СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Воспитательный потенциал содержательной линии «право» в обществоведческом курсе и способы его реализации - Дипломная работа №29394

«Воспитательный потенциал содержательной линии «право» в обществоведческом курсе и способы его реализации» - Дипломная работа

  • 58 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРАВА В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

1.1. Сравнительно-исторический анализ отечественного опыта изучения права в школе

1.2. Изучение правового содержания в современной школе: цели, задачи, содержание и результаты

1.3. Роль права в воспитании личности гражданина России

ГЛАВА II. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРАВА

2.1. Сравнительный анализ правового содержания в учебниках обществознания

2.2.Формы методы и приемы реализации воспитательного потенциала правового содержания в школе

ГЛАВА III. ПРОЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ПРАВО» В ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОМ КУРСЕ

3.1. Описание проекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

Актуальность исследования. Исторический опыт свидетельствует о том, что проблема воспитания подрастающего поколения всегда имела огромное социальное значение, особенно в переломные моменты жизни общества, когда возникает потребность в смене идеалов и целей воспитания молодежи. Перемены в жизни общества порождают существенные трудности, влияющие на процесс социализации личности подрастающего поколения, одним из важнейших аспектов которого является усвоение правовых норм.

В ФГОС второго поколения особое внимание уделено воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; на познания себя и окружающих, чувства собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям, понимание ценности, как своей личности, так и ценности других людей; уважение к правам человека, уважение к закону и позитивное отношение к правовому регулированию, а также на активную гражданскую и нравственную позицию. В достижении данных целей существенное значение приобретает курс «Обществознание», который способствует формированию личностных качеств и правовой культуры. Курс «Обществознание» в ФГОС второго поколения вводится с 5 класса.

Степень разработанности темы. Большое внимание, как в отечественной, так и зарубежной педагогике уделяется проблеме гуманистического воспитания, воспитания в духе уважения прав человека, культуры мира, взаимопонимания. Проблемы правового воспитания поднимаются в работах А. А. Арламова, А. К. Быкова, В. В. Гаврилюка, М. А. Галагузовой, И. В. Метлика, А. П. Мовчана, А. Ф. Никитина, А. В. Пронькина, Н. Г. Суворовой, Н. И. Элиасберг и др.

Вопросам содержания воспитательной деятельности, развивающейся в гуманистической парадигме, посвящены труды Э. А. Аксеновой, Б. В. Куприянова, А. Р. Нуритдиновой, С. Д. Полякова, Ф. Ф. Слипченко, Т. Сайрулаевой, П. В. Степанова, А. В. Фахрутдиновой и др.

Вопросы нравственно-правовой культуры рассматриваются в трудах В. В. Гаврилюк, А. А. Крекотнева, А. В. Солодко, B. C. Соловьева, В. А. Сухомлинского.

Значение правового аспекта социально-значимого опыта для формирования личности отражено в исследованиях А. Я. Данилюк, М. Б. Зыкова, Л. Кузнецова, О. Прохорова, И. В. Метлик и др.

Однако мы хотим остановиться на научных трудах, которые отражают специфику нашей работы.

Феномен патриотизма и воспитательный потенциал правового содержания, его роль в консолидации современного российского общества, в формировании патриотических чувств рассмотрена в работе А. К. Быкова. Автор обращается к историко-культурному наследию отечественных мыслителей, а также традиционным духовно-нравственным и идейно-мировоззренческим основам понимания российского патриотизма.

Большое значение для изучения воспитательного потенциала права в гражданском образовании имела работа И. В. Метлика - «Ценностное ядро гражданского воспитания школьников» в которой рассматриваются методологические аспекты развития воспитания школьников в современных социокультурных условиях Российской Федерации. Обосновано и представлено содержание ценностного ядра гражданского воспитания детей в общеобразовательной школе.

Для раскрытия темы исследования мы рассмотрели опыт внедрения в педагогическую практику целостной системы школьного этико – правового образования, который описан в статье Н. И. Элиасберг «Петербургская модель гражданско – правового образования»

Однако в условиях смены образовательной парадигмы возникло противоречие между требованиями современного российского общества к уровню правовой культуры молодежи и недостаточным вниманием к изучению воспитательного потенциала обществоведческих дисциплин, в частности права как важной составляющей воспитательного процесса в целом.

Исходя из данного противоречия, была определена тема выпускной квалификационной работы «Воспитательный потенциал содержательной линии «Право» в обществоведческом курсе и способы его реализации».

Объект: содержание обществоведческого образования в школе.

Предмет: методические особенности реализации воспитательного потенциала правового содержания в изучении обществознания.

Цель работы: изучить воспитательные возможности правового содержания и выявить методические особенности реализации воспитательного потенциала правового компонента в курсе «Обществознание».

Исходя из цели, объекта и предмета были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа нормативно-правовых актов и научно-методической литературы по выбранной проблематике изучить отечественный опыт преподавания права в курсе «Обществознание».

2. Выявить особенности правового содержания в современном курсе «Обществознание».

3. Описать требования к реализации воспитательного потенциала права в свете ФГОС-2.

4. Определить методические особенности реализации воспитательного потенциала права.

5. Разработать методические рекомендации по реализации воспитательного потенциала содержательной линии «Право» в обществоведческом курсе

При решении поставленных в выпускной квалификационной работе задач использовались различные методы исследования теоретического и эмпирического уровней. Теоретические методы: - анализ научной и учебно - методической литературы, нормативно-правовых документов, изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного педагогического опыта. Эмпирические методы: наблюдение.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРАВА В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

1.1. Сравнительно-исторический анализ отечественного опыта изучения права в школе

С появлением в начале ХIХ в. гимназий в российскую школу пришли обществоведческие дисциплины. Их роль и место в системе среднего образования во многом зависели от общественно-политической ситуации в стране. Либеральные веяния в политике открывали возможность развития этой образовательной области. В 1862 г. советом Харьковского университета была выдвинута идея введения в гимназический курс обществознания, понимаемого как «наука о гражданском обществе» с включением в нее понятий о труде как об основном законе человеческой жизни.

Однако этому проекту не суждено было осуществиться в условиях пореформенной России - уж слишком глубока была тогда пропасть между государством и нарождающимися общественными институтами. Да и отношение властей к проблемам демократизации общественной жизни было весьма настороженным. В то же время и Министерство народного просвещения, и Главное управление военного ведомства понимали ущербность преподаваемого в гимназиях и кадетских корпусах курса «Законоведение», который сводился к заучиванию действующего законодательства Российской империи.

В 1881 г. при пересмотре содержания учебного курса военных училищ Главное управление военно-учебных заведений обратилось к К. Д. Кавелину с просьбой высказать свои предложения по улучшению преподавания законоведения (общей его части). В ответ профессор Кавелин представил военному министру графу Д. А. Милютину записку, в которой изложил свою концепцию преподавания законоведения во всех русских средних учебных заведениях. Основные положения его концепции сводились к следующему.

Существуют два подхода к преподаванию обществоведения: первый связан с изложением сведений из действующего законодательства, второй предполагает дать учащимся правильные и ясные понятия об отношениях каждого человека в государстве, обществе и семье. Первый подход несостоятелен, так как преподавание законоведения с непосредственной практической целью невыполнимо (огромный объем законодательной базы, влияние частностей и подзаконных актов, частые изменения) и не принесет ожидаемой пользы (неизвестно, что пригодится выпускникам из того, что они изучали). Оптимальным, по мнению Кавелина, является воспитательный и общеобразовательный характер данного предмета: вооружить молодых людей, готовящихся к самостоятельной жизни и службе, ясными и точными понятиями о тех началах и учреждениях, на которых зиждется государственная, общественная и семейная жизнь. Само собой разумеется, что это не исключает сообщения наиболее значимых сведений из действующего законодательства.

Предполагался небольшой по объему обществоведческий курс, знакомящий учащихся с существенными условиями и главнейшими явлениями устроенного человеческого общежития. Целью, которого было объяснить слушателям такие понятия из области этики (учения о нравственности), политической экономии, народного хозяйства и международного права, которые составляют насущную потребность каждого человека, тем более офицера или чиновника.

На Кавелина была возложена подготовка подробной программы курса «Законоведение» с обоснованием включаемого материала, а также учебника для средних учебных заведений.

К.Д.Кавелин, будучи признанным авторитетом в теории права, отлично понимал, что предложенный им интегральный курс выходит за рамки законоведения. Вместе с тем термин обществознание не был использован профессором по нескольким соображениям: во-первых, по идеологическим (он был бы скорее всего отвергнут из-за своей крамольности); во-вторых, введение нового курса (с новым названием) требовало значительных организационно-директивных процедур. Проще было воспользоваться традиционным названием.

В российских классических гимназиях также преподавалась философская пропедевтика (логика и психология). В некоторых гимназиях, в которых последний класс был риторический, помимо психологии изучались философия и история философии. Сравнительный анализ обществоведческих дисциплин в России и европейских странах в начале ХХ в. показал, что российская средняя школа не уступала в этом отношении школе зарубежной.

Учебный план гимназий в 1914 г. предусматривал курс законоведения в выпускном классе и философскую пропедевтику (два завершающих года). Законоведение преподавалось и в реальных, и в коммерческих училищах.

Первые годы после 1917 г. принесли серьезные изменения, связанные со сломом старой системы образования, попытками подчинить все дело подготовки молодежи идеалам классовой борьбы и победы коммунизма. Вначале 20-х гг. в советской школе появился учебный предмет «Обществоведение», представлявший собой комплекс знаний из истории и современности, связанный с изучением социальной действительности и формированием определенных гражданских ценностей, понимаемых в русле господствующей идеологии.

Характерно, что появление такого комплекса во многом объяснялось поисками нового понимания сути исторического процесса, фактической непригодностью по идеологическим соображениям прежней учебной литературы и острым желанием государства непосредственно влиять на становление своих будущих граждан.

Обществознание как единый комплекс знаний о прошлом и настоящем просуществовало до середины 30-х гг., когда известными постановлениями о школе было осуждено и отменено.

В начале 60-х гг., и вновь по идеологическим мотивам, в школу пришел новый курс с названием «Обществоведение», явившийся отражением установок и принципов Программы КПСС, принятой в 1961 г. Учебный курс изучался в выпускном классе школы, был рассчитан на 2 часа в неделю. Программа этого курса была единой для всех типов средних учебных заведений. Учебник по этому курсу также был единым, он выдержал более 20 изданий. В начале своего существования курс обществоведения 60-х гг. точно следовал логике и содержанию партийной программы. Позднее, в 70-е гг., он трансформировался вслед за изменением партийной идеологии. Помимо того, что программа этого курса, содержание учебной литературы, методические рекомендации для учителей разрабатывались централизованно и находились под строгим контролем со стороны официальной идеологии, по этому курсу существовал обязательный экзамен в выпускном классе по единым для всей страны вопросам.


Заключение

Процесс становления правового государства, в котором права человека и ценности личности выходят на первый план, зависит, прежде всего, от воспитания и обучения молодого поколения. Накопление нравственно-правовых знаний, которые ребенок получает в процессе изучения обществознания, составляет основу для выработки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственно-правового поведения. Другими словами формируется правовая культура личности, которая включает в себя правовые знания, умения, навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека. Поэтому нравственно-правовое воспитание обучающихся является одной из важнейших задач школы.

В настоящее время в практике гражданского воспитания накоплен значительный опыт. В европейских странах разработаны программы по гражданскому образованию. Гражданское образование вводится в содержание школьного образования в качестве отдельного школьного предмета или факультатива. Оно выступает под различными названиями: «граждановедение», «гражданские отношения», «человек и общество», «политическое образование». Основу этих программ составляют знания об обществе и человеке, которые помогают школьникам подготовиться к жизни в современном обществе. Наряду с программами по гражданскому образованию, ученые-педагоги разных стран призывают к созданию в школе условий, способствующих воспитанию у школьников гражданских качеств. Возникла необходимость вооружения их навыками, наиболее востребованными в изменяющемся обществе (Хюсен Т.). К ним следует отнести способность самостоятельно добывать знания, критично относиться к различным мнениям и убеждениям, выработать в себе эстетическую позицию, в противовес к низкопробной культуре шоу-бизнеса.

Проведя анализ педагогической литературы, было установлено, что преподавание права в школе имеет богатый исторический опыт. Изучение, которого позволяет проследить взаимосвязь применяемых подходов к преподаванию обществоведческих дисциплин и существующего на тот момент общественно-правового режима. И выявить приемы, наиболее способствующие достижению воспитательных целей курса.

Проанализировав наиболее часто встречаемые в школе учебники обществознания, вышедшие под редакцией: творческого коллектива образовательной системы «Школа 2100» авторов Д.Д. Данилова, Е.В. Сизовой, С.М. Давыдовой, А.А. Николаевой, Л.Н. Корпачевой, Н.С. Павловой, С.В. Паршиной, М.Е. Турчиной; учебники под редакцией Кравченко А.И. и Певцовой Е.А. и учебники для общеобразовательных учреждений вышедшие под редакцией Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой, мы пришли к выводу, что реализация воспитательного потенциала содержательной линии «Право» имеет множество направлений: ситуативно-воспитательный подход, правовой подход, политологический подход, обществоведческий подход, культурологический подход.

Изучив публикации А.А.Арламова, И.В.Метлик, Н.Г.Суворовой и др. мы выяснили следующее. Нравственно-правовое воспитание школьников - это планомерный, управляемый, организованный, систематический процесс воздействия на сознание, психологию учащихся всей совокупностью многообразных форм, средств и методов воспитания. Воспитание, как известно, протекает успешнее, если преподаватель делает этот процесс эмоциональным. В связи с этим, на уроках обществознания наиболее эффективно применять такие нетрадиционные формы занятий как: урок – конференция, круглый стол, деловая игра, дебаты, дискуссии, кино – урок. Это связано с тем, что нетрадиционные формы в отличии от традиционных лекций, семинаров, лабораторных занятий и практикумов позволяют создавать на уроках эмоциональные ситуации.

Описание существующего педагогического опыта по обозначенной проблеме представляет определенный интерес для учителей обществознания и может быть использовано в качестве методических рекомендаций по реализации воспитательного потенциала содержательной линии «Право» в обществоведческом курсе. (5-9 классы)

Таким образом, возможности предмета «Обществознание» в целом достаточно широки. Можно констатировать, что блок права в курсе обществознание имеет высокий воспитательный потенциал, реализовав который мы получим «настоящих» граждан своей страны. Но возможность, как известно, — не действительность. От учителя потребуются огромные творческие усилия, настойчивость, талант, чтобы успешно решать воспитательные задачи.


Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ). // СЗ РФ. - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.

2. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.04.2012).// СЗ РФ.- 15.01.1996.- N 3.- Ст. 150.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» // Собрание законодательства РФ. – 2010. № 41(ч.II).- Ст.5250.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751). // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. – 2000. № 11

Специальная литература

5. Аверьянов Ю.И. Зарождение обществоведческого образования в дореволюционной России // Педагогика. – 2012. – №1. – С. 57-63.

6. Арламов А.А. Методические ориентиры воспитания личности гражданина России / А.А.Арламов // Педагогика. – 2010. - №6. – С. 27-30.

7. Байбородова Л.В. Повышение воспитательных возможностей уроков истории / Л.В. Байбородова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. - № 1. – С.27 -32.

8. Боголюбов Л., Кинкулькин А. Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе/ Л.Боголюбов, А. Кинкулькин // Обществознание в школе. - 1999. - № 5. - С. 24.

9. Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А.К. Быков // Педагогика. - 2011.- № 1. - С. 14-24.

10. Володина С.И. Методическое пособие по курсу ''Основы правовых знаний''. 8-9 кл. : Пособие для учителя / Российский фонд правовых реформ/ С.И. Володина , Н.Г Суворова, А.М. Полиевктова. - М. : Вита-Пресс, 1999. – С. 400.

11. Воскресенская Н.В. Только акценты разные. / Н.В.Воскресенская //Учительская газета. – 2005. – №17. – С. 17-21.

12. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи / В.В. Гаврилюк, В.В. Маленков // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - С. 44-50

13. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под общ. ред. Н. Воскресенской, С. Шехтера: авторский коллектив Воскресенская Н., Шехтер С., Иоффе А., Уайт Ч. – М., 2004.- С.24.

14. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно - ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 96. – (Работаем по новым стандартам).

15. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. – С. 24. - (Стандарты второго поколения).

16. Дидактические материалы по курсу Введение в обществознание. 8-9 класс. Пособие для учителя. / Л.Н. Боголюбов [и др.] ; отв. ред. Л.Н. Боголюбов. - 2002. – С. 173.

17. Дорожиева Л.А. Разработка проблемы гражданского воспитания учащихся в педагогике России и Российского Зарубежья в первой половине XX века: автореф. дис. / канд. пед. наук Дорожиева Л.В. – Чита, 2007. – С. 21.

18. Дубровин, В. Воспитать людей, способных возвысить Россию / В. Дубровин // Воспитание школьников. – 2008. - № 10. – С. 50-53.

19. Жигулина И.В. Гражданское воспитание: из опыта работы / И.В. Жигулина // Эффективная педагогика. – 2004. - № 5. – С. 39-42.

20. Захарченко И. Личность учителя как фактор воспитания гражданственности в американской школе / И. Захарченко // Алма Матер. – 2006. - №4. – С. 47-49.

21. Зыков М.Б. Конституция Российской Федерации и воспитание школьников / М.Б. Зыков // Воспитание школьников.- 2004. - №10. - С. 14-19.

22. Колосков А.Г. Уроки мысли и действия. / А.Г.Колосков, Л.Н.Боголюбов //Педагогика. – 1998. - №4. – С. 31-45.

23. Корнилов С.А. Поисковая работа учащихся – одна из форм патриотического воспитания / С.А. Корнилов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. - №5. – С. 22.

24. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществоведение: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – С. 264.

25. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществоведение: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – С. 256.

26. Крекотнев А.А. Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях на примерах жизни соотечественников – героев / А.А. Крекотнев // Образование в современной школе. – 2006. - №8. – С. 40-44.

27. Кузнецов Л. Опыт реализации комплексных программ гражданского воспитания молодежи / Л. Кузнецов, О. Прохорова // Воспитание школьников. – 2006. - №4. – С. 2-5.

28. Кузнецова Л.В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России / Л.В.Кузнецова // Педагогика. – 2006. - №10. – С. 95-102.

29. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. Учебно-метод. Пособие / Б.В.Куприянов. М.И.Рожков, И.И.Фришман. – М. – 2001. – С. 216.

30. Лифэнь Лю Роль эмоциональных факторов в работе с китайскими студентами / Лю Лифэнь //Педагогика.– 2006. - №10. - С. 92-94

31. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М. - 2002. – С. 43.

32. Метлик И.В. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников./И.В. Метлик // Воспитание школьников. – 2011 №8. – С. 3-10.

33. Нурутдинова А.Р. Этико – эстетическое воспитание в Японии / А.Р. Нурутдинова // Педагогика. – 2006. – №10. – С. 87-92.

34. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов [и др.] ; отв. ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Дрофа, 2008. – С. 606.

35. Обществоведение: Гражданин, общество, государство. 5 кл.: учебник / под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 2008. – С. 215.

36. Обществоведение: Человек. Право. Экономика. 7 кл.: учебник / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: «Просвещение», 2010. – С. 285.

37. Обществознание. 9 класс: учебник общеобразоват. учреждений/ Л. Н. Боголюбов [и др.] ; отв. ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение. - 2011. – С. 223.

38. Обществознание. 6-9 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова / авт. – сост. И.Ю.Буйволова. – Волгоград: Учитель, 2012. – C. 59.

39. Обществознание, 5-9 классы: рабочие программы по учебникам А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт. – сост. Н.Н.Черноиванова. – Волгоград: Учитель, 2012. – С. 133.

40. «Обществознание», 5-9 классы: рабочая программа по учебникам Д.Д. Данилова, Е.В. Сизовой, С.М. Давыдовой, А.А. Николаевой, Л.Н. Корпачевой, Н.С. Павловой, С.В. Паршиной, М.Е. Турчиной / авт. – сост. Д.Д. Данилов, С.М. Давыдова. – М. : Баласс, 2011. – С. 34.

41. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву / Е.А.Певцова. - М.: Владос, 2003. – С. 214.

42. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. – М.: Просвещение, 2010. – С. 42. - (Стандарты второго поколения).

43. Пронькин В.Н. Курс для жизни / В.Н.Пронькин // Право в школе. – 2004. – №3. – С. 21-23.

44. Рогова А.В. Национально-патриотическое воспитание в философско-педагогической мысли Русского Зарубежья / А.В Рогова // Педагогика. - 2009. – № 9. - С. 75-80.

45. Сайрулаева Т.Содержание и методы гражданского образования в США / Т. Сайрулаева // Педагогика. – 2002. - №5. – С. 91-95.

46. Слипченко Ф.Ф. Профессия – гражданин России: как воспитать патриота / Ф.Ф. Слипченко // Народное образование. – 2010. - № 4. – С. 159-165.

47. Солодко, А.В. Формирование духовно-нравственных идеалов любви к Родине и преданности ей / А.В. Солодко // Образование в современной школе. – 2005. – № 4. – С. 53-55.

48. Суворова Н.Г. «Интерактивное обучение: Новые подходы» / Н.Г. Суворова. - М. – 2005.- С. 167.

49. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина/ В.А.Сухомлинский // Воспитание школьников. – 2011. - №7. – С. 3-9.

50. Учебник для 5-го класса. (Зачем изучать общество?) Обществознание. / Д.Д Данилов [и др.] ; отв. ред. Д.Д Данилов. – М. : Баласс, 2011. – С.263.

51. Учебник для 6-го класса. (Как устроен мир людей?) Обществознание. / Д.Д Данилов [и др.] ; отв. ред. Д.Д Данилов. – М. : Баласс, 2011. – С.224.

52. Фахрутдинова А. В. Гражданское образование учащихся в средней школе США, конец XX века : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / А. В. Фахрутдинова. - Казань, 2001. – С. 170.

53. Федеральный государственный стандарт общего образования // Учительская газета. - 2009. - № 11. - С. 5-20.

54. ФГОС второго поколения основного общего образования. ― М.: Просвещение, 2011. С. 24. - (Стандарты второго поколения).

55. Человек и общество. Обществознание. 10—11 кл.: учебник: В 2 ч. 4.2. / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; отв. ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2007. - С. 374.

56. Шкробова М. А. Гражданское воспитание подростков на уроке и во внеурочной деятельности./Диссертация на соискание ученой степени кандидат наук / М. А. Шкробова. – М.: - 2001 г., - С. 225.

57. Щербакова В.П. Гражданское воспитание школьников в процессе социализации как объект социологического исследования / В.П.Щербакова // Эффективная педагогика. - 2003. - № 1. - С. 56-59.

58. Элиасберг Н. И. Петербургская модель гражданско-правового образования // Право в школе. – 2004. – № 3. – С. 10–13.

Электронные ресурсы

59. Аксенова Э. А. Педагогические инновации в гражданском образовании школьников за рубежом. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. h**t://w*w.eidos.r*/journal/2007/0930-11.htm.


Тема: «Воспитательный потенциал содержательной линии «право» в обществоведческом курсе и способы его реализации»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 58
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Курсовая работа:

    Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

    30 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. МЕСТО И РОЛЬ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 6
    2. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 15
    2.1 Система гуманитарных наук 15
    2.2 Место теории государства и права в системе общественных наук 18
    3. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК 19
    3.1 Система юридических наук 19
    3.2 Место теории государства и права в системе юридических наук 22
    3.3 Значение теории государства и права для подготовки высокопрофессиональных юристов 23
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
    ЛИТЕРАТУРА 29
  • Шпаргалка:

    ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: «Политика» и «Право»

    179 страниц(ы) 

    Предисловие….4
    Раздел 1. Практические задания и задачи по освоению
    вопросов содержательной линии «Политика» .6
    Раздел 2. Практические задания и задачи по освоению
    вопросов содержательной линии «Право»….27
    2.1. Вопросы теории государства и права…27
    2.2. Вопросы конституционного права….41
    2.3. Вопросы гражданского права….67
    2.4. Вопросы семейного права… 75
    2.5. Вопросы трудового права…. 92
    2.6. Вопросы процессуального права…. 95
    2.7. Вопросы экологического права…105
    2.8. Вопросы международного права….107
    Раздел 3. Ответы к заданиям и задачам…110
    Приложение (Дидактические материалы по темам курса) ….128
  • Дипломная работа:

    Элективные курсы по праву в школе

    110 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    1.1. Нормативно- правовая база организации обучения праву
    на профильном уровне 8
    1.2. Требования к изучению права в профильных классах 21
    1.3. Элективные курсы по праву в системе профильной подготовки 36
    ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
    РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ПРАВУ
    2.1. Программа элективных курсов по праву: требования к составлению 46
    2.2. Формы, методы, приемы и технологии преподавания элективных
    курсов по праву 61
    2.3. Деловые игры в преподавании элективных курсов по праву 77
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 95
    ПРИЛОЖЕНИЯ 102
  • Дипломная работа:

    Анализ и обобщение особенностей описания портрета современной женщины в текстах современной англоязычной женской прозы

    70 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕГО ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА В ЛИНГВИСТИКЕ 6
    1.1. Понятие внешнего портрета человека в художественном тексте и параметры его описания 6
    1.2. Языковые средства создания внешнего портрета человека в художественном тексте 16
    Выводы по главе 23
    ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ ВНЕШНЕГО ПОРТРЕТА ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЕ 24
    2.1. Современная женская англоязычная проза как источник материала исследования 24
    2.2. Внешний портрет женщины в современной англоязычной женской прозе 27
    2.3. Лингвистические средства создания портрета женщины в художественном тексте 31
    Выводы по главе 36
    ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ВНЕШНОСТЬ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ 37
    3.1. Методика изучения темы «Внешность» на уроках английского языка в старших классах 37
    3.2. Система упражнений для изучения темы «Внешность» на уроках английского языка в старших классах 45
    3.3 Внеклассное занятие по чтению на тему «Внешность женщины» (на материале романа Д.Стил «The Gift»)….53
    Выводы по главе 61
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
  • Курсовая работа:

    Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

    25 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….2
    1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК…5
    2. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК….11
    3. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА….20
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….23
    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…25
  • ВКР:

    Особенности описания портрета женщины (на основе англоязычной женской прозы) при изучении темы «внешность» на уроках английского языка в старших классах

    84 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕГО ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА В ЛИНГВИСТИКЕ 7
    1.1. Понятие внешнего портрета человека в художественном тексте и параметры его описания 7
    1.2. Языковые средства создания внешнего портрета человека в художественном тексте 17
    Выводы по главе 24
    ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ ВНЕШНЕГО ПОРТРЕТА ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЕ . 25
    2.1. Современная женская англоязычная проза как источник материала исследования 25
    2.2. Внешний портрет женщины в современной англоязычной женской прозе 28
    2.3. Лингвистические средства создания портрета женщины в художественном тексте 32
    Выводы по главе 37
    ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ВНЕШНОСТЬ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
    3.1. Методика изучения темы «Внешность» на уроках английского языка в старших классах 38
    3.2. Система упражнений для изучения темы «Внешность» на уроках английского языка в старших классах 46
    3.3. Внеклассное занятие по чтению на тему «Внешность женщины» (на материале романа Д.Стил «The Gift») 53
    Выводы по главе 61
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
    ПРИЛОЖЕНИЕ

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • ВКР:

    Применение задач с национально-региональным содержанием как фактор повышения качества математических знаний

    63 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 11
    1.1. Содержательное наполнение понятия «качество успеваемости» 11
    1.2. Современные методы, способствующие повышению качества успеваемости 23
    1.3. Специфика образовательной политики правительства Республики Казахстан 28
    Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА УСПЕВАЕМОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ 35
    2.1. Интерактивные методы как форма успешного взаимодействия учителя и ученика в рамках работы по повышению качества успеваемости 35
    2.2. Различные формы организации контроля учащихся 44
    2.3. Анализ результатов опытно поисковой работы 46
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
    ПРИЛОЖЕНИЯ 57
  • Дипломная работа:

    Сравнительный анализ состояния пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи

    79 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I Теоретические основы изучения понимания пространственных представлений у дошкольников с ОНР 7
    1.1 Изучение вопроса понимания детьми дошкольного возраста пространственных отношений в специальной литературе 7
    1.2 Онтогенетические закономерности развития речи у детей - до-школьников 10
    1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием 17
    1.4 Формирование пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием 22
    Выводы к 1 главе 25
    Глава II Методы исследования и анализ их результатов 26
    2.1 Цель, задачи и содержание эксперимента 29
    2.2 Анализ экспериментальных данных 29
    2.3 Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи 41
    Выводы ко 2 главе 48
    Заключение 50
    Список литературы 52
    Приложения 56
  • Дипломная работа:

    Компенсация морального вреда причиненного недостатками товаров, работ, услуг: актуальные вопросы теории и практики

    59 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА 5
    1.1. Понятие компенсации морального вреда 5
    1.2. Функции и условия наступления гражданско-правовой ответственности за причинение морального вреда 17
    ГЛАВА 2. АСПЕКТЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СВЯЗАННЫЕ С КОМПЕНСАЦИЕЙ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА 29
    2.1. Характер и степень физических и нравственных страданий в системе юридических фактов, определяющий объем компенсации морального вреда 29
    2.2. Деловая репутация, честь и достоинство гражданина как объекты гражданских прав, защищаемые гражданским законодательством 32
    2.3. Правоприменительные аспекты определения суммы компенсации морального вреда: по материалам судебной практики 36
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
  • Дипломная работа:

    Приложения производной

    58 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Исследование функций с помощью производной
    a) Повторение. 4-10
    b) Исследование функций с помощью второй производной. 10-12
    c) Полное исследование функций и построение их графиков. 14-19
    2. Задачи оптимизации. 19-25
    3. Задача нахождения множества значений функции. 25-28
    4. Применение производной для решения уравнений и неравенств. 28-34
    5. Применение производной к доказательству неравенств. 34-37
    6. Применение производной к доказательству тождеств. 37-39
    7. Применение производной к приближенным вычислениям. 39-41
    8. Применение производной к решению задач на сравнение чисел. 41-44
    9. Применение производной к решению задач с параметрами. 44-47
    10. Применение производной к доказательству непериодичности 47-49
    функций.
    11. Применение производной для упрощения выражений и 49-50
    разложения на множители.
    12. Контрольная работа. 51-54
    Заключение 55
    Литература 56
  • Дипломная работа:

    Содержательно-методические особенности современных умк по обществознанию

    85 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМК ПО
    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
    1.1. УМК: структура, содержание и дидактические функции
    1.2. Анализ учебных программ по обществознанию
    1.3. Требования, предъявляемые к современному учебнику по обществознанию
    ГЛАВА II. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УМК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
    2.1. Обзор действующих УМК по обществознанию
    2.2.Сравнительная характеристика современных УМК по обществознанию
    ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
    В 5 КЛАССЕ (УМК «ВЕНТАНА-ГРАФ» (О.Б.СОБОЛЕВА, О.В.ИВАНОВ))
    3.1. Описание проекта
    3.2. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы на уроках обществознания в 5 классе
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  • Дипломная работа:

    Методическое обеспечение раздела «высшая алгебра и аналитическая геометрия» для студентов специальности «информационные системы и технологии»

    168 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глaвa 1. AНAЛИТИЧEСКAЯ ГEOМEТPИЯ НA ПЛOСКOСТИ 4
    1. Мeтoд кoopдинaт нa плoскoсти. 4
    2.Пpямaя линия. 9
    3. Oснoвныe зaдaчи нa пpямую. 18
    4. Кpивыe втopoгo пopядкa. 19
    ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕРТИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. 29
    1. Плoскoсть. 29
    2.Пpямaя в пpoстpaнствe. 34
    3.Oснoвныe зaдaчи нa плoскoсть и пpямую в пpoстpaнствe. 38
    4.Изучeниe пoвepxнoстeй втopoгo пopядкa пo иx кaнoничeским уpaвнeниям. 40
    ГЛАВА 3.ЭЛЕМЕНТЫ ЛИНЕЙНОЙ АЛГЕБРЫ. 47
    1.Мaтpицa и дeйствия нaд ними. 47
    2.Oпpeдeлитeли. 55
    3. Систeмы линeйныx уpaвнeний. 61
    ГЛАВА 4. ЭЛЕМЕНТЫ ВЕКТОРНОЙ АЛГЕБРЫ. 66
    1. Пoнятиe вeктopa и линeйныe oпepaции нaд вeктopaми. 66
    2.Нeлинeйныe oпepaции нaд вeктopaми. 83
    3.Выpaжeниe вeктopнoгo и смeшaннoгo пpoизвeдeний вeктopoв чepeз кoopдинaты сoмнoжитeлeй. 90
    Заключение 92
    Литература 93
  • :

    Педагогические условия поддержки и сопровождения одаренных детей в образовательном процессе

    131 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 10
    1.1. Сущность понятия одаренность 10
    1.2. Личностный и культурно-исторический подходы в понимании и организации музыкального образования одаренных детей 25
    1.3. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение поддержки и сопровождения одаренных детей 48
    Выводы по первой главе 56
    ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 58
    2.1. Педагогическая поддержка как основная образовательная технология в обучении одаренных детей 58
    2.2. Использование инновационных технологий образования в работе с музыкально-одарёнными детьми 73
    Выводы по второй главе 81
    ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДДЕРЖКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 84
    3.1. Педагогические условия организации образовательного процесса с учетом поддержки и сопровождения одаренных детей 84
    3.2. Педагогический эксперимент и его результаты 101
    Выводы по третьей главе 119
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 122
  • Дипломная работа:

    Детский вокальный ансамбль как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников

    66 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ…3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА…9
    1.1 Сущность понятий «эстетика», «нравственность», «нравственно-эстетическое воспитание»….9
    1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников….16
    1.3 Обзор и анализ деятельности детских вокальных ансамблей в России.21
    Выводы по I главе….31
    ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ….….33
    2.1 Диагностика состояния нравственно-эстетической воспитанности в детском вокальном ансамбле….33
    2.2 Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по нравственно-эстетическому воспитанию в детском вокальном ансамбле….42
    2.3 Методические рекомендации по совершенствованию нравственно-эстетического воспитания через детский вокальный ансамбль для начинающих руководителей творческих коллективов….50
    Выводы по I I главе….57
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….59
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….….61
  • Контрольная работа:

    Высшая математика 5 вариант

    32 страниц(ы) 

    Элементы векторной алгебры и аналитической геометрии
    Элементы линейной алгебры
    Введение в математический анализ
    Производная и её приложения
    Приложения дифференциального исчисления
    Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
    Неопределённый и определённый интегралы
    Теория вероятностей и математическая статистика
  • Дипломная работа:

    Освещение экологических проблем в современных СМИ

    60 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Экологическая информация в прессе 8
    1.1 Появление экологической прессы 9
    1.2 Источники экологической информации и ее потребители 20
    2 Печатные издания, освещающие экологические проблемы Республики Башкортостан 29
    2.1 Экологические издания для массового читателя 29
    2.2 Освещение экологической проблемы на страницах республиканских печатных изданий 37
    Заключение 51
    Список использованных источников и литературы 55