СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Экспериментальное исследование в клинической психологии - Курсовая работа №41883

«Экспериментальное исследование в клинической психологии» - Курсовая работа

  • 33 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: admin

Содержание

Введение 3

1 Понятие сущность экспериментального исследования в клинической психологии 6

1.1 Понятие клинико-психологического эксперимента 6

1.2 Экспериментальное исследование как реализация диагностического направления в клинической психологии 12

2 Экспериментально-психологическое исследование в клинической психологии: подготовка и проведение 15

2.1 Подготовка экспериментального исследования 15

2.2 Проведение экспериментального исследования 21

2.3 Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования 25

Заключение 30

Список литературы 32


Введение

Тема представленной работы - экспериментальное исследование в клинической психологии.

Актуальность представленного исследования обусловлена рядом факторов.

В клинической психологии, как и в других науках, эксперимент имеет решающее значение: только через эксперимент психология становится наукой и только через эксперимент может избавиться от бесплодных и произвольных допущений.

Лаборатория психологическая в клинике нервных и психических заболеваний существовала в России в 70-80 - е годы прошлого века, лаборатория А. А. Токарева, в клинике С. С. Корсакова, лаборатория г., затем В. П. Осипов в клинике В. М. Бехтерева, в лаборатории А. Н.Берлина, в клинике В. П. Сербского и др.). В земских психиатрических клиниках и больницах проводились подробные и серьезные психологические обследования душевнобольных.

Патопсихологический эксперимент - это разновидность психологического эксперимента, заключающаяся в искусственном создании условий, выявляющих патологические особенности психической деятельности человека. Она характеризуется изучением психических процессов в строго определенных условиях и возможностью заранее запланированных изменений. Таким образом, психическая активность пациента исследуется в зависимости от ситуации эксперимента.

Основное отличие от экспериментально-психологического обследования психически здоровых людей заключается в технике проведения эксперимента, в его продолжительности, в необходимости учета отношения респондента к ситуации эксперимента. В некоторых случаях, учитывая особенности поведения пациента, экспериментатор может существенно изменить свою тактику, ввести дополнительные приемы и т. д.

При постановке эксперимента всегда следует учитывать отношение пациента к исследованию, которое зависит от его болезненного состояния. Например, при наличии бредовых отношений, возбуждения или торможения эксперимент строится по-разному, иногда его ход меняется в процессе изучения. Особенно остро стоит вопрос о принципах, лежащих в основе методических приемов, направленных на изучение личностных качеств пациента.

Суть психологического эксперимента заключается в том, что психолог просит пациента выполнить определенную работу в определенном или свободном режиме, предлагая ту или иную задачу. В ходе эксперимента фиксируются реакции, высказывания, вопросы и поведение пациента. Задача должна быть сформулирована, а инструкции-краткими, ясными, понятными и аргументированными. Она должна представлять собой достаточно адекватную модель умственной деятельности, характерную для обучения, общения и работы. Этот принцип моделирования психической деятельности делает психологический эксперимент похожим на распространенный в медицине метод "функциональной пробы".

В исследовании роли такого образца может играть экспериментальная деятельность, позволяющая анализировать мыслительные операции, которыми человек пользуется в своей жизни.

В настоящее время экспериментальная патология располагает большим количеством методов обследования психически больных. Они достаточно полно описаны в специальных пособиях, письмах, руководствах и отдельных сборниках. Патопсихолог должен знать и владеть большинством из них, уметь выбирать наиболее целенаправленные и прогностические, исходя из конкретных целей исследования. Методическое принятие, или комплекс приемов, должно подбираться таким образом, чтобы изучаемый психический процесс соответствовал и тем вопросам, которые психиатр задает патопсихологу. Выбор методики зависит от индивидуальной основы не только от задачи исследования, но и от воспитания пациента, его отношения к эксперименту и его психического состояния.

Большинство патопсихологических методов достаточно надежны, эффективны и прогностичны, что позволяет тонко выявить качественное своеобразие психического расстройства при различных психических расстройствах. Успех работы патопсихолога во многом зависит от того, какие параметры исследования были оценены, насколько качественно был проведен анализ полученного материала и самого эксперимента.

Объектом исследования в данной работе является изучение сущности, принципов и методов психологического эксперимента, возможности использования полученных результатов при построении целостной структуры психической деятельности психически больных людей.

Объектом исследования является психологический эксперимент, этапы его проведения.

Цель данной работы-определить, какую роль играет психологический эксперимент в патопсихологическом исследовании.

Задачи изучения литературы-изучение и других источников по данной теме, Какие методы мало экспериментировали, чтобы быть более важными для того, чтобы правильно определить свою роль в исследовании исследования.

Исследовательская гипотеза-психологический эксперимент является одним из основных методов выявления патологических особенностей психической деятельности человека


Выдержка из текста работы

1 Понятие сущность экспериментального исследования в клинической психологии

1.1 Понятие клинико-психологического эксперимента

Эксперимент, его описание и планирование всегда имели для психологической науки огромное значение. Причем не только чисто утилитарное, но и теоретическое, поскольку подходы к его организации отражали философско-мировоззренческие основы науки, служили базисом для выявления и конкретизации теоретических концептов. С начала XX века импульс получают всевозможные тестологические исследования, прежде всего, социологические и психологические. Особенную роль здесь сыграла математическая статистика и теория факторного анализа. В начале столетия получает развитие построенная на их основе классическая теория тестов. При этом надо отметить, что педагогические тесты, нацеленные на оценку знаний учащихся, долго находились в тени тестов психологических. Педагогические тесты долгое время, во всяком случае, до 40-х гг. XX века, были скорее искусством, нежели наукой. Заметим, что педагогические тесты можно понимать и шире, нежели оценку выполнения письменных заданий - опросников. Сюда можно добавить и сложные навыки, и выполнение заданий в самой широкой сфере функционирования человека (к примеру, политехническое обучение или спорт).

Доминирующей философской парадигмой ранних исследований в образовании и психологии в 40—50-х годах XX века был позитивизм. Здесь социальный мир изучается тем же путем, что и мир естественный, а методы должны быть сориентированы на объяснение причинной природы явлений. Истоком позитивной педагогической тестологии считают работу психологов А. Бине и Т.Симона, которые предъявляли задания детям разного возраста (1916). Отложив по оси абсцисс годы, а по оси ординат число правильных ответов они увидели, что после усреднения результатов появляется характеристическая кривая тестовых заданий, в основе которых лежала экспонента. В 1930-е гг. тестология интенсивно изучается в США. Ее применение – военное – для целей отбора и оценки деятельности военнослужащих. Складывается методология латентно-структурного анализа, нацеленного на выявление латентных качеств (факторов) поведения посредством математико-статистических моделей измерения. В 1936 г. М. Ричардсон провела обширное эмпирическое исследование по оценке знаний среди студентов с разделением их на группы. Она обратила внимание на различающуюся крутизну кривых тестовых заданий и выдвинула идею рассматривать меру их крутизны как примерную оценку дифференцирующей способности задания. Идею ее работы подхватил Д. Лоули. В 1943 г. он задался целью построить такой метод оценки качества заданий, который не зависел бы от состава оцениваемой группы. Первый метод заключался в рекомендации увеличивать выборку до тех пор, пока выборочная статистическая мера трудности задания не станет сколь угодно близкой к значению параметра трудности того же задания, получаемого на генеральной совокупности. Но это громоздко. Лоули идет другим путем. Построив по эмпирическим данным усредненную кривую (на основе экспоненты), он обнаружил, что при наличии для каждой кривой своего значения параметра трудности результаты студентов со слабой подготовкой на каждое задание группируются в нижней части кривой, а результаты испытуемых с отличной подготовкой – в верхней части усредненной кривой. В качестве меры работоспособности задания, т.е., способности дифференцировать студентов по уровню их подготовленности, Д. Лоули стал рассматривать параметр крутизны кривой. Таким образом, каждому заданию теста ему удалось поставить в соответствие два параметра: трудность задания и крутизна кривой [1].

С 1960-х гг. на тестологию начинает влиять методология постпозитивизма: в его рамках признается, что реальность не может быть познана в полной мере, а только с определенной вероятностью. Тем не менее, хотя философской базой тестирования был позитивизм/ постпозитивизм, тяготение к количественным методам на основе классической теории тестов продолжилось (1960–1980-е гг.). В этот период был полностью сформирован аппарат классической теории педагогических измерений, включавших применение теории корреляций и факторный анализ, методы шкалирования и т.д. оценки надежности и валидности.


Заключение

Поэтому роль психологического эксперимента в работе клинического психолога велика. Принцип качественного анализа умственной деятельности чрезвычайно важен. Главное не только в том, насколько трудна или велика была задача и как ее выполнял пациент, но и в том, как он ее понимал, что было вызвано ошибками и трудностями. Не только количество ошибок и трудностей при проведении эксперимента, но, прежде всего, структура и анализ обеспечивают наиболее интересный и показательный материал для оценки некоторых особенностей психической деятельности пациентов.

Другой принцип структуры психологического эксперимента заключается в выяснении не только структуры измененных форм, но и остальных сохранившихся форм психической деятельности пациента. Такой подход особенно важен при решении проблемы восстановления поврежденных функций, мощности, деятельности и т. д., необходимо соблюдать данный принцип, если вы изучаете проблемы psicocorrettivi и реабилитации (оценка работоспособности, возможность далее решать смене профессии и т. д.). Поэтому построение эксперимента должно позволить искать решения самому пациенту, а психолог должен вмешаться в "стратегию" исследования, чтобы выяснить, как пациент принимает" помощь " от экспериментатора, может ли он ее использовать. В связи с этим эксперимент, основанный на жестко стандартизированном типе штор, не позволяет идентифицировать полученные соединения.

При построении эксперимента всегда следует учитывать отношение пациента к исследованию, которое зависит от его болезненного состояния. Например, эксперимент строится по-разному при наличии бредовых отношений, волнения или задержки, иногда его ход меняется в процессе исследования. Особенно остро стоит вопрос о принципах, лежащих в основе методических приемов изучения личностных особенностей пациента. Здесь необходимо четко понимать те теоретические мнения, которые стоят за методологическими приемами. В настоящее время проективные методы используются: тематический ассоциативный тест (ТАТ), пятна Роршаха, Розенцвейг тест и т. д. следует отметить, что проективные методы не предлагают конкретное решение. В отличие от теста, который требует выполнения задачи соответственно определенным условиям, используется прожективный метод смог показать любую деятельность только в качестве извинения за тему свои переживания, особенности своей личности и характера. Поэтому экспериментатор уделяет особое внимание личностным реакциям субъекта, характеру его суждений и ассоциаций. Сами по себе проективные методы представляют безусловный интерес и могут использоваться при изучении личности и поведения пациентов, но подлежат утверждению на основе принципов отечественной психиатрии.


Список литературы

1. Аванесов В. Item Response Theory: основные понятия и положения [Электронный ресурс] / В. Аванесов. – Режим доступа: http://testolog.n**od.ru/Theory59.html

2. Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А. - М.: Человек, 2014. - http://www.stude**ibrary.ru/book/ISBN9785906131409.html

3. Гаек П. Автоматическое образование гипотез (Математические основы общей теории) / П.Гаек, Т. Гавранек. – М.: Наука, 1984. – 262 с. 346

4. Гуськова М.В. Философские парадигмы и исторические этапы в развитии эволюции / М. В. Гуськова // Ценности и смыслы. – 2012. – № 6 (22). – с.45–56.

5. Гуськова М. В. Образование в системе социальных координат / М. В. Гуськова, В. И. Звонников // Экономика образования. – 2011. – № 4. – с. 8–12.

6. Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию [Текст] : учеб. пособие для вузов / Г. В. Залевский. - М. : Академия, 2012. - 208 с.

7. Зверева Н.В. Клиническая психология детей и подростков [Текст] : учеб. / Н. В. Зверева, Т. Г. Горячева. - 2-е изд., испр. - Москва : Академия, 2015. - 272 с.

8. Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – М.: Логос, 2012. – 272 с.

9. Кемпебелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях/ Дж. Кемпебелл. – М.: Прогресс, 1980. – 260 с.

10. Клиническая психология [Текст] : учеб. / под ред. Б.Д.Карвасарского. - 3-е изд., стер. - СПб. : Питер, 2007. - 960 с.

+ еще 10 источников


Тема: «Экспериментальное исследование в клинической психологии»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 33
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Курсовая работа:

    Проблема достоверности результатов исследований в интересах связей с общественностью

    38 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава I. Функциональные особенности исследований в связях с общественностью….7
    1.1. Проведение исследований в сфере связей с общественностью….7
    1.2. Значение и функции исследований в связях с общественностью ….14
    1.3.Выводы….…19
    Глава II. Проблематика достоверности результатов исследований с связях собщественностью….20
    2.1Основные проблемы достоверности результатов исследований в сфере связей с общественностью и возможные пути их разрешения.….….20
    2.2 Критерии достоверности результатов исследований….….26
    2.3.Выводы….33
    Заключение….34
    Список литературы….37
  • Курс лекций:

    Психология спорта

    127 страниц(ы) 

    Лекция 1. Международное спортивное движение и психология спорта. 3
    Лекция 2. Практический психолог в спорте 11
    Лекция 3. Проблема спортивного отбора и спортивной ориентации 23
    Лекция 4. Проблема личностных особенностей в спорте 35
    Лекция 5. Проблема мотивов и мотивации спортивной деятельности 45
    Лекция 6. Проблема психологического контроля и управления спортивной деятельностью 55
    Лекция 7. Стартовые состояния и предстартовая подготовка спортсменов 68
    Лекция 8. Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов 81
    Лекция 9. Стресс и психическая напряженность в спорте 100
    Лекция 10. Психомоторные способности человека 113
  • Дипломная работа:

    Особенности учебной и профессиональной мотивации у студентов - психологов

    112 страниц(ы) 

    Введение ….…. 3
    Глава I. Анализ теоретических подходов к изучению мотивации в психологии… 6
    1.1. Понятие, теории и виды мотивации… 6
    1.2. Современное состояние исследований проблемы мотивации трудовой деятельности в зарубежной и отечественной психологии… 19
    1.3. Мотивация учебной и профессиональной деятельности студентов…. … 35
    Выводы по I главе….…. 47
    Глава II. Эмпирическое исследование учебной и профессиональной мотивации студентов-психологов ….…49
    2.1. Описание выборки и методов исследования…49
    2.2. Анализ результатов исследования…. … 54
    Выводы….68
    Заключение….70
    Литература….74
    Приложение ….78
  • Курсовая работа:

    Личность как предмет социально-психологических исследований

    34 страниц(ы) 


    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. Понятие личности. Обзор социально-психологических теорий личности 4
    2. Теория интегральной индивидуальности в отечественной психологии 19
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

  • Курсовая работа:

    Личность как предмет социально- психологических исследований

    23 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Проблема личности в социальной психологии 5
    1.1 Подход к исследованию личности в социологии и общей психологии 5
    1.2.Специфика социально – психологической проблематики личности 9
    1.3 Социализация и социальная установка 14
    Глава 2. Личность в группе 17
    2.1 Фокус проблемы личности в социальной психологии 17
    2.2 Социально – психологические качества личности 20
    Заключение 22
    Список литературных источников 23
  • Отчет по практике:

    Исследование личностного потенциала психолога

    17 страниц(ы) 

    Введение….….….…3
    1 Место психолога в организации.…5
    2 Исследование личностного потенциала психолога ….….….….7
    Заключение… 12
    Список использованных источников….….14
    Список сокращения….….16
    Приложения….17

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Источники муниципального права

    27 страниц(ы) 

    Введение….3
    1.Общая характеристика источников муниципального права….5
    2.Источники научной дисциплины муниципального права….13
    3.Место и роль муниципальных правовых актов в системе источников российского права….14
    Заключение….29
    Библиографический список ….31
  • Дипломная работа:

    Влияние учителя на «я-концепцию» младшего школьника.

    68 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Теоретические аспекты проблемы влияния учителя на «Я-концепцию» младшего школьника 5
    1.1 Я-концепция как психолого-педагогическая категория 5
    1.2.Особенности «Я-концепции» детей младшего школьного возраста 14
    1.3 Роль учителя в формировании «Я-концепции» младшего школьника 24
    2 Эмпирическое исследование влияния учителя на «Я-концепцию» младших школьников 38
    2.1 Организация исследования 38
    2.2 Результаты исследования и их обсуждение 42
    2.3. Программа формирования позитивной «Я-концепции» младших школьников 50
    Заключение 60
    Список литературы 62
    Приложение 1 67
    Приложение 2 68
    Приложение 3 69
  • Курсовая работа:

    Изучение приложений производной в школьном курсе математики

    70 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИРАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 6
    1.1 История возникновения профильного обучения в России и за рубежом 6
    1.2 Профильное обучение на современном этапе развития образования 8
    1.3 Проблемы профильного обучения 12
    1.4 Профильный экзамен по математике в школе 15
    ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРИЛОЖЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ» В КЛАССАХ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ 17
    2.1 Сравнительный анализ стандартов среднего общего образования по математике базового и профильного уровней 17
    2.2 Изучение темы «Приложение производной» в классах физико-математического профиля 20
    2.2 Особенности преподавания темы «Приложение производной» в классах гуманитарного профиля 33
    2.3 Использование компьютерных технологий при изучении темы «Приложение производной» 45
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
    ПРИЛОЖЕНИЕ 59
  • Реферат:

    Инвестирование в инновационные проекты

    37 страниц(ы) 

    Введение_ 3
    1. Теоретические основы организации инвестиций_ 4
    1.1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности_ 4
    1.2. Субъекты и объекты инвестирования_ 6
    1.3. Законодательное оформление процесса инвестирования_ 8
    2. Организационные основы реализации инвестиций_ 11
    2.1. Классификация инвестиций_ 11
    2.2. Финансовая база инвестиций-_ 13
    2.3. Экономические факторы, определяющие инвестиции_ 14
    3. Финансовый механизм накопления капитала в рыночной экономике_ 17
    3.1. Источники финансирования инвестиционной деятельности_ 17
    3.2. Структура инвестиций_ 19
    4. Инвестирование в инновационные проекты_ 22
    4.1. Понятие и сущность рискового (венчурного) финансирования нововведений_ 22
    4.2. Особенности рискового финансирования_ 24
    4.3. Организационные формы рисковых капиталовложений_ 27
    5. «Скинуть балласт»_ 32
    6. Определение потребности в дополнительной информации_ 43
    Заключение_ 45
    Список использованной литературы_ 47
  • Контрольная работа:

    Потребитель ХХI века: основные тренды потребительского поведения

    16 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Понятие потребительского поведения 4
    2 Основные тренды потребительского поведения 12
    Заключение 16
    Список литературы 17
  • Курсовая работа:

    Славянофильская журналистика: общая характеристика

    30 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Славянофилы: общая характеристика 5
    1.1 Основные идеи славянофильства 5
    1.2 Особенности славянофильской журналистики 8
    2 Основные издания славянофилов 12
    2.1 Издания 1845 – 1852 гг. 12
    2.2 Издания 1856 – 1860 гг. 18
    2.3 Издания 1861 – 1886 гг. 23
    Заключение 29
    Список литературы 30
  • Контрольная работа:

    Форматы электронных документов в системах электронного документооборота

    17 страниц(ы) 

    Введение….3
    Решение типовых задач делопроизводства средствами пакета офисных приложений…5
    Заключение….….17
    Список использованных источников….….18
  • Контрольная работа:

    Учет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ) часть 2

    10 страниц(ы) 

    Ситуация 1
    На основании данных Бухгалтерского баланса (Приложение Б), Отчѐта о финансовых результатах (Приложение В), данных о движении денежных потоков (Приложение Г) ОАО «Капитал» провести анализ совокупного положительного, отрицательного и чистого денежного потока в целом по предприятию, а также совокупных положительных, отрицательных и чистых денежных потоков по направлениям деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой). Сделать выводы относительно структуры и динамики денежных потоков.

    Ситуация 2
    На основании данных Бухгалтерского баланса (Приложение Б), Отчета о финансовых результатах (Приложение В), данных о движении денежных потоков (Приложение Г) ОАО «Капитал», используя коэффициентный метод анализа, рассчитать известные Вам показатели ликвидности и рентабельности денежных потоков. На основании рассчитанных коэффициентов сделать выводы относительно динамики платежеспособности предприятия и эффективности использования денежных средств

    Ситуация 3.
    На основании данных Бухгалтерского баланса (Приложение Б), Отчета о финансовых результатах (Приложение В) ОАО «Капитал» рассчитать коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость данного предприятия. Сравнить расчетные значения этих коэффициентов с нормативными. Сделать выводы относительно зависимости (независимости) предприятия от внешних источников финансирования и устойчивости финансового положения.

    Ситуация 4
    На основании данных Бухгалтерского баланса (Приложение Б), Отчета о финансовых результатах (Приложение В) ОАО «Капитал» провести диагностику вероятности банкротства ОАО «Капитал» по одной из многофакторных кризис-прогнозных моделей (например, по модифицированной модели Альтмана). Разработать и предложить пути оздоровления финансового положения предприятия.

  • Контрольная работа:

    Субъекты информационного права

    23 страниц(ы) 

    1. Виды субъектов информационного права. ….14
    2. Понятие и структура правового статуса субъекта
    информационного права. ….14
    3. Правовой статус органов управления в информационной сфере….19
  • Контрольная работа:

    Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности.

    18 страниц(ы) 

    Введение.3
    1. Понятие эластичности.4
    2. Эластичность спроса по цене и спроса по доходу.6
    3. Эластичность предложения с учетом фактора времени.12
    4. Факторы, влияющие на эластичность.14
    Заключение.18
    Список используемой литературы.19