У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Взаимодействие хормейстера и концертмейстера в организации хоровой работы с учащимися» - Дипломная работа
- 97 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
ВВЕДЕНИЕ….3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия хормейстера и концертмейстера в организации хоровой работы с учащимися учреждения дополнительного образования.8
1.1. Проблема взаимодействия как организации совместной деятельности….8
1.2. Особенности работы концертмейстера учреждения дополнительного образования….….….16
1.3. Хормейстер и концертмейстер: проблема творческого взаимодействия в вокально-хоровом образовательном процессе .26
Вывод по I главе….36
Глава II. Педагогические условия организации творческого взаимодействия хормейстера и концертмейстера в процессе вокально-хоровой работы с учащимися центра искусств.37
2.1. Содержание, формы и методы организации совместной деятельности хормейстера и концертмейстера по хоровому воспитанию учащихся центра искусств .…37
2.2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты….63
Вывод по II главе….76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….81
ПРИЛОЖЕНИЕ …87
Введение
Актуальность исследования. Своеобразным феноменом в системе образования в настоящее время является внешкольное дополнительное образование. Отношение к дополнительному образованию и его участию в образовании и воспитании человека было неоднозначным на протяжении всей истории: от полного непризнания – до отведения ему главной роли. Передовые мыслители сначала в философии, а затем и в педагогике рассматривали внешкольное образование как ступень, на которой человек определяет самого себя в процессе постоянного творчества, обретает свое признание, индивидуальность, место в жизни.
За последние годы выросла тяга детей к искусству, дети занимаются в музыкальных школах, в центрах дополнительного, общего и специального образования – образовательный потенциал дополнительного обучения детей неиссякаем. Ученики по собственному желанию приходят в нашу систему, около 70 % из них проходят полный курс обучения.
Несомненно, что самой широкой, массовой а в настоящее время и популярной школой музыкального воспитания является вокально-хоровое пение. Нет более верного пути для приобщения людей к бесценным сокровищам классической музыки, к гениальным сочинениям великих композиторов прошлого и к творениям современных авторов.
В настоящее время актуальность приобретает изучение и осмысление хорового исполнительства как следствия совместного взаимодействия дирижера и концертмейстера. Среди концертмейстерских специализаций деятельность концертмейстера хора является наиболее трудоемкой и специализированной. Концертмейстер хора работает с солистами, коллективом и его группами; он имеет дело с хоровой партитурой, где количество строк порой доходит до восьми и более, при этом голоса иногда перекрещиваются, а нотные штили пестрят свободными сменами вокального и инструментального облика; концертмейстеру порой приходится работать с клавирной версией оркестровой партии, которую порой невозможно охватить десятью пальцами пианиста; он, наконец, подчинен не столько ансамблевым установкам и своим художественным находкам, сколько воле третьего лица – дирижера-хормейстера, мануальный язык которого концертмейстер должен понимать как свой собственный.
Рассматриваемые сегодня вопросы профессиональной деятельности концертмейстера в вокально-хоровой работе, находятся в контексте проблем взаимодействия с хормейстером. Исходя из того, как будут выстраивать и осуществлять свою профессиональную совместную деятельность концертмейстер и хормейстер, смогут ли учитывать специфические требования, предъявляемые друг к другу в организации вокально-хоровой деятельности, во многом зависит, насколько успешным будет результат данного взаимодействия в работе с обучающимися дополнительного образования.
Выявленные проблемы обусловили необходимость разработки новых подходов к организации процесса обучения в системе дополнительного образования, где основой преобразований должны стать ориентация на всестороннее взаимодействие и совместную творческую деятельность педагогов дополнительного образования для обеспечения свободного и всестороннего развития личности ребенка средствами музыкального искусства; социализацию школьников через учебную музыкальную деятельность.
При изучении многочисленных вопросов хорового исполнительства как взаимодействия дирижера и концертмейстера, одним из ведущих разделов, во многом раскрывающим творческий механизм создания художественного истолкования, является взаимодействие психологическое, лежащее в основе общения хормейстера и концертмейстера.
Во многих научных исследованиях прослеживается мысль о творческом взаимодействии хормейстера с музыкальным коллективом, роли концертмейстера детского хора: роль концертмейстера детского хора в работе над вокально-хоровыми произведениями – Е.П.Куприяновой, основы методики концертмейстерского мастерства в работе с хором - Е.Г. Хрущевой, специфика работы концертмейстера хора – В.В. Упрямовой. Большую ценность представляют работы Г.Л. Ержемского, Е.И. Кубанцевой, К.Виноградов. Для понимания сущности взаимодействия особый интерес представляют работы Л.И. Уманского, Х.Й Лийметса. и др.
В тоже время аспект взаимодействия хормейстера и концертмейстера в организации вокально-хоровой деятельности еще не нашел своего обобщенного отображения в научных трудах. Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему нашего исследования «Взаимодействие хормейстера и концертмейстера в организации хоровой работы с учащимися учреждения дополнительного образования».
Интерес к теме стимулирован также пятилетним сотрудничеством автора с хоровым коллективом «ДоМиСольки» «Центра искусств» города Салават (дирижер-хормейстер Сакаева З.Г.) в роли концертмейстера.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально определить педагогические условия организации творческого взаимодействия хормейстера и концертмейстера для успешной вокально-хоровой работы с учащимися учреждений дополнительного образования.
Объект исследования – творчески организованное вокально-хоровое воспитание учащихся в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования – педагогические условия организации совместной творческой деятельности хормейстера и концертмейстера в условиях вокально-хоровой работы с учащимися системы дополнительного образования.
Гипотеза исследования: организация вокально-хоровой деятельности с обучающимися дополнительного образования будет наиболее успешной при взаимодействии хормейстера и концертмейстера, если :
– выявлены особенности работы концертмейстера, связанные со спецификой класса, их взаимодействие при организации учебного процесса;
– изучено понятие взаимодействия хормейстера и концертмейстера на педагогическом, психологическом, эмоциональном и поведенческом уровне;
– определены педагогические условия организации совместной деятельности хормейстера и концертмейстера по хоровому воспитанию учащихся центра искусств, позволяющие добиться высоких результатов.
С учетом цели, а также в соответствии с предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть феномен «взаимодействие» в исследованиях различных наук.
2. Охарактеризовать специфику способностей концертмейстерской деятельности в зависимости от класса инструмента, в котором пианист совершает свою профессиональную деятельность.
3. Раскрыть содержание вокально-хоровой работы концертмейстера и хормейстера как одну из сторон их профессиональной деятельности.
4. Выявить специфические особенности взаимодействия хормейстера и концертмейстера в процессе обучения на уроках хора в учреждении дополнительного образования.
5. Определить уровни взаимодействия хормейстера и концертмейстера в организации вокально-хоровой работы с учащимися Центра искусств.
6. Экспериментально обосновать роль концертмейстера детского хора при взаимодействии с хормейстером в процессе репетиционной, исполнительской и концертной деятельности.
Опытно-экспериментальной базой исследования является Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр искусств» города Салават на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20». В эксперименте был задействованы младший хор «ДоМиСольки» под руководством хормейстера Сакаевой З.Г.
Методы исследования:
– теоретическое изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
– анализ современного состояния практической работы по изучаемой проблеме;
– методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ педагогических ситуаций, беседа, анкетирование и др.);
– опытно-экспериментальная работа с вокальным коллективом, включающая этапы подготовительный практический завершающий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что работа вносит реальный вклад в изучение взаимодействия, как организации совместной творческой деятельности хормейстера и концертмейстера, раскрывая сущность и особенности организации вокально-хоровой работы с детьми в учреждениях дополнительного образования.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Выдержка из текста работы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ХОРМЕЙСТЕРА И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ ХОРОВОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ «ЦЕНТРА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Проблема взаимодействия как организация совместной деятельности
Одним из видов педагогической деятельности является вокально-хоровая работа. Лишь в условиях взаимодействия хормейстера, концертмейстера и вокального коллектива возможно осуществление вокально-хоровой деятельности. Исходя из этого, следует рассмотреть понятие «взаимодействие» с позиций разных наук и суждений.
Что же означает «взаимодействие»? «Общепринято рассматривать взаимодействие, как одну из основных философских категорий, отражающих процессы воздействия различных субъектов (объектов) друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи [5, с.35]
В трактовке немецкого философа Иммануила Канта ««взаимодействие» – категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира [54, с.60].
Исследуем понятие «взаимодействие» в истолковании других наук глубже. Так, одной из центральных проблем всей физики является последовательное описание взаимодействия и раскрытие его механизма.
С точки зрения физической науки «взаимодействие» представляется, развивающимся во времени и пространстве процессом влияния, одних объектов на других, посредством обмена материей и движения. «Взаимодействие всегда возникает как движение материи, а любое движение включает в себя различные типы взаимодействия. У всех форм движения материи есть что-то общее, все они сводятся к взаимодействию тел, которое вызывает связь различных материальных элементов в системах, их структурных связях и контактах с другими материальными системами. Таким образом, все свойства тел производны от взаимодействий. Для всякого объекта, существовать – означает взаимодействовать, так или иначе проявлять себя относительно других тел, быть с ними в объективных отношениях» [11, с.45].
Взаимное влияние души и тела, психического и физического – так рассматривают взаимодействие в психологии. Согласно гипотезе «двойная причина – двойное последствие», принадлежащей немецким психологам К. Штамфу и Э. Бекэру, каждый физический процесс, а также каждый психический процесс, имеет две причины – физическую и психическую – причина и соответственно следствие. Эта гипотеза имеет преимущество в теории психофизического параллелизма и не испытывает ее теоретические трудности. Ее сторонниками являются Э. Гартман, У. Джемс, О. Кюльпе, Э. Бехер, А. Венцль [55, с. 67].
Взаимодействие в этой науке чаще всего рассматривается в единстве с общением, где организация совместной деятельности людей, чаще всего отображает интерактивную сторону общения. Обмен знанием и идеями относительно этой деятельности, неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить общую деятельность, организовать ее. Участие одновременно нескольких людей в этой деятельности означает, что все должны внести особый вклад в нее. Это также позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
Изучив и исследовав «взаимодействие» как явление социальной психологии, мы пришли к пониманию того, что существует некоторая связь между терминами взаимодействие и общение и часто трудно разъединить оба этих понятия. Одни ученые объединяют эти понятия, понимая общение и взаимодействие как форму коммуникации, то есть обмен информацией, другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания.
По мнению Б.Ф. Ломова, необходимость совместного решения той или иной задачи неизбежно требует общения между участниками деятельности. «Общение выступает как процесс взаимодействия субъектов.Процесс общения взаимный, и каждый из его участников вступает в него как сознательное существо»[56, с. 30]. Б.Ф. Ломов подчеркивает, что важнейшим фактором, порождающим потребность во взаимодействии, является возникновение проблемной ситуации.
А. В. Петровский утверждает, «если мы понимаем взаимоотношения людей как субъект-субъект-объектный процесс (а именно так понимаются деятельностные отношения), то отношение к объекту, содержанию, цели деятельности опосредуется взаимоотношением с участником деятельности и тогда общение - это сторона, часть деятельности» [46, с.17]
По мнению А. А. Бодалева, «тот вид деятельности, который общение обслуживает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого процесса общения между ее исполнителями. Например. Учебная деятельность включает элементы программирования содержания и форм общения обучаемых как друг с другом, так и с учителями. Вместе с тем это программирование нельзя рассматривать упрощенно, т.к. при реализации оно зависит от целого ряда обстоятельств: от характера решаемых учителем в данный момент задач, специфики предмета, методической вооруженности учителя, от подготовленности учащихся и др.» [4, с.11]. А.А. Бодалев указывает, что в любом виде деятельности происходит распределение ролей. Права и обязанности участников общения влияют на ее содержание и форму. Особенности межличностного взаимодействия в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как ее члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик, преимущественно, вызывают друг в друге и какой стиль поведения избирают.
А.А. Бодалев, считая, что настоящее межличностное общение - это всегда диалог, подчеркивает, что, взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект, ОН познает своего партнера и определяет свое отношение к нему. Будучи объектом, он воспринимает чувства и влияния партнера. «Пребывание в двух «ипостасях» - объекта и субъекта - характерно для любого вида непосредственного общения»[4, c. 14].
Если процесс общения рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знанием и идеями относительно этой деятельности привносит в достигнутое взаимопонимание реализацию новых попыток развить дальнейшую совместную деятельность и организовывать ее. Участие одновременно двух людей в этой общей деятельности подразумевает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, который позволяет нам рассматривать взаимодействие – как организацию совместной деятельности.
В направлении этой деятельности для участников важно не только делиться информацией, но также и организовывать «обмен действиями», который должен спланировать общую деятельность.
При таком планировании один участник может регулировать, менять план действий сложившийся у другого, что и делает такую деятельность действительно совместной. Так, при взаимодействии хормейстера и концертмейстера в вокально-хоровой работе педагоги могут регулировать и менять план действий друг друга.
Из этого следует, что понятие «взаимодействие» включает в себя не только общение как обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовывать общую для них деятельность, чтобы выработать формы и нормы совместных действий.
В педагогике «взаимодействие» – процесс прямого или установленного обоюдного влияния людей друг на друга, предполагающее их взаимно ориентированные реакции и обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельности. Одним из ключевых понятий педагогики является педагогическое взаимодействие, это научный принцип, который является основным в воспитании. Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между педагогом и воспитанником во время обучения и образовательной работы, нацеленный на формирование личности ребенка.
Заключение
Обобщение результатов проведенного исследования, позволяет сделать следующее заключение:
Изучив, понятие «взаимодействие» в истолковании других наук, мы пришли к выводу о том, что взаимодействие хормейстера и концертмейстера в организации вокально-хоровой деятельности необходимо рассматривать с точки зрения социально-психологической науки. В частности, взаимодействие хормейстера и концертмейстера является согласованием индивидуального осмысления предмета совместной деятельности, двусторонней согласованной оценки и принятия целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть психологического, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов в совместной вокально-хоровой деятельности. Взаимопонимание педагогов является высшим уровнем их взаимодействия, при котором участники совместной деятельности понимают содержание и структуру настоящего и допустимого очередного действия.
Исходя из этого, стало понятно, что для успешной организации вокально-хоровой деятельности хормейстеру и концертмейстеру необходимо знать специфические особенности работы каждого.
Концертмейстер, являясь универсальным музыкантом, должен приспосабливаться к творческой манере разных преподавателей, в классах которых он работает, используя профессиональные знания, умения и навыки. Такие как чтение с листа, игра в ансамбле, транспонирование, импровизация, знание основных дирижерских жестов, основ вокала, истории музыкального искусства. Труд концертмейстера часто преходящ, сиюминутен и неуловим, в этом его сложность и благородство. Работа с хоровым коллективом для концертмейстера является особенно сложной и многоплановой. Умение слушать и играть в едином ансамбле хормейстер + концертмейстер + хор – самая важная деталь профессионального мастерства.
Взаимодействие хормейстера и концертмейстера в совместной деятельности представляет собой особую многоуровневую систему, проявляющуюся в вокально-хоровой работе с учащимися дополнительного образования. Исходя из содержания совместной деятельности, мы выявили требования к хормейстеру и концертмейстеру необходимые при взаимодействии в вокально-хоровой работе. Личностные – готовность и способность педагогов к совместной музыкальной деятельности; сформированность мотиваций к совместной деятельности; познание специфик музыкального искусства хормейстера и концертмейстера; установки пианиста и дирижера к взаимодействию, через проявление их индивидуально-личностных позиций, музыкальных предпочтений; сформированность основ и представлений о хоровом искусстве. Предметные – освоение хормейстером и концертмейстером основных понятий возникающих при взаимодействии, в процессе вокально-хоровой деятельности, которые обеспечивают овладение основных знаний. А также усвоенный опыт обучающихся в получении певческих музыкальных знаний, их усовершенствовании, на уроках хора.
Совместное творчество хормейстера, концертмейстера и хорового коллектива объясняется психологическим фактором, где исполнительский процесс, вдруг перестает инициироваться только дирижером, а представляет собой коллективную функцию, обретая творческую свободу, раскрывая наполненность музыкальной партитуры и проникновение в тайну рождения музыки. Важным в процессе взаимодействия является знание уровней, критериев, принципов, этапов и проблем взаимодействия концертмейстера и хормейстера в организации вокально-хоровой работы. Педагоги в совместной деятельности должны прибегать к приемам психолого-педагогического воздействия на хористов, для развития основных качеств певческого голоса, путем стимулирования, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности повышая интерес к совместному музыкальному творчеству.
Проведенное исследование роли концертмейстера детского хора при взаимодействии с хормейстером, в работе над вокально-хоровыми произведениями выявило актуальность и значимость этой проблемы в воспитании интереса у обучающихся к хоровому творчеству, при взаимной деятельности хормейстера и концертмейстера, как во время репетиционных занятий, так и в моменты выступлений на сцене, стали понимать значимость взаимодействия концертмейстера и хормейстера при разучивании и исполнении песен. В результате реализации эксперимента у обучающихся появился интерес к хоровому творчеству, при взаимной деятельности хормейстера и концертмейстера, как во время репетиционных занятий, так и в моменты выступлений на сцене. Учащиеся стали понимать значимость взаимодействия концертмейстера и хормейстера при разучивании и исполнении песен. Естественное сопереживание возникает как результат непрерывного контакта партнеров, их взаимопонимания и согласия. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
- феномен взаимодействия является сложным понятием, анализ которого в гуманитарных науках (философии, социологии, психологии, педагогике) позволяет интерпретировать его в качестве одного из важнейших факторов развития профессионального мастерства при котором совместное творчество педагогов превращается в музыкальный плод творений. И как фактор активно влияющий на процесс духовного становления личности хористов.
- обоснованием значимости взаимодействия хормейстера и концертмейстера в совместной деятельности с позиции музыкально-педагогической направленности служит системный анализ взаимодействия как социального и психологического феномена и выявление в опытно-экспериментальной работе его влияния на процесс формирования навыков пения, развитие музыкального слуха и голоса, чувства ансамбля.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что все поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза, выдвинутая на защиту, доказана. В то же время, несомненно, что проблема формирования взаимодействия хормейстера и концертмейстера в организации вокально-хоровой работы с учащимися в учреждении дополнительного образования не исчерпана, поскольку хоровое искусство продолжает стремительно развиваться и ставить все новые и новые задачи перед хормейстером, а соответственно и перед концертмейстером в век высоких технологий.
Список литературы
1. Абрамова О.А. Некоторые особенности работы концертмейстера в классе специального дирижирования на дирижерско-хоровом отделении // Державинские чтения. Искусствоведение. Социально-культурная деятельность: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000
1. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 2011
2. Бейлина С.З. «В классе профессора В.Х.Разумовской.» Ленинград.:Музыка,1982.-64с. Ил.
3. Бенцианова С. Концертмейстеры большой оперы // Музыка и время. № 6 – М., 2002
4. Бодалев А.А. Психология общения 24. С. 11
5. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.1969—1978.)
6. В.А.Васина-Гроссман «первая книжка о музыке» изд «музыка» ,Москва1976 г ,175с
7. Взаимопонимание: из чего оно складывается и как проявляется - Автор: В.Г.Kpыcькo, доктор психологических наук, профессор кафедры связей с общественностью Государственного университета управления (ГУУ). h**t://w*w.elitarium.r*/
8. Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца / К. Виноградов // Музыкальное исполнительство и современность / Сост. М. Смирнов. - М.: Музыка, 1988. -С. 156-178.
9. Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме получения квалификации в ВУЗе // Проблемы музыкального воспитания и педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред. В.К. Терентьева. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – Вып.2
10. Вопросы музыкальной педагогики, выпуск 5,составители : Натансон В.А.; Рощина Л.В.; Москва «Музыка»,1984г,133с.
11. Грушевидная Т.Г., Садохин А.П. Г91 Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 670 с.
12. Гинецинский В.И. Знания как категория педагогики. – Л., 2009.
13. Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. – Л.:Музыка, 1988.-С.38.
14. Дмитриев Л.Г., Черноиващенко Н.М.; Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся педагогических училищ по специальности 03.05.00 «Муз. воспитание»,03.07.00 «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» - М.: Просвещение,1989. – 207с.
15. Дмитриев Л. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. — М., 2011.-684с.
16. Доливо А.Л. Певец и песня. - М.; Л., 2008
17. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом.-М:Музыка,1988.-80с
18. Живов В.Л. «Хоровое исполнительство». Теория. Методика. Практика. Учебное пособие для Вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» - 2003 г.
19. Живов В.Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1996.
20. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / Загвязинский В.И, Атаханов Р. – М., 2005. – 208 с.
21. Кабалевский Д.Б. «Прекрасное побуждает доброе». – Москва, «Педагогика» 1973., 336с.
22. Каримова Л.Н. Хоровой класс (коллективное музицирование): программа дисциплины и методические рекомендации по формированию гуманистических ориентиров у учащихся ДМШ средствами вокально-хорового искусства. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. – 36 с.
23. Кац Б.А. «Стань музыкою, слово!» - Л.Советский композитор,1983,152с.
24. Концертмейстерский класс и концертмейстерская практика: Примерная программа по дисциплине для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» / Министерство культуры Российской федерации: Научно-методический центр по художественному образованию. – М., 2002.
25. Кравченко А. И, Анурин В. Ф. Социология: Учебник для вузов — СПб.: Питер. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»), 2003
26. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.1961.
27. Кубанцева Е.И. Процесс учебой работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. – 2001. - №5. – С. 72-75.
28. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. – №4. – С. 52-55.
29. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. - №2. – С. 38-40.
30. Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. М., 1991.
31. Куприянова Е.П. Роль концертмейстера детского хора в работе над вокально-хоровыми произведениями
32. Лийметс Х.Й. Взаимодействие как категория педагогики. // Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании. Таллин, 1979. -23-26 с.
33. Левшин Л.А. Логика педагогического процесса. — М., 1980. — 96 с.
34. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы/А. Люблинский. — Л., 2005.- 80 с. (Разделы № 2, 3, 5).
35. МайерЭ.Г.«Контрастыконфликты»,Ленинград,«Музыка»,1984,перевод
36. Морозов С.А. «Музыка остается с тобой» М., «Молодая гвардия»,1970,320с(Панорама)
37. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания, размышления о музыке/Пер. с англ. (предисловие В. Чачавы) / Дж. Мур. – М.: Радуга, 1999.-429с.
38. Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб.статей: Вып.3/Ред. – сост. А.Лагутин. – М.:Музыка, 1991
39. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры», записки педагога. Издание 5.Москва, «Музыка»,1987, 239с.
40. Островская Е. А. Психологические основы деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства [Электронный ресурс] URL: h**t://w*w.dissercat.com/content/psikhologicheskie-aspekty-deyatelnosti-kontsertmeistera-v-muzykalno-obrazovatelnoi-sfere-ins
41. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
42. Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники ,2-е изд.-Л.Музыка,1984.-160 с
43. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учебное пособие для студентов музыкально-педагогических отделений и факультетов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,1999.-224с.
44. Пазовский А. Записки дирижера/Общ. ред. В. Кухарского/А. Пазовский - М.: Музыка, 1966. - 560 с.
45. Педагогика: конспект лекций Шарохина Е. В., Петрова О.О., Долганова О. В
46. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.1998.528 с. 134. С.415
47. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов. 0 М.: Музыка, 1974. – С. 88-110.
48. Рзянкина Т.А. Войдемте в мир музыки.Л.-изд. «Музыка»,1968.-140с
49. Соколов В.Л. Работа с хором / В.Л. Соколов. - М., Музыка. - 1998
50. Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка.1990.
51. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. // Методология и методы социальной психологии. М., 1977.
52. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.
53. Упрямова В.В. Специфика работы концертмейстера хора
54. Философский словарь Энциклопедии & Словари Коллекция энциклопедий и словарей 2009-2013(интернет ресурс)
55. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
56. Хрестоматия по психологии :учебное пособие для студентов сост. В.В.Мироненко под редакцией профессора А.В.Петровского; 95. С. 110
57. Хрущева Е.Г. Основы методики концертмейстерского мастерства в работе с хором
58. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности.Теория и практика.-М.,1994.
59. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996. С.91
60. Шендерович Е. М. Об искусстве аккомпанемента // Советская музыка, №4, 1969.
Тема: | «Взаимодействие хормейстера и концертмейстера в организации хоровой работы с учащимися» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 97 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
Воспитательная работа с учащимися в процессе обучения народному танцу
62 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ.….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ТАНЦУ ….…61.1. Воспитательная работа с учащимися в творческой деятельности как психолого-педагогическая проблема….6РазвернутьСвернуть
1.2. Особенности обучения детей народному танцу на современном этапе….14
Выводы по первой главе….….….23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ТАНЦУ.26
2.1. Содержание, формы и методы организации воспитательной работы с учащимися в процессе обучения народному танцу ….….26
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты ….…33
Выводы по второй главе….….….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.….….….….….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.….….…49
ПРИЛОЖЕНИЯ.51
-
Дипломная работа:
85 страниц(ы)
Введение….…3
Глава I . Теоретические основы использования детской музыки башкирских композиторов вокально-хоровой работе с младшими школьниками1.1.Значение башкирской музыки в воспитании младших кольников.8РазвернутьСвернуть
1.2.Детский певческий голос….…14
1.3.Особенности вокально-хоровой работы с младшими школьниками….….19
Выводы по первой главе….….34
Глава II. Использование детской музыки башкирских композиторов в младших классах
2.1 Содержание, формы и методы вокально-хоровой работы. …36
2.2.Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Республики Башкортостан….50
2.3 Методические рекомендации учителям музыки….…. 74
Выводы по второй главе….…. .76
Заключение….….….78
Список литературы….….….…80
Приложение… ….84
-
Дипломная работа:
Использование произведений советских композиторов в вокально-хоровой работе
85 страниц(ы)
Введение….….….3
Глава I.Теоретические основы использования произведений советских композиторов в вокально-хоровой работе.1.1. Из истории хорового исполнительства….….7РазвернутьСвернуть
1.2 Хоровой коллектив и его роль в работе общеобразовательной школы….21
1.3.Хоровая музыка советских композиторов….…26
Глава II. Педагогические условия использования произведений советских композиторов в вокально-хоровой работе в старших классах общеобразовательной школы
2.1. Содержание формы, методы использования произведений советских композиторов в вокально-хоровой работе в старших классах….40
2.2.Педагогический эксперимент и его результаты….…66
Заключение….77
Список литературы…79
Приложение….….82
-
Дипломная работа:
Здоровьесберегающие технологии в организации вокально-хоровой деятельности учащихся
80 страниц(ы)
Введение…1
Глава 1 Психолого-педагогические основы здоровьесберегающих технологий в организации вокально-хоровой деятельности учащихся…81.1 Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы….8РазвернутьСвернуть
1.2 Специфика вокально-хоровой деятельности учащихся в системе дополнительного музыкального образования…17
Выводы по первой главе….26
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой деятельности учащихся….27
2.1 Содержание, формы и методы реализации здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой деятельности учащихся…27
2.2 Организация педагогического эксперимента и его результаты…34
Выводы по второй главе….48
Заключение….…51
Список используемой литературы….…52
Приложение 1….57
Приложение 2….72
-
ВКР:
Современные технологии в организации внеклассной работы по информатике
41 страниц(ы)
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты применения информационных технологий в организации внеклассной работы по информатике 71.1 Внеклассная работа - одна из форм повышения знаний по информатике . 7РазвернутьСвернуть
1.2 Значение и особенности организации внеклассной работы по информатике 11
1.3 Возможности использования компьютерных игр для эффективности организации обучения 14
Глава 2. Практическое использование современных компьютерных средств в организации внеклассной работы по информатике 20
2.1 Обзор онлайн программ для создания викторин 20
2.2 Процесс создания викторины в онлайн сервисе Kahoot 25
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение 39
-
Дипломная работа:
Методика организации и проведения профилактической беседы социального педагога с учащимися
47 страниц(ы)
Введение….3
Глава I Теоретические основы организации и проведения профилактической беседы социального педагога с учащимися….61.1 Понятие метода в современной социально-педагогической деятельности…6РазвернутьСвернуть
1.2 Методы профилактики в деятельности социального педагога….
1.3 Профилактическая беседа как метод работы социального педагога
школы….12
Выводы по первой главе….18
Глава II. Организация и проведение профилактической беседы социального педагога с учащимися…20
2.1 Алгоритм работы социального педагога школы по организации и проведению профилактической беседы с учащимися…20
2.2 Описание опыта работы социального педагога МБОУ № 117 города Уфы Республики Башкортостан по организации и проведению профилактической беседы с учащимися…29
Выводы по второй главе….37
Заключение
Список литературы
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
Отчет по практике:
Счетная Палата Российской Федерации
12 страниц(ы)
Содержание
Введение 3
Задачи Счетной палаты РФ 4
Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ 7Заключение 10РазвернутьСвернуть
Список использованной литературы 11
-
Дипломная работа:
Использование произведений советских композиторов в вокально-хоровой работе
85 страниц(ы)
Введение….….….3
Глава I.Теоретические основы использования произведений советских композиторов в вокально-хоровой работе.1.1. Из истории хорового исполнительства….….7РазвернутьСвернуть
1.2 Хоровой коллектив и его роль в работе общеобразовательной школы….21
1.3.Хоровая музыка советских композиторов….…26
Глава II. Педагогические условия использования произведений советских композиторов в вокально-хоровой работе в старших классах общеобразовательной школы
2.1. Содержание формы, методы использования произведений советских композиторов в вокально-хоровой работе в старших классах….40
2.2.Педагогический эксперимент и его результаты….…66
Заключение….77
Список литературы…79
Приложение….….82
-
Дипломная работа:
64 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВВ 10
1.1. Общая характеристика и основные направления современной публицистики рубежа веков 101.2. Споры о духовном упадке России в современной публицистике: расхождения и точки соприкосновения 17РазвернутьСвернуть
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПУБЛИЦИСТА М.А. ЧВАНОВА 33
2.1. Художественное своеобразие эссеистических очерков М.А. Чванова.33
2.2. Портретная публицистика М.А. Чванова 39
2.3. Методические рекомендации к урокам литературного краеведения для старшеклассников: интермедиальный урок по литературе на материале публицистических произведений М.А. Чванова в 10 классе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57 -
Дипломная работа:
Разработка электронного учебно-методического комплекса «компьютерное моделирование»
92 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ…. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА… 7
1.1 Сущность электронного учебно-методического комплекса…. 71.2 Этапы проектирования электронного учебно-методическогоРазвернутьСвернуть
комплекса…. 8
1.3 Основные типы технологий, применяемых в учебных заведениях нового типа…. 11
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…. 20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА…. 22
2.1 Компьютерное моделирование и социология…. 22
2.1.1 Моделирование как метод познания… 22
2.1.2 Виды моделирования…. 24
2.1.3 Аналитическое и статистическое моделирование…. 25
2.1.4 Имитационное моделирование…. 26
2.2.2 Методы компьютерного моделирования…. 29
2.2.3 Визуализация модели…. 30
2.3 Моделирование социальных процессов…. 30
2.3.1 Социальный процесс и формализация…. 30
2.3.2 Подходы к моделированию в социологии…. 32
2.4 Обоснование проектных решений… 36
2.4.1 Основание выбора технического обеспечения…. 36
2.4.2 Обоснование выбора программного обеспечения… 37
2.4.3 Обоснование выбора технологического обеспечения… 38
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ…. 38
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА…. 40
3.1 Техническое задание…. 40
3.2 Проектирование электронного учебника…. 44
3.3Условия выполнения программы…. 53
3.4 Поэтапная разработка электронного учебного пособия… 59
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ…. 61
ГЛАВА 4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ
ОБЪЕКТОВ»… 63
4.1 Определение трудоемкости разработки ЭУМК «Компьютерное моделирование социальных объектов»…. 63
4.2 Расчет затрат на разработку учебно-методического комплекса «Компьютерное моделирование социальных объектов»… 64
4.3 Определение возможной цены разработанного учебно-методического комплекса «Компьютерное моделирование социальных объектов»…. 70
ВЫВОД ПО 4 ГЛАВЕ… 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 71
ЛИТЕРАТУРА… 73
ПРИЛОЖЕНИЯ…. 75
-
Дипломная работа:
64 страниц(ы)
Введение 6
Глава I. Безэквивалентная лексика как предмет лингвистического исследования в современном переводоведении 81.1. Понятие безэквивалентной лексики 8РазвернутьСвернуть
1.3 Лексико-семантические трансформации 20
1.4. Грамматические трансформации 25
Выводы по Главе I 35
ГЛАВА II. Способы перевода безэквивалентной лексики в романе Дж.К.Ролинг «Гарри Поттер» 37
2.1. Количественный анализ лексических единиц, относящихся к безэквивалентной лексике 37
2.2. Лексические трансформации при переводе с английского языка на русский 47
2.2.1 Особенности употребления транскрипции и транслитерации 47
2.2.2 Особенности употребления калькирования и экспликации. 51
2.2.3 Особенности употребления функционально-смыслового перевода 56
Выводы по Главе II 59
Заключение 61
Список использованной литературы 64
-
Контрольная работа:
Информационные технологии в юридической деятельности
5 страниц(ы)
Задание к контрольной работе
Решение контрольной работы
-
Курсовая работа:
Национально-культурная специфика топонимов сша
29 страниц(ы)
Введение….3
Глава 1. Общая характеристика топонимов.5
1.1. Понятие и сущность топонимов….….….5
1.2. Значения топонимов….….….….91.3. Классификация топонимов….….….12РазвернутьСвернуть
Выводы по главе 1….….16
Глава 2. Особенности географических названий США и их значение во фразеологии.17
2.1. Структурно - семантические особенности американских топонимов.17
2.2. Правописание географических названий США….….….22
Выводы по главе 2….…24
Заключение….….25
Список использованной литературы….….26
-
Дипломная работа:
Методика преодоления сценического волнения у учащихся-музыкантов
85 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….….3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ-МУЗЫКАНТОВ….….71.1. Сценическая саморегуляция учащихся-музыкантов как психолого-педагогическая проблема ….7РазвернутьСвернуть
1.2. Анализ концепций проявления тревоги и причины сценического волнения …28
Выводы по первой главе….36
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ МЕТОДИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ-МУЗЫКАНТОВ.38
2.1. Содержание, формы и методы преодоления сценического волнения у учащихся-музыкантов….38
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты….53
Выводы по второй главе….69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….….….73
ПРИЛОЖЕНИЯ….79
-
Курсовая работа:
Художественное своеобразие поэмы а.с. пушкина «руслан и людмила»
23 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОЭМЫ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» И ЕЕ МЕСТО В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА 6
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» 102.1. Жанровое своеобразие поэмы 10РазвернутьСвернуть
2.2. Система персонажей в поэме 11
2.3. Особенности стихосложения поэмы 15
2.4. Языковые особенности поэмы 16
2.5. Авторские отступления 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
-
Дипломная работа:
102 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА I. РОМАН М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ
1.1. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в литературоведении…81.2. Роман «Мастер и Маргарита» в живописи и в скульптуре….…15РазвернутьСвернуть
1.3. История кинолент романа «Мастер и Маргарита»….23
1.4. Роман «Мастер и Маргарита» в драматургии….….35
Выводы по первой главе….43
ГЛАВА II. БУЛГАКОВСКИЕ ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ
2.1. Образ Мастера и Маргариты в литературоведческой, кинематографической, живописной трактовке….45
2.2. Трактовка образа Иешуа и Пилата в литературе и культуре.….…51
2.3. Интерпретация инфернальных образов в литературе и культуре….56
2.4. Разработка конспекта урока «Жизнь и творчество М.А. Булгакова» для 11-х классов СОШ…63
Выводы по второй главе….76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….83
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ…88
ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА….89
ПРИЛОЖЕНИЕ….88