У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Развитие образного мышления у учащихся младших классов на уроках музыки» - Дипломная работа
- 58 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ….7
1.1. Специфика образного мышления младших школьников….7
1.2. Музыкальный образ в произведениях башкирских композиторов…19
Выводы по первой главе….30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ БАШКИРСКОЙ МУЗЫКИ….32
2.1. Содержание, формы и методы развития образного мышления учащихся младших классов на основе изучения башкирской музыки…32
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты….40
Выводы по второй главе….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…56
Введение
Актуальность исследования. Необходимость многогранного исследования сферы развития образного мышления у детей является актуальной проблемой современной музыкальной педагогики и психологии. Наиболее благоприятен для развития образного мышления средствами музыки младший школьный возраст, так как именно в этот период закладывается базовая культура человека, фундамент всех видов мышления.
Эффективное развитие образного мышления происходит на уроках музыки, так как именно слушание музыкального произведения является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с взаимодействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Происходит процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ.
Современные концепции и национальные проекты: «Закон об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации образования» и другие актуализируют проблему разработки новых подходов к образовательному процессу.
Образное мышление как психологический феномен в своих трудах рассматривают: В.А. Мижериков, М.И. Еникеев, В.Н. Петрушин. Ассоциативное мышление раскрывают: Д.К. Кирнарская, В.Н. Петрушин, В.В. Медушевский, Р.С. Немов и др.
Историческое развитие и становление образного мышления раскрываются в трудах: В.В. Медушевского, А.Б. Асафьева, А.Н. Сохора, М.Г. Арановского.
Интонационная особенность музыкального искусства, как основа музыкального образа, изложена в трудах М.Г. Арановского, Б.В. Асафьева, А.Н. Сохора, Е.В. Назайкинского.
Становление и развитие башкирской музыки описываются в музыковедческих трудах: Е.Р. Скурко, Н.Ф. Гариповой, Т. Карышевой, Л.Н. Шаймухаметовой, В.А. Башенева, Ф.Х. Камаева.
Однако, несмотря на значительный вклад исследователей в раскрытие проблемы развития образного мышления детей младшего школьного возраста, многие его аспекты остаются недостаточно изученными. В проанализированных педагогических исследованиях не достаточно глубоко раскрывается проблема образного мышления детей на основе изучения музыки башкирских композиторов.
Таким образом, социальная значимость и недостаточная изученность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Развитие образного мышления у учащихся младших классов на уроках музыки».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития образного мышления детей младшего школьного возраста на основе изучения музыки башкирских композиторов.
Объект исследования: процесс музыкального образования в школе.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития образного мышления у детей младшего школьного возраста на основе изучения музыки башкирских композиторов.
Цель, объект и предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития образного мышления детей младшего школьного возраста.
2. Выявить особенности образного мышления детей младших классов.
3. Выявить особенности образного строя башкирской профессиональной музыки.
4. Разработать и апробировать содержание, формы и методы развития образного мышления у детей младшего школьного возраста на основе изучения музыки башкирских композиторов.
5. Провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.
Методологической основой исследования являлись:
- работы, посвященные ассоциативному эксперименту в психологии (Т.В. Попова, Р.С. Немов);
- исследования, раскрывающие проблемы музыкального мышления (М.Г. Арановский, В.Н. Петрушин, В.В. Медушевский);
- труды о башкирской музыке, о ее традициях и современности (Е.Р. Скурко, Р.Ф. Зелинский и др.);
- работы в области психологии музыкального воспитания (Е. Назайкинский, Н.Л. Гродзенская и др.);
- теории и методики музыкального воспитания детей (Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, О.П. Радынова и др.);
- методики музыкального воспитания в школе (Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко).
В работе использовались следующие методы исследования:
1) теоретические – изучение, анализ и обобщение научной литературы по теме исследования;
2) эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория и методика образования обогащаются современными знаниями о сущности и содержании образного мышления детей младшего школьного возраста и его развитии на основе изучения музыки башкирских композиторов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике общеобразовательного учреждения, а также в процессе подготовки и повышения квалификации учителей музыки.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Выдержка из текста работы
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ 1.1. Специфика образного мышления младших школьников
Развитие образного мышления в области музыкальной психологии и педагогики является актуальной проблемой, активно осуществляется поиск новых путей и технологий его развития в рамках урока музыки в общеобразовательной школе.
Мышление - психический процесс, благодаря которому человек отображает существенные признаки и связи предметов и явлений окружающей действительности, постигает закономерности развития окружающего мира, предвидит будущее и действует целенаправленно и планомерно. Иными словами, в процессе мышления осуществляется переработка имеющемся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных её элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Это обобщённое и опосредованное познание действительности, в процессе которого мысль человека бесконечно углубляется в суть окружающей действительности. [54, с. 453]
Онтогенетическое развитие мышления ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление — последовательные стадии онтогенетического развития мышления. [54, с. 454]
Каждый мыслительный процесс происходит в обобщениях (понятиях), но, как правило, он кроме понятий также включает в себя образы.
Образ - субъективное психическое явление как результат познавательных процессов.
Основываясь на классификации В.А. Мижерикова отметим, что образы бывают: элементарные (ощущений), свойственные и животным, и сложные — идеальные (восприятий и понятий), свойственные только человеку; непосредственные (по анализаторам), опосредованные (описанием, чтением не только текста, но и показаний приборов) и следовые (памяти); статичные и динамичные; самостоятельные и включенные в другие психические явления (мышление, волевые действия). Эмоции не имеют образа, чувства и воля – имеют, поскольку их структура включает понятия. [41, с. 281]
Понятие «образ» произошло в античности, и был представлен через термин «эйдос». По мнению Платона, образ не есть результат чувственного впечатления, он имеет свой источник внутри души как предзаданную сущность. [38]
По мнению Аристотеля, мышление невозможно без образа.
Образное мышление - вид мышления, лежащий в основе воображения, сущность которого состоит в оперировании образами бывших ранее восприятий. [41, с. 281]
Основная функция образного мышления - создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных. Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник. Таким образом, деятельность представления, на каком бы уровне она ни осуществлялась, обеспечивает создание нового по отношению к исходному, т. е. является продуктивной. Образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словесно - дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов. Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности.
С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.
Человечество никогда не отделяло музыку от мышления, так как считали ее его частью.
Музыкальное мышление – это эмоционально-интуитивная и сознательная, синтезирующая и аналитическая творческая деятельность человека, средствами интонационного и вербального языка раскрывающая связи и соотношения между языком музыки и ее смысловым содержанием. [29, с. 6]
Можно предположить, что начатки музыкального мышления на подсознательном уровне берут свое начало в глубине архетипов подсознательных интонационных кодов, развиваясь одновременно с комплексом психических функций человека. Как интегративная способность и процесс, музыкальное мышление опирается на сложный комплекс музыкальных способностей (включая, что особенно важно, музыкальное восприятие) и является их вершиной, интегрирующей музыкальный, эмоциональный, коммуникативный, познавательный, социокультурный опыт человека.
Основоположником учения о музыкальном мышлении является Б.В. Асафьев. Учение Б.В. Асафьева заключается в том, что музыкальная мысль проявляется и выражает себя через интонирование. Собственно, интонация как центральный, базовый элемент музыкальной речи и есть смысловая первооснова музыки. «Мысль, интонация, формы музыки – все в постоянной связи: мысль, чтобы стать звуково выраженной, становится интонацией, интонируется» [4, с. 189]
Об основных закономерностях музыкального мышления как социального феномена пишет музыковед А.Н. Сохор. В его работе «Социальная обусловленность музыкального мышления» речь идет о музыкальном мышлении как музыкальном языке, которому свойственна музыкальная логика [3, с. 62] А.Н. Сохор подчеркивает, что музыкальное мышление развивается в процессе музыкальной деятельности. Педагог – исследователь М.Г. Арановский рассматривает музыкальное мышление как вид коммуникативной деятельности. При этом музыкальное произведение он объясняет как звуковое сообщение, адресованное слушателю. [27, с. 303]
Важную роль в осмыслении проблемы музыкального мышления охватывают труды В.В. Медушевского, в котором раскрывается сущность музыкального мышления – это формирование духовного мира человека, воспитание его чувств. [27, с. 304]
Суть музыкального мышления, как понимает чешский композитор и музыковед Отакар Зих, сводится к следующему: Музыкальное мышление возникает в том случае, если на основе восприятия звуковых проследований осознается не только представляемое ими содержание, но имеет место и чисто рациональное, абстрактное симультанное осмысление специфических структурных факторов музыкального сочинения. [1, с. 51]
Н.В. Суслова рассматривает несколько уровней музыкального мышления: телесность (Т), прошлый опыт - память (ПО-П), мышление - музыкальные действия (М-МД), мышление - музыкальная коммуникация (М-МК), мышление - музыкальный смысл (М-МС). [49, с. 30]
В отечественном музыковедении музыкальное мышление рассматривается, прежде всего, как продуктивное творческое мышление, отражающее различные виды человеческой деятельности: от отражения, восприятия к созданию и обобщению.
Творческий же характер музыкального мышления – это духовно-интеллектуальная сила, мощный мотив музыкальной деятельности слушателя. По степени развития индивидуального духовного опыта слушатель восстанавливает личностно – значимую суть музыки. Это важно и для музыкальной педагогики, ибо подобная деятельность дает человеку возможность не ограничиваться эмоциональной отзывчивостью на музыку, а черпать из духовной кладовой ценнейшие для бытия, социума и человеческого духа смысловые ценности.
Включение учащегося-слушателя - в музыкально-мыслительную деятельность развивает его музыкально-творческие и общие творческие способности, причем это происходит с увлечением и вполне доступно в раннем школьном возрасте. Это блестяще доказано музыкально-педагогической концепцией Д.Б. Кабалевского, многими учеными и педагогами, совершенствующими данную систему. [29, с. 7] Ярким примером является реализация программы «К вершинам музыкального искусства», которую создала и внедряет М. Красильникова и многие учителя музыки. Проблемы развития музыкального мышления школьников два десятилетия исследовались и З. Ринкявичюс. [29, с. 7]
Специфика музыкального мышления выявляется при сравнении его с музыкальным восприятием.
Музыкальное восприятие и музыкальное мышление - взаимодополняемые, глубоко интегрированные психические процессы. Не может быть и речи о музыкальном мышлении, если сознание не приобрело интонационного опыта путем акустического восприятия музыки. С другой стороны, в любом акте восприятия таится момент анализа-синтеза, обобщения, то есть мышления. [29, с. 7]
Известно, что воспринимаются объекты и явления, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Так как музыка воспринимается во времени, вряд ли можно утверждать, что она может быть воспринята «в целом». Таким образом, восприятие создает образное мышление.
Наиболее благоприятен для развития образного мышления средствами музыки младший школьный возраст, так как именно в этот период закладывается базовая культура человека, фундамент всех видов мышления. Поэтому исключительно важно формировать данную способность с самого начала музыкального образования в школе. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 (1-4 классы). Именно в этом школьном возрасте дети обладают значительными резервами развития.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, характеристиками которых становятся: произвольность, продуктивность и устойчивость.
В силу того что мозг ребенка пластичен, запоминание и мышление происходит намного эффективнее, чем у взрослого человека.
Для младших школьников характерна эмоциональная восприимчивость, связь с действием, пением, движением, тяготение к подражанию, большая творческая одаренность, склонность к фантазированию.
Именно на уроках музыки в детях пробуждаются все эти качества и представление о возвышенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Музыка способна оказать наибольшее влияние на человека, влияя на подсознательном уровне на душу и общее физиологическое состояние.
Музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств. Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. На основе эмоционально-образного восприятия необыкновенно развивается память.
Учащиеся младшего школьного возраста еще не всегда способны воспринимать музыку адекватно, а тем более адекватно откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов. Период младшего школьного возраста является сензитивным для развития музыкального мышления. В это время маленькие школьники стремятся удовлетворить свою повышенную потребность в творчестве. Именно эти особенности школьников помогают вовлечь их в творческую деятельность.
Целенаправленное формирование у учащихся опыта эмоционально- ценностных отношений и опыта творческой деятельности позволяет добиться того, что чувства и эмоции на уроке музыки доминируют над логическим мышлением, а знания о том как создается художественный образ, является средством овладения языком искусства, передачи с его помощью своих собственных мыслей и чувств, постижения духовного мира других людей, заключенного в произведениях музыкального искусства.
Своеобразием образного мышления младшего школьника является его наглядно-действенный и наглядно-образный характер.
Заключение
Анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал, что развитие образного мышления детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике.
Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач при прослушивании музыкальных произведений соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими младшие школьники могут найти решение на заданные им задачи. Образное мышление на уроках музыки при прослушивании музыкального произведения позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности.
Развитие образного мышления младших школьников связаны с несколькими аспектами. Во-первых, с восприятием музыкального произведения, происходит восприятие музыкального образа. Во-вторых, с исполнением творческих заданий, в эмоциональной передаче сценического образа. В-третьих, с использованием самостоятельной творческой деятельности детей.
В экспериментальной работе мы основывались на позиции, что эффективность развития образного мышления у детей младшего школьного возраста обеспечивается в том случае, если:
- учитываются возрастные особенности детей;
- происходит обогащение творческого опыта детей;
- используются музыкальные произведения, дидактические материалы, которые стимулируют развитие образного мышления детей.
Развитие образного мышления детей происходило посредством знакомства детей с программными произведениями башкирских композиторов; активного включения детей в интересные творческие задания, игры, упражнения.
В экспериментальную работу мы включили разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие образного мышления.
Обобщая данные, полученные в ходе экспериментальной работы, мы пришли к выводу об эффективности предложенных содержания, форм и методов развития образного мышления детей младшего школьного возраста. Полученные результаты позволяют нам говорить о положительной динамике развития образного мышления детей.
Следовательно, задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, нами решены.
Список литературы
1. Арановский М.Г. Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. — М.: Музыка, 1974. - 336 с.
2. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления / — М.: Музыка, 1974.
3. Арановский М.Г. Социальная обусловленность музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления. — М.: Музыка, 1974.
4. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. — Изд. 2-е. — М.: Музыка, 1971. - 373 с.
5. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей. — М.: Просвещение, 1990. - 106 с.
6. Барышева Т.А. Креативность: диагностика и развитие. СПб, 2002.
7. Барышева Т.А., Шекалов В.А. и др. Креативный ребёнок: диагностика и развитие творческих способностей - Ростов-на-Дону, 2004.
8. Башенев В.А., Камаев Ф.Х., Шаймухаметова Л.Н. Вопросы искусствоведения (статьи о творчестве З. Исмагилова). Уфа.: Башкирское книжное издательство, 1986, - 96 с.
9. Башенев В.А., Угрюмова Г.С. Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. — Уфа.: Башк. КН. Изд-во, 1990. – 128 с.
10. Бекина С.И. Музыка и движение (Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет). М.: Просвещение, 1984.
11. Белобородова В. К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) // Музыкальное восприятие школьника / Под ред. М. А. Румер. - М.: Педагогика, 1975.
12. Белобородова В. К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников. — М.: Педагогика, 1975. - 160 с.
13. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1968.
14. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
15. Выготский J1. С. Мышление и речь / JI. С. Выготский. — М., 1956. -521с.
16. Гарипова Н.Ф. Башкирская фортепианная музыка. – Уфа: Гилем, 2008. – 384 с.
17. Гарипова Н.Ф. Интонационная лексика и стилистика фортепианных произведений башкирских композиторов. — УГИИ.: Лаборатория музыкальной семантики, 2002. – 104.
18. Гарипова Н.Ф. Фортепианные миниатюры Загира Исмагилова. — Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. – 29 с.
19. Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. Музыка в школе. 1991. № 1.
20. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. — М.: Просвещение, 1969. – 415 с.
21. Дмитриева Л. Г. К вопросу об активизации мышления младших школьников в процессе восприятия музыки // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. - М.: МГПИ, 1985.
22. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1989.
23. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. Учебн. Для студ. пед. Учеб. Заведений. -3-е изд. –— М.: Академия, 2000. - 240с.
24. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. — М.: Проспект, 2009. - 560 с.
25. Зелинский Р.Ф. Вопросы искусствознания. Уфа.: Башкирское книжное издательство. 1980. – 112 с.
26. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. — М.: Владос, 2000. – 304 с.
27. Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена № 51/2008.
28. Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена № 125/2010.
29. Искусство в школе № 5, 2005.
30. Искусство в школе № 4, 2006.
31. Искусство в школе № 5, 2006.
32. Искусство в школе № 2, 2009.
33. Карышева Т. Они пишут для детей: Сборник статей: Вып. 4, — М.: Сов. Композитор, 1988. - 288с.
34. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты – XXI век, 2004. – 496 с.
35. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемозина, 1995. – 158 с.
36. Комарова Т. С. Детское художественное творчество.- М, 2005.
37. Комиссарова JI. Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет.: Дис. канд. пед. наук. — М., 1979. — 243 с.
38. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2001. - 80с.
39. Машковцева Л.М. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности (на основе использования элементов театрализации): дис. канд. пед. наук. — М., 2005.
40. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор. 1993. – 262 с.
41. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательного учреждения – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 544 с.
42. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.
43. Мухаметзянова Р.К., Янкина Д.Р. Развитие музыкального мышления у детей 5-6 лет/Пособие по музыке для учителей начальных классов общеобразовательных школ и дет. Садов. — М.: Китап, 2003. - 96с.
44. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972.
45. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 книгах. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. - 608 с.
46. Николаева Е. И. Психология детского творчества. - СПб.: Речь, 2006. – 220 с.
47. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей: игры и упражнения. - Ростов-на-Дону, 2005.
48. Петрушин В.И. Музыкальная психология Учеб. Пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 384с.
49. Педагогическое образование и наука №5, 2011.
50. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976. - 303 с.
51. Попова Т. В. Ассоциативный эксперимент в психологии: учебное пособие – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – 12 с.
52. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. Часть 1. - М.: ВЛАДОС, 1997. – 606 с.
53. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. Часть 2. - М.: ВЛАДОС, 1997. – 398 с.
54. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике/Сост. – Мн.: Современное слово 2001. – 928с.
55. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников. – Уфа, 1989.
56. Рахимов А.З. Психодидактика творчества. Учебное пособие. – Уфа, 2002. – 286 с.
57. Скурко Е. Р. Башкирская академическая музыка: пути становления. автореф.дис. на соискание ученой степени докт. Искусствовед., 2004.
58. Скурко Е.Р. Башкирская академическая музыка: Традиции и современность. – Уфа: Гилем, 2005. - 320 с.
59. Скурко Е.Р. Композиторы и музыковеды Башкортостана: Очерки жизни и творчества. – Уфа: Китап, 2002. - 240 с.
60. Скурко Е.Р. Очерки современной музыкальной культуры Башкортостана: Сборник статей./Сост. А.М. Кубагушев. – Уфа: Союз композиторов Республики Башкортостан; Узорица, 1997. - 155с.
61. Сохор А. Социальная обусловленность музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974.
62. Тараканов М. Восприятие музыкального образа и его внутренней структуры // Развитие музыкального восприятия школьников / - М.: НИИ ХВ, 1971.
63. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М.: Педагогика, 1998. - 173 с.
64. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М., 1985. – 335 с.
65. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. – М.: Прометей, 1990. – 184с.
66. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013)
"Об образовании в Российской Федерации".
67. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. ВУЗ — М.: Академия, 2003. - 368 с.
Тема: | «Развитие образного мышления у учащихся младших классов на уроках музыки» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 58 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
Развитие памяти и внимания младших школьников на уроках музыки
78 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Развитие памяти и внимания у учащихся как психолого-педагогическая проблема1.2. Виды деятельности на уроках музыки в процессе развития 14 памяти и внимания учащихсяРазвернутьСвернуть
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ 20 ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1. Содержание, формы и методы развития памяти и внимания у 20 младших школьников на уроках музыки
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
-
Дипломная работа:
Развитие эмоционального интеллекта школьников младших классов на уроках музыки
88 страниц(ы)
Введение….….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1.Понятие «эмоциональный интеллект». История появления, структура и развитие.РазвернутьСвернуть
1.2Составляющие эмоционального интеллекта …
1.3Характеристика младшего школьного возраста ….…
1.4 Эмоции, как составная часть эмоционального интеллекта и как особая сфера развития ребенка в процессе обучения в школе…
1.5.Развитие эмоционального интеллекта школьников в педагогической практике на уроке музыки
Выводы по I Главе…
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО АПРОБАЦИИ ЗАДАНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ ….
2.1.Опытно-экспериментальная работа и ее результаты…
Выводы по II Главе…
Заключение…
Cписок литературы….
Приложения….…
-
Дипломная работа:
Развитие музыкальных способностей у учащихся младших классов ДМШ с помощью компьютерных технологий
88 страниц(ы)
Введение ….….3
Глава I. Историко-теоретические основы развития музыкальных способностей у учащихся младших классов ДМШ с помощью компьютерных технологий1.1.Теоретические подходы к развитию музыкальных способностей….7РазвернутьСвернуть
1.2.Особенности использования музыкально-компьютерных технологий в ДМШ….….…21
1.3. Анализ обучающих музыкально-компьютерных программ для развития музыкальных способностей учащихся….….28
Глава II. Педагогические условия развития музыкальных способностей у учащихся младших классов ДМШ с помощью компьютерных технологий
2.1. Содержание формы, методы использования компьютерной программы «Music Puzzle» в развитии музыкальных способностей младших школьников в ДМШ….49
2.2. Экспериментальное исследование….56
Заключение….70
Список литературы ….….71
Приложение…76
-
Дипломная работа:
Формирование вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов
79 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….…3
Глава I. Теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов….….….…51.1.Сущность и содержание вокально-хоровых навыков….….….5РазвернутьСвернуть
1.2. Характеристика различных составов исполнителей и психологические особенности учащихся младших классов….….15
1.3.Практический опыт применения вокально-хоровой работы в отечественной педагогике…22
Выводы по первой главе….33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов…35
2.1.Методы и принципы работы над вокально-хоровыми навыками….…35
2.2.Опытно-экспериментальная работа и ее результаты….….49
2.3.Методические рекомендации по формированию вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов….….….53
Выводы по второй главе….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…71
-
Дипломная работа:
Проблема охраны и воспитания певческого голоса у учащихся младшего возраста образовательной школы
114 страниц(ы)
Введение….….3
Глава I. Теоретические основы воспитания и развития певческого голоса у учащихся младших классов общеобразовательной школы….91.1. Исторический обзор развития, воспитания и охраны певческого голоса….9РазвернутьСвернуть
1.2. Сущностные характеристики воспитания и охраны детского голоса в различных научных направлениях….18
1.3. Психофизиологические особенности первоклассников….30
1.4. Важность и значение региональной экологической обстановки по эффективному воспитанию и охране детского певческого голоса….52
Глава II. Опытное экспериментальное исследование по охране певческого голоса у учащихся первого класса
общеобразовательной школы….53
2.1. Методы и приёмы работы по воспитанию и охране детского певческого голоса…53
2.2. Опытно-экспериментальная работа….76
- констатирующий эксперимент….….77
- формирующий эксперимент….82
- контрольный эксперимент….….94
Заключение….100
Список литературы….105
Приложение I(«Вокальный и инструментальный материал к формирующему этапу эксперимента»)…114
-
Дипломная работа:
Развитие художественно-творческих способностей младших школьников на уроках музыки
80 страниц(ы)
Введение 3
Глава I. Теория и практика развития художественно-творческих способностей школьников в образовательном процессе 81.1 Определение понятия способность 8РазвернутьСвернуть
1.2.Историко-теоретические основы проблемы развития художественно-творческих способностей младших школьников средствами музыкального искусства 11
1.3.Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в педагогической практике 21
Выводы по первой главе 28
Глава II. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей младших школьников на уроках музыки 30
2.1.Содержание, формы и методы развития художественно-творческих способностей младших школьников на уроках музыки 30
2.2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты 48
Выводы по второй главе 62
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложение 71
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
ВКР:
Организация проектных работ межпредметного характера на занятиях по инофрматики в средней школе
67 страниц(ы)
Введение 3
Глава I. Теоретические основы применения проектного метода обучения в межпредметном взаимодействии 61.1. Основные характеристики метода проектов 6РазвернутьСвернуть
1.2. Специфика организации связей межпредметного характера в условиях средней школы 18
Вывод по первой главе 32
Глава II. Использование проектного метода в межпредметном взаимодействии «Информатика-Математика» 34
2.1. Проектный метод в изучении дисциплины «Информатика» и требования, предъявляемые к нему 34
2.2. Реализация проектного метода в междисциплинарном взаимодействии «Информатика-Математика» 40
2.3. Анализ эффективности применения проектного метода в межпредметном взаимодействии «Математика-Информатика» 47
Вывод по второй главе 55
Заключение 56
Список литературы 58
-
Дипломная работа:
Методика воспитания точности при выполнении броска 1-й рукой от плеча
40 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ ….
ГЛАВА I. БАСКЕТБОЛ В ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ….
1.1. Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания ….1.2. Характеристика, классификация и значение бросков в современном баскетболе …РазвернутьСвернуть
1.3. Требования к современным броскам ….
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ….
2.1. Цель, задачи и методы исследования …
2.2. Организация исследования …
2.3. Педагогический эксперимент ….
ВЫВОДЫ ….
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …
ПРИЛОЖЕНИЕ ….
-
Дипломная работа:
45 страниц(ы)
Введение 3
Глава I. Проблема определения идиостиля 6
1.1. Понятие идиостиля 6
1.2. Основные составляющие идиостиля и языковые средства его выражения 71.3. Разграничение понятий «идиостиль» и «идиолект» 11РазвернутьСвернуть
Выводы к Г лаве I 15
Глава II. Анализ идиостиля в произведениях О. Генри 16
2.1. Особенности произведений О. Генри на разных уровнях 16
2.1.1. Сюжетно-композиционный уровень 17
2.1.2. Лексический уровень 19
2.1.3. Грамматический уровень 21
2.2. Анализ переводческих решений при переводе произведений О. Генри «Дары Волхвов» и «Последний лист» на русский язык 23
2.2.1. Анализ произведения «Дары Волхвов» 24
2.2.2. Анализ произведения «Последний лист» 31
Выводы к Главе II 38
Заключение 39
Список литературы 42
-
Дипломная работа:
Условия развития предметной деятельности у детей раннего возраста
65 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Теория развития предметной деятельности детей в раннем возрасте 71.2 Этапы и приемы развития предметной деятельности детей раннего возраста 13РазвернутьСвернуть
1.3 Условия развития предметной деятельности в раннем возрасте 19
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня сформированности предметной деятельности в раннем возрасте на констатирующем этапе исследования 29
2.2 Продукт развития предметной деятельности в раннем возрасте на формирующем этапе исследования 35
2.3 Анализ результатов исследования сформированности предметной деятельности в раннем возрасте на контрольном этапе исследования 46
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ЛИТЕРАТУРА 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
-
Дипломная работа:
Татар телендә җөмлә кисәкләренең аналитик һәм синтетик бәйләнеш чаралары
53 страниц(ы)
Кереш.3
Төп өлеш
I бүлек
Аналитик һәм синтетик килешләр.7
II бүлек
Аналитик һәм синтетик төзелмәләр.19§1. Синтетик төзелмәләр мәсьәләсе.28РазвернутьСвернуть
§2. Бәйләүче чараларны төркемләүгә карата кайбер фикерләр.39
§3. Аналитик-синтетик төзелмәләр мәсьәләсе….42
Йомгак.46
Кыскартылган исемнәр.48
Библиография.49
-
Дипломная работа:
69 страниц(ы)
Введение
Глава I Теоретические основы проектирования и разработки ЭУК
1.1 Проектирование ЭУК: сущность, этапы, содержание, структура1.2 Требования к техническому исполнению ЭУКРазвернутьСвернуть
Выводы к главе I
Глава II Техническая составляющая проектирования и разработки ЭУК
2.1 Анализ предметной области дисциплины
2.2 Программа Teach Book Lite
2.3 Результаты итогового тестирования
Выводы к главе II
Заключение
Список литературы
Приложение
-
Дипломная работа:
Мәгърифәтче Г.Исхакый повестьларында хатын-кыз язмышын чагылдыру үзенчәлекләре
70 страниц(ы)
КЕРЕШ….….
ТӨП ӨЛЕШ
I бүлек.
Мәгърифәтче Г.Исхакый повестьларында хатын-кыз язмышын чагылдыру үзенчәлекләре.1.1. «Кәләпүшче кыз» (1900) повестенда Камәр язмышының бирелеше.РазвернутьСвернуть
1.2. «Очрашу яки Гөлгыйзар» (1903) әсәрендә хатын-кыз язмышы….
II бүлек. Г.Исхакыйның унынчы еллардагы иҗатында хатын-кыз язмышын яктырту үзенчәлекләре….….
2.1. «Остазбикә» (1910) әсәрендә Сәгыйдә язмышы.
III бүлек. Мөһаҗирлек чорында язылган «Көз» (1923) повестенда хатын-кыз язмышының бирелеше….….
IV бүлек. Гаяз Исхакый иҗатын мәктәптә өйрәнү буенча методик күрсәтмәләр.
ЙОМГАК ….
ФАЙДАЛАНЫЛГАН ӘДӘБИЯТ ИСЕМЛЕГЕ….….…
-
Курсовая работа:
Туристические достопримечательности Великобритании
56 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Страноведческая характеристика Великобритании 5
1.1. Физико-географические и экономико-географические особенности государства. Экологическая обстановка 51.2. Политическое устройство. Геополитическая обстановка. Население страны 7РазвернутьСвернуть
1.3. История и культура страны 10
Глава 2. Туристские ресурсы страны 14
2.1. Природные достопримечательности. Особо охраняемые природные территории на базе природных ресурсов. 14
2.2. Историко-культурные достопримечательности. 19
2.3. Туристические центры и туристские зоны 23
Глава 3. Анализ туристического рынка 38
3.1. Туроператоры и турагенты г. Уфа, работающие по данному направлению. Анализ существующих туров 38
3.2. Целевая аудитория. SWOT анализ 39
3.3. Экономическое обоснование маршрута, обеспечение его безопасности. Анализ транспортной составляющей. PEST анализ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
-
Дипломная работа:
Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе изучения «Окружающего мира»
92 страниц(ы)
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3
1.1.Становление исследовательского подхода и сущность основных понятий. 31.2. Исследовательское деятельность в современном образовании 12РазвернутьСвернуть
1.3. Исследовательский потенциал младшего школьного возраста 21
Выводы по I главе 28
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩИЙ МИРА 30
2.1.Возможности и условия развития исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения «Окружающий мир» 30
2.2 Технология формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения окружающий мир 41
Выводы по II главе 52
ГЛАВА III. ОПЫТНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИР 54
3.1 Определение уровня развития исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения окружающего мира 54
3.2.Организация работы по развитию у младших школьников исследовательских умений в процессе изучения окружающего мира 62
3.3. Анализ результатов опытно-педагогической работы 69
Выводы по III главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Литература 80
-
Контрольная работа:
15 страниц(ы)
1.Теория чисел
1.4. Лабораторная работа 1
2. Подпрограммы в Паскале
2.5. Лабораторная работа 2
3.Множества
3.4.Лабораторная работа 34. Записи.РазвернутьСвернуть
4.4.Лабораторная работа 4
5.Файлы.
5.6. Лабораторная работа 5.
6. Строковые переменные.
6.4. Лабораторная работа 6
Литература