СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Формирование этнической толерантности младших школьников средствами фольклора -  №42689

«Формирование этнической толерантности младших школьников средствами фольклора» -

  • 140 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА 14

1.1. Этническая толерантность. К анализу основных понятий 14

1.2. Социально-педагогический потенциал музыкального фольклора 31

1.3. Передовой педагогический опыт по проблеме использования фольклора в учебно-воспитательном процессе 60

Выводы по первой главе 71

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА 73

2.1. Структура этнической толерантности младших школьников 73

2.2. Модель формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора 77

Выводы по второй главе 81

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА 82

3.1. Педагогические условия формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора 82

3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 94

Выводы по третьей главе 104

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106

ЛИТЕРАТУРА 109


Введение

Актуальность темы исследования. Многовековые процессы этнического развития народов России, а также их межэтнических взаимосвязей, которые всегда существовали в своей исторической объективности, усложнились миграционными процессами хаотичного, сиюминутного характера. Этнические группы по тем или иным историческим причинам вынуждены ассимилироваться в новых районах обитания, что обусловливает появление новых социально-экономических и культурно-языковых взаимосвязей.

Значимость толерантности каждого человека и государств необходима как важнейший принцип и необходимое условие мира и социальноэкономического развития всех народов. В создавшихся неблагоприятных социокультурных условиях все насущнее становится потребность в переходе к новым социальным отношениям, одним из главных принципов которых должна стать этническая толерантность.

Термин толерантность включает в себя широкий спектр понятий, но при всей многозначности данного термина, в его основе присутствует главный характерный признак - «терпимость». Терпимость межконфессиональная (религиозная) и межнациональная (этническая), профессиональная и межличностная (независимо от национальной принадлежности сторон), политическая, расовая и другие разновидности терпимости. «Терпимость» (в отличие от «терпения») исключает самоунижение, самобичевание, а содержит в себе самоуважение и признание равенства других, отказ от доминирования и насилия, т.е. предполагает в отношениях между сторонами обоюдное позитивное взаимодействие.

Этническая толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания. В связи с этим толерантность предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, и одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон.

Для данного научного исследования нами выбран лишь один вид толерантности - этническая (межнациональная). То есть мы рассматриваем толерантность как готовность личности к выстраиванию взаимоотношений с представителями иной социальной, национальной, нравственной, культурной среды, как искусство отношения к людям, уважения различных культур и религий, мнений и взглядов других, дружелюбие и мирная настроенность к окружающим.

Наиболее актуальна двуединая задача формирования этнической толерантности для многонациональных регионов России, каковым является и Республика Башкортостан, основу населения которой составляют три наиболее многочисленные национальные группы (башкиры - 21,9 % ,

русские - 39,3 %, татары - 28,4 %) и множество других народов.

На этапе повышения национального самосознания народов и переосмысления общечеловеческих ценностей большое практическое значение, наряду с воспитанием у граждан уважительного отношения друг к другу, взаимного доверия, толерантности, приобретают задачи межэтнического воспитания подрастающего поколения. Исследователи социально-педагогической сферы приходят к выводу, что без формирования, развития этнической толерантности невозможен выход из создавшейся ситуации.

Перед различными социальными институтами обозначена важная и вместе с тем сложная практическая проблема организации полиэтнического и поликультурного воспитания подрастающего поколения в диалектическом единстве с подготовкой к жизни в многонациональном культурно-языковом пространстве России через сохранение национальных культурных традиций, идеалов духовности и патриотизма.

В науке сложились определенные предпосылки изучения этнической толерантности. Об этом свидетельствуют работы русских философов конца XIX - начала XX веков (H.A. Бердяев, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет), высказавших мысли о том, что для сближения различных этнических общностей необходимо знание этнокультурных особенностей народов; этнографов и историков (Ю.В. Бромлей, JI.H. Гумилев, Ю.В, Арутюнян, С.А. Арутюнов, JI.M. Дробижева, В.И. Козлов, К.Н. Хабибуллин, А.Х. Гаджиев, А.Ф. Дашдамиров, Н.Д. Джандильдин, М.Н. Губогло), раскрывших этнографические характеристики народов мира и нашей страны, психологические аспекты межэтнических отношений, роли традиций народов в социальной регуляции поведения, влияние культурной среды на психику представителей различных этнических общностей; социально-психологические особенности групп (этнических общностей) и межгруппового (межэтнического) взаимодействия (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, Г. Теджфел, Дж. Тернер, С. Московичи, П.Н. Шихирев, Б.Н. Поршнев); выполненные в русле философского осмысления проблемы толерантности (P.P. Валитова, В.М. Золотухин, Н.В. Круглова, В.А. Лекторский, Е.В. Магомедова, М.М. Прохоров, Л.В. Скворцов, Б.М. Хомяков, М. Уолцер, П.П. Николсон, Ю.А. Красин); современные исследования этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова, Ю.А. Гаюрова, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколопов, Л.А. Шайгерова).

Проблемам воспитания подрастающего поколения посвящены работы следующих авторов: духовного (H.A. Бердяев, В.И. Вернадский, И.А. Ильин, Д.А. Леонтьев); нравственного (И.П. Ильин, Я. Корчак, Н.И. Пирогов, С.Т. Шацкий); эстетического (Ю.В. Борев, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев); психологии музыкального творчества (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, A.A. Леонтьев, В.И. Петрушин, Л.С. Рубинштейн, Б.М. Теплое и др.). В них содержатся ценные и интересные высказывания, касающиеся вопросов воспитания добрососедского, уважительного отношения между представителями разных народов.

Достижение высот нравственного воспитания возможно лишь на основе активного применения в воспитательно-образовательном процессе культурно-исторического опыта народа - языка, обычаев, традиций, истории, духовной и материальной культуры, фольклора. В этом видится реализация одного из важнейших педагогических принципов - культуросообразности, эмоциональной вовлеченности, самообразования и саморазвития - связи воспитания и обучения с жизнью и культурой народа. Весь социально-педагогический потенциал фольклора необходимо реализовывать в системе образовательных учреждений. В то же время фольклор может выступить фактором формирования поликультурной ментальности, на основе которой следует формировать и развивать готовность к межличностному взаимодействию, а также к межэтническим отношениям на этнотолерантной основе.

Основой фольклора служат непреходящие общечеловеческие ценности, объединяющие различные культуры, религии и т.п. Через средства фольклора (песенно-инструментальный фольклор, народный эпос, декоративно-прикладное творчество, народный театр) можно и нужно приобщать к этим ценностям подрастающее поколение. Система народных знаний (которая является основой фольклора) содержит понятия Добра, Духовности, Красоты, Уважения (к родителям, старшему поколению, сверстникам, своему и другим народам и культурам) и т.п., одним словом, то, что принято называть непреходящими ценностями, которые присутствуют в культуре любого народа. Таким образом, изучение фольклора должно стать действенным средством формирования этнической толерантности младших школьников.

Учитывая важность роли фольклора в этнотолерантном воспитании молодого поколения, многие аспекты этой актуальной темы нашли свое отражение в литературе, в частности, вопросы воспитания младших школьников в архаичном обществе (Т.А. Агапкина, А.К. Байбурин, Т.А. Бернштам, М.М. Громыко и др.); особенности деятельности учреждений дополнительного образования детей как воспитательно-образовательной среды (А.Г. Асмолов, A.A. Бондарев, А.К. Бруднов, Б.Е. Булычев, В.П. Голованов, В.А. Горский, А.Я. Журкина, Е.Б. Евладова); проблемы формирования толерантности, культуры межнационального общения (А.Г. Асмолов, Г.В. Безюлева, Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова, Р.З. Хайруллин); принципы воспитания толерантной личности (Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук, В.А. Лекторский, М.С. Мириманова, М.И. Рожков, Г.У. Солдатова). Вопросы поликультурного и этнотолерантного воспитания нашли отражение в диссертационных исследованиях С.С. Акавова, Н.Г. Анциферовой, Е.Г. Борониной, Э.П. Герасимовой, О.О. Кащенко, Э.А. Музенитовой, Г.И. Пилиевой, П.В. Степанова, E.H. Третьяковой.

В то же время анализ литературы показал, что в ней недостаточно освещены вопросы, раскрывающие теоретико-методические основы формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между сформировавшимся в обществе традиционным опытом воспитания этнически толерантной личности средствами фольклора и недостаточной реализацией потенциала фольклора при формировании этнической толерантности младших школьников.

Представленное противоречие определило проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки теоретико-методических основ формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора. В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Формирование этнической толерантности младших школьников средствами фольклора».

Объектом исследования является воспитательно-образовательный процесс в школе.

Предмет исследования: средства фольклора и технология реализации их потенциала в процессе формирования этнической толерантности младших школьников.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить модель формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора.

Гипотеза исследования. Фольклор является бесценным богатством народа. Это огромный пласт жизненного опыта народа, вобравший в себя все самое положительное и ценностное, что накапливалось веками в народной памяти коллективными усилиями многих поколений. На современном этапе необходимо применять значительный потенциал фольклора в социальном воспитании подрастающего поколения, в том числе при формировании этнической толерантности младших школьников. В образовательных учреждениях для этого созданы благоприятные условия. Эффективность процесса формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора заметно возрастает, если:

- воспитательно-образовательный процесс строится на основе этнокультурных ценностей народов, заложенных в фольклоре, диалога культур различных национальностей, направленных на целесообразную интеграцию младших школьников в полиэтническую среду;

- технология формирования этнической толерантности младших школьников носит этнокультурную направленность, построена с учетом возрастных особенностей воспитанников, необходимости повышения интереса детей к различным культурам, религиям, взглядам, убеждениям для самоактуализации личности каждого и осознания самоценности человека через корреляцию коллективных потребностей и индивидуального творческого самопроявления, что позволит сформировать опыт успешной деятельности в этнокультурной среде;

- созданы необходимые педагогические условия для обеспечения наиболее полной реализации потенциала фольклора в процессе формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора.

Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования, нами выдвинуты следующие задачи:

1. Уточнить понимание сущности и содержания «этнической толерантности младшего школьника».

2. Определить критерии, показатели проявления этнической толерантности младшего школьника.

3. Раскрыть этнопедагогический потенциал средств фольклора, направленный на формирование этнической толерантности младших школьников.

4. Разработать модель формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора и технологию ее реализации в общеобразовательный школе.

5. Экспериментально проверить технологию реализации модели формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора в общеобразовательный школе.

Методологическую основу исследования составили основные положения философии: о сущности гуманизма, морали, социальном опыте, социально-культурном наследии народов; концептуальные положения современной науки о человеке, факторах, влияющих на его формирование, развитие и саморазвитие; о диалектическом единстве процессов обучения и воспитания; об исторической и социальной обусловленности целей, содержания и методов воспитания и образования; о единстве социализации и индивидуализации, о педагогическом потенциале социума и коллектива и др. Исследование строилось на основе культурологического, аксиологического, гуманистического, системного подходов (Г.М. Андреева, Ю.В. Арутюнян, П.С. Гуревич, Т.С. Стефаненко, Г.У. Солдатова).

Теоретической базой исследования являются теория традиции (В.Д. Плахов); теории становления этнической идентичности (J1.A. Алыпевская, Т.Г. Стефаненко, Ф.Ф. Харисов, Г.Ф. Хасанов, Г.Г. Шпет); психологические концепции культурно-исторического развития (П.П. Блонский, JI.C. Выготский); культурологические концепции (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Д.С. Лихачёв); философские и социальноисторические аспекты становления и развития этноса (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, A.M. Егорычев, В.А. Тишков); концепции нравственного развития личности (Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, P.C. Буре, Н.Ф. Виноградова); теории совершенствования форм, методов и средств обучения и воспитания (A.A. Бадаев, И.Д. Зверев, И.Я. Лернер, И.А. Малашихина, Ю.С. Моздокова, М.Н. Скаткин и др.); ценностного образования (И.А. Зимняя, Л.Я. Зорина, В.В. Краевский, B.C. Лазарев); личностно-ориентированного подхода в обучении (В.А. Беликов, Д.А. Белухин, C.B. Бондаревская, C.B. Кульневич, Д.И. Фельдштейн, И.С. Якиманская); дополнительного образования и особенности развития социокультурной среды учреждений дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.В. Байбородова, А.К. Бруднов, О.С. Газман, В.А. Горский, Е.Б. Евладова, С.Т. Шацкий, А.И. Щетинская); положения, раскрывающие этнопедагогические основы обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения (С.М. Абрамзон, П.А. Апакаев, Ю.К. Бабанский, Г.Н. Волков, Б.З. Вульфов, A.M. Егорычев, А.П. Маркова, A.B. Мудрик, Л.Ф. Обухова, Т.А. Пигилова, Т.В. Поштырева, Л.Л. Супрунова, З.Б. Цаллагова И.А. Чуриков и др.); социальнопсихологические аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой, (Е.А. Климов, М.С. Комаров, Дж. Маркович, О.Н. Яницкий и др.); положения об организации поликультурного образования (О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, А.Н. Джуринский, A.A. Елесина, Н.Б. Крылова, З.А. Малькова, Л.В. Мардахаев, Р.З. Хайруллин, Д. Бэнкс).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования - теоретические: анализ и синтез, обобщение, классификация, прогнозирование; эмпирические: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, а также методы математической статистики.

Базой исследования явились лицей № 6 г.Уфы, СОШ № 274 г.Санкт- Петербург.

Этапы исследования охватывают период с 2017 по 2018 гг.:

I этап - аналитико-прогностический (2017г.): определено исходное состояние проблемы развития этнической толерантности; сформирован понятийный аппарат исследования, разработана модель формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора и технология ее реализации в общеобразовательной школе.

II этап - организационно-преобразующий (2017-2018 гг.): апробирована технология реализации модели формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора в общеобразовательной школе; изучена динамика формирования этнической толерантности младших школьников по сформулированным уровням и показателям.

III этап - контрольно-обобщающий (2018г.): анализ, обобщение и интерпретация полученных в ходе исследования материалов, формулирование выводов, литературное оформление исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Уточнено понимание сущности и содержания «этнической

толерантности младшего школьника» как интегративного качества личности.

2. Определена структура этнической толерантности младшего школьника, основу которой составляют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

3. Раскрыто влияние этнопедагогического потенциала средств фольклора на формирование этнической толерантности младших школьников.

4. Выявлены педагогические условия, необходимые для реализации процесса формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора в общеобразовательной школе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования материалы дополняют педагогику в разделе 11

социального воспитания младших школьников на этнотолерантной основе средствами фольклора в общеобразовательной школе. В них получили уточнение и дополнение понятие «этническая толерантность младшего школьника», его сущность и структура.

Практическая значимость исследования заключается в разработке структуры этнической толерантности младшего школьника средствами фольклора и процесс ее реализации в общеобразовательной школе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этническая толерантность младшего школьника представляет собой интегративное качество личности, в основе которого - духовно-нравственные и этические ценности культур своего и других народов, способность к самореализации через активное взаимодействие в полиэтнической среде, основанное на общепринятых духовно-нравственных нормах поведения.

2. Структура этнической толерантности младшего школьника содержит когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

3. Общеобразовательная школа являются благоприятной воспитательно-образовательной средой реализации потенциала средств фольклора для формирования этнической толерантности младшего школьника. Средства фольклора включают в себя песенно-инструментальное творчество, народный эпос, народный театр, декоративно-прикладное творчество. Они содержат в себе этнопедагогический потенциал, раскрывающий сбалансированную картину жизни как идеализированную форму сосуществования людей определенной культуры и верования через яркие примеры, образцы для подражания. Фольклорное наследие сохраняется народом, передается из поколения в поколение, что позволяет сохранять его этнопедагогический потенциал и реализовывать в воспитании подрастающего поколения.

4. Многомерность и многофункциональность формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора обусловливает необходимость использования системного,

междисциплинарного и культурологического подходов к этнической толерантности. В целях определения специфики этнической толерантности нами проведен теоретический анализ сущности и ее структуры по отношению к личности младшего школьников.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечены исходными методологическими подходами и теоретической базой исследования; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его логике; соблюдением требований культурологического, аксиологического, гуманистического, системного подходов; совокупностью использованных исследовательских методов, адекватных цели и задачам исследования; разнообразием и количеством используемых источников; апробацией результатов исследования; опытно-экспериментальной проверкой реализации авторской модели; валидностью применяемых методик; выводами, сделанными на основании качественного и количественного анализа полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикацию учебных пособий, методических материалов, статей, докладов, тезисов. Основные идеи исследования внедрены в практику лицея № 6 г.Уфы и СОШ № 274 г. Санкт-Петербурга.

Организация, содержание и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры музыкального образования и хореографического искусства ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях автора на областных, городских и районных научно-методических, научно-практических семинарах и конференциях.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

1.1.Этническая толерантность. К анализу основных понятий

Среди всех видов толерантности, рассматриваемых в современной литературе, этническая толерантность занимает совершенно особое место. Причем наибольшая «яркость» социальных проявлений здесь обнаруживается не в самой толерантности, а как раз в ее противоположности - интолерантности - речь идет о ксенофобии, расизме, национализме, этноцентризме, конкретные деятельностные проявления которых приводят к социальным конфликтам, бедам и страданиям людей. Существует устойчивое мнение, что именно в этнорасовой дискриминации, основанной на признаках расы, цвета кожи, родового или этнического происхождения, нетерпимость в современном обществе выражается наиболее ярко.

Здесь следует оговориться, что понятие «этническая толерантность» мы будем употреблять в широком смысле слова, включая в него и то, что связано с межрасовой коммуникацией, с восприятием расовых различий, имеющих не этнический, а антропологический, физиологический смысл. Необходимо также уточнить, что мы имеем в виду под самой толерантностью.

Прежде всего, подчеркнем относительность общепринятой видовой классификации толерантности. Именно при обращении к сложной, многоуровневой по характеру межэтнической коммуникации становится очевидным, что толерантность - это некое универсальное, интегральное свойство сознания и поведения, которое проявляется во всех сферах коммуникации, в том числе, и в межэтнической. Акт общения представляет собой некую целостность, отдельные стороны и элементы которой можно вычленить только в абстракции. «Общение, отмечает И. И. Докучаев, - нельзя сводить к простому обмену информацией или, тем более, к передаче информации. Общение не есть аналогичный обмен между людьми; общение это обмен особый, он направлен на приобщение одного субъекта к другому» [54,С.119]. В этом приобщении каждая сторона предстает как целостный субъект, имеющий свой смысл, свою программу действий. Этническое представляет собой одну, хотя и очень важную сторону этой целостности, и способна «окрашивать» самые различные ее проявления в коммуникации. Это означает также и то, что нельзя отдельно и целенаправленно сформировать некую особую этническую толерантность безотносительно к другим ее видам - конфессиональной, гендерной, межвозрастной, политической и т.д. Но, с другой стороны, в процессе формирования (воспитания) толерантного сознания и поведения может меняться видовая доминанта - этническая, возрастная, гендерная и т.д. в зависимости от направленности коммуникации.

Важно то, что этническое затрагивает важнейшую сторону характеристики того, на кого всегда направлена толерантность, - характеристики другого. Толерантность - это, прежде всего, способность понять и, главное, принять различия, инаковость, непохожесть в качестве естественных и необходимых свойств мира человеческих отношений. Это, на наш взгляд, можно считать общим, базовым определением толерантности. Соответственно, этническая толерантность - способность понять и «принять» «этнически другого», т. е. представителя другого этноса, другой этнической группы, другой расы, обладающего другим менталитетом, традициями, стереотипом поведения, представляющего другую культуру и т. д.

Здесь необходимо сделать еще одно уточнение, касающееся самого понятия «толерантность». И мы вновь обратимся к документу, который дал определенный толчок к активизации исследований в этом направлении - принятой 16 ноября 1995 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО «Декларации принципов толерантности». Толерантность здесь

означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность» [34].

Обращает на себя внимание, что уже в первом же абзаце речь идет по существу об интересующем нас феномене «этнической толерантности», так как именно на этничности строится прежде всего культурное многообразие мира, к уважению, принятию и правильному пониманию которого призывает Декларация. Среди факторов, способствующих толерантности названы знания, открытость и общение, а также свобода мыслей, совести и убеждений. Кроме того, толерантность рассматривается как внутренняя потребность, а не только моральный долг. Наконец, далее документ содержит во многом ключевое положение о том, что толерантность - «не уступка, снисхождение или потворство», а «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека». Кроме того, ликвидируется содержащийся в другом варианте перевода толерантности как «терпеливости» оттенок пассивности («Бог терпел и нам велел», гласит одна из «ментально-характерных» русских поговорок), т. е. в документе ЮНЕСКО речь идет о том, что в отечественной педагогической литературе получило название «активная жизненная позиция личности».


Заключение

Реально ощутимой в российском обществе стала потребность выстраивания социальных отношений на принципах этнического диалога и толерантности. Это задача огромной важности, решение которой невозможно без активного привлечения потенциала образовательной системы страны. Обретение подрастающим поколением политических, социальных,

жизненных компетенций в полиэтническом обществе неразрывно связано с изменением содержания образования, в том числе и дополнительного, структуры взаимодействия образовательных программ, их практического воплощения в вариативную систему образования.

Жизненно важно развивать этническую толерантность младших школьников, их умение вести цивилизованный диалог культур, что является одним из факторов взаимного обогащения и взаимопроникновения различных культурных традиций и ценностей, как залог сохранения и воспроизводства национального потенциала России.

Анализ психолого-педагогических трудов по проблеме формирования этнической толерантности младших школьников, опора на аксиологический, культурологический, гуманистический, системный подходы позволили уточнить сущность понятия «этническая толерантность». В рамках данного исследования этническая толерантность младшего школьника

рассматривается как интегративное качество личности, в основе которого - духовно-нравственные и этические ценности культур своего и других народов, способность к активному взаимодействию в полиэтнической среде.

Такое качество составляет основу менталитета, что проявляется через уважительное, гуманистическое отношение личности к представителям культур и религий своей и других национальностей, способности и готовности принять нормы и правила взаимодействия в полиэтническом и поликультурном обществе. Этническая толерантность формируется через реализацию этнопедагогического потенциала средств фольклора, которыми

являются песенно-инструментальное творчество, народный эпос, народный театр, декоративно-прикладное творчество.

Толерантность» и «этническая толерантность» представляют собой уровни развития личности, когда основными ориентирами жизнедеятельности становятся общечеловеческие ценности, мораль и нравственные нормы поведения. Трудно переоценить роль семьи, сохраняющей и передающей «этническое» из поколения в поколение, закладывающей основы уважительного отношения к жизни (обычаям, нравам, традициям) своего и других народов, то есть основы формирования этнической толерантности.

Выявленные педагогические условия адекватно соответствуют цели и содержанию исследования, способствуют методической поддержке

педагогов общеобразовательной школы в профессиональной деятельности по формированию этнической толерантности младших школьников.

Технология реализации модели формирования этнической толерантности младших школьников в общеобразовательной школе имеет этнокультурную направленность и реализуется через педагогическую деятельность средствами фольклора на этнотолерантной основе. Эффективность технологии обусловлена знанием закономерностей обучения и воспитания младших школьников, возрастных особенностей воспитанников, необходимостью повышения интереса младших школьников к культурам, религиям, взглядам, убеждениям разных народов.

Таким образом, гипотеза исследования и положения, выносимые на защиту, получили свое подтверждение. Несмотря на научно-практическое значение результатов эксперимента, данное исследование не решает всего комплекса проблем, касающихся формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора. Обозначился круг проблем перспективных исследований: повышение уровня компетентности родителей, значение родительской позиции в воспитании этнической толерантности ребёнка; подготовка педагогов, способных воспитать этническую 107

толерантность подрастающего поколения; повышение воспитательной роли общеобразовательной школы в формировании этнической толерантности у младших школьников.


Список литературы

1. Абакумова, И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании / И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков // Вопросы психологии. 2003. № 3. - С. 78-82.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983.

3. Агапкина, Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования) М.: «Индрик», 2002. - 816 с.

4. Агапкина, Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. (Традиционная духовная культура славян / Современные исследования) М.: Издательство «Индрик», 2000.-336 с.

5. Алеев В.В., Кошмина И.В. Программы общеобразовательных учреждений. Духовная музыка: Россия и Запад. - М., 1994.

+ еще 110 источников


Примечания

Оригинал в pdf

Тема: «Формирование этнической толерантности младших школьников средствами фольклора»
Раздел: Музыка
Тип:
Страниц: 140
Цена: 3400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыкального искусства

    97 страниц(ы) 

    Введение…. 3
    Глава I. Теоретические аспекты процесса развития творческих способностей младших школьников средствами музыкального искусства в условиях учреждений дополнительного образования.
    1.1.Понятие творческих способностей: комплексный подход к изучению….9
    1.2. Учет психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе развития творческих способностей … 37
    1.3. Потенциал учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей младших школьников….… 51
    Выводы по I главе….… 61
    Глава II. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на базе детской вокальной студии.
    2.1 Диагностика развития творческих способностей младших школьников в детской вокальной студии «Тылсым»…. 65
    2.2 Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей учащихся в детской вокальной студии…. 71
    2.3 Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей для начинающих преподавателей учреждений культуры и искусства. 81
    Выводы по I I главе….….89
    Заключение….….91
    Список использованной литературы….93
  • Дипломная работа:

    Формирование этнической толерантности у учащихся на уроке музыки в процессе изучения азербайджанской, армянской и грузинской музыкальной культуры

    85 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ …3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ, АРМЯНСКОЙ И ГРУЗИНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ….10
    1.1.Этническая толерантность в структуре личности…10
    1.2. Музыкальные традиции азербайджанского, армянского и грузинского народов…. 20
    Выводы по первой главе….….31
    ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ ….32
    2.1.Содержание, формы и методы формирования этнической толерантности у учащихся…32
    2.2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты …44
    Выводы по второй главе ….52
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….54
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….56
    ПРИЛОЖЕНИЕ….62
  • Дипломная работа:

    Регулятивные универсальные учебные действия как основа формирования социальной компетенции младшего школьника

    85 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД….
    1.1. Регулятивные УУД младшего школьника: понятие и сущность….
    1.2. Проблема формирования социальных компетенций младшего школьника….
    1.3. Программа по формированию социальной компетенции младшего школьника «Я всё узнаю, я всё смогу»….
    Выводы по первой главе ….
    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ….
    2.1. Диагностика уровня развития регулятивных УУД и сформированность социальной компетенции….
    2.2. Реализация программы по формированию социальной компетенции младшего школьника «Я всё узнаю, я всё смогу»…
    2.3. Анализ результатов опытно – экспериментальной работы по формированию социальной компетенции младшего школьника….
    Выводы по второй главе.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
    ЛИТЕРАТУРА …
  • Курсовая работа:

    Формирование языковой компетенции младших школьников при изучении служебных частей речи на уроках русского языка

    30 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
    1.1. Понятие языковой компетенции детей младшего школьного возраста 9
    1.2. Понятие служебных частей речи в современной лингвистической литературе 17
    ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 20
    2.1. Методика изучения служебных частей речи в начальной школе 20
    2.2. Анализ программ и учебников русского языка в аспекте изучаемой проблемы 22
    2.3. Методы и приемы формирования языковой компетенции младших школьников при изучении служебных частей речи 23
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
    ЛИТЕРАТУРА 30
  • Дипломная работа:

    Формирование языковых компетенций младших школьников

    93 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ …9
    1.1.Термин «компетенция» в различных аспектах изучения….9
    1.2.Виды компетенций и их особенности….13
    1.3.Требования ФГОС НОО к формированию языковой компетенции младших школьников…23
    1.4. Особенности грамматических норм в русском языке….26
    Выводы по первой главе….33
    ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ….….36
    2.1. Поисково- теоретический этап исследования вопроса формирования языковой компетенции….….36
    2.2. Опытно- экспериментальный этап выявления уровня сформированности языковой компетенции у обучающихся вторых классов….43
    2.3.Заключительно- обобщающий этап выявления сформированности языковой компетенции обучающихся в области морфологии….….52
    Выводы по второй главе….57
    ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ….59
    3.1. Значение методических рекомендаций в организации учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка….…59
    3.2. Этапы формирования языковой компетенции у младших школьников в области морфологии ….67
    3.3. Урочная деятельность по формированию языковой компетенции у младших школьников…80
    Вывод по третьей главе …87
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ …89
  • Дипломная работа:

    Формирование познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности

    70 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ …
    ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
    МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    1.1. Сущность понятия «познавательный интерес младшего школьника»…
    1.2. Особенности познавательных универсальных учебных
    действий младших школьников ….
    1.3. Возможности внеурочной деятельности в формировании познавательных интересов младших школьников …
    Выводы по первой главе ….…
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    2.1. Диагностика уровня познавательных интересов младших школьников ….….
    2.2. Программа формирования познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности ….….
    2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных интересов младших школьников и разработка рекомендаций для учителей начальных классов ….….
    Выводы по второй главе .
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….
    ЛИТЕРАТУРА ….
    ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ …
    ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ ….

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • ВКР:

    Построение формальной онтологии дисциплин изучаемых по профилю «информатика и информационные технологии в образовании»

    67 страниц(ы) 

    Введение 2
    Концептуализация проблемной области 5
    1.1 Анализ и оценка проблемной области 5
    1.2 Анализ существующих решений для построения формальной онтологии 11
    1.3 Обоснование выбора применимости программы Protege 20
    Выводы по первой главе 23
    Методы и модели отображения онтологий 25
    2.1 Методы отображения онтологий 25
    2.2 Методы автоматического построения онтологий 36
    2.3 Язык онтологии OWL в программной среде Protege 41
    Выводы по второй главе 43
    Построение формальной онтологии учебных дисциплин 44
    3.1 Постановка задачи 44
    3.2 Программная реализация построения формальной онтологии предметов изучаемых на кафедре ПиВМ 48
    Выводы по третьей главе 61
    Заключение 62
    Список литературы 64
  • Дипломная работа:

    Подготовка к аудированию в рамках ЕГЭ по английскому языку на основе использования интернет-ресурсов

    73 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. АУДИРОВАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 7
    1.1 Психолого-педагогические факторы обучения аудированию 7
    1.2 Нормативно-правовые и учебно-методические требования к навыкам аудирования по иностранному языку 15
    Выводы по главе 1 20
    ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 22
    2.1 Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении английскому языку 22
    2.2 Интернет-ресурсы как способ совершенствования навыков аудирования при подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку 28
    Выводы по главе 2 32
    ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПО РАЗДЕЛУ «АУДИРОВАНИЕ» 34
    3.1 Анализ заданий для подготовки обучающихся к ЕГЭ по разделу «Аудирование» 34
    3.2 Тематическое обеспечение и методический анализ Интернет-ресурсов для подготовки выпускников к ЕГЭ по разделу «Аудирование» 36
    3.3 Разработка дополнительных заданий к разделу «Аудирование» ЕГЭ по английскому языку 41
    Выводы по главе 3 46
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
    ПРИЛОЖЕНИЯ 57
  • Отчет по практике:

    Отчет по производственной практике магазинов сети супермаркетов «матрица»

    25 страниц(ы) 


    1. ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНОВ СЕТИ СУПЕРМАРКЕТОВ «МАТРИЦА» 3
    2. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ {ПРЕДПРИЯТИЯ) 6
    3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЕМ. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ 15
    4. ЛОГИСТИКА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ 19
    5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
  • Дипломная работа:

    Организация учебной деятельности по изучению раздела «морфология» в начальных классах

    70 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ ….3
    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «МОРФОЛОГИЯ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ….7
    1.1 Предмет морфологии и ее место в грамматике….7
    1.2 Методика обучения морфологии в начальных классах….11
    Выводы по первой главе….22
    2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «МОРФОЛОГИЯ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ….23
    2.1 Цели, задачи и этапы проведения экспериментальной работы….23
    2.2 Организация учебной деятельности в начальной школе на уроках русского языка в русле ФГОС НОО….24
    2.3 Изучение морфологии в 1-4 классах по УМК «Начальная школа ХХI века» и по УМК «Перспектива»….28
    Выводы по второй главе….48
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….49
    ЛИТЕРАТУРА….51
    ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ….59
    ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ….63
  • Дипломная работа:

    Изучение английских и русских паремий с временной и пространственной семантикой на занятиях по домашнему чтению со студентами младших курсов

    76 страниц(ы) 

    Ведение….3
    Глава 1. Пословицы и поговорки как жанр устного народного творчества
    1.1 Источники происхождения английских пословиц и поговорок…7
    1.2 Многообразие и значение пословиц и поговорок….10
    1.3 Понятие концепта «Время» в современной науке….12
    1.4 Функционирование английских и русских паремий, номинирующих кон-цепт «Время»…25
    Глава 2. Сравнительный анализ английских и русских пословиц и поговорок
    2.1 Особенности лингвокультурологического анализа концепта «время» в английском и русском языках….29
    2.2 Проблемы способов перевода английских пословиц и поговорок на русский язык….35
    2.3 Культурно-специфичные паремии и их структурно-коммуникативные особенности в русском и английском языках….38
    2.4 Структура и характеристика русских и английских паремий.…48
    2.5 Антипословицы….54
    Глава 3. Методическая разработка урока по иностранному языку…62
    Заключение….77
    Список литературы….78
  • Магистерская работа:

    Правовое сопровождение процесса обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования

    82 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 11
    1.1. Разграничение понятий «лица с ограниченными возможностями здоровья» и «инвалиды», их особенности 11
    1.2. Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья 17
    1.3. Инклюзивное образование в Российской Федерации: правовые аспекты 21
    ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 30
    2.1. Правовое положение студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования в Российской Федерации 30
    2.2. Опыт правового сопровождения студентов с ОВЗ в ВУЗах зарубежных стран 36
    ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 51
    3.1. Пояснительная записка 51
    3.2. Проект 52
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
    ПРИЛОЖЕНИЕ 81
  • ВКР:

    Методика обучения школьников рисованию природы на уроках изобразительного искусства «поднебесье башкирии». серия работ (масло, холст)

    45 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Масляная живопись в изобразительном искусстве
    1.1. История масляной живописи 6
    1.2. Пейзажный жанр в масляной живописи 14
    1.3. Ведущие художники-пейзажисты РБ 21
    Глава II. Методика работы над серией картин «Поднебесье Башкирии» (масло, холст)
    2.1 Работа над эскизами к серии работ «Поднебесье Башкирии» 27
    2.2 Последовательность работы над дипломным проектом «Поднебесье Башкирии» (масло, холст) 29
    2.3 Методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников средствами живописи 34
    Заключение 37
    Список использованной литературы 40
    Приложение 45
  • Дипломная работа:

    Использование современной музыки башкирских композиторов

    85 страниц(ы) 

    Введение…3
    Глава I. Теоретические основы изучения произведений современных башкирских композиторов на уроке музыки в общеобразовательной школе
    1.1. История развития башкирской национальной композиторской школы….….7
    1.2. Особенности использования национальной музыки в общеобразовательной школе….36
    1.3. Аналитический обзор произведений башкирских композиторов, используемых на уроке музыки в общеобразовательной школе….47
    Глава II. Педагогические условия использования произведений современных башкирских композиторов в общеобразовательной школе
    2.1. Содержание, формы и методы использования произведений современных башкирских композиторов на уроке музыки в общеобразовательной школе….….….59
    2.2.Педагогический эксперимент и его результаты….67
    Список литературы….….77
    Приложение….….84
  • Дипломная работа:

    Организация внеурочной деятельности школьников по праву в формате фгос - 2

    115 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ
    1.1 Понятие и требования к организации внеурочной деятельности в формате ФГОС-2
    1.2 Развивающие возможности внеурочной деятельности по праву
    1.3 Требования к результатам внеурочной деятельности обучающихся и способы их оценки
    ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
    2.1 Формы и виды внеурочной работы по праву
    2.2 Олимпиады по праву: требования к проведению, опыт и перспективы развития олимпиадного движения
    ГЛАВА III. ПРОЕКТ «МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СВЕТЕ ФГОС – 2»
    3.1 Описание проекта
    3.2 Примерная программа организации внеурочной деятельности старших подростков
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
    ГЛОССАРИЙ
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Контрольная работа:

    Роль Л.Н.Толстого в развитии детской литературы и детского чтения

    22 страниц(ы) 

    1. Педагогические взгляды и просветительская деятельность Л.Н. Толстого 4
    2. Общая характеристика «Азбуки» и «Русских книг для чтения» Л.Н.Толстого 12
    3. Маленькие рассказы Л.Н. Толстого для детей. Художественные особенности маленьких рассказов. 16
    4. Анализ произведений Л.Н. Толстого, написанных для детей. «Умная роль» рассказов Л.Н. Толстого. 18
    5. Составить рассказ воспитателя о Л.Н. Толстом для детей старшего дошкольного возраста 20