СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

КОНЦЕПТ «РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX-XXI ВВ.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ - Магистерская работа №44245

«КОНЦЕПТ «РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX-XXI ВВ.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ» - Магистерская работа

  • 95 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: navip

Содержание

Введение 3

Глава 1. Концепт «русское варенье» в русской культуре и литературе

§ 1 Исторические и культурно-бытовые источники концепта «русское варенье» 9

§ 2 Концепт «русское варенье» в русской классической литературе первой половины XIX века 16

§ 3 Концепт «русское варенье» в русской классической литературе второй половины XIX века 28

Глава 2. Концепт «русское варенье» в русской литературе ХХ-ХХ1 вв.

§ 4 Концепт «русское варенье» в пьесе Л. Улицкой «Русское варенье» 44

§ 5 Концепт «Русское варенье» в стихотворении И. Кабыш «Кто варит варенье в июле» 52

Глава 3. Методические рекомендации по проведению культурно-просветительских и образовательных мероприятий в школе на тему «Концепт «русское варенье» в русской культуре, искусстве и литературе»

§ 6 Тема «варки варенья» в русской прозе и поэзии XIX века: рекомендации к проведению урока по литературе в 10 классе 55

§ 7 Конспект внеклассного занятия «Русское варенье как элемент традиционной русской культуры» 62

Заключение 73

Список литературы 76

Приложение 1 79

Приложение 2 83


Введение

Базовым понятием в современной гуманитаристике стало понятие концепта. Сегодня оно рассматривается с позиций различных наук: лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, психолингвистики, литературоведения, философии, социологии и т.д. Соответственно определяется оно также по-разному. Первичными являются определения концепта с точки зрения языка.

Как указывает Н. Ю. Шведова, «концепт - это содержательная сторона словесного знака (значение - одно или комплекс ближайше связанных значений), за которой стоит понятие (т. е. идея, фиксирующая существенные «умопостигаемые» свойства реалий и явлений, а также отношения между ними), принадлежащее умственной, духовной или жизненно важной материальной сфере существования человека, выработанное и закрепленное общественным опытом народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и - через ступень такого осмысления - соотносимое с другими понятиями, ближайше с ним связанными или, во многих случаях, ему противопоставляемыми» .

По мнению другого ученого, В.А. Масловой, «концепты появляются в глубокой древности и прослеживаются через взгляды мыслителей, писателей и рядовых носителей языка вплоть до наших дней» .

В «Словаре русской культуры» Ю.С. Степанова дано, на наш взгляд, одно из наиболее точных и емких определений концепта: «Концепт - это сгусток культуры в сознании человека. С другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек сам входит в культуру. Концепт полисемантичен. Он соединяет в себе определенность смысла и бесконечную перспективу своего развития» .

В «Философском энциклопедическом словаре предлагается следующее толкование этого термина: «Концепт (от лат. conceptus), содержание понятия, акт —схватывания” смыслов вещи».

В «Логическом словаре-справочнике» Н.И. Кондакова дается аналогичная отсылка: «Концепт - понятие,

единица речевого высказывания, логически смысловой компонент его семантической структуры; характеризует акт понимания и его результат, полученный в коммуникации, тем самым предполагая направленность на другого» .

Судя по употреблениям термина «концепт», его используют, чтобы подчеркнуть априорность некоторого понятия,

реконструирующего ту сущность ментального мира, которая за этим понятием лежит.

Большая популярность и даже мода на термин концепт в научной и художественной литературе конца XX - начала XXI вв. указывает на интерес к реконструкции важнейших ментальных сущностей в жизни человека, с которыми он сталкивается в обыденной жизни, не задумываясь над их истинным смыслом.

К таким понятиям, являющимся «сгустками языка и культуры», можно отнести концепт «русское варенье», который характерен именно для русской ментальности. Отсюда, кстати, проблема его переводимости на иностранные языки. К примеру, в английском переводе этого словосочетания - «Russian jam» - совершенно исчезает национально-культурный колорит, не передается русская бытовая традиция.

Анализ концепта «русское варенье» в разных произведениях русской словесности, начиная от фольклора до современной литературы, позволяет выявить его национальную специфику, проявляющуюся в разных способах его вербализации, в особенностях репрезентации, в количестве и наборе лексем, фразеологизмов, в степени и уровне художественного обобщения, на котором концепт представлен в том или ином произведении.

Сегодня неоспоримо то, что исследование концептов является одним из способов реконструкции картины мира в целом и картины мира в художественном произведении в частности.

Концепт «русское варенье» имеет важное значение в целостной картине русского мира, занимая одну из ведущих позиций в системе национальных культурных ценностей. Причина этого понятна и проста: как показывает история национального быта, варенье - неотъемлемая часть нашей жизни и необходимая ее составляющая.

Варенье - традиционный десерт у восточных славян - русских, украинцев (укр. Варення), и белорусов (белор. Варэнне), а также народов Закавказья (азерб. Mursbbs), и некоторых других народов и стран. Оно не характерно для Западной Европы и США (англ. - Varenye, заимствование из русского и англ. - Murabba, восточный термин, нем. - Warenje, заимствование из русского).

Согласно сведениям из словаря-справочника «Русская культура и традиции», варенье получают путём варки фруктов или ягод, реже овощей, молодых грецких орехов, молодых сосновых шишек, лепестков роз, с сахаром (в старину, до использования сахара - с мёдом) с целью консервирования.

В отличие от повидла, конфитюра и мармелада (цитрусового джема, в английском понимании), варенье готовится так, чтобы все его ингредиенты сохраняли свою форму, имели неоднородную консистенцию.

Обычно варенье состоит из более или менее жидкого сиропа и отдельных кусочков фруктов, либо даже небольших фруктов (инжир, райские яблочки) и ягод целиком.

Кроме широко распространенных вариантов традиционного варенья, существуют другие его разновидности: варенье из кабачков, огурцов, тыквы и даже лука, но это уже изыски консервации.

Варенье не всегда было только десертом или его частью. Оно отлично подходит к сыру, соусам или для приготовления глазури. Чаще всего в этом качестве используются клюква, брусника, облепиха и другие кисло-сладкие ягоды с горькой ноткой.

Конечно, концепт «русское варенье» вбирает в себя не только гастрономические значения, в нем отражена народная культурно-бытовая традиция.

Однако в современной гуманитарной науке, в том числе в культурологии и литературоведении, очень мало работ, посвященных изучению данного концепта.

Актуальность предлагаемого исследования определяется важностью того места, которое концепт «русское варенье» занимает в системе ценностей русской национальной культуры.

Объектом исследования в работе выступает концепт «русское варенье» как фрагмент ценностной картины мира русской национальной культуры, нашедший многогранное отражение в русской литературе.

Предметом исследования является структура концепта «русское варенье» с точки зрения его общих (универсальных) и культурно-специфических составляющих, рассмотренных на ряде конкретных примеров.

Целью настоящего исследования является анализ концепта «русское варенье» в произведениях русской классической литературы через средства и способы его вербализации, а также выявление существенных различий в системе ассоциаций и коннотаций, связанных с отношением к «варенью» представителей русской культуры.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

- рассмотреть основные подходы к пониманию концепта на современном этапе развития гуманитарной науки и выделить его существенные характеристики;

- выявить факторы формирования концепта «русское варенье» в русской культуре и литературе;

- рассмотреть репрезентативные примеры концепта «русское варенье» в произведениях русских писателей и поэтов 19-21 веков;

- разработать методические рекомендации по проведению культурно-просветительских и образовательных мероприятий в школе на тему «Концепт «русское варенье» в русской культуре, искусстве и литературе».

Теоретической основой исследования стали работы зарубежных и отечественных ученых по теории концептов (А. Вежбицкая, Ю.С. Степанов, Ю.Д. Апресян, Е.С. Кубрякова, И.А. Стернин, З.Д. Попова и др.).

Материалом исследования являются художественные средства и приемы, объективирующие концепт в литературных произведениях. В ходе исследования использованы такие источники как толковые, словообразовательные, фразеологические, этимологические, ассоциативные словари русского языка, словари пословиц и поговорок, произведения русских писателей и поэтов XIX-XXI веков.

Методологию исследования составляют описательный метод, интерпретативный анализ художественного текста.

Научная новизна работы заключается в анализе концепта «русское варенье» на материале русской литературы XIX-XXI вв.

Теоретическая значимость исследования обусловлена анализом концепта «русское варенье» в русской литературе от фольклора до современности, что позволяет сделать необходимые обобщения.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов на занятиях по русскому языку и литературе в средней школе и вузе.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТ «РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ» В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ

§ 1. Исторические и культурно-бытовые источники концепта «русское варенье»

В старину ни одно чаепитие на Руси не обходилось без варенья. Кто и когда первым его сварил - неизвестно. Кажется, что его варили на Руси всегда. Многие историки и культурологи склоняются к тому, что варка варенья - это исконно русская традиция. Само название пришло из древнерусского языка и означает сладкое лакомство из ягод, фруктов, овощей, цветов, сваренных в меде или патоке.

«ВАРЕНЬЕ, - плоды или ягоды, сваренные на сахаре, меду или патоке». Считается, что варка варенья из ягод и фруктов - русская традиция. Европейские аналоги варенья - это конфитюр во Франции и джем в Англии. По русской традиции, варенье готовят из цельных или крупно нарезанных фруктов и ягод, тогда как джем, конфитюр или мармелад, как и повидло, делают на основе протёртых ягод и фруктов. В варенье сироп должен быть густой и прозрачный, а ягоды должны в нём хорошо держаться, не оседая на дне и не всплывая.

Поскольку сахар вплоть до конца XIX века был очень дорогим, для приготовления варенья в старину использовали патоку или мёд. Поэтому варенье было доступно только богатым людям, оно было дорогим удовольствием. Готовили варенье и без мёда: в этом случае ягоды уваривали пять-шесть часов без открытого огня в протопленной русской печи.

Традиционно варенье варили в дворянских усадьбах, причем обычно процессом варки руководила сама хозяйка. В каждой семье были свои секреты. Умению варить варенье придавали большое значение. Благородных девиц обучали этому так же, как и рисованию, пению, игре на рояле.

Среди фруктов, которые обычно использовали для варенья, главными были яблоки. Считается, что культурная яблоня появилась в монастырских садах Киевской Руси еще в XI-XII вв. Особенно славился яблоневый сад, заложенный при Ярославе Мудром (в 1051 году) и известный позже как сад Киево-Печерской лавры.

В письменных документах XIV века упоминаются также московские сады, а в «Домострое» уже даются первые советы по уходу за яблоневым садом. Яблоки можно было есть не ранее 19 августа - дня Яблочного Спаса (это народное название церковного праздника Преображения Господня). Тогда же начинали варить яблочное варенье. Другие фруктовые плоды, из которых варили варенья, - грушу, вишню, сливу - начали выращивать на Руси примерно с XV века, а такие южные культуры, как айва, абрикос, персик и т.п. еще позже.

В древности, что видно по фольклорным произведениям, распространены были гадания на варенье. Популярным было гадание на суженого по варенью. Наполнив вазочку собственноручно сваренным вареньем, девушка ставила ее на столик или стул у изголовья кровати, а ложась спать, приговаривала: «Суженый, ряженый, приходи сладкого поесть!». Считалось, что во сне явится суженый. Знатоки утверждают, что после такого гадания от женихов не будет отбоя.

Сохранились также предания, сказки и песни, в которых упоминается варенье. (Приложение 1).

На Руси было принято варить каждое варенье в определенный день. Например, 24 июля (по народному календарю это день Офимьи- Комарницы или Ефимьи-Стожарницы) начинали варить малиновое варенье. В саду у каждого помещика непременно выращивали ягодные кустарники - малину и ежевику, смородину и крыжовник.


Заключение

Наше исследование показывает, что концепт «Русское варенье» в произведениях русской словесности, начиная от фольклора до современной литературы, отражает национальную специфику русского мира, занимая одну из ведущих позиций в системе национальных культурных ценностей. Причина этого понятна и проста: как свидетельствует история национального быта, варенье - неотъемлемая часть нашей жизни и необходимая ее составляющая.

Конечно, концепт «русское варенье» вбирает в себя не только гастрономические значения, в нем отражена народная культурно-бытовая традиция, сохранившаяся до сих пор. Поэтому варка варенья остается одной из устойчивых универсалий как культуры быта, так и художественной словесности. Это связано с той фундаментальной ролью, которую изначально играла для человека заготовка пищи на зиму. Связанное с календарным циклом, ежегодно повторяемое действие способствовало отработке не только технологий, но и определенных поведенческих моделей ее участников.

Сам концепт «русское варенье» в произведениях русской литературы проанализирован через средства и способы его вербализации, а также через систему ассоциаций и коннотаций, связанных с отношением к «варенью» различных представителей, прежде всего связанных с русской патриархальной культурой, в которой варка варенья составляла целый этап жизни семьи в летний период.

Во многих произведениях русской художественной литературы этот образ и мотив присутствует. Важной особенностью его поэтики является детальное изображение процесса варки варенья. В содержательном плане он выступает знаком устойчивого образа жизни, сложившегося в провинциальной среде.

Много упоминаний о русском варенье содержится в произведениях А.С. Пушкина, который сам был его большим любителем. Это, прежде всего, романы «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка».

Тему варенья продолжил в своих произведениях Н.В. Гоголь. Наиболее примечательна в этом плане повесть «Старосветские помещики». В этих произведениях изображение варки варенья вводится в сюжет, а также для психологизации образов персонажей, например, образа Фенечки в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». К варенью неравнодушны многие герои Ф.М. Достоевского («Бедные люди», «Бесы», «Братья Карамазовы»).

Много описаний чаепития с вареньем в произведениях А.П. Чехова. Так, ритуал чаепития с вареньем подробно описан в иронической тональности в рассказе «Дом с мезонином». Представлен он и в пьесах А.Н. Островского, отражая светлые стороны патриархальной русской жизни.

Весьма показательным концептуальным примером в этом плане является изображение варки варенья в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина», выступающей как элемент национальной культуры, семейной традиции, которой дорожат хозяева дома.

В целом, можно сказать, что представленный в нашем исследовании аналитический обзор произведений русской литературы показывает, какую значительную роль играет в них концепт «русского варенья». Варенье - непременный атрибут изображения жизни в русской усадьбе, свидетельствующий о стабильности, крепости национальной культуры, продолжении традиций семьи, народа.

Своеобразным итогом и вместе с тем разрушением этой традиции стала пьеса Л. Улицкой «Русское варенье» (2003), в которой образ современной России ассоциируется с утратой многих кулььтурных ценностей, в том числе и русского варенья. То, что приближение к катастрофе неизбежно, показывается через бессмысленную варку варенья.

Противоположным примером является стихотворение

современной поэтессы И. Кабыш «Кто варит варенье в июле», в котором заключена целая жизненная философия, во многом обусловленная гимном русскому варенью.

Таким образом, концепт «русское варенье», как мы стремились показать, занимает важное место в русской культуре, искусстве и литературе. Его духовный потенциал, на наш взгляд, можно и нужно использовать на уроках русского языка и литературы. Поэтому одним из практических результатов исследования стали разработанные нами методические рекомендации по проведению культурно-просветительских и образовательных мероприятий в школе.


Список литературы

1. Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5-ти т. Т.2. Дьяволиада; Роковые яйца; Собачье сердце; Рассказы; Фельетоны. - М.: Худож. лит., 2016. - 751 с.

2. Виноградов В. В. История слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М., 2015.

3. Гоголь Н.В. Повести. Ревизор. Мертвые души. - М.: АСТ, 2014.

4. Гончаров И. Обломов. - М.: Мир книги, 2015.

5. Демьянков В. З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке // Вопросы филологии. - М., 2016. - № 1. - С. 35-47.

6. Демьянков В.З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры // Концепты культуры и концептосфера культурологии. - М., 2001. - С. 60-62.

7. Кабыш И. Кто варит варенье в июле. - М.: Мир книги, 2017.

8. Лаврентьева Е. Культура застолья XIX века. Пушкинская пора. - М.: ТЕРРА, 1999.

9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб., 2015.

10. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Комментарий. - Л., 2014.

11. Марченко Н. Приметы милой старины. - М.: Эксмо, 2015.

12. Мещеряков В.П. Сербул М.Н. Дела давно минувших дней. Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVIII-XIX веков. - М., 1999.

13. Мнацаканян С. Литературная кулинария, или Метафизика еды // Литературная газета. - 2014. - № 43. - С.10-21.

14. Похлебкин В.В. Из истории русской кулинарной культуры. - М.: Классика кулинарного искусства, 2015.

15. Преподавание литературы в XI классе: Сборник методических и справочных материалов в 2-х частях / Под редакцией Г.А. Обернихиной. Часть II. - М.: АРКТИ, 2002. - 216 с.

16. Пушкин А.С. Евгений Онегин. - М.: Эксмо. 2014. - 345 с.

17. Романов П.В. Застольная история государства Российского. - М., 2015.

18. Роговер Е.С. Русская литература XX века. В помощь выпускнику школы и абитуриенту: Учебн. пособие. - СПб.: "Паритет", 2002. - 496 с.

19. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Учеб. Пособие для учащихся 11 классов общеобразоват. учреждений. - В 2 ч. Ч. 2/ В.А. Чалмаев, В.Г. Боборыкин, А.И. Павнецова и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 383 с.

20. Рябцев Ю.С. История русской культуры 18-19 веков. - М., 2014.

21. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы. - М., 2014.

22. Улицкая Л. Русское варенье. - М.: ЭКСМО, 2018.

23. Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта 19 века. - М., 2015Чехов А.П. Рассказы и повести. - М.: Владос, 2014.

24. Шведова Н. Ю. Русский язык: Избранные работы. - М., 2015.

25. Экзамен по русской литературе: Пособие для школьников и абитуриентов /Сост. Жуковский И.Л., Камашинский С.Е. - М.:

Современное слово, 2014. - 560 с.

Электронные ресурсы

27. Википедия - свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный: http: //ru.wikipedia.

28. Журнал «Гастрономъ». Застолье с Онегиным. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный: http://www.kuk**ing.net.

29. Интернет-журнал «Филолог». [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный: http://phi**lolog.pspu.ru

30. Русская виртуальная библиотека А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный: http://www.rv**b.ru.

31. Русская виртуальная библиотека. А.С. Пушкин. Собр. соч. в 10 томах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный: http: //www.r**vb.ru.


Примечания

Оригинал в pdf

Тема: «КОНЦЕПТ «РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX-XXI ВВ.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ»
Раздел: Педагогика
Тип: Магистерская работа
Страниц: 95
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Традиции и новаторство в рождественских рассказах русских писателей XXI века: культурологический и методический аспекты изучения

    72 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. Рождественский рассказ в контексте русской классической литературы
    1.1. Жанровые особенности рождественского рассказа 6
    1.2. Рождественские произведения русских писателей 13
    1.2.1. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»(1834) 14
    1.2.2. М.Е. Салтыков-Щедрин «Елка» (1857) 16
    1.2.3. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке» (1876) 19
    1.2.4. А.П. Чехов «Ванька» (1886) 22
    Выводы по главе 27
    ГЛАВА II. Календарно-религиозная проза XXI: традиции и новаторство в произведениях современных авторов
    2.1. «Рождественский рассказ» В. Токаревой 31
    2.2. Жанровые и стилевые особенности рождественских рассказов
    Л. Улицкой «Капустное чудо» и Л. Петрушевской «Черное пальто» 34
    2.3. Трансформация канона рождественского рассказа в произведении Д. Быкова «Девочка со спичками дает прикурить» 40
    Выводы по главе 48
    Глава III. Культурологические и методические аспекты изучения религиозной календарно-религиозной словесности в современной школе
    3.1. Изучение религиозно-календарной прозы в современной школе 51
    3.2. Интермедиальный урок в 9 классе на тему: «Интерпретации рассказов А.П. Чехова «Ванька» в анимации и театральных постановках»: конспект урока 55
    Выводы по главе 65
    Заключение 68
    Список литературы 71
  • Дипломная работа:

    Крестьянская россия в изображении русских писателей и художников: интермедиальный и методический аспекты изучения

    100 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Русская литература и живопись: проблемы сравнительного анализа. .6
    1.1 Вопрос о соотношении искусств и возможности проведения их сравнения 6
    1.2 Современные исследования проблемы сравнительного анализа русской литературы и живописи 13
    Выводы по главе 20
    Глава II. Крестьянская Россия в изображении русских писателей и художников: интермедиальный метод анализа произведений литературы и живописи 23
    2.1 Образ крестьянина в изображении русских писателей 23
    2.2 Крестьянская Россия в изобразительном искусстве XIX века 37
    2.3 Интермедиальный метод анализа художественного и изобразительного произведений в практике школьного обучения 61
    Вывод по главе 72
    Заключение 74
    Список литературы 76
    Приложения 80
  • Дипломная работа:

    Тематика и проблематика публицистической прозы уфимского писателя М. Чванова: культурологический и методический аспекты изучения

    64 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВВ 10
    1.1. Общая характеристика и основные направления современной публицистики рубежа веков 10
    1.2. Споры о духовном упадке России в современной публицистике: расхождения и точки соприкосновения 17
    ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПУБЛИЦИСТА М.А. ЧВАНОВА 33
    2.1. Художественное своеобразие эссеистических очерков М.А. Чванова.33
    2.2. Портретная публицистика М.А. Чванова 39
    2.3. Методические рекомендации к урокам литературного краеведения для старшеклассников: интермедиальный урок по литературе на материале публицистических произведений М.А. Чванова в 10 классе 47
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
  • Дипломная работа:

    Роман м. булгакова «мастер и маргарита» в русской культуре: культурологический и методический аспекты изучения в школе и вузе

    102 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. РОМАН М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ
    1.1. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в литературоведении…8
    1.2. Роман «Мастер и Маргарита» в живописи и в скульптуре….…15
    1.3. История кинолент романа «Мастер и Маргарита»….23
    1.4. Роман «Мастер и Маргарита» в драматургии….….35
    Выводы по первой главе….43
    ГЛАВА II. БУЛГАКОВСКИЕ ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ
    2.1. Образ Мастера и Маргариты в литературоведческой, кинематографической, живописной трактовке….45
    2.2. Трактовка образа Иешуа и Пилата в литературе и культуре.….…51
    2.3. Интерпретация инфернальных образов в литературе и культуре….56
    2.4. Разработка конспекта урока «Жизнь и творчество М.А. Булгакова» для 11-х классов СОШ…63
    Выводы по второй главе….76
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….79
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….83
    СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ…88
    ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА….89
    ПРИЛОЖЕНИЕ….88
  • Дипломная работа:

    Роман м. булгакова «мастер и маргарита» в русской культуре: культурологический и методический аспекты изучения в школе и вузе

    102 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. РОМАН М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
    В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ
    1.1. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в литературоведении…8
    1.2. Роман «Мастер и Маргарита» в живописи и в скульптуре….…15
    1.3. История кинолент романа «Мастер и Маргарита»….23
    1.4. Роман «Мастер и Маргарита» в драматургии….….35
    Выводы по первой главе….43
    ГЛАВА II. БУЛГАКОВСКИЕ ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ
    2.1. Образ Мастера и Маргариты в литературоведческой, кинематографической, живописной трактовке….45
    2.2. Трактовка образа Иешуа и Пилата в литературе и культуре.….…51
    2.3. Интерпретация инфернальных образов в литературе и культуре….56
    2.4. Разработка конспекта урока «Жизнь и творчество М.А. Булгакова» для 11-х классов СОШ…63
    Выводы по второй главе….76
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….79
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….83
    СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ…88
    ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА….89
    ПРИЛОЖЕНИЕ….88
  • Дипломная работа:

    Праведность и плутовство в рассказах Н.С. Лескова: культурологический и методический аспекты изучения

    68 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.С. ЛЕСКОВА 9
    1.1. Обзор литературно-критических статей, посвященных свойствам русского национального характера в творчестве Н.С. Лескова 9
    1.2. Парадоксальность русского национального характера в художественном мире Н.С. Лескова 14
    ГЛАВА 2. ЗАГАДКИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В РАССКАЗАХ Н.С. ЛЕСКОВА 1880-Х ГОДОВ 29
    2.1. Художественная характерология Н.С. Лескова в рассказах 1880-х годов 29
    2.2. Методические рекомендации к интермедиальному уроку по творчеству Н.С. Лескова в 10 классе (на материале рассказа «Грабеж») 44
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Контрольная работа:

    Готовые решения задач на алгоритмическом языке Паскаль. УГНТУ. Вариант 58

    22 страниц(ы) 

    Работа 1. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    Разработать программу вычисления значений заданных функций для произвольных значений исходных данных. Выполнить тестовый расчет и расчет для заданных значений исходных данных.
    Работа 2. ПРОГРАММИРОВАНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.
    Разработать программу табулирования (вычисления таблицы значений) функции для произвольного диапазона изменения независимого параметра или аргумента. Выполнить расчет для заданных значений исходных данных.
    Результаты расчетов вывести в табличной форме, например, для
    3 варианта таблица должна иметь следующий вид:
    1. Табулирование функции
    Работа 3. ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЯЮЩЕГОСЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    Разработать программу вычисления значений заданной кусочно-непрерывной функции для произвольных значений исходных данных. Подготовить исходные данные для контрольного расчета значения функции по каждой формуле. Выполнить контрольные расчеты и расчет для заданных исходных данных
    Работа 4. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ИТЕРАЦИОННОГО ЦИКЛА
    Функция y(x) задана двумя способами: формулой y = f(x) и ее разложением в бесконечный ряд S.
    Разработать программу вычисления точного yT и приближенного yP значений функции y(x) при изменении её аргумента x от a до b с шагом x. Приближенное значение вычислять путем суммирования членов ряда до достижения требуемой точности   yTyP  . Предусмотреть завершение процесса суммирования членов ряда по заданному максимальному номеру члена ряда n для предотвращения зацикливания итерационного цикла. Результаты расчетов вывести в виде следующей таблицы.
    Суммирование ряда
    Аргумент Точное значение Приближенное значение Количество слагаемых Ошибка
    0.20
    0.30
    .
    .
    .
    0.80 0.16053
    0.21267
    .
    .
    .
    0.28540 0.16053
    0.21270
    .
    .
    .
    0.28542 3
    3
    .
    .
    .
    5 -0.000003
    -0.000032
    .
    .
    .
    -0.000015
    Работа 5. ПРОГРАММИРОВАНИЕ МАТРИЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ
    Разработать программу решения четырех взаимосвязанных задач частой работы:
    1) расчета элементов квадратной матрицы A = (ai,j ), i,j = 1,2,.,n по заданной формуле;
    2) вычисления элементов вектора X = (xi), i = 1,2,.,n по заданному правилу;
    3) требуемого упорядочения элементов матрицы А или вектора Х;
    4) вычисления значения y по заданной формуле.
    Размерность задачи n назначается преподавателем.
  • Дипломная работа:

    Разработка электронного ресурса по дисциплине “теория вероятности и математическая статистика”

    35 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА” 5
    1.1 Описание разработки электронных ресурсов по дисциплине “Теория вероятности и задачи математическая акмуллы статистика” и их виды 5
    объекта Вывод по 1 15
    минимальные Глава 2. передавать РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ электронные СИСТЕМЫ может ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ 17
    2.1. любые Техническое партнеров задание 17
    2.2. процессе Статистические и динамические диаграммы 31
    2.2 Динамические диаграммы 32
    Вывод по главе 2 33
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
  • Курсовая работа:

    Сущность памяти и условия прочного запоминания

    30 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Виды памяти 6
    1.1. Сенсорная память 7
    1.2. Кратковременная память 9
    1.3. Долговременная память 11
    1.4. Рабочая память 12
    Глава II. Характеристические свойства памяти 14
    2.1. Процессы памяти 14
    2.2. Качества памяти и её представление 21
    2.3. Самооценка памяти 23
    2.4. Совершенствование памяти 24
    Заключение 28
    Литература 30
  • Задача/Задачи:

    Двигатели постоянного тока

    6 страниц(ы) 

    Задача 1
    Двигатель постоянного тока параллельного возбуждения имеет следующие данные: UH = 110 В, Iн =50,5 А, nн = 1000 об/мин, Rя = 0,21 Ом, Rв = 62 Ом, КПД  =81 %. Определить все виды потерь в номинальном режиме, ток при максимальном КПД.
  • Контрольная работа:

    Аccess (исходник БД)

    21 страниц(ы) 

    Создание таблицы путем ввода данных

    Microsoft Access позволяет создать таблицу путем ввода данных в окно с традиционной табличной формой (рис.).

    Рис. Создание таблицы путем ввода данных
    Для этого:
    1. Открыть окно новой или существующей базы данных и в нем открыть список таблиц.
    2. Выделить в списке таблиц ярлык Создание таблицы путем ввода данных (Create table by entering data) и дважды щелкнуть по нему левой кнопкой мыши. Появится пустая таблица со стандартными названиями столбцов: Поле1 (Field 1), Поле2 (Field2) и т. д. По умолчанию для создания таблицы предоставляется десять полей.
    3. В поля этой таблицы нужно ввести требуемые данные. Тип данных в одном поле (столбце) во всех записях должен быть одинаковым.
    4. Можно ввести свои собственные заголовки столбцов, для чего щелкнуть правой кнопкой мыши по заголовку столбца и выберите из контекстного меню команду Переименовать столбец (Rename Column). После этого стандартное назван-ие столбца подсвечивается, и вы можете вводить свое название.
    5. По окончании ввода данных нажать кнопку Закрыть (в верхнем правом углу окна таблицы).
    6. В ответ на вопрос Сохранить изменения макета или структуры таблицы <имя таблицы>? (Do you want to save changes to the design of table <имя таблицы>?) нажать кнопку Да (Yes).
    7. В окне Сохранение (Save As) в поле Имя таблицы (Table Name) ввести имя новой таблицы и нажать кнопку ОК (рис).

    Рис. Диалоговое окно Сохранение
    8. Microsoft Access выдаст сообщение Ключевые поля не заданы (There is no primary key defined) и вопрос Создать ключевое поле сейчас? (Do you want to create a primary key now?). Нажать кнопку Нет (No), если одно или несколько полей в таблице могут однозначно идентифицировать записи в таблице и служить первичным ключом, или кнопку Да (Yes), и тогда Access создаст дополнительное поле, которое сделает ключевым. К определению ключевого поля таблицы мы еще вернемся в разд. "Определение ключевых полей" данной главы.
    В списке таблиц появится новая таблица, которая будет содержать введенные данные. Таблица при этом создается автоматически. Поля ее будут иметь либо стандартные названия, либо те, которые вы ввели, а их типы будут определяться по введенным данным. В случае, если в один столбец были введены данные разных типов, например числа, даты и текст, тип поля определяется как Текстовый (Text).
    Создание таблицы с помощью Конструктора таблиц
    Теперь мы познакомимся с режимом Конструктора. В режиме Конструктора таблицы создаются путем задания имен полей, их типов и свойств. Чтобы создать таблицу в режиме Конструктора, необходимо:
    1. Дважды щелкнуть левой кнопкой мыши на ярлыке Создание таблицы с помощью конструктора (Create table in Design View) или нажать на кнопку Создать (New) в верхней части окна базы данных, выбрать из списка в окне Новая таблица (New Table) элемент Конструктор (Design View) и нажать кнопку ОК. В том и в другом случае откроется пустое окно Конструктора таблиц (рис.).

    Рис. Окно новой таблицы в режиме Конструктора
    2. В окне Конструктора таблиц в столбец Имя поля (Field Name) ввести имена полей создаваемой таблицы.
    3. В столбце Тип данных (Data Type) для каждого поля таблицы выбрать из раскрывающегося списка тип данных, которые будут содержаться в этом поле.
    4. В столбце Описание (Description) можно ввести описание данного поля (не обязательно).
    Совет
    Хотя Access не требует, чтобы для поля вводилось описание, мы рекомендуем не экономить время и описать большинство полей в таблицах. При выборе поля в форме или таблице это описание выводится в строке состояния окна приложения. Поэтому оно может служить справкой для пользователя вашего приложения.
    5. В нижней части окна Конструктора таблиц на вкладках Общие (General) и Подстановка (Lookup) ввести свойства каждого поля или оставить значения свойств, установленные по умолчанию.
    6. После описания всех полей будущей таблицы нажать кнопку Закрыть (в верхнем правом углу окна таблицы).
    7. На вопрос Сохранить изменения макета или структуры таблицы <имя таблицы>? (Do you want to save changes to the design of table <имя таблицы>?), нажать кнопку Да (Yes).
    8. В окне Сохранить как (Save As) в поле Имя таблицы (Table Name) ввести имя создаваемой таблицы и нажать кнопку ОК.
    9. В ответ на. сообщение Ключевые поля не заданы (There is no primary key defined) и вопрос Создать ключевое поле сейчас? (Do you want to create a primary key now?) нажмите кнопку Да (Yes) если ключевое поле необходимо, или кнопку Нет (No) если такого не требуется.
    После указанных действий в списке таблиц в окне базы данных появятся имя и значок новой таблицы. Ввести данные в созданную таблицу можно, открыв таблицу в режиме Таблицы.
    Существуют также и другие варианты, создания таблиц. Можно, например, создать таблицу с помощью запроса на создание таблицы .
    Можно создавать таблицы путем импорта из других баз данных или создавая связи с такими внешними таблицами.
  • Дипломная работа:

    Занятия лыжами, как средство развития физических качеств в среднем звене в учебно-воспитательном процессе.

    34 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    1.1. Роль и значение лыжных занятий для физического совершенствования школьников
    1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов
    1.3. Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов
    1.4. Классификация и содержание упражнений применительно к задачам воспитания двигательных качеств в программе по физической культуре
    ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    2.1. Цель и задачи исследования
    2.2. Методы исследования
    2.2.1. Анализ научно-методической литературы
    2.2.2. Тестирование физической подготовленности
    2.2.3. Педагогический эксперимент
    2.2.4. Методы математической статистики
    2.3.Организация исследования
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    3.1. Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности учащихся опытных групп в начале исследования
    3.2. Влияние занятий лыжами на развитие физических качеств и динамику физической подготовленности учащихся 5-х классов
    ВЫВОДЫ
    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Дипломная работа:

    Фирменный стиль детской студии искусств

    74 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ… 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ… 8
    1.1. Роль фирменного стиля в создании оригинального образа компании. 8
    1.2. Элементы фирменного стиля…. 14
    1.3. Восприятие цвета и его значение в фирменном стиле… 18
    1.4. Влияние шрифтов на восприятие фирменного стиля…. 21
    1.5. Технология производства рекламной продукции … 22
    ГЛАВА II. РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ ПО СОЗДАНИЮ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ ДЕТСКОЙ СТУДИИ ИСКУССТВА… 26
    2.1 Поиск образа и концепции фирменного стиля…. 26
    2.2.Разработка фирменного блока (шрифт, знак, цвет)…. 31
    2.3 Создание фирменного стиля детской студии искусства (брендбук)…. 33
    ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ СТУДИИ ИСКУССТВА… 36
    3.1 Структура Детской студии искусства… 36
    3.2 Календарно-тематический план по дисциплине «Графический дизайн». Методы и приемы формирования ЗУН у учащихся Детской студии искусства… 41
    3.3 План - конспект занятия «Стиль в графическом дизайне»…. 46
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 56
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …. 58
    ПРИЛОЖЕНИЕ… 61
  • ВКР:

    Анализ лингво-семантических особенностей концепта «труд» на занятиях по английскому языку (на материале английских и русских пословиц и поговорок)

    77 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Теоретические аспекты исследования концепта 1.1 Понятие концепта 6
    1.1.1 Определение термина «концепт» 6
    1.1.2 Признаки, содержание и классификации концептов 13
    1.2 Концепт в когнитивной лингвистике 20
    1.3 Концептосфера языка 26
    1.4 Семантическое пространство языка и концептосфера 29
    Выводы по первой главе 1 34
    Глава II. Анализ лингво-семантических особенностей концепта «труд»
    2.1 Сопоставительный анализ концепта «труд» в английском и русском языках на материале словарей и тезаурусов 36
    2.2 Особенности выражения концепта «труд» в русском языке на материале пословиц и
    поговорок 40
    2.3 Особенности выражения концепта «труд» в английском языке на материале пословиц и
    поговорок 46
    Выводы по второй главе 50
    Глава III. Методика работы по изучению лексических средств актуализации концепта «труд» в средних классах средней школы (на основе пословиц и поговорок) на уроке английского языка
    3.1 Описание проведённого урока 51
    3.2 План-конспект урока 58
    3.3 Выводы по третьей главе 60
    3.4 Заключение 61
    3.5 Список литературы 63
  • ВКР:

    Образ калифорнии в творчестве дж. стейнбека как на занятиях по английскому языку (на материале романа «к востоку от эдема»)

    57 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Теоретические подходы к исследованию особенностей лингвострановедческой лексики 7
    1.1. Общая характеристика лингвострановедения как лингвистической дисциплины 7
    1.2. Основные группы лингвострановедческой лексики 9
    Выводы по главе 1 18
    Глава II. Лингвострановедческие средства создания образа Калифорнии в творчестве Д.Э.Стейнбека 19
    1.3. Значение Калифорнии в жизни и творчестве Джона Стейнбека 19
    2.2.Анализ лингвострановедческой лексики на примере романа Д.Э.Стейнбека «К востоку от Эдема» 24
    Выводы по главе II 36
    Глава III. Приемы лингвострановедческого изучения романа Джона Стейнбека на занятиях по английскому языку 37
    3.1. Приемы введения лингвострановедческого материала на уроке английского языка 37
    3.2. Использование лексики романа «К востоку от Эдема» как компонент обучения лингвострановедению 40
    Выводы по главе III 43
    Заключение 44
    Список использованной литературы 47
  • ВКР:

    Исследование английских фразовых глаголов со значением «работать» на уроках английского языка в сош

    56 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1. Теоретические аспекты исследования фразеологии 6
    1.1 Фразеология как область лингвистики 6
    Развитие и изучение фразеологии 6
    1.2 Параметры фразеологичности 10
    Особенности семантики фразеологизмов 10
    1.3 Особенности фразеологизмов в различных языках 12
    Фразеология в английском языке 12
    1.4 Методы изучения фразеологических единиц 15
    1.5 Происхождение фразеологических единиц современного английского языка 18
    Фразеология в современной лингвистике 18
    Выводы по Главе 1 23
    Глава 2. Фразовые глаголы со значением «работать» 24
    2.1 Классификация фразовых глаголов в английском языке 24
    2.2 Особенности фразовых глаголов в современном английском языке 27
    Методы их изучения на уроках в школе 27
    2.3 Фразовые глаголы со значением «работать» 31
    Выводы по главе 2 39
    Глава 3. Введение фразовых глаголов на уроках английского языка в 10-11
    классах 41
    3.1 Учебно-методический комплект на уроках английского языка 41
    в 10- 11 классах 41
    3.2 Анализ учебного модуля из учебника «Spotlight» для 10 класса 43
    3.3 Исследование фразовых глаголов со значением работать на уроке английского языка в СОШ 46
    Выводы по главе 3 51
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
    Список литературы 55