СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Методическое обеспечение обучению родному языку в условиях местных татарских народных говоров - ВКР №42274

«Методическое обеспечение обучению родному языку в условиях местных татарских народных говоров» - ВКР

  • 113 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ТАТАРСКАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ КАК РАЗВИТАЯ ОТРАСЛЬ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ.

1.1. Из истории формирования и развития татарской диалектологии…

1.2. Классификация диалектов татарского языка и татарских народных говоров Урала….

2. ПЕЧАТНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ТАТАРСКОЙ ДИАЛЕКТОЛОГИИ.

2.1. Учебники татарской диалектологии…

2.2. Учебные пособия татарской диалектологии…

2.3. Учебные программы и учебно-методические материалы по татарской диалектологии…

2.4. Словари татарского языка…

2.5. Диалектологические атласы татарского языка…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Список основной учебной и учебно-методической литературы по татарской диалектологии

Приложение 2.

Приложение 3.


Введение

Государственные образовательные стандарты образования – это основной документ государства, регламентирующий государственную политику в области образования и дающий возможность сохранять целостность образовательного пространства страны, преемственность всех ступеней (дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего) образования, обеспечивающий получение глубоких знаний, достойное духовно-нравственное развитие и воспитание. С изменениями в жизни общества меняется и его образовательные стандарты.

Так, на заре XXI века в российском обществе произошли огромные изменения в общественно-политической и социально-экономической жизни, которые также были связаны и с современными вызовами для страны в условиях глобализации мира. Естественно, в этих условиях система образования страны требовала новых стандартов образования. В начале нового века они назывались просто образовательными стандартами, первое поколение которых начали применятся в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 году, когда были введены в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы), в 2010 году Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы), а в 2012 году Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 классы) [Стандарты].

Для высшего образования Государственные образовательные стандарты (ГОСТы) начали действовать в 2000 году, которое получило название ГОСТов первого поколения. С 2005 года начали внедряться ГОСТы второго поколения, ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков. С 2009 года начали внедряться новые стандарты, ориентированные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. С 2013 года, в связи с принятием Федерального Закона Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, началось новая эра в модернизация российского высшего образования [Федеральный Закон Об образовании]. Сегодня в системе высшего образования Российской Федерации действуют Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования третьего поколения – ФГОС ВО или ФГОС3+ [Портал]. Эти стандарты направлены на формирование у студента общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Для каждой ступени высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) по каждому направлению подготовки разработаны и введены в действие свои стандарты. Так, для подготовки учителей татарского языка и литературы по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» по профилю (направленности) «Татарский язык и литература, профиль по выбору» на кафедре татарского языка и литературы Института филологического образования и межкультурных коммуникаций Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы используется ФГОС3+ высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (Приказ № 9 Минобрнауки РФ от 9 февраля 2016 г.; зарегистрировано в Минюсте РФ 2 марта 2016 года № 41305) [Портал].

ФГОС ВО по данному направлению и профилю подготовки, наряду с другими требованиями к условиям реализации программы бакалавриата, в пункте 7.3. указываются требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, а в подпункте 7.3.1. говорится, что «конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах» (Приказ № 9 Минобрнауки РФ от 9 февраля 2016 г.; зарегистрировано в Минюсте РФ 2 марта 2016 года № 41305) [ФГОС ВО].

Согласно Учебному плану ООП по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» по профилю (направленности) «Татарский язык и литература, профиль по выбору» в БГПУ им. М.Акмуллы изучается учебная дисциплина «Татарская диалектология». В связи с этим возникает необходимость проведения специального опыта анализа средств учебно-методического обеспечения по данному учебному предмету – в данному случае печатных видов. Этим и определяется актуальность темы данной выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.

По теме магистерской диссертации имеются лишь отдельные публикации в научно-методических и педагогических журналах, в сборниках научно-практических конференций. Отдельные аспекты этой проблемы были обсуждены на круглых столах, методических семинарах, научно-практических конференциях и на районных, городских заседаниях методических объединений учителей татарского языка литературы республики. За последние годы по дисциплине татарской диалектологии были выполнены и успешно защищены несколько выпускных квалификационных работ бакалавров, в том числе автором данной работы (Г.М. Биккинина, 2015; Д.Р. Юлдашева, 2016; Г.Ф. Мухаметзянова). Однако системного изучения эта тема в виде анализа печатных видов средств учебно-методического обеспечения до сих пор не получила. Этим и определяется научная новизна исследования.

Объектом изучения являются печатные виды средств учебно-методического обеспечения по курсу вузовской дисциплины татарской диалектологии, а предметом изучения – их содержательные особенности.

Основной целью магистерского диссертационного исследования является изучение содержания печатных виды средств учебно-методического обеспечения по курсу вузовской дисциплины татарской диалектологии и установление их особенностей.

Исходя из основной цели, были поставлены следующие основные задачи выпускной квалификационной работы:

изучение Федерального Закона Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, Федеральных государственных образовательных стандартов образования Российской Федерации, регламентирующих документов и методических разработок по составлению УМК;

изучение научной и научно-методической литературы по проблемам подготовки и издания учебников и учебно-методической литературы, а также других средств учебно-методического обеспечения учебных дисциплин;

изучение учебников и учебно-методической литературы, а также других видов печатных изданий по татарской диалектологии;

выявление особенностей содержания учебников и учебно-методической литературы, а также других видов печатных изданий по татарской диалектологии.

Основными источниками исследования являются учебники и учебно-методическая литература, а также другие виды печатных изданий по татарской диалектологии.

Теоретико-методологической базой выпускной квалификационной работы являются исследования ученых-методистов и диалектологов Р.И. Аванесова, М.Т. Баранова, В.Е. Гальдина, Н.А. Ипполетова, Л.Л. Касаткина, О.Ю. Крючковой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, А.В.Текучева, и др., а также известных татарских ученых-методистов и диалектологов Х.Ч. Алишиной, А.Ш. Асадуллина, Г.Х. Ахатова, М.З. Закиева, Л. Заляя, М.И. Махмутова, Г.Ф. Саттарова, Д.Г. Тумашевой, Ф.Ф. Харисова, Ч.М. Харисовой и др. В процессе разработки концепции исследования учитывались труды известных ученых общеметодологического характера, положения по анализу документов законодательного и нормативно-правого характера.

Методы и приемы исследования. В работы использованы описательный метод, обобщение передового педагогического опыта, теоретический анализ проблемы исследования и системный анализ.

Магистерская диссертация имеет теоретическое и практическое значение. Основные ее результаты могут быть основой для дальнейших научных исследований по данной проблематике, помочь в составлении новых учебников и учебно-методических пособий по татарской диалектологии для общеобразовательных школ и вузов. Основные выводы и результаты исследования также могут быть успешно использованы в преподавании курсов родной диалектологии, по теории и методики обучения родного языка в условиях местных диалектов.

Основные выводы и результаты выпускной квалификационной работы магистра были успешно апробированы в выступлениях и на практических занятиях по курсу по теории и методики обучения родному языку в полилингвальной среде, в методических семинарах и круглых столах. По теме работы были сделаны научные доклады на XV Региональной научно-практической конференции «Система непрерывного образования: школа-педколледж-вуз» (23 апреля 2015 г.); на XVI Региональной научно-практической конференции «Система непрерывного образования: школа-педколледж-вуз», посвященной юбилеям научных школ Института филологического образования и межкультурных коммуникаций (4 апреля 2016 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания татарской филологии: Материалы», посвященной 25-летию кафедры татарского языка и литературы (г. Уфа, БГПУ им. М.Акмуллы, 21 октября 2016 г.) и др. Основные результаты работы легли в основу доклада на Фестивале науки молодых ученых и студентов «Молодежь. Прогресс. Наука» (г. Стерлитамак, СФ БашГУ, 7 апреля 2017 г.), где выступление автора было удостоено Диплома первой степени. По теме магистерской диссертации были опубликованы следующие материалы:

Биккинина Г.М. Об основных понятиях татарской диалектологии // Актуальные проблемы изучения и преподавания татарской филологии: материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры татарского языка и литературы (г.Уфа, 21 октября 2016 г.) / Отв.ред. И.С. Насипов, зам. отв. ред. Н.У. Халиуллина. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. – С. 39-44. (на татарском языке, в соавтор И.С. Насипов, 0,5 п.л., тираж 100, ISBN 978-5-87978-956-0, отпечатано в ИПК БГПУ по адресу: 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а).


Выдержка из текста работы

1. ТАТАРСКАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ КАК РАЗВИТАЯ ОТРАСЛЬ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

1.1. Из истории формирования и развития татарской диалектологии

Татарская диалектология сегодня является одним из самым хорошо изученным разделом татарского языкознания. Это было достигнуто благодаря труду целой плеяды талантливых языковедов в течении более одного столетия. Среди них мы можем указать таких видных русских ученых как В.В. Радлов, Н.Ф. Катанов, С.Е. Малов, А.Г. Бессонов, так и собственно татарских ученых как Х.Ч. Алишина, Г.Н. Ахмаров, Л.Ш. Арсланов, А.Ш. Афлятунов, Г.Х. Ахатов, Р.Г. Ахметьянов, Ф.С Баязитова, Н.Б. Бурганова, Дж. Валиди, Л. Заляй, С.М. Исхакова, Л.Т. Махмутова, И.С. Насипов, Д.Б. Рамазанова, З.Р. Садыкова, Д.М. Сарманаева, Г.М. Сунгатов, Д.Г. Тумашева, Т.Х. Хайретдинова, Р.Ф. Шакирова, А.Г. Шайхулов, Р.Р. Шамгунова, Ф.Ю. Юсупов, Г.К. Якупова и др. Даже такое простое перечисление заставляет нас заинтересоваться историей развития этой отрасли татарского языкознания. К тому же имеется чисто практический интерес с точки зрения целей и задач нашего исследования. Однако мы ограничимся лишь кратким экскурсом в историю формирования и развития татарской диалектологии, прежде всего делая больше уклон на раскрытие темы нашей работы.

Зарождение татарской диалектологии приходится на дооктябрьский период – на конец XIX века и начало ХХ века. И это было связано с научной деятельностью таких ученых как В.В. Радлов, Н.Ф. Катанов, С.Е. Малов, А.Г. Бессонов, Г.Н. Ахмаров. Если деятельность В.В. Радлова связано со сбором практического материала по сибирско-татарскому диалекту, их изучением и публикацией, то А.Г. Бессонов и Н.Ф. Катанов оставили нам труды по татарским народным говорам Приуралья казанско-татарского диалекта, а С.Е. Малов и Г.Н. Ахмаров – по мишарским говорам мишарско-татарского диалекта. Труды эти ученых не потеряли своего практического и научно-теоретического значения и сегодня. Мы этот период называем начальным этапом в развитии татарской диалектологии. Необходимо подчеркнуть, что этому начальному этапу предшествовал долгий период изучения татарского языка с чисто практическими целями, а именно – изучить казанско-татарский язык и языки сибирские и другие инородческие с целью их практического применения в ходе расширения границ государства на восток и проведения ассимиляционной политики государства. С этой целью открывались инородческие миссионерские школы, другие учебные заведения для подготовки переводчиков, составлялись учебники и учебные пособия, словари и др. А материалами для них служили в основном фольклорные материалы, собранные на языке местного населения на основе местных говоров. Даже первые словари татарского языка были составлены на основе материалов местных говоров. Среди них можно указать словари Дамаскина (1785), И. Гиганова (1804), Н.П. Остроумова (1876, 1892), А. Воскресенского (1894) и др. Классическим стал «Образцы народной литературы» В.В. Радлова [ТТДС 1: 5].

Плановое системное научное изучение татарских народных говоров началось лишь после Октябрьской революции. Обычно этот – послеоктябрьский период развития татарской диалектологии татарские ученые делят условно на три этапа. 1-й - до конца 40-х гг., 2-й - с конца 40-х до конца 50-х гг., 3-й с конца 50-х до конца 80-х гг. по настоящее время [ТХС 1]. Мы же, дополнительно изучив современный период развития этой отрасли татарского языкознания, путь, пройденный татарской диалектологией в послереволюционный период, решили условно разделить на четыре этапа: 1-й до конца 40-х гг., 2-й с конца 40-х до конца 50-х гг., 3-й с конца 50-х до конца 80-х гг. и 4-й с конца 80-х гг. по настоящее время.


Заключение

ФГОСы – это основной документ государства, регламентирующий государственную политику в области образования. С изменениями в жизни общества меняется и его образовательные стандарты. В РФ второе поколение ФГОСов начали вводит в действие для начального общего образования (1-4 классы) в 2009 году, основного общего образования (5-9 классы) в 2010 год, среднего (полного) общего образования (10-11 классы) в 2012 году, для высшего образования – с 2012 года. Сегодня в системе высшего образования Российской Федерации действуют ФГОС3+. Эти стандарты направлены на формирование у студента общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Согласно Учебному плану ООП по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» по профилю (направленности) «Татарский язык и литература, профиль по выбору» в БГПУ им. М.Акмуллы изучается учебная дисциплина «Татарская диалектология». В связи с этим возникает необходимость проведения анализа средств учебно-методического обеспечения по данному учебному предмету – в данному случае печатных видов.

Такая аналитико-исследовательская работа диктуется тем, что татарская диалектология является одной из самых развитых отраслей татарского языкознания и, естественно, давно стала самостоятельной научной учебной дисциплиной в высших учебных заведениях. Диалекты являются неиссякаемым источником пополнения словарного состава литературного языка, харанителем древних форм и особенностей языка, ключом к разгадке его самых сокровенных тайн. Изучение диалектов способствует более глубокому пониманию текстов художественной литературы, так как писатели в определенных стилистических целях используют диалектные слова и формы.

Успехи в этой отрасли татарского языкознания были достигнуты благодаря труду целой плеяды талантливых языковедов в течении более одного столетия. Среди них мы можем указать таких видных русских ученых как В.В. Радлов, Н.Ф. Катанов, С.Е. Малов, А.Г. Бессонов, так и собственно татарских ученых как Х.Ч. Алишина, Г.Н. Ахмаров, Л.Ш. Арсланов, А.Ш. Афлятунов, Г.Х. Ахатов, Р.Г. Ахметьянов, Ф.С Баязитова, Н.Б. Бурганова, Дж. Валиди, Л. Заляй, С.М. Исхакова, Л.Т. Махмутова, И.С. Насипов, Д.Б. Рамазанова, З.Р. Садыкова, Д.М. Сарманаева, Г.М. Сунгатов, Д.Г. Тумашева, Т.Х. Хайретдинова, Р.Ф. Шакирова, А.Г. Шайхулов, Р.Р. Шамгунова, Ф.Ю. Юсупов, Г.К. Якупова и др. Даже такое простое перечисление заставляет нас заинтересоваться историей развития этой отрасли татарского языкознания. К тому же имеется чисто практический интерес с точки зрения целей и задач нашего исследования. Однако мы ограничимся лишь кратким экскурсом в историю формирования и развития татарской диалектологии, прежде всего делая больше уклон на раскрытие темы нашей работы.

Свой вклад в развитие татарской диалектологии на современном этапе внесли татарские диалектологи среднего и молодого поколений: Я.М. Ахметова, Р.С. Барсукова, Р.Ф. Бахтиев, Л.Ү. Бикмаева, М.Р. Булатова, А.Г. Казиханова, З.А. Мухаева, Г.Ф. Мухаметова, А.Х. Насибуллина, Г.Н. Ниязова, А.Р. Рахимова, Р.Н. Рахимова, Г.Ч. Файзуллина, Г.Х. Хайбуллина, И.Р. Хидиятов, А.Җ. Хусаинова, Л.А. Янсаева и др. Они защитили кандидатские диссертации, публиковали монографии и многочисленные статьи.

В итоге, татарская диалектология стала самостоятельной научной учебной дисциплиной в высших учебных заведениях. Изучение диалектов способствует более глубокому пониманию текстов художественной литературы, так как писатели в определенных стилистических целях используют диалектные слова и формы. Таким образом, историю развития татарской диалектологии можно разделить на три периода: дореволюционный (или досоветский), советский (в трех этапах) и постсоветский. У каждого периода имеются свои отличительные особенности и успехи.

Изучив историю развития татарской диалектологии, мы сочли возможным разделить его развитие на три периода: дореволюционный (или досоветский), советский (в трех этапах) и постсоветский. У каждого периода имеются свои отличительные особенности – задачи и проблемы, успехи и достижения.

В истории развития татарской диалектологии были разные взгляды на классификацию татарских диалектов. Считаем, что наиболее научно-обоснованной и проверенной практикой является классификация татарского языка на три диалекта, которые мы хотели бы обозначить следующим образом: средний (казанско-татарский) диалект, западный (мишарско-татарский) диалект и восточный (сибирско-татарский) диалект. Таким образом в этом вопросы мы придерживаемся традиционной для татарской диалектологии точки зрения. К тому же, по нашему мнению, это отвечает всем трем принципам определения диалектов: лингвистическому, территориальному и, отчасти, историко-этническому. А что касается желания сибирских татар создать свой самостоятельный литературный язык, то это, возможно, останется лишь благим намерением научной и творческой интеллигенции из числа сибирских татар. К тому же, тот же академик М.З. Закиев предостерег, что «и в случае поддержки сибирских татар в борьбе за государственность, мы поддерживаем законодательное закрепление литературной нормой бугаро-татарского литературного языка. Иначе имеется опасность полного перехода сибирских татар на русский язык при построении нового литературного языка» [Закиев, 2008: 538]. Такая озабоченность присутствуют у многих серьезных ученых.

Что же касается по делению сибирско-татарского диалекта на более меньшие составные части, то это, по нашему мнению, не имеет существенного значения как их называть: диалектом, говорами восточного диалекта и подговорами говоров восточного диалекта и т.д. А вот если мы в восточном диалекте определим три самостоятельных диалекта, то логическое деление татарского языка на диалекты по территориальному принципу (среднее, западное и восточное) рушится.

Другая проблема, связанная с классификацией татарских народных говоров Урала имеет не столь серьезные последствия, однако для определения содержания татарской диалектологии как учебной дисциплины для подготовки специалистов по родным языкам тоже важна. Ведь обучение родному языку в условиях местных диалектов учащихся школ имеет географическую привязку к конкретной местности. С учетом этой особенности в классификации татарских народных говоров Урала мы предлагаем классификацию И.С. Насипова.

По данной классификации татарские народные говоры Урала, группируется нижеследующим образом: 1) Татарские народные говоры Южного Приуралья в составе говоров Оренбуржья и Башкортостана; 2) Среднего Урала в составе пермского, красноуфимского и нукратовского говоров; 3) Зауралья в составе нагайбакского, сафакульского и ичкинского говоров.

В преподавании татарской диалектологии в вузе мы пользуемся наряду с другими средствами обучения и печатными средствами учебно-методической обеспеченности. Среди них учебники Г.Х. Ахатова, Л. Заляя, коллектива ученых в составе Д.Б. Рамазановой, Ф.С. Баязитовой, З.Р. Садыковой, Т.Х. Хайретдиновой, Р.С. Барсуковой, учебные пособия и учебно-методические материалы, диалектологические словари татарского языка и диалектологические атласы татарского языка.

Составление учебников в развитии татарской диалектологи является самым проблемным местом. Не изменилась она существенно и сегодня, хотя отдельные успехи в этой области все таки в последние годы имеются. Из учебников по татарской диалектологии одним из первых был учебник Л.Заляя (1947), который используется в учебном процессе и сегодня. После были учебники Г.Х. Ахатова (1984 и др.). Самыми полными и современными учебниками могут быть признаны 2 книги «Татарские народные говоры» (2008). Однако и в них имеются существенные недостатки. Например, в изложении терминологии татарской диалектологии, а также общих теоретических проблем диалектологии как науки, методики и приемов сбора и научного анализа диалектного материала, направлений научных исследований (в том числе татарской). Эти учебники построены на описание особенностей татарских диалектов путем рассмотрения в их составе каждого говора по отдельности. Полностью отсутствует обобщения по языковым уровням: фонетическом, лексическом, семантическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом. Не написана полная история развития татарской диалектологии с анализом задача и проблем, успехов и достижений каждого из этапов ее развития, не затронуты на научном уровне проблема классификации татарского языка на диалекты (три или два) и системы их говоров и подговоров и т.п. Некоторые из этих проблем были нами рассмотрены в наших публикациях (2016), некоторые в кратком виде в первой главе данного исследования (параграфы 1.1. и 1.2.).

Учебные пособия по татарской диалектологии были написаны в большем количестве, чем учебники. Авторы этих пособий были преподавателями вузов на отделениях татарской филологии и преподавали студентам курсы татарской диалектологии. Пособия были составлены в соответствие с действовавшими в этих вузах учебными планами и программами. В то же время каждое из них отражали собственное ведение автора на систему татарских диалектов и описывали их особенности в соответствие с уровень развития татарской диалектологии на период написания этих работ. Мы рассмотрили кратко только те пособия, которые на наш взгляд могут быть использованы в условиях нашего вуза и которые имеют актуальное содержание и для сегодняшнего дня.

Только пособия Г.Х. Ахатова могут быть полноценно использованы в преподавании татарской диалектологи в вузе. Они хотя и имеют три части, но в каждой из них описываются особенности системы одного диалекта татарского языка, что в итоге по ним можно получить системные знания по татарским народным говорам. А пособия А.Г. Шайхулова, Г.М. Сунгатова, Д.З. Махумутшиной, Ф.Ю. Юсупова, Л.Ш. Арсланова и др. посвящены описанию особенностей или нескольких говоров, или группы говоров, или гворов определенного региона. Эти пособия тоже имеют большое значение, но они могутбыть использованы лишь как дополнительные источники.

Из учебно-методических пособий, материалов для обучения татарской диалектологии в вузах Башкортостана наиболее подходящими являются книги И.С. Насипова. В них даются не только программы по дисциплины, но и тематические планы, тематика практических занятий, рефератов и выступлений с основной литературой по каждой из них. Предлагается основная и дополнительная литература, которая отражает последние десять-пятнадцатьлет развития отрасли. Можно использовать программу, подготовленной Д.З. Махмутшиной (2005). Что касается других учебно-методических материалов они могут служить лишь в инфоративном плане – это работы Д.Г. Тумашевой (Казань, 1961), М.А.Сәгыйтов (Казань, 1978), Г.Х. Әхәтов (Брежнев-Алабуга, 1983), Х.Ч. Алишиной (Тюмень, 1998) и др. Во-первых, они изданы уже давно, во-вторых, в содержательном плане слишком бедны. А вот работы Г.Х. Әхәтов (Уфа, 1979), А.Х. Нуриева, Г.Ф. Саттаров (Казань, 1978), предназначенные для организации практической работы, по методике сбора и анализа полевого материалы будут очень полезны. Однако они требуют обновления.

Гордостью татарской диалектологии являются диалектологические словари, составленные коллективом авторов (ТТДС, 1969; ТТТДС, 1993; ТТЗДС, 2008), а также словари Д.Г.Тумашевой. Татарские диалектология одними из первых среди тюркских языков составили атласы. Сегодня мы имеем не только печатные атласы татарских народных говоров (Казань, 1989; Казань, 2015), но и электронный атлас (Казань, 2012). Все они могут быть использованы как в научных исследованиях, так и впрактических целях, в том числе в изучении татарской диалектологии в вузе.

Основные результаты нашей работы могут быть основой для дальнейших научных исследований по данной проблематике, помочь в составлении новых учебников и учебно-методических пособий по татарской диалектологии для общеобразовательных школ и вузов. Основные выводы и результаты исследования также могут быть успешно использованы в преподавании курсов родной диалектологии, по теории и методики обучения родного языка в условиях местных диалектов.


Список литературы

Алишина Х.Ч. Боль и радость моя – язык сибирских татар // Татарские края. – 1995. – № 35.

Алишина Х.Ч. Боль моя и радость – язык сибирских татар. – Тюмень: Софт-Дизайн, 1994. – 48 с.

Алишина Х.Ч. За языком дело не станет // Татарские края. – 1994. – октябрь.

Алишина Х.Ч. И туган тел! // Советская Сибирь (Тюмень). – 1993. – 27 февраля.

Алишина Х.Ч. Кому мешает сибирский язык // Тобольская правда. – 1993. – 19 февраля.

+ еще 60 источников


Тема: «Методическое обеспечение обучению родному языку в условиях местных татарских народных говоров»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: ВКР
Страниц: 113
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Анализ применения лингвострановедческого материала в условиях билингвизма

    92 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В БАШКИРСКОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ БИЛНГВИЗМА
    1.1 Общий анализ организации обучения английскому языку в условиях билингвизма….6
    1.2 Роль, цели и задачи изучения лингвострановедческого материала на уроках английского языка…13
    ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКИХ, АМЕРИКАНСКИХ И БАШКИРСКИХ ПРАЗДНИКОВ, ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ В 6-9 КЛАССАХ БАШКИРСКОЙ ШКОЛЫ
    2.1 Анализ программ и учебников по английскому языку для общеобразовательных русских и башкирских школ….16
    2.2 Формы реализации лингвострановедческого компонента на уроке английского языка в общеобразовательных русских и башкирских школах….21
    2.3 Методика работы над изучением английских, американских и башкирских праздников, традиций и обычаев в 6-9 классах башкирской школы
    2.3.1 Изучение английских праздников, традиций и обычаев….26
    2.3.2 Изучение американских праздников, традиций и обычаев….42
    2.3.3 Изучение башкирских праздников, традиций и обычаев….60
    2.3.4 Методическая разработка внеклассного мероприятия
    Columbus Day….80
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….86
    БИБЛИОГРАФИЯ….89
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Дипломная работа:

    Реализация принципа учета родного языка при обучении грамматике английского языка

    63 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава 1. Принцип учета родного языка как ведущий принцип современной методики обучения иностранным языкам….6
    1.1. Роль родного языка в овладении иноязычной речью на различных этапах развития методики обучения иностранным языкам…6
    1.2. Современная трактовка роли родного языка в обучении иностранному языку….12
    Выводы по главе 1….19
    Глава 2. Теоретические основы обучения грамматике иностранного языка….22
    2.1. Цели и содержание обучения грамматике иностранного языка….22
    2.2. Краткая сравнительная характеристика грамматических явлений иностранного и русского языков. Методическая классификация грамматических явлений английского языка….27
    2.3. Проблема межъязыковой интерференции и пути ее преодоления.34
    Выводы по главе 2….39
    Глава 3. Исследование реализации принципа учета родного (русского) языка в обучении грамматике на базе МОУ СОШ № 4 ГО г.Уфа….41
    3.1.Сравнительный анализ учебников английского языка “Happy English.ru” для 5 класса авторы Кауфман М. и Кауфман К. и “English-5” для 5 класса автор Кузовлев В.П.….41
    3.2. Обобщение собственного опыта работы….48
    Выводы по главе 3….53
    Заключение….55
    Список использованной литературы….60
    Приложения….65
  • Дипломная работа:

    Островные татарские говоры южного Приуралья: кугарчинский говор

    115 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….2-8
    ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕННОСТИ ДИАЛЕКТОВ И ГОВОРОВ. В ЮЖНОМ АРЕАЛЕ БАШКОРТОСТАНА 8
    1.1. К вопросу об ареалогических исследованиях в татарской диалектологии… 8-19
    1.2. История формирования кугарчинского говора и его этнолингвистические особенности…
    1.3. Фонетические особенности кугарчинского говора
    1.4.Лексические особенности кугарчинского говора
    1.5.Морфологические особенности кугарчинского говора
    ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИАЛЕКТОВ И ГОВОРОВ
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА….
    ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ….
    УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ….
  • Дипломная работа:

    Организация и проведение недели языка как один из видов повышения мотивации к изучению родного языка

    73 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.3
    1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    1.1. Место и роль внеурочной деятельности в образовательно-воспитательном процессе….6
    1.2. Условия организации и методические рекомендации по проведению внеурочной деятельности .12
    1.3. Принципы организации внеурочной деятельности.14
    1.4. Формы организации внеурочной деятельности….….16
    1.5. Предметная неделя – особая форма организации образовательно-воспитательной деятельности ….19
    Выводы по первой главе.24
    ГЛАВА 2. НЕДЕЛЯ ЯЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО ЯЗЫКА
    2.1. Виды повышения мотивации к изучению родного языка.26
    2.2. Методические рекомендации по организации недели языка.30
    2.3. Программа Недели родного (башкирского) языка в национальной школе.33
    2.4. Программа Недели родных (русского, башкирского, татарского) языков в школе с русским языком обучения.52
    Выводы по второй главе.67
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.68
    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.69
  • Дипломная работа:

    Развитие исследовательских навыков учащихся по родному языку в общеобразовательной школе

    85 страниц(ы) 

    Введение….3
    Основная часть….….….6
    Глава I. Основы организации исследовательской деятельности: теоретические основания, основные понятия, содержание, средства и формы, образовательный результат….6
    1.1. Характеристика видов исследовательской деятельности….27
    1.2. Малая академия наук как источник развития исследовательского интереса учащихся….….32
    1.3. Дидактические игры и проектный метод как одна из форм развития интереса к исследовательской работе….34
    Глава II. Формирование исследовательского интереса во время внеклассных мероприятий….….43
    2.1. Организация и проведение ученических конференций….….52
    2.2. Акмуллинская олимпиада – площадка углубленного изучения татарского языка и литературы….64
    Заключение….….66
    Список литературы….….….….70
    Приложение ….….76

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Разработка маркетинговой стратегии компании

    47 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОМПАНИИ 5
    Диагностика факторов конкурентной среды 5
    Оценка интенсивности конкуренции 6
    Определение стадии ЖЦТ 10
    Анализ рыночной доли конкурентов 10
    Формирование стратегических групп по концепции М. Портера 12
    Определение конкурентоспособности товара (услуги) и компании 13
    2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ МАРКЕТИНГА 18
    Разработка целей маркетинга компании 18
    3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА 4 Р 25
    Анализ эффективности комплекса маркетинга компании и предложения по его оптимизации 25
    Изучение позиции потребителей 29
    Анализ коммуникационной политики конкурентов и разработка коммуникационной политики предприятия 30
    Определение затрат на маркетинг 34
    Анализ ценовой политики конкурентов и разработка ценовой политики предприятия 36
    РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ
    ДЛЯ ООО «ВАГАНТ» 41
    Выбор элементов маркетинговой стратегии 41
    Формирование маркетинговых стратегий по ключевым преимуществам 42
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
  • Дипломная работа:

    Cpавнительный анализ глагoлoв гoвopения в английcкoм и татаpcкoм языкаx

    60 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Oпpеделение глагoлoв гoвopения в английcкoм и татаpcкoм языкаx и пoдxoды к иx изyчению 6
    1.1. Глагoлы гoвopения: пoдxoды к иx изyчению в английcкoм языке 6
    1.2. Pазделение глагoлoв гoвopения в английcкoм языке 12
    1.3. Анализ глагoлoв в татаpcкoм языке. Выделение глагoлoв гoвopения в татаpcкoм языке 26
    Выводы по первой главе 37
    Глава 2. Cpавнительный анализ глагoлoв гoвopения в английcкoм и татаpcкoм языкаx 38
    2.1. Глагoльная cиcтема английcкoгo языка в cpавнении c татаpcким языкoм 38
    2.2. Coпocтавительная xаpактеpиcтика глагoлoв гoвopения в английcкoм и татаpcкoм языкаx 43
    Выводы по второй главе 48
    Заключение 49
    Cпиcoк иcпoльзoванныx иcтoчникoв 51
    Пpилoжения 57
  • Контрольная работа:

    Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

    29 страниц(ы) 

    1. Введение 3
    2. Место и роль теории государства и права 6
    3. Теория государства и права в системе гуманитарных наук 14
    4. Место теории государства и права в системе
    общественных наук 17
    5. Теория государства и права в системе юридических наук 18
    6. Место теории государства и права в системе
    юридических наук 21
    7. Значение теории государства и права для подготовки высокопрофессиональных юристов 22
    8. Заключение 27
    9. Литература 28
  • Дипломная работа:

    Прогноз спортивной успешности в пауэрлифтнге на основе генетического фактора

    69 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА 1 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПОРТИВНУЮ УСПЕШНОСТЬ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ
    1.1 Построение системы спортивного отбора в процессе многолетней подготовки в пауэрлифтинге 7
    1.2 Построение тренировочного процесса при подготовке высококвалифицированных спортсменов в пауэрлифтинге 9
    1.3 Адаптационные сдвиги в организме спортсмена под влиянием силовых физических нагрузок 14
    1.4 Морфо-биомеханические особенности отбора в пауэрлифтинге 22
    1.5 Генетические факторы, влияющие на скоростно-силовые качества спортсменов 31
    Выводы по первой главе 37
    ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    2.1 Организация исследования 38
    2.2 Методы исследования 38
    Выводы по второй главе 52
    ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    3.1 Влияние генетических факторов на спортивную успешность в пауэрлифтинге у мужчин 53
    3.2 Влияние генетических факторов на спортивную успешность в пауэрлифтинге у женщин 57
    Выводы по третьей главе 60
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 63
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
  • Дипломная работа:

    Web-сайт «конфликты в коллективе»

    78 страниц(ы) 

    Введение 4
    Глава 1. Обзор проблематики конфликтов в коллективе 7
    1.1. Понятие и сущность конфликта 7
    1.2. Основные подходы к изучению конфликта 9
    1.3. Характерные черты системы управления конфликтами в организации 11
    1.4. Описание методик для выявления возможного конфликта 16
    1.4.1. Тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика акцентуации характера и темперамента личности 17
    1.4.2. Тест-опросник Томаса на поведение в конфликте 17
    1.4.3. Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского) 18
    1.4.4. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера 19
    1.5. Результаты психодиагностического исследования 22
    Выводы 26
    Глава 2. Проектирование, структура web-сайта 28
    2.1. Выбор программных средств для создания web-сайта 28
    2.1.1. AdobeDreamweaver CC 28
    2.1.2. Текстовый редактор Notepad ++ 30
    2.1.3. Denwer 30
    2.2. Выбор аппаратных средств 33
    2.3. Структура сайта 34
    Выводы 35
    Глава 3. Разработка, тестирование и внедрение сайта на организацию 36
    3.1. Разработка сайта 36
    3.2. Разработка базы данных 38
    3.3. Тестирование сайта 39
    3.4. Размещение сайта на хостинге 41
    Выводы 45
    Заключение 46
    Список использованной литературы 47
    Приложения 49
  • ВКР:

    Методическое сопровождение изучения содержательной линии «компьютер» школьного курса информатики

    62 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «КОМПЬЮТЕР» ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ 6
    1.1. Изучение информатики в условиях ФГОС ООО 6
    1.2. Характеристика содержательной линии «Компьютер» и методика ее преподавания в школьном курсе информатики 12
    1.3. Современные средства обучения информатике 19
    Выводы по главе 1 25
    ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «КОМПЬЮТЕР» ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ 27
    2.1. Применение программного обеспечения iSpring Suite для создания интерактивного курса «Архитектура компьютера» 27
    2.2. Разработка интерактивного курса «Архитектура компьютера» 35
    2.3. Методические рекомендации по изучению содержательной линии «Компьютер» школьного курса информатики 40
    Выводы по главе 2 43
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
    ПРИЛОЖЕНИЕ 53
  • Дипломная работа:

    Организационно-педагогические условия успешной адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении

    64 страниц(ы) 

    Введение
    Глава I. Теоретические основы организационно-педагогических условий успешной адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении
    1.1 Дошкольное образовательное учреждение как субъект адаптационного процесса детей дошкольного возраста
    1.2 Особенности адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
    1.3. Игра как фактор успешной адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении
    Выводы по первой главе
    Глава II. Реализация организационно-педагогических условий успешной адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении
    2.1 Мониторинг адаптационного процесса детей раннего дошкольного возраста
    2.2 Программа взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения по адаптации детей раннего дошкольного возраста
    2.3 Анализ результатов опытной работы
    Выводы по второй главе
    Заключение
    Список литературы
  • ВКР:

    Песенный дискурс как дидактический материал для изучения феномена прецедентности в британской и американской музыкальной культуре

    122 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Теоретический аспект изучения прецедентных феноменов в языкознании 6
    1.1. Определение понятия «текст» в лингвистических исследованиях 6
    1.2. Текст и дискурс: разграничение понятий 12
    1.3. Виды информации в тексте 19
    1.4. Категория скрытой информации в тексте 23
    1.5. Понятие прецедентности в лингвистике 27
    Выводы по Главе 1 36
    Глава 2. Эмпирические исследования прецедентных феноменов в англоязычном песенном дискурсе 37
    2.1. Функционально-когнитивный анализ прецедентных феноменов в текстах англоязычных песен 37
    2.2. Разработка комплекса упражнений для урока английского языка на песенном материале 62
    Выводы по Главе 2 71
    Список литературы 75
    ПРИЛОЖЕНИЕ 81
  • Контрольная работа:

    Анализ состояния делопроизводства и оформления документов в Уфимском территориальном управлении Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан

    28 страниц(ы) 

    Введение
    Анализ соответствия ведущейся в Уфимском территориальном управлении Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан документации требованиям ГОСТ Р 6.30-2003
    Анализ оформления приказа Министра природопользования и экологии Республики Башкортостан
    Проект правильного оформления приказа Министра природопользования и экологии Республики Башкортостан
    Анализ оформления письма заместителя министра природопользования и экологии Республики Башкортостан
    Проект правильного оформления письма заместителя министра природопользования и экологии Республики Башкортостан
    Анализ оформления протокола оперативного совещания Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ….….
    Проект правильного оформления протокола оперативного совещания Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан
    Анализ инструкции по делопроизводству Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан
    Заключение…
    Список использованных источников…
  • Дипломная работа:

    Программное обеспечение для составления абриса при проведении сейсморазведочных работ

    112 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОТРИСОВКИ И ОТОБРАЖЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ СЕЙСМИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ (АБРИСА) 6
    1.1 Процесс составления абриса 6
    1.2 Анализ существующего процесса отрисовки абриса 8
    1.3 Постановка задачи 11
    1.4 Сравнительный анализ существующих программных обеспечений позволяющих составлять абрисы 12
    Вывод по главе 1 16
    ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ АБРИСА 17
    2.1 Обоснование выбора средств моделирования 17
    2.2 Процесс отрисовки абриса после внедрения разработанного программного обеспечения 18
    2.3 Структура приложения 24
    2.4 Техническое задание 26
    2.5 Оценка экономической эффективности 32
    2.6 Вывод по главе 2 40
    ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ АБРИСА 41
    3.1 Обоснование выбора среды функционирования программы и инструментальных средств разработки 41
    3.2 Разработка программных модулей для отрисовки профилей 43
    3.2.1 Модуль «3D отрисовка профилей» 43
    3.2.2 Модуль «2D отрисовка профилей» 52
    3.2.3 Модули «смещение, пропуск и вставка пикетов» 57
    3.3 Разработка программных модулей для отображения ситуации на местности 68
    3.3.1 Модуль «Отрисовка точечных знаков» 68
    3.3.2 Модуль «Отрисовка линейных знаков» 73
    3.3.3 Модуль «Отрисовка площадных знаков» 78
    3.4 Адаптация пользовательского интерфейса 85
    3.5 Тестирование программных модулей 93
    3.6 Разработка справочной системы 101
    Вывод по главе 3 106
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 109
    ПРИЛОЖЕНИЕ 111