У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Переход муниципального бюджетного образовательного учреждения в статус автономного» - Дипломная работа
- 68 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение

Автор: navip
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 Типы организационно-правовых форм МОУ
1.2 Правовая регламентация деятельности МОУ
1.3. Правовой режим имущества МОУ
1.4. Особенности финансового обеспечения деятельности МОУ
ГЛАВА II. ПЕРЕХОД МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СТАТУС АВТОНОМНОГО НА ПРИМЕРЕ МАОУ СОШ № 114 ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГО Г. УФА
2.1. Критерии выбора организационно-правовой формы образовательным учреждением
2.2. Особенности процедуры изменения бюджетного муниципального образовательного учреждения в статус автономного учреждения
2.3. Органы управления муниципального автономного образовательного учреждения
2.4. Реорганизация и ликвидация муниципального автономного образовательного учреждения
2.5. Ответственность муниципального автономного образовательного учреждения
ГЛАВА III. ИНСТРУКЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ
3.1.Алгоритм организации предоставления дополнительных платных образовательных услуг
3.2. Алгоритм организации сдачи в аренду недвижимого имущества образовательного учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение
Государственные и муниципальные учреждения, предоставляющие услуги населению, были созданы еще в советский период. В то время к ним предъявлялись определённые требования, касающиеся практически всех составляющих. Но со стремительно меняющимся временем меняются и требования к предоставлению образовательных услуг, которые требуют изменений, в том числе и организационно-правовых форм деятельности образовательных учреждений.
Система образования Российской Федерации сформирована как иерархия преемственных, последовательно структурированных вертикальных образовательных программ, разделенных по ступеням и уровням – дошкольное, начальное, основное и общее среднее и высшее профессиональное образование. Так же образовательную систему Российской Федерации можно рассмотреть по горизонтали, а именно по типологии всех учреждений которые с недавнего времени подразделяются на автономные, бюджетные и казенные образовательные учреждения.
Многообразие организационно-правовых форм, в которых создаются и функционируют муниципальные образовательные учреждения – основной вопрос неисчислимых споров, которые ведутся на протяжении нескольких лет, тесно переплетаясь с процессом модернизации социальной сферы. Такая закономерность обусловлена тем, что права и обязанности учреждений, в частности сферы образования, характеризуют положение данных образовательных учреждений в экономической сфере государства.
Необходимость модернизации социальной сферы возникла в целях повышения качества и увеличения объёмов предоставляемых услуг. До принятия Федерального закона Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», финансирование образования осуществлялось за счет средств всех уровней бюджетной системы с применением механизма межбюджетного перераспределения, средств родителей, предприятий, спонсорских поддержек. Изменения, которые несет в себе данный закон, имеют две основные задачи это создание условий и стимулов для более эффективного использования бюджетным учреждением средств, предоставленных из бюджета и создание условий для федеральных органов власти по оптимизации сети учреждений.
Реформирование статуса государственных (муниципальных) учреждений давно стало насущной потребностью, продиктованной не только экономическими причинами, но и необходимостью более гибкого взаимодействия учредителя - государства с отраслевыми объектами всего социально-культурного комплекса. От ведомственной опеки как наследия прошлого государство намерено перейти к механизму партнёрства, контрактным отношениям, чёткому планированию конкретного результата, поощрению начал самоорганизации, творческой активности и инициативы бюджетополучателей. Такое кардинальное изменение правовой основы деятельности государственных и муниципальных учреждений напрямую связано с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях». Круг субъектов российского права в 2006 г. был расширен за счёт включения в него государственных учреждений нового типа - государственных автономных учреждений.
В научных публикациях прослеживается вывод о том, что традиционные организационно-правовые формы, в которых создаются и функционируют коллективные субъекты административного права, перестали быть достаточным средством, выражающим потребности и реалии административно-правовых отношений. Поэтому сейчас как никогда актуален вопрос перехода бюджетных учреждений в статус автономного, преимущества и риски перехода. Муниципальные автономные учреждения должны занять достойное место при формировании совершенно новой системы государственного управления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что многообразие организационно-правовых форм, изменения в нормативно-правовом и финансовом обеспечении деятельности образовательных учреждений порождает множество вопросов и тем самым вызывает интерес к теме типологии организационно-правовых форм, правового статуса муниципальных образовательных учреждений, а так же особенностям перехода бюджетных учреждений в статус автономного и деятельности автономного учреждения.
Целью данного исследования является анализ правового положения и типологии муниципальных образовательных учреждений, изучение процесса перехода образовательного учреждения в статус автономного.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- определить типологию организационно-правовых форм муниципальных образовательных учреждений;
- рассмотреть особенности правового статуса муниципальных образовательных учреждений;
- определить критерии выбора организационно-правовой формы муниципальным образовательным учреждением;
- определить порядок перехода муниципального бюджетного образовательного учреждения в статус автономного;
- рассмотреть особенности деятельности, управления, реорганизации и ликвидации муниципального автономного образовательного учреждения.
Объектом исследования является правовое положение и типология муниципальных образовательных учреждений, в частности автономные муниципальные учреждения.
Предметом исследования является особенности изменения организационно-правовой формы муниципальным образовательным учреждением.
По степени изученности данной проблематики можно сказать, что данная тема в силу своей новизны, не достаточно разработана в научной литературе и требует дальнейшего развития и обоснования. Что касается вопросов выбора типа образовательного учреждения, то данная проблематика остается дискуссионной на данный момент, так как законодательство имеет свои пробелы и недоработки в данной сфере, учреждения лишь начали работать в совершенно новых организационно правовых формах.
Методологическую основу исследования определили общенаучные методы познания социально-правовых процессов, а также производные методы исторического, логического, сравнительно-правового, системного анализа.
Источниковедческую базу исследования составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы деятельности муниципальных образовательных учреждений.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых подразделяется на отдельные параграфы, заключения и библиографического списка.
При написании дипломной работы были посещены авторские курсы «Организационно-экономические механизмы развития образовательных учреждений в современных условиях» доктора экономических наук, профессора, директора Центра экономики образования А.Б.Вифлеемского. Так же были использованы научные труды ученых-специалистов в области гражданского права: М.В. Михайлова, Г.Р.Ишкильдиной, Ф. Ф. Литвиновича, М.Л. Левицкого, Р.Р. Замалетдинова, Н.Г. Типенко, Л.А.Новоселова, А.Б.Вифлеемского, А.А. Кирилловых, С.И. Феклина и многих других авторов
Выдержка из текста работы
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1. Типы организационно-правовых форм муниципальных образовательных учреждений
Обеспечение системы образования законодательной базой со всей совокупностью ее норм позволяет формировать единое нормативно-правовое поле, в котором реализуются условия для удовлетворения потребностей и реального осуществления конституционного права граждан на получение образования. В таком поле конкретизируются и юридические, и финансовые, и организационные меры и механизмы обеспечения права, чем достигается реальность и действенность принимаемых законов. Активизация законотворческой и нормотворческой деятельности, происходящая в последние годы, привела к инициированию принципиально нового проекта Закона Российской Федерации «Об образовании», который в ближайшем будущем станет системообразующим компонентом во всей совокупности законов и других государственных актов.
Правовое закрепление типологии образовательных организаций является одним из способов упорядочения общественных отношений, возникающих в сфере образования, в первую очередь, непосредственно связанных с процессом воспитания и обучения. Перечень типов образовательных организаций закреплен в пункте 4 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система образования Российской Федерации сформирована как иерархия преемственных, последовательно структурированных вертикальных образовательных программ, разделенных по ступеням и уровням – дошкольное, начальное, основное и общее среднее и высшее профессиональное образование. Так же образовательную систему Российской Федерации можно рассмотреть по горизонтали, а именно по типологии организационно-правовых форм учреждений.
Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым подписан Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» подразделяющий все государственные и муниципальные учреждения на три типа: казенные, автономные и бюджетные. Как определяет Балыхин Г.А. с группой исследователей-экспертов, данный закон устранил многие юридико-технические несоответствия в части предоставления функционального статуса и организационно-правовых форм разных типов учреждений, наличествовавших в разных отраслях права и отдельных законах, включая образование и науку. Впервые в отечественной правовой практике законодательно закрепляются следующие положения о видах учреждений: казенные учреждения – государственные (муниципальные) учреждения нового типа, которые будут перечислять все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, в бюджет. При этом казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» частью 1 ст. 31 определяет учреждения, призванные стать казенными к ним в первую очередь относятся воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты и другие воинские формирования. Учреждения, созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, Федеральные службы РФ (службы безопасности РФ, внешней разведки РФ, охраны РФ, а так же миграционной и таможенной службы) так же включены в данный список. Отдельными учреждениями, призванными стать казенными являются психиатрические больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения. Так же закон определяет, что органы власти и органы местного самоуправления должны перейти в статус казенных учреждений.
Все остальные муниципальные учреждения получают статус автономных и так называемых новых бюджетных учреждений. Для этого вводится упрощенный порядок изменения типа государственного и муниципального учреждения, не требующий реорганизации и предусматривающий лишь внесение соответствующих изменений в учредительные документы. Автономное учреждение, избавляется от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжения всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство снимает с себя ответственность за автономное учреждение.
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных федеральным законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных действующим законодательством. Автономия показывает форму и содержание взаимосвязи между образовательными учреждениями, органами власти всех уровней, и общественными структурами. Тема автономии не раз находила отражение в исследованиях ученых, и каждый раз представляет различные аспекты предоставленных лицу реализации субъективных её прав независимо от модели автономии является ее непосредственным отражением.
Практика функционирования образовательных учреждений предполагает диверсификацию автономии в зависимости от статуса учредителя и нахождения в системе определенных органов. Собственно автономия образовательного учреждения является основой, своего рода базой, на которой крепится «конструкция» правовых связей. Пока под автономией образовательного учреждения понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и его уставом, утвержденным в установленном законодательством порядке.
Новые бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета). Бюджетное учреждение не будет иметь права открывать счета вне казначейской системы. Порядок ведения бухгалтерского учета в таких организациях будет устанавливаться Минфином России. Закон также лишает бюджетные учреждения права распоряжения недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества. Предполагается, что к бюджетным учреждениям будут отнесены медицинские учреждения, школы, музеи, театры и другие государственные (муниципальные) учреждения.
Основные задачи изменения правового статуса бюджетных учреждений – повышение качества государственных и муниципальных услуг, работ и функций, что, приводит к реализации следующих подходов:
• изменение механизма финансового обеспечения учреждений. В частности, определенные организации в бюджетной сфере будут переведены со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного и муниципального задания;
• предоставление права определенным учреждениям заниматься приносящей доход (коммерческой) деятельностью с поступлением доходов в распоряжение этих учреждений;
• упразднение субсидиарной ответственности государства по обязательствам некоторых бюджетных учреждений.
Происходящие комплексные преобразования в образовательной сфере, приводящие к серьезному обновлению типологии образовательных учреждений, должны повысить качества услуг в своей области.
С экономико-правовой точки зрения установлено, что бюджетное учреждение не может быть подвергнуто банкротству.
Кроме того, уточнены положения в части возможности оказания бюджетными учреждениями платных услуг сверх установленного государственного задания. В частности, установлено, что бюджетные учреждения могут осуществлять работы (оказывать услуги) за плату только сверх установленного госзаказом норматива, что призвано избавить новые бюджетные учреждения от излишней коммерциализации. Устанавливается обязанность для всех бюджетных учреждений проводить тендеры при любых закупках. Учредителями образовательных учреждений могут быть не только российские некоммерческие организации, общественные объединения и религиозные организации, но и иностранные. Также допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. Финансовое обеспечение образовательной деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также обеспечение госзаказа осуществляются на основе федеральных и региональных нормативов.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него в оперативном управлении имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества учреждения, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Бюджетные учреждения не вправе совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом автономные учреждения могут открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации. Переходный период для вступления в силу положений закона завершится 1 июля 2012 года.
Заключение
В соответствии с частью 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Для того чтобы реализовать данное право, государство постоянно модернизирует систему образования и изменение организационно-правовых форм образовательных учреждений как ничто иное влияет на качество предоставляемых услуг.
В настоящее время в руках государства сосредоточены значительные финансовые ресурсы - поступления от налогов и сборов, таможенные платежи, штрафы и иные обязательные платежи. Кроме того, государство в лице своих органов, а также создаваемых ими структур ведет предпринимательскую деятельность - сдает в аренду недвижимое имущество, оказывает различные платные услуги населению. Одной из форм, которые могут включать публичный капитал, наряду с государственными и муниципальными унитарными предприятиями, выступают государственные и муниципальные учреждения, как правило, являющиеся бюджетными.
Но общество не стоит на месте, а развивается и в свою очередь требует удовлетворения социальных потребностей. Бюджетные учреждения, ведущие патерналистскую политику, выступают тормозом в достижении современного качества предоставляемых социальных услуг населению. Бюджетное и автономное учреждения представляют собой два самостоятельных типа государственных и муниципальных учреждений.
Если говорить кратко, автономное учреждение отличается от бюджетного большей степенью экономической свободы, возможностью осуществления действий, которые для бюджетных учреждений законодательно ограничены или запрещены. Так, автономные учреждения вправе привлекать заёмные средства, открывать счета в кредитных организациях, самостоятельно распоряжаться отдельными видами имущества, что невозможно в отношении бюджетных учреждений. Кроме того, автономное учреждение в отличие от бюджетного в значительно большей степени должно рассчитывать на свою активность, ведь учредитель автономного учреждения финансирует определенный объём его деятельности, определяемый заданием учредителя. Также существуют особенности ответственности автономного учреждения по своим обязательствам, отличающие его от бюджетного учреждения.
Таким образом, реформирование системы образования, а именно выделение таких типов образовательных учреждений как автономные, бюджетные и казенные имеет свои положительные и отрицательные стороны. Безусловно, нововведения предусматривают самостоятельность, как в имущественном, так и в правовом положении бюджетных и автономных образовательных учреждений, казенные же в свою очередь ограничены в некоторых правах. Но теперь учреждения с той же самостоятельностью отвечают по своим обязательствам, существует большое количество опасений по переходу в ту или иную форму организации деятельности образовательного учреждения. Именно поэтому выбор той или иной организационно-правовой формы очень важен и зависит от многих критериев, законодательных, экономических, а так же личностных качеств руководителя образовательного учреждения.
Федеральный закон «Об автономных учреждениях» имеет как достоинства, так и недостатки. Главный аргумент сторонников введения автономных учреждений - широкие возможности для привлечения инвестиций в сферу образования, науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также развитие контрактных отношений с органами государственной власти и бизнесом. Данный нормативно-правовой акт дает возможность автономному учреждению поставить во главу угла интересы потребителей услуг, получить дополнительные доходы, повысить уровень материально-технического обеспечения, ввести достойную оплату труда своим работникам, иными словами, преодолеть «жесткие» правовые .ограничения, свойственные организационно-правовой форме бюджетного учреждения, адаптировать законодательство к рыночным условиям.
В числе важнейших задач, которые пытались решить посредством принятия нового Закона; - создание условий для тех учреждений, которые способны зарабатывать самостоятельно, что позволит уменьшить возложенное на государство бремя их содержания и, прежде всего, повысить качество предоставляемых публичных услуг.
В настоящее время подавляющее большинство организаций бюджетной сферы создано в форме бюджетных учреждений. В то время как в организационно-правовой форме' бюджетного учреждения заложена внутренняя противоречивость, вызванная, с одной стороны, невозможностью учредителя обеспечить покрытие всех текущих и капитальных затрат, а с другой - отсутствием условий для обеспечения реальной самостоятельности учреждений в использовании бюджетных и внебюджетных средств, а также для стимулирования учреждений в привлечении дополнительных внебюджетных средств.
В бюджетных учреждениях Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований работают 20 млн. российских граждан. Принятие и реализация Закона об автономных учреждений - крупный шаг в реформировании публичного управления.
Автономные учреждения имеют неоспоримые преимущества перед бюджетными учреждениями, что позволит создать более четкое разделение между покупателями и производителями услуг отраслей социальной сферы и будет способствовать развитию практики контрактных отношений организаций с органами государственной власти
Закон № 174-ФЗ внедряет элементы конкуренции в область предоставления публичных услуг, способствует созданию «социальных» рынков, воспроизводящих в сфере государственного управления требования эффективности и качества, которые применяются в частном секторе. Современные реалии свидетельствуют о необходимости «понравиться» потребителю услуг, бизнес-структурам, институтам гражданского общества, что невозможно без повышения качества сервиса.
Предоставляемые законодательством возможности по созданию автономных учреждений используются на практике крайне робко, с большой осторожностью. В целях последовательной, планомерной реализации положений данного нормативно-правового акта требуется устранение ряда причин, правового, политического, идеологического характера, тормозящих продуктивную работу Закона.
Федеральный закон «Об автономных учреждениях» содержит массу положений с низкой нормативной определенностью. Так, например, неясны условия, при которых гарантированные Конституцией РФ права граждан на образование, здравоохранение будут соблюдены. Нет полной ясности в обоснованности критериев преобразования государственных (муниципальных) учреждений в автономные учреждения, так как главное место в системе критериев отводится экономическим показателям. Законодатель обходит молчанием ряд вопросов, требующих правовой регламентации. Так, общие принципы формирования задания для автономных учреждений в законодательстве не определены, не установлены параметры предоставления государственного задания, гарантирующего государственному автономному учреждению конкретное финансовое обеспечение определенных расходов, не предусмотрена- обязанность, учредителя ежегодно формировать автономному учреждению задание в объеме необходимом для достижения целей его создания, остается неясным механизм осуществления собственником контроля за использованием имущества учреждения. Все это, в свою очередь, создает серьезные затруднения в деятельности государственных (муниципальных) учреждений нового типа.
Проблема автономных учреждений в России находится на пике своей актуальности, законодатель сделал лишь первые шаги на пути правовой регламентации процедур оказания публичных услуг. Основными направлениями совершенствования законодательства в этой сфере должны стать разработка и внедрение отраслевых стандартов предоставления государственных услуг, создание системы внутреннего и внешнего аудита для контроля за соблюдением стандартов оказание государственных услуг и др.
Тема: | «Переход муниципального бюджетного образовательного учреждения в статус автономного» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 68 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
61 страниц(ы)
Введение….3
Глава I. Теоретические основы социально-педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях села1.1 Дошкольное образовательное учреждение как институт социализации детей дошкольного возраста….….7РазвернутьСвернуть
1.2 Особенности реализации социально- педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении…17
1.3 Влияние сельского социума на развитие и социализацию детей дошкольного возраста….24
Выводы по первой главе…31
Глава II. Описание опыта работы по реализации социально-педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях села
2.1 Реализация социально-педагогической деятельности в филиале МБДОУ «Детский сад «Березка» с.Зириклы» - МБДОУ «Детский сад д.Сарсаз» и сельском поселении Дюртюлинский сельсовет муниципального района Шаранский район РБ….34
2.2 Методы и формы социально-педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях села….…42
Выводы по второй главе….47
Заключение….50
Список литературы….56
-
Дипломная работа:
76 страниц(ы)
Введение 3
1 Финансирование образовательных учреждений 6
1.1 Роль и значение образования в социально-экономическом развитии общества 61.2 Расходы бюджетных образовательных учреждений 14РазвернутьСвернуть
1.3 Источники финансирования системы образования 20
2 Финансирование МБОУ "Глазанская ОШ" 26
2.1 Общие сведения о МБОУ "Глазанская ОШ" 26
2.2 Организационная структура управления МБОУ 29
2.3 Правовая основа деятельности МБОУ 33
2.4 Порядок финансирования МБОУ на муниципальном уровне 39
2.5 Основные проблемы финансового обеспечения МБОУ 47
3 Рекомендации 49
Заключение 57
Список использованных источников 61
Приложение А 66
Приложение Б 68
-
Дипломная работа:
Развитие исследовательских навыков учащихся по родному языку в общеобразовательной школе
85 страниц(ы)
Введение….3
Основная часть….….….6
Глава I. Основы организации исследовательской деятельности: теоретические основания, основные понятия, содержание, средства и формы, образовательный результат….61.1. Характеристика видов исследовательской деятельности….27РазвернутьСвернуть
1.2. Малая академия наук как источник развития исследовательского интереса учащихся….….32
1.3. Дидактические игры и проектный метод как одна из форм развития интереса к исследовательской работе….34
Глава II. Формирование исследовательского интереса во время внеклассных мероприятий….….43
2.1. Организация и проведение ученических конференций….….52
2.2. Акмуллинская олимпиада – площадка углубленного изучения татарского языка и литературы….64
Заключение….….66
Список литературы….….….….70
Приложение ….….76
-
Дипломная работа:
Обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении
75 страниц(ы)
Введение….3
Глава 1.Теоретические основы обеспечения пожарной безопасности в образовательном учреждении ….71.1. Нормативно-правовое обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении….7РазвернутьСвернуть
1.2. Теоретическое обоснование и современные проблемы пожарной безопасности образовательных учреждений…15
1.3. Характеристика состояния пожарной безопасности образовательных учреждений Республики Башкортостан….…27
Выводы .….….35
Глава 2. Организационно-методические аспекты обеспечения пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении (на примере МОБУ СОШ д. Улукулево)….37
2.1. База организации и методики исследования ….37
2.2. Организация пожарной безопасности в МОБУ СОШ
д. Улукулево…. 38
2.3. Анализ организационных вопросов по пожарной безопасности и разработка практических рекомендаций по снижению пожароопасности в образовательных учреждениях….….44
Выводы ….….….58
Заключение….61
Список использованной литературы ….…66
Приложения…72
-
Дипломная работа:
88 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….…3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ….…5
1.1 Понятия «персонал», «управление персоналом»….…51.2 Система управления персоналом ….….13РазвернутьСвернуть
1.3 Особенности построения систем управления персоналом в различных организациях ….…17
2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «РЕВДИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»….30
2.1 Краткая характеристика МБОУ ДОД «РДХШ» ….…30
2.2 Анализ финансового состояния МБОУ ДОД «РДХШ» ….…32
2.3 Анализ управления персоналом МБОУ ДОД «РДХШ» …44
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ МБОУ ДОД «РДХШ» ….…54
3.1 Мероприятия и рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом в МБОУ ДОД «РДХШ»….….….54
3.2 Расчет затрат на реализацию программы совершенствования системы управления персоналом ….….77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …82
-
Дипломная работа:
Реализация прав детей в системе общего образования
103 страниц(ы)
Введение…
Глава 1. Правовые основы защиты прав несовершеннолетних в системе общего образования…
1.1. Правовое обеспечение защиты прав детей…1.2. Права детей на получение образования….РазвернутьСвернуть
1.3. Основные нарушения прав детей на здоровье в образовательном учреждении…
1.4. Права и обязанности родителей в процессе реализации образовательного процесса….
Глава 2. Выявление реализации прав несовершеннолетних в области образования….
2.1. Организация санитарно-эпидемиологических условий….
2.2. Субъективная оценка школьниками реализации своих прав в общеобразовательных учреждениях г. Уфы…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….
ПРИЛОЖЕНИЕ….
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
Курсовая работа:
Категория модальности в английском и русском языках
43 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ…. 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты модальности в английском языке. 5
1.1 Общее понятие модальности. 51.2. Категории модальности в английском языке. 6РазвернутьСвернуть
ГЛАВА 2. Категории модальности в русском языке. 15
2.1.Средства выражения модальности. 15
Глава 3. Практические аспекты модальности в русском и английском языках.
20
3.1.Метод сопоставления категорий модальности. 20
3.2 Модальные слова. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 36
-
Реферат:
14 страниц(ы)
Введение 3
1. Сущность контроллинга 4
2. Задачи контроллинга маркетинга 5
3. Основные инструменты контроллинга маркетинга 8Заключение 11РазвернутьСвернуть
Список использованной литературы 14
-
Курсовая работа:
37 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Изучение особенностей усвоения географических знаний учащимися специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида 61.1. Особенности усвоения знаний, умений, навыков учащимися с умственной отсталостью 6РазвернутьСвернуть
1.2. Усвоение географических знаний учащимися 6-х классов СКОШ VIII вида на примере физической географии 15
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Исследование усвояемости географических знаний у учащихся с умственной отсталостью 21
2.1. Организация контролирующего эксперимента по определению уровня знаний у учащихся 21
2.2. Виды заданий, используемых во вспомогательных школах VIII вида 25
2.3. Количественный и качественный анализ усвояемости географических знаний у учащихся с умственной отсталостью 28
Выводы по 2 главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
-
Курсовая работа:
12 страниц(ы)
Аннотация и ключевые слова/Summary and key words.….….3
Pythagoras….….4
Пифагор ….6
Словарь терминов / Glossary .….8
Иcпользованная литература / References ….10
-
Контрольная работа:
Интеллект и речь в онтогенезе и филогенезе
48 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
В ПСИХОЛОГИИ 4
1.1. Общее представление об интеллекте 41.2. Особенности интеллекта в онтогенезе 8РазвернутьСвернуть
1.3. Развитие интеллекта в филогенезе 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ В ПСИХОЛОГИИ 16
2.1. Общая характеристика речи 16
2.2. Развитие речи в онтогенезе 19
2.3. Речь в филогенезе 27
Заключение 44
Литература 45
-
Дипломная работа:
Нравственное-эстетическое воспитание младших школьников (на материале башкирской музыки)
55 страниц(ы)
Введение…. 3
Глава I. Историко-теоретические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников…81.1. Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в воспитании детей… 8РазвернутьСвернуть
1.2. Традиции в нравственно-эстетическом воспитании детей средствами национальной музыки (на материале башкирской музыки)….
Глава II. Психолого-педагогические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами национальной музыки…33
2.1. Содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами башкирской музыки в условиях современности…. 33
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты…. 40
Заключение…
Список литературы…
Приложение….
-
Дипломная работа:
Проблема перевода имен собственных и топонимов с английского языка на русский
70 страниц(ы)
Введение….3
Глава I. Теоретические проблемы описания культуроносной информации как объекта лингвистических исследований….….….81.1. Имя собственное в художественных текстах….…8РазвернутьСвернуть
1.2. Топонимы, их классификация и способы перевода в художественных текстах….….….12
1.2.1. Способы передачи вымышленных топонимов в художественных текстах….….16
1.3. Антропонимы, их классификация и способы перевода в художественных текстах….…19
1.3.1. Проблемы адекватности перевода имен собственных. Способы передачи вымышленных антропонимов в художественных текстах….…23
Выводы по главе I ….….…31
Глава II. Вариативность переводческих решений при передаче культуроносных смыслов антропонимов и топонимов на материале произведения Дж. Голсуорси «Maid in waiting» и его переводов….35
2.1. Классификация антропонимов и топонимов на основе романа Дж. Голсуорси «Maid in waiting»….….….35
2.2. Анализ переводческих решений антропонимов и топонимов на основе перевода романа Дж. Голсуорси «Maid in waiting»….….….42
Выводы по главе II ….….56
Заключение….62
Список использованной литературы….….….….….64
-
ВКР:
Психологические особенности эмоционально-личностной сферы у пожилых людей с нарушениями зрения
79 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 91.1 Нарушение зрения как форма дефицитарного развития 9РазвернутьСвернуть
1.2 . Нарушение зрения у пожилых 12
1.3 . Личностные качества пожилых людей с нарушением зрения 16
1.4 Эмоциональная сфера пожилых людей с нарушением зрения 20
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 27
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 28
2.1. Описание выборки и методик исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 31
2.3. Программа коррекции эмоциональных и личностных нарушений для пожилых людей 42
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
-
Дипломная работа:
58 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 71.1 Проблема научного исследования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7РазвернутьСвернуть
1.2 Формирование лексики в онтогенезе 12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня 17
Вывод по главе 1 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II И III УРОВНЯ 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 28
2.3 Разработка программы коррекции лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР II и III уровней 40
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
-
Творческая работа:
255 страниц(ы)
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ….3
РАЗДЕЛ I.
ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ
Мустаев А.Ф. Научные школы как инновационные структуры современного университета…5Фатыхова Р.М. Опережая время. 80-летию профессора А.З. Рахимова посвящается….7РазвернутьСвернуть
Дубовицкая Т.Д. Педагогическая психология на службе национальной безопасности личности и общества….10
Шафикова Г.Р. Проектирование образовательной среды, способствующей формированию нравственных отношений детей….14
Кудашев А.Р. Личностно-ориентированный компетентностный подход при подготовке современных менеджеров….22
Исламова З.И. Возможности совершенствования психологической подготовки педагога профессионального обучения в компетентностном формате….25
Мухаметрахимова С.Д. Психодидактика как направление реализации требований новых стандартов образования…30
Малолеткова А.В. К проблеме развития рефлексивной компетентности педагогов…34
РАЗДЕЛ II.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Алгушаева В.Р. Технологические подходы к развитию школьника как субъекта учебной деятельности….39
Ангел Христов. Духовные связи между Дунайскими и Волгоуральскими болгарами….43
Анохина С.А. Акмеологический подход в аксиологической адаптации бакалавров в вузовской среде….50
Асадуллин Э.Ф. Виртуальный подход в формировании исторического сознания студентов педагогического вуза….…55
Ахтамьянова И.И. Технология развития критического мышления как общедидактическая технология….60
Бенин В.Л. Социально-когнитивный диссонанс и педагогические фрустрации….67
Биктагирова А.Р. Социально-психологическая культура субъекта деятельности….72
Ванесян А.С., Прудников П.Я., Иванов А.Н. Ранняя диагностика девиантного поведения подростков и пути его профилактики с использованием метода АМЭРСО…76
Гайсина Г.И. К проблеме формирования социально зрелой личности…80
Галяутдинова С.И., Галяутдинова Л.И. Понимание научного наследия выдающихся физиологов – когнитивная составляющая профессиональной компетентности клинического психолога….86
Довлатов К.Н., Асадуллина С.Х. Методологические проблемы психологической практики и психологической науки в контексте подготовки будущих психологов….91
Дьяконов Д.В. Диалогический подход в психодиагностике….96
Емалетдинов Б.М. Элементы системной организации человека….104
Зайнуллин А.М. Генотип-средовая обусловленность адаптированности и связанных с ней личностных характеристик…110
Кушнир В.А. Основные черты учителя-личности….115
Меньщикова А.Л. Парадоксальность в определении специфики предмета психологии как науки….124
Моисеева Л.В. Экологическая психология: здоровье личности….131
Нуриева А.А. Самоэффективность как личностный конструкт….136
Рахимов А.З. Деятельностный подход в обучении как важнейший фактор творческого развития личности….141
Сорокина А.И. Формирование правосознания как основа коррекции девиантного поведения подростков и молодежи….147
Фатыхова Р.М. Актуальные проблемы современного педагогического образования….152
Шабаев А.Т. Теоретические подходы к самореализации и мотивации спортивной деятельности в психологии…165
РАЗДЕЛ III.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Анохин А.М. Инклюзия как возможность консолидации в обществе и ее проблемы в контексте современного образования….174
Ахтамьянова И.И., Озерова Л.Е. Из опыта формирования профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода к ФГОС ОО…179
Батурина С.М., Мухутдинова М.В. Современные образовательные технологии…185
Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. Применение кейс-метода как условие понимания учебного материала….189
Гильмиярова С.Г., Тайлакова Е.А. Формирование эколого-ориентированной личности учащегося основной школы в процессе изучения иностранного языка….193
Дзарахохова И.В. Из опыта создания детского сада интегративного опыта.198
Драгулина Т.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова….204
Дубовицкая Т.Д., Никитина О.И. Вербальный интеллект в структуре коммуникативной компетентности психолога…211
Мунирова Л.Р., Нуриханова Н.К. К вопросу реализации компетентностного подхода в современном начальном образовании…216
Муфтахова Ф.С. Особенности профессиональной компетентности педагога…221
Мухамадиярова Г.Ф. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников как метод предотвращения отклоняющегося поведения….223
Нагимова (Миронова) Е.С., Шабаева Г.Ф. Разработка проекта психолого-педагогического сопровождения семьи и детства….226
Нухова М.В. Исследование взаимосвязи образа отца и эмоционального благополучия подростка…231
Рафиков А.А., Герасимова С.И., Акбашева О.А. Формирование личностных универсальных учебных действий в средней школе….238
Ситдикова И.И. Инклюзивная образовательная среда как средство эффективного саморазвития….245
Токарева Л.И. Формирование теоретических систем понятий по математике в развивающем обучении….250
Халикова Л.Р. К вопросу о психологической компетентности педагога в современных условиях….253
Янгирова В.М. Компетентность магистра образования в изучении развития младшего школьника….258
РАЗДЕЛ IV.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Валиуллина Э.С., Лебедева Т.А. Методы и приемы развития коммуникативных УУД, применение на практике….264
Велчева К.Г., Хр. Христов. Символно-аналитичната култура в обучението на културно-образователната област «бит и технологии»….….268
Гайнутдинова Р.Ф. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе….276
Гаранькова И.Ю. Супервизия в практике психолога и психотерапевта как основное условие профессионального роста специалиста….284
Герасимова С.И., Акбашева О.А. Использование приемов технологии развития критического мышления в начальных классах….291
Гирфатова А.Р. Основные особенности профессиональной деятельности психолога школы….299
Джабраилов А.Н. Влияние стиля педагогической деятельности на эмоциональное состояние учащихся….302
Кузнецова Ю.Б., Пупонина О.С. Особенности организации работы с одаренными детьми. Опыт школ города Уфы….308
Латыпова Н.Н. Роль современных образовательных технологий в преподавании биологии в школе….313
Мухаметрахимов Х.Х. Развитие творчества на уроках технологии и изобразительного искусства….316
Третьякова З.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в средней школе….320
Шабаева А.В. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях учителей с разной мотивационной направленностью….325
Шиляева И.Ф., Габитова Г.М. Профессиональный стресс в педагогической деятельности…329
Шинкаренко С.Н., Максимова С.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий….333
Юльметова Н.К. Электронные образовательные ресурсы на уроках башкирского языка и литературы….339
Яковлева Р.Ф. Этнический ренессанс в деятельности практического психолога….343
РАЗДЕЛ V.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ И ВУЗА
Ахмедханова Р.А. Особенности развития одаренности в младшем школьном возрасте….349
Ахтамьянова С.И. Развитие музыкального сознания в образовательной среде среднего специального музыкального колледжа….352
Замалетдинова З. И. Система работы педагогического коллектива по воспитанию национального самосознания….359
Иванов Г.Л. Детский университет как среда формирования личности…363
Кадырбаева Н.Р. Особенности девиантного поведения подростков, диагностика, профилактика и коррекция….367
Мингазова Д.В. Психолого-педагогические условия и механизмы коррекции деструктивного общения у подростков….372
Митина Г.В., Галиуллина З.А. Половые различия познавательных процессов в дошкольном возрасте….376
Михайлова Е.Н., Ададурова И.А., Шабаева Г.Ф. Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста…379
Пузырная И.А. Проблемы развития нравственных отношений у детей дошкольного возраста….383
Тюкина Н.Ю. Сенсорная комната как средство развития детей дошкольного возраста….387
Фазлыева Л.Г. Факторы формирования нравственно-устойчивой и зрелой личности школьника….391
Фаррахова А.Ю. Опыт совместной образовательной деятельности детей с различным состоянием физического здоровья….394
Фархутдинова Э.М. Сотрудничество школы и семьи в развитии языковой личности ….399
Штейнберг В.Э., Миронов А.В. Использование когнитивной инфографики в подготовке курсантов военного вуза…402
РАЗДЕЛ VI.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ВПО
Абдуллина Л.Б. Профессиональная подготовка будущего педагога в системе высшего профессионального образования….408
Асадуллина Л.Ф. Использование инновационных методов обучения для повышения личностной зрелости будущего психолога….412
Ахмедханов А.М. Учебная дискуссия на занятиях в вузе…417
Ахунова Г.Р. Профессиональная мотивация молодых педагогов….420
Биктимирова Н.А. Формирование профессиональных качеств студентов-менеджеров в педагогическом процессе….424
Бондаренко Г.В. Актуальные проблемы совершенствования вузовской системы профессиональной подготовки психологов….428
Гайнутдинов Р.З. Физическое воспитание и спорт как ценность и фактор формирования здоровьеориентированного мышления современной студенческой молодежи….430
Галиева З.З., Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи….435
Иванченко Т.П. Метафорические карты в работе школьного психолога….437
Каленская В.П. Педагогическая технология развития системного мышления у студентов заочной формы обучения….444
Карамова Э.И. Ответственность личности студента с разным локусом контроля….450
Колпаков А.А., Мутагарова Э.М., Мухаметрахимова С.Д. Воспитанность как проявление уровня развития личности младшего школьника….455
Плеханова Е.А. Особенности развития нравственных отношений у подростков 12-14 лет….460
Плеханова Е.А., Галиуллина Г. Взаимосвязь учебной деятельности и творческих способностей студентов-первокурсников….….464
Резяпова Р.А. Подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников…469
Салимова Р.М. Взаимосвязь профессиональной направленности и личностных качеств студентов….….473
Самигуллин Р.Р. Психологический взгляд на вопрос проектирования пользовательского интерфейса электронного учебного пособия….477
Тулитбаева Г.Ф. Социальный интерес в структуре профессионально важных качеств психолога…482
Халдеева Т.Ю. Формирование готовности студентов к активизации познавательной деятельности детей….487
Хр. Христов, Пл. Дянков. Проектната работа в образователната институция като продуктивна стратегия при обучението на студентите….491
Чуйкова Т.С. Оптимальный баланс между работой и личной жизнью как условие профессиональной успешности педагога….496
Шиляева И.Ф. Культура общения как показатель и условие профессиональной подготовки будущего психолога….….502