СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Место антропонимов в годонимическом ансамбле г. Уфы - Курсовая работа №36299

«Место антропонимов в годонимическом ансамбле г. Уфы» - Курсовая работа

  • 38 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

Введение

1. Улицы г. Уфы как объект исследования ономастики

1.1. Теория имен

1.2. Место ономастического пространства в языке города

1.3. Составляющие части ономастического пространства города

1.4. Антропонимы как единицы ономастики

2. Общая характеристика годонимического ансамбля г.Уфы

2.1. Годонимы, образованные от антропонимов

2.2. Оттопонимные

2.2.1. Улицы, названные в честь физико-географических объектов

2.2.1.1. Ойконимы

2.2.1.1.1. Улицы, в названии которых отражены названия городов СССР

2.2.1.1.2. Улицы, в названии которых отражены названия городов мира

2.2.1.1.3. Районы и населенные пункты РБ

2.2.1.2. Гидронимы

2.2.1.3. Оронимы

2.2.1.4. Улицы, в названные в честь географических областей

2.2.2. Улицы, в названиях которых отражены особенности данных улиц.

2.2.3. Улицы, названные относительно городских обьектов

2.2.4. Улицы, в названные в честь районов Уфы

2.3. Годонимы, в наименовании которых лежит исторический принцип номинации

2.3.1. Улицы, в названиях которых отражены идеологемы–советизмы

2.3.2. Улицы, в названиях которых отражены геортонимы

2.3.3. Улицы, в названиях которых отражены исторические эргонимы

2.3.4. Улицы, названные в честь групп людей, совершавших героические подвиги

2.3.5. Улицы, названные в честь исторических объектов

2.3.6. Улицы, названные в честь исторических воинских должностей

2.3.7. улицы, названные в честь государственных символов

2.4. Годонимы, в наименовании которых заключены значимые для общества, города явления, ценности, категории, профессии

2.4.1. Улицы, названные в честь профессий

2.4.2. Улицы, названные в честь общечеловеческих ценностей

2.4.3. Улицы, названные в честь качеств, особенно почитаемых в народе

2.4.4. Улицы, в названиях которых отражен фольклорный аспект

2.4.5. Улицы, в названиях которых отражены известные годонимы

2.5. Годонимы, в наименовании которых отражен национальный аспект номинации

2.5.1. Годонимы, в наименовании которых отражен национальный состав жителей города

2.5.2. Годонимы, в наименовании которых отражены исторические народности

2.6. Армейское происхождение

2.7. Улицы, в названиях которых отражены наименования растительного мира

2.8. Улицы, в названиях которых отражены газетонимы

2.9. Улицы, в названиях которых отражены временные отрезки

2.10. Улицы, в названиях которых отражены зоонимы

2.11. Улицы, названные в честь литературных персонажей

3. А

3.1. Годонимы, образованные от антропонимов

3.1.1. В честь исторических деятелей

3.1.1.1. В честь политических деятелей

3.1.1.2. В честь военачальников

3.1.1.3. В честь участников гражданской войны

3.1.1.4. В честь героев В.О.В. и имена, связанные с этим событием

3.1.1.5. В честь революционеров XIX века и участников революции 1905 года

3.1.1.6. В честь предводителей народных восстаний

3.1.1.7. В честь зарубежных политических деятелей

3.1.1.8. В честь имен героев

3.1.2. В честь деятелей науки

3.1.2.1. В честь известных ученых и педагогов

3.1.2.2. В честь врачей и физиологов

3.1.3. В честь деятелей искусства и культуры

3.1.3.1. В честь писателей

3.1.3.1.1. В честь писателей-классиков

3.1.3.1.2. В честь башкирских писателей

3.1.3.2. В честь художников

3.1.3.3. В честь композиторов

3.1.3.4. В честь театральных деятелей и актеров

3.1.3.5. В честь религиозных деятелей

3.1.4. В честь исследователей

3.1.5. В честь известных летчиков

3.1.6. В честь космонавтов

3.1.7. В честь спортсменов

Заключение

Список Литературы


Введение

«Именно с книгой, интересной и увлекательной книгой истории Москвы я мог бы сравнить весь комплекс названий улиц и площадей, бульваров и проспектов, переулков и проездов нашей столицы. В этой книге более трех тысяч страниц, потому что именно столько внутригородских названий помечено на карте Москвы. Каждое название – своя страница истории города, древнего и вечно молодого» – так пишет об улицах г.Москвы М. Горбаневский. Но данное сравнение вполне может подходить и к улицам г.Уфы, потому что названия улиц города ярко отражают всю историю развития города, носят имена ярких деятелей, сохраняют в памяти различные события и прославляют ценности.

Социальные изменения в России конца ХХ–начала XXI вв., новые пути развития экономики повлекли за собой появление большого количества городских названий в современных крупных полиэтнических городах.

Сказанным и определяется актуальность темы. Современная отечественная ономастика столкнулась с двумя параллельными течениями: замена старых названий, отражающих историко-политический аспект с одной стороны, и появление новых названий, отражающих региональный или, на примере нашей республики, национальный аспект с другой. В настоящий момент происходит активный процесс переименования улиц в исторической части Уфы, что не может не отразиться на культурологическом фоне города.

Город (лат. urbus) представляет собой сложнейший конгломерат, в котором сошлись воедино и природные, и материальные сущности, и сам человек, живущий в нем. Именно поэтому город стал объектом изучения для многих специальных дисциплин: географии, экономики, экологии, биологии, социологии и др. Не обошли вниманием город и филологи и языковеды, обратившиеся в своих исследованиях к «городскому фольклору, неканонизированным видам письменного языка, разговорной речи разных групп городского населения» и другим подобным проблемам (Ларин, 1928. с. 62).

Объектом исследования являются урбанонимы. В рамках данной работы рассматривается лишь один из пластов урбанонимов – годонимы, а именно – названия улиц.

Теоретико-методологической базой исследования послужили работы, в которых изучаются общеономастические проблемы (В.Д. Бондалетов, Н.В. Подольская, А.В. Суперанская, Ю.Н. Караулов, В. Колесов, Б.А. Ларин);

Материалом исследования является общий объем всех годонимов города Уфы, существующих на данный момент.

Методы исследования. Основной метод нашего исследования – описательный, реализованный в приемах собирания, систематизации, обобщения и интерпретации материала. Для установления наиболее типичных семантических и словообразовательных типов привлечен статистический метод. Метод компонентного анализа направлен на описание семантики годонима.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует дальнейшему развитию общей ономастики (в контексте изучения лингвистического пространства города).

Практическая значимость определяется тем, что в ходе работы по сбору и обработке материалов по годонимам сформирована база данных, которая может послужить источником для дальнейших научных описаний и стать основой прикладных справочников по названиям улиц г. Уфы. Материалы исследования могут быть также использованы в лекционных курсах по теории языка, современному русскому языку (при преподавании лексики и словообразования), стилистике и культуре речи, а также в спецкурсах и спецсеминарах по ономастике, прагмалингвистике и риторике. На основе проведенного исследования могут быть разработаны практические рекомендации для государственных органов, занимающихся вопросами именования, регистрации городских объектов и проблемами совершенствования технологий уличной номинации.

Кроме того, объектом пристального внимания ученых, исследующих собственные имена, являются преимущественно ядерные разряды ономастики (антропонимы и топонимы), а среди исследований периферийных разрядов, например, годонимов, большинство работ выполнено в рамках описательной лингвистики. В целом, на сегодняшний день ощущается недостаток теоретических исследований обобщающего характера.

Данное обстоятельство определило цель исследования – дать системное семантическое, структурное описание годонимов г. Уфы. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Определить понятие годонима и его лингвистический статус; установить его место в “языке города” и в ономастике в целом.

2. Выявить специфику годонима в связи с выполняемыми им функциями.

3. Создать классификацию, учитывающую семантические, особенности годонимов Уфы.


Выдержка из текста работы

Глава I. Улицы г.Уфы как объект исследования ономастики.

1.1 Теория имен.

Собственные имена пристально исследуются лингвистами, поскольку любое наименование вне зависимости от того, к какому объекту живой или неживой природы оно относится (к человеку, животному, звездам, улице, городу, селу, реке, ручью, книге или коммерческой фирме) - это слово, входящее в систему языка, образующееся по законам языка, живущее по определенным законам и употребляющееся в речи.

В науке о языке существует специальный раздел, целое направление лингвистических исследований, посвященное именам, названиям, наименованиям - ономастика.

Ономастика (от греч onomastikуs — искусство давать имена), занимающийся изучением собственных имен. Ономастикой называется и совокупность всех собственных имен, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием в другие языки. К ним относятся имена личные, отчества, фамилии, прозвища людей, клички животных, названия городов, рек, морей, стихийных бедствий, небесных тел и др. В этом значении ономастика имеет термин-дублет онимия, который соотносится со словом оним (др.- греч. Оnyma, onoma — имя). [ ](Введенская)

Все наименования в совокупности составляют ономастическое пространство, понимаемое как “комплекс имен собственных всех классов, употребляемых в языке данного народа в данный период для именования реальных, гипотетических и фантастических объектов” (Н.В. Подольская).

Ономастические исследования помогают выявлять пути миграций и места былого расселения различных народов, языковые и культурные контакты, более древнее состояние языков и соотношение их диалектов.

Согласно Книге Бытия, первыми получили имена собственные сами люди, известные им места на земле, животные (домашние и дикие) и видимые небесные светила. Эти объекты и их имена заполняли ономастическое пространство древнего человека. С течением времени это пространство расширялось, получили имена новые типы объектов.

Мир, в котором мы живем, воистину можно назвать миром имен и названий. Ведь практически каждый реальный объект (а зачастую и вымышленный) имеет или может иметь свое собственное наименование. При этом одни названия настолько древние, что их воспринимают как возникшие сами собой, поскольку неизвестен их автор, а иногда даже и народ, языку которого это слово принадлежало. История таких имен (наглядный пример - слово Москва) скрыта от нас завесой времени. Этим, в частности, отличаются названия некоторых рек, морей, гор, звезд. Напротив, существуют другие имена и названия, дата рождения которых установлена точно или даже широко известна; они нередко молоды, часто известны и авторы этих слов-названий.

Границы мира ономастики, позволяющие определить число таких необычных слов в нашей речи, удалены от взора даже опытного исследователя: статистика здесь также не может быть всеобъемлющей - это просто невозможно.

Исследование собственных имен многоаспектно. «Объектом иссле-дования ономастики являются история возникновения имен и мотивы номинации (называния), их становление в каком-либо классе они-мов, различные по характеру и форме переходы онимов из одного класса в другой (трансонимизация), территориальное и языковое рас-пространение, функционирование в речи, различные преобразования, социальный и психологический аспекты, юридический статус, формульность имени, использование и создание собственных имен в художественном тексте, табуирование. Ономастика исследует фонетические, морфологические, словообразовательные, семантические, этимологические и другие аспекты собственных имен» [ , с. 290-291]. Русский язык. Энциклопедия/ Под.ред. Ю.Н. Караулова. — М., 1997.

Ономастика имеет ряд разделов, которые традиционно выделяются в соответствии с категориями собственных имен, в соответствии с характером называемых объектов. Собственные имена географических объектов (Болгария, Крым, Черное море, Запорожье, Борисоглебск, Московский проспект, река Ворона, Чудское озеро, Куликово поле) изучает топонимика.

Топонимика (от греч. topos - место и onyma - имя, название) - раздел ономастики, исследующий географические названия (топонимы), их функционирование, значение и происхождение, структуру, ареал распространения, развитие и изменение во времени. Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет её топонимию.

По характеру объектов выделяются следующие объекты топонимии:

гидронимы (от греч. hydor - вода) – названия водных объектов (река Волхов, озеро Ильмень, ручей Донец);

оронимы (от греч. oros - гора) – названия объектов сухопутной поверхности земли (Боровицкий холм, Синичья горка);

ойконимы (греч. oikos - дом, жилище) – названия населенных мест (город Новгород, поселок Пролетарий);

урбанонимы – названия внутригородских объектов (улица Кочетова, универмаг «Русь»).

Исходя из величины объектов, устанавливают два главных яруса топонимии:

1) макротопонимия - названия крупных природных или созданных человеком объектов и политико-административных объединений;

2) микротопонимия - индивидуализированные названия малых географических объектов, особенностей местного ландшафта (лесов, полей, урочищ и т.п.).

Макротопонимия, объединяя названия крупных географических объектов и систем, а также политико-административных единиц, имеет широкую сферу функционирования; составляющие её макротопонимы обладают устойчивостью, стандартизованностью, оформляются в соответствии с правилами литературного языка.

Микротопонимы, создающиеся на основе местной географической терминологии, отличаются неустойчивостью и подвижностью, образуя промежуточный лексический слой, переходный между лексикой нарицательной (апеллятивами) и ономастической (топонимами), ср. \"лог\" - \"Сухой Лог\", \"ключ\" - \"Гремячий Ключ\" и т.п. В образовании микротопонимии наглядно прослеживаются процессы онимизации апеллятивной лексики; в отличие от макротопонимии, микротопонимия возникает на базе диалектных форм языка и имеет сферу функционирования, ограниченную территорией распространения данного говора или диалекта. Топонимы составляют значительную часть ономастического лексического фонда. Их число на любой освоенной человеком территории очень велико, топонимия Земли исчисляется миллионами единиц (например, только в СССР насчитывалось свыше 700 тысяч населенных пунктов).

Важнейшим источником формирования исторически сложившейся топонимии служат местные географические термины (ср. \"волок\" - \"Вышний Волочёк\", \"лука\" - \"Великие Луки\" и т.п.). Наиболее древний слой представляет гидронимия, в первую очередь названия крупных рек, а в их ряду древнейшие односложные и двусложные гидронимы (Апа, Дон, Обь, По, Сава), восходящие к праязыковому состоянию периода силлабофонем. Гидронимы разных типов предстают как важный источник формирования древних топонимов (ср. р.Москва - г.Москва, р.Вологда - г.Вологда). Источником так называемых антротопонимов являются имена первопоселенцев, владельцев земель и поселений, исторических деятелей и т.п. Особый ряд составляет так называемая перенесенная топонимия, дублирующая названия на новой территории тех мест, откуда осуществлялась миграция (топонимы-дублеты широко представлены, например, в Сибири, ср. название населенного пункта Курск-Смоленка Кемеровской области и т.д.).

По составу топонимы могут быть однословными (Днепр, Плёс), словосочетаниями (Белая Церковь, Чистые Пруды), топонимическими фразеологизмами, причем последние характерны главным образом для микротопонимии (\"Воздвиженское, что в Игрищах\"). В соответствии с грамматической структурой топонимы подразделяются на простые и сложные. По сравнению с апеллятивной лексикой топонимы имеют ряд особенностей в системе морфологии и словообразования.

По своему происхождению топонимы могут быть разделены на сложившиеся в процессе естественно-исторического развития (ср. Киев, Тбилиси, Париж) и созданные сознательно; топонимы второго типа, как правило мемориальные, обладают социально-исторической и/или идеологической коннотацией (ср. Петрозаводск, Ленинград, Вашингтон). Исторически сложившиеся топонимические системы обычно неоднородны и объединяют материал нескольких языков, отложившийся в топонимии в различные исторические эпохи; так, например, на Севере и Северо-Востоке от Москвы преобладают топонимы финно-угорского происхождения, а на Западе от неё - балтийского. Такой древний иноязычный слой принято называть топонимическим субстратом.

Топонимика развивается в тесном взаимодействии с географией, историей, этнографией. Топонимия служит ценнейшим источником для исследования истории языка и находит применение в исторической лексикологии, диалектологии, этимологии, лингвистической географии, т.к. некоторые топонимы устойчиво сохраняют архаизмы и диалектизмы. Топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей и т.п.

Прикладным аспектом топонимики является практическая транскрипция иноязычных географических названий, одной из основных задач которой является нормирование форм написания и произношения топонимов, их унификация и стандартизация. Вопросами мировой стандартизации топонимов ведает Международная комиссия по стандартизации географических названий при ООН с центром в Женеве. Правила унифицированной фиксации и адекватной передачи топонимов особенно важны в картографии, для почтовой связи, прессы и других средств массовой коммуникации. [ ] (Нерознак В.П. Топонимика // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С.515-516).

Таким образом, современная ономастика – это комплексная научная лингвистическая дисциплина, обладающая своим кругом проблем и методов. Ономастические исследования помогают изучению путей миграции отдельных этносов, выявлению мест их прежнего обитания, установлению более древнего состояния отдельных языков, определению языковых и культурных контактов разных этносов. [h**t://w*w.onomastika.r*]


Заключение

За время работы над данным научным исследованием произошел ряд перемен в наименовании улиц, в связи с чем немного изменилась статистика. Так ул. Фрунзе была переименована в ул. З.Валиди, ул. Благоева в ул. Расулева, пер. Детский в пер. Хисматуллина. Вопрос о переименовании улиц был поставлен в связи с обращениями общественности. В частности, исполкома Всемирного курултая башкир.

13.11.2008 на очередном заседании Горсовета уфимские депутаты снова переименовали одну уфимскую улицу - Белгородскую в Советском районе, что за парком Якутова. Теперь она называется в честь известного художника, почетного жителя Уфы Бориса Домашникова.

Кроме того, депутаты утвердили названия улиц в новых микрорайонах. Так, в микрорайоне Колгуевский появилась улица в честь башкирского поэта Габдуллы Амантая, а в микрорайоне Глумилино – в честь дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева.

Но больше всего повезло жителям Нагаево (Октябрьский район Уфы). Улицы в их микрорайоне названы особенно красиво и как-то по-душевному: Грибная, Дубравная, Еловая, Заповедная, Медовая, Рощинская, Хвойная, Хлебная, переулки Весенний, Виноградный и Калиновый.

В связи с приведенными фактами следует констатировать, что появление большего числа улиц, названия которых связаны с деятелями истории и культуры указывает нам на то, что в данный момент республика Башкортостан переживает культурный взрыв.

ЗАКОН

Республики Башкортостан

О порядке наименования и переименования улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов в Республике Башкортостан

Статья 2. Основные требования к наименованию и переименованию улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов в Республике Башкортостан

При наименовании и переименовании улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов в Республике Башкортостан должны учитываться следующие основные требования. Наименования должны:

быть благозвучными и отражать наиболее существенные индивидуальные характеристики объекта наименования и переименования;

органически вписываться в существующую систему наименований, сочетаться с наименованиями смежных улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов;

состоять не более чем из трех слов.

Присвоение одного и того же наименования нескольким однородным составным частям населенных пунктов в пределах одного населенного пункта не допускается.

Наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов должны производиться с учетом мнения местного населения, географических, исторических, национальных, культурно-бытовых и иных местных условий.


Список литературы

1. Анциферов, Н. П. «Непостижимый город…» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина / Н. П. Анциферов / Сост. М. Б. Вербловская. – СПб.: Лениздат, 1991. – 335

2. Багуманов А.И., Фаизова Ф.А. Лауреаты премии имени Салавата Юлаева. / Статьи – зарисовки о творчестве. – Уфа: Китап, 1999. – 272с.

3. Введенская Л.А. Колесников Н.П. Этимология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004.

4. Газета \"Республика Башкортостан\", № 6 (24986), 10.01.2002

5. Ганеева Р.Г., Болтушкина В.В., Кузеева Р.Г. История Уфы. Краткий очерк. – Уфа: БашКнигИздат, 1981.

6. Горбаневский М.В. «В мире имен и названий» – М.: Знание 1987.

7. Дегтяренко С. «Карта Уфы» – БТТ-принт, Уфа:2007.

8. Емельянова А.М. Эргонимы в лингвистическом ландшафте полиэтнического города. Автореферат дисс. на соискание уч. степ. к.филол.н. – Уфа, 2007.

9. Исмагилова Н.В. Язык города Уфы: функционирование различных языковых подсистем и билингвизма. Автореферат дисс. на соискание уч. степ. к.филол.н. – Уфа, 2007.

10. Караулов Ю.Н. Русский язык. Энциклопедия — М., 1997.

11. Ларин Б.А. О лингвистическом изучении языка города//Русская речь. - Л.,1928. - Вып. 3. (Нов. сер.).

12. Подольская Н.В. Урбанонимия центральных областей РСФСР//Вопр. географии. – 1974. - № 94.

13. Попов С.А. h**t://w*w.onomastika.r*/

14. Прокуровская Н.А. Город в зеркале своего языка (на языковом материале г. Ижевска) Ижевск: 1996.

15. Сергеева Л.А., Хисамова Г.Г., Шаймиев В.А., Яковлева Е.А. Антропосфера дискурса – Уфа: Гилем, 2007.

16. Суперанская А.В. Что такое топонимика. – М.: Наука, 1985. – 176с.

17. Узиков Ю., Наймушин П. «Как зовут тебя, Улица?». – Уфа: БашКнигИздат, 1980.

18. Узиков Ю. «Это с нами навсегда». – Уфа: БашКнигИздат, 1983.

19. Шанский Н.М. Современный русский язык. Учебник для студентов пед. ин-тов – 2-е издание, испр. и доп. – М.:1987.

20. Яковлева Е.А. «Урбонимика Уфы: лингво-культурно-семиотический аспект». Вестник ВЭГУ

21. h**t://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%A3%D1%84%D1%8B

22. h**t://w*w.bashinform.r*/index.php?id=68420

23. h**t://gorsovet-ufa.r*

24. h**t://w*w.gorobzor.r*/news/view?newsid=3785

25. Сборник Гарипова Т.М.

26. Сборник --------------

Словари

27. Нерознак В.П. Топонимика // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С.515-516).

28. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. - М.: Наука, 1988.

29. Подольская Н.В. Антропонимика // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С.36-37).

30. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 709 с


Тема: «Место антропонимов в годонимическом ансамбле г. Уфы»
Раздел: Языковедение
Тип: Курсовая работа
Страниц: 38
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Загрязнение атмосферного воздуха в г. уфе, метеорологические наблюдения

    66 страниц(ы) 

    Введение 3
    I. Загрязнения атмосферного воздуха 7
    1.1. Последствия загрязнения атмосферы 7
    1.2. Уровни загрязнения атмосферы и качество атмосферного воздуха по городам и субъектам Российской Федерации 17
    II. Состояние атмосферного воздуха в Республике Башкортостан и г. Уфе 31
    2.1. Состояние атмосферного воздуха в Республике Башкортостан 31
    2.2. Загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками промышленных предприятий 38
    2.3. Природно-климатические условия г. Уфы. 43
    2.4. Состояние атмосферного воздуха в г. Уфе. 47
    III. Практическая работа и применение результатов исследования. 53
    Заключение 62
    Список использованной литературы и сайтов Internet. 64
  • Тест:

    Ответы Тесты История и культура г. Уфы

    12 страниц(ы) 

    1. Что изучает краеведение?
    2. Как называется туристская услуга, представляющая собой процесс наглядного по-знания окружающего мира, достопримечательностей региона или города заранее из-бранных объектов, изучаемых на месте их расположения?
    4. Когда происходит знакомство экскурсовода с группой?
    6. Наиболее удобное расположение группы у объекта -
    9. Из каких частей состоит текст экскурсии?
    12. Как называются многоплановые экскурсии, строящиеся на показе самых различных объектов?
    18. B каком году крепость Уфа получила статyс гоpода?
    19. Кого принято считать первыми строителями города?
    20. Возникновение г. Уфы способствовало…
    21. Как называлась первая улица Уфы, никогда не менявшая своего названия?
    22. Bпеpвые куница как симвoл города появилась на …
    23. Какое событие в Уфе в 1759 г. послужило толчком к активному строительству горoдa?
    24. Что такое ратуша
    25. Где во время следствия содержали Салавата Юлаева и его отца Юлая Азналина?
    26. Кто автор памятника С. Юлаеву в Уфе?
    27. Когда был установлен памятник С. Юлаеву в Уфе?
    28. К каким памятникам относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием обще-ства и государства, а также с развитием науки и техники, культуры и бытом народа?
    29. К каким памятникам относятся архитектурные ансамбли и комплексы, историче-ские центры, кварталы, площади, улицы, остатки планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, куль-товой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения мо-нументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искус-ства, природные ландшафты?
    30. К каким памятникам относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства?
    31. К каким памятникам относятся памятники, отражающие этнические и культурно-бытовые процессы народов, населяющих нашу страну, как в далеком прошлом, так и в наши дни?
    32. Как сейчас называется ул. Бекетовская?
    33. Где находились дома А. Ногарева?
    34. Какое событие в 30-х годах XVIII в. стало причиной значительного сокращения населения г. Уфы?
    35. Кто являлся автором планомерной застройки г. Уфы в XIX в.?
    36. С чем связан дальнейший рост г. Уфы в XIX в.?
    37. Как называется научное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры и естественнонаучных коллекций, являющихся первоисточниками зна-ний о развитии природы и человеческого общества?
    38.Что находилось в помещении государственного театра оперы и балета до 1917 г.?
    39. Назовите год пребывания Ф. И. Шаляпина в г. Уфе
    40. Как назывался сад С.Юлаева в XIX в.?
    41. В каком году установилось регулярное пароходное сообщение по р. Белой?
    42. Когда великий русский певец Ф.И. Шаляпин посетил Уфу?
    43. В честь какого события было решено построить Народный дом С.Т. Аксакова?
    44. В каком году началось строительство Аксаковского народного дома?
    45. Кому был установлен первый скульптурный памятник на территории Башкирии?
    46. В каком году был основан художественный музей им. М.В. Нестерова?
    47. Детство и первые годы творчества какого выдающегося pусского худoжника были связаны с Уфой?
    48. Где установлен памятник А. Матросову и М. Губайдуллину?
    49. В каком году произошло объединение городов Уфа и Черниковск?
    50. Когда открылся Театр юного зрителя (Национальный Молодежный театр Респуб-лики Башкортостан)?
    51. Из какой мечети ведутся трансляции праздничных богослужений из Уфы на Россию и страны ближнего зарубежья?
    52. В честь какого события в 1965 г. был воздвигнут монумент Дружбы?
    53. В каком году Уфа стала столицей Башкирии?
    54. В каком году был запущен в эксплуатацию автодорожный мост через р. Белую?
  • Дипломная работа:

    Языковые особенности изображения мира природы в прозе к. г. паустовского

    90 страниц(ы) 

    ВВEДEНИE….…3
    ГЛAВA I. ЯЗЫК ПРОЗЫ К. ПАУСТОВСКОГО….….….5
    1.1. O проблемах изучения изобразительных средств в художественном тексте ….….….5
    1.2. Идиостиль К. Паустовского ….…16
    Крaткиe вывoды ….31
    ГЛAВA II. AНAЛИЗ ЯЗЫКOВЫХ OСOБЕННOСТЕЙ ИЗOБРAЖЕНИЯ МИРA ПРИРOДЫ В ПРOЗЕ К. ПAУСТOВСКOГO….….33
    2.1. Средства эмоциональной фонетики, реализованные в произведениях К. Паустовского….33
    2.2. Лексические особенности….35
    2.2.1. Диалектизмы…35
    2.2.2. Aнтонимы….…43
    2.2.3. Заимствованная лексика в произведениях К.Г. Паустовского….….46
    2.3. Морфологические особенности…53
    2.4. Синтаксические особенности…57
    2.5. Изобразительно-выразительные средства языка в художественных произведениях К. Г. Паустовского….….62
    Крaткиe вывoды ….71
    ЗAКЛЮЧEНИE ….….74
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…77
    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛOЖEНИE….…1
  • Дипломная работа:

    Исследование историко-архитектурного центра города уфы и проблема его сохранения

    87 страниц(ы) 

    Введение
    Глава I. История архитектурного центра города Уфы
    1.1. Строительство г. Уфы в XVI-XVIII вв.
    1.2. Градостроительство Уфы в первой половине XIX века
    1.3. Тенденции в градостроительстве Уфы
    в конце XIX-начале XX вв.
    1.4. Особенности застройки Уфы в XXвеке
    Глава II. Сохранение историко-архитектурного центра
    на примере городов России
    2.1. Организация Тобольского государственного
    историко-архитектурного музея-заповедника
    2.2. Булгарский государственный историко-архитектурный
    музей заповедник
    2.3. Елабужский государственный историко-архитектурный
    и художественный музей-заповедник
    Глава III. Комплекс мероприятий по сохранению
    историко-архитектурного центра Уфы
    3.1. Проблемы сохранения историко-архитектурного
    центра Уфы
    3.2. Мероприятия по сохранению историко-архитектурного
    центра г. Уфы
    Заключение
    Список использованных источников и литературы
  • Отчет по практике:

    Прохождение преддипломной практики в туристической фирме «Панорама»

    30 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ… 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРАГЕНТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ .5
    1.1. Нормативно-правовая база туристического агентства …. 5
    1.2. Методы исследования ….…. 15
    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ Г.УФЫ… 19
    2.1. Анализ внутренней среды организации… 19
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 27
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ… 28
    ПРИЛОЖЕНИЯ…
  • Дипломная работа:

    Развитие хореографических способностей у детей в фольклорном ансамбле

    67 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 7
    1.1. Понятие «хореографические способности» в педагогической науке 7
    1.2. Специфика функционирования фольклорного ансамбля 16
    Выводы по первой главе 28
    ГЛАВА II. ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 31
    2.1. Педагогические условия развития хореографических способностей детей в фольклорном ансамбле 31
    2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 39
    Выводы по второй главе 52
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
    ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Народный эпос в русской литературе

    28 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3-4
    ГЛАВА I. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА
    1.1. Исторические условия возникновения русского эпоса….….5-10
    1.2. Поэтика русского фольклора ….…11-16
    ГЛАВА II. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ЭПОС
    2.1. Былины в русской народной поэтики.….17-21
    2.2. Богатыри как главные герои героического эпоса….…22-24
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….25-26
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…26-28

  • Дипломная работа:

    РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ И ДИЗАЙН ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «KотоффKids»

    64 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Теоретические основы разработки структуры и дизайна информационного ресурса 5
    1.1. Понятие web-дизайна 5
    1.2. Требования к типовой структуре образовательного web-сайта 6
    1.3. Анализ существующих сайтов и выявления их ключевых особенностей 11
    Выводы по первой главе 18
    Глава 2. Проектирование структуры и дизайна web-ресурса «KотоффKids» 19
    2.1. О центре развития ребенка «КотоффKids» 19
    2.2. Проектирование информационного ресурса «КотоффKids» 20
    2.3. Внутренняя структура сайта и структурные блоки сайта 27
    2.4. Создание sketch макета 30
    2.5. Формирование PSD макета 32
    2.6. Анализ экономической эффективности разработки 34
    Выводы по второй главе 38
    Глава 3. Разработка сайта для центра развития ребенка «KотоффKids» 39
    3.1. Обоснование выбора программных средств разработки 39
    3.2. Верстка шаблона сайта 40
    3.3. Руководство пользователя 48
    3.4. Тестирование сайта пользователями и специализированными сервисами 51
    Выводы по третьей главе 56
    Заключение 57
    Список использованной литературы 58
    Приложение 60
  • Дипломная работа:

    Педагогические условия приобщения дошкольников к активной музыкальной деятельности на основе обучения пению

    60 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….…. 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ….….7
    1.1. Приобщение дошкольников к музыкальной деятельности как психолого-педагогическая проблема… ….….….…7
    1.2. Особенности организации активной музыкальной деятельности дошкольников на основе обучения пению в ДОО.….….….13
    Выводы по первой главе….21
    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ…23
    2.1. Педагогические условия приобщения дошкольников к активной музыкальной деятельности на основе обучения пению в ДОО…. 23
    2.2. Анализ результатов педагогического эксперимента….42
    Выводы по второй главе….48
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…50
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…52
  • Дипломная работа:

    Проект организации участка по производству стола компьютерного

    101 страниц(ы) 

    Введение 6
    1 Пояснительный раздел
    1.1 Характеристика предприятия, служащего основой для проектирования 9
    1.1.1 Краткая история предприятия 9
    1.1.2 Структура предприятия 9
    1.1.3 Структура управления предприятием 10
    1.1.4 Режим работы предприятия 10
    1.1.5 Обеспечение сырьем и материалами, паром, водой, электроэнергией, сжатым воздухом 10
    1.2 Характеристика и анализ существующего технологического
    процесса 11
    1.2.1 Структура управления цехом, ассортимент 11
    выпускаемой продукции
    1.2.2 Существующий технологический процесс 11
    1.2.3 Технологическая характеристика основного оборудования
    установленного в цехе 12
    1.2.4 Характеристика выполнения транспортных операций внутри цеха13
    1.2.5 Удаление отходов и пути их использования 14
    1.2.6 Анализ существующего технологического процесса 14
    1.3 Обоснование проекта 14
    1.4 Типовой проектируемый технологический процесс 14
    2 Технический раздел 17
    2.1 Характеристика изделия 17
    2.1.1 Описание изделия 17
    2.1.2 Внешний вид изделия 18
    2.1.3 Конструкция и материалы 20
    2.2 Расчет сырья и материалов 20
    2.2.1 Расчет расхода древесных материалов 20
    2.2.2 Составление карты раскроя листовых и рулонных материалов 25
    2.2.3 Расчет норм расхода клеевых материалов 27
    2.2.4 Расчет норм расхода метизов 29
    2.2.5 Расчет норм расхода фурнитуры и других покупных материалов 30
    2.3 Сводная ведомость сырья и материалов на программу 30
    2.4 Баланс отходов. Мероприятия по использованию отходов 31
    2.5 Обоснование, выбор и расчет оборудования 33
    2.5.1 Обоснование выбора оборудования 33
    2.5.2 Расчет производительности оборудования и норм времени 35
    2.5.3 Расчет потребного количества оборудования 38
    2.5.4 Ведомость технологического оборудования 39
    2.5.5 Расчет режущего инструмента 40
    2.6 Карта технологического процесса 42
    2.7 Схема технологического процесса 50
    2.8 Проектируемый технологический процесс57
    2.9 Расчет производственных площадей цеха 59
    2.9.1 Расчет площади проектируемого цеха 59
    2.9.2 Расчет площади, занимаемой оборудованием и рабочими
    местами 60
    2.9.3 Расчет площади, занимаемой проходами и проездами 61
    2.9.4 Расчет площади входного и выходного склада 61
    2.9.5 Расчет площади, отводимой под вспомогательные и санитарно-бытовые помещения 63
    2.9.6 Расчет общей площади цеха, его строительной длины и площади 63
    2.10 Расчет энергетических затрат 64
    2.10.1 Расчет электроэнергии на технологические нужды и 64
    освещение
    2.10.2 Расчет пара на технологические нужды и отопление 67
    2.10.3 Расчет воды на технологические нужды, санитарно-гигиенические и противопожарные меры безопасности 67
    3 Организационный раздел 68
    3.1 Мероприятия по охране труда и безопасности жизнедеятельности 68
    3.2 Мероприятия по охране окружающей среды73
    3.3 Контроль качества и метрологическое обеспечение производства 73
    4 Экономический раздел 75
    4.1 Расчет стоимости сырья, материалов и отходов 75
    4.2 Расчет численности и годового фонда заработной платы всех категорий работающих 77
    4.2.1 Расчет эффективного фонда времени одного рабочего на год 77
    4.2.2 Определение трудоемкости изделия 78
    4.2.3 Определение расценки на изделие 79
    4.2.4 Определение численности и тарифного фонда заработной платы основных производственных рабочих 80
    4.2.5 Определение численности и тарифного фонда заработной платы вспомогательных рабочих 81
    4.2.6 Определение годового фонда заработной платы всех рабочих 82
    4.2.7 Определение численности, фонда заработной платы инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала83
    4.2.8 Расчет выплат из фонда материального поощрения 84
    4.3 Расчет стоимости энергоресурсов 85
    4.4 Расчет стоимости основных фондов и
    амортизационных отчислений 87


    4.5 Составление смет расходов 90
    4.6 Составление калькуляции себестоимости изделия 92
    4.7 Составление сводной ведомости. Анализ технико-экономических показателей 93
    5 Графический раздел 95
    Заключение 96
    Список литературы 97

  • Дипломная работа:

    Развитие творческих навыков учащихся на уроках «Музыкальная информатика»

    58 страниц(ы) 

    Введение ….….3
    ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»….….9
    1.1.Развитие творческих навыков детей как актуальная проблема современного образования….….9
    1.2.Возможности урока «Музыкальная информатика» сегодня…19
    ГЛАВА 2.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»….…28
    2.1.Содержание, формы и методы развития творческих навыков учащихся на уроках «Музыкальная информатика»…28
    2.2.Средства музыкально-компьютерных технологий, направленные на развитие творческих навыков детей….38
    2.3. Педагогический эксперимент ….….45
    Заключение….54
    Список литературы ….….56
  • Доклад:

    Современное рыночное хозяйство

    15 страниц(ы) 

    1. Рыночная экономика как хозяйственная система. Понятие рынка условия его формирования.
    2. Товарное производство – основа рыночной экономики. Товар, его свойства. Деньги, их функции. Закон стоимости.
    3. Категория стоимости и полезности. Теория «трудовой стоимости» и теория «предельной полезности»
    Список литературы
  • Курсовая работа:

    Способность прогнозировать будущее

    42 страниц(ы) 

    Введение…3
    Глава 1. Теоретический обзор исследований способности прогнозировать будущее…6
    1.1. История изучения прогнозировании. Характеристика способности прогнозирования…6
    1.2. Прогностические способности личности….12
    1.3. Особенности способности к прогнозированию будущего на различных возрастных периодах….…21
    Выводы по главе 1….25
    Глава 2. Планирование эмпирического исследования способности прогнозировать будущее…27
    2.1. Организация и методы исследования… 27
    2.2. Исследование прогностических способностей личности…29
    Заключение…30
    Список использованной литературы….32
    Приложение
  • Реферат:

    Консервативное и либеральное направления общественно-политической мысли в России в XIX веке

    29 страниц(ы) 

    Ушел с исторической арены XX век, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, поразив наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество ищет способы и возможности обустроить планету, предполагающие устранение нищета, голода, преступности. Цель обустройства, – превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет заботой и болью общества, – давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, вынудив его оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.
    Бурное развитие науки, техники, средств массовой информации и коммуникаций привело к росту объема и повышению качества научного знания, его социального статуса и – как результат – к возобновлению дискуссий о роли философии, ее предмете и задачах, природе философского знания и т.д. Философы во все времена и эпохи брали на себя функций прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как себя вести. В современной России в условиях идущей переоценки ценностей, возрождения духовности, национальной культуры и самосознания, усиливается позиции русской православной церкви, идеи гуманизма и человеколюбия, которые всегда присутствовали в творчестве русских философов, писателей и общественных деятелей. Поэтому совершенно неудивительно, что в современном обществе так велик интерес к трудам отечественных мыслителей, к более детальному изучению и осмысление отдельных периодов и направлений русской философии. В настоящее время особую актуальность и важность приобрели идеи представителей прежде всего консервативного направления в России, т.к. именно в их трудах были рассмотрены проблемы особенности исторического развития России, необходимость выработки т.н. "национальной идеи", и национального самосознания общества, выбор пути его социально- экономического развития. Долгое время сочинения приверженцев консервативных взглядов находились в полном забвении, т.к. официальная марксистско- ленинская философия объявила их "ненаучными" и даже противоречащими историческому развитию страны. В трудах классиков марксизма-ленинизма и их последователей можно встретить резко негативную оценку всех инакомыслящих, и особенно консерваторов. Они объявлялись "реакционерами", представителями идеалистической "помещичье-буржуазной" идеологии или "монархическим лагерем", а их труды – как не представляющие никакой ценности для настоящей науки. И действительно, большинство русских идеологов консерватизма еще в Х1Х в. отстаивали совсем иную систему ценностей, отличную от революционных демократов, а в последствии большевиков, а именно: понятия совести, религиозности, патриотизма, т.е. свое видение объективной реальности. Русские мыслители консервативного направления выступали с предупреждениями, лейтмотив которых – запрет на любой социальный проект, любой прогресс, если только они рассчитаны на принуждение, на насилие над личностью, на ломку коренных устоев. Глубокие исследователи, знатоки навей отечественной философии Н.А.Бердяев, А.Ф. Лосев. Н.О. Лосский и др. всегда подчеркивали, что способ и характер русского философствования не является чисто рациональным и связывали его обычно с православием, с восточно-христианским мировосприятием и мироощущением славянской души.
  • Дипломная работа:

    Воспитание скоростно-силовых способностей-школьников

    58 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ … 3
    ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ….…. 6
    1.1. Возрастные особенности школьников 13-14 лет ….…. 6
    1.2. Сенситивные периоды для развития физических качеств … 20
    1.3. Влияние физической нагрузки на организм школьников . 22
    ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ . 27
    2.2. Методы исследования ….… 27
    2.3. Организация исследования …. 31
    ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕ-НИЕ.….32
    3.1. Обсуждение результатов исследования 32
    3.2. Влияние скоростно-силовой подготовки на физическое развитие школьников 39
    ВЫВОДЫ ….….….…. 51
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …. 52
  • Дипломная работа:

    Формирование у учащихся основной школы межкультурной компетенции посредством видеоматериалов на английском языке

    53 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Теоретические подходы к формированию межкультурной компетенции 7
    1.1 Определение термина «межкультурная компетенция» 7
    1.2 Признаки и структурная модель межкультурной компетенции 16
    1.3 Возрастные и психологические особенности детей средней школы 20
    Выводы по главе 1 27
    Глава II. Практическое использование видеоматериалов на английском языке в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся основной
    школы 28
    2.1 Роль, классификация и функции видеоматериалов в преподавании английского языка в основной школе 28
    2.3 Анализ УМК по английскому языку 34
    2.4 Методическое обоснование разработки к фильму «Wonder» 41
    Выводы по главе II 48
    Заключение 51
    Список литературы 53
    Приложения 57