СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Малые жанры в системе творчества М.А. Булгакова: литературоведческий и методический аспекты изучения - Дипломная работа №44186

«Малые жанры в системе творчества М.А. Булгакова: литературоведческий и методический аспекты изучения» - Дипломная работа

  • 87 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ОЧЕРКИ И ФЕЛЬЕТОНЫ М.А. БУЛГАКОВА: ЖАНРОВЫЕ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

1.1. Образ эпохи в московских очерках М.А. Булгакова 8

1.2. Образ родины в очерке М.А. Булгакова «Киев-город» 19

1.3. Фельетоны М.А. Булгакова: проблематика, идейно-тематические особенности 28

Выводы по первой главе 39

ГЛАВА II. МАЛАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА М.А. БУЛГАКОВА

2.1. Малая художественная проза М.А. Булгакова: особенности поэтики 42

2.2. Интерпретация малой художественной прозы М.А. Булгакова в медиапространстве 52

2.3. Методические аспекты изучения творчества М.А. Булгакова в школе 61

Выводы по второй главе 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81


Введение

Личность М.А. Булгакова остается неразгаданной до сих пор, хотя изучению его творческого наследия посвящено немало исследований. Он достиг необыкновенных высот в своем искусстве, признан выдающимся мастером слова. Его судьба была и счастливой, и трагичной.

Интерес к творчеству М.А. Булгакова не утихает и по сей день, и об этом свидетельствуют литературоведческие, биографические, методические работы, посвященные писателю. И на рубеже XX-XXI веков творческая биография писателя остается в центре внимания. Современные исследования характеризуется не только увеличением количества статей и монографий, но и актуализацией новых аспектов интерпретации произведений этого автора.

С появлением последних работ М.С. Штейман, И.С. Урюпина, С.А. Комарова, О.В. Чупковой, Я.И. Сухаревой, Н.В. Голубовича, посвященных прозаическому и драматургическому творчеству, можно констатировать, что в изучении наследия М.А. Булгакова наметился новый этап, связанный с углублением и расширением исследовательского поля, поиском новых ракурсов и подходов к изучению прозы писателя. Однако до сих пор спорными остаются вопросы, касающиеся определения авторской позиции писателя, наследования им традиций русской и мировой литературы, жанрового своеобразия произведений разных периодов и др. Более того, в рамках исследовательского поля традиционно оказываются известные крупные произведения М.А. Булгакова, в то время как малая проза рассматривается как дополнение к основному творчеству, как объяснение творческой лаборатории писателя и т.д.

Малая проза в современном литературоведении - очень распространённый термин, обозначающий совокупность прозаических жанров малой формы. Малую прозу представляют новеллы, миниатюры, дневники, письма, черновые наброски, рецензии, фельетоны, записи лекций и бесед и др.

Список можно было пополнить специфическими малыми жанрами: фрагментами, статьями в журналах, эстетическими трактатами и т.д.

Так или иначе, все произведения малой прозы, как правило, тесно связаны со всем творчеством писателя. В различных работах, анализирующих проблематику и поэтику малой прозы, часто опускается вычленение её жанровых разновидностей, либо жанровые определения, даваемые тем или иным произведениям, оказываются малоубедительными и неточными. Безусловно, размер или объём произведения диктовал определённые условия автору при распределении фабульного материала, построения сюжета и др. Большая форма располагает другими возможностями, поскольку оперирует большим пространством. Малый объём диктует своеобразные принципы поэтики, конкретные художественные приёмы. Прежде всего, это отражается на свойствах литературной изобразительности. Для малой формы в высшей степени характерен режим экономии, в нём не может быть длинных описаний. Для писателя важно не только отразить духовный мир во всей его полноте, но и воссоздать определенный эмоциональный фон. В композиции любой малой формы важна концовка, которая носит характер либо сюжетной развязки, либо эмоционального финала.

М.О. Чудакова разделила первый период творчества автора на три жизни: первая - газета, где М.А. Булгаков публиковал фельетоны, очерки, другая - работа над московскими хрониками. «Эта вторая жизнь мне нравилась больше первой. Там я мог несколько развернуть свои мысли» [4, 410]. Третья - ночная, домашняя жизнь, занятая романом, который пишет он, начиная с 1922 года. «И третья жизнь моя цвела у письменного стола. Груда листков всё пухла» [4, 410]. Так что М.А. Булгаков мог бы сказать о себе: днём я пишу ерунду, а ночью - повесть для потомства [50, 209]. Несмотря на то, что сам М.А. Булгаков был плохого мнения о своём начальном этапе творчества, существует масса примеров того, что анализ литератором собственного наследия часто не объективен. Как бы ни относился М.А. Булгаков к своим малым жанрам, порождая соответствующие выводы исследователей, необходимо сказать, что многие из этих текстов представляются художественно ценными и значимыми, они вовсе не производят впечатления литературной халтуры.

Ориентироваться в процессах эволюции жанров малой прозы и нескончаемом разнобое жанровых обозначений непросто. Попытка установления систем жанровых типологий будет всегда сохранять «опасность субъективизма и случайности» [42, 205]. Общеизвестно, что «чистые» жанры в русской литературе обнаружить непросто. Существует, бесспорно, некий набор жанровых признаков, которые более или менее являются неизменными.

Наличествующие исследовательские работы посвящены особенностям творчества писателя в целом, но они не составляют цельной панорамы развития малого жанра в системе творчества писателя. К сожалению, отсутствует также и чёткая дифференциация жанровых определений малой прозы М.А. Булгакова, чьи произведения будут рассматриваться в работе. Это придаёт особую актуальность изучению судьбы малых жанров в системе творчестве писателя. Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, необходимостью обобщения и дальнейшего осмысления малой прозы М.А. Булгакова, которая нашла свое яркое воплощение в жанре фельетона, очерка, рассказа и др., во-вторых, попыткой систематизировать малую прозу писателя, создаваемую им на протяжении всего творческого пути.

Цель исследования заключается в исследовании малых жанров в системе творчестве М.А. Булгакова, определении типологии, жанровых особенностей, идейно-тематического своеобразия рассказов, очерков, фельетонов и др.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

- рассмотреть и проанализировать московские и киевские очерки М.А. Булгакова;

- систематизировать и изучить фельетоны М.А. Булгакова;

- охарактеризовать особенности малой художественной прозы писателя в современном освещении;

- определить место малых художественных жанров М.А. Булгакова в медиапространстве;

- рассмотреть методические аспекты преломления заявленной темы, с учетом современных технологий.

Объектом исследования является художественное творчество русского писателя М.А. Булгакова.

Предметом исследования послужили малые жанры в системе творчества М.А. Булгакова. Выбор предмета исследования обусловливается тем, что уже на начальном этапе прослеживаются те мотивы, проблемы и черты, которые характерны и для поздних произведений. Благодаря малым жанрам можно узнать, как формировался талант М.А. Булгакова, потому что именно с очерков, фельетонов и рассказов писатель начинал своё литературное творчество.

Материалом исследования послужил ряд очерков, фельетонов и рассказов, опубликованных с 1921 по 1939 годы.

Методы исследования. Исследование носит историко-литературный характер. Исходя из поставленной цели и определения ряда задач, в работе применялся комплекс методов, необходимых для реализации исследования: биографический, сравнительно-исторический, типологический, исторический, философский.

Научная новизна работы заключается в том, что малая проза М.А. Булгакова рассматривается не изолировано, но как составляющая часть творчества писателя в целом. Кроме того, новизна обеспечивается самим литературным материалом: с теоретико-литературной точки зрения

рассматриваются не только известные, но и малоизвестные произведения, которые ранее не становились предметом серьезного филологического анализа. В малой прозе М.А. Булгакова важны не только жанровые изменения, но и их содержание. Поэтому при анализе обе стороны рассматриваются в их взаимосвязи.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что работа вносит определённый вклад в решение проблемы анализа и классификации малых жаров в творчестве М.А. Булгакова.

Практическая значимость исследовательской работы состоит в возможности использования в школе ее основных положений и выводов в процессе изучения истории русской литературы начала XX века в целом и анализа творчества М.А. Булгакова в частности, а также на уроках литературы, посвященных анализу и интерпретации художественного текста в рамках подготовки к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обозначаются актуальность и новизна работы, ставятся цель и задачи, объект и предмет исследования, описывается его теоретико-методологическая база, указываются методы исследования и его практическая значимость.

В первой главе рассмотрен теоретический аспект исследования: что такое очерк и фельетон, какую роль эти жанры играют в русской литературе XX века, рассматривается степень их изученности на сегодняшний день, и как они представлены в творчестве М.А. Булгакова.

Во второй главе представлен анализ малой художественной прозы М.А. Булгакова, ее поэтические особенности и то, какое место она занимает в медиапространстве. Также обозначены методические аспекты анализа малой прозы, разработан интермедиальный урок на тему «Жизнь и творчество М.А. Булгакова». В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы по теме исследования.

Список литературы включает 67 наименование. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 85 страницы.

Апробация работы. Материалы теоретической главы ВКР были апробированы на научно-практической конференции профессорско- преподавательского состава и студентов «Система непрерывного образования: школа - педколледж - ВУЗ» 2019 г. По материалу доклада опубликована статья:

Файзрахманова А.А., Козлова К.О Жанр фельетона в творчестве М.А. Булгакова / Система непрерывного образования: школа - педколледж - вуз: материалы XIX региональной научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. - С. 73-76.

Материалы исследования апробированы также в процессе преподавания литературы в 10 классе СОШ № 41 г. Уфы.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА I. ОЧЕРКИ И ФЕЛЬЕТОНЫ М.А. БУЛГАКОВА: ЖАНРОВЫЕ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

1.1. Образ эпохи в московских очерках М.А. Булгакова

В литературу М.А. Булгаков вошёл как беллетрист и как публицист. Публицистическое творчество писателя представлено планомерно и разнообразно. По замечанию М.С. Штейман «именно в «малых» жанрах проявляются этические, эстетические и философские идеалы писателя. Очерковая проза для М.А. Булгакова стала некой школой освоения мастерства и познания человека». [56, 211].

Начало творческого пути писателя обычно относят к первым московским годам, когда он только переехал в Москву и устроился секретарём в ЛИТО (литературно-издательский отдел). С 1921 по 1926 годы М.А. Булгаков сотрудничал в различных газетных изданиях, основными из которых были «Гудок» и «Накануне». В газете «Гудок» автор печатался с 1922 по 1926 гг., а в газете «Накануне» с 1922 по 1924 гг. С «Гудка» начинаются фельетонные публикации писателя (всего более ста выступлений), а газета «Накануне» принесла ему мировую славу и признание.

Изначально именно в этих изданиях в полной мере и последовательно предстаёт М.А. Булгаков в качестве репортёра, фельетониста и очеркиста, пишущего на злобу дня, но, надо заметить, полностью в газетчика он не превратился, а остался именно писателем в газете.

Жизнь России в 1920-е годы была стремительна и менялась на глазах. Периодичность газетных изданий должна была не только успевать за быстротечностью событий, а также решать и главную задачу: отображать борьбу за трансформацию мира. Такая проза была не только скорой, но и очень актуальной, создавалась по запросам времени. Злободневная, быстротечная, она имела гражданский характер и шла след в след за фактами и событиями реальной действительности. Учила, извлекала уроки и агитировала.

М.С. Штейман подчеркивает, что «писательскую деятельность М.А. Булгакова в различных газетных изданиях нельзя оценивать, как некий подготовительный этап, пробу пера перед вхождением в большое литературно-художественное творчество. Очерки, заметки, фельетоны создавались писателем не только из-за жизненных обстоятельств или не только потому что он учился литературному мастерству, а из-за особенностей его дарования. Журналистская деятельность раскрыла в М.А. Булгакове одну из главных особенностей его творческой индивидуальности - тягу не только к реальному, но и к документальному изображению действительности. Основа его газетной, публицистической прозы - наблюдение и выделение важных фактов в потоке пёстрых будней. Мастер как будто очень остро, мгновенно и быстро фиксирует факт, раскрывает его как ядро событий и воплощает это ядро в виде логически завершенной сценки-эпизода» [56, 212].

Чтобы перейти непосредственно к очеркам М.А. Булгакова, нужно сначала разобраться, что же такое очерки, что они из себя представляют и чем отличаются от других малых жанров.

Как отмечается в «Литературной энциклопедии»: «Очерк - литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка - писание с натуры.

В очерке вымысел играет значительно меньшую роль, чем в других жанрах. В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он, во всяком случае, ослаблен. Автор очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образной форме показывать развитие действия, автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий и пр. В очерке гораздо большее значение, чем, например, в рассказе, имеют публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал. Язык очерка в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного. Черты очерка как жанра не остаются постоянными. В разные исторические периоды и у разных классов выступают и усиливаются то одни характерные стороны жанра, то другие» [65].


Заключение

Анализ и характеристика малых жанров в творчестве М.А. Булгакова позволяет утверждать о том, что изучение малых жанров является важной составляющей исследования творчества писателя. Без их включения в анализ творчества, мы не сможем увидеть всей картины его становления как большого писателя, потому что революция 1917 года повлияла на мировосприятие М.А. Булгакова. Автор писал на злобу дня, поднимал самые острые проблемы, волновавшие граждан советской России.

В 1920-е годы М.А. Булгаков сотрудничал с газетами «Гудок» и «Накануне». К малым публицистическим жанрам М.А. Булгакова относятся очерки и фельетоны. Можно условно выделить московские и киевские очерки. В московских были освещены внешние и внутренние проблемы Москвы. Этим очеркам был присущ обличительный характер: М.А. Булгаков жестоко критиковал дикие нравы, которые смогли получить новую почву в период НЭПа: невежество, хамство, бескультурье. Из московских очерков

вырисовывается картина эпохи: расцвет спекуляции, жульничество, обмана, процветание новоришей. М.А. Булгакову была ненавистна новая Россия. Но он также стремился отметить и положительные стороны: технический прогресс, внешнее преображение Москвы. Сатира М.А. Булгакова в Московских очерках была новаторской, проникнутой верой в светлое будущее.

Образ Киева был воплощен в очерке «Киев-город». Здесь он пишет о том, что Киев - воплощение гармонии и рая на земле. М.А. Булгаков затрагивает тему революции и Гражданской войны. Здесь писатель создаёт картину живой современности и осмысливает ее как итог коренных исторических изменений. В очерке «Киев-город» М.А. Булгаков пытается найти смысл в войне и революции, но они не поддаются радиальному объяснению. Как и в московских очерках, М.А. Булгаков оставляет читателю надежду на лучшее: в финале он говорит о желанном образе «воскресшей» Украины, Киева, вера в возрождение страны.

Фельетоны помогали М.А. Булгакову описывать жестокость и уродство советской действительности. Главной задачей фельетонов писатель видел в том, чтобы показать острые проблемы современности, которые были важны для советского человека.

Итак, публицистическое творчество М.А. Булгакова в первую очередь выражало его личное отношение к революции и Гражданской войне, к новой России. В его творчестве нуждался массовый читатель, потому что только этот писатель смог смело говорить об острых проблемах и показывал реальную картину действительности, приправленную острой сатирой.

Кроме публицистики, к малым жанрам относится и художественная проза. Особое внимание было уделено в системе творчества М.А. Булгакова циклу рассказов «Записки юного врача». Благодаря им можно узнать о личности самого писателя, так как цикл является автобиографическим, написанным на основе врачебной практики М.А. Булгакова. Но в то же время, рассказы не является полностью автобиографическими, в них присутствует художественный вымысел. Лейтмотивом цикла является тема милосердия, противостояние красоты и смерти.

В работе уделено внимание и современной составляющей нашей жизни. Рассмотрено творчество писателя в медиапространстве. Исследованы различные медиаресурсы: «Булгаковская энциклопедия», сайт «Наш Булгаков», аудиокниги, сериалы, фильмы, статьи на образовательных и культурнопросветительских сайтах.

Несомненной составляющей исследования стала ее методическая часть. Изучены учебники, рассмотрены особенности изучения творчества М.А. Булгакова в школе. В 9 классе учащиеся знакомятся с жизнью писателя, анализируют повесть «Собачье сердце», а в 11 классе приступают к изучению романного наследия М.А. Булгакова. Малая проза остается за рамками школьного изучения.

Разработанный конспект интермедиального урока по творчеству М.А. Булгакова, созданный с помощью современной программы iSpring Suite, предполагает использование интерактивности «Книга», с помощью которой можно показать основные вехи жизни писателя; фрагменты из экранизаций произведений. Также на уроке посредствам программы iSpring возможно осуществление проверки знаний учащиеся с помощью итогового теста.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что малые жанры занимают особое место в системе творчества М.А. Булгаков. Они повлияли на его становление, послужили пробой пера перед вхождением в большую литературу, заняли достойное место в творчестве писателя.


Список литературы

1. Булгаков М.А. Дневник. Письма. 1914-1940. - М.: Совр. писатель, 1997. - С. 57-60.

2. Булгаков М.А. Морфий. Записки юного врача. - М.: Эксмо, 2010. - 192 с.

3. Булгаков М.А. Полное собрание пьес, фельетонов и очерков в одном томе. - М.: Альфа-книга, 2014. - 1087 с.

4. Булгаков М.А. Полное собрание романов, повестей, рассказов в одном томе. - М: Альфа-книга, 2008. - 1247 с.

5. Булгакова М.А. Письма: Жизнеописание в документах. - М.:Современник, 1989. - 283 с.

+ еще 62 источника


Примечания

Оригинал в pdf

Тема: «Малые жанры в системе творчества М.А. Булгакова: литературоведческий и методический аспекты изучения»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 87
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Образ врача в отечественных кинематографических интерпретациях произведений А.П. Чехова и М.А. Булгакова: интермедиальный и методический аспекты изучения

    80 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СЮЖЕТНО-ОБРАЗНОГО РЯДА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДСТВАМИ КИНЕМАТОГРАФА 9
    1.1. Художественный образ как форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни в художественном творчестве 9
    1.2. Интертекстуальность и интермедиальность как аспекты интерпретации художественного литературного произведения 15
    1.3. Методические приемы работы с киноинтерпретациями произведений на уроках литературы 18
    Выводы по главе 1 22
    ГЛАВА 2. ПОЭТИКА ПРОЗЫ А.П. ЧЕХОВА И М.А. БУЛГАКОВА, РАСКРЫВАЮЩЕЙ ОБРАЗЫ ВРАЧЕЙ, И СПЕЦИФИКА ЕЕ КИНОВОПЛОЩЕНИЯ 25
    2.1. Автобиографические черты врачей в произведениях А.П. Чехова и М.А. Булгакова 25
    2.2. Кинематографические интерпретации рассказа А.П. Чехова «Ионыч», «Палата №6» 36
    2.3. Интерпретации произведений М.А. Булгакова в отечественном кинематографе («Записки юного врача», «Собачье сердце») 46
    Выводы по главе 2 53
    ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.П. ЧЕХОВА И М.А. БУЛГАКОВА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 56
    3.1. Место творчества А.П. Чехова и М.А. Булгакова в школьных программах преподавания литературы. Образовательные технологии, используемые в изучении творчества данных авторов 56
    3.2. Методические рекомендации по разработке интермедиального урока литературы в школе 60
    Выводы по главе 3 71
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Дипломная работа:

    Роман м. булгакова «мастер и маргарита» в русской культуре: культурологический и методический аспекты изучения в школе и вузе

    102 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. РОМАН М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ
    1.1. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в литературоведении…8
    1.2. Роман «Мастер и Маргарита» в живописи и в скульптуре….…15
    1.3. История кинолент романа «Мастер и Маргарита»….23
    1.4. Роман «Мастер и Маргарита» в драматургии….….35
    Выводы по первой главе….43
    ГЛАВА II. БУЛГАКОВСКИЕ ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ
    2.1. Образ Мастера и Маргариты в литературоведческой, кинематографической, живописной трактовке….45
    2.2. Трактовка образа Иешуа и Пилата в литературе и культуре.….…51
    2.3. Интерпретация инфернальных образов в литературе и культуре….56
    2.4. Разработка конспекта урока «Жизнь и творчество М.А. Булгакова» для 11-х классов СОШ…63
    Выводы по второй главе….76
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….79
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….83
    СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ…88
    ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА….89
    ПРИЛОЖЕНИЕ….88
  • Дипломная работа:

    Роман м. булгакова «мастер и маргарита» в русской культуре: культурологический и методический аспекты изучения в школе и вузе

    102 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. РОМАН М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
    В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ
    1.1. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в литературоведении…8
    1.2. Роман «Мастер и Маргарита» в живописи и в скульптуре….…15
    1.3. История кинолент романа «Мастер и Маргарита»….23
    1.4. Роман «Мастер и Маргарита» в драматургии….….35
    Выводы по первой главе….43
    ГЛАВА II. БУЛГАКОВСКИЕ ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ
    2.1. Образ Мастера и Маргариты в литературоведческой, кинематографической, живописной трактовке….45
    2.2. Трактовка образа Иешуа и Пилата в литературе и культуре.….…51
    2.3. Интерпретация инфернальных образов в литературе и культуре….56
    2.4. Разработка конспекта урока «Жизнь и творчество М.А. Булгакова» для 11-х классов СОШ…63
    Выводы по второй главе….76
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….79
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….83
    СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ…88
    ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА….89
    ПРИЛОЖЕНИЕ….88
  • Дипломная работа:

    Фабула любовного «треугольника» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: литературоведческий и методический аспекты изучения

    82 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАБУЛЫ
    ЛЮБОВНОГО «ТРЕУГОЛЬНИКА» В РОМАНЕ «ИДИОТ» 5
    Фабула в литературном произведении 5
    История изучения романа «Идиот» 11
    Выводы по I главе 16
    ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ФАБУЛЫ ЛЮБОВНОГО «ТРЕУГОЛЬНИКА» В РОМАНЕ 17
    2.1. Система любовных «треугольников» в романе 17
    2.2. Любовные сцены в романе 24
    2.3. Герои романа в ситуации испытания любовью 29
    Выводы по II главе 37
    ГЛАВА III. РОМАН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ» В ШКОЛЕ 39
    3.1. Обзор современных программ и учебников 39
    3.2. Методические рекомендации по изучению романа «Идиот» 47
    Выводы по III главе 57
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
    ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ 67
    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 68
  • Дипломная работа:

    Концепт пространство в языковой картине мира М.А. Булгакова

    128 страниц(ы) 

    Введение….3 8
    Глава I. Теоретические основы исследования
    §1. Картина мира как понятие антропоцентрической науки….9 25
    §2. Понятие концепта в лингвистике….25 31
    §3. Концепт пространство в философии и языкознании….31 41
    §4. Концепт пространство в русской языковой картине мира…42 50
    Выводы…50 52
    ГЛАВА II. Структура и семантика концепта пространство в языковой картине мира романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    § 1. Ядро концепта ….53 58
    § 2. Приядерная часть концепта ….58 89
    § 3. Переходная зона концепта ….89 97
    § 4. Периферия концепта ….97 99
    Выводы….99 102
    Заключение….103 111
    Список использованной литературы….111 118
    Приложение
  • Дипломная работа:

    Библейские мотивы в творчестве м. волошина: литературоведческий и методический аспекты изучения в школе

    64 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ ….3
    ГЛАВА I. ТВОРЧЕСТВО М.А. ВОЛОШИНА В КОНТЕКСТЕ БИБЛЕЙСКИХ МОТИВОВ
    1.1. Библейские мотивы в творчестве М. Волошина: теоретический аспект изучения ….7
    1.2. «Китежский» мотив в лирике М. Волошина .….14
    1.3. Мотивы начала и конца в библейских стихах М. Волошина….19
    ГЛАВА II. БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ М.А. ВОЛОШИНА КАК СРЕДСТВО ПОСТИЖЕНИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА
    2.1. Образ Богоматери в творчестве М. Волошина ….27
    2.2. Библейские мотивы в цикле стихотворений «Неопалимая Купина»….….34
    2.3. Методические аспекты изучения творчества М.Волошина в школе…43
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….…57
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….…60

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

    89 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ….….9
    1.1.Историко-теоретические основы становления здоровьесберегающей педагогики и терапевтического воздействия музыки на организм человека….9
    1.2.Здоровьесберегающая технология в музыкально-образовательной практике….….….….20
    ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ….….36
    2.1.Передовой педагогический опыт по внедрению здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования….….…3
    2.2.Опытная работа в области здоровьесбережения на уроках музыки….….46
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….78
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….….81
    ПРИЛОЖЕНИЕ …84
  • Дипломная работа:

    Организационно-педагогические условия экспертизы в образовательном процессе

    75 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава 1. Теоретические основы экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения….5
    1.1 Понятие экспертиза образовательного процесса дошкольного учреждения.5
    1.2 Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения….8
    1.3 Подготовка и проведение экспертизы современных программ дошкольного образования….9
    1.4 Оценка деятельности методического кабинета МДОУ….29
    1.5 Содержание организации экспертизы при аттестации дошкольного образования….37
    Глава 2. Моделирование и экспериментальное исследование системы образовательного процесса в МДОУ «Звездочка»…41
    2.1 Краткая характеристика МДОУ детский сад «Звездочка»….41
    2.2 Комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов.43
    2.3 Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательном процессе МДОУ….50
    2.4 Карта экспертной оценки программы образования детей старшего дошкольного возраста….59
    Заключение….69
    Список использованной литературы….71
    Приложение А. Модель комплексной оценки качества профессиональной
    деятельности педагогических работников МДОУ….73
    Приложение Б. Показатели комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников МДОУ…74
    Приложение В. «Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад \"Звездочка\"»….75
  • Дипломная работа:

    Изучение романсов композиторов 19 - 20 веков в старших классах общеобразовательной школы

    71 страниц(ы) 

    Введение… ….3
    Глава 1: Теоретические основы изучения романсов композиторов 19- начала 20 веков в старших классах общеобразовательной школы
    1.1 История развития жанра романса в 19 - нач. 20 веков…7
    1.2. Значение восприятия музыкальных произведений на уроках музыки в старших классах общеобразовательной школы ….16
    1.3 Особенности изучения романсов 19-20 вв. в старших классах общеобразовательной школы….22
    Глава 2: Педагогические условия изучения романсов композиторов 19-20 века (на примере романсов М.Глинки, П.Чайковского, С.Рахманинова и т.д.).
    2.1 Содержание, формы и методы изучения романсов композиторов М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова и др…32
    2.2 Педагогический эксперимент и его результаты….39
    Заключение….50
    Список использованной литературы….53
    Приложение….57
  • Дипломная работа:

    Герой-денди в творчестве О. де Бальзака: методы анализа и интерпретации художественного текста в средней общеобразовательной школе

    61 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1 ДЕНДИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ КУЛЬТУРЕ 19 ВЕКА 5
    1.1. Денди как явление в европейской культуре и литературе 5
    1.2. Денди во Франции первой половины 19 века 10
    1.3. О. де Бальзак и его отношение к дендизму 16
    Выводы по главе 1 20
    Глава 2 ГЕРОИ-ДЕНДИ В ТВОРЧЕСТВЕ О. ДЕ БАЛЬЗАКА 21
    2.1. Образ денди в повести О. де Бальзака «Гобсек» 21
    2.2. Образ денди в романе О. де Бальзака «Отец Горио» 24
    Выводы по главе 2 28
    Глава 3 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О. ДЕ БАЛЬЗАКА 29
    3.1. Методы анализа и интерпретации художественного текста в средней общеобразовательной школе 29
    3.2. Методика работы с текстом на уроке французского языка на примере отрывка из романа «Отец Горио» 36
    3.3. Методические рекомендации по организации заключительного урока, посвященного анализу фрагмента романа «Отец Горио» О. де Бальзака . 39
    Выводы по главе 3 46
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
    ПРИЛОЖЕНИЕ 53
  • Дипломная работа:

    Р.Сибат прозасы һәм аның поэтик үзенчәлеге

    75 страниц(ы) 

    Кереш….
    I бүлек. Поэтика турында төшенчә.
    II бүлек. Әсәрләренең сюжет-композициясен оештыруда язучы осталыгы.
    III бүлек. Р.Сибат прозасы һәм аның поэтик үзенчәлеге.
    2.1. Р.Сибат әсәрләрендә урын һәм вакыт берлеге.
    2.2. Әсәрләрдә табигать күренешләрен сурәтләү әһәмияте.
    2.3. Геройларның портретын бирү осталыгы.
    2.4. Р.Сибат прозасында символлар.
    а) Әсәрләрдә символик образлылык.
    б) Саннар символикасы.
    2.5. Р.Сибат әсәрләрендә аллюзия һәм реминесценциянең әдәби-эстетик вазыйфасы.
    IV бүлек. Р.Сибат прозасын мәктәптә өйрәнү буенча методик күрсәтмәләр.

    Йомгак.
    Файдаланылган әдәбият исемлеге.
  • Дипломная работа:

    Образ мусульманина в современной массовой культуре

    53 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Формирование этно-религиозных образов человека в исследованиях массовой культуры 7
    1.1. Изучение массовой культуры: теории и исследования 7
    1.2. Роль религии в создании этностереотипов в массовой культуре 15
    Глава II. Образ мусульманина в мировой культуре 26
    2.1. Особенности традиционного образа мусульманина 26
    2.2. Радикализация образа мусульманина в массовом сознании 34
    2.3. Экспансия массовой культуры как важнейший фактор трансформации образа человека в мусульманских странах 39
    Заключение 48
    Список литературы 50
  • Дипломная работа:

    Исследование коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома-интерната

    66 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I Теоретические основы коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью 6
    1.1 Понятие «коммуникативные навыки» 6
    1.2 . Особенности Формирование коммуникативных навыков в онтогенезе.11
    1.3 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью 23
    Выводы по первой главе 31
    ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома-интерната с. Серафимовский 33
    2.1 Организация и методика исследования 33
    2.2 Анализ результатов исследования 38
    2.3 Коррекционно-развивающая программа по развитию 42
    Выводы по главе второй 47
    Заключение 50
    Литература 53
    Приложения 59
  • Дипломная работа:

    Жизнь и творчество кураиста ишмуллы дильмухаметова

    34 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.3
    ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ИШМУЛЛЫ ДИЛЬМУХАМЕТОВА
    1.1 Детские годы будущего артиста.6
    1.2 Первые шаги в мир искусства.7
    1.3 Ишмулла Дильмухаметов – артист Башкирского академического театра драмы.8
    1.4 Период работы в Башкирской государственной филармонии.10
    ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО И НОВАТОРСКИЕ ИДЕИ ИШМУЛЛЫ ДИЛЬМУХАМЕТОВА
    2.1 Ишмулла Дильмухаметов – композитор, исполнитель, либреттист.13
    2.2 Башкирский курай покоряет Европу.26
    2.3 Имя Ишмуллы Дильмухаметова – в народной памяти.28
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.31
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.33
    ПРИЛОЖЕНИЕ (мелодии в исполнении И.Дильмухаметова).
  • Дипломная работа:

    Художественно-творческий потенциал школьников на уроках музыки

    78 страниц(ы) 

    Ведение….3
    Глава I.Теория и практика развития творческого мышления детей младшего школьного возраста
    1.1.Художественно-творческий потенциал ребёнка и развитие личности….….8
    1.2.Творческая деятельность учащихся в практике музыкального воспитания….20
    Глава II.Педагогические условия развития творческого потенциала на уроках музыки
    2.1.Содержание, формы и методы художественно-творческого развития младших школьников на уроках музыки….32
    2.2.Опытно-экспериментальная работа….47
    Заключение….…63
    Список используемой литературы….64
    Приложение…67
  • Дипломная работа:

    Факторный анализ психолого-педагогических данных компьютерного тестирования

    81 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА 9
    1.1. Теория компьютерного тестирования 9
    Введение в теорию тестирования 9
    Компьютер как инструмент психолого-педагогического тестирования 13
    Экспериментальные методы в прикладной психологии на основе компьютерных технологий 22
    1.2. Теория факторного анализа 28
    Применение факторного анализа 28
    Методология факторного анализа. Процесс факторизации 44
    Методика факторного и компонентного анализов 47
    1.3. Психолого-педагогические данные учебного процесса 55
    Дидактические единицы 55
    Суть тестовой традиции в психологии. Основные идеи факторного анализа 56
    Многофакторный анализ интеллектуальных способностей 59
    ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА В КОМПЬЮТЕРНОМ ТЕСТИРОВАНИ 63
    1.1. Методики экспериментального применения факторного анализа в компьютерном тестировании 63
    1.2. Эксперимент по изучению знаний студентов по информационным наукам посредствам факторного анализа 63
    ПРИЛОЖЕНИЯ 65
    ЛИТЕРАТУРА 68