У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Социально-психологические барьеры, препятствующие построению карьеры женщины» - Дипломная работа
- 82 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ 7
1.1 Проблема карьеры в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2 Проблематика карьеры женщин в социально-психологической науке 9
II. АНАЛИЗ БАРЬЕРОВ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ПОСТРОЕНИЮ КАРЬЕРЫ ЖЕНЩИН 19
2.1 Место и роль мотивационного фактора в трудовом поведении женщин 19
2.2 Значение социально-психологических барьеров при построении карьеры женщин 24
III. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В КАРЬЕРЕ
ЖЕНЩИНЫ 36
3.1 Организация исследования 36
3.2 Результаты констатирующего исследования 38
3.3 Программа корректировки социально-психологических барьеров, препятствующих построению карьеры женщин 47
3.4 Оценка эффективности коррекционной работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Введение
Актуальность исследования. В ряде последних десятилетий проблема карьерного роста и карьерной успешности личности становится одной из изучаемых в отечественной и зарубежной психологии. Необходимость системного, интегративного психологического изучения феномена женской карьеры обусловлена быстрым увеличением женской профессиональной занятости, т.е. беспрецендентным прорывом женщин к карьерным статусам почти во всех социальных сферах. Женская карьера, в основном, исследовалась отечественными и зарубежными учеными в рамках социальной психологии, являясь одним из значимых ее направлений. Она базировалась на фундаментальных исследованиях общей, дифференциальной, психологии развития, психологии личности, акмеологии, социологии, экономики и др. Предметная область женской карьеры связана с ее изучением как специфического и уникального психологического феномена.
К настоящему времени созданы теоретические и методологические предпосылки для рассмотрения психологии женской карьеры как нового научного направления, которое возникло в системе психологического знания в связи с актуализацией личностной и гендерной проблематики в гуманитарных и социальных науках. [13, с. 36]
В рамках данной дипломной работы исследовательский интерес связан, прежде всего, с женской карьерой как сложным психологическим феноменом, который определяет многие аспекты личностного развития.
Имеющиеся исследования подтверждают, что отношение женщин к карьере зависит от общественно-исторического и социального уклада общества, от того социокультурного пространства, в котором находится она как субъект – носитель карьеры. Понятие «карьера» часто употребляется для оценки качества профессиональной жизни и трудовой деятельности человека, его восхождения по ступеням организационной иерархии.
Объект исследования – построение карьеры женщины.
Предмет исследования – социально-психологические барьеры в построении карьеры женщин, которые препятствуют построению карьеры.
Цель исследования - выявить особенности влияния личностных характеристик и мотивации к работе на успешность профессиональной деятельности
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое исследование особенностей влияния личностных характеристик и мотивации к работе на успешность профессиональной деятельности.
2.Составить программу дипломного исследования.
3. Подобрать адекватные теме исследования методы и методики исследования.
4. Провести количественный и качественный анализ полученных данных.
5. Разработать практические рекомендации по оптимизации влияния личностных характеристик и мотивации к работе на успешность профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что личностные характеристики и мотивация к работе значимо влияют на успешность профессиональной деятельности.
Научная разработанность проблемы. Анализ литературы по проблеме психологии карьеры позволяет выделить несколько этапов ее рассмотрения. Анализ зарубежных исследований показывает, что изучению подвергались различные аспекты женской карьеры. К настоящему времени оказались изученными: удовлетворенность женщин работой (Veroff, Douvan); модели развития женской карьеры (Astin, Farmer, Betz, Fitzgerald); стили женского руководства (Rozener, Sundstrom); процесс влияния социализации на развитие женской карьеры (Watley, Kaplan); барьеры, препятствующие успешной карьере женщин (Homer, McLure, Piel, Epstein); социально-психологические особенности женщин, выстраивающих карьеру в традиционно «женских» и «мужских» областях (Bingham, Walsh, Jenkins).
В зарубежных исследованиях достаточно хорошо исследованы возникающие у женщин эмоциональные напряжения и стрессы, связанные с построением карьеры (Schwartz, Rosin и др.). Изучаются факторы: профессиональный выбор, профессиональные роли, профессиональное творчество и достижения, удовлетворённость профессией (L.W. Busenitz, J.B. Barney, R.A. Katzell). Ряд авторов изучают динамику и этапы карьерного развития (D.Е. Super, A. Schreyogg, С.G. Wrenn). Карьера рассматривается также с позиции типологического (R.A. Katzell, С.G. Wrenn) и поведенческого (J.D. Krumboltz) подходов. В исследованиях зарубежных психологов большое внимание уделяется проблеме личностного отношения к карьере (L. Larwood, B. Gutek, F.Meuers), а также представлениям различных социальных групп относительно карьеры (D.C.McClelland, R.A. Noe).
Среди наиболее изучаемых проблем женской карьеры в российской психологии оказались следующие: особенности карьеры женщин-предпринимателей (Г.В. Турецкая, О.Ш. Кричевская, С.Т. Посохова); женщин – руководителей и лидеров (Е.Г. Молл, М.Ш. Солмакова, Т.В. Бендас). Исследовался также гендерный аспект спортивной и политической карьер (В.В. Макеев, Н.Б. Стамбулова и др.). Внимание ряда ученых привлек ролевой конфликт карьерно-успешных женщин (О. Гаврилица, В.А. Васюнина, Ю.В. Артамошина). Психологические стратегии выхода женщин из конфликтной ситуации «семья-работа» рассмотрены Ю.Е. Алешиной, П. Босс, Т.А. Гурко, З.А. Хоткиной, Л.В. Ясной. В ряде исследований (Е.А. Комарова, И. Грошева, Т.П. Хохлова) нашли отражение типы деловой активности, качества и характеристики карьерно-успешных женщин.
Источниковая база исследования:
Теоретико-методологическую базу исследования составили основные положения Я-концепции, представленные в работах К. Роджерса, Р. Бернса, Р.Л. Кричевского, Н.В. Боровиковской, Дж. Стейнса, С.Т. Джанерьяна и др.:
теоретические исследования в изучении карьеры, которые были рассмотрены в работах В.С. Шекшня, Н.С. Пряжникова, А.К. Марковой, А.А. Бодалева, И.П. Лотовой, А.Я. Кибанова, А.Н. Толстой, D. Super, A. Roe, J. Holland;
теоретические исследования сущности социальных барьеров, сформированных на основе тендерных стереотипов: социального конструкта тендера, теории рыночной дискриминации, тендерной сегрегации и др., которые представлены в работах К. Маркса, Т. Парсонса, Э. Оксли, Лакмана, Гофмана, Бергера, Дж Скотт, Гидденса, Г. Беккера, Дж. Эренберга, Р.С. Смит., Н. Усачевой;
теоретические исследования мотивации, разработанные А. Маслоу, Г. Олпортом, Г. Келли, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Узнадзе, Б. Ломовым, Е.П. Ильиным.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы при изучении особенностей карьерной успешности женщин различных социальных, профессиональных групп, для выработки эффективных стратегий карьерного продвижения, для разработки моделей и программ психологического сопровождения карьерного роста, для научного обоснования рекомендаций по организации трудовой занятости женщин.
Выдержка из текста работы
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ
1.1 Проблема карьеры в отечественной и зарубежной психологии
Русская история веками формировала особый строй женской ментальности, которая определяется сугубо мужской доминантой нашего развития. Это сформировало и глубоко укоренило в сознании русской женщины одну базисную установку – установку на выживание, а русский женский характер детерминирован логикой выживания.
Постоянный «уход» мужчин в войны и революции подталкивал женщин к совместному, коллективному выживанию, что породило совершенно уникальные формы женской коллективности в России, сформировало специфический женский этнос с принципами сестринства. Коммуналки, общежития «великих строек», лагерные бараки и поселения в эвакуации, – вот социальное пространство русской женщины в XX веке. Самым поразительным является то, что женщина сумела одухотворить все эти громадные пространства, обогрела их, сохранила и развила жизнь. С такой историей и таким сознанием вступила русская женщина в эпоху радикальных перемен. Современная действительность поставила перед ней необычные, новые вопросы. На поверхности же масса новых соблазнов, возможностей, путей развития. Активно утверждается новая система ценностей, воплощенная в идеологии бизнеса, центральной идеей которой является идея успеха. [40, с. 39]
В отечественной психологии до недавнего времени понятие «карьера» практически не использовалось и в основном, карьера понималась в негативном смысле. В последние годы стал исчезать негативный оттенок понятия «карьера». Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается, скорее, как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Карьера – это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижение известности и славы. Успешно построенная карьера позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.
Понятие «карьера» многозначно. Это и индивидуальный путь человека, и способ достижения результата в основной форме личностного самовыражения, это и достигнутый человеком результат деятельности и социальный статус. В узком смысле карьера связана с трудовой, профессиональной деятельностью человека. В отечественной психологии карьера в основном рассматривалась через такие понятия, как «профессиональный жизненный путь», «профессиональная самореализация», «профессиональное самоопределение». Успешная карьера связывается, прежде всего, с успешным профессиональным самоопределением. Проблема профессионального самоопределения рассматривалась в трудах Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, П.Г. Щедровицкого, С.Н. Чистяковой, Н.С. Пряжникова и др.
Цель профессионального самоопределения – постепенное формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности (Пряжников, 1996). Отсюда следует, что профессиональное самоопределение является составной частью карьеры. Но если рассматривать профессиональное самоопределение в тесной взаимосвязи с жизненным и личностным самоопределением, то понятия «карьера» и «профессиональное самоопределение» оказываются вполне соотносимыми.
Одной из популярных зарубежных теорий карьер является теория Д. Сьюпера, которую он представил в виде «радуги жизненных карьер». Д. Сьюпер определил понятие «карьера» в его самом полном и всеобъемлющем смысле как последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни. В теории Сьюпера утверждается, что важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности – так называемая «профессиональная «Я -концепция», которую каждый человек в жизни воплощает в серию карьерных решений. Избранная профессия и карьерные достижения оказывают сильное влияние на общую «Я – концепцию» и самооценку. По мере разворачивания карьеры происходит развитие профессиональной «Я-концепции», которая достигает зрелости только в результате достаточного профессионального опыта. Обычно на это уходит от одного до десяти лет работы. [25, с. 97]
1.2 Проблематика карьеры женщин в социально-психологической науке
Проблема построения карьеры женщин исключительно широка, многопланова и разрабатывается достаточно широко представителями различных общественных наук. Вопросы трудового поведения женщин, факторы, влияющие на его успешность, тендерные проблемы, связанные с профессиональной деятельностью, и многие другие выступают предметом исследования психологических, социологических, педагогических, экономических и философских наук.
Справедливо будет заметить, что наиболее давно и широко различные аспекты карьеры разрабатываются в зарубежных странах, где изучение карьеры вступило в период зрелости в 70-е годы, о чем свидетельствует большое количество литературы, выпускаемой по данной проблематике, а также создание отделений карьеры» в Академии Управления США и Американском Обществе Тренировки и Развития. [15, с. 74]
В отечественной психологии до недавнего времени понятие «карьера» практически не использовалось, в основном употреблялись такие термины как «профессиональный жизненный путь», «профессиональная деятельность». Исследования в области карьеры в нашей стране имеют сравнительно недавнюю историю, в основном в рамках управления производством, психологии профессиональной деятельности. За последние годы возрос интерес отечественных исследователей к вопросам карьеры работников государственной службы: А.С. Гусев (1998 г.), А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин (1996 г.), Е.А. Могилевкин (1998 г.).
Понятие «профессиональная карьера» вошло в научную терминологию сравнительно недавно. Еще лет двадцать назад, во времена всеобщей гарантированной трудовой занятости, о карьере говорили в основном с оттенком легкой иронии или сарказма. В понятие «карьерист» или фразу «она делает карьеру» вкладывали чаще всего негативный смысл. В сегодняшней действительности о карьере говорят и думают иначе. Стало важным научное осмысление карьеры как явления, связанного непосредственно с профессиональным развитием, должностным ростом, достижением социально-профессионального статуса, фактором успешного жизненного и профессионального самоопределения личности. С середины 90-х годов этот термин употребляется в литературе, посвященной проблемам психологии управления и менеджмента персонала в организации. [3, с. 102]
Понятие «карьера» имеет много значений. В широком смысле карьера определяется как «общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой), включающая динамику социально-экономического положения, статусно-ролевые характеристики, формы социальной активности личности, в узком – динамика положения и активности в трудовой деятельности».
Говорят о карьере домохозяек, матерей, временных и сезонных рабочих, т.к. они тоже продвигаются вперед, используя свои способности, которые со временем и прибавлением опыта растут.
Наиболее часто это понятие употребляется в значении продвижения по службе в выбранной профессиональной деятельности. Результатом карьеры являются высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального и связанного с ним социального статуса. В более узком понимании карьеры как должностного продвижения на первый план выступает достижение профессионального статуса.
При определении карьеры исследователи пользуются ключевыми терминами: «перемещение», «мобильность», «продвижение». Как наиболее широкое, используется понятие «перемещение», имеющее кроме вертикальных территориально-пространственные характеристики. Мобильность – термин, введенный социологами, – характеризует изменение положения индивида в обществе, связанное с изменением его социального статуса. [30, с. 111]
Карьеры различают и по характеру динамики:
обычная карьера (как профессиональное развитие с прохождением всех основных этапов профессиональной жизни);
стабильная карьера (прямое продвижение от профессионального обучения к единственному постоянному типу работы);
нестабильная карьера (после этапов проб и упрочения следуют новые пробы);
комбинированная карьера (короткие периоды стабильной профессиональной жизни и занятости сменяют этапы вынужденной безработицы или смены профессии). [36, с. 51]
Подход к карьере по основанию занятости выглядит следующим образом:
стабильная трудовая карьера, когда человек занят полный трудовой день в той профессии, которой обучен;
нестабильная трудовая карьера включает тех, кто работал, но поменял род занятий или работал не по специальности – представители этого типа карьер переходят с одной работы на другую;
прекращенная или прекращающаяся карьера. Она включает тех, кто часто был без работы, у кого периоды занятости сменялись периодами безработицы. [19, с. 76]
Трактовка карьеры в работах отечественных авторов выходит за рамки собственно профессиональной деятельности. Современное значение карьеры, по мнению Н.С. Пряжникова, – «это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни».
Н.С. Пряжников вслед за Д. Сьюпером (D. Super) относится к построению карьеры как к процессу профессионального самоопределения, представляющему собой постоянно чередующиеся выборы и имеющему в качестве своей основы «Я-концепцию» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека.
Карьера – это не столько продвижение по социальной лестнице, сколько собственное спокойствие, самоуважение, уверенность в завтрашнем дне. Каждая новая ступень в карьере выступает как результат реальной деятельности и как следствие стремления человека к определенному, осознанному и желаемому образу жизни. Поэтому строить свою карьеру приходится каждому человеку, только у одних это получается, у других нет. Таким образом, карьера может быть успешной или неуспешной. [11, с. 102]
Можно выделить два наиболее распространенных критерия оценки успешности или неуспешности карьеры. Первый ориентирован на социально ожидаемые и желаемые атрибуты успеха в жизни. Второй менее заметен и осязаем для окружающих. Он субъективен, находится внутри человека, и человек сам определяет, удалась карьера или нет.
В основе неуспешной карьеры лежат: несоответствие выбора профессии особенностям личности, отсутствие целей в жизни, низкая самооценка, пассивность.
Заключение
Для выявления социально-психологических барьеров, препятствующих построению карьеры женщин, было организовано эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участие 25 женщин, стоящих на бирже труда и 25 женщин – руководящие работники среднего и высшего звена.
В качестве методов исследования, мы выбрали следующие тесты.
1. Тест самоактуализации (САТ) (Э. Шостром, адаптация Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз)
2. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
3. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса
В ходе констатирующего исследования установлено, что женщины, не имеющие работы и находящиеся в ее поиске, имеют социально-психологические барьеры при ее поиске и построении карьеры.
К таким барьерам относятся низкий уровень самоподдержки. Такие женщины не руководствуются в жизни своими целями, а получают их «извне», то есть обладают внешней поддержкой, в большей степени подвержены влиянию внешних сил. Их поведение больше ориентировано на мнение других, а не на свое собственное.
Такие женщины отвергают ценностные ориентации самоактуализирующих личностей. Они не обладают гибкостью поведения и жестко придерживаются общих принципов. Имеют низкий уровень самоуважения и не хотят принимать себя такими, какие они есть.
Неработающие женщины чаще принимают свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы, которые могут проявляться в межличностных контактах, чаще испытывают трудности в общении. Их мотивация достижения успеха чаще находится на низком уровне, в то время как мотивация избегания неудач на высоком.
В целях коррекции поведения и минимизации барьеров нами была представлена программа.
В качестве программы, направленной на снятие социально-психологических барьеров, препятствующих построению карьеры женщин предложен тренинг развития лидерских качеств.
Цель программы: обеспечить получение каждой женщиной определенного минимума знаний и умений, направленных на развитие лидерских качеств профессионала.
По окончании проведения формирующей работы нами была проведена повторная диагностика при использовании методик констатирующего исследования.
Установлено, что после проведения коррекционной работы женщины стали значительно реже показывать наличие социально-психологических барьеров, которые будут препятствовать построению их карьеры.
Проведенное нами исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу работы.
Список литературы
1. Агапов B.C. Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя. – М., 2009
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2007.
3. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита.// Психологический журнал. – 2009
4. Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. – 2010. – № 2.
5. Болдова Т.В., Флоровский СЮ. Некоторые особенности актуального психологического состояния безработных. // Социально-психологические и экономические проблемы управления в условиях рыночной экономики. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции – Иваново: ИГУ, 2009.
6. Большакова О.В. Психологическое пространство личности безработного – основные характеристики, тенденции, проблемные точки. // Социально-психологические и экономические проблемы управления в условиях рыночной экономики. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции – Иваново: ИГУ, 2011.
7. Василенко И.В. Типология основных мотивов поведения современных женщин// Женщина в российском обществе. 2008 г. № 5
8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 2007.
9. Волошина И.А., Солнцева В.А. Психологическая поддержка клиентов службы занятости. // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. Тезисы докладов научной конференции Института психологии. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
10. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины. // Вопросы психологии. – 1998. – №4. – с. 47 – 62.
11. Дановский С.Л. Социологическая и психологическая характеристика безработных. // Социологические исследования. – 2004. – № 7.
12. Джанерьян СТ. Методологические вопросы изучения профессиональной Я-концепции личности – Психологический вестник, вып. 8, Ростов-на-Дону, 2008.
13. Дмитриева М.В. Мотивационные установки личности в ситуации потери работы. – Санкт-Петербург, 2009.
14. Евсевичева И.В., Лунева Л.Н. Представления работающих семейных женщин о карьере. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2005. – №1.
15. Завьялова Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально-личностный аспект). – СПб, 2008.
16. Кибанов А.Я. Управление деловой карьерой персонала / Управление персоналом организации: Учебник. – М.: ИНФРА, 2007.
17. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
18. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. – Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
19. Кричевский Р.Л. Социальная психология: личность и общение. // Учебное пособие. – М, РАГС, 2008
20. Кузнецова И.В., Шалошник И.В. Портрет безработного глазами работодателей. – М., 2006.
21. Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности. / Социальная психология личности. Под ред. А.А. Бодалева. Л., «Знание», 2009, № 4.
22. Мезенцева Е.Б. Равенство возможностей в сфере занятости или «защитные меры». Женщины перед лицом выбора. //Женщины и социальная политика (гендерный аспект) / Под.ред. З.А. Хоткиной. – М., 2009.
23. Михайлова Н.Б. Опыт психологического исследования ситуации безработицы. // Психологический журнал. – 2008. – Т. 19, № 12
24. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. Т.2 – М., 2006
25. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2011
26. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. – М.: МО, 2010
27. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования./ Под ред. А.А. Бодалека, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 2007, № 3.
28. Организация и деятельность Клубов ищущих работу и курсов «Новый старт»: Методическое пособие/ составит. З.А. Чурбанова – Челябинск, ЦПНПИ, 2007.
29. Основы социально-психологической теории. Учебное пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов. / Под общ. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. – М.: Международная педагогическая академия, 2008
30. Палуди М. Секреты женщин в психологии. – СПб.: Питер, 2003.
31. Петров В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых. // Психологический журнал. – 2007 – Т. 14, № 6
32. Прокопьева Е.В. Профессиональная Я-концепция психологов. Ростов-на-Дону 2009.
33. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Институт практической психологии. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007.
34. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2012.
35. Ржаницина Л.С., Сергеева Г.П. Женщины на российском рынке труда. // Социологические исследования. – 2006. – № 9
36. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. – Л.: Наука, 2011.
37. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Эксмо, 2009.
38. Свенцицкий А.Л. Мотивы трудовой деятельности личности. // Социальная психология личности. / Под ред А.А. Бодалева. Л.: Знание, 2009,
39. Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций, 2007
40. Толстая А.Н. Управление карьерой в организации /Психология управления/ Под ред. А.В. Федотова – 2009, № 2.
41. Чирикова А. Женщина во главе фирмы. // Вопросы экономики. – 2008. – № 4.
42. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии – 2006, № 5
43. Шекшня СВ. Управление персоналом в современной организации: Учебно-методическое пособие. – М.: Бизнес-школа «Интелл-Синтез», 2006.
44. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 2011.
Тема: | «Социально-психологические барьеры, препятствующие построению карьеры женщины» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 82 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
Психологические предпосылки успешной профессиональной самореализации женщин
69 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ…3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИНЫ1.1 Понятие профессиональной самореализации в психологии…6РазвернутьСвернуть
1.2 Роль профессиональной самореализации в успешности личности….12
1.3 Гендерный аспект в успешной профессиональной самореализации женщины…19
1.4 Психологические предпосылки успешной профессиональной самореализации женщины …32
Выводы….39
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИНЫ
2.1 Организация и методы исследования….43
2.2. Анализ и интерпретация результатов….46
Выводы….55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ….62
-
Дипломная работа:
Психологическая коррекция созависимых отношений у женщин
130 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЗАВИСИМЫХ ОТНОШЕНИЙ У ЖЕНЩИН 71.1. Феномен созависимости в трудах отечественных и зарубежных ученых 7РазвернутьСвернуть
1.2. Специфика развития созависимых отношений 18
1.3. Характеристика психологических особенностей женщин с созависимостью 27
1.4. Выводы по первой главе 35
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЗАВИСИМЫХ ОТНОШЕНИЙ У ЖЕНЩИН 37
1.1. Организация и методология исследования 37
1.2. Диагностика психологических особенностей созависимых отношений у женщин 40
1.3. Программа психологической коррекции «Снижение созависимых отношений у женщин» 48
1.4. Оценка эффективности реализации программы психологической коррекции как средства снижения созависимых отношений у женщин 55
Выводы по второй главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 -
Дипломная работа:
Социально-психологические аспекты управления персоналом предприятия
62 страниц(ы)
Введение….3
Глава 1.Социально-психолигические аспекты управления персоналом: теоретические вопросы….5
1.1. Методы управления персоналом…51.2. Социально-психологические методы управления персоналом….14РазвернутьСвернуть
1.3. Формирование оптимального социально-психологического климата….22
Глава 2. Анализ социально-психологических аспектов управления персоналом на ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля»…26
2.1. Общая характеристика предприятия….26
2.2. Анализ социально-психологических методов управления персоналом…36
2.3 Рекомендации по совершенствованию социально-психологического
климата….44
Заключение…53
Глоссарий….55Список источников…58
Список условных сокращений….61
Приложения…62
-
Курсовая работа:
Факторы, влияющие на социально-психологический климат поездных бригад
48 страниц(ы)
Введение…4
1.Проблемы социально-психологического климата в психологии….7
1.1 Понятие социально-психологического климата….….71.2. Виды социально-психологического климата….….8РазвернутьСвернуть
1.3. Факторы, влияющие на социально-психологический климат….10
1.4. Личность руководителя как важный фактор, влияющий на СПК группы….….….17
1.4.1 Руководство как феномен психологической власти
в группе….….….17
1.4.2 Общение с подчиненным как фактор управления СПК
в группе….22
1.4.3 Стиль руководства эффективного руководителя….….24
1.5. Психологический анализ профессиональной деятельности…26
2. Исследовательская часть работы….…28 2.1 Планирование исследования….…28
2.2. Характеристика выборки….….29
2.3. Методы исследования….…29
2.3.1.исследование стиля руководства трудовым коллективом….29
2.3.2. исследование социально-психологического климата….…31
2.3.3. диагностика социально-психологического климата группы….33
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования стиля
руководства и социально-психологического климата поездных бригад…34
2.4.1. анализ результатов изучения стиля руководства
начальников поездов… 34
2.4.2.анализ результатов изучения социально-психологического климата поездных бригад….36
2.4.3. анализ результатов изучения факторов, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологического климата….37
2.5. Рекомендации по улучшению социально-психологического климата работников поездных бригад….…38
Выводы…42
Заключение….…45
Список использованной литературы…47
-
Дипломная работа:
Исследование социально-психологических установок сотрудников, влияющих на удовлетворенность трудом
146 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СОТРУДНИКОВ, УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ, ЖИЗНЬЮ 111.1. Установки личности: понятие, подходы к изучению и принципы формирования 11РазвернутьСвернуть
1.2. Удовлетворенность жизнью и работой как психологический феномен 20
1.3. Социально-психологические установки личности, влияющие на удовлетворенность работой и жизнью 30
1.4. Психологические особенности профессиональной деятельности работников строительной сферы 42
Выводы по главе 1 49
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ СОТРУДНИКОВ 52
2.1. Методы и организация исследования 52
2.2. Количественная интерпретация результатов эмпирического исследования, влияния установок личности на удовлетворенность трудом и жизнью 57
2.3. Качественная интерпретация результатов эмпирического исследования влияния установок личности на удовлетворенность трудом и жизнью 71
2.4. Разработка научно обоснованных рекомендаций по развитию удовлетворенности трудом и жизнью персонала в контексте установок личности 87
Выводы по главе 2 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ
-
Дипломная работа:
Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе (на примере магазина одежды)
48 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ 5
1.1 Социально-психологический климат в трудовом коллективе и методы его формирования 51.2 Нематериальная мотивация как способ улучшения социально-психологического климата в трудовом коллективе 16РазвернутьСвернуть
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ МАГАЗИНА «COLLINS» И ЕЕ ОПТИМИЗАЦИЯ 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 24
2.2 Анализ социально-психологического климата 29
2.3 Пути улучшения социально-психологического климата 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Предыдущая работа
Особенности речевого развития умственно отсталых детейСледующая работа
Мировой валютный рынок: современное состояние и перспективы развития




-
Дипломная работа:
Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
61 страниц(ы)
Введение….…3
Глава I.Теоретические основы формирования музыкального вкуса у школьников.7
1.1.Развитие музыкального вкуса как педагогическая проблема.71.2. Особенности развития музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста….14РазвернутьСвернуть
Глава II. Экспериментальное исследование развития музыкального вкуса учащихся….22
2.1. Содержание, формы и методы развития музыкального вкуса на музыкальных занятиях….22
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты….39
Заключение….47
Список литературы…49
Приложения….….53
-
Курсовая работа:
Интерактивная доска как средство формирования лексических навыков
60 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ…3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ….6
1.1. Компьютерные программы при изучении иностранного языка младшими школьниками….….….61.2. Использование презентаций на занятиях по обучению иностранному языку младшими школьниками….8РазвернутьСвернуть
1.3. Интерактивная доска как современное средство формирования лексических навыков ….….….12
Выводы по 1 главе….…17
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ….….19
2.1. Речевое развитие школьников в условиях реализации ФГОС….19
2.2. Технологии формирования иноязычных лексических навыков….22
2.3 Методические приемы формирования лексических навыков с помощью интерактивной доски….28
Выводы по 2 главе….34
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….35
3.1 Анализ УМК по иностранным языкам….35
3.2 Самостоятельные упражнения с интерактивной доской….39
Выводы по 3 главе….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….….46
ПРИЛОЖЕНИЕ А….….50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…56
-
Курсовая работа:
37 страниц(ы)
Глава 1. Математическая формулировка
задачи о коммивояжере…. стр. 3
§1. Постановка вопроса…. стр. 3
§2. Некоторые примеры…. стр. 6§3. Необходимые сведения из теории графов…. стр. 14РазвернутьСвернуть
§4. Построение полного графа задачи о коммивоя-
жере на основе анализа графа коммуникаций…. стр. 17
Глава 2. Методы решения задачи о коммивояжере… стр. 19
§1. Эвристические методы и методы Монте-Карло. стр. 19
§2. Сведение задачи о коммивояжере к задачам це-
лочисленного линейного программирования … стр. 21
§3.Решение задачи о коммивояжере методами дина-
мического программирования…. стр. 25
§4.Метод ветвей и границ…. стр. 27
Заключение …. стр. 36
Литература …. стр. 37
-
Дипломная работа:
Освоение гитарной музыки с использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий
68 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОСВОЕНИЯ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 81.1. Психолого-педагогические проблемы освоения гитарной музыки учащимися 8РазвернутьСвернуть
1.2. Приемы звукоизвлечения и приемы игры на гитаре 23
1.3. Особенности современных гитарных программ 31
Выводы по первой главе 41
ГЛАВАЛ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 43
2.1. Содержание, формы и методы освоения гитарной музыки с использованием современных средств музыкально-компьютерных технологий 43
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 48
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
-
Магистерская работа:
72 страниц(ы)
Глава 1. Теоретические основы художественно-творческой деятельности в условиях дополнительного образования. Теоретические основы понятия коммуникативных способностей и арт-тимбилдинга 101.1. Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования. Коммуникативные способности личности и арт-тимбилдинг как ключевые понятия .10РазвернутьСвернуть
1.2. Психологический аспект развития коммуникативных способностей личности в процессе художественно-творческой деятельности 20
1.3. Педагогические условия развития коммуникативных способностей личности в процессе ХТД в системе ДО 27
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование по развитию коммуникативных способностей личности в процессе художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования 36
2.1. Экспериментальная работа по изучению начального уровня развития коммуникативных способностей личности 36
2.2. Описание и результаты экспериментальной проверки метода развития коммуникативных способностей личности в процессе художественно-творческой деятельности 44
2.3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных способностей личности в процессе художественно-творческой деятельности в системе дополнительного образования 49
Заключение 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Приложение № 1 69
Приложение № 2 71
Приложение № 3 72
-
ВКР:
84 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Акварельная живопись в изобразительном искусстве 8
1.1. История акварельной живописи 8
1.2. Пейзажный жанр в акварельной живописи 121.3. Башкирские художники-акварелисты 24РазвернутьСвернуть
Глава II. Методика работы над серией работ «Тропинка в родительский дом».
2.1. Работа над эскизами к серии работ «Тропика в родительский дом».28
2.2. Последовательность работы над дипломным проектом «Тропинка в родительский дом» 31
2.3. Методические рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников средствами живописи 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
-
Дипломная работа:
Формирование кадрового резерва в образовательной организации профессионального образования
53 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ 3 КАДРОВОГО РЕЗЕРВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие, сущность и виды кадрового резерва1.2. Принципы и методы формирования кадрового резерваРазвернутьСвернуть
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОГО РЕЗЕРВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Общая характеристика персонала и правовые аспекты технологий формирования кадрового резерва в образовательном учреждении
2.2. Особенности использования и формирования кадрового резерва в образовательной организации
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Основные направления работы по формированию кадрового резерва в образовательной организации
3.2. Методические рекомендации по разработке системы формирования кадрового резерва в образовательной организации профессионального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
-
Курсовая работа:
Наземная газотурбинная энергетическая установка с силовой турбиной
64 страниц(ы)
Введение ….….6
1 Краткое описание ГТУ АЛ-31СТЭ….….….…7
1.1 Краткое описание ГТУ….….7
1.2 Конвертирование авиационного ГТД АЛ-31Ф при созданиистационарной ГТУ….…13РазвернутьСвернуть
2 Термогазодинамический расчет ГТУ на номинальном режиме….16
2.1 Ручной расчет….….16
2.1.1 Исходные данные для расчета….…16
2.1.2 Расчет рабочего процесса в компрессоре….….…18
2.1.3 Расчет рабочего процесса в наружном контуре….20
2.1.4 Расчет рабочего процесса в камере сгорания….20
2.1.5 Расчет рабочего процесса в турбине….22
2.1.6 Расчет рабочего процесса в выходном тракте….26
2.1.7 Расчет основных характеристик ГТУ…27
2.2 Термогазодинамический расчет в системе математического
моделирования DVIGwT…28
3 Расчет эксплуатационных характеристик ГТУ…37
3.1 Расчет нагрузочных характеристик….37
3.2 Расчет климатических характеристик….41
4 Предварительный расчет свободной силовой ГТУ на номинальном режиме….46
4.1 Исходные данные для расчета….46
4.2 Предварительная оценка геометрических и кинематических
параметров в выходном сечении силовой турбины на номинальном режиме.48
4.3 Выбор числа ступеней турбины и распределение эффективной работы
по ступеням….49
5.4 Расчет турбины на номинальном режиме по среднему диаметру…54
5 Газодинамический расчет многоступенчатой турбины по среднему диаметру и высоте лопатки….55
Заключение ….….58
Список использованных источников ….59
Приложение А (обязательное) Схема проточной части пятиступенчатой
турбины….61
Приложение Б (обязательное) Построение треугольников скоростей…62
-
Реферат:
Диалог разных культур на уроках русского языка
12 страниц(ы)
Диалог разных культур на уроках русского языка -
Дипломная работа:
Литературная сказка в прозе серебряного века
119 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ
§ 1.1. Литературная сказка: история развития.…10§ 1.2.Сказка в русской литературе начала XX века: поэтика, проблематика….25РазвернутьСвернуть
§ 1.3. Аспекты изучения литературной сказки в школе.….38
ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.И. ЗАМЯТИНА, Ф.К. СОЛОГУБА, Н.К. РЕРИХА, А.Н. ТОЛСТОГО, САШИ ЧЕРНОГО
§ 2.1.Сказочный мир Е.И. Замятина….….44
§ 2.2. «Политические сказочки» Ф.К. Сологуба ….55
§ 2.3. Сказки Н.К. Рериха…73
§ 2.4. Комизм в литературной сказке А.Н. Толстого…82
§ 2.5. «Солдатские сказки» Саши Черного ….90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….107
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ…115