У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Эколого-биологическая характеристика популяции овсяницы луговой в сообществе остепненного луга» - Дипломная работа
- 53 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА FESTUCA PRATENSIS HUDS. КАК ТИПИЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЛУГОВЫХ СООБЩЕСТВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1. Понятие о луге как типе растительности
1.2. Разнообразие лугов Республики Башкортостан
1.3. Популяционный подход к изучению видов луговых трав
1.4. Особенности биологии, экологии и фитоценологии Festuca
pratensis
1.5. Хозяйственное значение Festuca pratensis
ГЛАВА 2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Климат
2.2. Рельеф
2.3. Гидрология
2.4. Почвы
2.5. Растительность
2.6. Влияние человека
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Объект и методы исследования
3.1.1. Методы анализа видового состава сообщества
3.1.2. Методы популяционного анализа
3.2. Анализ видового состава исследованного сообщества с
Festuca pratensis
3.2.1. Геоботаническое описание
3.2.2. Спектр систематического состава
3.2.3. Спектр жизненных форм
3.2.4. Фитосоциологический спектр
3.2.5. Характеристика хозяйственной ценности
3.3. Популяционный анализ сообщества с Festuca pratensis
3.3.1. Биоморфологическая характеристика популяции
3.3.2. Анализ виталитетного спектра популяции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Festuca pratensis Huds. – рыхлокустовой мезофит семейства Poaceae, который широко распространен в луговых сообществах на территории Европы и Сибири (Ларин и др., 1950; Работнов, 1984; Губанов и др. 1990 и мн. др.).
Большой интерес к изучению овсяницы луговой связан с ее высокими кормовыми качествами, сравнительной легкостью введения в культуру и проведения селекционных работ (Ермакова, 1972). Обширный цикл работ выполнен луговодами по созданию высокопродуктивных сеяных лугов с участием овсяницы луговой (Шенников, 1941; Смелов, 1966; Работнов, 1984, 1998 и др.). В этих работах дана достаточно полная характеристика экологии, биологии и кормовых качеств овсяницы луговой.
Луговые сообщества широко представлены в растительности Республики Башкортостан (Ямалов и др., 2012). В их составе большую роль играет Festuca pratensis. Этот вид входит в состав сообществ настоящих и остепненных суходольных лугов, пойменных лугов и среднегорных лугов.
Геоботанической характеристике сообществ лугов с участием овсяницы луговой посвящено много литературных источников, как в России, так и в Башкортостане. В нашей республике такие сообщества охарактеризованы в работах В.А. Михеева, Б.М. Миркина, С.М. Ямалова, И.Н. Григорьева, А.И. Соломеща и др. (Миркин, 1974). Однако изучены далеко не все разнообразие луговых сообществ республики.
Однако если за пределами Башкортостана выполнены популяционные исследования этого вида (Ермакова, 1972, 1976: Жукова, 1995 и др.), то в Башкортостане популяционных исследования луговой овсяницы не проводились.
Цель исследования: выполнить изучение популяции Festuca pratensis в составе сообщества остепненого луга на территории Ишимбайского района Республики Башкортостан.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить литературу об экологии, биологии и фитоценологии Festuca pratensis;
2) выполнить геоботаническое описание лугового сообщества с участием популяции Festuca pratensis;
3) выполнить анализ видового состава сообщества и построить спектры: систематический, жизненных форм и фитосоциологический. Охарактеризовать представленность в сообществе разных хозяйственных групп растений;
4) выполнить статистический анализ биоморфологических параметров особей популяции Festuca pratensis;
5) оценить виталитет исследованной популяции Festuca pratensis.
Выдержка из текста работы
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА FESTUCA PRATENSIS КАК ТИПИЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЛУГОВЫХ СООБЩЕСТВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
Прежде чем приступить к характеристике Festuca pratensis, рассмотрим особенности луговых растительных сообществ.
1.1. ПОНЯТИЕ О ЛУГЕ КАК ТИПЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ
Лугами (класс Molinio-Arrchenatheretea R. Tx. 1937) называются растительные сообщества, основу которых составляют многолетние травянистые растения мезофитного характера, требующие для своего развития богатые и умеренно влажные почвы (Работнов, 1984). При увеличении влажности и снижении температуры почвы луговые сообщества превращаются в болота, где преобладают гигрофиты. При повышении температуры и увеличении сухости почвы образуются сообщества степного характера с преобладанием ксеромезофитов (Миркин, Наумова, 2012).
1.1.1. Состав луговых сообществ
В составе луговых сообществ, как правило, наличествуют сразу несколько обильных видов. Это злаки, прежде всего, злаки. Вмести с ними сообщества составляют многочисленные виды разнотравья и бобовых (Работнов, 1984; Наумова и др., 2011). Во многих луговых сообществах встречаются нелуговые растения других экологических групп: мхи, степные растения (виды рода Festuca – F. valesiaca, F. pseudovuna), гигрофиты (Phalatoides arundinacea, Ranunculus acer и др.). Кроме того, на лугах встречаются деревья (Ulmus laevis, Salix alba и др.) и кустарники (Salix viminalis, S. triandra и др.). на лугах, подвергающихся выпасу встречаются однолетники (Polygonum aviculare, Capsella bursa-pastoris и др.; Шенников, 1941, 1964).
Луга наиболее характерны для лесной зоны (Шенников, 1964). Это связано прежде всего с хозяйственной деятельностью человека, который стремится увеличить площадь естественных кормовых угодий (Работнов, 1984).
Для лугов характерен особый тип почвообразования. Дерновый процесс может протекать на недавно возникших субстратах, лишенных растительного покрова, что происходит при первичных сукцессиях (Работнов, 1985). Этот процесс может развиваться также после сведения лесов и формирования луговых сообществ (Ларин и др., 1950).
1.1.2. Взаимоотношения растений в луговых сообществах
Растения, произрастающие на лугу, находятся во взаимоотношениях друг с другом и взаимодействуют с экологическими условиями экотопа (Работнов, 1984).
В.Н. Сукачев различал три основные группы взаимоотношения растений: контактные (симбиоз, паразитизм), трансабиотические (конкуренция, аллелопатия), трансбиотические – через посредников (Работнов, 1984).
Конкуренция. Конкуренция – это основной тип взаимоотношений растений в луговых сообществах. Под конкуренцией понимается соревнование растений за потребление одних и тех же ресурсов: свет, вода, элементы минерального питания, пространство (Онипченко, 2013).
Различают два типа конкуренции – симметричная и ассиметричная. В первом случае взаимодействующие особи одинаково ограничивают потребление ресурсов друг другом, во втором случае растения оказывают разное влияние друг на друга (Миркин и др., 2001).
Конкурентная способность растений зависит от генетического потенциала видов и от условий среды (Работнов, 1984): высокой или низкой температуры, кислотности почвы, аэрации, засоления, увлажнения, затенения, характера использования человеком – сенокошения и выпаса.
Например, в эксперименте с сообитанием Lolium perenne и Trifolium repens было установлено, что на конкурентную мощность видов влияет фактор освещения. При высокой обеспеченности светом в сообществе доминировал Trifolium repens, при низкой – участие особей двух видов было равным (Работнов, 1984).
В эксперименте по изучению влияния фактора увлажнения на сообитание Dactylis glomerata и Deschampsia cespitosa на сухой и сырой почве были получены следующие результаты. Через два года на сухой почве урожай Dactylis glomerata почти в тридцать раз превышал урожай Deschampsia cespitosa, а на сырой почве – только в 3 раза (Работнов, 1992).
Положительные взаимоотношения. В процессе естественного отбора у луговых растений сформировалась способность к совместному произрастанию с другими видами растений (Работнов, 1984). Отношения взаимного благоприятствования видов встречаются реже, чем отношения конкуренции, однако играют свою роль в формировании луговых сообществ (Миркин и др., 2001).
Рассмотрим несколько вариантов положительных взаимоотношений действия между растениями.
Эффект группы растений наблюдается в начальных стадиях формирования растительного сообщества, когда между особями конкуренция практически отсутствует. В это время происходит формирование микоризы и ризосферы растений. С течением времени эффект группы снижается и усиливается конкуренция.
Эффект растений-«нянь». Этот эффект проявляется только на начальных стадиях развития растений, когда они развиваются из семян. Взрослые растения выступают в роли «нянь», улучшающих условия развития всходов. При достижении определенного уровня взросления отношения с «растением-няней» чаще всего сменяются конкуренцией. (Миркин, Наумова, 2012).
Влияние аллопатии. Все виды растений выделяют в окружающую среду продукты жизнедеятельности. Среди них встречаются высокомолекулярные соединения, которые могут оказывать на растения воздействия аллелопатического характера (Онипченко, 2013). Они могут задерживать прорастание семян, тормозить рост побегов, ускорять созревание плодов и т.д. Эту форму влияния растений австрийский ученый Ханс Молиш назвал аллелопатией (Molish, 1937; цит. по: Работнов, 1998). По мнению Т.А. Работнова (1992), в природе роль аллелопатии несущественна, так как так как большинство выделяемых растениями веществ (колинов) летучи и не накапливаются в среде.
1.1.3. Структура луговых сообществ
Структура луговых фитоценозов определяется распределением в пространстве подземных и надземных органов травянистых растений (Миркин, Наумова, 2012).
Сезонная изменчивость. Для луговых сообществ характерна сезонная изменчивость. Длительность жизни надземных побегов луговых трав (за исключением стелющихся побегов) не превышает года. Ежегодно у луговых трав формируются новые побеги, которые, достигают максимальной мощности в разное время, а затем отмирают.
С весны до середины лета высота луговых травостоев увеличивается, повышается сомкнутость травостоя. На сезонную изменчивость травостоя лугов влияет режим отчуждения надземных органов трав при стравливании их скотом или при скашивании (Работнов, 1984).
Распределение корневых систем. Подземные органы растений на лугах распределены на разных глубинах, но основная масса сосредоточена в дернине. Однако разные виды растений имеют разный характер распределения корневых систем и разную глубину проникновения корней в почву. Различают виды с очень мелким укоренением (до глубины 2-6 см), мелким (до 6-12 см), средним (12-30 см) и глубоким – растения, имеющие стержневую корневую систему, которые могут проникать на значительную глубину – до 1-2 м (Луговые…, 1990).
Мозаичность. У некоторых луговых сообществ выражено горизонтальное расчленение травяного покрова, проявляющееся повторяющимися пятнами. Каждое «пятно» состоит из растений нескольких видов. Эти «пятна» называются микрогруппировками, а само явление – мозаичностью (Онипченко, 1985). Характер мозаичности определяется биологией луговых видов и взаимоотношениями между ними, которые во многом зависят от особенностей экотопа и биотопа (Луговые, 1990; Миркин, Наумова, 2012).
Видовое богатство. Число видов растений, составляющих луговые сообщества, может составлять от 2-3 до 100 и даже более. В среднем в луговых сообществах насчитывается 30-40 видов. Флористическое богатство луговых фитоценозов зависит от многих факторов: состава флоры района, условий произрастания сообществ, режима использования лугов человеком, а также от возраста сообществ и их происхождения (Работнов, 1984).
В состав некоторых луговых сообществ входят мхи, формирующие нижний ярус. Моховой покров в луговых сообществах развит слабо. Поскольку мхи не выдерживают влияния сильного выпаса, они отсутствует на скотобоях (Золотов, Баишева, 2003).
Влияние гетеротрофных организмов. Важными компонентами луговых экосистем являются гетеротрофные организмы: бактерии, грибы, представители фауны. Сапротрофы участвуют в разложении растительных остатков и их минерализации. Бактерии-азотфиксаторы обеспечивают луговые растения доступными формами азота. Микоризные грибы обеспечивают растения водой и элементами минерального питания (Онипченко, 2013).
Заключение
Festuca pratensis относится к числу объектов, которые активно исследуются экологами, фитоценологами, популяционными биологами, луговедами, селекционерами, ресурсоведами и др. Столь высокий интерес к этому виду связан с его высокой ценностью как компонента естественных лугов и перспективностью селекционных исследований для выведения новых сортов.
В Республике Башкортостан выполнены исследования по фитоценологии Festuca pratensis, которые показали ее участие в сообществах разных синтаксонов луговой и степной растительности. В то же время исследования популяций этого вида в естественных сообществах на территории нашей республики не выполнялись. Есть основание считать, что выполненное нами исследование имеет высокую степень новизны.
По результатам исследования могут быть сделаны следующие выводы:
1) характеристике различных аспектов изучения Festuca pratensis посвящено очень много литературных источников. Их анализ показал, что этот вид – рыхлокустовой злак-мезофит с широким эколого-географическим ареалом – имеет важное хозяйственное значение как растение высокого кормового достоинства. Вид введен в культуру и подвергается интенсивной селекции;
2) видовой состав изученного сообщества достаточно богатый и включает 34 вида из 14 семейств. Наибольшим числом видов представлены семейства Asteraceae (6 видов) и Poaceaе (6 видов). Преобладающей жизненной формой являются гемикриптофиты, на долю которых приходится почти 90% видов;
3) сообщество представляет остепненный луг, в составе которого сочетаются виды настоящих лугов порядка Arrhenatheretalia и виды остепненных лугов порядка Galietalia veri. Это свидетельствует о том, что сообществj находится в условиях переменного водного режима с кратковременным периодом пересыхания. Наличие в составе сообщества видов синантропных классов Artemisietea vulgaris и Polygono arenastri-Poëtea annuae показывает, что сообщество испытывает влияние выпаса;
4) статистический анализ биоморфологических параметров Festuca pratensis (высота растения, общее число побегов, число генеративных побегов, фитомасса растения) показал, что наименее вариабельным признаком является высота растений, что объясняется тенденцией выравнивания высоты растений в травостое. Наиболее вариабельным признаком является фитомасса особей, что связано с изменением условий экотопа в микромасштабе;
5) виталитет изученной популяции Festuca pratensis показывает, что она находится в депрессивном состоянии (соотношение мелких средних и крупных особей составляет соответственно 14 – 13 – 3). Это можно объяснить неоптимальными условиями среды для жизни популяции, которая испытывает влияние выпаса.
Список литературы
Абдрахманов Р.Ф., Чалов Ю.Н., Абдрахманова Е.Р. Пресные подземные воды Башкортостана. – Уфа: Информреклама, 2007. – 184 с.
Алексеев Ю.Е., Алексеев Е.Б., Габбасов К.К. и др. Определитель высших растений Башкирской АССР. – М.: Наука, 1988. – 316 с.
Алехин В.В. Растительность СССР в основных зонах. Госуд. Изд-во «Советская наука». – Москва, 1951. – 479 с.
Алехин В.В., Сырейщиков Д.П. Методика полевых ботанических исследований. – Вологда: «Северный печатник», 1926. – 69 с.
Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т. 3. З – К / гл. ред. М.А. Ильгамов. – Уфа: Башк. энцикл., 2007. – 672 с.
Гареев А.М. Реки и озера Башкортостана. – Уфа: Китап, 2001. – 260 с.
Гиляров A.M. Популяционная экология. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 191 с.
Государственный доклад об экологической ситуации на территории Республики Башкортостан // Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан. – Уфа, 2014. – 172 с.
Григорьев И.Н., Соломещ А.И., Алимбекова Л.М., Онищенко Л.И. Влажные луга Республики Башкортостан: синтаксономия и вопросы охраны. Уфа: Гилем, 2002. 157 с.
Губанов И.А., Киселева К.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Луговые травянистые растения. Биология и охрана. – М.: Агропромиздат, 1990. – 180 с.
Дмитриев А.М. Луговодство с основами луговедения. – Москва: Сельхозгиз. 1948. – 310 с.
Ермаков Н.Б. Продромус высших единиц растительности России // В кн.: Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Современное состояние основных концепций науки растительности. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. – С. 377-483.
Ермакова И.М. Онтогенез и возрастной состав популяций луговой овсяницы Festuca pratensis Huds. // Автореф. канд дисс. – М., 1972. – 16 с.
Ермакова И.М. Овсяница луговая. // Биологическая флора Московской области. Вып.3. Изд-во МГУ, 1976. – С. 105-119.
Жукова Л.А. Популяционная жизнь луговых растений. – Йошкар-Ола: Ланар, 1995. – 224 с.
Зайцев Г.Н. Математическая статистика в экспериментальной ботанике. – М.: Наука, 1984. – 424 с.
Заугольнова Л.Б., Смирнова О.В., Браславская Т.Ю., Дегтева С.В. Высокотравные таежные леса на востоке европейской части России // Растительность России. СПб. 2009. № 15. – С. 3-26.
Злобин Ю.А. Популяционная экология растений: современное состояние, точки роста. – Сумы: Университетская книга, 2009. – 263 с.
Золотов В.И., Баишева Э.З. Флора листостебельных мхов заповедника «Шульган-Таш» (Республика Башкортостан, Россия) // Arctoa, 2003. Т. 12. – С. 121-123.
Кадильников И.П., Цветаева А.А., Смирнова Е.С., Хисматов М.Ф. Физико-географическое районирование Башкирской АССР. – Уфа, 2005. – 212 с.
Красная книга Республики Башкортостан. – Уфа: Полипак, 2007. 528 с.
Ларин И.В. и др. Кормовые растения сенокосов и пастбищ СССР. Т.1. М. – Л.: Сельхозгиз, 1950. – 540 с.
Луговые травянистые растения. Биология и охрана: Справочник / Губанов И.А., Киселева К.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. – М.: Агропромиздат, 1990. – 180 с.
Лукиных Г.Л. Селекция многолетних злаковых трав для условий Среднего Урала. // Автореф. канд. дисс. – Немчиновка, 2008. – 50 с.
Миркин Б.М. Закономерности развития растительности речных пойм. – М.: Наука, 1974. – 174 с.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Краткий энциклопедический словарь науки о растительности. – Уфа: Гилем, Башк. энцикл., 2014. – 288 с.
Миркин Б.М, Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности. – М.: Логос, 2001. – 264 с.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология растений Башкортостана. – Уфа: Китап, 2010. – 248 с.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Современное состояние основных концепций науки о растительности. – Уфа: Гилем, 2012. – 488 с.
Наумова Л.Г., Злобин Ю.А. Основы популяционной экологии растений: учеб. пособие. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – 88 с.
Наумова Л.Г., Миркин Б.М., Мулдашев А.А., Мартыненко В.Б., Ямалов С.М. Флора и растительность Башкортостана: учеб. пособие. – Уфа: изд-во БГПУ, 2011. – 174 с.
Наумова Л.Г., Хусаинов А.Ф. Научно-исследовательская деятельность студентов: изучение флоры населенных пунктов: учебно-методическое пособие для бакалавров и магистров. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 116 с.
Онипченко В.Г. Структура, фитомасса и продуктивность альпийских лишайниковых пустошей // Бюлл. Моск. о-ва испытателей природы, отд. биол. 1985. Т. 90. № 1. – С. 59-66.
Онипченко В.Г. Функциональная фитоценология: Синэкология растений. – М.: КРАСАНД, 2013. – 576 с.
Работнов Т.А. Луговедение. – М.: МГУ, 1984. – 319 с.
Работнов Т.А. Экология луговых трав. – М.: МГУ,1985. – 176 с.
Работнов ТА. Фитоценология. 3-е изд. – М.: МГУ, 1992. – 350 с.
Работнов Т.А. Луговедение. 2-е изд. – М: МГУ, 1984. – 320 с.
Работнов Т.А. Экспериментальная фитоценология: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1998. – 240 с.
Реестр особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Изд.2-е, перераб. – Уфа: Издательский центр «МедиаПринт», 2010. – 414 с.
Сапегин Л.М. Структура и изменчивость луговых фитоценозов. Изд-во БГУ, 1981. – 99 с.
Серебрякова Т.И. Морфогенез побегов и эволюция жизненных форм злаков. – М.: «Наука», 1971. – 182 с.
Смелов, С.П. Биологические основы луговодства. – М., 1947. – 232 с.
Тайчинов С.Н., Бульчук П.Я. Природное и агропочвенное районирование Башкирской АССР. – Ульяновск, 1975. – 159 с.
Турикешев Г.Т. Краткий очерк по физической географии окрестностей г. Уфы: Учебное пособие. – Уфа: БГПУ, 2000. – 160 с.
Уникальные памятники природы – шиханы Тратау и Юрактау. – Уфа: Гилем, Башк. энцикл., 2014. – 312 с.
Физико-географическое районирование Башкирской АССР. – Уфа, 2005. – 212 с.
Флора и растительность Южно-Уральского государственного заповедника. – Уфа: Гилем, 2008. – 528 с.
Флора и растительность Национального парка «Башкирия» (синтаксономия, антропогенная динамика, экологическое зонирование). – Уфа: АН РБ, Гилем, 2010. – 512 с.
Хазиев Ф.Х., Кольцова Г.А., Рамазанов О.Я. и др. Почвы Башкортостана. Т. 2. – Уфа: Гилем, 1997. – 327 с.
Хазиев Ф.Х., Мукатанов А.Х., Хабиров И.К. и др. Почвы Башкортостана. Т. 1. – Уфа: Гилем, 1995. – 384 с.
Хазиев Ф.Х. Экология почв Башкортостана. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. – 312 с.
Хазиев Ф.Х. Почвы Республики Башкортостан и регулирование их плодородия. – Уфа: Гилем, 2007. – 288 с.
Шенников А.П. Луговедение. – Л.: Изд.во ЛГУ, 1941. – 512 с.
Шенников А.П. Введение в геоботанику. – Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1964. – 447 с.
Юнусбаев У.Б., Баширова Э.В. Динамика степей Зауралья под влиянием выпаса / Синантропная растительность Зауралья и горно-лесной зоны Республики Башкортостан: фиторекультивационный эффект, синтаксономия, динамика. – Уфа: Гилем, 2008. – С. 227-254.
Ямалов С.М. Луга Башкортостана: биологическое разнообразие и перспективы его сохранения. // Вестник Академии наук РБ, 2008. Т. 13, № 1. – С. 17-23.
Ямалов С.М., Мартыненко В.Б., Абрамова Л.М., Голуб В.Б., Баишева Э.З., Баянов А.В. Продромус растительных сообществ Республики Башкортостан. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. – 100 с.
Тема: | «Эколого-биологическая характеристика популяции овсяницы луговой в сообществе остепненного луга» | |
Раздел: | Биология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 53 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
Популяция растений как дидактическая составляющая в школьном эколого-биологическом образовании
68 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОПУЛЯЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ РАСТЕНИЙ И ЕЁ ВКЛАД В ШКОЛЬНОЕ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ1.1. Основные положения популяционной экологии растенийРазвернутьСвернуть
1.2. Общая характеристика экологического образования в школе
1.3. Место популяционной экологии в школьном эколого-биологическом образовании
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОПУЛЯЦИИ РАСТЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ FRAGARIA VIRIDIS DUCH.
2.1. Объект и методы исследования
2.2. Характеристика растительного сообщества с популяцией Fragaria viridis Duch.
2.3.Статистический анализ биоморфологических параметров популяции Fragaria viridis Duch.
2.4. Виталитетный анализ популяции Fragaria viridis Duch.
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К УРОКАМ ПО ТЕМЕ «ПОПУЛЯЦИИ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ» В 10 КЛАССЕ
3.1. Общая характеристика популяций
3.2. Разнообразие и размер популяций
3.3. Изменение численности и структуры популяций
3.4. Антропогенные факторы, нарушающие стабильность популяций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Дипломная работа:
Анализ популяции синантропного вида подорожник большой в сообществе северо-восточной лесостепи
54 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СИНАНТРОНЫЕ РАСТЕНИЯ, СИНАНТРОПНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИНАНТРОПНОГО ВИДА PLANTAGO MAJOR L. (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)1.1. Особенности синантропных видов растенийРазвернутьСвернуть
1.2. Синантропизация растительности
1.3. Классы синантропной растительности Башкортостана
1.4. Биоморфологическая и экологическая характеристика
Plantago major L. как синантропного вида
ГЛАВА 2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Географическое положение
2.2. Климат
2.3. Рельеф и гидрология
2.4. Почвы
2.5. Растительность и влияние на нее человека
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Объект и методы исследования
3.2. Общая характеристика растительного сообщества с популяцией
Plantago major L.
3.3. Анализ видового состава растительного сообщества с
популяцией Plantago major L. как индикатора условий среды
3.4. Биоморфологическая характеристика изученной популяции
Plantago major L. и анализ ее виталитета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Дипломная работа:
67 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Характеристика района исследования 51.2. Климат 6РазвернутьСвернуть
1.3. Геология, геоморфология и рельеф 7
1.4. Почвообразующие породы и почвы 8
1.5. Гидрология 9
1.6. Растительность и животный мир 10
ГЛАВА 2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 13
2.1. Экология и биология Adonis vernalis L 13
2.2. Методы изучения Adonis vernalis L 15
2.3. Классификация степной растительности Республики Башкортостан 21
2.4. Влияние различных факторов на условия произрастания Adonis vernalis L 22
ГЛАВА 3. ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕПНЫХ СООБЩЕСТВ С ADONIS VERNALIS L 26
3.1. Методика сбора и обработки материала 26
3.2. Синтаксономический анализ растительности 28
3.3. Анализ систематического состава флоры 32
3.4. Спектр жизненных форм 34
3.5. Экологический спектр флоры 38
3.6. Биогеографический анализ флоры 39
3.7. Фитосоциологиче ский анализ флоры 41
3.8. Хозяйственная характеристика флоры 43
3.9. Виды растений занесенные в «Красную книгу Республики Башкортостан» 2011 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ -
Дипломная работа:
56 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 5
1.1. Роль лугов в растительном покрове Республики Башкортостан 5
1.2. Общая биоморфологическая характеристика Leucanthemum vulgare Lam 91.3. Фитосоциологическая характеристика Leucanthemum vulgare Lam 23РазвернутьСвернуть
1.4. Хозяйственное значение Leucanthemum vulgare Lam 25
ГЛАВА 2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА 29
2.1. Положение района исследования 29
2.2. Климат 30
2.3. Рельеф 31
2.4. Гидрология 32
2.5. Почвы 32
2.6. Растительность и влияние на него человека 35
2.7. Животный мир 35
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. 37
3.1. Материалы и методы исследования 37
3.2. Фитосоциологический спектр сообщества с Leucanthemum vulgare Lam 39
3.3. Эколого-биологические особенности и проявления стратегии жизни Leucanthemum vulgare Lam 40
3.4. Онтогенетическая стратегия 42
3.5. Биоморфологическая характеристика популяции Leucanthemum vulgare Lam 44
3.6. Виталитетный спектр популяции Leucanthemum vulgare Lam. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 46
ЛИТЕРАТУРА 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
-
Дипломная работа:
56 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 5
1.1. Роль лугов в растительном покрове Республики Башкортостан 5
1.2. Общая биоморфологическая характеристика Leucanthemum vulgare Lam 91.3. Фитосоциологическая характеристика Leucanthemum vulgare Lam 23РазвернутьСвернуть
1.4. Хозяйственное значение Leucanthemum vulgare Lam 25
ГЛАВА 2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА 29
2.1. Положение района исследования 29
2.2. Климат 30
2.3. Рельеф 31
2.4. Гидрология 32
2.5. Почвы 32
2.6. Растительность и влияние на него человека 35
2.7. Животный мир 35
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. 37
3.1. Материалы и методы исследования 37
3.2. Фитосоциологический спектр сообщества с Leucanthemum vulgare Lam 39
3.3. Эколого-биологические особенности и проявления стратегии жизни Leucanthemum vulgare Lam 40
3.4. Онтогенетическая стратегия 42
3.5. Биоморфологическая характеристика популяции
Leucanthemum vulgare Lam 44
3.6. Виталитетный спектр популяции Leucanthemum vulgare Lam. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 46
ЛИТЕРАТУРА 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
-
Дипломная работа:
61 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Характеристика района исследования1.2. РельефРазвернутьСвернуть
1.3. Климат
1.4. Почвы
1.5. Гидрология
1.6. Растительность
1.7. Животный мир
ГЛАВА 2. РУДЕРАЛЬНАЯ ФЛОРА И РАСТИТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
2.1. Характерные особенности рудеральной флоры и растительности населенных пунктов
2.2.Типы рудеральной растительности населенных пунктов.
2.3. Значение рудеральной растительности селитебных территорий
ГЛАВА 3. ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУДЕРАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА С BUNIAS ORIENTALIS L. НА ТЕРРИТОРИИ СЕЛА БАКАЛЫ
3.1. Методы и методика исследований
3.2. Систематический состав флоры
3.3. Спектр жизненных форм
3.4. Биогеографическая структура рудеральных сообществ со Свербигой восточной
3.5. Экологический спектр флоры
3.6. Анализ адвентивных видов
3.7. Фитосоциологический спектр рудеральных сообществ со Свербигой восточной
3.8. Хозяйственная характеристика рудеральных сообществ со Свербигой восточной
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
Дипломная работа:
Реализация инклюзивной практики дошкольного образования детей с расстройствами аутического спектра
123 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 91.1. Теоретические и законодательные аспекты инклюзивного образования в Российской Федерации 9РазвернутьСвернуть
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с РАС 18
1.3. Условия организации инклюзивной практики в дошкольной образовательной организации 32
Выводы по первой главе 43
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАС КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ 46
2.1 Структурные подразделения дошкольной образовательной организации, как участники службы сопровождения инклюзивной практики 46
2.2 Реализация индивидуальной программы развития дошкольников с расстройством аутистического спектра 60
Выводы по второй главе 78
ГЛАВА III. МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАС В УСЛОВИЯХ ДОО 82
3.1 Модель интеграции дошкольников с расстройством аутистического спектра на примере ресурсной группы 82
3.2 . Анализ результатов социально-педагогического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра в инклюзивной среде 96
Выводы по третьей главе 102
Заключение 104
Список литературы 105
Приложения 113
-
Дипломная работа:
54 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕРМОМЕТРИЯ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ГИС 4
2. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕПЛОВОГО ПОЛЯ В ЗУМПФЕ НАГНЕТАТЕЛЬНОЙ СКВАЖИНЫ 62.1 Теплоотдача в подстилающие пласт породы 6РазвернутьСвернуть
2.2 Теория температурных полей с учетом радиальной теплопроводности пород 10
2.2.1 Нестационарное распределение температуры 11
2.2.2 Стационарное распределение температуры 15
2.3 Влияние сезонных изменений температуры закачиваемой воды на распределение температуры в зумпфе нагнетательной скважины 19
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗКЦ В ЗУМПФЕ 23
3.1 Методика определения интервала ЗКЦ вдоль негерметичного цементного кольца в зумпфе нагнетательных скважин 23
3.2 Примеры определения ЗКЦ в зумпфе нагнетательных скважин 31
3.3 Алгоритм работы программы 37
3.4 Экспериментальные результаты 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
-
Дипломная работа:
Развитие голоса младших школьников на хоровых занятиях в детской музыкальной школе
90 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития голоса младших школьников. 6
1.1.Исторический обзор проблемы развития вокально-хорового воспитания школьников 61.2 Особенности развития детского голоса 18РазвернутьСвернуть
1.3. Особенности хоровых занятий в Детской музыкальной школе 36
ГЛАВА II. Педагогические условия развития голоса младших школьников в условиях Детской музыкальной школы 43
2.1. Содержание, формы и методы работы развития голоса младших школьников 43
2.2.Вокально – хоровая работа в детском хоре 61
2.3 Педагогический эксперимент и его результаты 67
Заключение 76
Список литературы: 78
Приложение 80
-
Дипломная работа:
Математика для специальности «генетика»
131 страниц(ы)
Введение…4
ЧАСТЬ I
Элементы теории вероятностей и математической статистики Глава 1. Событие и вероятность….5§ 1.1. Основные понятия. Определение вероятности….…5РазвернутьСвернуть
§ 1.2. Свойства вероятности….10
§ 1.3. Приложение в генетике…14
Глава 2. Дискретные и непрерывные случайные величины ….15
§ 2.1. Случайные величины…15
§ 2.2. Математическое ожидание дискретной случайной величины…16
§ 2.3. Закон больших чисел…24
Глава 3. Элементы математической статистики….25
§ 3.1. Элементы математической статистики ….25
§ 3.2. Оценки параметра генеральной совокупности….30
§ 3.3. Доверительные интервалы для параметров нормального распределения….32
§ 3.4. Проверка статистических гипотез…38
§ 3.5. Линейная корреляция….39
Глава 4. Статистическая проверка статистических гипотез….41
§ 4.1. Основные сведения…41
§ 4.2. Сравнение двух средних нормальных генеральных совокупностей, дисперсии которых известны….44
§ 4.3. Сравнение двух средних произвольно распределенных генеральных совокупностей….….46
§ 4.4. Другие характеристики вариационного ряда….47
Глава 5. Методы расчета свободных характеристик выборки….51
§ 5.1. Метод произведений вычисления выборочной средней и дисперсии….51
§ 5.2. Метод сумм вычисления выборочной средней и дисперсии….52
ЧАСТЬ II
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Глава 6. Дифференциальное и интегральное исчисление функций нескольких переменных…53
§ 6.1. Функции нескольких переменных….53
§ 6.2. Частные производные. Полный дифференциал …55
§ 6.3. Экстремумы функций двух переменных ….58
§ 6.4. Двойные интегралы….59
§ 6.5. Тройные интегралы….65
Глава 7. Комплексные числа….67
§ 7.1. Определение комплексных чисел и основные операции над ними.…. ….….67
§ 7.2. Обзор элементарных функций….…74
Глава 8 Дифференциальные уравнения….78
§ 8.1. Дифференциальные уравнения первого порядка….78
§ 8.2. Уравнения высших порядков….…86
§ 8.3. Линейные уравнения высших порядков….88 -
Курсовая работа:
Нахождение определенного и неопределенного интеграла на языке PHP
23 страниц(ы)
1.Неопределенный интеграл.
2.Таблица интегралов. Простейшие правила интегрирования.
3.Определенный интеграл и его свойства.4.Постановка задачи численного интегрирования.РазвернутьСвернуть
5.Интегрирование методом Симпсона.
6.Вычисление интеграла методом трапеций.
7.Вычисление интеграла методом Гаусса.
8.Интегрирование методом Ромберга.
9.Блок-схемы программ.
10.Список использованной литературы.
-
Творческая работа:
36 страниц(ы)
Роль цены в маркетинге – микс, в общей стратегии компании.
Основные факторы ценообразования.
Этапы процесса ценообразования.Цели и стратегии ценообразования.РазвернутьСвернуть
Инициативное и реактивное изменение цен.
Методы установления цены.
Адаптация цен.
-
Тест:
30 страниц(ы)
1. Общество как определенный этап человеческой истории может быть
2. Общество как совокупность частей и элементов является3. Что является высшим критерием общественного прогрессаРазвернутьСвернуть
4. Пациента, которого обследует врач, можно назвать
5. Верны ли суждения?
А. Человек и личность – это тождественные понятия.
Б. Человек – это социальное существо, биологические факторы не влияют на поведение.
6. Назовите автора высказывания: \"Сущность человека не есть абстракт, прису-щий отдельному индивиду. В действительности своей она есть совокупность всех общественных отношений\".
7. К потребностям человека, обусловленным его социальную сущность, относит-ся потребность
8. Чувственное познание мира осуществляется на основе
9. Рациональное познание осуществляется на основе
10. Какой признак не обязателен для научной теории:
11. Верны ли суждения?
А. Только наука способна адекватно познавать действительность.
Б. Наука способна познавать только массовые, повторяющиеся явления; единичные, уникальные явления познаются другими путями.
Выберите верный вариант и укажите в бланке ответов:
12. Национальной религией является
13. Отрицательной стороной обыденного мировоззрения является
14. Названы виды искусства. Укажите лишнее:
15. Верны ли суждения?
А. Культура – это поток идей, переходящих от индивида к индивиду по-средством символических действий, слов или подражания.
Б. Культура – это сумма всех видов деятельности людей, обычаев, верова-ний, заний.
Выберите верный вариант и укажите в бланке ответов:
16. Что из перечисленного изучает микроэкономика?
17. Если центральный банк продает большое количество государственных цен-ных бумаг на открытом рынке, то он преследует при этом цель
18. Государственный долг – это сумма предшествующих
19. Закон спроса предполагает, что:
20. В социальную структуру не входят
21. Деление общества на группы называется
22. Ущемление прав социальной группы по признаку расовой принадлежности называется
1) инсинуацией
23. На социальный статус человека не влияет
24. К политическим правам человека относятся
25. Федерация представляет собой
26. Суверенитет является признаком:
27. Высшим представительным и законодательным органом власти Российской Федерации является:
28. Какой орган правомочен признать гражданина недееспособным?
29. С какого возраста лицо может подвергнуться административной ответствен-ности?
30. Среди перечисленного ниже институтом права является:
-
Дипломная работа:
Островные татарские говоры южного Приуралья: кугарчинский говор
103 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….2-8
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕННОСТИ ДИАЛЕКТОВ И ГОВОРОВ. В ЮЖНОМ АРЕАЛЕ БАШКОРТОСТАНА 8
1.1. К вопросу об ареалогических исследованиях в татарской диалектологии… 8-191.2. История формирования кугарчинского говора и его этнолингвистические особенности…РазвернутьСвернуть
1.3. Фонетические особенности кугарчинского говора
1.4.Лексические особенности кугарчинского говора
1.5.Морфологические особенности кугарчинского говора
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИАЛЕКТОВ И ГОВОРОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА….
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ….
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ….
ПРИЛОЖЕНИЯ….
-
Дипломная работа:
66 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛЕКСИКА ФУНКЦИОНАЛЬНО ОГРАНИЧЕННОЙ СФЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ С ПОЗИЦИИЙ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ 61.1. Классификации лексики ограниченного употребления 6РазвернутьСвернуть
1.2. Характеристика и особенности функционирования сленга 12
Выводы по 1 главе 19
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕКСИКИ ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИДИОСТИЛЯ ПИСАТЕЛЯ 21
2.1. Культурно-языковой аспект использования лексики ограниченного употребления в художественной литературе 21
2.2. Храктерные особенности и художественная роль лексики ограниченного употребления в произведениях Ж.Ж. Сампе и Р.Госсини 25
Выводы по главе 2 33
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИКОЙ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 35
3.1. Этапы работы над аспектным изучением иноязычной лексики 35
3.2. Методика работы над лексикой ограниченного употребления на уроках иностранного языка 44
Выводы по 3 главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
-
Курсовая работа:
Особенности мотивационно-волевой сферы в подростковом возрасте
85 страниц(ы)
ВВEДEНИE….….3
ГЛAВA I. ТEOPEТИЧECКИE ACПEКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Мотивационно-волевая сфера, основные мотивационные теории и классификация мотивов .61.2. Психологические особенности подросткового возраста ….…20РазвернутьСвернуть
Вывoды пo I глaвe.….….29
ГЛAВA II. ЭМПИPИЧECКOE ИCCЛEДOВAНИE ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Oбщaя хapaктepиcтикa выбopки и мeтoдoв иccлeдoвaния….30
2.2. Aнaлиз и oбoбщeниe peзультaтoв эмпиpичecкoгo иccлeдoвaния….33
Вывoды пo II глaвe….….….….42
Зaключeниe….…44
Cпиcoк литepaтуpы….….….….46
ПPИЛOЖEНИE