У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Эколого-биологическая характеристика популяции овсяницы луговой в сообществе остепненного луга» - Дипломная работа
- 53 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА FESTUCA PRATENSIS HUDS. КАК ТИПИЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЛУГОВЫХ СООБЩЕСТВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1. Понятие о луге как типе растительности
1.2. Разнообразие лугов Республики Башкортостан
1.3. Популяционный подход к изучению видов луговых трав
1.4. Особенности биологии, экологии и фитоценологии Festuca
pratensis
1.5. Хозяйственное значение Festuca pratensis
ГЛАВА 2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Климат
2.2. Рельеф
2.3. Гидрология
2.4. Почвы
2.5. Растительность
2.6. Влияние человека
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Объект и методы исследования
3.1.1. Методы анализа видового состава сообщества
3.1.2. Методы популяционного анализа
3.2. Анализ видового состава исследованного сообщества с
Festuca pratensis
3.2.1. Геоботаническое описание
3.2.2. Спектр систематического состава
3.2.3. Спектр жизненных форм
3.2.4. Фитосоциологический спектр
3.2.5. Характеристика хозяйственной ценности
3.3. Популяционный анализ сообщества с Festuca pratensis
3.3.1. Биоморфологическая характеристика популяции
3.3.2. Анализ виталитетного спектра популяции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Festuca pratensis Huds. – рыхлокустовой мезофит семейства Poaceae, который широко распространен в луговых сообществах на территории Европы и Сибири (Ларин и др., 1950; Работнов, 1984; Губанов и др. 1990 и мн. др.).
Большой интерес к изучению овсяницы луговой связан с ее высокими кормовыми качествами, сравнительной легкостью введения в культуру и проведения селекционных работ (Ермакова, 1972). Обширный цикл работ выполнен луговодами по созданию высокопродуктивных сеяных лугов с участием овсяницы луговой (Шенников, 1941; Смелов, 1966; Работнов, 1984, 1998 и др.). В этих работах дана достаточно полная характеристика экологии, биологии и кормовых качеств овсяницы луговой.
Луговые сообщества широко представлены в растительности Республики Башкортостан (Ямалов и др., 2012). В их составе большую роль играет Festuca pratensis. Этот вид входит в состав сообществ настоящих и остепненных суходольных лугов, пойменных лугов и среднегорных лугов.
Геоботанической характеристике сообществ лугов с участием овсяницы луговой посвящено много литературных источников, как в России, так и в Башкортостане. В нашей республике такие сообщества охарактеризованы в работах В.А. Михеева, Б.М. Миркина, С.М. Ямалова, И.Н. Григорьева, А.И. Соломеща и др. (Миркин, 1974). Однако изучены далеко не все разнообразие луговых сообществ республики.
Однако если за пределами Башкортостана выполнены популяционные исследования этого вида (Ермакова, 1972, 1976: Жукова, 1995 и др.), то в Башкортостане популяционных исследования луговой овсяницы не проводились.
Цель исследования: выполнить изучение популяции Festuca pratensis в составе сообщества остепненого луга на территории Ишимбайского района Республики Башкортостан.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить литературу об экологии, биологии и фитоценологии Festuca pratensis;
2) выполнить геоботаническое описание лугового сообщества с участием популяции Festuca pratensis;
3) выполнить анализ видового состава сообщества и построить спектры: систематический, жизненных форм и фитосоциологический. Охарактеризовать представленность в сообществе разных хозяйственных групп растений;
4) выполнить статистический анализ биоморфологических параметров особей популяции Festuca pratensis;
5) оценить виталитет исследованной популяции Festuca pratensis.
Выдержка из текста работы
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА FESTUCA PRATENSIS КАК ТИПИЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЛУГОВЫХ СООБЩЕСТВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
Прежде чем приступить к характеристике Festuca pratensis, рассмотрим особенности луговых растительных сообществ.
1.1. ПОНЯТИЕ О ЛУГЕ КАК ТИПЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ
Лугами (класс Molinio-Arrchenatheretea R. Tx. 1937) называются растительные сообщества, основу которых составляют многолетние травянистые растения мезофитного характера, требующие для своего развития богатые и умеренно влажные почвы (Работнов, 1984). При увеличении влажности и снижении температуры почвы луговые сообщества превращаются в болота, где преобладают гигрофиты. При повышении температуры и увеличении сухости почвы образуются сообщества степного характера с преобладанием ксеромезофитов (Миркин, Наумова, 2012).
1.1.1. Состав луговых сообществ
В составе луговых сообществ, как правило, наличествуют сразу несколько обильных видов. Это злаки, прежде всего, злаки. Вмести с ними сообщества составляют многочисленные виды разнотравья и бобовых (Работнов, 1984; Наумова и др., 2011). Во многих луговых сообществах встречаются нелуговые растения других экологических групп: мхи, степные растения (виды рода Festuca – F. valesiaca, F. pseudovuna), гигрофиты (Phalatoides arundinacea, Ranunculus acer и др.). Кроме того, на лугах встречаются деревья (Ulmus laevis, Salix alba и др.) и кустарники (Salix viminalis, S. triandra и др.). на лугах, подвергающихся выпасу встречаются однолетники (Polygonum aviculare, Capsella bursa-pastoris и др.; Шенников, 1941, 1964).
Луга наиболее характерны для лесной зоны (Шенников, 1964). Это связано прежде всего с хозяйственной деятельностью человека, который стремится увеличить площадь естественных кормовых угодий (Работнов, 1984).
Для лугов характерен особый тип почвообразования. Дерновый процесс может протекать на недавно возникших субстратах, лишенных растительного покрова, что происходит при первичных сукцессиях (Работнов, 1985). Этот процесс может развиваться также после сведения лесов и формирования луговых сообществ (Ларин и др., 1950).
1.1.2. Взаимоотношения растений в луговых сообществах
Растения, произрастающие на лугу, находятся во взаимоотношениях друг с другом и взаимодействуют с экологическими условиями экотопа (Работнов, 1984).
В.Н. Сукачев различал три основные группы взаимоотношения растений: контактные (симбиоз, паразитизм), трансабиотические (конкуренция, аллелопатия), трансбиотические – через посредников (Работнов, 1984).
Конкуренция. Конкуренция – это основной тип взаимоотношений растений в луговых сообществах. Под конкуренцией понимается соревнование растений за потребление одних и тех же ресурсов: свет, вода, элементы минерального питания, пространство (Онипченко, 2013).
Различают два типа конкуренции – симметричная и ассиметричная. В первом случае взаимодействующие особи одинаково ограничивают потребление ресурсов друг другом, во втором случае растения оказывают разное влияние друг на друга (Миркин и др., 2001).
Конкурентная способность растений зависит от генетического потенциала видов и от условий среды (Работнов, 1984): высокой или низкой температуры, кислотности почвы, аэрации, засоления, увлажнения, затенения, характера использования человеком – сенокошения и выпаса.
Например, в эксперименте с сообитанием Lolium perenne и Trifolium repens было установлено, что на конкурентную мощность видов влияет фактор освещения. При высокой обеспеченности светом в сообществе доминировал Trifolium repens, при низкой – участие особей двух видов было равным (Работнов, 1984).
В эксперименте по изучению влияния фактора увлажнения на сообитание Dactylis glomerata и Deschampsia cespitosa на сухой и сырой почве были получены следующие результаты. Через два года на сухой почве урожай Dactylis glomerata почти в тридцать раз превышал урожай Deschampsia cespitosa, а на сырой почве – только в 3 раза (Работнов, 1992).
Положительные взаимоотношения. В процессе естественного отбора у луговых растений сформировалась способность к совместному произрастанию с другими видами растений (Работнов, 1984). Отношения взаимного благоприятствования видов встречаются реже, чем отношения конкуренции, однако играют свою роль в формировании луговых сообществ (Миркин и др., 2001).
Рассмотрим несколько вариантов положительных взаимоотношений действия между растениями.
Эффект группы растений наблюдается в начальных стадиях формирования растительного сообщества, когда между особями конкуренция практически отсутствует. В это время происходит формирование микоризы и ризосферы растений. С течением времени эффект группы снижается и усиливается конкуренция.
Эффект растений-«нянь». Этот эффект проявляется только на начальных стадиях развития растений, когда они развиваются из семян. Взрослые растения выступают в роли «нянь», улучшающих условия развития всходов. При достижении определенного уровня взросления отношения с «растением-няней» чаще всего сменяются конкуренцией. (Миркин, Наумова, 2012).
Влияние аллопатии. Все виды растений выделяют в окружающую среду продукты жизнедеятельности. Среди них встречаются высокомолекулярные соединения, которые могут оказывать на растения воздействия аллелопатического характера (Онипченко, 2013). Они могут задерживать прорастание семян, тормозить рост побегов, ускорять созревание плодов и т.д. Эту форму влияния растений австрийский ученый Ханс Молиш назвал аллелопатией (Molish, 1937; цит. по: Работнов, 1998). По мнению Т.А. Работнова (1992), в природе роль аллелопатии несущественна, так как так как большинство выделяемых растениями веществ (колинов) летучи и не накапливаются в среде.
1.1.3. Структура луговых сообществ
Структура луговых фитоценозов определяется распределением в пространстве подземных и надземных органов травянистых растений (Миркин, Наумова, 2012).
Сезонная изменчивость. Для луговых сообществ характерна сезонная изменчивость. Длительность жизни надземных побегов луговых трав (за исключением стелющихся побегов) не превышает года. Ежегодно у луговых трав формируются новые побеги, которые, достигают максимальной мощности в разное время, а затем отмирают.
С весны до середины лета высота луговых травостоев увеличивается, повышается сомкнутость травостоя. На сезонную изменчивость травостоя лугов влияет режим отчуждения надземных органов трав при стравливании их скотом или при скашивании (Работнов, 1984).
Распределение корневых систем. Подземные органы растений на лугах распределены на разных глубинах, но основная масса сосредоточена в дернине. Однако разные виды растений имеют разный характер распределения корневых систем и разную глубину проникновения корней в почву. Различают виды с очень мелким укоренением (до глубины 2-6 см), мелким (до 6-12 см), средним (12-30 см) и глубоким – растения, имеющие стержневую корневую систему, которые могут проникать на значительную глубину – до 1-2 м (Луговые…, 1990).
Мозаичность. У некоторых луговых сообществ выражено горизонтальное расчленение травяного покрова, проявляющееся повторяющимися пятнами. Каждое «пятно» состоит из растений нескольких видов. Эти «пятна» называются микрогруппировками, а само явление – мозаичностью (Онипченко, 1985). Характер мозаичности определяется биологией луговых видов и взаимоотношениями между ними, которые во многом зависят от особенностей экотопа и биотопа (Луговые, 1990; Миркин, Наумова, 2012).
Видовое богатство. Число видов растений, составляющих луговые сообщества, может составлять от 2-3 до 100 и даже более. В среднем в луговых сообществах насчитывается 30-40 видов. Флористическое богатство луговых фитоценозов зависит от многих факторов: состава флоры района, условий произрастания сообществ, режима использования лугов человеком, а также от возраста сообществ и их происхождения (Работнов, 1984).
В состав некоторых луговых сообществ входят мхи, формирующие нижний ярус. Моховой покров в луговых сообществах развит слабо. Поскольку мхи не выдерживают влияния сильного выпаса, они отсутствует на скотобоях (Золотов, Баишева, 2003).
Влияние гетеротрофных организмов. Важными компонентами луговых экосистем являются гетеротрофные организмы: бактерии, грибы, представители фауны. Сапротрофы участвуют в разложении растительных остатков и их минерализации. Бактерии-азотфиксаторы обеспечивают луговые растения доступными формами азота. Микоризные грибы обеспечивают растения водой и элементами минерального питания (Онипченко, 2013).
Заключение
Festuca pratensis относится к числу объектов, которые активно исследуются экологами, фитоценологами, популяционными биологами, луговедами, селекционерами, ресурсоведами и др. Столь высокий интерес к этому виду связан с его высокой ценностью как компонента естественных лугов и перспективностью селекционных исследований для выведения новых сортов.
В Республике Башкортостан выполнены исследования по фитоценологии Festuca pratensis, которые показали ее участие в сообществах разных синтаксонов луговой и степной растительности. В то же время исследования популяций этого вида в естественных сообществах на территории нашей республики не выполнялись. Есть основание считать, что выполненное нами исследование имеет высокую степень новизны.
По результатам исследования могут быть сделаны следующие выводы:
1) характеристике различных аспектов изучения Festuca pratensis посвящено очень много литературных источников. Их анализ показал, что этот вид – рыхлокустовой злак-мезофит с широким эколого-географическим ареалом – имеет важное хозяйственное значение как растение высокого кормового достоинства. Вид введен в культуру и подвергается интенсивной селекции;
2) видовой состав изученного сообщества достаточно богатый и включает 34 вида из 14 семейств. Наибольшим числом видов представлены семейства Asteraceae (6 видов) и Poaceaе (6 видов). Преобладающей жизненной формой являются гемикриптофиты, на долю которых приходится почти 90% видов;
3) сообщество представляет остепненный луг, в составе которого сочетаются виды настоящих лугов порядка Arrhenatheretalia и виды остепненных лугов порядка Galietalia veri. Это свидетельствует о том, что сообществj находится в условиях переменного водного режима с кратковременным периодом пересыхания. Наличие в составе сообщества видов синантропных классов Artemisietea vulgaris и Polygono arenastri-Poëtea annuae показывает, что сообщество испытывает влияние выпаса;
4) статистический анализ биоморфологических параметров Festuca pratensis (высота растения, общее число побегов, число генеративных побегов, фитомасса растения) показал, что наименее вариабельным признаком является высота растений, что объясняется тенденцией выравнивания высоты растений в травостое. Наиболее вариабельным признаком является фитомасса особей, что связано с изменением условий экотопа в микромасштабе;
5) виталитет изученной популяции Festuca pratensis показывает, что она находится в депрессивном состоянии (соотношение мелких средних и крупных особей составляет соответственно 14 – 13 – 3). Это можно объяснить неоптимальными условиями среды для жизни популяции, которая испытывает влияние выпаса.
Список литературы
Абдрахманов Р.Ф., Чалов Ю.Н., Абдрахманова Е.Р. Пресные подземные воды Башкортостана. – Уфа: Информреклама, 2007. – 184 с.
Алексеев Ю.Е., Алексеев Е.Б., Габбасов К.К. и др. Определитель высших растений Башкирской АССР. – М.: Наука, 1988. – 316 с.
Алехин В.В. Растительность СССР в основных зонах. Госуд. Изд-во «Советская наука». – Москва, 1951. – 479 с.
Алехин В.В., Сырейщиков Д.П. Методика полевых ботанических исследований. – Вологда: «Северный печатник», 1926. – 69 с.
Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т. 3. З – К / гл. ред. М.А. Ильгамов. – Уфа: Башк. энцикл., 2007. – 672 с.
Гареев А.М. Реки и озера Башкортостана. – Уфа: Китап, 2001. – 260 с.
Гиляров A.M. Популяционная экология. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 191 с.
Государственный доклад об экологической ситуации на территории Республики Башкортостан // Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан. – Уфа, 2014. – 172 с.
Григорьев И.Н., Соломещ А.И., Алимбекова Л.М., Онищенко Л.И. Влажные луга Республики Башкортостан: синтаксономия и вопросы охраны. Уфа: Гилем, 2002. 157 с.
Губанов И.А., Киселева К.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Луговые травянистые растения. Биология и охрана. – М.: Агропромиздат, 1990. – 180 с.
Дмитриев А.М. Луговодство с основами луговедения. – Москва: Сельхозгиз. 1948. – 310 с.
Ермаков Н.Б. Продромус высших единиц растительности России // В кн.: Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Современное состояние основных концепций науки растительности. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. – С. 377-483.
Ермакова И.М. Онтогенез и возрастной состав популяций луговой овсяницы Festuca pratensis Huds. // Автореф. канд дисс. – М., 1972. – 16 с.
Ермакова И.М. Овсяница луговая. // Биологическая флора Московской области. Вып.3. Изд-во МГУ, 1976. – С. 105-119.
Жукова Л.А. Популяционная жизнь луговых растений. – Йошкар-Ола: Ланар, 1995. – 224 с.
Зайцев Г.Н. Математическая статистика в экспериментальной ботанике. – М.: Наука, 1984. – 424 с.
Заугольнова Л.Б., Смирнова О.В., Браславская Т.Ю., Дегтева С.В. Высокотравные таежные леса на востоке европейской части России // Растительность России. СПб. 2009. № 15. – С. 3-26.
Злобин Ю.А. Популяционная экология растений: современное состояние, точки роста. – Сумы: Университетская книга, 2009. – 263 с.
Золотов В.И., Баишева Э.З. Флора листостебельных мхов заповедника «Шульган-Таш» (Республика Башкортостан, Россия) // Arctoa, 2003. Т. 12. – С. 121-123.
Кадильников И.П., Цветаева А.А., Смирнова Е.С., Хисматов М.Ф. Физико-географическое районирование Башкирской АССР. – Уфа, 2005. – 212 с.
Красная книга Республики Башкортостан. – Уфа: Полипак, 2007. 528 с.
Ларин И.В. и др. Кормовые растения сенокосов и пастбищ СССР. Т.1. М. – Л.: Сельхозгиз, 1950. – 540 с.
Луговые травянистые растения. Биология и охрана: Справочник / Губанов И.А., Киселева К.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. – М.: Агропромиздат, 1990. – 180 с.
Лукиных Г.Л. Селекция многолетних злаковых трав для условий Среднего Урала. // Автореф. канд. дисс. – Немчиновка, 2008. – 50 с.
Миркин Б.М. Закономерности развития растительности речных пойм. – М.: Наука, 1974. – 174 с.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Краткий энциклопедический словарь науки о растительности. – Уфа: Гилем, Башк. энцикл., 2014. – 288 с.
Миркин Б.М, Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности. – М.: Логос, 2001. – 264 с.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология растений Башкортостана. – Уфа: Китап, 2010. – 248 с.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Современное состояние основных концепций науки о растительности. – Уфа: Гилем, 2012. – 488 с.
Наумова Л.Г., Злобин Ю.А. Основы популяционной экологии растений: учеб. пособие. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – 88 с.
Наумова Л.Г., Миркин Б.М., Мулдашев А.А., Мартыненко В.Б., Ямалов С.М. Флора и растительность Башкортостана: учеб. пособие. – Уфа: изд-во БГПУ, 2011. – 174 с.
Наумова Л.Г., Хусаинов А.Ф. Научно-исследовательская деятельность студентов: изучение флоры населенных пунктов: учебно-методическое пособие для бакалавров и магистров. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 116 с.
Онипченко В.Г. Структура, фитомасса и продуктивность альпийских лишайниковых пустошей // Бюлл. Моск. о-ва испытателей природы, отд. биол. 1985. Т. 90. № 1. – С. 59-66.
Онипченко В.Г. Функциональная фитоценология: Синэкология растений. – М.: КРАСАНД, 2013. – 576 с.
Работнов Т.А. Луговедение. – М.: МГУ, 1984. – 319 с.
Работнов Т.А. Экология луговых трав. – М.: МГУ,1985. – 176 с.
Работнов ТА. Фитоценология. 3-е изд. – М.: МГУ, 1992. – 350 с.
Работнов Т.А. Луговедение. 2-е изд. – М: МГУ, 1984. – 320 с.
Работнов Т.А. Экспериментальная фитоценология: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1998. – 240 с.
Реестр особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Изд.2-е, перераб. – Уфа: Издательский центр «МедиаПринт», 2010. – 414 с.
Сапегин Л.М. Структура и изменчивость луговых фитоценозов. Изд-во БГУ, 1981. – 99 с.
Серебрякова Т.И. Морфогенез побегов и эволюция жизненных форм злаков. – М.: «Наука», 1971. – 182 с.
Смелов, С.П. Биологические основы луговодства. – М., 1947. – 232 с.
Тайчинов С.Н., Бульчук П.Я. Природное и агропочвенное районирование Башкирской АССР. – Ульяновск, 1975. – 159 с.
Турикешев Г.Т. Краткий очерк по физической географии окрестностей г. Уфы: Учебное пособие. – Уфа: БГПУ, 2000. – 160 с.
Уникальные памятники природы – шиханы Тратау и Юрактау. – Уфа: Гилем, Башк. энцикл., 2014. – 312 с.
Физико-географическое районирование Башкирской АССР. – Уфа, 2005. – 212 с.
Флора и растительность Южно-Уральского государственного заповедника. – Уфа: Гилем, 2008. – 528 с.
Флора и растительность Национального парка «Башкирия» (синтаксономия, антропогенная динамика, экологическое зонирование). – Уфа: АН РБ, Гилем, 2010. – 512 с.
Хазиев Ф.Х., Кольцова Г.А., Рамазанов О.Я. и др. Почвы Башкортостана. Т. 2. – Уфа: Гилем, 1997. – 327 с.
Хазиев Ф.Х., Мукатанов А.Х., Хабиров И.К. и др. Почвы Башкортостана. Т. 1. – Уфа: Гилем, 1995. – 384 с.
Хазиев Ф.Х. Экология почв Башкортостана. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. – 312 с.
Хазиев Ф.Х. Почвы Республики Башкортостан и регулирование их плодородия. – Уфа: Гилем, 2007. – 288 с.
Шенников А.П. Луговедение. – Л.: Изд.во ЛГУ, 1941. – 512 с.
Шенников А.П. Введение в геоботанику. – Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1964. – 447 с.
Юнусбаев У.Б., Баширова Э.В. Динамика степей Зауралья под влиянием выпаса / Синантропная растительность Зауралья и горно-лесной зоны Республики Башкортостан: фиторекультивационный эффект, синтаксономия, динамика. – Уфа: Гилем, 2008. – С. 227-254.
Ямалов С.М. Луга Башкортостана: биологическое разнообразие и перспективы его сохранения. // Вестник Академии наук РБ, 2008. Т. 13, № 1. – С. 17-23.
Ямалов С.М., Мартыненко В.Б., Абрамова Л.М., Голуб В.Б., Баишева Э.З., Баянов А.В. Продромус растительных сообществ Республики Башкортостан. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. – 100 с.
Тема: | «Эколого-биологическая характеристика популяции овсяницы луговой в сообществе остепненного луга» | |
Раздел: | Биология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 53 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
Популяция растений как дидактическая составляющая в школьном эколого-биологическом образовании
68 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОПУЛЯЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ РАСТЕНИЙ И ЕЁ ВКЛАД В ШКОЛЬНОЕ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ1.1. Основные положения популяционной экологии растенийРазвернутьСвернуть
1.2. Общая характеристика экологического образования в школе
1.3. Место популяционной экологии в школьном эколого-биологическом образовании
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОПУЛЯЦИИ РАСТЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ FRAGARIA VIRIDIS DUCH.
2.1. Объект и методы исследования
2.2. Характеристика растительного сообщества с популяцией Fragaria viridis Duch.
2.3.Статистический анализ биоморфологических параметров популяции Fragaria viridis Duch.
2.4. Виталитетный анализ популяции Fragaria viridis Duch.
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К УРОКАМ ПО ТЕМЕ «ПОПУЛЯЦИИ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ» В 10 КЛАССЕ
3.1. Общая характеристика популяций
3.2. Разнообразие и размер популяций
3.3. Изменение численности и структуры популяций
3.4. Антропогенные факторы, нарушающие стабильность популяций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Дипломная работа:
Анализ популяции синантропного вида подорожник большой в сообществе северо-восточной лесостепи
54 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СИНАНТРОНЫЕ РАСТЕНИЯ, СИНАНТРОПНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИНАНТРОПНОГО ВИДА PLANTAGO MAJOR L. (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)1.1. Особенности синантропных видов растенийРазвернутьСвернуть
1.2. Синантропизация растительности
1.3. Классы синантропной растительности Башкортостана
1.4. Биоморфологическая и экологическая характеристика
Plantago major L. как синантропного вида
ГЛАВА 2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Географическое положение
2.2. Климат
2.3. Рельеф и гидрология
2.4. Почвы
2.5. Растительность и влияние на нее человека
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Объект и методы исследования
3.2. Общая характеристика растительного сообщества с популяцией
Plantago major L.
3.3. Анализ видового состава растительного сообщества с
популяцией Plantago major L. как индикатора условий среды
3.4. Биоморфологическая характеристика изученной популяции
Plantago major L. и анализ ее виталитета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Дипломная работа:
67 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Характеристика района исследования 51.2. Климат 6РазвернутьСвернуть
1.3. Геология, геоморфология и рельеф 7
1.4. Почвообразующие породы и почвы 8
1.5. Гидрология 9
1.6. Растительность и животный мир 10
ГЛАВА 2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 13
2.1. Экология и биология Adonis vernalis L 13
2.2. Методы изучения Adonis vernalis L 15
2.3. Классификация степной растительности Республики Башкортостан 21
2.4. Влияние различных факторов на условия произрастания Adonis vernalis L 22
ГЛАВА 3. ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕПНЫХ СООБЩЕСТВ С ADONIS VERNALIS L 26
3.1. Методика сбора и обработки материала 26
3.2. Синтаксономический анализ растительности 28
3.3. Анализ систематического состава флоры 32
3.4. Спектр жизненных форм 34
3.5. Экологический спектр флоры 38
3.6. Биогеографический анализ флоры 39
3.7. Фитосоциологиче ский анализ флоры 41
3.8. Хозяйственная характеристика флоры 43
3.9. Виды растений занесенные в «Красную книгу Республики Башкортостан» 2011 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ -
Дипломная работа:
56 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 5
1.1. Роль лугов в растительном покрове Республики Башкортостан 5
1.2. Общая биоморфологическая характеристика Leucanthemum vulgare Lam 91.3. Фитосоциологическая характеристика Leucanthemum vulgare Lam 23РазвернутьСвернуть
1.4. Хозяйственное значение Leucanthemum vulgare Lam 25
ГЛАВА 2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА 29
2.1. Положение района исследования 29
2.2. Климат 30
2.3. Рельеф 31
2.4. Гидрология 32
2.5. Почвы 32
2.6. Растительность и влияние на него человека 35
2.7. Животный мир 35
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. 37
3.1. Материалы и методы исследования 37
3.2. Фитосоциологический спектр сообщества с Leucanthemum vulgare Lam 39
3.3. Эколого-биологические особенности и проявления стратегии жизни Leucanthemum vulgare Lam 40
3.4. Онтогенетическая стратегия 42
3.5. Биоморфологическая характеристика популяции Leucanthemum vulgare Lam 44
3.6. Виталитетный спектр популяции Leucanthemum vulgare Lam. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 46
ЛИТЕРАТУРА 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
-
Дипломная работа:
56 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 5
1.1. Роль лугов в растительном покрове Республики Башкортостан 5
1.2. Общая биоморфологическая характеристика Leucanthemum vulgare Lam 91.3. Фитосоциологическая характеристика Leucanthemum vulgare Lam 23РазвернутьСвернуть
1.4. Хозяйственное значение Leucanthemum vulgare Lam 25
ГЛАВА 2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА 29
2.1. Положение района исследования 29
2.2. Климат 30
2.3. Рельеф 31
2.4. Гидрология 32
2.5. Почвы 32
2.6. Растительность и влияние на него человека 35
2.7. Животный мир 35
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. 37
3.1. Материалы и методы исследования 37
3.2. Фитосоциологический спектр сообщества с Leucanthemum vulgare Lam 39
3.3. Эколого-биологические особенности и проявления стратегии жизни Leucanthemum vulgare Lam 40
3.4. Онтогенетическая стратегия 42
3.5. Биоморфологическая характеристика популяции
Leucanthemum vulgare Lam 44
3.6. Виталитетный спектр популяции Leucanthemum vulgare Lam. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 46
ЛИТЕРАТУРА 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
-
Дипломная работа:
61 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Характеристика района исследования1.2. РельефРазвернутьСвернуть
1.3. Климат
1.4. Почвы
1.5. Гидрология
1.6. Растительность
1.7. Животный мир
ГЛАВА 2. РУДЕРАЛЬНАЯ ФЛОРА И РАСТИТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
2.1. Характерные особенности рудеральной флоры и растительности населенных пунктов
2.2.Типы рудеральной растительности населенных пунктов.
2.3. Значение рудеральной растительности селитебных территорий
ГЛАВА 3. ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУДЕРАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА С BUNIAS ORIENTALIS L. НА ТЕРРИТОРИИ СЕЛА БАКАЛЫ
3.1. Методы и методика исследований
3.2. Систематический состав флоры
3.3. Спектр жизненных форм
3.4. Биогеографическая структура рудеральных сообществ со Свербигой восточной
3.5. Экологический спектр флоры
3.6. Анализ адвентивных видов
3.7. Фитосоциологический спектр рудеральных сообществ со Свербигой восточной
3.8. Хозяйственная характеристика рудеральных сообществ со Свербигой восточной
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
ВКР:
Формирование профессиональной компетентности студентов в среднем профессиональном образовании
98 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО 131.1. Сущность и структура профессиональной компетентности студентов колледжей с позиции ФГОС 13РазвернутьСвернуть
1.2. Потенциал образовательной среды колледжа как средство формирования профессиональной компетентности 22
1.3. Модель формирования профессиональной компетентности студентов строительного колледжа 30
Выводы по первой главе 36
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА 38
2.1. Логика и задачи опытно-поисковой работы 38
2.2. Реализация возможностей образовательного процесса строительного колледжа для формирования профессиональной компетентности студентов 43
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности студентов строительного колледжа 51
Выводы по второй главе 56
Заключение 59
Список литературы 63
-
Курсовая работа:
Изучение фольклорных произведений
38 страниц(ы)
Кереш.3
I. Төп өлеш.11
1.1 Әдәбият дәресләрендә халык авыз иҗатының әсәрләрен өйрәнү күләме.131.2 Әкиятләр укыту үзенчәлекләре.15РазвернутьСвернуть
1.3 Легенда, раваять, бәет һәм эпослар укыту үзенчәлекләре.21
1.4 Дәрестә тизәйткечләр, табышмак, мәкаль-әйтемнәр куллану.24
1.5 Җырлар өйрәтү үзенчәлекләре.28
Йомгак.31
Библиография исемлеге.34
-
Доклад:
25 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЕЛОСИПЕДЕ….4
1.1. История изобретения велосипеда….4
1.2. Польза велосипеда для организма…5ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЕЗДЫ НА ВЕЛОСИПЕДЕ….7РазвернутьСвернуть
2.1. Результаты анкетирования ….7
2.2. Правила путешествия на велосипеде….8
2.3. Правила дорожного движения для велосипедистов….10
ГЛАВА 3. ВЕЛОДВИЖЕНИЕ В Г.УФЕ….13
3.1. Велодорожки г. Уфы…13
3.2. Веломероприятия в г. Уфе….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….18
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ….19
ПРИЛОЖЕНИЯ….20
-
Курсовая работа:
39 страниц(ы)
Глава 1. Теоретические основы создания электронного учебника 6
1.1. Сущность электронного учебника 6
1.2. Этапы проектирования электронного учебника 71.3 Основные типы технологий, применяемых в учебных заведениях нового типа 10РазвернутьСвернуть
Глава 2. Проектирование и разработка электронного учебника по курсу «Ассемблер» 19
2.1. Структура электронного учебника 19
2.2. Алгоритм формирования структуры 19
2.3. Техническое задание 20
2.4. Описание программы 24
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения 34
-
Дипломная работа:
Спортивная метафора и особенности ее функционирования в текстах для чтения в старших классах
77 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ …4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТАФОРЫ….7
1.1. Понятие метафоры, ее функции и классификация.….…71.2. Метафора с точки зрения когнитивной лингвистики….13РазвернутьСвернуть
1.3. Язык спорта как источник метафор….….….17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…21
ГЛАВА II. СПОРТИВНЫЕ МЕТАФОРЫ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ….….…22
2.1. Роль спорта в британском и американском социуме.….22
2.2. Спортивные метафоры, в основе которых лежат названия видов спорта и их участников….25
2.3. Спортивные метафоры, в основе которых лежат термины различных видов спорта….…30
2.4. Спортивные метафоры, основанные на квалификации спортсменов и итогах соревнований….41
2.5. Спортивные метафоры, основанные на правилах соревнований и наказаний в спорте ….48
2.6. Спортивные метафоры, несущие в себе положительную оценку.51
2.7. Спортивные метафоры, несущие в себе отрицательную оценку.52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II….54
ГЛАВА Ш. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ МЕТАФОР В ТЕКСТАХ ДЛЯ ЧТЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ….55
3.1. Особенности функционирования метафоры в публицистических текстах….55
3.2. Работа с газетой на уроке английского языка в старших классах…56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III…67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.….….…70
-
Дипломная работа:
Изучение заимствованных слов татарского языка в школе
60 страниц(ы)
Кереш 3
1. Татар теленең сүзлек составында алынмалар һәм аларны төркемләү
1.1. Татар теленең сүзлек составында алынмаларһәм аларның роле 7РазвернутьСвернуть
1.2. Тел белемендә алынма сүзләрне төркемләү мәсьәләсе 13
2. Татар теле дәресләрендә алынма сүзләрне өйрәнү
2.1. Татар теле дәресләрендә алынмаларны өйрәнү
үзенчәлекләре 21
2.2. Татар теле дәресләрендә алынма сүзләрне өйрәнү
алымнары һәм күнегүләр системасы 22
Йомгак 44
Файдаланылган әдәбият исемлеге . 47
Кушымта. Кушымта 1. “Алынма сүзләр” темасына дәрес
эшкәртмәсе үрнәге (V сыйныф).
-
Дипломная работа:
Paбota нaд paзbиtиem peчи kak ochoba фopмиpobahия tbopчeckoй личhoctи учaщиxcя
48 страниц(ы)
Bвeдeниe.
I. Teopeтичecкиeocнoвы paзвития peчи учaщиxcя нa уpoкaxpуccкoгo языкa кaк нepoднoгo
1.1 Пcиxoлoгичecкиeocнoвы paзвития peчи.1.2 Пeдaгoгичecкиeocнoвы paзвития peчи.РазвернутьСвернуть
1.3 Дидaктичecкиeocнoвы paзвития peчи.
II. Meтoдикapaзвития peчи учaщиxcя нa уpoкepуccкoгo языкa.
2.1 Paзвитиepeчи.
2.2 Oбoгaщeниecлoвapнoгoзaпaca.
2.3 Пpoизнoшeниe.
2.4 Умeниecтpoить пpeдлoжeния.
2.5 Пocтpoeниe выcкaзывaний.
III. Мeтoды и пpиeмы paзвития peчи.
IV. Aнaлиз функциoниpующиx учeбникoв pуccкoгo языкa.
Зaключeниe
Иcпoльзoвaннaя литepaтуpa
Пpилoжeниe.
-
Курсовая работа:
Особенности юмора в романах чарльза диккенса
30 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ … 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЮМОРА ….… 5
1.1. Понятие юмора …. 5
1.2. Юмор в жизни литературы …. 9ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЮМОРА В РОМАНАХ ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА …. 11РазвернутьСвернуть
2.1. Биография и творческий путь Чарльза Диккенса ….… 11
2.2. Чарльз Диккенс: от юмориста до сатирика ….…. 17
2.3. Юмор в романах Чарльза Диккенса … 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ … 30
-
Дипломная работа:
74 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ ….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ1.1. Понятие и содержание проектной деятельности …7РазвернутьСвернуть
1.2. Особенности реализации проектной деятельности при изучении английского языка в старших классах …13
1.3. Использование проектной деятельности для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка …18
Выводы по главе I 26
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Стартовая диагностика уровня развития коммуникативной компетенции на английском языке у старшеклассников …. 28
2.2. Формирующий этап исследования: система проектной деятельности при изучении английского языка в старших классах …. 44
2.3. Итоговая диагностика уровня развития коммуникативной компетенции на английском языке у старшеклассников 51
Выводы по главе II… 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
-
Контрольная работа:
12 страниц(ы)
Задача №1.
Задача № 2.
Задача №3.
Задача №4.
Задача №5.
Задача №6.
Задача №7.
Задача №8.
Задача №9.