У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Дневник веры аксаковой как историческая хроника и религиозная исповедь о россии: историко-культурный и методический аспекты изучения в школе» - Дипломная работа
- 82 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
ВВЕДЕНИЕ….…3
ГЛАВА 1. ДНЕВНИК В.С.АКСАКОВОЙ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА….7
1.1 СПЕЦИФИКА ЖЕНСКОГО ДНЕВНИКА.….…7
1.2. ОСОБЕННОСТИ ДНЕВНИКА В.С. АКСАКОВОЙ….17
1.3. СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ В.С. АКСАКОВОЙ….….…22
1.4. В.С. АКСАКОВА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК….31
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ….36
ГЛАВА 2. ДНЕВНИК В.С. АКСАКОВОЙ КАК ИСПОВЕДЬ О РОССИИ.39
2.1. ИСПОВЕДАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР РАЗМЫШЛЕНИЙ В.С. АКСАКОВОЙ О КРЫМСКОЙ ВОЙНЕ….….39
2.2. В.С. АКСАКОВА О ПУТИ РОССИИ….…43
2.3. РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В.С. АКСАКОВОЙ…48
2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АКСАКОВСКОГО НАСЛЕДИЯ В ШКОЛЕ….52
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….….73
ПРИЛОЖЕНИЕ….80
Введение
Духовный портрет талантливой писательницы, мемуаристки, общественного деятеля Веры Сергеевны Аксаковой, дочери русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, наиболее полно, на наш взгляд, раскрывается в ее дневнике 1854-1855 гг., который отражает общественно-культурные и эстетические искания русского общества 1850-х гг.
Наряду с эпистолярным наследием В.С. Аксаковой этот документ является одним из наиболее интересных и в некоторой степени важных памятников своей эпохи. Однако дневник В.С. Аксаковой на долгие годы был забыт и привлекался лишь в качестве дополнительного исследовательского материала. В современном литературоведении дневник относится к числу непрочитанных и малоизученных сочинений.
Впервые в наиболее полном виде текст дневника В.С. Аксаковой был опубликован в 1913 году в Санкт-Петербурге в книге под названием «Славянофильский архив. Книга вторая. Вера Аксакова. Дневники. Письма». Спустя сто лет, в 2013 году, дневниковые записи были переизданы Т.Ф. Пирожковой и снабжены научным комментарием, множеством иллюстраций и аннотированным указателем имен (Аксакова). Благодаря кропотливой работе исследователя в современном литературоведении появилась возможность обратиться к забытому дневнику, полному независимых и критических суждений мемуаристки. Вместе с тем вступительная статья критика «Жизнь как трудный подвиг» помогает читателю не только узнать подробности о семье Аксаковых, но и понять контекст создания дневника, постичь детали исторической и культурной обстановки в России. Иллюстрации позволяют воочию представить великих людей своего времени, а обширные комментарии помогают осмыслить исторические события. Интересно, что до Т.Ф. Пирожковой данный дневник никто не переиздавал в полном объеме. Между тем дневниковые записи отражают мысли не только автора, но и всего просвещенного общества России тех лет.
Обращение к дневнику В.С. Аксаковой важно не только для изучения биографии мемуаристки, ее творческого пути, особенностей взаимоотношений в аксаковской семье, но и для глубокого исследования взглядов автора и ее современников на исторические события. Дневник содержит материалы о жизни семьи Аксаковых, литературных явлениях, позиции славянофилов к современной им исторической эпохе, размышления о судьбе России и т.д. Два неполных года, в течение которых вела дневник В.C. Аксакова, были ознаменованы в России эпохальными: они были насыщены тяжелыми событиями, связанными с Крымской войной, сменой правительства и др. Поистине его можно считать документом, отражающим жизнь страны и ее народа, исповедью, передающей боль за Россию. Для нашей работы большое значение имеют, прежде всего, те дневниковые записи, в которых дано наиболее полное представление мемуаристки о семейных отношениях, современной литературе, Крымской войне, пути России и вере.
Высказанные соображения позволяют говорить о том, что актуальность данной работы определяется тем, что дневник Веры Аксаковой представляет собой малоизученное явление, чем и привлекает внимание для его дальнейшего исследования. Интерес представляет не только жанровая специфика дневниковых записей, но и раздумья о семье, литературе, войне, а также представленные религиозно-философские размышления автора о мире, истории, времени, России.
Объектом исследования является дневник Веры Сергеевны Аксаковой от 1854-1855 гг.
Предметом исследования – дневниковые записи, отражающие философские мысли о судьбе России, русском народе, личные переживания автора о семье, литературе, исторических событиях, связанных с Крымской войной.
Научная новизна исследования видится в том, что обращение к дневниковым записям Веры Аксаковой позволяет расширить представления о самом авторе, показать традиции литературного и семейного уклада жизни. Вместе с тем в работе на основании размышлений автора об истории, народе, семье, литературе и др. предпринята попытка проанализировать взгляды автора на судьбу России. Вера Аксакова представлена как творческая личность, которую характеризует глубокая нравственность и религиозность, высокая духовность, образованность и интеллигентность.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в преподавании теоретических курсов по литературе, а также помочь в разработке пособий, посвященных региональной литературе.
Цель работы состоит в описании, комментировании и анализе основных тем и проблем, нашедших выражение в дневниковых записях Аксаковой.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
– проанализировать жанровую специфику женского дневника XIX века;
– представить творческий портрет Веры Аксаковой, выделить особенности дневниковых записей мемуаристки, обозначить основные темы и проблемы произведения;
– проанализировать взгляды автора на литературные веяния;
– определить отношение автора к собственной семье;
– определить отношение Веры Аксаковой к проблемам эпохи, историческим событиям, религии
– обозначить методические аспекты изучения аксаковского наследия в школе.
Материалом исследования послужили дневниковые записи Веры Сергеевны Аксаковой за 1854-1855 годы.
Методологической основой исследования послужили труды Е.И.Анненковой, В.В.Борисовой, А.П.Дмитриева, А.А.Зализняк, Г.Н.Кузиной, М.П.Лобанова, Э.Маньянини, Т.Ф. Пирожковой, И.Л. Савкиной, В.А. Степченко и др.
Методы исследования. Исследование носит историко-литературный характер. Исходя из поставленной цели и определения ряда задач, в работе применялся комплекс методов, необходимых для реализации исследования: биографический, сравнительно-исторический, типологический, исторический, философский.
Апробация исследования. Результаты исследования представлены на XXIV Аксаковских чтениях (г. Уфа, 2015 г.), республиканском конкурсе на соискание Премии Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан им С.Т. Аксакова (г. Уфа, 2015 г.), региональной научно-практической конференции в БГПУ им.М. Акмуллы «Система непрерывного образования: школа – педколледж – вуз», всероссийском конкурсе «Лучшая научная статья - 2016» (г. Киров).
Исследование имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, включающий 55 наименований.
Выдержка из текста работы
ГЛАВА I. ДНЕВНИК В.С. АКСАКОВОЙ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА
1.1. Специфика женского дневника
Дневник В.С. Аксаковой за 1854-1855 гг. – уникальный памятник XIX века, он имеет целый ряд специфических особенностей и несет в себе большую смысловую нагрузку. Но прежде чем говорить о конкретном дневнике, необходимо вспомнить, особенности жанра дневника.
Нужно отметить, что дневник как литературный жанр наряду с воспоминаниями, записками, автобиографией следует рассматривать в контексте всей мемуарной литературы. Дневниковый жанр сам по себе сохраняет и свое историческое значение. Он фиксирует прошлое, помогает глубже узнать чувства автора, ознакомиться с бытом и укладом его жизни, познать его внутренний мир и мысли. В дневниковых материалах также можно найти неопубликованные факты, выявить интересные наблюдения.
Жанр дневника – один из самых древних жанров литературы и, по мнению некоторых исследователей, начал распространяться уже с появлением письменности. Однако сформировался дневник не сразу и совместил в себе черты разных жанров: хождений, путешествий, исповедей, хроник, мемуаров, автобиографий, писем.
Обратимся к «Литературной энциклопедии терминов и понятий» А.Н. Николюкина: «Дневник – периодически пополняемый текст, состоящий из фрагментов с указанной датой для каждой записи» (Николюкин, 232). В словарной статье представлены основные особенности, которые так или иначе реализованы в любом дневнике:
1. периодичность, регулярность ведения записей;
2. связь записей с текущими, а не с давно прошедшими событиями и настроениями;
3. спонтанный характер записей (времени между событиями и записью прошло слишком мало, последствия еще не проявили себя, и автор не в состоянии оценить степень значительности происшедшего);
4. литературная необработанность записей;
5. безадресность или неопределенность адресата многих дневников;
6. интимный и поэтому искренний, частный и честный характер записей;
7. исповедальный характер;
8. фиксация «мелочей»;
9. самоанализ и точная дата(Николюкин, 232).
Также отмечается, что дневник «обычно тяготеет либо к официальному документу, либо к частной записи»(Николюкин, 233). Документальные дневники интересны для историков, а в бытовых дневниках автор в большей степени анализирует свой внутренний мир и события, происходящие в личной жизни (Николюкин, 233). Упоминается и о том, что дневник близок к письмам, «особенно к регулярной переписке, где также сообщается о текущем, материал не отбирается и новости записываются «по горячим следам»(Николюкин, 233).
Исследователь А.А. Зализняк отмечает, что дневник отличает также фрагментарность, нарушение причинно-следственных связей, интертекстуальность, смешение документального и художественного, незавершенность и отсутствие единого замысла [27]. А.А. Зализняк, характеризуя черты дневника, пишет, что «Дневник — это текст о себе. О чем бы в нем ни писалось — о событиях личной жизни или социальных переворотах, излагаются ли мысли и переживания автора или приводятся понравившиеся цитаты или услышанный обрывок разговора, пишется хроника текущих событий или составляется план диссертации, — это документ о личности пишущего, и именно как таковой пишущим воспринимается» [26].
Е.В. Богданова в статье «Языковые особенности жанра дневника» отмечает, что дневники относятся к «фактографической прозе»: прозе, которая только фиксирует факты, а не анализирует и обобщает [22]. Мы полагаем, что данное суждение нельзя относить ко всем дневникам, без исключения, так как многие из них ориентированы именно на анализ собственной личности, а также текущих и прошедших событий.
В качестве признаков дневника Е.В. Богданова также отмечает«категоричность и неаргументированность общих оценок», а также то, что записи строятся«на основе первичных впечатлений, непроверенных предположений, слухов, мнений» [22]. Это положение представляется нам справедливым, ниже мы в этом убедимся.
Е.В. Богданова отмечает связь дневника с христианскими традициями и библейской тематикой: исследователь полагает, что «автобиографический жанр литературы близок библейским Евангелиям, то есть свидетельствованиям от первого лица» [22].О.Г. Егоров считает, что литературный дневник восходит уже к поздней античности и «прообразом дневника были «Размышления» Марка Аврелия» [23].
Нам представляется возможным принять во внимание все эти мнения, так как дневник складывался долго и мог вобрать в себя признаки всех названных жанров.
Появление еще не сформировавшегося жанра дневника в России исследователи связывают с принятием христианства и началом путешествий по святым местам [21]. Паломническая литература и хождения предшествуют жанру дневника. Несмотря на то, что в хождениях личные авторские переживания не столь важны, хождения c дневником сближает хронологический порядок описываемых событий, повествование от первого лица, реальный, автобиографический материал, психологизм, эмоциональность, субъективность, документальность, личные впечатления, индивидуальность.
Дневник с путешествиями объединяют подчеркнутый психологизм, чувственность, рефлексия; с исповедью – искренность; с письмами – ограниченное количество читателей (часто мысли дневника и писем одного автора к адресатам перекликаются); с записками – фрагментарность.
С автобиографиями дневники сближает то, что в обоих случаях рассказ ведется от себя и о себе. Но если дневник пишется длительное время, предполагает ведение записей изо дня в день, чтобы сразу запечатлеть все происходящее и выразить к этому свое отношение, то автор собственной биографии смотрит на свою жизнь как бы сверху, анализирует почти прожитую жизнь, рассматривает события уже после всех последствий. К тому же автобиография изначально предполагает читателя, в отличие от дневников, которые в большинстве случаев адресата не имеют.
В России светские начала появляются в XVIII веке, в это время усиливается интерес к внутреннему миру человека. Во второй половине века дневник выделяется в особый жанр. Распространение дневника в XVIII веке связывают с развитием сентиментализма, которому тоже были близки исповедальность, самонаблюдение и анализ собственной личности, собственных чувств и переживаний [22].В конце века жанры дневника, писем и мемуаров взаимодействуют и сближаются.Поэтому эти жанры долгое время не отделяли друг от друга и относили их к мемуарной литературе. Жанры смешивались, и сейчас достаточно сложно разграничить их.
XIX век, по мнению некоторых исследователей, стал наиболее важным для становления жанра дневника. В это время люди в рамках жестокой социальной действительности, старались противопоставить свои чувства, свою внутреннюю жизнь общественным событиям и возвысить их. В XIX веке сформировались основные виды дневника и началась их публикация [23].
В качестве важных признаков дневника можно назвать его незавершенность, в подавляющем большинстве примеров. «Дневник либо прерывается в силу резкого поворота в судьбе автора, либо считается завершенным самим дневниковедом. Так или иначе, а большинство дневников оставляют впечатление недоговоренности», – пишет О.Г. Егоров [23].
Первые дневники в общепринятом смысле этого слова появились в XVII веке в Англии. В начале XVIII в. Джонатан Свифт включает в «Дневник для Стеллы» (Свифт) 65 писем Эстер Джонсон – это обстоятельство знаменует новый этап в развитии дневника, и лишний раз подчеркивает близость жанра дневника и жанра письма. Произведение представляет собой письма, в которых Дж. Свифт описывает свои дни в Лондоне, и которые отправляет Эстер Джонсон. Опубликованный через полвека эпистолярный роман получил широкую известность. «Дневник для Стеллы» достоверно запечатлевает каждый день, передает мысли и настроение автора. Дневник поистине можно считать документом, отражающим эпоху XVIII века.
В России XVIII века дневники также получают распространение. Среди известных можно назвать «Дневник происшествий» Г.А.Скопина (1762 – 1796), «Дневник» Платона (П.Г.Левшина) (1763 – 1765), «Из дневника масона» А.Я.Ильина (1775 – 1776) и многие другие.
Отечественная война 1812 года подняла на новый уровень духовное самосознание одного человека и целого народа. Как пишет А.Г. Тартаковский, первичная социальная функция мемуаристики заключается в историческом самосознании личности[14, 11]. Дневники этого времени отличаются не только сосредоточенностью на собственной личности, но и на осознании себя как человека наблюдающего за великими переменами, переживающего их, понимающего свою роль в ходе истории («Дневник партизанских действий» Д.В. Давыдова (Давыдов)).
В XIX веке писатели начали применять жанр дневника в художественных произведениях для более точного описания характера героя, или для отражения воспоминаний автора (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (Лермонтов), Н.В.Гоголь «Записки сумасшедшего» (Гоголь)).
Особую ценность представляют личные дневники русских писателей, в которых можно из первых уст узнать об авторе, проследить за становлением его личности, субъективными взглядами, мировоззрением. Такие дневники отличаются индивидуальным стилем и слогом, поэтому они в равной степени представляют интерес для филологов и историков. К таким дневникам можно отнести дневники Ф.М. Достоевского (Достоевский), дневник И.А. Бунина (Бунин).
Дневник Л.Н. Толстого (Толстой) велся с 1847 года на протяжении всей жизни. В нем писатель ставил перед собой цели и задачи по самосовершенствованию, формулировал свои жизненные правила, отмечал свои успехи в выполнении задач. Дневник Толстого, как отмечает А.И. Шифман, является «и ежедневным «журналом занятий», и местом исповеди, и лабораторией первых литературных опытов» [33].
Среди известных личных дневников XX века в России «Окаянные дни» И.А. Бунина (Бунин) занимают особое место: автор рассуждает о революции и гражданской войне, со всей точностью и драматизмом изображает страну в трудное время, записи имеют документальный характер.
Писатель М.М. Пришвин вел свои дневники полвека (Пришвин), они отличаются достоверностью, отражают историю русского общества с 1905 до 1954 года, история России здесь переплетается с историей собственной личности писателя.
В годы Великой Отечественной Войны многие использовали жанр дневника с целью досконально запечатлеть все происходящие события. В качестве примера можно привести «Дневник Нины Костериной» (Костерина). «Блокадная книга» А.М. Адамовича и Д.А. Гранина (Адамович, Гранин), в которой описываются страшные картины осажденного Ленинграда, включает в себя и дневники частных лиц: Г.А.Князева, Л.Г.Охапкиной и двенадцатилетнего Юры Рябинкина. Эти дневники помогли создать более объективную картину, узнать о происходящем из первых уст, ощутить трагизм создавшегося положения.
Нельзя обойти вниманием и дневник Анны Франк (Франк), в котором обличается нацизм, геноцид. Эпистолярный дневник на нидерландском языке она адресовала вымышленной подруге Китти и вела его два года,описывая все, что происходило в убежище. Сначала А. Франк писала письма только для себя. Но потом решила создать книгу, взяв за основу свой дневник. Это решение повлекло за собой переработку некоторых записей, дополнения, исправления.
Нетрудно заметить, что авторы большинства перечисленных нами дневников мужчины. Однако не следует делать поспешных выводов о том, что данный жанр был подвластен только представителям сильного пола. Женщинами также написано много мемуарной литературы, а неизвестность текстов объясняется тем, что эти произведения малоизученны в литературоведении.
Прежде чем приступить к рассмотрению дневника В.С. Аксаковой проанализируем другие женские дневники XIX века.
Главную сущность большинства женских дневников, на наш взгляд, как нельзя лучше описала М.К. Башкирцева: «это всегда интересно – жизнь женщины, записанная изо дня в день, без всякой рисовки, как будто бы никто в мире не должен был читать написанного, и в то же время с страстным желанием, чтобы оно было прочитано»(Башкирцева, 10).
Женские дневники в рамках мемуарной литературы выделяют как особую разновидность. Долгое время исследователи относились к ним небрежно, использовали их при изучении отдельных исторических личностей, а авторов дневников лишь в качестве свидетелей. Так как считалось, что для ведения дневника не нужно обладать литературными способностями, и этот жанр подвластен любому, дневники, тем более женские, остались не изученными, долгое время их не относили к литературному жанру. Исследователь И.Л. Савкина отмечает, что «автодокументальные жанры, так же как и женское, оказываются маркированы знаком маргинальности»[11, 13].
По мнению И.Л. Савкиной во второй половине 50-х гг. XIX веканачинается время,«когда ясно и зримо меняется положение женщины, формы ее участия в общественной и культурной жизни»[11, 16], в этот период набирает популярность литература о себе, это «время, когда дневники, письма, путевые заметки, записки пишут чуть ли не все поголовно» [11, 16].
Несмотря на то, что в настоящее время опубликовано множество женских дневников, представляющих ценность для литературы, истории и культуры, многие из них неизвестны и малоизученны. И.Л. Савкина одна из немногих исследователей, который занимается изучением женских дневников. Ее монография «Пишу себя» [11] посвящена автодокументальным женским текстам (в том числе и дневникам), написанным с 1820 по 1852 годы в России. Несмотря на то, что дневник В.С. Аксаковой был написан чуть позже, анализ материала, изученный И.Л. Савкиной, представляет большую ценность для нас, так как помогает понять, что именно отличает дневник В.С. Аксаковой от типичных женских дневников, а что сближает с ними.
В качестве предмета исследования автор монографии выбирает самые яркие русские женские дневники первой половины XIX века: дневники А.П. Керн, А.В. Якушкиной, А.А. Олениной, А.И. Колечицкой, Е.И. Поповой. Отметим основные черты данных дневников.
Дневники А.П. Керн и А.А. Олениной – типичные женские дневники XIX века: авторы рассказывают о своих душевных терзаниях (Керн – о любовных переживаниях, Оленина – о страхе остаться одной). А.П. Керн по традиции использует в дневнике чужое слово: приводит отрывки из романов и стихотворений, которые помогают ей из собственного «Я» составить персонаж.
Дневник А.А. Олениной рассказывает также и об общественных событиях: о декабристах, о войне с турками. Возможно, что автор передает не свои собственные взгляды, а взгляды отца или еще кого-то, кто является авторитетом. Несмотря на то, что подробностей об этих событиях не так много, и в большей степени преобладают мысли о чувствах людей, которых затрагивают эти события, становится ясно, что для автора общественные явления имеют большое значение. Именно это сближает дневник А.А. Олениной с дневником В.С. Аксаковой.
Дневник А.И. Колечицкой близок к жанру молитвы, исповеди. Автор пишет об идеале женщины: о женском предназначении, связанном с православно-религиозными представлениями, включающими в себя идеи долга, смирения, жертвенности и самоотречения, об обязанности быть примерной женой, матерью и хозяйкой [11, 126]. Похожие мотивы находим и в записях В.С. Аксаковой.
Таким образом, дневники первой половины XIX века стоят у истоков жанра женского дневника и имеют общие черты: исповедальность, субъективность, часто содержат размышления не только о собственной личности, но и об исторических событиях.
Дневник Марии Константиновны Башкирцевой, русской художницы, велся ею с 1870 по 1884 гг., то есть с двенадцати лет до самой смерти. Большой по объему, написанный на французском языке, он стал знаменитым и был переведен на многие языки мира. Глубокий психологизм и удручающую обреченность отмечают все исследователи дневника. Сама Башкирцева написала к нему предисловие, в котором, обращаясь к читателю, дает краткую автобиографию и признается в причинах ведения дневника: «К чему лгать и рисоваться! Да, несомненно, что мое желание, хотя и не надежда остаться на земле во что бы то ни стало» (Башкирцева, 5), «…если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным» (Башкирцева, 5).
Мария Башкирцева в чем-то близка Вере Аксаковой по характеру, по духу: такая же страсть к чтению, к общественным проблемам, такая же наблюдательность, проницательность. Однако дневники их отличаются: если у Аксаковой ярко проявляется ее религиозное мировоззрение и лидирует мотив боли за Россию, то у Башкирцевой на первом месте – мотив тоски и переживаний о себе. Дневник М.К. Башкирцевой продолжает галерею типичных женских дневников.
Наибольшую схожесть с дневником В.С. Аксаковой, на наш взгляд, имеет дневник Татьяны Львовны Толстой-Сухотиной (Сухотина-Толстая), дочери писателя Л.Н. Толстого. Как и отец, она вела свой дневник очень долгое время: с 1878 по 1932 годы, то есть около 54 лет. Благодаря такому долгому ведению, дневник стал хроникой целого поколения, целой эпохи. В своих записях она уделяла внимание не только своей личности, была поглощена не только самоанализом, но и писала о насущных проблемах российского общества той поры.
Дневники Аксаковой и Сухотиной схожи по многим причинам: обе были любимыми дочерями великих писателей и разделяли их взгляды, для обеих семья занимала главное место в жизни, обе имели таланты к творчеству, обеих беспокоила судьба России.
Как и В.С. Аксакова, Т.Л. Сухотина выражает неподдельную любовь к отцу. Записей об отце гораздо больше у Сухотиной, чем у Аксаковой: возможно, это связано с тем, что Сухотина начала свой дневник еще в детстве и родители играли для нее главную роль в жизни, почти в каждой записи есть описания занятий отца: охоты, прогулок, работы, разговоров с детьми. Удивляет сочетание безграничной любви к отцу с боязнью разочаровать родителя: «Папа – единственное утешение и поддержка в моей жизни, и я часто мучаюсь тем, что мало доставляю ему радости» (Сухотина-Толстая).
Есть в дневнике и упоминание о дневнике Башкирцевой: «На днях m-me Башкирцева прислала папа дневник и письма своей умершей дочери. Меня возмутило самомнение и самообожание ее и ее легкомысленный цинизм. Как она пишет о боге, о красоте, о себе! Папа говорит, что у меня с ней какое-то соревнование и что я завидую ее таланту, но это несправедливо» (Сухотина-Толстая). В этой записи замечаем разность натур Башкирцевой и Сухотиной: последней не свойственно самолюбование. Также примечательно и то, что мнение отца сильно влияет на дочь и еще больше повергает в сомнения самокритичную натуру мемуаристки.
Записи Сухотиной о I мировой войне напоминают записи Аксаковой о Крымской войне. Толстая-Сухотина также боится верить в надвигающиеся события: «Страшный суд наступает, и жутко, что будем привлечены к ответу»(Сухотина-Толстая), также передает все дошедшие слухи и испытывает боль за простой народ: «Страшно смотреть на это пушечное мясо и думать, что через несколько дней или недель кто-нибудь из этих молодцов, подшибленный немецкой пулей, ткнется лицом в грязь и так и останется там один умирать» (Сухотина-Толстая).
Записи Сухотиной о войне России с Японией также представляют интерес. Современного читателя может поразить мнение мемуаристки о патриотизме: «Война с Японией. В России воодушевление и патриотический энтузиазм. У меня уныние оттого, что еще возможна война и проявление патриотизма»(Сухотина-Толстая), или «Сколько лет тому назад Герцен говорил, что стыдно быть русскому. Это чувствуется и теперь»(Сухотина-Толстая). Вероятно, в начале XX века уровень развития чувства патриотизма был настолько низок, что подобные суждения были возможны среди интеллигенции.
Отличает дневник Сухотиной от дневника Аксаковой то, что на протяжении всех записей ведется повествование сначала о друге, потом о любимом и наконец муже – Михаиле Сергеевиче Сухотине. В дневнике Аксаковой же нет и намека на переживания личной жизни. В этом, пожалуй, и состоит главное отличие дневника В.С. Аксаковой от всех остальных женских дневников.
Среди наиболее известных женских дневников XX века отметим дневник Зинаиды Николаевны Гиппиус, которая писала о голоде, о беспределе и жестокости, царивших в то время в России (Гиппиус).
Все вышеперечисленные женские дневники, так или иначе, перекликаются с дневником В.С. Аксаковой: они обладают психологизмом, рассказывают о личных переживаниях, и, конечно, отражают общественную ситуацию в России. Разные, написанные по различным мотивам, они сходятся в одном: отражают то, что волнует душу любой русской женщины.
Заключение
Жанр дневника уникален и интересен, так как обладает многими специфическими чертами, не характерными для других жанров: периодичностью, фрагментарностью, незавершенностью, личным характером записей, которые в большинстве случаев носят необработанный характер. Соединивший в себе признаки других жанров дневник явился удобной формой выражения не только личных переживаний, но и размышлений о социальных и исторических переменах в России.
Женские дневники представляют для исследователей особый интерес, так как многие из них написаны известными женщинами и содержат в себе, помимо личных переживаний, описания и анализ современных автору событий. Среди дневников А.П. Керн, А.А. Олениной, М.К. Башкирцевой, Т.Л. Толстой-Сухотиной особое место занимает дневник В.С. Аксаковой. На его страницах мы не найдем размышлений сугубо личного характера (о взаимном или безответном чувстве), напротив, данный дневник, наряду с откровенными записями о семье, друзьях, родственниках, отличает особый аналитизм.
По мере прочтения дневника можно понять, каким образом складываются отношения между членами семьи Аксаковых, их близким окружением.Мы можем с уверенностью сказать, что, несмотря на расхождения политического или идеологического характера, аксаковская семья была духовно едина
В дневниковых записях Вера Сергеевна Аксакова демонстрирует талант литературного критика, несмотря на то, что, порой, ее критические заметки носят субъективный характер. Оценки творчества С.Т. Аксакова, Н.В. Гоголя, П.А. Кулиша, А.С. Хомякова отличаются искренностью, эмоциональностью. Мемуаристка отмечает и достоинства, и недостатки тех или иных произведений своих современников, главным для нее является то, какие чувства пробуждает в читателе русская литература.
Так как поводом к созданию дневника, по всей видимости, были неутешительные вести, связанные с Крымской войной, то и основную часть занимают раздумья о войне, политике, правительстве. Противоречивые действия первых лиц государства удручают Веру Аксакову порой больше, чем неудачи на фронте. О внутренних врагах Аксакова отзывается злобно и честно выказывает к ним недоверие. На фоне недоверия к правительству особенно ярко выглядит восхищение подвигом русского народа – простых солдат, способных на борьбу и победы.
Неприятие мира объясняется тем, что В. Аксакова очень беспокоится не только за судьбу православных братьев, но и за все Православие в целом. Именно поэтому мемуаристкой категорически не принимаются условия возможного мира.
Вопреки ожиданиям В.С. Аксаковой Россия не смогла одержать победу в Крымской войне. Испытывая глубокую боль за страну, мемуаристка все же принимает исход войны с религиозным смирением и полным доверием к Богу.
Анализируемый нами дневник Веры Аксаковой, а также произведения ее отца, С.Т. Аксакова, братьев Константина и Ивана Аксаковых, рассматриваются в рамках регионального компонента Федерального образовательного стандарта. Материалы аксаковского наследия могут помочь учителю в процессе подготовки к урокам по формированию навыков устной и письменной речи, навыков анализа текста. Такие занятия призваны расширить кругозор учащихся.
Таким образом, дневник В.С. Аксаковой представляет собой не только отражение взглядов мемуаристки, так как они во многом перекликаются, а подчас и полностью повторяют взгляды членов семьи Аксаковых: братьев Константина и Ивана, а также главных теоретиков славянофильского течения (И.В. Киреевского,А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина).
Множество тем и проблем, затронутых в дневнике, позволяют окунуться в атмосферу великих событий и перемен, почувствовать царившее на территории всей страны ощущение неопределенности, нестабильности, приближения неотвратимых событий. Можно с уверенностью сказать, что дневник представляет собой неоценимый материал, дающий представление об истории России в годы Крымской войны, смены власти, приближающий читателя к эпохе великой русской литературы и русской философской мысли.
Благодаря живописным и литературным источникам, эпистолярному наследию Веры Аксаковой, складывается впечатление о мемуаристке как об образованной, высокодуховной личности, склонной к размышлениям религиозно-философского характера, кропотливому анализу исторических событий, способной к глубоким личным переживаниям о народе, родине, близких людях.
Посвятившая всю свою жизнь семье Вера Аксакова как никто другой смогла показать непростые взаимоотношения между членами семьи, передать надежды и утраты русского народа, поведать о литературных и общественных веяниях. Благодаря хронологической последовательности записей можно составить практически полную картину о событиях Крымской войны; благодаря близости автора ко многим писателям можно увидеть новые черты в знакомых личностях; благодаря участию Веры Аксаковой в кружке славянофилов можно изнутри увидеть взгляды одного из главных течений России XIX века. Таким образом, дневник Веры Аксаковой по-настоящему можно отнести к исторической хронике военных событий, найти в нем черты исповеди, с помощью которой автор изливает все свои переживания не только о семье, но и о народе, России. В нем есть даже сбывшиеся пророчества: наблюдая зло, гибель государственной системы, страдания русского народа Вера Аксакова предвидит надвигающиеся перевороты: «Только внутреннее страшное потрясение может искоренить его [зло] и обновить и возродить Россию, если на то есть благая воля Господа, и, кажется, нам не избежать этих страшных внутренних потрясений» (Аксакова, 201).
Но, несмотря на некоторую скорбь и печаль последних записей дневника все-таки можно надеяться на то, что благодаря глубокой вере и высокому духу автор найдет в себе силы для жизни: «О Боже, дай нам силы выйти из этого огненного искушения возрожденными, дай нам силы покаяться и очиститься»(Аксакова, 231).
Список литературы
1. Анненкова Е.И. Аксаковы. Преданья русского семейства. – СПб.: Наука, 1998. – 368 c.
2. Борисова В.В. Вера Сергеевна Аксакова как прототип Лизы Калитиной – героини романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» // Аксаковский сборник 3. – 2001. – C. 104-108.
3. Гудков Г.Ф. С.Т. Аксаков. Семья и окружение: Краеведческие очерки. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1991. – 373 с.
4. Гудкова З.И. С.Т. Аксаков, К.А. Трутовский и М.В. Нестеров (творческие связи) // Аксаковские чтения (1996-1997). – 1997. – С. 45-48.
5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. – М.: Книга, 1991. – 574 с.
6. Дмитриев А.П. Спор о русской жертве за болгарских братий (По неизданной переписке В. С. Аксаковой и М. Г. Карташевской) // София: альманах. – 2013. – С. 332-349.
7. Егоров О.Г. Дневники русских писателей XIX века: исследование. – М.: Флинта, Наука, 2002. – 288 с.
8. Кулешов В.И. История русской критики XVIII-XIX веков: Учебник для студентов филологических специальностей университетов и педагогических институтов. – М.: Просвещение; Издание 2-е, испр. и доп., 1978. – 528 с.
9. Литература о С.Т. Аксакове, его семье и его родине : библиогр. указ.за 1970-2005 гг. / сост. П.И. Федоров; отв. ред. В.В. Борисова. 2-е изд., испр. и доп. – Уфа: Вагант, 2006. – 156 с.
10. Лобанов М.П. Сергей Тимофеевич Аксаков. – М.: Мол. Гвардия, 1987. – 366 с.
11. Савкина И.Л. «Пишу себя…» Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. Tampere, 2001. – 360 с.
12. Селитрина Т.Л. В.С. Аксакова о Крымской войне // Русская и зарубежная литература. Сравнительно-исторический подход: монография. – 2014. – С. 39-43.
13. Степченко В.А. Отражение в творчестве Аксаковых 1830-1880-х гг. трансформации помещичьего хозяйства России: Дис. … канд. ист. наук. –Омск, 2014. – 211 с.
14. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII – первой половины XIX века: от рукописи к книге. – М.: Наука, 1991. – 286 [2] с.
15. Тупеев М.А. Ф.И. Тютчев и Аксаковы в период Крымской войны // Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых: материалы междунар. науч.-практ. конф. (28-29 сент. 2001 г.) / отв. ред. Т.Н. Дорожкина. – 2003. Ч. II. – С. 69-72.
16. Угрюмов В.Е. Смыслы и ценности мировоззрения русского человека в произведениях С.Т. Аксакова. – Новокузнецк: Изд. центр. СибГИУ, 2014. – 176 с.
17. Файзрахманова А.А., Ергешева Л.Г. Дневник Веры Сергеевны Аксаковой как историческая хроника и религиозно-духовная исповедь о России // Аксаковские чтения: (материалы XV Аксаковских чтений.Уфа, 24-25 сентября 2015г.) / отв. ред. В.В. Борисова. – 2015. – С. 195-200.
18. Федоров П.И. К.С. Аксаков – пророк «третьего пути»? // Аксаковские чтения. – 1996-1997 г. – С. 138-143.
19. Финогентов В.Н. Мировоззренческие поиски современности и духовное наследие эпохи К.С. Аксакова (размышлениям сопоставления) // Аксаковские чтения. – 1996-1997 г. – С. 126-133.
20. Анненкова Е.И. Архив К.С. Аксакова [Электронный ресурс]. URL: http://az.l**b.ru/a/aksakow_k_s/text_0240.shtml (дата обращения: 09.02.2016).
21. Боброва О.Б. История жанра дневника [Электронный ресурс]. URL:http://bo**ova.shagym.ru/publikaczii.html (дата обращения: 23.12.2015).
22. Богданова Е.В. Языковые особенности жанра дневника [Электронный ресурс]. URL: http://scjo**nal.ru/articles/issn_1997-2911_2008_1-1_09.pdf (дата обращения: 15.01.2016).
23. Егоров О.Г. Литературный дневник XIX века [Электронный ресурс]. URL:http://chel**eknauka.com/literaturnyy-dnevnik-xix-veka(дата обращения: 18.04.2016).
24. Ентальцева И.Н. Спор о счастье или жизнь как подвиг. Вера Аксакова и схимонахиня Мария (Е.Н.Шахова) [Электронный ресурс]. URL: http://liki**ssia.ru/content/view/1805/ (дата обращения: 24.03.2016).
25. Ергешева Л.Г., Файзрахманова А.А. К вопросу о литературном и семейном окружении В. С. Аксаковой [Электронный ресурс]. URL: http://e-ko**ept.ru/2016/86508.htm (дата обращения: 19.05.2016).
26. Зализняк А.А. Дневник: к определению жанра [Электронный ресурс]. URL: http://mag**ines.russ.ru/nlo/2010/106/za14.html (дата обращения: 01.02.2016).
27. Зализняк А.А. Какими бывают дневники [Электронный ресурс]. URL: http://p**it.ru/article/2011/04/05/zaliznyak/ (дата обращения: 06.03.2016).
28. Кузина Г.Н. Духовный мир Веры Аксаковой [Электронный ресурс]: (из переписки с М. Карташевской) / Аксаковский музей Республики Башкортостан. URL: http://www.aksak**famuseum.ru/s-t-aksakov/semya-aksakovykh/33-vera-sergeevna-aksakova (дата обращения: 03.03.2016).
29. Курилов А.С. Константин и Иван Аксаковы [Электронный ресурс]. URL: http://az.l**b.ru/a/aksakow_k_s/text_0070-1.shtml (дата обращения: 05.03.2016).
30. Маньянини Э. «Я» и «МЫ» в дневнике Веры Аксаковой (на фоне личного женского письма XIX века) [Электронный ресурс]. URL: http://www.avtob**grafija.com/article/view/56 (дата обращения: 07.10.2015).
31. Медоваров М.В. Реакция русской общественнной мысли 1840-х годов на книгу Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» [Электронный ресурс]. URL: http://mah**lcar.narod.ru/history/gogol1_txt.html#1.1(дата обращения: 09.04.2016).
32. Носков В.В. Крымская война и развитие славянофильской философии истории [Электронный ресурс]. URL: http://cybe**eninka.ru/article/n/krymskaya-voyna-i-razvitie-slavyanofilskoy-filosofii-istorii#ixzz3g3XaQygq(дата обращения: 17.01.2016).
33. Шифман А.И. Комментарии. Дневники Льва Толстого [Электронный ресурс]. URL: http://r**b.ru/tolstoy/02comm/intro_comm_22.htm(дата обращения: 11.01.2016).
Тема: | «Дневник веры аксаковой как историческая хроника и религиозная исповедь о россии: историко-культурный и методический аспекты изучения в школе» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 82 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
94 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….…. 3
ГЛАВА I. ХРИСТИАНСКИЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ….7
1.1. Образ Рахиль в библейском цикле А. Ахматовой….…. 81.2.Образ Лотовой жены в библейском цикле А. Ахматовой….20РазвернутьСвернуть
1.3.Образ Мелхолы в библейском цикле А. Ахматовой….29
1.4.Образ дочери Иаира в стихотворении А. Ахматовой «Исповедь».34
Выводы по первой главе….42
ГЛАВА II. ОБРАЗ ИИСУСА ХРИСТА И БОГОРОДИЦЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ АННЫ АХМАТОВОЙ….44
2.1.Образ Иисуса Христа в ранней лирике А. Ахматовой….44
2.2.Роль Иисуса Христа в поздней лирике А.Ахматовой (на примере поэмы «Реквием»)….….….…. 53
2.3.Образ Богородицы в лирике А. Ахматовой….…. .58
2.4. Школьная литературная гостиная как средство развития литературно - творческих способностей учащихся….64
2.4.1. Сценарий литературной гостиной «Библейские женские образы лирики А. Ахматовой в контексте мировой культуры»….68
Выводы по второй главе….79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….86
ПРИЛОЖЕНИЕ….89
-
Магистерская работа:
МЕМУАРНОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕРЫ СЕРГЕЕВНЫ АКСАКОВОЙ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
116 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕМУАРНАЯ ПРОЗА КАК ОСОБЫЙ ЖАНР ЭГО-ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Мемуары и эго-литература: теоретический аспект исследования 91.2. Специфика жанра дневника 15РазвернутьСвернуть
1.3. Особенности женского дневника 23
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. ДНЕВНИК В.С. АКСАКОВОЙ 1854-1855 ГГ. КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА
2.1. Дневник В.С. Аксаковой 1854-1855 гг. как исповедь о России 30
2.2. Религиозно-философские размышления В.С. Аксаковой 39
2.3. В.С. Аксакова как литературный критик 48
2.4. Семья глазами В.С. Аксаковой 53
Выводы по второй главе 62
ГЛАВА III. МЕМУАРНОЕ И ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ В.С. АКСАКОВОЙ (1860 Г.)
3.1. Дневник 1860 года как семейная хроника 64
3.2. Письма В.С. Аксаковой к Ю.Ф. Самарину 76
3.3. Методические аспекты изучения аксаковского наследия в школе 79
Выводы по третьей главе 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 114
-
Дипломная работа:
64 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ ….3
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСТВО М.А. ВОЛОШИНА В КОНТЕКСТЕ БИБЛЕЙСКИХ МОТИВОВ
1.1. Библейские мотивы в творчестве М. Волошина: теоретический аспект изучения ….71.2. «Китежский» мотив в лирике М. Волошина .….14РазвернутьСвернуть
1.3. Мотивы начала и конца в библейских стихах М. Волошина….19
ГЛАВА II. БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ М.А. ВОЛОШИНА КАК СРЕДСТВО ПОСТИЖЕНИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА
2.1. Образ Богоматери в творчестве М. Волошина ….27
2.2. Библейские мотивы в цикле стихотворений «Неопалимая Купина»….….34
2.3. Методические аспекты изучения творчества М.Волошина в школе…43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….…57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….…60
-
Дипломная работа:
102 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА I. РОМАН М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ
1.1. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в литературоведении…81.2. Роман «Мастер и Маргарита» в живописи и в скульптуре….…15РазвернутьСвернуть
1.3. История кинолент романа «Мастер и Маргарита»….23
1.4. Роман «Мастер и Маргарита» в драматургии….….35
Выводы по первой главе….43
ГЛАВА II. БУЛГАКОВСКИЕ ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ
2.1. Образ Мастера и Маргариты в литературоведческой, кинематографической, живописной трактовке….45
2.2. Трактовка образа Иешуа и Пилата в литературе и культуре.….…51
2.3. Интерпретация инфернальных образов в литературе и культуре….56
2.4. Разработка конспекта урока «Жизнь и творчество М.А. Булгакова» для 11-х классов СОШ…63
Выводы по второй главе….76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….83
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ…88
ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА….89
ПРИЛОЖЕНИЕ….88
-
Дипломная работа:
102 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА I. РОМАН М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ
1.1. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в литературоведении…81.2. Роман «Мастер и Маргарита» в живописи и в скульптуре….…15РазвернутьСвернуть
1.3. История кинолент романа «Мастер и Маргарита»….23
1.4. Роман «Мастер и Маргарита» в драматургии….….35
Выводы по первой главе….43
ГЛАВА II. БУЛГАКОВСКИЕ ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ
2.1. Образ Мастера и Маргариты в литературоведческой, кинематографической, живописной трактовке….45
2.2. Трактовка образа Иешуа и Пилата в литературе и культуре.….…51
2.3. Интерпретация инфернальных образов в литературе и культуре….56
2.4. Разработка конспекта урока «Жизнь и творчество М.А. Булгакова» для 11-х классов СОШ…63
Выводы по второй главе….76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….83
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ…88
ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА….89
ПРИЛОЖЕНИЕ….88
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
ВКР:
Технология разработки арт-объекта «напольная лампа» в стиле хохломской росписи
53 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ДИЗАЙН-ПРОЕКТ НАПОЛЬНОЙ ЛАМПЫ 5
1.1. История и формирование светового оборудования 5
1.2. Расписные методы декорирования 11ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ АРТ-ОБЪЕКТАРазвернутьСвернуть
НАПОЛЬНОЙ ЛАМПЫ 18
2.1. Концепция арт-объекта напольной лампы 18
2.2. Технология выполнения напольной лампы 21
2.3. План конспект учебного занятия в системе ДПО по теме: Декорирование тарелки с росписью «Хохлома» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
-
Дипломная работа:
Оценка сформированности экологической культуры студентов старших курсов педагогического вуза
62 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 6
1.1. Понятие об экологической культуре и её составляющие . 6
1.2. Экологическое образование как фактор формирования экологической культуры 91.3. Уровень сформированности экологической культуры учащейся молодёжи по материалам исследований 16РазвернутьСвернуть
1.4. Важность эколого-педагогической подготовки студентов педагогических ВУЗов 20
Глава 2. Объект и методы исследования 25
2.1. Характеристика объекта исследования 25
2.2. Характеристика методов исследования 26
Глава 3. Результаты собственных исследований и их обсуждение 37
3.1. Анализ объёма и характера изучения дисциплин экологической направленности 37
3.2. Результаты определения уровня экологической культуры . 40
3.3. Результаты оценки развитости экологического сознания . 46
3.4. Результаты выявления доминирующей установки в отношении природы 49
Заключение 52
Выводы 53
Литература 55
-
Шпаргалка:
159 страниц(ы)
1.1.Наука как научное знание, познавательная деятельность, социальный институт. 4
1.2. Предмет социально-гуманитарного познания, его особенности. 72.1. Предмет философии науки. 10РазвернутьСвернуть
2.2. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. 12
3.1. Основные концепции развития философии науки. 20
3.2. Понятие хронотопа в социогуманитарном познании. 24
4.1. Интернализм и экстернализм в понимании развития науки. 26
4.2.Сходства и различия наук о природе и наук об обществе (Дилтей, Риккерт). 28
5.1. Наука как специфическая познавательная деятельность. 32
5.2. Субъект социально-гуманитарного познания, его специфика. 34
6.1. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. 39
6.2. Роль ценностей в социально-гуманитарном познании. 42
7.1. Наука в сравнении с мифом, философией, религией. 47
7.2. Дисциплинарная структура социально-гуманитарных наук и ее историческая динамика. 50
8.1. Позитивистская традиция в философии (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер) 52
8.2. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. 55
9.1.Эмпириокритизм как форма позитивизма. 58
9.2.Социальное и культурно-историческое время. 59
10.1. Неопозитивизм как философия науки (Венский кружок, К.Поппер) 63
10.2. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарном познанию. 69
11.1. Постпозитивизм как философия науки (К.Поппер, Т.Кун). 72
11.2. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарном познании. 76
12.1. Постпозитивизм как философия науки ( П. Фейеробенд, М. Полани). 80
12.2. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. 83
13.1. Исторические типы науки (античный, средневековье). 86
13.2.Языковая картина мира. 89
14.1. Исторические типы науки (классический, современный). 92
14.2. Интерпретация в социально-гуманитарных науках. 97
15.1.Становление социально-гуманитарных наук. 99
15.2.Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках. 103
16.1. Методы и формы эмпирического познания. 104
16.2. Коммуникативность в науках об обществе и культуре. 108
17.1. Методы теоретического познания. 111
17.2. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. 116
18.1.Научная карта мира, ее функции и исторические формы. 120
18.2. Разделение социально-гуманитарных наук и её историческая динамика 124
19.1. Научная теория: сущность, структура, способы построения и интерпретации. 128
19.2. Научные конвенции и моральная ответственность ученого. 129
20.1. Философско-мировоззренческие основания науки. 132
21.1. Сциентизм и антисциентизм. 133
21.2. Наука как социальный институт. 136
22.1. Механизмы порождения научного знания. 140
22.2. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. 141
23.1. Научная революция, ее типология 143
23.2. Наука и паранаука. 150
24.1. Этические проблемы науки в конце ХХ столетия. 152
24.2. Типы научной рациональности 156
-
Курсовая работа:
12 страниц(ы)
Аннотация и ключевые слова/Summary and key words.….….3
Pythagoras….….4
Пифагор ….6
Словарь терминов / Glossary .….8
Иcпользованная литература / References ….10
-
Дипломная работа:
КОНСТИТУТИВНАЯ ЭКСПРЕССИЯ ГЕНОВ BnGSHW AtGSTFll В ТРАНСГЕННЫХ РАСТЕНИЯХ ТАБАКА
69 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. (ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) 10
1.1. Стрессовые факторы 10
1.2. Окислительный стресс 11
1.2.1. Активные формы кислорода 121.3. Антиоксидантная система растений 14РазвернутьСвернуть
1.3.1. Глутатион 15
1.3.2. Пролин 19
1.3.3. Супероксиддисмутаза 25
1.4. Повышения уровня стрессоустойчивости растений 28
1.4.1. Генно-инженерные стратегии для повышения стрессоустойчивости растений 30
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Материалы исследования 32
2.2. Методы исследования 34
2.2.1. Агробактериальная трансформация листовых эксплантов табака 34
2.2.2. Стерилизация и выращивание семян трансгенных растений табака на селективной среде 36
2.2.3. Морфометрический анализ трансгенных растений табака 38
2.2.4. Выделение РНК и анализ содержания мРНК AtGSTF11 40
2.2.5. Биоинформатический анализ 40
2.2.6. Анализ активности супероксиддисмутазы, каталазы и содержания пролина в трансгенных растениях табака по гену AtGSTF11 41
2.2.7. Метод дидактической многомерной технологии (логико-смысловое моделирование) 42
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 44
3.1. Морфометрический анализ трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена BnGSH при нормальных условиях произрастания 44
3.1.1. Анализ длины корней трансгенных растений табака при выращивании на вертикально-ориентированных чашках Петри при нормальных условиях (+25°С) 44
3.1.2. Морфометрический анализ побега трансгенных растений табака 45
3.2. Морфометрический анализ трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена BnGSH при действии стрессовых факторов 46
3.2.1. Анализ роста корней трансгенных растений табака при выращивании на вертикально-ориентированных чашках Петри в условиях стресса 46
3.2.2. Морфометрический анализ побега трансгенных растений табака при действии стрессовых факторов 50
1.1. Определение профиля экспрессии гена AtGSTFll при действии стрессовых факторов на дикий тип A. Thaliana 55
3.4. Биоинформатический анализ гена AtGSTFll 54
3.5. Морфометрический анализ трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTFll при нормальных условиях произрастания 58
3.5.1. Определение параметра роста корней трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTF11 в нормальных условиях 59
3.5.2. Морфометрический анализ побега трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTFll 59
3.6. Морфометрический анализ трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTFll при действии стрессовых факторов 60
3.6.1 Анализ роста корней трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTF11 при выращивании на вертикально-ориентированных чашках Петри в условиях стресса 60
3.6.2 Морфометрический анализ побега трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTF11 при действии стрессовых факторов 62
3.7. Определение активности супероксиддисмутазы, каталазы и содержание пролина в трансгенных растениях Nicotiana tabacum L. по гену AtGSTFll 65
3.8. Обсуждение 67
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОГРАММЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 75
4.1. Обоснование темы работы 75
4.2. Разработка лабораторной работы «Приготовление и стерилизация питательной среды Мурасиге-Скуга» 76
4.2.1. Теоретическая часть 76
4.2.2. Разнообразие и приготовление питательных сред 77
4.2.3. Гормональная регуляция в культуре клеток и тканей «in vitro» 81
4.3. Применение многомерных дидактических технологий в программе высшего учебного заведения 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
ВЫВОДЫ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
-
Дипломная работа:
Повышение географической культуры школьников в системе дополнительного образования
94 страниц(ы)
Введение. 3
Глава1. Теоретические основы формирования географической культуры школьников. 6
1.1. Роль и значение географической культуры в развитии личности обучающихся 61.2. Сущность понятия географическая культура 8РазвернутьСвернуть
1.2.1. Географическая картина мира 11
1.2.2. Географическое мышление 13
1.2.3. Методы географии 15
1.2.4. Язык географии 23
Глава 2. Система дополнительного образования детей. 27
2.1. Значение дополнительного образования в формирование личности 28
2.2. Дополнительное образование как педагогическая среда формирования и развития личности 30
2.3. История развития дополнительного образования 32
2.4. Развитие системы дополнительного образование в Республике Башкортостан 35
2.5. Основные направления деятельности учреждений дополнительного образования 39
2.5.1. Туристско-краеведческое направление 41
2.5.2. Эколого – биологическое направление 45
2.5.3. Геологическое направление 52
Глава 3. Опытно – экспериментальная работа по формированию географической культуры школьников. 58
3.1.Содержание, методы и средства формирования географической культуры в учреждении дополнительного образования 58
3.2. Анализ результатов 62
Заключение. 69
Список литературы. 71
Приложение 75
-
Дипломная работа:
71 страниц(ы)
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты осмысления феномена «концепт» и особенности его передачи при переводе на русский язык 71.1 Интерпретация феномена «концепт» в отечественной и зарубежной лингвистике 7РазвернутьСвернуть
1.1.1 Определения понятия «концепт» 7
1.1.2 Национально - культурная специфика концепта «красота» 15
1.1.3 Многообразие подходов к вопросу о вербализации феномена «концепт» в английском языке 20
1.1.4 Фразеологизм как один из ярких способов реализации концептов в языке 26
1.2 Переводческий инструментарий на службе передачи концепта «красота» 32
Выводы по главе I 40
Глава II. Национально-культурное своеобразие концепта «красота» при переводе с английского на русский язык (на материале Cosmopolitan 2018 года) 42
2.1 Анализ фразеологических единиц как средств вербализации концепта
«красота» в американских СМИ 42
2.2 Особенности перевода фразеологических единиц передающих концепт
«красота» в американских СМИ 48
Выводы по главе II 52
Заключение 54
Список использованной литературы 58
Приложение 63
-
Дипломная работа:
Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине «проектирование интерьера
101 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы проектирования интерьера 6
1.1. Основы проектирования интерьера 6
1.2. Особенности оформления интерьеров 131.3. Вocприятиe фoрм при прoeктирoвании интeрьeра пoмeщeний 21РазвернутьСвернуть
Глава 2. Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине «Проектирование интерьера» 24
2.1. Структура учебно-методического комплекса дисциплины 24
2.2. Рабочая программа дисциплины «Проектирование интерьера» 27
2.3. Рабочая программа «Компьютерное проектирование интерьера» 35
2.4. Этапы создания проекта интерьера 44
Глава III. Мeтoдичecкиe рeкoмeндации пo прoeктирoванию интeрьeра 54
3.1 План практического занятия «Прoeктирoваниe интeрьeра» 54
3.2. План-кoнcпeкт урoка «Организация пространства. Архитектурное проектирование и дизайн интерьера» 57
3.3. Работа над проектом «Оформление интерьера учебного помещения художественно-графического факультета БГПУ им. М.Акмуллы.» 67
ЗАКЛЮЧEНИE 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
-
Дипломная работа:
Культурный центр Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан
55 страниц(ы)
Введение ….3
Глава I. Культурно-воспитательная деятельность учреждений МВД РБ… 6
1.1. История создания Культурного центра МВД по РБ…61.2. Становление и развитие Музея МВД по РБ….12РазвернутьСвернуть
Глава II. Культурно-просветительская работа Культурного центра МВД по РБ….19
2.1. Организация культурно-массовой работы КЦ МВД по РБ .19
2.2. История создания и творческая деятельность духового оркестра подразделения МВД по РБ … ….29
Заключение …39
Список литературы….….41
Приложение … ….44
-
Дипломная работа:
Литературная гостиная в современной школе: историко-литературный и методический аспекты изучения
93 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. Культурно-просветительская деятельность в школе (предметная область «Русский язык и литература»)§ 1 О содержании понятия «культурно-просветительская деятельность» 11РазвернутьСвернуть
§ 2 История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании 17
§ 3 Культурно-просветительская деятельность в работе учителя русского языка и литературы 27
Глава 2. Литературная гостиная в современном формате
§ 4 Литературная гостиная как культурный феномен XXI века 33
§ 5 Литературная гостиная: история становления и роль в развитии русской культуры 36
§ 6 Литературная гостиная как культурно-просветительская деятельность учителя в формировании компетентной личности 42
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения 72