СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Организация внеурочной деятельности школьников по праву в формате фгос - 2 - Дипломная работа №29396

«Организация внеурочной деятельности школьников по праву в формате фгос - 2» - Дипломная работа

  • 115 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ

1.1 Понятие и требования к организации внеурочной деятельности в формате ФГОС-2

1.2 Развивающие возможности внеурочной деятельности по праву

1.3 Требования к результатам внеурочной деятельности обучающихся и способы их оценки

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

2.1 Формы и виды внеурочной работы по праву

2.2 Олимпиады по праву: требования к проведению, опыт и перспективы развития олимпиадного движения

ГЛАВА III. ПРОЕКТ «МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СВЕТЕ ФГОС – 2»

3.1 Описание проекта

3.2 Примерная программа организации внеурочной деятельности старших подростков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛОССАРИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ


Введение

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования.

Решение актуальных задач современного этапа развития, переживаемого Россией, в том числе: построение правового государства как задача государства, построение гражданского общества как задача социального развития, воспитание социально ответственного гражданина как задача реформирования школьного образования оказывается тесно связанным с обновлением целей, задач, форм и содержания правового образования в школе.

Очевидно, что рамки уроков не в полной мере позволяют обучающемуся применить приобретенные знания и умения в реальных социально – правовых ситуациях.

Именно внеурочная (внеучебная) деятельность создает возможности для реализации приоритетных целей правового обучения и воспитания.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание.

В связи с чем является актуальным вопрос об организации внеурочной деятельности по праву, ее целях, задачах, содержании, возможных эффективных формах и методах внеурочной работы в школе.

Цель данной работы - выявление теоретических и методических особенностей организации внеурочной деятельности школьников по праву в свете ФГОС – 2 основного общего образования.

Объектом исследования является внеурочная деятельность обучающихся на ступени основного общего образования.

Предмет исследования – анализ теоретических и методических особенностей организации внеурочной деятельности школьников по праву в свете ФГОС – 2 основного общего образования.

Для достижения цели при исследования поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы организации внеурочной деятельности школьников по праву;

- выявить понятие и требования к организации внеурочной деятельности в формате ФГОС - 2;

- определить развивающие возможности внеурочной деятельности по праву и требования к результатам внеурочной деятельности обучающихся, способы их оценки;

- описать организационно – технологические особенности организации внеурочной деятельности по праву в основной школе;

- разработать и предложить проект «Модель организации правового направления во внеурочной деятельности обучающихся в свете ФГОС – 2».

Нормативную базу данного исследования составили Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644), Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении».

Новые положения и требования об организации внеурочной деятельности изучены в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Проблема организации внеурочной работы в системе общего образования нашла отображение в педагогических исследованиях А. В. Хуторского, И. Н. Васильевой, Н. И. Монахова, Н. Е. Щурковой.

Вопросы организации внеурочной деятельности по праву подробно исследованы в работах С. И. Володиной, В. В. Спасской, Д. В. Григорьева, П. В. Степанова, А. М. Полиевктовой.

Практическая значимость представленного исследования заключается в возможности использования материалов в практике работы учителя права, администрации образовательных учреждений для изучения методических и организационных особенностей внедрения ФГОС – 2.

Методы исследования:

- теоретические: анализ нормативно – правовой базы, специальной литературы, монографических публикаций и статей

- эмпиричекие: моделирование

Структура исследования определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария и приложений.

В первой главе раскрыты теоретические основы организации внеурочной деятельности школьников по праву. Вторая глава посвящена организационно – технологическим особенностям организации внеурочной деятельности школьников по праву в основной школе, в которой описываются основные формы и виды внеурочной работы по праву. В третьей глава исследования представлена модель организации правового направления во внеурочной деятельности обучающихся в свете ФГОС – 2.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ

1.1. Понятие и требования к организации внеурочной деятельности в формате ФГОС-2

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.

Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Инновацией в структуре Базисного образовательного плана нового ФГОС выступает то, что в нем выделены три раздела: инвариантная часть, вариативная часть и внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Внеклассная воспитательная работа - организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Цель внеурочной деятельности: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Данная цель достигается решением задач внеурочной работы:

- удовлетворить потребность школьников в содержательном досуге через качественное преобразование системы школьных мероприятий: переход на общешкольные «ключевые дела», реализуемые на основе проектов обучающихся и педагогов;

- создать условия для выявления потенциальных возможностей и интересов, оказания помощи в самореализации, профессиональном самоопределении, гражданском становлении личности через участие детей:

- в деятельности различных творческих и профильных объединений дополнительного образования как на базе ОУ, так и внешкольных учреждений дополнительного образования;

- в общественно-полезной, социально-значимой деятельности (в разработке и реализации социальных проектов, участии в добровольческих акциях; гражданские акциях, коммуникативно-практических сборах и т. д.);

- в походах, экскурсиях, экспедициях и различных массовых мероприятиях, организуемых на базе ОУ и внешкольных учреждениях дополнительного образования;

- в реализации (в том числе и проектировании мероприятий основных целевых образовательных (воспитательных) программ и проектов различного уровня, реализуемых в ОУ;

- создать условия для формирования межличностных отношений в классе, между обучающимися и педагогами, классным руководителем с целью создания и развития ученического коллектива, эффективной деятельности органов ученического самоуправления;

- создать условия для эффективной реализации на базе ОУ основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время;

- создать систему мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

Цель и задачи внеурочной работы определили содержание, формы, направления воспитательной деятельности во внеурочное время, выбор образовательных программ дополнительного образования.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ внеурочной деятельности, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

При организации внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения педагогическими работниками разрабатываются соответствующие направлениям базисного учебного плана образовательные программы внеурочной деятельности, в том числе по решению администрации образовательного учреждения, может быть реализовано правовое направление.

Рекомендуют:

- комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Эти программы могут быть сквозные, когда педагоги начинают работать по ним с детьми с пятого по девятый класс. Акцентируя внимание на планируемых результатах в соответствии с которыми, изменяется и содержание программы .

При разработке комплексных образовательных программ внеурочной деятельности необходимо учитывать следующее:

- комплексные программы могут быть двух вариантов:

«А» – когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению, например, правовому, и тогда каждый педагог разрабатывает один – два модуля. Комплексные программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одновозрастной группы. Количество групп, их наполняемость, время занятий и периодичность проведения определяются локальным актом образовательного учреждения. Данный вариант может быть реализован в образовательных учреждениях, в которых существует подсистема дополнительного образования детей или работающих в одну смену и имеющих квалифицированные кадры для организации этого вида деятельности.

«Б» - когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по нескольким направлениям, например, правовому, научно-познавательному, военно-патриотическому. Данный вариант может найти применение в сельских школах, где недостаточно специалистов реализующих лишь одно направление.

При разработке комплексных программ необходимо учитывать, что к ним пишется одна пояснительная записка, в которой отражается вся специфика работы по всем модулям программы, все остальные разделы программы пишутся каждым педагогом, согласно содержанию работы в рамках своего модуля

- тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т. п.);

- образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровни результатов).


Заключение

Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Внеурочная деятельность по праву позволяет сформировать у подростков познавательный интерес к предмету, развивать предметные умения, позволяющие успешно применять правовые знания в социальной практике.

Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка учителя – предметника для реализации содержания дисциплины.

Данная работа позволяет сделать следующие выводы. Систематизация теоретического и практического опыта воспитательной работы в современной школе убедила нас в том, что она является неотъемлемой и важной частью педагогического процесса. Внеклассная работа позволяет развивать социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулировать развитие личности, значительно расширять кругозор, формировать правовую культуру, правовое поведение в различных жизненных ситуациях.

В первой главе изучены теоретические основы организации внеурочной деятельности школьников по праву, выявлены понятие и требования к организации внеклассной работы в формате ФГОС – 2.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Также определены развивающие возможности внеурочной деятельности по праву, требования к результатам и способы ее оценки.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Во второй главе проанализирована внеклассная воспитательная работа по праву с точки зрения системного подхода, рассмотрены различные формы работы по правовому воспитанию и образованию в школе: научная конференция, круглый стол, викторина, правовые дискуссии, дебаты, мастер – класс и др. Рассмотренные формы работы позволяют реализовать субъектную позицию ученика, способствуют применению активных и интерактивных методов обучения.

Особое внимание было уделено олимпиадам по праву, которая проводится на всероссийском уровне, не смотря на то, что в школе такого предмета нет.

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности позволяет:

- разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;

- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

- оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

Примерная программа правового направления во внеурочной деятельности содержит введение, в котором есть информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа; перечень основных разделов с указанием отпущенных на их реализацию часов; описание разделов примерного содержания занятий со школьниками; характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.

Новые интересные формы внеклассной работы стимулируют мотивацию учения, вызывают у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению правового пространства, развивают личный опыт каждого участника.

Таким образом, выявив теоретические и методические особенности организации внеурочной деятельности школьников по праву в свете ФГОС – 2 основного общего образования, мы достигли поставленной цели.

Правовое образование - неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное), независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Но правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.


Список литературы

1. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.04.2012).// СЗ РФ.- 15.01.1996.- N 3.- с. 150.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1507-р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года, №15785).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 2 декабря 2009 г. N 695"Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников// Российская газета.-2010. 29 января. - №5097.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года, №19707).

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 01февраля 2011, № 19644).

Специальная литература

7. Аганисьян, В. М. Психолого-дидактические основы творческого взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе учебного диалога/ В. М. Аганисьян. - СПб.: ЛОИРО, 1998 –193 с.

8. Визгалова, Т.Г. / Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут воспитания и развития личности младшего школьника/ Визгалова Т.Г., Мартынова О.П.// Актуальные проблемы современной школы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования нового поколения : материалы педагогических чтений . – Новокузнецк, 2011г. – С. 13 – 18.

9. Володина, С. И. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по праву в 2009/2010 учебном году. / С. И. Володина– М., 2009. – 8 с.

10. Володина, С. С. Организация внеурочной работы по праву/С. И. Володина, В. В. Спасская. Российский фонд правовых реформ. – М : Новый учебник, 2002 – 297 с.

11. Володина, С. С. Основы правовых знаний. В 2-х кн. Учеб. для 8-9 классов /С.И. Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская – изд. 6-е испр. и доп. – М.: Новый учебник, 2008 – 288 с.

12. Воропаева, А.В. Значимость образования и личности преподавателя в контексте культуры мира // Конфликтология — теория и практика: ежеквартальный научно-практический журнал. СПб., 2005. № 1.

13. Всероссийская олимпиада школьников по праву: материалы и комментации /Под ред. С.И.Володиной, В.В. Спасской – М.: Школа-пресс, 2003 – 254 с.

14. Григорьев, Д. В./ Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Григорьев Д. В., Степанов П. В. – М.: Просвещение,2011. – 223 с.

15. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.

16. Дебаты: Учебно-методический комплект. – М.: Издательство «Бонфи», 2001. – 296 с.

17. Казачкова, Т. Б. Деловое общение в обучающем диалоге: Теория и практика обучения в диалоге / Сост., автор пред. и послесл. Т. Б. Казачкова. — СПб.: СПБГУПМ, 1998. —С. 118.

18. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджапиров. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 176с.

19. Кулюткин, Ю. Н. Культура групповых дискуссий / Ю. Н. Кулюткин. – СПб. : СПбГУПМ, 1997 – 25 с.

20. Куприянова, Г.В. Индивидуальная образовательная программа: методические рекомендации / Куприянова Г.В. - Ярославль: ИРО, 2007 – 107 с.

21. Организация внеурочной работы по праву/ под общ. ред. А. Н. Иоффе: авт. коллектив Иоффе А. Н., Королькова Е. С., Михайлова Н. Н. [и др.]. – М. : Новый учеб., 2002. – 438 с.

22. Пахомова, Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2.

23. Пахомова, Е.М. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие/ Пахомова Е.М, Дуганова Л.П. – М. : АПКиППРО, 2006. – 168 с.

24. Поппер, К. Реализм и цель науки / К. Поппер // Современная философия науки: Хрестоматия. - М., 1996. - С. 92 - 105.

25. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии/ Г. К. Селевко - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.

26. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП/ Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

24. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г. К. Селевко//Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Народное образование, 1998. – с.130–193.

28. Сидоренко, Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии/ Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.

29. Современные образовательные технологии: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.:Кнорус,2011. – 432 с.

30. Современные образовательные технологии: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.:КНОРУС,2011. – 432 с.

31. Суртаева, Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии. Парацентрическая технология/ Н. Н. Суртаева. – М. – Омск, 1974.- 22 с.

32. Тряпицына, А.П. Теория проектирования образовательных программ/ А. П. Тряпицына//Петербургская школа. – СПб.,1994 – с.79–90.

33. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения/ А. В. Хуторской. - М.: Владос, 2000. – 320 с.

Электронные ресурсы

34. Федеральный государственный образовательный стандарт [ Электронный ресурс ] : глоссарий – А – В – внеурочная ( внеучебная) деятельность учащихся. – Режим доступа: h**t://standart.edu.r*/catalog.aspx?CatalogId=773. – Загл. с экрана.

35. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс] - Как провести мастер-класс. Теория вопроса – Режим доступа: h**t://w*w.openclass.r*/wiki-pages/51789. - Загл. с экрана.

36. « Открытие» Сибирский центр информационных педагогических технологий [Электронный ресурс] : Программа "Правовое образование". Российский фонд правовых реформ. Концепция структуры и содержания правового образования в школе. Поливанова К.Н., Хасан Б.И., Спасская В.В. .- Режим доступа: h**t://w*w.open.websib.r*/service2-2f.php. - Загл. с экрана.

37. Президент России [ Электронный ресурс ]: Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" – Режим доступа: h**t://президент.рф/news/6683. - Загл. с экрана.

38. Юридический портал LawMix [ Электронный ресурс ] : Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» - Режим доступа: h**t://w*w.lawmix.r*/pprf/50292. - Загл. с экрана.

39. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально - педагогической поддержки детей и молодёжи" [ Электронный ресурс ]: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15.01.03г. № 13 - 51 - 08.13. «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» - Режим доступа: h**t://cipv.r*/pages.php?pageid=4390. – Загл. с экрана.

40. Информационно – правовой портал «ГАРАНТ» [ Электронный ресурс ]: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" – Режим доступа: h**t://w*w.garant.r*/products/ipo/prime/doc/55071318/. –Загл. с экрана

41. СПС Право. ру [ Электронный ресурс ]: Письмо Министерства образования Республики Башкортостан от 13 июля 2010 года №01-33/125 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» - Режим доступа: h**t://docs.pravo.r*/document/view/21554215/. – Загл. с экрана.


Тема: «Организация внеурочной деятельности школьников по праву в формате фгос - 2»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 115
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • ВКР:

    Организационно-педогагическое сопровождение реализации электронного обучения математике для формирования коммуникативных универсальных учебных действии

    69 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 7
    1.1. Основные характеристики универсальных учебных действий 7
    1.2. Применение электронных образовательных ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности в средней школе 12
    Выводы по главе 1 26
    ГЛАВА 2. ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ 28
    2.1. Методы и приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий с использованием электронного курса внеурочной деятельности по математике 28
    2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 37
    Выводы по главе 2 53
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
    ЛИТЕРАТУРА 57
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
  • Контрольная работа:

    Содержание внеурочной деятельности младших школьников

    19 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Организация внеурочной деятельности младших школьников по учебным предметам 4
    2. Организация коллективно-творческой деятельности младших школьников 6
    3. Организация проектной деятельности младших школьников 10
    4. Организация военно-патриотической деятельности младших школьников 12
    5. Организация музыкальной деятельности младших школьников во внеурочное время 15
    Заключение 18
    Список использованной литературы 19
  • ВКР:

    Методическое сопровождение личностно-ориентированного обучения в организации внеурочной деятельности школьников по математике

    70 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 6
    1.1 Анализ моделей личностно - ориентированного обучения в отечественном образовании 6
    1.2 Технологии личностно- ориентированного обучения в дополнительном образовании учащихся 15
    1.3 Организация внеклассной работы по подготовке к олимпиадам по математике 23
    Выводы по первой главе 28
    ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО МАТЕМАТИКЕ 29
    2.1 Особенности организации занятий обучающихся 5 - 6 классов по теме «Логические задачи» 29
    2.2 Простейшие логические задачи 33
    2.3 Логические задачи, решаемые с конца 47
    2.4 Организация учебно-познавательной деятельности по решению комплекса логических задач 55
    Выводы по второй главе 62
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
    ПРИЛОЖЕНИЯ 68
  • Дипломная работа:

    Элективные курсы по праву в школе

    110 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    1.1. Нормативно- правовая база организации обучения праву
    на профильном уровне 8
    1.2. Требования к изучению права в профильных классах 21
    1.3. Элективные курсы по праву в системе профильной подготовки 36
    ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
    РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ПРАВУ
    2.1. Программа элективных курсов по праву: требования к составлению 46
    2.2. Формы, методы, приемы и технологии преподавания элективных
    курсов по праву 61
    2.3. Деловые игры в преподавании элективных курсов по праву 77
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 95
    ПРИЛОЖЕНИЯ 102
  • ВКР:

    Разработка и использование игрового приложения «шахматы» в организации внеурочной деятельности в школе

    81 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ 6
    1.1. Понятие «игровое приложение» и его применение в процессе обучения . 6
    1.2. Организация внеурочной деятельности школьников 10
    1.3. Обзор программного обеспечения для создания игровых приложений . 18
    Выводы по главе 1 22
    ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ 23
    2.1. Описание средств разработки игрового приложения «Шахматы» 23
    2.2. Разработка игрового приложения «Шахматы» 29
    2.3. Разработка рабочей программы внеурочной деятельности с использованием игрового приложения «Шахматы» 35
    Выводы по главе 2 40
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
    ПРИЛОЖЕНИЕ 48
  • ВКР:

    Информационно-методическое сопровождение проектно-творческой деятельности на уроках информатики в средней школе

    58 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 13
    1.1 Научно-методические основы организации проектно-творческой деятельности в школе 13
    1.2 Специфика предмета «Информатики» в реализации проектно-творческой деятельности школьников 20
    Выводы по первой главе 30
    Глава II ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 32
    2.1. Информационные методические сопровождения процесса выполнения творческих проектов средствами ИКТ 32
    2.2. Применение робототехнических конструкторов для организации проектно-творческой деятельности 37
    2.3. Примеры реализации проектно-творческой деятельности на уроках информатики в средней школе 41
    Вывод по второй главе 49
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Контрольная работа:

    Предпринимательство

    16 страниц(ы) 

    1. Теоретический вопрос. Предпринимательская тайна 3
    2. Выбор новых продуктовых идей с помощью фильтрующего перечня оценочных показателей новой продукции 10
    3. Факторы ценочувствительности 12
    Список использованной литературы 16
  • Дипломная работа:

    Обучение технике низкого старта и стартового разгона у юных легкоатлетов

    46 страниц(ы) 


    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
    1.1. Анатомо-физиологические особенности мальчиков 12-13 лет 8
    1.2. Анализ техники низкого старта и стартового разгона 12
    1.3.Методика обучения техники низкого старта и стартового разгона. 16
    1.4.Использование технических средств в тренировочном процессе 19
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
    ГЛАВА II. РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ НАПРАВЛЕННОЙ НА ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ НИЗКОГО СТАРТА И СТАРТОВОГО РАЗГОНА И СОДЕРЖАНИЕ 24
    2.1. Организация и методы исследования 24
    2.2 Определение ведущих компонентов техники низкого старта и стартового разгона у юных легкоатлетов 27
    2.3. Содержание разработанной методики обучения техники низкого старта и стартового разгона 31
    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 34
    3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
    3.1. Индивидуальные показатели контрольных тестов и педагогического наблюдения у легкоатлетов 12-13 лет занимающихся легкой атлетикой 35
    3.2. Внутригрупповой анализ показателей техники низкого старта и стартового разгона у легкоатлетов 12-13 лет на тренировочных занятиях по легкой атлетике до и после педагогического эксперимента 39
    3.3. Межгрупповой анализ показателей техники низкого старта и стартового разгона у легкоатлетов 12-13 лет до и после педагогического эксперимента 41
    ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 43
    ВЫВОДЫ 44
    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 46
  • Доклад:

    Bashkir State Pedagogical University” named after M.Akmulla

    21 страниц(ы) 

    The Bashkir State Pedagogical University was founded in 1967 by the Decree of the Soviet (Council) of Ministers of the Russian Federative Socialist Republic.
    The University has 12 faculties and 52 departments (chairs).
    The faculties are as follows:
    The Philological Faculty (Russian language and literature)
    The Faculty of foreign languages (English, German, French)
    The Physical-Mathematical faculty (including informatics – computers)
    The Physical Training faculty
    The Historical Faculty
    The Humanities Faculty
    The Psychological Faculty
    The Institute of Education (training teachers for different grades on secondary schools)
    The Sciences Faculty ( Geography +Chemistry and Biology +Chemistry)
    The Musical faculty
    The Faculty of Bashkir Phylology
    Refresher Courses for school teachers and higher educational institutions staff
    The University provides educational services to nearly 13 thousand students. The teaching staff consists of 500 members including about 100 doctors (highest degree) and 265 candidates of sciences (first scientific degree). It confers diplomas of specialists but in the spirit of the Bologna process the University is working out educational programmes for Bachelor and Master degrees.
    The University also provides post graduate courses in a number of specialities:
    -in Physics and Mathematics:
    01.01.02 –differential equations;
    01.01.05 – theory of possibilities and mathematical statistics;
    01.01.06 – mathematical logics, algebra and the theory of number;
    01.04.14 – thermal physics and theoretical heating engineering;
    01.04.17 –chemical physics, including physics of high energies;
    - in Historical sciences:
    07.00.02 –history of Russia;
    07.00.06 – archeology
    - in biological sciences:
    03.00.12 – physiology and biochemistry of plants
    03.00.05 –botany
    - in technical sciences:
    05.13.18 –mathematicaql modelling, nukericalm method иcomplexes of programmes.
    -in phylological sciences:
    10.01.01 –Russian literature;
    10.02.01 –Russian language;
    10.02.05 –Roman languages;
    10.02.20 – comparative-historical, typological and comparative linguistics;
    09.00.01 – ontology and epistemology;
    10.01.02 –literature of the peoples of the Russian Federation (Tatar Literature);
    10.01.03 – foreign Literature (English-American);
    10.02.02 – languages of the peoples of the Russian Federation (Bashkir);
    10.02.04 – Germanic Languages (English);
    10.02.19 – theory of the language;
    - in pedagogical sciences:
    13.00.01 – general pedagogics; history of pedagogics and education;
    13.00.02 – theory and methods of training and education;
    (Russian and Bashkir languages; physics);
    13.00.08 – theory and methods of professional; training;
    -in psychological sciences:
    19.00.01 – general psychology, psychology of the personality, history of psychology;
    19.00.07-pedagogical psychology;
    - in sociological sciences:
    22.00.04 – social structure, social institutions and processes;
    - in culture studies:
    24.00.01 – theory and history of culture;
    - in sciences dealing with the Earth:
  • ВКР:

    Изучение лингвостилистических средств в художественном произведении (на примере романа н.спаркса «дневник памяти» (“the notebook”)) и ознакомление с ними на уроках английского языка в средней школе

    54 страниц(ы) 

    Введение
    ГЛАВА I. Средства художественной выразительности как объект лингвостилистических исследований
    1.1. Понятие лингвостилистических средств и их виды
    1.2. Взгляды ученых на классификацию стилистических выразительных средств
    1.3. Роль лингвостилистических средств в реализации авторского замысла
    ГЛАВА II. Роль лингвостилистических средств в романе Николаса Спаркса «Дневник памяти»
    2.1. Стилистические приемы как способ интерпретации сущности героев в литературе
    2.2. Особенности художественного текста - личный дневник
    2.3. Лингвостилистические средства в романе Николаса Спаркса «Дневник памяти»
    ГЛАВА III. Методика работы с текстом на уроках английского языка в средней школе.
    3.1. Общие принципы работы с текстом на уроке английского языка
    3.2. Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Авторские приемы в создании образов в художественном произведении (на примере романа Н. Спаркса «Дневник памяти “The Notebook”)).
    Заключение
    Список используемой литературы
    Приложение
  • Дипломная работа:

    Воспитание скоростно-силовых качеств у детей 13-14 лет в секции по плаванию

    48 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ. 5
    1.1. Общая характеристика скоростно- силовых качеств, как физических качеств необходимых в плавании 5
    1.2. Методика воспитания скоростно- силовых качеств в 8 плавании
    1.3. Особенности воспитания скоростно - силовых качеств у детей 13-14 лет в секции по плаванию 12
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
    ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
    2.1. Методы исследования 24
    2.2. Организация исследования 27
    ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 28
    3.1. Разработанный комплекс упражнений, направленный на воспитание скоростно-силовых качеств у детей 13-14 лет 28
    3.2. Результаты исследований 33
    3.3. Обсуждение результатов исследования 38
    ВЫВОДЫ 42
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
  • ВКР:

    Организационно - методическое содержание функционирования кабинета методики обучения информатике

    49 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ КАБИНЕТА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ 7
    1.1. Теоретические основы содержания кабинета методики обучения информатике 7
    1.2. Характеристика построения учебного процесса в кабинете методики обучения информатике 17
    Выводы по первой главе 29
    ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА КАБИНЕТА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ 31
    2.1. Перспективы использования оборудования в учебных целях по методике обучения информатике 31
    2.2. Проект кабинета методики обучения информатике 38
    Выводы по второй главе 45
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
    ЛИТЕРАТУРА 49
    ПРИЛОЖЕНИЕ 51
  • Курсовая работа:

    Карнавальное начало в романе ф.м. достоевского «бесы»

    36 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава 1 Теоретические основы романа Достоевского….5
    1.1. Основные идеи и просвещения в романе «Бесы»….5
    1.2 Художественная сила женских характеров в романе Достоевского «Бесы»….13
    Выводы по 1 главе
    Глава 2 Практическая часть….16
    2.1. Анализ карнавальной началы в романе Достоевского «Бесы»….16
    2.2. Карнавальная культура в романе «Бесы»….23
    Выводы по 2 главе
    Заключение….31
    Список использованной литературы….33
  • Курсовая работа:

    Категория модальности в английском и русском языках

    43 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ…. 3
    ГЛАВА 1. Теоретические аспекты модальности в английском языке. 5
    1.1 Общее понятие модальности. 5
    1.2. Категории модальности в английском языке. 6
    ГЛАВА 2. Категории модальности в русском языке. 15
    2.1.Средства выражения модальности. 15
    Глава 3. Практические аспекты модальности в русском и английском языках.
    20
    3.1.Метод сопоставления категорий модальности. 20
    3.2 Модальные слова. 30
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 36
  • Дипломная работа:

    Формирование у младших школьников грамматических навыков посредством интерактивных технологий на уроках английского языка

    98 страниц(ы) 

    Введение….….3
    Глава 1. Интерактивные технологии как средство обучения иностранным языкам
    1.1. Технология как педагогическое понятие….6
    1.2. Классификация педагогических технологий…11
    1.3. Потенциал интерактивных технологий в обучении иностранным языкам…17
    Выводы по главе 1…23
    Глава 2. Методика формирования грамматических навыков в начальной школе
    2.1. Цели и содержание обучения грамматической стороне речи в соответствии с требованиями программ…24
    2.2. Технологии формирования грамматических навыков у младших школьников….….30
    2.3. Интерактивные технологии в формировании грамматических навыков у младших школьников….36
    Выводы по главе 2….…43
    Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию грамматических навыков в МБОУ СОШ №18 г. Ишимбай
    3.1. Анализ УМК по английскому языку для 3 класса….….…45
    3.2. Апробация интерактивных технологий в образовательном процессе….….….50
    Выводы по главе 3…58
    Заключение…60
    Список использованной литературы….62
    Приложения….68
  • Дипломная работа:

    Фән буларак ономастика һәм аның фәнни-теоретик нигезе

    78 страниц(ы) 

    Кереш 3
    1. Фән буларак ономастика һәм аның фәнни-теоретик нигезе
    1.1. Татар ономастикасының фәнни-теоретик нигезе 6
    1.2. Ономастика фәне һәм аның тармаклары 8
    2. Благовар районы авыл атамалары этимологиясе төзелеше, ясалыш үзенчәлекләре
    2.1. Благовар районының географик, иҗтимагый, икътисади һәм тарихи-мәдәни халәте 15 2.2 Благовар районы Кашкалашы авылы тарихы 17
    3. Благовар рыйоны Кашкалаша авылы ономастиконын мәктәптә файдалану
    3.1. Благовар районы ойконимнарының номинатив үзенчәлекләре.22
    3.2 Урта мәктәптә татар теле дәресләрендә туган авыл ономастикасын өйрәнүгә күнегү үрнәкләре.29
    Йомгак.44
    Файдаланылган әдәбият исемлеге.47
    Кушымта.50