У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Праведность и плутовство в рассказах Н.С. Лескова: культурологический и методический аспекты изучения» - Дипломная работа
- 68 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы
Примечания

Автор: navip
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.С. ЛЕСКОВА 9
1.1. Обзор литературно-критических статей, посвященных свойствам русского национального характера в творчестве Н.С. Лескова 9
1.2. Парадоксальность русского национального характера в художественном мире Н.С. Лескова 14
ГЛАВА 2. ЗАГАДКИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В РАССКАЗАХ Н.С. ЛЕСКОВА 1880-Х ГОДОВ 29
2.1. Художественная характерология Н.С. Лескова в рассказах 1880-х годов 29
2.2. Методические рекомендации к интермедиальному уроку по творчеству Н.С. Лескова в 10 классе (на материале рассказа «Грабеж») 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Введение
Актуальность исследования. У Н.С. Лескова в истории русской литературы парадоксальная позиция. С одной стороны, он признан классиком и достаточно обоснованно занимает место рядом с Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским, М.Е. Салтыковым - Щедриным. С другой стороны, бросается в глаза какая - то особость Н.С. Лескова: стилистическая «чрезмерность», уход от актуальных проблем своего времени, непризнание современниками. Как известно, классиком Н.С. Лескова «сделал» М. Горький, именно он поставил мастерство Н.С. Лескова в один ряд с мастерством А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, назвал его «волшебником слова». Современники же воспринимали Н.С. Лескова очень настороженно. Будучи «шестидесятником», Н.С. Лесков получил жесткую критику за свои «антинигилистические» романы; за чрезмерность стиля произведений Н.С. Лескова критиковали писатели - современники. Они же, например, в лице Ф.М. Достоевского упрекали его в незнании жизни, на что Н.С. Лесков вполне аргументировано возражал, апеллируя к своему богатому жизненному опыту. При жизни издав несколько собраний сочинений, Н.С. Лесков жаловался на непонимание, отсутствие читателя.
Нам кажется, что причина такой особости Н.С. Лескова заключается в том, что он всегда шел своим путем, у него всегда был свой взгляд на то или иное явление действительности, он пытался ко всему прикоснуться и сделать об этом собственный вывод. Эта черта и делает его самым русским писателем в русской литературе. Поэтому совершенно прав Д.С. Святополк - Мирский, заявляя: «Лескова <.> русские люди признают самым русским из русских писателей, и <он> всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть» [69].
Именно глубочайший интерес к национальной жизни, тончайшая передача всех оттенков ее народного миропонимания, глубокое знание быта всех сословий современной России дали возможность Н.С. Лескову создать удивительный и своеобразный, исполненный артистизма, неповторимый - лесковский - способ описания, особый духовно-аналитический подход к изображаемому.
Главная, сквозная тема творчества Н.С. Лескова - возможности и загадки русского национального характера. Отличительные свойства русского человека он искал во всех сословиях и классах, и его художественный мир поражает своей социальной пестротой и многоликостью: внук священника и купчихи, сын чиновника и дворянки, писатель хорошо знал быт каждого сословия и изображал его по-своему, постоянно полемизируя с литературными традициями и стереотипами.
И сам Н.С. Лесков не стеснялся об этом говорить. «Я смело, даже, может быть, дерзко, думаю, - вспоминал Н.С. Лесков, - что я знаю русского человека в самую его глубь и не ставлю себе это ни в какую заслугу. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими приказчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного под теплым овчинным тулупом. Я с народом был свой человек, и у меня есть в нем много кумовьев и приятелей, особенно на Гостомле, где живут бородачи, которых я, стоя на своих детских коленях в оные былые времена, отмаливал своими детскими слезами от палок и розог.» («Русское общество в Париже»). Таким образом, именно образ русского человека во всей его сложности и противоречивости является главным предметом изображения в произведениях Н.С. Лескова.
Как мы сказали, Н.С. Лесков шёл своим, оригинальным путем, он не был ни народником, ни западником, ни революционером; русский характер в его художественном мире несводим к одному типу, существует в разных проявлениях и в силу своей неоднозначности вызывает разные толкования.
Исследователи обращались к анализу многих художественных характеров в творчестве Н.С. Лескова, рассматривали типы человека почвы, нетерпеливца, русского европейца. Но, конечно же, центральный тип в лесковской характерологии, сверхтип - это тип праведника.
Проблема «праведничества», занимающая центральное место в художественном мире Н.С. Лескова в период с 1870 по 1880-е годы, всегда вызывала и вызывает повышенный интерес исследователей творчества писателя, и ее значимость не только не утрачена, но, может быть, и возрастает в XXI веке.
В советском литературоведении считалось, что в образах лесковских «праведников» особенно сказались слабые стороны миропонимания писателя, его вера в нравственное
усовершенствование как единственное средство преодоления зла. Сейчас же праведность понимается как постижение глубинной сути России, как внутренняя потребность русского человека. Она является опорой, выражением надежды на будущее современного человека. Но нельзя ставить знак равенства между праведностью в религиозном христианском понимании и праведностью в народной вере. До сих пор ведутся споры среди литературоведов о том, кто же это - лесковский человек - праведник.
Исходя из данной проблемы, мы формулируем цель нашего исследования - провести анализ образов персонажей в рассказах Н.С. Лескова 1880-х годов с точки зрения уяснения их внутренней специфики и противоречивости. Как указывают исследователи, именно в этот период Н.С. Лесков был сосредоточен на выяснении того, что такое русский человек, он исходил из поиска положительного образа праведника, но «праведник» не укладывался в рамки христианской системы ценностей - Н.С. Лесков не мог обманывать ни себя, ни читателя. Оборотной стороной праведничества, другим полюсом национального характера мы предлагаем считать плутовство, понимаемое как ловкость, хитрость, лукавство.
Цель исследования определяет следующие задачи:
- осуществить обзор критической литературы по проблеме специфики национального характера в творчестве Н.С. Лескова;
- провести анализ образа национального характера в произведениях Н.С. Лескова на разных этапах творчества писателя и определить доминантные качества этого образа;
- выявить внутреннюю противоречивость национального характера в творчестве Н.С. Лескова в аспекте таких качеств, как праведничество, с одной стороны, и плутовство, с другой;
- проанализировать характеры героев-праведников в рассказах писателя 1880-х годов, выявить их смысловой объем и внутреннюю динамику;
- на основе полученной информации разработать методические рекомендации к интермедиальному уроку по рассказу Н.С. Лескова «Грабеж».
В качестве объекта исследования выступает социально- нравственная проблематика произведений Н.С. Лескова, его художественная характерология, а также методы и приемы организации учебной деятельности старшеклассников по изучению образов героев его рассказов. Предметом исследования являются рассказы Н.С. Лескова «Однодум», «Кадетский монастырь» «Несмертельный Голован», «Отборное зерно», «Грабеж».
Новизна исследования. При обращении в художественной характерологии Н.С. Лескова к образу праведника обычно останавливаются на крупных, масштабных с точки зрения национального характера образах. Это в первую очередь отец Савелий Туберозов из романа «Соборяне», Иван Флягин из повести «Очарованный странник», Левша из повести «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Нам представляется, что анализ образа русского человека в рассказах Н.С. Лескова 1880-х годов не менее перспективен, особенно с точки зрения выявления внутреннего противоречия как главной черты этого образа. В них характеры являются очень показательными в перспективе нравственной дидактики и педагогических целей.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных филологов, работы литературных критиков, посвящённые общим и частным проблемам: Л.А. Аннинского, А.А. Горелова, И.В. Столяровой, В.Ю. Троицкого, В.Е. Хализева, Б.М. Эйхенбаума.
В основе исследования - методы проблемно - тематического и сравнительно - типологического анализа.
Практическая значимость работы обусловливается тем, что её положения и выводы могут стать основой для продолжения научного анализ а художественной характерологии Н.С. Лескова. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русской литературы в школе и на филологических факультетах вузов при подготовке общих и специальных лекционных курсов, создании учебных пособий по русской литературе, организации научно-исследовательской деятельности студентов и учащихся, обращающихся к изучению русской литературы.
Структура и содержание работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обозначаются актуальность и новизна работы, формулируются цель и задачи, объект и предмет исследования, описывается его теоретико-методологическая база, указываются методы исследования и его практическая значимость.
Первая глава «Проблема национального характера в творчестве Н.С. Лескова» состоит из двух параграфов. В первом проводится обзор работ, посвященных художественной характерологии Н.С. Лескова, во втором отмечаются важнейшие особенности центрального образа всего творчества писателя - образа праведника, подчеркиваются его противоречивая сложность и неоднозначность с религиозной и общечеловеческой точек зрения.
Во второй главе «Загадки русского национального характера в рассказах Н.С. Лескова 1880-х годов» также два параграфа. В первом анализируются характеры главных героев и проблематика рассказов «Однодум», «Кадетский монастырь», «Несмертельный Голован», «Отборное зерно», «Грабеж», раскрывается специфика этих характеров, присутствие в них элементов странного поведения, специфической святости вплоть до юродивости и плутовского начала. Во втором параграфе предлагаются рекомендации к проведению интермедиального урока по рассказу Н.С. Лескова «Грабеж».
В заключении даны основные выводы, связанные с нашим исследованием. Список использованной литературы включает 70 наименований.
Общий объем выпускной квалификационной работы - 68 с.
Выдержка из текста работы
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.С. ЛЕСКОВА
1.1. Обзор литературно-критических статей, посвященных свойствам русского национального характера в творчестве Н.С. Лескова
Как мы уже отмечали, большую роль в интерпретации и оценке творчества Н.С. Лескова сыграл А.М. Горький, который по большому счету открыл значимость и ценность лесковского творчества для нашей литературы. Именно А.М. Горький с высоты своего авторитета с поразительной точностью сказал о Н.С. Лескове: «Как художник слова, Н.С. Лесков достоин стать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров. Талант Лескова силою и красотою своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих» [62].
В лекциях на Капри 1908-1909-х годов, пишут исследователи [63], А.М. Горький говорил, что Н.С. Лесков оригинален еще тем, что «он не народник, не славянофил, но и не западник, не либерал и не консерватор». Главная черта характера его героев - «самопожертвование, но жертвуют они собой ради какой-либо правды или идеи не из соображений идейных, а бессознательно, потому что их тянет к правде, к жертве». И в этом А.М. Горький усматривает связь Н.С. Лескова не с дворянством или интеллигенцией, а с народом, с «творчеством народных масс».
К уяснению и развитию мысли об органичности, народности характеров в творчестве Н.С. Лескова наука шла достаточно долго. В 1945 году выходит монография В.А. Гебель о Н.С. Лескове «В творческой лаборатории», где автор заявляет, что Н.С. Лесков выражал свой взгляд на русское начало, «для писателя типы и лица черноземной России представляли особый интерес как проявления русского характера. Всеохватывающий взгляд художника позволял изображать настоящую правду.» [8, 90].
Но увлечение Н.С. Лескова народными типами праведничества оценивается как слабая сторона миропонимания писателя, его вера в нравственное усовершенствование как единственное средство для преодоления зла вступает в противоречие с необходимостью социальных преобразований.
В 1957 году издается 11-томное собрание сочинений Н.С. Лескова, предисловие к которому написали П.Н. Громов и Б.М. Эйхенбаум. Праведник рассматривается авторами как тип человека, заново формирующегося в эпоху, когда «все переворотилось и только еще укладывается». Авторы подчеркивают, что с течением времени в творчестве Н.С. Лескова все более и более углубляется критическое отношение к действительности, все больше возникает расхождений с официальной церковью. Для подтверждения этой точки зрения цитируется письмо Н.С. Лескова: «Зато меня подергивает теперь написать русского еретика - умного, начитанного и свободного духовного христианина». Справедливо замечается, что тема праведничества все более демократизируется и «обрастает резко сатирическим материалом» [63].
В 1960-1990-е годы интерес к художественной характерологии писателя и к образу праведника в его творчестве постепенно усиливается. Рассмотрим наиболее показательные позиции по данной проблеме.
Заключение
Н.С. Лесков всегда шел своим путем в литературе, у него всегда был свой взгляд на то или иное явление действительности, он пытался ко всему прикоснуться и сделать об этом собственный вывод. Данная черта и делает его самым русским писателем в русской литературе.
Главная, сквозная тема творчества Н.С. Лескова - возможности и загадки русского национального характера. Художественная характерология его произведений - важнейший вклад писателя в русскую культуру. Центральный тип в лесковской характерологии - тип праведника. Это не просто художественный тип национального характера, это сверхтип: в нем проявляется вся сложность русского национального видения мира.
Проблема образа праведника, занимающая центральное место в художественном мире Н.С. Лескова в период с 1870 по 188 0-е годы, всегда вызывала и вызывает повышенный интерес исследователей творчества писателя, и ее значимость не только не утрачена, но, может быть, и возрастает в XXI веке.
В советском литературоведении считалось, что в образах лесковских «праведников» особенно сказались слабые стороны миропонимания писателя, его вера в нравственное усовершенствование как единственное средство преодоления зла. Сейчас же праведность понимается как постижение глубинной сути России, как внутренняя потребность русского человека, она является опорой, выражением надежды современного человека на будущее.
Но нельзя ставить знак равенства между праведностью в религиозном - христианском - понимании и праведностью в народной вере. До сих пор ведутся споры среди литературоведов о том, кто он - лесковский праведник.
Именно этим фактом объясняется цель нашего исследования - анализ образов праведников в рассказах Н.С. Лескова 1880-х годов с точки зрения уяснения их внутренней специфики и противоречивости.
Как показывает проведенный нами обзор, на сегодняшний день существует как минимум две концепции понимания праведничества в творчестве Н.С. Лескова. Согласно первой, лесковский праведник - это человек, интуитивно стремящийся к правде, справедливости, твердо исполняющий нравственные обязанности, у него есть свои слабости, но в целом это глубоко положительный тип человека (А.А. Горелов, В.Е. Хализев, Н.В. Старыгина).
Согласно второй концепции, праведники Н.С. Лескова - странные, необычные люди, «кентавры добра и зла», «крючкотворная антижизнь», в которой существует «праведник», «оказывается опорой для самой изощренной и неправедной лжи» (Л.А. Аннинский); они не вписываются в принципы религиозной праведности, они не объединяют людей, а противостоят им, им не хватает настоящей любви (М.М. Дунаев).
Таким образом, проблема национального характера и его сверхтипа - праведника - в современном литературоведении далека от разрешения.
Во второй части первой главы мы даем обзор и пунктирно обозначаем путь развития образа лесковского праведника в крупных произведениях писателя: от романа-хроники «Соборяне» до повести «Левша». В плане характерологии наиболее сложным вариантом образа праведника является герой повести «Очарованный странник» Иван Северьянович Флягин.
В его характере мы видим всю сложность души русского человека, в ней и естественная нравственность, и любовь к миру и людям, и простота и самопожертвование, но есть и стихийная жестокость, эмоциональная широта, рациональная ограниченность и слепота.
Обобщая сверхтип праведника, вслед за А.А. Гореловым, мы выделяем два типа: праведник, живущий интуитивно, «инстинктами» сострадания, доброты, и праведник как учитель жизни от народа со своими осознанными жизненными принципами. Объединяются оба типа такими качествами, как сострадание, доброта, любовь к людям, скромность, непротивление, терпимость, трудолюбие, бескорыстие,
антидогматизм.
Но есть и оборотная сторона характера праведника. Скромность, незаметность праведника оборачиваются непониманием окружающими людьми, беззащитностью перед большинством и разобщенностью друг с другом. Праведничество воспринимается как странность.
Кроме того, еще одной проблемной особенностью праведничества мы считаем плутовство: ради своей высокой цели герои - праведники могут пойти на уловки и даже на обман, на авантюру. Но этот обман совершается не во зло, а во благо.
И последнее проблемное качество героев - праведников - это их «умение» попадать в комические, анекдотические ситуации. Причудливые стечения обстоятельств в жизни лесковских героев и странные поступки, которые они совершают, часто оборачиваются комизмом и приобретают черты анекдотического происшествия - забавного, смешного, интересного казуса.
Отдельной проблемой нам представляется вопрос о религиозном характере лесковских праведников. Вслед за А.П. Власкиным, мы различаем такие понятия, как религиозность и вера. Религиозность - состояние, стремление к высшему началу, а вера - совокупность догм, ясное знание принципов, принимаемых за истину. В простонародной среде Н.С. Лесков видел религиозность, но не различал в народе его особой веры.
Таким образом, праведность для Н.С. Лескова - это требование жить по правде; здесь вполне уместны и евангельские заповеди. Но праведность не равна христианской вере. Праведность, редкая сама по себе, может в иных, особенных случаях христианской верой просветиться. Но это лишь один, может быть, самый важный полюс национального характера.
В первой части второй главы мы анализируем образы праведников в рассказах 1880-х годов «Однодум», «Кадетский монастырь», «Несмертельный Голован», а также обращаемся к рассмотрению такого качества национального характера, как плутовство в рассказах «Отборное зерно» и «Грабеж».
Однодум - типичный лесковский праведник. Он прожил «изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего». Но критик лесковской концепции праведничества М.М. Дунаев отмечает, что мысль Однодума однобока и прагматична, он утвердил себя на буквальном следовании заповедям, не задумываясь над сложностью бытия. В упрек Рыжову ставится его бессердечие, эмоциональная холодность к другому человеку, отсутствие настоящей любви.
В рассказе очеркового типа «Кадетский монастырь» четыре праведника противостоят одному бессердечному суеверу и невежде - новому директору всех кадетских корпусов Демидову.
Три праведника кадетского корпуса: директор Перский, эконом Боборов и доктор Зеленский - светские люди, основное их качество - трудолюбие, у них нет семей, вся их семья - кадетский корпус, и находятся они на своих рабочих местах «безотлучно»; главная их праведническая черта - «религия добрых дел».
Еще один герой рассказа - архимандрит - ценится кадетами за человечность и отзывчивость, за живость религиозного чувства.
Портретная галерея воспитателей свидетельствует о гуманистической системе образования в кадетском корпусе: это были труженики, самоотверженно преданные своему педагогическому делу, не ищущие славы и наград. Праведничество их проявляется в доброте, великодушии, искренности и полной самоотдаче «религии добрых дел». М.М. Дунаев совершенно предсказуемо критикует это поведение, потому что забота о житейском и душевном благополучии, по его мнению, исчерпывает для Н.С. Лескова все содержание праведничества.
Несмертельный Голован из одноименного рассказа - совершеннейший из лесковских праведников. Как и полагается лесковскому праведнику, в жизни он незаметен, невиден, скромен, в глазах обывателей он непрактичен, смешон, но ежедневно, ежечасно он творит добро, спасаясь сам и спасая других. Главное в образе Голована - это добро и смирение, смирение перед Творцом и людьми.
Оборотной стороной лесковского праведничества мы считаем такое качество, как плутовство, к анализу которого Н.С. Лесков обратился в так называемых святочных рассказах 1880-х годов.
В чистом виде плутовство как черта русского национального характера представлено в рассказе «Отборное зерно». Купец, герой рассказа, из ловкого обмана делает благо себе и другим, обманывая только заграничную страховую компанию.
Наиболее показательным примером соединения праведности и плутовства в русском характере является, с нашей точки зрения, рассказ Н.С. Лескова «Грабеж». Основной пафос произведения задается центральной фразой главного героя-рассказчика: «Как надойдет воровской час, то и честные люди грабят». Юноша традиционного религиозного воспитания по сюжету рассказа невольно совершает кражу, после чего раскаивается и через покаяние возвращается к правильной, нравственной жизни. По своей жанровой форме это произведение - святочный рассказ: нелепое и смешное событие «ограбления» предстает как анекдотический, новеллистический момент, делающий героя «честным вором». Святочный сюжет завершается традиционно благополучно - свадьбой и семейным счастьем героя.
При всей комичности ситуации «ограбления» она есть следствие излишней самостоятельности Миши, объясняемой стремлением жить своим умом, а не религиозной традицией. Желание угодить дяде не совсем чистосердечно, так как оно покупается подаренными дядей часами. Герой после преступления попадает в ситуацию нравственного выбора и в конце концов приходит к раскаянию и искуплению вины. Именно это символизирует финальное прославление им Господа: «Благословен еси, Господи!».
Во второй части второй главы мы рекомендуем интермедиальные компоненты, необходимые для урока по рассказу Н.С. Лескова «Грабеж». Во-первых, важно обратить внимание на театральные постановки рассказа, радиоспектакль театра «Радио России» и радиопостановку 1968 года. Во - вторых, аудиоиллюстрацией к уроку может быть пример церковного пения, так как «настоящая драгоценная жемчужина рассказа - певческое соревнование дьяконов орловских храмов - Никитского и Богоявленского». Мы даем ссылки на различные варианты современного басового пения молитв из рассказа.
Визуальная составляющая может быть представлена иконой Николая Угодника (Свт. Николая Мирликийского) и фотографиями собора Николая Чудотворца в Мценске, где раскаялся в грехе и обрел невесту главный герой рассказа.
Урок целесообразно начать с пояснения, что такое Святки и святочный рассказ. Ученики должны иметь представление о таких литературоведческих терминах, как сказовое повествование и рамочная композиция.
Далее предлагаются примерные вопросы и ответы для урока в форме беседы по рассказу «Грабеж». Делается вывод о характере главного героя. Он человек, живущий по совести, по правде,
потому и праведный человек. Невольное отступление от правды в юности привело Михаила к осознанию ответственности за самого себя, к пониманию того, как совершенно случайно можно сбиться с нравственного пути и как трудно на него возвратиться. В истории, с ним приключившейся, он формально, фактически совершил преступление - ограбил невинного человека, но это произошло не сознательно, из самообмана, потому он и является парадоксальным «честным вором».
Список литературы
1. Аннинский Л.Н. Лесковское ожерелье. - М.,1982. - 475 с.
2. Аннинский Л.Н. Три еретика. - М.: Книга. - 1988. - 352 с.
3. Видуэцкая И.П. Лесков // Русские писатели:
Биобиблиографический словарь - М.: Просвещение, 1990. - С.
416-423.
4. Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. - М., 1979. - 245 с.
5. Видуэцкая И.П. Об атмосфере художественного мира Лескова // Русская словесность. - 1995. - № 6. - С. 25-28.
+ еще 65 источников
Примечания
Оригинал в pdf
Тема: | «Праведность и плутовство в рассказах Н.С. Лескова: культурологический и методический аспекты изучения» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 68 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
Театральные интерпретации рассказов А.П. Чехова: культурологический и методический аспекты изучения
68 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗОВ А.П. ЧЕХОВА.
1.1. Бесфабульный рассказ: теория и история изучения в отечественном литературоведении 51.2. Жанровое своеобразие бесфабульных рассказов А.П. Чехова 22РазвернутьСвернуть
Выводы по первой главе 30
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОЗЫ А.П. ЧЕХОВА.
2.1. Рассказы А.П. Чехова 80-90-х годов: проблемы визуализации прозаического текста 33
2.2. Театральные интерпретации бесфабульных рассказов А.П. Чехова 39
2.3. Изучение бесфабульных рассказов А.П. Чехова в школе 51
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
-
Дипломная работа:
64 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВВ 10
1.1. Общая характеристика и основные направления современной публицистики рубежа веков 101.2. Споры о духовном упадке России в современной публицистике: расхождения и точки соприкосновения 17РазвернутьСвернуть
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПУБЛИЦИСТА М.А. ЧВАНОВА 33
2.1. Художественное своеобразие эссеистических очерков М.А. Чванова.33
2.2. Портретная публицистика М.А. Чванова 39
2.3. Методические рекомендации к урокам литературного краеведения для старшеклассников: интермедиальный урок по литературе на материале публицистических произведений М.А. Чванова в 10 классе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57 -
Дипломная работа:
68 страниц(ы)
ГЛАВА 1. ПРИРОДНЫЙ МИР И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОПИСАНИЯ В РУССКОЙ ПРОЗЕ 8
1.1. Принципы изображения живой природы в русской литературе 81.2. Роль пейзажа в русской прозе XIX века 11РазвернутьСвернуть
1.3. Возникновение русской зообеллетристики и её развитие в XIX веке. .16
1.4. Художественное своеобразие описаний мира природы в произведениях писателей ХХ века 19
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПРИРОДЫ
В «НОВЕЙШЕЙ» ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 27
2.1. Жанровое своеобразие повести «Скитники» уфимского писателя К.Ф. Зиганшина 27
2.2. Рецепция классических традиций и новаторство К.Ф. Зиганшина в создании образа природы (на материале новелл из повести «Скитники»).34
Выводы по второй главе 39
ГЛАВА 3. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ VI-VII КЛАССОВ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗЫ К.Ф. ЗИГАНШИНА 42
3.1. Разработка программы элективного курса «Мир животных в творчестве Камиля Зиганшина» для учащихся VI-VII классов 42
3.2. Методические рекомендации к интермедиальным урокам по творчеству уфимского писателя К.Ф. Зиганшина (на материале повести «Скитники»).50
Выводы по третьей главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
-
Магистерская работа:
95 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. Концепт «русское варенье» в русской культуре и литературе
§ 1 Исторические и культурно-бытовые источники концепта «русское варенье» 9§ 2 Концепт «русское варенье» в русской классической литературе первой половины XIX века 16РазвернутьСвернуть
§ 3 Концепт «русское варенье» в русской классической литературе второй половины XIX века 28
Глава 2. Концепт «русское варенье» в русской литературе ХХ-ХХ1 вв.
§ 4 Концепт «русское варенье» в пьесе Л. Улицкой «Русское варенье» 44
§ 5 Концепт «Русское варенье» в стихотворении И. Кабыш «Кто варит варенье в июле» 52
Глава 3. Методические рекомендации по проведению культурно-просветительских и образовательных мероприятий в школе на тему «Концепт «русское варенье» в русской культуре, искусстве и литературе»
§ 6 Тема «варки варенья» в русской прозе и поэзии XIX века: рекомендации к проведению урока по литературе в 10 классе 55
§ 7 Конспект внеклассного занятия «Русское варенье как элемент традиционной русской культуры» 62
Заключение 73
Список литературы 76
Приложение 1 79
Приложение 2 83
-
Дипломная работа:
Недетские сказки Л.С. Петрушевской: социальный и методический аспекты изучения
62 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ СКАЗОК Л.С. ПЕТРУШЕВСКОЙ 8
1.1. Обзор литературно-критических статей о творчестве Л.С. Петрушевской 81.2. Особенности художественного мира Л.С. Петрушевской 14РазвернутьСвернуть
1.3. Своеобразие сказок Л.С. Петрушевской 20
ГЛАВА 2. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СБОРНИКА СКАЗОК Л.С. ПЕТРУШЕВСКОЙ «ЧЕМОДАН
ЧЕПУХИ» 28
2.1. Анализ социально-нравственной проблематики сказок сборника Л.С. Петрушевской «Чемодан чепухи» 28
2.2. Методические рекомендации к интермедиальному уроку по сказкам Л.С. Петрушевской (на материале произведения «Сказка о диком городе») 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56 -
Дипломная работа:
68 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В.М. ШУКШИНА.6
1.1. Своеобразие художественного метода писателя.61.2. Индивидуально-авторские особенности рассказов В.М. Шукшина.13РазвернутьСвернуть
1.3. Типология рассказов писателя.17
Выводы по первой главе.23
ГЛАВА II. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗОВ В.М. ШУКШИНА.25
2.1. Образы «чудиков» в рассказах «Критики», «Чудик», «Мастер».25
2.2. Идейно-художественное своеобразия рассказов «Срезал», «Верую!», «Крепкий мужик».34
Выводы по второй главе.39
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В. ШУКШИНА В ШКОЛЕ.42
3.1. Методические рекомендации по изучению произведений писателя.42
3.2. Конспект урока по литературе: «В.М. Шукшин «Срезал». О чем заставляет нас задуматься рассказ?».46
3.3. Проект программы элективного курса.55
Выводы по третьей главе.59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.63
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
Дипломная работа:
Ключевой концепт путешествия в рекламных текстах на русском и английском языках
60 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА I. КЛЮЧЕВОЙ КОНЦЕПТ «ПУТЕШЕСТВИЕ» ….…71.1. Определение понятия «концепт» и его место в современной лингвистике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….7РазвернутьСвернуть
1.2. Содержание концепта путешествия …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
1.3. Корреляция понятия «туризм» и концепта «путешествие» . . . . . . . . . .19
1.4. Роль туризма в современном мире. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
1.5. Языковая специфика рекламных текстов туристической направленности….24
Выводы по главе 1….28
ГЛАВА II. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОНЦЕПТА ПУТЕШЕСТВИЯ В РУССКИХ И АНГЛИЙСКИХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ….30
2.1. Средства вербализации концепта «путешествие» …. 30
2.2. Анализ лексемы «путешествие»….….32
2.3. Анализ лексических единицы, вербализующих концепт «путешествие»…39
Выводы по главе 2 ….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
-
Магистерская работа:
МЕМУАРНОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕРЫ СЕРГЕЕВНЫ АКСАКОВОЙ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
116 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕМУАРНАЯ ПРОЗА КАК ОСОБЫЙ ЖАНР ЭГО-ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Мемуары и эго-литература: теоретический аспект исследования 91.2. Специфика жанра дневника 15РазвернутьСвернуть
1.3. Особенности женского дневника 23
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. ДНЕВНИК В.С. АКСАКОВОЙ 1854-1855 ГГ. КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА
2.1. Дневник В.С. Аксаковой 1854-1855 гг. как исповедь о России 30
2.2. Религиозно-философские размышления В.С. Аксаковой 39
2.3. В.С. Аксакова как литературный критик 48
2.4. Семья глазами В.С. Аксаковой 53
Выводы по второй главе 62
ГЛАВА III. МЕМУАРНОЕ И ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ В.С. АКСАКОВОЙ (1860 Г.)
3.1. Дневник 1860 года как семейная хроника 64
3.2. Письма В.С. Аксаковой к Ю.Ф. Самарину 76
3.3. Методические аспекты изучения аксаковского наследия в школе 79
Выводы по третьей главе 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 114
-
Дипломная работа:
79 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 81.1. Государственная политика в сфере профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних 8РазвернутьСвернуть
1.2. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения у подростков 17
1.3. Сущность и значение профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях СПО 23
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 34
2.1. Особенность профилактической работы специалиста по социальной работе с несовершеннолетними 34
2.2. Взаимодействие учреждений СПО с другими организациями в системе профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
-
Курсовая работа:
Ковроделие как форма декоративно-прикладного искусства народов Востока
33 страниц(ы)
Введение 5
1. История ковроделия. Виды и типы ковров 7
2. Персидская (иранская) традиция ковроделия. Ее истоки и современное состояние 163. История и современные центры традиционного турецкого ковроделия 25РазвернутьСвернуть
Заключение 31
Список использованной литературы 34
-
Дипломная работа:
Особенности синдрома эмоционального выгорания медицинских работников
70 страниц(ы)
Введение….…3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ1.1. Проблема эмоционального выгорания личности …6РазвернутьСвернуть
1.2. Особенности эмоционального выгорания медицинских работников…19
Выводы по I главе…27
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1. Организация и методики исследования….….….29
2.2. Результаты исследования особенностей синдрома эмоционального выгорания медицинских работников ….…31
Выводы по II главе….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….44
ЛИТЕРАТУРА….47
ПРИЛОЖЕНИЕ…
-
Шпаргалка:
Геометрические задачи с решениями ЕГЭ 2016
170 страниц(ы)
Планиметрические задачи на ЕГЭ часть В
1 - 3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ СБОРНИК
Треугольники
4 – 7
Четырёхугольники8 - 13РазвернутьСвернуть
Отношения
14 - 15
Окружность
16 - 29
ОТВЕТЫ
30 - 32
РЕШЕНИЕ
Планиметрические задачи части В
33 - 43
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ТЕМАТИЧЕСКОГО СБОРНИКА
1.1. Треугольники
44 - 47
1.2. Медианы треугольника
47 - 51
1.3. Биссектрисы треугольника
51 - 55
1.4. Высоты треугольника
56 - 62
2.1.Параллелограмм
63 - 67
2.2. Ромб. Параллелограмм. Квадрат
68 – 73
2.3.Трапеция
73 - 91
3.1. Отношения
92 - 99
4.1. Окружность
100 – 117
4.2.Окружность и треугольник на ОГЭ
117 – 127
4.3. Окружность и треугольник на ЕГЭ
127 – 150
4.4. Окружность и четырёхугольник на ОГЭ
150 – 161
4.5. Окружность и четырёхугольник на ЕГЭ
161 - 167 -
Дипломная работа:
Проектная методика как способ формирования коммуникативных навыков при обучении иностранному языку
58 страниц(ы)
Введение ….3
Глава 1. Проектная методика в процессе обучения .7
1.1.Понятия, цели и классификация проектной методики ….71.2.Основные требования к организации проектной методики…15РазвернутьСвернуть
1.3. Роль проектной методики в развитии личности….17
Выводы по первой главе….21
Глава 2. Организация метода проекта при формировании коммуникативных навыков по ИЯ …22
2.1. Коммуникативная компетенция: структура и содержание ….…22
2.2.Коммуникативные навыки как объект метода проекта при обучении иностранному языку ….….….27
2.3.Основные принципы организации метода проекта при формировании коммуникативных навыков по ИЯ ….29
Выводы по второй главе ….35
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по организации метода проекта как способа формирования коммуникативных навыков при обучении ИЯ …36
3.1. Методика организации опытно-экспериментальной работы …36
3.2. Ход эксперимента и его результаты….…. 40
Выводы по третьей главе ….….47
Заключение ….48
Список использованной литературы .53
-
ВКР:
Образ главного героя в повести «таң җиле» ф.садриева
66 страниц(ы)
Ф.Садриевның «Таң җиле» әсәрендә күтәрелгән төп проблемалар …8
Ф.Садриевның «Таң җиле» романында художество чаралары …36Әсәрдә башламның роле .38РазвернутьСвернуть
Портрет характеристикасы … 39
Романда психологик кичерешне бирү ысуллары … 39
Образны эш-хәрәкәте аша анализлау … 45
Образны башка персонажлар белән мөнәсәбәттә ачу … 45
Образны характерлауда һәм әсәрнең эмоциональ тәэсирен көчәйтүдә символларның әһәмияте …49
Әсәрнең сюжет-композициясен оештыруда үзәк образның урыны …56
Йомгак.59
Кулланылган әдәбият исемлеге. 62
-
Дипломная работа:
Интерактивный метод обучения английскому языку в школе
61 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМ У ЯЗЫКУ
1.1. Общее понятие о методах интерактивного обучения1.2. Принципы интерактивного метода обучения английскому языкуРазвернутьСвернуть
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Особенности огранизации урока английского языка основываясь на принципы интерактивного метода
2.2. Активизация процесса обучения английскому языку учащихся 7-8 классов обще образовательной школы
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
3.1. Диагностика уровня сформированности лексических навыков на уроке английского языка
3.2. Модифицированная методика использования интерактивного метода на уроках английского языка
3.3. Анализ данных динамики уровня сформированности лексических навыков учащихся после внедрения модифицированной методики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Дипломная работа:
Содержательно-методические особенности современных умк по обществознанию
85 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМК ПО
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
1.1. УМК: структура, содержание и дидактические функции1.2. Анализ учебных программ по обществознаниюРазвернутьСвернуть
1.3. Требования, предъявляемые к современному учебнику по обществознанию
ГЛАВА II. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УМК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
2.1. Обзор действующих УМК по обществознанию
2.2.Сравнительная характеристика современных УМК по обществознанию
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
В 5 КЛАССЕ (УМК «ВЕНТАНА-ГРАФ» (О.Б.СОБОЛЕВА, О.В.ИВАНОВ))
3.1. Описание проекта
3.2. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы на уроках обществознания в 5 классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ