СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Оценка морфологии медоносных пчел кугарчинского района как метод реализации компетенций учащихся - Дипломная работа №42203

«Оценка морфологии медоносных пчел кугарчинского района как метод реализации компетенций учащихся» - Дипломная работа

  • 52 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА. 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 12

2.1. Характеристика объекта исследования 12

2.2. Методика проведения исследования 13

2.3 Методы сбора проб для морфометрического анализа 15

2.4. Препарирование и измерение хитиновых частей тела Apismellifera 15

2.5. Морфометрические признаки рабочих пчел Apismellifera. .16

2.6. Метод оценки морфотипов рабочих особейApismellifera по Ф. Руттнеру (2006) 20

2.7. Метод оценки ширины волосяной каймы на брюшке рабочих особей Apismelliferaпо Ф. Руттнеру (2006) 21

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 22

3.1. Краткая характеристика территории исследования 22

3.2. Результаты оценки экстерьера рабочих особей Apismelliferaна территории частной пасеки села Мраково Кугарчинского района Республики Башкортостан 25

3.3. Разнообразие классов морфотипов рабочих особей Apismellifera на территории частной пасеки села Мраково Кугарчинского района Республики Башкортостан 29

3.4. Разнообразие ширины волосяной каймы на брюшке рабочих особей Apismelliferaна территории частной пасеки села Мраково Кугарчинского района Республики Башкортостан 31

4. Методологическая часть 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

ВЫВОДЫ 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40


Введение

Актуальность темы. Разведение медоносной пчелы (ApismelliferaL.)относится к одним из древних промыслов человека и на современном этапе развития общества является одним из важнейших секторов экономики агропромышленного комплекса, занимающейся сохранением, разведением и улучшением существующих подвидов (или пород с точки зрения зоотехнической науки) медоносных пчел(Алпатов В.В., 1948; БилашГ.Д.и др., 1991; Козин Р.Б. и др, 2005; Смирнов А.М. и др., 2012; Скворцов А.И. и др., 2018, 2018а). В тоже время, с точки зрения эволюционной науки, существующие подвиды, являются наиболее приспособленными к природно-климатическим и ресурсным условиям регионов, где они обитают(Черевко Ю. А., Аветисян Г.А.,2007; Абдулгазина Н.М. и др., 2016; Абдуллин М.Ф. и др., 2015).

Одной из основных пород, разводимых в регионах Российской Федерации (РФ), в том числе Республике Башкортостан считается темная европейская или среднерусская медоносная пчела (Apismelliferamellifera L. 1758). Данная порода, как и все существующие в других странах, представлена многообразием популяций: пермская, дальневосточная, самарская, татарская, башкирскаяи др. (Кривцов Н.И., 2009; Черевко Ю.А., Аветисян Г.А.,2007; Бородачев А.В. и др., 2015). С точки зрения биологии, представленные популяции медоносных пчел наиболее приспособлены к данным территориям, устойчивы к возбудителям различных вирусных, грибковых и других заболеваний, представляют собой ценный биогенетический материал для племенной работы, а также имеют огромное историческое, а в некоторых случаях и этнографическое значение для коренного населения(Броварский В.Д., 2000; Моисеева И.Г., Уханов С.В. и др., 2006).

К большому сожалению, развитие человеческого общества в большинстве случаев приводит к разрушительным процессам в природных экосистемах. Данная ситуация коснулась и медоносной пчелы, так как она является одним из основных биологических объектов, которая переживает высокие темпы интродукции, на фоне воздействия экотоксикантов различного происхождения.

При этом по сведениям специалистов в последние годы наблюдаются существенное снижение уровня адаптированности популяций к окружающей среде, сокращение численности пчелиных семей, распространение возбудителей болезней, а также изменение морфологических признаков пчелиных особей (Ломаев Г.В., Колбина Л.М., 2004; Иванцов Е.М., 2017; Земскова Н.Е. и др., 2017).

В сложившейся ситуации научно-практическую значимость приобретает проведение регулярных изысканий в области инвентаризации внешних морфологических признаков медоносных пчел для выявления сохранности их аборигенных групп.

Цель работы: исследовать морфологические признаки медоносных пчел на частной пасеке, расположенной вс. Мраково Кугарчинского района Республики Башкортостан и разработать методику реализации результатов исследований диссертации в образовательном пространстве.

Были поставлены следующие задачи:

1. Оценить экстерьерные признаки рабочих особей Apismellifera L на частной пасеке Кугарчинского района Республики Башкортостан (РБ);

2. Исследовать и изучить фенотипическую структуру (классы морфотипов и ширина волосяной каймы на брюшке) Apismellifera L.M данной пасеке;

3. Разработать урок по пчеловодству для предпрофильных и профильных классов общеобразовательных учреждений.

Научная новизна работы. Впервые проведена оценка фенотипической структуры Apis mellifera L. на территории Кугарчинского района РБ.

Теоретическая и практическая значимость работы. Мониторинг морфологических признаков Apis mellifera L. на данной территории является одним из важных приоритетных действий по стратегии сохранения «культурного биоразнообразия». Полученные в работе результаты служат основой для зоотехнических и экологических исследований и разработки мер по сохранению биоразнообразия медоносных пчел в регионе.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Быстрые темпы роста населения Земного шара; развитие легкой и тяжелой промышленности, энергетических структур, сети транспорта (авиационная, автомобильная, железнодорожная), интенсификация сельского хозяйства и другие антропогенные факторы, в т.ч. экотоксиканты, резко усилили отрицательное антропогенное влияние на биологические процессы, вызвав нарушения экологического равновесия сложившихся природных и антропогенных экосистем (Макаров Ю.И. и др., 1999;Корж А.П., Кирюшин В.Е., 2013; Земскова Н.Е. и др., 2015, 2016, 2017; Черевко Ю.А. и др., 2006; Шарипов А.Я. и др., 2008).

Макаров Ю.И. с соавторами писали (1999), что в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах Российской Федерации и охране окружающей среды формируется и развивается единая государственная система экологического мониторинга страны, основными составляющими которой считаются агрономический и лесной мониторинг, в рамках экологического. Как указывают авторы, проведение экологического мониторинга позволяет раскрыть объективную картину биосферы, меняющуюся в последние десятилетия в результате вышеперечисленных факторов. На наш взгляд, в данном направлении одним из основополагающих моментов является проведение количественной и качественной инвентаризации видов флоры и фауны регионов (Макаров Ю.И. и др., 1999; Каскинова М.Д. и др., 2016).

В России экологические исследования начаты сравнительно недавно, но уже можно говорить о целесообразности использования в биологическом (экологическом) мониторинге. Тело пчелы (ткани), мед, воск, пыльца, перга, прополис, в которых накапливаются различные экологические токсиканты, дают информацию о загрязнении внешней среды. В тоже время, многочисленными исследованиями установлено, что пчелы, собирая нектар и пыльцу с загрязненных растений, подвергаются смертельному риску (Макаров Ю.И. и др., 1999;

Конусова О.Л. и др., 2009; Маннапов А.Г., Губайдуллин В.М., 2009; Маннапов А.Г. и др., 2016).

Массовая гибель пчел, наблюдаемая в последнее время, вызывает особую озабоченность пчеловодов во всем мире. Во многих случаях предполагается, что это результат взаимодействия многих факторов, но решение, прежде всего, заключается в проведении регулярного мониторинга (Саттаров В.Н. и др., 2011; Саттаров В.Н., 2014; Саттаров В.Н. и др., 2014; Земскова Н.Е. и др., 2015; Еськов Е.К., 2016; Масленникова В.И. и др., 2016;Ильясов Р.А. и др., 2017).

По мнению некоторых авторов, число биотических факторов, влияющих на медоносную пчелу, намного превышает число абиотических. Однако, с учетом техногенного прогресса и увеличения способности человека манипулировать популяциями животных, основным фактором, конечно же является абиотический (Алтухов В.В., 2003; Газизов Р.И., 2007; Удалов М.Б. и др., 2010; Саттаров В.Н. и др., 2011; Саттаров В.Н., 2014; Саттаров В.Н. и др., 2014; Брагазин А.А. и др., 2015; Чащухин В.А., Лаптева И.С., 2009, 2011).

Р.А. Ильясов с соавторами (2017) выделяют семь причин смертности семей пчел Apismelliferamellifera, к которым, по их сведению, относятся: обработка пестицидами энтомофильных культур, опыляемых медоносными пчелами; применение сильнодействующих антибиотиков для лечения инфекционных заболеваний пчел, которые приводят к снижению их адаптированности и иммунитета; распространение паразитических заболеваний пчел; поражение нозематозом, вызываемым микроспоридиями рода Nosema; внутривидовая гибридизация; неблагоприятные факторы окружающей среды (Ильясов Р.А. и др., 2017).

Е.М. Иванцов резюмируя исследования ряда авторов, отмечал, что перенос биологического материала (или интродукция)Apis mellifera из одних природно-климатических зон и регионов в другие, с целью повышения продуктивности и увеличения опылительной деятельности, способствовала и способствует процессам гибридизации (метизация). В результате в ареалах локальных популяций среднерусского подвида (или породы) сформировались и, на сегодняшний день, распространяются пчелы различных генетических и фенотипических форм, возможно характеризующиеся как переходные группы в эволюционном процессе (Бородачев А.В. и др., 2018; Гранкин Н.Н., 1997; Иванцов Е.М., 2017).

На основе литературных и экспериментальных данных Е.М. Иванцов (2017), писал, что формирующиеся в природных ареалах медоносных пчел помеси имеют не известную биологическую субстанцию (Саттаров В.Н., 2000, 2007, 2011, 2012; Саттаров В.Н. и др., 2010, 2014а, 2014б), которая в результате отрицательного экологического влияния проявляется в виде морфологических изменений и мутаций. Автор указывал, что в перспективе, данная ситуация, приводит к полному нарушению жизненных свойств и признаков, как отдельных особей, так и структур популяций Apis твШ/вгав целом (Иванцов Е.М., 2017).

Ильясов Р.А. с соавторами (2008), ссылаясь на сведения зарубежных исследователей,писали: «Естественный ареал Apis melliferaL. охватывает всю Африку, Европу и Ближний Восток. Отличительная черта вида - значительная внутривидовая дифференциация и на данный момент общепризнано существование 25 подвидов. Только один подвид, ApismelliferamelliferaL. (темная европейская, темная лесная, она же среднерусская), освоил лесостепную и лесную зоны Северной Европы, что делает его ценным для пчеловодства северных стран» (Руттнер Ф., 1969; Ильясов Р.А. и др., 2008; Ильясов Р.А. и др., 2016).

С учетом актуальности сохранения таксономической чистоты медоносных пчел, Ильясов Р.А. с соавторами (2008), отмечал, что в результате непрерывного ввоза пчел с южных, в северные и центральные регионы, произошла массовая гибридизация аборигенных пчел (среднерусских). К сожалению, данные процессы охватили не только территорию России, но и другие страны, которые являются поставщиками племенного материала некоторых пород пчел, например: в Германии массовый ввоз Apismelliferacarnicaв 40-х гг. Х1Хв. привел почти к замене местных пчел Apismelliferamellifera. Аналогичная ситуация произошла и на большей части территории скандинавских стран и Британских островов, где сейчас разводят Apismelliferaligusticaи Apismelliferacarnica(ttnbKCOB Р.А. и др., 2008; Руттнер Ф., 2006).

С учетом того, что на пасеки северных и центральных регионов Российской Федерации достаточно большое количество завозят племенной материал из Краснодарского края, стоит отметить о публикации результатов мониторинга морфометрических признаков рабочих пчел, проведенных на данной территории И.А. Моревым и А.А. Мойся (2017).

По итогам работ авторы отмечают, что к серой горной кавказской породе можно отнести популяции Мацесты, станиц Павловская, Динская, Упорная и Мезмай; к карпатской породе можно отнести Краснодарскую, Бжедухаевскую, Мостовскую и Ейскую популяции; Анапская, Апшеронская и популяция из Тимахи - помесные формы карпатской и краинской пород; Белореченская популяция - может быть среднерусской или породным типом среднерусской породы «Приокский». Делая вывод И.А. Морев и А.А. Мойся, пишут: «Следовательно, подтверждаются опасения о вытеснении аборигенной породы Северо-Западного Кавказа. Лишь 5 из 15 исследованных популяций соответствуют серой горной кавказской. Краинскую породу начали ввозить в край, она сильно подавляется и вытесняется карпатской породой». Исходя из представленных фактов, можно сказать, что существует большая вероятность того, что на пасеки северных и центральных регионов России завозится племенной материал не известного происхождения. Данная ситуация, конечно же, влияет на таксономический статус медоносных пчел, как сохранившихся локальных популяций среднерусского подвида, так и в целом на биоматериал региона (Морев И.А., Мойся А.А. 2017).

В Америку европейские колонисты завозили, прежде всего, темную лесную пчелу. В 1638 г. эти пчелы появились в Новой Англии, в 1763 г. - в Западной Флориде и на Кубе, в 1780 г. - в Кентукки, в 1781 г. - в Санто-Доминго, Гаити, в 1792 г. - в Нью-Йорке, в 1797 г. - в Миссисипи, в 1839 г. - в Австралии, в 1848 г. - в Рио-де-Жанейро, в 1865 г. - в Бразилии (Плахова А.А., 2005).

Несколько позднее началась экспансия итальянских пчел: в 1843 г. они уже были в Швейцарии, в 1855 г. - в Америке, где стали вытеснять темных пчел. В США они прекрасно освоились, и современное промышленное пчеловодство этой страны базируется на пчелах этой породы (Плахова А.А., 2005).

В 1859 г. итальянок завезли во Францию и Англию, в 1861 г. - в Бразилию. По разным источникам, в Австралии итальянки появились в 1822 г., а также в 1862 г.

В 1867 г. в США появились египетские пчелы, в 1877 г. - кипрские, в 1880 г. - кавказские. В начале 80-х годов Бентон и Дадан завезли в США краинских пчел. В 1897 г. в США уже работал питомник кавказских пчел.

По сообщению K. NowottnictaS. Spiewok(2009), первые сведения о появлении европейских пчел в Азии относятся к седьмому столетию.

Учитывая происходящие процессы гибридизации пчел среднерусского подвида во всех странах, Р.А. Ильясов, А.В. Поскряков и А.Г. Николенко (2017) в работе «Молекулярно-генетические и биохимические методы оценки таксономической принадлежности семей пчел» отмечают, что в 77 популяциях темной лесной пчелы Apismelliferamellifera из Англии (8 семей), Франции (15 семей), Бельгии (3 семьи), Дании (10 семей), Нидерландов (15 семей), Швейцарии (6 семей), Шотландии (10 семей) и Норвегии (10 семей) путем анализа полиморфизма был определен уровень интрогрессии «южных» генов 1183 SNPs. Уровень интрогрессии «южных» генов в обычных популяциях пчел - 30 %, тогда как в охраняемых популяциях заповедников и национальных парков - 8 %. Это свидетельствует о том, что охраняемые популяции пчел не полностью защищены от интрогрессии «южных» генов (Ильясов Р.А. и др., 2017).

Ф.В. Льен с соавторами, проведя морфометрический анализ рабочих особей медоносных пчел на территории Вьетнама, пишут о происходящих многолетних процессах эрозии генофонда пчел (Льен Ф.В. и др., 2018).

Н.И. Кривцов (2009) писал: «Во второй половине XIXстолетия карника из Крайны (Словения) рассылалась по всему миру. Пчел продавали в так называемых крестьянских ящичных ульях, вполне пригодных для перевозки. Так, в 1908 г. по железной дороге их успешно доставили из Крайны в Тулу. Первые питомники кавказских пчел в России появились в 1866 г., а перед революцией 1917 г. их было уже более 40. Они в основном рассылали маток кавказских желтых долинных пчел. В России естественное расселение пчел дошел до Урала, а в Западную Сибирь их завез человек более 200 лет назад. В 1856 г. в Алма-Ате пчелы появились из Усть-Каменогорска, в Туркмении - в 1870 г., в Ташкенте - в 1872 г., в Самарканде - 1893 г. В 1896 г. их привезли в Закаспийскую область. На севере России пчелы появились сравнительно недавно. В 1895 г. их завезли в Архангельскую область» (Кривцов Н.И., 2009).

Брандорф А.З., Ивойлова М.М. и др., исследуя популяционно-генетическую дифференциацию пчел в Кировской области, отмечали, что интродукция иноземных пород, начавшаяся более ста лет назад с переходом от колодного к рамочному содержанию семей, привела к тому, что на территории области число семей среднерусской породы в настоящее время не превышает 8 % (Брандорф А.З. и др., 2012).

Авторы уточняли, что аналогичная ситуация наблюдается и в близлежащих регионах: Удмуртской Республике, Пермском крае, Коми-Пермяцком округе, Архангельской области и др. (Брандорф А.З. и др., 2012).

Некоторые изыскания проводились по оценке влияния летной активности на половое созревание трутней (Руттнер Ф., 2006). Известно, что существуют противоречивые сообщения относительно стимулирующего влияния полетов на способность к выворачиванию эндофаллуса. Ф. Руттнер пишет, что J. Woyke(1955, 1960) считает, что подобного влияния нет.

Исследования B. Mindt (1962) выявили низкую возбудимость трутней до их первого вылета. Также автор предполагает, что если дать возможность им вибрировать крыльями, держа их в руках, то это, в какой-то мере заменяет активный полет (или работа летательных мышц). Другой исследователь,

O. Mackensen (1955), установил, что у трутней имеющих возможность для полета пригодной для оплодотворения пчелиной матки спермы на 10 % больше, чем у сородичей, лишенных данной возможности.

Согласно, D.E. Howell и R.L. Usinger (1933), свободно летающие трутни живут около 54 дней. Также известно, что L. Kepena (1963) нашел, что после 21 дня жизни на пасеке остается примерно 50 % трутней, 30 дней - 25 % и после 51 дня - 5 %, соответственно.

Немного противоречивые сведения дает W. Drescher (1968), который пишет, что средняя продолжительность жизни трутней в июле составляет 23 дня, а после 40 дней остается примерно 3 % трутней.

Таким образом, проведенный анализ литературы по проблемам сохранения медоносных пчел позволяет отметить, что в настоящее время в пчеловодческой отрасли существуют задачи по восстановлению, сохранению, разведению племенного «чистопородного» материала локальных популяций среднерусского и других подвидов. От решения данного вопроса зависит, прежде всего, сохранения медоносной пчелы, как вида.


Заключение

Проведенный нами анализ периодической и монографической литературы по проблемам сохранения медоносных пчел позволяет отметить, что в настоящее время в пчеловодческой отрасли существуют задачи по восстановлению, сохранению, разведению племенного «чистопородного» материала локальных популяций среднерусского и других подвидов. От решения данного вопроса зависит, прежде всего, сохранения медоносной пчелы, как вида.

Известно, что медоносная пчела, обитающая на территории Республики Башкортостан и представляющая собой известную башкирскую популяцию среднерусского подвида (порода или раса) ApismelliferamelliferaL., в настоящее время подвергается сильным изменениям, в результате антропогенного влияния, что приводит к постепенному ее исчезновению.

Исследователями данного вопроса отмечается, что доля медоносных пчел, представляющих собой гибридную группу, составляет примерно 60 % до 80 %, в зависимости от расположения пасек в административных районах республики. Несмотря на сложившуюся ситуацию, также известны и противоречивое мнение, характеризующее наличие некоторых процессов стабилизации породной структуры пчел на некоторых территориях. Учитывая данные факты, на современном этапе развития пчеловодства, научно-практическую и научную новизну имеют изыскания в области мониторинга морфологических признаков пчел, с целью выявления степени гибридизации и корректировки локальных и региональных программ по разведению.

Оценка полученных нами результатов по идентификации морфометрических признаков (классические морфометрические признаки, классы морфотипов и ширина волосяной каймы на брюшке) рабочих особей Apismelliferaна пасеке около села Мраково Кугарчинского района Республики Башкортостан позволяет отметить что на данной территории происходят процессы гибридизации и при сохранении представленной тенденции дальнейшее разведение будет способствовать распространению данной группы в Кугарчинском районе Республики Башкортостан.

ВЫВОДЫ

1. Оценка экстерьерных (морфометрических) признаков (длина хоботка, длина, ширина, площадь правого переднего крыла, тергита, стернита, воскового зеркальца, тарзального и кубитального индексов) рабочих особей Лр18тв1Щвгана пасеке около с. Мраково Кугарчинского района позволила установить не полное их соответствие породным стандартам среднерусского подвида, что является доказательством происходящих процессов гибридизации.

2. Проведенные исследования установили, что фенотипическая структура медоносных пчел на данной пасеке характеризуется пятью классами морфотипов (O, E, e, 1R, 2R) и тремя видами ширины волосяной каймы на брюшке (f - узкая, ff - средняя, F - широкая). Наличие данного биоразнообразия вызвана, прежде всего, процессами интродукции медоносных пчел на пасеке.


Список литературы

1. Абдулгазина, Н.М Темная лесная пчела Apismelliferamellifera L. Республики Башкортостан / Н.М. Абдулгазина, М.Ф. Абдуллин, М.В. Бакалова и др., // Монография. - М.: Общество с ограниченной ответственностью Товарищество научных изданий КМК. - 2016. - 321 с.

2. Абдуллин, М.Ф. Темная лесная пчела Apismelliferamellifera L. Республики Башкортостан / М.Ф. Абдуллин, М.В. Бакалова, В.А. Вахитов и др., // Монография. - Уфа.: Гилем. - 2015. - 307 с.

3. Алпатов, В.В. Породы медоносной пчелы / В.В. Алпатов // М. - МОИСП. - 1948. - 183 с.

4. Алтухов Ю.П. Генетические процессы в популяциях. - 3-е изд. - М.: ИКЦ «Академкнига, 2003. - 431с.

5. Билаш Г.Д. Селекция пчел. / Г.Д. Билаш, Н.И. Кривцов. М.: ВО Агропромиздат, 1991. - 305с.

+ еще 59 источников


Тема: «Оценка морфологии медоносных пчел кугарчинского района как метод реализации компетенций учащихся»
Раздел: Биология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 52
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Морфологическая оценка медоносных пчел, как метод реализации компетенций студентов биологических профилей (на примере горно- бадахшанской области республики таджикистан)

    52 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА. 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЧЕЛОВОДЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ, ЗАТРАГИВАЮЩИЕ ВОПРОСЫ СОХРАНЕНИЯ ПОДВИДОВ И ПОПУЛЯЦИЙ APIS MELLIFECA 7
    ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
    2.1. Характеристика объекта исследования 15
    2.2. Методы сбора проб для морфометрического анализа 17
    2.3. Препарирование и измерение хитиновых частей тела Apis mellifera 17
    2.4. Морфометрические признаки рабочих пчел 17
    2.5. Метод оценки морфотипов рабочих пчел по Ф. Руттнеру, 2006.21
    2.6. Препарирование и измерение хитиновых частей тела трутней. .22
    2.7. Анализ морфотипов трутней по окраске кутикулы 22
    2.8. Измеряемые морфометрические признаки трутней 23
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 27
    3.1. Физико-географическая характеристика Таджикистана 27
    3.2. Результаты морфологических исследований Apis mellifeca в
    Горно - Бадахшанской области Республики Таджикистана 29
    ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ (ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ) ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА ТЕМУ: «МОРФОЛОГИЯ
    МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ» 33
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
    ВЫВОДЫ 46
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
  • Дипломная работа:

    Применение методики оценки породности медоносных пчел казахстана в педагогическом образовании

    59 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА. 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    2.1. Характеристика объекта и схема исследования
    2.2. Методы морфометрической оценки Apis mellifera
    2.2.1. Методы сбора проб рабочих пчел и трутней для морфометрческого анализа
    2.2.2. Препарирование и измерение хитиновых частей тела Apis mellifera
    2.2.3. Морфометрические признаки рабочих пчел Apis mellifera .
    2.2.4. Морфометрические признаки трутней медоносных пчел .
    2.3. Метод оценки морфотипов рабочих пчел Apis mellifera по Ф. Руттнеру (2006)
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    3.1. Краткая характеристика территории исследования
    3.2. Результаты морфологической оценки экстерьера рабочих особей Apis mellifera на территории Актюбинской области Казахстана
    ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МОРФОЛОГИИ И БИОЛОГИИ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    ВЫВОДЫ
    Список литературы
  • Дипломная работа:

    Оценка породности медоносной пчелы в мелеузовском районе и разработка урока для учащихся среднепрофессиональных учреждений

    56 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА. 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
    ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 16
    2.1. Характеристика объекта и схема исследования 16
    2.2. Методы морфометрической оценки Apis mellifera 17
    2.2.1. Методы сбора проб рабочих пчел и трутней для морфометрческого анализа 19
    2.2.2. Препарирование и измерение хитиновых частей тела Apis mellifera 20
    2.2.3. Морфометрические признаки рабочих пчел Apis mellifera . 20
    2.3. Метод оценки морфотипов рабочих пчел Apis mellifera по
    Ф. Руттнеру (2006) 24
    2.4. Методика оценки ширины волосяной каймы на брюшке рабочих особей Apis mellifera по Ф. Руттнеру (2006) 24
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 26
    3.1. Краткая характеристика территории исследования 26
    3.2. Результаты оценки экстерьера рабочих особей Apis mellifera на пасеках Мелеузовского района Республики Башкортостан 28
    3.3. Разнообразие морфотипов рабочих особей Apis mellifera на пасеках Мелеузовского района Республики Башкортостан 33
    3.4. Разнообразие ширины волосяной каймы (волосяной поясок) на брюшке рабочих особей Apis mellifera на пасеках Мелеузовского района Республики Башкортостан 35
    ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 38
    4.1. Обучение в средне профессиональных учреждениях Республики Башкортостан профессии пчеловод 38
    4.2. Разработка урока по пчеловодству для учащихся средне профессиональных учреждений Республики Башкортостан. 39
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
    ВЫВОДЫ 50
    Список литературы 51
  • Дипломная работа:

    Антропогенное влияние на породную структуру пчел казахстана как реализация компетенций студентов

    59 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА. 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВЕДЕНИЯ APIS MELLIFERA
    ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    2.1. Характеристика объекта и схема исследования
    2.2. Методы морфометрической оценки Apis mellifera
    2.2.1. Методы сбора проб рабочих пчел и трутней для морфометрческого анализа
    2.2.2. Препарирование и измерение хитиновых частей тела Apis mellifera
    2.2.3. Морфометрические признаки рабочих пчел Apis mellifera .
    2.2.4. Морфометрические признаки трутней медоносных пчел .
    2.3. Метод оценки морфотипов рабочих пчел Apis mellifera по Ф. Руттнеру (2006)
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    3.1. Краткая характеристика природных зон Казахстана
    3.2. Результаты оценки экстерьерных (морфометрических) признаков рабочих особей Apis mellifera L. на пасеке, расположенной в окрестностях города Аксай Западно-Казахстанской области Казахстана
    3.3. Результаты оценки классов морфотипов рабочих особей Apis mellifera L. на пасеке, расположенной в окрестностях города Аксай Западно-Казахстанской области Казахстана
    ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МОРФОЛОГИИ И БИОЛОГИИ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ БИОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    ВЫВОДЫ
    Список литературы
  • Дипломная работа:

    Морфологическая оценка трутней apis mellifera в давлекановском районе как реализация компетенций учащихся на уроках биологии

    56 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА. 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    1.1. Морфология и биология трутней Apis mellifera
    ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    2.1. Характеристика объекта и схема исследования
    2.2. Методика проведения исследования
    2.3. Методы сбора проб трутней Apis mellifera для морфометрического анализа
    2.4. Препарирование и измерение хитиновых частей тела трутней
    Анализ морфотипов трутней по окраске кутикулы
    Определение окраски волосков трутней Apis mellifera
    Измеряемые морфометрические признаки
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    3.1. Краткая характеристика территории исследования
    3.2. Результаты оценки морфометрических или экстерьерных признаков трутней Apis mellifera на частной пасеке в деревне Фаридуновка Давлекановского района Республики Башкортостан
    3.3. Разнообразие классов морфотипов и окраски волосков трутней Apis mellifera на частной пасеке в деревне Фаридуновка Давлекановского района Республики Башкортостан
    ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    ВЫВОДЫ
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Дипломная работа:

    Оценка морфотипов рабочих пчел

    62 страниц(ы) 

    Введение ….
    ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ …
    1.1. Происхождение и разнообразие рода Apis ….
    1.2. Морфология породоопределяющих признаков Apis mellifera L. и их методы идентификации ….
    ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ …
    2.1. Характеристика объекта исследований….
    2.2. Метод оценки морфотипов рабочих пчел Apis mellifera по Ф. Руттнеру (2006)…
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ….
    3.1. Физико-географическая и климатическая характеристика Республики Башкортостан и Ишимбайского района исследований….
    3.1.1. Характеристика природно-сельскохозяйственных зон Республики Башкортостан….
    3.2. Морфотипы медоносных пчел (Apis mellifera) на территории Ишимбайского района РБ….
    ГЛАВА 4. УРОК….
    ЛИТЕРАТУРА….

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Проза А.А. Фета: Историко-литературный и методический аспекты изучения

    66 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА 8
    1.1. Предпосылки возникновения автобиографической прозы 8
    1.2. Художественная специфика автобиографической прозы 11
    1.3. Особенности художественной прозы А.А. Фета 17
    Выводы по первой главе 26
    ГЛАВА II. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЗЫ А.А. ФЕТА 28
    2.1. Повести и рассказы А.А. Фета: культурологический комментарий 28
    2.2. Методические рекомендации по разработке интермедиальных уроков в 10 классе на тему «Проза А.А. Фета» 39
    Выводы по второй главе 49
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА 8
    1.1. Предпосылки возникновения автобиографической прозы 8
    1.2. Художественная специфика автобиографической прозы 11
    1.3. Особенности художественной прозы А.А. Фета 17
    Выводы по первой главе 26
    ГЛАВА II. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЗЫ А.А. ФЕТА 28
    2.1. Повести и рассказы А.А. Фета: культурологический комментарий 28
    2.2. Методические рекомендации по разработке интермедиальных уроков в 10 классе на тему «Проза А.А. Фета» 39
    Выводы по второй главе 49
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
    ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ 66
  • Курсовая работа:

    Анализ потребительского поведения жителей города при выборе продуктов питания в супермаркетах

    67 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. История развития розничной торговли 5
    Глава II. Классификация розничных торговых предприятий 8
    Глава III. Розничная торговая сеть в городе Уфа 12
    Глава IV. Изучение товарооборота торгового предприятия «Байрам» 20
    Заключение 58
    Литература 60
    Приложения 61
  • Дипломная работа:

    Методическое обеспечение по курсу «математика» (задачник по алгебре) для направления «информационные системы и технологии»

    91 страниц(ы) 


    Введение
    Глава 1. Системы линейных алгебраических уравнений
    1. Матрицы и операции над ними. Элементарные преобразования матриц.
    2. Определитель матрицы. Миноры и алгебраические дополнения. Свойства определителей.
    3. Невырожденная и обратная матрица. Ранг матрицы.
    4. Системы линейных алгебраических уравнений. Теорема Кронекера-Капелли.
    5. Решение систем линейных алгебраических уравнений по формулам Крамера, матричным способом и методом Гаусса.
    6. Системы линейных однородных уравнений. Структура множества решений системы линейных уравнений. Фундаментальная система решений.
    Глава 2. Элементы векторной алгебры
    1. Векторы. Линейные операции над векторами. Базис на плоскости и в пространстве. Координаты вектора. Действия над векторами, заданными своими координатами.
    2. Скалярное произведение векторов, его свойства, выражение скалярного произведения через координаты.
    3. Векторное и смешанное произведения векторов, их свойства, геометрический смысл, выражение векторного и смешанного произведений через их координаты.
    Глава 3. Аналитическая геометрия
    1. Прямая линия на плоскости. Уравнение прямой по точке и нормальному вектору. Уравнение прямой по точке и направляющему вектору. Уравнение прямой по двум точкам. Уравнение прямой по точке и угловому коэффициенту. Уравнение прямой с угловым коэффициентом. Угол между двумя прямыми. Общее уравнение прямой. Расстояние от произвольной точки плоскости до прямой.
    2. Кривые второго порядка.
    3. Поверхность и ее уравнение. Виды уравнений плоскости.
    4. Виды уравнений прямой в пространстве.
    5. Прямая и плоскость в пространстве R3.
    6. Поверхности второго порядка.
    Заключение
    Список литературы
  • Курсовая работа:

    Условия неопределенности и риска в процессе принятия управленческих решений

    57 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 2
    ГЛАВА 1. Теоретические основы условий неопределенности и риска в процессе принятия управленческих решений 4
    1.1. Сущность, условия и классификация неопределенности и риска в управленческих решениях 4
    1.2. Способы оценки степени риска 15
    1.3. Управление рисками при принятии управленческих решений 17
    1.4. Правила и критерии принятия решений в условиях неопределённости 19
    1.5. Методы уменьшения неопределенности и риска при разработке управленческого решения 20
    1.6. Роль менеджера в принятии рисковых решений 24
    ГЛАВА 2. Приемы оценки условий неопределенности и выбор управленческих решений на примере организации ООО «Золотой стандарт» 28
    2.1. Характеристика организации, условия неопределенности и особенности разработки управленческих решений в ООО «Золотой стандарт» 28
    2.2. Анализ условий, определяющих степень неопределенности и риска деятельности организации ООО «Золотой стандарт» 31
    2.3. Основные неопределенности и риски организации
    ООО «Золотой стандарт» 35
    2.4. Современные тенденции в выборе стратегий снижения риска и неопределенности в деятельности менеджера ООО «Золотой стандарт» 37
    2.5. Рекомендации по организации системы принятия управленческих решений в организации ООО «Золотой стандарт» 41
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
    Приложение 55
  • Дипломная работа:

    Фразеологические единицы английского и немецкого языков, включающие сравнения, и их использование в практике обучения иностранному языку

    53 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ, СОДЕРЖАЩИХ СРАВНЕНИЯ….6
    1.1. Определение фразеологической единицы, её свойства, функции и классификация….6
    1.2. Понятие сравнений, их функции и способы образования в английском и немецком языках…16
    1.3. Основные характеристики компаративных фразеологизмов английского и немецкого языков….20
    1.4. Сопоставительный анализ фразеологических единиц…23
    Выводы по 1 главе….24
    Глава 2. АНАЛИЗ КОМПАРАТИВНЫХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ АНГЛИЙСКОГО И НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКОВ….26
    2.1. Классификация компаративных фразеологических единиц английского и немецкого языков по объекту сравнения…26
    2.2. Классификация компаративных фразеологических единиц английского и немецкого языков по их значению….30
    Выводы по 2 главе….34
    Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПАРАТИВНЫХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ШКОЛЕ.36
    3.1. Продуктивность использования фразеологических единиц на уроках иностранного языка….36
    3.2. Виды упражнений с использованием компаративных фразеологизмов на уроках английского и немецкого языков….38
    Выводы по 3 главе….…45
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.47
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….49
  • Дипломная работа:

    Стратегии и тактики в международой деловой коммуникации

    82 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ…4
    ГЛАВА I. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИОБЩЕНИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОММУУНИКАЦИИ …10
    1.1 Речевые стратегии, как реальность речевого общения….6
    1.2 Речевые тактики, как реальность речевого общения….11
    1.3 Стили речевого общения…17
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ….20
    ГЛАВА II. КУЛЬТУРА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ВЫБОРА СТРАТЕГИЙ И ТАКТИК В МЕЖДУНАРОДНО БИЗНЕС-КОММУУНИАЦИИ….22
    2.1 Влияние культуры на выбор стратегий и тактик в международной бизнес- коммуникации….22
    2.2 Характерные признаки ведения деловых переговоров представителей России….29
    2.3 Влияние культуры на ведение бизнес- переговоров в Китае….33
    2.4 Особенности бизнес-общения в Болгарии….36
    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ….38
    ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЁННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ….40
    3.1 Общие положения анкетирования….40
    3.2 Сравнительный анализ результатов проведенного анкетирования у представителей России, Китая и Болгарии….43
    3.3 Правила общения при ведении переговоров международного уровня с русской, китайской и болгарской стороной…65
    Выводы по главе III….70
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….72
    ЛИТЕРАТУРА…84
  • Творческая работа:

    АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-23 декабря 2014 года

    255 страниц(ы) 

    СОДЕРЖАНИЕ
    ПРЕДИСЛОВИЕ….3
    РАЗДЕЛ I.
    ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ
    Мустаев А.Ф. Научные школы как инновационные структуры современного университета…5
    Фатыхова Р.М. Опережая время. 80-летию профессора А.З. Рахимова посвящается….7
    Дубовицкая Т.Д. Педагогическая психология на службе национальной безопасности личности и общества….10
    Шафикова Г.Р. Проектирование образовательной среды, способствующей формированию нравственных отношений детей….14
    Кудашев А.Р. Личностно-ориентированный компетентностный подход при подготовке современных менеджеров….22
    Исламова З.И. Возможности совершенствования психологической подготовки педагога профессионального обучения в компетентностном формате….25
    Мухаметрахимова С.Д. Психодидактика как направление реализации требований новых стандартов образования…30
    Малолеткова А.В. К проблеме развития рефлексивной компетентности педагогов…34

    РАЗДЕЛ II.
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
    Алгушаева В.Р. Технологические подходы к развитию школьника как субъекта учебной деятельности….39
    Ангел Христов. Духовные связи между Дунайскими и Волгоуральскими болгарами….43
    Анохина С.А. Акмеологический подход в аксиологической адаптации бакалавров в вузовской среде….50
    Асадуллин Э.Ф. Виртуальный подход в формировании исторического сознания студентов педагогического вуза….…55
    Ахтамьянова И.И. Технология развития критического мышления как общедидактическая технология….60
    Бенин В.Л. Социально-когнитивный диссонанс и педагогические фрустрации….67
    Биктагирова А.Р. Социально-психологическая культура субъекта деятельности….72
    Ванесян А.С., Прудников П.Я., Иванов А.Н. Ранняя диагностика девиантного поведения подростков и пути его профилактики с использованием метода АМЭРСО…76
    Гайсина Г.И. К проблеме формирования социально зрелой личности…80
    Галяутдинова С.И., Галяутдинова Л.И. Понимание научного наследия выдающихся физиологов – когнитивная составляющая профессиональной компетентности клинического психолога….86
    Довлатов К.Н., Асадуллина С.Х. Методологические проблемы психологической практики и психологической науки в контексте подготовки будущих психологов….91
    Дьяконов Д.В. Диалогический подход в психодиагностике….96
    Емалетдинов Б.М. Элементы системной организации человека….104
    Зайнуллин А.М. Генотип-средовая обусловленность адаптированности и связанных с ней личностных характеристик…110
    Кушнир В.А. Основные черты учителя-личности….115
    Меньщикова А.Л. Парадоксальность в определении специфики предмета психологии как науки….124
    Моисеева Л.В. Экологическая психология: здоровье личности….131
    Нуриева А.А. Самоэффективность как личностный конструкт….136
    Рахимов А.З. Деятельностный подход в обучении как важнейший фактор творческого развития личности….141
    Сорокина А.И. Формирование правосознания как основа коррекции девиантного поведения подростков и молодежи….147
    Фатыхова Р.М. Актуальные проблемы современного педагогического образования….152
    Шабаев А.Т. Теоретические подходы к самореализации и мотивации спортивной деятельности в психологии…165
    РАЗДЕЛ III.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
    Анохин А.М. Инклюзия как возможность консолидации в обществе и ее проблемы в контексте современного образования….174
    Ахтамьянова И.И., Озерова Л.Е. Из опыта формирования профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода к ФГОС ОО…179
    Батурина С.М., Мухутдинова М.В. Современные образовательные технологии…185
    Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. Применение кейс-метода как условие понимания учебного материала….189
    Гильмиярова С.Г., Тайлакова Е.А. Формирование эколого-ориентированной личности учащегося основной школы в процессе изучения иностранного языка….193
    Дзарахохова И.В. Из опыта создания детского сада интегративного опыта.198
    Драгулина Т.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова….204
    Дубовицкая Т.Д., Никитина О.И. Вербальный интеллект в структуре коммуникативной компетентности психолога…211
    Мунирова Л.Р., Нуриханова Н.К. К вопросу реализации компетентностного подхода в современном начальном образовании…216
    Муфтахова Ф.С. Особенности профессиональной компетентности педагога…221
    Мухамадиярова Г.Ф. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников как метод предотвращения отклоняющегося поведения….223
    Нагимова (Миронова) Е.С., Шабаева Г.Ф. Разработка проекта психолого-педагогического сопровождения семьи и детства….226
    Нухова М.В. Исследование взаимосвязи образа отца и эмоционального благополучия подростка…231
    Рафиков А.А., Герасимова С.И., Акбашева О.А. Формирование личностных универсальных учебных действий в средней школе….238
    Ситдикова И.И. Инклюзивная образовательная среда как средство эффективного саморазвития….245
    Токарева Л.И. Формирование теоретических систем понятий по математике в развивающем обучении….250
    Халикова Л.Р. К вопросу о психологической компетентности педагога в современных условиях….253
    Янгирова В.М. Компетентность магистра образования в изучении развития младшего школьника….258
    РАЗДЕЛ IV.
    ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
    Валиуллина Э.С., Лебедева Т.А. Методы и приемы развития коммуникативных УУД, применение на практике….264
    Велчева К.Г., Хр. Христов. Символно-аналитичната култура в обучението на културно-образователната област «бит и технологии»….….268
    Гайнутдинова Р.Ф. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе….276
    Гаранькова И.Ю. Супервизия в практике психолога и психотерапевта как основное условие профессионального роста специалиста….284
    Герасимова С.И., Акбашева О.А. Использование приемов технологии развития критического мышления в начальных классах….291
    Гирфатова А.Р. Основные особенности профессиональной деятельности психолога школы….299
    Джабраилов А.Н. Влияние стиля педагогической деятельности на эмоциональное состояние учащихся….302
    Кузнецова Ю.Б., Пупонина О.С. Особенности организации работы с одаренными детьми. Опыт школ города Уфы….308
    Латыпова Н.Н. Роль современных образовательных технологий в преподавании биологии в школе….313
    Мухаметрахимов Х.Х. Развитие творчества на уроках технологии и изобразительного искусства….316
    Третьякова З.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в средней школе….320
    Шабаева А.В. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях учителей с разной мотивационной направленностью….325
    Шиляева И.Ф., Габитова Г.М. Профессиональный стресс в педагогической деятельности…329
    Шинкаренко С.Н., Максимова С.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий….333
    Юльметова Н.К. Электронные образовательные ресурсы на уроках башкирского языка и литературы….339
    Яковлева Р.Ф. Этнический ренессанс в деятельности практического психолога….343
    РАЗДЕЛ V.
    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ И ВУЗА
    Ахмедханова Р.А. Особенности развития одаренности в младшем школьном возрасте….349
    Ахтамьянова С.И. Развитие музыкального сознания в образовательной среде среднего специального музыкального колледжа….352
    Замалетдинова З. И. Система работы педагогического коллектива по воспитанию национального самосознания….359
    Иванов Г.Л. Детский университет как среда формирования личности…363
    Кадырбаева Н.Р. Особенности девиантного поведения подростков, диагностика, профилактика и коррекция….367
    Мингазова Д.В. Психолого-педагогические условия и механизмы коррекции деструктивного общения у подростков….372
    Митина Г.В., Галиуллина З.А. Половые различия познавательных процессов в дошкольном возрасте….376
    Михайлова Е.Н., Ададурова И.А., Шабаева Г.Ф. Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста…379
    Пузырная И.А. Проблемы развития нравственных отношений у детей дошкольного возраста….383
    Тюкина Н.Ю. Сенсорная комната как средство развития детей дошкольного возраста….387
    Фазлыева Л.Г. Факторы формирования нравственно-устойчивой и зрелой личности школьника….391
    Фаррахова А.Ю. Опыт совместной образовательной деятельности детей с различным состоянием физического здоровья….394
    Фархутдинова Э.М. Сотрудничество школы и семьи в развитии языковой личности ….399
    Штейнберг В.Э., Миронов А.В. Использование когнитивной инфографики в подготовке курсантов военного вуза…402
    РАЗДЕЛ VI.
    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ВПО
    Абдуллина Л.Б. Профессиональная подготовка будущего педагога в системе высшего профессионального образования….408
    Асадуллина Л.Ф. Использование инновационных методов обучения для повышения личностной зрелости будущего психолога….412
    Ахмедханов А.М. Учебная дискуссия на занятиях в вузе…417
    Ахунова Г.Р. Профессиональная мотивация молодых педагогов….420
    Биктимирова Н.А. Формирование профессиональных качеств студентов-менеджеров в педагогическом процессе….424
    Бондаренко Г.В. Актуальные проблемы совершенствования вузовской системы профессиональной подготовки психологов….428
    Гайнутдинов Р.З. Физическое воспитание и спорт как ценность и фактор формирования здоровьеориентированного мышления современной студенческой молодежи….430
    Галиева З.З., Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи….435
    Иванченко Т.П. Метафорические карты в работе школьного психолога….437
    Каленская В.П. Педагогическая технология развития системного мышления у студентов заочной формы обучения….444
    Карамова Э.И. Ответственность личности студента с разным локусом контроля….450
    Колпаков А.А., Мутагарова Э.М., Мухаметрахимова С.Д. Воспитанность как проявление уровня развития личности младшего школьника….455
    Плеханова Е.А. Особенности развития нравственных отношений у подростков 12-14 лет….460
    Плеханова Е.А., Галиуллина Г. Взаимосвязь учебной деятельности и творческих способностей студентов-первокурсников….….464
    Резяпова Р.А. Подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников…469
    Салимова Р.М. Взаимосвязь профессиональной направленности и личностных качеств студентов….….473
    Самигуллин Р.Р. Психологический взгляд на вопрос проектирования пользовательского интерфейса электронного учебного пособия….477
    Тулитбаева Г.Ф. Социальный интерес в структуре профессионально важных качеств психолога…482
    Халдеева Т.Ю. Формирование готовности студентов к активизации познавательной деятельности детей….487
    Хр. Христов, Пл. Дянков. Проектната работа в образователната институция като продуктивна стратегия при обучението на студентите….491
    Чуйкова Т.С. Оптимальный баланс между работой и личной жизнью как условие профессиональной успешности педагога….496
    Шиляева И.Ф. Культура общения как показатель и условие профессиональной подготовки будущего психолога….….502
  • Дипломная работа:

    Лексикография фәне һәм аның бүгенге казанышлары

    66 страниц(ы) 

    Кереш.
    1. Лексикография фәне һәм аның бүгенге казанышлары
    1.1. Лексикография фәне һәм сүзлек төрләр.
    1.2. Ике телле сүзлекләрнең төп үзенчәлекләре.
    2. Сүзлекләрне өйрәнүнең торышы һәм татар телнең икетелле тәрҗемәви сүзлекләре
    2.1. Тел белемендә һәм татар тел белемендә сүзлекләрне өйрәнүнең торышына гомуми күзәтү.
    2.2. Гәмәлдәге татар-рус һәм рус-татар сүзлекләре һәм аларның үзенчәлекләре.
    3. Урта мәктәптә сүзлекләр белән эшләү методикасы һәм татар-рус, рус-татар сүзлекләрен куллану
    2.1. Сүзлекләр белән эшләү культурасын формалаштыру методикасы буенча тәкъдимнәр.
    5) Татар-рус һәм рус-татар сүзлекләрен урта мәктәптә туган телне үзләштерүдә файдалану өчен күнегү үрнәкләре .
    Йомгак.
    Файдаланылган әдәбият исемлеге.
  • Контрольная работа:

    Символический интеракционизм

    23 страниц(ы) 

    Введение 3
    Символический интеракционизм 5
    Заключение 22
    Литература 23
  • Дипломная работа:

    Исследование взаимосвязей между результатами выступлений на соревнованиях и индивидуально-психологическими особенностями спортсменок 11-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой

    57 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ 6
    1.1. Индивидуально - психологические особенности гимнасток 11-13 лет 6
    1.2. Особенности выступлений на соревнованиях в художественной гимнастике 17
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
    ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
    2.1. Организация исследования 28
    2.2. Методы исследования 32
    ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
    3.1. Результаты исследования 36
    3.2. Анализ результатов исследования
    ВЫВОДЫ
    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ