У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Роль воображения в смыслообразовании» - Курсовая работа
- 30 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы
Примечания

Автор: krehm
Содержание
Введение…3
Глава 1. Роль воображения в смыслообразовании: теоретические подходы
1.1. Воображение как универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности….6
1.2. Смысл и смыслообразование как интегративные психические феномены ….10
1.3. Смыслообразование в профессиональном становлении психологов…12
Глава 2. Эмпирическое исследование роли воображения в становлении личностного смысла профессиональной деятельности у студентов-психологов
2.1. Методики исследования….15
2.2. Выборка….17
2.3. Процедура исследования…17
2.4. Результаты проведенного эмпирического исследования….18
2.5. Обсуждение результатов исследования….24
2.6. Выводы по проведенному эмпирическому исследованию….27
Заключение….28
Литература….31
Приложения….33
Введение
В нашем исследовании мы пытались рассмотреть взаимодействие процессов воображения и смыслообразования на примере профессионального становления студентов-психологов. Данная тема представляется достаточно актуальной и значимой, поскольку, хотя в современной России профессия психолога становится все более востребованной, что связано с возрастающей потребностью общества в психологической поддержке и помощи, очень немногие начинающие психологи остаются в своей профессии после первых попыток начать профессиональную деятельность, что в значительной степени связано как с действием внешних факторов (размытостью и неопределенностью функциональных обязанностей психологов и нереалистичностью ожиданий потенциальных клиентов и заказчиков их услуг), так и с внутренними, субъективными факторами, возникающими как следствие использования неконструктивных стратегий разрешения кризисов профессионального самоопределения.
Общая цель нашей работы состояла в изучения роли воображения в смыслообразовании на примере профессионального становления студентов-психологов.
В качестве гипотезы было сформулировано следующее положение: существует взаимосвязь между .
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу, посвященную проблемам воображения и смыслообразования, в том числе в контексте профессионального самоопределения.
2. Разработать программу и подобрать методы эмпирического исследования.
3. Исследовать характеристики воображаемого образа будущей профессиональной деятельности и личностного смысла профессии психолога у студентов психологических специальностей.
4. Установить наличие взаимосвязей между характеристиками воображаемого образа будущей профессиональной деятельности (в частности, его детализированностью) и личностным смыслом профессии психолога у опрошенных студентов.
5. Проинтерпретировать и описать выявленные закономерности.
Для реализации поставленной цели и решения выдвинутых задач были использованы следующие психодиагностические методики:
• Методика «незаконченные предложения» (с ее помощью исследовался личностный смысл будущей профессиональной деятельности у студентов-психологов);
• Проективная рисуночная методика «Психолог на работе» (применение данного метода позволило изучить детализированность воображаемого образа будущей профессиональной деятельности студентов).
Для обработки полученных результатов использовался метод контент-анализа, а также методы математической статистики (анализ характеристик распределения данных, угловое преобразование Фишера (критерий φ*)).
Выдержка из текста работы
2.1. Методики исследования
Для реализации поставленной цели и решения выдвинутых задач были использованы следующие психодиагностические методики:
• Методика «незаконченные предложения» (с ее помощью исследовался личностный смысл будущей профессиональной деятельности у студентов-психологов);
• Проективная рисуночная методика «Психолог на работе» (применение данного метода позволило изучить детализацию воображаемого образа будущей профессиональной деятельности студентов).
Обратимся к более подробному описанию использованных методик.
2.1.1. Методика «Незаконченные предложения»
Методика «Незаконченные предложения» относится к группе проективных методов исследования личности. Впервые для изучения личности эта методика была применена А. Пейном (1928) и А. Тендлером (1930).
В ходе исследования испытуемому предлагается серия незаконченных предложений, состоящих из одного слова или нескольких слов, и предлагается завершить предложения по своему усмотрению. Предложения формулируются так, чтобы стимулировать испытуемого давать ответы, имеющие отношение к изучаемым сторонам личности. Среди достоинств методики отмечаются гибкость, возможность приспособления метода к решению разнообразных исследовательских задач, а также высокая надежность и валидность методики [20].
В нашем исследовании метод незаконченных предложений, как уже упоминалось выше, был применен с целью исследования личностного смысла будущей профессиональной деятельности у студентов-психологов. Это и обусловило формулировку стимульного материала. Участникам эксперимента было предложено закончить следующие предложения:
• Психолог – это…
• Суть работы психолога…
• Я хочу работать психологом, потому что…
Полученные данные обрабатывались с помощью контент-анализа (выделенные категории описаны в параграфе 2.4.1). С образцом опросного бланка можно познакомиться в Приложении 1.
2.1.2 Проективная рисуночная методика «Психолог на работе»
Данная методика также относится к проективным, что предполагает максимально неструктурированное пространство рисунка, тем самым способствуя проявлению особенностей отражения испытуемыми образа будущей профессиональной жизни, созданного при помощи воображения.
Для рисования испытуемым предлагаются листы формата А4 и простые карандаши.
Рисунки анализируются на различных уровнях интерпретации [17]:
• формально-графическом;
• уровне общепринятых интерпретаций;
• уровне интегрированности рисунка;
• символическом уровне;
• сюжетном уровне.
В нашем исследовании мы прежде всего пытались установить степень детализированности воображаемого образа будущей профессиональной деятельности, сформированного у студентов-психологов. Для этого была разработана система критериев оценки рисунков, описанная в параграфе 2.4.2.
С образцом опросного бланка можно познакомиться в Приложении 2.
2.2. Выборка
В исследовании приняли участие студенты первого курсав количестве 23 человек.
Возраст испытуемых составил от 17 до 25 лет, средний возраст 19, 4 года. В исследовании приняли участие 15 девушек и 8 юношей. В обобщенном виде характеристики выборки представлены в таблице 2.2.1.
Заключение
В своей работе мы исходили из современного понимания воображения как универсальной способности человека к построению новых целостных образов действительности посредством переработки содержания имеющегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта [8], функции, играющей ключевую роль в порождении и структурировании образа мира, всеобщего свойства сознания человека, единицы его психической жизни [9].
Предметом нашего исследования являлась взаимосвязь между воображением и смыслообразованием, под которым, вслед за классиками отечественной психологии, мы понимали глобальный процесс, в результате которого новые объекты или явления подключаются к уже существующим системам или цепям смысловых связей, встраиваясь в систему жизненных отношений личности или формируют новую их подсистему, приобретая новые регулирующие функции [11].
В эмпирической части работы роль воображения в процессах смыслообразования изучалась на примере профессионального самоопределения студентов-психологов. На наш взгляд, выбор данного объекта исследования был оправдан тем, что данная профессия предъявляет особые требования к личности, что, наряду с неоднозначным статусом профессии психолога в современном российском обществе, может являться своеобразным «фактором риска» развития профессиональной дезадаптации.
Результаты исследования показали наличие определенных проблем в процессе становления личностного смысла профессиональной деятельности у студентов-психологов: у них зачастую не сформировано личностное отношение к выбранной профессии, не наблюдается идентификация со своей профессиональной группой, значительная часть студентов ориентирована на реализацию ценностей директивного подхода при взаимодействии со своими клиентами, практически треть опрошенных студентов выбрали профессию психолога как средство решения собственных проблем, а в некоторых случаях этот выбор является формой самоутверждения.
Об определенных трудностях профессионального самоопределения свидетельствуют и полученные в исследовании характеристики воображаемого образа будущей работы: он отличается недостаточно высокой детализированностью и предметной наполненностью, а также выраженной стереотипизированностью. На наш взгляд, полученные данные данные необходимо учитывать при разработке и реализации программ социально-психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения студентов-психологов с целью профилактики развития различных форм профессиональной дезадаптации на этапе реального вхождения в профессию.
Полученные нами результаты показали, что студенты с высокой степенью детализированности образа будущей профессиональной деятельности отличаются менее формализированными, более личностными представлениями о получаемой профессии, также они в большей степени склонны идентифицироваться с профессией психолога. На наш взгляд, это может говорить о том, что процесс становления смыслового компонента профессионального самоопределения у них идет более активно, чем у студентов с менее детализированным воображаемым образом будущей работы. Мы можем предположить, что студенты с более детализированным воображаемым образом будущей работы отличаются более сформированным личностным смыслом профессиональной деятельности, что является значимым фактором их первичной профессиональной адаптации.
Таким образом, гипотезу исследования можно считать в целом подтвердившейся.
Список литературы
Андреева Н.С. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения выпускников ВУЗов психологичсеких специальностей в настоящее время. Автореферат дис. … к.пс.н. М., 2001. 25 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение. 1991. 93 с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2008. 352 с.
4. Есликова Е.В. Психологические особенности конфликтов профессионального самоопределения (в период взрослости). Автореферат дис. … к.пс.н. СПб., 2000. 26 с.
5. Зоткин Н. В. Психологическая концепция смысла // Вестник Самарского госуниверситета. 1998. N 1. С. 24-39.
6. Исаев Е.И., Пазухина С.В. Формирование ценностно-смыслового отношения к психологии у будущих педагогов // Вопросы психологии. 2004. № 5. С. 3–11.
7. Кораблина Е.П. Субъект помогающей деятельности как предмет психологического исследования // Психологические проблемы самореализации личности. Выпуск 4. СПб., 2000. С. 147-155.
8. Кудрявцев В. Т. Воображение (фантазия) // Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. С. 55-56.
9. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие. (Статья первая) // Психологический журнал. 2001. № 5. С. 56 – 68
10. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 508 с.
11. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 488 стр.
12. Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал 1997. № 6. С. 13 - 27.
13. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. № 6 с. 86 – 101.
14. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 592 с.
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. М.: Владос, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.
16. Панферов В.Н., Микляева А.В. , Румянцева П.В. Основы психологии человека. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2009. 432 с.
17. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста. СПб: Речь, 2006. 524 с.
18. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. М.: Владос, 2003. 448 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
20. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М.; Отв. ред. Крымский С. Б. Киев: Наук. думка, 1989. 200 с.
21. Фарман И.П. Воображение в структуре познания М.: Институт философии РАНМ., 1994. 215 с.
Примечания
14, 1,5 , проверено антиплагиатjv
Тема: | «Роль воображения в смыслообразовании» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 30 | |
Цена: | 600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
Развитие творческого воображения учащихся 5-9 классов во внеучебной деятельности
82 страниц(ы)
Введение…3
Глава I . Теоретические аспекты проблемы развития воображения….7
1.1. Сущность воображения как психического процесса….…71.2. Развитие творческого воображения в школьном возрасте….17РазвернутьСвернуть
1.3. Проблемы развития творческого воображения….….23
Глава II. Содержание психолого-педагогической деятельности по развитию
творческого воображения у детей школьного возраста на
внеклассных занятиях по истории…31
2.1. Формы и методы развития творческого воображения учащихся.31
2.2. Методы диагностики творческого воображения учащихся ….42
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы .….53
Заключение .62
Список использованной литературы
Приложения
-
Курсовая работа:
Развитие воображения в младшем школьном возрасте
39 страниц(ы)
Введение 3
1 Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 5
1.1 Основные характеристики младшего школьного возраста 51.2 Понятие воображения и его типы 9РазвернутьСвернуть
1.3 Развитие воображения в онтогенезе 13
2 Исследование развития воображения младших школьников 18
2.1 Организация исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования особенностей развития воображения 22
2.3 Рекомендации педагогам по развитию воображения младших школьников 24
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение А 31
Приложение Б 32
-
Курсовая работа:
30 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 6
1.1 Понятие и строение человеческой деятельности 6
1.2 Деятельность и психические процессы 82 РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 11РазвернутьСвернуть
2.1 Природа воображения 11
2.2 Виды воображения 12
2.3 Функции воображения и его развития 16
2.4 Воображение и творчество 17
3 РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 19
3.1 Природа творчества 19
3.2 Творческие способности (креативность) 20
3.3 Взаимосвязь между креативностью и интеллектом 21
3.4 Сущность креативности 22
3.5 Творческие способности и успешность 23
3.6 Развитие творческих способностей 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 29
-
Курсовая работа:
Воображение человека и его составляющие: дошкольный возраст
30 страниц(ы)
Введение 3
1. Общая характеристика воображения: физиологическая основа воображения, виды, функции, приемы творческого воображения, индивидуальные особенности воображения 52. Развитие воображение в дошкольном детстве 19РазвернутьСвернуть
3. Эмоции, интересы, талантливость и воображение в дошкольном детстве 23
Заключение 29
Список используемой литературы 30
-
Курсовая работа:
Роль отца в воспитании детей раннего и дошкольного возраста
24 страниц(ы)
Введение….….….3
1.Роль и функции отца в воспитании детей….….…5
1.1.Воспитательные риски неполных семей….….….51.2. Значение участия отца в воспитании ребенка….….….8РазвернутьСвернуть
2. Роль отца в воспитании ребенка раннем и дошкольном возрасте….…12
2.1. Роль отца в воспитании ребенка в раннем возрасте: способы
взаимодействия отцов и детей ….….12
2.2. Роль отца в воспитании детей дошкольного возраста….14
3. Рекомендации родителям относительно воспитания….16
3.1.Влияние отца на формирование личности ребенка…17
3.2. Практические рекомендации….19
Заключение….22
Список используемой литературы….…24
-
Курсовая работа:
Роль руководства в организации выполнения заданий
49 страниц(ы)
Введение.3
1 Теоретические основы роли руководителя в организации выполнения заданий.5
1.1 Понятие руководства и руководителя.51.2 Сущность роли руководителя в организации выполнения заданий и классификация управленческих ролей.10РазвернутьСвернуть
1.3 Менеджер как ЛПР и требования к личности руководителя.16
2 Анализ роли руководства в ОАО НК «Роснефть».22
2.1 Организационно-правовой статус предприятия.22
2.2 Экономическая характеристика предприятия.25
2.3 Оценка роли руководства в процессе выполнения заданий.34
3 Пути совершенствования роли руководства ОАО НК «Роснефть» в организации выполнения заданий.41
Заключение.46
Список использованной литературы.48
Приложение.49
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Предыдущая работа
Теоретические основы кадровой стратегии организацииСледующая работа
Эффективность менеджмента и его составляющие




-
Дипломная работа:
Особенности и закономерности в развитии становления субъективности в семейной коммуникации
70 страниц(ы)
Введение 3
Объектом исследования данной работы является становление субъективности в семейной коммуникации. 5Гипотеза исследования 5РазвернутьСвернуть
Методы 6
Глава I.Отношения Отца и Ребенка 7
1.1.Социально-психологические модели отцовства 7
1.2.Влияние поведения отца на психическое развитие ребенка 13
1.3. Роль отца в социализации ребенка 20
Глава II. Отношения Матери и Ребенка 26
2.1.Природа материнского поведения 26
2.2.Типы характера матерей 28
2.3.Влияние личностных особенностей матери на формирование личности ребенка 46
Глава III. Отношения Отца и Матери 52
3.1.Определение понятие «семья» 52
3.2.Типы внутрисемейной коммуникации 53
3.3.Роль отца и матери в семье 60
Заключение 63
Список использованной литературы 65
-
Реферат:
Социологические и психологические аспекты управленческой деятельности специалиста ДОУ.
16 страниц(ы)
Введение 3
1.1. Методическая работа в ДОУ 4
1.2. Содержание методической работы в ДОУ 5
1.3. Направления методической работы 61.4. Деятельность организатора-методиста в ДОУ 9РазвернутьСвернуть
Заключение 14
Литература 15
-
Дипломная работа:
Стиль руководства как фактор социально-психологического климата в организации
53 страниц(ы)
Введение.
Глава 1. Стиль руководства как фактор социально-психологического климата в организации.-----------------------------1.1. Характеристика стилей руководства.РазвернутьСвернуть
1.2. Формирование социально-психологического климата в организации.
1.3. Выводы.
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния стиля руководства на особенности формирования социально-психологического климата в организации.
2.1. Цель, задачи, гипотезы, объекты и предмет экспериментального исследования.
2.2. Методики исследования.
1.2. Результаты исследования и их анализ.
1.3. Выводы.
1.4. Рекомендации.
Заключение.
Литература.
Приложения.
-
Курсовая работа:
28 страниц(ы)
Введение
Глава I. Теоретические основы исследования предпосылок овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с ЗПР1.1. Понятие о предпосылках овладения навыками письменной речиРазвернутьСвернуть
1.2. Предпосылки овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с ЗПР
Глава II. Экспериментальное исследование предпосылок овладения навыками письменной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития
2.1. Организация и содержание исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
-
Курсовая работа:
30 страниц(ы)
Глава I. Овладение знаниями о природе дошкольниками
1.1. Понятие о природоведческих знаниях
1.2. Характеристика дошкольников с ОНР. Ознакомление с миром природы дошкольников с ОНРГлава II. Экспериментальное исследование сформированности природоведческих знаний у старших дошкольников с ОНРРазвернутьСвернуть
2.1. Организация и содержание экспериментального исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
-
Курсовая работа:
Логика построения процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении
41 страниц(ы)
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения логики построения процесса воспитания
1.1. Сущность процесса воспитания1.2. Особенности построения логики воспитательного процессаРазвернутьСвернуть
Глава II. Теоретические основы исследования воспитательного процесса в дошкольном возрасте
2.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
2.3. Специфика построения логики воспитания с дошкольниками
Заключение
Список использованной литературы
-
Курсовая работа:
Особенности отклоняющегося поведения младшего подростка (10-12 лет) 5 класса
57 страниц(ы)
Введение….3
Глава I. Определение понятия «отклоняющегося поведения»…6
1.1.Критерии понятия «отклоняющееся поведение»….61.2. Понятие «отклоняющегося поведения»….13РазвернутьСвернуть
1.3. Психологические и физиологические особенности подростков 10-12 лет….19
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей отклоняющегося поведения школьников 5 класса.29
2.1.Эксперементальная база исследования….29
2.2. Результаты исследования диагностики отклоняющегося поведения школьников 5 класса….32
2.3. Экспериментальная работа по выявлению эффективности программы профилактики отклоняющегося поведения школьников 5 класса….35
Заключение….…49
Список использованной литературы…52
Приложение…56
-
Курсовая работа:
Психологическая готовность к отцовству
33 страниц(ы)
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования психологической готовности к отцовству в отечественной и зарубежной психологии1.1. Понятие психологической готовности к отцовствуРазвернутьСвернуть
1.2. История изучения психологической готовности к отцовству
Глава 2. Теоретический анализ готовности к отцовству, как психологической проблемы
2.1. Проблемы психологической готовности к отцовству
2.2. Перспективы решения проблемы готовности к отцовству
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
-
Курсовая работа:
Психологические проблемы самореализации личности
36 страниц(ы)
Введение
Глава 1. Теоретические основы процесса самореализации личности
1.1. Содержание понятия самореализации личности1.2. Представления о самореализации личности в психологических теорияхРазвернутьСвернуть
Глава 2. Проблема самореализации личности в психологии
2.1. Психологические условия самореализации личности
2.2. Проблемы и факторы успешной самореализации личности
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
-
Реферат:
Социальное моделирование Общая теория системы Берталанфи
14 страниц(ы)
Введение 3
Общая теория систем 5
Карл Людвиг фон Берталанфи 7
Предмет исследования и границы теории 8
История развития 9Предыстория 9РазвернутьСвернуть
Непосредственные предшественники и параллельные проекты 9
Деятельность Л. фон Берталанфи 10
Общая теория систем и другие науки о системах 12
Прикладные науки о системах 12
Закючение 13
Список использованной литературы 14