У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Особенности государственной политики Российской империи в северо-западных провинциях: Великое княжество Финляндское» - Курсовая работа
- 33 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: navip
Содержание
Введение. 3
Глава I. Великое княжество Финляндское и имперские органы государственной власти .6
1.1. Правовой статус Великого княжества Финляндского
в составе Российской империи.6
2.2 Высшие и центральные имперские учреждения .9
Глава II. Система высших, центральных и судебных учреждений
Великого княжества Финляндского.13
2.1. Народное представительство.13
2.2. Генерал-губернаторская власть и местное правительство.19
Заключение .30
Список использованной литературы
Введение
Системы органов государственной власти, сложившиеся в национальных окраинах Российской империи всегда вызывали повышенное внимание общественных и политических деятелей России, а зачастую и зарубежных стран. Серьезность этого вопроса, прямым образом влиявшего на существование всей российской государственности, диктует острую потребность в научном изучении данной проблемы. Со всей очевидностью можно сказать, что обращение к истории создания, функционирования и реформирования административных систем, созданных в национальных районах Российской империи обусловлено рядом факторов.
Прежде всего, без четкого определения правового статуса данных образований в составе Империи невозможно со всей тщательностью изучить государственный строй нашей страны, проанализировать особенности государственного механизма и национально-государственной политики, уяснить специфику проведения буржуазных реформ на окраинах.
Актуальность темы исследования более чем значительную часть России рассматриваемого периода занимали территории с иноязычным населением, которое находилось на различных стадиях социально-экономического и политического развития. Некоторые из них имели древнюю историю государственности и более высокий уровень развития по сравнению с великорусскими губерниями.
Исследование сложившихся на данных территориях систем органов государственной власти предполагает объективное изучение как высших и центральных имперских учреждений, осуществлявших управление данными территориями, местных органов власти, начиная с генерал-губернаторского уровня и до городского и сельского управления и самоуправления, судебных систем, так и соответствующей нормативно-правовой базы. Это позволит определить специфику таких учреждений в зависимости от местных и общегосударственных условий, обоснованность предоставления окраинам того или иного статуса, а также эффективность созданных здесь административных моделей и,
значит, в определенной мере, эффективность всего государственного механизма Империи.
Анализ указанной проблемы предоставит необходимый материал для развития понятийно-категориального аппарата истории и теории государства и права.
Крайне важное значение имеет необходимость разрушения стереотипов в оценках, бытующих в литературе. Необходимо отказаться от прежних позиций, зачастую преувеличивавших негативные стороны проблемы, объяснявших происходившие процессы с точки зрения классово-национального угнетения, умаляя закономерности общественно-государственного развития в условиях модернизации страны с многонациональным составом и проведения столь важных буржуазных реформ. При этом нельзя впадать в крайности, представляя окраинную политику центральных властей образцом патернализма по отношению к народам, стремления в ущерб коренным территориям предоставить им серьезные льготы в области управления. Мы сталкиваемся со сложным процессом, в основе которого лежали как внешне, так и внутриполитические причины - столкновение различных, противоречащих друг другу интересов.
Несмотря на относительно большое количество исследований, посвященных данной проблематике, в целом вопрос исследован достаточно слабо. В частности, до сих пор не в полной мере изучена организация власти Великого княжества Финляндского и Царства Польского, не выявлены их общие и частные черты, а также взаимное влияние.
С практической стороны данное исследование может служить иллюстрацией, позволяющей на основе накопленного опыта глубже анализировать процессы, происходящие на современном этапе в области государственного строительства, реформирования политико-территориального устройства и прогнозирования результатов таких преобразований.
Поэтому как позитивный, так и негативный опыт организации власти в Великом княжестве Финляндском и Царстве Польском не может не вызывать
сегодня повышенный интерес со стороны политических, государственных деятелей и исследователей.
Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в том, чтобы на основе нормативных актов, документов и архивных материалов исследовать систему органов государственной власти Великого княжества Финляндского и в составе государственного механизма Российской империи с начала XIX в. в период .
Для решения вышеуказанной цели ставятся следующие задачи:
проследить изменения правового статуса Великого княжества Финляндского и, а также соответствующей законодательной базы;
исследовать организацию высших и центральных имперских учреждений, распространявших свою власть на данные окраины, проследить изменения законодательства, регламентирующего их отношения с учреждениями Великого княжества Финляндского и;
реконструировать и проанализировать структуру высших и центральных учреждений рассматриваемых территорий, их внешние и внутренние связи, функции и компетенцию; выявить общие и частные моменты в административной политике российских властей в этих окраинах;
проследить основные тенденции в реформировании судоустройства Финляндии;
проанализировать нормативные акты, регулировавшие использование общегосударственного и местных языков, прохождение государственной службы;
воссоздать системы губернского, уездного, городского и сельского самоуправления и управления, выявить принципы их реформирования и степень участия в этом процессе общегосударственной власти.
Объектом исследования являются правовой статус данных окраин, организация, функции и компетенция соответствующих высших и центральных имперских органов государственной власти и органов власти Великого княжества Финляндского, порядок их взаимодействия, а также судоустройство.
Следует отметить, что рассматриваемые имперские государственные органы можно разделить на общие и специальные. Первые распространяют свою власть на территорию всего государства, в том числе и на данные окраины, вторые были созданы на правах высших и центральных общегосударственных учреждений непосредственно для управления Великим княжеством Финляндским.
Предметом исследования является комплекс нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию и функционирование органов государственной власти, осуществлявших управление Великим княжеством Финляндским, а также определявших правовой статус этих территориальных образований.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют диалектический метод познания, принципы объективности и системности, историко-правовые и сравнительно-правовые методы, позволившие установить достоверность отраженных в источниках сведений, комплексно осветить различные стороны изучаемой проблемы, выявить существенные взаимосвязи и, тем самым, определить место и роль управления данными окраинами и их самих в государственном механизме Российской империи.
Выдержка из текста работы
Глава 1. Великое княжество Финляндское и имперские органы государственной власти
1.1. Правовой статус Великого княжества Финляндского в составе Российской империи
Великое княжество Финляндское — официальное название Финляндии в составе Российской империи (1809-1917). Финляндия была присоединена в России в результате русско-шведской войны 1808-1809 годов. Главой Великого княжества Финляндского — великим князем финляндским стал русский император, представителем которого стал генерал-губернатор — председатель местного правительства, а с 1816 года — сената. Высшая финская администрация подчинялась непосредственно императору. В Петербурге финскими делами до 1891 года занимался Комитет (в 1809-1811 — Комиссия) по делам Финляндии.
Сейм Финляндии состоял из представителей четырех сословий. В его компетенцию входило только законодательство по внутренним делам. Без согласия сейма русский царь не мог ввести новый или отменить старый закон, вводить налоги. Финляндия имела собственную таможню, которая контролировала торговлю с Россией и западноевропейскими странами, доходы княжества не вливались в общеимперскую казну, в 1860-1878 годах Финляндия получила самостоятельную денежную систему (финская марка). Привилегированное положение Финляндии в составе России было продиктовано политическими и стратегическими соображениями. Русское правительство стремилось уступками нейтрализовать возможные оппозиционные выступления. В 1811 году к Финляндии была присоединена Выборгская губерния.
Однако с 1820-х годов выявилась тенденция к ограничению автономных прав Финляндии, сейм не созывался, была усилена цензура. В 1850 году было запрещено издание книг на финском языке, кроме сельскохозяйственной и религиозной литературы. После освобождения от шведского владычества в Финляндии в 1820-1840-х годах появилось фенноманское движение, которое боролось за равноправие финского и шведского языков, за развитие национальной культуры. В 1860-х годах фенноманское движение приобрело политический характер.Характерной чертой феодального государства являлось то, что зачастую не все его центральные учреждения распространяли свою власть на отдельные территории, где имелись свои особенные системы управления и местное законодательство. Тем самым, они приобретали особое положение в составе государства, или же могли сами быть таковыми. В таких случаях правовая связь двух или более государств могла приобретать форму унии (личный или реальный). Однако обычно определенный партикуляризм, присущий феодализму, отнюдь не противоречил идее единого централизованного государства.
В ином положении находились монархические государства в случае, если их престолы занимало одно и то же лицо. Такое объединение может представлять собой личную (персональную) или реальную (органическую) унию. Заведомо точных, устоявшихся определений видов уний государств не существует. Однако с большей или меньшей определенностью и применительно к связям Великого княжества Финляндского, Царства Польского с Российской империей можно выделить общепризнанные характерные черты для личной и реальной уний.Первая возникает в случае совпадения прав одного лица в силу династических связей и законов о престолонаследии (различных государств) на престолы двух или более государств. Соответственно последние сохраняют полный суверенитет, свои системы органов власти и правовые системы. Это случайное, непрочное соединение государств, которое может быть прекращено со смертью общего монарха, так как его наследник может уже не удовлетворять вышеуказанным требованиям.Напротив, правовая связь между государствами в форме реальной унии носит глубокий, постоянный характер и покоится на единстве законов о престолонаследии. Взгляды на юридические основания возникновения реальной унии были различны. Но, как правило, оно происходит на договорной основе, хотя возможно и иным способом: путем одностороннего акта верховной власти или в силу обычного права. Таким образом, особое значение приобретает характер фактический отношений.
Весьма сложным остается вопрос о пределах единства государств, состоящих в реальной унии. Но, во всяком случае, они выступают во внешнеполитических отношениях как единое государство, а значит обладают соответствующими едиными учреждениями. К ним можно отнести, кроме того, единые оборонные и финансовые ведомства. Подобные отношения могут устанавливаться в договорном порядке. В остальном государства продолжают сохранять полную самостоятельность. Поэтому вполне возможным становятся серьезные различия в правовом статусе монарха в государствах, состоящих в реальной унии.
Распространение понятия личной унии на всякое соединение государств вследствие общности монарха, в том числе и постоянной, мало что меняет в отношениях Российской империи и данных национальных окраин, так как во все периоды существования они сопровождались общностью государственных учреждений47.
Присоединение Великого княжества Финляндского и территорий бывшего Герцогства Варшавского к Российской империи состоялось примерно одновременно в результате военных действий. В одном случае вследствие войны со
Швецией в 1808 г. , в другом - после наполеоновских войн по Венскому трактату от 21.04/3.05. и Акту Венского Конгресса от 28.06/9.07.1815 г., которым за Россией закреплялась большая часть Герцогства Варшавского49. Политическое положение в составе Российской империи этих двух вновь присоединенных национальных окраин, несмотря на определенные сходные черты, имело и несомненные серьезные отличия, которые в дальнейшем усилились.
В марте 1808 г., когда военные действия находились в самом разгаре, Александр I разослал европейским державам декларацию о присоединении шведской части Финляндии к России, а манифестом от 20.03/1.04. 1808 г. населению княжества возвещалось о "покорении шведской Финляндии и о присоединении оной навсегда к России"50. На основании манифеста жители завоеванных финских территорий были приведены к присяге на верность российскому императору51. К ноябрю 1808 г. большая часть княжества находилась в руках русских войск, и императорским указом от 7/19 ноября для управления вновь присоединенными землями был создан Комитет главного правления Финляндии с генерал-губернатором во главе52. Этим же постановлением предполагалось собрать депутатов от всех сословий, по образцу шведских рикстагов, на Сейм в г. Борго. Александр I принял титул великого князя финляндского, что было юридически оформлено 25.12/6.01. 1808/09 г.53
На собравшемся весной 1809 г. Сейме Александр I утвердил "коренные законы, права и преимущества, которыми каждое состояние сего княжества. по конституциям их доселе пользовались, обещая хранить оные в нерушимой и непреложной их силе и действии"54. Уже после Сейма, в сентябре 1809 г., между Россией и Швецией был подписан Фридрихсгамский мирный договор, по которому Великое княжество Финляндское без каких-либо условий присоединялось к Российской империи55.
Таким образом, как справедливо отметил И.И. Кяйвяряйнен, "сами основы конституционного правления в Финляндии были крайне неопределенно сформулированы на Боргоском сейме"56. Неопределенность, пожалуй, имела место не только с формулировкой, но с самими основами "конституционного правления". Поэтому события на Боргоском сейме вряд ли можно принимать за дарование Финляндии особой, отличной от имперской, формы правления или, тем более, за создание нового государственного образования . Император Александр I намеренно использовал расплывчатые формулировки, давая обещания на Сейме. Доказательством этого служит то, что проект конституции Егергорна для Великого княжества был решительно отклонен как Сперанским, так и царем; отвергались подобные конституционные проекты и в дальнейшем58.
1.2 Высшие и центральные имперские учреждения
Кризис социально-экономических отношений, сопровождавшийся, с одной стороны, ростом нарождавшейся буржуазии с ее политическими требованиями, с другой стороны, тесно связанный с этим подъем самосознания народов обширных национальных окраин в середине XIX в., привел к проведению там буржуазных реформ. Их интенсивность и глубина были различны, часто они распространялись на национальные районы с большим запозданием, либо от их проведения там правительство было вынуждено отказываться .
Для подготовки реформ и дальнейшего претворения их в жизнь верховная власть создавала многочисленные специальные комитеты на правах высших государственных учреждений, которые выполняли законосовещательные функции, и, как правило, являлись высшими административными учреждениями в отношении местных органов управления98.
Сразу после присоединения в 1808 г. к России Великого княжества Финляндского возникла необходимость создания специального органа, служившего посредником по административным делам между местными учреждениями и российским императором. Созданное в 1809 г. учреждение, состоявшее из докладчика по финляндским делам М.М. Сперанского, сосредоточившего в своих руках дела по преобразованию управления княжеством, и трех помощников из финляндцев, просуществовало недолго". Уже в 1811 г. в Санкт-Петербурге учреждается Комиссия финляндских дел во главе с бывшим шведским дипломатом бароном Г. Армфельтом, который и занялся организацией нового коллегиального органа100. В состав комиссии входили председатель, по меньшей мере, три члена и статс-секретарь - все финляндские должностные лица. Статс-секретарь представлял финляндские дела на "высочайшее" рассмотрение и являлся управляющим канцелярий комиссии. Комиссия, будучи совещательным учреждением, занималась подготовкой дел по управлению Великого княжества, требующих утверждения императора, и предоставлением по ним заключений101.
Председатель Комиссии финляндских дел и член Государственного Совета граф Г. Армфельт, пользовавшийся полным доверием Александра I, став почти полновластным правителем Финляндии, стремился укрепить обособле-ние Финляндии и устранить влияние имперских властей . Во многом благодаря его усилиям в 1811 г. к окраине была присоединена Старая Финляндия.
В дальнейшем степень власти и преобладание того или иного органа в системе управления княжеством зависели от личного доверия монарха103.
Борьба между статс-секретарем и генерал-губернаторами, с переменным успехом и с непродолжительными перерывами, продолжалась до конца столетия. Так, энергичный и находившийся под покровительством Аракчеева генерал-губернатор А. Закревский (1823-1831 гг.) часто действовал помимо Финляндского сената и статс-секретаря Ребиндера (1811-1841 гг.)104.
Манифестом от 17/30 марта 1826 г. Комиссия финляндских дел упразднялась, но должность статс-секретаря была сохранена105. По инструкции, изданной вместе с манифестом, статс-секретариат приобрел следующую структуру и полномочия. При статс-секретаре, назначаемом непосредственно царем, имелся помощник и канцелярия (вскоре получившая название - Финляндской Его Императорского Величества канцелярии). Статс-секретарь должен был находиться при особе императора, возглавлял канцелярию "по всем делам, относящимся к гражданскому управлению" княжеством, единолично докладывал "дела, относящиеся до общего гражданского управления края, которые по коренным законам и основным постановлениям края подлежат рассмотрению и разрешению Высочайшей власти", сообщал высочайшие повеления генерал-губернатору. Донесения Финляндского сената, рапорты и отчеты генерал-губернатора представлялись императору только через статс-секретаря, причем по представлениям выше указанных органов для доклада, статс-секретарем составлялись записки с кратким изложением сути дела. Статс-секретариат получал в теории широкие возможности для искажения представляемых донесений . Впоследствии подобные обвинения высказывались противниками финляндской обособленности107.
Помощник статс-секретаря замещал его в случае болезни или отсутствия и "имел ближайший" надзор за канцелярией, которая, в свою очередь, состояла из двух отделений, русского и шведского, соответственно для русской и шведской переписки. Положение о назначении в статс-секретариат лишь финляндских граждан было исключено, но такая практика сохранялась. В манифесте уничтожение коллегиального органа обосновывалось завершением преобразований в крае, а также необходимостью упрощения разрешения дел108. Другой существенной причиной являлась консервативная внутренняя политика Николая I, который в отличие от Александра I лишь терпел финляндскую автономию109. Наличие подобного органа из финляндцев подчеркивало особый статус Финляндии, к тому же ограничивало власть генерал-губернаторов, назначавшихся обычно из русских или обрусевших финляндских чиновников. Относительно налоговой и финансовой системы великого княжества вообще император объявил, что они будут использоваться только на нужды самой страны. Денежной единицей принят русский рубль. В 1811 г. учрежден финляндский банк; современное устройство, основанное на контроле и гарантии земских чинов, о чём ходатайствовал боргоский сейм, он получил.
Заключение
Внутриполитический курс российских властей в рассматриваемый пери-
од можно было признать успешным лишь в случае гарантированного спокой-
ствия на окраинах Империи и, во многом Великом княжестве Финляндском. Изменения их правового статуса и организации государственной власти, с точки зрения российского правительства, должны были быть подчинены этой стратегической цели.
Следует заметить, что в наиболее кризисные моменты правительственные решения в рассматриваемой сфере носили характер не всегда продуманных, спонтанных решений, призванных добиться быстрых и действенных результатов. Подобное часто противоречило общему курсу центральных властей, снижало эффективность комплекса предпринимаемых мер, не позволяло создать их долгосрочную систему. Можно сделать безоговорочный вывод о том, что в области управления столь крупными и сложными национальными территориями результативность административной политики всецело зависела от ее долговременности и твердости осуществления, при условии наличия четких ориентиров. Верхи российского общества, начиная XIX в., стали большей или меньшей степени осознавать, что реформирование Российской империи на буржуазных началах неизбежно требовало модернизации и унификации ее государственно-правового пространства. Введение единства законодательства, языка, государственной службы и управления с подчинением его в общем порядке высшим и центральным учреждениям вот, пожалуй, идеал, к которому следовало стремиться. Несомненно, это в теории способствовало бы экономическому процветанию, росту взаимных связей и упрочению российского господства. Но на практике подобное в полной мере не могло осуществиться. К тому же реальность оказалась куда сложнее. Местная административная и прочая обособленность приносила Финляндии и Польше экономические выгоды, но самое главное - сохраняла их национальное существование.
Имперская власть стремилась своими действиями поддерживать спокойствие в Финляндии и до 1853 г, сохраняя там существующие порядки, или даже идти на встречу местным требованиям. Не стоит поддаваться иллюзиям,
считая отношение к Великому княжеству Финляндскому, его автономии, в рассматриваемый период, как полную противоположность отношению к польской проблеме. И там и здесь центральное правительство опасалось народного недовольства и открытых выступлений. Поэтому оно поддерживало существующее относительное спокойствие в Финляндии и коренным образом изменило управление в очередной раз восставшей Польши. Польское восстание 1863 г. собственно и привлекло внимание к национальным окраинам, заставило правительство изменить там административную политику, хотя не все высшие сановники принимали ее безоговорочно. Это была еще одна проблема для выработки и проведения окраинной политики, причина отсутствия ее планомерности. Общегосударственные учреждения до начала данного периода были ограничены в своем участии в управлении Царством Польским, и практически не имели возможности такого участия в Великом княжестве. То же можно сказать и о разработке административных и законодательных реформ. Некоторое исключение оставляет в этом смысле Польша после восстания 1830-1831 г., когда были созданы Комитет по делам Царства Польского и Департамент дел российского Государственного совета. Но первый существовал недолго (активно действовал и того меньше), а второй возглавлял наместник Царства и в него входили местные уроженцы. Создавалось положение зависимости в принятии решений по польским делам от представителей администрации Царства.
Введение в состав совещательных и законоподготовительных учрежде-
ний, созданных для подготовки преобразований в области управления, пред-
ставителей администрации окраины, как показал дальнейший опыт Финлян-
дии, не давало необходимого имперским властям результата. Местные чиновники (в особенности "местного" происхождения) лучше знакомые с положением дел, будучи ответственными за их состояние и заинтересованные, как правило, в сохранении прежних порядков, способствовали превращению таких органов в "комиссии русско-финляндского разногласия". Позиция генерал-губернаторов (это зависело во многом от их личности) могла отличаться осторожностью. Поэтому намеченный курс по окончательному слиянию с Империей объективно требовал передачи проектирования и кон-
троля над ходом реформ специально созданным высшим центральным учреждением, где влияние наместника, а тем более других представителей местной администрации, было бы минимальным. Польское восстание 1863 г. позволило центральному правительству игнорировать приличия, связанные с формальной необходимостью выслушивать мнение местных уроженцев. Иное дело Финляндия, где курс российских властей не претерпел кардинальных изменений.Пожалуй, одним из решающих факторов, повлиявших на развитие
управления Царства Польского и пока в слабой степени на Великое княжествоФинляндское, стало изменение в эпоху буржуазных реформ самих принциповуправления государством. Укрепилась роль имперских центральных ведомстви их главноуправляющих (министров), их влияние на весь аппарат управления.
В этом, собственно говоря, наряду с привидением к единому образцу (насколько это было возможным) местных органов управления и законодательства, и
заключалась идея унификации государственного механизма Империи. Такие
нововведения позволяли покончить с полуфеодальным подходом к положению окраин. Происходило включение в окраинную политику имперской элиты,
создавалась возможность выработки ей определенных взглядов на данный вопрос. Но к Финляндии в отличие от Польши, сказанное выше относилось значительной меньшей степени, хотя слова Александра II, назвавшего княжество "маленькой Польшей", говорят о некотором единстве взглядов в этом вопросе. Широкая автономия Великого княжества Финляндского привела к определенным трудностям во взаимодействии местных властей, с одной стороны, 1имперских центральных и местных учреждений. Их связи не были четко урегулированы законом. От этого страдали как финляндские, так и имперские подданные. Проблема была тесно связана с определением правового статуса княжества. Финляндские политические силы и имперское правительство, казалось, видели правовые связи княжества и Империи в совершенно различном свете.
Финляндия находились на более высоком уровне социально-
экономического развития, нежели губернии Центральной России Они имели
свои обособленные, доставшиеся в значительной мере от прежних времен, системы управления и правовые системы. Последние для населения этих территорий представлялись атрибутами обособленности от чужой для них государственности, хотя зачастую отдельные элементы таких систем (например, судебные системы Финляндии и Польши) отнюдь не являлись передовыми и достались данным окраинам от прежних поработителей.
Одновременно с развитием буржуазных отношений в Великом княжестве
происходил рост национального самосознания их народов.
Методы и приемы управления, действенные в феодальную эпоху, мало подходили для новых условий. Можно было предоставить ряд привилегий верхам общества, но учесть интересы значительной части теперь уже политически активного населения было невозможно. В то же время предоставление таких привилегий вызывало недовольство более медленно преображавшегося российского общества, его элиты.
Таким образом, реформы, проходившие в столь сложных социально-
политических и внешнеполитических условиях не могли не быть сложным
компромиссом между силами, имевшими противоположные интересы (в осо-
бенности данное замечание верно для Финляндии).В Великом княжестве постепенно разворачивается борьба между шведоязычными верхами, в руках которых сосредоточена власть, ифинноязычным большинством, стремившимся участвовать в управлении княжеством. Однако в вопросе развития автономного положения Финляндии и те и другие имели схожие позиции. Имперское правительство под этим давлением, опасаясь подобия польских событий и не задумываясь о далеком будущем, не препятствовало проведению здесь ряда важных государственных реформ, которые способствовали увеличению обособленности княжества от Империи. Хотя некоторые преобразования, явно увеличивавшие автономию административной сферы княжества, и попытки финляндцев законодательно закрепить отношения с Империей встретили твердый отпор генерал-губернаторской и верховной власти.
Финляндия получает постоянно действующий парламент, особую орга-
низацию вооруженных сил с отдельным командованием и комплектованием,
свою денежную единицу, а на основе законодательства, наделявшего жителей края рядом прав и привилегий, постепенно формируется некое подобие отдельного местного подданства. Поэтому крайне важными являлись практика и обычаи, выработанные в ходе управления княжеством, реально созданные органы управления и изданные нормативно-правовые акты.
Список литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Андросова Т.В. Аграрное движение в Финляндии.: предпосылки и идеологические основы / Т.В. Андросова // Северная Европа: проблемы истории. Сб. статей. - М., 1995. - С. 76-98.
2. Андросова Т.В. Аграрное движение в Финляндии во второй половине XIX - начале XX в.: предпосылки и идеологические основы / Т.В. Андросова // Северная Европа: проблемы истории. Сб. статей. - М., 1995. - С. 76-98.
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
4. Пыжиков А. В. Административно-территориальное устройство России. История и современность. — Olma Media Group, 2003. — 317 с. — ISBN 9785224043866
5. Таганцев Н. С. Уголовное право (Общая часть). Часть 1. По изданию 1902 года. Allpravo.r*. — 2003.
6. Такала И.Р. Политика самодержавия в Финляндии на рубеже 50-60-х годов XIX века / И.Р. Такала // Вопросы истории Европейского Севера. Сб. статей. - Петрозаводск, 1982. - С. 127-137.
7. Сальникова Е. Н. Организационно-правовые особенности деятельности полиции Российской Империи на территории Великого Княжества Финляндского в конце XIX — начале XX века.
8. Тесля А.А. Источники (формальные) гражданского права Российской Империи в XIX - начале XX века. - 2003.
9. Новикова И.Н. Великое княжество Финляндское в имперской политике России // Имперский строй России в региональном измерении (XIX- начало XXвека). М., 1997
10. Каппелер А. Россия - многонациональная империя. М., 1997
11. Новикова И.Н. Особое государство или провинция империи: проблема государственно-правового статуса Финляндии в российско-финляндских отношениях XIX века. Статья.
Тема: | «Особенности государственной политики Российской империи в северо-западных провинциях: Великое княжество Финляндское» | |
Раздел: | История | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 33 | |
Цена: | 1200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
Правовое положение российских граждан за рубежом
76 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика правового положения граждан Российской Федерации за рубежом 8
1.1. Представительство и защита прав граждан Российской Федерации за рубежом 81.2. Правовые механизмы обеспечения прав граждан РФ за рубежом 17РазвернутьСвернуть
Глава 2. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом 32
2.1. Соотечественники за рубежом как субъекты миграционных отношений 32
2.2. Поддержка и защита Россией соотечественников за рубежом 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
-
Курсовая работа:
Внешняя политика Советского Союза в 20-30-е годы. Достижения и просчеты.
25 страниц(ы)
Введение…
1. Внешняя политика Советского Союза в 20-е годы XX века…
1.1 Внешнеполитическая обстановка в начале 20-годов….…1.2 Внешнеполитический курс во второй половине 20-х гг….РазвернутьСвернуть
2. Внешняя политика Советского Союза в 30-е годы XX века…
2.1 Мировой экономический кризис….
2.2 Новая внешнеполитическая доктрина….
2.3 Отношения на Дальнем Востоке. Советско-германские договоренности….
2.4 Начало Второй мировой войны….
Заключение….
Список литературы….….….
-
Дипломная работа:
43 страниц(ы)
Введение
Глава 1. МИД в первой четверти XIX в.: структура и представители ведомства.
1.1. Создание министерства иностранных дел1.2. Структура министерства иностранных делРазвернутьСвернуть
1.3. Представители МИД России в период правления Александра I
Глава 2. Дипломатические процедуры внешнеполитического ведомства Российской империи (на примере российско-французских отношений первой четверти XIX в.)
2.1. Внешняя политика Российской империи в начале царствования Александра I
2.2. Тильзитский мир
2.3. Русско-французские отношения после Тильзитского мира
Глава 3. Дипломатическая документация МИД Российской империи первой четверти XIX в.: определения и классификации
Заключение
Список литературы
-
Дипломная работа:
Правовые основы обеспечения безопасности в образовательном учреждении
115 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. БЕЗОПАСНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Современная государственная политика Российской Федерации в области безопасности 61.2 Специфика образовательной организации как субъекта обеспечения безопасности 16РазвернутьСвернуть
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 26
2.1 Законодательство Российской Федерации в вопросах обеспечения безопасности современного образовательного учреждения 26
2.2 Органы контроля и надзора за безопасностью в образовательной организации. 46
ГЛАВА III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 56
3.1. Методические рекомендации для руководителей ОО СПО 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
-
Дипломная работа:
Правовые основы обеспечения безопасности в образовательном учреждении
115 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. БЕЗОПАСНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Современная государственная политика Российской Федерации в области безопасности 61.2 Специфика образовательной организации как субъекта обеспечения безопасности 16РазвернутьСвернуть
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 26
2.1 Законодательство Российской Федерации в вопросах обеспечения безопасности современного образовательного учреждения 26
2.2 Органы контроля и надзора за безопасностью в образовательной организации. 46
ГЛАВА III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 56
3.1. Методические рекомендации для руководителей ОО СПО 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
-
Дипломная работа:
105 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. Основные понятия и нормативно-правовое регулирование демографической политики Российской Федерации 111.1. Сущность демографической политики 11РазвернутьСвернуть
1.2. Цели, задачи и принципы демографической политики РФ 20
1.3. Концепция демографической политики в РФ 27
Глава 2. Анализ демографической ситуации в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни в Санкт-Петербурге 37
2.1. Основные направления демографического развития Санкт-Петербурга 37
2.2. Оценка и динамика продолжительности жизни населения Санкт-Петербурга 43
2.3. Основные проблемы демографического развития Санкт-Петербурга в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни 48
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию демографической политики Санкт-Петербурга в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения 57
3.1. Предложения по реализации мер 57
3.2. Пути реализации предлагаемых мероприятий 60
3.3. Ожидаемый эффект от реализации предлагаемых мероприятий 64
Глава 4. Характеристика системы водоснабжения Санкт-Петербурга 67
4.1. Актуальность регулирования питьевой воды 67
4.2. Общая характеристика системы водоснабжения Санкт-Петербурга 67
4.3. Оценка питьевой воды по показателям безвредности на водопроводных станциях ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЯ 106
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ





-
Дипломная работа:
Основы работы в музыкальном редакторе fl studio на уроках музыкальной информатики
76 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ РЕДАКТОРЕ FL STUDIO НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ 81.1. Специфика музыкального редактора FL studio 8РазвернутьСвернуть
1.2. Музыкальная информатика как учебная дисциплина и анализ особенностей изучения музыкального редактора FL Studio в ней 15
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО РЕДАКТОРА FL STUDIO НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ 25
2.1. Содержание, формы и методы освоения музыкального редактора FL studio на уроках музыкальной информатики 25
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 27
Выводы по второй главе 37
Список использованной литературы….38
-
Дипломная работа:
Взаимосвязь межполушарной асимметрии и успешности обучения школьников
74 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 7
1.1. История изучения функциональной асимметрии мозга 7
1.2. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные психофизиологические особенности человека 101.3. Взаимосвязь межполушарной асимметрии и успешности обучения школьников 13РазвернутьСвернуть
Глава 2. Объект и методы исследования 18
2.1. Объект исследования 18
2.2. Методы исследования 18
Глава 3. Результаты собственных исследований и их обсуждение . 26
3.1. Результаты изучения особенностей функциональной асимметрии мозга 26
3.2. Результаты выявления типологии ВНД на основе соотношения сигнальных систем 28
3.3. Взаимосвязь функциональной асимметрии мозга и успешности обучения 32
Глава 4. Использование материалов выпускной квалификационной работы в школьной практике 42
4.1. Методические рекомендации по организации обучения детей с различным профилем межполушарной асимметрии . 43
4.2. Конспект урока на тему: Функции переднего мозга человека 48
4.3. Конспект кружкового занятия на тему: Тайны коры головного мозга 56
Выводы 64
Заключение 66
Литература 68
-
Дипломная работа:
Р. Ғарипов шиғриәтендә “дуҫлыҡ” концепты
71 страниц(ы)
ИНЕШ 3
БЕРЕНСЕ БҮЛЕК. Лингвокультурология фәнендә “дуҫлыҡ” концептын өйрәнеү 8
1.1 Лингвокультурология фәненең бурыстары 81.2 Концепт тураһында дөйөм төшөнсә 16РазвернутьСвернуть
1.3 “Дуҫлыҡ” концептын өйрәнеү тарихы 22
ИКЕНСЕ БҮЛЕК. Р. Ғарипов шиғриәтендә “дуҫлыҡ” концепты 29
2.1. Рәми Ғарипов поэзияһының тел картинаһы 29
2.2 Р. Ғарипов шиғырҙарында “дуҫлыҡ” концептына
лингвомәҙәни анализ 37
2.3 Р. Ғарипов шиғриәтендә “дуҫлыҡ” концептын
сағылдырыу үҙенсәлектәре 43
ӨСӨНСӨ БҮЛЕК. Р. Ғарипов шиғриәтендә “дуҫлыҡ” концептын башҡорт теле дәрестәрендә өйрәнеү юлдары 53
3.1 Башҡорт теле дәрестәрендә концепттарҙы
өйрәнеүҙең лингвомәҙәни әһәмиәте 53
3.2 Р. Ғарипов шиғриәтендә “дуҫлыҡ” концептын уҡытыу
аша балаларҙың лингвомәҙәни компетенцияларын үҫтереү 56
ЙОМҒАҠЛАУ 66
-
Дипломная работа:
Автоматизация деятельности предприятия «service- pro. автоматизация»
71 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 51.1. Описание структуры предприятия «Service-Pro.Автоматизация» 5РазвернутьСвернуть
1.2. Текущий способ управления «Service-Pro.Автоматизация» 7
1.3. Программные продукты схожие с разрабатываемой системой 8
1.4. Выбор языков программирования и программного средства для проектирования и разработки системы 10
Вывод по главе 1 15
Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «SERVICE-ЗRO.АВТОМАТИЗАЦИЯ» 16
2.1. Техническое задание 16
2.2. Моделирование процесса разработки системы с использованием программы ARIS 21
2.3. Макетное представление системы ведения деятельности предприятия .29
Выводы по главе 2 31
Глава 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «SERVICE-PRO.АВТОМАТИЗАЦИЯ» ЕЕ ТЕСТИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ НА ХОСТИНГ 32
3.1. Разработка системы ведения деятельности 32
3.2. Тестирование системы ведения деятельности предприятия 44
3.3. Внедрение системы ведения деятельности предприятия 44
3.4. Метрики проекта 45
Выводы по главе 3 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
-
Курсовая работа:
Управление процессом стратегических изменений в организации
43 страниц(ы)
Введение 3
Глава 1. Управление процессом стратегических изменений
в организации 5
1.1 Сущность процесса стратегических изменений 51.2 Виды стратегий проведения изменений в организации 15РазвернутьСвернуть
1.3 Управление процессом стратегических изменений 19
1.4 Проблемы в управлении при проведении стратегических изменений
в организации 23
Глава 2. Проведение стратегических изменений
в организации «Вагант» 33
2.1 Краткий обзор организации 33
2.2 Проведение стратегических изменений в организации «Вагант» 34
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложение 1 42
Приложение 2 43
-
Дипломная работа:
55 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Понятие, сущность и функции государственных (муниципальных) услуг 61.2. Виды государственных (муниципальных) услуг в Российской Федерации 15РазвернутьСвернуть
1.3. Система предоставления государственных (муниципальных) услуг в Российской Федерации 20
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1. Нормативно-правовая основа оказания государственных (муниципальных) услуг в Российской Федерации 27
2.2. Пробелы в предоставлении государственных (муниципальных) услуг в электронной форме 35
2.3. Пути совершенствования качества предоставления государственных (муниципальных) услуг 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
-
Дипломная работа:
Разработка мобильного тренажера по предмету «математика» для учащихся начальных классов
86 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10
1.1. Описание предметной области 10
1.2. Анализ существующих игровых тренажеров по математике 141.3. Требования к игровому тренажеру 18РазвернутьСвернуть
1.4. Обзор инструментальных средств разработки 19
1.4.1. Игровой движок Unity 19
1.4.2. Графический редактор Figma 22
1.4.3. Графический редактор Adobe Illustrator 22
1.4.4. Редактор трехмерной графики Blender 23
1.4.5. Язык моделирования UML 25
1.5. Технология создания программного тренажера в среде Unity 26
Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ 27
2.1. Постановка задачи 27
2.2. Варианты использования приложения 27
2.3. Статическая структура приложения 29
2.4. Генерация и движение игрового мира 30
2.5. Генерация математических задач 31
2.6. Состояния игрового персонажа 31
2.7. Проектирование пользовательского интерфейса 32
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ 35
3.1. Анимация игрового персонажа 35
3.2. Реализация пользовательского интерфейса 37
3.3. Реализация игрового мира 42
3.4. Файловая структура приложения 45
3.5. Сборка программы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ЛИТЕРАТУРА 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
-
Дипломная работа:
Танец как форма самовыражения актеров драматического театра
82 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ АКТЕРОВ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ЧЕРЕЗ ТАНЕЦ 11
1.1 Проблема самовыражения средствами танца в теории и практике. Основные источники и способы самовыражения личности 111.2 . Особенности творческой профессиональной деятельности актеров драматического театра 17РазвернутьСвернуть
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТАНЦА КАК ФОРМЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ АКТЕРА ДРАМАТИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ 36
2.1. Содержание, формы и методы использования танца как формы самовыражения актера драматического спектакля 36
2.2. Примерная программа занятий танцевальными и пластическими дисциплинами у актеров драматического театра 58
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 67
Выводы по главе 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
-
Реферат:
Действия кооперативов в условиях первой и второй мировых войн
18 страниц(ы)
Действия кооперативов в условиях первой и второй мировых войн 4
Кооперация в годы Великой отечественной войны 7Роль Международного Кооперативного Альянса в развитии международного кооперативного движения во время первой и второй мировых войн 16РазвернутьСвернуть
Список используемых источников 18
-
Дипломная работа:
Изучение антипословиц на занятиях по иностранному языку
60 страниц(ы)
Введение …3
Глава І. Пословицы и антипословицы как объекты лингвистического изучения …6
1.1. Понятие «паремия»….….61.2. Понятие «антипословица»…9РазвернутьСвернуть
1.3 Прием игры слов в пословицах и антипословицах…
Выводы по Главе І….…14
Глава ІІ. Система ценностей в антипословицах английского, немецкого и русского языков …15
2.1. Работа, труд ….…15
2.2. Деньги ….….…19
2.3. Добро ….26
2.4. Честь, честность ….…28
2.5. Семья, брак ….…31
2.6. Время ….33
Выводы по Главе ІІ…36
Глава ІІІ. Изучение антипословиц на занятиях по иностранному языку ….38
3.1. Совершенствование культурологической компетенции у учащихся старших классов ….….…38
3.2. Особенности использования пословиц и антипословиц на занятиях по иностранному языку. Разработка урока….….…40
Выводы по Главе ІІІ ….41
Заключение ….…42
Список литературы ….….45