У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Символизм в русской культуре рубежа веков.» - Реферат
- 17 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: vlad1245
Содержание
Введение 3
1 Русский символизм и его предтечи 4
2 Литература 7
3 Живопись, театр, балет 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Введение
В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название “серебряного века” русской культуры, который начинается “Миром искусства” и заканчивается символизмом.
Русская культура этого времени представляет собой синтез старой дворянской и разночинной культур. Значительный вклад “Мира искусства” состоит в организации грандиозной исторической выставки русской живописи за границей - от иконописи до современности.
Рядом с “мирискусниками” виднейшим направлением рубежа века был символизм - многогранное явление, не вмещающееся в рамки “чистой” доктрины.
Конец XIX - начало XX века - важный период в развитии русского искусства, совпавший с тремя революциями - 1905-1907 гг., февральской буржуазно-демократической и революцией 1917 года, время крушения старого мира. Окружающая жизнь, события этого необычайного времени определили судьбы искусства: оно претерпело в своем развитии много сложностей и противоречий.
Целью данной работы является рассмотрение символизма в русской культуре на рубеже веков.
Выдержка из текста работы
1 Русский символизм и его предтечи
Русский символизм, самый значительный после французского, имел в основе те же предпосылки, что и символизм западный: кризис позитивного мировоззрения и морали, обостренное религиозное чувствование.
Символизм в России вбирал два потока – «старших символистов» (И. Анненский, В. Брюсов, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережковский, Н. Минский, Ф. Сологуб (Ф. Тетерников) и «младосимволистов» (А. Белый (Б. Бугаев), А. Блок, Вяч. Иванов, С. Соловьев, Эллис (Л. Кобылинский). К символистам были близки М. Волошин, М. Кузмин, А. Добролюбов, И. Коневской.
К началу 1900-х годов русский символизм достиг расцвета и имел мощную издательскую базу. В введении символистов были: журнал «Весы» (вых. с 1903 при поддержке предпринимателя С. Полякова), издательство «Скорпион», журнал «Золотое руно» (изд. с 1905 по 1910 при поддержке мецената Н. Рябушинского), издательства «Оры» (1907–1910), «Мусагет» (1910–1920), «Гриф» (1903–1913), «Сирин» (1913–1914), «Шиповник» (1906–1917, основано Л. Андреевым), журнал «Аполлон» (1909–1917, ред. и основатель С. Маковский).
Общепризнанные предтечи русского символизма – Ф. Тютчев, А. Фет, Вл. Соловьев. Основоположником символистского метода в русской поэзии Вяч. Иванов называл Ф. Тютчева. В.Брюсов высказывался о Тютчеве как об основоположнике поэзии нюансов. Знаменитая строка из стихотворения Тютчева Silentium (Молчание) Мысль изреченная есть ложь стала лозунгом русских символистов. Поэт ночных знаний души, бездны и хаоса, Тютчев оказался близок русскому символизму своей устремленностью к иррациональному, невыразимому, бессознательному. Тютчев, указавший путь музыки и нюанса, символа и мечты, уводил русскую поэзию, по мнению исследователей, «вкось от Пушкина». Но именно этот путь был близок многим русским символистам.
Другой предшественник символистов – А. Фет, умерший в год становления русского символизма (в 1892 Д. Мережковский читает лекцию О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе, В. Брюсов готовит сборник Русские символисты). Как и Ф. Тютчев, А. Фет говорил о невыразимости, «несказанности» человеческих мыслей и чувств, мечтой Фета была «поэзия без слов» (к «несказанному» вслед за Фетом устремляется А. Блок, любимое слово Блока – «несказанно»). И. Тургенев ждал от Фета стихотворения, в котором последние строфы передавались бы безмолвным шевелением губ. Поэзия Фета безотчетна, она строится на ассоциативной, «романсной» основе. Неудивительно, что Фет – один из любимых поэтов русских модернистов. Фет отвергал идею утилитарности искусства, ограничив свою поэзию только сферой прекрасного, чем заслужил репутацию «реакционного поэта». Эта «бессодержательность» легла в основу символистской культа «чистого творчества». Символисты усвоили музыкальность, ассоциативность лирики Фета, ее суггестивный характер: поэт должен не изобразить, а навеять настроение, не «донести» образ, а «открыть просвет в вечность» (об этом писал и С. Малларме). К. Бальмонт учился у Фета овладению музыкой слова, а А. Блок находил в лирике Фета подсознательные откровения, мистический экстаз.
На содержание русского символизма (особенно на младшее поколение символистов) заметно повлияла философия Вл. Соловьева. Как выразился Вяч. Иванов в письме к А. Блоку: «Соловьевым мы таинственно крещены». Источником вдохновения для символистов послужил образ Святой Софии, воспетый Соловьевым. Святая София Соловьева – одновременно ветхозаветная премудрость и платоновская идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Душа, «Дева Радужных Ворот» и Непорочная Жена – тонкое незримое духовное начало, пронизывающее мир. Культ Софии с большой трепетностью восприняли А. Блок, А. Белый. А. Блок называл Софию Прекрасной Дамой, М. Волошин видел ее воплощение в легендарной царице Таиах. Псевдоним А. Белого (Б. Бугаева) предполагал посвящение Вечной Женственности. «Младосимволистам» была созвучна соловьевская безотчетность, обращенность к незримому, «несказанному» как истинному источнику бытия.
2 Литература
Символизм Д. Мережковского и З. Гиппиус носил подчеркнуто религиозный характер, развивался в русле неоклассической традиции. Лучшие стихотворения Мережковского, вошедшие в сборники Символы, Вечные спутники, строились на «уроднении» с чужими идеями, были посвящены культуре ушедших эпох, давали субъективную переоценку мировой классики. В прозе Мережковского на масштабном культурном и историческом материале (история античности, Возрождения, отечественная история, религиозная мысль древности) – поиск духовных основ бытия, идей, движущих историю. В лагере русских символистов Мережковский представлял идею неохристианства, искал нового Христа (не столько для народа, сколько для интеллигенции) – «Иисуса Неизвестного».
В «электрических», по словам И. Бунина, стихах З. Гиппиус, в ее прозе – тяготение к философской и религиозной проблематике, богоискательству. Строгость формы, выверенность, движение к классичности выражения в сочетании с религиозно-метафизической заостренностью отличало Гиппиус и Мережковского в среде «старших символистов». В их творчестве немало и формальных достижений символизма: музыка настроений, свобода разговорных интонаций, использование новых стихотворных размеров (например, дольника).
Если Д. Мережковский и З. Гиппиус мыслили символизм как построение художественно-религиозной культуры, то В.Брюсов, основоположник символического движения в России, мечтал о создании всеобъемлющей художественной системы, «синтезе» всех направлений. Отсюда историзм и рационализм поэзии Брюсова, мечта о «Пантеоне, храме всех богов». Символ, в представлении Брюсова, – универсальная категория, позволяющая обобщать все, когда-либо существовавшие, истины, представления о мире. Сжатую программу символизма, «заветы» течения В. Брюсов давал в стихотворении Юному поэту.
Утверждение творчества как цели жизни, прославление творческой личности, устремленность от серых будней настоящего в яркий мир воображаемого грядущего, грез и фантазий – таковы постулаты символизма в интерпретации Брюсова. Другое, скандальное стихотворение Брюсова Творчество выражало идею интуитивности, безотчетности творческих импульсов.
От творчества Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова существенно отличался неоромантизм К. Бальмонта. В лирике К. Бальмонта, певца безбрежности, – романтический пафос возвышения над буднями, взгляд на поэзию как на жизнетворчество. Главным для Бальмонта-символиста явилось воспевание безграничных возможностей творческой индивидуальности, исступленный поиск средств ее самовыражения. Любование преображенной, титанической личностью сказалось в установке на интенсивность жизнеощущений, расширение эмоциональной образности, впечатляющий географический и временной размах.
3 Живопись, театр, балет
Сложные общественные процессы конца XIX — начала XX вв. обусловили появление новых форм и способов отражения в художественной культуре. Стремясь к гармонии и красоте мира, художники видели задачу искусства в воспитании чувства прекрасного в человеке.
В этот период новое слово в живописи сказали В.А. Серов и М.А. Врубель. Они перешли к стилю модерн, который во многом был предопределен символизмом и питался его идеями. У В.А. Серова — это портрет Иды Рубинштейн. У М.А. Врубеля (1856—1910) — это мучительный поиск стиля и национальной формы, стремление к символическому, а не к реальному, цветовому постижению действительности, загадочности и таинственности («Демон», «Царевна-Лебедь» и др.).
В стиле модерн работали художники объединения «Мир искусства» (1892— 1924). Не удовлетворенные укладом жизни, стремившиеся воспеть красоту, художники искали новые темы и формы, позволяющие воплотить эти темы. Среди них были, помимо В. Серова и М. Врубеля, А. Бенуа, К. Коровин, М. Нестеров, А. Головин, Ф. Малявин, К. Сомов, Н. Рерих, С. Малютин, Б. Кустодиев, Е. Лансере, Л. Бакст и др. Мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина стали темами их творчества.
В 1910 г. московские художники объединились в группу «Бубновый валет», в которую вошли П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, М. Ларионов, И. Машков, Р. Фальк и др. Художники «Бубнового валета» отрицали академическое и реалистическое искусство, для их творчества были характерны фовизм, кубизм, а также стилизация русского народного лубка.
Серебряный век — это не только взлет поэзии, это и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А. П. Чехова и М. Горького. В 1898 г. открылся Московский Художественно-общедоступный театр (с 1903 г. Московский Художественный театр), основателями которого стали К.С. Станиславский (1868—1938) и В.И. Немирович-Данченко (1858-1943), новаторы театрального искусства.
Заключение
Расцвет русского символизма пришелся на девятисотые годы, после чего движение пошло на убыль: в рамках школы больше не появляются значительные произведения, возникают новые направления – акмеизм и футуризм, символистское мироощущение перестает соответствовать драматическим реалиям «настоящего, некалендарного ХХ века».
На русской почве проявились такие особенности символизма, как: многоплановость художественного мышления, восприятие искусства как способа познания, заострение религиозно-философской проблематики, неоромантические и неоклассические тенденции, интенсивность мироощущения, неомифологизм, мечта о синтезе искусств, переосмысление наследия русской и западноевропейской культуры, установка на предельную цену творческого акта и жизнетворчество, углубление в сферу бессознательного и др.
Многочисленны переклички литературы русского символизма с живописью и музыкой. Поэтические грезы символистов находят соответствия в «галантной» живописи К. Сомова, ретроспективных мечтаниях А. Бенуа, «творимых легендах» М. Врубеля, в «мотивах без слов» В. Борисова-Мусатова, в изысканной красоте и классической отрешенности полотен З.Серебряковой, «поэмах» А. Скрябина.
Символизм положил начало модернистским течениям в культуре 20 в., стал обновляющим ферментом, давшим новое качество литературы, новые формы художественности. В творчестве крупнейших писателей 20 в., как русских, так и зарубежных (А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Платонова, Б. Пастернака, В. Набокова, Ф. Кафки, Д. Джойса, Э. Паунда, М. Пруста, У. Фолкнера и др.), – сильнейшее влияние модернистской традиции, унаследованной от символизма.
Список литературы
1. Манин В. Шедевры русской живописи - М.: Изд-во Белый Город, 2000.
2. Пайман А. История русского символизма. М., 1998.
3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000.
4. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. ЛИТЕРАТУРА. Музыка / Сост. Ж.Кассу. М., 1998.
5. Колобаева Л. Русский символизм. М., 2000.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Реферат:
17 страниц(ы)
Введение….
1. Понятие и сущность символизма….…
2. Русский и французский символизм….
3. Манифесты символизма в России….…4. Общее понимание смысла искусства В.Ивановым …РазвернутьСвернуть
5. Значение символизма…
Заключение….
Список литературы….….….
-
Магистерская работа:
95 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. Концепт «русское варенье» в русской культуре и литературе
§ 1 Исторические и культурно-бытовые источники концепта «русское варенье» 9§ 2 Концепт «русское варенье» в русской классической литературе первой половины XIX века 16РазвернутьСвернуть
§ 3 Концепт «русское варенье» в русской классической литературе второй половины XIX века 28
Глава 2. Концепт «русское варенье» в русской литературе ХХ-ХХ1 вв.
§ 4 Концепт «русское варенье» в пьесе Л. Улицкой «Русское варенье» 44
§ 5 Концепт «Русское варенье» в стихотворении И. Кабыш «Кто варит варенье в июле» 52
Глава 3. Методические рекомендации по проведению культурно-просветительских и образовательных мероприятий в школе на тему «Концепт «русское варенье» в русской культуре, искусстве и литературе»
§ 6 Тема «варки варенья» в русской прозе и поэзии XIX века: рекомендации к проведению урока по литературе в 10 классе 55
§ 7 Конспект внеклассного занятия «Русское варенье как элемент традиционной русской культуры» 62
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение 1 79
Приложение 2 83
-
Дипломная работа:
Традиции семейного чтения в культуре xix века (на примере семьи аксаковых)
55 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА I. СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ 19 ВЕКА
1.1. Традиция домашнего чтения в дворянских семьях ….….….….….61.2. Роль усадебных библиотек в развитии культурыРазвернутьСвернуть
семейного чтения ….….….…14
ГЛАВА I I. ТРАДИЦИЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ В СЕМЬЕ АКСАКОВЫХ
2.1. Литературные вечера в семье Аксаковых ….22
2.2. Отражение явлений домашнего чтения в творчестве
С.Т. Аксакова ….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….….….42
ПРИЛОЖЕНИЕ….45
-
Реферат:
21 страниц(ы)
Введение 3
1 Особенности русской культуры XIX века 5
2 «Золотой век» русской культуры 12
3 «Серебряный век» русской культуры 164 Меценатство 20РазвернутьСвернуть
5 Народное образование 21
6 Наука и техника 22
7 Музыка 24
8 Изобразительное искусство 25
9 Архитектура 26
Заключение 28
Список литературы 31
-
Дипломная работа:
Образ женщины в художественной культуре XIX века
69 страниц(ы)
Введение ….3
Глава I. Мир женщины XIX века ….8
1.1 Этикет светской дамы ….8
1.2 Образ жизни светской дамы….….….18Глава II Семейная жизнь….….26РазвернутьСвернуть
2.1 Создание семьи ….….29
2.2 Женщина в семейной жизни ….35
Глава III. Женское образование XIX века ….41
Глава IV. Моды XIX века ….49
Заключение ….63
Литература ….67
-
Дипломная работа:
Функционирование лексической группы «болезни человека» в «тобольском лечебнике xvii века»
98 страниц(ы)
Введение….….3
Глава I. Проблемы изучения специальной лексики в диахронии
1.1. Историческое терминоведение как научная дисциплина1.1.1. Проблематика, понятие, предмет, методы исторического терминоведения. Историческое терминоведение в ряду смежных наук….7РазвернутьСвернуть
1.1.2. Этапы становления исторического терминоведения….12
1.2. Проблемы формирования и развития терминологий….17
1.3. Основные процессы в русском языке XVII века …22
1.4. Источники изучения русской медицинской лексики донаучного периода.25
Глава II. Отражение специализации лексической группы «Болезни человека» в «Тобольском лечебнике XVII века»
2.1. Общая характеристика материала и методов исследования….32
2.2. Происхождение наименований болезней….34
2.3. Признаки неустойчивости наименований болезней
2.3.1. Фонетико-графическая вариантность…41
2.3.2. Структурно-морфологическая вариантность…45
2.3.3.Синонимические отношения….50
2.4. Признаки нормализации наименований болезней
2.4.1. Гиперогипонимические отношения….54
2.4.2. Специализация словообразовательных средств….62
Заключение….67
Список использованной литературы ….71
Приложение…75
Методическое приложение….91
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Предыдущая работа
Реформы центральных органов управления при Петре 1.Следующая работа
Здоровый образ жизни.




-
Реферат:
Информационные поисковые системы в Интернет.
24 страниц(ы)
Введение 3
1 Поисковые системы 4
1.1 Как работают механизмы поиска 4
1.2 Сравнительный обзор поисковых систем 72 Поисковые роботы 11РазвернутьСвернуть
2.1 Использование поисковых роботов 11
2.1.1 Статистический Анализ 11
2.1.2 Обслуживание гипертекстов 12
2.1.3 Зазеркаливание 12
2.1.4 Исследование ресурсов 13
2.1.5 Комбинированное использование 14
2.2 Повышение затрат и потенциальные опасности при использовании поисковых роботов 14
2.2.1 Сетевой ресурс и загрузка сервера 14
2.2.2 Обновление документов 15
2.3 Роботы / агенты клиента 16
2.3.1 Плохие программные реализации роботов 17
3 Поисковые системы российского Интернет 19
Заключение 23
Список использованной литературы 24
-
Реферат:
Культура Древней Греции, Афины и Спарта
21 страниц(ы)
Введение 3
1 Античный полис как уникальное явление 5
2 Характерные черты древнегреческой культуры 9
3 Значение древнегреческой культуры 18Заключение 19РазвернутьСвернуть
Список использованной литературы 21
-
Реферат:
Глобальные научные революции и их анализ
21 страниц(ы)
Введение 3
1 Первая научная революция 4
2 Вторая научная революция 7
3 Третья научная революция 11
4 Четвертая научная революция 16Заключение 20РазвернутьСвернуть
Список использованных источников 21
-
Реферат:
Интеллектуальные информационные системы.
18 страниц(ы)
Введение 3
1 Интеллектуальная информационная система 4
1.1 Экспе́ртная систе́ма 5
1.2 Вопросно-ответная система 62 Классификация задач, решаемых ИИС 10РазвернутьСвернуть
Заключение 12
Список литературы 13
-
Контрольная работа:
Стратегическое планирование, его цели и задачи.
32 страниц(ы)
Введение 3
1. Сущность стратегического планирования: понятие, необходимость, задачи 4
2. Этапы стратегического анализа, инструменты, организация 103. Процесс формирования стратегии и характеристика основных видов стратегий 18РазвернутьСвернуть
Заключение 28
Литература 30
Приложение 1 31
Приложение 2 32
-
Реферат:
18 страниц(ы)
Введение 3
Личность Ермака 5
Экспедиция Ермака 7
Присоединение Сибири 13
Россия и Сибирь 16
Заключение 17
Список используемой литературы 18
-
Реферат:
21 страниц(ы)
Введение 3
История Буддизма 5
Основная сущность Буддизма 8
Этика Буддизма 15
Национальные формы Буддизма 17
Заключение 19
Литература: 21
-
Реферат:
Происхождение и развитие галактик и звезд.
27 страниц(ы)
Введение 3
1 Происхождение и развитие галактик и звезд 4
1.1 Зарождение звезд 5
1.2 Эволюция звезд 6
1.3 Черные дыры 72 Эволюция галактик 9РазвернутьСвернуть
2.1 Неустойчивость 9
2.2 Сжатие 11
2.3 Эволюция галактик 13
3 Межзвездная среда 16
6.1 Эмиссионные газовые туманности. 17
6.2 Межзвездная пыль 19
6.3 Атомарный, молекулярный и горячий газ 20
6.4 Космические лучи. 21
6.5 Крупномасштабное распределение межзвездной среды. 22
Заключение 25
Библиографический список 27
-
Реферат:
Миссия и системе ценностей организации.
18 страниц(ы)
Введение 3
1.Современные представления миссии 5
2. Система ценностей организации 10
Заключение 16
Список литературы 18
-
Контрольная работа:
15 страниц(ы)
Вопрос № 36 Психологическое образование и история его становления 3
Вопрос № 54 Профессионально важные качества профессионального психолога 14Список использованной литературы 15РазвернутьСвернуть