличение числа детей, склонных к тревожному поведению, ставят задачу изучения тех психологических условий, которые вызывают эти явления. В литературе обозначено влияние тревожности на учебную деятельность. Особенно актуально это положение относительно неустойчивого подросткового возраста.
Целью нашего курсового исследования было изучить взаимосвязь уровня тревожности и учебной деятельности подростков.
После проведенного теоретического анализа можно сказать, что у каждого психолога как отечественных, так и зарубежных существует своя точка зрения по проблеме тревожности. Тревожность зависит от психических свойств личности.
Анализ педагогической и психологической литературы показал, что основными причинами школьной тревожности могут быть: конфликт между потребностями ребенка; противоречивые требования с стороны родителей; неадекватными требованиями, несоответствующими возможностям ребенка; конфликт воспитательной системы школы и семьи и др.
В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Последние, по мысли педагогических психологов, заключаются в избирательной готовности, в повышении восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения. Большое достоинство подростка – его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Также его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, так как не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучать этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – главная задача педагога.
Для подтверждение или опровержения выдвинутой гипотезы о том, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности и учебной деятельностью подростков, мы провели эмпирическое исследование.
В данной главе нашей курсовой работы мы описали проведенное ис-следование по выявлению взаимосвязи уровня тревожности и учебной дея-тельности подростков.
На первом этапе исследования мы провели оценку уровня тре-вожности подростков по методике «Тест школьной тревожности (Фил-липс). По данной методике были получены следующие результаты (40 человек): высокий уровень тревожности у 3 подростков. Средний уровень тревожности у 16 школьников, а низкий уровень школьной тревожности – 21 испытуемый.
По методике «Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер) были получены следующие результаты по ситуативной тревожности (40 испытуемых): 8 школьников с высоким уровнем ситуативной тревожности, у 21 подростка средний уровень ситуативной тревожности, а 11 испытуемых с низким уровнем тревожности.
Были получены следующие результаты по личностной тревожности (40 школьников): высокий уровень тревожности 14-испытуемых, со средней личностной тревожностью 26 подростков.
По «Методике самооценки тревожности» (Д. Моудсли) были получены результаты (40 подростков): высокая самооценка тревожности у 25 школьников, средний уровень тревожности – 8 испытуемых, низкий уровень самооценки тревожности у 7 подростков. Данные приведены в таблице 4
Результаты исследования по методике «Школьный тест умственного развития» (К.М. Гуревич и др.) были получены следующие (40испытуемых): близки к успеху – 13 подростков, средний уровень успешности –17 школьников, а низкий уровень успешности –10 испытуемых.
Мы провели математическую обработку данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена rs. Были выявлены значимые корреляционные связи между уровнем тревожности по Филипсу и умением классифицировать (0,58), также между ситуативной тревожностью по Спилбергеру и умением классифицировать (0,6), уровнем тревожности по Моудсли и умением соотносить аналогии (0,59). Уровни тревожности по Моудсли имеют значимую связь с умением обоб-щать (0,6). В зону неопределенности попала связь между уровнем тревожности по Филипсу и умением обобщать (0,47).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что существуют, что имеются взаимосвязь уровня тревожности и учебной деятельности подростков.
Список литературы
1. Андреева И. Г. Укрепление здоровья школьников в современном социуме / И.Г. Андреева // ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2011. № 9. С.39-42
2. Асмолов А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2002.
3. Битянова М. Мотивация и профанация [Текст] / М. Битянова // Школьный психолог. - № 2. - 2000.
4. Выготский Л.С. Возрастная психология [Текст] / Л.С. Выготский – М., 2001.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский – М., 1991.
6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба [Текст] / И.В. Дубровина. – М., 2007.
7. Крайг Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг – СПб.: Питер, 2002.
8. Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков [Текст] / А.А. Либерман // Вопросы психологии. – 2005.– № 3. – С.117-124.
9. Маргон У.П., Экиксон К.А. Ситуативная тревога и результативная деятельность [Текст] / У.П. Маргон, К.А. Эриксон //Вопросы психологии. -1990 -№3.
10. Мухина В.С. Психология возраста [Текст] / В.С. Мухина – М., 2007.
11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова – М: Тривола, 2005.
12. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эф-фективностью их интеллектуальной деятельности [Текст] / Н.Б. Пасынкова //Психологический журна. – Т. 17. – 1996. – № 1.
13. Подольский А. Подросток в современном обществе: заметки психолога [Текст] / А.Подольский – М.: Каро, 2007.
14. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1996. – №1.
15. Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Подросток в учебе и в жизни [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М., 2000.
16. Прихожан А.М. Причины и профилактика и преодоление тре-вожности [Текст] / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998 – №2.
17. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан.– М., 2000.
18. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе [Текст] / А.О. Прохоров. – Казань, 2001.
19. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П.Зинченко Б. Г. Мещерякова.- 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001.
20. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1987.
21. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
22. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб., 2001.
23. Словарь. Психология [Текст] / Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского - М.,1990.
24. Формирование личности в переходный период. От подросткового к юношескому возрасту [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987.
25. Хрестоматия. Тревога и тревожность [Текст] / /Под ред. В.М. Астапова. – Спб., 2001.
26. Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога [Текст] / Л. Шнейдер// Школьный психолог. – 2009. – №20. – С. 12-15.
27. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учеб-ной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.
28. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М, 2004.
29. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 2000.
30. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. – СПб.: «Питер», 2001.
Тема: | «Исследование взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 70 | |
Цена: | 1900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
Взаимосвязь тревожности и личностной самооценки
75 страниц(ы)
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…. 3
Глава 1. Теоретические аспекты тревожности и самооценки в младшем подростковом возрасте….7РазвернутьСвернуть
1.1. Основные психологические характеристики подросткового возраста….
7
1.2. Современные концепции психологических особенностей подросткового возраста….
11
1.3. Тревога и тревожность: дифференциация понятий, уровни… 17
1.4. Формирование тревожности в школьном возрасте и особенности её проявления в младшем подростковом возрасте….
22
1.5. Самооценка у подростков и её взаимосвязь с тревожностью…. 26
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровней тревожности и самооценки в младшем подростковом возрасте…
38
2.1. Выборка, используемые методики…. 38
2.2. Результаты и анализ оценки уровня тревожности в выборке…. 44
2.3. Результаты и анализ оценки уровня нейротизма (эмоциональной стабильности/нестабильности) в выборке…
48
2.4. Результаты и анализ уровня самооценки в выборке…. 52
2.5. Выявление взаимосвязи между уровнями тревожности, нейротизма, самооценки по коэффициенту линейной корреляции Пирсона….
56
2.6. Выявление взаимосвязи между уровнем тревожности и самооценки в выделенных группах по уровню тревожности по критерию Стьюдента
61
Заключение… 67
Список использованных источников и литературы…. 72
Приложения… 75
-
Дипломная работа:
77 страниц(ы)
Введение….…3
Глава I. Теоретическое исследование взаимосвязи интеллектуального развития и формирования самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста1.1. Психологические особенности старшего дошкольного возраста….7РазвернутьСвернуть
1.2. Развитие самооценки у старших дошкольников ….….15
1.3. Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста ….….26
1.4. Взаимосвязь интеллектуального развития и формирования
самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста….41
Выводы по 1 главе….46
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи интеллектуального развития и формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования.47
2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи интеллектуального
развития и формирования самооценки старших дошкольников….….52
Выводы по 2 главе….….67
Заключение….69
Список литературы….….71
Приложение
-
Дипломная работа:
Взаимосвязь образа отца и эмоционального благополучия подростков
125 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ОТЦА В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ПОДРОСТКОВ 8
1.1. История становления и модели отцовства 81.2. Роль отца в психическом развитии ребенка 20РазвернутьСвернуть
1.3. Психологические особенности подросткового возраста 35
Выводы по первой главе 45
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗА ОТЦА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ 46
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2. Анализ результатов исследования 49
2.3. Программа коррекции негативных эмоциональных состояний подростков 69
Выводы по второй главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
-
Дипломная работа:
78 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ…6
1.ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ И СТРАТЕГИЙ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ У ПОДРОСТКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ….111.1. Подходы к рассмотрению самооценки личности в современной психологической науке….11РазвернутьСвернуть
1.2 Стратегии реагирования в конфликтных ситуациях как психологическая проблема….16
1.3. Особенности психо-социального развития подростков и особенности подростков социальных сирот….34
Выводы….37
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ У ПОДРОСТКОВ - СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ И ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ….39
2.1. Методология, методы и организация исследования….39
2.2. Эмпирическое изучение самооценки у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях…43
2.3. Эмпирическое изучение способов реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях….45
2.4. Выявление взаимосвязи самооценки и способов реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в семьях….48
Выводы….….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….57
ПРИЛОЖЕНИЯ
-
Дипломная работа:
Исследование взаимосвязи социального интеллекта и успешности в общении
111 страниц(ы)
Введение ….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УСПЕШНОСТИ В ОБЩЕНИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…71.1 Исследование социального интеллекта отечественными и зарубежными учеными…7РазвернутьСвернуть
1.2. Понятие успешность в общении….12
1.3. Психологические особенности юношеского возраста…26
1.4. Взаимосвязь социального интеллекта и успешности в общении….30
Выводы по первой главе….34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УСПЕШНОСТИ В ОБЩЕНИИ….35
2.1.Описание хода эксперимента и обоснование его методов….35
2.2 Анализ результатов исследования….43
Выводы по второй главе….58
Заключение….60
Список литературы…62
Приложения….…66
-
Дипломная работа:
Взаимосвязь психологической устойчивости и адаптации учащихся профильных классов
65 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ…
ГЛАВА I. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1Исследование психологической устойчивости в психолого-педагогических источниках….1.2. Особенности самооценки в старшем школьном возрасте….…РазвернутьСвернуть
1.3. Теоретические исследования взаимосвязи психологической устойчивости и самооценки в старшем школьном возрасте…
Выводы по Главе I…
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Описание выборки испытуемых и методик исследования…
2.2 . Количественные характеристики полученных данных ….
2.3. Результаты математической обработки данных и их интерпретация…
Выводы по Главе II…
Заключение….
Список литературы…
Приложение…
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Предыдущая работа
Дифференциальные уравнения в биологии




-
Лабораторная работа:
Проектирование локальной вычислительной сети
6 страниц(ы)
1. Цель работы: спроектировать локальную вычислительную сеть.
2. Практическая часть:
2.1. Выбор топологии ЛВС:Выбор топологии типа «звезда» был осуществлён руководствуясь тем, что отказы АС не влияют на работоспособность остальной части сети. Надежность ЛВС определяется надежностью центрального узла, и в связи с тем, что современные маршрутизаторы практически не выходят из строя, данная схема обладает высокой надёжностью.РазвернутьСвернуть
Рис.1.Топология звезда.
2.2.Функциональная схема ЛВС:
2.3.Перечень аппаратных средств:
-
Дипломная работа:
50 страниц(ы)
Введение 3
Глава I. Особенности перевода видеоконтента 5
1.1. Видеоконтент и его разновидности 5
1.1.1. Понятие видеоконтента 51.1.2. Особенности видеоконтента платформы «YouTube» 6РазвернутьСвернуть
1.2. Особенности аудиовизуального перевода 10
1.2.1. Понятие «аудиовизуальный перевод» и его особенности 10
1.2.2. Виды аудиовизуального перевода 14
1.2.2.1. Классификация видов аудиовизуального перевода 16
1.2.2.2. Особенности видов аудиовизуального перевода 19
1.2.3. Способы достижения адекватного перевода аудиовизуального произведения 22
Выводы по главе 1 27
Глава II. Анализ особенностей аудиовизуального перевода на примере видео-лекций «TED talks» 29
2.1. Место видеороликов «TED talks» в классификации видеоконтента 29
2.2. Анализ субтитрированного и закадрового перевода на основе видео-лекций «TED talks» 32
2.3. Переводческие приёмы, используемые при переводе языкового материала «TED talks» 35
Выводы по главе II 41
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 1 49
Приложение 2 50
-
Дипломная работа:
Работа студенческих общественных организаций по профилактике наркомании и наркопреступности
114 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….….….….3
ГЛАВАхI.щСТУДЕНЧЕСТВОрИъПРОБЛЕМЫнНАРКОМАНИИ.7
1.1 Распространение наркомании в молодежной среде….71.2 Студенчество и наркопреступность….22РазвернутьСвернуть
1.3 Студенческие общественные организации в системе современного профессионального образования….….32
Выводы по первой главе….43
ГЛАВА82.бРОЛЬсСТУДЕНЧЕСКИХрОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БГПУ ИМ. М.АКМУЛЛЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ …47
2.1. Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы – территория здорового образа жизни….47
2.2. Характеристика студенческих общественных организаций университета….77
2.3. Субъективная оценка по выявлению наркомании среди студентов БГПУ им. М.Акмуллы….85
Выводы по второй главе ….94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.….….96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….105
ПРИЛОЖЕНИЕ….109
-
Дипломная работа:
Формирование лингвострановедческой компетенции учащихся на уроках иностранного языка
71 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ…3
ГЛАВА1.АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие «Лингвострановедческий аспект» в методической литературе….71.2 Лингвострановедение как один из основных компонентов содержания обучения иностранному языку….11РазвернутьСвернуть
1.3 Лингвострановедческий аспект как стимул к изучению иностранного языка…. 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1….20
ГЛАВА2.ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Интегрирование лингвострановедческого аспекта в содержание курса иностранного языка в средней общеобразовательной организации….21
2.2 Базовые знания как основа лингвострановедческой компетенции …25
2.3Методические приемы формирования лингвострановедческой компетенции на уроках иностранного языка ….….29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2….34
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Опыт формирования лингвострановедческой компетенции в средней общеобразовательной школе….35
3.2 Анализ учебно-методического комплекта на предмет содержания в них лингвострановедческого материала ….38
3.3 Реализация лингвострановедческого компонента в обучении иностранному языку….…43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…55
ПРИЛОЖЕНИЕ
-
ВКР:
Применение информационных технологий во внеурочной деятельности
51 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1. Роль информационых технологии в самоопределении школьников 71.2. Значение и особенности внеурочной деятельности по информатике .15РазвернутьСвернуть
1.3. Творческая активность учащихся на основе применения информационно-коммуникационных технологии 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2.РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ 25
2.1. Программа элективного курса по информатике для 8 класса 25
2.2. Занятия для элективного курса «Компьютерная графика» 32
2.3. Анализ реализации курса «Компьютерная графика» 40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
ЛИТЕРАТУРА 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51 -
Дипломная работа:
Структура и алгоритм создания электронной рабочей тетради по теоретической педагогика
74 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы разработки и использования электронной рабочей тетради 5
1.1 Дидактические средства профессионального обучения 51.2 Понятие и технологии разработки листов рабочей тетради 13РазвернутьСвернуть
1.3 Структура и модули электронной тетради. 21
1.4 Использование рабочей тетради 31
Выводы по первой главе 40
Глава 2 Разработка и тестирование электронной рабочей тетради 41
2.1 Разработка сценарий и процедур электронной рабочей тетради. 41
2.2 Программный инструментарий по созданию электронной рабочей тетради 47
2.3 Критерии создания проверочного теста в области педагогики 51
2.4 Основы тестирования электронной рабочей тетради 57
Литература 64
Приложение 67
-
Контрольная работа:
Готовые решения задач на алгоритмическом языке Паскаль. УГНТУ. Вариант 67
20 страниц(ы)
Работа 1. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Разработать программу вычисления значений заданных функций для произвольных значений исходных данных. Выполнить тестовый расчет и расчет для заданных значений исходных данных.Работа 2. ПРОГРАММИРОВАНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.РазвернутьСвернуть
Разработать программу табулирования (вычисления таблицы значений) функции для произвольного диапазона изменения независимого параметра или аргумента. Выполнить расчет для заданных значений исходных данных.
Результаты расчетов вывести в табличной форме, например, для
3 варианта таблица должна иметь следующий вид:
1. Табулирование функции
Работа 3. ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЯЮЩЕГОСЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Разработать программу вычисления значений заданной кусочно-непрерывной функции для произвольных значений исходных данных. Подготовить исходные данные для контрольного расчета значения функции по каждой формуле. Выполнить контрольные расчеты и расчет для заданных исходных данных
Работа 4. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ИТЕРАЦИОННОГО ЦИКЛА
Функция y(x) задана двумя способами: формулой y = f(x) и ее разложением в бесконечный ряд S.
Разработать программу вычисления точного yT и приближенного yP значений функции y(x) при изменении её аргумента x от a до b с шагом x. Приближенное значение вычислять путем суммирования членов ряда до достижения требуемой точности yTyP . Предусмотреть завершение процесса суммирования членов ряда по заданному максимальному номеру члена ряда n для предотвращения зацикливания итерационного цикла. Результаты расчетов вывести в виде следующей таблицы.
Суммирование ряда
Аргумент Точное значение Приближенное значение Количество слагаемых Ошибка
0.20
0.30
.
.
.
0.80 0.16053
0.21267
.
.
.
0.28540 0.16053
0.21270
.
.
.
0.28542 3
3
.
.
.
5 -0.000003
-0.000032
.
.
.
-0.000015
Работа 5. ПРОГРАММИРОВАНИЕ МАТРИЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Разработать программу решения четырех взаимосвязанных задач частой работы:
1) расчета элементов квадратной матрицы A = (ai,j ), i,j = 1,2,.,n по заданной формуле;
2) вычисления элементов вектора X = (xi), i = 1,2,.,n по заданному правилу;
3) требуемого упорядочения элементов матрицы А или вектора Х;
4) вычисления значения y по заданной формуле.
Размерность задачи n назначается преподавателем.
-
Дипломная работа:
Воспитание координационных способностей у детей 8-9 лет, занимающихся плаванием
43 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5
1.1. Общие и специфические виды координационных способностей и их значение 51.2. Анатомо-физиологические и психологические характеристики школьников в возрасте 8-9 лет 10РазвернутьСвернуть
1.3. Средства и методы развития координационных способностей 15
1.4. Методика развития координационных способностей у детей, занимающихся плаванием 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Организация исследования 27
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ. 29
3.1. Содержание разработанного комплекса упражнений 29
3.2. Результаты исследования 32
3.3. Обсуждение результатов исследования 34
ВЫВОДЫ 37
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
-
Контрольная работа:
Готовые решения задач на алгоритмическом языке Паскаль. УГНТУ. Вариант 40
20 страниц(ы)
Работа 1. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Разработать программу вычисления значений заданных функций для произвольных значений исходных данных. Выполнить тестовый расчет и расчет для заданных значений исходных данных.Работа 2. ПРОГРАММИРОВАНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.РазвернутьСвернуть
Разработать программу табулирования (вычисления таблицы значений) функции для произвольного диапазона изменения независимого параметра или аргумента. Выполнить расчет для заданных значений исходных данных.
Результаты расчетов вывести в табличной форме, например, для
3 варианта таблица должна иметь следующий вид:
1. Табулирование функции
Работа 3. ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЯЮЩЕГОСЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Разработать программу вычисления значений заданной кусочно-непрерывной функции для произвольных значений исходных данных. Подготовить исходные данные для контрольного расчета значения функции по каждой формуле. Выполнить контрольные расчеты и расчет для заданных исходных данных
Работа 4. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ИТЕРАЦИОННОГО ЦИКЛА
Функция y(x) задана двумя способами: формулой y = f(x) и ее разложением в бесконечный ряд S.
Разработать программу вычисления точного yT и приближенного yP значений функции y(x) при изменении её аргумента x от a до b с шагом x. Приближенное значение вычислять путем суммирования членов ряда до достижения требуемой точности yTyP . Предусмотреть завершение процесса суммирования членов ряда по заданному максимальному номеру члена ряда n для предотвращения зацикливания итерационного цикла. Результаты расчетов вывести в виде следующей таблицы.
Суммирование ряда
Аргумент Точное значение Приближенное значение Количество слагаемых Ошибка
0.20
0.30
.
.
.
0.80 0.16053
0.21267
.
.
.
0.28540 0.16053
0.21270
.
.
.
0.28542 3
3
.
.
.
5 -0.000003
-0.000032
.
.
.
-0.000015
Работа 5. ПРОГРАММИРОВАНИЕ МАТРИЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Разработать программу решения четырех взаимосвязанных задач частой работы:
1) расчета элементов квадратной матрицы A = (ai,j ), i,j = 1,2,.,n по заданной формуле;
2) вычисления элементов вектора X = (xi), i = 1,2,.,n по заданному правилу;
3) требуемого упорядочения элементов матрицы А или вектора Х;
4) вычисления значения y по заданной формуле.
Размерность задачи n назначается преподавателем.
-
Курсовая работа:
Дивидендная политика акционерного общества
46 страниц(ы)
Введение 5
1.Дивидендная политика и возможность ее выбора 7
1.1 Сущность, значение и типы дивидендной политики 71.2 Этапы формирования дивидендной политики АО 12РазвернутьСвернуть
1.3 Факторы, определяющие дивидендную политику 17
1.4 Расчет и порядок выплаты дивидендов 20
2.Характеристика дивидендной политики на примере ОАО «АРАНТО» 24
2.1.Организационно-экономическая характеристика ОАО «Аранто» 24
2.2.Анализ формирования прибыли компании в 2005-2007 гг. 26
2.3.Анализ использования прибыли и выплат дивидендов 2005-2007 гг. 32
3. Совершенствование дивидендной политики ОАО «Аранто» 37
3.1 Разработка новой дивидендной политики ОАО «Аранто» 37
3.2 Планирование прибыли на 2008 год и размера дивидендов, их влияния на курс акций ОАО «Аранто» 39
Заключение 45
Список использованной литературы 48