СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Праведность и плутовство в рассказах Н.С. Лескова: культурологический и методический аспекты изучения - Дипломная работа №44181

«Праведность и плутовство в рассказах Н.С. Лескова: культурологический и методический аспекты изучения» - Дипломная работа

  • 68 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.С. ЛЕСКОВА 9

1.1. Обзор литературно-критических статей, посвященных свойствам русского национального характера в творчестве Н.С. Лескова 9

1.2. Парадоксальность русского национального характера в художественном мире Н.С. Лескова 14

ГЛАВА 2. ЗАГАДКИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В РАССКАЗАХ Н.С. ЛЕСКОВА 1880-Х ГОДОВ 29

2.1. Художественная характерология Н.С. Лескова в рассказах 1880-х годов 29

2.2. Методические рекомендации к интермедиальному уроку по творчеству Н.С. Лескова в 10 классе (на материале рассказа «Грабеж») 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62


Введение

Актуальность исследования. У Н.С. Лескова в истории русской литературы парадоксальная позиция. С одной стороны, он признан классиком и достаточно обоснованно занимает место рядом с Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским, М.Е. Салтыковым - Щедриным. С другой стороны, бросается в глаза какая - то особость Н.С. Лескова: стилистическая «чрезмерность», уход от актуальных проблем своего времени, непризнание современниками. Как известно, классиком Н.С. Лескова «сделал» М. Горький, именно он поставил мастерство Н.С. Лескова в один ряд с мастерством А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, назвал его «волшебником слова». Современники же воспринимали Н.С. Лескова очень настороженно. Будучи «шестидесятником», Н.С. Лесков получил жесткую критику за свои «антинигилистические» романы; за чрезмерность стиля произведений Н.С. Лескова критиковали писатели - современники. Они же, например, в лице Ф.М. Достоевского упрекали его в незнании жизни, на что Н.С. Лесков вполне аргументировано возражал, апеллируя к своему богатому жизненному опыту. При жизни издав несколько собраний сочинений, Н.С. Лесков жаловался на непонимание, отсутствие читателя.

Нам кажется, что причина такой особости Н.С. Лескова заключается в том, что он всегда шел своим путем, у него всегда был свой взгляд на то или иное явление действительности, он пытался ко всему прикоснуться и сделать об этом собственный вывод. Эта черта и делает его самым русским писателем в русской литературе. Поэтому совершенно прав Д.С. Святополк - Мирский, заявляя: «Лескова <.> русские люди признают самым русским из русских писателей, и <он> всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть» [69].

Именно глубочайший интерес к национальной жизни, тончайшая передача всех оттенков ее народного миропонимания, глубокое знание быта всех сословий современной России дали возможность Н.С. Лескову создать удивительный и своеобразный, исполненный артистизма, неповторимый - лесковский - способ описания, особый духовно-аналитический подход к изображаемому.

Главная, сквозная тема творчества Н.С. Лескова - возможности и загадки русского национального характера. Отличительные свойства русского человека он искал во всех сословиях и классах, и его художественный мир поражает своей социальной пестротой и многоликостью: внук священника и купчихи, сын чиновника и дворянки, писатель хорошо знал быт каждого сословия и изображал его по-своему, постоянно полемизируя с литературными традициями и стереотипами.

И сам Н.С. Лесков не стеснялся об этом говорить. «Я смело, даже, может быть, дерзко, думаю, - вспоминал Н.С. Лесков, - что я знаю русского человека в самую его глубь и не ставлю себе это ни в какую заслугу. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими приказчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного под теплым овчинным тулупом. Я с народом был свой человек, и у меня есть в нем много кумовьев и приятелей, особенно на Гостомле, где живут бородачи, которых я, стоя на своих детских коленях в оные былые времена, отмаливал своими детскими слезами от палок и розог.» («Русское общество в Париже»). Таким образом, именно образ русского человека во всей его сложности и противоречивости является главным предметом изображения в произведениях Н.С. Лескова.

Как мы сказали, Н.С. Лесков шёл своим, оригинальным путем, он не был ни народником, ни западником, ни революционером; русский характер в его художественном мире несводим к одному типу, существует в разных проявлениях и в силу своей неоднозначности вызывает разные толкования.

Исследователи обращались к анализу многих художественных характеров в творчестве Н.С. Лескова, рассматривали типы человека почвы, нетерпеливца, русского европейца. Но, конечно же, центральный тип в лесковской характерологии, сверхтип - это тип праведника.

Проблема «праведничества», занимающая центральное место в художественном мире Н.С. Лескова в период с 1870 по 1880-е годы, всегда вызывала и вызывает повышенный интерес исследователей творчества писателя, и ее значимость не только не утрачена, но, может быть, и возрастает в XXI веке.

В советском литературоведении считалось, что в образах лесковских «праведников» особенно сказались слабые стороны миропонимания писателя, его вера в нравственное

усовершенствование как единственное средство преодоления зла. Сейчас же праведность понимается как постижение глубинной сути России, как внутренняя потребность русского человека. Она является опорой, выражением надежды на будущее современного человека. Но нельзя ставить знак равенства между праведностью в религиозном христианском понимании и праведностью в народной вере. До сих пор ведутся споры среди литературоведов о том, кто же это - лесковский человек - праведник.

Исходя из данной проблемы, мы формулируем цель нашего исследования - провести анализ образов персонажей в рассказах Н.С. Лескова 1880-х годов с точки зрения уяснения их внутренней специфики и противоречивости. Как указывают исследователи, именно в этот период Н.С. Лесков был сосредоточен на выяснении того, что такое русский человек, он исходил из поиска положительного образа праведника, но «праведник» не укладывался в рамки христианской системы ценностей - Н.С. Лесков не мог обманывать ни себя, ни читателя. Оборотной стороной праведничества, другим полюсом национального характера мы предлагаем считать плутовство, понимаемое как ловкость, хитрость, лукавство.

Цель исследования определяет следующие задачи:

- осуществить обзор критической литературы по проблеме специфики национального характера в творчестве Н.С. Лескова;

- провести анализ образа национального характера в произведениях Н.С. Лескова на разных этапах творчества писателя и определить доминантные качества этого образа;

- выявить внутреннюю противоречивость национального характера в творчестве Н.С. Лескова в аспекте таких качеств, как праведничество, с одной стороны, и плутовство, с другой;

- проанализировать характеры героев-праведников в рассказах писателя 1880-х годов, выявить их смысловой объем и внутреннюю динамику;

- на основе полученной информации разработать методические рекомендации к интермедиальному уроку по рассказу Н.С. Лескова «Грабеж».

В качестве объекта исследования выступает социально- нравственная проблематика произведений Н.С. Лескова, его художественная характерология, а также методы и приемы организации учебной деятельности старшеклассников по изучению образов героев его рассказов. Предметом исследования являются рассказы Н.С. Лескова «Однодум», «Кадетский монастырь» «Несмертельный Голован», «Отборное зерно», «Грабеж».

Новизна исследования. При обращении в художественной характерологии Н.С. Лескова к образу праведника обычно останавливаются на крупных, масштабных с точки зрения национального характера образах. Это в первую очередь отец Савелий Туберозов из романа «Соборяне», Иван Флягин из повести «Очарованный странник», Левша из повести «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Нам представляется, что анализ образа русского человека в рассказах Н.С. Лескова 1880-х годов не менее перспективен, особенно с точки зрения выявления внутреннего противоречия как главной черты этого образа. В них характеры являются очень показательными в перспективе нравственной дидактики и педагогических целей.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных филологов, работы литературных критиков, посвящённые общим и частным проблемам: Л.А. Аннинского, А.А. Горелова, И.В. Столяровой, В.Ю. Троицкого, В.Е. Хализева, Б.М. Эйхенбаума.

В основе исследования - методы проблемно - тематического и сравнительно - типологического анализа.

Практическая значимость работы обусловливается тем, что её положения и выводы могут стать основой для продолжения научного анализ а художественной характерологии Н.С. Лескова. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русской литературы в школе и на филологических факультетах вузов при подготовке общих и специальных лекционных курсов, создании учебных пособий по русской литературе, организации научно-исследовательской деятельности студентов и учащихся, обращающихся к изучению русской литературы.

Структура и содержание работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обозначаются актуальность и новизна работы, формулируются цель и задачи, объект и предмет исследования, описывается его теоретико-методологическая база, указываются методы исследования и его практическая значимость.

Первая глава «Проблема национального характера в творчестве Н.С. Лескова» состоит из двух параграфов. В первом проводится обзор работ, посвященных художественной характерологии Н.С. Лескова, во втором отмечаются важнейшие особенности центрального образа всего творчества писателя - образа праведника, подчеркиваются его противоречивая сложность и неоднозначность с религиозной и общечеловеческой точек зрения.

Во второй главе «Загадки русского национального характера в рассказах Н.С. Лескова 1880-х годов» также два параграфа. В первом анализируются характеры главных героев и проблематика рассказов «Однодум», «Кадетский монастырь», «Несмертельный Голован», «Отборное зерно», «Грабеж», раскрывается специфика этих характеров, присутствие в них элементов странного поведения, специфической святости вплоть до юродивости и плутовского начала. Во втором параграфе предлагаются рекомендации к проведению интермедиального урока по рассказу Н.С. Лескова «Грабеж».

В заключении даны основные выводы, связанные с нашим исследованием. Список использованной литературы включает 70 наименований.

Общий объем выпускной квалификационной работы - 68 с.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.С. ЛЕСКОВА

1.1. Обзор литературно-критических статей, посвященных свойствам русского национального характера в творчестве Н.С. Лескова

Как мы уже отмечали, большую роль в интерпретации и оценке творчества Н.С. Лескова сыграл А.М. Горький, который по большому счету открыл значимость и ценность лесковского творчества для нашей литературы. Именно А.М. Горький с высоты своего авторитета с поразительной точностью сказал о Н.С. Лескове: «Как художник слова, Н.С. Лесков достоин стать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров. Талант Лескова силою и красотою своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих» [62].

В лекциях на Капри 1908-1909-х годов, пишут исследователи [63], А.М. Горький говорил, что Н.С. Лесков оригинален еще тем, что «он не народник, не славянофил, но и не западник, не либерал и не консерватор». Главная черта характера его героев - «самопожертвование, но жертвуют они собой ради какой-либо правды или идеи не из соображений идейных, а бессознательно, потому что их тянет к правде, к жертве». И в этом А.М. Горький усматривает связь Н.С. Лескова не с дворянством или интеллигенцией, а с народом, с «творчеством народных масс».

К уяснению и развитию мысли об органичности, народности характеров в творчестве Н.С. Лескова наука шла достаточно долго. В 1945 году выходит монография В.А. Гебель о Н.С. Лескове «В творческой лаборатории», где автор заявляет, что Н.С. Лесков выражал свой взгляд на русское начало, «для писателя типы и лица черноземной России представляли особый интерес как проявления русского характера. Всеохватывающий взгляд художника позволял изображать настоящую правду.» [8, 90].

Но увлечение Н.С. Лескова народными типами праведничества оценивается как слабая сторона миропонимания писателя, его вера в нравственное усовершенствование как единственное средство для преодоления зла вступает в противоречие с необходимостью социальных преобразований.

В 1957 году издается 11-томное собрание сочинений Н.С. Лескова, предисловие к которому написали П.Н. Громов и Б.М. Эйхенбаум. Праведник рассматривается авторами как тип человека, заново формирующегося в эпоху, когда «все переворотилось и только еще укладывается». Авторы подчеркивают, что с течением времени в творчестве Н.С. Лескова все более и более углубляется критическое отношение к действительности, все больше возникает расхождений с официальной церковью. Для подтверждения этой точки зрения цитируется письмо Н.С. Лескова: «Зато меня подергивает теперь написать русского еретика - умного, начитанного и свободного духовного христианина». Справедливо замечается, что тема праведничества все более демократизируется и «обрастает резко сатирическим материалом» [63].

В 1960-1990-е годы интерес к художественной характерологии писателя и к образу праведника в его творчестве постепенно усиливается. Рассмотрим наиболее показательные позиции по данной проблеме.


Заключение

Н.С. Лесков всегда шел своим путем в литературе, у него всегда был свой взгляд на то или иное явление действительности, он пытался ко всему прикоснуться и сделать об этом собственный вывод. Данная черта и делает его самым русским писателем в русской литературе.

Главная, сквозная тема творчества Н.С. Лескова - возможности и загадки русского национального характера. Художественная характерология его произведений - важнейший вклад писателя в русскую культуру. Центральный тип в лесковской характерологии - тип праведника. Это не просто художественный тип национального характера, это сверхтип: в нем проявляется вся сложность русского национального видения мира.

Проблема образа праведника, занимающая центральное место в художественном мире Н.С. Лескова в период с 1870 по 188 0-е годы, всегда вызывала и вызывает повышенный интерес исследователей творчества писателя, и ее значимость не только не утрачена, но, может быть, и возрастает в XXI веке.

В советском литературоведении считалось, что в образах лесковских «праведников» особенно сказались слабые стороны миропонимания писателя, его вера в нравственное усовершенствование как единственное средство преодоления зла. Сейчас же праведность понимается как постижение глубинной сути России, как внутренняя потребность русского человека, она является опорой, выражением надежды современного человека на будущее.

Но нельзя ставить знак равенства между праведностью в религиозном - христианском - понимании и праведностью в народной вере. До сих пор ведутся споры среди литературоведов о том, кто он - лесковский праведник.

Именно этим фактом объясняется цель нашего исследования - анализ образов праведников в рассказах Н.С. Лескова 1880-х годов с точки зрения уяснения их внутренней специфики и противоречивости.

Как показывает проведенный нами обзор, на сегодняшний день существует как минимум две концепции понимания праведничества в творчестве Н.С. Лескова. Согласно первой, лесковский праведник - это человек, интуитивно стремящийся к правде, справедливости, твердо исполняющий нравственные обязанности, у него есть свои слабости, но в целом это глубоко положительный тип человека (А.А. Горелов, В.Е. Хализев, Н.В. Старыгина).

Согласно второй концепции, праведники Н.С. Лескова - странные, необычные люди, «кентавры добра и зла», «крючкотворная антижизнь», в которой существует «праведник», «оказывается опорой для самой изощренной и неправедной лжи» (Л.А. Аннинский); они не вписываются в принципы религиозной праведности, они не объединяют людей, а противостоят им, им не хватает настоящей любви (М.М. Дунаев).

Таким образом, проблема национального характера и его сверхтипа - праведника - в современном литературоведении далека от разрешения.

Во второй части первой главы мы даем обзор и пунктирно обозначаем путь развития образа лесковского праведника в крупных произведениях писателя: от романа-хроники «Соборяне» до повести «Левша». В плане характерологии наиболее сложным вариантом образа праведника является герой повести «Очарованный странник» Иван Северьянович Флягин.

В его характере мы видим всю сложность души русского человека, в ней и естественная нравственность, и любовь к миру и людям, и простота и самопожертвование, но есть и стихийная жестокость, эмоциональная широта, рациональная ограниченность и слепота.

Обобщая сверхтип праведника, вслед за А.А. Гореловым, мы выделяем два типа: праведник, живущий интуитивно, «инстинктами» сострадания, доброты, и праведник как учитель жизни от народа со своими осознанными жизненными принципами. Объединяются оба типа такими качествами, как сострадание, доброта, любовь к людям, скромность, непротивление, терпимость, трудолюбие, бескорыстие,

антидогматизм.

Но есть и оборотная сторона характера праведника. Скромность, незаметность праведника оборачиваются непониманием окружающими людьми, беззащитностью перед большинством и разобщенностью друг с другом. Праведничество воспринимается как странность.

Кроме того, еще одной проблемной особенностью праведничества мы считаем плутовство: ради своей высокой цели герои - праведники могут пойти на уловки и даже на обман, на авантюру. Но этот обман совершается не во зло, а во благо.

И последнее проблемное качество героев - праведников - это их «умение» попадать в комические, анекдотические ситуации. Причудливые стечения обстоятельств в жизни лесковских героев и странные поступки, которые они совершают, часто оборачиваются комизмом и приобретают черты анекдотического происшествия - забавного, смешного, интересного казуса.

Отдельной проблемой нам представляется вопрос о религиозном характере лесковских праведников. Вслед за А.П. Власкиным, мы различаем такие понятия, как религиозность и вера. Религиозность - состояние, стремление к высшему началу, а вера - совокупность догм, ясное знание принципов, принимаемых за истину. В простонародной среде Н.С. Лесков видел религиозность, но не различал в народе его особой веры.

Таким образом, праведность для Н.С. Лескова - это требование жить по правде; здесь вполне уместны и евангельские заповеди. Но праведность не равна христианской вере. Праведность, редкая сама по себе, может в иных, особенных случаях христианской верой просветиться. Но это лишь один, может быть, самый важный полюс национального характера.

В первой части второй главы мы анализируем образы праведников в рассказах 1880-х годов «Однодум», «Кадетский монастырь», «Несмертельный Голован», а также обращаемся к рассмотрению такого качества национального характера, как плутовство в рассказах «Отборное зерно» и «Грабеж».

Однодум - типичный лесковский праведник. Он прожил «изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего». Но критик лесковской концепции праведничества М.М. Дунаев отмечает, что мысль Однодума однобока и прагматична, он утвердил себя на буквальном следовании заповедям, не задумываясь над сложностью бытия. В упрек Рыжову ставится его бессердечие, эмоциональная холодность к другому человеку, отсутствие настоящей любви.

В рассказе очеркового типа «Кадетский монастырь» четыре праведника противостоят одному бессердечному суеверу и невежде - новому директору всех кадетских корпусов Демидову.

Три праведника кадетского корпуса: директор Перский, эконом Боборов и доктор Зеленский - светские люди, основное их качество - трудолюбие, у них нет семей, вся их семья - кадетский корпус, и находятся они на своих рабочих местах «безотлучно»; главная их праведническая черта - «религия добрых дел».

Еще один герой рассказа - архимандрит - ценится кадетами за человечность и отзывчивость, за живость религиозного чувства.

Портретная галерея воспитателей свидетельствует о гуманистической системе образования в кадетском корпусе: это были труженики, самоотверженно преданные своему педагогическому делу, не ищущие славы и наград. Праведничество их проявляется в доброте, великодушии, искренности и полной самоотдаче «религии добрых дел». М.М. Дунаев совершенно предсказуемо критикует это поведение, потому что забота о житейском и душевном благополучии, по его мнению, исчерпывает для Н.С. Лескова все содержание праведничества.

Несмертельный Голован из одноименного рассказа - совершеннейший из лесковских праведников. Как и полагается лесковскому праведнику, в жизни он незаметен, невиден, скромен, в глазах обывателей он непрактичен, смешон, но ежедневно, ежечасно он творит добро, спасаясь сам и спасая других. Главное в образе Голована - это добро и смирение, смирение перед Творцом и людьми.

Оборотной стороной лесковского праведничества мы считаем такое качество, как плутовство, к анализу которого Н.С. Лесков обратился в так называемых святочных рассказах 1880-х годов.

В чистом виде плутовство как черта русского национального характера представлено в рассказе «Отборное зерно». Купец, герой рассказа, из ловкого обмана делает благо себе и другим, обманывая только заграничную страховую компанию.

Наиболее показательным примером соединения праведности и плутовства в русском характере является, с нашей точки зрения, рассказ Н.С. Лескова «Грабеж». Основной пафос произведения задается центральной фразой главного героя-рассказчика: «Как надойдет воровской час, то и честные люди грабят». Юноша традиционного религиозного воспитания по сюжету рассказа невольно совершает кражу, после чего раскаивается и через покаяние возвращается к правильной, нравственной жизни. По своей жанровой форме это произведение - святочный рассказ: нелепое и смешное событие «ограбления» предстает как анекдотический, новеллистический момент, делающий героя «честным вором». Святочный сюжет завершается традиционно благополучно - свадьбой и семейным счастьем героя.

При всей комичности ситуации «ограбления» она есть следствие излишней самостоятельности Миши, объясняемой стремлением жить своим умом, а не религиозной традицией. Желание угодить дяде не совсем чистосердечно, так как оно покупается подаренными дядей часами. Герой после преступления попадает в ситуацию нравственного выбора и в конце концов приходит к раскаянию и искуплению вины. Именно это символизирует финальное прославление им Господа: «Благословен еси, Господи!».

Во второй части второй главы мы рекомендуем интермедиальные компоненты, необходимые для урока по рассказу Н.С. Лескова «Грабеж». Во-первых, важно обратить внимание на театральные постановки рассказа, радиоспектакль театра «Радио России» и радиопостановку 1968 года. Во - вторых, аудиоиллюстрацией к уроку может быть пример церковного пения, так как «настоящая драгоценная жемчужина рассказа - певческое соревнование дьяконов орловских храмов - Никитского и Богоявленского». Мы даем ссылки на различные варианты современного басового пения молитв из рассказа.

Визуальная составляющая может быть представлена иконой Николая Угодника (Свт. Николая Мирликийского) и фотографиями собора Николая Чудотворца в Мценске, где раскаялся в грехе и обрел невесту главный герой рассказа.

Урок целесообразно начать с пояснения, что такое Святки и святочный рассказ. Ученики должны иметь представление о таких литературоведческих терминах, как сказовое повествование и рамочная композиция.

Далее предлагаются примерные вопросы и ответы для урока в форме беседы по рассказу «Грабеж». Делается вывод о характере главного героя. Он человек, живущий по совести, по правде,

потому и праведный человек. Невольное отступление от правды в юности привело Михаила к осознанию ответственности за самого себя, к пониманию того, как совершенно случайно можно сбиться с нравственного пути и как трудно на него возвратиться. В истории, с ним приключившейся, он формально, фактически совершил преступление - ограбил невинного человека, но это произошло не сознательно, из самообмана, потому он и является парадоксальным «честным вором».


Список литературы

1. Аннинский Л.Н. Лесковское ожерелье. - М.,1982. - 475 с.

2. Аннинский Л.Н. Три еретика. - М.: Книга. - 1988. - 352 с.

3. Видуэцкая И.П. Лесков // Русские писатели:

Биобиблиографический словарь - М.: Просвещение, 1990. - С.

416-423.

4. Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. - М., 1979. - 245 с.

5. Видуэцкая И.П. Об атмосфере художественного мира Лескова // Русская словесность. - 1995. - № 6. - С. 25-28.

+ еще 65 источников


Примечания

Оригинал в pdf

Тема: «Праведность и плутовство в рассказах Н.С. Лескова: культурологический и методический аспекты изучения»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 68
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Театральные интерпретации рассказов А.П. Чехова: культурологический и методический аспекты изучения

    68 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗОВ А.П. ЧЕХОВА.
    1.1. Бесфабульный рассказ: теория и история изучения в отечественном литературоведении 5
    1.2. Жанровое своеобразие бесфабульных рассказов А.П. Чехова 22
    Выводы по первой главе 30
    Глава II. ОСОБЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОЗЫ А.П. ЧЕХОВА.
    2.1. Рассказы А.П. Чехова 80-90-х годов: проблемы визуализации прозаического текста 33
    2.2. Театральные интерпретации бесфабульных рассказов А.П. Чехова 39
    2.3. Изучение бесфабульных рассказов А.П. Чехова в школе 51
    Выводы по второй главе 57
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
  • Дипломная работа:

    Тематика и проблематика публицистической прозы уфимского писателя М. Чванова: культурологический и методический аспекты изучения

    64 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВВ 10
    1.1. Общая характеристика и основные направления современной публицистики рубежа веков 10
    1.2. Споры о духовном упадке России в современной публицистике: расхождения и точки соприкосновения 17
    ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПУБЛИЦИСТА М.А. ЧВАНОВА 33
    2.1. Художественное своеобразие эссеистических очерков М.А. Чванова.33
    2.2. Портретная публицистика М.А. Чванова 39
    2.3. Методические рекомендации к урокам литературного краеведения для старшеклассников: интермедиальный урок по литературе на материале публицистических произведений М.А. Чванова в 10 классе 47
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
  • Дипломная работа:

    Новеллы о живой природе в повести «скитники» Камиля Зиганшина: литературоведческий и методический аспекты изучения

    68 страниц(ы) 

    ГЛАВА 1. ПРИРОДНЫЙ МИР И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОПИСАНИЯ В РУССКОЙ ПРОЗЕ 8
    1.1. Принципы изображения живой природы в русской литературе 8
    1.2. Роль пейзажа в русской прозе XIX века 11
    1.3. Возникновение русской зообеллетристики и её развитие в XIX веке. .16
    1.4. Художественное своеобразие описаний мира природы в произведениях писателей ХХ века 19
    Выводы по первой главе 25
    ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПРИРОДЫ
    В «НОВЕЙШЕЙ» ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 27
    2.1. Жанровое своеобразие повести «Скитники» уфимского писателя К.Ф. Зиганшина 27
    2.2. Рецепция классических традиций и новаторство К.Ф. Зиганшина в создании образа природы (на материале новелл из повести «Скитники»).34
    Выводы по второй главе 39
    ГЛАВА 3. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    ДЛЯ УЧАЩИХСЯ VI-VII КЛАССОВ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗЫ К.Ф. ЗИГАНШИНА 42
    3.1. Разработка программы элективного курса «Мир животных в творчестве Камиля Зиганшина» для учащихся VI-VII классов 42
    3.2. Методические рекомендации к интермедиальным урокам по творчеству уфимского писателя К.Ф. Зиганшина (на материале повести «Скитники»).50
    Выводы по третьей главе 54
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
  • Магистерская работа:

    КОНЦЕПТ «РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX-XXI ВВ.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

    95 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Концепт «русское варенье» в русской культуре и литературе
    § 1 Исторические и культурно-бытовые источники концепта «русское варенье» 9
    § 2 Концепт «русское варенье» в русской классической литературе первой половины XIX века 16
    § 3 Концепт «русское варенье» в русской классической литературе второй половины XIX века 28
    Глава 2. Концепт «русское варенье» в русской литературе ХХ-ХХ1 вв.
    § 4 Концепт «русское варенье» в пьесе Л. Улицкой «Русское варенье» 44
    § 5 Концепт «Русское варенье» в стихотворении И. Кабыш «Кто варит варенье в июле» 52
    Глава 3. Методические рекомендации по проведению культурно-просветительских и образовательных мероприятий в школе на тему «Концепт «русское варенье» в русской культуре, искусстве и литературе»
    § 6 Тема «варки варенья» в русской прозе и поэзии XIX века: рекомендации к проведению урока по литературе в 10 классе 55
    § 7 Конспект внеклассного занятия «Русское варенье как элемент традиционной русской культуры» 62
    Заключение 73
    Список литературы 76
    Приложение 1 79
    Приложение 2 83
  • Дипломная работа:

    Недетские сказки Л.С. Петрушевской: социальный и методический аспекты изучения

    62 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ СКАЗОК Л.С. ПЕТРУШЕВСКОЙ 8
    1.1. Обзор литературно-критических статей о творчестве Л.С. Петрушевской 8
    1.2. Особенности художественного мира Л.С. Петрушевской 14
    1.3. Своеобразие сказок Л.С. Петрушевской 20
    ГЛАВА 2. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СБОРНИКА СКАЗОК Л.С. ПЕТРУШЕВСКОЙ «ЧЕМОДАН
    ЧЕПУХИ» 28
    2.1. Анализ социально-нравственной проблематики сказок сборника Л.С. Петрушевской «Чемодан чепухи» 28
    2.2. Методические рекомендации к интермедиальному уроку по сказкам Л.С. Петрушевской (на материале произведения «Сказка о диком городе») 42
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
  • Дипломная работа:

    Идейно – художественное своеобразие рассказов в. м. шукшина: литературоведческий и методический аспекты изучения.

    68 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В.М. ШУКШИНА.6
    1.1. Своеобразие художественного метода писателя.6
    1.2. Индивидуально-авторские особенности рассказов В.М. Шукшина.13
    1.3. Типология рассказов писателя.17
    Выводы по первой главе.23
    ГЛАВА II. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗОВ В.М. ШУКШИНА.25
    2.1. Образы «чудиков» в рассказах «Критики», «Чудик», «Мастер».25
    2.2. Идейно-художественное своеобразия рассказов «Срезал», «Верую!», «Крепкий мужик».34
    Выводы по второй главе.39
    ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В. ШУКШИНА В ШКОЛЕ.42
    3.1. Методические рекомендации по изучению произведений писателя.42
    3.2. Конспект урока по литературе: «В.М. Шукшин «Срезал». О чем заставляет нас задуматься рассказ?».46
    3.3. Проект программы элективного курса.55
    Выводы по третьей главе.59
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.60
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.63

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Восточные мотивы в творческой биографии Байрона

    96 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 6
    ГЛАВА 1. Первое путешествие Байрона по Востоку и «восточные поэмы» 1813 – 1816-х гг. 12
    Содержание дефиниции «творческая биография» 12
    Англичане и Восток в первой четверти XIX в. 13
    Причины путешествия Байрона на Восток 15
    2.3. Начало путешествия на Восток: Турция и Греция 21
    2.4. Малая Азия и Стамбул 34
    1.6. Возвращение в Грецию 36
    1.7. Основные мотивы «восточных поэм» 1813 – 1816 гг. 40
    Выводы к 1 главе 50
    Глава 2. Творческие итоги второго путешествия Байрона по Востоку 52
    2.1. Причины отъезда Байрона из Англии 52
    2.2. Жизнь в греческой Кефалонии 61
    2.3. Миссолонги 67
    2.4. «Исключительный герой» в поэме Дж. Г. Байрона «Мазепа» 76
    Выводы ко 2 главе 84
    ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ НА ВЫЯВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НА ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА И РАЗВИТИЕ ИХ ЛИЧНОСТИ 85
    3.1. Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы 85
    3.2. Специфика внеклассной работы по литературе в 11 классе МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с.Аитово, характеристика данного класса, планирование предстоящего занятия с учетом особенностей класса 88
    3.3. Анализ организации внеклассных мероприятий по литературе в 11 классе МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с.Аитово 91
    Выводы к 3 главе 92
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
    Список литературы 96
  • Дипломная работа:

    Управленческий потенциал притчи как дидактико-аллегорического жанра в условиях духовного образовательного учреждения

    64 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. Теоритические основы дидактико-аллегорического жанра – притчи в условиях духовного образовательного учреждения 7
    1.1. Реализация духовно-нравственного потенциала притчи 7
    1.2. Значение притчи в духовном воспитании 9
    1.3. Жанр притчи и ее нравственный смысл 20
    1.4. Принципы толкования притч 28
    1.5. Библейские притчи как основа нравственного воспитания 30
    ГЛАВА 2. Выявление управленческого потенциала притчи в условиях духовного образовательного учреждения 36
    2.1. Притча как школа убеждения в условиях духовного образовательного учреждения 36
    2.2. Практический анализ притч 39
    2.3. Управленческий потенциал притч на занятиях в курсе «Основ религиозных культур и этики» 40
    2.4. Притчи для тренировки 44
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
    ЛИТЕРАТУРА 48
    ПРИЛОЖЕНИЯ 50
  • ВКР:

    Великая отечественная война в детской литературе

    80 страниц(ы) 

    ЭЧТӘЛЕК
    Кереш.3
    Төп өлеш
    Беренче бүлек
    1. Татар балалар әдәбиятында Бөек Ватан сугышы темасының яктыртылуы.6
    1.1. Габдрахман Әпсәләмовның «Газинур», «Мәңгелек кеше» романнарында образлар системасы.12
    1.2. Фатих Кәримнең«Разведчик язмалары» повестендә геройларның үзенчәлекләре.29
    1.3. Атилла Расихның «Бәхет орлыклары» повестының идея-тематик үзенчәлеге.36
    Икенче бүлек
    Урта мәктәптә иҗади эшчәнлекнең төрләре һәм әдәби әсәрләрне өйрәнү методикасы.43
    Йомгак.64
    Файдаланган әдәбият исемлеге.66
    Кушымта .70
  • Дипломная работа:

    Приложениe математики в генетике

    42 страниц(ы) 

    Введение ….…3
    Глава I. Элементы теории множеств….…4
    Множества….….….4
    Операции над множествами….….5
    Декартово произведение множеств….5
    Отношение….6
    Примеры отношений….8
    Бинарные отношения (отношения степени 2)….8
    Отношение эквивалентности….8
    Отношения порядка….…10
    Функциональное отношение…11
    Глава II. Основные формулы комбинаторики….….12
    Размещения с повторениями…12
    Размещения без повторений. Перестановки….13
    Сочетания….15
    Глава III. Элементы теории вероятности….….16
    Понятие о случайном событии….16
    Классическое определение вероятности….17
    Статистическое определение вероятности….18
    Свойства вероятности….19
    1. Теорема сложения вероятностей несовместных событий…19
    2. Теорема умножения вероятностей….19
    3. Теорема сложения вероятностей совместных событий…20
    4. Формула полной вероятности….21
    5. Формула Байеса….…21
    Повторение испытаний. Формула Бернулли….….22
    Глава IV. Элементы математической статистики….….…24
    Частота абсолютная и относительная. Статистическое определение вероятности….24
    Случайные величины….28
    Генеральная и выборочная совокупности. Статистическое распределение выборки….32
    Числовые характеристики статистического распределения….…36
    Статистическое оценивание и прогноз…37
    Заключение….41
    Литература.42
  • Дипломная работа:

    Нур Даутов: Жизнь и творчество композитора Башкортостана

    107 страниц(ы) 

    Введение….3
    Очерк 1. Родом из страны озёр (детство и юность)….7
    Очерк 2. «Дорогу осилит идущий» (годы учёбы)…15
    Очерк 3. Верность себе, верность призванию (Н. Даутов – педагог музыкальный просветитель, композитор, организатор)….25
    Очерк 4. Мелодии души (творчество)….….35
    Вокальная музыка….35
    Театральная музыка.…. ….….45
    Хоровая музыка….….69
    Камерно-инструментальная и оркестровая музыка….79
    Заключение….93
    Список использованной литературы….95
    Приложение….102
  • Дипломная работа:

    Коррекция нарушений звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью

    60 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
    1.1. Развитие речи в онтогенезе 7
    1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью 15
    1.3. Особенности произношения детей с умственной отсталостью 21
    Выводы по 1 главе 26
    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 27
    2.1. Организация обследования 27
    2.2. Анализ результатов обследования 34
    2.3. Методические рекомендации по коррекции нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 40
    Выводы по 2 главе 45
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
    ПРИЛОЖЕНИЕ 55
  • Курсовая работа:

    Моделирование детской площадки в 3d Max

    35 страниц(ы) 

    Введение….….…3
    1 Теоретическая часть….4
    1.1 История трехмерного моделирования….…4
    1.2 Выбор программного обеспечения для 3D моделирования …5
    1.3 Описание программного пакета 3Ds Max ….8
    1.4 Основы трехмерного моделирования .….12
    1.5 Способы создания трехмерных объектов….…17
    1.6 Текстурирование….19
    1.7 Виртуальная студия…22
    Вывод по 1 главе….….23
    2 Разработка 3D модели детской площадки….….24
    2.1 Техническое задание ….….24
    2.2 Сравнение 3D Max и Sweet Home3D.Преимущества 3D Max….24
    2.3 Разработка проекта….27
    Вывод по главе 2…30
    Заключение….….31
    Литература….….….32
  • Курсовая работа:

    Риск как один из критериев оптимального выбора

    36 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА 1. Теоретические основы условий риска в процессе принятия управленческих решений 6
    1.1. Понятие и критерии риска 6
    1.2. Виды рисков 9
    1.3. Факторы рисков 10
    1.4. Оценка риска 13
    1.5. Управление рисками при принятии решений 17
    1.6. Критерий и правила риска в принятия решений 20
    Глава 2. Решение задачи оптимального выбора основанного на критерии риска для коммерческого предприятия ООО «Весна» 24
    2.1. Задача оптимального выбора для коммерческого предприятия ООО «Весна» 24
    2.2. Риск как критерий принятия оптимальных решений. Метод решения 25
    2.3. Матрица рисков 29
    Заключение 34
    Литература 36
  • ВКР:

    Развитие татарской филологии в бирском филиале башгу

    69 страниц(ы) 

    Введение….3
    I. Краткая история кафедры тюркской и финно-угорской филологии…6
    II. Научно-педагогическая деятельность профессора Р.Г. Ахметьянова
    2.1. Краткая биография Р.Г. Ахметьянова….13
    2.2. Научно-педагогическая деятельность Р.Г. Ахметьянова….16
    2.3. Научные и учебно-методические работы
    Р.Г. Ахметьянова….19
    2.4. Этимологический словарь татарского языка – главный труд
    Р.Г. Ахметьянова…29
    3. Научно-педагогическая деятельность доцента Д.М. Хайруллиной
    3.1. Краткая биография Д.М.Хайруллиной ….51
    3.2. Научная и научно-методическая деятельность Д.М. Хайруллиной.54
    3.3. Публикационная деятельность Д.М. Хайруллиной….…64
    Заключение….74
    Приложение….…77
    Список использованной литературы…82
  • Курсовая работа:

    Пути изучения творчества композитора М.И Глинки на уроках музыки

    30 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА М.И.ГЛИНКИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ….4
    1.1. Особенности стиля М.И. Глинки ….5
    1.2. Анализ учебных программ по музыке….….9
    Выводы по первой главе….11
    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА М.И.ГЛИНКИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
    2.1. Содержание, формы, методы изучения творчества М.И.Глинки на уроках музыки….….13
    2.2. Педагогический эксперимент и его результаты….….15
    Выводы по второй главе….….17
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….19
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….….23
    ГЛОССАРИЙ….25