СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Социология журналистики - Курс лекций №21655

«Социология журналистики» - Курс лекций

  • 119 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: oksielen

Содержание

Часть I

Введение. Предмет и задачи курса 3

Социология журналистики как область социологии 4

Предмет социологии 4

Структура социологии журналистики 9

Основные социологические теории СМИ 13

Функционирование СМИ в обществе 22

Социологическая информация в работе редакции 32

Зоны применения социологии в журналистике 32

Социологическое мышление журналиста 35

Публикация об итогах социсследований в СМИ 37

Структура социологического исследования 39

Важность знания журналистами этапов социологического исследования 39

Особенности программирования исследования 39

Выборка как основа репрезентативности 46

Этапы и процедуры социологического исследования 52

Часть II

Социологические методы в журналистике 58

Социологические методы в работе журналиста 58

Интервью и анкетирование в социологии и журналистике 61

Анализ документов в социологии и журналистике 72

Социологическое и журналистское наблюдение 83

Эксперимент как метод социологии и журналистики 87

Исследование аудитории 90

Предмет аудиторных исследований 90

Потребление СМИ. Аудиторное поведение 94

Функциональные ожидания от СМИ, мотивы выбора 98

Потребности и интересы аудитории 101

Типологические группы аудитории 106

Методы изучения аудитории. Медиаметрические исследования 114

Литература 116


Введение

Зачем журналисту изучать социологию? Поводов, и очень важных, для изучения социологии несколько.

Во-первых, социология дает прекрасный методологический фундамент для познания процессов, происходящих в обществе, для понимания сложности и динамичности развития социума и его различных групп, помогает понять строение общества, потребности и интересы народа, отдельных общностей и групп. Это знание поможет будущему журналисту лучше разбираться в жизни и в людях, в расстановке политических сил, в социальных процессах и ситуациях, а следовательно, сделает его деятельность более профессиональной.


Выдержка из текста работы

СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК ОБЛАСТЬ СОЦИОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Прежде чем поговорить о социологии журналистики, мы должны вспом-нить, что такое социология. Вы знакомились с этим понятием в курсе общей социологии, но в применении к нашему курсу нужно его уточнить.

Родоначальник социологии, или «позитивной философии», французский исследователь Огюст Конт (1798–1857) в своем главном труде «Курс положительной философии» призывает изучать общественные процессы не умозрительно, не абстрактно, а при помощи позитивного знания, то есть путем наблюдения, опыта.


Заключение

Электронный мониторинг с приставками, аудиометры или пиплметры

Медиаметрические исследования – это изучение количественного размера аудитории конкретного издания, программы, передачи. Такой метод берет начало в коммерческом подходе к СМИ, для которого главный показатель качества – зрительская аудитория, которая влияет на объем рекламы в зависимости от рейтингов изданий, программ, передач.

Рейтинг – это место, ранг в той или иной шкале изменения популярности. Произошло от английского слова rating – оценка, отнесение к тому или иному классу, рангу, разряду.

Сейчас появилось хорошее учебное пособие, в котором подробно описана эта область социологии журналистики: Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. – М., 2004. Советуем вам его почитать.

Исследованием аудитории и общественного мнения в России занимаются социологические центры:

ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения)

ЛЕВАДА-ЦЕНТР (Центр Юрия Левады)

ФОМ (Фонд общественного мнения)

КОМКОН

МОНИТОРИНГ.РУ

Основные российские социологические журналы:

«Социологические исследования», «Социологический журнал»

«Социология: методология, методы, математические модели (Социоло-гия 4 М)».


Список литературы

Журналистика и социология / Под ред. И. Д. Фомичевой. – М., 1995.

Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: взгляд социолога. – М., 1997.

Социология журналистики / Ред. С. Г. Корконосенко. – М., 2004.

Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. – М., 2004.

Федотова И. Д. Социология массовой коммуникации. – СПб., 2003.

Основная

Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: В 4 кн. – М., 2001, 2003.

Данилова Е. Е. Информационное развитие социальных систем. – М., 2002.

Журналистика и социология. Россия – 90-е годы / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб., 2001.

Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.

Конецкая В. П. Социология коммуникавистики. – М., 1997.

Левада Ю. А. От мнения к пониманию. – М., 2000.

Массовая информация в советском промышленном городе / Под общ. ред. Б. А. Грушина и Л. А. Оникова. – М., 1980.

Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. – М., 2001.

Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М., 2004.

Реснянская Л. Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. – М., 1999.

Смирнова М. Г. Социологические исследования печати, радио и телевидения в развитых капиталистических странах. – М., 1984.

Социология журналистики. – М., 1980.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. – М., 1999.

Дополнительная (по выбору)

Аверьянов Л. Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. – М., 1987.

Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью. – М., 1993.

Биографический метод. История. Методология. Практика. – М., 1994.

Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991.

Буданцев Ю. П. Социология массовой коммуникации. – М., 1994.

В поисках своего лица: общероссийская пресса на информационном рынке / Под ред. Л. Л. Реснянской и И. Д. Фомичевой. – М., 1998.

Верховская А.И. Методы анализа писем в редакционной работе. – М., 1984.

Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. – М., 1997.

Гудимов А. Тайна чужой профессии. – М., 1967.

Гус М. За газетные кадры. – М; Л., 1930.

Дембо В. Бюджет работника печати. – М., 1927.

Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. – М., 1996.

Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация: и проблема конструирования реальности. Анализ основных теоретических подходов. – Екатеринбург, 1999.

Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация: Модели влия-ния. Как формируется «повестка дня». – Екатеринбург, 2001.

Журналист: Российско-американские социологические исследования. – М., 1998.

Журналист: Социологические и социопсихологические исследования / Под ред. Л. Г. Свитич и А. А. Ширяевой. – М., 1992.

Западно-европейская социология ХIХ века: Тексты / Под ред. В. И. Доб-ренькова: В 2 т. – М., 1996.

Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. – М., 2003.

Информационная и психологическая безопасность в СМИ. – Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации. – М., 2002.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество и культура. – М., 2002.

Кашинская Л. В. Метод наблюдения в журналистике. – М., 1987.

Коробейников В. С. Пирамида мнений. – М., 1981.

Коробейников В. С. Редакция и аудитория. – М., 1993.

Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. – СПб., 2001.

Литературная газета и ее аудитория. – М., 1979.

Лукина М. М. Технология ннтервью. – М., 2003.

Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизион-ной коммуникации. – М., 2000.

Мельник Г. С. MASS-MEDIA: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996.

Методология и методы социологических исследований / Под ред. О. М. Масловой. – М., 1996.

Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире. – М., 2000.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М., 1978.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М., 1996.

Общественное мнение России. – М., 2001.

Олешко В. Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. – Екатеринбург, 1996.

Основные понятия теории журналистики. – М., 1993.

Парыгин Б. Д. Анатомия общения. – СПб., 1999.

Рабочая книга редактора районной газеты. – М., 1989. – Разд. 9.

Российская журналистика: свобода доступа к информации. – М., 1996.

Российская провинциальная пресса. – М., 1995.

Рубинов А. З. Операции без секретов. – М., 1980.

Свитич Л. Г. Как повысить эффективность журналистской работы? (Методики социологических исследований основных условий и факторов эффективности местных средств информации). – М., 1987.

Свитич Л. Г. Феномен журнализма. – М., 2000. – Разд. 2.4, 4.4.

Свитич Л. Г. Эффективность журналистской деятельности. – М., 1986.

Свитич Л. Г., Ширяева А.А. Профессиональное развитие будущего журналиста. – М., 1989.

Словарь прикладной социологии. – М., 1986.

Смелзер И. Дж. Социология. – М., 1994.

Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

Социологические исследования печати, телевидения и радио. – М., 1988.

Социологические исследования эффективности журналистики. – М., 1986.

Социология в России ХIХ – начала ХХ веков: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. – М., 1997. – Вып. 1, 2.

Социология и пресса. – М., 1996.

Социология / Под ред. Э. Тадевосяна. – М., 1995.

Таловов В. П. Читательский спрос на газету. – СПб., 1999.

Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. – М., 2001.

Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. – М., 1987.

Фролов С. С. Социология. – М., 1994.

Шарков Ф. И, Родионов А. А. Социология массовой коммуникации. – М., 2002.

Шумилина Т. В. «Не могли бы Вы рассказать?» – М., 1976.


Примечания

Защищено на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Курс лекций:

    Социология журналистики

    255 страниц(ы) 

    нет
  • Курс лекций:

    Социология Интернет-СМИ

    78 страниц(ы) 

    1. Интернет глазами социолога.4
    1.1. Социологический подход к изучению социальных коммуникаций. Виды
    социологических исследований.4
    1.2. Социологические и маркетинговые исследования интернет-СМИ.
    Пользователи их данных.6
    1.3. Ключевые проблемы социологии интернет-СМИ.8
    Вопросы по теме.15
    2. Социальные функции интернет-СМИ.16
    2.1. О подходе к изучению функций интернет СМИ.16
    2.2. Коммуникативная функция. Социальный смысл интерактивности.17
    2.3. Информационная функция.21
    2.4. Социально-ориентирующая функция.23
    2.5. Социально-креативная функция.25
    2.6. Функция канала социального участия и контроля.27
    2.7. Функция развлечения.31
    2.8. Оф- и онлайн СМИ: взаимодействие в выполнении функций.33
    Вопросы по теме.40
    3. Направления эмпирических социологических исследований
    интернет-СМИ.41
    3.1. Формула Г. Лассуэлла. Измерение.41
    3.2. Журналисты.42
    3.3. Содержание.44
    3.4. Канал.46
    3.5. Аудитория.47
    3.6. Социальные эффекты.56
    Вопросы по теме.60
    4. Методы сбора информации.61
    4.1. Надежность социологической и маркетинговой информации.61
    4.2. Особенности эмпирических исследований в Интернете.62
    4.3. Онлайновые методы опроса.65
    4.4. Офлайновые опросы аудитории.70
    4.5. Смешанная техника опросов.72
    Вопросы по теме.74
    Заключение.75
    Рекомендуемая литература.77
  • Курс лекций:

    История русской журналистики (1703—1917) Учебно-методичекий комплект (Учебное пособие; Хрестоматия; Темы курсовых работ)

    249 страниц(ы) 

    Предисловие
    Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII в.
    Русская журналистика в начале XIX в.
    Журналистика 1840-х годов
    Вольная русская пресса за границей. «Полярная звезда» и «Колокол» А.И. Герцена
    Журналистика эпохи реформ 60-х годов
    Журналистика пореформенной эпохи
    Пресса 90-х годов
    Журналистика в начале XX в.
    Итоговые контрольные работы
  • Курс лекций:

    Зарубежная журналистика

    255 страниц(ы) 

    Введение 4
    Дожурналнстские формы массовой коммуникации 11
    Становление публицистики в древности и средневековье 19
    Массовая информация в эпоху Возрождения 34
    Публицистика эпохи Реформации и Крестьянской войны в Германии. Философские основы немецкой
    журналистики 48
    Журналистика Английской буржуазной революции 17 века 60
    Журналистика Франции до и во время Великой революции 75
    Итальянская журналистика к началу Рисорджименто (Возрождения) 87
    Философские и социально-политические концепции американского Просвещения и их влияния на
    развитие журналистики 99
    Основные тенденции и направления развития буржуазной журналистики на примере Франции середины и
    второй половины 19 века. Журналистика Паражской Коммуны 1871г. 112
    Немецкий стиль формирования средств массовой информации на этапе утверждения империализма, в
    условиях нацистского режима 136
    Проблемы концентрации и монополизации средств массовой информации в условиях Англии
    (конец 19- начало 20 века) 151
    Становление и развитие итальянской журналистики в конце 19 - начале 20 века 161
    Формирование информационного-пропагандистского комплекса в странах Северной Европы 172
    Общественное сознание и массовая коммуникация в Испании 184
    Гуманистические традиции Нидерландской публикации 199
    Демокранизация системы массовой коммуникации в Португалии 209
    Влияние прессы Австрии на социальные процессы в обществе 218
    Журналистика Швейцарии в системе общественных отношений 229
    Интерпретация информации в журналистской практике Греции 237
    Печать и публицистика в условиях государственно-монополистического капитализма США
    (конец 19 - начало 20 века) 245
    «Литературный журнализм» Америки начала20века 256
    Взаимодействие журналистики с рыночной экономикой на примере Канады 267
    Теория социальной ответственности прессы в Латинской Америке 281
    Типологическая характеристика системы средств массовой информации Японии в начале 20 века 302
    Проблемы дифференциации периодических изданий на примере Индии в начале 20 века 317
    Журналистика и государство в условиях Китая 334
    Капитал и журналистика на африканском континенте 356
    Правовая защита интересов средств массовой информации в странах Европы
    (Германии, Франции, Англии) 368
    368
    Журналистская этика В США и странах Латинской Америки 393
    Влияние научно-технической революции на журналистику (опыт Южной Кореи) 406
    Тенденции развития средств массовой информации в Африке 419
    Современный журнализм, этапы его развития (Маклюэн, Маркузе, Адорно и др. представители) 432
    Организация работы редакции по-европейски и по-американски (типичные черты, различия) 447
    Новые информационные технологии и утвердения основ журнализма в странах Азии 463
    Информационная деятельность зарубежных стран иа международной арене 473
    Литература
  • Реферат:

    Проблемы зарубежной журналистики на страницах журнала Вестник МГУ в 90-х годах двадцатого века

    14 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. Тематическая направленность анализа проблем мировой журналистики 4
    2. Достоинства и недостатки анализа проблем мировой журналистики 9
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
  • Курс лекций:

    История мировой журналистики

    224 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА 1. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ XVII–XIX вв.

    Зарождение и развитие журналистики в Европе
    Североамериканская журналистика XVII–XIX вв.
    Периодическая печать России XVIII–XIX вв.
    Становление журналистики в странах латинской Америки, Азии и Африки

    ГЛАВА 2. ЖУРНАЛИСТИКА XX в.

    Периодическая печать США и западной Европы
    Журналистика России
    Журналистика постсоветских республик
    Журналистика восточноевропейских стран
    Периодика стран Азии, Африки и латинской Америки

    ГЛАВА 3. ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ГЛОБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

    Развитие радиовещания
    Эпоха телевидения
    От «традиционных» СМИ – к конвергенции массмедиа

    ЖУРНАЛИСТИКА НА ПОРОГЕ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ)

    БИБЛИОГРАФИЯ

    РЕКОМЕНДУЕМЫЕ САЙТЫ В ИНТЕРНЕТЕ

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора