СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Формирование правосознания старшеклассников - Дипломная работа №31052

«Формирование правосознания старшеклассников» - Дипломная работа

  • 147 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретическое исследование формирования правосознания в юношеском возрасте

1.1. Определение понятий, связанных с правосознанием и учебной деятельностью в юношеском возрасте

1.2. Характеристика юношеского возраста обучающихся в МБОУ

ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ

ГЛАВА II.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Методы и условия исследования

2.2. Анализ результатов исследования

ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ

ГЛАВА III. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

3.1.Адаптация программы к условиям учебной деятельности в МБОУ СОШ №29г. Уфы

3.2. Анализ программы по формированию правосознания у старшеклассников

ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ


Введение

Актуальность исследования: правосознание является сферой сознания, связанной с отражением правозначимых явлений, совокупность взглядов и идей, выражающих отношение людей, социальных групп к праву и законности, их представления о должном правопорядке, о правомерном и неправомерном.

Правосознание старшеклассников определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, нравственным опытом и традициями общества, системой распространенных оценочных отношений к правозначимым явлениям. Наиболее устойчивые нормативно – ценностные позиции личности образуют сферу ее правозначимых установок – вызывают стереотипную готовность к определенным действиям в правозначимых ситуациях.

Правосознание членов общества определяется их правовой культурой, знанием их прав и обязанностей, правовой просвященностью.

Переход к юношескому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие старшеклассника. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у юноши со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом начинается переход к юношескому возрасту.

Юношество является возрастом, представляющим собой период становления личности. Вместе с тем – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В начале юношеского возраста появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем, такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, старшеклассник иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения старшеклассники. Видя проявление этих качеств у старших людей, старшеклассники часто некритически подражает им. Собственное стремление старшеклассников к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к старшеклассникам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.

Цель исследования: формирование правосознания.

Объект исследования: правосознание.

Предмет исследования: формирование правосознания в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что старшеклассники, как представители юношеского возраста, проявляют позитивность правосознания, если успешны в учебной деятельности.

Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

1. Раскрыть понятие «правосознание».

2. Раскрыть понятия и характеристики формирования правосознания у старшеклассников.

3. Изучить теоретическую литературу по правосознанию.

4. Провести эмпирическое исследование.

5. Проанализировать полученные данные.

Методы исследования:

1.Теоретические: раскрыть понятие «формирование правосознания» которое объясняет новые аспекты в образовательной и коммуникативной сфере старшеклассника. Изучить подходы, концепции относительно проблемы и понятия «правосознания» .

2.Эмпирические:

1.Тест по исследованию правосознания (Сорокина А.И., Фирстов А.Б.).

2. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).

3. Диагностика эмоционального интеллекта (Н. Холл).

4. Уровень субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера(Адаптация Е. Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда).

5. Тест мотивации достижения Мехрабиана.

6. Метод анализ документации.

Практическая значимость данной работы определяется возможностью

использования полученных данных и выводов на практике в образовательных учреждениях и для укрепления адаптации в учебной деятельности.

Эмпирическая база исследования – старшеклассники в МБОУ СОШ №29 в количестве 60 человек.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Определение понятий, связанных с правосознанием и учебной деятельностью в юношеском возрасте

Моральные ценности, оказавшие значительное влияние на формирование правового сознания в настоящее время, сегодня подвергаются переосмыслению и переоценке. В частности, наблюдается изменение представлений о нравственной ценности и психологическом содержании правового поведения. Сложная социально – политическая и экономическая обстановка породила социальные и социально – психологические факторы дестабилизации правового сознания. В наибольшей опасности юношеский возраст (Г.В. Акопов, В.П. Зинченко 1989, В.В. Знаков, В.М. Минияров 1978, Звеков В.П.) [17].

Отдельным аспектам правового мышления посвящены исследования правоведов. Философов: П.П. Баранов, В.П. Малахова, А.А. Матюхинга, А.З. Жалинского, В.М. Розина. В их работах рассмотрены некоторые вопросы исторического генезиса, современного состояния и дальнейшего развития теоретического и профессионального правового мышления. [3, 39]

В то же время как феномен и теоретическая проблема правовое мышление еще не стало предметом специального теоретико – правового исследования, не сформировались базовые методологические и категориальные структуры понятийного его оформления вне пределов рационального и логического исследования Монографических работ, посвященных непосредственно правовому мышлению в единстве научно – эпистемологических, практических и социокультурных аспектов, в российской юридической литературе пока нет.

Происходящие в России последние 20 лет масштабные социальные изменения не могли не оказать влияния на правовое сознание молодежи. А именно молодое поколение с его энергией, силой, потенциальными жизненными возможностями может в дальнейшем способствовать более успешному проведению различных преобразований в России и, в конечном счете, определять сам облик российской государственности. Поэтому изучение правового сознания подрастающего поколения необходимо для борьбы с преступностью, для утверждения правопорядка, для формирования высокого уровня правосознания молодых россиян.

Итак, обратимся к основным факторам, влияющим на формирование правового сознания молодежи. Их можно разделить на внутренние (индивидуальные особенности личности) и внешние факторы. Внутренние факторы являются предметом изучения преимущественно психологических наук, мы же обратимся к внешним факторам, которые влияют на формирование правового сознания извне и которые можно подразделить в зависимости от статуса субъектов творцов правосознания на официальные (органы власти, образовательные учреждения) средства массовой информации) и неофициальные (религия, ближайшие и более широкое социальное окружение, а также индустрия развлечений).

В рамках данной работы представлен анализ официальных факторов формирования правового сознания молодежи.

Наиболее непосредственное, прямое влияние на правовое сознание подрастающего поколения оказывают семья, школа, но и деятельность органов власти как творцов правосознания не стоит недооценивать. С работой (результатами работы) представителей власти молодежь сталкивается так или иначе каждый день. Направленность деятельности представителей властных структур, способы реализации полномочий, степень законодательно установленной и реальной ответственности перед обществом, наличие или отсутствие необходимых личных и профессиональных качеств, все это оказывает огромнейшее влияние на формирование правосознания личности, в частности на содержание правосознания, которое имеет, как известно, оценочный характер. Другими словами, не вызывает сомнений утверждение о колоссальном влиянии деятельности властных структур (как творцов правосознания) на оценочное отношение к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению.

Исходя из сказанного выше, представляется необходимо обратить внимание на проблему доверия и недоверия в праве, ведь, как справедливо отмечает А. Котов, доверие и недоверие в праве, безусловно, выступают в качестве элементов правосознания [1, с. 108].

Доверие к власти является важной проблемой взаимодействия политической и правовой культуры общества и личности [2, с. 106]. В правосознании россиян сложилось представление (к слову, далеко не безосновательное) о том, что представители власти не стремятся к осуществлению и защите интересов и прав граждан. Кроме того, распространенным является убеждение о том, что представители властных структур к ответственности могут быть привлечены лишь с огромным трудом. Говоря о проблеме доверия в праве для примера можно обратиться к вопросу доверия конкретно судьям и представителям законодательной власти.

В последние годы приходится констатировать низкий уровень правовой культуры депутатов представительных органов, как Российской Федерации, так и ее субъектов. Некомпетентность и легкомыслие, с которыми некоторые должностные лица берутся за сложное, тонкое и ответственное дело – законотворчество, оборачивается в итоге не только несовершенством законодательства, но не редко трагическими последствиями для общества [7, с. 76]. В частности, вот что говорит о составе Государственной думы Российской Федерации заслуженный юрист РФ Г.П. Падва: «Мы уже видим в эфире очаровательных девушек, которые сидят в Думе, хохочут, веселятся, они милы, в них можно влюбиться, но конечно, я смотрю на все это с недоумением и с горечью, потому что я не понимаю, почему бы тогда нам не пойти бегать на коньках, печь пироги или делать колбасу, нам, юристам. Мы же не едем на соревнования по художественной гимнастике почему, почему художественные гимнасты, артисты должны заниматься изданием закона, это совершенно не понятно» [9]. И здесь актуально звучат слова Г. Спенсера о том, что «из всех чудовищных заблуждений людей самое чудовищное заключается в том, то для того, чтобы овладеть каким – нибудь несложным ремеслом, например ремеслом сапожника, необходимо долго учиться, а единственное дело, которое не требует никакой подготовки, это искусство создавать законы для всего народа» [50, с. 136].

Идеи играют решающую роль в изменениях общества. Разум человека представляет собой независимый феномен, а идеи, порожденные им, руководят действиями людей и преобразованиями общества. Поэтому так важно преодолеть пассивность и формировать высокий уровень правосознания, молодых россиян. Ведь для построения правового государства нужны люди грамотные, просвещенные в правовом положении, вооруженные не камнями и автоматами, а нормами закона и умеющими потребовать от властей служения не самим себе, а народу. Граждане должны с детства чувствовать себя достойно, знать свои личные, экономические, политические и другие права и свободы, уметь потребовать от власти не только защиты, но и истинного служения тем людям, которые ее избрали и на деньги которых она содержится.

Правовое мышление – это особый вид интеллектуально – познавательной и практически –преобразующей деятельности индивидов и их групп, ядро которого образуют базовые когнитивные готовности, обуславливающие понимание того, что такое право, правопознание, закон, власть и определяющие специфику анализа и оценки различных видов правового поведения (противоправного и правомерного).

Право – это не только совокупность социальных норм, но также совокупность практических отношений, складывающихся в соответствии с этими нормами и относящихся к группе идеологических общественных отношений (Л. Петражицкий1964, И. Кант 1967, Г. Гегель, И.А. Ильин 1987, С.С. Алексеев, В.С. Нерсисянц, И.Ф. Фарбер) [18].

Правовое регулирование базируется на соотношении прав и обязанностей юношей и общества. Личность включается в систему правового регулирования в качестве активного субъекта, обладающего совокупностью побуждений, интересов и целей, которые во многом определяют характер и направленность ее поступков. Это, конечно, не означает их независимость от воздействия со стороны правовой системы. В каждой конкретной ситуации сочетание внешних и внутренних факторов может быть различным, с преобладанием тех или иных (Фербер Н.Е.,1963, Матузов Н.И., Туманов В.А., 1990, М.Н. Берулова, А.А. Бодалев, А.В. Мудрик) [4, 8, 25,].

Все чаще наблюдается факт того, что старшеклассники добиваясь уважения в среде своих сверстников, не принимают правила и нормы принятые в обществе. Девиантным поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной ориентации, так и социально – пассивного типа. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности. Отклонения социально – пассивного типа выражаются в стремлении уходя от активной общественной жизни, в уклонении от своих обязанностей в школе и дома, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсичных веществ) (Сорокина А.И.) [49, с. 5].

Правовая обусловленность поведения личностно зависит от содержания и формы выражения правовых предписаний, от наличия санкций, а также от способности правоприменительных органов гарантировать реализацию этих предписаний при помощи организационных и принудительных мер. Полнота и степень реализации прав и свобод во многом зависят от самой личности, от ее социальных установок, ценностных ориентаций и других психологических свойств и качеств. Понимание законов социального развития, роли права в формировании человека, знание тех путей и средств, которыми право выполняет эту задачу, уже позволяет в общем виде понять основные социально-психологические причины, которые приводят личность к совершению преступления (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо 1984, Т.В. Корчагина, Т.В. Болотина) [29].

Реальное повышение уровня правового сознания общества возможно только путем создания системы правового воспитания старшеклассника. Проблема заключается в отсутствии целостной системы правового воспитания в образовании, что является одной из причин низкого уровня правового сознания общества (Певцова Е.А., Ю.М. Антонян, 1987 С.А. Беличева, 1976 В.А. Васильев, Л.М. Голубева, 1976 Ю.А. Клейберг, 1975 И.А. Невский Н.Н. Ярушкин 1976) [33, 51 с. 9 – 13].

Правосознание в юношеском представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Правосознание – является идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.

На формирование и развитие правосознания старшеклассника как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально – политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой ( Бодалев А.А., К.Д. Кавелин, 1967, М.Р. Битяпова, А.Л. Венгер, И.В. Венгер, И.В. Дубровина) [4].

Специфика правосознания в юношеском возрасте состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и не правового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения прав. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Но в первую очередь правосознание сориентировано на создании всех условий для осуществления прав человека и гражданина. (Сорокина А.И.) [50, с. 9 – 12].

Правосознание является ориентировочной основой правозначимых действий. Оно, как правило, определяет поведение человека в сфере наиболее существенных социальных отношений. Основой правосознания является не столько знание многочисленных правовых норм, сколько осознание и принятие тех социальных ценностей, которые отражают свое поведение в праве (Мячина Л.К., Чуфаровский 1998, Васильев 2001, Еникеев 1987, А.М. Прихожан, Е.Р. Слободская, А.И. Сорокина 2013) [30, 45, 46, 47, 48].

Правосознание – сфера сознания, связанная с отражением правозначимых явлений, совокупность взглядов и идей, выражающих отношение людей, социальных групп к праву и законности, их представления о должном правопорядке, о правомерном и неправомерном.

Правосознание людей определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, нравственным опытом и традициями общества, системой распространенных оценочных отношений к правозначимым явлениям. Наиболее устойчивые нормативно-ценностные позиции личности образуют сферу ее правозначимых установок – вызывают стереотипную готовность к определенным действиям в правозначимых ситуациях.

Правосознание подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное. Общественное правосознание – сфера общественного сознания, отражающая правозначимые явления общественного бытия; общественное правосознание взаимодействует с правовой идеологией – системой господствующих правовых идей, взглядов и установок, определяет направленность правотворчества и механизмы праворегуляции.

В отличие от общественного правосознания групповое правосознание стихийно, зависит от узкогрупповых интересов, которые нередко противостоят общественным интересам. Групповое сознание может быть и асоциальным.

Индивидуальное правосознание еще более разнообразно. Оно в значительной мере определяется правосознанием малых социальных групп, в которые включена личность, условиями ее бытового формирования. Индивидуальное правосознание отличается различными уровнями развития.

На элементарном уровне индивидуальное правосознание выражается в согласии конкретной правозначимой деятельности с эмпирическим представлением о нормах правомерного поведения. Более высокие уровни правосознания проявляются при осознании сложных правовых ситуаций, правовых институтов, правового статуса человека в обществе.

Высший уровень индивидуального правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознание социальной значимости права, оценкой его сущности, овладением правовой идеологией. Это концептуальный уровень правосознания.


Заключение

В первой главе мы более подробно рассматриваем понятия право, правосознание старшеклассников в учебной деятельности.

Правосознаниеᅠ старшеклассниковᅠ определяетсяᅠ правовымиᅠ устоямиᅠ общества,ᅠ практикойᅠ правоприменения,ᅠ реальнымиᅠ условиямиᅠ жизнедеятельностиᅠ юношей,ᅠ нравственнымᅠ опытомᅠ иᅠ традициямиᅠ общества,ᅠ системойᅠ распространенныхᅠ оценочныхᅠ отношенийᅠ кᅠ правозначимымᅠ явлениям.Наиболееᅠ устойчивыеᅠ нормативноᅠ –ᅠ ценностныеᅠ позицииᅠ личностиᅠ образуютᅠ сферуᅠ ееᅠ правозначимыхᅠ установокᅠ –ᅠ вызываютᅠ стереотипнуюᅠ готовностьᅠ кᅠ определеннымᅠ действиямᅠ вᅠ правозначимыхᅠ ситуациях.

Вторая глава посвящена анализу и обработке полученных данных в ходе исследования.

Намиᅠ былоᅠ выявлено,ᅠ чтоᅠ старшеклассники,ᅠ какᅠ представителиᅠ юношескогоᅠ возраста,ᅠ проявляютᅠ позитивностьᅠ правосознания.ᅠ Этоᅠ подтверждаетᅠ гипотезаᅠ нашегоᅠ эмпирическогоᅠ исследования.

Изᅠ результатовᅠ исследованияᅠ вытекаетᅠ подтверждениеᅠ выдвинутойᅠ гипотезы: Н1ᅠ –ᅠ старшеклассники,ᅠ какᅠ представителиᅠ юношескогоᅠ возраста,ᅠ проявляютᅠ позитивностьᅠ правосознания,ᅠ еслиᅠ успешныᅠ вᅠ учебнойᅠ деятельности.

Реальное повышение уровня правового сознания общества возможно только путем создания системы правового воспитания старшеклассника. Проблема заключается в отсутствии целостной системы правового воспитания в образовании, что является одной из причин низкого уровня правового сознания общества (Ю.М. Антонян, С.А. Беличева, В.А. Васильев, Л.М. Голубева, Ю.А. Клейберг, И.А. Невский Н.Н. Ярушкин)[40].

Правосознание в юношеском возрасте представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Правосознание – является идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.

На формирование и развитие правосознания старшеклассников, как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально – политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Специфика правосознания в юношеском возрасте состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и не правового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения прав. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Но в первую очередь правосознание сориентировано на создании всех условий для осуществления прав человека и гражданина.

В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены вопросы о формировании правосознания у старшеклассников.

Право – это не только совокупность социальных норм, но также совокупность практических отношений, складывающихся в соответствии с этими нормами и относящихся к группе идеологических общественных отношений (Л. Петражицкий1964, И. Кант 1967, Г. Гегель, И.А. Ильин 1987, С.С. Алексеев, В.С. Нерсисянц, И.Ф. Фарбер, 10, c.231, 12, c. 210, 13, c.153).

Правовое регулирование базируется на соотношении прав и обязанностей юношей и общества. Личность включается в систему правового регулирования в качестве активного субъекта, обладающего совокупностью побуждений, интересов и целей, которые во многом определяют характер и направленность ее поступков. Это, конечно, не означает их независимость от воздействия со стороны правовой системы. В каждой конкретной ситуации сочетание внешних и внутренних факторов может быть различным, с преобладанием тех или иных (Фербер Н.Е.,1983, Матузов Н.И., Туманов В.А., 1990, М.Н. Берулова, А.А. Бодалев, А.В. Мудрик, 15, c.213, 16, c.123, 17, c.320).

В проведении исследования была достигнута поставленная цель: формирование правосознания. В работе был сделан теоретический анализ исследований по проведенной теме как отечественных, так зарубежных ученых. Исследованию подверглась группа, в которую входили девушки и юноши в возрасте 18 – 23 лет.

Целью исследования являлось формирование правосознания. Выборкой были рассмотрены 2 класса, в которую входили девушки и юноши в возрасте 15 – 18 лет. Для данной выпускной квалификационной работы применяются следующие методики, результаты которых обрабатываются по критерию r-Спирмена:

1.Тест по исследованию правосознания (Сорокина А.И., Фирстов А.Б.).

2. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).

3. Диагностика эмоционального интеллекта (Н. Холл).

4. Уровень субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера(Адаптация Е. Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда).

5. Тест мотивации достижения Мехрабиана.

6. Метод анализ документации.

Данные методики позволяют нам определить положительный взгляд старшеклассников на формирование правосознания. Специфика правосознания в юношеском возрасте состоит в том, что онo воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Тем не менее, не удалось еще разобрать комплексную научно обоснованную программу по ликвидации препятствий, затрудняющих положительное отношение по формированию правосознания (10, c. 68).

В проведении исследования была достигнута поставленная цель: положительны взгляд на формирование правосознания старшеклассников. В работе был сделан теоретический анализ исследований по проведенной теме как отечественных, так зарубежных ученых. Исследованию подверглась группа, в которую входили девушки и юноши в возрасте 15 – 18 лет.

Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу: старшеклассники, как представители юношеского возраста проявляют позитивность правосознания.

В самом общем виде правосознание старшеклассников выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

Правосознание старшеклассников в учебной деятельности самоопределяется, и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.

По результатам нашего исследования мы достигли цели и подтвердили нашу гипотезу о том, что старшеклассники, как представители юношеского возраста, проявляют позитивность правосознания, если успешны в учебной деятельности. Из ряда методик результаты являются достоверными.

Программа обнаружила, что у старшеклассников дефекты правосознания – не столько «правовые проблемы», сколько негативное отношение к праву, противопоставление ему узкоэгоистических, своекорыстных интересов и устремлений индивида. Первопричина противоправного поведения – не «дефекты» правосознания, а те реальные жизненные условия, которые эти «дефекты» порождают.

Поведение старшеклассников, регулируемое правовыми нормами, называется правоприменительным поведением. Его можно подразделить на три группы:

1. Правоисполнительное – потребности личности, цели и средства их достижения совпадают с правовыми требованиями;

2. Правопослушное – цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности;

3. Законопослушное – потребности, желания, интересы личности не совпадают с общественным требованием, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона.

Степень социальной адаптации старшеклассников может быть различной, но четкая грань между социально адаптированным и неадаптированным поведением определяется законом. Все разновидности преступлений – проявления социально неадаптированного поведения.

Правосознание личности старшеклассника в правовом обществе обусловлено господствующими в обществе идеями прав личности, пониманием сущности права как основного социального блага, обеспечивающего свободу и благополучие людей.

Интеллектуальная зрелость старшеклассников, в том числе нравственно – мировоззренческая, готовность старших школьников ставить и решать различные жизненные задачи в этом возрасте очевидна, хотя здесь говорить о ней пока что приходится в общем виде, имея в виду сравнительно невысокий уровень интеллектуального развития немалого числа современных юношей и девушек. Речь идет о возможностях, которые имеются у всех старшеклассников и многими из них реализуются.

Значительны и индивидуальные различия, существующие между старшеклассниками, причем в настоящее время даже наблюдается тенденция к их увеличению в связи с дифференциацией учебных программ, учебных заведений, относительной свободой выбора в них учебных предметов.

В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены вопросы о формировании правосознания у старшеклассников.

Право – это не только совокупность социальных норм, но также совокупность практических отношений, складывающихся в соответствии с этими нормами и относящихся к группе идеологических общественных отношений (Л. Петражицкий1964, И. Кант 1967, Г. Гегель, И.А. Ильин 1987, С.С. Алексеев, В.С. Нерсисянц, И.Ф. Фарбер, 10, c.231, 12, c. 210, 13, c.153).

Правовое регулирование базируется на соотношении прав и обязанностей юношей и общества. Личность включается в систему правового регулирования в качестве активного субъекта, обладающего совокупностью побуждений, интересов и целей, которые во многом определяют характер и направленность ее поступков. Это, конечно, не означает их независимость от воздействия со стороны правовой системы. В каждой конкретной ситуации сочетание внешних и внутренних факторов может быть различным, с преобладанием тех или иных (Фербер Н.Е.,1983, Матузов Н.И., Туманов В.А., 1990, М.Н. Берулова, А.А. Бодалев, А.В. Мудрик, 15, c.213, 16, c.123, 17, c.320).

Программа обнаружила, что у старшеклассников дефекты правосознания – не столько «правовые проблемы», сколько негативное отношение к праву, противопоставление ему узкоэгоистических, своекорыстных интересов и устремлений индивида. Первопричина противоправного поведения – не «дефекты» правосознания, а те реальные жизненные условия, которые эти «дефекты» порождают.

Поведение старшеклассников, регулируемое правовыми нормами, называется правоприменительным поведением.


Список литературы

1.Ананьевᅠ Б.Г.ᅠ Некоторыеᅠ вопросыᅠ поᅠ методологииᅠ психологическогоᅠ исследования/ᅠ Психологияᅠ иᅠ проблемыᅠ человекознания/,ᅠ подᅠ ред.ᅠ Бодалеваᅠ А.А.,ᅠ М.-Воронеж,ᅠ 2011г.ᅠ –ᅠ 299ᅠ с.

2.ᅠ Аронсонᅠ Э.ᅠ Социальнаяᅠ психология.ᅠ Психологическиеᅠ законыᅠ поведенияᅠ человекаᅠ вᅠ социуме.ᅠ –ᅠ М.:ᅠ Прайм-Еврознак,ᅠ 2011г.-558ᅠ с.

3. Баранов П.Л., Русских В.В. Актуальные проблемы теории правового сознания, правовой культуры и правового воспитания. Ростов – н/Д, 2011 г.

4.ᅠ Бодалевᅠ А.А.,ᅠ Личностьᅠ иᅠ общение,ᅠ журналᅠ /М.,2000г.-348с.

5.ᅠ Бороздинаᅠ Л.В.ᅠ Чтоᅠ такоеᅠ самооценка//Психологическийᅠ журнал.ᅠ -2012г.-Т.13,№4.-с.99-101.

6.ᅠ Бороздинаᅠ Л.В.ᅠ Соотношениеᅠ самооценкиᅠ иᅠ уровня//ᅠ Вᅠ Н.ᅠ Личностьᅠ вᅠ системеᅠ коллективныхᅠ отношений.ᅠ Курск,2001.

7.ᅠ Божовичᅠ Л.И.ᅠ Проблемыᅠ формированияᅠ личности,ᅠ М.,ᅠ Воронеж,2011г.

8. Берулова М.Н. Особенности формирования гуманных взаимоотношений в учебно – воспитательном процессе, М. – 2011 г.

9. Брунер Д.С. Психология познания. М., 2012 г.

10.ᅠ Выготскийᅠ Л.С.ᅠ Психологияᅠ развитияᅠ человека.ᅠ –М.:ᅠ Смысл,ᅠ 2011г.

11. Ганеев А.А. Правовое поведение. Виды и оценки правового поведения. М., 2011 г.

12.ᅠ Городецкаяᅠ ,ᅠ Л.Н.ᅠ Самооценкаᅠ учащихсяᅠ иᅠ ееᅠ формированиеᅠ воᅠ внекласснойᅠ работеᅠ /ᅠ Л.Н.Городецкаяᅠ //ᅠ Адукацыяᅠ іᅠ выхаваннеᅠ .ᅠ –ᅠ 2011ᅠ .ᅠ -ᅠ ᅠ №2.ᅠ –ᅠ с.ᅠ 24ᅠ –ᅠ 29.

13.ᅠ Долговаᅠ Е.А.ᅠ Правоᅠ иᅠ образование,ᅠ научныйᅠ журналᅠ 2011год.ᅠ Факторыᅠ влияющиеᅠ наᅠ формированиеᅠ правосознанияᅠ молодежиᅠ современнойᅠ России.

14.ᅠ Деркачᅠ А.А.ᅠ Самооценка,ᅠ какᅠ структурообразующаяᅠ процессаᅠ акмеологическогоᅠ развитияᅠ /ᅠ А.А.ᅠ Деркач//ᅠ Мирᅠ психологииᅠ .ᅠ –ᅠ 2010ᅠ .ᅠ -ᅠ №3ᅠ .ᅠ –ᅠ с.ᅠ 139ᅠ –ᅠ 146.

15.ᅠ Евтушенко И.И.ᅠ Социальноᅠ –ᅠ гуманитарныеᅠ знания.ᅠ Научноᅠ –ᅠ образовательноеᅠ издание.ᅠ 2011ᅠ год.ᅠ Формированиеᅠ правовойᅠ культурыᅠ старшеклассниковᅠ воᅠ внеучебнойᅠ деятельности,ᅠ статьяᅠ стр.ᅠ 356ᅠ –ᅠ 361.

16.ᅠ Зинькоᅠ Е.В.ᅠ Соотношениеᅠ характеристикᅠ самооценкиᅠ иᅠ уровняᅠ притязаний.ᅠ Частьᅠ 2.ᅠ Уровеньᅠ притязанийᅠ иᅠ вариантыᅠ егоᅠ сочетанийᅠ сᅠ самооценкойᅠ /ᅠ Е.В.ᅠ Зинькоᅠ //ᅠ Психологическийᅠ журнал.ᅠ –ᅠ 2011ᅠ ,ᅠ томᅠ 27ᅠ .ᅠ -ᅠ №ᅠ 4.ᅠ –ᅠ с.15ᅠ –ᅠ 25.

17.ᅠ Звековᅠ В.П.ᅠ Коллизииᅠ законовᅠ вᅠ международномᅠ частномᅠ праве.ᅠ М.:ᅠ Волтерсᅠ Клувер,ᅠ 2009,ᅠ 416с.

18. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 2012 г.

19.ᅠ Канторᅠ В.К.ᅠ Междуᅠ произволомᅠ иᅠ свободой.ᅠ Кᅠ вопросуᅠ оᅠ русскойᅠ ментальности.ᅠ М.:ᅠ Российскаяᅠ политическаяᅠ энциклопедияᅠ (РОССПЭН),ᅠ 2007г.

20.ᅠ Карандашевᅠ Ю.Н.,ᅠ Сенькоᅠ Т.В.ᅠ Возрастная,ᅠ педагогическаяᅠ иᅠ коррекционнаяᅠ психология:ᅠ Сборникᅠ научныхᅠ трудовᅠ вып.ᅠ 41,ᅠ 2011г.-238с.

21.ᅠ Крайгᅠ Г.ᅠ Психологияᅠ развитияᅠ –ᅠ Спб.:ᅠ Питер,ᅠ 2010.ᅠ –ᅠ 992ᅠ с.:ᅠ ил.ᅠ ᅠ –ᅠ (Серияᅠ «Мастераᅠ психологии»).

22.ᅠ Ковалеваᅠ И.В.ᅠ Ценнотсиᅠ правовойᅠ культурыᅠ вᅠ представленияхᅠ российскогоᅠ общества,ᅠ В.Новгород,ᅠ 2012г.

23.ᅠ Кокотовᅠ А.Н.ᅠ Довериеᅠ иᅠ недовериеᅠ вᅠ правеᅠ –ᅠ темаᅠ конференции,ᅠ состоявшейсяᅠ вᅠ Олимпийскомᅠ государственномᅠ университетеᅠ им.ᅠ ФМ.ᅠ Достоевскогоᅠ //ᅠ Государствоᅠ иᅠ право.ᅠ 2006.ᅠ №3.

24. Колеченко А. Воспитание молодежи, М., 2011 г.

25.ᅠ Матузовᅠ Н.ᅠ Правовойᅠ нигилизмᅠ иᅠ правовойᅠ идеализмᅠ какᅠ явленияᅠ российскогоᅠ политическогоᅠ менталитета//ᅠ Правоᅠ иᅠ жизнь,ᅠ 2002г.№7.

26.ᅠ Психология.ᅠ Полныйᅠ энциклопедическийᅠ справочникᅠ /ᅠ Сост.ᅠ иᅠ общ.ᅠ ред.ᅠ Б.ᅠ Мещерякова,ᅠ В.ᅠ Зинченко.ᅠ –ᅠ Спб.ᅠ :ᅠ Праймᅠ –ᅠ ЕВРОЗНАК,ᅠ 2007.ᅠ –ᅠ 896ᅠ с.

27.ᅠ Методыᅠ социальнойᅠ психологии:ᅠ дляᅠ вузов/ᅠ Н.С.ᅠ Минаева,ᅠ Д.Вᅠ Приваров,ᅠ Э.Л.ᅠ Бондарᅠ иᅠ др.;ᅠ подᅠ общейᅠ ред.ᅠ Н.С.ᅠ Минаевой.ᅠ М.:ᅠ Академическийᅠ проспект,ᅠ 2007ᅠ –ᅠ 351ᅠ с.

28.ᅠ Марышеваᅠ Н.И.ᅠ Семейныеᅠ отношенияᅠ сᅠ участиемᅠ иностранцев:ᅠ правовоеᅠ регулированиеᅠ вᅠ России.ᅠ М.:ᅠ Волтерсᅠ Клувер,ᅠ 2011г.,ᅠ 328с.

29.ᅠ Модернизацияᅠ правовогоᅠ образованияᅠ обществаᅠ вᅠ условияхᅠ реформированияᅠ современнойᅠ Российскойᅠ Государственности.ᅠ Сборникᅠ научныхᅠ статейᅠ подᅠ редакциейᅠ Михайловаᅠ М.В.ᅠ Уфа,ᅠ 2009ᅠ год.

30. Мячина Л.К. Правовое воспитание, М., 2011 г.

31.ᅠ Пукинска,ᅠ О.В.ᅠ «Триадаᅠ риска»ᅠ какᅠ проявлениеᅠ внутриличностногоᅠ конфликтаᅠ /ᅠ О.В.ᅠ Пукинскаᅠ //ᅠ Психологическийᅠ журнал.ᅠ –ᅠ 2011ᅠ ,ᅠ томᅠ 29.ᅠ -ᅠ №5.ᅠ –ᅠ с.ᅠ 63ᅠ –ᅠ 72.

32.ᅠ Правовойᅠ нигилизм.ᅠ Открытаяᅠ студия:ᅠ 5ᅠ канал,ᅠ 04.02.2008,ᅠ 14:45ᅠ (электронныйᅠ ресурс).ᅠ Режимᅠ доступа:ᅠ http//www/5-tv.r*/video.

33. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на Рубеже XX – XXI в. – М., 2011 г.

34.ᅠ Райгородскийᅠ Д.Я.ᅠ Психологияᅠ иᅠ психоанализᅠ любви./дляᅠ факультетовᅠ психологии,ᅠ педагогикиᅠ иᅠ социальнойᅠ работы.ᅠ –ᅠ Самараᅠ :ᅠ ᅠ Издательскийᅠ домᅠ БАХРАХᅠ –ᅠ М.ᅠ 2011.ᅠ –ᅠ 688ᅠ с.

35.ᅠ Райзᅠ Ф.ᅠ Психологияᅠ подростковогоᅠ иᅠ юношескогоᅠ возрастаᅠ /Ф.Райсᅠ .ᅠ –ᅠ СПб.:ᅠ издательствоᅠ «Питер»,ᅠ 2000ᅠ .ᅠ –ᅠ 656ᅠ с.

36.ᅠ Райефᅠ Психологияᅠ подростковогоᅠ иᅠ юношескогоᅠ возрастаᅠ –ᅠ Спб.:ᅠ изд.ᅠ «Питер».ᅠ 2011ᅠ –ᅠ 342ᅠ с.

37.ᅠ Ремшмидтᅠ Х.ᅠ Подростковыйᅠ иᅠ юношескийᅠ возраст.ᅠ Проблемыᅠ становленияᅠ личностиᅠ /ᅠ Х.Ремшмидтᅠ /ᅠ Пер.ᅠ сᅠ нем.ᅠ Лойдинаᅠ Г.И.;ᅠ Ред.ᅠ Гудковаᅠ Т.А.ᅠ –ᅠ М:ᅠ Мир,ᅠ 1994;ᅠ 320ᅠ с.

38.ᅠ Реанᅠ А.А.ᅠ ,ᅠ Коломенскийᅠ Я.Л.ᅠ Социальнаяᅠ педагогическаяᅠ психологияᅠ /А.А.ᅠ Реан;ᅠ Я.Л.ᅠ Коломенскийᅠ .ᅠ –ᅠ Спбᅠ .ᅠ :ᅠ ЗАОᅠ «Издательствоᅠ «Питер»,ᅠ 1999.ᅠ –ᅠ 416ᅠ с.

39. Русская философия и социология права. Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2011 г.

40. Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание. Ростов н/Д, 2011 г.

41.ᅠ Сапоговаᅠ Е.ᅠ Е.ᅠ Психологияᅠ развитияᅠ человека:ᅠ М.:ᅠ Аспектᅠ Пресс,ᅠ 2001.ᅠ -ᅠ ᅠ ᅠ 460ᅠ с.

42.ᅠ Сидоровᅠ К.Р.ᅠ Самооценка,ᅠ уровеньᅠ притязанийᅠ иᅠ эффективностьᅠ учебнойᅠ деятельностиᅠ старшеклассниковᅠ /ᅠ К.Р.ᅠ Сидоровᅠ //ᅠ Вопросыᅠ психологииᅠ .ᅠ –ᅠ 2007ᅠ .ᅠ -ᅠ №3ᅠ .ᅠ –ᅠ с.ᅠ 149ᅠ -157.

43.ᅠ Сидоровᅠ К.Р.ᅠ Самооценкаᅠ вᅠ психологии/Сидоровᅠ К.Р.//Мирᅠ психологии.ᅠ -2006г.ᅠ -№2.ᅠ –с.ᅠ 224-232.

44.ᅠ Степановᅠ В.А.ᅠ Самооценкаᅠ психическихᅠ иᅠ физическихᅠ качествᅠ будущихᅠ учителейᅠ /ᅠ В.А.Степанов//ᅠ педагогикаᅠ .ᅠ –ᅠ 2004.ᅠ -ᅠ №7.ᅠ –ᅠ с.ᅠ 45ᅠ –ᅠ 50.

45.ᅠ Сорокинаᅠ А.И.ᅠ Юридическаяᅠ психологияᅠ вᅠ образовании.ᅠ Материнства.ᅠ Детства.ᅠ Формированиеᅠ осознанияᅠ одаренныхᅠ детей.ᅠ Сборникᅠ научныхᅠ молодыхᅠ ученых.ᅠ Уфа:ᅠ издательствоᅠ БГПУ,ᅠ 2013ᅠ год.

46.ᅠ Сорокинаᅠ А.И.ᅠ Психологическаяᅠ практикаᅠ поᅠ юридическойᅠ психологии:ᅠ методическоеᅠ пособие.ᅠ Уфа:ᅠ РИОᅠ БашГУ,ᅠ 2014ᅠ год.ᅠ Составительᅠ докторᅠ психолгическихᅠ наук,ᅠ профессорᅠ Сорокинаᅠ А.И.,ᅠ доцентᅠ Иштеевᅠ Р.Ф.,ᅠ доцентᅠ Фирстовᅠ А.Б.

47.ᅠ Сорокинаᅠ А.И.,ᅠ Психологическоеᅠ исследованиеᅠ конфликтностиᅠ вᅠ детскомᅠ возрастеᅠ –ᅠ М.:ᅠ Гуманитарноеᅠ издание.ᅠ Центрᅠ ВЛАДОС,ᅠ 2008ᅠ –ᅠ 452ᅠ с.

48. Сорокина А.И. Конфликтные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте. Москва: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012.

49.ᅠ Солдатоваᅠ Е.Л.ᅠ ,Лавроваᅠ Г.Н.ᅠ Психологияᅠ развитияᅠ иᅠ возрастнаяᅠ психология.ᅠ Онтогинезᅠ иᅠ дизонтогинезᅠ /ᅠ Е.Л.ᅠ Солдатова,ᅠ Г.Н.ᅠ Лавроваᅠ Серияᅠ «ᅠ Высшееᅠ образование»ᅠ .ᅠ –ᅠ Ростовᅠ н/Д:ᅠ Феникс,ᅠ 2011.ᅠ –ᅠ 384ᅠ с.

50.ᅠ Спенсерᅠ Г.ᅠ Грехᅠ законодателей,ᅠ Социологическиеᅠ исследования.ᅠ Новыйᅠ журналᅠ 2011ᅠ г.,ᅠ №1.

51. Туранин В.Ю. Теория права. Значение юридической терминологии для права и особенности ее общеправового исследования, монография 2012 г.

52.ᅠ Фроммᅠ Э.ᅠ Искусствоᅠ любви:ᅠ исследованиеᅠ природыᅠ любви.ᅠ –ᅠ Минск.:ᅠ ГПЦᅠ «Полифакт»,ᅠ 2010.ᅠ –ᅠ 80ᅠ с.

53.ᅠ Фельдштейнᅠ Д.И.ᅠ Психологияᅠ современногоᅠ подросткаᅠ М.:Педагогика,2001.-351с.ᅠ

44.ᅠ Фельдштейнᅠ Д.И.ᅠ Психологическиеᅠ аспектыᅠ изученияᅠ современногоᅠ подростка.ᅠ М.:”Вопросыᅠ психологии”,ᅠ 2011.-320ᅠ с.

54.ᅠ Фоминᅠ А.А.ᅠ Юридическаяᅠ безопасностьᅠ особаяᅠ разновидностьᅠ социальнойᅠ безопасности:ᅠ понятиеᅠ иᅠ общаяᅠ характеристикаᅠ //ᅠ Государствоᅠ иᅠ право.ᅠ 2009.ᅠ №2.

55.ᅠ Хухлаеваᅠ О.В.ᅠ Психологияᅠ развития:ᅠ молодость,ᅠ зрелость,ᅠ старость:.ᅠ М.:ᅠ Изд.ᅠ Центрᅠ «Академия»,ᅠ 2012.ᅠ –ᅠ 208ᅠ с.

56.ᅠ Чичеринᅠ Б.Н.ᅠ Россияᅠ наканунеᅠ двадцатогоᅠ столетия/оᅠ свободе.ᅠ Антологияᅠ мировойᅠ либеральнойᅠ мысли.ᅠ М.:ᅠ Прогрессᅠ –ᅠ Традиция,ᅠ 2010г.

57.ᅠ Юрчикᅠ С.Н.ᅠ Психологическиеᅠ аспектыᅠ формированияᅠ самооценкиᅠ вᅠ полростково-юношескомᅠ возрастеᅠ /ᅠ С.Н.ᅠ Юрчикᅠ //ᅠ Сацыяльнаᅠ –ᅠ педагаг1чнаяᅠ работа.ᅠ Серыяᅠ «ᅠ Уᅠ дапамогуᅠ педадогу».ᅠ –ᅠ 2011ᅠ .ᅠ –ᅠ №ᅠ 11.ᅠ –ᅠ с.ᅠ 37-46.

58.ᅠ Шаповаловᅠ И.А.ᅠ Некоторыеᅠ теоретическиеᅠ аспектыᅠ формированияᅠ российскогоᅠ правосознанияᅠ /ᅠ Шаповаловᅠ И.А.ᅠ //ᅠ Государствоᅠ иᅠ право.ᅠ 2012ᅠ г.ᅠ №4ᅠ –ᅠ с.84ᅠ –ᅠ 88.


Тема: «Формирование правосознания старшеклассников»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 147
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Особенности формирования правосознания учащихся на уроках обществознания

    57 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7
    1.1. Понятие и сущность правовой культуры и правосознания 7
    1.2. Основные психолого-педагогические принципы организации правового воспитания учащихся в школе 14
    ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
    2.1. Особенности преподавания правовых тем на уроках обществознания.29
    2.2. Диагностика уровня сформированности правосознания у школьников.35
    ГЛАВА 3. ПРОЕКТ: «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОСОЗНАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» 45
    3.1. Описание проекта 45
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
    ПРИЛОЖЕНИЕ 55
  • Дипломная работа:

    Особенности формирования политической культуры учащихся на уроках обществознания

    79 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 2
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 9
    1.1. Понятие политической культуры 9
    1.2. Особенности изучения политических тем в курсе обществознания 23
    1.3. Нормативно-правовые основы воспитания политической культуры в системе общего образования 29
    ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 37
    2.1. Факторы, влияющие на формирование политической культуры молодёжи 37
    2.2. Обоснование выбора форм и методов организации процесса политического воспитания на уроках обществознания 46
    2.3. Механизмы, влияющие на формирование политической культуры старшеклассников Республики Башкортостан 55
    ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БРОШЮРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: «МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ»» 61
    3.1. Описание проекта 61
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
    ПРИЛОЖЕНИЯ 73
  • Дипломная работа:

    Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по подготовке старшеклассников к осознанному родительству

    70 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава I. Теоретические основы проблемы подготовки старшеклассников общеобразовательной школы к осознанному родительству…9
    1.1. Сущность и понятие осознанного родительства в психолого-педагогической науке ….9
    1.2. Проблема ответственного отцовства и материнства как факторы осознанного родительства….…19
    1.3. Основные направления, формы и методы деятельности социального педагога общеобразовательной школы по подготовке старшеклассников к осознанному родительству….27
    Выводы по первой главе….32
    Глава II. Содержание деятельности социального педагога по подготовке старшеклассников к осознанному родительству….35
    2.1. Организация опытной работы по подготовке старшеклассников к осознанному родительству на базе МОБУ СОШ № 5 г. Благовещенска Республики Башкортостан ….35
    2.2. Содержание и анализ опытной работы по реализации программы подготовки старшеклассников к осознанному родительству….46
    Выводы по второй главе….….53
    Заключение….56Список литературы….….60
    Приложения….…66
  • Магистерская работа:

    Профессиональное самоопределение старшеклассников в системе профильного обучения

    104 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 12
    1.1 Сущность и структура понятия «профессиональное самоопределение старшеклассников» 12
    1.2 Особенности профессионального самоопределения старшеклассников системе профильного обучения 18
    1.3 Модель процесса формирования профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения 23
    ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 33
    ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВНЕДРЕНИЮ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 35
    2.1 Организация исследования по внедрению модели формирования профессионального самоопределения старшеклассников 35
    2.2 Апробация модели профессионального самоопределения старшеклассников 39
    2.3 Анализ результатов внедрения модели профессионального самоопределения старшеклассников 48
    ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 61
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
    ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88
    ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
  • Курсовая работа:

    Роль СМИ в формировании правосознания личности

    46 страниц(ы) 

    Введение….3
    Теоретическая часть….7
    1. Основные положения о СМИ….7
    1.1. СМИ как институт гражданского общества…7
    1.2. Специальные правовые режимы СМИ….13
    2. Влияние СМИ на личность….20
    2.1. Защита чести и достоинства личности в гражданском права применительно к СМИ….20
    2.2. Защита детей от негативного влияния СМИ…27
    Эмпирическая часть….35
    Заключение….44
    Список использованных источников и литературы….46
  • Дипломная работа:

    Формирование правовой культуры в процессе преподавания правовых дисциплин

    88 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1.МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА 8
    1.1. Особенности функционирования системы правового образования на современном этапе 8
    1.2. Формирование правового сознания и правовой культуры у подростков - необходимое условие правовой социализации российского общества 15
    1.3. Практические приемы по формированию правового сознания и правовой культуры 19
    ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
    2.1.Особенностиметодики преподавания правовых дисциплин 27
    2.2.Средства обучения и методические рекомендации по правовому преподаванию в образовательных учреждениях СПО 38
    ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 49
    3.1. Цель, задачи и этапы организации опытно-экспериментальной работы 49
    3.2. Система формирования правовой культуры обучающихся «Мелеузовскогоиндустриального колледжа» 62
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
    ПРИЛОЖЕНИЯ 82

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Взаимосвязь эго-идентичности супругов и характера межличностных отношений в молодой семье

    160 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ СУПРУГОВ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ 8
    1.1. Понятие эго-идентичности в работах отечественных и зарубежных психологов 8
    1.2. Молодая семья как предмет психологического 24 исследования
    1.3. Характер взаимоотношений супругов в молодой семье 31
    ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 47
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ СУПРУГОВ И ХАРАКТЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ 49
    2.1. Организация и методы исследования 49
    2.2. Анализ результатов исследования 50
    2.3. Программа тренинга супружеских отношений для молодых семей 80
    ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 82
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Дипломная работа:

    Татар телендӘ тӘм белдерҮче сыйфатлар

    58 страниц(ы) 

    КЕРЕШ 3
    ТӨП ӨЛЕШ
    БЕРЕНЧЕ БҮЛЕК
    СЫЙФАТЛАРНЫҢ ЛЕКСИК СИСТЕМАСЫНДА ТӘМ БЕЛДЕРҮЧЕ СҮЗЛӘР
    1.1. Сыйфатларның лексик-семантик төркемнәре 7
    1.2. Сыйфатларның тарихи үсеше 12
    ИКЕНЧЕ БҮЛЕК
    ТАТАР ТЕЛЕНДӘ ТӘМ БЕЛДЕРҮЧЕ СЫЙФАТЛАР
    2.1. «Тәм» төшенчәсенең төзелеше 18
    2.2. Борынгы төрки язма истәлекләрдә тәм белдерүче сүзләрнең кулланылышы 20
    2.3. Хәзерге татар телендә тәм белдерүче сүзләрнең лексик-семантик системасы 26
    2.4. Татар теленең диалектларында тәм белдерүче сыйфатларның кулланылышы 35
    2.5. Татар телендә тәм белдерүче сүзләрнең ясалышы һәм кулланылышы 36
    ӨЧЕНЧЕ БҮЛЕК
    СЫЙФАТ СҮЗ ТӨРКЕМЕН ӨЙРӘНҮ МЕТОДИКАСЫ
    3.1. Татар теле дәресләрендә сыйфат сүз төркемен өйрәнү 40
    3.2. Башлангыч сыйныфларда билгене белдерүче сүзләрне өйрәнү 43
    3.3. VІ сыйныфта «Сыйфат» сүз төркемен өйрәнү 46
    ЙОМГАК 51
  • Курсовая работа:

    Решение задач на языке программирования Паскаль

    16 страниц(ы) 

    Сортировка вставками.
    Дана последовательность a1,a2,…, an. Требуется переставить числа в порядке возрастания. Делается это следующем образом. Пусть a1,a2,…,ai- упорядоченная последовательность, т.е. a1<=а2<=…<=аi.
    Берется следующее число а(i+1) и вставляется в посследовательность так, чтобы новая последовательность была тоже возрастающей. Процесс производится до тех пор, пока все элементы от i+1 до n не будут перебраны. Примечание. Место помещения очередного элемента в отсортированную часть производить с помощью двоичного поиска. Двоичный поиск оформить в виде отдельной функции.
    Задача на формирование массивов.
    Сформировать квадратную матрицу порядка n по заданному образцу:
    1 1 1 … 1 1 1
    1 0 0 … 0 0 1
    1 0 0 … 0 0 1
    ….
    1 0 0 … 0 0 1
    1 1 1 … 1 1 1
    Операции с элементами массивов.
    Дана целая киадратная матрица n-го порядка. Определить, является ли она магическим квадратом, т. е. такой, в которой суммы элементов во всех строках и столбцах одинаковы.
    Работа со строками.
    Дана строка, содержащая текст. Найти длину самого короткого и самого длинного слова.
    Задача по теме «Множества».
    Имеем множество, содержащее натуральные числа из некоторого диапазона. Сформировать два множества, первое из которых содержит все простые числа из данного множества, а второе- все составные.
    Задача по теме «Записи(структуры)».
    Из ассортимента конфет, выпускаемых пермской кондитерской фабрикой, выбрать те, стоимость которых от 30 до 55 рублей за 1 кг.
    Указать срок их годности и номер магазина, в которых они имеются в продаже.
    Текстовые файлы.
    Дан файл содержащий текст, набранный заглавными русскими буквами. Провести частотный анализ текста, т. е. указать (в процентах) сколько раз встречается та или иная буква.
  • Дипломная работа:

    Развитие интегративных качеств дошкольника в условиях реализации преемственности ФГОС НОО и ФГТ

    65 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГОС НОО И ФГТ
    1.1.Проблемы преемственности дошкольного и начального образования на современном этапе …
    1.2. ФГТ и ФГОС НОО как нормативно-правовая база преемственности в работе ДОУ и начальной школы….
    1.3. Интегративные качества дошкольника как предпосылки формирования личностных характеристик обучающегося в начальной школе….
    Вывод по первой главе …
    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГОС НОО И ФГТ
    2.1 Особенности проведения мониторинга по выявлению уровня развития интегративных качеств…
    2.2 Создание педагогических условий для развития интегративных качеств дошкольников….
    2.3 Разработка методического пособия для педагогических работников дошкольного и начального образования по развитию интегративных качеств личности ребенка….
    Вывод по третьей главе….
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
  • Дипломная работа:

    Хореографические занятия как средство развития эмоционально- чувственного восприятия детей младшего школьного возраста

    67 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ХОРЕОГРАФИИ 8
    1.1. Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов 8
    1.2. Понятие и сущность эмоционально-чувственного восприятия детей 16
    1.3. Хореографическое искусство как основа развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников 27
    Выводы по первой главе 31
    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ХОРЕОГРАФИИ.33
    2.1. Содержание, формы и методы развития эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста средствами хореографии 33
    2.2. Анализ результатов экспериментальной работы 43
    Выводы по второй главе 59
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
  • ВКР:

    Изучение роли лингвостилистических средств в создании художественного образа на уроках английского языка (на примере тома феннела в романе у.с. моэма «театр»)

    71 страниц(ы) 

    Введение 3
    ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ СТИЛИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК ОСОБЫЙ ВИД ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    1.1. Теоретические предпосылки развития стилистики как раздела науки 6
    1.2. Общая классификация стилистических средств и их значение 11
    1.2.1. Фонетические стилистические средства 11
    1.2.2. Лексические стилистические средства 13
    1.2.3. Синтаксические стилистические средства 19
    1.3. Методы и приемы лингвостилистического анализа текста 24
    ГЛАВА II. АНАЛИЗ ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ТОМА ФЕННЕЛА В РОМАНЕ У.С. МОЭМА «ТЕАТР»
    2.1. Общий лингвостилистический анализ художественного романа У. С. Моэма «Театр» 31
    2.2. Лингвостилистические средства, участвующие в создании художественного образа Тома Феннела в романе У. С. Моэма «Театр» 35
    ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ТОМА ФЕННЕЛА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 10-11 КЛАССАХ
    3.1. Особенности обучения английскому языку учащихся старших классов 42
    3.2. Методическая организация работы с художественным текстом на уроках английского языка в старших классах 46
    3.3. Разработка внеклассного занятия по анализу лингвостилистических средств, участвующих в создании художественного образа (на примере Тома Феннела) 54
    Заключение 63
    Список использованной литературы 66
    Приложение 1 71
  • Дипломная работа:

    Особенности детско-родительских отношений в семьях с разным количеством детей

    89 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
    1. Особенности взаимоотношений в семье в зарубежной и отечественной литературе 7
    2. Классификация стилей воспитания в психологии 14
    3. Личностные особенности родителей в воспитании 17
    4. Семья как фактор психического развития ребенка 20
    Выводы по I главе 25
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ДЕТЕЙ 27
    2.1. Организация и методы исследования 27
    2.2. . Анализ результатов исследования 32
    2.3. Программа тренинга детско-родительских отношений для детей и родителей 52
    Выводы по II главе 56
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2
    ПРИЛОЖЕНИЕ 3
    ПРИЛОЖЕНИЕ 4
  • Дипломная работа:

    Применение игровых методов на занятиях ритмики для детей дошкольного возраста

    61 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
    1.1 Сущность применения игрового метода в работе с детьми дошкольного возраста 7
    1.2 Специфика занятий ритмики с детьми дошкольного возраста 16
    Выводы по первой главе 30
    ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
    2.1 Содержание, формы и методы применения игровых методов на занятиях ритмики для детей дошкольного возраста 33
    2.2 Педагогический эксперимент и его результаты 46
    Выводы по второй главе 52
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
    ПРИЛОЖЕНИЯ 61
  • Дипломная работа:

    Обучение чтению на среднем этапе с использованием элементов проблемной методики

    61 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1. ЧТЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
    1.1 Психологическая, лингвистическая и коммуникативная характеристика чтения 6
    1.2 Виды и технологии чтения 12
    1.3 Этапы работы с текстом 18
    Выводы по главе 1 23
    Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 24
    2.1 История развития проблемного обучения 24
    2.2 Содержание проблемного обучения 27
    2.3 Методы проблемного обучения 31
    Выводы по главе 2 34
    Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ИЗ ЛИЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 35
    3.1 Анализ учебно - методического комплекса “Happy English.ru”, К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман 7 класс 35
    3.2 Использование элементов технологии проблемного обучения чтению на среднем этапе на уроке английского языка в 7 классе. 39
    Выводы по главе 3 50
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
    CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
  • Дипломная работа:

    Технология библиометрического анализа микропотока документов

    82 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, КАК МЕТОД ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
    1.1. Библиометрия: сущность и история развития метода 8
    1.2.Технология библиометрического анализа 18
    Глава 2. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ПОТОК СОЦИАЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ, КАК ОБЪЕКТ БИБЛИОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ: «ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ» 22
    2.1. Процесс проведения библиометрического анализа микропотока документов по теме: «Трудоустройство выпускников высших учебных заведений» 22
    2.2. Аналитический отчет по результатам проведенного исследования 32
    2.3. Рекомендации для решения проблем связанных с трудоустройством выпускников 46
    Заключение 52
    Список использованных источников 55
    Приложения 65