СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Исследование состояния и перспектив развития региональных финансов, а также их роли в финансовой системе Российской Федерации - Курсовая работа №32409

«Исследование состояния и перспектив развития региональных финансов, а также их роли в финансовой системе Российской Федерации» - Курсовая работа

  • 39 страниц(ы)

Содержание

Выдержка из текста работы

фото автора

Автор: тантал

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Экономическое содержание и состав региональных финансов

1.1 Понятие, состав и функции региональных финансов и их значение в экономическом развитии региона

1.2 Понятие региональных бюджетов

1.3 Доходы и расходы региональных бюджетов

2. Анализ финансовых ресурсов Алтайского края

2.1 Социально-экономическое развитие Алтайского края

2.2 Бюджет Алтайского края по доходам и расходам по итогам 2013г

2.3 Консолидированный бюджет Алтайского края

3. Проблемы и современные тенденции совершенствования развития региона

3.1 Основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики в регионе

3.2 Внедрение среднесрочного бюджетирования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Выдержка из текста работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что вопрос состояния территориальных финансов затрагивает, прежде всего, интересы населения страны и поэтому является не локальным, а общегосударственным. Изучение территориальных финансов, знание проблем в этой области помогает их решению, укреплению на этой основе региональной экономики, а значит, и поступательному развитию экономических и социальных процессов в стране.

Целью данной работы является исследование состояния и перспектив развития региональных финансов, а также их роли в финансовой системе Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

 раскрыть экономическую сущность, назначение и состав региональных финансов.

 провести анализ динамики бюджета Алтайского края на 2012-2013 гг. для оценки состояния бюджетного процесса на региональном уровне.

 охарактеризовать основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики Алтайского края .

 раскрыть особенности внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, в Алтайском крае.

Объект исследования – региональные финансы.

Предметом исследования является организация системы региональных финансов на примере Алтайского края и основные направления их совершенствования на уровне субъекта Российской Федерации.


Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Банковская система Российской Федерации: региональный аспект

    56 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава I. Банковская система: региональный аспект
    1.1. Генезис развития банковской системы России….6
    1.2 Становление банковской системы Башкортостана….12
    1.3. Альтернативные варианты развития банковской сферы: исламские банки…16
    1.4. Современное состояние и перспективы развития банковского сектора экономики….….27
    Глава II. Методические рекомендации к проведению занятия по теме «Банки и банковская система» для неэкономических специальностей педагогических вузов….….….38
    Заключение….….53
    Список литературы….….56
  • Реферат:

    Анализ страхового рынка РФ и его роль в финансовой системе страны

    20 страниц(ы) 

    Введение….3
    1 Страховой рынок России: современное состояние и тенденции развития….4
    2 Страховой рынок как составная часть финансового рынка….10
    Заключение….18
    Список использованной литературы….20
  • Дипломная работа:

    Современное состояние и перспективы развития российских музеев на примере Государственного Дарвиновского музея

    55 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Теоретические аспекты проблемы деятельности российских музеев как объектов туристической индустрии 6
    1.1 Туристский продукт: понятие и сущность 6
    1.2 Музей как объект туристской инфраструктуры 10
    1.3 Особенности разработки экскурсионного продукта 16
    2 Анализ современного состояния и перспектив развития российских музеев на примере ГДМ 21
    2.1 Краткая экономическая характеристика ГДМ 21
    2.2 Стратегия маркетинга Государственного Дарвиновского музея 25
    2.3 Маркетинговый анализ Государственного Дарвиновского музея 27
    3. Концепция развития ГДМ 40
    3.1. Разработка экскурсионного продукта для иностранных туристов 40
    3.2. Расчёт стоимости экскурсионного продукта 45
    3.3. Экономическая эффективность 47
    Заключение 49
    Список литературы 54
  • Дипломная работа:

    механизм формирования доходов бюджетов субъектов российской федерации

    83 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава1 Основы формирования бюджетов субъектов РФ….5
    1.1 Сущность, цели, задачи формирования бюджетов субъектов РФ…5
    1.2 Правовые основы формирования бюджетов субъектов РФ…11
    Глава 2 Анализ механизма формирования бюджетов субъектов РФ….18
    2.1 Анализ формирования доходов бюджетов субъектов РФ….18
    2.2 Анализ формирования бюджетов субъектов РФ по расходам…31
    2.3 Характеристика формирования бюджетов субъектов
    Российской Федерации по источникам финансирования
    дефицита бюджета….47
    Глава 3 Направления совершенствования механизма
    формирования бюджетов субъектов РФ….55
    3.1 Совершенствование механизма формирования доходов
    бюджетов субъектов РФ….55
    3.2 Направления совершенствования формирования бюджетов
    субъектов РФ….61
    3.3 Совершенствование механизма обеспечения
    сбалансированности бюджетов субъектов РФ….66
    Заключение…74
    Список использованных источников….77
    Приложения….83
  • Дипломная работа:

    Бюджетная система российской Федерации, сбалансированность

    104 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава 1. Теоретические основы формирования бюджетной системы государства….7
    1.1.Понятие и содержание бюджетной системы РФ, принципы ее построения….7
    1.2.Организационно-правовые основы построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации….21
    1.3. Понятие сбалансированности бюджетной системы, основы ее обеспечения….29
    Глава 2. Анализ формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации…40
    2.1. Оценка механизма разграничения и распределения бюджетных полномочий….40
    2.2. Особенности разграничения и распределения доходов между бюджетами разных уровней…51
    2.3. Особенности разграничения и распределения доходов между бюджетами различных уровней….60
    Глава 3. Пути обеспечения сбалансированности бюджетной системы….79
    Заключение…91
    Список источников и литературы….96
    Приложения….102
  • Курсовая работа:

    Финансовая система России и ее развитие

    49 страниц(ы) 

    Содержание
    Введение….….3
    1 Теоретические аспекты финансовой системы РФ….….5
    1.1 Понятие, сущность и структура финансовой системы….….5
    1.2 Общая характеристика звеньев финансовой системы РФ….…11
    2 Анализ развития финансовой системы в Российской Федерации….….18
    2.1 Этапы развития финансовой системы России….18
    2.2 Современное состояние финансовой системы РФ….…21
    3 Перспективы развития финансовой системы в России….31
    Заключение….….46
    Список использованной литературы….…48
Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Разработка рекомендаций по совершенствованию в управлении дебиторской и кредиторской задолженностями на основе изучения теоретических положений и анализа на примере ООО «Маргарита»

    90 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
    1.1. Сущность и структура дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
    1.2. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия
    1.3. Комплексное управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия
    2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МАРГАРИТА»
    2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия ООО «Маргарита»
    2.2. Финансовый анализ деятельности ООО «Маргарита»
    2.3. Анализ динамики, состояния и эффективности управления движения дебиторской и кредиторской задолженности предприятия ООО «Маргарита»
    3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МАРГАРИТА»
    3.1. Мероприятия, направленные на совершенствование дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
    3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
    3.3. Информационные технологии в управлении дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    ПРИЛОЖЕНИЯ
  • Контрольная работа:

    Финансовое право, вариант 4

    19 страниц(ы) 

    Задание 1
    Компетенция представительных и исполнительных органов власти в области финансовой деятельности.
    Задание 2
    Валютные операции, их участники и правила осуществления.
    Задание 3
    Составьте таблицу «Финансирование государственных расходов», в которой отразите понятие финансирования государственных расходов, характерные черты, принципы, источники, организационно – правовые формы, порядок финансирования государственных расходов, а также два основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства.
    Задача
    В отдел внутренних дел К-ского района г. Д. обратилась гр. П. с жалобой на продавца магазина "Солнышко". По словам гр. П. при покупке фруктов в указанном магазине продавец обвесил ее на 400г. По результатам рассмотрения жалобы гр. П. сотрудниками отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка было принято решение произвести контрольную закупку в данном магазине у указанного продавца.
    Вправе ли сотрудники данного подразделения районного отдела внутренних дел производить контрольную закупку? Определите срок и порядок проведения ревизии и проверки, проводимых сотрудниками специализированных подразделений милиции, а также момент их начала и окончания.
  • Контрольная работа:

    Английский язык ЯБ 96 (5)

    5 страниц(ы) 

    Задание 1
    Переведите пожалуйста следующие предложения:
    1. Каждое изделие имеет собственный номер в Европейской Нумерации Изделий (ЕНИ).
    2. Две первых цифры из тринадцати цифр на упаковке, показывают из какой страны изделие.
    3. Финляндия, например, имеет номер 64 на штрих-коде, все штрихи которого различны по толщине и оттенку.
    4. Сканнер кассового аппарата считывает штрихи с помощью оптического устройства.
    Задание 2
    Выберите пожалуйста правильный вариант из пяти предложенных:
    1. How much money have you got? (none, no one, no, nobody, nothing)
    2. Will … a lot of work next year? (there, be there, there be, there is, there are)
    3. He doesn’t like to move … in business. Bankruptcy is waiting for him (backward, through, down, sideways, ahead)
    4. A person who makes secret plans is called … (builder, prisoner, plotter, rapist, smuggler)
    5. Please … me to your family. I haven’t seen your parents for ages (send, meet, remember, remind, forget)
    Задание 3
    Вставьте пожалуйста правильные предлоги в пробелы.
    1. He felt satisfied … all the work.
    2. We are all looking … to seeing you.
    3. We won’t start … everyone has arrived.
    4. Can you get … … Mr. Smith about the report. Please ring him right now.
    5. Could you please pay more attention … our instructions?
  • Контрольная работа:

    Экологическое право. код (КЛМ)

    15 страниц(ы) 

    Вопрос 1
    Каковы основные этапы развития экологического законодательства?
    Вопрос 2
    Какова роль Конституции Российской Федерации как источника экологического права?
    Вопрос 3
    Что понимается под экологическими правами человека?
    Вопрос 4
    На каких принципах основано право природопользования? Раскройте содержание каждого принципа.
    Вопрос 5
    Назовите специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Укажите их задачи и функции.
    Вопрос 6
    В чем заключается значение государственных докладов о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации?
    Вопрос 7
    Каков порядок проведения государственной экологической экспертизы?
    Вопрос 8
    В чем особенности лицензирования деятельности по удалению отходов в окружающую среду?
    Вопрос 9
    Какова структура экологических правонарушений?
    Вопрос 10
    В чем состоит специфика ответственности за экологический вред, причиненный источником повышенной опасности?
  • Контрольная работа:

    Ценообразование (5 заданий)

    13 страниц(ы) 

    Задача 2. Данные таблицы характеризуют объемы продажи товаров в магазине “Орбита”:
    Товарные группы Реализация в действующих ценах, тыс. руб. Изменение цен в среднем по группе товаров, %
    Базисный период Отчетный период Одежда женская 2582 2878 +20
    Одежда мужская 1995 2025 +15
    Детский трикотаж 1456 1805 -3
    Итого
    Определить:
    1) Индекс цен по отдельным товарным группам;
    2) Пересчитать товарооборот отчетного периода в сопоставимые цены по каждой товарной группе и в целом;
    3) Рассчитать средний индекс цен по магазину в целом;
    4) Проанализируйте динамику реализации в действующих и сопоставимых ценах (по отдельным товарным группам и в целом);
    5) Написать выводы.
    Задача 5. Проанализируйте влияние факторов на объем продаж.
    Показатели Прошлый год Отчетный год
    1.Объем продаж в действующих ценах, тыс. руб. 288,4 399,8
    2. Цены в средне возросли на, % - 32
    Определить: 1)индекс цен; 2) изменение товарооборота в действующих и сопоставимых ценах; 3) установить степень влияния на изменение товарооборота:
    - физической массы, проданных товаров;
    - цены, используя метод цепной подстановки.
    Написать выводы.
    Задача 6. Определите динамику оборота розничной торговли района в действующих и сопоставимых ценах, сумму дополнительных расходов населения на покупку товаров в результате роста цен, сумму товарооборота, полученную в результате роста цен и физического объема продажи товаров, соотношение оборота розничной торговли и денежных доходов населения района в отчетном и предшествующем году.
    Таблица
    Оборот розничной торговли района за отчетный год
    Показатели Предшествующий год Отчетный год
    Оборот розничной торговли 479500 598400
    Денежные доходы населения 557560 680120
    Индекс цен за отчетный год - 1,12
    Задача 7. Рассчитайте коэффициент эластичности продажи кондитерских изделий в зависимости от изменения денежных доходов населения.
    1.Продажи кондитерских изделий на одного человека в предшествующем году – 760 руб., в отчетном году – 835 руб.
    2. Денежные доходы населения на 1 человека в предшествующем году – 1047400 руб., в отчетном году – 111760 руб.
    Задача 8. На основе приведенных данных оцените влияние факторов на сумму расходов за пользование кредитом на пополнение оборотных средств:
    Показатели Прошлый год Отчетный год Отклонение
    1.Однодневный товарооборот, тыс. руб. 8,7 10,5
    2. Оборачиваемость товарных запасов, дней 45 42
    3. Долевое участие собственных средств в оплате товаров, % 86 94
    5. % ставка банковского кредита 27 25
    5. Расходы по статье "проценты за пользование кредитом", тыс. руб.
    Определите:
    1) Долевое участие заемных (кредитных) средств в оплате товарных запасов в прошлом и отчетном годах;
    2) Сумму расходов по статье “за пользование кредитом” в прошлом и отчетных годах;
    3) Рассчитать абсолютное отклонение показателей в отчетном году по сравнению с прошлым.
    4) Методом цепных подстановок рассчитать влияние изменения объема однодневного товарооборота, оборачиваемости товарных запасов, долевого участия заемных (кредитных) средств в оплате товарных запасов, % ставки банковского кредита на расходы по статье “проценты за пользование кредитом”;
    5) По расчетам напишите выводы и предложите конкретные пути сокращения расходов за пользование кредитом.
  • Контрольная работа:

    Эконометрика

    5 страниц(ы) 

    Задание для выполнения контрольной работы
    Имеются статистические данные о доходах и расходах граждан за 1970-1976 гг.
    Выбрать из таблицы один из видов доходов (X) и один вид расходов (Y).
    Провести эконометрическое исследование по следующему алгоритму:
    1. Построить линейное уравнение регрессии;
    2. Оценить адекватность модели через среднюю ошибку аппроксимации (или по критерию Фишера);
    3. Оценить тесноту связи параметров X и Y;
    4. Произвести прогноз значений Y при прогнозном значении X, состав-ляющем 115 % от его среднего уровня.

    п/п Наименование
    переменной 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976
    X1 Личный доход 545 560 575 602 623 658 700
    Y8 Оплата коммунальных услуг 60,9 64 67 71 74 77 82
  • Контрольная работа:

    История политических и правовых учений код ЧИ93 (ответы на 10 заданий)

    14 страниц(ы) 

    Задание 1. Современная аналитическая юриспруденция является модификацией новейшего юридического позитивизма, однако в своих методологических и концептуальных характеристиках она восходит к работам Дж. Остина.
    Вспомните время и вклад Дж. Остина в политикоправовую науку, поясните ситуацию, почему современная аналитическая юриспруденция в своих методологических и концептуальных характеристиках восходит к работам Дж. Остина, наследие которого сформировалось в 20 30е годы XIX века.
    Задание 2. Соотнесите позитивистский нормативизм Г. Кельзена (1881 1973) с современной ситуацией в области политикоправовой науки.
    Основная работа Г. Кельзена называется \" Чистая теория права \"(1934 г., 2е расширенное издание 1960 г.).
    Под этим названием строилась такая теория позитивного (т.е. существующего и действующего) права, которая, в обеспечении своей \"чистоты\", отказывается заранее от познавательных усилий, в отношении всех элементов, которые являются чуждыми позитивному праву.
    Задание 3. Теорию институционализма наиболее успешно разрабатывал Морис Орну ( 1859 1929 г.), который извечную проблему противоположения интересов индивида и государства истолковывал в духе христианского коллективизма первых его веков, однако сделал это в соответствии с социальноисторической ситуацией.
    Изложите понятие институционализма в политикоправовом аспекте.
    Задание 4. В какой ситуации и в связи с чем социологическая юриспруденция оформилась в самостоятельную дисциплину?
    Задание 5. Назовите наиболее известные имена в области анализа и обобщений в социологической юриспруденции.
    Задание 6. В какой ситуации возникла политикоправовая идеология националсоциализма?
    Задание 7. Различение права естественного и права искусственного, проведенное древнегреческой мыслью, было поддержано многими авторами последующих эпох.
    В исторической ситуации XX века новый подход к этой теме был развит неокантианцами (Р. Штаммлер и др.) Назовите основное содержание их подхода к вопросам естественного и искусственного права.
    Задание 8. Поясните ситуацию, в обстановке которой особая роль в деле обновления и интеграции выпадает на долю исторического правоведения.
    Задание 9. Во второй половине XIX века наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально демократических ценностей.
    В связи с чем это произошло и на какую политикоправовую теорию это повлияло?
    Задание 10. В ряду новейших модификаций классических моделей и теоретических конструкций политической власти особое место занимает типология власти Макса Вебера (1864-1920 г.). Опираясь на опыт изучения всеобщей истории права, государства и власти, Вебер выдвинул концепцию идеальных типов власти, которые можно обнаружить у разных народов в ходе истории. Назовите эти типы власти, о которых говорил М. Вебер.
  • Контрольная работа:

    Микроэкономика» с использованием компьютерной обучающей программы. Вариант № 26

    18 страниц(ы) 

    Контрольный теоретический вопрос
    1. Спрос и предложение на рынке труда. Безработица как проявление неравновесия рынка труда.
    Контрольные тестовые задания
    /отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом: /
    2. Определите соответствие между типами экономической системы и их характерными чертами:
    3. Ценовая дискриминация — это:
    а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям;
    б) различия в оплате труда по национальности и полу;
    в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары;
    г) повышение цены на товар более высокого качества;
    д) все предыдущие ответы неверны.
    Задача
    4. На совершенно конкурентном рынке функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные издержки производства 5 единиц продукта в месяц составляют 2 долл, 6 единиц – 3 доллара, 7 единиц- 5 долл. Если рыночная цена продукта равна 3 долл., то сколько единиц продукта составит рыночный объем выпуска?
    Список литературы
  • Контрольная работа:

    Право (3 задания, СФУ)

    20 страниц(ы) 

    Задача 1
    Муниципальное унитарное предприятие «Продмаг» заключило сделку купли-продажи холодильного оборудования с Петровым. Впоследствии при проверке государственной налоговой инспекцией выяснилось, что сделка заключена по ценам в два раза ниже балансовой стоимости, Петров — родной брат директора предприятия. Государственная налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с требованием о признании сделки купли-продажи оборудования недействительной, так как она противоречит законодательству о приватизации и о собственности, а также уставу предприятия.
    Судья арбитражного суда отказал в принятии заявления налоговой инспекции, поскольку одной из сторон в сделке выступает гражданин.
    Оцените правильность решения вопроса о подведомственности данного дела.
    Задача 2
    На прием к прокурору района пришла гражданка Л. с жалобой на действия владельца киоска, в котором работает. Л. пояснила, что работает она без заключения контракта по двенадцать часов в сутки и без выходных, отпуск ей не предоставляют, заработную плату своевременно не выплачивают.
    Что должен предпринять прокурор района по жалобе Л.?
    О каком направлении деятельности идет речь в данной задаче?
    Какими полномочиями наделен прокурор при осуществлении надзора?
    Может ли он привлечь владельца киоска к ответственности, и если да, то к какой именно?
    Задача 3
    Московским городским судом Толмачев осужден по ч. 3 ст. 205 УК РФ к 20 годам лишения свободы с конфискацией имущества.
    Кто и куда вправе обжаловать и опротестовать приговор, если:
    а) приговор не вступил в законную силу;
    б) притвор вступил в законную силу, кассационной инстанцией он не рассматривался;
    в) приговор рассмотрен кассационной инстанцией, которая оставила его без изменения?
  • Тест:

    Социология (ответы на 24 задания по 5 тестовых вопроса)

    17 страниц(ы) 

    Задание 1
    Вопрос 1. Задачей социологии является:
    1. Типологизация социальных систем;
    2. Исследование человеческой психики;
    3. Изучение форм собственности;
    4. Оценка роли капитализма в жизни общества;
    5. Изучение политических отношений.
    Вопрос 2. Истинность получаемых социологических фактов и обобщений устанавливается:
    1. Путем влияния школы, семьи;
    2. Путем сопоставления выдвинутых гипотез с эмпирическими данными;
    3. Под влиянием СМИ;
    4. Исходя из личного опыта;
    5. Под влиянием друзей и знакомых.
    Вопрос 3. Главное отличие прикладной социологии от теоретической заключается в:
    1. Использовании математических методов;
    2. Наличии философской базы исследования;
    3. Обработке данных исследования с помощью компьютера;
    4. Применении статистики;
    5. Ориентации на практическое решение социальных проблем.
    Вопрос 4. В чем заключается специфика человеческого общества?
    1. Во взаимоотношениях людей;
    2. В отношении людей к стране, в которой они живут;
    3. В отношении людей к семье;
    4. В отношении людей к космосу;
    5. В отношении людей к природе.
    Вопрос 5. C какой наукой наиболее полно взаимодействует социология?
    1. С химией
    2. С физикой
    3. С философией
    4. С математикой
    5. С биологией

    Задание 2
    Вопрос 1. Что относится к методам сбора и первичной обработки социальных фактов?
    1. Разнообразные массовые опросы;
    2. Социометрия;
    3. Социальная статистика;
    4. Социальный эксперимент;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 2. К методам теоретического анализа и обобщения относится:
    1. Системный метод;
    2. Структурно-функциональный анализ;
    3. Типологизация;
    4. Сравнительно-исторический метод;
    5. Все вышеизложенное.
    Вопрос 3. Социология изучает:
    1. Политические институты общества;
    2. Социальные закономерности жизни общества;
    3. Общество в целом;
    4. Поведение людей в социальных отношениях и системах;
    5. Различные формы собственности.
    Вопрос 4. Этносоциология - это:
    1. Социология культуры;
    2. Социология познания;
    3. Социология труда;
    4. Социология семьи;
    5. Социология национально этнических отношений.
    Вопрос 5. Когда политическая социология, экономическая социология и этносоциология выделились в относительно самостоятельные науки?
    1. В начале 19 в.
    2. В середине 20 в.
    3. Во второй половине 20 в.
    4. В первой половине 20 в.
    5. В конце 20 в.
    Задание 3
    Вопрос 1. Какие из наук не являются родственными социологии?
    1. Антропология;
    2. Экономика;
    3. Физика;
    4. Наука о политических отношениях;
    5. Социология социологии.
    Вопрос 2. Кого называют “отцом” социологии?
    1. О. Конта;
    2. К. Маркса;
    3. Ф. Тенниса;
    4. Ф. Ратцеля;
    5. Э. Реклю.
    Вопрос 3. Какими исследованиями занимаются социологи теорий среднего уровня?
    1. Изучением законов социологии;
    2. Изучением конкретного поведения человека;
    3. Исследованиями закономерностей взаимодействия отдельных социальных структур;
    4. Исследуют социальные явления, происходящие в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных социальных общностях и социальных институтах;
    5. Изучением отношений между стратами.
    Вопрос 4. Кто разработал теорию этнометодологии?
    1. Дж. Хоманс;
    2. Г. Гарфинкель;
    3. Э. Гоффман;
    4. Т. Парсонс;
    5. Н. Смелзер.
    Вопрос 5. Что не входит в понятие “Общенаучная функция”?
    1. Исследование социальной жизни
    2. Исследование недр Земли
    3. Исследование феноменов социальной жизни
    4. Исследование закономерностей динамики социальной жизни
    5. Исследование процессов, систем и структур социальной жизни
    Задание 4
    Вопрос 1. Кто был автором “закона трех стадий”?
    1. К. Маркс;
    2. Г. Зиммель;
    3. О. Конт;
    4. М. Вебер;
    5. Ф. Теннис.
    Вопрос 2. Что входит в понятие “социальные факты” по Э.Дюркгейму?
    1. Традиции;
    2. Обряды;
    3. Социальные обычаи;
    4. Правила поведения человека;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 3. Какие типы социальной личности выделял Г. Зиммель?
    1. “Циник”;
    2. “Аристократ”;
    3. “Бедняк”;
    4. “Кокотка”;
    5. Все вышеперечисленные.
    Вопрос 4. Какие методы социологического исследования выделял О. Конт?
    1. Наблюдение;
    2. Эксперимент;
    3. Сравнение;
    4. Исторический, генетический метод;
    5. Все вышеперечисленные.
    Вопрос 5. Кто был основателем нового направления в философии – позитивизма?
    1. Э.Дюркгейм
    2. Г. Зиммель
    3. О. Конт
    4. Ф.Теннис
    5. К. Маркс
    Задание 5
    Вопрос 1. Сколько периодов в истории цивилизации выделял Л.И. Мечников?
    1. Один;
    2. Пять;
    3. Три;
    4. Два;
    5. Четыре.
    Вопрос 2. Кто был автором понятия “горизонтальная и вертикальная мобильность”?
    1. П.Л. Лавров;
    2. Н.И. Кареев;
    3. А.А. Богданов;
    4. П.А. Сорокин;
    5. Н.К. Михайловский.
    Вопрос 3. Кто был создателем первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса?
    1. М.Н. Катков;
    2. К.П. Победоносцев;
    3. Н.Я. Данилевский;
    4. М.М. Ковалевский;
    5. К.Н. Леонтьев.
    Вопрос 4. Кто ввел в социологическое знание термины “антропологизм”, “субъективный метод”, “субъективная точка зрения”?
    1. Е.В. де Роберти;
    2. Н.М. Коркунов;
    3. П.Л. Лавров;
    4. Л.И. Петражицктй;
    5. Н.И. Кареев.
    Вопрос 5. Кто был автором теории “четырех факторов цивилизации”?
    1. В.И. Ленин
    2. К.Н. Леонтьев
    3. Е.В. де Роберти
    4. П.Л. Лавров
    5. П.А. Сорокин
    Задание 6
    Вопрос 1. Современный этап развития социологии начинался:
    1. С 20 гг. 20 века;
    2. С конца 19 века;
    3. С 50 гг. 20 века;
    4. С 70 гг. 20 века;
    5. Со второй половины 19 века.
    Вопрос 2. Международные социологические конгрессы проводятся с:
    1. 1990 г;
    2. 1988 г;
    3. 1975 г;
    4. 1948 г;
    5. 1950 г.
    Вопрос 3. В каком году начинает выходить журнал “Социологические исследования”?
    1. 1949 г;
    2. 1956 г;
    3. 1968 г;
    4. 1974 г;
    5. 1980 г.
    Вопрос 4. Что создает благоприятные условия для развертывания социологических исследований в нашей стране после 80-х годов?
    1. Политическая и экономическая реформа;
    2. Отсутствие идеологических запретов;
    3. Широкое изучение общественного мнения;
    4. Формирование системы социологического образования;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 5. Когда были прерваны позитивные тенденции развития социологии в СССР?
    1. в 20-е годы
    2. в 30-е годы
    3. в 60-е годы
    4. в 40-е годы
    5. в 50-е годы
    Задание 7
    Вопрос 1.Кто автор “сетевой теории”?
    1. Дж. Дэвис;
    2. Г. Зиммель;
    3. Р. Берт;
    4. Ф. Знанецкий;
    5. Т. Боттомор.
    Вопрос 2. Сколько существует концептуальных подходов к категории “общество”?
    1. Один;
    2. Три;
    3. Два;
    4. Пять;
    5. Четыре.
    Вопрос 3. Кто был первым из социологов, кто сделал попытку интерпретации общества как “нечто в своем роде, своеобразное”?
    1. О. Конт;
    2. Э. Дюркгейм;
    3. Г. Спенсер;
    4. Ф. Теннис;
    5. Т. Боттомор.
    Вопрос 4. В чем состоит социальная роль техники?
    1. В овеществлении материальных средств труда;
    2. В опосредовании взаимодействий природы и человека;
    3. В создании духовных ценностей;
    4. В создании материальных ценностей;
    5. В воспроизводстве физического существования человека.
    Вопрос 5. Кто считает, что в наше время главными детерминантами социального развития выступают техника и наука?
    1. О. Дункан
    2. У. Огборн
    3. А. Чазав
    4. А. Хайт
    5. П. Струве
    Задание 8
    Вопрос 1. Что в себя включает нематериальная культура?
    1. Слова, используемые людьми;
    2. Идеи;
    3. Привычки;
    4. Обычаи и верования;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 2. Что в себя включает материальная культура?
    1. Инструменты;
    2. Мебель;
    3. Автомобиль;
    4. Здания;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 3. Культурная норма - это:
    1. Общепринятый шаблон поведения;
    2. Система поведенческих ожиданий;
    3. Социальная норма;
    4. Норма этикета;
    5. Обычай.
    Вопрос 4. Культурный элемент - это:
    1. Совокупность обычаев;
    2. Нравственная норма;
    3. Организованная система поведения;
    4. Неделимая единица поведенческого образца или материального продукта;
    5. Культурный комплекс.
    Вопрос 5. Кто сформулировал основные положения демографического детерминизма?
    1. О. Шпенглер
    2. Л. Котрелл
    3. Ф. Знанецкий
    4. Р. Берт
    5. П. Сорокин
    Задание 9
    Вопрос 1.Этноцентризм в культуре присущ:
    1. Отдельным людям;
    2. Отдельным социальным группам;
    3. Всем обществам;
    4. Отдельным нациям;
    5. Молодым людям.
    Вопрос 2. Научный термин “культура” появился в:
    1. Индии;
    2. Греции;
    3. Древнем Риме;
    4. Египте;
    5. Китае.
    Вопрос 3. Сколько было сформулировано определений “культуры” в различных областях научной деятельности?
    1. Более ста;
    2. 40;
    3. 250;
    4. Около десяти;
    5. 20.
    Вопрос 4. Что можно отнести к обычаям?
    1. Пожимание правой руки при приветствии;
    2. Еда с вилки;
    3. Езда по правой стороне улицы;
    4. Кофе или чай на завтрак;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 5. Что проводит грань между примитивными культурами и цивилизацией?
    1. песня
    2. математика
    3. космос
    4. письменность
    5. самолет
    Задание 10
    Вопрос 1. Кто впервые ввел термин “референтная группа”?
    1. Р. Парк;
    2. Э. Берджес;
    3. Э. Богардус;
    4. М. Шериф;
    5. Г. Лебон
    Вопрос 2. Что характерно для социальных стереотипов?
    1. Селективное восприятие;
    2. Селективная интерпретация;
    3. Селективная идентификация;
    4. Селективное исключение;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 3. Когда “малые группы” стали изучаться социологами?
    1. В 40-х годах;
    2. В 50-х годах;
    3. В 60-х годах;
    4. В 70-х годах;
    5. В 80-х годах.
    Вопрос 4. Что не является малой группой?
    1. Производственная бригада;
    2. Ученики одного класса;
    3. Коллектив цеха;
    4. Студенческая группа;
    5. Спортивная команда.
    Вопрос 5. К чему приводит потеря цели в больших группах?
    1. К распаду
    2. К активизации взаимодействия
    3. К поиску врага
    4. К конфликтам
    5. К возрождению
    Задание 11
    Вопрос 1.Что такое квазигруппа?
    1. Некий слой населения без каких-либо особых характеристик;
    2. Такого понятия в социологии нет;
    3. Большой социальный слой;
    4. Объединение людей с неустойчивым и кратковременным характером;
    5. Коллектив людей с устойчивой структурой и долговременным характером.
    Вопрос 2. Социальная группа - это:
    1. Индивиды, находящиеся в одном месте;
    2. Выпускники одной школы;
    3. Группа молодежи одного возраста;
    4. Совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении другого;
    5. Спонтанная, неустойчивая группа.
    Вопрос 3. Какие отличительные черты не принадлежат квазигруппам?
    1. Спонтанность образования;
    2. Неустойчивость взаимосвязей;
    3. Отсутствие разнообразия во взаимодействиях;
    4. Низкий социальный контроль;
    5. Кратковременность совместных действий.
    Вопрос 4. Какие характеристики не принадлежат толпе как временному собранию людей?
    1. Внушаемость;
    2. Односторонние взаимодействия;
    3. Анонимность;
    4. Спонтанность;
    5. Неуязвимость.
    Вопрос 5. Какая толпа обладает наиболее неопределенной структурой?
    1. Восставшая
    2. Действующая
    3. Случайная
    4. Обусловленная
    5. Экспрессивная
    Задание 12
    Вопрос 1. Под этносом принято понимать:
    1. Референтные группы;
    2. Устойчивую совокупность людей, проживающих на отдельной территории;
    3. Первичные и вторичные группы;
    4. Малые группы;
    5. Аутгруппы.
    Вопрос 2. В защиту идеи чистоты и превосходства белой расы выступали некоторые социологи. Чье имя вы могли бы назвать?
    1. У. Томас;
    2. А. Кетле;
    3. Ж.А. де Гобино;
    4. Ч. Бут;
    5. Э. Дюркгейм.
    Вопрос 3. Понятие этнической стратификации выражают:
    1. Признаки социального статуса человека;
    2. Признаки экономического и политического статуса человека;
    3. Социально-этническое неравенство различных этнических групп, их престиж, статус, место в общей иерархии этнических отношений;
    4. Национальные стереотипы;
    5. Взаимосвязь личности и этнической группы.
    Вопрос 4. Сколько типов этноса существует?
    1. Один;
    2. Два;
    3. Три;
    4. Четыре;
    5. Пять.
    Вопрос 5. Какой из разновидностей этноса социологи уделяют первостепенное внимание?
    1. Племя
    2. Народность
    3. Нация
    4. Народность и нация
    5. Всем без исключения
    Задание 13
    Вопрос 1. Под статусным профилем в социологии понимается:
    1. Достигаемый статус;
    2. Совокупный статус индивида в определенный момент времени;
    3. Предписанный статус;
    4. Социальный статус;
    5. Социальный стереотип;
    Вопрос 2. Социальная стратификация - это:
    1. Разделение общества на группы;
    2. Распределение ценностей между членами группы;
    3. Иерархически организованная структура социального неравенства;
    4. Показатель степени неравенства между группами;
    5. Классовая структура общества.
    Вопрос 3. Согласно К. Марксу основой разделения на конфликтные группы в обществе является:
    1. Степень образованности;
    2. Наличие семьи;
    3. Наличие собственной субкультуры;
    4. Сформированное классовое самосознание;
    5. Наличие или отсутствие собственности.
    Вопрос 4. По М. Веберу современные теории социальных классов основаны на:
    1. Отношении к собственности;
    2. Теории стратификации;
    3. Наличии субкультуры;
    4. Ценностной ориентации членов общества;
    5. Критериях дохода.
    Вопрос 5. Что относится к базовым параметрам общества?
    1. География, геология
    2. Современность, прогресс
    3. Репутация, уважение
    4. Доход, происхождение, власть, должность
    5. Перспектива
    Задание 14
    Вопрос 1. Социальный процесс - это:
    1. Перемещение людей с места на место;
    2. Совместное обучение;
    3. Производство, распределение и потребление продуктов;
    4. Участие в политической борьбе;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 2. Конкуренция - это:
    1. Борьба между индивидами, группами за овладение ценностями;
    2. Попытка достижения вознаграждения путем опережения соперников;
    3. Борьба за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола;
    4. Один из методов распределения недостаточного вознаграждения;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 3. На чем основаны достижения современного капитализма?
    1. Открытия;
    2. Достижения;
    3. Диффузия;
    4. Кооперация;
    5. Конкуренция.
    Вопрос 4. Приспособление - это .
    1. Подчинение;
    2. Компромисс;
    3. Терпимость;
    4. Ассимиляция;
    5. Варианты 1, 2, 3.
    Вопрос 5. В каких обществах возможна диффузия?
    1. В антагонистических.
    2. В тех, которые вступают друг с другом в тесный контакт.
    3. В тех, у которых нет общих интересов.
    4. В тех, которые имеют общего врага
    5. В конкурирующих.
    Задание 15
    Вопрос 1. Под социальными движениями понимают:
    1. Религиозные движения;
    2. Молодежные движения;
    3. Эмигрантские движения;
    4. Политические движения;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 2. Под экспрессивными движениями понимают:
    1. Молодежные движения (хиппи, рокеры);
    2. Движения ветеранов войны;
    3. Монархические движения;
    4. Религиозные движения;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 3. Какие стадии проходят социальные движения?
    1. Стадия беспокойства;
    2. Стадия возбуждения;
    3. Стадия формализации;
    4. Стадия распада движения;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 4. Что способствует возникновению социальных движений?
    1. Социальная неудовлетворенность;
    2. Контакты и взаимодействия между неудовлетворенными людьми;
    3. Наличие идеологии, оправдывающей предполагаемые коллективные действия в социальных движениях;
    4. Уверенность в том, что общие коллективные действия могут ослабить социальную неудовлетворенность;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 5. Кем впервые была разработана концепция маргинальности?
    1. Р. Парком.
    2. Э. Хоффером.
    3. П. Сорокиным.
    4. К. Марксом.
    5. В. Плехановым.
    Задание 16
    Вопрос 1. Что, по мнению Р. Мертона, характерно для членов дезорганизованного общества?
    1. Чувство того, что те, кто управляет государством, равнодушны к чувствам и стремлениям рядовых членов;
    2. Чувство того, что рядовой член общества не может достичь основных своих целей в обществе;
    3. Общее ощущение тщетности и бесполезности приложения усилий;
    4. Убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо социальную или психологическую поддержку;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 2.Что такое маргинальные слои общества?
    1. Мелкая буржуазия;
    2. Социальная страта;
    3. Неквалифицированные рабочие;
    4. Промежуточные, пограничные слои общества;
    5. Крупная буржуазия.
    Вопрос 3. Люди каких профессий наиболее восприимчивы к социальным движениям?
    1. Шахтеры;
    2. Моряки;
    3. Старатели;
    4. Геологи;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 4. Аболиционистские движения - это:
    1. Движения за отмену какого-либо закона;
    2. Движения за равноправие женщин;
    3. Религиозные движения;
    4. Запрещающие движения (порнографию, строительство атомных электростанций и др.);
    5. Революционные движения.
    Вопрос 5. Что является одной из причин присоединения к социальным движениям?
    1. Благоприятная семейная обстановка.
    2. Материальное благополучие.
    3. Потребность заполнить эмоциональный вакуум.
    4. Поиск истины.
    5. Отсутствие жизненных ориентиров.
    Задание 17
    Вопрос 1. Основные функции конфликта по Л. Козеру - это:
    1. Образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;
    2. Установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;
    3. Получение информации об окружающей среде;
    4. Создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 2. Какие стадии выделяют в социальном конфликте?
    1. Предконфликтную;
    2. Конфликтную;
    3. Разрешение конфликта;
    4. Послеконфликтную;
    5. Все вышеперечисленные.
    Вопрос 3. Что ускоряет процесс разрешения конфликта?
    1. Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов;
    2. Стороны должны стремиться к снятию социальной и психологической напряженности;
    3. Стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу;
    4. Участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликта в открытую;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 4. Что включает в себя понятие “сила” участников конфликта?
    1. Физическую силу, включая и технические средства, применяемую как инструмент насилия;
    2. Информационно-цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, изучения материалов экспертизы;
    3. Социальный статус. Выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж);
    4. Прочие ресурсы – деньги, территория, лимит времени, число сторонников;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 5. Что является важным при организации забастовки?
    1. Количественный состав бастующих.
    2. Время суток или года.
    3. Осознание четкости поставленных целей.
    4. Наличие лозунгов и плакатов.
    5. Возрастной состав и образовательный уровень бастующих.
    Задание 18
    Вопрос 1. Какие формы социальных образований входят в понятие “социальный институт”?
    1. Институт семьи;
    2. Институт образования;
    3. Институт здравоохранения;
    4. Институт государства;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 2. Какие основные функции социальных институтов выделяют представители институциональной школы?
    1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом здесь является семья;
    2. Социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения;
    3. Производство и распределение;
    4. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний: моральные и правовые нормы, обычаи и т.д.;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 3.Сколько этапов проходит семья как социальный институт?
    1. Один;
    2. Три;
    3. Два;
    4. Пять;
    5. Шесть.
    Вопрос 4. Какова основная функция семьи?
    1. Воспитательная;
    2. Репродуктивная;
    3. Хозяйственно-бытовая;
    4. Досуговая;
    5. Духовного общения.
    Вопрос 5. Основой формирования семьи является:
    1. Удовлетворение той или иной социальной потребности.
    2. Религиозное поклонение.
    3. Изменение статуса.
    4. Поиск истины.
    5. Производство и распределение.
    Задание 19
    Вопрос 1. Монотеизм - это:
    1. Вера в единого бога как высшее духовное существо;
    2. Религиозное поклонение конкретному объекту (растение, животное);
    3. Поклонение коллективному, религиозному объекту;
    4. Религиозное поклонение многим богам (бог искусства, бог торговли, бог войны);
    5. Вера в колдовские обряды и заклинания.
    Вопрос 2. В каком веке возник буддизм?
    1. 1 в.;
    2. 7 в.;
    3. 6-5 в.в. до н. э.;
    4. 10 в.;
    5. 2 в. до н. э.
    Вопрос 3. Что является религиозной символикой?
    1. Крест и распятие Христа;
    2. Церковное строение, символизирующее устремление верующих ввысь;
    3. Алтарь в храме;
    4. Иконы;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 4. Под культовыми действиями понимают:
    1. Религиозные обряды и церемонии;
    2. Проповеди;
    3. Молитвы;
    4. Богослужения;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 5. Функции религии в обществе с социологической точки зрения:
    1. Интегративная
    2. Регулятивная
    3. Психотерапевтическая
    4. Коммуникативная
    5. Все вышеперечисленные
    Задание 20
    Вопрос 1. В соответствии с теорией К. Барнарда организация - это:
    1. Искусственно созданная социальная группа;
    2. Атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру;
    3. Такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью, целенаправленностью;
    4. Деятельность по выработке новых форм, налаживанию устойчивых связей;
    5. Социальные объединения, сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей.
    Вопрос 2. Сколько видов организационных целей Вы знаете?
    1. Два;
    2. Три;
    3. Один;
    4. Четыре;
    5. Пять.
    Вопрос 3. Цели-задания - это:
    1. Преподавание в школе;
    2. Лечение пациентов в больнице;
    3. Прием пациентов в поликлинике;
    4. Лабораторные работы в научно-исследовательских институтах;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 4. Какие промежуточные, вторичные цели ставятся перед организацией?
    1. Укрепление дисциплины;
    2. Стимулирование работников;
    3. Реорганизация;
    4. Улучшение качества работы;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 5. Кто входит в группу, называемую бюрократической организацией?
    1. Нерадивые работники.
    2. Те, кто тормозят принятие решений.
    3. Высокопрофессиональные работники, занимающиеся выполнением функций управления.
    4. Подхалимы.
    5. Работники, имеющие низкую квалификацию, но большие связи.
    Задание 21
    Вопрос 1. В современной западной социальной науке изучением структур и функций организаций в обществе занимаются:
    1. Социологи;
    2. Психологи;
    3. Политологи;
    4. Специалисты по менеджменту и системному анализу;
    5. Все вышеперечисленные.
    Вопрос 2. Что можно считать организацией?
    1. Учебные заведения;
    2. Промышленные предприятия;
    3. Воинские части;
    4. Политические партии;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 3. Кто был автором социологической концепции бюрократии?
    1. Э. Мэйо;
    2. М. Вебер;
    3. А. Файоль;
    4. Ч. Барнард;
    5. Ф. Тейлор.
    Вопрос 4. Согласно Веберу, для бюрократии характерно:
    1. Разделение труда;
    2. Иерархия власти, наподобие пирамиды;
    3. Все решения и действия должностных лиц базируются на правилах и должностных инструкциях;
    4. Служебная карьера чиновника зависит от его деловых, профессиональных качеств, уровня профессиональной подготовки;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 5. Кто открыл роль неформальных групп в производственных отношениях?
    1. К. Мертон
    2. М. Вебер
    3. Г. Саймен
    4. Э. Мэйо
    5. Г. Файоль
    Задание 22
    Вопрос 1. Объектом познания социологии является:
    1. Политические институты общества;
    2. Поведение людей;
    3. Общество, его социальные и личностные структуры;
    4. Различные формы собственности;
    5. Социальные закономерности жизни общества.
    Вопрос 2. На какие сферы жизни общества распространяются принципы демократии?
    1. Политическая;
    2. Правовая;
    3. Экономическая;
    4. Социальная;
    5. Все вышеперечисленные.
    Вопрос 3. Плюрализм бывает:
    1. Политический;
    2. Социальный;
    3. Плюрализм партий;
    4. Плюрализм воззрений, идеологий, культур;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 4. Построение демократического государства подразумевает:
    1. Формирование и функционирование в стране конституционного порядка;
    2. Разделение исполнительной, государственной и судебной властей;
    3. Разграничение и законодательное оформление функций центральных органов власти и органов власти субъектов федерации;
    4. Законодательное и фактическое обеспечение прав человека и безопасности личности;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 5. Какие задачи решаются в ходе демократизации российского общества?
    1. Построение демократического государства и построение демократического общества.
    2. Приватизация всех средств производства.
    3. Достижение истинной свободы слова.
    4. Национализация банков.
    5. Проведения принципа национализма в государственном устройстве.
    Задание 23
    Вопрос 1. По масштабу проведения социологические исследования могут быть:
    1. Международные;
    2. Общенациональные;
    3. Региональные;
    4. Отраслевые.
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 2. Программа социологического исследования включает:
    1. Изложение основных принципов, теории и методологии исследования;
    2. Определение научной проблемы, целей и задач исследования;
    3. Разработку общего логического плана исследования;
    4. Разделение социологического труда, контроль за проведением основных этапов исследования;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 3. Гипотезы могут быть:
    1. Научными и рабочими;
    2. Первичными и вторичными;
    3. Объяснительными;
    4. Описательными;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 4. Какие статистические группы (гнезда) входят в квотную (гнездовую) выборку?
    1. Учебные группы;
    2. Классы;
    3. Бригады;
    4. Отделы;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 5. Какие этапы осуществляются после проведения полевого исследования?
    1. Обработка, анализ, обобщение
    2. Поиск, идентификация, отбор
    3. Сопоставление, анализ
    4. Корректировка
    5. Подтасовка
    Задание 24
    Вопрос 1. Первичная социологическая информация должна быть:
    1. Полной;
    2. Представительной (репрезентативной);
    3. Надежной;
    4. Обоснованной;
    5. Все вышеперечисленное.
    Вопрос 2. При анализе документов используется информация, зафиксированная в:
    1. Рукописном или печатном тексте;
    2. Теле-, киноматериале;
    3. Фотоматериале;
    4. Звукозаписи;
    5. Все вышеизложенное.
    Вопрос 3. К официальной документальной информации не относятся:
    1. Правительственные документы;
    2. Данные статистики;
    3. Анкеты;
    4. Протоколы заседаний;
    5. Служебные характеристики.
    Вопрос 4. К иконографическим документам не относятся:
    1. Кинодокументы;
    2. Картины;
    3. Магнитофонные записи;
    4. Гравюры;
    5. Фотографии.
    Вопрос 5. По своим функциям вопросы делятся на:
    1. Деликатные, корректные.
    2. Смелые.
    3. Провокационные.
    4. Основные, контрольные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки.
    5. Открытые, полуоткрытые, закрытые.