СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

МОДИФИКАЦИЯ ГЕНОМА РАСТЕНИЙ МЕТОДОМ CRISPR/Cas С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ СОРТОВ С ВЫСОКИМ СОДЕРЖАНИЕМ АНТОЦИАНОВ - Дипломная работа №42570

«МОДИФИКАЦИЯ ГЕНОМА РАСТЕНИЙ МЕТОДОМ CRISPR/Cas С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ СОРТОВ С ВЫСОКИМ СОДЕРЖАНИЕМ АНТОЦИАНОВ» - Дипломная работа

  • 88 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: navip

Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ CRISPR/Cas И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ СОРТОВ С ВЫСОКИМ СОДЕРЖАНИЕМ АНТОЦИАНОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ДАННЫХ) 9

1.1. Методы направленного редактированиям генома 9

1.2. Технология CRISPR/Cas 14

1.3. Транскрипционный фактор MYB биосинтеза антоцианов 17

1.4. Ген ANT1 18

1.5. Общая характеристика антоцианов 19

1.6. Антиоксидативные свойства антоцианов 23

1.7. Бинарная векторная CRISPR-плазмида pTC223 24

1.8. Методы доставки векторных конструкций 24

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29

2.1. Материалы исследования 29

2.1.1. Трансформируемые растения 29

2.1.2. Приготовление питательных и селективных сред для культивирования и регенерации трансгенных растений 29

2.1.3. Agrobacterium tumefaciens и A.rhizogenes 32

2.1.4. Плазмида pTC223 32

2.2. Методы исследования 33

2.2.1. Бактериологические методы 33

2.2.2. Генно-инженерные методы 37

2.2.3. Молекулярно-генетические методы 41

2.2.4. Методы изучения антоцианов 46

2.2.5. Биоинформатические методы 49

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 50

3.1. Схема эксперимента 50

3.2. Биоинформатический анализ 50

3.3. Агробактериальная трансформация in vitro 52

3.4. Получение регенерантов 54

3.5. ПЦР-анализ линий бородатых корней 57

3.6. Изменение окраски спиртовых экстрактов антоцианов 58

3.7. Спектрофотометрическое pH-дифференциальное исследование 62

3.8. Агробактериальная трансформация томата in planta 64

3.9. Агробактериальная трансформация рапса (Brassica napus) с использованием pTC223 65

3.10. Планирование эксперимента по модификация pTC223 для трансформации растений из семейства Brassicaceae 67

ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «БИОЛОГИЯ» 70

4.1. Роль и значение биологии в системе школьного образования 70

4.2. Анализ программ и учебников по реализации материалов ВКР в школьном курсе «Биология» основного общего образования 72

4.3. Разработка урока по биологии в 5 классе на тему «Разнообразие, распространение, значение растений» 81

4.4. Использование логико-смыслового моделирования в образовательном процессе 87

ВЫВОДЫ 91

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93

ПРИЛОЖЕНИЕ 108


Введение

В последнее время наблюдается все ускоряющийся рост населения планеты. Вместе с тем, растет и потребность в продуктах питания, имеющих наилучшую биодоступность и высокое содержание нутриентов. Для этого требуется быстрое создание сортов растений, адаптированных к изменяющимся условиям среды и с резистентностью к новым фитопатогенам (Хлесткина и др., 2016). Существует несколько способов получения растений с ценными для человека признаками.

Вот уже множество столетий человечество проводит селекцию растений на продуктивность и стрессоустойчивость, а также совершенствует технологии возделывания для достижения максимальной плодовитости хозяйственно ценных культур. Совершенствуются и методы селекции. Огромные временные затраты - главный недостаток традиционных методов селекции (массовый и индивидуальный отбор, комбинационная селекция) - в среднем, для выведения нового сорта растения требуется от 7 до 12 лет (Сухарева и др., 2018). Ускорение темпов создания сортов позволяет также сократить посевные селекционные площади и снизить финансовые затраты (Хлесткина и др., 2016). Маркер-опосредованная селекция (Marker-Assisted Selection, MAS) (Азарин и др., 2012) и геномная селекция (Genomic Selection, GS) (Хлесткина, 2013), в основе которых лежит исследование ДНК- маркеров, рассматриваются как наиболее перспективные направления селекции, помогающие не только сократить временные затраты, но и повысить эффективность селекционной работы (Сухарева и др., 2018).

Актуальность проблемы. Помимо селекции существуют более современные и эффективные способы создания новых хозяйственно ценных сортов растений, например, с помощью методов генетической инженерии и геномного редактирования. Эти методы позволяют получить новые генотипы в рамках естественного генетического разнообразия вида (замена аллелей в соответствии с существующими в природе вариантами) или его расширения путем переноса чужеродных генов (Хлесткина и др., 2016).

При создании трансгенных растений, из-за невозможности проведения сайт-направленного встраивания, зачастую имеет место низкая экспрессия встроенного гена (за счет эффекта положения) или полное отсутствие продукта этого гена (сайленсинг) (Хлесткина и др., 2016). К тому же, встраивание чужеродных последовательностей ДНК в структурную или регуляторную область функционально важных генов, может привести к нарушению метаболизма у растения-реципиента (Gelvin, 1998).

В последние десятилетия были разработаны подходы позволяющие проводить направленное изменение и встраивание генов путем внесения сайт-специфических двуцепочечных разрывов ДНК (Хлесткина и др., 2016). В качестве направляющего агента могут выступать как белковые молекулы (мегануклеазы, ZFN, TALEN), так и нуклеиновые кислоты (химерные ДНК- РНК олигонуклеотиды, CRISPR/Cas) (табл. 1).

Целесообразно использовать для выведения новых сортов растений новейшие технологии, такие как CRISPR/Cas, в первую очередь потому, что эта технология позволяет производить сайт-направленное высокоточное редактирование одновременно несколько генов.

Научная новизна исследования. Несмотря на стремительное распространение технологии CRISPR/Cas, её возможности чаще всего используются для целенаправленного удаления участков ДНК, тогда как в представленном исследовании будет осуществлено встраивание донорной ДНК в определенное место растительного генома (нокин).

Цель исследования: разработка методики создания генетически трансформированных растений (прежде всего Brassicaceae) на основе векторной CRISPR-конструкции pTC223 и её дальнейшая модификация для создания сортов, с повышенным содержанием антоциановых пигментов.

Задачи исследования:

1. Проверка CRISPR-плазмиды pTC223 для агробактериальной трансформации томата (Solanum lycopersicum) сорта Micro-Tom, табака (Nicotiana tabacum) сорта Havana линии SR1 дикого типа и рапса (Brassica napus) сортов Риф и Ярило;

2. Трансформация растений при помощи A.tumefaciens штамма AGL0 и A.rhizogenes штаммов А4 и 15834;

3. ПЦР-анализ полученных линий бородатых корней;

4. Экстракция и определение концентрации антоциановых пигментов в полученных линиях бородатых корней методом pH- дифференциальной спектрофотометрии;

5. Поиск генов-мишеней для модификации pTC223 и трансформации растений из семейства капустных (Brassicaceae);

6. Разработка методических рекомендаций по применению материалов ВКР в школьном курсе «Биология».

Практическая значимость. Появление антоциановой окраски различных частей растения может служить визуальным маркерным признаком успешной модификации растительного генома, а также повышает стрессоустойчивость самого растения, его декоративную и пищевую ценность в контексте профилактического питания.

Апробация. По материалам дипломной работы были опубликованы две научные работы в рамках ежегодной конференции «Вавиловские чтения» 2018 г. в БГПУ им. Акмуллы (Сухарева А.С., Михайлова Е.В., Кулуев Б.Р. Роль антоциановых пигментов в растительных и животных организмах// Вавиловские чтения - 2018. - С. 67-76. [РИНЦ]) и международной научной конференции «Растения и микроорганизмы: биотехнология будущего» PLAMIC2018 в ИБГ УФИЦ РАН (Mikhaylova E.V., Kuluev B.R., Sukhareva A.S., Chemeris A.V. Prospects for genome editing in Brassicaceae // Plants and microbes: the future of biotechnology: abstract book International Scientific

Conference PLAMIC2018 (Russia, Ufa, 13-17 June 2018). - Ufa, 2018. - P. 56. ISBN 978-5-6041302-1-6 [http://plamic.ru/sbornik/] [РИНЦ]).

Выпускная квалификационная работа выполнена в лаборатории биоинженерии растений и микроорганизмов Института биохимии и генетики Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук.


Выдержка из текста работы

1.2. Технология CRISPR/Cas

CRISPR (Clustered Regularly Interspaced Short Palindromic Repeats) - расположенные регулярными кластерами короткие палиндромные повторы. Являются особыми локусами геномов бактерий и архей, обеспечивающими им приобретенный иммунитет против бактериофагов. Первые упоминания в научной литературе об обнаружении таких повторов при частичном секвенировании генома Escherichia coli датируются 1987 годом (Ishino et al., 1987). Группа японских ученых обнаружила протяженный некодирующий участок, содержащий повторяющиеся последовательности ДНК перемежающиеся спейсерами - специфичными вариабельными последовательностями. Такой участок позже стали называть CRISPR кассетой (CRISPR cassette или CRISPR array). CRISPR кассеты и гены CRISPR-ассоциированных нуклеаз Cas (CRISPR associated) в виде оперона вместе составляют CRISPR локус в геноме бактерий. Таргетирование определяют спейсеры (spacers), входящие в состав крРНК (crRNA, crispr RNA). Вариабельная часть крРНК связывается со специфичным участком в составе генома вируса или редактируемого генома, называемым протоспейсером (protospacer), т.е. с целевым сайтом (on-target site), но она также может связаться и с неспецифичными последовательностями (off-target sites) в геноме (Кулуев и др., 2017).

Упрощенная схема механизма защиты своих геномов у бактерий и архей состоит из трех стадий: адаптации, транскрипции и интерференции (Кулуев и др., 2017). Первая стадия - адаптация, заключается в формировании спейсера, происходит при проникновении чужеродной ДНК (бактериофага) и последующего встраивания небольшого участка генома фага (протоспейсера) в соответствующий CRISPR локус генома инфицированной клетки. Новый спейсер будет располагаться впереди остальных ранее встроенных аналогичных последовательностей. Важно отметить, что каждая бактериальная клетка встраивает в качестве спейсера разные участки генома одного и того же патогена. Это обусловлено существованием множества пригодных в качестве мишеней последовательностей при последующих инфекциях и несогласованностью действий бактерий и архей. Это несет в себе и защитный механизм, ведь в случае мутации протоспейсерной последовательности у фага появляется возможность обойти иммунную систему клетки-хозяина, если в качестве спейсера эта клетка содержит смутировавший участок ДНК. Тогда как остальные микроорганизмы из этой популяции, захватившие другие немутировавшие участки, все еще будут устойчивы к атаке вируса (Van Houte et al., 2016). На второй стадии происходит транскрипция всего CRISPR локуса и процессинг, в результате которого образуются короткие крРНК. Далее крРНК связывается с транс-активирующей РНК (тракрРНК, tracrRNA, trans-activated CRISPR RNA). На стадии интерференции посредством тракрРНК происходит формирование комплекса крРНК и белка Cas, в котором вариабельный участок крРНК (спейсер) узнает и связывается с протоспейсером, а фермент Cas его разрушает. Обязательным условием распознавания является наличие мотива PAM (Protospacer Adjacent Motif) смежного с протоспейсером на комплементарной цепи (для нуклеаз разного типа может располагаться как с его 5’-, так и с 3’-конца). ДНК бактерии не содержит PAM, что позволяет отличать чужеродные молекулы от собственных. Для системы CRISPR/Cas9 PAM последовательность имеет вид NGG, где N - любой нуклеотид. В присутствие ионов магния Cas9 образует два одноцепочечных разрыва на расстоянии трех нуклеотидов от PAM. Нуклеаза Cas9 имеет два каталитических домена - RuvC и HNH. RuvC вносит одноцепочечный разрыв в целевой участок генома (протоспейсер), а HNH - в участок гомологичный протоспейсеру и связывающийся с крРНК (Кулуев и др., 2017). Репарация образовавшегося двуцепочечного разрыва может происходить двумя способами: за счет негомологичного соединения концов фрагментов ДНК (NHEJ - Non-Homologous End Joining) и путем гомологичной рекомбинации (HDR - Homology Directed Repair). При NHEJ часто возникают инделы (инсерции или делеции) одного или нескольких нуклеотидов, что может привести к сдвигу рамки считывания и нарушению функциональности белка, кодируемого этим участком. Такое нарушение работы какого-либо гена навывают нокаут (knock-out, KO). HDR позволяет осуществить редактирование или вставку в целевой сайт генома фрагмента ДНК несущего желаемый для экспериментатора признак, но для этого необходимо присутствие такого фрагмента в месте действия. Такое внедрение какого-либо гена в геном называют нокин (knock-in, KI). (Кулуев и др., 2017).

Существует большое разнообразие CRISPR/Cas систем. В настоящее время их делят на 2 класса, 6 типов и 19 подтипов (Кулуев и др., 2017). Первый класс CRISPR/Cas систем характеризуется наличием мультисубъединичного комплекса ферментов, называемого Cascade (CRISPR-associated complex for antiviral defence). К этому классу относятся системы I, III и IV типов. Системы второго класса имеют один мультидоменный эффекторный белок и представлены II, V и VI типами.

Наиболее удобной для проведения геномного редактирования оказалась система с эффекторной нуклеазой Cas9 (тип II) и именно она сейчас широко используется (Кулуев и др., 2017). Массовое применение данной системы на практике произошло после того, как было предложено объединить крРНК и тракрРНК в единую направляющую или гидРНК (гидовая РНК, sgRNA, single guided RNA, gRNA) (Jinek et al., 2012). В области геномного редактирования растений первые успешные результаты использования системы CRISPR/Cas9 были опубликованы в 2013 г. (Feng et al., 2013; Li et al., 2013; Nekrasov et al., 2013; Shan et al., 2013; Xie, 2013). При использовании этой технологии ошибочные мутации возникают редко (Xie, 2013) или вовсе не выявляются (Хлесткина и др., 2016). Существенно повысить точность и эффективность модификации помогают тщательный подбор гидРНК (Li et al., 2014) и выбор в качестве мишеней регуляторных

генов, поскольку их изменение чаще всего связано с изменчивостью на фенотипическом уровне (Doebley, 1993; 1998; Хлесткина и др., 2008;

Purugganan, 1998) и такие последовательности имеют более существенный уровень дивергенции, по сравнению со структурными (Purugganan, 1998).

На сегодняшний день существует множество компьютерных программ и баз данных для дизайна экспериментов по CRISPR/Cas и подбору гидРНК с учетом нецелевых сайтов связывания (Чемерис и др., 2017). Также, большое разнообразие плазмид, используемых для CRISPR/Cas редактирования геномов, представлено в репозитории Addgene


Заключение

1. CRISPR-плазмида pTC223 была опробована для трансформации

генома томата (сорта Micro-Tom), табака (сорта Havana линии SR1 дикого типа) и рапса (сортов Риф и Ярило).

2. При помощи A.tumefaciens штамма AGL0 было получено 2 каллусные линии томатов и 10 - табаков in vitro, а также инокулировано in planta 89 цветков и 20 плодов томата.

3. При помощи A.rhizogenes штамма А4 была получена 1 линия

бородатых корней томата и 9 линий табака. При помощи штамма 15834 получено 9 линий бородатых корней томата и 19 линий табака.

4. ПЦР-анализ образцов ДНК из 10 линий бородатых корней

томатов подтвердил событие трансформации в 9 образцах, причем, ни в одном образце не обнаружена контаминация A.rhizogenes.

5. ПЦР-анализ образцов ДНК из 22 линий бородатых корней

табаков подтвердил событие трансформации в 21 образце. Из них, в 5 образцах обнаружена контаминация A.rhizogenes.

6. Методом pH-дифференциальной спектрофотометрии было выявлено наличие антоциановых пигментов в трех линиях бородатых корней табака и определена их массовая концентрация: линия 6 - 91,8443 г/100г; линия 16 - 5,0097 г/100г; линия 15 - 4,1803 г/100г.

7. В геноме растений из семейства Brassicaceae не было обнаружено гомологичных гидРНК из pTC223 последовательностей, следовательно, требуется поиск генов-мишеней (предпочтительно регуляторных областей генома), участвующих в биосинтезе антоцианов для подбора гидРНК. Таковым может стать ген PAP1.

8. Разработан комплекс методических рекомендаций по применению материала данной выпускной квалификационной работы в школьном курсе «Биология» и урок для 5 классов на тему «Разнообразие, распространение, значение растений».


Список литературы

1. Азарин К.В., Маркин Н.В., Лотник B.C. ДНК маркеры в селекции растений: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Издательство Южного

федерального университета., 2012. 16 с.

2. Апарцин Е.К. К.Н.Ю. Методы доставки генетического материала в клетки и возможности их применения в генной терапии // Гены и клетки. 2016. Т. 11. № 2. С. 32-41.

3. Вершинина З.Р., Кулуев Б.Р., Геращенков Г.А., Князев А.В., Чемерис Д.А, Гумерова Г.Р., Баймиев Ал.Х. Ч.А.В. Эволюция методов редактирования геномов // Биомика. 2017. Т. 9. № 3. С. 245-270.

4. ГОСТ 32709-2014. Продукция соковая. Методы определения антоцианинов. Введ. 2016-01-01. М.: Стандартинформ, 2014. 17 с.

5. Дрейпер Дж., Скотт Р. Х.Д. Трансформация клеток двудольных растений с помощью Ti-плазмид Agrobacterium tumefaciens и Ri-плазмид A.rhizogenes // Генная инженерия растений / под ред. R.W. J.Draper, R.Scott, Ph. Armitage. Москва: Мир, 1991. С. 408.

+ еще 139 источников


Примечания

Оригинал в pdf

Тема: «МОДИФИКАЦИЯ ГЕНОМА РАСТЕНИЙ МЕТОДОМ CRISPR/Cas С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ СОРТОВ С ВЫСОКИМ СОДЕРЖАНИЕМ АНТОЦИАНОВ»
Раздел: Биология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 88
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Курсовая работа:

    Создание сайта на тему: «Классификация сайтов по содержанию. Зависимость дизайна сайта от его контента

    30 страниц(ы) 

    Введение 4
    Глава 1. Интернет-технологий и программы для создания web-cтраниц 6
    1.1 Web-страница 6
    1.2 HTML-редакторы 6
    1.3 Создание Web-страницы с помощью специализированных программ.6
    1.3.1 Язык HTML 11
    1.3.2 FrontPage 14
    1.3.3 Macromedia DreamWeaver 16
    1.3.4 HomeSite….…17
    Глава 2. Классификация сайтов по содержанию 17
    1.1 Образовательные сайты 17
    1.2 Документоориентированные сайты 18
    1.3 Сайты сообществ 18
    1.4 Развлекательные сайты 19
    1.5 Коммерческие сайты 19
    1.6 Персональные сайты 19
    Глава 3. Техническое задание 19
    3.1 Общие положения 19
    3.2 Цели и задачи 19
    3.3 Структура и состав 20
    2.4 Требования к системе 20
    2.4.1 Общие требования к системе 20
    2.4.2 Требования к Сайту 20
    2.4.3 Требования к дизайну 21
    2.4.4 Требования к навигации 22
    2.4.5 Требования к системе тестирования 22
    2.5 Терминология 23
    Глава 4. Разработка web-сайта 23
    4.1. Реализация бета-версии сайта 23
    4.2. Тестирование 24
    4.3. Публикация сайта 24
    Заключение 27
    Литература 28
  • Курсовая работа:

    Статистические методы изучения инвестиций

    41 страниц(ы) 

    Введение 3
    1.Теоретические основы статистического изучения инвестиций 5
    1.1.Инвестиции: определение и сущность 5
    1.2.Классификация инвестиций 6
    1.3 Методы изучения инвестиций и соответствующие им показатели доходности 8
    2.Расчетная часть 15
    Задание 1 15
    Задание 2 23
    Задание 3 29
    Задание 4 32
    3.Аналитическая часть 34
    3.1.Постановка задачи 34
    3.2 Методика решения задачи 35
    3.3.Технология выполнения компьютерных расчетов 35
    Заключение 40
    Список литературы 41
  • Дипломная работа:

    Развитие речеслуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    60 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения речеслуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 9
    1.1. Формирование речеслуховой памяти у детей дошкольного возраста в процессе онтогенетического развития 9
    1.2. Характеристика состояния речеслуховой памяти у детей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 15
    1.3. Содержание коррекционной работы по развитию речеслуховой памяти у детей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 21
    Выводы по I главе 27
    Глава II. Опытно-экспериментальное исследование состояния речеслуховой памяти у детей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
    2.1. Цель, задачи организация и методики констатирующего исследования 28
    2.2.Количественно-качественный анализ данных констатирующего эксперимента и их интерпретация результатов диагностической работы 33
    2.3. Методические рекомендации по развитию речеслуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 43
    Выводы по II главе 53
    Заключение 55
    Список использованной литературы 60
    Приложения
  • Курсовая работа:

    Совершенствование методов оценки эффективности труда административно-управленческого персонала предприятия на примере Концерн Ижмаш

    63 страниц(ы) 

    Введение 4
    1. Общая характеристика ОАО «Концерн «Ижмаш» 6
    1.1. Экономическая среда и конкуренты 6
    1.2. Правовой статус, состав и структура предприятия 11
    1.3. Выпускаемая продукция и оказываемые услуги 16
    1.4. Ресурсы предприятия (оценка состояния и эффективность использования) 19
    1.4.1. Основные фонды 19
    1.4.2. Оборотные средства 20
    1.4. Персонал 21
    1.5. Организация и оплата труда 23
    1.6. Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии 28
    2. Анализ финансово-экономической деятельности ОАО «Концерн «Ижмаш» 30
    2.1. Анализ динамики экономических показателей 30
    2.2. Анализ финансового состояния предприятия 32
    2.3. Анализ затрат на производство, прибыльности, рентабельности 35
    2.4. Обоснование предложений по улучшению работы предприятия 38
    3. Совершенствование методов оценки эффективности труда административно-управленческого персонала ОАО «Концерн «Ижмаш» 41
    3.1. Теоретические аспекты совершенствования методов оценки АУП 41
    3.2. Разработка системы совершенствование методов оценки эффективности труда АУП 48
    3.3. Оценка эффективности от внедрения системы совершенствования методов оценки эффективности труда АУП 57
    Заключение 60
    Список используемой литературы 63
  • Реферат:

    Методы статистики

    29 страниц(ы) 

    Введение
    1. Методы статистического исследования.
    1.1. Метод статистического наблюдения
    1.2. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения
    1.3. Абсолютные и относительные статистические величины
    1.4. Вариационные ряды
    1.5. Выборочный метод
    1.6. Корреляционный и регрессионный анализ
    1.7. Ряды динамики
    1.8. Статистические индексы
    Заключение
    Список использованной литературы
  • Дипломная работа:

    Особенности познавательной сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

    91 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 11
    1.1. Сущность синдрома дефицита внимания и гиперактивности, его влияние на психическую сферу детей младшего школьного возраста 11
    1.2. Характеристика познавательной сферы младших школьников 20
    1.3. Особенности протекания психических процессов у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 29
    Выводы по первой главе 45
    ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 47
    2.1. Организация и методы исследования 47
    2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 53
    2.3. Программа психологической коррекции познавательной сферы детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 59
    Выводы по второй главе 74
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
    ПРИЛОЖЕНИЕ 87

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в школе

    85 страниц(ы) 

    СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
    ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 7
    1.1. Психологические особенности детей с ОВЗ 7
    1.2. Влияние физических упражнений на организм учащихся с ОВЗ 12
    1.3. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми
    ограниченными возможностями здоровья 20
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
    ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
    2.1. Организация исследования 29
    2.2. Методы исследования 29
    2.3. Теоретическое обоснование содержания физкультурно-оздоровительных
    занятий 42
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    3.1. Анализ внутригрупповых результатов исследования
    3.2. Межгрупповой анализ результатов исследования 62
    ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 700
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
  • Курсовая работа:

    Аудит материально-производственных запасов

    63 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Теоретические аспекты аудита товарно-материальных ценностей 5
    1.1 Перечень нормативных документов, регулирующих порядок бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей. 5
    1.2 Понятие, цель, задачи аудита материально-производственных запасов 7
    1.3 Методика проведения аудита материально-производственных запасов 9
    1.4 Типичные ошибки бухгалтерского учета материально-производственных запасов 14
    2 Аудиторская проверка учета материально-производственных запасов на ООО «Потенциал» 18
    2.1 Краткая характеристика ООО «Потенциал» 18
    2.2 Планирование аудита материально-производственных запасов 20
    2.3 Порядок проведения аудита материально-производственных запасов 32
    2.4 Разработка рекомендаций по совершенствованию учета материально-производственных запасов по результатам проведенной аудиторской проверки 45
    Заключение 48
    Список использованных источников 52
    Приложения А 54
    Приложение Б 57

  • Дипломная работа:

    Ринат камалов ижадында Ҡатын-ҠыҘҘар образы: мӘктӘптӘ ӨйрӘнеҮ перспективаҺы

    78 страниц(ы) 

    ИНЕШ…3
    I БҮЛЕК. РИНАТ КАМАЛОВ ПОВЕСТАРЫНДА ҠАТЫН-ҠЫҘ ЯҘМЫШЫ…7
    1.1. Ринат Камалдың "Мөхәббәт дошмандары" повесында ҡатын-ҡыҙ һәм йәмғиәт мөнәсәбәте….7
    1.2. Ринат Камаловтың «Мөхәббәт дошмандары» повесында ҡатын-ҡыҙ образының рухи донъяһы сағылышы. Әҫәрҙә психологизм мәсьәләләре….…17
    1.3 Ринат Камалдың «Мөхәббәт дошмандары» повесын мәктәптә өйрәнеү. Психологизм алымы…29
    II БҮЛЕК. РИНАТ КАМАЛ ИЖАДЫНДА ҠАТЫН-ҠЫҘ ЯҘМЫШЫН ХУДОЖЕСТВОЛЫ САҒЫЛДЫРЫУ МӘСЬӘЛӘЛӘРЕ….34
    2.1. Ринат Камалдың «Талаҡ» романында Раушания образының бирелеше….35
    2.2 Ринат Камалдың «Әлфирә» романында әҙәби характер булараҡ Әлфирә образы….46
    2.3. Ринат Камалдың «Таня-Таңһылыу» романындағы Таңһылыу образында бинарлыҡ күренеше….57
    2.4 Мәктәптә Р.Камалдың ижадын өйрәнеү (“Таня-Таңһылыу” романы миҫалында)….67
    ЙОМҒАҠЛАУ….71
    БИБЛИОГРАФИЯ….….74
    ҠУШЫМТА
  • ВКР:

    Проблемы дистанционного обучения школьников английскому языку и способы их решения

    65 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛЬНИКОВ 7
    1.1. Понятие дистанционного обучения 7
    1.2. Принципы дистанционного обучения 9
    1.3. Преимущества дистанционного обучения 11
    1.4. Проблемы дистанционного обучения школьников английскому языку .
    1.5. Методическая система дистанционного обучения английскому языку. 16
    1.6. Дистанционное обучение в условиях реализации требований ФГОС ООО 22
    Выводы по главе 1 23
    Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛЬНИКОВ 26
    2.1. Констатирующий этап эксперимента 26
    2.2. Модели дистанционного обучения с точки зрения организации учебного процесса 29
    2.3. Формирующий этап эксперимента 35
    2.4. Контрольный этап эксперимента 44
    2.5. Методические рекомендации для учителя по проведению урока английского языка дистанционно 47
    Выводы по главе 2 54
    Заключение 56
    Список литературы 58
    Приложение
  • Дипломная работа:

    Особенности регулирования труда педагогических работников в образовательных организациях среднего профессионального образования

    80 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
    1.1 Субъекты, имеющие право на занятие педагогической деятельности 9
    1.2 Порядок и цель проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования 19
    1.3 Особенности прекращения трудового договора с педагогическими работниками системе среднего профессионального образования.32
    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 36
    2.1. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха 36
    2.2. Особенности регулирования оплаты труда педагогическим работникам среднего профессионального образования 43
    ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «ПРОГРАММА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 49
    3.1. Описание проекта 50
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
  • Дипломная работа:

    Медиация в системе среднего профессионального образования

    70 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. МЕДИАЦИЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ 7
    1.1. Понятие медиации 7
    1.2. Принципы и классификация медиации 14
    ГЛАВА 2. МЕДИАЦИЯ КАК ФОРМА РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24
    2.1. Характеристика конфликтов в системе среднего профессионального образования 24
    2.2. Сущность медиации как формы решения конфликтов в системе среднего профессионального образования 36
    ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 44
    3.1. Правовое обеспечение медиации в системе среднего профессионального образования 44
    3.2. Методические рекомендации по организации службы медиации в системе среднего профессионального образования 50
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 62
    ПРИЛОЖЕНИЕ 67
  • Дипломная работа:

    Методика изучения дробных чисел по УМК Занкова с использованием Монтессори-материала

    40 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. 9
    Теоретико-методологические основания изучения дробных чисел по учебно-методическому комплексу Занкова с использованием Монтессори-материала 9
    1.1 Особенности изучения математики по учебно-методическому комплексу Занкова 9
    1.2 Применение Монтессори-материала при изучении дробных чисел по учебно-методическому комплексу Занкова 13
    Глава II. Опытно-педагогическая работа по изучению дробных чисел по учебно-методическому комплексу Занкова с использованием Монтессори-материала 19
    2.1 Программа изучения дробных чисел по учебно-методическому комплексу Занкова с использованием Монтессори-материала 19
    2.2 Этапы и содержание опытно-педагогической работы по внедрению Монтессори-материала в учебный процесс по математике при изучении дробных чисел. 30
    2.3 Подведение итогов опытно-педагогической работы и разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов 37
  • Дипломная работа:

    Природоохранное обустройство участка жилой зоны с разработкой дома

    72 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 6
    1 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЙОНА СТРОИТЕЛЬСТВА 18
    1.1 Обзор библиографических источников
    1.2 Природно-климатические условия строительства
    1.3Инженерно-геологические условия строительства
    2 ОБУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ 21
    2.1 Расчет устойчивости берегового склона
    2.2 Берегоукрепительные работы
    3 АРХИТЕКТУРНО –ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ 25
    3.1 Общая часть
    3.2 Система озеленения
    4 КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ЗДАНИЯ 28
    5 РАСЧЕТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ 29
    5.1Расчет несущей способности ограждающих конструкций
    5.2 Расчет основания мелкозаглубленного фундамента
    5.3 Теплотехнический расчет стены
    5.4Расчет перекрытия по брусьям
    6 ОПИСАНИЕ И ПОЯСНЕНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ 38
    6.1 Технологическая карта зеленных работ
    7 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН 42
    8 РАСЧЕТ СТРОЙГЕНПЛАНА 43
    8.1Потребность во временных зданиях и сооружениях
    8.2 Потребность в складском хозяйстве
    9 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА 46
    9.1 Влияние техногенных процессов на химический состав воды
    10.2 Мероприятия по охране окружающей среды
    9.3 Расчет радиуса зоны санитарной охраны

    9.4 Охрана атмосферного воздуха и почвенно-растительного покрова
    9.5 Охрана зеленых насаждений
    10 БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА 55
    10.1 Обеспечение безопасности труда на объекте проектирования
    10.2 Особенности безопасность труда при выполнении земляных работ
    10.3 Организация рабочих мест
    10.4 Порядок производства земляных работ
    11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЕКТА 66
    11.1 Расчет сметной стоимости строительства
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
  • Дипломная работа:

    Организация практической деятельности детей во взаимосвязи с компьютерными технологиями на уроках музыкальной информатики

    57 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»
    1.1 Организация практической деятельности детей как психолого-педагогическая проблема….5
    1.2 Направленность курса «Музыкальная информатика» на практическую деятельность детей….12
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ….…21
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С КОМПЬЮТЕРНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ
    2.1 Педагогический эксперимент и его результаты….…22
    2.2Примеры использования компьютерных технологий при обучении музыкальной информатике….32
    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…51
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….52
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….54
  • Дипломная работа:

    Использование игровой деятельности в процессе развития музыкальных способностей младших школьников

    63 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    1.1. Современные научные представления о проблеме способностей: музыкальные способности, их структура.
    1.2. Особенности музыкального развития детей младшего школьного возраста.
    1.3. Игровая деятельность - путь к развитию музыкальных способностей младших школьников.
    Выводы по первой главе.
    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
    2.1. Методика организации игровой деятельности на уроке…
    2.2. Условия и организация экспериментального обучения по развитию музыкальных способностей младших школьников в игровой деятельности на уроках музыки….
    2.3. Выявление уровня и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования…
    Выводы по второй главе….
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….….
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….