СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Способности человека. Одаренность, талант - Контрольная работа №29660

«Способности человека. Одаренность, талант» - Контрольная работа

  • 29 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: vlad1245

Содержание

Введение 3

Глава 1 Способности и одаренность 4

1.1 Общая одаренность и специальные способности 4

Глава 2 Теории способности, одарённости, таланта 14

2.1 Определение понятий способности, одарённость, талант 14

2.2 Энергопотенциал в структуре таланта 25

2.3 Талант и воля 26

Заключение 28

Список используемой литературы 29


Введение

Несмотря на то, что проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов одаренности, способности и таланта имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования. Поэтому тема реферата представляется актуальной и своевременной.


Выдержка из текста работы

1.1 Общая одаренность и специальные способности

В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализированные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством в его историческом развитии. В результате дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность.

Общую способность часто обозначают термином "одаренность"; в зарубежной литературе ее обычно отожествляют с интеллектом.

Нужно, однако, сказать, что если под общей одаренностью разуметь совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включаются не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д.

Вопрос об общей и специальной одаренности оказался крайне дискуссионным. Одни, как Э.Торндайк, склонны сводить одаренность к сумме специальных способностей, вовсе отрицая общую одаренность, другие, как Ч.Спирмен, В.Штерн и А.Пьерон, признают общую одаренность, но сплошь и рядом противопоставляют ее специальным способностям. Например, Спирмен трактует ее как специальную функцию центральной нервной системы, превращая таким образом одаренность в биологически закрепленное константное свойство.

1.2 Одаренность и уровень способностей

Проблема одаренности – это прежде всего качественная проблема. Первый, основной вопрос – это вопрос о том, каковы, способности человека, к чему у него способность и в чем их своеобразие. Но эта качественная проблема имеет и свой количественный аспект.

Исследования различных видов специальной одаренности проводились по большей части в связи с профессиональной ориентацией и выявлением профессиональной пригодности. Таковы, например, работы по одаренности технической (Е.Кокса и др.), художественной, изобразительной (Р.Эйлера), музыкальной (Г.Ревеша, К.Сишора). В советской психологии вопросу о музыкальных способностях посвящено большое исследование Б.М.Теплова.

Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по своему уровню или масштабу. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, т.е. способности к одной и той же деятельности, но эти способности могут различаться.

В житейском обиходе, когда говорят, например, об одаренных детях, то разумеют по большей части высокий уровень способностей; в психологической литературе одаренность обозначает вообще любой уровень способностей. Под общей одаренностью при этом разумеют уровень общих способностей, проявляющихся как способность к общему (общеобразовательному) обучению, а под специальной одаренностью уровень специальных способностей: технических, музыкальных и т.п.

Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями "талант" и "гений".

Талант и гений различаются прежде всего по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р.Декарта, Г.В.Лейбница, М.В.Ломоносова, К.Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.

2.1 Определение понятий способности, одарённость, талант

Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.

Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный". Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.

Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие, и единство. Это положение относится как к взаимоотношению общих и специальных умственных способностей, так и к взаимоотношению общей одаренности и специальных способностей. Наличие специальной способности, особого, достаточно ярко выявившегося таланта накладывает отпечаток на общую одаренность человека, а наличие общей одаренности сказывается на характере каждой специальной способности. Общая одаренность и специальные способности в этом смысле как бы взаимопроникают друг в друга; они два компонента единого целого. Факты свидетельствуют о том, что бывает общая одаренность без ярко выраженных, оформившихся специальных способностей и бывают также специальные способности, которым не отвечает соответственная общая одаренность.

При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер.

2.3 Талант и воля

С.Л.Рубинштейн, описывая природу воли применяет понятие волевого действия. Всякое волевое действие является целенаправленным действием. Волевое действие сформировалось у человека в процессе труда, направленного на производство определённого продукта. Направляясь на определённую цель, действие в своём ходе регулируется соответствием с этой целью. Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат его действия. Специфически все человеческие действия являются волевыми в этом широком смысле слова. Однако осознание единичной цели своего желания, порождённой побуждением, которая в данную минуту владеет человеком, представляет ещё очень невысокую ступень сознательности. Сознательный человек, приступая к действию, отдаёт себе отчёт о последствиях, которые повлечет за собой осуществление ставшей перед ним цели, а также о мотивах, которые его к этому действию побуждают. В результате может обнаружиться расхождение между желанной целью и нежелательными последствиями или трудностями, с которыми в силу объективных внешних условий связано её реализация. Это волевое действие в более специфическом смысле слова в силу противоречивости действительности, а также сложной иерархии различных и часто противоречивых побуждений человека. Этот, в принципе, частный случай довольно распространён. Он придаёт волевому действию особую направленность.


Заключение

Таким образом, завершая обзор структуры таланта необходимо подвести итог, ещё раз вернуться к основному вопросу - В чём заключается сущность таланта? В данной работе выражен подход к таланту как к особому психическому состоянию, была сделана попытка рассмотреть этот феномен в русле чисто теоретического системного подхода. Это возможно благодаря выделению основных психических процессов и состояний качественное изменение в течении которых и порождает данный феномен. Содержательная сторона этой проблемы, несомненно заслуживает такого же внимания как и вопросы структуры.


Список литературы

1. Акимов И.,Клименко В., О природе таланта.т.1.,Ст.М,1994г

2. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991г.

3. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996г

4. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 79г.

5. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М. Прос.,1960г.


Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Реферат:

    Творческие способности человека, их пределы и условия.

    26 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Понятие творчества 5
    2 Структура творческой деятельности 7
    3 Мышление и творчество 9
    4 Интеллект и творческие способности человека 12
    5 Творческие способности человека: их пределы и условия 18
    6 Понятие творческого мышления 19
    Заключение 25
    Список литературы 26
  • Дипломная работа:

    Формирование креативных способностей студентов-дизайнеров

    85 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….
    ГЛАВА I.
    1.1 Способности
    1.2 Креативные способности
    ГЛАВА II
    Педагогическое сопровождение
    Тестирование
    Методические рекомендации
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
    ПРИЛОЖЕНИЕ…
  • Дипломная работа:

    Анализ когнитивной семантики немецких пословиц на уроке иностранного языка в профильных лингвистических классах в средней общеобразовательной школе

    121 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ 7
    1.1. Сущность когнитивной лингвистики 7
    1.2. Когнитивная семантика как лингвистическое направление исследования лексических единиц 10
    1.2.1. История развития когнитивной семантики 10
    1.2.2. Предмет когнитивной семантики 13
    1.2.3. Фреймовая семантика как метод когнитивного анализа языковых единиц 17
    Выводы по главе 1 20
    ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 24
    2.1. Фразеологизм как основная единица изучения фразеологии 24
    2.2. Классификация фразеологизмов 31
    2.3. Пословицы и поговорки как фразеологические единицы 43
    Выводы по главе II 47
    ГЛАВА III. КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ СЕМАНТИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ 50
    3.1. Языковое выражение концептов «Работа/Труд», «Умственные способности человека», «Счастье» на фразеологическом уровне 50
    3.1.1. Концепт «Klugheit/ Dummheit» 50
    3.1.2. Концепт «Die Arbeit» 53
    3.1.3. Концепт «Das Gluck» 55
    3.2. Фреймовый анализ семантики немецких пословиц, выражающих концепт «Работа/Труд» 57
    3.3. Фреймовый анализ семантики немецких пословиц, выражающих концепт «Умственные способности человека» 73
    3.4. Фреймовый анализ семантики немецких пословиц, выражающих концепт «Счастье» 83
    3.5. Сравнительный анализ семантики немецких пословиц 88
    3.6. Методический аспект использования полученных результатов исследования 90
    Выводы по главе III 94
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
    Список использованной литературы 100
    Приложение
  • Дипломная работа:

    Развитие творческих способностей у младших школьников

    79 страниц(ы) 

    Введение 3
    ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей у младших школьников
    1.1. Понятия "способности", "одаренность", "талант" в зарубежной и отечественной психологии 6
    1.2. Психолого-педагогическая сущность понятия "творческие способности" и активизация творческой деятельности. 13
    1.3. Проблема развития творческих способностей в младшем школьном возрасте 21
    Выводы по I главе 29
    ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование творческих способностей у младших школьников 31
    2.1. Организация исследования 31
    2.2. Методы и методики исследования 32
    2.3. Результаты исследования и их интерпретация 36
    Выводы по II главе 42
    Заключение 44
    Список литературы 47
    Приложение 51
  • Дипломная работа:

    Особенности развития одаренности у младших школьников

    89 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ…3
    ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИШКОЛЬНИКОВ….…7
    1.1 Понятие «одаренность» - как психологический и педагогический феномен….7
    1.2 Психологические условия развития одаренности у младших школьников .20
    1.3 Особенности организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста….….29
    Выводы…35
    ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….38
    2.1 Организация эмпирического исследования особенностей развития одаренности младших школьников, обучающихся по системе развивающего обучения Э.Д. Эльконина – В.В. Давыдова и дидактической системе развивающего обучения Л.В. Занкова….….….38
    2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей развития одаренности младших школьников, обучающихся по системе развивающего обучения Э.Д. Эльконина – В.В. Давыдова и дидактической системе развивающего обучения Л.В. Занкова ….45
    Выводы….82
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….78СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…84
  • Курсовая работа:

    Исследование коммуникативных способностей медицинских работников

    57 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….….3
    ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ БАЗОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ПРОФЕССИЙ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»
    1.1. Понятие коммуникативной компетентности и коммуникативных способностей….….7
    1.2. Коммуникативные способности у специалистов в сфере профессий «человек-человек»….…18
    Выводы по 1 главе….25
    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
    2.1. Организация, методы исследования и характеристика выборки .….27
    2.2. Анализ результатов исследования….….…31
    Выводы по 2 главе….36
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….38
    Список литературы….39
    ПРИЛОЖЕНИЕ

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Реферат:

    Гражданский процесс

    17 страниц(ы) 


    1. Источники гражданского процессуального права: понятие, классификация, тенденция развития 3
    1.1. Нормативно-правовые источники гражданского процессуального права 3
    1.2. Судебные источники гражданского процессуального права 6
    2.Особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений 7
    2.1. История и современное состояние административной юстиции 7
    2.2. Подведомственность дел из публично-правовых отношений 9
    2.3. Процессуальные особенности производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений 10
    2.4. Обращение в суд 11
    2.5. Доказывание по делам из публичных правоотношений 12
    3. Задача №13 14
    3.1. Условие задачи 14
    3.2 Решение задачи 14
    4. Задача №23 15
    4.1 Условие задачи 15
    4.2 Решение задачи 15
    Список использованных источников 17
  • Реферат:

    Философские идеи Дж. Бруно.

    21 страниц(ы) 


    Введение 3
    1 Джордано Бруно. Библиографическая справка 5
    2 Философские идеи Джордано Бруно 10
    3 Современный кризис древней идеи 13
    4 Уроки процесса Бруно 15
    Заключение 19
    Список литературы 21
  • Контрольная работа:

    Программы для создания и обработки изображений

    27 страниц(ы) 

    ЗАДАНИЕ 1 3
    ВВЕДЕНИЕ 3
    РАСТРОВАЯ ГРАФИКА Adobe PhotoDeluxe 8
    Adobe Photo Deluxe 8
    Paint Shop Pro 10
    Adobe Photoshop 14
    ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА 19
    Adobe Illustrator 19
    CorelDraw 20
    Список литературы 25
    ЗАДАНИЕ 2 26
    ЗАДАНИЕ 3 27
  • Реферат:

    Гипотеза. Логическая структура гипотезы.

    24 страниц(ы) 


    Введение 3
    1 Понятие гипотезы и ее структура 5
    2 Гипотеза как форма познания. Методологическое значение гипотезы 7
    3 Основные этапы разработки гипотезы 12
    3.1 Выдвижение гипотезы 12
    3.2 Развитие и проверка гипотезы 15
    3.3 Опровержение гипотезы 17
    3.4 Изменение степени вероятности гипотезы 19
    3.5 Доказательство гипотезы 20
    Заключение 23
    Список использованной литературы 24
  • Реферат:

    Вербальные признаки состояния Дитя_ Невербальные признаки состояния Родитель.

    19 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Эго-состояния 4
    1.1 Состояние “Родитель” 4
    1.2 Состояние “Ребенок” 6
    2 Философия и ключевые идеи трансактного анализа 8
    3 Структурный и функциональный анализ эго-состояний, вербальные и невербальные признаки 10
    4 Типы трансакций, вербальные и невербальные взаимодействия между людьми 12
    5 Потребность в стимуляции и её виды 14
    6 Анализ жизненного сценария 15
    6.1 Природа и виды жизненных сценариев 15
    6.2 Сценарные послания и родительское программирование 16
    Заключение 18
    Список использованной литературы 19
  • Курсовая работа:

    Объект и предмет в социальной работе

    38 страниц(ы) 

    Введение 4
    1 Объект и предмет в социальной работе 5
    2 Особенности деятельности социального работника 8
    2.1 Общее понятие социального работника как субъект социальной работы 8
    2.2 Профессиональный портрет социального работника и аспекты его деятельности 9
    3 Формы и виды социальных услуг в России 19
    Заключение 36
    Библиографический список 38
  • Реферат:

    Культура Древней Греции, Афины и Спарта

    21 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Античный полис как уникальное явление 5
    2 Характерные черты древнегреческой культуры 9
    3 Значение древнегреческой культуры 18
    Заключение 19
    Список использованной литературы 21
  • Реферат:

    Даосизм

    20 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Понятие и история даосизма 5
    2 Основатели даосизма 9
    3 Идеология даосизма 17
    Заключение 18
    Библиографический список используемой литературы 20
  • Реферат:

    Современная правовая база налоговой системы России.

    21 страниц(ы) 

    1 Современная правовая база налоговой системы России 3
    2 Местные налоги. Порядок исчисления и уплаты местных налогов 10
    Задача 17
    Список использованных источников 21
  • Реферат:

    Техника и технология.

    19 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Особенности современного развития техники 5
    2 Социальные и культурные проблемы информатизации в современном обществе 12
    3 Поддержка процессов модернизации. Сообразность человеку и культуре 16
    Заключение 18
    Список литературы 19