СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Ценообразование, вариант 4 - Контрольная работа №27952

«Ценообразование, вариант 4» - Контрольная работа

  • 15 страниц(ы)

Содержание

Выдержка из текста работы

фото автора

Автор: kjuby

Содержание

1. Определяющее условие для функционирования свободных цен:

1) реальная хозяйственная самостоятельность предприятий и отсутствие дефицита товаров;

2) обеспечение единого экономического пpocтранства в рамках государства;

3) экономическая и политическая стабильность в обществе.

2. Обслуживает экспортируемые товары:

1) цена в месте производства продукции;

2) цена франко-станция назначения;

3) цена основных фирм-производителей.

3. Равновесная цена – это…

1) цена, установленная государством;

2) цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка;

3) цена со всеми надбавками к базисной цене, установленная производителем продукции.

4. Из указанных методов ценообразования к параметрическому относится:

1) метод структурной аналогии;

2) метод сокращенных затрат;

3) балловый метод;

4) метод валовых издержек

5. Точка безубыточности – это…

1) цена, при которой предприятие начинает получать прибыль;

2) объем производства, при котором производитель работает без убытков;

3) уровень затрат, необходимый для производства продукции;

4) все ответы верны.

6. Товар является новым, если…

1) его так оценивает рынок;

2) производитель по-новому рекламирует товар;

7. Начисление и взимание таможенной пошлины на товар производится на основе его:

1) таможенной стоимости;

2) полной стоимости;

3) цены;

4) все ответы правильные.

8. Цена спроса определяется:

1) объемом предложения;

2) величиной доходов населения;

3) мировой ценой на данный товар.

9. Ожидаемая инфляция – это…

1) инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном росте цен;

2) инфляция, возникающая вследствие товарного дефицита;

3) предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода;

4) инфляция, проявляющаяся в росте цен на ресурсы.

10. Изменение объема спроса графически отображается:

1) движением кривой спроса;

2) движением по кривой спроса.

Задача 1

Используя метод «сокращенных затрат», проанализируйте показатели производства 5 следующих видов продукции и укажите наиболее рентабельную продукцию для данного предприятия.

Таблица 1

Расчетная таблица

Анализируемые экономические показатели

Вид продукции Суммарные данные

(тыс. руб.)

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5

Аренда (тыс. руб.) 5000 2000 1500 1000 500 10000

Зарплата (тыс. руб.) 3000 1500 1000 3000 1500 10000

Хозяйственные расходы (тыс. руб.) 350 250 150 150 100 1000

Электроэнергия (тыс. руб.) 800 500 300 900 500 3000

Торгово-транспортные расходы (тыс. руб.) 1000 700 500 500 300 3000

Сырье (тыс. руб.) 8000 4000 3000 9000 4000 28000

Постоянные затраты (тыс. руб.) 5350 2250 1650 1150 600 11000

Переменные затраты (тыс. руб.) 12800 6700 4800 13400 6300 44000

Общие затраты или полная себестоимость (тыс. руб.) 18150 8950 6450 14550 6900 55000

Объем реализации, шт. 200 000 92 000 43 000 15 625 17 500

Цены за единицу (тыс. руб.) 0,05 0,1 0,2 0,8 0,4

Выручка (тыс. руб.) 10000 9200 8600 12500 7000 47300

Валовая прибыль (тыс. руб.) -8150 250 2150 -2050 100 -7700

Маржинальная прибыль (тыс. руб.) -2800 2500 3800 -900 700 3300

Налог на прибыль - 50 430 - 20 500

Чистая прибыль (тыс. руб.) -8150 200 1720 -2050 80 -8200

Рентабельность продаж ( %) -81,5 2,2 20 -16,4 1

Налог на прибыль 20%.

Задача 2

Организация производит автомобильный бензин класса 5, акциз на который 3500 руб. на 1 т бензина. Розничная цена за 1 литр бензина 21 руб., в которой:

- налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составляет 8,11% розничной цены бензина;

- налог на прибыль - 10% розничной цены бензина;

- НДС - 15,25% розничной цены бензина;

- акциз - 17,64% розничной цены бензина.

- прибыль производителей топлива - 20% розничной цены бензина;

- прибыль продавцов топлива - 10% розничной цены бензина;

- производственные затраты в розничной цене бензина составляют 18%;

- транспортные затраты в розничной цене бензина составляют 2%;

- доля цены сырой нефти в розничной цене бензина - 3,68%.

Оптовая цена тонны бензина – 17 000 руб.

Ставка налога на прибыль - 20%.

Плотность бензина - 0,7 г/см3.

Составьте структуру розничной цены 1 литра бензина.


Выдержка из текста работы

5. Торговая надбавка равна 4,5 руб. (розничная цена - отпускная цена предприятия с НДС = 21 руб. – 16,5 руб. = 4,5 руб.), она включает НДС, расходы продавцов топлива и прибыль.

Величина НДС составит:

НДС = 15,25% * Торговая надбавка / 100% = 15,25% * 4,5 руб. / 100% = 0,7 руб.

Торговая надбавка без НДС равна 3,8 руб.

Прибыль продавцов топлива после уплаты налога на прибыль составит:

(10%*21 руб.)/100% = 2,1 руб.

Налог на прибыль продавцов:

(20%*2,1 руб.)/100% = 0,4 руб.

Таким образом, нераспределенная прибыль производителей составит:

2,1 руб. + 0,4 руб. = 2,5 руб.


Тема: «Ценообразование, вариант 4»
Раздел: Ценные бумаги
Тип: Контрольная работа
Страниц: 15
Цена: 200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Контрольная работа:

    Ценообразование. Вариант 3. Роль издержек и прибыли в формировании цены. Ценообразование на мировом товарном рынке

    20 страниц(ы) 

    1. Роль издержек и прибыли в формировании цены.….
    1.1 Роль издержек в формировании цены….….
    1.2 Роль прибыли в формировании цены…
    2. Ценообразование на мировом товарном рынке….
    2.1 Особенности ценообразования на мировых товарных рынках….….
    2.2 Ценообразование на различных типах мировых товарных рынках.
    Задача
    По итогам года выручка от реализации продукции предприятия составила 200 млн. руб., её себестоимость – 152 млн. руб., полученные дивиденды по акциям, принадлежащим предприятию – 2 млн. руб.
    Акционерный капитал – 200 млн. руб., выпуск привилегированных акций – 10%, дивиденды на них – 8%, налог на прибыли – 32%, на развитие предприятия – 20% от прибыли.
    Определить:
    а) сумму дивидендов по акциям (млн. руб.)
    б) дивиденды на одну простую акцию, номиналом 2000 руб. (руб.)
    Список используемой литературы….….….
  • Дипломная работа:

    Основные тенденции ценообразования в образовательной сфере

    91 страниц(ы) 

    Введение 4
    Глава 1. Ценовое регулирование как инструмент управления продажами 8
    1.1 Цена: понятие, функции, виды и классификация 8
    1.2 Государственное регулирование цен 21
    1.3 Ценовая политика 32
    Глава 2 Анализ ценового регулирования на примере МАДОУ
    «Детский сад № 25 комбинированного вида» 39
    2.1 Финансово-хозяйственная деятельность МАДОУ «Детский сад № 25 комбинированного вида» 39
    2.2 Нормативное подушевое финансирование МАДОУ «Детский сад № 25 комбинированного вида» 49
    2.3 Механизм ценообразования дополнительных платных услуг МАДОУ «Детский сад № 25 комбинированного вида» 60
    Глава 3 Совершенствование ценового регулирования в целях управления продажами 68
    3.1 Мероприятия и рекомендации по совершенствованию ценового регулирования деятельности МАДОУ «Детский сад№25» 68
    3.2 Формирование конкурентной рыночной цены товаров 75
    Заключение 79
    Список использованной литературы и других источников информации 81
    Приложения 83
  • Курсовая работа:

    Ценообразование

    33 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Теоретические основы ценообразования 4
    1.1 Сущность ценовой политики 4
    1.2 Методы ценообразования 8
    2. Анализ методов ценообразования в ООО «МДМ» 16
    2.1 Характеристика предприятия 16
    2.2 Анализ методов ценообразования на предприятии 17
    3. Совершенствование ценообразования на предприятии 23
    Заключение 30
    Список литературы 32
  • Реферат:

    Политика ценообразования и процесс ее формирования

    17 страниц(ы) 

    1. Введение
    2. Формирование ценовой политики
    3. Этапы формирования ценовой политики предприятия
    4. Анализ ценообразующих факторов
    5. Выбор метода ценообразования
    6. Выбор ценовой стратегии, установление окончательной цены
    7. Заключение
    8. Список использованной литературы
  • Контрольная работа:

    Ценообразование. Вариант 4. Методология рыночного ценообразования. Формирование цен на товарных биржах

    15 страниц(ы) 

    1. Методология рыночного ценообразования….….
    2. Формирование цен на товарных биржах….….…
    2.1 Понятие биржи, ее функции….
    2.2 Формирование цен….
    Задача
    1. Определить:
    а) розничную цену изделия при условии, что оно поставляется в розничную сеть через двух посредников (торгово-закупочные организации);
    б) прибыль промышленного предприятия от реализации изделия по свободным отпускным ценам.
    2. Составьте структуру свободной розничной цены.
    Если известны следующие данные:
    Себестоимость – 100 руб.
    Налог на добавленную стоимость – 18% к свободной отпускной цене (без НДС).
    Свободная отпускная цена (с НДС) – 420 руб.
    Снабженческо–сбытовая надбавка – 2 %.
    Торговая надбавка – 20% к цене закупки
    Список используемой литературы….….….
  • Контрольная работа:

    Ценообразование. Вариант 2. Основы формирования ценовой стратегии. Ценообразование в системе налогообложения

    19 страниц(ы) 

    1. Основы формирования ценовой стратегии….
    2. Ценообразование в системе налогообложения…
    Задача
    Рыночная цена товара составляет 495 руб., розничная надбавка в цене – 25%, наценка сбытовой организации – 10%, налог на добавленную стоимость – 18%, полная себестоимость продукции предприятия – 250 руб.
    Определить:
    а) прибыль предприятия (руб.)
    б) рентабельность продукции(%).
    Список используемой литературы….….….

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Следующая работа

Экономика (контрольная)
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Контрольная работа:

    Понятие, система и виды государственной службы Российской Федерации. Служба в органах внутренних дел по контракту

    38 страниц(ы) 

    1. Понятие, система и виды государственной службы
    Российской Федерации….3
    2. Служба в органах внутренних дел по контракту….15
    3. Практическое задание….26
    Составьте перечни необходимых документов при перемещении сотрудника на:
     вышестоящую должность;
     равнозначную должность;
     нижестоящую должность.
    По произвольной фабуле (Ф.И.О., должность сотрудника и т.д.) заполните соответствующие бланки документов и подготовьте проект приказа начальника соответствующего органа внутренних дел о понижении сотрудника в должности.
    4. Задача
    Начальник ОВД ГУВД по г. Москве подполковник милиции Шитов А.П. был награжден почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации». В марте он обратился к начальнику с рапортом о предоставлении ему очередного отпуска с 10 апреля т.г. с выездом в дом отдыха в г. Владивосток. Стаж службы в органах внутренних дел подполковника милиции Шитова А.П. по состоянию на 01 апреля составил 19 лет и 11 месяцев.
    В роли инспектора отдела кадров определите продолжительность отпуска Шитову А.П., если время следования к месту проведения отпуска и обратно составляет 13 суток.
    Как следует инспектору отдела кадров исчислять дни очередного ежегодного отпуска Шитову А.П.?
    Список использованных источников и литературы…37
  • Творческая работа:

    Творческий конспект по Г. Вильгельму

    5 страниц(ы) 

    «Творческий конспект» на основе текста Гельмут Вильгельм ПЕРЕМЕНЫ ПОНЯТИЕ ПЕРЕМЕН

    Шаг первый: прочитать весь текст и сократить его как минимум вполовину, оставив самое, как вы считаете, главное, либо самое, на ваш взгляд, интересное. Вы можете использовать для выделения нужных вам идей или понятий в тексте курсив, жирный шрифт либо цвет, как угодно.

    Шаг второй: вы размещаете полученный конспект первоисточника в правой колонке. Левая колонка – для «творческой части».

    Шаг третий: вы заполняете левую колонку комментариями.
    Комментарий может представлять из себя:
    а) раскрытие \\ пояснение \\ развертывание авторского тезиса;
    б) сравнение авторской позиции (или той, которую автор статьи пересказывает) с идеями другого автора или школы \\ направления – как созвучными ей, так и противоположными;
    в) пример, иллюстрирующий правомочность либо неудовлетворительность утверждений автора;
    г) ваше личное мнение по поводу сказанного автором – согласие, несогласие, сомнение, … - желательно подкрепленные какими-то доводами и аргументами;
    д) вопрос – риторического или содержательного характера.
    При желании вы можете включить в левую колонку краткие справочные сведения о неизвестных вам терминах, названиях, фамилиях (обратите внимание! при подсчете объема работы справочные материалы не будут учитываться)

    Вы можете использовать цитаты, но они в обязательном порядке должны быть закавычены, и должен быть указан источник цитирования! Даже одно «плагиатное» предложение будет означать «дисквалификацию» - т.е. работа не будет вообще никак оценена.
    - Творческий конспект должен демонстрировать ваше умение вдумчиво читать и анализировать текст, и находить подходящий контекст для его интерпретации;

    Гельмут Вильгельм
    ПЕРЕМЕНЫ
    ПОНЯТИЕ ПЕРЕМЕН
    При обращении к понятию Перемен, давшему название «И цзин» и играющему в нем определяющую роль, на память сразу приходит афоризм «Pantra rhei», «Все течет», который около 500 г. до н.э. Гераклит Эфесский положил в основание своей философской системы. Это произошло приблизительно в то же время, когда сложился «И цзин», и здесь мы сталкиваемся с замечательным случаем совпадения в развитии Востока и Запада, когда в одно и то же время не связанные между собой цивилизации сходятся в самовыражении. Но даже этот столь яркий, на первый взгляд, пример при ближайшем рассмотрении обнаруживает характерные различия между двумя культурами. Гераклит, утверждавший, что жизнь — это движение, на первое место ставил гармоничный миропорядок, Логос, формирующий хаос жизни. Для китайцев, как мы увидим, два принципа — движение и неподвижный закон, им управляющий, — составляют единое целое; им неведомы ядро и оболочка: сердце и ум для них нераздельны.
    Мы несколько забежали вперед, но разбор слова, которым выражается понятие «Перемены», поможет понять, что имеется в виду. Иероглиф И, который упрощенно переводится как « Перемены», входит в ядро китайского языка. Он часто встречается на гадальных костях и в ранних надписях на бронзовых сосудах. Говорить о семантике этого слова непросто из-за противоречивости существующих толкований. С точки зрения этимологии внешнее сходство иероглифов, вероятно, привело к слиянию двух различных семантических комплексов. Судя по всему, первоначально иероглиф И означал ящерицу. На это указывает архаическая пиктограмма, изображавшая существо с круглой головой, изогнутым телом и множеством ног, а также толкование одного из старейших словарей. Слово сохранило свое первоначальное значение, хотя в позднейшие времена для лучшего различения был добавлен ключ «насекомое», «рептилия». Если вспомнить, что подобные пиктограммы использовались также для указания на свойства изображенных предметов, напрашивается представление о подвижности и переменчивости, которое и стало ассоциироваться с этим словом. Ящерица, хамелеон и для нас служат олицетворением изменчивости.

    Два написания иероглифа И: стандартизированное (а) и архаичное (б)
    Затем слово приобрело дополнительные значения другого похожего иероглифа, с которым позже слилось. Этот иероглиф, означавший «распоряжаться», представлял из себя пиктограмму, к которой позже был добавлен символ власти — знамя (первоначально — хвост животного). С ним, вероятно, ассоциировалась идея раз и навсегда заданного отношения между верхом и низом. На ранних надписях на бронзе это слово встречается также в значении дара, которым господин жалует своего вассала. Слово И продолжает сохранять и это значение, но с добавлением ключа «золото», «металл».
    Согласно другому толкованию, иероглиф является сочетанием изображений Солнца и Луны, то есть основных сил природы — Ян и Инь. Однако нетрудно увидеть, что это объяснение основывается на концепциях самого «И цзин» и поэтому вряд ли может прояснить историю слова в период, предшествовавший появлению книги.
    Слияние двух иероглифов и их смыслов дало значения, в которых слово снова и снова встречается как в древних, так и в современных текстах: легкое, простое — в противоположность чему-то трудному; твердое и спокойное — в противоположность неустойчивому; перемена или изменение.
    В древнейшем слое «И цзин» слово встречается четыре раза. В одном случае оно несомненно означает «перемены», во втором скорее указывает на «твердость», а в остальных это название места.
    Слово И послужило названием книги, которую в конце династии Шан, около 1150 г. до н.э., составил Вэнь-ван , по-своему расположив и расширив уже существующие материалы с разными названиями. Название И входит в употребление только после Вэнь-вана. Для нас привычно сочетание «И цзин», «Канон Перемен», но цзин, «канон», — это не древнее слово; к «Переменам» его присоединили в параллель другим текстам конфуцианского канона: «Канон писаний», «Шу цзин», и «Канон стихов», «Ши цзин». Но относить термин цзин к классическим текстам стали не раньше IV в. до н.э., впервые подобное наименование встречается у Чжуан-цзы. Само это слово означает основу, продольные нити ткани, и, по всей видимости, стало применяться по отношению к классическим произведениям для того, чтобы отличить их от апокрифов, называемых вэй, «уток», «поперечная нить».
    Первоначально книга называлась «И», «Перемены», или «Чжоу И», «Чжоуские Перемены» (Чжоу — название династии, основатели которой завершили создание этой книги). О том, как переводить слово И в заглавии, ученые спорят до сих пор. Так, недавно было высказано мнение, что имеется в виду простой способ (способ гадания), а именно тот, который использовался чжоусцами в отличие от более трудного шанского способа гадания на черепашьих панцирях. Эта интерпретация, наряду со многими другими объяснениями, представляется малоубедительной и не отвечает ни историческим фактам, ни логике вещей в данном конкретном случае. Я предпочитаю по-прежнему использовать название «Книга Перемен», обоснованность которого станет очевидной в ходе дальнейшего изложения. Не следует, однако, забывать о других значениях слова И, поскольку и они важны для его понимания. Почему это так, хорошо разъясняет один из ранних апокрифов:
    «Y названия И три значения — это \"легкость\", \"изменение\" и \"неизменное\".
    В слове \"легкость\" — его Дэ . Его сияние проникает в четыре стороны, ясно и легко устанавливая разграничения. Великое Небо становится сиятельно ясным, а Солнце и Луна, звезды и зодиакальные созвездия распределяются и выстраиваются. Оно проникает в чувства, у которых нет ворот, и хранится в духе, у которого нет доступа внутрь. Без усилия и без мысли, просто и безошибочно. Таково легкое в нем.
    Изменение — это его Ци. Если бы Небо и Земля не изменялись, они не могли бы проводить Ци, взаимовлияния Пяти Движений остановились бы и смена четырех времен года нарушилась. Князья и министр потеряли бы свои знаки отличия и все различения смешались. Должное уменьшаться стало бы расти, а должное править пало. Таковы изменения в нем.
    Неизменное — это его положение (статус, состояние). Небо вверху, а Земля внизу. Государь обращает лицо на юг, а слуги — на север. Отец восседает, а сын кланяется. Таково неизменное в нем» .
    Конечно, эти значения слова И, которые в выразительном описании апокрифа уподобляются трем координатам, задающим миропорядок, трудно выделить в ранних слоях «И цзин». Но в позднейших слоях суть содержания уже извлекается из всех этих значений слова, и мы также попытаемся использовать семантику в качестве проводника по системе, лежащей в основе «Книги Перемен».
    Иероглиф И буквально означает «простое», «легкое», «данность». Мне хотелось бы подчеркнуть это значение, поскольку здесь рельефно проступает различие между системой « И цзин», как она представлена в версии правителей начала Чжоу, и ее более ранними вариантами. Мы никогда не поймем, как устроена эта система, если будем выискивать в ней нечто темное и таинственное. Книга начинается с того, что дано легко увидеть и понять любому.
    Прежде всего имеет смысл посмотреть, в каких исторических условиях эта система приобрела новую форму. Тотемическая матриархальная религия шанцев, правившая посредством страха, была чужда правителям раннего Чжоу. Также неприемлемы были для них сумерки разума, выпустившие на волю темные силы человеческой души и давшие им санкционированный выход в кровавых жертвоприношениях. Дух чжоуских правителей проще и прозрачнее, он проникнут образами, подсказанными растительной жизнью, земледелием. Но понятия этой культуры далеко не примитивны и прошли процесс длительного очищения. В иерархии инстинктов чжоусцы отдавали приоритет инстинкту сердца, или разуму. Таким образом, оттесненные на задний план темные силы не могли более претендовать на господство. Конечно же, я упростил картину, для того чтобы сделать ее ярче. Но названные духовные тенденции прослеживаются в социально-политической системе раннего периода Чжоу. Жизнь обретает форму в соответствии с тем, что дано природой. Поэтому ее законы считаются познаваемыми, а боги, демоны, зловещие призраки, которые вносят в жизнь иррациональное начало, ставятся под сомнение. Именно это мироощущение породило строжайший запрет на алкоголь в начале династии Чжоу.
    Ситуации, отраженные в «И цзин», взяты непосредственно из жизни — это то, что случается со всеми изо дня в день и понятно всем. Со всей определенностью говорится об этом в позднейших слоях книги, которые не просто объясняют и развивают старую систему, но ставят целью — в полном соответствии с социально-культурной миссией учения Кун-цзы — показать действенность « Канона Перемен». Снова и снова подчеркивается, что вратами в систему может быть лишь простота и ясность. «Добро (совершенство) легкого и простейшего, — читаем мы, — сочетается с высшим Дэ» . В другом месте говорится:
    «Творящее через легкое (Перемены) познает (познается).
    Воспринимающее через простейшее способно [действоватъ].
    Если легко, то легко познается; если просто, то просто следовать. Если легко познать, то есть близкие; если просто следовать, то есть работа [заслуги]. Если есть близкие, то возможна долговечность; если есть работа, то возможно величие. Если возможна долговечность, то это — Дэ одаренного [мудрого] человека; если возможно величие, то это деяния достойного человека» .
    Таковы врата, ведущие к настоящим Переменам. О постоянных Переменах свидетельствует повседневный опыт. Для неискушенного ума вещи, явления неотделимы от изменений. Только абстрактное мышление в состоянии увидеть феномены вне потока непрерывных изменений — как статические сущности. В западной мысли этот аспект Перемен находит некоторое отражение в приложении категории времени к явлениям. С точки зрения этой категории все и в самом деле пребывает в состоянии превращения. В каждый момент времени будущее становится настоящим, а настоящее — прошлым.
    Категория времени наполняется конкретным содержанием в китайском понятии Перемен, возникшем в ходе наблюдений за природными явлениями: движением солнца и звезд, плывущими облаками, текущей водой, чередованием ночи и дня, сменой времен года. Передают, что Кун-цзы однажды, стоя на берегу реки, воскликнул: «Как эта река, все течет непрестанно, день и ночь!» Это понятие тесно связано с богатством жизни. Перемены определяются как порождение порождения , как бьющее через край изобилие постоянно обновляющейся, не знающей ни отдыха, ни смерти силы природы. Жизнь вообще непостижима вне вечного изменения и роста. Прерывание жизни дает не смерть, которая в конечном счете также принадлежит жизни, но ее отрицание — извращение, деградацию.
    Эта мысль органично входит в понятие Перемен. Противоположность изменениям — не покой и не застой, ведь и они относятся к проявлениям Перемен. Представление о том, что противоположностью Перемен является упадок, а не прекращение движения, показывает, насколько это понятие отлично от нашей идеи времени. Переменам в китайским восприятии противостоит рост того, что должно идти на убыль, и падение того, что должно править. Перемены, следовательно, — не просто движение, ведь их противоположность тоже является движением. Состояние полной неподвижности настольно абстрактно, что было непредставимо для китайцев, по крайней мере китайцев того времени, когда создавался «И цзин». Таким образом, Перемены — это естественное движение, развитие, которое становится противоестественным, если его повернуть вспять.
    В «И цзин» эта концепция получает дальнейшее развитие. Включение в сферу Перемен органических форм жизни придало книге философскую ценность. В «Каноне Перемен» утверждается, что человек и естественные социальные группы, а по сути и эпоха в целом, не существуют вне категории Перемен, и эта мысль полностью отвечает высоким ожиданиям, с которыми обычно приступают к изучению «И цзин». Понимание того, что человек движется и действует, что он растет и развивается, — само по себе не бог весть какое открытие. Постижение типичности форм движения и развития — закона Перемен, управляющего всем и не знающего исключений, — вот в чем источник столь притягательной цельности, стройности и прозрачности древнекитайской философии.
    Но такое развитие — развитие, охватывающее все сущее без исключения, — совсем не просто представить в явной форме. Перемены — это не внешний, нормативный принцип, накладывающийся на мир, а внутренние стремления, в соответствии с которыми осуществляется естественное и спонтанное движение. Это не веление судьбы, требующее безропотного подчинения, а скорее знак, указывающий направление возможных решений. И снова речь идет не о моральном законе, который надлежит неукоснительно соблюдать, но о некоторых правилах, пользуясь которыми, возможно считывать грядущие события. Все мы от рождения находимся в едином потоке развития, но узнавание его и следование ему предполагает ответственность и свободный выбор.
    Подобное понимание Перемен в применении к развитию индивида, социальных групп или эпохи в целом отменяет ряд допущений, при помощи которых обычно объясняются события. Так, этот принцип развития не подразумевает различия внутреннего и внешнего, содержания и формы. Он вживлен в человеческое сердце; он активен и узнаваем. И точно так же, как в одном человеке, действует он в различных объединениях людей, во всем, что велико и ценно в эпохе. Таким образом, он не просто воплощает, но действительно является носителем «души» группы и «духа» времени. В сферу его действия входят все уровни и измерения бытия — любое семя, брошенное в землю, взойдет и созреет.
    Движение Перемен, следовательно, никогда не бывает одномерным и однонаправленным. Лучше всего для его определения подходит образ циклического движения. Он часто встречается в позднейшей комментаторской литературе, в которой, однако, утрачена гибкость обращения с образами, отличающая сам «И цзин». Все же в основании несомненно лежит идея движения, возвращающегося к своей исходной точке, движения, подобного ходу светил или смене времен года. Смерть древние китайцы также воспринимали как возвращение. Но в этой интерпретации важна не столько повторяемость, сколько самодостаточность или целостность. Перемены никак не связаны с идеей прогресса, которая органически входит в наше представление о циклическом движении — вспомним образ спирали. Оценочная по своему характеру идея прогресса плохо совместима с образом, заимствованным у природы. А попытка возвеличить новое за счет старого, будущее за счет прошлого всегда была чужда китайской мысли. Нет ничего важнее, чем следовать потоку Перемен. И если прежние времена превосходили нас в этом отношении, следует это признать без предрассудков, извлечь соответствующий урок и постараться научиться тому, что умели древние.
    Возвращение движения к исходной точке предотвращает рассеивание, которое неизбежно постигает импульс однонаправленного движения. Бесконечность поэтому сдерживается конечным, вне пределов которого ее невозможно поставить на службу человеку.
    Здесь мы подходим к третьему смыслу, связанному с понятием И: постоянное, то, в чем можно быть уверенным. Уже ранний апокриф дает парадоксальное определение: «Перемены —это неизменное». В позднейших слоях «Канона Перемен» это значение слова используется в противопоставлении слову «опасность». Опасность — это неизвестное, таинственное, которое может в равной степени обернуться и счастьем, и несчастьем. Безопасность — это твердое знание правильного пути, уверенность, что события будут разворачиваться в нужном направлении.
    Ранние комментаторы были склонны отождествлять безопасность, так же как и постоянство, с общественными отношениями. Они говорили: отец восседает, а сын кланяется, — что изобличает в них страстных защитников своего собственного социального положения. И тем не менее, концепция не лишена динамизма. Сын, сегодня почтительно кланяющийся своему отцу, завтра сам станет отцом и будет принимать поклоны своего сына. Иначе говоря, общественное положение фиксировано и статично только по отношению к другому общественному положению. Заданное отношение незыблемо и поэтому может служить точкой отсчета в потоке событий. Различие в статусе конкретных лиц, таким образом, менее важно, чем само существование отношения, полярность которого служит организующим принципом Перемен. Очевидно, что отношения могут быть самыми разнообразными, отец и сын — всего лишь один пример, символизирующий принцип отношения. Развернутая сеть общественных отношений служит залогом устойчивости и постоянства в Переменах. Но при переносе понятия Перемен в область личного или космического появляется настоятельная необходимость введения других отношений, способных стать мерой устойчивости в этих сферах. Позже мы рассмотрим основополагающий принцип полярности более подробно.
    В «Каноне Перемен» намечен еще один аспект понятия Перемен, который в ранних слоях книги прямо не выражен, но в позднейших текстах обсуждается весьма подробно. Эти тексты связывают устойчивость в Переменах с одной из основных человеческих добродетелей: надежностью, верностью. Перемены можно постичь, их можно придерживаться, на них можно положиться. Они не случаются ни с того ни с сего, а следуют установленному курсу естественного хода событий. Как в завтрашнем восходе солнца, как в приходе весны после зимы, можно быть уверенным в том, что процесс становления не беспорядочен, но имеет определенное направление. Здесь концепция Перемен сближается с космическим законом даосов — Дао. И действительно, в поздних слоях книги слово «Дао» встречается очень часто. Дао здесь, как и у Лао-цзы, выступает в качестве активной силы Вселенной в целом и любой ее части. Мы читаем в «Си цы чжуань»:
    «Перемены соразмерны с Небом и Землей и потому могут полностью охватить Дао Неба и Земли.
    Уподобляешься Небу и Земле и потому не противодействуешь;
    знаниями охватываешь всю тьму предметов-сущностей, а Дао уравновешиваешь Поднебесную, и потому не ошибаешься.
    [Переменами] охвачены преображения Неба и земли, и ничто не пропущено;
    вмещены и завершены все предметы сущности, и ничто не потеряно;
    постигнуто Дао дня и ночи, и дано знание,
    потому как у духов-божеств нет сторон (подобшя, так и у Перемен нет тела (формы)» .
    В конечном итоге, именно в Дао источник двойственности, что напрямую напоминает о «Дао Дэ цзин».
    Таким образом, твердое, постоянное, вместо которого здесь стоит Дао, служит неотъемлемым атрибутом Перемен, а это в свою очередь предполагает идею последовательности и вездесущности. Мы видим, что Перемены присутствуют и в большом, и в малом, обнаруживают себя и в событиях космического масштаба, и в человеческом сердце. Из всеобъемлющего характера Дао, вмещающего и макрокосм, и микрокосм, в «Каноне Перемен» следует представление о человеке как центре событий: личность, осознающая свою ответственность, может быть на равных с силами космоса — Небом и Землей. Именно это имеется в виду, когда говорится о возможности влиять на Перемены. Разумеется, оказывать влияние дано только тому, кто следует вместе с Переменами, а не идет против них. Так как в потоке Перемен всходят все семена, туда можно бросить и свое. Знание законов Перемен учит, как обращаться с семенами, как влиять на ход вещей, и не только этому. На посаженное семя можно влиять в ходе его роста, но влияние будет тем сильнее, чем ближе к времени посадки, а угадавший момент прорастания семени станет хозяином его судьбы. И здесь снова на ум приходит отрывок из «Дао Дэ цзин», в котором выражены сходные мысли.
    Таким образом, в той мере, в какой личности, осознающей свою ответственность, дано влиять на ход вещей, изменчивость перестает быть коварной нераспознаваемой западней, становясь органическим миропорядком, который находится в согласии с человеческой природой. Поэтому человеку отводится далеко не ничтожная роль. В установленных пределах он не только господин своей собственной судьбы, но также в состоянии вмешиваться в события, далеко выходящие за границы его собственной сферы. Но прежде всего необходимо осознать положенный тебе предел и не претендовать на большее. Именно этой цели служит «Канон Перемен», в котором собран опыт древности и людей мудрости нескольких эпох.

    ДBA
    ОСНОВНЫХ
    ПРИНЦИПА

    Говоря о роли постоянства или надежности в принципе Перемен, мы процитировали определение: «Перемены — это неизменное». В непосредственно данном чувствам неиссякающем потоке Перемен постоянство играет роль упорядочивающего принципа, который обеспечивает устойчивость в приливах и отливах событий. С постижением этого принципа человек, отказываясь от бездумного отождествления себя с природой, перестает быть игрушкой в ее руках — на сцену выходит мыслящее сознание. Осознание того, что является постоянным в потоке природы и жизни, становится первым шагом к абстрактному мышлению. Познание регулярности в движении небесных тел и в смене времен года создает основу для систематического упорядочения событий, а концепция постоянства в Переменах открывает путь осмысленным действиям. Постоянство, таким образом, освобождает человека от господства природы и заставляет его принять на себя ответственность за свои поступки.
    Одновременно с этим понятием в картину мира включается система отношений. Перемены, хотя и не абсолютны по своему характеру, никогда не бывают хаотичными. Они разворачиваются не случайно, как узоры сменяются в калейдоскопе, но проявляются относительно фиксированных точек незыблемого миропорядка.
    В картине мира, отраженной в ранних слоях «Канона Перемен», понятие постоянства в Переменах неотделимо от идеи полярности. Две прямо противоположные точки задают пределы в циклах Перемен. В европейской терминологии это можно описать как введение в систему категории времени, благодаря координатам которого и появляется устойчивость в Переменах. Для древних китайцев пространство всегда трехмерно. Наряду с длиной и шириной столь же очевидным казалось существование глубины. Более того, именно это измерение пространства играло в китайской культуре главную роль.
    Противопоставление верха и низа встречается не только в «Каноне Перемен». Мы находим его и в наиболее древних дочжоуских частях «Шу цзин» («Канона писаний») и «Ши цзин» («Канона стихов») и, конечно же, на гадальных костях и древней бронзе. Противопоставление «верх-низ» не исчерпывается определением их позиций в пространстве. С самого начала подчеркивается их соотнесенность. Верх и низ — не изолированные сущности, они связаны друг с другом и воздействуют друг на друга, что очевидно из надписей на гадальных костях и из песен, о древнем происхождении которых говорит предшествование того, что внизу, тому, что вверху. В этих текстах понятия верха и низа часто вводятся вместе с третьим словом, характеризующим их взаимосвязь. Например, «Верх и низ пребывают в согласии» или «Верх и низ следуют друг за другом». Таким образом, у нас есть документальные доказательства существования этого понятия при династии Шан , и не приходится сомневаться, что появилось оно еще раньше.
    Противопоставление верха и низа может быть наполнено самым различным содержанием. В связи с характером документов, в которых эта антитеза встречается в ее наиболее ранней форме, отношение полярности часто осмысляется как социальное. Вверху правитель, а внизу народ. Это же отношение выражается — и мы вряд ли погрешим против истины, предположив, что этот пласт смысла даже древнее — в полярности космическо-религиозного характера, а именно в противопоставлении Неба и Земли, которое впоследствии было, вероятно, перенесено на общественное устройство. Небо обычно представлено словом тянъ, которое до сих пор используется в этом значении; что же касается Земли, используется не современное слово ди, а более древнее — ту.

    Тянъ Ту Ди
    Здесь мы касаемся древнейших религиозных прозрений китайской культуры. Понятие Неба, вне всякого сомнения, гораздо древнее династии Шан. Уже в эпоху Ся тянъ, небо, означало не только небесный свод, но естественным образом ассоциировалось с творящей силой Неба. Следовательно, это слово выражает, при переводе на язык нашей культуры, древнейшее из известных нам в Китае представление о Боге. Насколько антропоморфен был первоначальный образ, в настоящее время сказать невозможно. Из формы иероглифа можно заключить, что на первый план выдвигались атрибуты огромности и величия, то есть вездесущности и всемогущества, или, лучше сказать, высшей творящей силы. Тем не менее, довольно рано с этим понятием стало связываться личностное начало. Иначе невозможно понять институт жертвоприношений Небу. Очень рано, возможно еще при династии Ся и в любом случае до начала Чжоу, личностное начало приобрело конкретную форму: самые далекие и наиболее почитаемые предки были приравнены Небу. Однако акцент ставился не на личностном характере Бога, а на правильном отношении к нему, естественно вырастающем из почтительности к прародителям и идеи преемственности жизни. Поэтому, каким бы конкретным ни был образ нашего Творца как Отца на небесах, отождествление предков с Небом не означало персонификации Бога. Это явствует хотя бы из того факта, что никаких изображений божества того времени не было найдено.
    По сравнению с периодом Ся культура династии Шан представляется более сложной. С подъемом шан-ского государства в китайской картине мира появляются сильно отличающиеся от прежних идеи. Шанцы были более убежденными тотемистами, чем их предшественники. Мать стояла ближе к ним, чем отец, и потому неудивительно, что при Шанах появилось новое, более антропоморфное представление о Боге, который теперь обозначался словом ди, «владыка», обозначавшем как божество, так и обожествленного правителя. Позже это слово было включено в понятие «император» — хуан-ди, «Divus Augustus». В шанских памятниках слово ди также противопоставляется Земле. Но представление о неантропоморфном Небе не исчезло бесследно при Шанах и было восстановлено в своих правах в период раннего Чжоу.
    Много дискуссий велось о сходстве и различиях между древнекитайскими и христианскими представлениями о Боге. Первые иезуитские миссионеры были заинтересованы в их максимальном сближении. Тогда их миссия свелась бы к возвращению китайцев к собственному наследию, к отвращению их от более новых порочных идей. Однако китайцы не приняли эту точку зрения, и Рим в конце концов также выразил неодобрение подобной тактики.
    Спор о том, был ли в Древнем Китае монотеизм в христианском понимании, представляется бессмысленным хотя бы потому, что жертвоприношения в те давние времена приносили не только Небу. Насколько позволяют судить исторические данные, даже в самом глубоком прошлом китайцы также поклонялись Земле, а в период Шан ставили ее выше Неба.
    Кроме того, само слово «Земля», ту, указывает не только на конкретную вещь или вещество, но также и на божественную природу. В древнейшей идеограмме Земля изображена в виде кургана — священного места жертвоприношений. Несмотря на твердо установленный факт, что в течение шанского периода и вплоть до наших дней жертвы приносили силе женской природы, существуют многочисленные свидетельства о более раннем восприятии Земли как мужского начала. Унаследовав идею Неба от своих предшественников, шанцы, судя по всему, первыми соединили это понятие с его противоположностью, и, таким образом, полярность Неба и Земли заняла свое место в китайском представлении о космосе.

    Шэ
    Божественная сущность Земли проявляется в ее производящей силе. Это видно из другой идеограммы — шэ, в которой к ту, «Земле», добавлен ключ, обозначающий духовное начало и, шире, откровение. Откровение Земли состоит именно в силе роста, в которой заключен ее дух и которой поклоняются у алтаря Земли, названного поэтому шэ. Позже иероглиф шэ становится одним из знаков независимости, а также символом китайского общества. Общество (в социальном смысле) — это шэ-хуй, объединение собравшихся у алтаря, это узы, связующие земледельцев, которые ближе всего к Земле, дарующей плодородие.
    Становится очевидным, что противостояние и взаимодействие верха и низа во всех возможных значениях должны быть отражены в древних китайских источниках. Противоположность этих понятий встроена в систему «Канона Перемен» и создает определенную структуру в согласии с неким организующим принципом. Этот процесс, однако, проникнут динамизмом. Полярность связана не с жестко заданными полюсами, вокруг которых разворачивается циклическое движение, скорее она задает своего рода «магнитное поле», определяющее Перемены и по сути вызывающее их. Здесь перед нами предстает еще одна сторона полярности, выраженная в противостоянии полов. Земля — это женское начало, а Небо — мужское; мать-Земля противопоставлена отцу-Небу. Конечно, оппозиция «мужское-женское» восходит к очень давним временам. Она встречается уже в надписях на гадальных костях и в других ранних источниках, где выражается через мужское и женское начала в животном мире — самца и самку. Мужское первоначально изображалось как земля-животное, животное в его отношении к земле, а женское воспринималось как животное, связанное с изменениями, сущность, приносящая с собой метаморфозы. Эти значения, и в особенности слово «самка», «женственное», позднее играли важную роль в философии, например у Лао-цзы.
    Представление противостояния полов в виде пары конкретных животных известно с очень раннего времени и встречается в том числе и в «И цзин». Символом мужского принципа здесь выступает дракон, а женского — кобыла. Сведение дракона и лошади в пару, которое нам кажется весьма странным, объясняется архаическими мифологическими представлениями. Дракон не чужд и нашей мифологии, и, вероятно, символизм дракона формировался в нашей культуре в тех же сферах человеческой психики, что и в Китае. Но в структуре нашей культуры это существо заняло совершенно другое место. Для нас, как и для китайцев, дракон воплощает мужской принцип — чтобы его умилостивить, ему отдают прекрасных девственниц. У нас с драконом ассоциируется консервативность, склонность к длительному обладанию — дракон охраняет сокровища. Это свойство, вероятно, присуще животной природе, поскольку и в Китае дракон, случается, занят охраной сокровищ. Но могущество дракона для нас выражается в безудержной ярости, которая, подобно буре, сметает все на своем пути. Мы призываем святого Георгия или солнечного героя, Зигфрида, чтобы они сразили дракона. В Китае же дракона не убивают, а пытаются удержать там, где необходима и полезна его поражающая сила. Дракон символизирует прорыв, очищение через грозу. Это божественный символ временной власти, которой облечен Сын неба. Только не на своем месте — что также иногда случается в Китае — дракон представляет угрозу, силу, которую следует подавить.
    Сдерживающая дракона противоположность — это кобыла. Лошадь была одним из первых прирученных животных. Лошадей можно использовать без особого принуждения, но вместе с тем они сохраняют присущий им характер, не променяв его — подобно собакам — на рабскую зависимость от человека. Лошади одновременно и полезны, и естественны. Поэтому смирная кобылка становится противоположностью буйному дракону. Эта замечательная пара, богатая символическими значениями, снова и снова воплощается в выразительных образах. Например, при дворе тайского владыки Мин-хуана (713—755) перед императором в день его рождения проводили танцующих кобыл, чтобы привлечь драконов, без которых государь теряет свое могущество.
    Таков образ кобылы в «Каноне Перемен». Однако древний символ оказался заслонен более поздним мифом, и произошло весьма характерное изменение значения на противоположное. Поэтому жеребец стал олицетворять мужской принцип, а женский в этом случае передается через послушную, мягкую корову. Феникс, который позже также часто встречается в паре с драконом, имеет, по всей видимости, более позднее происхождение. Вероятно, мать, Кунь, позаимствовала этот атрибут у одной из своих дочерей, Ли (31-й знак в «И цзин»).
    Животные эти в действительности — всего лишь символы напряжения, возникающего между полами, в котором, в свою очередь, проявляется противоположность основных космических сил. В «Каноне Перемен» это напряжение находит и более абстрактное выражение, например в паре Цянь и Кунь. Эти понятия уже почти лишены мифологического содержания и привязаны к позициям знаков гуа. Оба слова с трудом поддаются переводу, но, пожалуй, «Творящее» и «Воспринимающее» подходят лучше всего, так как в них схвачены важные идеи активного, действующего, и того, на что воздействуют. Отношение между Цянь и Кунь является основополагающим уже в самых ранних слоях книги, а в более поздних становится постоянным предметом теоретизирования. Например, в «Великом комментарии» говорится:
    «Цянь и Кунь — в них глубочайший смысл Перемен! ТВОРЯЩЕЕ и ВОСПРИНИМАЮЩЕЕ задают ряд, и Перемены устанавливаются в нем Если разрушить Цянь и Кунь, то не в чем будет появиться Переменам; а если Переменам невозможно появиться, то ТВОРЯЩЕЕ и ВОСПРИНИМАЮЩЕЕ сойдут на нет» .
    «Цянь, ТВОРЯЩЕЕ, — это высшая Упругость [Крепость ] Поднебесной, его Дэ действует постоянно в Переменах [с легкостью] и тем самым познается опасность.
    Кунь, ВОСПРИНИМАЮЩЕЕ, — это высшая Податливость в Поднебесной, его Потенция действует постоянно в простейших переходах и тем самым познаются препятствия» .
    С ТИПИЧНОЙ для китайского мышления склонностью к систематическому упорядочиванию древние включили в эту пару противоположностей и другие аспекты. Некоторые из них мы затронем позже, но в общем и в целом все сводится к противоположности Инь и Ян. Эти понятия также восходят к глубокой древности. Как полярные силы их стали воспринимать очень давно, еще в те времена, когда женский принцип главенствовал над мужским. Концепция передавалась и развивалась в течение многих поколений и законченную форму приобрела только в последней трети династии Чжоу.
    В древнем написании иероглифы, которые обозначают эти понятия, отличаются от современных — позднее к обеим был добавлен один и тот же ключ, «склон горы». Первоначально иероглиф Инь состоял из идеограммы «облако» и, следовательно, означал «затенение», «темное». Кроме того, с образом ассоциировалась идея воды, дающей жизнь всему сущему. Иероглиф Ян изображал хвост буйвола или же вымпел, развевающийся на солнце. Таким образом, он означал нечто «сверкающее в лучах», яркое. В этой пиктограмме также содержится значение власти, поднимающей свое знамя как символ социального превосходства, и это дополнительное значение также не было утеряно. С ключом, обозначающим склон горы, Инь означает «затененный склон», то есть северный склон, в то время как Ян указывает на освещенную сторону, южный склон. По отношению к речной долине Ян будет означать светлую северную сторону, а Инь — тенистую южную сторону. Так слова используются в современном языке, и это может служить хорошим примером присущей им смысловой относительности.

    Инь Ян
    В значении «светлого» и «темного» оба понятия присутствуют уже в древнейшем слое «И цзин» , а в «Туань чжуань», «Комментарии к Суждениям» они получают символическое осмысление. В позднейших слоях становятся явными и другие возможные понимания. Так, в «Си цы чжуань» говорится:
    «Перемены соразмерны с Небом и Землей и потому могут полностью охватить Дао Неба и Земли.
    Смотря вверх, созерцаешь небесный узор; смотря вниз, наблюдаешь структуры Земли Так познаешь причины темного и ясного. Приходишь к истоку начала и обращаешься к концу. По этому познаешь уроки рождения и смерти В Ци семени — предметы-сущности, а в странствующих душах хунь — изменения. По этому познаешь состояние духов-бесов, гуй, и духов-божеств, шэнь» .
    «То, что дает завершенность образам, называется Цянь; то, что подражает образцам, называется Кунь» .
    «Небо и Земля создают положения (позиции), и Перемены действуют в них. В завершенности природы, продолжающей существование, — врата, ведущие к Пути и Справедливости» .
    «Мудрец говорит: \"Цянь и Кунь—не это ли врата в Перемены? Цянь — янские предметы-сущности, Кунь— иньские предметы-сущности Инь и Ян смыкают Потенции, и появляется тело для твердости и мягкости, тем самым воплощается сущность Неба и Земли, тем самым достигается проводимость Потенции ясности духа\"» .
    Китайские философы не могли пройти мимо образов со столь богатым потенциалом. Цзоу Янь, живший в III в. н.э., на них строит свою концепцию космоса, и многие из его идей вошли в апокрифическую литературу, посвященную «Канону Перемен», которая, правда, далеко не всегда помогает понять первоначальный смысл книги. Позже мы обратимся к рассмотрению символизма пары главных космических сил в рассуждениях позднейших философов, у которых она служит основанием своего рода гностической космогонии дуализма.
    Давайте отвлечемся теперь от теоретических рассуждений и вновь обратимся к фигурам из линий, вошедшим в «И цзин». 64 ситуации представлены в книге 64 гексаграммами — фигурами, состоящими из шести линий. Каждой линии приписано значение Ян или Инь, и ситуация, следовательно, разворачивается как взаимодействие двух видов сил в шестеричной комбинации. Таким образом, на шести позициях гексаграммы располагаются линии двух видов: цельная, символизирующая силу Ян, и прерванная, символизирующая Инь.
    Относительно происхождения цельных и прерванных линий велись многочисленные дискуссии. Часто предпринимаются попытки показать, что это символы плодородия. Но любая интерпретация отражает лишь какую-то часть значения, и несомненно, что даже во время своего формирования их смысл был сложнее и глубже. Наиболее вероятной представляется связь с гаданием на стеблях тысячелистника, в котором ответом служила полученная конфигурация стеблей. Вряд ли изощренная техника гадания, описанная в поздних слоях книги и применяемая до сих пор, была известна древним. Возможно, первоначально гадание сводилось к своего рода бросанию жребия: выпавшие длинные стебли означали утвердительный ответ, а короткие — отрицательный. Впоследствии, по причине неравенства в статусах двух главных сил, а также, вероятно, благодаря древней идее о связи Неба с единицей, а Земли с двойкой, два коротких стебля были приравнены к одному, длинному, и так стали изображать силу Инь.
    Два вида линий, цельная и прерванная, называются, соответственно, «твердой» и «податливой», что указывает на еще один существенный аспект полярности. В древнейших слоях книги именно твердость и мягкость чаще всего используются в качестве имен главных сил. Часто они встречаются и в «Си цы чжуань». Так, говорится: «Твердость и податливость — это образы дня и ночи» . Там же приводятся более детальные описания:
    «Небо почитаемо, Земля принижена — так знаки Цянь и Кунь получают определенность. Приниженное и высокое тем самым распределены — так возникают положения (позиции, статусы) благородного и подлого.
    В движении и покое есть постоянство, так твердость и податливость разграничиваются» .
    Сведение пары главных сил к конфигурации линий «Канона Перемен» делает эти силы неотъемлемой частью процесса Перемен. А поскольку Инь и Ян сами подвержены изменениям, вовлечены в превращения и преображения, они более не кажутся абстрактными и расплывчатыми.
    «Люди мудрости создают (строят) знаки гуа. Созерцая образы и связывая слова, они проясняют счастье и несчастье.
    Твердость и податливость замещают друг друга, порождая превращения и преображения» .
    Так сочетаниями линий изображаются Перемены в мире явлений. Твердая линия преображается и становится податливой, а податливая линия превращается в твердую. При этом каждая линия и соответствующие им силы могут находится в двух состояниях — движения либо покоя, которые по-своему проявляются в Инь и Ян.
    «Вот знак Цянь, в его покое сосредоточенность, а в его движении прямота, тем самым великое порождается в нем Вот знак Кунь, в его покое сомкнутость, а в его движении распахнутость, тем самым обширное порождается в нем» .
    Таким образом, твердая линия, олицетворяя единство в покое и однонаправленность в движении, является образом человеческого разума, а податливая линия отражает вегетативное движение раскрытия-закрытия, так символизируя человеческую душу.
    Динамика развития линий определяет систему книги в целом. Твердая линия толкает вовне, при этом утончается посередине и разламывается надвое, превращаясь в прерванную линию. Прерванная линия, с другой стороны, толкает внутрь и в результате срастается, образуя единую линию. Так в процессе Перемен линии превращаются в противоположные. Следовательно, любая составляющая ситуации может обратиться в свою противоположность и добавить новый элемент в ситуацию в целом. Эту основополагающую истину, хорошо известную и на Западе, Лао-цзы позже выразил в словах: «Обращение вспять — это движение Дао» .
    Более пристальное рассмотрение показывает, что принцип обращения качеств в противоположность дает определенное руководство к действию. Это снова взывает к человеку, осознающему свою ответственность, и диктует следующий шаг, требуя отказа от прямолинейного конформизма. С этой точки зрения, наши размышления и действия не просто возможны или невозможны, но зависят от принятых решений. Отсюда следует, что все абсолютное и безусловное несет в себе свою собственную смерть. С другой стороны, это означает также, что легкая приспособляемость, привычка плыть то туда то сюда, без сопротивления принимая любое развитие ситуации, помещает индивида в поток событий, из которого выбраться уже невозможно. Направлять развитие в желаемое русло удается только тому, кто занимает позицию противостояния и ясно осознает все происходящее.
    Узор событий, конечно, слишком сложен, чтобы отразить его со всей точностью в целых и прерванных линиях. Поэтому нам предстоит обратиться к более сложной картине ситуации — к образам и тому, что в них заложено.
  • Контрольная работа:

    Финансовое право (ФБМ 96) (2), вариант 2

    4 страниц(ы) 

    Задание 1
    Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина, ее анализ и значение.
    Задание 2
    Правовой анализ современного состояния и тенденций развития бюджетной системы Российской Федерации.
    Задание 3
    Правовые проблемы государственного внешнего долга Российской Федерации и пути их решения.
  • Задача/Задачи:

    Право

    1 страниц(ы) 

    Задача 15. Лебедев взял у Рыкова взаймы 1 млн.500 тыс.руб до 30 декабря 1996 года. 25 января 1997 года Рыков скончался, не получив долга. У Рыкова остался сын 20 лет.
    Вопросы к задаче:
    1.Прекратилось ли обязательство по уплате долга в связи со смертью Рыкова?
    2.Если долг должен быть возвращен, то в какой сумме?
  • Контрольная работа:

    Математика и информатика - МФИ, вариант 1

    5 страниц(ы) 

    Задание 1
    1). Постройте дерево (граф) деления множества комплексных чисел С на подмножества. В качестве вершин графа можно взять такие множества как М – Мнимые числа, J – Иррациональные числа, R – Действительные числа, Q – Рациональные числа, D – Дробные числа, N – Натуральные числа, Z – Целые числа, Z+ – Целые положительные числа, Z– – Целые отрицательные числа, O – {0}.
    2). Запишите пять высказываний на языке теории множеств, используя перечисленные выше множества и символы пресечения, объединения, разности и дополнения.

    Задание 2
    1) Придумайте и словесно опишите алгоритм решения системы линейных уравнений для ста различных значений массива (a, b, c, d, t, f).
    2) Постройте блок-схему данного алгоритма.
    3) Пользуясь построенным алгоритмом, найдите решение системы, если в качестве значений a, b, c, d, t, f взяты любые шесть цифр Вашего регистрационного номера.

    Задание 3
    Вычислите интеграл рациональной дроби: . Каждый шаг вычислений опишите подробно.
  • Контрольная работа:

    Экономика организаций (предприятий). Расчет основных показателей деятельности предприятия. Вариант 18. Финансовый университет при правительстве РФ

    11 страниц(ы) 

    1. Проанализируйте качественный состав и степень прогрессивности основных средств предприятия:
    Показатели На начало года На конец года
    Балансовая стоимость основных фондов, тыс. руб. 1200 2 000
    В том числе активная часть 840 1200
    Остаточная стоимость основных фондов 900 1500
    Определите коэффициенты годности и износа основных средств.

    2. В механическом цехе установлено 450 станков автоматов, норма времени на обслуживание одного станка наладчиком 25 мин.
    Определите норму обслуживания и численности наладчиков, если цех работает в две смены по 8 часов каждая, т.е. 480 мин.

    3. При формировании уставного капитала общества с ограниченной ответственностью учредители внесли следующие вклады:
    Учредители Вид вклада Стоимость вклада, тыс. руб.
    Учредитель 1 Мебель 100
    Учредитель 2 Компьютерная система 150
    Учредитель 3 Копировально-множительная техника 80
    Учредитель 4 Нематериальный актив 70
    В течение года предприятие продало мебель на сумму 90 тыс. руб., компьютерную систему – за 130 тыс. руб. Кроме того, был реализован нематериальный актив за 100 тыс. руб.
    Как перечисленные процессы отразятся на величине и составе уставного капитала?

    4. Торговая фирма экономически обосновывает целесообразность импорта технически более совершенной продукции из европейской страны. По предварительным расчетам такую продукцию можно будет приобрести за 80 евро за 1 шт. При этом затраты, связанные с покупкой и доставкой товара на склад покупателя, следующие:
    • фрахт таможни 6 евро за 1 шт.;
    • таможенная пошлина ─ 10% от стоимости покупки;
    • фрахт от таможни до склада покупателя товара ─ 3 евро за 1 шт.;
    • комиссионные выплаты посреднику 5 % от цены покупки;
    • посредническая надбавка оптовика ─ 35%.
    Определите возможную оптовую отпускную цену продукции.
    Расчетный курс 1 евро ─ 36 руб.

    5. В первом квартале года предприятие реализовало 500 изделий по цене 80 руб. за одно изделие, что покрыло расходы предприятия, но не дало прибыли. Общие постоянные расходы составляют 70 000 руб., удельные переменные - 60 руб. Во втором квартале было изготовлено и реализовано 6 000 изделий. В третьем квартале планируется увеличить прибыль на 10 % по сравнению со вторым. Сколько должно быль дополнительно реализовано продукции, чтобы увеличить прибыль на 10 % ?

    6. Определите цеховую, производственную и полную себестоимость продукции, используя следующие данные:
    1)стоимость сырья и материалов – 90 тыс. руб;
    2)приобретено комплектующих и полуфабрикатов на сумму – 100 тыс. руб.
    3)расходы на топливо и электроэнергию – 25 тыс. руб.
    4)заработная плата производственных рабочих – 30 тыс. руб.
    5)единый социальный налог – 10,7 тыс. руб. 6)амортизация – 15 тыс. руб.
    7)цеховые расходы – 10 тыс. руб.
    8)общезаводские расходы – 30 тыс. руб.
    9) потери от брака – 8 тыс. руб.
    10)прочие производственные расходы – 25 тыс.руб.
    11)внепроизводственные расходы – 13 тыс. руб.
    12) платежи в бюджет, включаемые в затраты – 15 тыс. руб.

    7. Продолжительность рабочего дня на предприятии равна 8 часам (480 мин.), потери рабочего времени за смену в базисном периоде составила 33 мин. Затраты на производство единицы продукции равны 15 мин.
    На сколько увеличится выработка в плановом периоде, если в результате оргтехмероприятий намечено ликвидировать потери рабочего времени и снизить трудоемкость единицы изделия на 2 мин.

    8. Определите среднюю норму оборотных средств на планируемый год по предприятию на основе следующих данных:
    Затраты на товарную продукцию в плановом году составят 42000 тыс. руб., а на валовую - 46000 тыс. руб.
    Совокупный норматив оборотных средств на начало планового года составляет 3200 тыс. руб., а на конец планового года - 3600 тыс. руб.

    9. Каковы особенности распределения прибыли на предприятиях различных организационно-правовых форм?
  • Контрольная работа:

    Инвестиции. Вариант № 1

    18 страниц(ы) 

    Задача 2
    Предприятие «В» рассматривает инвестиционный проект по выпуску нового продукта в течение 5 лет. Предполагается, что ежегодная выручка от его реализации составит 40 тыс. руб. При этом выручка от реализации других продуктов сократится на 1100 руб.
    Переменные и постоянные затраты для каждого года определены равными 13 тыс. руб. и 3500 руб. соответственно. Все прочие затраты приняты в размере 2000 руб.
    Стоимость необходимого оборудования составляет 50 тыс. руб., его нормативный срок службы равен 5 годам, остаточная стоимость 6000 руб. Необходимый начальный объем оборотного капитала равен 7000 руб. Предполагается, что по завершении проекта его уровень составит половину от исходного. Имеется возможность привлечения краткосрочного кредита в сумме 3000 руб. под 10% годовых. Стоимость капитала для предприятия равна 10%, ставка налога на прибыль — 20%. Используется линейный метод начисления амортизации.
    1. Разработайте план движения денежных потоков по проекту и осуществите оценку его экономической эффективности.
    2. Как изменится экономическая эффективность проекта, если действующие инвестиционные льготы на вновь вводимое оборудование составляют 20%, а процентная ставка по краткосрочному кредиту возрастет до 15%? Подкрепите свой ответ необходимыми расчетами.
    Задача 3
    Предприятие «А» ежегодно выпускает и продает 10 тыс. единиц продукта «X» по 2500 за штуку. Проведенные в прошлом году маркетинговые исследования стоимостью в 50 тыс. руб. показали, что емкость рынка для данного продукта составляет 17 тыс. единиц в год. Прогнозируется, что такая тенденция сохранится около 5 лет. Балансовая стоимость имеющегося оборудования составляет 70 тыс. руб. В настоящее время его можно продать по балансовой стоимости. Предполагается, что при прежних объемах выпуска оно проработает еще 5 лет, после чего будет списано. Переменные затраты на единицу выпуска продукта равны 10 руб. Максимальная производительность нового оборудования стоимостью в 300 тыс. руб. составляет 30 тыс. единиц в год. Нормативный срок службы — 5 лет, после чего оно может быть списано. Его внедрение позволит сократить переменные затраты на единицу
    продукта до 8 руб., однако потребует увеличения оборотного капитала в периодах 0 и 1 на 1000 руб. соответственно. Стоимость капитала для предприятия равна 16%, ставка налога —
    50%. Используется линейный метод начисления амортизации.
    1. Разработайте план движения денежных потоков и осуществите оценку экономической эффективности проекта.
    2. Как изменится эффективность проекта, если выпуск продукта будет осуществляться в объеме 17 тыс. единиц одновременно на старом (5 тыс. ед.) и на новом (12 тыс. ед.) оборудовании? Подкрепите свои выводы соответствующими расчетами.
    Задача №12
    Фирма рассматривает проект по выпуску продукта «П» со следующими исходными данными.
    Таблица 6
    Исходные данные
    Показатель Диапазон измерений Наиболее вероятное значение
    Объем выпуска (Q), руб. 15 000 – 25 000 20 000
    Цена за штуку (P), руб. 1 500 – 2 500 2 000
    Переменные затраты (V), руб. 1 000 – 1 600 1 300
    Постоянные затраты (F), руб. 6000 6 000
    Амортизация (А), руб. 2000 2 000
    Налог на прибыль (Т), % 20 20
    Норма дисконта (r), % 8 – 12 10
    Срок проекта (n), лет 5 5
    Остаточная стоимость (Sn), руб. 6200 6 200
    Начальные инвестиции (I0), руб. 30 000 30 000
    1. Определите критерии NPV, IRR, PI при наиболее вероятных и наименее благоприятных значениях ключевых параметров.
    2. Проведите анализ чувствительности NPV проекта к изменениям ключевых переменных P, Q, V с шагом 10%.
    3. Изменение какого параметра оказывает наиболее сильное влияние NPV проекта?
  • Контрольная работа:

    Организация и технология отрасли Код (ТЕА96), вариант 1

    10 страниц(ы) 

    Задание 1. Вы знаете, что для выполнения разнообразных операций на крупных предприятиях создаются структурные подразделения – отделы, цехи. В свою очередь производственные цеха (участки, мастерские) разделены на цехи основного производства, вспомогательные, обслуживающие цеха. В соответствии с изученной по данной теме информацией, на примере любого машиностроительного предприятия заполните таблицу:
    Задание 2. Заготовительный цех машиностроительного предприятия произвел три заготовки для
    сборки двигателя грузового автомобиля весом:
    • 1-я деталь - 0,5 кг,
    • 2-я деталь - 1,4 кг,
    • 3-я деталь - 1,8 кг.
    В плане установлен обязательный для производства деталей норматив – 60% использования металла.
    На данные детали было израсходовано 5 кг металла, из которых 16% пошло на изготовление 1-й детали, 36% - на изготовление 2-й детали и 48% - на изготовление 3-й.
    Рассчитайте коэффициенты нормативного использования металла для изготовления каждой детали.
    Сделайте вывод о том, какая деталь наиболее экономична в выпуске.
    Задание 3. Приведите примеры, что может быть отнесено к производственной структуре, а что к инфраструктуре крупного нефтеперерабатывающего градообразующего завода. Ответ представьте в таблице:
    .
    Задание 4. Приведите названия известных предприятий и поясните их особенности по каждой из следующих категорий:
    Задание 5. Даны четыре предприятия, характеризующиеся следующими данными .
    На основании имеющихся данных определите тип производства каждого из четырех предприятий. Представьте свои расчеты и пояснения выбора.
  • Контрольная работа:

    Химия - ХИ, вариант 1

    7 страниц(ы) 

    1.Какой обьем хлороводорода можно получить из 1м3 водорода, если выход продукта составляет 93%?
    2.Какую массу известняка, содержащего CaCO3 и 12% примесей, необходимо взять для того, чтобы при действии на него соляной кислоты получить 1,12л углекислого газа при нормальных условиях?
    3.При сгорании 3,2г серы выделилось 27,9кДж. Рассчитайте теплоту образования оксида серы (IV).
    4.Возможно ли самопроизвольное протекание процесса окисления оксида серы (IV) до оксида серы (VI) при 500К, если =-198кДж =-187Дж/К?
    5.Как изменится скорость химической реакции CO+O2=CO2, если концентрацию угарного газа повысить в 3 раза?
    6.В направлении какого процесса сместится равновесие системы при а)возрастании концентрации SO2 б)снижении температуры в)повышении давления г)внесения катализатора?
    7.Составьте полные электронные формулы элементов №33 и №71. Укажите электронное семейство, приведите графическую формулу валентного электронного уровня.
    8.Определите массу кристаллогидрата CuSO4*5H2O, необходимого для приготовления 50г 10% раствора сульфата меди. Какой обьем воды необходим для приготовления этого раствора?
    9.Приведите уравнения реакций получения всеми известными вам способами BaSO4, укажите условия протекания процессов.
    10.Как изменятся массы медных катода и анода, если через раствор сульфата меди пропускать электрический ток силой 1,5А в течение 3часов?
  • Дипломная работа:

    Приоритеты развития государственной службы

    76 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава 1. Современные основы государственной службы….6
    1.1. Конституционные основы государственной службы РФ….6
    1.2. Реализация международно-правового принципа равного доступа граждан к государственной службе
    в Российской Федерации: новые подходы….12
    1.3. Инвестиции в развитие человеческого капитала….16
    Глава 2. Направления развития государственной службы…19
    2.1. Приоритеты конституционно-правового развития современной России….19
    2.2. Концептуальные направления развития системы
    государственной службы Российской Федерации….22
    2.3. Национальный план противодействия коррупции и
    антикоррупционная составляющая законодательства о
    государственной службе Российской Федерации….37
    2.4. Правовая культура государственных служащих
    как фактор повышения ответственности перед обществом….40
    Глава 3. Проблемные вопросы развития государственной
    службы Российской Федерации….45
    3.1. Проблемы совершенствования государственной
    службы в России…45
    3.2. Проблемы и перспективы рецепции
    "менеджерской модели" государственной службы
    в современной России….49
    3.3. Кадровый резерв государственной гражданской службы
    субъектов Российской Федерации: проблемы и перспективы….55
    Заключение….63
    Список использованных источников и литературы….71