СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Новеллы о живой природе в повести «скитники» Камиля Зиганшина: литературоведческий и методический аспекты изучения - Дипломная работа №44175

«Новеллы о живой природе в повести «скитники» Камиля Зиганшина: литературоведческий и методический аспекты изучения» - Дипломная работа

  • 68 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: navip

Содержание

ГЛАВА 1. ПРИРОДНЫЙ МИР И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОПИСАНИЯ В РУССКОЙ ПРОЗЕ 8

1.1. Принципы изображения живой природы в русской литературе 8

1.2. Роль пейзажа в русской прозе XIX века 11

1.3. Возникновение русской зообеллетристики и её развитие в XIX веке. .16

1.4. Художественное своеобразие описаний мира природы в произведениях писателей ХХ века 19

Выводы по первой главе 25

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПРИРОДЫ

В «НОВЕЙШЕЙ» ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 27

2.1. Жанровое своеобразие повести «Скитники» уфимского писателя К.Ф. Зиганшина 27

2.2. Рецепция классических традиций и новаторство К.Ф. Зиганшина в создании образа природы (на материале новелл из повести «Скитники»).34

Выводы по второй главе 39

ГЛАВА 3. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ VI-VII КЛАССОВ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗЫ К.Ф. ЗИГАНШИНА 42

3.1. Разработка программы элективного курса «Мир животных в творчестве Камиля Зиганшина» для учащихся VI-VII классов 42

3.2. Методические рекомендации к интермедиальным урокам по творчеству уфимского писателя К.Ф. Зиганшина (на материале повести «Скитники»).50

Выводы по третьей главе 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60


Введение

Актуальность исследования. К началу XXI века человечество столкнулось с множеством проблем, связанных со стремительным развитием науки, техники и, следовательно, промышленности, концентрацией людей в крупных населенных пунктах. В связи с этим происходят необратимые изменения в природе, некоторые из которых грозят мировыми экологическими катастрофами.

Обостряется противоречие между растущими потребностями человечества и его неспособностью обеспечить их без разрушения биосферы. Под угрозой оказывается не только удовлетворение жизненно важных нужд и интересов будущих поколений людей, но и сама возможность их существования.

Экологические проблемы - болезнь современного общества, которая требует неотложного лечения.

В первую очередь люди должны действительно осознать, что окружающая природа - это их дом. Разрушая природу, человечество ставит под угрозу собственное существование. Грубо и необдуманно вмешиваясь в окружающий мир, человек нарушает естественные процессы жизни, и эти нарушения могут стать и часто становятся необратимыми. Более того, изменения окружающей природы, совершаемые человеком, сказываются и на его бытии: не только на здоровье, но и на ощущении мира, теряющего под грубым вмешательством человека свою гармонию и красоту.

Человек сам является частью окружающего его мира и должен осознавать единство с ним и взаимную зависимость. Человек, раскрывая тайны природы в процессе её познания, изучая её законы, должен уяснить, что многие из них обязательны и для него самого.

Природа является для человека образцом красоты и гармонии. Вдохновляясь ими, он получает способность к творчеству. Учиться понимать свою причастность к природе и её красоте необходимо с детских лет. И это понимание приходит не только во время прогулок по паркам и лесам, но и при чтении художественной литературы, которая показывает гармонию природы, раскрывшуюся перед писателями. Отсюда очевидно, что художественная литература является одним из действенных факторов влияния на мировоззрение и нравственность человека, и одна из её задач - формирование, воспитание и сохранение этой нравственности. Сегодня же под воздействием мощного информационного потока человек теряет жизненные ориентиры, его моральные устои деформируются. Поэтому миссией художественной литературы продолжает оставаться воспитание человека, а следовательно, и формирование в нем бережного отношения к природе.

В мировой литературе представлено множество интереснейших и высокохудожественных произведений об окружающем нас мире, о жизни его обитателей. Среди них повести Дж. Лондона, Д.О. Кервуда, Э. Сетона- Томпсона, Дж. Даррела. Живописные пейзажи являются неотъемлемой частью страниц европейской классики, без них невозможно представить произведения Л. Стерна, Д. Дефо, О. Бальзака, С. Моэма, Ж. Верна, А. Конан-Дойля, и даже такие писатели, как Ч. Диккенс и Э. Золя, не обходились без описания картин живой природы.

Уже в первых классических образцах русской литературы очевидно восхищение природой, стремление к её познанию:

Но где ж, натура, твой закон? (М.В. Ломоносов. Вечернее размышление) - вопрошает М.В. Ломоносов в знаменитом «Вечернем размышлении о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743 г.). Преклонение перед природой - созданием Творца - в оде «Бог» выражает и Г.Р. Державин, его изумляют рдяных кристалей громады,

Иль волн златых кипящий сонм. (Г.Р. Державин. Бог)

В произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.Т. Аксакова, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, а вслед за ними и М.М. Пришвина, К.Г Паустовского, В.В. Бианки и других воспевается красота природы и воспитывается любовь к ней.

В творчестве современных писателей в связи с возрастающей угрозой окружающей среде со стороны человека тема природы приобретает особую актуальность.

Уже в последней четверти прошлого столетия В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, С.П. Залыгин, Б.Л. Васильев, В.М. Шукшин и многие другие в своих произведениях описывают красоту и гармоничность природы и обращают внимание читателя на варварское, жестокое отношение к ней людей.

Уфимский писатель К.Ф. Зиганшин, наш современник, также поднимает в своей прозе проблему бережного обращения с природой. Уже первые его произведения, такие как «Маха, или История жизни кунички» (1992 г.), «Щедрый Буге» (1996 г.), проникнуты любовью к окружающему миру и тревогой за него. Последние заметки писателя-путешественника «От Аляски до Эквадора» (2016 г), «На обратной стороне Земли» (2018 г.) рассказывают об увиденной глазами исследователя-знатока природе всей планеты.

Объект исследования - образ природы в произведениях современных отечественных писателей; предмет - новеллы о животных из повести уфимского писателя К.Ф. Зиганшина «Скитники» («Первая охота», «Лютый», «Снежок», «Барсук», «Беркут», «Свора», «Златогрудка», «Горное озеро», «Косой», «Перелом»).

Предмет исследования выбран неслучайно: повесть написана живым, образным языком, имеет увлекательный сюжет, поэтому может быть не только интересным чтением для представителей разных поколений, но и материалом для элективных курсов по литературе в средней школе. Для настоящего исследования представляют интерес органично вписанные в повесть и посвященные дикой природе новеллы «Первая охота», «Лютый», «Снежок», «Барсук», «Беркут», «Свора», «Златогрудка», «Горное озеро», «Косой», «Перелом». Это истории, в которых, наряду с человеком, полноправными героями стали животные - твари Божии, наделённые душой и чувством благородности.

Цель исследования - выявить художественную специфику образа живой природы в повести «Скитники» уфимского писателя К.Ф. Зиганшина.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) дать обзор научной литературы и литературно-критических статей о зообеллетристике XIX-XXI веков;

2) раскрыть функцию образа природы в русской литературе;

3) определить место и значение образа природы в прозе уфимского автора К.Ф. Зиганшина;

4) выявить средства создания образа живого природного мира в новеллах уфимского писателя.

Новизна исследования заключается в проведенном сравнении текстов, словесных образов и внутреннего пафоса новелл из романа К.Ф. Зиганшина «Скитники» с произведениями писателей-классиков, посвященными живой природе.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных филологов, работы литературных критиков, таких как Н.М. Азарова, Д.А. Емец, А.А. Кораблев, Н.А. Корзина, И.О. Прокофьева, Е. Соллертинский, А.А. Файзрахманова.

Методы исследования. В ходе работы синтезированы системный, историко-функциональный подходы, а также принципы сравнительно-типологического анализа литературных произведений.

Практическая значимость работы обусловливается тем, что её положения и выводы могут стать основой для более глубокого изучения в вузе особенностей отображения природы в отечественной литературе, а также в средней школе на занятиях элективных и факультативных курсов по русской литературе в целом и литературному краеведению в частности.

Структура и содержание работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обозначаются актуальность и новизна работы, формулируются цель и задачи, объект и предмет исследования, описывается его теоретико - методологическая база, указываются методы исследования и его практическая значимость.

В первой главе проанализированы описания живой природы в произведениях русских писателей XIX и ХХ столетий.

Во второй главе дана общая характеристика творчества К.Ф. Зиганшина и проведен анализ новелл о животных из повести «Скитники», основанный на сравнении описаний живой природы в произведениях отечественной литературы XIX и ХХ веков.

В третьей главе представлен элективный курс для учащихся средней школы, посвященный творчеству К.Ф. Зиганшина, в который включен интермедиальный урок «Живая природа в повести Камиля Зиганшина «Скитники».

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы по теме исследования.

Список литературы включает 96 наименований.

Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 68 страниц.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА 1. ПРИРОДНЫЙ МИР И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОПИСАНИЯ В РУССКОЙ ПРОЗЕ

1.1. Принципы изображения живой природы в русской литературе

Представители животного мира присутствовали в художественной литературе с самого её возникновения. Так, в народных сказках персонажами часто являлись только животные. Но в их образах метафорически отражались человеческие качества: так, лиса была символом хитрости и изворотливости, лошадь - трудолюбия, заяц - трусости и т. д.

Животные также выступали помощниками главных героев сказок: кони, коровы, волки, щуки и другие живые существа, наделенные волшебными свойствами и умениями. Встречались в сказках и фантастические животные, такие как Змей Горыныч и другие чудовища. Случались и волшебные превращения людей в животных, иногда по собственному желанию ради выполнения каких-то действий, иногда в животных людей превращали злые силы.

В русской художественной литературе XVIII века появились произведения, в которых описывались реальные представители животного мира. Так, в стихотворении Г.Р. Державина «Ласточка» представлено описание этой птицы [9, 207-209].

Животные являются героями большинства басен И.А. Крылова. Как и другие баснописцы, он использовал образы животных для олицетворения человеческих пороков.

В стихах А.С. Пушкина птицы и животные встречаются довольно часто. Так, в 1823 году поэт описывает, как лирический герой выпускает на волю птицу (стихотворение «Птичка»). В это время А.С. Пушкин находился в ссылке в Кишиневе и в освобождении птицы он воплотил мечту о собственной свободе. В стихотворении «Узник», как и во многих других произведениях поэта, носителем духа свободы становится орел.

Встречаются в произведениях А.С. Пушкина и образы собак. Так, в стихотворении «К сестре» (1814 г.) он описывает маленькую собачку своей сестры Ольги. В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» пёс Соколко является важным персонажем: именно он, почувствовав опасность, грозящую хозяйке, пытается спасти её, бросаясь на старуху, принесшую отравленное яблоко. Образы собак фигурируют в произведениях А.С. Пушкина и как атрибут знати.

В Прологе к «Руслану и Людмиле» упоминается «бурый волк», который «верно служит» царевне.

Не обходилась литература пушкинского времени и без образов коней. Они присутствуют и во многих произведениях самого А.С. Пушкина, а в сказке в стихах П.П. Ершова одним из главных героев является Конек- Горбунок (1830-е гг.).

Во многих произведениях М.Ю. Лермонтова, как в стихотворных, так и в прозаических, образам лошадей отводится значительное место. Для М.Ю. Лермонтова конь является символом свободы: он уносит человека из неволи. В поэме «Измаил-Бей» (1832 г.) конь спасает героя, а затем погибает.

.Лежал издохший конь, и перед ним,

Участием исполненный живым,

Стоял черкес, соратника лишенный.

(М.В. Лермонтов. Измаил-Бей)

Как отмечает исследователь творчества М.Ю. Лермонтова Э.Э. Найдич, конь часто являлся именно «соратником» героя, т. е. буквально «товарищем в бою». Для поэта конь - полноправный участник действия. В некоторых произведениях М.Ю. Лермонтова образ коня приобретает фольклорную окраску: конь выносит из боя мертвого всадника [24, 201-206].

Фольклорные мотивы горских песен также связаны у М.Ю. Лермонтова с образом коня: Казбич в повести «Бэла» поет:

Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены:

Он и от вихря в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет.

(М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)


Заключение

Как и в русской литературе XIX столетия, природа в прозе современного уфимского писателя К.Ф. Зиганшина выполняет эстетическую, психологическую и композиционную функции. В его творчестве есть многое, заключенное в рассмотренных нами произведениях С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.И. Куприна, А.П. Чехова, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и В.В. Бианки.

С.Т. Аксаков, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой показывают животный мир глазами охотника. В рассказах для детей Л.Н. Толстой учит юных читателей добру к животным и человеку. Для К.Г. Паустовского и А.И. Куприна природа - стихия, с которой человек борется и которой любуется одновременно. М.М. Пришвин показывает природу как храм. В.В. Бианки - писатель-натуралист - пишет о природе познавательные миниатюры.

Для К.Ф. Зиганшина природа - место, в котором человек может найти гармонию, устроить свою жизнь согласно замыслу Божьему и укрыться от жестокого и несправедливого мира.

Проза К.Ф. Зиганшина художественна в буквальном смысле этого слова: в его новеллах действительность представлена живописно, как на картинах художников.

В новеллах повести «Скитники», части дилогии «Золото Алдана», природа выступает в единстве с героями, они живут в ней, заботятся о ней, не смея зря убить зверя (не испытывая чувства голода) или неосторожно вырвать из земли траву. Люди ничего не отбирают от природы насильно, а только благоговейно принимают её дары.

Патриотизм всегда являлся национальной чертой русских поэтов и прозаиков. Они могли в неброской, внешне неяркой русской природе находить смысл; природа всегда была для них источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души.

Чтение художественного произведения помогает обогащаться знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на волнующие вопросы, любить и беречь окружающий нас мир. Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, они помогают познавать природу во всем ее многообразии, закладывают основы материалистического понимания и нравственного отношения. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Возможно, не каждый ребёнок поймёт тот или иной поступок героя, но духовное начало в поступках человека должно послужить жизненным примером. Также необходимо увидеть в каждом конкретном случае личность человека, процесс принятия им того или иного решения и понять, почему человек поступает так, а не иначе.

На уроках литературы происходит знакомство детей с окружающим миром, который при помощи книги раскрывает свои тайны, воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, формирует гуманистически ориентированную личность.

Живописание природы, прекрасное знание животного мира, повадок зверей, умение показать это в связи с жизнью человека делают произведения К.Ф. Зиганшина не только познавательными, но и привлекательными. Его повести и рассказы притягивают к себе всеобъемлющей доступностью сочного, красочного литературного языка. Их с увлечением могут читать люди любого возраста. Для взрослых интересна жизнь природы, всего окружающего мира, для детей в них всегда найдется много познавательного.

Важной особенностью рассмотренных произведений К.Ф. Зиганшина является постоянное присутствие Творца, создавшего и Природу, и Человека как единое целое. Следование Божьему замыслу делает невозможным нарушить задуманную Им гармонию мира.

Возможно, кому-то покажется слишком навязчивым постоянное упоминание Бога в прозе К.Ф. Зиганшина, но не следует забывать, что автор описывает жизнь скитников, основанную на христианской вере, пусть и в старообрядческом варианте. Повесть «Скитники» в этом отношении поможет воспитать в учащихся, в семьях большинства которых приняты иные толкования православной веры, нежели у старообрядцев, или другие вероисповедания, терпимость и уважение к вере и конфессиональным традициям других людей.

К.Ф. Зиганшин представил рецепцию утопической мечты старообрядцев о рае на земле: этот рай основан на вере и полном согласии с Природой, наделенной способностью к мышлению, умеющей помогать и наказывать по замыслу Творца.

Ни одна из существующих утопий, созданных мировой литературой не была осуществлена до конца: большинство из них кончалось крахом или в ходе своего развития превращалось в антиутопию.

К.Ф. Зиганщин же показал достижение утопии, создание общества, скрытого Природой от мира с его несправедливостями и пороками. Природа в повести наказывает даже то зло, которое действует в животном мире.

И только последнее предложение повести указывает на кратковременность достигнутой гармонии. Страшный мир вот-вот ворвется в созданную скитниками идиллию, и вести о нем уже доходят до старообрядцев.

Писатель знает, что Природа со всей её мощью неизбежно будет все больше и больше подвергаться насилию со стороны человека, забывшего веру предков, что и человека вместе с ней ждут страшные испытания, исход которых до сих пор неизвестен. К.Ф. Зиганшин не только намечает описанное им мироустройство, но и показывает возможность его осуществления, путь к нему, который лежит через веру в разумность Творения. Согласие Человека и Природы - единственный способ существования на земле. Природа мыслит, стремясь реализовать Божий замысел создания гармоничного мира, наполненного любовью.

Изображение живой природы в повести К.Ф. Зиганщина «Скитники» рассмотрено нами в тесной связи с произведениями русской литературы XIX-XX веков. Мы сделали вывод, что Природа показана К.Ф. Зиганшиным как мыслящий субъект, защищающий праведного Человека, живущего в соответствии с Божьим Промыслом. Звери, являющиеся полноправными героями повести, наряду с людьми, не только мыслят, но и живут по справедливым законам Природы, отступление от которых - зло - наказывается.

В исследовании проанализирована и объяснена структура повести, состоящей из двух частей, первая из которых рассказывает о бегстве от грешного мира под защиту Природы, вторая - об осуществлении мечты о справедливом обществе, построенном в соответствии с законами Природы, установленными Божьим замыслом. Последнее в повести предложение о смерти Маркела можно считать ее третьей, финальной частью: Все имеет свой конец. Рождение - дело случая, а смерть - закон. Смерть же праведника - это ещё и шаг в бессмертие (К.Ф. Зиганшин. Скитники).

Идея создания справедливого, живущего любовью мира бессмертна. Именно эта мысль маркирует художественную уникальность произведения и новаторство современного уфимского писателя К.Ф. Зиганшина.

Предложенная нами программа элективного курса по изучению новелл К.Ф. Зиганшина и повести «Маха, или История жизни кунички» будет способствовать развитию у школьников не только интереса к современной литературе, но и к живой природе, пониманию важности её сохранения, воспитанию чувства справедливости и любви ко всему живому, осознанию таких нравственных категорий, как доброта и благородство, верность и благодарность.

Программа предназначена для учащихся 5-6 классов. Изучение произведений К.Ф. Зиганшина даст возможность познакомить школьников с современной отечественной литературой и привлечь их внимание не только к описанной в произведениях природе, но и к природе родного края; будет способствовать формированию всесторонне развитой личности. Проза К.Ф. Зиганшина благодатна для установления межпредметных связей и между курсами русского языка и литературы, и между художественной литературой и другими науками, в данном случае биологией и историей.

Использование на уроке литературы интермедиальных средств позволит ученикам более глубоко понимать суть художественного произведения, развивать видение единства разных видов искусства, подбирать иллюстрации и видеосюжеты к художественным произведениям, чувствовать программность музыки.

Интермедиальные средства могут быть применены не только на рассмотренном нами уроке по новелле «Свора», но и на других занятиях элективного курса по творчеству К.Ф. Зиганшина.


Список литературы

1. Абашев В.В. Русская литература Урала. Проблемы геопоэтики: Учебное пособие. - Пермь: Изд-во Пермского университета, 2012. - 140 с.

2. Абрамичева К.И. Журнал умер, да здравствует журнал! // Гипертекст. - 2008. - № 9. - С. 20-27.

3. Абрамичева К.И., Орехов Б.В. Взгляд на уфимскую литературу в 2006 году (первое полугодие) // Гипертекст. - 2006. - № 6. - С. 20-23.

4. Азарова Н.М. Текст: Пособие по русской литературе XIX века: В 2-х частях. Ч. 2. - М.: Прометей, 2000. - 304 с.

5. Ахмедов Р.Б. Охотничья тропа Зиганшина // Бельские просторы. - 2000. - № 3. - С. 108-111.

+ еще 91 источник


Примечания

Оригинал в pdf

Тема: «Новеллы о живой природе в повести «скитники» Камиля Зиганшина: литературоведческий и методический аспекты изучения»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 68
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Изображение природы в произведениях к.ф.зиганшина: литературоведческий и методический аспекты.

    59 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА I. ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
    1.1. Пейзаж как компонент художественного текста
    1.2. Роль и функции изображения природы в художественном произведении
    1.3. Классификация типов пейзажных описаний
    ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ К.Ф.ЗИГАНШИНА
    2.1. К.Ф.Зиганшин как представитель современной анималистической литературы
    2.2. Биографическая обусловленность изображения природы в творчестве К.Ф.Зиганшина
    2.3. Образная система произведений К.Ф. Зиганшина о животных в сопоставлении с произведениями русской и зарубежной литературы
    ГЛАВА III. Методический аспект изучения творчества К.Ф.Зиганшина
    3.1. Методические разработки уроков по творчеству К.Ф.Зиганшина
    3.2. Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству К.Ф.Зиганшина
    3.3. Методическое описание электронного пособия для учителей по творчеству К.Ф.Зиганшина (структура и рекомендации по применению)
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Дипломная работа:

    Идейно – художественное своеобразие рассказов в. м. шукшина: литературоведческий и методический аспекты изучения.

    68 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В.М. ШУКШИНА.6
    1.1. Своеобразие художественного метода писателя.6
    1.2. Индивидуально-авторские особенности рассказов В.М. Шукшина.13
    1.3. Типология рассказов писателя.17
    Выводы по первой главе.23
    ГЛАВА II. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗОВ В.М. ШУКШИНА.25
    2.1. Образы «чудиков» в рассказах «Критики», «Чудик», «Мастер».25
    2.2. Идейно-художественное своеобразия рассказов «Срезал», «Верую!», «Крепкий мужик».34
    Выводы по второй главе.39
    ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В. ШУКШИНА В ШКОЛЕ.42
    3.1. Методические рекомендации по изучению произведений писателя.42
    3.2. Конспект урока по литературе: «В.М. Шукшин «Срезал». О чем заставляет нас задуматься рассказ?».46
    3.3. Проект программы элективного курса.55
    Выводы по третьей главе.59
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.60
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.63
  • Дипломная работа:

    Мир детства в повести А. Лиханова «Кресна»: литературоведческий и методический аспекты изучения

    88 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР А.А. ЛИХАНОВА
    1.1. Образы детей в повестях и романах писателя 6
    1.2. Нравственный мир подростка в произведениях А. Лиханова 22
    1.3. Ответственность взрослых за судьбы детей в творчестве прозаика 34
    Выводы по первой главе 41
    ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ПОВЕСТИ А.ЛИХАНОВА «КРЁСНА»
    2.1. Восприятие мира ребенком 44
    2.2. Образы детей и роль учителя в жизни ребенка 53
    2.3. Методические рекомендации по изучению творчества А.А. Лиханова в школе 63
    Выводы по второй главе 67
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
    Приложение 1. Элективный курс «Мир детства в творчестве Альберта Лиханова» 1- 5
    Приложение 2. Конспект урока по элективному курсу «Мир детства в творчестве Альберта Лиханова» 6-11
  • Дипломная работа:

    Эпистолярное наследие Сергея Есенина: литературоведческий и методический аспекты изучения

    89 страниц(ы) 

    ГЛАВА 1. ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОГО ПОЭТА XX ВЕКА С.А. ЕСЕНИНА 7
    1.1. Эпистолярный жанр в русской литературе XX в.: теоретический аспект исследования 7
    1.2. Письма в творческом наследии С.А. Есенина 15
    1.3. Эпистолярий С.А. Есенина: степень изученности вопроса 24
    Выводы по первой главе 30
    ГЛАВА 2. ЭПИСТОЛЯРНОЕ И ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ С.А. ЕСЕНИНА: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ 32
    2.1. Жанр письма-послания в лирике С.А. Есенина 32
    2.2. Эпистолярное и поэтическое творчество С.А. Есенина: поэтика и проблематика 36
    2.3. Методические аспекты изучения творчества С. Есенина в школе 56
    Выводы по второй главе 76
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
  • Дипломная работа:

    Фабула любовного «треугольника» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: литературоведческий и методический аспекты изучения

    82 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАБУЛЫ
    ЛЮБОВНОГО «ТРЕУГОЛЬНИКА» В РОМАНЕ «ИДИОТ» 5
    Фабула в литературном произведении 5
    История изучения романа «Идиот» 11
    Выводы по I главе 16
    ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ФАБУЛЫ ЛЮБОВНОГО «ТРЕУГОЛЬНИКА» В РОМАНЕ 17
    2.1. Система любовных «треугольников» в романе 17
    2.2. Любовные сцены в романе 24
    2.3. Герои романа в ситуации испытания любовью 29
    Выводы по II главе 37
    ГЛАВА III. РОМАН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ» В ШКОЛЕ 39
    3.1. Обзор современных программ и учебников 39
    3.2. Методические рекомендации по изучению романа «Идиот» 47
    Выводы по III главе 57
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
    ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ 67
    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 68
  • Дипломная работа:

    Картина мира глазами ребенка в повести С. Т. Аксакова «Детские годы багрова внука» и романе П. Храмова «Инок»: теоретические и методические аспекты

    87 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1. Теоретические и методические аспекты сравнительного изучения художественных произведений 7
    1.1. Сравнительный метод в литературоведении 7
    1.2. Сравнительный метод в изучении произведений разных авторов (методический аспект) 10
    Глава 2. Фокусы восприятия ребенком окружающего мира в произведениях С.Т. Аксакова и П. Храмова 18
    2.1. Мир глазами ребенка в повести С.Т. Аксакова «Детские голы Багрова внука» 18
    2.2. Окружающий мир в восприятии ребенка-подростка в романе П. Храмова «Инок» 26
    2.3. Анализ произведений С.Т. Аксакова и П. Храмова в сравнительном аспекте 33
    Глава 3. Методические аспекты сопоставительного изучения романа П. Храмова «Инок» и повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» . 44
    3.1. Методика сопоставительного изучения произведений в школе 44
    3.2. Методические рекомендации к сопоставительному изучению повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» и романа П. Храмова «Инок» 49
    Заключение 60
    Список использованной литературы 63

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Организационная культура

    50 страниц(ы) 

    Введение 2
    Глава 1. Теоретические основы формирования организационной культуры в организации 4
    1.1 Понятие организационной культуры, ценности и нормы 4
    1.2 Подходы к изучению организационной культуры 9
    1.3 Методы формирования организационной культуры 13
    Глава 2. Исследование организационной культуры в организации ООО «СтройСам» 16
    2.1 Характеристика организации 16
    2.2 Исследование организационной культуры 17
    2.3 Формирование идеологии организационной культуры на основе секторального подхода в ООО «СтройСам» 28
    Заключение 39
    Список использованной литературы 41
    Приложения 43
  • Дипломная работа:

    Особенности перевода и локализации художественных фильмов

    53 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Теоретическое осмысление роли юмора в художественных фильмах 7
    1.1. Художественный фильм как продукт современного кинематографа 7
    1.2. Юмор как подвид комической категории в художественных произведениях 11
    1.3. Способы создания комического эффекта 14
    1.4. Аудиовизуальный перевод как особый вид переводческой деятельности 22
    1.4.1. Виды аудиовизуального перевода 25
    1.5. Локализация как особый вид перевода 28
    Выводы по Главе 1 31
    Глава II. Анализ способов перевода художественных фильмов 33
    2.1. Классификация переводческих трансформаций 33
    2.2. Способы передачи иронии при переводе с английского языка на русский 36
    2.3. Передача юмористического эффекта при переводе мультипликационного фильма «Мегамозг» 39
    Выводы по Главе II 47
    Заключение 48
    Список литературы 50
  • Дипломная работа:

    О росте целой функции в полосе

    26 страниц(ы) 

    Введение…3
    Глава I. Необходимые сведения из теории целых функций….5
    1.1 Порядок и тип целой функции….….5
    1.2 Целые функции первого порядка и конечного типа ….….5
    1.3 Понятие верхней плотности….….6
    Глава II. Ряды с вещественными показателями ….….7
    2.1 Преобразование Абеля….….7
    2.2 Аналог леммы Абеля ….….…7
    2.3 Асимптотика суммы ряда. Единственность разложения …8
    2.4 Абсциссы простой, абсолютной и равномерной сходимости ряда Дирихле ….…9
    2.5 Выражение коэффициентов через сумму ряда….12
    2.6 R-порядок и R-тип целой функции…14
    Глава III. О росте целой функции в полосе ….….18
    3.1 Постановка первой задачи….….18
    3.2 Постановка второй задачи….….….21
    Заключение ….…23
    Литература ….…25
  • Дипломная работа:

    Функционирование имен собственных во фразеологических единицах английского и русского языков

    56 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО ….5
    1.1.Имена собственные как предмет лингвистических исследований….5
    1.2.Историко-культурный аспект образования антропонимов….9
    Выводы по первой главе….18
    ГЛАВА II. ИМЯ СОБСТВЕННОЕ КАК КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ …19
    2.1.Ономастическая фразеология как объект лингвокультурологических исследований….19
    2.2.Имена собственные в английских и русских фразеологических единица….22
    2.2.1.Личные имена в составе фразеологических единиц….22
    2.2.2.Имена исторических персонажей в составе ФЕ…26
    2.2.3.Имена героев античной мифологии в составе ФЕ…30
    2.2.4.Библейские имена в составе фразеологических единиц….31
    2.2.5.Имена литературных героев в составе ФЕ…35
    2.2.6.Имена фольклорных героев в составе ФЕ.38
    2.3.Использование результатов исследования на уроках английского языка в средней школе….40
    2.3.1.План-конспект внеклассного мероприятия с использованием фразеологического материала английского языка ….41
    Выводы по второй главе….49
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ …51
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …53
    ПРИЛОЖЕНИЕ….56
  • Дипломная работа:

    Семантический анализ цветообозначений в английском и русском или (татарском) языках и использование результатов исследования на уроках иностранного языка в школе.

    53 страниц(ы) 

    Введение
    1. Система цветообозначения в современном английском и русском языках.
    1.1. История развития цветообозначений.
    1.2. Прототипы и их природа.
    1.3. Концептуальный статус цвета.
    1.4. Выводы по главе 1.
    2.Семантический анализ цветообозначений в английском и русском языках.
    2.1.Сопоставительный анализ фразеологических единиц английского и русского языка с компонентом – цветообозначением
    2.2. Роль цветообозначения «черный» в концептуализации мира.
    2.3. Роль цветообозначения «белый» в концептуализации мира.
    2.4.Роль цветообозначения «синий» в концептуализации мира.
    2.5. Роль цветообозначения «зеленый» в концептуализации мира.
    2.6. Роль цветообозначения «красный» в концептуализации мира.
    2.7.Роль цветообозначения «желтый», «фиолетовый», «розовый», «коричневый» в концептуализации мира.
    2.8.Выводы по главе 2.
    3.Разработки уроков английского языка в 6 классе.
    3.1. Изобразительное искусство: что означает красный цвет?
    3.2. Уголок культуры: Виды транспорта в Лондоне.
    Заключение
    Список использованной литературы.
  • Дипломная работа:

    Формирование лексических навыков в режиме дистанционного обучения

    71 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 9
    1.1. Психологические особенности младших школьников и их учёт при организации обучения иностранному языку в дистанционном режиме 9
    1.2. Особенности организации процесса иноязычного образования с помощью информационно-коммуникативных технологий 12
    1.3. Особенности формирования иноязычной компетенции в режиме дистанционного обучения 17
    Выводы по главе 1 24
    Глава 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ЕЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА 26
    2.1. Принципы разработки методика формирования лексических навыков младших школьников в режиме дистанционного обучения 26
    2.2. Система упражнений по формированию лексических навыков младших школьников в дистанционном режиме обучения 36
    2.3. Экспериментальная проверка эффективности методики формирования лексических навыков младших школьников в дистанционном режиме обучения 43
    Выводы по главе 2 51
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
    ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
    ПРИЛОЖЕНИЕ Б 61
    ПРИЛОЖЕНИЕ В 62
  • Дипломная работа:

    Изучение медоносных ресурсов на территории дмитриевского участкового лесничества зилаирского лесничества республики башкортостан

    84 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1. ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ 5
    1.1. Местонахождение и площадь территории исследований 5
    1.2. Лесорастительная зона и климат 6
    1.3. Рельеф и почва 9
    1.4. Гидрография и гидрологические условия 11
    1.5. Растительный мир 12
    1.6. Животный мир 16
    Глава 2. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА 18
    2.1. Общая характеристика медоносных ресурсов Республики Башкортостан. 18
    2.1.1. Весенние дикорастущие медоносы 24
    2.1.2. Летние основные дикорастущие медоносы 26
    2.1.2.1. Медоносы раннего лета 27
    2.1.2.2. Медоносы второй половины лета 30
    2.1.3. Позднелетние и осенние дикорастущие медоносы 34
    Глава 3. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 38
    Глава 4. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ 42
    4.1. Анализ древесных медоносных растений в лесном фонде Дмитриевского (Сюреньского) участкового лесничества 42
    4.2. Анализ травянистых медоносных растений в лесном фонде
    Дмитриевского (Сюреньского) участкового лесничества 46
    ВЫВОДЫ 54
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
    ПРИЛОЖЕНИЕ 58
  • Дипломная работа:

    Воспитание волевых качеств у обучающихся 16-17 лет на уроках физической культуры

    47 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
    1.1. Понятие, особенности проявления и формирования волевых качеств 6
    1.2. Характеристика волевых качеств подростков 9
    1.3. Средства и модель формирования волевых качеств подростков на уроках
    физической культуры 15
    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 19
    ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
    2.1. Методы исследования 21
    2.2. Организация исследования 25
    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 29
    ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
    3.1. Структура и содержание разработанного комплекса упражнений 30
    3.2. Результаты исследования 36
    3.3. Обсуждение результатов исследования 37
    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 39
    ВЫВОДЫ 40
    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 42
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
  • Реферат:

    Дәүләкән районы Ҡыҙрас ауылының тапонимдары

    25 страниц(ы) 

    Инеш.
    1.1.Дәүләкән топонимдарының барлыҡҡа килеүе.
    1.2. Ҡыҙрас ауылының килеп сығышы.
    1.3.Ҡыҙрас ауылының ер - һыу атамалары.
    1.4. Ҡыҙрас ауылының диалекты .
    Йомғаҡлау.
  • ВКР:

    Поэзия мариса назирова

    75 страниц(ы) 

    Кереш .3
    Төп өлеш
    Беренче бүлек.
    Марис Нәзировның тормыш юлы һәм иҗатында туганнарының, замандашларының чагылышы.10
    Икенче бүлек
    Марис Нәзиров иҗатында лирик геройның гәүдәләнеше .18
    Өченче бүлек
    Марис Нәзиров иҗатында туган җир, тарих һәм фольклорның бирелеше.27
    Дүртенче бүлек
    Урта мәктәптә М. Нәзиров иҗатын өйрәнү методикасы .41
    Йомгак .57
    Файдаланылган әдәбият исемлеге .60
    Кушымта .64